Работа врача хирурга на категорию. Порядок получения квалификационных категорий в медицине

  • Модернизация здравоохранения рф. Цель и задачи программы.
  • Модернизация здравоохранения рф. Внедрение современных информационных систем и стандартов оказания медицинской помощи.
  • Санитарная статистика: определение, разделы, роль в оценке здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения. Организация статистического исследования и его этапы.
  • Сравнительная характеристика методов сбора статистического материала.
  • 15. Генеральная и выборочная совокупность. Методы формирования. Понятие репрезентативности.
  • 16. Основные элементы первого, второго и третьего этапов исследования. Понятие единицы наблюдения.
  • 17. Особенности клинико – статистического исследования. Ошибки статистического исследования.
  • 18. Относительные показатели в санитарной статистике: виды, методика расчета. Практическое применение.
  • 19. Графические изображения в санитарной статистике.
  • 20. Средний уровень признака. Средние величины: виды, свойства, практическое применение. Среднее квардратическое отклонение. Оценка достоверности результатов исследования.
  • 21. Разнообразие признака в статистической совокупности: критерии, характеризующие границы и внутреннюю структуру вариационного ряда, их практическое применение.
  • 22. Методы изучения связи между явлениями и признаками, практическое применение. Оценка силы и характера корреляционной связи. Парная и множественная корреляция.
  • 23. Стандартизированные показатели. Этапы прямого метода стандартизации. Практическое использование.
  • 24. Здоровье населения. Определение. Современные представления о здоровье как важнейшей характеристике уровня жизни.
  • 25. Здоровье населения. Развитие концепций здоровья и болезни. Факторы, влияющие на здоровье населения, функции здоровья.
  • 27. Образ жизни – понятие, основные элементы, влияющие на здоровье населения.
  • 28. Образ жизни и условия жизни населения рф.
  • 29. Эпидемиология как раздел общественного здоровья и здравоохранения, изучающий пути возникновения, распространения и меры общественной профилактики заболеваний.
  • 30. Факторы риска, их признаки, классификация. Группы риска в отношении развития заболеваний. Основные показатели оценки риска заболеваний.
  • 31. Здравоохранение – понятие. Социальные функции: управление живым трудом, воспроизводством, развитием личности.
  • 32. Профилактика: понятие, виды, использование профилактического метода в работе медицинских организаций. Вопросы профилактики в законодательных документах.
  • 33. Реабилитация: понятие, виды, современные особенности организации реабилитационной помощи населению.
  • 34. Образ жизни и условия жизни населения рф. Категории образа жизни. Влияние образа жизни на здоровье различных групп. Центры по формированию здорового образа жизни граждан, их функции.
  • 35. Демография: понятие, основные разделы. Использование демографических данных для характеристики здоровья населения.
  • 36. Медицинская демография. Социально – гигиенические проблемы демографии.
  • 37. Закономерности и тенденции демографических процессов в мире.
  • 38. Перепись населения и методика проведения. Основные демографические данные по России и Краснодарскому краю.
  • 39. Показатели, характеризующие воспроизводство населения: методика расчета и оценка. Уровни по странам мира.
  • 40. Современные тенденции смертности населения в экономически развитых странах и развивающихся.
  • 42. Общая и повозрастная смертность населения: методика расчета, причины смерти в различных возрастных группах.
  • 43. Младенческая смертность: методика изучения, причины. Характеристика младенческой смертности в России и Краснодарском крае.
  • 44. Перинатальная смертность: методика изучения, причины. Современные подходы к регистрации и оценке перинатальной смертности в России.
  • 45. Рождаемость: методика изучения, оценка показателя, уровень по странам мира.
  • 46. Средняя продолжительность предстоящей жизни: понятие, уровень по странам, данные по рф и кк.
  • 47. Показатели, характеризующие здоровье населения.
  • 48. Типы возрастной структуры населения. Медико – социальные аспекты «постарения» населения.
  • 49. Заболеваемость, болезненность, патологическая пораженность: понятие, методика расчета. Методы изучения заболеваемости, их сравнительная характеристика.
  • 50. Заболеваемость по обращаемости: методика изучения, виды, регистрационные формы, структура.
  • 51. Заболеваемость по данным медицинских осмотров: методика изучения, регистрационные формы, структура.
  • 52. Заболеваемость по данным о причинах смерти: методика изучения, регистрационные формы, структура.
  • 53. «Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем»: история создания, принципы построения, значение в работе врача.
  • 54. Туберкулез как социально значимое заболевание, формы туберкулеза, место в системе мкб – 10. Динамика заболеваемости туберкулезом, факторы, способствующие росту заболеваемости.
  • 55. Планирование и организация помощи больным туберкулезом. Важнейшие методы диагностики и профилактики туберкулеза. Группы диспансерного учета.
  • 57. Факторы риска, способствующие росту болезней системы кровообращения. Важнейшие меры профилактики болезней системы кровообращения.
  • 58. Организация медицинской помощи больным с патологией системы кровообращения. Комплексный подход к борьбе с болезнями кровообращения.
  • 60. Эпидемиология злокачественных новообразований, формы, наиболее частые у мужчин и женщин. Динамика заболеваемости, структура заболеваемости, и смертности от рака в рф и кк.
  • Основные мероприятия по профилактике канцерогенной опасности
  • 62. Планирование и организация медицинской помощи онкологическим больным. Онкологические диспансеры
