Примеры. Лексический разбор слова - что это такое? Примеры Полный лексический анализ текста

Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5) происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических связей слова. Лексический разбор является факультативным видом разбора для школьной практики. Обычно он не даётся в качестве контрольного задания.

Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.

Схема лексического разбора слова.

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Образец лексического разбора слова.

Завершив свои операции , фронты один за другим останавли­вались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

1. Операция - ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

3. Значение прямое.

4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

5. Слово заимствовано из латинского языка.

6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).

7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

Слово – основная единица языка, которая является средством номинации и благодаря этому выполняет функцию хранения и передачи информации, фиксируя опыт освоения внеязыковой действительности. Лексический анализ строится на том, что слова в языке существуют не изолированно друг от друга, а образуют систему, в которой значение каждого элемента определяется лишь в его соотношении с другими элементами.

Цель лексического анализа – описать существование слова в «трех измерениях» языка: в соотношении слова и понятия, им обозначаемого; слова и другого слова по признакам сходства или различия; слова и человека, его употребляющего. Первые два аспекта относятся к лексической семантике. На этом этапе с помощью словарей (толковых словарей, словарей омонимов, паронимов, антонимов, синонимов) необходимо проанализировать семантическую структуру слова, показать связи, существующие между составляющими ее значениями (лексико-семантическими вариантами), дать их характеристику. Полученные результаты позволят определить типы лексических микросистем, в которые входит слово в том или ином значении (омонимические, синонимические и другие парадигмы), и положение слова в данных микросистемах.

Основной задачей третьего, социолингвистического, аспекта является определение смысловой нагрузки слова, обусловленной его функционированием в социальном пространстве, отражением в слове истории развития общества. Слова при этом рассматриваются с точки зрения сферы употребления, способности выражать отношение говорящего к обозначаемому понятию, характеру и степени употребительности, истории появления слова в языке.

При выполнении лексического анализа необходимо указывать использованные словари, т.к. описание одного и того же слова в разных словарях может быть различным.

Схема лексического анализа слова

Семасиологическая характеристика

1. Определите значение слова в данном контексте, укажите способ толкования значения (см. толковые словари).

2. Дайте характеристику этого значения слова (первичное –производное, прямое - переносное, мотивированное – немотивированное, свободное - несвободное).

3. Определите, однозначным или многозначным является слово, от какого значения образовалось данное (если значение производное), тип переноса (если значение переносное).

4. Составьте схему значений слова, укажите тип полисемии (если слово многозначное) /см. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С. 93; Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 ч / Под ред. Е.И. Дибровой, Ч. 1. – М., 2001. - С. 227 – 231.

5. Определите, имеет ли слово омонимы (см. толковые словари, словарь омонимов). Если имеет, укажите их значение, тип, способ (причину) образования (см. этимологический словарь, толковые словари).

6. Если слово вступает в паронимические отношения, покажите это наличием паронимов (с истолкованием их значений) /см. словарь паронимов, словарь трудностей русского языка/.

7. Выявите синонимические связи слова. Приведите синонимическую парадигму, в которую входит слово в данном значении (по словарю синонимов). Определите тип синонимов по отношению к доминанте ряда, по характеру употребления (общеязыковой – контекстуальный).

8. Выявите антонимические связи слова, указав тип с точки зрения противопоставленности значений, характера употребления (по словарю антонимов).

Социолингвистическая характеристика .

1. Определите функционально-стилевую принадлежность слова в данном значении.

2. Охарактеризуйте слово с точки зрения наличия/отсутствия коннотативных (эмоционально-экспрессивных) сем в данном значении.

3. Охарактеризуйте слово с точки зрения сферы употребления (общеупотребительное, диалектное, специальное, жаргонное и т.п.).

4. Определите, к активному или пассивному словарному запасу относится слово в данном значении и других значениях (см. толковые словари).

5. Раскройте происхождение слова (см. этимологический словарь, словарь иностранных слов).

