Герой печорин и дуэль с грушницким. Почему печорин вызвал грушницкого на дуэль


В романе М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени» разворачивается конфликт между офицером Грушницким и главным героем –Печориным, впоследствии их столкновение переходит к незаконному действию-дуэли. Грушницкий, решив отомстить за оскорбление своей чести и достоинства вступил в сговор с товарищами, который впоследствии и подтолкнули его к страшной авантюре. Они решили обманом лишить Печорина жизни, предоставив ему на роковой дуэли незаряженный пистолет. По воли судьбы, герой слышит заговор против него и начинает вести свою игру, в которой в итоге выходит победителем.

После раскрытия гнусного плана Печорин, удовлетворённый своим самолюбием дает последний шанс на спасение Грушницкому. Если он откажется от своих слов и клеветы на него, герой дарует ему жизнь, на что противник отвечает отказом: «Стреляйте, я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места». Так поединок и заканчивается страшной смертью. Не желая уступать друг другу, и не придя к единому решению, два некогда хороших приятеля становятся злейшими врагами, для которых в этой жизни есть место лишь одному.

Как раскрывается личность Печорина в его самооценке «Я никогда ничем не дорожу»?

Печорин довольно умен и хорошо понимает, что его отношение к окружающим не особо-то искренне и честен.

Он не способен на понимание сожалений других. А чувства к нему принимает как данность. Герой лишь использует людей вокруг для развлечений и удовлетворения своих прихотей. Он не старается проявлять сострадание или милосердие, каждый раз он заботится в первую очередь о себе. Все это герой знает, но при этом не стремится стать другим, он продолжает свою жизнь, хоть в глубине души и понимает, что такое его отношение не принесет счастья ни ему, ни кому-либо в своем окружении, он пытается найти выход, найти себя..но, увы...ответов он так и не находит. Все, что ему остается делать – жить, пользуясь чувствами других, для насыщения себя самого хоть крупицей человеческих чувств. (с. 508) Он не способен на дружбу и сам в этом признается, а о любви рассуждает как о пылком чувстве молодости лет, которое не может существовать в зрелом возрасте. Разум превыше любого чувства-таков девиз Героя нашего времени.

Зачем М.Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность в расположении глав романа «Герой нашего времени»?

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

анализ эпизода. Дуэль Печорина и Грушницкого

  1. Грушницкий умер
  2. печорин признаеться: я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки и с строгим любопытством и без участия. (запись сделана 16 июня).
    Прав ли безусловно герой в этом своем утверждении? (Вспомните его состояние перед дуэлью, его поведение при известии об оъезди Веры и вообще его отношение к ней). Обогащает или обедняет его натуру это качество, которое он в себе не замечает?
  3. Роман М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени - психологический. Он посвящен незаурядной личности, человеку, который, к сожалению, не может найти применения своим способностям. Чтобы глубже раскрыть характер главного героя, автор изображает его друзей и недругов. Так, страдающему Печорину противопоставлен Грушницкий его кривое зеркало, которое носит маску разочарованности, постоянно играет в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания.

    Этот юнкер считает себя честным и порядочным человеком, но стоит затронуть его самолюбие, и он сразу забудет о своем благородстве. Лучшее тому подтверждение ссора и дуэль героя с Печориным. Эпизод поединка является одним из ключевых в романе: здесь, находясь между жизнью и смертью, каждый из соперников открывает свое истинное лицо.