  • 63. Группы диспансерного учета онкологических больных. Диспансерное наблюдение за онкологическими больными, цель. Плюс см вопрос 63
  • 65. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение и их влияние на состояние здоровья. Проблемы, пути преодоления, профилактика.
  • 66. Органы управления здравоохранением, структура и функции.
  • 67. Единая номенклатура учреждений здравоохранения.
  • "Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения"
  • 2. Учреждения здравоохранения особого типа
  • 3. Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • 4. Аптечные учреждения
  • 68. Основные виды амбулаторно – поликлинических организаций.
  • 69. Основные виды больничных организаций.
  • 70. Основные виды и принципы работы диспансеров.
  • 71. Учреждения скорой медицинской помощи, переливания крови и санаторно – курортные учреждения согласно единой номенклатуре.
  • 72. Структура и организация работы поликлиники. Показатели оценки деятельности. Современные тенденции и проблемы организации амбулаторно – поликлинической помощи населению.
  • 73. Основные задачи поликлиники, функционирующей самостоятельно или в составе объединенной больницы. Функции кабинета учета и медицинской статистики поликлиники.
  • 74. Участковый врач – терапевт: величина участка, нормы нагрузки, разделы работы. Паспорт терапевтического участка. Критерии оценки эффективности деятельности участкового врача – терапевта.
  • 75. Врач общей практики: величина участка, нормы нагрузки, разделы работы. Паспорт терапевтического участка. Критерии оценки эффективности деятельности врача общей практики (семейного врача).
  • I. Характеристика врачебного терапевтического участка
  • II. Характеристика прикрепленного к врачебному (терапевтическому) участку населения
  • 76. Стационарная помощь населению: принципы организации, современные тенденции и проблемы.
  • 77. Структура и организация работы стационара. Порядок направления и выписки больных. Показатели оценки деятельности. Понятие об «оптимальной» коечной мощности.
  • 78. Работа врача в стационаре: основные разделы, показатели оценки деятельности. Главные функции медицинского документа в стационаре – истории болезни.
  • 79. Функции врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации.
  • 80. Диспансеризация: понятие, группы диспансерного учета, использование в работе лпу.
  • 81. Диспансеры: виды, формы, методы работы. Группы диспансерного учета в онкологических и противотуберкулезных диспансерах.
  • 82. Лечебно – профилактическая помощь сельскому населению: принципы организации, особенности, современные тенденции и проблемы.
  • 83. Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению, объем медицинской помощи на разных этапах. Работа врача общей практики.
  • 84. Роль краевых (областных) медицинских учреждений в медицинском обслуживании сельского населения.
  • 85. Краевые (областные), республиканские больницы: категории, структура, организация работы.
  • 86. Основные задачи акушерско – гинекологической службы. Лечебные учреждения, оказывающие медицинскую помощь женщинам.
  • 87. Структура и организация работы жк, показатели оценки деятельности, оценочные уровни показателей.
  • 88. Работа акушера – гинеколога в жк: величина участка, нормы нагрузки, основные разделы работы, показатели оценки деятельности.
  • 89. Стационар родильного дома: структура, основные задачи, показатели оценки деятельности, оценочные уровни показателей.
  • 90. Преемственность в деятельности жк, родильного дома, детской поликлиники.
  • 91. Виды и формы медицинской деятельности. Условия оказания медицинской помощи в рф.
  • 92. Первичная медико – санитарная помощь населению – понятие, принципы организации.
  • 93. Порядок оказания медицинской помощи – понятие, основные элементы.
  • 94. Стандарты оказания медицинской помощи в рф – понятие, роль стандартов при оказании медицинской помощи.
  • 95. Паллиативная медицинская помощь.
  • 96. Экспертиза временной и стойкой утраты трудоспособности. Порядок заполнения и выдачи листка нетрудоспособности.
  • I. Общие положения
  • 97Вопрос. - 100вопрс
  • 101. Социальное страхование: понятие, основные принципы, виды пособий.
  • 102. Виды и формы социального страхования и обеспечения.
  • 103. Объект и субъект медицинского страхования. Права и обязанности субъектов.
  • 104. Взаимоотношения субъектов медицинского страхования.
  • 105. Страховой риск: понятие, виды. Условия выплаты компенсации застрахованному.
  • 106. Медицинские кадры, система подготовки, специализация и усовершенствования, аттестация и сертификация врачей.
  • Что нужно для аттестации на категорию?
  • 1. Иметь представление о порядке получения квалификационных категорий.
  • 2. Соответствовать квалификационным требованиям по своей специальности.
  • 3. Пройти обучение с целью обновления имеющихся теоретических и практических знаний.
  • 5. Написать аттестационную работу.
  • 6. Представить в аттестационную комиссию необходимые документы.
  • 109. Программа государственных гарантий оказания гражданам рф бесплатной медицинской помощи.
  • 110. Виды и условия оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам рф бесплатной медицинской помощи, нормативы объемов и финансовых затрат.
  • 111. Критерии качества и доступности медицинской помощи, представляемой населению в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам рф.
  • Здравоохранение: понятие, роль в обществе. Основные базовые ценности здравоохранения в странах с различными типами систем здравоохранения.
  • Факторы, определяющие характер системы здравоохранения. Факторы, определяющие медицинские потребности населения.
  • Модели систем здравоохранения в мире. Характеристика. Преимущества и недостатки.
  • 1 Тип. Государственно – бюджетный.
  • Неспособность самостоятельно осмыслить результаты своей деятельности является отражением интеллектуальной и профессиональной убогости .

