Развитие танца с древнейших времен. Зарождение танца. Этапы развития танцев


С древних времен танец являлся важной частью церемоний, ритуалов и праздников.Но при этом сведений о древних танцах и их описаний до наших дней практические не дошло. Сегодня известно не так много древних танцев, у каждого из которых интереснейшая история. Правда, эти танцы в настоящее время находятся на гране исчезновения.

1. Танцы с мертвыми



Мадагаскар
Жители острова Мадагаскар раз в семь лет совершают уникальный ритуал, “танцы с мертвыми”. Во время этого обряда, сопровождаемого живой музыкой, они вскрывают склепы с останками своих родственников, достают их оттуда и заворачивают покойников в новую чистую ткань.

Из принесенных в жертву животных готовится угощение. Затем начинаются радостные танцы с покойниками на руках.

2. Пляска Св. Витта



Германия
Танцевальная мания, необъяснимый феномен средневековья XIV-XVII века, известный, как пляски Св. Витта, является одной из ранних описанных форм "массового помешательства". Десятки, сотни людей, находящихся в бессознательном состоянии, могли танцевать до полного изнеможения целыми днями и неделями, пока не валились с ног.

Впервые вспышка этой мании была отмечена в 1374 году в городе Аахене, распространившись впоследствии по всей Европе.

3. Кружение дервишей


Турция
Широко известный танец «кружащихся дервишей», «сема», имеет ритуальный смысл. Его участники, семазены, – дервиши братства мевлеви. Сема - это больше, чем танец, это магический процесс. Дервиши в процессе кружения, наклоняют головы так, что сдавливают сонную артерию, и в результате этого впадают в транс и достигают союза с божественным.

Каждый элемент символичен. Белая юбка обозначает саван, шляпа из верблюжьей шерсти - надгробную плиту. Сбрасывание черного плаща символизирует духовное возрождение. Братство мевлеви, к которому принадлежат дервиши, было основано в 13-ом столетии в Турции их наставником Мевлеви и существует до сих пор.

4. Танец Вендиго



Канада
Вендиго у индейцев-алгонкинов - это истощенные, вечно голодные монстры-людоеды со спутанными волосами и разлагающейся кожей.

У индейцев есть традиционный танец, в котором одни танцоры в сатирическом ключе изображают ужасных монстров, пожирающих людей, а другие – отважных охотников на Вендиго.

5. Тарантелла



Италия
Тарантелла - очень быстрый танец, появившийся на свет в 15-м столетии в Неаполе. Его название, по одной версии, связано с городом Таранто, по другой - с встречающимся в этих местах пауком, тарантулом. Долгое время считалось, что его укус приводит к «тарантизму», смертельной болезни, излечиться от которой можно только безудержной, неистовой пляской, в результате которой разгоняется кровь и выделяются токсины.

В те времена по Италии даже разъезжали оркестры специально для больных «тарантизмом». И только спустя 300 лет было обнаружено, что укус этого паука вовсе не смертелен, а вызывает лишь легкую опухоль вокруг ранки.

6. Танец Морриса



Англия
Танец Морриса является древней английской традицией. Многие полагают, что танец зародился в далеком языческом прошлом Англии, как ритуальный танец плодородия у кельтов. Другие же считают, что возник он гораздо позже.

В 16-м веке в европейских дворах стали очень популярны танцы с использованием тщательно продуманных костюмов, с колокольчиками на голенях. Этот танец в Великобритании танцуют и по сей день.

7. Танцы в честь Качина



Аризона, Юта, Колорадо/США
Согласно хопи, все в природе наполнено духами Качина, которые полгода живут вместе с индейцами в их деревнях, а в конце июля возвращаются в свой мир. Провожая Качина, хопи целых восемь дней исполняют в их честь танец.

Пятьдесят танцоров в масках и цветных костюмах, изображая духов, танцуют весь день под звуки барабанов и песнопений. По окончании праздника, как считали хопи, духи отправлялись до ноября в горы, по своим домам.

8. Танец с саблями



Пакистан/Непал
Танцы с саблями - один из самых распространенных ритуалов в мире. В Пакистане и Непале они являются обязательным атрибутом свадеб и других торжеств. С Крита они пришли в Древнюю Грецию. Широко распространились и в Европе, особенно в областях, соседствующих со Священной Римской империей и Страной Басков. В течение примерно четырех тысячелетий мировые культуры развивали эти танцы. Они стали неотъемлемым компонентом боевых искусств.

В Китае танец с саблями стал также одним из четырех главных танцев китайской Оперы. Только османы запретили исполнение танцев с саблями, полагая, что под этим предлогом будет приобретаться оружие для движения Сопротивления.

