Этрусская цивилизация. Куда такие этруски, и причем здесь русские «Этруск – это русский»

Этруски , древние обитатели Центральной Италии, некогда так и называвшейся – Этрурия (современная Тоскана), – один из самых загадочных народов, каких только знала .

У них была письменность, но современные ученые сумели расшифровать лишь малую часть из дошедших до нас записей. Богатая этрусков утрачена, не считая отдельных отрывков, а все, что мы знаем об их истории, дошло до нас лишь через нелестные комментарии греческих и римских авторов.

Древние этруски

Этрурия, область, примерно совпадавшая с территорией современной итальянской провинции Тоскана, была богата железными и медными рудами.

Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э.

Ее побережье изобиловало естественными гаванями. Так что этруски были хорошими мореходами и прекрасно владели искусством обработки .

Основой их богатства служила морская торговля слитками , бронзой и другими товарами по всему побережью Италии и Южной .

Около 800 г. до н. э., когда Рим еще представлял собой скопление жалких хижин, прилепившихся на вершине холма, они уже жили в городах.

Но этрусские торговцы столкнулись с ожесточенной конкуренцией со стороны греков и финикийцев.

Приблизительно в 600 г. до н. э. греки основали торговую колонию Массилия (совр. ) на юге Франции. Располагая этим опорным пунктом, они смогли взять под контроль важный торговый путь, который вел по реке Рона в Центральную Европу.

Источником богатства этрусков была разработка ; в частности, они владели крупнейшими во всем Средиземноморье месторождениями меди и железа. Этрусские ремесленники делали из металла замечательные произведения искусства, например эту бронзовую статую Химеры — чудовища с головой льва и змеей вместо хвоста.

Для защиты своих интересов этруски заключили союз с Карфагеном. Этруски владели всеми передовыми технологиями своего времени; они строили дороги, мосты и каналы.

У греков они позаимствовали алфавит, расписную керамику и храмовую архитектуру.

В VI в. до н. э. владения этрусков расширились к северу и югу от их исконной области Этрурии. По свидетельствам римских авторов, в то время 12 крупных этрусских городов образовали политический союз – Этрусскую лигу.

Основание Римской республики

Некоторое время этрусские цари правили в Риме. Последний царь был свергнут группой римских аристократов в 510 г. до н. э. – эта дата считается моментом возникновения Римской республики (сам город Рим был основан в 753 году до н. э.).

С этого времени римляне начали постепенно отбирать у этрусков власть. В начале III в. до н. э. этруски исчезли с исторической сцены; их поглотила неуклонно расширявшаяся сфера политического влияния Рима.

Римляне переняли у этрусков множество идей в области культуры и искусства, строительства, обработки металлов и военного дела.

Этрурию прославили искусные художники и ремесленники, тем более что в военном отношении этруски не могли соперничать с римлянами.

Этрусские города мертвых

Этруски хоронили умерших в просторных некрополях, напоминавших по своему виду города. На юге Этрурии они высекали гробницы из мягких туфовых скал и оформляли их внутри, как жилье.

Часто в гробницы помещали изваяния, изображавшие умершего мужа и его жену, сидевших, раскинувшись, на скамье, словно во время пира.

Прародина этрусков занимала часть современной Тосканы. Они богатели благодаря морской торговле рудами металлов и с помощью богатства расширяли свое влияние в северной части Италии.

Другие гробницы украшали фресками, тоже изображавшими пиры, участников которых развлекали музыканты и танцоры.


Искусство этрусков

Значительная часть гробниц была разграблена ворами, но археологам удалось отыскать немало нетронутых усыпальниц.

Как правило, в них находилось много греческих ваз, а также колесницы, изделия из золота, слоновой кости и янтаря, свидетельствующие о богатстве похороненных там этрусских аристократов.

Основные даты

Этруски, как одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности, играет важную роль в истории. Ниже приведены основные даты этрусской цивилизации.

Лет до нашей эры

Событие

900 В Северной Италии возникает культура вилланова, представители которой использовали железо.
800 Корабли этрусков ходят вдоль западного побережья Италии.
700 Этруски начинают использовать алфавит.
616 Царем Рима становится этруск Луций Тарквиний Приск.
600 Двенадцать этрусских городов объединяются в Этрусскую лигу.
550 Этруски завладевают долиной р. По к северу от Этрурии и строят там города.
539 Объединенная этрусско-карфагенская армия в морском сражении разбивает греческий флот и изгоняет греков с Корсики, которой завладевают этруски. Греческая колонизация Западного Средиземноморья приостанавливается.
525 Этруски безуспешно нападают на греческий город Кумы (юг Италии).
525 Этруски основывают поселения в Кампании (юг Италии).
510 Римляне изгоняют Тарквиния II Гордого, последнего этрусского царя Рима.
504 Этруски терпят поражение в битве у Аричии (юг Италии).
423 Самниты отбирают у этрусков г. Капую в Кампании.
405-396 Римляне после 10-летней войны захватывают г. Вейи.
400 Галлы (кельтское племя) пересекают , вторгаются на север Италии и селятся в долине р. По. Власть этрусков над регионом слабеет.
296-295 После ряда поражений этрусские города заключают мир с Римом.
285-280 Римляне подавляют серию восстаний в этрусских городах.

Теперь вы знаете, кто такие этруски, и чем их древняя цивилизация так интересует историков.

Описание: Моя небольшая наработка

Примечание: Эта статья - сокращенная часть моей курсовой работы.Прошу строго не судить, это моя первая курсовая работа.

Краткая характеристика этрусской цивилизации


Этот народ вошел в историю под разными названиями. Греки называли их тирсенами или тирренами, а римляне – тусками или этрусками. Как вы уже поняли, этруски являются достаточно загадочным народам. Главная их загадка заключена в их происхождении. Письменные памятники самих этрусков не могут помочь нам в разгадке этой тайны, так как их язык практически не расшифрован. Поэтому ученым приходится строить различные гипотезы, которые основываются на некоторых археологических находка, а так же на свидетельствах греках и римлян. Все теории о происхождении этрусков(кроме самых неправдоподобных)можно свести к четырем гипотезам.
1)Восточная гипотеза – самая древняя из всех гипотез. Она основана на трудах Геродота и некоторых других античных авторов. По их мнению, этруски – выходцы из Малой Азии. Причинами, по которым им пришлось покинуть свою изначальную родину, называют Троянскую войну и походы «народов моря». В пользу этой теории говорят и некоторые черты политического устройства(«федерации» 12 городов, деление на 3или 30 племен) и другие особенности, которые роднят этрусков с народами хетто-лувийской группы. Противники этой теории сомневаются, что целый народ смог бы переселится из Малой Азии в Италию именно в период Троянской войны и походов «народов моря». К тому же, этрусский язык не похож на хеттский или другие родственные ему языки.
2)«Теория формирования» По этой теории этруски как этнос сформировался в Италии (или перед непосредственными переселением в неё) из представителей нескольких разных народов. В наше время она наиболее распространена. Её придерживаются, в частности А.И Немировский, А.И Харченко и другие российские ученые.
3)Северная гипотеза Согласно ей, этруски пришли в Италию из-за Альп. Основана на сообщении Тита Ливия о сходстве языка этрусков и ретов (народ, живший между Альпами и Дунаем), а так же сходство германских рун с буквами этрусского алфавита. В наши дни она не имеет приверженцев, так как было установлено, что и германские руны, и язык ретов происходят из Этрурии, не никак не наоборот.
4)Автохтонная гипотеза: этруски – коренные (доиндоевропейские) жители Италии. Эта теория наиболее популярна у итальянских ученых.

