Кем работал эрих мария ремарк. Эрих Мария Ремарк: биография, интересные факты. «Время жить и время умирать»

В 1943 году по приговору фашистского суда в берлинской тюрьме была обезглавлена 43-летняя портниха Элфрида Шольц. Ее казнили "за возмутительно фанатическую пропагаду в пользу врага". Одна из клиенток донесла: Элфрида говорила, что немецкие солдаты - пушечное мясо, Германия обречена на поражение, и что она охотно влепила бы Гитлеру пулю в лоб. На суде и перед казнью Элфрида держалась мужественно. Власти прислали ее сестре счет за содержание Элфриды в тюрьме, суд и казнь, не забыли даже стоимость марки со счетом - всего 495 марок 80 пфеннигов.

Через 25 лет именем Элфриды Шольц назовут улицу в ее родном городе Оснабрюке.

Вынося приговор, председетель суда бросил осужденной:

Ваш брат, к сожалению скрылся. Зато вам от нас не уйти.

Старшим и единственным братом погибшей был писатель Эрих-Мария Ремарк. В это время он был далеко от Берлина - в Америке.

Ремарк - французская фамилия. Французом был прадед Эриха, кузнец, родившийся в Пруссии, недалеко от границы с Францией, и женившийся на немке. Эрих появился на свет в 1898 году в Оснабрюке. Его отец был переплетчиком. Для сына ремесленника путь в гимназию был закрыт. Ремарки были католиками, и Эрих поступил в католическое педагогическое училище. Он много читал, любил Достоевского, Томаса Манна, Гете, Пруста, Цвейга. С 17 лет начал писать сам. Вступил в литературный "Кружок мечтаний", которым руководил местный поэт - бывший маляр.

Но вряд ли бы мы знали сегодня писателя Ремарка, если бы в 1916 году Эриха не забрали в армию. Его часть не попала в самое пекло, на передовую. Но фронтовой жизни за три года он хлебнул. Принес на себе в госпиталь смертельно раненого товарища. Сам был ранен в руку, ногу и шею.

После войны бывший рядовой повел себя странно, словно напрашиваясь на неприятности, - носил форму лейтенанта и "железный крест", хотя наград у него не было. Вернувшись в училище, прослыл там бунтарем, возглавив союз студентов - ветеранов войны. Стал учителем, работал в деревенских школах, но начальство его не любило за то, что он "не мог приспособиться к окружающим" и за "артистические замашки". В отцовском доме Эрих оборудовал себе кабинет в башенке - там он рисовал, играл на рояле, сочинил и издал за свой счет первую повесть (впоследствии он так ее стыдился, что скупил весь оставшийся тираж).

Лучшие дня

Не прижившись на государственном педагогическом поприще, Ремарк покинул родной городок. Сначала пришлось торговать надгробиями, но вскоре он уже работал в журнале сочинителем рекламы. Вел вольную, богемную жизнь, увлекался женщинами, в том числе и самого невысокого пошиба. Изрядно пил. Кальвадос, о котором мы узнали из его книг, действительно был одним из его любимых напитков.

В 1925 году он добрался до Берлина. Здесь в красавца-провинциала влюбилась дочь издателя престижного журнала "Спорт в иллюстрациях". Родители девушки воспрепятствовали их браку, но Ремарк получил в журнале место редактора. Вскоре он женился на танцовщице Ютте Замбона. Большеглазая, худенькая Ютта (она страдала туберкулезом) станет прообразом нескольких его литературных героинь, в том числе Пэт из "Трех товарищей".

Столичный журналист вел себя так, словно хотел поскорее забыть свое "разночинное прошлое". Элегантно одевался, носил монокль, без устали посещал с Юттой концерты, театры, модные рестораны. Купил за 500 марок баронский титул у обедневшего аристократа (тому пришлось формально усыновить Эриха) и заказал визитные карточки с короной. Дружил со знаменитыми автогонщиками. В 1928 году опубликовал роман "Остановка на горизонте". По словам одного своего приятеля, это была книга "про первоклассные радиаторы и красивых женщин".

И вдруг этот щеголеватый и поверхностный литератор единым духом, за шесть недель, написал роман о войне "На Западном фронте без перемен" (Ремарк потом говорил, что роман "написался сам"). Полгода он держал его в столе, не зная, что создал главное и лучшее произведение в своей жизни.

Любопытно, что часть рукописи Ремарк написал в квартире своей приятельницы, безработной в то время актрисы Лени Рифеншталь. Пять лет спустя книги Ремарка будут жечь на площадях, а Рифеншталь, став режиссером документального кино, снимет знаменитый фильм "Триумф воли", прославляющий Гитлера и нацизм. (Она благополучно дожила до наших дней и только что побывала в Лос-Анджелесе. Здесь группа ее поклонников чествовала 95-летнюю женщину, поставившую свой талант на службу чудовищному режиму, и вручила ей премию. Это, естественно, вызвало громкие протесты, особенно со стороны еврейских организаций...)

В побежденной Германии антивоенный роман Ремарка стал сенсацией. За год было продано полтора миллиона экземпляров. С 1929 года во всем мире он выдержал 43 издания, был переведен на 36 языков. В 1930 году в Голливуде сняли по нему фильм, получивший "Оскара". Премии удостоился и режиссер фильма - 35-летний уроженец Украины Лев Мильштейн, известный в США как Льюис Майлстоун.

Пацифизм правдивой, жестокой книги не пришелся по вкусу германским властям. Консерваторы возмущались героизацией солдата, проигравшего войну. Уже набиравший силу Гитлер объявил писателя французским евреем Крамером (обратное прочтение фамилии Ремарк). Ремарк же утверждал:

Я не был ни евреем, ни левым. Я был воинствующим пацифистом.

Не понравилась книга и литератруным кумирам его юности - Стефану Цвейгу и Томасу Манну. Манна раздражала рекламная шумиха вокруг Ремарка, его политическая пассивность.

Ремарка выдвинули на Нобелевскую премию, но помешал протест Лиги германских офицеров. Писателя обвиняли и в том, что он написал роман по заказу Антанты, и что он украл рукопись у убитого товарища. Его называли предателем родины, плейбоем, дешевой знаменитостью.

Книга и фильм принесли Ремарку деньги, он стал собирать ковры и живопись импрессионистов. Но нападки привели его на грань нервного срыва. Он по-прежнему много пил. В 1929 году его брак с Юттой распался из-за бесконечных измен обоих супругов. На следующий год он совершил, как потом оказалось, очень верный шаг: по совету одной из своих возлюбленных, актрисы, купил виллу в итальянской Швейцарии, куда перевез свою коллекцию предметов искусства.

В январе 1933 года, накануне прихода Гитлера к власти, друг Ремарка передал ему в берлинском баре записку: "Немедленно уезжай из города". Ремарк сел в машину и, в чем был, укатил в Швейцарию. В мае нацисты предали роман "На Западном фронте без перемен" публичному сожжению "за литературное предательство солдат Первой мировой войны", а его автора вскоре лишили немецкого гражданства.

Суета столичной жизни сменилась тихим существованием в Швейцарии, возле городка Аскона.

Ремарк жаловался на усталость. По-прежнему много пил, несмотря на неважное здоровье - он страдал болезнью легких и нервной экземой. Настроение у него было подавленное. После того как немцы проголосовали за Гитлера, он писал в дневнике: "Ситуация в мире безнадежная, глупая, убийственная. Социализм, мобилизовавший массы, уничтожен этими же массами. Право голоса, за которое так боролись, ликвидировало самих борцов. Человек ближе к людоедству, чем ему кажется".

Однако он все же работал: написал "Путь домой" (продолжение "На Западном фронте без перемен"), к 1936 году закончил "Трех товарищей". Несмотря на свое неприятие фашизма, хранил молчание и не выступал в прессе с его осуждением.