    Дуэль в Княжне Мери не похожа ни на какую другую в русской литературе, потому что этот трагический способ решения ссоры обычно исключает любое коварство и отличается безупречной честностью участников. Здесь же в основе поединка подлый сговор Грушницкого с неким драгунским капитаном. Последний, конечно, не помышляет о страшном исходе дела, его цель позабавиться, представив Печорина трусом и опозорив, но это не уменьшает вины. Грушницкий глуп: он доверился самоуверенному и безответственному человеку. В начале дуэли капитан убежден, что события будут разворачиваться по его плану: Мы давно уж вас ожидаем, -говорит он с иронической улыбкой Вернеру и Печорину, намекая на их опоздание. А ведь герои прибыли вовремя! Вместо того чтобы примирить участников поединка, капитан пытается усилить конфликт. Секундант Грушницкого нарушает первое правило поведения на дуэли. Но Вернер дипломатично исправляет ситуацию: вы бы могли, господа, объясниться и кончить это дело полюбовно. Печорин выражает свою готовность помириться, но тут опять вступает драгунский капитан, который мигнул Грушницкому. Вот здесь мы понимаем, насколько опасен секундант юнкера. Он олицетворяет мнение общества, которое с огромным удовольствием будет издеваться над Грушницким, если тот откажется от дуэли. Теперь для юнкера нет пути назад. Мы будем стреляться, -говорит Грушницкий, еще не подозревая, что подписывает себе смертный приговор.

    Печорин - хороший психолог. Я думаю, из него получился бы также прекрасный педагог, потому что он искусно пытается перевоспитать соперника, пробудить его совесть. Грушницкий и раскаялся бы, но он так слаб духом, а тут еще рядом драгунский капитан!

    Надо также отметить мужество Печорина. Смертельно рискуя, он держится уверенно. Успевает заметить даже красоту пейзажа. И без того жестокие условия дуэли герой усложняет, продолжая испытывать не только Грушницкого, но и себя, а еще заранее освобождаясь от грядущих мук совести. По жребию юнкеру выпадает стрелять первому.

    Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного но как признаться в таком подлом умысле?. . Жаль беднягу: за самолюбие и эгоизм он заплатил очень дорого. Грушницкий целит Печорину в лоб. Неужели он хочет совершить убийство? Зачем? Ответ один: чтобы избавиться от позора, от обвинений в трусости. В роковой для Печорина момент интересно ведет себя Вернер. Он обязан предотвратить трагедию, как честный секундант, знающий о заговоре, наконец, как врач, дававший клятву Гиппократа, однако не делает этого. Как же так? Я осуждаю Вернера и сочувствую Печорину, который обречен на гордое одиночество среди безвольных людей. Главному герою все подчиняются, но ему от этого только хуже.

    Грушницкий не успел довести до конца свое черное дело: помешала та же слабость. Пуля оцарапала Печорину колено, и он смог удержаться на узкой площадке. Можно сказать, что здесь уже судьба дает Грушницкому еще один шанс. Но вместо раскаяния герой продолжает свою гнусную игру. Он спокоен, даже весел: вот-вот все закончится. Сейчас Грушницкого не интересуют ни Бог, ни душа. А зря. Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пул

