История Адыгеи. Краткое описание истории республики Адыгея. Адыгские племена Территория расселения адыгских племен в 16 веке

Историк-любитель Виталий Штыбин рассказывает о разделенном черкесском народе.

Юга.ру уже рассказывали о Виталии Штыбине - молодом краснодарском предпринимателе, который увлекся черкесской историей настолько, что стал популярным блогером и желанным гостем на профильных конференциях. Эта публикация - о том, что общего и в чем разница у адыгейцев, кабардинцев и черкесов - открывает цикл материалов, которые Виталий будет писать специально для нашего портала.

Если вы уверены, что в Кабардино-Балкарии живут кабардинцы и балкарцы, в Карачево-Черкесии - карачаевцы и черкесы, а в Адыгее - адыгейцы, то вы будете удивлены, но это не совсем так. Во всех этих республиках живут адыги - это один народ, разделенный искусственными границами. Эти названия носят административный характер.

Адыги - это самоназвание, а окружающие народы по традиции называют их черкесами. В научном мире используют термин адыги (черкесы), чтобы избегать путаницы. Главное правило одно - адыги равнозначно названию черкесы. Есть небольшая разница между адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии\Карачаево-Черкесии и Адыгеи\Краснодарского края. Она заметна в диалектах. Кабардинский и черкесский диалекты считают восточными диалектами адыгского языка, адыгейский и шапсугский диалекты - западные. В разговоре житель Черкесска не все поймет из речи жителя Яблоновского. Как типичный обыватель средней полосы России не сразу разберется в кубанской балачке, так и кабардинцу будет сложно понять разговор сочинских шапсугов.

Кабардинцы называют адыгейцев низовыми адыгами в силу географии, так как Кабарда находится на возвышенном плато. Стоит отметить, что термин «черкес» в разное время распространялся не только на этот народ, но и на соседей по Кавказу. Именно такая версия сохранилась сегодня в Турции, где термином «черкес» называют всех выходцев с Северного Кавказа.

В Российской империи адыги (черкесы) не имели собственных республик или автономий, но с приходом советской власти такая возможность появилась. Однако государство не решилось объединить разобщенный народ в одну большую республику, которая легко могла стать равной по размерам и политическому весу Грузии, Армении или Азербайджану.

Разными путями образовали три республики: Кабардино-Балкарию - в которую из адыгов вошли кабардинцы. Для поддержания баланса их объединили с тюрками-балкарцами. Следом образовалась Адыгейская автономия , куда вошли все оставшиеся субэтнические группы бывшей Кубанской области. Горная часть республики, как и город Майкоп, вошла в ее состав только в 1936 году. Шапсуги в Лазаревском районе города Сочи получили свою автономию с 1922 по 1945 год, но ее ликвидировали безвозвратно. Последними Карачаево-Черкесскую автономию получили в 1957 году адыги-бесленеевцы, близкие по диалекту к кабардинцам. В этом случае власти также поддержали этнический баланс между ними и населявшими республику абазинами и тюрками-карачаевцами (родственниками соседних балкарцев).

Но что значат понятия «шапсуг», «бесленеевец», «кабардинец» и так далее? Несмотря на полуторавековую историю адыгов (черкесов) внутри Российского государства, общество так и не избавилось от племенного (или по-научному - субэтнического) деления. До конца Кавказской войны в 1864 году западные адыги (черкесы) жили на всей территории Краснодарского края и Адыгеи, к югу от реки Кубани до реки Шахе в Лазаревском районе Сочи. Восточные адыги (черкесы) проживали на юге Ставропольского края, в районе Пятигорья, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, на равнинных частях Чечни и Ингушетии - между реками Терек и Сунжа.

Читайте также:

  • Кубановедение без пробелов. Краснодарец Виталий Штыбин рассказывает в сети об адыгской истории края

В результате войны в Турцию были изгнаны некоторые из субэтносов - такие как натухайцы и убыхи, большая часть шапсугов, хатукайцев, абадзехов. Сегодня деление на племенные общества выражено не столь ярко, как раньше. Субэтнический термин «кабардинцы» оставили за адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии. Они были самым мощным, многочисленным и влиятельным адыгским субэтносом на всем Кавказе. Собственное феодальное государство, статус законодателей мод и контроль над путями в Закавказье помогали им долгое время удерживать сильнейшие позиции в политике региона.

В Республике Адыгея, наоборот, самые крупные субэтносы - темиргоевцы, чей диалект является официальным языком республики, и бжедуги. В этой республике все наименования субэтносов заменили искусственным термином «адыгейцы». Строгих границ в аулах республик нет, все живут вперемежку, так что в Адыгее можно встретить кабардинцев, а в Кабарде - темиргоевцев.

Проще всего запомнить субэтносы можно в следующем порядке:

- восточные адыги (черкесы) : кабардинцы в Кабардино-Балкарии; бесленеевцы в Карачаево-Черкесии;

- западные адыги (черкесы) : шапсуги в Лазаревском районе города Сочи; темиргоевцы\хатукайцы\бжедуги\абадзехи\мамхеги\егерухаевцы\адамиевцы\
махошевцы\жанеевцы в Республике Адыгея.

А как же абазины, которые живут во всех тех же аулах, но преимущественно в Республике Карачаево-Черкесия? Абазины - это смешанный народ, язык которого близок к абхазскому. Когда-то давно они переселились из Абхазии на равнины северных склонов Кавказа и смешались с черкесами. Их язык близок к абхазскому, который родственен адыгскому (черкесскому) языку. Абхазы (абазины) и адыги (черкесы) - дальние родственники, примерно как русские и чехи.

Теперь в разговоре с адыгейцем, черкесом или кабардинцем вы можете спросить его, из какого он племени (субэтноса), и узнаете много интересного из жизни адыгов (черкесов), а заодно приобретете доверие как знаток устройства удивительного адыгского (черкесского) общества.

100 000 (оценочно)
4 000 (оценочно)
1 000 (оценочно)
1 000 (оценочно)
1 000 (оценочно)

Археологическая культура Язык Религия Расовый тип Родственные народы Происхождение

Ады́ги (или Черкесы ) - общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на Кабардинцев , Черкесов , Убыхов , Адыгейцев и Шапсугов .

Самоназвание - Адыгэ .

Численность и диаспоры

Общая численность адыгов в Российской Федерации по переписи 2002 года 712 тысяч человек, они проживают на территории шести субъектов: Адыгея , Кабардино-Балкария , Карачаево-Черкесия , Краснодарский край , Северная Осетия , Ставропольский край . В трёх из них адыгские народы являются одной из «титульных» наций, черкесы в Карачаево-Черкесия , адыгейцы в Адыгее , кабардинцы в Кабардино-Балкарии .

За рубежом самая многочисленная диаспора адыгов в Турции, по некоторым оценкам турецкая диаспора насчитывает от 2,5 до 3 млн черкесов . Израильская диаспора адыгов составляет 4 тысячи человек. Существуют сирийская диаспора , ливийская диаспора , египетская диаспора , иорданская диаспора адыгов, также они проживают в странах Европы , США и в некоторых других странах Ближнего Востока , однако статистика большинства этих стран не даёт точных данных по их численности адыгских диаспор. Оценочная численность адыгов (черкесов) Сирии - 80 тысяч человек.

Есть некоторое количество в других странах СНГ, в частности, в Казахстане.

Современные языки адыгов

На настоящее время язык адыгов сохранил два литературных диалекта, а именно адыгейский и кабардино-черкесский , входящие в абхазо-адыгскую группу северокавказской семьи языков .

С XIII века все эти названия вытесняются экзоэтнонимом - черкесы .

Современная этнонимия

В настоящее время, кроме общего самоназвания, в отношении адыгских субэтносов, используемые следующие именования:

  • Адыгейцы , куда включаются следующие субэтнонимы: абадзехи , адамийцы , бесленеевцы , бжедуги , егерукаевцы , мамхеги , махошевцы , темиргоевцы (КIэмгуй), натухайцы , шапсуги (в том числе хакучи), хатукайцы , хегайки , жанеевцы (Жанэ), гуайе , чебсин (Цопсынэ), адале .

Этногенез

Зихи - называемые так на языках: простонародном греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют - «адига ».

История

Основная статья: История адыгов

Борьба с Крымским ханством

Регулярные московско-адыгские связи начали устанавливаться ещё в период генуэзской торговли в Северном Причерноморье , которая происходила в городах Матрега (ныне Тамань), Копа (ныне Славянск-на-Кубани) и Каффе (современная Феодосия) и т. д., в которых значительную часть населения составляли адыги. В конце XV века по Донскому пути постоянно приходили караваны русских купцов в эти генуэзские города, где русские купцы совершали торговые сделки не только с генуэзцами, но с горцами Северного Кавказа, проживавшими в этих городах.

Московская экспансия в южном направлении не могла развиваться без поддержки этносов, считавших бассейн Чёрного и Азовского морей своей этносферой. Это были прежде всего казаки, донские и запорожские, религиозно-культурная традиция которых - православие - сближала их с русскими. Это сближение осуществлялось, когда это было выгодно казакам, тем более что перспектива пограбить крымские и османские владения в качестве союзников Москвы отвечала их этноцентристским целям. На стороне русских могла выступить часть ногаев, присягнувших московскому государству. Но, конечно, прежде всего русские были заинтересованы в поддержке самого мощного и сильного западно-кавказского этноса адыгов .