Образец лексического анализа слова

Венец желаниям! Итак, я вижу вас, О други смелых муз, о дивный Арзамас! (А.С. Пушкин)

1. В данном контексте слово «венец» употреблено в значении «2. перен . Последняя высшая ступень, завершение чего-л., верх, вершина» (МАС). Способ толкования значения – описательный (развернутое толкование).

2. Значение производное , т.к. образовано на базе другого значения; переносное , т.к. соотносится с понятием ассоциативно – для его понимания нужно знать мотивирующее значение; мотивированное, т.к. имеет мотивирующее значение; несвободное , конструктивно ограниченное, т.к. реализуется в сочетании с существительным в форме Дат.п. (см. грамматические пометы в словарной статье).

3. Данное значение образовано на базе основного значения путем метафорического переноса ассоциативных признаков (завершение, награда). Образная метафора, т.к. возникает как ассоциация человеческого чувства с объектом реальной действительности. Языковая метафора, т.к. имеет системный характер употребления и имеет специальную помету в словаре.

4. Семантическая структура слова состоит из 6 значений (ЛСВ):

Производные значения данного многозначного слова мотивируются прямым номинативным значением, т.е. полисемия радиального типа.

5. Омонимов не имеет.

6. Вступает в паронимические отношения со словом “венок” – “сплетенные в кольцо листья, цветы” (СО, Словарь трудностей русского языка Д.Э. Розенталя, М.А. Теленковой).

7. В данном значении слово входит в синонимическую парадигму: верх, вершина, предел, венец, апогей, зенит, кульминация (словарь синонимов З.Е. Александровой). Доминантой ряда является слово “верх ”, т.к. оно наиболее полно выражает понятие и стилистически не окрашено. По отношению к доминанте ряда слово "венец" является семантическим (идеографическим) синонимом, т.к. отличается степенью интенсивности качества («последняя, высшая ступень»), и стилевым, т.к. имеет книжный характер. Синоним общеязыковой, т.к. имеет системный характер употребления и зафиксирован в словаре синонимов.

8. В антонимические отношения в данном значении слово не вступает.

9. В данном значении слово «венец» является стилистически окрашенным, относится к книжному стилю, т.к. сфера его употребления ограничена художественной речью.

10. Коннотативных (эмоционально-экспрессивных) сем не содержит, т.к. слово в данном значении не выражает отношения говорящего к обозначаемому понятию.

11. В данном значении слово является общеупотребительным, а в 3-м значении имеет ограничения в употреблении (церк. ) /МАС/.

12. Во всех значениях, кроме 1-го, относится к активному словарному запасу; в основном, номинативном значении – к пассивному, т.к. является устаревшим: морфологическим, словообразовательным архаизмом (ср.: венец – венок ).

13. Исконно русское по происхождению, т.к. появилось в языке в общеславянский период; образовано с помощью суффикса – ьць- от вЬнъ «венок» (этимологический словарь).

Русский язык очень многогранен и сложен для изучения. В нем много нюансов и особенностей, одним из которых является разбор слов. Перед тем как разобрать слово, необходимо знать, что такое лексика. Отметим сразу же, что в школьной программе лексический разбор слов предусмотрен только на уровне факультативной, но не обязательной программы. Как известно, проводить факультативные занятия не слишком стремятся педагоги региональных школ, поэтому нынешние школьники, скорее всего, не будут знать правильность разбора слов в соответствии с лексикой.

Понятие лексики

Под лексикой понимают все слова конкретного языка, например, русского или французского. Достоверно невозможно сосчитать, какое количество слов объединяет лексика каждого языка. Это явление можно объяснить логически, ведь постоянно словарный запас конкретного языка пополняется новыми словами, впрочем, как из него и уходят некоторые слова. Если приблизительно в современном русском языке насчитывается немногим более 130 тысяч слов, то для ежедневного использования человеку необходимо не более 1,5 тысяч слов. Причем это вовсе не значит, что у грамотного человека словарный запас равен всего 1500 слов, ведь многие слова, которые нам известны, мы употребляем крайне редко.