  4. Печорин выстрелил, да не попал, а Грушницкий, т. к. стоял на краю скалы вздрогнул и упал и погиб.
  5. Печорин и Грушницкий в сцене дуэли
    Главным действующим лицом романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени является Печорин.
    События, описанные в произведении, происходят на Кавказе. И это, вероятно, не является случайностью, так как в то время сюда отправлялись люди, преследуемые правительством. К их числу принадлежал и Печорин, сосланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге историю. Здесь он увиделся с Грушницким, прибывшим на воды залечивать раны. Печорин и Грушницкий вместе служили в действующем отряде и встретились как старые приятели.
    Грушницкий юнкер, он как-то по-особому носит свою толстую солдатскую шинель, говорит пышными фразами, маска разочарованности не сходит с его лица. Производить эффект основное его наслаждение. Цель его жизни сделаться героем романа. Он самолюбив. Скучающий Печорин от нечего делать решил сыграть на самолюбии приятеля, заранее предчувствуя, что одному из них несдобровать. И случай не замедлил себя ждать. Печорин вынужден был вызвать Грушницкого на дуэль за гнусную клевету, которую распространил тот в отношении своего друга. Подстрекаемый своими друзьями, Грушницкий, чтобы не выглядеть трусом, принял вызов.
    В ночь перед дуэлью Печорин не мог заснуть и мысленно спрашивал себя: Зачем я жил? Для какой цели я родился? И с тоской заметил, что он не угадал своего назначенья высокого, утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни и играл роль топора в руках судьбы. Печорин ощущает присутствие в нем двух человек: ...один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его... Герой наш, глубоко и тонко чувствующий природу, перед поединком всматривается в каждую росинку и говорит: Я не помню утра более голубого и свежего...
    И вот Печорин стоит под дулом пистолета. Условия дуэли очень жесткие. При малейшем ранении можно очутиться в пропасти. Сколько самообладания, выдержки у него! Он знает, что его пистолет не заряжен, что через минуту может оборваться его жизнь. Ему хочется до конца испытать Грушницкого. Но тот забывает о чести, совести и порядочности, когда затронуто его самолюбие. В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его.
    Но несмотря ни на что, Печорин готов простить своего противника и говорит: Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все, тебе не удалось подурачить, и мое самолюбие удовлетворено. Грушницкий, сверкнув глазами, ответил: Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу.. . Нам на земле вдвоем нет места... Печорин не промахнулся.
    Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали.
    Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, не маска, а действительное состояние души.

Р оман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» повествует о выдающейся и исключительной в своём роде личности – о Печорине. Однако Печорин не был бы таким впечатляющим Печориным, каким изобразил его автор, если бы не особая подача этого образа, то есть намеренное сопоставление с Грушницким.

Напомним себе, что Грушницкий – это герой из круга Печорина, он тоже военный, был офицером, хотя разжалован в солдаты, что его бесконечно угнетает. Однако о таких людях, как Печорин и Грушницкий обычно говорят – «не одного поля ягоды».
В чём это проявляется? В силе их характеров, в личностных качествах.

Конечно, никто не идеален, и Печорин даже подчёркивает отрицательные черты у себя. Однако Грушницкий – герой совсем другого толка. Он не желает признавать себя солдатом и мечтает быть восстановленным в офицерском чине. Он стыдится своего положения, считая, что именно поэтому он не нравится женщинам. Печорин издалека наблюдает за своим оппонентом и всячески подтрунивает над ним.

Однако их противостояние не могло продолжаться вечно. Развязкой послужила ситуация, в которой Грушницкий как раз повёл себя не как благородный человек, достойный офицерского мундира, которого, кстати, он так желал: сплетни и клевета, обрушимые им на Печорина не могли быть не замеченными, и Печорин воспользовался поводом, чтобы «проучить» Грушницкого.

Дуэль всё равно состоялась бы, потому что Печорин, как великий лермонтовский герой-провокатор, постоянно искал повод, чтобы задеть Грушницкого, играя на его неуверенности в себе, выставляемое Грушницким напоказ, что не могло не подметить «водяное общество».
Таким образом, столкнувшиеся истинное благородство и не-благородство имели такой печальный для Грушницкого конец.

Конечно, Печорин вызвал бы Грушницкого на дуэль и по другим причинам – только потому, что хотел позабавиться. Это не характеризует его как положительного героя, однако служит явным ярлыком его индивидуальности и феноменальности. Печорин же не оказался полностью отомщённым, о чём он догадывался с самого начала этой затеи. Просто ходить над пропастью – это его самая главная забава, его образ жизни. Давление над другими людьми просто необходимо ему как воздух.

Дуэль между героями состоялась не сколько физическая, сколько нравственная, и победил в ней снова Печорин, как герой исключительный, носитель тех качеств, которые обычно характеризуют образ особого героя.

На этой странице: ответ на вопрос «Почему Печорин вызвал Грушницкого на дуэль?»