В 1938 году он совершил благородный поступок. Чтобы помочь своей бывшей жене Ютте выбраться из Германии и дать ей возможность жить в Швейцарии, он снова заключил с ней брак.

Но главной женщиной в его жизни стала знаменитая кинозвезда Марлен Дитрих, с которой он познакомился в это время на юге Франции. Соотечественница Ремарка, она тоже покинула Германию и с 1930 года с успехом снималась в США. С точки зрения общепринятой морали, Марлен (впрочем, так же, как и Ремарк) не блистала добродетелью. Их роман был невероятно мучителен для писателя. Во Францию Марлен приехала с дочерью-подростком, мужем Рудольфом Зибером и любовницей мужа. Говорили, что бисексуальная звезда, которую Ремарк прозвал Пумой, сожительствовала с ними обоими. На глазах Ремарка она еще и завела связь с богатой лесбиянкой из Америки.

Но писатель был отчаянно влюблен и, начав "Триумфальную арку", придал ее героине по имени Джоан Маду многие черты Марлен. В 1939 году с помощью Дитрих он получил визу в Америку и поехал в Голливуд. Война в Европе была уже на пороге.

Ремарк был готов жениться на Марлен. Но Пума встретила его сообщением о своем аборте от актера Джимми Стюарта, с которым она только что снялась в фильме "Дестри снова в седле". Следующим избранником актрисы стал Жан Габен, приехавший в Голливуд, когда немцы оккупировали Францию. При этом, узнав, что Ремарк перевез в Америку свою коллекцию живописи (в том числе 22 работы Сезанна), Марлен пожелала получить Сезанна на день рождения. У Ремарка хватило духу ответить отказом.

В Голливуде Ремарк отнюдь не чувствовал себя изгоем. Его принимали как европейскую знаменитость. Пять его книг были экранизированы, в них играли крупные звезды. Денежные дела его были превосходны. Он пользовался успехом у известных актрис, в числе которых была и прославленная Грета Гарбо. Но мишурный блеск киностолицы раздражал Ремарка. Люди казались ему фальшивыми и непомерно тщеславными. Местная европейская колония во главе с Томасом Манном его не жаловала.

Окончательно расставшись с Марлен, он переехал в Нью-Йорк. Здесь в 1945 году была закончена "Триумфальая арка". Под впечатлением от смерти сестры он начал работать над романом "Искра жизни", посвященным ее памяти. Это была первая книга о том, чего он сам не испытал - о нацистском концлагере.

В Нью-Йорке он встретил окончание войны. Его швейцарская вилла уцелела. Сохранилась даже его роскошная машина, стоявшая в парижском гараже. Благополучно пережив войну в Америке, Ремарк и Ютта предпочли получить американское гражданство.

Процедура проходила не слишком гладко. Ремарка безосновательно подозревали в симпатиях к нацизму и к коммунизму. Вызывал сомнение и его "моральный облик", его расспрашивали о разводе с Юттой, о связи с Марлен. Но в конце концов 49-летнему писателю позволили стать гражданином США.

Тут выяснилось, что Америка так и не стала ему домом. Его потянуло назад, в Европу. И даже внезапное предложение Пумы начать все сначала не смогло удержать его за океаном. После 9-летнего отсутствия он возвратился в 1947 году в Швейцарию. Свое 50-летие (про которое сказал: "Никогда не думал, что доживу") встретил у себя на вилле. Жил уединенно, работая над "Искрой жизни". Но не мог долго оставаться на месте, стал часто покидать дом. Объездил всю Европу, снова побывал в Америке. С голливудских времен у него была возлюбленная, Наташа Браун, француженка русского происхождения. Роман с ней, так же, как с Марлен, был мучителен. Встречаясь то в Риме, то в Нью-Йорке, они тут же начинали ссориться.

Здоровье Ремарка ухудшилось, он заболел синдромом Меньера (болезнь внутреннего уха, ведущая к нарушению равновесия). Но хуже всего было душевное смятение и депрессия. Ремарк обратился к психиатру. Психоанализ открыл ему две причины его неврастении: завышенные жизненные притязания и сильная зависимость от любви к нему других людей. Корни отыскались в детстве: в первые три года жизни он был заброшен матерью, отдавашей всю привязанность больному (и вскоре умершему) брату Эриха. Отсюда на всю жизнь осталась неуверенность в себе, ощущение, что его никто не любит, склонность к мазохизму в отношениях с женщинами. Ремарк осознал, что избегает работы, потому что считает себя плохим писателем. В дневнике он жаловался, что вызывает сам у себя злобу и стыд. Будущее казалось беспросветно мрачным.

Но в 1951 году в Нью-Йорке он встретился с Полетт Годар. Полетт в то время исполнилось 40 лет. Ее предки с материнской стороны происходили из американских фермеров, эмигрантов из Англии, а с отцовской были евреями. Семья у нее, как нынче говорят, была "дисфункциональная". Деда Годара, торговавшего недвижимостью, бросила бабушка. Их дочь Альта тоже сбежала от отца и в Нью-Йорке вышла замуж за Леви, сына владельца фабрики сигар. В 1910 году у них родилась дочь Мэрион. Вскоре Альта рассталась с мужем и пустилась в бега, потому что Леви хотел забрать у нее девочку.

Мэрион росла очень хорошенькой. Ее взяли манекенщицей детской одежды в роскошный магазин "Сакс 5 Авеню". В 15 лет она уже танцевала в легендарном эстрадном ревю Зигфелда и поменяла имя на Полетт. Красотки от Зигфелда нередко находили богатых мужей или поклонников. Полетт уже через год вышла за состоятельного промышленника Эдгара Джеймса. Но в 1929 году (тогда же, когда Ремарк развелся с Юттой), брак распался. После развода Полетт досталось 375 тысяч - деньги по тем временам огромные. Обзаведясь парижскими туалетами и дорогой машиной, она вместе с мамой двинулась на штурм Голливуда.

Конечно, ее взяли сниматься только в массовку, то есть безгласной статисткой. Но загадочная красавица, являвшаяся на съемки в брюках, отороченнных песцом и в роскошных драгоценностях, скоро обратила на себя внимание сильных мира сего. У нее появились влиятельные покровители - сперва режиссер Хэл Роуч, потом президент студии United Artists Джо Шенк. Одним из основателей этой студии был Чарлз Чаплин. В 1932 году на яхте Шенка Полетт познакомилась с Чаплином.

Слава 43-летнего Чаплина была огромна. К тому времени он уже снял такие шедевры, как "Малыш", "Золотая лихорадка", только что выпустил "Огни большого города".

За плечами у него было два неудачных брака. В 1918 году он женился на 16-летней девушке из массовки Милдред Харрис, с которой разошелся 2 года спустя. В 1924 году его избранницей стала тоже 16-летняя начинающая актриса Лита Грей. У них родилось двое сыновей. Но в 1927 году последовал развод - шумный, скандальный, раздутый прессой. Процесс травмировал Чаплина и обошелся ему очень дорого не только в денежном смысле.

Может быть, поэтому, влюбившись в Полетт, Чаплин не стал афишировать их брак, который они втихомолку заключили через 2 года, на яхте в море. Но Полетт сразу переехала в дом Чаплина. Подружилась с его сыновьями, которые ее обожали. В качестве хозяйки принимала (с помощью семи слуг) его гостей. Кто только у них не бывал! Английские писатели Герберт Уэллс и Олдос Хаксли, композитор Джордж Гершвин. В гостиной у Чаплина играли на рояле Стравинский, Шенберг, Владимр Горовиц, а на скрипке - Альберт Эйнштейн. Приезжал и лидер профсоюза докеров, коммунист Гарри Бриджес. Всех их Полетт угощала икрой и шампанским, а Чаплин вел с гостями нескончаемые беседы.