      Примеры аттестационных отчётов врачей [перейти]

      Примеры аттестационных отчётов медсестёр [перейти]

    5. Написать аттестационную работу.

    Следует сказать, что подавляющее большинство аттестационных работ врачей неинтересны. Потому что обычно коллеги ограничиваются простым перечислением статистических фактов. Иногда для придания объёма статистику разбавляют вставками из учебников. Иные врачи вообще занимаются откровенным плагиатом: идут в архив, берут отчёты чужих врачей за прошлые года и только меняют цифры. Я даже видел попытки сдать откопированные на «ксероксе» листы. Понятно, что подобный «творческий подход» вызывает только презрение. Ну, а совсем тупые и ленивые медицинские работники просто покупают (например, через Интернет) готовые аттестационные работы.

      О чём писать в своём аттестационном отчёте рассказано в документе «Примерная схема и содержание аттестационной работы»

      Как должна выглядеть аттестационная работа можно узнать из файла «Стандарты и требования к оформлению аттестационного отчёта»

    6. Представить в аттестационную комиссию необходимые документы.

    Бумаги, которые необходимо представить в аттестационную комиссию, содержатся в Списке документов для врачебной аттестации .

    Перечень приказов по аттестации

    Самый первый приказ, который мне известен, датирован 11 января 1978 года. Это был приказ МЗ СССР № 40 «Об аттестации врачей-специалистов».

    Спустя 4 года выходит приказ МЗ СССР № 1280 «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации врачей». Приказ предусматривал 2 вида аттестации: обязательную и добровольную (подробнее... ).

    В начале 1995 года Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ издаёт приказ № 33 «Об утверждении положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации». Этот приказ оставил только одну аттестацию - добровольную.

    В 2001 году вышел приказ № 314 «О порядке получения квалификационных категорий».

    Спустя 10 лет старый порядок был заменён на новый - Приказ Минздрава РФ № 808н «О порядке получения квалификационных категорий », который действует по настоящее время.

    107. Оплата труда медицинских работников. Принципы формирования системы оплаты труда работников бюджетных учреждений.

    Особенности формирования систем оплаты работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения

    38. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать следующее:

    а) повышение оплаты труда работников учреждений здравоохранения, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования, учитывающих увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, а также межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение Территориальных программ государственных гарантий;

    б) осуществление денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации; врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях производится за счет средств обязательного медицинского страхования, учитываемых в части расходов на заработную плату в тарифах на оплату медицинской помощи, формируемых в соответствии с принятыми в территориальной программе обязательного медицинского страхования способами оплаты медицинской помощи;

    в) формирование штатных расписаний учреждений здравоохранения осуществляется с учетом рекомендуемых штатных нормативов, содержащихся в порядках оказания медицинской помощи и Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н;

    г) при установлении выплат стимулирующего характера предусматривать показатели и критерии эффективности деятельности работников, направленные на достижение конкретных результатов их труда с отражением в Примерных положениях об оплате труда работников учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах с работниками учреждений;

    д) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях рекомендуется совершенствование порядка установления размеров должностных окладов работников путем перераспределения средств в структуре заработной платы на значительное увеличение должностных окладов.

    В этих целях рекомендуется пересмотреть механизм установления должностных окладов в зависимости от квалификации и сложности труда работников, оптимизировать структуру и размеры выплат стимулирующего характера, исходя из необходимости их ориентации на достижение конкретных результатов деятельности работников.

    Оплата труда медработников.

    При исчислении заработной платы медицинских работников, бухгалтер бюджетного учреждения, прежде всего, руководствуется Положением об оплате труда работников здравоохранения РФ. Это Положение утверждено приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377 с изменениями, внесенными Приказом Минздрава России от 26 апреля 2003 г. № 160.

    Учреждения здравоохранения, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера. К окладу медицинским работникам могут начисляться:

    > повышения к окладу;

    > надбавки за стаж;

    > надбавки за особые условия;

    > надбавки за дополнительную работу;

    > надбавки стимулирующего характера;

    > доплаты за работу в ночное время;

    > денежные выплаты по государственной программе и др.

    Введение новых размеров окладов (ставок), доплат и надбавок за продолжительность непрерывной работы производится в следующие сроки:

    1) при изменении разряда оплаты труда, размера доплаты – согласно дате приказа по учреждению;

    2) при присвоении почетного звания «Народный врач» и «Заслуженный врач» – со дня присвоения почетного звания;

    3) при присвоении квалификационной категории – с даты приказа органа (учреждения), при котором создана аттестационная комиссия;

    4) при присуждении ученой степени – с даты вступления в силу решения о присуждении ученой степени аттестационной комиссией;

    5) при изменении стажа непрерывной работы – со дня достижения стажа, дающего право на увеличение размера.

    Квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах окладов (ставок), определяемых на основе Единой тарифной сетки.

    С 1 мая 2006 года Постановлением Правительства РФ от 29 января 2006 г. № 256 установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений в размере 1100 руб. и утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки.

    Ставки и оклады работников учреждений здравоохранения определяются на основе Единой тарифной сетки:

    С 1 октября 2006 года Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2006 г. № 590 разряды увеличены на коэффициент 1,11.

    Оклады по должностям медицинских и фармацевтических работников устанавливаются по разрядам Единой тарифной сетки с учетом наличия квалификационной категории, ученой степени и почетного звания.

    Специалистам, работающим на селе, устанавливаются повышенные на 25 % оклады (ставки) по сравнению с окладами (ставками) специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.

  • Инструкция

    Аттестация врача на подтверждение или присвоение квалификационной категории добровольно (по вашему желанию). В ходе аттестации оценивается профессиональная квалификация, компетентность и способность выполнять функциональные обязанности по занимаемой вами должности.

    Перед проведением аттестации внимательно изучите нормативно - правовые акты, регулирующие вопрос аттестации : приказ № 128н от 19 марта 2009 года «О порядке получения квалификационных категорий»; приказ №835 от 28 сентября 2010 года «О центральной аттестационной комиссии».

    Важно, чтобы специальность (базовая, основная, дополнительная) и соответствовали номенклатуре специальностей, а сама специальность - занимаемой вами должности. Для получения второй квалификационной категории одним из основных требований является трудовой стаж по специальности 3 года и более. При первой аттестации обязательная явка вас на комиссию, при подтверждении категории, аттестация проводится заочно.

    При прохождении аттестации на присвоение первой квалификационной категории стаж работы должен быть 7 лет, при аттестации на высшую категорию – 10 лет. Обязательным условием для прохождения аттестации является повышение квалификации на циклах усовершенствования, с обязательной сдачей экзамена на сертификат. Не разрешается проходить аттестацию врачам, которые не получили профессиональное усовершенствование по специальности за последние 5 лет трудовой деятельности.