Лексикология – наука, изучающая лексику, подразделяет все слова русского языка на активный и пассивный словарь. Наиболее употребляемые слова являются составляющими активного словаря. Естественно, пассивный словарь составлен из слов, которые наименее употребляются современным человеком, то есть, из устаревших слов (архаизмов), терминов и неологизмов (слова, появившиеся в языке совсем недавно).

Согласно лексикологии, в языке существует пять стилей речи – художественный, деловой и публицистический, разговорный и научный. В соответствии с лексикологией, вся речь подразделяется на три типа – описание, повествование и рассуждение. Теперь давайте приступим к тому, как разорать слово.

Разбор слова как части речи

Что необходимо сделать, если перед вами стоит задание: разбери слово как часть речи? Для начала определите, к какой из частей речи относится слово, то есть это существительное, прилагательное, глагол или иная часть речи. Далее следует найти неопределенную форму слова, его первоначальное звучание. Если слово относится к существительному, то его первоначальное звучание – это именительный падеж единственного числа, для глаголов – форма "инфинитив".

Рассмотрим разбор имени существительного на примере слова "зайцам". Его неизмененное звучание – "заяц". Определяем падеж, род и число "зайцам" - дательный падеж, это слово мужского рода во множественном числе. Данное существительное является нарицательным, поскольку "зайцам" - это не название чего-либо. Существительное еще может быть собственным, но только не в нашем случае.

Рассмотрим имя прилагательное на примере слова "пушистым". В неизмененном звучании оно выглядит, как слово "пушистый". Для определения рода, числа и падежа необходимо ориентироваться в контексте на имя существительное. Например, в словосочетании "пушистым ковром" слово "пушистым" имеет мужской род, творительный падеж и единственное число.

На примере слова "делал" попробуем разобрать глагол, как часть речи. Его первоначальное звучание – "делать". Теперь следует определить род и спряжение, лицо и вид (он может быть несовершенный или совершенный), число и время глагола, наклонение. Это третье лицо мужского рода, в единственном числе и изъявительном наклонении, в несовершенном виде и прошедшем времени, второе спряжение.

На примере слова "ему" рассмотрим разбор местоимения. В неизмененном звучании "ему" - это "он". Теперь определяем лицо и род местоимения, его падеж и число. Местоимение "ему" имеет единственное число и мужской род, дательный падеж, третье лицо.

Рассматривая союз, следует знать, что он может быть соединительным, разделительным, сочинительным или подчинительным. Некоторые союзы относятся к двум типам, например, союз "а", в зависимости от контекста, может быть как сочинительным, так и разделительным.

Лексический разбор слова

Ответив на вопрос о том, как разобрать прилагательное как часть речи, существительное и другие части речи, приступим к лексическому разбору слов. Для этого необходимо провести их детальный анализ, выполняя определенный алгоритм:

  • Тип лексического значения в данном контексте (прямое или переносное значение). Если слово используется в данном контексте в переносном значении, то необходимо охарактеризовать вид переносного значения.
  • Указать однозначность/многозначность слова (можно пользоваться словарем русского языка). Если слово имеет несколько значений, то все их необходимо указать.
  • Обозначить происхождение слова – указать, слово исконное русское или заимствовано из другого языка (с указанием названия языка).
  • Определить наличие синонимов и антонимов (построить синонимический ряд и подобрать антонимическую пару к данному слову).
  • Определить, к какой лексике относится слово – общеупотребительной или ограниченной (указать, это слово устаревшее или неологизм).
  • Определить фразеологические связи слова.

Пример лексического разбора слова

На примере фразы: "Завершив свои операции, фронты останавливались на достигнутых рубежах" рассмотрим, как разобрать слово "операции".

  • Операция - стратегические действия, которые проводятся при наступательных или оборонительных боях (воен., проф.).
  • Слово относится к разряду многозначных слов: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) почтовые операции; г) финансовая операция.
  • Употребляется в данном контексте в прямом значении.
  • "Операция" - слово, имеющее иностранное происхождение. Оно заимствовано из латинского языка.
  • Синонимический ряд - операция, военные действия, бой, сражение.
  • Слово "операция" активно употребляется в русском языке.
  • Слово относится к военной терминологии, то есть, является частью профессиональной лексики.