Чарли не был леваком. Он просто любил и умел поговорить, - позже скажет про него Полетт. - Смешно считать его коммунистом, потому что он был завзятый капиталист.

Чаплин знал, что у Полетт есть состояние - значит, она не охотилась за его деньгами. Правда, сценаристка Анита Луус, автор знаменитого сатирического романа "Джентльмены предпочитают блондинок", говорила, что Полетт при всей ее любви к шампанскому, бриллиантам, мехам и картинам Ренуара, "всегда как-то ухитрялась обойтись без труда, которым они приобретаются". Злые языки утверждали, что Полетт, которая не хотела иметь детей, не умела готовить и не отличалась любовью к чтению, лишь притворялась примерной женой. Наверное, в этом была лишь доля правды. Полетт была искренне привязана к Чаплину - во всяком случае, в первые годы их брака. Чтобы "соответствовать", она даже собралась было идти учиться на филологический факультет университета. Однако эта идея как-то сама собой угасла, когда Чаплин, выкупив у Хэла Роуча ее контракт, дал ей главную женскую роль в своей следующей картине. Это были "Новые времена", один из лучших фильмов гениального комика - история маленького бродяги и девушки из нищих кварталов, похожей на озорного подростка.

Полеттт всегда говорила, что работа с Чаплином и была ее актерской школой. Готовясь к роли, она усердно занималась танцем, театральным мастерством, даже постановкой голоса, хотя фильм был немым. Уроки великого режиссера, однако, состояли не только в этом.

На первую съемку Полетт явилась в дорогом платье от русской модельерши Валентины, с наклеенными ресницами и тщательной прической. При виде этого зрелища Чаплин взял ведро воды и, хладнокровно окатив свою партнершу с головы до ног, сказал оператору:

А вот теперь снимай.

Картина, вышедшая в 1936 году, имела огромный успех. Она не сделала Полетт суперзвездой, но очаровательная, непосредственная девушка с ослепительной улыбкой могла твердо рассчитывать на карьеру в Голливуде. И Полетт- пожалуй, единственная из экранных партнерш Чаплина - не упустила свой шанс. У своего "Пигмалиона" она снимется всего в еще одном фильме. Но за следующие два десятилетия сыграет в кино около сорока ролей и будет пользоваться заслуженной репутацией хорошей профессиональной актрисы.

После "Новых времен" Чаплин хотел снимать картину о приключениях русской эмигрантки и американского миллионера с Полетт и Гарри Купером в главных ролях. Тогда этот замысел не осуществился, и лишь 30 лет спустя "Графиня из Гонконга", где играли София Лорен и Марлон Брандо, станет последней и не слишком удачной работой 77-летнего режиссера. Полетт же в 1938 году включилась в борьбу за главную роль в исторической эпопее о Гражданской войне "Унесенные ветром". Конкуренция была огромной, подготовку к фильму рекламировали как главное событие в Голливуде. Полетт мешало ее еврейское происхождение - Скарлет О"Хара должна была олицетворять аристократию американского Юга. Но продюсеры хотели найти "новое лицо", кинопробы у Полетт оказались прекрасными, и в конце концов ее утвердили на роль. Для Полетт уже начали шить костюмы, она была на седьмом небе. Но счастье продолжалось всего неделю. В последний момент явилась молодая англичанка Вивьен Ли, которая так покорила продюсеров, что вожделенная роль досталась ей.

Известный режиссер Александр Корда, эмигрировавший в Голливуд из Венгрии (в СССР с невероятным успехом шли его фильмы "Багдадский вор" и "Леди Гамильтон") в 1939 году предложил Чаплину идею сатирической антинацистской картины "Великий диктатор". Гитлер, еще казавшийся тогда не более чем опасным шутом, так и напрашивался на осмеяние. Чаплин сыграл роли двойников - скромного еврея-парикмахера и фюрера Хинкеля - блестящую пародию на Гитлера. Полетт снялась в роли Ханны (так звали мать Чаплина), возлюбленной парикмахера. Фильм вышел осенью 1940 года и был прекрасно принят. Чаплин с Полетт были приглашены к президенту Рузвельту в Белый дом.

Но к этому времени их супружество уже было обречено. Ссоры и нелады начались года за три до этого. И хотя, выступая на премьере "Великого диктатора", Чаплин впервые во всеуслышанье назвал Полетт своей женой, было ясно, что развод неизбежен.

Они расстались достойно, без скандалов и взаимных разоблачений. В последний раз они виделись, когда в 1971 году 82-летнего Чаплина наградили почетным (единственным в его жизни!) "Оскаром" и он приехал из Европы на церемонию. Полетт поцеловала Чарли, назвав своим "дорогим бэби", и он ласково обнял ее в ответ.

40-е годы были особенно удачны для совсем еще молодой актрисы (к моменту развода с Чаплином Полетт было чуть за тридцать). Она много снималась, в 1943 году получила номинацию на "Оскара". Летала в Индию и Бирму выступать перед американскими солдатами, восторженно ее встречавшими. Пользовалась большой популярностью в Мексике, где ее поклонниками были художник Диего Ривера и президент страны Камачо (из одной поездки туда она вернулась с подарком президента - ацтекским изумрудным ожерельем, музейной ценностью). Была веселой, острой на язык. В Мексике на корриде один матадор посвятил ей быка. Кто-то пренебрежительно заметил, что этот матадор - любитель. "Зато бык - профессионал", - откликнулась Полетт. С 1944 по 1949 год была замужем за известным и уважаемым актером Берджесом Мередитом (многие помнят его по исполнению роли тренера в фильме Сталлоне "Роки"). Мередит придерживался леволиберальных убеждений, и вместе с мужем Полетт вступила после войны в антимаккартистский комитет защиты 1-ой поправки к Конституции. Говорят, что за ней следило ФБР.

После развода с Мередитом кинокарьера Полетт стала клониться к закату. Крупные студии больше не предлагали ей по 100 тысяч долларов за фильм. Но без работы она не сидела. Понемногу снималась. На сцене сыграла Клеопатру в "Цезаре и Клеопатре" Бернарда Шоу. Бедность ей не грозила. В лучших районах Лос-Анджелеса ей принадлежали четыре дома и антикварный магазин. Репутация у нее по-прежнему была блестящая, среди ее друзей были Джон Стейнбек, Сальвадор Дали, супер-звезда Кларк Гейбл (исполнитель роли Ретта в "Унесенных ветром"), предлагавший ей руку и сердце. Но Полетт предпочла Ремарка.

Так же, как было с Чаплином, Полетт, которая, по словам Ремарка, "излучала жизнь", спасла его от депрессии. Писатель считал, что эта веселая, ясная, непосредственная и не закомплексованная женщина обладала чертами характера, которых не хватало ему самому. Благодаря ей он закончил "Искру жизни". Роман, где Ремарк впервые поставил знак равенства между фашизмом и коммунизмом, имел успех. Вскоре он начал работу над романом "Время жить и время умирать". "Все нормально, - гласит дневниковая запись. - Нет неврастении. Нет чувства вины. Полетт хорошо на меня действует".

Вместе с Полетт он решился наконец поехать в 1952 году в Германию, где не был 30 лет. В Оснабрюке встретился с отцом, сестрой Эрной и ее семьей. Город был разрушен и перестроен. В Берлине еще сохранялись военные руины. Для Ремарка было все чужим и странным, как во сне. Люди казались ему похожими на зомби. Он писал в дневнике про их "изнасилованные души". Начальник западноберлинской полиции, принимавший Ремарка у себя дома, пытался смягчить впечатление писателя от его родины, говорил, что ужасы нацизма преувеличены прессой. Это оставило на душе Ремарка тяжелый осадок.