В период становления Московского княжества, Крымское ханство доставляло русским и адыгам одинаковые неприятности. Например имел место Крымский поход на Москву (1521) , в результате которого войска хана сожгли Москву и захватили более 100 тысяч русских в плен, для продажи в рабство. Войска хана ушли из Москвы только когда Царь Василий официально подтвердил что являеется данником хана и будет и впредь платить дань.

Русско-адыгские связи не прерывались. Более того, они приняли формы совместного боевого сотрудничества. Так, в 1552 году адыги вместе с русскими, казаками, мордвой и др. приняли участие во взятии Казани. Участие адыгов в этой операции вполне естественно, если учесть проявившиеся к середине XVI века тенденции среди части адыгов к сближению с молодым русским этносом, активно расширявшим свою этносферу.

Поэтому прибытие в Москву в ноябре 1552 года первого посольства от некоторых адыгских субэтносов было как нельзя более кстати для Ивана Грозного, планы которого шли в направлении продвижения русских по Волге к её устью, к Каспийскому морю. Союз с самым мощным этносом С.-З. К. был нужен Москве в её борьбе с Крымским ханством.

Всего в 1550-е годы в Москве побывало три посольства с С.-З. К., в 1552, 1555 и 1557 годах. Они состояли из представителей западных адыгов (жанеевцев, бесленеевцев и др.), восточных адыгов (кабардинцев) и абазинцев, которые обращались к Ивану IV с просьбой о покровительстве. Покровительство им было нужно прежде всего для борьбы с Крымским ханством. Делегации с С.-З. К. встретили благосклонный прием и заручились покровительством русского царя. Отныне они могли рассчитывать на военную и дипломатическую помощь Москвы, а сами обязывались являться на службу великому князю-царю.

Также при Иване Грозном имел второй Крымский поход на Москву (1571) , в результате которого войска хана разбили русские войска и опять сожгли Москву и захватили более 60 тысяч русских в плен (для продажи в рабство).

Основная статья: Крымский поход на Москву (1572)

Третий Крымский поход на Москву в 1572, при финансово-военной поддержке Османской империи и Речи Посполитой, в результате Молодинского сражения, закончился полным физическим уничтожением татарско-турецкого войска и разгромом Крымского ханства http://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Молодях

В 70-е годы, несмотря на неудачную астраханскую экспедицию, крымцы и османы сумели восстановить свое влияние в регионе. Русские были вытеснены из него более чем на 100 лет. Правда, они продолжали считать западно-кавказских горцев, адыгов и абазин, своими подданными, но это сути дела не меняло. Горцы и понятия об этом не имели, как в свое время азиатские кочевники не подозревали, что Китай считает их своими подданными.

Русские ушли с Северного Кавказа, но закрепились в Поволжье.

Кавказская война

Отечественная война

Список адыгов (черкесов) - Героев Советского Союза

Вопрос о геноциде черкесов

Новое время

Официальная регистрация большей части современных адыгских аулов датируется 2-й половиной XIX века, то есть после окончания Кавказской войны . Для улучшения контроля территорий, новые власти были вынуждены переселить адыгов, которыми в новых местах были основаны 12 аулов, а в 20-х годах XX века - 5.

Религии адыгов

Культура

Адыгская девушка

Адыгская культура - малоизученный феномен, результат длительного отрезка времени жизни народа, в течение которого культура испытала на себе различные внутренние и внешние воздействия, среди которых длительные контакты с греками, генуэзцами и другими народами, длительные феодальные междоусобицы, войны, махаджирство, социальные, политические и культурные потрясения. Культура изменяясь, в основе своей всё же сохранилась, и до сих пор демонстрирует свою открытость к обновлению и развитию. Доктор философских наук С. А. Раздольский, определяют её как «тысячелетний мировоззренческий общественно значимый опыт адыгского этноса», обладающий собственными эмпирическими знаниями об окружающем мире и передающего эти знания на уровне межличностного общения в форме наиболее значимых ценностей .

Морально-нравственный кодекс, именуемый Адыгагъэ , выступает культурным ядром или главной ценностью адыгской культуры; он включает в себя человечность, почтительность, разум, мужество и честь .

Адыгский этикет занимает особое место в культуре, как система связей (или канал информационных потоков), воплощённая в символическую форму, посредством которой адыги вступают в отношения друг с другом, хранят и передают опыт своей культуры. Причём, адыгами были выработаны этикетные формы поведения, которые помогали существовать в горном и предгорном ландшафте .

Почтительность имеет статус отдельной ценности, это пограничная ценность нравственного самосознания и, как таковая, она проявляет себя как суть подлинной самоценности .

Фольклор

За 85 лет до этого, в 1711 году, Абри де ла Мотрэ (французский агент шведского короля Карл XII) посетил Кавказ , Азию и Африку .

Согласно его официальным сообщениям (отчётам), задолго до его путешествия, то есть до 1711 г., в Черкесии владели навыками массового прививания оспы .

Абри де ла Мотрэ оставил подробное описание процедуры оспопрививания у адыгов в селении Деглиад :

Девочку отнесли к маленькому мальчику трех лет, который был болен этой болезнью и у которого оспинки и прыщики начинали гноиться. Старая женщина произвела операцию, так как наиболее пожилые представители этого пола имеют репутацию самых разумных и знающих и они практикуют медицину подобно тому, как самые старые другого пола практикуют священство. Эта женщина взяла три иголки, связанных вместе, которыми она, во-первых, сделав укол под ложечку маленькой девочке, во-вторых в левую грудь против сердца, в третьих, в пупок, в-четвертых, в правую ладонь, в-пятых, в лодыжку левой ноги, пока не пошла кровь, с которой она смешала гной, извлеченный из оспинок больного. Затем она приложила к уколотым и кровоточащим местам сухие листья коровника, привязав сверлу две кожи новорожденных ягнят, после чего мать завернула ее в одно из кожаных покрывал, из которых состоит, как уже говорил выше, постель черкесов, и таким образом завернутую она унесла ее к себе. Мне сказали, что ее должны были держать в тепле, кормить лишь кашей, сделанной из тминной муки, с двумя третями воды и одной третью овечьего молока, ей не давали пить ничего, кроме прохладительного отвара, сделанного из воловьего языка (Растение), немного лакрицы и коровника (Растение), трех вещей, весьма обычных в стране.

Традиционная хирургия и костоправство

О кавказских хирургах и костоправах Н. И. Пирогов , в 1849 году писал :

«Азиатские врачи на Кавказе излечивали совершенно такие наружные повреждения (преимущественно следствия огнестрельных ран), которые, по мнению наших врачей, требовали отнятия членов (ампутации), это факт, подтверждаемый многими наблюдениями; известно на всем Кавказе и то, что отнятие членов, вырезывание раздробленных костей никогда не предпринимается азиатскими врачами; из кровавых операций, производимых ими для лечения наружных повреждений, известны только вырезывание пуль».

Ремесла у адыгов

Кузнечное дело у адыгов

Профессор, доктор исторических наук, Гадло А. В. , об истории адыгов в 1 тысячелетии н. э. писал -

Адыгские кузнецы в эпоху раннего средневековья, по-видимому, ещё не порвали своей связи с общиной и не выделились из неё, однако внутри общины они уже составляли обособленную профессиональную группу,… Кузнечное производство в этот период было ориентировано в основном на удовлетворение хозяйственных нужд общины (лемехи, косы, серпы, топоры, ножи, надочажные цепи, вертела, овечьи ножницы и т. п.) и её военной организации (конское снаряжение - удила, стремена, подковы, подпружные пряжки; наступательное оружие - копья, боевые топоры, мечи, кинжалы, наконечники стрел; защитное вооружение - шлемы, кольчуги, детали щитов и т. п.). Какова была сырьевая база этого производства, определить пока что трудно, но, не исключая наличия собственной выплавки металла из местных руд, укажем на два железорудных района, откуда металлургическое сырье (полуфабрикаты-крицы) могло поступать и кузнецам-адыгам. Это, во-первых, Керченский полуостров и, во-вторых, верховья Кубани, Зеленчуков и Урупа, где обнаружены явные следы древней сыродутной выплавки железа.

Ювелирное дело у адыгов

«Адыгские ювелиры владели навыками литья цветных металлов, паяния, штамповки, изготовления проволоки, гравировки и др. В отличие от кузнечного дела их производство не требовало громоздкого оснащения и больших, труднотранспортируемых запасов сырья. Как показало погребение ювелира в могильнике на р. Дюрсо, металлурги-ювелиры в качестве сырья могли использовать не только полученные из руды слитки, но и металлический лом. Вместе со своим инструментарием и сырьем они свободно передвигались от селения к селению, все более отрываясь от своей общины и превращаясь в ремесленников-отходников.»

Оружейное дело

Кузнецы очень многочисленны в стране. Они почти повсюду оружейных и серебряных дел мастера и в своей профессии очень искусны. Почти непостижимо, как они с их немногими и недостаточными инструментами могут изготовлять превосходное оружие. Золотые и серебряные украшения, которые вызывают восхищение европейских любителей оружия, изготовляются с большим терпением и трудом скудными инструментами. Оружейные мастера очень уважаемы и хорошо оплачиваются, конечно, редко наличными деньгами, а почти всегда натурой. Большое число семейств занимается исключительно изготовлением пороха и получает от этого значительную прибыль. Порох - самый дорогой и самый необходимый товар, без которого здесь никто не может обойтись. Порох не особенно хорош и уступает даже обыкновенному пушечному пороху. Он изготовляется грубым и примитивным способом, потому невысокого качества. В селитре нет недостатка, так как селитровые растения в большом количестве растут в стране; наоборот, мало серы, которую большей частью получают извне (из Турции).