    Источники:

    • отчет на квалификационную категорию врача

    Профессия врача не только благородна и ответственна, но и требует постоянного повышения квалификации, обучения и отчетности. Каждые пять лет врач обязан прослушивать специальные курсы о новых методиках лечения и препаратах, сдавать экзамены и предоставлять результаты своей работы в виде развернутого письменного доклада по выбранной теме.

    Инструкция

    В первую очередь, необходимо выбрать тему по своей специальности. Лучше всего, если в процессе обучения вы узнаете что-то новое о методах лечения этой болезни и включите это в свою работу . Тему необходимо закрепить за собой, написав заявление на имя заведующего кафедрой. Желательно, чтобы ваша тема не пересекалась с темами других , также проходящий обучение.

    Работа должна состоять из нескольких частей. Первая посвящается общему обзору по данной болезни. Опишите эпидемиологию в мире, стране и вашем городе. Расскажите, изменилось ли течение болезни за последние годы? Возможно, у большинства людей появился стойкий иммунитет или, напротив, вирус выработал новые штаммы? Лучше всего брать данные за последние 10-15 лет.

    Но на самом деле присвоение той или иной категории не всегда прямо соответствует реальному уровню квалификации врача. Зачастую более высокая категория отражает снисходительность комиссии к Вашему «длинному» медицинскому стажу либо наличие «нужных знакомств». А более низкая категория может указывать на конфликтную ситуацию с главным врачом либо на сомнения в своей компетентности и страх перед экзаменом.

    Ранжирование врачей по категориям, на мой взгляд, характерно только для бесплатной медицины . Там, где медицинский персонал получает зарплату в зависимости от сложности и объёма выполненной работы, там, где установлены чёткие расценки на обследование и лечение, врач должен обладать только лицензией, подтверждающей его допуск и возможность оказывать предлагаемые услуги.

    Тем не менее, современная культура, даже в обществе «бесплатной медицины», основана на принципе индивидуального соперничества. Поэтому всегда были, есть и будут врачи, обладающие амбициями и стремящиеся к успеху (в том числе, к защите более высокой квалификационной категории). Более высокая квалификационная категория вызывает чувство законной гордости, способствует самоутверждению, росту уважения/зависти среди коллег и маленькому материальному поощрению.

    Что нужно для аттестации на категорию?

    1. Иметь представление .

    Для любителей бюрократических документов выложены:

    • Приказ Минздрава РФ № 808н «О порядке получения квалификационных категорий » от 25 июля 2011 года.
    • Письмо Минздрава «Разъяснения по отдельным вопросам аттестации на квалификационную категорию... » от 25 декабря 2012 года.
    • Приказ Минздрава РФ № 810н «О центральной аттестационной комиссии » от 25 июля 2011 года.

    Обязательно полистайте полемическую статью профессора Н. Мелянченко «Квалификация врача - категория экономическая ». Из статьи вы узнаете почему отсутствуют квалификационные категории в зарубежных странах и что такое система допусков.

    С 1 января 2016 года отменяется сертификация и вводит аккредитация врачей . Очередная статья профессора Н. Мелянченко даст вам возможность подготовиться к конкурентной борьбе в мире допусков и лицензий .

    2. Соответствовать квалификационным требованиям по своей специальности.

    Квалификационные требования для врачей подробно, вплоть до указания специальной литературы, расписаны в приказе Министерства здравоохранения СССР № 579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов » от 21 июля 1988 года - ознакомиться .

    Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским образованием раскрыты в приложении 4 к приказу Министерства здравоохранения № 249 от 19 августа 1997 года - прочитать .

    Крайне важно , чтобы полученное образование и специальность (базовая, основная и дополнительная) не противоречили номенклатуре специальностей, а сама специальность, по которой Вы собираетесь защищать категорию, соответствовала занимаемой должности специалиста. В противном случае возникнут проблемы как с защитой, так и с оплатой квалификационной категории. Ознакомиться с номенклатурой специальностей можно в подразделе «Допуск к деятельности ».

    3. Пройти обучение с целью обновления имеющихся теоретических и практических знаний.

    Это обязательное требование. К аттестации не допускаются врачи, не прошедшие усовершенствования по аттестуемой специальности в государственных образовательных учреждениях в течение последних пяти лет . Советую сразу выбирать сертификационный цикл, чтобы после окончания обучения и успешной сдачи экзамена получить ещё и сертификат.

    Согласно приказу Минздравмедпрома РФ от 16.08.1994 № 170 при аттестации на высшую, первую и вторую аттестационные категории врачи и медсёстры всех специальностей обязаны пройти тестирование по вопросам ВИЧ-инфекции (см. в приказе пункт 1.8). Приказ выложен на сайт и содержит информацию (классификация, диагностика и лечение ВИЧ, диспансерный учёт), достаточную для подготовки к аттестации на категорию.

    Варианты последипломного образования изложены в отдельном файле . Там же выложен приказ Минздрава РФ от 03.08.2012 66н , регламентирующий порядок и сроки совершенствования.

    Перечень учреждений, в которых можно пройти усовершенствование, содержится на странице Медвузы России . Обратите внимание, что в некоторые информационные карточки включено текущее расписание учебных циклов . Там же приведён список необходимого минимума вещей и документов, которые потребуются для обучения.

    4. Посмотреть примеры готовых аттестационных работ врачей и медсестёр.

    Готовые аттестационные работы врачей и медсестёр выложены на веб-сайт именно в качестве примера и не предназначены для копирования или тиражирования. Неспособность самостоятельно осмыслить результаты своей деятельности является отражением интеллектуальной и профессиональной убогости .

    • Примеры аттестационных отчётов врачей
    • Примеры аттестационных отчётов медсестёр

    5. Написать аттестационную работу.