Разбор слова по составу

Разбор слова по составу - один из самых популярных в школе. Разбирать слова по составу учатся все школьники на уроках русского языка. Если у вас с этим возникают проблемы, мы поможем вам. Как разобрать слово по составу? Вот по какому алгоритму лучше всего действовать:

  1. Определите верно часть речи, которую будете разбирать по составу. В этом поможет контекст.
  2. Выделите в слове окончание (примеры обозначений частей слова см. на картинке перед статьей). Это изменяемая часть слова, находится обычно в конце, за суффиксом. Выявить окончание в слове легко - нужно просто изменить слово по падежам и посмотреть, какая часть в конце слова меняется. Именно она и будет являться окончанием. Пример: в слове "корова" окончание "а". При его склонении получаем следующие формы: коровы, корове, корову и т. д. Видно, что в слове буква "а" постоянно меняется на другие в разных падежах, поэтому "а" - это окончание. Бывают слова с нулевым окончанием, например "волк", "телефон", "балет". В таких случаях значок окончания ставят рядом со словом после него. Важно не перепутать окончание с суффиксом!
  3. Далее следует выделить приставку. Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем, она придает слову дополнительный смысл. Например, есть слово "ездить", а есть слово "съезить". Приставка "с" второму слову придает смысл завершенности, поэтому второй глагол имеет совершенный вид, а первый - несовершенный. Приставка обычно располагается в самом начале слова, поэтому ее нетрудно обнаружить, если она есть.
  4. Затем выделите суффикс. Суффикс - это изменяемая часть слова, которая располагается после корня. В слове может быть один, несколько суффиксов или их вовсе может не быть. Например, в слове "горошек" суффикс "ик", в слове "сделавший" два суффикса - глагольный "а" и суффикс причастия "вш".
  5. Теперь выделите корень слова. Корень - это неизменяемая часть слова (однако корни могут чередоваться: "забирать" - корень "бир", "заберешь" - корень "бер"). Корень несет в себе основной смысл слова. Есть слова, целиком состоящие из корня: лес, лук, дом, огород. В слове "девушка" будет корень "девушк", в слове "саморез" имеется два корня, которые несут смысл: "сам" и "рез", буква "о" - это соединительная гласная между корнями. Если сомневаетесь в выделении корня, подберите однокоренные слова и посмотрите, какая часть слова в них чаще всего повторяется. Она и будет корнем слова.
  6. И наконец, основа слова. В нее входят все части слова, кроме окончания и формообразующих суффиксов. К формообразующим суффиксам относятся суффикс "ть" у глаголов неопределенной формы, суффикс "л" у глаголов прошедшего времени, "я" у деепричастий несовершенного вида, "ущ" и "ющ" у причастий и суффиксы у прилагательных и наречий в сравнительной и превосходной степени ("е", "ее", "ейш", "айш"). Основа выделяется внизу слова в виде линии, подчеркивающей все, что в нее входит.

Примеры разбора слова по составу

Как разобрать слово по составу, вы теперь знаете. Для закрепления материала рассмотрим несколько примеров разбора слов по составу:

  1. Понаехали. Основной смысл слова содержится в корне "ех". Смотрим перед корнем приставки. Приставки "пона" в русском языке нет, но зато есть приставки "по" и "на" (есть слова поехали, наехали). Поэтому в этом слове две приставки: "по" и "на". Смотрим суффиксы. В этом слове также два суффикса - глагольный "а" и суффикс глаголов прошедшего времени "л". Окончание у слова такое - "и". Основа слова "понаехали" - "понаеха".
  2. Лесоруб. Лесоруб - это тот, кто рубит лес. Так как смысл слова раскрывается в двух словах, а само слово одно, то, скорее всего, оно содержит в себе два корня. В этом слове два корня: "лес" и "руб". "О" между ними не является суффиксом, это соединительная гласная, в школе ее обычно выделяют в рамочку или в скобочки. Слово начинается сразу с корня "лес", никаких приставок здесь нет. Также нет суффиксов и окончаний, поэтому после слова рисуем пустой значок окончания, что будет означать нулевое окончание. Основа слова: "лесоруб".
  3. Красивейший. Корень "красив", суффикс превосходной степени прилагательных "ейш", окончание - "ий". Основа слова - "красив".
  4. Быть. Корень "бы", суффикс "ть". Основа слова - "бы".