9. Ритуальный танец кандобле


Бразилия
Странная и загадочная религия кандобле, запрещенная до середины ХХ века, появилась в Бразилии в результате завоза сюда рабов из Африки. Одним из основных ее ритуалов является танец с бесконечным повторением однообразных движений, в результате чего танцор впадает в состояние транса.

Считается, что при этом в него вселяется один из богов, общаясь с которым, можно очистить свою душу. Исполняется танец в сопровождении бразильского барабана и погремушек.

10. Танец Залонго



Греция
Это не совсем танец, и эту историю знает каждый грек. Это был акт массового самоубийства перед лицом геноцида. В 1803 году после подписания мирного соглашения, вассал османской империи Али-Паша нарушил его и напал на сулиотов с целью порабощения их женщин и уничтожения мужчин. В знак протеста группа из 50 женщин с младенцами на руках поднялась на утес Залонго. Сначала они сбросили с него своих детей, а после этого прыгнули и сами.

Слухи об этом разнеслись повсюду, по османским землям и Европе, художники и поэты обессмертили этих женщин в своих поэмах и картинах. Говорили, что женщины при этом танцевали и пели народные песни, но, возможно, эта деталь была добавлена позднее для усиления эффекта.

БОНУС

С того момента, когда человек начинает ходить, двигаться, бегать, он выражает себя пластически. Иногда, чтобы понимать друг друга, достаточно жеста, поворота головы, взгляда. Посмотрите - вот идет по улице в сумерках пара. Вы их видите только со спины - и все же сразу определите, просто знакомые они или влюбленные. Это пластика. Когда у человека горе, он окаменевает. И страдание молчащего человека не спутаешь с задумчивостью пытливой юности. Это тоже пластика. К пластическому выражению своих эмоций способны все, поэтому танец соединяет людей. История возникновения и развития танцев богата и многогранна, но неизменно связана с взрослением самого человека.

Этапы развития танцев:

1. Древний танец

Танец начал свою жизнь вместе с человеком. История возникновения танца неразрывно связана с историей человеческой культуры. В самых различных сторонах практической жизни участвовал он. Существовали танцы ритуальные, охотничьи, трудовые, воинские. Они передавались от поколения к поколению, со временем их магический смысл (а им была пронизана природа древнего танца) утрачивался, забывался, но тысячелетиями народ хранил свой особенный пластический язык.

Как бы ни был умен человек, как бы ни был широк круг его интересов, все-таки его жизнь, если он не способен выразить свои чувства в музыке, в песне, в танце, неизбежно оказывается обедненной. Недаром в древней Греции, где так развиты были стремления к воспитанию гармонической личности, философы, как и все граждане, не чуждались танцев, а про великого драматурга и поэта Софокла доподлинно известно, что в честь победы греков над персами он публично пропел и протанцевал «цеап».

Греки понимали природу танцев, понимали, что танец способен раскрыть то, перед чем бессильны драма, музыка, живопись. Тончайшие порывы человеческого чувства подвластны танцу, когда он становится искусством. Посмотрите на древнегреческие стелы, краснофигурные или чернофигурные вазы. Кажется, дай изображениям заговорить, и они потеряют свою выразительность. Здесь сами тела радуют, кричат, ликуют. Мы говорим - это пластика.

Сохранился пример героизма, воплощенного в удивительной форме. В начале прошлого столетия греческие женщины - сулиотки, скрывавшиеся на высотах над Ахероном, видя гибель своих мужей и братьев от рук нарушивших условия мира турок, взялись за руки и под звуки воинственного гимна начали круговую пляску. Каждый раз, когда круг приближался к пропасти, одна из танцующих бросалась вниз. Остальные смыкали руки, танец продолжался, пока ни одной женщины не осталось в живых.

2. Народный танец

Танец был неотъемлемой частью любых народных празднеств. Мы не можем себе представить настоящего веселья без танцев. Энергия радости, по-видимому, особенная энергия, потому что она неизбежно выплескивается, выливается в движение. У каждого народа, у каждой национальности свой особенный свод движений, свой ритм, совершенно особенная пластика. Это закреплялось и оказалось столь же стойким, как национальный костюм, национальный характер. Разные эпохи, изменения в укладе жизни, в социальных и культурных отношениях отражались на танце. На развитие танца влияла и мода.

3. Бальные танцы

Когда танец с площадей перешел в залы дворцов, он стал выражением образа жизни правящих слоев общества. Про излюбленный в XVIII веке менуэт говорили: «Тот, кто хорошо танцует менуэт, делает хорошо все, за что берется, и может за все браться».

Изящество манер, благородство осанки, изысканная почтительность, которые необходимы были в менуэте, составляли необходимейшие качества придворного.
В те времена при дворе появился балет, который очень скоро стал излюбленным развлечением королей. Известно, что Генрих IV и его министр Сюлли танцевали в балете, сочиненном сестрой короля; любил участвовать в балете Людовик XIV.