Так или иначе, но этруски стали одним из народов Италии. Первые археологические памятники, связанные с этрусками (датируются концом VIII века до.н.э) появились в одном регионе Италии, который назывался Этрурия(кстати современное название этого региона – Тоскана, происходит от одно из названий этрусков – туски)

Этрурия – болотистая равнина, которая без мелиорации попросту становится не пригодной для земледелья, и побережье с мелководными гаванями, которые без нужного ухода легко заносится песком. Так что, для того что бы сделать эти земли пригодными для жизни, этрускам нужно было приложить огромные усилия. И они их приложили. Еще на заре своей истории этруски, с помощью труда покоренных народов смогли провести громадные осушительные работы. И Этрурия стала крайне плодородным регионом.

Экономика
В сельском хозяйстве у этрусков преобладало земледелье: выращивание зерновых культур и льна. Достаточно важным источником богатства страны была добыча металлов – меди и железа. На ней этруски сколотили огромное состояние, так как металлы и изделия из них нужны были нужны всем народам от Испании до Ближнего Востока. Достаточно больших успехов этруски достигли и в гончарном деле. В VIII-VII веках до.н.э этрусские мастера изготовляли очень оригинальную керамикe«буккеро»,которая пользовалась большим спросом по всему Средиземью.
Ваза стиля "буккеро"

Торговые связи этрусков были очень велики. Они торговали практически со всей Европой. Предметы этрусского происхождения находят не только в Италии, но и в Испании, Франции, Греции, Турции и на побережье Северной Африки. В страны Средиземья(особенно в Грецию) этруски вывозили металлы в слитках, металлические изделья(особенно пользовались
спросом металлические зеркала с резными рисунками на обороте),керамику, а ввозили они в основном предметы роскоши – изящную греческую керамику, стекло из Египта, пурпурную ткань из Финикии. Народами, что жили за Альпами, этруски продавали вино, оружие и домашнюю утварь, приобретая взамен меха, янтарь и рабов.

Общество
Главной силой в этруском обществе была знать. В ее руках была сосредоточена вся власть в этрусских городах, да и большинство земель так же принадлежала им. Только представители знати могли носить фамилию. Не меньшей властью жрецы. Они были главными хранителями знаний. Так же к ним обращалась, когда нужно было провести гадания(гадали как правило на внутренностях животных) Толкованием результатов гадания тоже занимались жрецы. А с учетом того что этруски были очень суеверным народом и результаты гадания для них были очень важны, жрецы запросто могли истолковать результаты гадания так как им было выгодно. Так что жрецы в какой-то мере обладали даже большей властью, чем знать.
О «среднем классе» этрусского общество нам практически ничего не известно. Каков было его состав, и владели ли представители этого класса землей нам так же неизвестно.
Зависимые люди в этруском обществе делились на 3 категории: лаутни , этэра и рабы. Отношение к рабам в этруском обществе практически не отличалось от того, как к рабам относились в Греции и на Востоке. Они были собственностью своего господина, и не редко их воспринимали не как людей, а как скот. Впрочем, в отличии от греков, этруски не ограничивали возможность раба выкупить себя у хозяина.

Категория лаутни по своему положению, немного напоминала спартанских илотов. Они были связаны со своим патроном патриархально-родовыми узами, так как они были частью семьи своего патрона. В основном этак категория комплектовались из вольноотпущенников и тех свободных людей, что попали в долговую кабалу. Положение лаутни было потомственным: их дети и внуки оставались в этом сословии.

Этэра , в отличии от лаутни были связаны с патронами не патриархально-родовыми узами, а добровольно принесенная клятвой верности. Они получали от своего патрона небольшой участок земли(часть урожая с которого шла патрону) или выступали в качестве ремесленников, делая для своего патрона то что ему необходимо.

Государство
Основной политической единицей у этрусков был город- государство. У каждого такого города, как правило, в подчинении было несколько городов, которые пользовались определенной автономией. Во главе города-государства стаял либо царь (лукумон ), либо магистраты, которые выбирались из знати.

Пока что неизвестно, обладал ли лукумон реальной властью или она была ограничена советом старейшин. Известно, что царь возглавлял войска во время войн и что он был верховным жрецом в своем городе. Его личность считалась священной, он рассматривался как воплощение бога-покровителя данного города.Возможно должность царя была выборочной(правда не известно избирали ли их пожизненно или на определенный срок).

Начиная с VI века до.н.э во многих этрусских городах власть лукумонов была ликвидирована, и им на смену пришли выборочные магистраты. Чаще других упоминается зилк , или зилат . Известно, что эту должность могли занимать молодые люди в возрасте до 25 лет, так что полномочия этого магистрата были не велики. Известны названия некоторых других магистратов(marnux,purth), но о их функциях ничего не известно.

Города-государства этрусков объединялись в союзы – двенадцатиградья(число 12 было священным). Всего таких союзов было 3 – собственно в Этрурии(это был главный союз),в долине реки Пад(По) в Северной Италии(появился в середине VII века до.н.э) и в Кампании в Южной Италии(появился в VI веке до.н.э) В случае выбытия одного из членов союза, на его место сразу же выбирался другой город-государство(как правило его выбирали из тех городов, которые находились в подчинении у выбывшего из союза города). Каждую весну главы всех городов союза собирались в религиозной столице Этрурии – Вольсиниях, где они выбирали главу союза. Выбранный глава союза судя по всему не обладал реальной властью. Вообще, этрусское двенадцатиградье было лишь религиозным союзом. Единства в своих действиях члены союза добивались крайне редко. В основном они воевали, мирились и заключали свои договора независимо друг от друга.

Такая неорганизованность и сгубила этрусков.Их города не могли дать единый отпор своим многочисленным врагам. И увы этот удивительный народ ждала печальная судьба. В IV веке до.н.э союз этрусских городов в долине Пад был уничтожен кельтами, а союз городов в Кампании покорился грекам, а к середине III века до.н.э римляне смогли покорить этрусских городов в Этрурии(последним в 265 году до.н.э покорился Вольсиний) Но на этом история этрусков еще не закончился. Еще в течение 200 лет после покорения Римом, этруски сохраняли свою самобытность. Но со временем их становилось все меньше и меньше. А начавшиеся в Риме гражданские войны в окончательно отправил этрусков на "свалку" истории. От их великого народа остались лишь пару знатных родов(к примеру Спурины и Цильнии), которые уже и не помнили языка и культуры своих предков, и союз 12 городов(который правда был расширен до 15 городов)

Copyright © «Империал». Копирование информации с этой страницы возможно только при указании прямых ссылок на эту страницу.

Цивилизация возникла 33 в. назад.
Цивилизация остановилась 20 в. назад.
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Этруски себя называли расна.

Они были пришельцами из-за моря; их первые поселения на территории Италии представляли собой процветающие общины..

Древние греки знали этрусков под именем тирренов, тирсенов.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Бэгби относит цивилизацию этрусков к периферийным, вторичным цивилизациям.

Этрусков считают создателями первой развитой цивилизации на Апеннинском полуострове, к достижениям которой, еще задолго до Римской республики, можно отнести крупные города с замечательной архитектурой, прекрасные изделия из металла, керамику, живопись и скульптуру, обширную дренажную и ирригационную системы, алфавит, а позднее и чеканку монеты.

Цивилизация развивалась главным образом в Центральной Италии, между рекой Арно, Тирренским морем и Тибром. Но она распространялась также на север в Паданскую равнину, и на юг в Кампанию.

Древние греки знали этрусков под именем тирренов, тирсенов, и часть Средиземного моря между Апеннинским полуостровом и островами Сицилия, Сардиния и Корсика именовалась (и именуется ныне) Тирренским морем, поскольку на протяжении нескольких столетий здесь господствовали этрусские мореплаватели. Римляне называли этрусков тусками (отсюда совр. Тоскана) или этрусками, сами же этруски называли себя расна или расенна.

Возможно, этруски были пришельцами из-за моря; их первые поселения на территории Италии представляли собой процветающие общины, располагавшиеся в центральной части ее западного побережья, в области, называвшейся Этрурией (приблизительно территория совр. Тосканы и Лацио).

В Риме этрусков называли «туски», что отразилось позднее в названии административной области Италии Тосканы. Этруски внутри Рима составляли трибу, называвшуюся Луцеры.