    Следует сказать, что подавляющее большинство аттестационных работ врачей неинтересны. Потому что обычно коллеги ограничиваются простым перечислением статистических фактов. Иногда для придания объёма статистику разбавляют вставками из учебников. Иные врачи вообще занимаются откровенным плагиатом: идут в архив, берут отчёты чужих врачей за прошлые года и только меняют цифры. Я даже видел попытки сдать откопированные на «ксероксе» листы. Понятно, что подобный «творческий подход» вызывает только презрение. Ну, а совсем тупые и ленивые медицинские работники просто покупают (например, через Интернет) готовые аттестационные работы.

    • О чём писать в своём аттестационном отчёте рассказано в документе «Примерная схема и содержание аттестационной работы»
    • Как должна выглядеть аттестационная работа можно узнать из файла «Стандарты и требования к оформлению аттестационного отчёта»

    6. Представить в аттестационную комиссию необходимые документы.

    Бумаги, которые необходимо представить в аттестационную комиссию, содержатся в Списке документов для врачебной аттестации .

    Перечень приказов по аттестации

    Самый первый приказ, который мне известен, датирован 11 января 1978 года. Это был приказ МЗ СССР № 40 «Об аттестации врачей-специалистов».

    Спустя 4 года выходит приказ МЗ СССР № 1280 «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации врачей». Приказ предусматривал 2 вида аттестации: обязательную и добровольную ().

    В начале 1995 года Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ издаёт приказ № 33 «Об утверждении положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации». Этот приказ оставил только одну аттестацию - добровольную.

    В 2001 году вышел приказ № 314 «О порядке получения квалификационных категорий».

    Спустя 10 лет старый порядок был заменён на новый — Приказ Минздрава РФ № 808н «О порядке получения квалификационных категорий », который действует по настоящее время .

    Категория врача выступает важным показателем уровня его квалификации и компетентности. Ее присваивают, основываясь на теоретической подготовке, практических навыках и выслуге лет медицинского специалиста. Способом оценки квалификации врача, ее повышения и подтверждения выступает аттестация.

    Квалификационные категории: классификация по возрастанию

    Компетенция медработника определяется в ходе аттестационных процедур. Присвоение категории указывает на профессиональный рост врача, способствует его дальнейшему продвижению, повышает престиж, положительно влияет на размер заработной платы.

    При этом квалификация устанавливается по основной или совмещаемой должности, может быть получена по нескольким специальностям одновременно, если они смежные.

    В зависимости от уровня теоретических умений, практических навыков, выслуги лет, в медицине используется классификация категорий по возрастанию:

    Это значит, что наиболее квалифицированная врачебная категория - высшая. Обычно их получают последовательно, но возможны исключения. Общие требования по присвоению квалификационной категории для врачей различных специальностей (терапевта, фельдшера скорой помощи, хирурга, стоматолога, гинеколога, невролога и так далее) идентичны и включают прохождение тестов по теории и практике, а также оценку стажа работы.

    Как получить

    В медицине выделяют виды аттестаций:

    • получение звания «специалист» в результате оценки знаний по теории и практике;
    • присвоение соответствующей квалификационной категории, что возможно только после сертификации;
    • ее подтверждение.

    Рассмотрение кандидатур для назначения их «специалистами» проводится в заведениях последипломного образования. Это выступает обязательной процедурой для вступления в должность врача.

    Проходят мероприятие учащиеся после магистратуры, интернатуры, аспирантуры, ординатуры, если нет сертификата «врач-специалист», лица, которые не трудятся более 3 лет по специальности, кому не присвоена в нужные сроки квалификация или было в ней отказано.

    Аттестация врача, медицинской сестры, фельдшера скорой помощи и так далее позволяет получить квалификационную категорию и рассматривается государством как механизм контроля за качеством подготовки кадров и услуг в данной сфере. Это мероприятие считается добровольным.

    Аттестация и переаттестация оценивает компетентность медицинского работника, его соответствие квалификационным характеристикам должности.

    Общий список требований для получения 1 и 2 категории, помимо выслуги лет:

    • знание теории;
    • уверенные практические навыки;
    • применение современных методов и приемов диагностики, лечения, профилактики, реабилитации пациентов;
    • умение использовать оздоровительно-диагностическую технику в практикуемой сфере, анализировать качественные и количественные показатели работы, составлять отчеты;
    • образовательная деятельность, совершенствование практических умений и так далее.

    Общие требования к кандидатам на присвоение высшей категории, помимо стажа работы:

    • высокий уровень подготовки в теории и практике;
    • знание взаимосвязанных дисциплин;
    • применение новейших методов диагностики, лечения, профилактики, реабилитации;
    • использование современной оздоровительно-диагностической техники в сфере практикуемой деятельности;
    • глубокий анализ качественных и количественных показателей в работе, составление отчетов;
    • образовательная деятельность, совершенствование собственных навыков и умений и так далее.

    Порядок аттестации медицинских работников

    В процедуре присвоения категории врачу непосредственно участвует руководитель клиники, который:

    • способствует сбору и подаче документов;
    • взаимодействует с аттестационной комиссией;
    • предоставляет информацию о количестве работников в медицинской организации, кто прошел процедуру аттестации или планирует в следующем году;
    • вводит в курс дела сотрудника, который стремится получить категорию.

    Документы

    Если специалист заинтересован в проведении аттестации, за 4 месяца до окончания срока квалификации он оформляет заявление. Его образец на получение, подтверждение или повышение категории представлен на фото.

    Список документов включает копии диплома, трудовой книжки, сертификата, удостоверения об интернатуре, профессиональной подготовке, о наличии квалификационной категории.

    Бумаги отправляются в комиссию почтой или их доставляет должностное лицо.

    Отчет

    Введение в отчете на категорию включает информацию о личности медицинского работника, учреждении, где он трудится.

    Отчет готовят в свободной форме, его объем не превышает 20 страниц печатного текста.

