Матрешка игрушка или сувенир. Русская народная игрушка матрешка: история, виды матрешек, польза, игры с матрешками для детей. Что такое матрешка? Происхождение русской матрешки

1. Майстренко Марина Витальевна 2. МАОУ СОШ № 28 г.Томск 3.Учитель начальных классов

Введение.

Моя работа посвящена русской матрешке. Этой куклой я заинтересовалась после знакомства с народными промыслами на занятиях в изостудии, которую я посещаю уже 6-ой год. Мне захотелось узнать о происхождении этой куклы и о том, как выглядела первая русская матрешка, кто был ее автором, где их изготавливали и с какой целью, и какие бывают матрешки.

Моя главная цель – выяснить, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, и популярна ли она сейчас.

Мои подруги не играют с этой куклой, да и среди моих игрушек ее тоже нет, поэтому я считаю, что в наши дни матрешка является сувениром, а не игрушкой. В этом и состоит моя гипотеза .

Во время исследования я использовала следующие методы :

    изучение и анализ различных информационных источников;

    посещение детского сада и беседа с воспитателем;

    анализ анкет моих сверстников;

    посещение магазинов.

Что такое матрешка? Происхождение русской матрешки.

Из словаря С.И.Ожегова я узнала, что матрешка – это полуовальная полая разнимающаяся посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.

Собирая материал по данной теме, изучив различную литературу, я узнала, что первая русская матрешка появилась в Москве в конце XIX в. А было это так. Однажды помещица Мамонтова привезла из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нем японка, а в ней еще и малыш-японец спрятан. В Японии деревянную игрушку называли Фукуруму, что означает веселый складной старичок. Очень понравилась игрушка Мамоновым. Попросили они мастера Василия Звездочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской, а художнику Сергею Малютину поручили расписать ее на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане и переднике, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой. В России тогда это было самое распространенное имя, которое в переводе с латинского означало «мать».

Первые русские матрешки стали изготавливать в артелях в Сергиевом Посаде, как забаву для детей. Но матрешка была еще и полезной игрушкой. С ее помощью детей учили сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, учили счету. Стоили такие игрушки дорого и купить их могли только богачи. Но, не смотря на это, спрос на матрешек не падал, а только рос. Поэтому в стране стали появляться и другие центры по изготовлению этих кукол.


Традиционные матрешки и их отличительные особенности.

Матрешка популярна и в наши дни. Подтверждением этого является то, что в России существует несколько центров по изготовлению и росписи этой куклы. Самые известные крупные центры это подмосковный Сергиев Посад и нижегородские центры в городе Семенове, и в селах Полховский Майдан и Крутец.

В каждой местности матрешка имеет свои отличительные черты.

Сергиев-посадская (или загорская) матрешка одета в рубаху, сарафан, на голове платок с узорами. В руках она держит узелок, корзинку или цветы. По форме эта матрешка широкая. Голова у нее плавно перетекает в туловище.

У семеновских матрешек на фартуках яркие пышные крупные букеты. Основной цвет в росписи – красный. Форма куклы немного вытянутая.

Полхов-майданскую матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Мастера украшают матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли фигурку спереди. Лицо матрешки украшают веселые кудряшки-завитушки.

В настоящее время можно встретить не только традиционных матрешек, но и авторских. На фартуках таких матрешек можно увидеть памятники архитектуры, живописные пейзажи, сюжеты народных сказок. А также встречаются матрешки расписанные под гжель, жостово, палех. Среди современных матрешек можно увидеть политических деятелей, популярных артистов, спортсменов.

Есть и на томской земле народные умельцы, которые занимаются росписью матрешек. Одна из них Хохрякова Тамара Михайловна, которая работает в 22 светлинской школе. Она руководит студией, где учит детей расписывать эти национальные сувениры. Тамара Михайловна имеет уникальную коллекцию русских матрешек, большую часть которых расписала сама. Все это говорит о том, что матрешка популярна в наши дни, хотя ей уже более 100 лет.

Результаты исследования.