Мы рассмотрели, как разобрать слово по составу на примерах.

Заключение

Действуя по вышеуказанным примерам, вы без труда сможете разобрать глагол как часть речи, сможете провести лексический разбор слова и разбор слова по составу. Эти знания будут полезны не только школьникам и студентам, но и взрослым людям, которые стремятся к усовершенствованию своих навыков и знаний в области русского языка.

В практике преподавания русского языка стали традиционными различные виды разбора (анализа) основных языковых единиц (слова и предложения): фонетический, грамматический, словообразовательный, а также текста.

Определенное место среди них занимает лексический анализ слова и текста.

Лексический разбор слова - это всесторонний лексико-семантический и функциональный анализ слова как лексической единицы языка, как объекта его изучения в лексикологии.

Лексический разбор текста - это всесторонний лексико-семантический и функциональный анализ лексических единиц текста (преимущественно художественного), а также их роли в данном тексте.

Лексический разбор может быть тренировочным и контрольным. Первый предполагает активную работу со словарями различных типов: толковым, этимологическим, синонимов, антонимов и т.п., второй - умение самостоятельно проанализировать слово и выявить те или иные его характеристики.

Лексический анализ должен показать все знания студента о слове как лексической единице языка и речи в соответствии с вузовской программой. Поэтому он предложен как вторая (практическая) часть контрольной работы и (или) как вид практического задания на экзамене (в дополнение к теоретическому вопросу), т.к. позволяет проверить знания о предмете изучения всесторонне.

Лексический разбор включает в себя последовательно три этапа (части), соответствующих основным аспектам изучения слова в лексикологии: семантическому, системному и функционально-стилистическому (социолингвистическому) -

1) анализ семантической структуры слова,

2) анализ системных связей слова,

3) функционально-стилистический анализ слова.

Порядок лексического анализа слова

1.СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1) Истолковать лексическое значение слова в тексте одним из способов, с указанием способа толкования (описательный, синонимический и т.п.).

2) Выполнить компонентный анализ лексического значения (выделить архисему, дифференциальные и потенциальные семы).

3) Определить тип лексического значения (по разным параметрам: прямое/ переносное, номинативное/ характерологическое, мотивированное/ немотивированное, свободное/ связанное).

4) Определить наличие многозначности слова (в случае многозначности привести другие значения) и омонимии (разграничить полисемию и омонимию).

2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

5) Определить характер внутрисловных семантических связей слова (эпидигматику): топологический тип полисемии (элементарная, цепочечная, радиальная, смешанная), способы семантической деривации (сужение/ расширение, метафора/ метонимия).

6) Определить характер межсловных деривационных (словообразовательных) связей слова: привести однокоренные слова, определить тип лексической деривации (элементарная, цепочечная, гнездовая).

7) Определить характер парадигматических связей слова: наличие лексико-семантической группы (ЛСГ), гипонимов, синонимов, антонимов, их тип.

8) Определить характер синтагматических связей слова: тип сочетаемости (лексическая, грамматическая), валентность (свободные и контекстуально ограниченные типы связей слова), привести разные типы словосочетаний, в том числе устойчивые (фразеологические) сочетания.

3.ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

9) Определить происхождение слова, указать приметы и тип заимствований (освоенные, неосвоенные: экзотизмы, варваризмы).

10) Определить сферу употребления слова: общеупотребительое / необщеупотребительное (диалектное, жаргонное, специальное, просторечие).

11) Определить активность употребления слова: активного / пассивного запаса - устаревшее (архаизм / историзм) или новое (неологизм / окказионализм).

12) Определить стилистическую окраску слова: нейтральное (межстилевое) или стилистически окрашенное - высокое (книжное, поэтическое), сниженное (разговорное, просторечное).