Этруски себя называли расна. Это были древние племена, населявшие в первом тысячелетии до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова (древняя Этрурия, современная Тоскана) и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.

Etruscan civilization is the modern English name given to the culture and way of life of a people of ancient Italy and Corsica whom the ancient Romans called Etrusci or Tusci.

The Attic Greek word for them was Τυρρήνιοι from which Latin also drew the names Tyrrhēni (Etruscans), Tyrrhēnia (Etruria) and Tyrrhēnum mare (Tyrrhenian Sea). The Etruscans themselves used the term Rasenna, which was syncopated to Rasna or Raśna.

As distinguished by its own language, the civilization endured from an unknown prehistoric time prior to the foundation of Rome until its complete assimilation to Italic Rome in the Roman Republic. At its maximum extent during the foundation period of Rome and the Roman kingdom, it flourished in three confederacies: of Etruria, of the Po valley with the eastern Alps, and of Latium and Campania. Rome was sited in Etruscan territory. There is considerable evidence that early Rome was dominated by Etruscans until the Romans sacked Veii in 396 BC.

Culture that is identifiably and certainly Etruscan developed in Italy after about 800 BC approximately over the range of the preceding Iron Age Villanovan culture. The latter gave way in the seventh century to a culture that was influenced by Greek traders and Greek neighbors in Magna Graecia, the Hellenic civilization of southern Italy.

+++++++++++++++++++

Происхождение

Наиболее распространены две версии: по одной из них, этруски родом из Италии, по другой этот народ мигрировал из Восточного Средиземноморья. К античным теориям можно добавить современное предположение о том, что этруски мигрировали с севера.

Как утверждал Геродот, этруски - это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, - тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за страшного голода и неурожая. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной. Этрусски отправились в Смирну, построили там корабли и, миновав многие портовые города Средиземноморья, в конце концов осели среди омбриков в Италии. Там лидийцы сменили свое название, назвавшись тирренами в честь своего предводителя Тиррена, сына царя.
Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах, которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула микенская цивилизация и пала империя хеттов, датировать появление тирренов следует XIII веком до н.э, или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков.
К рассказу Геродота следует подходить с осторожностью, поскольку лидийские пришельцы-пираты заселили тирренское побережье не единовременно, но скорее переселялись сюда несколькими волнами.

Сторонники автохтонной версии происхождения этрусков отождествляли этрусков с обнаруженной в Италии более ранней культурой Вилланова. Они утверждали, что этруски были не переселенцами, а местным и наиболее древним народом, отличавшимся от всех своих соседей на Апеннинском полуострове как по языку, так и по обычаям.
Археологические раскопки свидетельствуют о преемственности, проходящей от культуры Вилланова I через культуру Вилланова II с импортом товаров восточного Средиземноморья и Греции до ориентализирующего периода, когда возникают первые свидетельства проявления этрусков в Этрурии. В настоящее время культура Вилланова ассоциируется не с этрусками, а с италиками.

Н.Фрере в 18 в. выдвинул предположение о северном происхождении этрусков. Этруски, наряду с другими италийскими племенами, проникли на территорию Италии через альпийские перевалы.

По современным представлениям, этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы» или «народы моря».

+++++++++++++++++++++++++

Хронология

XV в. до н.э. Промежуточным пунктом миграции этрусков из Малой Азии в Италию была Сардиния, где с XV в. до н.э. существовала весьма сходная с этрусками, но бесписьменная культура строителей нурагов.

VIII-VII вв. до н.э., Резкий культурный подъём в Этрурии связывается с влиянием многочисленных мигрантов из более развитых регионов Средиземноморья (возможно, также из Сардинии, где существовала культура строителей нурагов) и соседством с греческими колониями. Этруски основали поселения с каменными стенами, каждое из которых стало независимым городом-государством. Самих этрусков было не так много, однако превосходство в оружии и военной организации позволило им покорить местное население.

700–450 гг. до н.э. Золотой век Этруской цивилизации.

В VII в. до н.э. народы, населявшие Этрурию, овладели письменностью. Поскольку они писали на этрусском языке, правомерно называть регион и народ упомянутыми выше именами. Однако точных свидетельств, доказывающих одну из теорий о происхождении этрусков, не существует.

675 г. до н.э. В начале VII века до н.э. начался ориентализирующий период. Точкой отсчёта взята дата возведения гробницы Боккорис в Тарквинии в 675 году до н.э. Там были найдены предметы в стиле Вилланова и импортные товары из Греции и Восточного Средиземноморья.

VII в. до н.э. Торговля подняла Этрурию на новую ступень благосостояния. Виллановианские поселения начали объединяться в города, формировалось ядро полиса. Появились пышные захоронения.

VII в. до н.э. С начала 7 в. до н.э. этруски стали расширять свое политическое влияние в южном направлении: этрусские цари правили Римом, и сфера их влияния простиралась до греческих колоний Кампании. Согласованные действия этрусков и карфагенян в это время на практике существенно препятствовали греческой колонизации в западном Средиземноморье.

VII – V вв. до н.э. Эпоха наивысшего могущества Этруской цивилизации. В это время этруски распространили свое влияние на значительную часть Апеннинского полуострова, вплоть до подножий Альп на севере и окрестностей Неаполя на юге. Покорился им и Рим. Повсюду их главенство несло с собой материальное процветание, широкомасштабные инженерные проекты и достижения в сфере архитектуры.

VII в. до н.э. Народы, населявшие Этрурию, овладели письменностью.

VII в. до н.э. В Этрурии не было централизированного правительства, но существовала конфедерация городов-государств. В конце VII века до н.э. этруски объединились в союз 12 городов-государств. Это бвл религиозный и политический союз. В их число входили Цере (Черветери), Тарквинии (Тарквиния), Ветулония, Вейи и Волатерры (Волтерра), Перузия (Перуджа), Кортона, Вольсинии (Орвьето), Арретий (Ареццо). К числу других важных городов VII в до н.э. относятся Вульчи, Клузий (Кьюзи), Фалерии, Популония, Руселлы и Фьезоле. Главная слабость этрусского союза состояла, как и в случае с греческими городами-государствами, в отсутствии сплоченности и неспособности противостоять единым фронтом как римской экспансии на юге, так и галльскому вторжению на севере.

VII в. до н.э. Этруски заняли Рим в 616 году до н.э. Римляне, на чью культуру очень повлияли этруски (Тарувинии в Риме были этрусками) подозрительно отнеслись к их правлению. В 510 году римляне изгнали их.

VI в. до н.э. Римляне подозрительно отнеслись к правлению этрусков, которые правили Римом с 616 г. до н.э. и в 510 году римляне изгнали этрусков.

IV в. до н.э. В начале IV века, после того, как Этрурию ослабили галльские набеги, римляне захотели подчинить себе эту цивилизацию.

VI в. до н.э. Около середины VI века этруски овладели Кампанией.

VI в. до н.э. При трех последних римских царях, происходивших из Этрурии, много этрусков переселилось в Рим. Здесь даже возник особый этрусский квартал. Источники приписывают этрусским царям дренажные работы, мощение улиц, постройки мостов, цирка, где устраивались игры в честь богов, и храма Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии.

VI в. до н.э. В конце шестого века Этрурия и Карфаген заключили обоюдное соглашение, согласно которому Этрурия выступила против Греции в 535 году, что существенно ограничило возможности торговли, а уже к пятому веку морская мощь державы пришла в упадок.

V в. до н.э. Политическое доминирование этрусков находилось на высоте в пятом столетии до нашей эры, в то время, когда они впитали умбрийские города и заняли большую часть Лациума. Во время этого периода этруски обладали огромной морской мощью, результатом которой стали колонии на Корсике, Эльбе, Сардинии, побережье Испании и Болеарских островах.

V в. до н.э. После 500 до н.э. влияние этрусков стало ослабевать.

V в. до н.э. Около 474 до н.э. крупное поражение нанесли этрускам греки, а чуть позже они стали ощущать на своих северных рубежах давление галлов.