4. Балет: история танца

В России первый балет был поставлен в царствование Алексея Михайловича на масленице в 1672 году, сюжет его был заимствован из античной жизни.

Танец выдержал долгую битву за то, чтобы стать самостоятельным искусством, отделиться от пения и драмы. И вот Терпсихора стала именоваться музой балета. Появилась такая профессия, как сочинитель танцев, он же в большинстве случаев и их постановщик (мы говорим - балетмейстер).

Удивляла внешне блестящая и всегда нелегкая судьба балерины. В танце закреплялись свои законы, правила, суммировались определенные движения, которые существуют и по сей день. Как в живописи есть цвета, в музыке ноты, так и в классическом балете - определенные позы, движения, из которых, как из букв, балетмейстеры, а потом актеры складывают слова, из слов - фразы, из фраз - поэмы, повести, романы.

Возник особый пластический язык, способный передавать сложнейшие движения души. Язык, которому учатся с невероятным упорством и самоотвержением десятки лет, всю жизнь.

Но тысячи людей могут не знать и не знают этого языка. Они танцуют вальс, фокстрот, краковяк, полечку, танго, шейк, летку-енку… Об этих танцах, о стиле, о культуре, которая должна быть видна в их исполнении, - особый разговор.

Метки: история возникновения народного танца, этапы развития танца, история возникновения танца, балет история танца

История Танца

Народный танец

История танца уходит своими корнями в глубину веков - первоисточником народного танца были движения и жесты, связанные с чувственными впечатлениями от окружающего мира, а ритуальные мистерии с только им присущими хореографическим языком и выразительностью были неотъемлемой частью духовной жизни древнего человека.

Искусство танца - это древнейшее проявление творчества народов, родившееся одновременно с появлением человека как естественная физиологическая потребность в ритмическом движении.


Танец появился из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружавшего мира. С веками, подвергшисьсь художественному обобщению, танец приобрел самостоятельно значение, и у каждого народа сложились свои танцевальные традиции. Возможно, история танца ровесница истории человечества. Нам остается только догадываться, какими были танцы в ранние эпохи. Natya Shastra – это ранняя рукопись, в которой описываетая танец. На ней зиждется современная интерпретация классического индийского танца Bharathanatyam. В европейской культуре одно из первых упоминаний о танце принадлежит Гомеру в его «Илиаде» - описывается chorea (греч. хоровод, пляска). Ранние греки преобразили искусство танцевания в систему, выражающую разнообразные страсти. Например, танец Фурий наводил ужас на всех, кто был его свидетелем. Греческий философ Аристотель поставил между танцем к поэзией знак равенства и утверждал, что танцоры благодаря телодвижениям в определенном ритме могут передавать манеры, страсти и действия. Выдающиеся греческие скульпторы изучали позы танцоров, имитирующих те или иные состояния.


Исторически танец служил частью религиозных ритуалов и общественных праздников. Доказательства этому обнаруживаются во многих документах доисторической эпохи. Вероятно, придворные танцы существовали столько же, сколько королевские дворы. Многообразие видов танцы включало в себя народные, социальные, бальные, религиозные и экспериментальные и другие формы. Большой ветвью этого искусства был Театральный Танец, который возник в Западном Мире. Истоки современного балета, танца, который все мы знаем, уходят во Францию шестнадцатого века - Эпохи Возрождения.


Балет.

Предпосылками появления балета были новые способ мышления и философия Просвещения: теперь человек становится центром вселенной и может управлять своим бытием при помощи искусств и наук. Иллюстрацией этому является выдержка: «Используя музыку, которая в точности имитировала пропорциональную гармонию планет, человек шестнадцатого века считал, что может притянуть к себе планетарные воздействия. Танец сам по себе был подражанием движению небес».


К концу XVI века придворный балет достигает пика своего расцвета: он полностью финансировался французской монархией, которая использовала его для превозношения собственного величия. Балеты стали частью роскошных, огромных праздничных феерий, которые продолжались несколько дней подряд и включали в себя все виды развлечений. На самом деле, все эти праздники были способом самовозвеличить Французский Двор.


Уже к началу XVIII века балет перекочевал из Французского Двора в Парижскую Оперу к разностороннему театральному деятелю Жану-Батисту Люлли, который «сохранил основной концепт балета – сложносоставность формы, в которой танец является неотъемлемым и значимым элементом». В течение этого столетия балет разошелся по Европе и из утонченного способа передвижения образов во время крупного представления превратился в самодостаточное искусство исполнения, называемое ballet d’action («действенный балет», балет с сюжетом). Эта новая форма почти полностью изжила искусственность, присущую придворному танцу, и установила новый закон: "искусство должно стремиться к выражению природы, естеству". В результате костюмы и хореография стали более свободными и способствующими большему раскрытию выразительных талантов тела. Отворилась дверь в мир натуралистических костюмов и обуви без каблуков - пуантов, которые предоставляли танцору большие возможности при подъеме на полупальцы.