Только сейчас он избавился от наваждения по имени Марлен Дитрих. Они с 52-летней актрисой встретились, ужинали у нее дома. Потом Ремарк записал: "Прекрасной легенды больше нет. Все кончено. Старая. Потерянная. Какое ужасное слово".

"Время жить и время умирать" он посвятил Полетт. Был с ней счастлив, но от прежних комплексов целиком избавиться не мог. Писал в дневнике, что подавляет свои чувства, запрещает себе ощущать счастье, словно это преступление. Что пьет, потому что не может трезвым общаться с людьми, даже с самим собой.

В романе "Черный обелиск" герой влюбляется в довоенной Германии в пациентку психиатрической лечебницы, страдающую раздвоением личности. Это было прощанием Ремарка с Юттой, Марлен и с родиной. Роман кончается фразой: "Ночь спустилась над Германией, я покинул ее, а когда вернулся, она лежала в развалинах".

В 1957 году Ремарк официально развелся с Юттой, выплатив ей 25 тысяч долларов и назначив пожизненное содержание в 800 долларов в месяц. Ютта уехала в Монте-Карло, где и оставалась 18 лет до своей кончины. На следующий год Ремарк и Полетт поженились в Америке.

Голливуд по-прежнему был верен Ремарку. "Время жить и время умирать" экранизировали, и Ремарк даже согласился сам сыграть профессора Польмана, еврея, погибающего от рук нацистов.

В своей следующей книге "У неба нет любимчиков" писатель вернулся к тематике своей молодости - любовь автогонщика и прекрасной женщины, умирающей от туберкулеза. В Германии к книге отнеслись как к легковесной романтической безделушке. Но американцы экранизируют и ее, правда, спустя почти 20 лет. Роман превратится в фильм "Бобби Дирфилд" с Аль Пачино в главной роли.

В 1962 году Ремарк, посетив снова Германию, вопреки своему обыкновению дал интервью на политические темы журналу "Ди вельт". Он резко осудил нацизм, напомнил про убийство своей сестры Элфриды и про то, как у него отняли гражданство. Подтвердил свою неизменную пацифистскую позицию и выступил против только что сооруженной Берлинской стены.

На будущий год Полетт снималась в Риме - играла мать героини, Клавдии Кардинале, в фильме по роману Моравиа "Равнодушные". В это время у Ремарка случился инсульт. Но он выкарабкался из болезни, и в 1964 году уже смог принять делегацию из Оснабрюка, приехавшую в Аскону вручать ему почетную медаль. Отнесся он к этому без восторга, записал в дневнике, что с этими людьми ему было не о чем говорить, что он устал, скучал, хотя и был тронут.

Ремарк все больше оставался в Швейцарии, а Полетт по-прежнему разъезжала по свету, и они обменивались романтическими письмами. Он подписывал их "Твой вечный трубадур, муж и поклонник". Некоторым друзьям казалось, что в их отношениях было что-то искусственное, наигранное. Если в гостях Ремарк начинал пить, Полетт демонстративно уезжала. Ненавидела, когда он говорил по-немецки. В Асконе Полетт недолюбливали за экстравагантную манеру одеваться, считали ее высокомерной.

Ремарк написал еще две книги - "Ночь в Лиссабоне", и "Тени в раю". Но здоровье его ухудшалось. В том же 1967 году, когда немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ, у него было два сердечных приступа. Немецкое гражданство ему так и не возвратили. Зато на следующий год, когда ему испонилось 70 лет, Аскона сделала его своим почетным гражданином. Писать свою биографию он не разрешил даже бывшему другу юности из Оснабрюка.

Две последние зимы своей жизни Ремарк провел с Полетт в Риме. Летом 1970 года у него опять отказало сердце, его положили в больницу в Локарно. Там он и скончался 25 сентября. Хоронили его в Швейцарии, скромно. Марлен прислала розы. Полетт не положила их на гроб.

Позже Марлен жаловалась драматургу Ноэлю Каураду, что Ремарк оставил ей всего один бриллиант, а все деньги - "этой женщине". На самом деле он также завещал по 50 тысяч своей сестре, Ютте и экономке, долгие годы опекавшей его в Асконе.

Первые 5 лет после смерти мужа Полетт усердно занималась его делами, публикациями, постановкой пьес. В 1975 году она тяжело заболела. Опухоль в груди удалили слишком радикально, вынули несколько ребер, у Полетт распухла рука.

Она прожила еще 15 лет, но это были печальные годы. Полетт стала странной, капризной. Начала пить, принимать слишком много лекарств. Пожертвовала 20 млн. Нью-Йоркскому университету, но постоянно беспокоилась о деньгах. Принялась распродавать собранную Ремарком коллекцию импрессионистов. Пыталась покончить с собой. Хозяин дома в Нью-Йорке, где она снимала квартиру, не хотел иметь алкоголичку среди жильцов и попросил ее уехать в Швейцарию. В 1984 году умерла ее 94-летняя мать. Теперь Полетт окружали только слуги, секретарша и врач. Она страдала эмфиземой. От красоты не осталось и следа - кожа лица была поражена меланомой.

23 апреля 1990 года Полетт потребовала дать ей в постель каталог аукциона "Сотби", где должны были в этот день продаваться ее драгоценности. Продажа принесла миллион долларов. Через 3 часа Полетт скончалась с каталогом в руках.

Еще при жизни Полетт в Америке вышла ее биография. О Ремарке написано 5 книг. Автор последней (1995), "сдвоенной" биографии супругов, Джули Гилберт преподает в том самом Нью-Йоркском университете, к которому была так щедра Полетт.

спасибо
russalka 17.07.2006 07:49:13

Я заинтересовалась Ремарком недавно. Отдыхала у подружки в Курске на майских праздниках и от нечего делать прочла роман "Жизнь взаймы". Следующее "нечего делать" в дни летних каникул в июле познакомили меня с "Триумфальной аркой". Сейчас читаю "Возлюби ближнего свого". Случайный выбор, что в магазине на полке было. Из вашей биографии поянла, что лишь "Триумфальная арка" принадлежит к наиболее известным произведениям. Но я рада, что открыла для себя этого писателя.
Хочу поблагодарить вас за каячественно написанную биографию. Ничего не зная об авторе и судя о нем лишь по тематике произведений, мыслям в них высказанным, мне стало настолько любопытно, что же такое в жизни могло приозойти у человека и какова была его жизнь, что он оставил миру такие произведения. Мне почему то казалось, что он сам был врачом или беженцем. Откуда такие женские образы? Сплошь красавицы и роковые женщины. А вот оказывается праобразом Жоан Маду была сама Марлен Дитрих. И женщин в его жизни хватало, чтобы писать. Словом, ваша биография написана очень живо, ярко и полно. Я получила ответы на все свои вопросы. Особенно мне понравился параграф про психоанализ и диагноз Ремарка. Вот уж чего не ожидала совсем.
Приятно находить в интернете качественные статьи! Удачи вам на этом поприще!


s
Анатолий 24.11.2014 07:02:42

А по-моему писатель средненький. И сюжет почти один и тот же из книги в книгу.


Remark
Ольга 25.11.2014 04:03:54

Спасибо за подробную биографию! Очень интересно! И правда, совсем другого человека по произведениям представляла. Конечно у такого великого писателя не могла быть легкая судьба. Он прекрасен. Таких писателей, скорее всего, уже больше никогда не будет..

Эрих Пауль Ремарк был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка (1867-1954) и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт (1871-1917). В юности Ремарк увлекался творчеством Стефана Цвейга , Томаса Манна , Ф.Достоевского , Марселя Пруста и Иоганна Вольфганга Гёте . В 1904 году поступил в церковную школу, а в - в католическую учительскую семинарию.