Земледелие у адыгов, в I тыс. н.э

Материалы, полученные при исследовании адыгских поселений и могильников второй половины I тыс., характеризуют адыгов как оседлых земледельцев, не утративших идущих с меотских времен навыков плужного земледелия. Основными земледельческими культурами, которые возделывали адыги, были мягкая пшеница, ячмень, просо, рожь, овес, из технических культур - конопля и, возможно, лен. Многочисленные зерновые ямы - хранилища раннесредневековой эпохи - прорезают толщи ранних культурных напластований на городищах Прикубанья, а крупные красноглиняные пифосы - сосуды, предназначенные главным образом для хранения зерна, составляют основной вид керамических изделий, бытовавших на поселениях Черноморского побережья. Почти на всех поселениях встречаются обломки круглых ротационных жерновов или целые жерновые камни, служившие для дробления и размола зерна. Найдены обломки каменных ступ-крупорушек и пестов-толкачей. Известны находки серпов (Сопино, Дюрсо), которые могли использоваться как для жатвы зерновых, так и для косьбы кормовых трав для скота.

Животноводство у адыгов, в I тыс. н.э

Несомненно, видную роль в хозяйстве адыгов играло также скотоводство. Адыги разводили крупный рогатый скот, овец, коз, свиней. Неоднократно найденные в могильниках этой эпохи захоронения боевых коней или деталей конского снаряжения свидетельствуют о том, что коневодство представляло важнейшую отрасль их экономики. Борьба за стада крупного рогатого скота, табуны коней и тучные равнинные пастбища является постоянным мотивом героических деяний в адыгском фольклоре.

Животноводство в 19 веке

Теофил Лапинский, который побывал на землях адыгов в 1857 году, в своем произведении «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских» записал следующее:

Козы - численно самое распространенное домашнее животное в стране. Молоко и мясо коз, вследствие превосходных пастбищ, очень хорошие; козье мясо, которое в некоторых странах считается почти несъедобным, здесь вкуснее, чем баранина. Адыги держат многочисленные стада коз, многие семьи имеют их несколько тысяч штук, и можно считать, что этих полезных животных в стране свыше полутора миллионов. Коза находится только зимой под крышей, но и тогда она днем выгоняется в лес и сама находит себе в снегу какую-нибудь пищу. Буйволов и коров имеется много в восточных равнинах страны, ослы и мулы встречаются только в южных горах. Свиней раньше держали много, но со времени введения магометанства свинья как домашнее животное исчезла. Из птиц держат кур, уток и гусей, особенно много разводят индюшек, но адыг очень редко берет на себя труд заботиться о домашней птице, которая кормится и размножается как попало.

Коневодство

В 19 веке, о коневодстве адыгов (кабардицев, черкесов), сенатор Филипсон, Григорий Иванович сообщал:

У горцев западной половины Кавказа были тогда знаменитые конские заводы: Шолок, Трам, Есени, Лоо, Бечкан. Лошади не имели всей красоты чистых пород, но были чрезвычайно выносливы, верны в ногах, никогда не ковались, потому что их копыта, по выражению казаков «стаканчиком», были крепки, как кость. Некоторые кони, как и их всадники, имели громкую славу в горах. Так например белый конь завода Трам был почти столько же известен у горцев, как и его хозяин Магомет-Аш-Атаджукин, беглый Кабардинец и знаменитый хищник.

Теофил Лапинский, который побывал на землях адыгов в 1857 году, в своем произведении «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских» писал следующее:

Прежде было много табунов лошадей во владении богатых жителей на Лабе и Малой Кубани, теперь мало семейств, которые имеют больше 12 - 15 лошадей. Но зато мало и таких, которые совсем не имеют лошадей. В общем можно считать, что в среднем на каждый двор приходится 4 лошади, что составит для всей страны около 200 000 голов. На равнине число лошадей вдвое больше, чем в горах.

Жилища и поселения адыгов в I тыс. н.э

Об интенсивном заселении коренной адыгской территории на протяжении всей второй половины I тыс. свидетельствуют многочисленные городища, селища и могильники, обнаруженные как на побережье, так и в равнинно-предгорной части Закубанья. Адыги, жившие на побережье, как правило, селились в неукрепленных поселках, располагавшихся на возвышенных плато и горных склонах вдали от берега в верховьях впадавших в море речек и ручьев. Возникшие в античный период на морском берегу поселки-торжища в раннесредне-вековую эпоху не утратили своего значения, а некоторые из них даже превратились в защищенные крепостями города (например, Никопсис в устье р. Нечепсухо в районе с. Ново-Михайловского). Адыги, жившие в Закубанье, как правило, селились на возвышенных мысах, нависавших над пойменной долиной, в устьях впадающих в Кубань с юга рек или в устьях их притоков. До начала VIII в. здесь преобладали укрепленные поселения, состоявшие из огражденного рвом городища-цитадели и примыкавшего к нему посада, иногда также огражденного с напольной стороны рвом. Большинство из этих поселений располагалось на местах старых меотских городищ, покинутых в III или IV в. (например, у хут. Красный, у аулов Гатлукай, Тахтамукай, Ново-Вочепший, у хут. Ястребовский, у пос. Красный и др.). В начале VIII в. прикубанские адыги тоже начинают селиться в неукрепленных открытых поселениях, подобных поселениям адыгов побережья.

Основные занятия адыгов

Теофил Лапинский, в 1857 году, записал следующее:

Преимущественное занятие адыга - земледелие, которое дает ему и его семье средства к жизни. Земледельческие орудия находятся ещё в примитивном состоянии и, так как железо редко, очень дороги. Плуг тяжел и неуклюж, но это не только особенность Кавказа; я вспоминаю, что видел столь же неуклюжие сельскохозяйственные орудия в Силезии, которая, однако, принадлежит к Немецкому Союзу; в плуг впрягаются от шести до восьми быков. Борона заменяется несколькими пучками крепких шипов, которые кое-как служат тому же назначению. Их топоры и мотыги довольно хороши. На равнинах и на менее высоких горах употребляются большие двухколесные телеги для перевозки сена и хлеба. В такой телеге не найдешь ни гвоздя, ни кусочка железа, но тем не менее они долго держатся и могут везти от восьми до десяти центнеров. На равнине телега приходится на каждые две семьи, в горной части - на каждые пять семей; в высоких горах она уже не встречается. Во все упряжки употребляются только быки, но не лошади.

Адыгская литература, языки и письменность

Современный адыгейский язык относится к кавказским языкам западной группы абхазо-адыгской подгруппы, русский - к индоевропейским языкам славянской группы восточной подгруппы. Несмотря на разные языковые системы, влияние русского на адыгейский проявляется в достаточно большом количестве заимствованной лексики.

  • 1855 год - адыгский (абадзехский) просветитель, лингвист , ученый , писатель , поэт - баснописец, Берсей Умар Хапхалович - внес значительный вклад в становление адыгской литературы и письменности, составив и издав в 14 марта 1855 года первый Букварь черкесского языка (на арабской графике), этот день считается «Днем рождения современной адыгской письменности» послужил толчком адыгского просвещения.
  • 1918 год - год создания адыгейской письменности на базе арабской графики.
  • 1927 год - адыгейская письменность переведена на латиницу.
  • 1938 год - адыгейская письменность переведена на кириллицу.

Основная статья: Кабардино-черкесская письменность

Ссылки

См. также

Примечания

  1. Максидов А. А.
  2. Türkiyedeki Kürtlerin Sayısı! (Turkish), Milliyet (6 июня 2008). Проверено 7 июня 2008.
  3. Национальный состав населения // Перепись населения России 2002 года
  4. Израйльский сайт ИзРус
  5. Независимые английские исследования
  6. Российский Кавказ. Книга для политиков / Под ред. В. А. Тишкова. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007. c. 241
  7. А. А. Камраков. Особенности развития черкесской диаспоры на Ближнем Востоке // ИД «Медина».
  8. ст.ст. Адыги, Меоты в Большой Советской Энциклопедии
  9. Скилак Кариандский.Перипп обитаемого моря.Перевод и комментарии Ф.В. Шелова-Коведяева// Вестник древней истории.1988.№ 1. С. 262; № 2. С. 260-261)
  10. Дж.Интериано.Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование
  11. К. Ю. Небежев АДЫГСКО-ГЕНУЭЗСКИЙ КНЯЗЬ ЗАХАРИЯ ДЕ ГИЗОЛЬФИ-ВЛАДЕТЕЛЬ ГОРОДА МАТРЕГИ В XV ВЕКЕ
  12. Владимир Гудаков. Русский путь к Югу (мифы и реальность
  13. Hrono.ru
  14. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Верховного Совета КБССР от 07.02.1992 N 977-XII-В "ОБ ОСУЖДЕНИИ ГЕНОЦИДА АДЫГОВ (ЧЕРКЕСОВ) В ГОДЫ РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ (рус.) , RUSOUTH.info .
  15. Диана Ъ-Дадашева . Адыги добиваются признания своего геноцида (рус.) , Газета "Коммерсантъ" (13.10.2006).

Адыги — это общее самоназвание предков современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Окружающие народы называли их также зихами и касогами. Происхождение и значение всех этих названий — вопрос спорный. Древние адыги принадлежали к европеоидной расе.
История адыгов — это бесконечные столкновения с ордами скифов, сарматов, гуннов, булгар, алан, хазар, мадьяр, печенегов, половцев, монголо-татар, калмыков, ногаев, турок.