Дуэль Печорина и Грушницкого: конфликт, причина дуэли
Дуэль Григория Печорина и его приятеля Грушницкого является одним из самых напряженных эпизодов в романе "Герой нашего времени" Лермонтова.
История отношений Печорина и Грушницкого
Прапорщик Печорин и юнкер Грушницкий знакомятся во время службы на Кавказе. В какой-то момент они служат в одном действующем отряде в полку К.: "...Я познакомился с ним в действующем отряде..." "...причина, побудившая его вступить в К. полк, останется вечною тайною..." После выполнения военного задания Печорин едет в Пятигорск на воды. Здесь он снова встречает раненного юнкера Грушницкого: "...Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись..."
В Пятигорске Печорин и Грушницкий проводят вместе время: "...Мы встретились старыми приятелями. Я начал его расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах..."
Существует ли дружба между Печориным и Грушницким?
Между Печориным и Грушницким нет дружбы. Почему? На это есть несколько причин. Во-первых, Печорин не верит дружбу. У него есть только приятели. И Грушницкий для Печорина не более чем приятель: "...я к дружбе неспособен... да притом у меня есть лакеи и деньги!.." (Печорин о себе)
Как известно, Печорин хорошо знает людей и видит их насквозь. Печорин видит все недостатки и слабости Грушницкого: его трусость, хвастовство и т.д. Грушницкий на любит Печорина за то, что тот его "раскусил".
Между Печориным и Грушницким существует взаимная неприязнь, хотя внешне они кажутся приятелями: "...Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это чтото не русская храбрость!.."
Печорин предвидит, что напряженные отношения с Грушницким однажды могут вылиться в конфликт, который может плохо кончиться: "...Я его также не люблю: я чувствую, что мы когданибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать..."
В чем причина дуэли Печорина и Грущницкого?
Причиной дуэли Печорина и Грущницкого становится недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину.
Находясь Пятигорске, Грушницкий влюбляется в княжну Мери: "...Видишь: я ее люблю до безумия и я думаю, я надеюсь, она также меня любит..." Однако княжна Мери не отвечает ему взаимностью - она влюблена в Печорина. Грушницкий ревнует и злится на княжну Мери за то, что та дала ему ложные надежды: "...Пеняй на свою шинель или на свои эполеты, а зачем же обвинять ее? Чем она виновата, что ты ей больше не нравишься?.." (Печорин) "...Зачем же подавать надежды?.." (Грушницкий)
В конце концов Грушницкий решает отомстить княжне Мери за то, что та якобы обманула его: "...Я должен был этого ожидать от девчонки от кокетки Уж я отомщу!.." Обиженный Грушницкий распускает сплетни о том, что Печорин по ночам тайно посещает княжну Мери: "...видим мы, сходит ктото с балкона Какова княжна? а? Ну, уж признаюсь, московские барышни! после этого чему же можно верить?.." Подобные сплетни во времена Лермонтова могли испортить репутацию девушки навсегда. Узнав об этих сплетнях, Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, чтобы защитить честь княжны Мери: "...Прошу вас, – продолжал я тем же тоном, – прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка. Я не думаю, чтоб равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение. Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека и рискуете жизнью..."
Грушницкий отказывается извиняется за свою клевету. В результате приятели встречаются на дуэли.
Дуэль и гибель Грушницкого
Перед дуэлью Грушницкий замышляет подлость: он хочет подсунуть Печорину незаряженный пистолет и тем самым опозорить его. Но Печорин случайным образом раскрывает этот подлый замысел: "...я узнал намерение этих господ подурачить меня, заставив стреляться холостыми зарядами. Но теперь дело выходило из границ шутки: они, вероятно, не ожидали такой развязки..."
В ходе дуэли Печорин предлагает Грушницкому перемирие и просит отказаться от своей клеветы о княжне Мери: "...Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; вспомни – мы были когдато друзьями..." Но Грушницкий идет до конца. Он предпочитает погибнуть на дуэли вместо того, чтобы признать свою неправоту: "...Стре-ляйте! – отвечал он, – я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью изза угла. Нам на земле вдвоем нет места..." (слова Грушницкого)
Наконец Печорин требует себе заряженный пистолет, и подлый замысел Грушницкого не удается. Противники стреляют на равных. Печорин ранит Грущницкого. От полученного ранения тот падает с обрыва и погибает: "...Я выстрелил..."
Так трагически заканчиваются сложные взаимоотношения Печорина и Грущницого. После дуэли Печорина высылают служить в крепость N, где он знакомится с Максимом Максимычем и Бэлой.

Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы "Демон: восточная повесть" Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие поэмы "Мцыри" Лермонтова М.Ю.
  • Идейно-художественное своеобразие произведения "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский

В центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Этот конфликт определяет образную систему произведения. Все персонажи группируются вокруг главного героя - Печорина, и, вступая с ним в разнообразные отношения, помогают выделить ту или иную черту его личности.

По своему характеру Печорин романтик байронического типа. Он, личность яркая, сильная и крайне противоречивая, выделяется на фоне всех остальных героев и сам осознает свою неординарность, презирая других людей и стремясь сделать их игрушками в своих руках. Интересно, что и в глазах, окружающих он тоже предстает в ореоле романтического героя, но отношение к нему неоднозначно.

Все это проявляется во взаимоотношениях Печорина и Грушницкого, изображенных в главе «Княжна Мери». Грушницкий - антипод Печорина. Он. личность вполне ординарная и заурядная, всеми силами старается выглядеть романтиком, человеком необычным. Как иронично замечает Печорин, «его цель - сделаться героем романа».

С точки зрения раскрытия характера «героя времени», псевдоромантизм Грушницкого подчеркивает глубину трагедии истинного романтика - Печорина. С другой стороны, развитие их взаимоотношений определяется тем, что Печорин презирает Грушницкого, смеется над его романтической позой, чем вызывает раздражение и злость молодого человека, который поначалу с восторгом смотрит на него. Все это ведет к развитию конфликта между ними, который обостряется тем, что Печорин, ухаживая за княжной Мери и добиваясь ее расположения, окончательно дискредитирует Грушницкого.

Все это приводит к их открытому столкновению, которое заканчивается дуэлью. Эта сцена очень важна как для понимания характера Печорина, так и для общей концепции романа. Она вызывает в памяти другую сцену дуэли - из романа Пушкина «Евгений Онегин». Это неудивительно: если Печорина еще Белинский назвал «Онегиным нашего времени», то и Грушницкого часто сравнивают с Ленским. Основания для этого имеются вполне достаточные.

Ленский и Грушницкий представляют собой тип романтика, берущего прежде всего внешнюю сторону романтизма - манеру поведения, восторженную речь, стиль одежды, - что сразу вызывает сомнение в его подлинности. Оба молодых человека восхищаются своим старшим товарищем (соответственно, Онегиным и Печориным), прислушиваются к его суждениям, а потом, разозлившись на него из-за ухаживания за девушкой, которая была для них предметом романтического увлечения и далее любви, вызывают на дуэль. Оба оказываются убиты на дуэли. Но, пожалуй, именно разница в этой сцене наиболее ярко выражает и различие двух этих образов и их места в каждом из романов.

Дуэль Ленского, каким бы ничтожным ни казался ее повод, серьезна и по-настоящему трагична. Ленский, увлеченный своим воображением, готов на самом деле положить жизнь за честь возлюбленной. Он смело идет до конца и погибает, отстаивая свой, пусть и не вполне правомерный, взгляд на жизнь. Он человек, безусловно, честный и благородный, и гибель его вызывает искреннее сожаление и сочувствие автора и читателей. Пушкин отмечает, что, «может быть, и то: поэта / Обыкновенный ждал удел», - то есть внешняя сторона его романтизма могла со временем исчезнуть, обнажив натуру вполне заурядную. Но в то же время автор не исключает и того, что романтизм Ленского мог быть по-настоящему серьезен и отражать подлинную неординарность его личности.