    Если за последние 3 года врач менял работу, подают информацию и с последних мест. Общий срок простоев в работе не должен превышать 3 месяцев. Если у врача имеются опубликованные работы, их копии прикладывают к отчету на присвоение категории. Прилагают список литературы, изученный в последнее время.

    Готовый документ комиссия отправляет на рецензию высококвалифицированному персоналу. На ее оценке, анализе документов и результатов собеседования основывается решение о присвоении новой или подтверждении действующей категории.

    Баллы

    При аттестации каждому участнику начисляют баллы, которые учитывают при решении о присвоении категории. Выше показатели у лиц, которые участвуют в конференциях, какие проводят в России или за рубежом, читают лекции коллегам или среднему медперсоналу, проходят дистанционное обучение или на очных курсах.

    Также баллы присваивают за:

    • публикации статей;
    • издательство пособий, учебников;
    • публичные доклады на симпозиумах, в средствах массовой информации;
    • защиту диссертации;
    • получение звания, награждение государственными органами.

    Аттестационная комиссия

    В состав комиссии, проводящей аттестацию сотрудников медицинских учреждений входят:

    • комитет - осуществляет деятельность в перерывах между заседаниями;
    • экспертная группа - участвует в экзамене и тестировании специалиста.

    Среди должностей, которые входят в аттестационную комиссию, выделяют:

    • председателя - контролирует деятельность и распределяет задачи между членами комиссии;
    • заместителя председателя - при необходимости выполняет функцию главы;
    • секретаря - регистрирует документы, собирает и формирует материалы, фиксирует присвоенные категории и результаты работы комиссии;
    • заместител я секретаря - во время отсутствия секретаря выполняет его задачи.

    В экспертные группы входят врачи смежных специальностей, какие бывают в данной сфере. Например, при получении категории зубным врачом нужно участие пародонтолога, ортодонта, терапевта, детского стоматолога.

    Цель работы комиссии - оценить профессиональные умения медицинского работника, их соответствие занимаемой должности.

    Сроки действия

    По правилам аттестационные мероприятия по присвоению категорий медицинским работникам проводят 1 раз в 5 лет. Действительной квалификация считается с момента издания распоряжения о ее назначении. Спустя 5 лет категорию следует подтверждать. В противном случае она утрачивается.

    Сотруднику целесообразно стремиться к получению более высокой категории, но только спустя 3 года после выхода распоряжения о присвоении действующей.

    С 2012 года и в нынешнем 2018 году ряд ранее существовавших социальных льгот (сохранение категории на 1 год при увольнении по сокращению, полностью в период отпуска по беременности и родам, уходу за ребенком, отсрочка переаттестации на 3 месяца при временной нетрудоспособности и так далее) по действующему приказу не учитывается.

    В настоящее время возможно продлить срок без пересдачи по ходатайству главного врача перед аттестационной комиссии, от которой зависит окончательное решение.

    Администрация медицинского учреждения может отправить запрос о повышении врача или лишении его квалификации досрочно. В этом случае причину объективно обосновывают, и комиссия разбирает ситуацию в присутствии специалиста. При его неявке без уважительной причины решение принимается без медицинского работника.

    Повышение и подтверждение категории

    Деятельность аттестационной комиссии по присвоению квалификационной категории происходит не позднее 3 месяцев с момента поступления информации о враче в комитет.

    При несоблюдении требований к документации возможен отказ в ее приеме (не позже 2 недель после получения).

    Комиссия согласовывает дату проведения экзамена. Экспертная группа оценивает аттестационные работы врачей с учетом требований, оформляет на каждую рецензию. Экспертиза занимает 2 недели после получения отчета.

    Решение экспертной группы выступает показателем возможного результата аттестации работника. Последнему сообщают срок заседания, которое включает собеседование и тестирование.

    Опрос медицинского работника включает теорию и практику, согласно запрошенной квалификации.

    Тестирование признается пройденным, если 70% ответов верны.

    Аттестация сопровождается оформлением протокола, который подписывает экспертная группа и председатель. Итоговый результат фиксируют в квалификационном листе.

    Пересдача экзамена допустима только спустя год. В течение недели медицинский работник получает документ, подтверждающий повышение, подтверждение категории или отказывающий в ее присвоении.

    Протест

    После вынесения итогового решения аттестационной комиссией врач или медицинское учреждение вправе обжаловать его в месячный срок.

    Для этого пишут заявление с обоснованием причин несогласия и направляют в Центральную комиссию Министерства Здравоохранения Российской Федерации или в орган, при котором сформирована определенная комиссия по аттестации.

    Доплата

    Дополнительная надбавка к окладу врача, медсестры 1,2, высшей категории начисляется после решения аттестационной комиссии о присвоении квалификации. Специалист имеет право обратиться к работодателю за установлением доплаты к ставке.

    Руководитель медицинского учреждения в обязательном порядке назначает премию сотруднику. В случае отказа к нему применяются административные наказания: денежные штрафы, компенсация материального ущерба работнику. Возможно отстранение руководителя от занимаемой должности.

    Надбавки за квалификацию выплачиваются весь период действия категории.

    Как проверить квалификацию

    Пациенту важно знать категорию врача, предоставляющего ему медицинскую помощь. Специальность и квалификацию сотрудника можно уточнить в регистратуре, часто информацию указывают на табличке кабинета. Документ, подтверждающий данные, запрашивают у самого врача или руководителя медицинского учреждения.

    Министерством здравоохранения разрабатываются федеральные регистры врачей и клиник, где они работают. В первый вносится информация об образовании, специализации, должности, квалификации врача. Это решает вопрос, как человеку проверить категорию медицинского работника. Однако Минздрав пока воздерживается от комментариев, будет ли доступна информация рядовым пользователям.

