Биография франца шуберта самое главное. Биография Шуберта: трудная жизнь великого композитора. Болезнь и смерть

Учителя отдавали должное поразительной легкости, с которой мальчик овладевал музыкальными знаниями. Благодаря своим успехам в учении и хорошему владению голосом Шуберт в 1808 был принят в Императорскую капеллу и в Конвикт – лучшую в Вене школу с пансионом. В течение 1810–1813 он написал множество сочинений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни (в том числе Жалобу Агари, Hagars Klage, 1811). Юным музыкантом заинтересовался А.Сальери, и с 1812 по 1817 Шуберт занимался с ним композицией.

В 1813 он поступил в учительскую семинарию и через год начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время он сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Гёте Гретхен за прялкой (Gretchen am Spinnrade, 19 октября 1813) – это был первый шедевр Шуберта и первая великая немецкая песня.

Годы 1815–1816 примечательны феноменальной продуктивностью юного гения. В 1815 он сочинил две симфонии, две мессы, четыре оперетты, несколько струнных квартетов и около 150 песен. В 1816 появились еще две симфонии – Трагическая и часто звучащая Пятая си бемоль мажор, а также еще месса и свыше 100 песен. Среди песен этих лет – Скиталец (Der Wanderer) и знаменитый Лесной царь (Erlk nig); обе песни вскоре получили всеобщее признание.

Через своего преданного друга Й.фон Шпауна Шуберт познакомился с художником М.фон Швиндом и состоятельным поэтом-любителем Ф.фон Шобером, который устроил встречу Шуберта с известным баритоном М.Фоглем. Благодаря вдохновенному исполнению песен Шуберта Фоглем они завоевали популярность в венских салонах. Сам композитор продолжал работать в школе, но в конце концов в июле 1818 оставил службу и уехал в Желиз, летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где выполнял обязанности учителя музыки. Весной была закончена Шестая симфония, а в Желизе Шуберт сочинил Вариации на французскую песню, ор. 10 для двух фортепиано, посвященные Бетховену.

По возвращении в Вену Шуберт получил заказ на оперетту (зингшпиль) под названием Братья-близнецы (Die Zwillingsbruder). Она была закончена к январю 1819 и исполнена в «Кертнертортеатре» в июне 1820. Летние каникулы в 1819 Шуберт провел вместе с Фоглем в Верхней Австрии, где и сочинил широко известный фортепианный квинтет Форель (ля мажор).

Последующие годы оказались для Шуберта трудными, поскольку он по складу характера не умел добиваться благосклонности влиятельных венских музыкальных деятелей. Романс Лесной царь, опубликованный как ор. 1 (по-видимому, в 1821), положил начало регулярному изданию сочинений Шуберта. В феврале 1822 он закончил оперу Альфонсо и Эстрелла (Alfonso und Estrella); в октябре увидела свет Неоконченная симфония (си минор).

Следующий год отмечен в биографии Шуберта болезнями и унынием композитора. Его опера не была поставлена; он сочинил еще две – Заговорщики (Die Verschworenen) и Фьеррабрас (Fierrabras), но их постигла та же судьба. Замечательный вокальный цикл Прекрасная мельничиха (Die sch ne Mullerin) и отлично принятая слушателями музыка к драматической пьесе Розамунда (Rosamunde) свидетельствуют, что Шуберт не опустил руки. В начале 1824 он работал над струнными квартетами ля минор и ре минор (Девушка и смерть) и над октетом фа мажор, однако нужда заставила его вновь стать учителем в семействе Эстерхази. Летнее пребывание в Желизе благотворно повлияло на здоровье Шуберта. Он сочинил там два опуса для фортепиано в четыре руки – сонату Большой дуэт (Grand Duo) до мажор и Вариации на оригинальную тему ля бемоль мажор. В 1825 он вновь отправился с Фоглем в Верхнюю Австрию, где друзьям оказали самый теплый прием. Песни на слова В.Скотта (в их числе знаменитая Ave Maria) и фортепианная соната ре мажор отражают душевное обновление их автора.