В 1792 году, с созданием русскими войсками сплошной кордонной линии по реке Кубань, началось активное освоение западных адыгских земель Россией.

Поначалу русские воевали, собственно, не с адыгами, а с турками, которые в это время владели Адыгеей. По заключении в 1829 года Адриапольского мира все турецкие владения на Кавказе перешли к России. Но адыги отказались переходить в русское подданство и продолжали совершать атаки на русские поселения.

Только в 1864 году Россия взяла под контроль последние независимые территории адыгов - кубанские и сочинские земли. Небольшая часть адыгской знати к этому моменту перешла на службу Российской империи. Но большая часть адыгов — свыше 200 тысяч человек — пожелала переселиться в Турцию.
Турецкий султан Абдул-Хамид II поселил беженцев (мохаджиров) на пустынной границе Сирии и в других приграничных районах для борьбы с набегами бедуинов.

Эта трагическая страница русско-адыгских отношений в последнее время сделалась предметом историко-политических спекуляций для того, чтобы оказать давление на Россию. Часть адыго-черкесской диаспоры, при поддержке определенных сил Запада, требует бойкотировать олимпиаду в Сочи, если Россия не признает переселение адыгов актом геноцида. После чего, разумеется, последуют судебные иски о компенсациях.

Адыгея

Сегодня основная часть адыгов проживает в Турции (по разным данным от 3 до 5 млн. человек). В Российской Федерации численность адыгов в целом не превышает 1 млн. Есть еще немалые диаспоры в Сирии, Иордании, Израиле, США, Франции и других странах. Все они сохраняют сознание своего культурного единства.

Адыги в Иордании

***
Так уж получилось, что адыги и русские издавна мерились силами. А началось все еще в давние времена, о которых рассказывает «Повесть временных лет». Любопытно, что обе стороны - русская и горская — рассказывают об этом событии почти одними и теми же словами.

Летописец излагает дело так. В 1022 году сын святого Владимира, тмутороканский князь Мстислав отправился в поход на касогов - так в то время русские называли адыгов. Когда противники выстроились напротив друг друга, касожский князь Редедя сказал Мстиславу: «Чего ради губим дружину свою? Выйди на поединок: если одолеешь ты, то возьмешь именье мое, и жену, и детей, и землю мою. Если я одолею, то возьму всё твоё». Мстислав ответил: «да будет так».

Противники сложили с себя оружие и сошлись в борьбе. И начал изнемогать Мстислав, ибо Редедя был велик и силён. Но молитва пресвятой Богородице помогла русскому князю одолеть врага: он ударил Редедю оземь, и, вынув нож, зарезал его. Касоги покорились Мстиславу.

Согласно же адыгским преданиям, Редедя был не князем, а могучим богатырем. Однажды адыгский князь Идар, собрав множество воинов, пошел на Тамтаракай (Тмуторокань). Тамтаракайский князь Мстислау вывел навстречу адыгам свое войско. Когда враги сблизились, Редедя вышел вперед и сказал русскому князю: «Чтобы не проливать напрасно крови, одолей меня и возьми все, что имею». Противники сняли с себя оружие и несколько часов подряд боролись, не уступая друг другу. Наконец Редедя пал, и тамтаракайский князь поразил его ножом.

Смерть Редеди оплакивает также древняя адыгская похоронная песня (сагиш). Правда, в ней Редедя оказывается побежден не силой, а коварством:

Большого князя урусов
Когда ты наземь бросил,
Он возжаждал к жизни,
Нож из-за пояса вынул,
Под лопатку твою коварно
Его воткнул и
Твою душу, о горе, он вынул.

По русскому преданию, два сына Редеди, уведенные в Тмуторокань, были крещены под именами Юрия и Романа, причем последний будто бы женился на дочери Мстислава. Позднее к ним возводили себя некоторые боярские роды, например Белеутовы, Сорокоумовы, Глебовы, Симские и другие.

***
С давних пор Москва — столица разрастающегося Российского государства — привлекала внимание адыгов. Довольно рано адыгско-черкесская знать вошла в состав российской правящей элиты.

Основой русско-адыгского сближения была совместная борьба против Крымского ханства. В 1557 году пять черкесских князей в сопровождении большого числа воинов прибыли в Москву и поступили на службу к Ивану Грозному. Таким образом, 1557 год является годом начала образования адыгской диаспоры в Москве.

После таинственной гибели первой жены грозного царя — царицы Анастасии — выяснилось, что Иван склонен к тому, чтобы закрепить свой союз с черкесами династическим браком. Его избранницей стала княжна Кученей, дочь Темрюка, старшего князя Кабарды. В крещении она получила имя Мария. В Москве про нее говорили много нелестного и даже приписывали ей идею опричнины.


Перстень Марии Темрюковны (Кученей)

Кроме своей дочери, князь Темрюк отправил в Москву своего сына Салтанкула, который был наречен в крещении Михаилом и пожалован в бояре. Фактически он стал первым человеком в государстве после царя. Его хоромы находились на Воздвиженской улице, где теперь расположено здание Российской государственной библиотеки. При Михаиле Темрюковиче высокие командные должности в русской армии занимали его родственники и соотечественники.

Черкесы продолжали прибывать в Москву весь XVII век. Обычно князья и сопровождавшие их дружины селились между Арбатской и Никитинской улицами. В общей сложности в XVII веке в 50-тысячной Москве одновременно находилось до 5000 черкесов, большинство из которых были аристократами.

На протяжении почти двух столетий (до 1776 года) на территории Кремля стоял Черкасский дом с огромным подворьем. Марьина Роща, Останкино и Троицкое принадлежали черкесским князьям. О том времени, когда адыги-черкасы во многом определяли политику Российского государства, до сих пор напоминают Большой и Малый Черкасские переулки.

Большой Черкасский переулок

***

Впрочем, храбрость адыгов, их лихое наездничество, великодушие, гостеприимство славились так же, как красота и грация адыгских женщин. Однако положение женщин было тяжелым: на них лежали самые тяжелые работы по хозяйству в поле и дома.

У благородных существовал обычай отдавать в раннем возрасте своих детей на воспитание в другую семью, опытному учителю. В семье учителя мальчик проходил суровую школу закаливания и приобретал привычки наездника и воина, а девушка — познания хозяйки дома и работницы. Между воспитанниками и их воспитателями на всю жизнь устанавливались прочные и нежные узы дружбы.

С VI века адыги считались христианами, но приносили жертвы языческим богам. Их похоронные обряды тоже были языческие, они придерживались многоженства. Письменности адыги не знали. Деньгами у них служили куски материи.

Турецкое влияние за одно столетие произвело в жизни адыгов огромную перемену. Во второй половине XVIII века все адыги формально приняли мусульманство. Однако их религиозные обряды и воззрения по-прежнему представляли смесь язычества, ислама и христианства. Они поклонялись Шибле, богу грома, войны и правосудия, а также духам воды, моря, деревьев, стихий. Особенным уважением с их стороны пользовались священные рощи.

Язык адыгов по-своему красив, хотя в нем обилие согласных, а гласных всего три — «а», «э», «ы». Но усвоить его для европейца — дело почти немыслимое из-за обилия непривычных для нас звуков.

Адыги являются одним из древнейших народов Северного Кавказа. Самыми ближайшими, родственными им народами являются абхазы, абазины и убыхи. Адыги, абхазы, абазины, убыхи в глубокой древности составляли единую группу племен, и их древними предками были хатты,

каски, синдо-меотские племена. Около 6 тыс. лет назад древние предки адыгов и абхазов занимали обширную территорию от Малой Азии до современной Чечни и Ингушетии. На этом огромном пространстве проживали в ту далекую эпоху родственные племена, которые находились на различных уровнях своего развития.

Адыги (адыгэ) – самоназвание современных кабардинцев (численность в настоящее время составляет более 500 тыс. чел.), черкесов (около 53 тыс. чел.), адыгейцев, т. е. абадзехов, бжедугов, темиргоевцев, жанеевцев и др.

(более 125 тыс. чел.). Адыги в нашей стране проживают в основном в трех республиках: Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкеской Республике и Республике Адыгея. Кроме этого, определенная часть адыгов находится в Краснодарском и Ставропольском краях. В общей сложности в РФ более 600 тыс. адыгов.

Кроме этого, около 5 млн адыгов проживает в Турции. Много адыгов в Иордании, Сирии, США, Германии, Израиле и других странах. Абхазов сейчас более 100 тыс. человек, абазин – около 35 тыс. человек, а убыхский язык, к сожалению, уже исчез, т. к. нет уже его носителей – убыхов.

Хатты и каски являются, по признанию многих авторитетных ученых (как отечественных, так и зарубежных), одними из предков абхазо-адыгов, о чем свидетельствуют многочисленные памятники материальной культуры, языковое сходство, уклад жизни, традиции и обычаи, религиозные верования, топонимика и многое др.

В свою очередь, хатты имели тесные контакты с Месопотамией, Сирией, Грецией, Римом. Таким образом, культура Хаттии сохранила в себе богатое наследие, почерпнутое из традиций древних этносов.

О непосредственном родстве абхазо-адыгов с цивилизацией Малой Азии, т. е. хаттами, свидетельствует всемирно известная археологическая майкопская культура, относящаяся к III тыс. до н. э., которая сложилась на Северном Кавказе, в среде обитания адыгов, благодаря активным связям со своими родственными племенами в Малой Азии. Именно поэтому мы находим удивительные совпадения в обрядах погребения могущественного вождя в Майкопском кургане и царей в Аладжа -Хююке Малой Азии.

