О чем говорит мне эта картина? Сикстинская мадонна рафаэля описание картины и творчества великого художник ренессанса Сикстинская мадонна почему 6 пальцев

Сикстинская мадонна - Рафаэль Санти. Холст, масло. 256х196



Вот уже несколько веков именно эта работа великого мастера Возрождения принята за образец и вершину старой живописной европейской школы. Безупречность и глубина работы признаны критикой, и никакие попытки усомниться в совершенстве этого полотна еще не увенчались успехом, вызывая бурю протестов и отвержение всякого критического анализа.

О феномене "общественного восхищения", который мешает воспринимать эту работу индивидуально и объективно, еще в XIX веке говорили и Толстой, и Достоевский, и многие художники. Причем, все как один соглашались с тем, что это несомненный шедевр.

Необычность этой работы мастера, для которого Богоматерь с младенцем на руках - излюбленный сюжет, в том, что написана она на холсте. В то время абсолютное большинство работ подобного толка писались на досках. Некоторые исследователи считают, что художник выбрал холст, потому что никак не мог найти доску подходящего размера.

Картина была заказом кардинала де Ровере, будущего папы Юлия II. Работа предназначалась для алтаря одного из провинциальных соборов, в котором хранились мощи святого Сикста и святой Варвары. Обе личности представлены на картине рядом с Богородицей и младенцем.

Все персонажи картины имели прототипы в жизни. Известно, что папу Сикста художник писал с кардинала-заказчика. Одна из легенд картины утверждает, что папа изображен шестипалым. Несостоятельность этого утверждения очевидна, если взглянуть на руку папы внимательнее.

Композиция картины становится понятней, если знать о том, что перед работой должно было быть размещено распятие. Тогда понятен становится жест папы, указывающий на Великую жертву Сына Богородицы в будущем, а также скорбная покорность Святой Варвары.


Необыкновенно лиричное звучание картине придает пара ангелочков в самом низу композиции. Эта милая парочка лишает картину всякого пафоса, выделяя главный и простой смысл сюжета - тревога матери о судьбе своего сына.

Сильное впечатление производит недетское лицо спасителя и его очевидное внешнее сходство с Матерью.

Зрителя сбивает с толку нарочито "земной" занавес, нанизанный на примитивный карниз. Та тщательность, с которой выписана эта неясная деталь, сбивает с толку публику, заставляет ее думать о смысле этой детали, ее назначении.

Облака фона работы, представляющие собой многочисленные ангельские лики, подчеркивают торжественность, значимость происходящего, вносят в работу ту сакральную парадность, которая есть непременная составляющая всех алтарных картин эпохи Возрождения.

Искусство Италии 16 века. Высокое Возрождение.
Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Сикста) в Пьяченце. Размер картины 270 x 201 см, холст, масло. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Для Рафаэля Санти оно явилось также своеобразным итогом и синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Рафаэль мудро использовал здесь возможности монументальной алтарной композиции, вид на которую открывается в далекой перспективе церковного интерьера сразу, с момента вступления посетителя в храм. Издали мотив раскрывающегося занавеса, за которым, словно видение, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, должен производить впечатление захватывающей силы. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур – все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне.

Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля картина «Сикстинская мадонна» обнаруживает важное новое качество – повышенный духовный контакт со Зрителем. В предшествующих его «Мадоннах» образы отличались своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд их никогда не был обращен на что-либо, находящееся вне картины; они были либо заняты ребенком, либо погружены в себя. Лишь в картине Рафаэля «Мадонна в кресле» персонажи смотрят на зрителя, и во взгляде их есть глубокая серьезность, но в более определенной степени их переживания художником не раскрываются. Во взгляде же Сикстинской мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу. Было бы преувеличением говорить здесь о повышенной психологической экспрессии образа, об эмоциональном эффекте, но в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах – причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, – есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. Драматизм образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа, которого художник наделил недетской серьезностью и прозорливостью.

Важно, однако, отметить, что при столь глубоком выражении чувства образ мадонны лишен и намека на преувеличение и экзальтацию – в нем сохранена его гармоническая подоснова, но, в отличие от прежних рафаэлевских созданий, она в большей мере обогащена оттенками сокровенных душевных движений. И, как всегда у Рафаэля, эмоциональное содержание его образов необычайно ярко воплощено также в самой пластике его фигур. Картина «Сикстинская мадонна» дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной «многозначности» самых простых движений и жестов. Так, сама мадонна представляется нам одновременно идущей вперед и стоящей на месте; фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью человеческого тела. В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, и вместе с тем – ощущение того, что сын ее не принадлежит только ей, что она несет его в жертву людям. Высокая образная содержательность подобных мотивов отличает Рафаэля от многих его современников и художников других эпох, считавших себя его последователями, у которых часто за идеальным обликом их персонажей не скрывалось ничего, кроме внешнего эффекта.