Чтобы найти ответ на интересующий меня вопрос, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, я использовала различные методы. Одним из них было анкетирование ребят начальной школы 7-9 лет. Всего было опрошено 85 человек. На вопрос: «Есть ли у вас дома матрешка?» положительно ответили 19 человек. Следующий вопрос звучал так: «Ваша матрешка кукла или сувенир?» Все 19 человек ответили, что матрешка является сувениром. Проанализировав данные анкеты, я пришла к выводу, что современные дети не играют с матрешками, а те, у кого она есть, используют ее в качестве сувенира.

Посетив ряд магазинов города, я убедилась в том, что матрешка превратилась из игрушки в предмет искусства, В «Детском мире» на пр. Ленина и на пл. Южной я матрешек не обнаружила. Этих кукол можно встретить в магазинах, где есть отделы с сувенирами: «1000 мелочей», «Гостиный Двор».

В детском саду №36 я побеседовала с воспитателем младшей группы и рассмотрела игрушки детей. Среди них матрешки не было. Это еще раз подтвердило мои выводы.

Заключение.

В заключение я хочу сказать, что эта работа принесла мне большую пользу.

Во-первых, я узнала много нового и интересного о русской матрешке.

Во-вторых, я научилась работать с дополнительной литературой, с различными информационными источниками, анализировать данные, полученные в ходе исследования.

В-третьих, я нашла ответы на интересующие вопросы и убедилась в том, что матрешка – это национальный русский сувенир, что она популярна в наши дни. А также я узнала, что среди моих земляков есть люди, которые занимаются росписью этих кукол.

Мне тоже захотелось создать свою матрешку. Это книжка-матрешка, которую я назвала «Моя семья». Когда моя сестренка подрастет, я обязательно прочитаю ей эту книжку.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28 Г.ТОМСКА

Исследовательская работа

«Русская матрешка»

Выполнила:

ученица 4 «А» класса

Максимова Светлана

Учитель:

Майстренко М.В.

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Урюпинская кадетская школа имени генерал-лейтенанта С.И. Горшкова»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:

« ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИГРУШКИ»

Работу выполнил

Воспитанник 2 взвода

Урюпинской кадетской школы

Тимофеев Марк

Руководитель: воспитатель

1 квалификационной категории

Зубцова Валентина Николаевна

Урюпинск 2017 год

Введение 3 стр.

Актуальность 3 стр.

Цель 4 стр.

Задачи 4 стр.

Гипотеза 4 стр.

Методы исследования 4 стр.

Предмет исследования 4 стр.

Объект исследования 4 стр.

Теоретическая часть 5 – 9 стр.

Практическая часть 10 стр.

Результаты 11 стр.

Выводы 11 стр.

Использованная литература 12 стр.

Приложения

Введение.

В России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы бывают разные – предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями, напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской игрушкой, как матрёшка. Один из главных образов, возникающих при упоминании России, это матрешка – расписная точеная деревянная кукла, считающаяся чуть ли не идеальным воплощением русской культуры и “загадочной русской души”. Однако, насколько русской является матрешка? Оказывается, русская матрешка довольно молода, она родилась где-то на границе XIX и XX веков. Но с остальными подробностями не все четко и ясно. Матрёшка символизирует материнство, семейное единство, доброту, уважение к старшему поколению, чего в наше современное время стало так не хватать.

Актуальность темы.

Мир игрушки удивительно многообразный. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами.

Матрёшка не просто игрушка, но и художественное изделие. И мы задумались о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки. Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется “матрёшка”? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества. И мы решили больше узнать об этом чуде – Русской Матрешке.

Цель работы: история появления матрешки и изготовление авторской матрёшки.

Задачи:

Изучить историю появления матрешки.

Выяснить происхождение названия «матрёшка».

Узнать, за что эту деревянную куклу назвали символом России.

Выявить виды матрёшек.

Проследить технологию создания матрешки.

Определить, в чем же секрет её успеха и долголетия.

Гипотеза

Несмотря на иностранное происхождение, Матрёшка является русской национальной игрушкой, символом России известным во всем мире.