V-III вв. до н.э. Этруски покорены Римом и постепенно ассимилированы. Этрусская культура исчезла с лица земли в пятом-четвертом веке до н.э.

IV в. до н.э. В самом начале 4 в. до н.э. войны с римлянами и мощное галльское вторжение на полуостров навсегда подорвали могущество этрусков. Постепенно они были поглощены разраставшимся римским государством и растворились в нем.

IV в. до н.э. Начиная с Веии в 396 г. до н.э., один этрусский город за другим сдавался римлянам, а гражданская война существенно ослабила мощь.

III в. до н.э. Во время военных действий в третьем веке, когда Рим победил Карфаген, этруски направили свои усилия против бывших союзников.

I в. до н.э. Во время Общественной войны (90–88 гг. до н.э.) в Сулле, оставшиеся семьи этрусков присягнули на верность Мариусу и в 88 году Сулла утратила последние следы этрусской независимости.

++++++++++++++++++++++++++++

Язык

Язык и происхождение этрусков считаются этрусской загадкой, неразгаданной до сих пор. Памятники языков, родственных этрусскому, обнаружены в Малой Азии (Лемносская стела - пеласги) и на Кипре (этеокипрский язык - тевкры). Тирсены, пеласги и тевкры (одно из возможных прочтений древнеегипетских надписей) впервые упоминаются среди «народов моря», вторгшихся в XII веке до н.э. в Древний Египет из Малой Азии. Возможно, именно с этрусками связан древнеримский миф об Энее, предводителе троянцев, переселившихся в Италию после падения Трои. Родственные связи этрусского языка являются дискуссионными. Составление словаря этрусского языка и расшифровка текстов продвигаются медленно и по сей день далеки от завершения.

Язык и культура этрусков существенно отличаются от того, что имелось у древних жителей итальянског полуострвоа: виллановцев, умбрийцев и пикенов.

Алфавит пришел из Греции и звуковое оформление знаков известно, но за исключением нескольких слов, словарь абсолютно непонятен. И хотя в этом языке можно обнаружить элементы индо-европейских и неиндо-европейских языков, наравне со следами средиземноморских диалектов, его нельзя отнести к какой-либо языковой группе. Одной из загадок этрусской цивилизации остается столь малое количество письменных памяток, а также и то, что римляне практически ничего не писали об этрусском письме и литературе.

+++++++++++++++++++++++++

Наследие

Этруски подарили миру своё инженерное искусство, умение строить города и дороги, арочные своды зданий и бои гладиаторов, гонки на колесницах и погребальные обычаи.

Искусные металлурги, судостроители, торговцы и пираты, они плавали по всему Средиземноморью, усваивали традиции различных народов, создавая при этом свою высокую и своеобразную культуру. Именно у них римляне заимствовали архитектуру храмов с облицовкой, ремесленную технику, практику строительства городов, тайные науки жрецов-гаруспиков, гадавших по печени жертвенных животных, вспышке молнии и удару грома, и даже обычай отмечать победу полководцев триумфом. В Этрурию посылали учиться юношей из знатных семей, через Этрурию проникали в Рим греческие культы и мифы.

Помимо производства зерна, оливок, вина и строевого леса, сельское население занималось разведением крупного рогатого скота, овцеводством, охотой и рыболовством. Этруски изготавливали также домашнюю утварь и предметы личного обихода. Развитию производства способствовало изобильное снабжение железом и медью с острова Эльба. Одним из основных центров металлургии была Популония. Изделия этрусков проникали в Грецию и Северную Европу.

+++++++++++++++++

Общество

В период политического главенства этрусков в Италии их аристократия владела множеством рабов, которые использовались в качестве прислуги и на сельскохозяйственных работах. Экономическим стержнем государства являлся средний класс ремесленников и торговцев. Сильны были семейные узы, причем каждый клан гордился своими традициями и ревностно оберегал их. Римский обычай, в соответствии с которым все члены рода получали общее (родовое) имя, скорее всего, восходит к этрусскому обществу. Даже в период упадка государства отпрыски этрусских семей гордились своими родословными.

В этрусском обществе женщины вели вполне самостоятельную жизнь. Иногда даже родословная велась по женской линии. В отличие от греческой практики и в согласии с более поздними римскими обычаями, этрусских матрон и молодых девушек из аристократии нередко можно было видеть на общественных собраниях и публичных зрелищах. Эмансипированное положение этрусских женщин дало повод греческим моралистам последующих веков осуждать нравы тирренов.

Ливий описывает этрусков как «народ, более всех прочих приверженный своим религиозным обрядам»; Арнобий, христианский апологет 4 в. н.э., клеймит Этрурию как «мать суеверий». Сохранились имена многочисленных богов, полубогов, демонов и героев, которые в основном аналогичны греческим и римским божествам.

Большая часть работы в Этрурии делалась коренным населением, которое подчинялось, однако не было рабами, своих победителей – родиться этруском означало родиться в особой касте. По сравнению с древними гречанками или римлянками, здешние женщины имели очень высокий статус. Благополучие и мощь этрусков частично базировались на их знании металлообработки и использования залежей железа, которого в Этрурии было много. Существенную долю в культуре этрусков представляет глиняная и металлическая скульптура, фрески для украшения гробниц, расписная глиняная утварь.

Некоторые мотивы были взяты из греческого искусства и по эстафете, будучи немного откорректированы, переданы римлянам. Будучи любителями музыки, игр и гонок, этруски подарили Италии конные колесницы. Кроме того, это была глубоко религиозная цивилизация. В процессе поиска истины и попытки познать законы природы, они четко разграничили нормы, согласно которым полагалось взаимодействовать с божествами. Им не хватало научного рационализма греков, так они старались продлить жизнь умерших, обставляя гробницу как настоящий дом. Невзирая на то, что именно религия стала основной чертой, из-за которой этрусков помнят, она остается и по сей день довольно загадочной.

Этрусков можно считать народом, принесшим в центральную и северную Италию городскую цивилизацию, однако об их городах известно немного. Города этрусков в горах не имеют регулярной планировки, о чем свидетельствуют участки двух улиц в Ветулонии. Доминирующим элементом в облике города был храм или храмы, сооруженные на самых возвышенных местах, как в Орвьето и Тарквиниях. Как правило, в городе имелось трое ворот, посвященных богам-заступникам: одни – Тину (Юпитеру), другие – Уни (Юноне), а третьи – Менрве (Минерве). Чрезвычайно регулярная застройка прямоугольными кварталами обнаружена лишь в Марцаботто (близ совр. Болоньи), этрусской колонии на реке Рено. Его улицы были вымощены, а вода отводилась по терракотовым трубам.

Страбон, живший около двух тысяч лет назад, писал о том, что Спина когда-то был знаменитый город и, по свидетельству греков, именно жители Спины "покорили море". В 1956 году итальянский археолог Нерео Альфиери нашёл Спину - оказалось, что город поглощен водами и илом дельты реки По. Из воды и грязи извлечены многие тысячи ваз и горшков, красочно расписанных античными мастерами, изучен некрополь Спины.

В Вейях и Ветулонии обнаружены простые жилища типа бревенчатых хижин из двух комнат, а также дома нерегулярной планировки с несколькими комнатами. Знатные лукумоны, правившие этрусскими городами, вероятно, имели более обширные городские и загородные резиденции. Их, по-видимому, и воспроизводят каменные урны в форме домов и поздние этрусские гробницы. Урна, хранящаяся в музее Флоренции, изображает похожее на дворец двухэтажное каменное строение с арочным входом, широкими окнами на первом этаже и галереями по второму этажу. Римский тип дома с атриумом, возможно, восходит к этрусским прототипам.

Свои храмы этруски строили из дерева и сырцового кирпича с терракотовой облицовкой. Храм простейшего типа, очень похожий на раннегреческий, имел квадратное помещение для культовой статуи и опирающийся на две колонны портик. Сложный храм, описанный римским архитектором Витрувием, был разделен внутри на три помещения (целлы) для трех главных богов – Тина, Уни и Менрвы.