Эпоха Романтизма начала XIX века с балетами, привлекающими внимание зрителя к эмоциям, с фантазией и богатыми духовными мирами явила начало настоящей работы на пуантах. И вот идеальная балерина (качества которой выразились тогда в легендарной Мари Таглиони) в своих туфлях, казалось, едва касается поверхности сцены и ее бесплотный дух словно не знает, что такое земля. Теперь уже взошедшие звезды женского танца полностью затмили присутствие бедных мужчин-танцоров, которых во множестве случаев переименовали в двигающиеся статуи, существующие только для того, чтобы балерины на них опирались. Эту ситуацию в начале двадцатого столетия немного изменило восхождение звезды Нижинского из Русского Балета. К этому времени уже развились знакомые нам балетные костюмы, хореография, декорации, бутафория, словом, все стало почти таким, как есть сейчас.


Современный танец.

Русский балет, начав революцию в балетном искусстве, пытался сломать устаревшие формы классического балета. В настоящее время художественные возможности балетной техники и аккомпанирующих ей музыки, декораций и мультимедиа более масштабны, чем за все время его существования. Границы, определяемые классическим балетом, постоянно раздвигаются и размываются, и все, что появляется вместо них, теперь лишь едва напоминает о традиционных балетных терминах типа «вращения».


Появилось новое мышление. Артисты танца теперь принимают во внимание качества личности, ритуальные и религиозные аспекты, примитив, выразительность и эмоциональность. В этой атмосфере произошел очередной виток развития современного танца. Внезапно возникла новая свобода в том, что теперь считалось приемлемым, что получило название признанного искусства, в котором отныне хотели творить многие люди. Все атрибуты нового искусства стали такими же значимыми, как костюмы балета – или даже ценнее их.


Большинство хореографов и танцоров начала XX века относились к балету весьма негативно. Исидора Дункан мыслила его безобразной бессмысленной гимнастикой. Марта Грэм (Грэхем) выделяла в нем европейщину и империализм, у которых с американцами нет ничего общего. Мерс Каннингхэм, несмотря на то, что использовал для преподавания некоторые основы балетной техники, подходил к хореографии и выступлению с позиций прямо противоположных традиционному балету.


Двадцатый век несомненно стал временем отрыва ото всего, на что опирался балет - временем беспрецедентного творческого роста танцоров и хореографов, временем шока, удивления и зрителей, которые поменяли свое представление о танце, временем революции.


Шестидесятые годы принесли развитие постмодернизма, который изменил курс на простоту, красоту маленьких вещей, нетренированных тел и безыскусственных, простых движений. Знаменитый манифест «Нет» отвергает все костюмы, сюжеты и «показуху» ради сырого, необработанного движения – это, наверное, самая яркая крайность этой волны новой мысли. К сожалению, отсутствие костюмов, сюжетов и бутафории не содействует успешности танцевального шоу – и спустя непродолжительное время «декорации», «художественное оформление» и «уровень шока» снова появились в лексиконе хореографов современного танца.


К восьмидесятым годам классический танец возвратился в исходную точку, а современный танец (contemporary dance) стал высокотехничным оружием профессионалов, близким политике. Две формы танца, contemporary dance и классический балет, мирно соседствуют, испытывая одна к другой лишь малейшую долю былой неприязни и почти не вступая в соперничество. Сегодня танцевальное искусство пронизано творческой конкуренцией и хореографы часто стремятся к тому, чтобы именно их работу назвали самой шокирующей. Однако до сих пор в искусстве есть красота, и танец современности поражает такими профессионализмом, силой и гибкостью, которых никогда не было доныне.





История возникновения и развития бальных танцев

Впервые бальные или светские танцы возникают в XII веке, в эпоху средневекового Ренессанса – периода расцвета рыцарской культуры. До наших дней сохранились лишь названия этих танцев.

Бальный танец возник в 14 веке в Италии в силу благоприятных условий (разнообразной общественной жизни развивающихся городов). Здесь происходит теоретическая разработка правил бального танца. Затем бальный танец распространился во Франции. В 16-17 веках Франция становится законодательницей бального танца.

Большую роль в развитии бальной хореографии того времени сыграл танец бранль, который возник во Франции. Танцы с покачиваниями и притопами назывались простыми бранлями; танцы с подскоками и прыжками - весёлыми; танцы, изображающие трудовые процессы, подражательные – бранли бочаров, башмачников, конюхов и т.д.

Знатные вельможи водили своеобразные хороводы, где требовались важная поступь, величественная осанка, умение исполнять приветствия, многочисленные поклоны и реверансы. Среди этого огромной популярностью пользовалась павана, которую исполняли с канделябрами или факелами в руках. Этим танцем открывались балы, павана часто становилась центром во время свадебной церемонии.