21 ноября 1916 года Ремарк был призван в армию, а 17 июня 1917 года направлен на Западный фронт . 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку, шею. Остаток войны провёл в военном госпитале Германии.

После смерти матери, в её честь Ремарк сменил своё второе имя. В период с 1919 сначала работает учителем. В конце 1920 года меняет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. Эти события впоследствии легли в основу романа писателя «Чёрный обелиск ».

В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental , в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque .

Существует легенда о том, что нацисты объявили: Ремарк (якобы) является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово «Ремарк» наоборот) . Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из Музея писателя в Оснабрюке , немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque. Этот факт использовался для утверждений, что человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может являться настоящим немцем.

В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули).

Библиография

Романы

  • Приют грёз (вариант перевода - «Мансарда снов») (нем. Die Traumbude ) ()
  • Гэм (нем. Gam ) () (опубликовано посмертно в )
  • Станция на горизонте (нем. Station am Horizont ) ()
  • На Западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues ) ()
  • Возвращение (нем. Der Weg zurück ) ()
  • Три товарища (нем. Drei Kameraden ) ()
  • Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nächsten ) ()
  • Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe ) ()
  • Искра жизни (нем. Der Funke Leben ) ()
  • Время жить и время умирать (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben ) ()
  • Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk ) ()
  • Жизнь взаймы (нем. Der Himmel kennt keine Günstlinge ) ()
  • Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon ) ()
  • Тени в раю (нем. Schatten im Paradies ) (опубликовано посмертно в 1971 году . Это сокращённая и переработанная издательством Droemer Knaur версия романа «Земля обетованная».)
  • Земля обетованная (нем. Das gelobte Land ) (опубликовано посмертно в 1998 году . Роман остался неоконченным.)

Рассказы

Сборник «История любви Аннеты» (нем. Ein militanter Pazifist ):

  • Враг (нем. Der Feind ) (1930-1931)
  • Безмолвие вокруг Вердена (нем. Schweigen um Verdun ) (1930)
  • Карл Брегер во Флери (нем. Karl Broeger in Fleury ) (1930)
  • Жена Йозефа (нем. Josefs Frau ) (1931)
  • История любви Аннеты (нем. Die Geschichte von Annettes Liebe ) (1931)
  • Странная судьба Иоганна Бартока (нем. Das seltsame Schicksal des Johann Bartok ) (1931)

Прочее

  • Последний акт (нем. Der letzte Akt ) (), пьеса
  • Последняя остановка (нем. Die letzte Station ) (), киносценарий
  • Будьте бдительны!! (нем. Seid wachsam!! ) ()
  • Эпизоды за письменным столом (нем. Das unbekannte Werk ) ()
  • Скажи мне, что ты меня любишь... (нем. Sag mir, dass du mich liebst... ) ()

Публикации о Ремарке

Напишите отзыв о статье "Ремарк, Эрих Мария"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ремарк, Эрих Мария

– Мы с ним говорили про вас на днях, – продолжал Кочубей, – о ваших вольных хлебопашцах…
– Да, это вы, князь, отпустили своих мужиков? – сказал Екатерининский старик, презрительно обернувшись на Болконского.
– Маленькое именье ничего не приносило дохода, – отвечал Болконский, чтобы напрасно не раздражать старика, стараясь смягчить перед ним свой поступок.
– Vous craignez d"etre en retard, [Боитесь опоздать,] – сказал старик, глядя на Кочубея.
– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.
– Я очень рад с вами познакомиться, я слышал о вас, как и все, – сказал он.
Кочубей сказал несколько слов о приеме, сделанном Болконскому Аракчеевым. Сперанский больше улыбнулся.
– Директором комиссии военных уставов мой хороший приятель – господин Магницкий, – сказал он, договаривая каждый слог и каждое слово, – и ежели вы того пожелаете, я могу свести вас с ним. (Он помолчал на точке.) Я надеюсь, что вы найдете в нем сочувствие и желание содействовать всему разумному.
Около Сперанского тотчас же составился кружок и тот старик, который говорил о своем чиновнике, Пряничникове, тоже с вопросом обратился к Сперанскому.
Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского, этого человека, недавно ничтожного семинариста и теперь в руках своих, – этих белых, пухлых руках, имевшего судьбу России, как думал Болконский. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Он, казалось, с неизмеримой высоты обращал к нему свое снисходительное слово. Когда старик стал говорить слишком громко, Сперанский улыбнулся и сказал, что он не может судить о выгоде или невыгоде того, что угодно было государю.
Поговорив несколько времени в общем кругу, Сперанский встал и, подойдя к князю Андрею, отозвал его с собой на другой конец комнаты. Видно было, что он считал нужным заняться Болконским.
– Я не успел поговорить с вами, князь, среди того одушевленного разговора, в который был вовлечен этим почтенным старцем, – сказал он, кротко презрительно улыбаясь и этой улыбкой как бы признавая, что он вместе с князем Андреем понимает ничтожность тех людей, с которыми он только что говорил. Это обращение польстило князю Андрею. – Я вас знаю давно: во первых, по делу вашему о ваших крестьянах, это наш первый пример, которому так желательно бы было больше последователей; а во вторых, потому что вы один из тех камергеров, которые не сочли себя обиженными новым указом о придворных чинах, вызывающим такие толки и пересуды.
– Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов.
– Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость.
– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
– Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l"honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]
Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.
– Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l"honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l"honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
Доводы его были сжаты, просты и ясны.
Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d"honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество.
– Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение.
– Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы.

Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.
С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне.
Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал.
Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея.
Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.
Во время длинного их разговора в середу вечером, Сперанский не раз говорил: «У нас смотрят на всё, что выходит из общего уровня закоренелой привычки…» или с улыбкой: «Но мы хотим, чтоб и волки были сыты и овцы целы…» или: «Они этого не могут понять…» и всё с таким выраженьем, которое говорило: «Мы: вы да я, мы понимаем, что они и кто мы ».
Этот первый, длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с которым он в первый раз увидал Сперанского. Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть. Всё представлялось так просто, ясно в изложении Сперанского, что князь Андрей невольно соглашался с ним во всем. Ежели он возражал и спорил, то только потому, что хотел нарочно быть самостоятельным и не совсем подчиняться мнениям Сперанского. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему то раздражали князя Андрея. Неприятно поражало князя Андрея еще слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приемов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своих мнений. Он употреблял все возможные орудия мысли, исключая сравнения, и слишком смело, как казалось князю Андрею, переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, то на почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики. (Это последнее орудие доказательств он особенно часто употреблял.) Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора.

Эрих Мария Ремарк (при рождении Эрих Пауль Ремарк) — один из наиболее известных немецких писателей ХХ века, представитель потерянного поколения. Творчество писателя основывалось на крушении принятых обществом стандартов, он хотел изменить весь европейский мир. За свою жизнь он успел написать множество романов, но эталоном до сих пор остается самая первая книга Ремарка «На западном фронте без перемен».

Читать книги Ремарка одно удовольствие. Конечно, драматические романы больше придутся по вкусу женщинам и девушкам, но это лишь предположение. Для полной уверенности предлагаем проверить вам самим. Тем более что у нас для вас есть небольшой список популярных книг Ремарка, которые еще упоминались в статье. Самые популярны книги Ремарка на нашем сайте:


Краткая биография Ремарка

Родился Ремарк в Германии на пересечении двух столетий в 1898 году. Его семья была католиками, отец работал переплетчиком. Окончил церковную школу, а после учился в католической учительской семинарии.