Дуэль Грушницкого - грязная игра от начала и до конца. Вместе с драгунским капитаном он еще до открытого столкновения с Печориным задумал «проучить» его, выставив перед всеми трусом. Но уже в этой сцене для читателя очевидно, что трусом является сам Грушницкий, который соглашается на подлое предложение драгунского капитана оставить пистолеты незаряженными. Печорин случайно узнает об этом заговоре и решает перехватить инициативу: теперь уже он, а не его противники, ведет партию, задумав проверить не только меру подлости и трусости Грушницкого, но и вступив в своеобразный поединок с собственной судьбой.

Вернер сообщает Печорину о том, что планы противников изменились: теперь они задумали зарядить один пистолет. И тогда Печорин решает поставить Грушниц-кого в такие условия, чтобы тому не оставалось ничего другого, как либо признать себя перед всеми подлецом, раскрыв заговор, либо стать настоящим убийцей. Ведь возможность просто удовлетворить свою месть, слегка ранив Печорина и не подвергая себя самого при этом опасности, теперь была исключена: Печорин потребовал, чтобы дуэль проводилась на краю обрыва и стреляли по очереди. При таких условиях даже легкая рана противника становилась смертельной.

Очевидно, что по сравнению с дуэлью Ленского и Онегина, ситуация здесь намного острее. Там исход дуэли в какой-то мере предрешен только тем, что Онегин, опытный в такого рода делах человек, имеет преимущество перед молодым и неопытным противником, к тому же еще находящимся в крайне нервном состоянии. И все же для Онегина гибель друга - неожиданный и страшный удар. В дальнейшем мы узнаем, что именно эта история стала для Онегина начатом коренного пересмотра своих жизненных позиций, в результате приведшего к отказу от романтического индивидуализма и открывшим путь к истинной любви.

У Лермонтова, при всей важности ее идейно-композиционной роли, сцена дуэли Печорина с Грушницким, очевидно, не может рассматриваться как центральный эпизод всего романа, хотя в данной главе она в какой-то мере таковой все же является. Но никак нельзя сказать, что эта история изменила в существенных чертах жизнь Печорина, повлияла на изменение его характера и внутреннего облика. В результате дуэли с Грушницким Печорин оказывается в отдаленной крепости, рассказ о которой открывает роман (повесть «Бэла»). Так что к тому моменту, когда происходят события в «Княжне Мери», читателю уже хорошо известно, что и там, в крепости, Печорин остался таким же, как и здесь. Дуэль для него - лишь один из аргументов в его постоянном споре с окружающими его людьми, с самим собой и своей судьбой.

Проблема судьбы в романе является важнейшей, окончательное ее решение будет представлено только в заключительной части - философской повести «Фаталист». Но вопрос о судьбе так или иначе ставится и в других его частях. В сцене дуэли Печорин тоже решает испытать свою судьбу: «Что, если его счастье перетянет? Если моя звезда, наконец, мне изменит? - думает он накануне дуэли. - И немудрено: она гак долго служила верно моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле». Как и затем в «Фаталисте», Печорин предлагает довериться фортуне: они с Грушницким бросают жребий, кому стрелять первым. И счастье улыбнулось противнику.

Но спор Печорина продолжается. У него есть еще время, чтобы все изменить -достаточно сказать, что он знает о заговоре. Именно этого ждет от него его секундант доктор Вернер. Но Печорин хочет испытать Грушницкого, в котором борются противоречивые чувства: стыд убить безоружного человека и раскаяние, боязнь признаться в подлости и одновременно страх перед смертью. Печорин, несмотря на угрожающую ему самому смертельную опасность, смотрит на бедного молодого человека с любопытством, как на подопытного кролика. Ведь он сознательно поставил «эксперимент», чтобы проверить человеческую натуру: чего в ней больше - подлости, злобы и страха или раскаяния и добрых порывов. «С минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим»,- думает Печорин о Грушницком, которому предстоит стрелять. В какой-то момент кажется, что совесть и добрые начала могут возобладать в нем: «Не могу, - сказал он глухим голосом». Но окрик драгунского капитана-«трус!» - возвращает все на свои места: Грушницкий привык позировать и не может изменить своей привычке: он стреляет и чуть не убивает Печорина, поскольку ранит его в колено.