Композиция «Сикстинской мадонны» на первый взгляд проста. В действительности же это простота кажущаяся, ибо общее построение картины основано на необычайно тонких и в то же время строго выверенных соотношениях объемных, линейных и пространственных мотивов, сообщающих картине величие и красоту. Ее безупречное равновесие, лишенное искусственности и схематизма, нисколько не стесняет свободы и естественности движений фигур. Фигура Сикста, облаченного в широкую мантию, например, тяжелее фигуры Варвары и расположена несколько ниже ее, но зато занавес над Варварой тяжелее, чем над Сикстом, и тем самым восстанавливается необходимое равновесие масс и силуэтов. Такой на первый взгляд незначительный мотив, как папская тиара, поставленная в углу картины на парапете, имеет большое образное и композиционное значение, внося в картину ту долю ощущения земной тверди, какая требуется, чтобы придать небесному видению необходимую реальность. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения.

Как создавался образ мадонны? Имелся ли для него реальный прототип? В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля – так называемой «Дамы в покрывале» («La Donna Velata», 1516, галерея Питти). Но в решении этого вопроса в первую очередь следует учитывать известное высказывание самого Рафаэля из письма к его другу Бальдассаре Кастильоне о том, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствуется определенной идеей, которая возникает на основании множества впечатлений от виденных художником в жизни красавиц. Иными словами, в основе творческого метода живописца Рафаэля Санти оказывается отбор и синтез наблюдений реальной действительности.

«Одной картины я хотел быть вечный зритель» , – говорил Пушкин о «Сикстинской Мадонне» кисти великого Рафаэля Санти .

Этот шедевр Эпохи Возрождения был впервые написан художником без помощи его учеников и показывал Богоматерь, которая буквально сходит ко зрителю, обращая на него свой мягкий взгляд.

Заказ на создание картины Рафаэль получил в 1512 году и сразу переехал из Рима в глухую провинцию, чтобы скорее приступить к делу. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. Многие говорили, что картина создавалась в то время, когда Рафаэль переживал личное горе, поэтому он вложил свою печаль в образ прекрасной девы с грустными глазами. Во взгляде матери зритель способен прочитать волнение и смирение – чувства, вызванные предвидением неизбежной трагической судьбы собственного сына. Мадонна трепетно прижимает к себе дитя, словно ощущая минуту, когда ей придется оторвать от сердца нежного младенца и представить человечеству Спасителя.

Изначально «Сикстинская Мадонна» задумывалась как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста. В то время для подобной работы мастера «набивали руку» на деревянной доске, но Рафаэль Санти изобразил Богоматерь на холсте, и вскоре ее фигура величественно возвышалась над полукруглым хором церкви.
Свою Мадонну художник изобразил босой, укрытой в простое покрывало и лишенной ореола святости. К тому же, многие зрители отмечали, что женщина держит ребенка на руках так, как это делали простые крестьянки. Несмотря на то, что Дева лишена видимых атрибутов высокого происхождения, другие герои картины встречают ее как царицу. Юная Варвара взором выражает благоговение перед Мадонной, а Святой Сикст преклоняет перед ней колени и протягивает руку, которая знаменует собой символ явления Богоматери людям. Если присмотреться внимательнее, то кажется, словно на протянутой руке Сикста «красуются» шесть пальцев. Ходили легенды, что тем самым Рафаэль хотел обыграть оригинальное имя римского епископа, которое с латыни переводится как «шестой». На самом деле, наличие лишнего пальца – всего лишь иллюзия, и зритель видит внутреннюю сторону ладони Сикста.

Разнообразные слухи ходили и вокруг изображенного образа Богоматери. Некоторые исследователи отмечают, что Мадонна представляет собой божество в человеческом обличии, а ее лицо принято считать воплощением идеала античной красоты. Карл Брюллов однажды сказал о ней:

«Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем»

Сегодня нельзя точно установить, была ли Дева действительно такой, как ее изобразил Рафаэль, поэтому вокруг этого вопроса складывают множество легенд. Одна из них гласит, что прототипом легендарной Мадонны стала Форнарина – любимая женщина и натурщица художника. Но в дружеском письме к Бальдассаре Кастильоне мастер говорил, что создавал образ совершенной красоты не с определенной девушки, а синтезировал свои впечатления от многих красавиц, которых суждено было встречать Рафаэлю.