Следующим свидетельством связи абхазо-адыгов с древневосточными цивилизациями являются монументальные каменные гробницы – дольмены. Многочисленные исследования ученых доказывают, что носителями майкопской и дольменной культур были предки абхазо-адыгов. Не случайно адыги-шапсуги назвали дольмены «испун» (спыуэн– дома испов), вторая часть слова образована от адыгского слова «унэ» (дом), абхазское – «адамра» (древние могильные дома). Хотя дольменную культуру связывают с древнейшим абхазо-адыгским этносом, считается, что сама традиция строительства дольменов занесена на Кавказ извне. Например, на территориях современных Португалии и Испании дольмены были сооружены еще в IV тыс. до н. э. далекими предками нынешних басков, язык и культура которых довольно близки к абхазо-адыгским (о дольменах

мы говорили выше).

Следующим доказательством того, что хатты являются одними из предков абхазо-адыгов, является языковое сходство этих народов. В результате длительного и кропотливого изучения хаттских текстов такими крупными специалистами, как И. М. Дунаевский, И. М. Дьяконов, А. В. Иванов, В. Г. Ардзинба, Э. Форрер и др., установлено значение многих слов, выявлены некоторые особенностиграмматического строя хаттского языка. Все это позволило установить родство хаттского и абхазо-адыгского

Тексты на хаттском языке, написанные клинописью на глиняных табличках, обнаружены при археологических раскопках в столице древней Хаттской империи (гор.Хаттуса), которая находилась вблизи нынешней Анкары; ученые полагают, что все современные северокавказские языки

автохтонных народов, а также родственные хаттские и хуррито-урартские языки происходят от единого праязыка. Этот язык существовал 7 тыс. лет назад. Прежде всего, к кавказским языкам относятся абхазо-адыгская и нахско-дагестанская ветви. Что касается касков, или кашков, то в древних ассирийских письменных источниках кашки (адыги), абшело (абхазы) упоминаются как два разных ответвления одного и того же племени. Однако этот факт может свидетельствовать и о том, что кашки и абшело в ту далекую пору уже являлись отдельными, хотя и близкородственными, племенами.

Помимо языкового родства,отмечается близость хаттского и абхазо-адыгских верований. Например, это прослеживается в именах богов: хаттского Уашха и адыгского Уащхъуэ. Кроме этого, мы наблюдаем сходство хаттских мифов и с некоторыми сюжетами героического нартского эпоса абхазо-адыгов.Специалисты указывают, что древнее имя народа «хатти» до сих пор сохранилось в названии одного их адыгских племен хатукаевцев (хьэтыкъуей). С древним самоназванием хаттов связаны и многочисленные адыгские фамилии, такие как Хьэтэ (Хата), Хьэткъуэ (Хатко), Хьэту (Хату), Хьэтай (Хатай), Хъэтыкъуей (Хатуко), ХьэтIохъущокъуэ (Атажукин) и др. С именем хаттов следует соотнести и название организатора, церемониймейстера адыгских обрядовых плясок и игр «хьытыякIуэ» (хатияко), который своими обязанностями весьма напоминает «человека жезла», одного из главных участников ритуалов и праздников в царском дворце Хаттского государства.



Одним из неопровержимых доказательств того, что хатты и абхазо-адыги – родственные народы, являются примеры из топонимики. Так, в Трапезунде (современная Турция) и далее на северо-западе вдоль побережья Черного моря отмечен ряд древних и современных названий местностей, рек, оврагов и т. д., оставленных предками абхазо-адыгов, на что обращали внимание многие известные ученые, в частности Н. Я. Марр. К числу названий абхазо-адыгского типа на данной территории относятся, например, названия рек, включающие в себя адыгский элемент «псы» (вода, река): Арипса, Супса, Акампсис и т. д.; а также названия с элементом «къуэ» (овраг, балка) и т. д. Одним из крупных кавказоведов ХХ в. З. В. Анчабадзе признавал бесспорным, что именно кашки и абшело – предки абхазо-адыгов – проживали в III–II тыс. до н. э. в северо-восточном секторе Малой Азии, и они были связаны единством происхождения с хаттами. Другой авторитетный востоковед – Г. А. Меликишвили – отмечал, что в Абхазии и южнее, на территории Западной Грузии, встречаются многочисленные названия рек, в основе которых лежит адыгское слово «псы» (вода). Это такие реки, как Ахыпс, Хыпс, Ламыпс, Дагарыти и др. Он полагает, что эти названия были даны адыгскими 2 Заказ № 77 племенами, которые жили в далеком прошлом в долинах этих рек. Таким образом, хатты и каски, которые проживали в Малой Азии еще за несколько тысячелетий до н. э.,

являются одними из предков абхазо-адыгов, о чем свидетельствуют вышеприведенные факты. И надо признать, что невозможно понять историю адыго-абхазов хотя бы без беглого ознакомления с цивилизацией Древней Хатии, которая занимает значительное место в истории мировой культуры. Занимая огромную территорию (от Малой Азии до современной Чечни и Ингушетии), многочисленные родственные племена – древнейшие предки абхазо-адыгов – немогли находиться на одном уровне своего развития. Одни

ушли вперед в экономике, политическом обустройстве и культуре; другие отставали от первых, но эти родственные племена не могли развиваться без взаимовлияния культур, уклада их жизни и т. д.

Научные исследования специалистов по истории и культуре хаттов красноречиво свидетельствуют о той роли, которую они играли в этнокультурной истории абхазо-адыгов. Можно полагать, что контакты, имевшие место на протяжении тысячелетий между этими племенами, оказали существенное влияние не только на культурно-экономическое развитие древнейших абхазо-адыгских племен, но и на формирование их этнического облика.

Общеизвестно, что Малая Азия (Анатолия) была одним из звеньев в передаче культурных достижений и в древнейшую эпоху (VIII–VI тыс. до н. э.) здесь сложились культурные центры производящего хозяйства. Именно с

этого периода хатты начали выращивать много злаковых растений (ячмень, пшеница), разводить различные виды домашнего скота. Научные исследования последних лет неопровержимо доказывают, что именно хатты впервые получили железо, и оно появилось от них у остальных народов планеты.

Еще в III–II тыс. до н. э. существенное развитие полу- чает у хаттов торговля, которая являлась мощным катализатором многих социально-экономических и культурных процессов, протекавших в Малой Азии.

Активную роль в деятельности торговых центров играли местные купцы: хетты, лувийцы и хатты. В Анатолию купцы ввозили ткани, хитоны. Но главной статьей были металлы: восточные купцы поставляли олово, а западные – медь и серебро. Особый интерес проявляли ашурские (восточныесемиты Малой Азии. – К. У.) торговцы к другому металлу, пользовавшемуся огромным спросом: он стоил в 40 раз дороже серебра и в 5–8 раз дороже золота. Этим металлом было железо. Изобретателями способа выплавки его из руды были хатты. Отсюда этот способ получения железа

распространился в Передней Азии, а потом и Евразии в целом. Экспорт железа за пределы Анатолии, видимо, был запрещен. Этим обстоятельством могут быть объяснены неоднократные случаи его контрабандного вывоза, описанные в ряде текстов.

Племена, проживавшие на огромном пространстве (вплоть до современной территории расселения абхазо-адыгов), сыграли существенную роль в социально-политическом, экономическом и духовном развитии тех на- родов, которые оказались в среде их обитания. В частности, в течение длительного времени происходило активное проникновение на их территорию племен, говоривших на индоевропейском языке. Их в настоящее время называют хеттами, но сами они себя именовали неситами. По

своему культурному развитию неситы значительно уступали хаттам. И у последних они заимствовали название страны, многие религиозные обряды, имена хаттских богов. Хаты сыграли значительную роль в образовании во II тыс. до н. э. могущественного Хеттского царства, в формировании его

политической системы. Например, система государственного устройства Хеттского царства характеризуется рядом специфических черт. Верховный правитель страны носил титул хаттского происхождения Табарна (или Лабарна). Наряду с царем важную роль, особенно в сфере культа, играла и царица, носившая хаттский титул Тавананна (ср. адыгское слово «нана» – «бабушка, мать») (женщина имела такое же огромное влияние в быту и в сфере культуры. – К. У.).

Многие литературные памятники, многочисленные мифы, переложенные хеттами с хаттского, дошли до нас. В Малой Азии – стране хаттов – были впервые использованы в армии легкие колесницы. Одно из ранних свидетельств боевого применения колесниц в Анатолии встречается в

древнейшем хеттском тексте Анитты. В нем говорится, что на 1400 пехотинцев армии приходилось 40 колесниц (в одной колеснице находилось три человека. – К. У.). А в одном из боев участвовало 20 тыс. пехотинцев и 2500 колесниц.

Именно в Малой Азии впервые появились многие предметы для ухода за лошадьми и их тренинга. Главной целью этих многочисленных тренировок была выработка у лошадей выносливости, необходимой для военных целей.

Хатты сыграли огромную роль в становлении института дипломатии в истории международных отношений, в создании и использовании регулярной армии. Многие тактические приемы во время военных действий, обучения воинов были применены впервые ими.