Уже в XIV веке знаменитый французский теоретик Туано Арбо в книге «Орхезография» описал различные виды танцев, техника которых со временем все более совершенствовалась. Бальные танцы XIV века не отличались богатым разнообразием движений и исполнялись в сопровождении небольшого оркестра: 4 кларнета, тромбон, 2-3 виолы. На смену им пришли более быстрые танцы, включающие в себя лёгкие прыжки, повороты и изящные позы. В моду постепенно вошли менуэт, ригодан, романеск.

Усложнялась танцевальная лексика и композиция, что привело к необходимости длительного обучения танцу. Танцмейстеры и педагоги XVII века выпускают самоучители по танцам. В них включают наиболее популярные в то время массовые танцы.

В 1661 году по указу Людовика XIV в Париже была открыта "Академия танца", где проверялись знания танцмейстеров, выдавались дипломы, устраивались балы и вечера, а главное, совершенствовались народные танцы.

Движения придворного менуэта не отличались особой сложностью: плавный скользящий шаг, глубокие реверансы, поклоны, хотя обучались ему годами. Трудно давалась манера исполнения менуэта, в виду того, что все переходы должны совершаться мягко, округло, без рывков, плавно вытекая один из другого. Некоторые из фигур менуэта вошли в основу классического балета, поэтому менуэт до сих изучается во всех хореографических академиях.

В России покровителем развития танцевального искусства стал Пётр Первый, издавший в этих целях в 1718 году указ об ассамблеях, которые положили начало публичным балам в России. Было даже создано специальное руководство "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению", в котором говорилось об этикете на ассамблеях и в бытовой жизни. В содержание этого указа входили следующие положения:

"…непристойно на свадьбах в сапогах и острогах быть и тако танцевать: для того, что тем одежду дерут у женского пола, и великий звон причиняют острогами, тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов»;

"… с кем танцуя, не подлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону»;

"… немалая отроку есть краса, когда он смирен, а не сам на великую честь называется, но ожидает, пока его танцевать не пригласят».

Петр ввёл преподавание бальных танцев как обязательный предмет в казённых учебных заведениях, тем самым подчеркнув государственное значение подобного начинания.

Танцмейстер, который именовался в те годы учителем " танцев, учтивости и куплимента", должен был также воспитывать своих учеников, внушать им правила европейского светского обращения, «политеса».

XIX век связывают с массовыми бальными танцами, всё больше входят в моду балы и маскарады. Широкое распространение танцев привело к организации специальных танцевальных классов, где учителя - профессионалы обучали бальному танцу не только знать, но и городское население.

В настоящее время бальные танцы имеют много общего со спортом, оказывают всесторонне развитие на физическое развитие танцоров, позволяя развить координацию, осанку, пластику движений. Современная программа обучения бальным танцам включает 10 танцев, которые подразделяются на европейскую и латиноамериканскую программу. Большинство этих танцев возникло относительно недавно. Рассмотрим историю каждого из них в отдельности.

Медленный вальс (Slow Waltz), входящий в программу европейских танцев, впервые упоминается с середины XVIII века, в более древних документах встречается его обозначение как "weller", "walzen", "walzen", что означает – кружиться, скользить. В своей классической форме вальс родился и расцвел в начале XIX века в Вене, а затем и во всем мире. Из Австрии вальс был завезён в Англию и США и впервые исполнялся в стенах влиятельного Boston Club около 1874 года. Однако только после 1922 года танец стал столь же моден, как танго.

Кроме медленного вальса также выделяют и Венский вальс (Viennas Waltz), который по праву носит название короля бальных танцев. Первое упоминание о танцах, подобных такому вальсу, относится к ХII-XIII столетию, когда в Баварии танцевали "Nachtanz". Пик популярности он пережил в начале XIX века в Вене под музыку Штрауса. Венский вальс возник в Баварии и назывался "немецким".

Танго - энергичный танец из категории танцев фламенко из Испании впервые получает общественное признание и успех в 1909 году в Париже, откуда этот танец стремительно распространился по всей Европе и пользовался огромной популярностью в период 1910-1915 годов. Несколько вышедший из моды в 30-60-е годы, в настоящее время танец снова получил широкое признание. С танго объявлен объектом . , в день рождения аргентинского певца и киноактера, знаменитого «Короля танго» , отмечается «Международный день танго».