Создавая собирательный образ, великому художнику удалось в «Сикстинской Мадонне» соединить черты высшего религиозного идеала с высшей человечностью, сохранив при этом простоту композиции. Многие отмечали, что , словно зная тайны мироздания, приоткрыл перед человеком занавес в непостижимый мир, о чем говорил Карло Маратти:

«Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы поверил»

Описание картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна»

Одним из великих творческих людей Италии есть Рафаэль Санти.
Он и талантливый живописец, график, архитектор.
Его работы украшают многие церкви.
Любимой музой художника всегда была Мадонна.
Он посвятил ей много картин, как в начале творческого пути, так и в зрелости.
Одной из самых совершенных картин принадлежащих этому циклу есть полотно «Сикстинская Мадонна».
Ее заказали монахи для церкви Св. Сикста.

Это полотно есть алтарным образом, который открывает взору человека раздвинувшийся занавес и идущую фигуру Девы Марии с младенцем на руках.
Этот младенец - это Иисус Христос.
Он доверчиво приник к ней, а она заботливо и по-матерински нежно и трепетно держит его.
Идет она по белому, мягкому и даже, кажется, теплому облаку.
Ее ноги босые.
Тело покрывает красивое, атласное, красного цвета платье, покрыто синей тканью.
На голове легкая шаль.
Младенец совсем без одежды.

По левую сторону от мадонны сидит, опустив голову и взор Святая Варвара.
Весь ее вид показывает покорность, веру и благоговение.
С правой стороны мы видим упавшего на колени Сикста II.
Он обращается к Марии с просьбой защитить всех, кто ее поклоняется и молится.
А позади Девы, еле заметны в сером цвете и свете, который исходит от Мадонны, лица множества ангелов.
Еще два ангелочка, напоминающие амурчиков, показаны на самом первом плане картины.
Их движения и жесты еще совсем детские и наивные.
Это придает полотну теплоту, заботу и человечность.

Рафаэль Санцио родился в 1483 году в провинции Умбрия и получил провинциальную подготовку в мастерской Пьетро Перуджино.

В возрасте семнадцати лет он оказался одним из самых перспективных молодых художников , но все еще находился под сильным влиянием работы Перуджино. Это можно увидеть в его ранней картине «Успение и коронация Богородицы» и в «Распятии» сейчас в Национальной галерее в Лондоне.

«Успение и коронация Девы» (w)

«Двигаясь с вдохновенной убежденностью, рука Рафаэля создавала линии, которые формировали его стремление к красноречивым формам» .

Открывая его «Портрет молодости», вероятный автопортрет, сделанный в 1500 году, когда он возможно, получив титул Магистра , мы видим безмятежную уверенность и светящийся потенциал жизни, пронизанной простым черным мелом на бумаге.


Его способность точно передавать обширные фрагменты тонких человеческих эмоций постоянно повторяется в его рисунках, и ничто из этого не содержится ни в одной детали. Часто выражения только слегка предлагаются с простыми знаками, но во всей композиции он способен донести до воображаемых впечатлений от тонких и сложных аспектов человеческой жизни.

« Рафаэль использует рисунок как средство наблюдения, как способ выражения и как способ отражения человеческих эмоций и действий» .

В эскизе «Богоматерь с гранатом» мать с любовью смотрит на ребенка Христа, когда он достигает плода, ее выражение излучает теплую божественную любовь, но с мрачным принятием проблем, с которыми столкнется ребенок.

Существует сложная истина, общая для человеческого опыта в этом образе, материнская любовь, сопровождаемая мукой познания неизбежных трудностей, которые приходят с жизнью, а также необходимость того, чтобы все дети перешли от безопасности своих матерей.

Творчество Рафаэля

Прибыв во Флоренцию, молодой художник вскоре осознал ограничения своего ученичества в Умбрии. Он столкнулся с непростой задачей, представленной работами Леонардо и Микеланджело, и отправился учиться и на своих картинах и скульптурах.

Рафаэлю не хватало глубины знания Леонардо и не могло сравниться с силой Микеланджело , но он был напористым художником, и нашлись добродетели, которые сделали его фаворитом, стали появляться потенциальные покровители.

Его двум великим предшественникам и соперникам порою было трудно справиться и оказались непредсказуемыми при выполнении своих поручений, и поэтому молодой художник смог конкурировать, несмотря на репутацию двух великих мастеров.