С 1916 года воевал в ополчении немецкой армии, из-за полученных травм в 1917 году остаток войны проводил по разным госпиталям. В 1925 году женился на бывшей танцовщице Ильзе Ютте, которая многие году болела чахоткой. Она стала прообразом для некоторых главных героинь книг Ремарка. Совместная жизнь пары продлилась четыре года, после чего они развелись. Однако официально развод состоялся только в 1957 году. Автор до последних дней денежно помогал Ютте, и по смерти завещал 50 тыс. долларов.

В 1929 году было опубликовано его первое произведение под новым именем. Имя Мария было выбрано писателем в память о своей любимой матери. Нацистам не понравились рассуждения Ремарка на тему войны и в 1933 году они сожгли книги, оправдываясь тем, что Ремарк был потомком евреев, что до сих пор не нашло никаких документальных подтверждений.

Ремарку удалось избежать жуткой расправы, так как на то время он проживал в Швейцарии. Однако его старшей сестре не удалось уйти от наказания, Элфриду Шольц казнили в 1943 году.

В 1937 году у Ремарка и Марлен Дитрих завязался эксцентричный и бурный роман, этим отношениям автор посвятил книгу «Триумфальная арка». С начала войны писатель отплыл в США, в 1947 году стал истинным американцем. Там он познакомился с бывшей женой Чарли Чаплина, которая помогла ему излечиться от депрессии. В 1957 году вернулся обратно в Швейцарию, где прожил остаток своих дней. Умер писатель в 1970 году.

Жизнь взаймы. Жизнь, когда не жаль ничего, потому что терять, в сущности, уже нечего. Это - любовь на грани обреченности. Это - роскошь на грани разорения. Это - веселье на грани горя и риск на грани гибели. Будущего - нет. Смерть - не слово, а реальность. Жизнь продолжается. Жизнь прекрасна!..

Самый красивый в XX столетии роман о любви…

Самый увлекательный в XX столетии роман о дружбе…

Самый трагический и пронзительный роман о человеческих отношениях за всю историю XX столетия.

Что остается у людей, захлебывающихся в огненном водовороте войны? Что остается у людей, у которых отняли надежду, любовь - и, по сути, даже саму жизнь?

Что остается у людей, у которых не осталось просто ничего? Всего-то - искра жизни. Слабая, но - негасимая. Искра жизни, что дает людям силу улыбаться на пороге смерти. Искра света - в кромешной тьме...

Герои романа известного немецкого писателя Э.М. Ремарка все еще живут бередящими душу воспоминаниями, которые потрясли солдат в окопах Западного фронта Первой мировой войны.

Аннотация:

Три товарища - книга о настоящей дружбе, о мужских развлечениях, о любви и о простой жизни обыкновенных людей в обыкновенном небольшом городке в послевоенной Германии. Друзья, выжившие во время войны, и в мирное время стоят друг за друга горой. А когда один из них влюбляется - любимая девушка становится не камнем преткновения, а еще одним товарищем.

Примечание:
Ремарк работал над романом «Три товарища» в течение почти четырех лет. В 1933 году вышла книга «Пат» - первая ступенька к грандиозному роману. В то время в Германии книги Ремарка уже были внесены в черные списки, их показательно сжигали на площадях. Писатель был подавлен всем, происходящим в Германии в частности и в мире вообще. Он жил на своей вилле в Швейцарии, пил, болел, встречался с немецкими эмигрантами. Когда работа над романом уже близилась к завершению, Ремарк получает от германского правительства предложение вернуться на родину. Эрих Мария отказывается помириться с нацистами и отправляется в Париж - на конгресс писателей в изгнании. Роман вышел в 1936 году в Дании, на датском языке, затем публикуется в США на английском языке - в журнальном варианте. И только в 1938 году в Амстердаме выходит книга «Три товарища», изданная на немецком.

Роман «Триумфальная арка» написан известным немецким писателем Э.М.Ремарком (1898-1970). Автор рассказывает о трагической судьбе талантливого немецкого хирурга, бежавшего из фашистской Германии от преследований нацистов. Ремарк с большим искусством анализирует сложный духовный мир героя. В этом романе с огромной силой звучит тема борьбы с фашизмом, но это борьба одиночки, а не организованное политическое движение.

Биография

Писать книги, несмотря ни на что, - великий талант, присущий не каждому человеку. Эрих Мария Ремарк - один из самых выдающихся немецких писателей. О нем услышали в середине XX века, за несколько десятилетий до начала Второй мировой войны. Писатель, публицист, он - представитель «потерянного поколения», которое так и не смогло оправиться после участия в военных действиях в юношеские годы. Истории, публикации, романы, написанные Ремарком - настоящие произведения искусства, заставляющие увидеть вещи под другим углом, воспринять их через призму мировоззрения творящего человека.

Становление личности писателя началось с момента его рождения, а точнее с 22 июня 1898 года. Французская фамилия досталась ему от прадеда, а тяга к писательству появилась во время учительской деятельности. Однако, обо всем по порядку, ведь биография известного автора полна сюрпризов и неожиданностей.

Детство

История жизни одного из лучших писателей своего времени началась в городке Оснабрюк, в местном родильном доме. Его отцом был Петер Франц Ремарк, матерью - Анна-Мария Ремарк. Они в течение длительного времени проживали на улице Янштрассе, в доме под номером пятнадцать, однако, затем им несколько раз пришлось переезжать. Любовь к чтению зародилась в раннем детстве будущего писателя, так как в их доме литературных произведений было достаточно. Петр Франц Ремарк работал переплетчиком, брал работу на дом.

Однако, несмотря на такое увлечение книгами, мальчик практически не тянулся к отцу. Он проводил большую часть своего времени с матерью, занимающейся в основном проблемами здоровья своего первенца, Теодора, брата Эриха. Впервые он узнал, что такое смерть, в три года, когда семья Ремарков лишилась своего старшего ребенка. После этого у них появились Эрна и Эльфрида. Разница между девочками составила три года.

Несмотря на то, что мальчиком, Эрих был весьма привязан к сестрам, ему все же пришлось идти в школу. Сначала он постигал азы науки в Домшуле, «народной школе», затем - в Йоханнисшуле. В первом учебном заведении его звали «пачкун». Такое прозвище он получил тогда за то, что очень любил писать. Оба образовательных учреждения были в Оснабрюке, что значительно упрощало жизнь ему, родителям.

Юношество

Будучи четырнадцатилетним подростком, Эрих поступил в семинарию, подготавливающую будущих учителей. Она была католической, что не являлось странным. Семья Ремарков исповедовала католицизм, мать парня была верующей женщиной, а потому и дети выросли с верой в Бога в душе. Ему хотелось преподавать в народной школе, однако, желание учиться пересилило остальное.

И тогда, в семнадцатилетнем возрасте, Эрих оказался в королевской учительской семинарии, располагавшейся в городе его детства. Именно здесь он встретил людей, повлиявших на развитие его творческих способностей. Одним из них был Фриц Хёрстемайер, считавший, что юноша весьма талантлив. Его поддержали также и другие студенты. Местом сбора молодых людей была Либихштрасса, 31, где располагалась уютная мансарда.

Пребывание в армии

В армии будущий известный немецкий писатель оказался в возрасте восемнадцати лет. В течение года он участвовал в боях, а затем, израненный, около года пролежал в госпитале, пытаясь залечить не только телесные, но и душевные раны. Он признавал, что время, проведенное на фронте, изменило его, дало много пищи для размышлений, повлияло на развитие мыслей о войне, о любви, жизни в целом.

Впервые Эрих узнал о том, что его заметка опубликована, после очередного боя, в 1916 году. Именно этот момент можно назвать началом его длинного пути писателя. Учитывая тяжесть ранений молодого человека, полученных им в бою, дальнейшая судьба парня была предопределена. Несмотря на длительный период лечения, он направляется для работы в канцелярии.