Портик был такой же глубины, что и внутреннее помещение, и имел два ряда колонн – по четыре в каждом ряду. Поскольку важная роль в религии этрусков отводилась наблюдениям за небом, храмы возводились на высоких платформах. Храмы с тремя целлами напоминают догреческие святилища на Лемносе и Крите. Этрусские храмы представляют собой разновидность греческих. Этруски создали также развитую дорожную сеть, мосты, канализацию и ирригационные каналы.

Каменная этрусская скульптура обнаруживает больше местного своеобразия, чем металлическая. Первые опыты создания скульптур из камня представляют столпообразные фигуры мужчин и женщин из гробницы Пьетрера в Ветулонии. Они подражают греческим статуям середины 7 в. до н.э.

Особенно ценна этрусская живопись, поскольку она дает возможность судить о не дошедших до нас греческих картинах и фресках. За исключением нескольких фрагментов живописного убранства храмов (Черветери и Фалерии), этрусские фрески сохранились лишь в гробницах – в Черветери, Вейях, Орвьето и Тарквиниях.

В древнейшей (ок. 600 до н.э.) гробнице Львов в Черветери имеется изображение божества между двумя львами; в гробнице Кампана в Вейях умерший представлен выезжающим верхом на охоту. С середины 6 в. до н.э. преобладают сцены танцев, возлияний, а также атлетических и гладиаторских состязаний (Тарквинии), хотя имеются и изображения охоты и рыбной ловли.

Кроме этой цивилизации вблизи тектонических разломом находятся ещё 12 древних цивилизаций:
1. Ассирия.
2. Ганг - Долина реки Ганг со столицей в городе Хастинапура.
3. Греческая (Коринф и Микены).
4. Древний Рим.
5. Египетская со столицей в Мемфисе.
6. Иерусалим - Западно-азиатская культура города-государства Иерусалим.
7. Инд - Долина реки Инд со столицей в Мохенджо-Даро.
8. Китайская.
9. Месопотамия.
10. Минойская
11. Персидская.
12. Тир - Западно-азиатская культура города-государства Тир.

Этрусков считают создателями первой развитой цивилизации на Апеннинском полуострове, к достижениям которой, еще задолго до Римской республики, можно отнести крупные города с замечательной архитектурой, прекрасные изделия из металла, керамику, живопись и скульптуру, обширную дренажную и ирригационную системы, алфавит, а позднее и чеканку монеты.

Возможно, этруски были пришельцами из-за моря; их первые поселения на территории Италии представляли собой процветающие общины, располагавшиеся в центральной части ее западного побережья, в области, называвшейся Этрурией (приблизительно территория совр. Тосканы и Лацио ).


Древние греки знали этрусков под именем тирренов (или тирсенов), и часть Средиземного моря между Апеннинским полуостровом и островами Сицилия, Сардиния и Корсика именовалась (и именуется ныне) Тирренским морем, поскольку на протяжении нескольких столетий здесь господствовали этрусские мореплаватели. Римляне называли этрусков тусками (отсюда совр. Тоскана) или этрусками, сами же этруски называли себя расна или расенна.

Этруски - древние племена, населявшие в первом тысячелетии до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр, и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.

Этруски подарили миру своё инженерное искусство, умение строить города и дороги, арочные своды зданий и бои гладиаторов, гонки на колесницах и погребальные обычаи.

В VII веке до н.э. народы, населявшие Этрурию, овладели письменностью. Поскольку они писали на этрусском языке, правомерно называть регион и народ упомянутыми выше именами. Однако точных свидетельств, доказывающих одну из теорий о происхождении этрусков, не существует.

Наиболее распространены две версии: по одной из них, этруски родом из Италии, по другой этот народ мигрировал из Восточного Средиземноморья. К античным теориям можно добавить современное предположение о том, что этруски мигрировали с севера.

В пользу второй теории служат труды Геродота, появившиеся в V веке до н.э. Как утверждал Геродот, этруски — это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, — тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за страшного голода и неурожая. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной. Этрусски отправились в Смирну, построили там корабли и, миновав многие портовые города Средиземноморья, в конце концов осели среди омбриков в Италии. Там лидийцы сменили свое название, назвавшись тирренами в честь своего предводителя Тиррена, сына царя.

Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах, которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н.э, или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков.

Сторонники автохтонной версии происхождения этрусков отождествляли их с обнаруженной в Италии более ранней культурой Вилланова. Подобная теория была изложена в I веке до н.э. Дионисием Галикарнасским, ритор эпохи Августа, оспаривает Геродота, утверждая, что этруски были не переселенцами, а местным и наиболее древним народом, отличавшимся от всех своих соседей на Апеннинском полуострове как по языку, так и по обычаям. Н о приведенные им доводы вызывают сомнения. Археологические раскопки свидетельствуют о преемственности, проходящей от культуры Вилланова I через культуру Вилланова II с импортом товаров восточного Средиземноморья и Греции до ориентализирующего периода, когда возникают первые свидетельства проявления этрусков в Этрурии. В настоящее время культура Вилланова ассоциируется не с этрусками, а с италиками.

Третья теория, сформулированная Н.Фрере в 18 в., но до сих пор имеющая сторонников, отстаивает северное происхождение этрусков. Согласно ей, этруски, наряду с другими италийскими племенами, проникли на территорию Италии через альпийские перевалы. Данные археологии, по-видимому, говорят в пользу первой версии происхождения этрусков. Однако к рассказу Геродота следует подходить с осторожностью. Конечно, лидийские пришельцы-пираты заселили тирренское побережье не единовременно, но скорее переселялись сюда несколькими волнами.

Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей — их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако по современным представлениям, этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы» или «народы моря».

Промежуточным пунктом миграции этрусков из Малой Азии в Италию была Сардиния, где с XV века до н.э. существовала весьма сходная с этрусками, но бесписьменная культура строителей нурагов.

В эпоху их наивысшего могущества, ок. 7-5 вв. до н.э., этруски распространили свое влияние на значительную часть Апеннинского полуострова, вплоть до подножий Альп на севере и окрестностей Неаполя на юге. Покорился им и Рим. Повсюду их главенство несло с собой материальное процветание, широкомасштабные инженерные проекты и достижения в сфере архитектуры. Согласно традиции, в Этрурии существовала конфедерация двенадцати основных городов-государств, объединенных в религиозный и политический союз.

В их число почти наверняка входили Цере (совр. Черветери), Тарквинии (совр. Тарквиния), Ветулония, Вейи и Волатерры (совр. Волтерра) - все непосредственно на побережье или близ него, а также Перузия (современная Перуджа), Кортона, Вольсинии (совр. Орвьето) и Арретий (совр. Ареццо) во внутренней части страны. К числу других важных городов относятся Вульчи, Клузий (совр. Кьюзи), Фалерии, Популония, Руселлы и Фьезоле.

Невзирая на то, что их происхождение так и остается неизведанным, этруски заявили о своей культуре около восьмого века до нашей эры. После этого она набрала оборотов и к седьмому столетию уже могла считаться развитой, достигнув пика и расцвета в шестом веке до нашей эры.

Резкий культурный подъём в Этрурии, начавшийся в VIII—VII веках до н.э., связывается с влиянием многочисленных мигрантов из более развитых регионов Средиземноморья (возможно, также из Сардинии, где существовала культура строителей нурагов) и соседством с греческими колониями.

Примерно с середины 8 в. до н.э. культура Вилланова (носители которой оказались здесь ранее) претерпела изменения под явным восточным влиянием. Однако местный элемент был достаточно силен, чтобы оказать на процесс формирования нового народа значительное воздействие. Это позволяет примирить сообщения Геродота и Дионисия.

Появившись в Италии, пришельцы заняли земли к северу от реки Тибр по западному побережью полуострова и основали поселения с каменными стенами, каждое из которых стало независимым городом-государством. Самих этрусков было не так много, однако превосходство в оружии и военной организации позволило им покорить местное население.