Методы исследования:

Словесный

Наглядный

Практический

Частично-поисковый

Предмет исследования: декоративно - прикладное искусство России.

Объект исследования: матрёшка.

Теоретическая часть.

История появления матрёшки. Происхождение матрёшки.

Начиная работу, в первую очередь надо было узнать: что же такое «матрешка»? В словаре Ожегова дано значение этого слова, как «полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера

Хотя матрёшка и завоевала репутацию символа нашей страны, её корни не русские. История матрёшки берёт своё начало в Японии. Как же такое случилось? Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья, искусства. В конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость. Японцы утверждают, что первым на острове Хонсю, такую игрушку выточил безызвестный русский монах. Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин, расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а в центре спеленатый младенец.

Почему этой деревянной игрушке дали такое необычное имя? Мнений на этот счет много. Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна "матрешка" связано с именем индуистской богини-матери Матри.

Всем известно, что Матрена - это женское имя, любимое в среде крестьянства. Но все же популярных крестьянских имен довольно много, почему же было выбрано именно это? Возможно, игрушка своим обликом напоминала какую-то определенную девушку Матрешу, поэтому и получила такое название. Возможно увидев куклу, кто-то ахнул: «Да это же настоящая Матрёна!» Так имя и закрепилось за игрушкой.

Сегодня мы не воспринимаем название матрёшки, как имя собственное. Оно срослось с игрушкой и стало именем нарицательным – названием.

Виды матрёшек.

Первые русские матрёшки были созданы в городе Сергиев Посад, как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки, практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Ныне, это Загорская матрешка, ее расписывают по белому дереву, гуашевыми красками, используя красные, зеленые, синие цвета. При упоминании о “загорской” матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

Матрешка распространялась, стали изготовляться далеко за пределами Сергиева Посада - в Семеновском районе Нижегородской губернии. Для семеновской матрешки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Хотя сам город, знаменит в основном хохломской росписью.

Полховские матрешки. Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских матрешек. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Основной элемент - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках.

Вятские матрешки. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.

У крутцкой матрешки тоже роспись по – своему: рядом с розами расцветают огромные колокольчики, невероятные гвоздики, ромашки, тюльпаны и такие цветы, которым уже и названия не подберёшь – сказочные.

Но она была дорога - и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства.

В 1900 году матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где заработала бронзовую медаль и признание мира. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.

Мериновская матрешки. В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на ярмарке матрешку. Матрешка понравилась всему семейству. Он выточил сам похожую форму и вместе с дочерями расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на изготовление матрешки. Изготовление матрешки и по сей день остается основным ремеслом для мериновских мастеров.

Современная авторская матрешка. Как и сто лет назад, теперь в Сергиевом Посаде и Семенове вновь рисуют целыми семьями. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и её окрестностях. Наибольший интерес стала представлять авторская матрёшка, выполненная художником, профессионалом или любителем. Современные художники–матрёшечники, прежде всего, обратились к традициям первых русских матрёшек.

Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип матрёшки, держащей в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок.

Самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три – семь - десять - пятнадцать мест. Кстати, матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку. Нынешняя техника позволяет делать 20-50-местные матрешки. В 1970 году Евгений Безруков, семеновский мастер изготовил рукотворное чудо – 72-местную матрешку! В тот год семеновские мастера-игрушечники показали ее на Всесоюзной выставке декоративно-прикладного искусства самодеятельных художников и мастеров. А в фондах Исторического музея есть экземпляр 100-местной матрешки.

Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки, которые стоят в ТЦ «Афимолл» в Москве. Их высота 30 метров, они расписаны под Гжель и Хохлому, городецкую роспись, на некоторых изображены русские сказки.

Разделив матрешек по месту их изготовления, мы увидели, что можно найти много общего и среди этих разных групп. Вот новые группы:

    Матрешки, «одетые» в национальные костюмы.

    Исторические матрешки.

    Матрешки - литературные произведения и их героев.