Через год он теряет самого близкого человека - собственную мать. Именно тогда у него зарождается идея сменить свое второе имя. Многие литературоведы считали, что его настоящее имя - Эрих Пауль Ремарк, тогда как Эрих Мария Ремарк - псевдоним. На самом же деле с течением времени стало известно, что мужчина, официально взял другое второе имя, отдав таким образом дань своей умершей от рака матери. Его настоящим псевдонимом в течение недолгого времени была фамилия Крамер.

Через несколько месяцев после горестной утраты, он садится за новый роман военной тематики, начинает отношения с Эрикой Хаазе, которые, однако, ни к чему не привели. В 1918 году молодой человек теряет еще одного близкого человека - лучшего друга Фрица. Он едет на его похороны, а через месяц издает свою вторую статью, имеющую название «Я и ты».

Известно, что во время военной службы, начинающему литератору присуждали Железный Крест I степени. Однако, по неизвестным никому причинам, он отказался от такой награды, бросил службу и отправился оканчивать обучение в учительской семинарии, находящейся в Берлине. Там-то он и стал основателем Союза ветеранов войны, что не могло не сказаться на его литературной деятельности.

Личная жизнь

В жизни популярного писателя было достаточно женщин. Многие даже упрекали его в слишком бурной личной жизни, однако, этот человек долгое время искал свою единственную женщину. Будучи восемнадцатилетним юнцом, он безответно влюбляется в Луцилию Дитрихс. После долгих ухаживаний девушка так и не ответила юноше взаимностью, что стало для него толчком для выхода в богемную жизнь.

Долгое время он вел себя так, что оправдывал репутацию ловеласа. В его жизни встречались не только порядочные женщины, но и девицы легкого поведения, что начинающий писатель не скрывал от общественности. О чем-то серьезном он начал задумываться, когда встретил на своем пути Эдит Дёрри. Ее отцом был известный человек, ставший основателем издания «Шпорт им Бильд». Несмотря на то, что молодых связывали довольно сильные чувства, он не разрешил дочери выйти замуж за Ремарка, но отдал ему редакторское кресло.

Первый брак

Через некоторое время после получения повышения, Ремарк повстречал свою первую супругу - Ильзу Ютту (Жанну) Замбона. Живя с этой женщиной, он весьма тщательно пытался скрыть настоящую национальность, даже купил титул дворянина. Несмотря на то, что женщина первое время всячески поддерживала мужа, он начал ей изменять. Первой любовницей Ремарка, о которой стало известно общественности, была Бригитта Нойнер.

Ее сменила Рут Альбу, благодаря совету которой писатель начал коллекционировать известные произведения искусства. Однако, уже через два года после развода мужчину начинают замечать в обществе бывшей жены. А пытаясь спастись от нападок германских властей, они вместе отправились в дом литературного гения, в Порто Ронко. И все же, несмотря на слухи, пара не объявляет о примирении.

Второй брак

Еще через год у Эриха появляется новая пассия, Маргот фон Опель. Женщина сподвигает его на совершение небольших путешествий, что могут помочь вернуть вдохновение писателю. И все же он предпочитает ей Марлен Дитрих, хотя и остается в весьма близких отношениях с бывшей женой. Именно на ней он женится снова через несколько лет после получения ими обоими панамского гражданства.

Второй брак этих людей не держался на верности и преданности. Мужчина, как и раньше, не видел ничего предосудительного в том, что встречался с другими женщинами. Переезд в Нью-Йорк и работа в Голливуде этому способствует. Именно здесь он встречает Наташу Пале Браун, отношения с которой длятся в течение десяти следующих лет. Эта женщина была рядом с ним, когда он узнал о своем недуге, болезни Меньера, а также, когда он обратился к психоаналитику, чтобы избавиться от постоянных депрессивных состояний. Однако, официально он состоит в браке с Замбоной.

Тре тий брак

Полетт Годдар стала той самой, ради которой Эрих оставил всех своих женщин. Отношения с ней осложнялись ухудшением физического состояния писателя, так как ему сказали не только о развитии болезни Меньера, но и сообщили о набирающем обороты диабете печеночной системы. Это становится главной причиной, по которой мужчина отправляется увидеться со своим постаревшим отцом и единственной оставшейся в живых после войны сестрой, Эрной.

Он женится на Полетт практически сразу же после получения развода, однако, счастье этой пары было недолгим. Они прожили вместе двенадцать счастливых лет, после чего ухудшающееся состояние писателя привело к его кончине. На состоянии его здоровья сказалась также и смерть отца, три сердечных приступа, после последнего из которых мужчина и попал в клинику.

Драмы и трагедии

Пережив множество личных драм, трагедийных моментов в жизни, писатель все же больше всего страдал от гибели своей сестры Эльфриды. Он никогда не мог представить, что ее ждет такая кончина - быть казненной германскими властями за пропаганду антифашистского настроения. Через двадцать пять лет после ее смерти в городе, где родился писатель, назвали в ее честь улицу.

Впечатлившись гибелью близкого человека, Ремарк пишет роман, который никого не оставляет равнодушным. Его популярность растет, однако, отношения с властями становятся все хуже. По неизвестным причинам через некоторое время после гибели сестры, мачеха мужчины кончает жизнь самоубийством. Связаны ли эти события между собой вряд ли когда-нибудь станет известно.

Литературная деятельность

Ярко имя немецкого писателя зазвучало в 1920 году. «Мансарда снов» была не только написана им, но и нарисована на черновых рукописях. Однако, этот роман не пришелся по вкусу самому творцу, а потому остатки тиража он выкупил за собственные средства. Считая свое первое творение провальным, Ремарк принимает решение трудиться по профессии, приобретенной в королевской семинарии, однако, долго на одном месте он не засиживается.

Только через год молодой юноша возвращается к писательской деятельности. Он прекрасно совмещает редакторскую работу и это «хобби». Постепенно на него обращают внимание, и он выпускает еще несколько интересных произведений. Самые популярные книги Ремарка - роман «На Западном фронте без перемен», трилогия «Три товарища». Писатель действительно вложил душу в ее создание, а впоследствии сыграл одного из персонажей в экранизации.

За время творчества этого человека мир литературы пополнился не одним прекрасным произведением. Он умело писал не только о войне, но и о любви, хотя сам и не был счастливым мужем, отцом. Он получил награды не только за свою писательскую, но и общественную деятельность. В их числе медаль Юстуса Мёзера, орден «За заслуги перед ФРГ», а также звание почетного гражданина города Аскона.

Известно, что писателя выдвигали как лаурета на получение Нобелевской премии, однако, из-за недовольства Лиги германских офицеров, кандидатура была снята. Возможно, именно по этой причине писатель дал согласие на участие в протестной акции, проходящей в столице Германии после запрета показа экранизации его шедевра «На Западном фронте без перемен».

Неожиданные факты

Творчество Ремарка, что пришлось по нраву многим любителям книг в прошлом, настоящем, подстегивает читателей искать интересные факты из его жизни. К ним относятся:

  • работа органистом;
  • отвержение публикой первых двух романов начинающего, в тот момент, писателя;
  • небывалый успех книги «На Западном фронте без перемен»;
  • стремление собрать вокруг себя достаточное количество антикварных вещей, к которым относились произведения искусства. Известно, что ухаживал за своими «сокровищами» писатель самостоятельно;
  • эксцентричность личности Ремарка;
  • непринятие романа «На Западном фронте без перемен» германскими властями, желание очернить мужчину, указав, что он - вор, укравший оригинал, написанный представителем еврейского народа;
  • гонения нацистов;
  • эмиграция в Штаты в начале Второй мировой войны;
  • заключение второго, фиктивного брака с леди Замбона для ее удачной транспортировки из Европы;
  • наличие алкогольной зависимости у писателя.