Крупнейший путешественник современности Тур Хейердал считал, что первыми мореходами планеты были хатты. Все эти и другие достижения хаттов – предков абхазо-адыгов – не могли пройти бесследно. Ближайшими

соседями хаттов на северо-востоке Малой Азии являлись многочисленные воинственные племена – каски, или кашки, известные в хеттских, ассирийских, урартских исторических источниках на протяжении II и начала I тыс. до н. э. Они жили вдоль южного побережья Черного моря от устья р. Галис по направлению к Западному Закавказью, включая и Колхиду. Каски играли важную роль в политической истории Малой Азии. Они совершали далекие походы, и во II тыс. до н. э. им удалось создать мощный союз, состоявший из 9–12 близкородственных племен. Документы Хеттского царства этого времени полны сведений о постоянных набегах касков. Им даже одно время (в начале XVI в. до н. э.) удалось захватить и раз-

рушить Хатусу. Уже к началу II тыс. до н. э. у касков были постоянные поселения и крепости, они занимались земледелием и отгонным скотоводством. Правда, по свидетельствам хеттских источников до середины XVII в. до н. э. у них еще не было централизованной царской власти. Но уже в конце XVII в. до н. э. в источниках есть сведения, что ранее существовавшие порядки у касков изменил некий вождь Пиххунияс, который «стал править по обычаю царской власти». Анализ личных имен, названий населенных пунктов на территории, занятой касками, показывает, по мнению

ученых (Г. А. Менекешвили, Г. Г. Гиоргадзе, Н. М. Дьякова, Ш. Д. Инал-Ипа и др.), что они по языку были родственны хаттам. С другой стороны, племенные названия касков, известные по хеттским и ассирийским текстам,

многие ученые связывают с абхазо-адыгскими. Так, само имя каска (кашка) сопоставляется с древним названием адыгов – касоги (кашаги, кашаки) – древнегрузинских хроник, кашак – арабских источников, касог – древнерусских летописей. Другим названием касков, по данным ассирийских источников, было абегила или апешлайцы, которое совпадает с древним названием абхазов (апсилы – по греческим источникам, абшилы – древнегрузинским летописям), а также их самоназвание – апс – уа – апи – уа. Хеттские источники сохранили нам еще одно название хаттского круга племен паххува и имя их царя – Пиххунияс. Ученые нашли удачное объяснение и имени похува, которое оказалось связанным с самоназванием убыхов – пекхи, пехи. Ученые считают, что в III тыс. до н. э. в результате перехода к классовому обществу и активного проникновения индоеврепейцев – неситов – в Малую Азию происходит относительное перенаселение, что создало предпосылки передвижения части населения в другие области. Группы хаттов и касков не позже III тыс. до н. э. значительно расширили свою территорию в северо-восточном направлении. Они заселили все юго-восточное побережье Черного моря, включая Западную Грузию, Абхазию и далее, на Севере, – до Прикубанья, современную территорию КБР до горной Чечни и Игушетии. Следы такого расселения документируются также и географическими названиями абхазо-адыгского происхождения (Санса, Ачква, Акампсис, Арипса, Апсареа, Синопэ и др.), распространенными в те далекие времена в Приморской части Малой Азии и на территории Западной Грузии.

Одно из заметных и героических мест в истории циви- лизации предков абхазо-адыгов занимает синдо-меотская эпоха. Дело в том, что большая часть меотских племен в эпоху раннего железа занимала обширные территории

Северо-Западного Кавказа, район бассейна р. Кубань. Древние античные авторы знали их под общим собирательным названием меоты. Например, древнегреческий географ Страбон указал, что к числу меотов принадлежат синды, тореты, ахеи, зихи и т. д. По древним надписям, обнаруженным на территории бывшего Боспорского царства, к ним относятся также фатеи, псессы, дандарии, досхи, керкеты и др. Они все под общим названием «меоты» являются одними из предков адыгов. Древнее название Азовского моря – Меотида. Меотийское озеро имеет прямое отношение к меотам.

Древнесиндское государство было создано на Северном Кавказе предками адыгов. Эта страна охватывала на юге Таманский полуостров и часть Черноморского побережья до Геленджика, а с запада на восток – пространство от Черного моря до Левобережья Кубани. Материалы археологических раскопок, проведенных в различные периоды на территории Северного Кавказа, указывают на близость синдов и меотов и на то, что их и родственных им племен территория еще с III тыс. до н. э. распространялась до Чечни и Ингушетии. Кроме этого, доказано, что физический тип синдо меотских племен не относится к типу скифо-савроматскому, а примыкает к исконному типу кавказских племен. Исследования Т. С. Кондукторовой в Институте антропологии при МГУ показали, что синды принадлежали к европейской расе.

Всесторонний анализ археологических материалов раннесиндских племен свидетельствует о том, что они в период II тыс. до н. э. достигли значительных успехов в материальной и духовной культуре. Исследования ученых доказывают, что уже в тот далекий период у синдо-меотских племен широкое развитие получает животноводство. Еще в этот период у предков адыгов заметное место занимает охота.

Но древнейшие синдские племена занимались не только скотоводством и охотой; античные авторы отмечают, что у тех синдов, которые проживали возле морей и рек, было развито и рыболовство. Исследования ученых доказывают, что у этих древних племен существовал некоторый культ рыбы; так, например, античный писатель Николай Домасский (I в. до н. э.) сообщал о наличии у синдов обычая бросать на могилу умершего синда столько рыбин, сколько врагов убил погребаемый. Синды с III тыс. до н. э. начали заниматься гончарным производством, о чем свидетель- ствуют многочисленные материалы археологических рас- копок в различных регионах Северного Кавказа, в местах обитания синдо-меотских племен. Кроме этого, в Синдике с древнейших времен существовало и другое мастерство –резьба по кости, камнерезное дело.

Самых значительных успехов достигли предки адыгов в земледелии, скотоводстве и садоводстве. Многие злаковые культуры: рожь, ячмень, пшеница и др. – были основными сельскохозяйственными культурами, которые выращивались ими испокон веков. Адыги вывели много сортов яблок и груш. Наука садоводства сохранила более 10 их названий.

Синды очень рано перешли к железу, к его получению и использованию. Железо совершило настоящую революцию в жизни каждого народа, в том числе и предков адыгов – синдо-меотских племен. Благодаря ему значительный скачок произошел и в развитии земледелия, ремесла, всего уклада жизни древнейших народов. Железо на Северном Кавказе прочно входит в жизнь с VIII в. до н. э. Среди народов Северного Кавказа, которые начали получать и использовать железо, одними из первых были синды. Об

Один из крупнейших кавказоведов, который много лет посвятил изучению древнего периода истории Северного Кавказа, Е. И. Крупнов указывал, что «археологам удалось доказать, что древние носители так называемой кобанской культуры (ими были предки адыгов. – К. У.), в основном бытовавшей в I тыс. до н. э., все свое высокое мастерство

могли развивать только на основе богатого опыта своих предшественников, на ранее созданной материальной и технической базе. Такой основой в данном случае и являлась материальная культура племен, обитавших на территории центральной части Северного Кавказа еще в эпоху бронзы, во II тыс. до н. э.» А этими племенами были предки адыгов. Многочисленные памятники материальной культуры, обнаруженные в различных регионах обитания синдо-меотских племен, красноречиво свидетельствуют о том, что они имели широкие связи со многими народами, в том числе с народами Грузии, Малой Азии и т. д., и на высоком уровне у них находилась и торговля. В частности, свидетельствомобмена с другими странами являются различные украшения: браслеты, ожерелья, бусы, сделанные из стекла.

Учеными доказано, что именно в период разложения родового строя и зарождения военной демократии у многих народов появляется объективная потребность в письменности для ведения своего хозяйства и выражения идеологии. История культуры свидетельствует, что именно так было у древних шумеров, в Древнем Египте и у племен майя на территории Америки: именно в период разложения родового строя у этих и других народов появилась письменность. Исследования специалистов показали, что у древних синдов в период военной демократии тоже появилась своя, пусть во многом примитивная письменность. Так, в местах проживания большей части синдо-меотских племен найдено более 300 плиток из глины. Они были размером 14–16 см в длину и 10–12 см в ширину, толщиной около 2 см; сделаны из сырой глины, хорошо высушены, но не обожжены. Знаки на плитах загадочны и очень разнообразны. Специалист по Древней Синдике Ю. С. Крушкол отмечает, что трудно отказаться от предположения, что знаки на плитках являются зародышем письменности. Определенное сходство этих плиток с глиняными, тоже не обожженными плитками ассирийско-вавилонской письменности подтверждает, что они являются памятниками письменности.

Значительное число этих плиток найдено под гор. Краснодаром, в одном из районов проживания древних синдов. Помимо краснодарских плиток, ученые Северного Кавказа обнаружили другой замечательный памятник древней письменности – майкопскую надпись. Она относится ко II тыс. до н. э. и является самой древней на территории бывшего Советского Союза. Эта надпись была исследована крупным специалистом по восточным письменам профессором Г. Ф. Турчаниновым. Он доказал, что она является памятником псевдоиероглифического библейского письма. При сравнении некоторых знаков синдских плиток и письменности в издании Г. Ф. Турчанинова обнаруживается определенное сходство: так, в таблице 6 знак № 34 представляет собой спираль, которая есть как в майкопской надписи, так и в финикийском письме. Подобная же спираль имеется и на плитках, обнаруженных в Краснодарском городище. В той же таблице знак № 3 имеет косой крест, как в майкопской надписи и в финикийском письме. Такие же косые кресты встречаются и на плитах Краснодарского городища. В той же таблице во втором разделе имеется сходство букв № 37 финикийской и майкопской письменности со знаками плиток Краснодарского городища. Таким образом, сходство краснодарских плиток с майкопской надписью красноречиво свидетельствует о зарождении письменности у синдо-меотских племен – предков абхазо-адыгов еще во II тыс. до н. э. При этом следует отметить, что ученые обнаружили некоторое сходство майкопской надписи и краснодарских плиток с хеттским иероглифическим письмом.