    Семейная матрешка.

Технология изготовления матрешки мастерами.

Надо отметить, что русские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили изготовления матрешки с легкостью. Над созданием матрешки работает целая команда мастеров. У каждого мастера есть свои секреты.

Первый этап – выбор дерева. И быть оно должно ровным, без сучков. Как правило, это липа, береза, осина. Срок сушки примерно два года.

Второй этап – заготовка. Для выполнения заготовки берут подходящий чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают. Деревянные заготовки, мастер начинает точить с неразъёмной малютки, «первенькой». Она может быть совсем маленькой – с рисовое зерно. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Сначала вытачивает мастер голову, затем туловище, подрезает в нужных местах резцом, и заготовка готова. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!

Третий этап – шлифовка и грунтовка. После того как токарь выточил фигурки матрешки, к работе приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрешки, делает ее поверхность гладкой и удобной для художника.

Четвертый этап – роспись. Начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись:

    перед росписью деревянную поверхность матрёшек покрывают картофельным клейстером;

    сначала карандашом наносится основа рисунка;

    потом намечаются контуры рта, глаз, щёк;

    затем матрёшке рисуют одежду.

Среди росписей различают:

Гжельскую

Городецкую

Хохломскую,

Дымковскую.

С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером. Но не было этих украшений у первых матрёшек - и "настоящей", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и "накладок".

Матрёшки всегда радует нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление!

Практическая часть.

Изготовления матрешки своими руками

Матрешку можно изготовить и самим. Для этого нужна фантазия, творчество. Ее можно нарисовать, вылепить из пластилина, сделать из солёного теста.

Матрёшки из солёного теста.

Тесто:

1 стакан соли;

1 стакан муки;

вода.

Замешиваем тесто и делаем из него заготовки для матрёшек.

Сушим в тёплом месте одну неделю, затем приступаем к росписи.

Расписываем матрёшек по своему замыслу (авторские).

Матрёшек можно нарисовать на бумаге:

Прежде чем расписывать поделки, пробуем фантазировать на бумаге.

Матрёшек можно сделать из пластилина:

1.В качестве основы взяли разные бутылочки от витаминов.

2.Сгладили пластилином формы головы и шеи.

3. Сделали лицо из белого пластилина и основу сарафана красного и синего цвета.

4.Затем делаем тонкие пластины из пластилина разного цвета, накладываем друг на друга и сворачиваем рулетиком.

5. Разрезаем рулетики на тоненькие поперечные пластинки и украшаем наши матрёшки.

6. В зависимости от цвета и формы получаются разные цветы.

Как и раньше, матрёшка очень популярна среди детей, 47 человек из 50 считают её символом России.

Дома матрёшку имеют не многие, всего 17 человек из 50 опрошенных, за то 30человек из 33 хотели бы приобрести матрёшку. Это говорит о том, что матрёшка остаётся дорогой и очень желанной игрушкой.

Результаты:

    русская матрёшка во все времена символизировала плодородие, материнство, пожелание счастья и благополучия;

    эту игрушку мастерят во многих уголках нашей страны, название ее зависит от места ее изготовления и вида росписи;

    в своем облике она отражает историю русского народа, его традиции;

    как и раньше, матрёшка остаётся достаточно дорогим сувениром, не каждый в состоянии её приобрести;

    матрешку можно смастерить своими руками;

Вывод.

В настоящее время русская матрёшка переживает второе рождение, связанное, наверное, с огромным интересом в мире к России, к переменам, происходящим в нашей стране. Мы подтвердили нашу гипотезу, о том, что матрешка, несмотря на свое иностранное происхождение, является русской национальной игрушкой, символом России известном во всем мире.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.

1. Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2005.

2. Блинов Г.М. Чудо -кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. – М., 1997.

3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия. М., 2000.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999.

5. Р.А. Бардина. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М.: Высшая школа, 1986.

6. Г.Л. Дайн. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994.

7. Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1980.

8. Л.Н. Соловьева. Русская матрешка. – М.: Интербукбизнес, 1997.