Эрих Мария Ремарк - список всех книг

Все жанры Реализм Роман Военная литература Проза Классическая проза Любовный роман Трагедия Военный роман

Реализм (37.5%)

Роман (18.75%)

Если вы являетесь поклонником такого знаменитого автора как Эрих Мария Ремарк, лучшие книги теперь в вашем распоряжении. Список по рейтингу и популярности от самых знаменитых произведений до менее известных.

Триумфальная арка

Главный герой – нелегальный беженец из Германии — приезжает в Париж перед началом Второй Мировой войны. Горожане остро чувствуют неумолимое приближение катастрофы. Пронзительная история любви талантливого хирурга, скрывающегося от преследования нацистов, и неотразимой, дерзкой актрисы-итальянки. Дальше

Черный обелиск

1923 год. Германия до сих пор не оправилась от последствий Первой Мировой войны. Людвиг Бодмер – бывший солдат – все чаще задает себе вопросы о бессмысленности человеческого существования. Работник фирмы, торгующей надгробиями, по выходным играет на органе в церквушке психиатрической лечебницы. Там он знакомится с очаровательной девушкой Женевьевой, страдающей раздвоением личности. Дальше

Три товарища

Германия, конец 1920-х годов. В центре сюжета – непростая судьба трех друзей, представителей так называемого «потерянного поколения». Роберт Локамп вместе со своими приятелями Отто и Готтфридом владеет маленькой автомастерской. Случайная встреча с Патрицией Хольман, утонченной красавицей из высшего общества, полностью переворачивает жизнь Робби. Дальше

Писатель посвятил роман своей старшей сестре Эльфриде, казненной нацистами во время Второй Мировой войны. События развиваются в концентрационном лагере, расположенном неподалеку от вымышленного города Меллерн. Человек способен преодолеть даже самые чудовищные испытания, если в его сердце осталась хоть слабая искра жизни, способная осветить кромешную тьму. Дальше

Клэрфе – молодой автогонщик – восхищен жизнелюбием и мужеством своей новой знакомой Лилиан. Пациентка санатория для больных туберкулезом знает, что скоро умрет. Смертельно больная героиня решает превратить остаток своих дней в яркий, незабываемый праздник. Чтобы помочь очаровательной девушке, Клэрфе откладывает долгожданный отпуск. Дальше

Время действия – 1944 год. Немецкий солдат Эрнст Гребер не был дома с самого начала войны. Получив отпуск, главный герой отправляется в родной городок, почти полностью разрушенный бомбардировками. Дом Гребера превращен в руины, о судьбе родителей нет никаких известий. Разыскивая родных, Эрнст сталкивается с совсем юной Элизабет Крузе. Проникнувшись тяжелой судьбой девушки, герой решает ей помочь. Дальше

На Западном фронте без перемен

Разгар Первой Мировой войны. Повествование ведется от имени Пауля Боймера, немецкого солдата-новобранца. Главному герою едва исполнилось 19 лет, когда он вместе с бывшими одноклассниками добровольцем ушел служить в армию. Оказавшись на Западном фронте, молодые воины столкнулись с суровыми и опасными буднями военной жизни. Дальше

Возлюби ближнего своего

Когда власть в Германии захватили нацисты, в другие страны Европы хлынул бесконечный поток нелегалов, пострадавших от бесчеловечного режима. Лишенные всяческих прав евреи, покинувшие родину, были вынуждены искать убежища за границей. В центре сюжета – тяжелые судьбы эмигрантов, против своей воли оказавшихся на чужбине. Дальше

Главный герой, преследуемый нацистским режимом, вынужден бежать из Германии. Завтра утром он навсегда покинет Европу, уплыв на корабле в далекую Америку. Человеку остается провести всего одну ночь в Лиссабоне. Случайная встреча с незнакомцем заставляет его распахнуть кровоточащую от боли душу перед первым встречным. Дальше

Приют Грез

Германия. 1920-е годы. Талантливый композитор и живописей Фриц Шрамм называет свою холостяцкую квартиру «Приютом грез». Каждый вечер здесь собирается компания молодых людей, мечтающих хотя бы на несколько часов забыть о трудностях реальной жизни. Герои рассуждают об искусстве, делятся с гостеприимным хозяином своими любовными переживаниями, тревогами и надеждами. Но все меняется, когда Фриц умирает. Дальше

Станция на горизонте

Главные герои раннего романа Э. М. Ремарка – автогонщики. Эти мужественные, бесстрашные люди – представители «потерянного поколения», так и не оправившиеся от ужасов Первой Мировой войны. Они ежедневно подвергают свою жизнь смертельному риску, чтобы хоть на несколько мгновений заглушить душевную боль. Дальше

Возвращение

Западный фронт. Немецкие солдаты узнают о революционной ситуации в Берлине. Главные герои, изможденные окопными тяготами, не интересуются политикой, они мечтают поскорее вернуться к своим семьям. Однако, молодым людям трудно отвыкнуть от военной жизни и приспособиться к мирному существованию. Фронтовики потрясены переменами, которые произошли в их родном городке. Дальше

Тени в раю

После окончания Второй Мировой войны главный герой приезжает в Нью-Йорк. Журналист по профессии, он знакомится с местными эмигрантами, представляющими собой весьма разношерстное общество. Писатель-алкоголик, циничный врач, восторженная актриса, высокомерная манекенщица, участник Сопротивления. Все эти люди, отчаянно тоскуя по родине, тщетно пытаются приспособиться к жизни в Америке. Дальше

Гэм

В этом романе Ремарк пытается постичь природу свободной, независимой от мужчин женщины. Красавица Гэм отправилась в бесконечное путешествие, она объездила всю Европу, побывала в экзотических азиатских и африканских странах. Главная героиня странствует по всему свету в поисках новых впечатлений и всепоглощающей, страстной любви. Дальше

Земля обетованная

Роман, повествующий о судьбах немецких эмигрантов в США, вышел в свет уже после смерти Ремарка. Люди, чудом спасшиеся от гибели, бежали от фашистского режима за океан в надежде обрести в чужой стране свободу и независимость. Однако, Америка встретила беглецов вежливым равнодушием. Отчаянно пытаясь построить жизнь заново, герои учатся рассчитывать только на собственные силы. Дальше

Сборник ранних произведений Эриха Марии Ремарка. Рассказы написаны в непривычном для писателя поэтичном декадентском стиле, популярном в Германии в 1920-е годы. Главные темы новелл – любовь, смерть, тщетность человеческой жизни, отсутствие истинного взаимопонимания между людьми, духовные искания молодого поколения. Дальше

Роман повествует о тяжелых последствиях войны для простых немецких людей, измученных жизненными тяготами. Эрнст и его боевые товарищи четыре года не были дома. Герои, полные надежд на будущее, возвращаются в родной городок. Но бывшим солдатам очень сложно заново приспособиться к мирной жизни. Дальше

1942 год. Главный герой, сбежавший из нацистской Германии, прибывает в Лиссабон. Мужчина надеется попасть на пароход, отплывающий в Америку, но бедняга не в состоянии раздобыть денег на оплату фальшивых документов. Неизвестный человек обещает рассказчику подарить два билета на завтрашний рейс, если тот пробудет с незнакомцем всю ночь и выслушает его исповедь. Дальше

В сборник вошли единственная пьеса Ремарка «Последняя остановка» и киносценарий «Последний акт», который яростно обличает простых жителей Германии, своим равнодушием способствовавших нацистскому режиму. Ремарк выносит беспощадный приговор всем обывателям, якобы не знавшим о том, что происходит в стране. Дальше

Итак, это был Эрих Мария Ремарк – лучшие книги. Список по рейтингу и популярности всегда теперь у вас под рукой. А у вас есть его любимые книги? Поделитесь в комментариях. 😉