Фокстрот был придуман летом 1914 актером водевиля Гарри Фоксом(Harry Fox), наибольшим успехом он пользовался в 20-е годы. Первоначально фокстрот был частью представления "Jardin Danse" на крыше Нью-Йоркского театра. Как часть своего выступления, Гарри Фокс делал шаги "рысью"(trotting) под музыку ragtime , и люди назвали его танец "Fox"s Trot"(потом "s" куда-то пропала, а произношение осталось). "Trot" - это изначально военный термин для описания конной походки, появившейся в штате Миссури, в переводе на русский - "рысь". Эта походка необычно гладка. Есть также версия, что название произошло из-за лисы (Fox), поскольку только она якобы имеет необычную походку среди животных, когда ноги ставятся в одну линию (след в след). Огромное количество фигур для фокстрота было придумано в 1922 году известным танцором, победителем танцевальных конкурсов Франком Фордом. Первоначальный танец имел темп приблизительно 160 ударов в минуту, и был описан как " чрезвычайно судорожный", позже, к 1927 году танец стал называться медленным фокстротом и основу его составили гладкие скользящие движении .

Квикстеп (Quickstep) - это легкий, живой, жизнерадостный танец, "напичканный" прыжками, подскоками с поворотами вправо, влево, назад с виражами вправо и влево, это действительно быстрый фокстрот. Годом рождения квикстепа считается 1923 год, когда оркестр Поля Вайтмана (Paul Whiteman) выступал в Великобритании. Современные движения квикстепа, основанные когда-то на шагах фокстрота, сильно отличаются от тех, которые танцевали в 20-е годы. Первоначально квикстеп исполнялся африканскими танцорами. Позже квикстеп дебютировал в Американском мюзик-холле и стал очень популярным в танцевальных залах.

Группа латиноамериканских танцев в настоящее время включает самбу, ча-ча-ча, румбу, пасадобль и джайв.

Самбу часто называют "южноамериканским вальсом", так как ритмы самбы очень популярны и легко видоизменяются, образовывая новые танцы - ламбаду, макарену. Бразильский карнавальный танец впервые был представлен в 1917.Окончательно сформировался в Бразилии в 1930 году, как бальный танец. В США он появился в 1939 году. В Россию самба попала из Польши, хотя в 1957 году на фестивале молодежи и студентов в Москве его уже танцевали.

Ча-Ча-Ча получило свое название и характер из-за особого повторяющегося основного ритма и специфического инструмента маракасы. Захватывающий, синкопированный латинский танец, который возник в 1950 годах как замедленное Мамбо. Этот танец сначала был замечен в танцевальных залах Америки.

Парный кубинский танец африканского происхождения – румба появился в XVI в., когда в Америку стали завозить черных рабов. Среди всех бальных танцев румба характеризуется наиболее глубоким эмоциональным содержанием. В ходе своей эволюции румба приобрела многие черты, характерные для блюза. Существует расхожий штамп, что «румба – это танец любви», однако, на самом деле румба, скорее является танцем несчастной любви и одиночества.

Пасодобль был одним из многих испанских народных танцев, связанных с различными аспектами испанской жизни. Частично пасодобль основан на бое быков. Танцоры пасодобля изображают тореро и его плащ, характер музыки соответствует процессии перед корридой. Танец впервые был исполнен во Франции в 1920 году, стал популярным в высшем парижском обществе в 1930-ых, поэтому многие шаги и фигуры имеют французские названия.

Слово "Jive" похоже на южно-африканское слово "Jev" - "говорить пренебрежительно". Джайв появился в XIX веке на юго-востоке США. Джайв родом из Америки и построен на основе танца, первоначально называемого "Jitterburg", из которого убрали акробатические элементы и поставили технику исполнения. Первое описание джайва сделанное лондонским учителем танцев В. Сильвестром (Victor Silvester) было опубликовано в Европе в 1944г.

Итак, история развития и становления бальных танцев как вида спорта уходит своими корнями в начало прошлого века, в Англию и Францию. Появление новых музыкальных стилей, растущий интерес к парным танцам, знакомство европейцев с увлекающими ритмами афро-латинских народных танцев постепенно привели к созданию канонизированной танцевальной программы. Сегодня в программу обучения спортивным бальным танцам входят 10 танцев, которые подразделяются на европейскую программу (в просторечии - "Стандарт") и на латиноамериканскую ("Латина").

История танцев народов Запада (Европы и стран, которые были образованы переселенцами с Европы) характеризуется большим разнообразием и довольно быстрыми изменениями. В то время как большинство танцовщиц Востока практиковали весьма изощренные формы танцев, которые оставались практически неизменными в течение многих столетий или даже тысячелетий, западные танцоры демонстрировали постоянную готовность, даже стремление, перенимать новые формы и идеи для своих танцев. Даже самые ранние упоминания свидетельствуют о том, что западный танец всегда охватывал огромное разнообразие общинных или ритуальных танцев, а также то, что социальные танцы использовались многими различными слоями общества. Сразу стоит отметить, что западное искусство не всегда можно четко отличать от «не-западного». Особенно четко это видно по ряду стран бывшего Советского Союза, где некоторые танцы азиатские, а другие европейские по своему происхождению и характеру. Эта статья посвящена танцу именно западных народов, исключая, где это возможно, соответствующее влияние других культур.