9. https://yandex.ru/images/search?img_url=https

10. http://art-assorty.ru/1386-russkaya-matreshka.html

11. http://mylitta.ru/713-history-russian-dolls.html

12. http://fishki.net/1264148-russkaja-matryoshka.html

13. https://www.vipdoll.ru/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE2/

Матрёшка… Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас она — не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов — памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями; она — и драгоценный объект коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов; а над ее образом могут поэкспериментировать юные художники, купив специальные «болванки» — «белье» — в арт-салоне или у самого мастера-токаря. Сейчас на улицах Петербурга и Москвы можно купить разнообразные сувениры на любой вкус — матрёшек, изображающих политиков, матрешка с портретами известных музыкантов, гротескных персонажей… Но всё равно, каждый раз, когда мы говорим «матрёшка», то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме.Матрёшка стала таким же традиционным сувениром России и символом ее культуры, как дымковские игрушки, жостовские подносы… Матрёшки бывают не только деревянные и вставляющиеся друг в друга — крошечных стеклянных расписных матрёшек, соединённых одной ниточкой, можно повесить на ёлку; брелоки, кулоны и подвески с фигурками «неделимых» матрёшек мы во множестве видим на лотках в Сергиевом Посаде — столице русской игрушки…

Первая матрёшка — круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье — появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо — и вдохновившись обаятельной игрушкой (по преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю!), в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Из стен мастерской «Детское воспитание», основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. Первая матрёшка была восьмиместной — внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее — мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрёшка — спеленатый младенец.

Но откуда взялось это имя — матрёшка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие — что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater — мать), а третьи считают, что название «матрешка» связано с именем индуистской богини-матери Матри… В конце 19 века в России наблюдался огромный подъем интереса к русской истории, народному искусству, сказкам, былинам и промыслам. Матрёшка быстро получила широкую известность и заслужила народную любовь. Но она была дорога — и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства. Вскоре после матрёшек, расписанных цветочными орнаментами, появились матрёшки, украшенные живописными сюжетами из сказок и былин. Такие матрёшки «рассказывали» целые истории. В 1900 году русские матрёшки «дошли» до Парижа — они экспонировались в этом городе на Всемирной выставке, где получили мировое признание и медаль. Кстати, в начале двадцатого века некоторые матрёшки и вправду «научились» ходить: ноги такой матрёшки, «обутые» в лапти, подвижны, — и она может идти, если поставить ее на наклонную плоскость. Такие игрушки получили название «матрёшки-ходилки». Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной — с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек — тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую! Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи — лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь — теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом — сарафан и косынка. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать — перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером… Но не было этих украшений у первых матрёшек — и «настоящей», исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и «накладок».

В России есть несколько городов и сёл, где традиционно производятся матрёшки — и везде эти куклы имеют свои особенности. Мастера из села Крутец экспериментируют с раскраской и даже — незначительно — с формой матрёшек. В селе Полховский Майдан матрёшка — это кормилица и опора всего села: его жители живут практически полностью на доходы, полученные от продажи традиционных куколок. Матрёшки из этого села знамениты своими «розанными» рисунками — основным элементом орнамента этих игрушек является цветок шиповника. Семёновские матрёшки — сделанные в городе Семёнове Нижегородской области — легко узнаются по довольно большим незакрашенным плоскостям и пышному букету фантастических цветов на фартучке. Они отличаются своей «вместительностью» — традиционно такая матрёшка состоит из 15-18 кукол, а самая вместительная матрёшка в России, изготовленная именно в Семёнове — это целых 72 куклы, самая большая из которых составляет целый метр в высоту! Самая «северная» в России — вятская матрёшка. А в Сергиевом Посаде знаменитых ярких матрёшек покупали даже члены царской семьи, приезжавшие поклониться святыням Троице-Сергиевой Лавры.