Дальше дело за Печориным. Если ранее он пытался разобраться в психологии поступков Грушницкого, то теперь его тонкий аналитический ум, как под микроскопом, рассматривает все мельчайшие движения собственной души. Что в ней: «и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба»? Объяснить себе это сложное чувство герой так и не может.

Но испытание Грушницкого продолжается. Печорин еще раз предлагает ему отказаться от клеветы и попросить прощения. Зачем ему это нужно? Я думаю, не только -для «чистоты эксперимента». Чуть ранее Печорин, предоставляя возможность бросить жребий, думает о том, что «искра великодушия», которая могла бы проснуться в Грушницком, наверняка будет побеждена «самолюбием и слабостью характера». Он, знаток человеческих душ, прекрасно изучивший Грушницкого, в этом не ошибся. Но есть и еще один аргумент, касающийся его самого: «Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала». И дальше он точно соблюдает эти «условия с своею совестью», заключенные здесь.

После того, как Печорин требует зарядить пистолет, он последний раз взывает к Грушницкому: «Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все... вспомни - мы были когда-то друзьями». Что это: искренне желание мирно кончить ссору или нечто иное? Если учитывать весьма специфическое отношение Печорина к дружбе (фактически он в нее не верит, а уж тем более о дружбе с Грушницким вообще говорить проблематично), а также его взгляды на врагов («Я люблю врагов, но не по-христиански»), то можно сделать следующий вывод. Печорин уже убедился в слабости Грушницкого, он уже выставил его полным подлецом и трусом перед всеми, и теперь борьба с ним стала для него неинтересной: слишком ничтожен оказался противник. И тогда Печорин, дергая за нужные веревочки, как кукловод, добивается того, чтобы иметь перед собой настоящего врага: «Стреляйте! - кричит Грушницкий. -...Нам на земле вдвоем нет места...» Это уже не просто слова отчаяния насмерть испуганного мальчишки. И Печорин хладнокровно убивает Грушницкого, заключая разыгранную только что сцену словами: «Finita la commedia». Комедия, но такая, в которой играют настоящие люди, а не актеры, и погибают они по-настоящему. Поистине, жестокая комедия!

А как чувствует себя ее режиссер? «У меня на сердце был камень», - отмечает Печорин. Даже природа, с которой у него, в отличие от людей, не было противоречий, и та как будто осуждает его: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели». Не случайно всю сцену обрамляет пейзаж: прекрасное описание «голубого и свежего» утра в начале показывает то единственное, что по-настоящему дорого ге-рою-романтику: «В этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Описание места дуэли на скале и мрачной пропасти внизу также вполне соответствует духу и настроению героя. А уехав после дуэли далеко от людей и проскакав на коне по незнакомым местам до вечера, Печорин вновь обретает душевное спокойствие. Романтик остался романтиком: жизнь человека для него ничего не стоит по сравнению с могуществом и красотой природы, а своя индивидуальность всегда будет значительнее и важнее, чем все, что касается других: «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!..» - эта позиция героя осталась неизменной.

Можно ли оправдать ее? Автор не скрывает двойственного отношения к своему герою, но он - сам романтик и, вероятно, для него в чем-то поведение Печорина было если не ближе, то, по крайней мере, понятнее, чем нам. Может быть, он и сам решился в свое время поставить такой «эксперимент» со своим давним приятелем Мартыновым? Но жизнь оказалась более жестокой к своему герою - пуля Мартынова пробила навылет сердце поэта. Таков трагический финал дуэли, протянувшей нить из художественного мира романа в мир реальный.