Помимо вышеприведенных памятников древних синдов, много интересного мы находим в их культуре. Это и оригинальные музыкальные инструменты из кости; примитивные, но характерные статуэтки, различная посуда, предметы утвари, оружие и многое другое. Но особенно большим достижением культуры синдо-меотских племен в древнейшую эпоху следует считать зарождение письменности, которое охватывает временной отрезок с III тыс. до н. э. по VI в. до н. э.

Религия синдов этого периода мало изучена. Тем не менее ученые полагают, что они уже тогда поклонялись природе. Так, например, материалы археологических раскопок позволяют сделать вывод о том, что древние синды обожествляли Солнце. У синдов был обычай при погребении посыпать покойника красной краской – охрой. Это свидетельство поклонения Солнцу. Ему в глубокой древности приносили человеческие жертвы, а красная кровь считалась символом Солнца. Кстати сказать, культ Солнца встречается у всех народов мира в период разложения родового строя и образования классов. Культ Солнца засвидетельствован и в адыгской мифологии. Так, главой пантеона, демиургом и первотворцем у адыгов был Тха (это слово происходит от адыгского слова дыгъэ, тыгъэ – «солнце»). Это дает основание предположить, что адыги отводили первоначально роль первотворца божеству Солнца. Позднее функции Тха перешли к Тхашхо – «главный бог». Кроме этого, у древних синдов был и культ Земли, о чем свидетельствует различные археологические материалы. То, что древние синды верили в бессмертье души, подтверждается найденными скелетами рабов и рабынь в могилах их господ. Одним из значительных периодов Древней Синдики является Vв. до н. э. Именно в середине V в. создается Синдское рабовладельческое государство, которое оставило немалый след в развитии Кавказской цивилизации. С этого времени в Синдике получают распространение животноводство и земледелие. Культура достигает высокого уровня; расширяются торгово-экономические связи со многими народами, в том числе с греками.

Вторая половина I тыс. до н. э. в истории и культуре Древней Синдики лучше освещена в письменных источниках античности. Одним из значительных литературных памятников по истории синдо-меотских племен является рассказ греческого писателя Полиена, который жил во II в. н. э. в эпоху царствования Марка Аврелия. Полиен описал судьбу жены синдского царя Гекатея, меотянки по происхождению, Тиргатао. В тексте рассказывается не только о ее судьбе; из его содержания видно, в каких вза- имоотношениях находились боспорские цари, в частности Ситир I, царствовавший с 433 (432)-го по 389 (388) г. До н. э., с местными племенами – синдами и меотами. В период синдского рабовладельческого государства высокого уровня развития достигает строительное дело. Строились добротные дома, башни, городские стены шириной более 2 м и многое другое. Но, к сожалению, эти города уже разрушены. Древняя Синдика в своем развитии испытала влияние не только Малой Азии, но и Греции, оно усилилось после греческой колонизации Синдского побережья.

Самые ранние указания на греческие поселения на Северном Кавказе относятся ко второй четверти VI в. До н.э., когда существовал регулярный путь от Синопы и Тра-пезунда к Боспору Киммерийскому. В настоящее время установлено, что почти все греческие колонии в Крыму возникали не на пустом месте, а там, где были поселения местных племен, т. е. синдов и меотов. Греческих городов в районе Причерноморья насчитывалось к V в. до н. э. более тридцати, собственно из них было образовано Боспорское царство. Хотя Синдика формально включается в состав Боспорского царства и испытывает сильное влияние греческой цивилизации, автохтонная культура древних синдов, как материальная, так и духовная, развивалась и продолжала занимать видное место в жизни населения этой страны.

Центрами политической и культурной жизни стали синдские города. В них высокое развитие получили архитектура, скульптура. Территория Синдики богата скульптурными изображениями, как греческими, так и местными. Таким образом, многочисленные данные, полученные в результате археологических раскопок на территории синдов и меотов – предков адыгов, и некоторые литературные памятники свидетельствуют о том, что эти древние племена вписали в историю мировой цивилизации немало замечательных страниц. Факты говорят о том, что они создали своеобразную, самобытную материальную и духовную культуру. Это оригинальные украшения и музыкальные инструменты, это добротные здания и статуи, это собственная технология производства орудий труда и оружия и многое другое.

Однако с наступлением кризиса в Боспорском царстве в первых веках нашей эры приходит время упадка культуры синдов и меотов. Этому способствовали не только внутренние причины, но и в не меньшей мере внешние факторы. Со II в. н. э. наблюдается сильный натиск сарматов в районы проживания меотов. А с конца II – начала III в. н.э. готские племена появляются севернее Дуная и границ Римской империи. Вскоре подвергся нападению готов и Танаис, один из северных городов Причерноморья, который был разгромлен в 40-х гг. III в. н.э. После его падения Боспор подчиняется готам. Они в свою очередь разгромили Малую Азию – родину хаттов, после чегозначительно сокращаются связи их потомков с синдами и меотами – родственными им племенами. С III в. готы на- падают и на синдо-меотские племена, разрушается один из главных их центров – Горгиппия, затем и другие города.

Правда, после нашествия готов на Северный Кавказ в этом регионе наблюдается некоторое затишье и происходит возрождение экономики и культуры. Но около 370 г. в Европу, и в первую очередь в Северное Причерноморье, вторглись гунны, тюркские, азиатские племена. Они двинулись из глубин Азии двумя волнами, вторая из которых прошла по территории синдов и меотов. Кочевники разрушали все на своем пути, местные племена были рассеяны, пришла в упадок и культура предков адыгов. После гуннского нашествия на Северный Кавказ о синдо-меотских племенах уже не упоминается. Однако это ни в коем случае не означает,

что они сошли с исторической арены. На передний план выходят и занимают господствующее положение те родственные им племена, которые меньше всего пострадали от нашествия кочевников.

Вопросы и задания

1. Почему мы называем первобытно-общинный строй каменным веком?

2. На какие этапы подразделяется каменный век?

3. Объясните, в чем суть неолитической революции.

4. Объясните особенности эпохи бронзы и железного века.

5. Кто такие были хатты и каски и где они прожи- вали?

6. Кто является создателем и носителем майкопской, дольменной культур?

7. Перечислите названия синдо-меотских племен.

8. Покажите на карте территорию расселения синдо- меотских племен в III – I тыс. до н. э.

9. Когда было создано Синдское рабовладельческое государство?

В конце XVI — начале XVII века кабардино адыгские феодалы продолжали вести междоусобную борьбу, поэтому искали поддержки и помощи вне своих владений. Правительство Бориса Годунова считало западных адыгов и абазин русскими подданными. В дипломатических документах в числе «вновь прибылых» к Русскому государству названы «Черкасская земля и Абазы». Однако в период Смутного времени политические связи Русского государства с северокавказскими народами ослабли.

С воцарением Михаила Фёдоровича Романова ситуация изменилась в лучшую сторону. Сохранились сведения о том, что примерно в 1614 — 1615 годах вместе с другими народами Северного Кавказа московскому царю присягнули западные адыги.

Правительство царя Алексея Михайловича (1645-1676) стремилось выполнять роль покровителя по отношению к народам, которые добровольно приняли русское подданство. В 1670 году, например, оно потребовало от крымского хана Адил-Гирея «Черкасской земли не воевать».

Несмотря на изменчивость политических симпатий и антипатий северо-кавказских владетелей, московские государи во второй половине XVII века считали прикубанских адыгов своими подданными. Не случайно Алексей Михайлович, Иван Алексеевич и Пётр I именовались царями «кабардинской земли, черкасских и горских князей».

На исторические судьбы народов Северного Кавказа в XVIII веке существенное влияние оказывала международная обстановка. Могущество султанской Турции, которая с давних пор стремилась овладеть Кавказом, клонилось к закату. Однако теперь она становилась послушным орудием в политике западноевропейских держав, в первую очередь Франции и Англии, проявлявших большой интерес к Кавказу.

Политика России в данном регионе определялась необходимостью борьбы с внешней опасностью. Российская империя активно продвигалась сюда, с тем чтобы обезопасить от постоянных набегов воинственных жителей степей и предгорий Кавказа свои южные границы.

Адыгейцы, или черкесы, считались подданными крымского хана. На их территории находилась турецкая крепость Копыл — резиденция кубанского сераскира (главнокомандующего турецкими войсками в регионе). Однако зависимость была довольно непрочной. Отдельные племена, например темиргоевцы, платили крымским владетелям дань пленниками и лошадьми. В то же время они не соглашались с регулярным характером таких выплат и называли их подарками. На самом деле это была дань, позорная и унизительная, истощавшая силы народа. Ежегодно 200 девушек и 100 юношей поставляли адыги крымским ханам. В случае отказа от уплаты дани крымцы изымали её, организуя разорительные набеги. Для того чтобы окончательно покорить закубанские народы, турки и крымские татары огнём и мечом насаждали ислам. Однако успешной эта политика поначалу была только по отношению к феодальной знати. В большинстве своём жители Северо-Западного Кавказа оставались полуязычниками-полухристианами.