«Мадонна луга» (w)

В это время на Рафаэля также оказал влияние художник Фра Бортоломео из Тосканы, и они остались дружелюбными, но влияние Леонардо проявилось в «Мадонне луга» 1506 года.

Рафаэль прибыл в Рим в 1508 году, и Папа Юлий II вскоре нашел работу для молодого художника. Его попросили украсить частную библиотеку Папы в нескольких комнатах, известных как Стэнц. Картины включают «Афинскую школу», «Диспут таинства» и «Парнас», в которых он усовершенствовал свои концепции философии и теологии, пытаясь найти способы изобразить убедительные визуальные рассказы. Они остаются среди самых известных изображений, созданных художником.

«Школа Афин» Подпись, Ватикан, Рим. (ж)

В «Афинской школе» каждому философу придаётся особый характер, что и демонстрирует Рафаэль.

Вероятно, глубоко размышляя над идеями самих философов, а также своим экспертным изображением, он стремится отобразить внутреннее равновесие через внешний жест. Рафаэль был очень знаком с культурой ораторского искусства в Риме и важностью выражения лица и жестом руки.

В одном исследовании фигуры Христа из «La Disputa» вес ткани, покрывающей нижнюю часть Христа, кажется почти статусным и постоянным, как мрамор, в то время как верхняя часть тела растворяется и окутана эфирным божественным светом, достигаемая через пробел пространства, оставленные Рафаэлем и едва прослеживаемые белые чернила, которые вытягивают дальнейшую светимость.

Термин, используемый Рафаэлем и другими в эпоху Возрождения, — это Disegno , что означает и дизайн, и искусство: художник не описывает идеи, а разрабатывает для них самое совершенное выражение.

« Красноречие Рафаэля рисования основано на глубокое отражение и интеллект его рук »

Рафаэль показывает нам что-то о человеческой природе и человеческом потенциале: отражение естественных сложностей жизни, которые уклоняются от выражения в словах.

Папа Лев X преуспевал в своих делах после смерти Юлия II, он был членом семьи Медичи и продолжал выступать в качестве покровителя художнику, который написал портрет Папы в 1518 году.

Папа Лев X. Масло на дереве, 154 x 119 см, Уффици, Флоренция (ов)

Триумф Галатеи 1512 . (ы)

Галатея была написана для торговца и банкира Агосто Чиги, который, возможно, был самым богатым человеком в Риме в то время, когда была заказана картина. Работа была размещена на вилле Чиги на берегах Тибра (теперь называлась Вилла Фарнезина) и предназначалась для того, чтобы подчеркнуть позицию Чиги как главного покровителя искусств.

В 1514 году художник был назван архитектором Святого Петра и некоторое время был самым важным архитектором в Риме. Он проектировал несколько зданий, включая Часовню Чиги в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, но его работа над Санкт-Петерсом окзаластьб не удачной, так как был принят вариант дизайн Микеланджело.

Видение Иезекииля 1518.
Масло на панели, Палаццо Питти, Флоренция.

Сикстинская Мадонна Рафаэля

Сикстинская Мадонна — одна из самых известных работ Рафаэля. Картина берет свое название от церкви Сан-Систо в Пьяченце, и Рафаэль написал ее как алтарь для этой церкви в 1513-1514 годах. Этот полотно было куплено в 1754 году королем Августом III Саксонии для его коллекции в Дрездене. В Германии картина была очень влиятельной, вызвав дебаты по вопросам искусства и религии.

Сикстинская Мадонна.
1513-1514. Масло на холсте. 104 x 77in (265x196cm)
Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден. (ы)

Мадонна держит своего ребенка, когда она плывет по закрученным коврам облаков, она окружена святым Сикстом и святой Варварой. У подножия картины находятся два ангела (херувима), которые взирают в созерцание. Было много спекуляций о печали или даже окаменевших выражениях на лице Девы и младенца Иисуса. Почему они так скорбят и испугались? Почему Святой Сикст указывает на картину у нас, зрителей?

Ответ становится ясным, когда мы рассматриваем первоначальное предполагаемое местоположение работы. Размещенный за экраном хора, который больше не выживает, Сикстинская Мадонна столкнулась бы с распятием, прикрепленным к экрану. Итак, тайна решена, Дева и младенец Иисус смотрят на распятие. Испуганные выражения понятны, Иисус видит свою собственную смерть, и его мать является свидетелем пыток и смерти ее ребенка. Это место распятия, которое Святой Сикст также указывает, а не зрителю.

St Sixtus (подробно) (ы)

Святой Сикст указывает на картину на месте распятия. Обратите внимание как чудесно раскрашены руки.

Св. Барбара (подробно) (ы)