    Чем отличается врач от доктора

    Считается, что понятия «врач» и «доктор» - синонимы, в чем не сомневается и не видит разницы большинство пациентов. Однако это не так. Врач определяется как практикующий медицинский работник, имеющий соответствующую квалификацию. Доктор (даже по медицине) - ученая степень, что следует за кмн (кандидатом медицинских наук). При этом человек характеризуется, как исследователь, научный работник.

    Поэтому доктор совсем не обязан быть врачом, также как последний иметь ученую степень, что является главным отличием между понятиями.

    Докторская степень для России и стран СНГ - высшая научная ступень. Поэтому обращение к врачу «доктор» считается неэтичным. Это все равно, что любого военного величать «генералом».

    Чтобы стать доктором, врач должен защитить диссертацию, соответствующую определенным положениям. Считается, что врач - больше практик, доктор - теоретик.

    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    к оформлению аттестационного отчета на присвоение квалификационной категории по диагностическим специальностям

    (рентгенология, ультразвуковая диагностика, эндоскопия, функциональная диагностика, клиническая лабораторная диагностика , бактериология,

    лабораторная генетика, патологическая анатомия, судебно-медицинская экспертиза)

    Аттестационный отчёт врача о проделанной работе - это научно-практический труд, в котором врач анализирует итоги своей профессиональной практики и служебной деятельности за последние три года по всем вопросам своей специальности.

    1. Оформление аттестационного отчета

    1.1. Общие требования (в соответствии с ГОСТ 7.32–91 и международным стандартом ИСО 5966–82): Аттестационный отчет должен максимально отражать собственный вклад автора в деятельность медицинской организации. Отчет должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 12, междустрочный интервал - 1,5. Страницы аттестационного отчёта должны иметь следующие поля: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм; абзацный отступ - 1-1,5 см. Основной текст работы следует выравнивать «по ширине». Объём аттестационного отчета на высшую квалификационную категорию должен составлять в среднем - 30-35 листов, на первую и вторую категорию - 20-25 листов, включая печатный текст, таблицы, рисунки. Обнаруженные ошибки и опечатки следует исправлять заштриховыванием белой краской (корректором) и последующим вписыванием исправлений чёрными чернилами.

    1.2. Титульный лист аттестационного отчёта врача : Справа вверху - утверждение с подписью руководителя лечебного учреждения, заверенное круглой печатью лечебного учреждения, в котором работает (или работал) врач. В центре - заголовок: «Отчёт о работе за такие-то годы (указать отчётный период для врачей - 3 года), Ф. И.О. врача (написать полностью), должность, в соответствии с записью в трудовой книжке, полное наименование учреждения в соответствии с зарегистрированным Уставом, просимая категория, специальность (в соответствии с действующей номенклатурой специальностей). Внизу листа - наименование населённого пункта, год выполнения работы .

    1.3. Вторая страница аттестационного отчёта врача: Вторая страница аттестационного отчёта должна содержать оглавление с указанием номеров страниц основных разделов аттестационной работы. Следует соблюдать строгий стиль оглавления, причём на титульном листе номер «1» никогда не ставят, но учитывают, что следующая страница имеет номер «2». Отсутствие оглавления будет свидетельствовать о небрежном и формальном оформлении работы.

    1.4. Заголовки: Заголовки в отчёте выделяют более насыщенным и крупным шрифтом, никогда не подчёркивают и не заканчивают точкой. Переносы в заголовках недопустимы. Между заголовком и текстом должен быть интервал не менее 6-12 пунктов. Заголовки более высокого уровня центрируют, заголовки низкого уровня выравнивают по левому краю. Возможно выделение заголовков высокого уровня прописными буквами или специальными эффектами (тенью, выпуклостью). Целесообразно пронумеровать заголовки и начинать главу с новой страницы. Заголовки нумеруются арабскими цифрами, вложенные подзаголовки - через точку («1», «1.1», «2.3.1» и т. п.).

    1.5. Оформление таблиц, рисунков, графиков: В аттестационный отчёт врача обязательно должны быть включены такие элементы нетекстовой информации, как рисунки, графики, таблицы. Для всех этих видов дополнительной информации применяется сквозная нумерация через всю работу. Например, если в первой главе две схемы, то первая схема в следующей главе будет иметь третий номер, а не первый номер. Все эти элементы нетекстовой информации нумеруются, если соответствующий элемент встречается в работе более чем один раз. Например, если в работе одна таблица, то её не нумеруют и обозначение «Таблица 1» над ней не пишут. Не следует загромождать работу излишними таблицами и диаграммами. Имеющиеся таблицы и диаграммы должны сопровождаться комментариями и аналитическими пояснения автора, раскрывающие сущность динамики различных цифр.

    1.5.1. Оформление таблиц. Таблица обозначается словом «Таблица» и числом, записанным арабскими цифрами, в правом верхнем углу (знак «№» не указывается). После этого должен следовать отцентрированный заголовок таблицы. Таблицы, в зависимости от их размера, располагают после текста, в котором они упоминаются, или на следующей странице. Ссылку на таблицу в тексте оформляют следующим образом: см. табл. 1. Если таблица в работе всего-навсего одна, то слово «таблица» не сокращают: см. таблицу. Обычно при первой ссылке слово «см.» не пишется: «Из табл. 1 видно, что….». При дальнейших ссылках помечают в скобках: (см. табл. 1). При использовании таблиц учитывайте следующие рекомендации: По возможности не следует использовать графу «номер по порядку» («№ п/п»), т. к. в большинстве случае она не нужна. Числа выравниваются по правому краю (для облегчения сравнения), текст - по левому, текст заголовков - по левому краю или по центру. Для всех ячеек таблицы применяется вертикальное выравнивание посередине. Повторяющиеся элементы, например, обозначение процентов, («%»), выносят в заголовок столбца или строки. Одно повторяющееся слово в таблице сокращают кавычками, два и более - фразой «то же». В таблице не должно быть пустых ячеек. Если в вашем распоряжении нет необходимых данных, то так и пишется - «нет свед.». Если таблица не помещается на одной странице и её приходится перенести на следующую, то на новой странице пишут слова «продолжение таблицы» и указывают её порядковый номер, потом повторяют ячейки, содержащие заголовки столбцов и далее следует продолжение таблицы. Сноски к тексту или цифрам в таблице оформляют только звёздочками (чтобы не было путаницы с показателем степени) и печатают сразу же под таблицей.