Под влиянием кровавых, опустошительных набегов турок и татар отдельные адыгские племена в середине XVIII века заявляли о своём желании принять российское подданство. Однако, несмотря на большое стратегическое значение прикубанских земель, правительство России воздерживалось от переговоров о подданстве черкесов. Оно хотело избежать «явного с Портою Оттоманскою нарушения дружбы».

Политическое состояние адыгейского общества

Многочисленные адыгейские племена занимали территорию за Кубанью (отсюда — Закубанье), от реки Лабы до Чёрного моря, а также горную часть Западного Кавказа.

Адыги переживали период феодализации общества. Наиболее быстрыми темпами этот процесс шёл у темиргоевцев, жанеевцев, хатукаевцев и бжедухов, которые жили на предгорных равнинах. Здесь высшим феодальным слоем были князья. Часть из них породнились с крымским ханским домом. Обладая властью и землёй, князья распределяли участки земли между дворянами (уорками) и крестьянами (тфокотлями).

Племена, жившие по горным склонам, князей не имели. Управление осуществлялось выборными старшинами. У черкесов ещё не было государства. Это обстоятельство затрудняло их борьбу с внешними опасностями. Кроме того, адыгов, как «княжеских», так и «вольных черкесов» (абадзехи, шапсуги и натухаевцы), ослабляли постоянные междоусобные войны.

По свидетельству современников, все адыгские народы во второй половине XVIII века в случае надобности могли выставить на поле боя 100 тысяч воинов и даже больше.

Крымский хан не имел права набирать воинов из числа черкесов, но когда начинал войну, то просил черкесских князей оказать помощь людьми, указывая количество. Удовлетворение таких просьб всецело зависело от степени влияния и расположения, какими крымский хан пользовался среди адыгской знати.

Беи и другие знатные адыги имели исключительное право ношения оружия. Подвластные же им слуги вооружались только в случае необходимости за их счёт. Как только знатный черкес становился беем, то первым делом он запасался достаточным количеством оружия. Бей выдавал его своим людям на время военных действий. После их окончания оружие в обязательном порядке возвращалось владельцу.

Черкесские племена находились в постоянной вражде между собой. Они организовывали набеги с целью захвата рабов. Причём всё захваченное считалось законной добычей, и никто не требовал его возвращения. Но если нападавший имел несчастье быть пойманным, все люди, находившиеся с ним, становились рабами.

Турецкие и крымско-татарские города Северо-Западного Кавказа

От прошлых веков черкесы унаследовали традицию не обзаводиться прочными жилыми строениями (по свидетельству многих источников, дом с крепкими стенами считался показателем малодушия и трусости хозяина). Главные города Черкесии — Тамань, Темрюк, Ачу, Агджи, Суджук и Каплу (Копыл) — находились на крымско-турецкой территории и турками же были построены. В большинстве своём это были маленькие крепости, что в значительной степени определяло быт их жителей.

Тамань в то время представляла собой небольшой городок на восточном берегу Керченского пролива с населением около шести тысяч человек. На торговой площади располагались около ста лавок. Городу принадлежало от 18 до 20 торговых судов, вместимостью от 500 до 1000 центнеров.

В Тамани была баня. Приверженцы ислама совершали религиозные обряды в двенадцати мечетях. Один из кварталов городка назывался «грузинским». Его жителями были отпущенные на свободу рабыгрузины. Турецкий султан держал в Таманской крепости небольшой гарнизон, состоявший из янычар, с 50 — 60 пушками. Управлявший Таманью чиновник подчинялся еникальскому паше.

К северо-востоку от Тамани находился Темрюк, крепость, возведённая турками в 1519 году. Здесь проживало около двух тысяч человек; гарнизон янычар располагал 70 — 80 пушками. В крепости было две мечети. Торговая жизнь не отличалась такой активностью, как в Тамани: число торговых лавок не превышало пятнадцати, а суда могли входить в плохо оборудованный порт Темрюка только в тихую погоду.

В одном из устьев Кубани, согласно французским источникам в 22 лье к северо-востоку от Тамани, турки построили форт Ачу. (Лье — старинная французская единица измерения расстояния. Сухопутное - 4444,4 м (длина дуги 1/25 градуса земного меридиана; 4,16 версты). В Ачу проживало 300 — 400 человек, включая гарнизонных янычар. На деревянных укреплениях форта были размещены 26 — 30 пушек; рвы наполнялись водой. Болотистые окрестности форта делали его абсолютно неприступным.

Управлялся форт татарским беем, назначаемым ханом. К юго-востоку от Тамани в удобной бухте находился форт Суджук. Гарнизон его состоял из янычар, на укреплениях размещалось от 36 до 40 пушек. Управление было вверено татарскому бею, который назначался кубанским сераскиром. Несмотря на выгодное географическое положение форта, торговля не развивалась. Всё необходимое для жизни населения (около 400 жителей) и гарнизона поставлялось из Тамани, за исключением небольшого количества хлеба, закупавшегося в окрестностях.

В двадцати лье от Тамани и в двух лье от реки Кубани располагался город Каплу (Копыл), построенный турками в 1607 — 1608 годах. Он был, как уже отмечалось, резиденцией кубанского сераскира, а также служил складочным местом. Купцы из Тамани, Кафы и других мест доставляли сюда товары, шедшие затем на продажу. Черкесы и кубанские ногайцы привозили в Копыл изделия собственного производства; с каждой повозки с товаром взимались определённые пошлины в пользу сераскира и местного мирзы. Пять караван-сараев, около 500 лавок, множество мастерских определяли ритм жизни четырёхтысячного населения города.

Важнейшим транзитным пунктом в Приазовье служила Тамань. Здесь складировались все товары, предназначенные для Черкесии, и осуществлялась погрузка тех, которые в дальнейшем вывозились. Двенадцать красильных заведений Тамани ежегодно потребляли около 500 ок (единица измерения веса) индиго (растительный краситель).

Адыгское население занималось земледелием и скотоводством, в Закубанье — садоводством, пчеловодством, в лесной полосе — бортничеством и охотой. У черкесов отсутствовало денежное обращение, была распространена меновая торговля.

Развитие торговли

В Тамань, Копыл, Темрюк и другие торговые поселения свозились товары из Турции (Константинополь, Смирна, Филиппополь), Крыма (Бахчисарай, Кафа), Марокко, Туниса, Египта (Каир), Германии, Франции. Разнообразие товаров поражало. С простыми суконными и ситцевыми тканями соседствовали дорогие шелка, женские вуали и купальные полотенца. Популярностью у женщин пользовались белила и румяна. Доставлялись в Приазовье также пряности, мелкие бакалейные товары. Особенно большой спрос был на орехи (прежде всего мускатные), маслины, французский кофе и русский табак.

Важнейшую статью импорта составляли олово, ртуть, свинец для ружейных пуль и сетей, железо в полосах, стремена из Бахчисарая и Ак-Мечети (Симферополь), удила, луки, наборы подков с гвоздями, крымские ножи, обрезки кож для ружейных чехлов, мелочные железные и медные товары, а также готовые ружейные стволы из Бахчисарая. Из Кафы и Константинополя поступало большое количество пороха.

В течение одного сезона здесь реализовывалось 30 — 35 тысяч кос из Германии. Жители Таманского полуострова остро нуждались в дровах и строительном лесе. Всё это привозилось в Тамань из Суджука. В качестве экспортных товаров прикубанские народы поставляли на внешний рынок ежегодно 80-100 тысяч центнеров шерсти (примерно поровну от черкесов и ногайцев). Она отправлялась через Тамань в Кафу и Константинополь. Большим спросом у татар и турок пользовалась грубая шерстяная ткань.

К другим статьям экспорта относились мёд, воск, сыромятные кожи, куньи, лисьи, волчьи, медвежьи и овечьи шкуры (общим количеством более 750 тысяч штук в год). Большую часть составляли овечьи шкуры. Они доставлялись в Тамань в сыром виде и уже здесь подвергались дальнейшей обработке. Ремесленники изготовляли из них различные предметы домашнего и военного обихода.

Экспортным товаром были и кабаньи клыки. Их поставлялось до 200 тысяч пар в год. Татары делали из них ножи и рукоятки для ножей. Для таких же целей предназначались 200 тысяч пар бычьих рогов.

Заметную часть черкесского экспорта составляли стрелы.

Из окрестностей Ачу на рынок поставлялось огромное количество осетровой и белужьей икры, а также сухой рыбы. Ежегодно отсюда отправляли в Кафу и Константинополь около трёх тысяч центнеров икры и до двух тысяч центнеров белуги. Из Ачу ежегодно вывозилось две-три тысячи центнеров рыбьего жира. Ногайцы употребляли его в пищу, а татары использовали для освещения жилищ. Значительное место в товарообмене занимали рабы. Крымские купцы отправлялись в Черкесию для приобретения рабов в обмен на привозимые товары. В Кафе они перепродавали их купцам из других стран. Ежегодно много рабов покупал также и крымский хан. Причём он сохранял за собой право выбора. Поэтому, когда привозилась партия рабов, никто не мог купить их до тех пор, пока этого не сделает хан. Из
привозимых в Крым невольников наибольшим спросом пользовались адыги. «Женщины этой страны (Черкесии), — писал Пейсонель, — самые красивые и пленительные из всех, какие только могут быть в мире.

Очаровательность их фигуры и естественность грации приводят в восторг. Мужчины также почти все рослые и хорошо сложены». Высоко ценились на рынках черкесские лошади. Они были красивыми, сильными, быстрыми и выносливыми. За черкесскую лошадь в Крыму отдавали восемь и более рабов.