Есть в России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России — и в мире! — музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве. Московский музей матрёшки расположился в помещении Фонда народных промыслов в Леонтьевском переулке; его директор — Лариса Соловьёва — посвятила изучению матрёшек не один год. Она — автор двух книг об этих веселых деревянных куклах. А совсем недавно, в 2004 году, открылся свой музей матрёшек и в Нижегородской области — он собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи — те самые полховско-майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее — метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая — размером всего с рисовое зерно! Матрёшками любуются не только в России: совсем недавно, в 2005 году, группа расписных куколок приезжала и на Международную торговую выставку высококачественных потребительских товаров «Ambiente-2005» в Германию, в город Франкфурт-на-Майне. В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре.

Описание матрешки, пожалуй, ни у кого сегодня не вызовет затруднений, настолько популярна эта игрушка уже во всем мире. Она имеет увлекательную историю, изделия производятся в огромных количествах и сегодня, а в некоторых городах даже есть музеи, посвященные этой необычной расписной кукле. В данной статье мы дадим описание матрешки, поведаем вам ее интересное происхождение. А еще вы узнаете, какую роль она играет в развитии детей.

Описание матрешки

Она представляет собой деревянную расписную куклу, внутри которой находятся аналогичные изделия, но только меньшего размера. Количество кукол, вложенных внутрь - от трех и больше. Русская матрешка, как правило, имеет форму яйца и состоит из двух частей - нижней и верхней. Благодаря плоскому донышку игрушку можно размещать в любом подходящем месте. По традиции, на деревянной заготовке рисуют женщину в платке и красном сарафане, хотя сегодня можно найти много различных других вариантов. Существует много тем для росписи: это и девушки, и и семьи. Сегодня очень популярна русская матрешка с изображением портрета на ней или рисунка пародийного характера. Как же появилась эта кукла, которая стала такой популярной? Описание матрешки в общих чертах мы рассмотрели, теперь давайте окунемся в историю, которая даст более конкретное представление об этом изделии.

Версия возникновения

В 90-х годах 19 века Россия переживала период бурного культурного и экономического развития. Совершенствовалось общество все активнее проявляло интерес к своей культуре и к искусству в целом. В результате появилось художественное направление «русский стиль», которое огромное внимание уделяло созданию крестьянской игрушки. В Москве даже открыли мастерскую «Детское воспитание». В ней создавались самые разные куклы с целью продемонстрировать национальные наряды, этнографические особенности. В недрах именно этой мастерской появилась идея создать известную сегодня деревянную куклу. Такая мысль возникла после того, как жена Мамонтова привезла из Японии разъемную игрушку. Сергей Малютин предложил эскизы. Вот так появилась матрешка в России.

Как появилось имя у куклы?

На этот счет есть несколько версий. Одни историки говорят, что название игрушки пошло от имени Маша, другие уверены, что от прозвища Матрена. Последняя вариация кажется более правдоподобной, так как имя Матрена обозначает «матерь». Зная описание матрешки, имеющей внутри аналогичные изделия меньшего размера, мы можем уже самостоятельно сделать вывод, какая версия является верной. Деревянная кукла - это символ плодородия и материнства.

Как изготавливают матрешек?

Сегодня их делают во многих мастерских, так как куклы всегда пользуются спросом. Сначала в качестве материала выбирают мягкую древесину: ольху, липу или березу. Деревья, как правило, рубят для этих целей весной, затем снимают с них кору, однако не полностью, чтобы в процессе сушки не появились трещины. Потом мастера складируют бревна и выдерживают их в хорошо проветриваемых помещениях несколько лет! По истечении определенного времени начинается изготовление кукол. Кстати, первой делают самую маленькую матрешку, неразборную. Когда она готова, приступают к следующей, в которую поместится первая. И так далее. Каждая заготовка проходит через десятки операций. Количество кукол может быть разным, это зависит от фантазии мастера или конкретного заказа.

Почему игрушка нужна детям?