Резкий культурный подъём в Этрурии, начавшийся в VIII—VII веках до н.э., связывается с влиянием многочисленных мигрантов из более развитых регионов Средиземноморья и соседством с греческими колониями. (Бэгби, Володихин)

В начале VII века до н.э. начался так называемый ориентализирующий период. Точкой отсчёта взята дата возведения гробницы Боккорис в Тарквинии в 675 году до н.э. Там были найдены предметы в стиле Вилланова и импортные товары из Греции и Восточного Средиземноморья.

В VII веке до н.э. торговля подняла Этрурию на новую ступень благосостояния. Виллановианские поселения начали объединяться в города, формировалось ядро полиса. Появились пышные захоронения.

С начала 7 в. до н.э. этруски стали расширять свое политическое влияние в южном направлении: этрусские цари правили Римом, и сфера их влияния простиралась до греческих колоний Кампании. Согласованные действия этрусков и карфагенян в это время на практике существенно препятствовали греческой колонизации в западном Средиземноморье.

В конце VII века до н.э. этруски объединились в союз 12 городов-государств, около середины VI века овладели Кампанией.

Однако после 500 до н.э. их влияние стало ослабевать.

Около 474 до н.э. крупное поражение нанесли этрускам греки, а чуть позже они стали ощущать на своих северных рубежах давление галлов.

В V—III веках до н.э. этруски покорены Римом и постепенно ассимилированы. С этрусками связан ряд географических названий. Тирренское море было названо так древними греками, поскольку контролировалось «тирренами» (греческое название этрусков). Адриатическое море было названо в честь этрусского города-порта Адрия, контролировавшего северную часть этого моря. (Бэгби, Володихин)

В самом начале 4 в. до н.э. войны с римлянами и мощное галльское вторжение на полуостров навсегда подорвали могущество этрусков. Постепенно они были поглощены разраставшимся римским государством и растворились в нем.

Этрусская культура исчезла с лица земли в пятом-четвертом веке до н.э.

В Этрурии не было централизированного правительства, но существовала конфедерация городов-государств. Среди важных центров были Клузиум (современный Кьюзи), Тарквинии (современная Тарквиния), Каере (Черверети), Веии (Вейо), Вольтера, Ветулония, Перусия (Перуджа) и Вольсинии (Орвьето).

Политическое доминирование этрусков находилось на высоте в пятом столетии до нашей эры, в то время, когда они впитали умбрийские города и заняли большую часть Лациума. Во время этого периода этруски обладали огромной морской мощью, результатом которой стали колонии на Корсике, Эльбе, Сардинии, побережье Испании и Болеарских островах.

В конце шестого века Этрурия и Карфаген заключили обоюдное соглашение, согласно которому Этрурия выступила против Греции в 535 году, что существенно ограничило возможности торговли, а уже к пятому веку морская мощь державы пришла в упадок.

Римляне, на чью культуру очень повлияли этруски (Тарувинии в Риме были этрусками) подозрительно отнеслись к их правлению.

Этруски сами заняли Рим в 616 году до н.э., но в 510 году римляне изгнали их.

В начале IV века, после того, как Этрурию ослабили галльские набеги, римляне захотели подчинить себе эту цивилизацию.

Начиная с Веии (396 год до н.э.), один этрусский город за другим сдавался римлянам, а гражданская война существенно ослабила мощь.

Во время военных действий в третьем веке, когда Рим победил Карфаген, этруски направили свои усилия против бывших союзников.

Во время Общественной войны (90-88 гг. до н.э.) в Сулле, оставшиеся семьи этрусков присягнули на верность Мариусу и в 88 году Сулла утратила последние следы этрусской независимости.

Главная слабость этрусского союза состояла, как и в случае с греческими городами-государствами, в отсутствии сплоченности и неспособности противостоять единым фронтом как римской экспансии на юге, так и галльскому вторжению на севере.

В период политического главенства этрусков в Италии их аристократия владела множеством рабов, которые использовались в качестве прислуги и на сельскохозяйственных работах. Экономическим стержнем государства являлся средний класс ремесленников и торговцев. Сильны были семейные узы, причем каждый клан гордился своими традициями и ревностно оберегал их. Римский обычай, в соответствии с которым все члены рода получали общее (родовое) имя, скорее всего, восходит к этрусскому обществу. Даже в период упадка государства отпрыски этрусских семей гордились своими родословными.

В этрусском обществе женщины вели вполне самостоятельную жизнь. Иногда даже родословная велась по женской линии. В отличие от греческой практики и в согласии с более поздними римскими обычаями, этрусских матрон и молодых девушек из аристократии нередко можно было видеть на общественных собраниях и публичных зрелищах. Эмансипированное положение этрусских женщин дало повод греческим моралистам последующих веков осуждать нравы тирренов.

Ливий описывает этрусков как «народ, более всех прочих приверженный своим религиозным обрядам»; Арнобий, христианский апологет 4 в. н.э., клеймит Этрурию как «мать суеверий». Сохранились имена многочисленных богов, полубогов, демонов и героев, которые в основном аналогичны греческим и римским божествам.

Помимо производства зерна, оливок, вина и строевого леса, сельское население занималось разведением крупного рогатого скота, овцеводством, охотой и рыболовством. Этруски изготавливали также домашнюю утварь и предметы личного обихода. Развитию производства способствовало изобильное снабжение железом и медью с острова Эльба. Одним из основных центров металлургии была Популония. Изделия этрусков проникали в Грецию и Северную Европу.

Этрусков можно считать народом, принесшим в центральную и северную Италию городскую цивилизацию, однако об их городах известно немного. Интенсивная, продолжавшаяся на протяжении многих веков деятельность человека в этих областях уничтожила или скрыла от глаз многие этрусские памятники. Тем не менее немало горных городов Тосканы до сих пор окружено стенами, возведенными этрусками (Орвьето, Кортона, Кьюзи, Фьезоле, Перуджа и, вероятно, Черветери). Кроме того, впечатляющие городские стены можно увидеть в Вейях, Фалериях, Сатурнии и Тарквиниях, а более поздние городские ворота, датируемые 3 и 2 вв. до н.э., - в Фалериях и Перудже.

Города этрусков в горах не имеют регулярной планировки, о чем свидетельствуют участки двух улиц в Ветулонии. Доминирующим элементом в облике города был храм или храмы, сооруженные на самых возвышенных местах, как в Орвьето и Тарквиниях. Как правило, в городе имелось трое ворот, посвященных богам-заступникам: одни - Тину (Юпитеру), другие - Уни (Юноне), а третьи - Менрве (Минерве). Чрезвычайно регулярная застройка прямоугольными кварталами обнаружена лишь в Марцаботто (близ совр. Болоньи), этрусской колонии на реке Рено. Его улицы были вымощены, а вода отводилась по терракотовым трубам.

В Вейях и Ветулонии обнаружены простые жилища типа бревенчатых хижин из двух комнат, а также дома нерегулярной планировки с несколькими комнатами. Знатные лукумоны, правившие этрусскими городами, вероятно, имели более обширные городские и загородные резиденции. Их, по-видимому, и воспроизводят каменные урны в форме домов и поздние этрусские гробницы. Урна, хранящаяся в музее Флоренции, изображает похожее на дворец двухэтажное каменное строение с арочным входом, широкими окнами на первом этаже и галереями по второму этажу. Римский тип дома с атриумом, возможно, восходит к этрусским прототипам.

Свои храмы этруски строили из дерева и сырцового кирпича с терракотовой облицовкой. Храм простейшего типа, очень похожий на раннегреческий, имел квадратное помещение для культовой статуи и опирающийся на две колонны портик. Сложный храм, описанный римским архитектором Витрувием, был разделен внутри на три помещения (целлы) для трех главных богов - Тина, Уни и Менрвы.