От античности до эпохи Возрождения

Перед тем как начали появляться первые письменные отчеты, прошел огромный промежуток времени, о котором ученые могут только догадываться. Наскальная живопись в Испании и Франции, на которой четко можно различить танцующие фигурки людей, привела к гипотезе, что религиозные обряды и попытки влиять на окружающие события посредством симпатической магии были центральными мотивами первобытного танца. Такие предположения частично подтвердились путем наблюдения танцев примитивных народов в современном мире, хотя связь между древними людьми и современными «примитивными культурами» напрочь отрицается многими учеными.

Если танцы, о которых сохранились записи в ранних письменных источниках, непосредственно развились от доисторических танцев, возможно, можно предполагать, что существовали доисторические рабочие танцы, военные танцы, эротические танцы и групповые танцы. Сегодня, в 20 веке сохранился один баварско-австрийский танец «шуплаттер», который, по мнению историков, ведет свое происхождение из неолита, т. е. примерно с 3000 г. до н.э.

Танец в древнем мире

Сохранились множество письменных свидетельств о танцах в цивилизациях Египта, Греции и соседних островов а также Рима. Кроме того, можно выделить древний еврейский танец, о котором сегодня также известно уже немало. В Египте практиковались формализованные ритуалы и ритуальные танцы, в которых жрец символизировал бога. Эти танцы, которые были кульминацией церемонии, представляющий смерть и возрождение бога Осириса, становились все более и более сложными, и в конечном итоге их могли исполнять только специально обученные танцоры.

Также из Египта до современных дней дошли самые ранние письменные свидетельства о танцах. В этих записях говорится о классе профессиональных танцоров, которых первоначально «завозили» из Африки, чтобы те развлекали богатых людей в часы досуга, а также выступали на религиозных и погребальных торжествах. Эти танцоры считались весьма ценными «приобретениями», особенно танцоры-карлики, которые стали известны своим мастерством. Один из фараонов после своей смерти был удостоен чести исполнения «танца бога-карлика», а фараон Неферкаре (3е тысячелетие до н.э.) поручил одному из своих приближенных привезти к своему двору «танцующего карлика из Земли Духов».

Сегодня ученые предполагают, что знаменитый танец живота, который сегодня исполняется танцорами из стран Ближнего Востока, на самом деле имеет африканское происхождение. Еще в 4 веке до н.э. в египетском Мемфисе был подробно описан парный танец, чем то похожий на румбу, который имел явно выраженный эротический характер. Египтяне также знали акробатические постановочные танцы, похожие на современные танцы-адажио. Они также выделялись своей чувственностью и привлекали людей изящными движениями скудно одетых танцовщиц. Картина из гробницы шейха Абдуль-Курна (которая в настоящее время выставлена в Британском музее) показывает танцоров, одетых только в браслеты и пояса, что по-видимому было предназначено для повышения их привлекательности.

Вскоре танцы в Египте начали развиваться и становиться более разнообразными и сложными. В дополнение к своим собственным танцевальным храмовым ритуалам и танцорам-пигмеям, которых привозили из верховьев Нила, появились также индусские танцы девушек из завоеванных стран на востоке. Эти новые танцы уже не имели характерных размашистых движений мужчин или жестких, угловатых поз, которые можно встретить на многих египетских каменных рельефах. Их движения были мягкими и плавными, без резких наклонов. Эти азиатские девушки принесли женственный стиль в египетские танцы.

Танец в классической Греции

В греческом танце можно найти множество египетских влияний. Некоторые пришли в Грецию через Критскую культуру, другие через греческих философов, которые ездили учиться в Египет. Философ Платон (примерно 428 - 348 годы до н.э.) был одним таких людей и именно он стал влиятельным теоретиком танца. Согласно его учения, танцы отличались от неловких движений, подобных конвульсиям, тем, что они подчеркивали красоту тела. Танцы египетского культа священного быка Аписа позже обрели свое воплощение в критском танце быка около 1400 г. до н.э. Именно он вдохновил создание танцев в лабиринте, которые, согласно легендам, Тесей привез в Афины по возвращении с освобожденными из лабиринта юношами и девушками.


Другой формой танца, которая возникла на острове Крит и процветала в Греции, был пирриха - танец с оружием. Он практиковался в Спарте в рамках военной подготовки, а также был основанием для утверждения философа Сократа, что лучшим танцором является лучший воин. К другим групповым танцам, которые пришли в Афины из Крита, относятся два танца, посвященные Аполлону, а также танец, в котором обнаженные мальчики имитировали борцовскую схватку. Женские же достоинства подчеркивались величественным и набожным хороводом в честь богов, который исполнялся девушками.