Любой психолог или педагог с уверенностью скажет, что не только малыш играет в игрушки, но и сами изделия важны для полноценного развития ребенка. Оказывается, собирая и разбирая такую уникальную конструкцию, малыш познает цикличность бытия и его бесконечность, постулаты мироздания и образ материнства. Благодаря матрешке он понимает модель появления новой жизни. Кукла способна выявить творческие наклонности, сформировать трудовые навыки, представление о мире. Например, столь любимые и популярные кубики, башенки, пирамидки можно разнообразить присутствием в общем арсенале матрешки. У малыша будет развиваться рук, По мере взросления ребенка детские матрешки помогут создавать интересные сценарии для кукольных спектаклей. Специалисты называют эту игрушку многофункциональной, универсальной. Они признают все достоинства матрешки и рекомендуют ее всем детям в качестве игрушки, особенно тем, кто отстает в развитии.

Заключение

Стоит упомянуть, что в 1900 году куклы «дошли» до самого Парижа, где были представлены на выставке и получили медали и мировое признание. Если говорить о рекордах в этом направлении, то надо сказать, что в 1913 году Николай Булычев изготовил 48-местную матрешку. Надеемся, в результате прочтения этой статьи вы будете больше знать об этой уникальной игрушке и обязательно приобретете ее, если таковой еще нет в вашем доме.

Матрёшка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.

Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась всеми любимая Матрешка. .

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции. Помимо земских учреждений на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались предметы быта и игрушки в русском стиле. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века благодаря "русским сезонам" С.П. Дягилева в Париже. Массовому экспорту матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Благодаря передвижной выставке, организованной "Русским обществом пароходства и торговли", с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока. Роспись матрешек становилась все красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались так, чтобы отвечать основному своему назначению - преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки "Невеста и жених" помещались родственники. Матрешки могли быть приурочены к определенным семейным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности.

В настоящее время на лотках можно найти не только матрешки, расписанные в традиционном стиле, но также очень популярны, так называемые авторские матрешки , выполненные художником-индивидуалом, профессионалом. Цена на такую игрушку зависит и от известности автора, и от качества работы. Сейчас можно найти матрешки которые были сделаны в единственном экземпляре, некоторые даже, могут быть копии известных картин художников, таких как, Васнецов, Кустодиев, Брюллов и т.д.

Сергиевская матрешка -- это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром. После переименования Сергиев Посад в Загорск, в 1930 году, такой тип росписи стал называться загорским.

Сейчас существует множество видов матрешек - семеновская, мериновская, полховская, вятская. Самыми популярными считаются Майдановские (из Полхова Майдана) и Семеновские матрешки .

Полховский Майдан - известнейший центр по изготовлению и росписи матрешек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Основной элемент полховско-майдановской матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках. Роспись наносится по предварительно нанесенному контуру, сделанному тушью. Окраска производится по грунтовке крахмалом, после нее изделия дважды или трижды покрывают прозрачным лаком.

Для семеновской матрешки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Первая матрешечная артель в Семеново была организована в 1929 году, она объединила мастеров-игрушечников Семенова и близлежащих деревень, хотя сам город знаменит в основном, хохломской росписью и изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев.

Вятская матрешка - наиболее северная из всех российских матрешек. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка - коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент. Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 60-е годы, когда матрешку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой, это стало своеобразным нововведением в оформлении матрешек. Для инкрустации использовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную.

Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. И быть оно должно ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные -- восьмиместные, максимум, а в последние годы появились 35-ти местные, даже 70-ти местные, матрешки (в Токио демонстрировалась семидесятиместная семеновская матрешка ростом в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. Когда тело матрешки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придает каждой матрешке свою индивидуальность - роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Порой рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью.

Потом намечаются контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Хорошая матрешка отличается тем, что: все ее фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрешки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и четкий; ну, и, конечно же, хорошая матрешка должна быть красивой. Первые матрешки покрывали воском, а лаком их стали покрывать тогда, когда они стали детской игрушкой. Лак предохранял краску, не давал им так быстро портиться, обкалываться, сохранял дольше цвет. Самое интересное, что в первых матрешках было выжигание контуров лица и костюма. И даже если краска облезала, то, что сделано выжиганием, оставалось надолго.