Портик был такой же глубины, что и внутреннее помещение, и имел два ряда колонн - по четыре в каждом ряду. Поскольку важная роль в религии этрусков отводилась наблюдениям за небом, храмы возводились на высоких платформах. Храмы с тремя целлами напоминают догреческие святилища на Лемносе и Крите. Этрусские храмы представляют собой разновидность греческих. Этруски создали также развитую дорожную сеть, мосты, канализацию и ирригационные каналы.

Каменная этрусская скульптура обнаруживает больше местного своеобразия, чем металлическая. Первые опыты создания скульптур из камня представляют столпообразные фигуры мужчин и женщин из гробницы Пьетрера в Ветулонии. Они подражают греческим статуям середины 7 в. до н.э.

Особенно ценна этрусская живопись, поскольку она дает возможность судить о не дошедших до нас греческих картинах и фресках. За исключением нескольких фрагментов живописного убранства храмов (Черветери и Фалерии), этрусские фрески сохранились лишь в гробницах - в Черветери, Вейях, Орвьето и Тарквиниях.

В древнейшей (ок. 600 до н.э.) гробнице Львов в Черветери имеется изображение божества между двумя львами; в гробнице Кампана в Вейях умерший представлен выезжающим верхом на охоту. С середины 6 в. до н.э. преобладают сцены танцев, возлияний, а также атлетических и гладиаторских состязаний (Тарквинии), хотя имеются и изображения охоты и рыбной ловли.

Эта близость могла быть решающей в развитии цивилизации долины реки Ганг.

Кроме этой цивилизации вблизи тектонических разломом находятся ещё 12 древних цивилизаций:

1. Ассирия.

2. Ганг - Долина реки Ганг со столицей в городе Хастинапура.

3. Греческая (Коринф и Микены).

4. Древний Рим.

5. Египетская со столицей в Мемфисе.

6. Иерусалим - Западно-азиатская культура города-государстваИерусалим.

7. Инд - Долина реки Инд со столицей в Мохенджо-Даро.

8. Китайская.

9. Месопотамия.

10. Минойская

11. Персидская.

12. Тир - Западно-азиатская культура города-государства Тир.

Бэгби относит её к периферийным, вторичным цивилизациям. Этру́ски (итал. etruschi, лат. tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. rasna) — древние племена, населявшие в первом тысячелетии до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.

Как утверждал Геродот, этруски — это выходцы из Лидии, области в Малой Азии — тиррены или тирсены. Этрусские надписи доныне не расшифрованы, и потому неясно происхождение этого народа. Гипотеза о том, что этруски - троянцы хеттского происхождения, прибывшие в Италию морем, довольно убедительна, но существуют и иные более или менее основательные предположения. (Бэгби, Володихин)

Но после дешифровки лидийских надписей стало ясно, что их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако по современным представлениям, этрусков следует отождествлять с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы» или «народы моря». Гелланик с Лесбоса сообщал, что пеласги были изгнаны греками и под предводительством своего царя Нана, сына Тевтамида, переправились к устью реки По, где бросили корабли. (Бэгби, Володихин)

Затем они продвинулись в глубь Италии и там колонизовали страну, называемую Тиррения (Этрурия в латинском). Происходило это задолго до Троянской войны. Сам Дионисий считал этрусков автохтонным народом Италии. Однако археологические и лингвистические исследования приносят всё больше свидетельств в пользу малоазийской версии происхождения этрусков. (Бэгби, Володихин)

Памятники языков, родственных этрусскому, обнаружены в Малой Азии (Лемносская стела — пеласги) и на Кипре (этеокипрский язык — тевкры). Тирсены, пеласги и тевкры (одно из возможных прочтений древнеегипетских надписей) впервые упоминаются среди «народов моря», вторгшихся в XII веке до н.э. в Древний Египет из Малой Азии. Возможно, именно с этрусками связан древнеримский миф об Энее, предводителе троянцев, переселившихся в Италию после падения Трои.

В Риме этрусков называли «туски», что отразилось позднее в названии административной области Италии Тосканы. Этруски внутри Рима составляли трибу, называвшуюся Луцеры. Родственные связи этрусского языка являются дискуссионными. Составление словаря этрусского языка и расшифровка текстов продвигаются медленно и по сей день далеки от завершения. (Бэгби, Володихин)

Некоторые авторык цивилизациям восточного полушария относят тринадцать известных древнейших цивилизаций, которые находятся вблизи тектонических разломов. Это: Ассирия. Ганг - Долина реки Ганг со столицей в городе Хастинапура. Греческая (Коринф и Микены). Древний Рим. Египетская со столицей в Мемфисе. Иерусалим - Западно-азиатская культура города-государстваИерусалим. Инд - Долина реки Инд со столицей в Мохенджо-Даро. Китайская. Месопотамия. Минойская. Персидская. Тир - Западно-азиатская культура города-государства Тир. Этруски.

Цивилизация этрусков была высочайшей цивилизацией на территории современной Италии до подъема Рима. Центр земель этрусков был известен у латинов под именем Этрурия. Находилась она к северо-западу от реки Тибр, современная Тоскана и часть Умбрии. Латины называли называли тех людей этруски или туски, а греки - тирренои (от Тирренейского моря). Сами себя они величали расенна.

Язык и культура этрусков существенно отличаются от того, что имелось у древних жителей итальянског полуострвоа: виллановцев, умбрийцев и пикенов.

Большая часть работы в Этрурии делалась коренным населением, которое подчинялось, однако не было рабами, своих победителей - родиться этруском означало родиться в особой касте. По сравнению с древними гречанками или римлянками, здешние женщины имели очень высокий статус. Благополучие и мощь этрусков частично базировались на их знании металлообработки и использования залежей железа, которого в Этрурии было много. Существенную долю в культуре этрусков представляет глиняная и металлическая скульптура, фрески для украшения гробниц, расписная глиняная утварь. Некоторые мотивы были взяты из греческого искусства и по эстафете, будучи немного откорректированы, переданы римлянам. Будучи любителями музыки, игр и гонок, этруски подарили Италии конные колесницы. Кроме того, это была глубоко религиозная цивилизация. В процессе поиска истины и попытки познать законы природы, они четко разграничили нормы, согласно которым полагалось взаимодействовать с божествами. Им не хватало научного рационализма греков, так они старались продлить жизнь умерших, обставляя гробницу как настоящий дом. Невзирая на то, что именно религия стала основной чертой, из-за которой этрусков помнят, она остается и по сей день довольно загадочной.

Этрусский язык представляется ученым довольно проблематичным. Его легко читать, так как алфавит пришел из Греции и звуковое оформление знаков известно, но за исключением нескольких слов, словарь абсолютно непонятен. И хотя в этом языке можно обнаружит элементы индо-европейских и неиндо-европейских языков, наравне со следами средиземноморских диалектов, его нельзя отнести к какой-либо языковой группе. Одной из загадок этрусской цивилизации остается столь малое количество письменных памяток, а также и то, что римляне практически ничего не писали об этрусском письме и литературе.

Этрусков по праву считают одной из самых удивительных загадок в истории. Ученые точно не знают, откуда они пришли и на каком языке говорили. До сих пор не прояснен вопрос о возможной связи между этрусками и русскими.

Под завесой тайн

В середине I тысячелетия до н.э. на территории Италии между реками Тибр и Арно простиралось легендарное государство – Этрурия, ставшее колыбелью Римской цивилизации. Римляне с жадностью учились у этрусков, позаимствовав у них систему управления и богов, инженерное искусство и мозаику, бои гладиаторов и гонки на колесницах, погребальные обряды и одежду.

Несмотря на свою известность, этруски для нас - одна сплошная загадка. Об этрусках сохранилось много свидетельств, но они не дают нам убедительной и достоверной картины жизни этого народа. Ученым доподлинно неизвестно, как появились этруски и куда они исчезли. До сих пор не установлены точные границы Этрурии и не расшифрован этрусский язык.