    1.5.2. Оформление рисунков и фотографий: Под рисунком пишут название, которому предшествует сокращение «рис.» и порядковый номер числом, записанным арабскими цифрами (знак «№» не указывается). Всё это обозначение выравнивается по центру под рисунком. Фотографии макро - или микропрепаратов, отпечатки рентгеновских снимков и ультразвуковых изображений, копии ЭКГ и других материалов должны быть достаточно высокого качества.

    1.5.3. Оформление приложений: Приложения в отличие от остальных видов дополнительной информации располагают за пределами текста аттестационного отчёта. Приложения могут включать в себя текст, таблицы, рисунки, фотографии, чертежи. Все виды дополнительной информации в приложениях нумеруют так же, как и в основной части работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Приложения обозначаются словом «ПРИЛОЖЕНИЕ», набранным прописными буквами и порядковым номером (арабскими цифрами) в правом верхнем углу (без знака «№»). После этого следует отцентрированный заголовок приложения.

    2. Введение. Общая характеристика медицинской организации, в которой непосредственно работает автор. Общая характеристика отделения, в котором непосредственно работает автор.

    в) Кадровый потенциал: указать укомплектованность кадрами по штатному расписанию, сертифицированность и категорийность как врачебного, так и среднего медперсонала, предложения автора по укреплению и развитию кадрового потенциала.

    г) Практическая деятельность . Один из основных разделов работы. Статистические данные должны быть приведены в соответствии с формами Федерального статистического наблюдения. Допускаются более детализированные статистические данные, но в пределах разумного. Должен быть представлен сравнительный отчет отделения за три последних календарных года согласно Федерального статистического наблюдения. Отдельно должны быть отражены конкретные показатели работы отделения по сравнению с республиканскими, российскими и, по возможности, мировыми данными. Нужно указать среднюю годовую нагрузку на персонал и среднюю годовую нагрузку на конкретный вид оборудования. Приветствуется личная оценка автором эффективности работы отделения.

    2.3. Анализ собственной деятельности автора за три последних года . Ключевой момент аттестационной работы. В данном разделе автор должен вычленить свой личный вклад из общего объема работы отделения. Автор должен конкретно указать объем выполненной работы с детализацией по видам исследований за три последних года, максимально в детализированном виде перечислить какими конкретно методиками исследования владеет. Свои навыки и умения автор должен подкрепить конкретным объемом исследований различных органов и систем. Необходимо указать, какими основными методиками Вы не владеете, но хотели бы освоить в ближайшей перспективе и каким образом.

    2.4. Анализ верификации собственных исследований : проводится сопоставление диагнозов и заключений за последние три года с данными патомофологического исследования биопсийного , операционного материала или аутопсии, анализ выявленных несоответствий и расхождений, причин их возникновения. В случае невозможности патоморфологической верификации должны быть приведены клинические данные в динамике, данные других методов исследования.

    2.5. Наиболее сложные, редкие клинические примеры и наблюдения: Необходимо привести 2-3 наиболее значимых клинических наблюдения, в которых автор, как специалист, сыграли ключевую роль в постановке правильного окончательного клинического диагноза. Каждый клинический пример должен быть подкреплен в краткой форме клиническими, лабораторными данными, результатами патоморфологического и других методов исследования. Отпечатки объективных инструментальных методов исследования (рентгенограмм, УЗИ, ЭКГ и других материалов, макро - микрофотографий) должны быть достаточно высокого качества. Не следует загромождать клинические примеры отпечатками всех видов исследований.

    2.6. Реферативная часть работы . Объем данного раздела не должен превышать 5 страниц машинописного текста. Желательный контекст данного раздела – постановка какой-то определенной проблемы. Например: Возможности рентгеновской компьютерной томографии в дифференциальной диагностике заболеваний гортаноглотки на современном этапе: накопленный опыт, проблемы и перспективы развития. В данном разделе можно ограничиться какими-то сугубо узкими вопросами диагностики какого-либо конкретного заболевания, которые до сих пор не решены должным образом на современном этапе. В данном разделе можно привести одну из опубликованных работ самого автора, в том числе в соавторстве. Реферативную часть работы не следует посвящать описанию каких-то известных, общепринятых методик исследования или описанию технических параметров какого-либо медицинского прибора.

    2.7. Заключение . В краткой произвольной форме автор приводит рассуждения о практической деятельности отделения, о собственном личном вкладе в работе отделения, о причинах, приведших к дефектам диагностики и мерах по их устранению в дальнейшем.

    2.8. Выводы . Выводы должны логически вытекать из изложенного материала. Четкая формулировка и ясный контекст выводов свидетельствуют об аналитических способностях автора работы.

    2.9. Практические рекомендации и предложения . Рекомендации автора и его предложения будут проанализированы главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия). Наиболее актуальные практические рекомендации и предложения будут приняты к сведению для дальнейшей реализации на вышестоящем уровне.

    2.10. Библиографический указатель . Список литературы не должен превышать 15-20 источников. Желательно указывать наиболее знаковые источники последних 5 лет, в том числе оригинальные статьи, использованные при написании отчёта.

    2.11. Список опубликованных работ . Если автор имеет публикации, необходимо приложить список собственных научных работ с указанием выходных данных (название тезиса доклада или статьи, название сборника или медицинского научного журнала, год выпуска, место издания, номера страниц и т. д.), названия докладов, с которыми автор выступал на симпозиумах, заседаниях научных обществ и конференциях за последние 3 года. Если есть патенты, изобретения или рационализаторские предложения, необходимо представить их копии.