Многочисленные вазы, картины и скульптурные рельефы помогли современным ученым доказать, что в Греции существовал экстатический танец, связанный с культом Диониса. Он исполнялся на празднике «священного безумия» во время осеннего сбора винограда. В своей драме «Вакханки» Еврипид (примерно 480-406 годы до н.э.) описал неистовство греческих женщин, называемых вакханки или менады. В этом танце они неистово кружились и ритмично чеканили шаги, впадая в транс. Такие танцы были проявлением одержимости, что яволялось характеристикой многих примитивных танцев.

Дионисический культ привел к созданию греческой драмы. После женщин в танец вступали мужчины, одетые в маски развратных сатиров. Постепенно жрец, воспевающий жизнь, смерть и возвращение Диониса, то время как его приспешники сразу же изображали его слова танцами и пантомимой, становился настоящим актером. Объем танца медленно расширялся, включая в себя предметы и героев, взятых из гомеровских легенд. Были добавлены также второй актер и хор. В лирических интермедиях между играми, танцоры воссоздавали драматические темы посредством движений, перенятых от более раннего ритуала и Вакхических танцев. В комедиях исполнялся очень популярный «кордакс» - танец в масках, который славился своим распутством. В трагедиях же хор исполнил «еммелейя» - степенный танец, сопровождающийся игрой на флейте.

Эти танцы и пьесы исполнялись опытными любителями. Однако, в конце 5-го века до нашей эры возник особый класс танцоров, акробатов и жонглеров, женщины в котором принадлежали к «хетарай» или куртизанкам. Подобно тому, как это происходило раньше в Угипте, они развлекали гостей на пирах и банкетах. Историк Ксенофонт (примерно 430-355 годыдо н.э.) в своей работе «Симпозиум» рассказывает о похвалах, которые Сократ расточал танцовщице и танцующему мальчику. В другом месте Ксенофонт описывает танец, представляющий объединение легендарной героини Ариадны с Дионисом, что является ранним примером повествовательного танца.

Танец в Древнем Риме

Между этрусками и римлянами наблюдалась значительная разница в их подходе к танцу. Сегодня уже мало что известно об этрусках, которые населяли район к северу от Рима до Флоренции и процветали между VII и V веками до нашей эры. Но благодаря тому, что были найдены их гробницы, на стенах которых были обнаружены многочисленные росписи, стало очевидным, что танец играл важную роль в том, как этруски получали удовольствие от жизни. На этих фресках были найдены картины этрусских женщин, которые исполняли погребальные танцы, выстроившись в цепочки, а также живые, энергичные парные танцы. Все эти танцы исполнялись в общественных местах без масок и имели характер ухаживаний.

У римлян, в отличие от этого, было иное отношение к танцу, которое отражало их трезвый рационализм и реализм. Тем не менее, римляне не полностью ушли от соблазнов танца. До 200 г. до н.э. танцы в Древнем Риме исполнялись только в виде хоровых шествий. В них участвовали целые процессии во главе с первосвященниками салиев, жреческой коллегией жрецов Марса и Квирина, которые ходили по кругу, ритмично ударяя в свои щиты. Танец был важной частью римских фестивалей - во время празднований Луперкалий и Сатурналий исполнялись дикие групповые танцы, которые были предшественниками позднего европейского карнавала.


Позже в Риме стали распространяться греческие и этрусские влияния, хотя римская знать считала людей, которые были замечены в том, что они танцевали, подозрительными, женственными и даже опасными. Один государственный чиновник буквально не поверил своим глазам, когда увидел как десятки дочерей и сыновей уважаемых римских патрициев и граждан вполне наслаждаются досугом в школе танцев. Около 150 г. до н.э. все танцевальные школы были закрыты, но танцы было уже не остановить. И хотя танцы, возможно, были чужды внутренней природе римлян, в последующие годы все чаще начали привозить танцоров и преподавателей танцев из других стран. Государственный деятель и ученый Цицерон (106-43 годы до н.э.) подытожил общее мнение римлян, когда как-то заявил, что никто не танцевал бы до тех пор, пока не сошел бы с ума.

Самой популярной формой танца во время правления императора Августа (63 г. до н.э. - 14 г.н.э.) была бессловесная эффектная пантомима, которая передавала драматические сюжеты с помощью стилизованных жестов. Исполнители, известные как пантомимы, сначала считались переводчиками с иностранного языка, поскольку они приезжали из Греции. Они постоянно совершенствовали свои искусство, а два танцора-мима Батилл и Пилад и вовсе стали настоящими звездными исполнителями во время Августова Рима. Стилизованное выступление танцоров, которые носили маски, соответствующие теме их танца, сопровождалось игрой музыкантов, играющих на флейтах, рожках и ударных инструментах, а также пением хора, который пел о происходящем на сцене между танцевальных эпизодов.

Источник Википедия и 4dancing.ru