Правивший в I веке нашей эры римский император Клавдий I оставил потомкам 20-томную «Историю этрусков», а также словарь этрусского языка. Но судьбе было угодно, чтобы эти рукописи целиком погибли в пожаре Александрийской библиотеки, лишив нас возможности приподнять завесу тайн этрусской цивилизации.

Народ с Востока

Сегодня существуют три версии происхождения этрусков. Тит Ливий сообщает, что этруски проникли на Апеннинский полуостров с севера вместе с альпийскими ретами, с которыми состояли в родстве. Согласно гипотезе Дионисия Галикарнасского, этруски были аборигенами Италии, перенявшими достижения предыдущей культуры Вилланова.

Впрочем, «альпийская версия» не находит никаких материальных подтверждений, а культуру Вилланова современные ученые все чаще связывают не с этрусками, а с италиками.

Историки давно заметили, насколько этруски выделялись на фоне своих менее развитых соседей. Это послужило предпосылкой для третьей версии, по которой этруски заселили Апеннины из Малой Азии. Такого взгляда придерживался Геродот, утверждавший, что предки этрусков пришли из Лидии в VIII веке до н.э.

Существует немало доказательств малоазийского происхождения этрусков. Например, способ создания скульптур. Этруски, в отличие от греков, предпочитали не высекать образ из камня, а ваять его из глины, что было характерно для искусства народов Малой Азии.

Есть и более важное свидетельство восточного происхождения этрусков. В конце XIX столетия на острове Лемнос, расположенном недалеко от малоазийского побережья, археологи обнаружили надгробие.

Надпись на нем была сделана греческими буквами, но в совершенно необычном сочетании. Каково же было удивление ученых, когда они, сопоставив эту надпись с этрусскими текстами, обнаружили поразительное сходство!

Болгарский историк Владимир Георгиев предлагает любопытное развитие «восточной версии». По его мнению, этруски - это никто иные, как легендарные троянцы. Ученый основывает свои предположения на легенде, согласно которой возглавляемые Энеем троянцы из охваченной войной Трои бежали на Апеннинский полуостров.

Свою теорию Георгиев подкрепляет и лингвистическими соображениями, находя родство между словами «Этрурия» и «Троя». К этой версии можно было бы относиться скептически, если бы в 1972 году итальянские археологи не раскопали этрусскую гробницу-памятник, посвященную Энею.

Генетическая карта

Не так давно ученые из Туринского университета с помощью генетического анализа решили проверить гипотезу Геродота о малоазийском происхождении этрусков. В процессе исследования сопоставлялись Y-хромосомы (передающиеся по мужской линии) населения Тосканы и жителей других регионов Италии, а также острова Лемнос, Балканского полуострова и Турции.

Выяснилось, что генетические образцы жителей тосканских городов Вольтерра и Мурло больше схожи с образцами жителей Восточного Средиземноморья, чем соседних итальянских регионов.

Более того, некоторые генетические характеристики жителей Мурло абсолютно совпадают с генетическими данными жителей Турции.

Исследователи из Стэндфордского университета для реконструкции демографических процессов, затронувших население Тосканы за последние 2500 лет, решили использовать метод компьютерного моделирования. В этом методе изначально были задействованы данные антрополого-генетической экспертизы.

Результаты оказались неожиданными. Ученым удалось исключить генетическую связь между этрусками, древними жителями центральной Италии и современными обитателями Тосканы. Полученные данные заставляют предположить, что этрусков с лица земли стерла какая-то катастрофа или же они представляли собой социальную элиту, которая имела мало общего с предками современных итальянцев.

Руководитель стэндфордского проекта антрополог Джоанна Маунтин, отмечает, что «этруски во всех отношениях отличались от итальянцев и даже говорили на языке не индоевропейской группы». «Культурные и языковые особенности сделали этрусков настоящей тайной для многочисленных исследователей», – резюмирует Маунтин.

«Этруск – это русский»

Фонетическая близость двух этнонимов – «этруски» и «русские» – порождает среди исследователей гипотезы о непосредственной связи двух народов. Философ Александр Дугин понимает эту связь буквально: «этруск – это русский». Правдоподобности данной версии придает и самоназвание этрусков – Rasenna или Raśna.

Однако, если слово «этруск» сравнить с римским названием этого народа – «tusci», а самоназвание «расены» связать с греческим наименованием этрусков – «тирсены», то близость этрусков и русских уже не выглядит столь очевидной.

Подтверждений того, что этруски могли покинуть территорию Италии, существует достаточно.

Одной из причин исхода, возможно, стало изменение климата, сопровождавшееся засухой. Оно как раз совпало с исчезновением этого народа в I веке до н.э.

Предположительно маршруты миграции этрусков должны были распространяться на более благоприятный для ведения хозяйства север. Свидетельством этого, к примеру, являются обнаруженные в Верхней Германии урны для хранения пепла умершего, которые сходны с этрусскими артефактами.

Вполне вероятно, что часть этрусков дошла до территории нынешней Прибалтики, где могла ассимилироваться со славянскими народами. Однако версия о том, что этруски заложили основы русского этноса, ничем не подтверждается.

Главная загвоздка в отсутствии в этрусском языке звуков «б», «д» и «г» - строение гортани не позволяло этрускам их произносить. Такая особенность голосового аппарата скорее напоминает не русских, а финнов или эстонцев.

Один из признанных апологетов этрускологии французский ученый Закари Майяни поворачивает вектор расселения этрусков сразу на восток. По его мнению, потомки этрусков - это современные албанцы. Среди обоснований своей гипотезы ученый приводит тот факт, что столица Албании Тирана несет в себе одно из наименований этрусков – «тиррены».

Подавляющее большинство ученых считает, что этруски просто растворились в этносе народов населявших Римскую империю. Быстрота ассимиляции этрусков вполне может быть следствием их малочисленности. Согласно предположению археологов, население Этрурии даже в пору ее расцвета не превышало 25 тысяч человек.

Трудности перевода

Изучение этрусской письменности ведется с XVI столетия. Какие только языки не брали за основу, чтобы расшифровать этрусские надписи: древнееврейский, греческий, латинский, санскрит, кельтский, финский, даже языки индейцев Америки. Но все попытки так и не увенчались успехом. «Этрусское не читается», – заявили лингвисты-скептики.

Впрочем, определенных результатов ученые все-таки добились.

Они установили, что этрусский алфавит ведет свое начало от греческого и состоит из 26 букв.

Причем заимствованный у греков алфавит мало соответствовал особенностям фонетики этрусского языка - некоторые звуки в зависимости от контекста приходилось обозначать разными буквами. Более того, поздние этрусские тексты грешили пропуском гласных звуков, что создавало практически неразрешимую задачу по их дешифровке.

И все же некоторым лингвистам, с их слов, удалось прочитать часть этрусских надписей. Сразу трое ученых XIX столетия – поляк Тадеуш Воланский, итальянец Себастьяно Чьямпи и русский Александр Чертков – заявили, что ключ к расшифровке этрусских текстов заключается в славянских языках.

По стопам Воланского пошел российский лингвист Валерий Чудинов, который предлагает считать этрусский язык преемником «славянского рунического письма». Официальная наука скептически относится и к попыткам Чудинова «удревнить» славянскую письменность, и к его способности читать надписи там, где неискушенный человек видит «игру природы».

Современный исследователь Владимир Щербаков пытается упростить проблему перевода этрусских надписей, объясняя, что этруски писали, как слышали. При таком методе дешифровки многие этрусские слова у Щербакова звучат совершенно «по-русски»: «ита» – «эта», «ама» – «яма», «тес» – «лес».

Лингвист Петр Золин по этому поводу замечает, что любая попытка читать тексты такой давности с помощью современных слов абсурдна.

Академик РАН Андрей Зализник добавляет: «Лингвист-любитель охотно погружается в обсуждение письменных памятников прошлого, совершенно забывая (или просто ничего не зная) о том, что в прошлом знакомый ему язык выглядел совсем не таким, как теперь».

Сегодня большинство историков убеждено в том, что этрусские надписи не будут расшифрованы никогда.