В 1826 Шуберт ходатайствовал о предоставлении ему места капельмейстера в придворной капелле, но ходатайство не было удовлетворено. Его последний струнный квартет (соль мажор) и песни на слова Шекспира (среди них Утренняя серенада) появились во время летней поездки в Веринг, село под Веной. В самой Вене шубертовские песни были в это время широко известны и любимы; в частных домах регулярно проводились музыкальные вечера, посвященные исключительно его музыке – т.н. шубертиады. В 1827 были написаны, в числе прочего, вокальный цикл Зимний путь (Winterreise) и циклы фортепианных пьес (Музыкальные моменты и Экспромты).

Лучшие дня

В 1828 появились тревожные признаки надвигающейся болезни; лихорадочный темп композиторской деятельности Шуберта можно истолковать и как симптом недуга, и как причину, убыстрившую смертельный исход. Шедевр следовал за шедевром: величественная Симфония до мажор, вокальный цикл, посмертно изданный под названием Лебединая песнь, струнный квинтет до мажор и три последние фортепианные сонаты. По-прежнему издатели отказывались брать крупные сочинения Шуберта или платили ничтожно мало; нездоровье помешало ему поехать по приглашению с концертом в Пешт. Умер Шуберт от тифа 19 ноября 1828.

Шуберт был похоронен рядом с Бетховеном, скончавшимся годом ранее. 22 января 1888 прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.

ТВОРЧЕСТВО

Вокальные и хоровые жанры. Песенно-романсовый жанр в трактовке Шуберта представляет собой столь самобытный вклад в музыку 19 в., что можно говорить о возникновении особой формы, которую принято обозначать немецким словом Lied. Песни Шуберта – а их более 650 – дают множество вариантов данной формы, так что классификация здесь едва ли возможна. В принципе Lied бывает двух видов: строфическая, в которой все или почти все стихи поются на одну мелодию; «сквозная» (durchkomponiert), в которой каждый стих может иметь свое музыкальное решение. Полевая розочка (Haidenroslein) – пример первого вида; Молодая монахиня (Die junge Nonne) – второго.

Два фактора способствовали расцвету Lied: повсеместное распространение фортепиано и расцвет немецкой лирической поэзии. Шуберт сумел сделать то, что не удавалось его предшественникам: сочиняя на определенный поэтический текст, он своей музыкой создавал контекст, придающий слову новый смысл. Это мог быть звукоизобразительный контекст – например, журчание воды в песнях из Прекрасной мельничихи или жужжание колеса прялки в Гретхен за прялкой, либо контекст эмоциональный – например, аккорды, передающие благоговейное настроение вечера, в Закате (Im Abendroth) или полночный ужас в Двойнике (Der Doppelgonger). Иногда между пейзажем и настроением стихотворения благодаря особому дару Шуберта устанавливается таинственная связь: так, имитация монотонного гудения шарманки в Шарманщике (Der Leiermann) чудесно передает и суровость зимнего пейзажа, и отчаяние бездомного странника.

Немецкая поэзия, переживавшая в то время расцвет, стала для Шуберта бесценным источником вдохновения. Неправы те, кто подвергают сомнению литературный вкус композитора на том основании, что среди шести с лишним сотен озвученных им поэтических текстов есть весьма слабые стихи, – например, кто бы помнил поэтические строки романсов Форель или К музыке (An die Musik), если бы не гений Шуберта? Но все-таки величайшие шедевры созданы композитором на тексты его любимых поэтов, корифеев немецкой литературы – Гёте, Шиллера, Гейне. Для песен Шуберта – кем бы ни был автор слов – характерна непосредственность воздействия на слушателя: благодаря гению композитора слушатель сразу становится не наблюдателем, а соучастником.

Шубертовские многоголосные вокальные сочинения несколько менее выразительны, чем романсы. Вокальные ансамбли содержат прекрасные страницы, но ни один из них, кроме, может быть, пятиголосного Нет, только тот, кто знал (Nur wer die Sehnsucht kennt, 1819), не захватывает слушателя так, как романсы. Незаконченная духовная опера Воскрешение Лазаря (Lazarus) представляет собой скорее ораторию; музыка здесь прекрасная, а партитура содержит предвосхищения некоторых приемов Вагнера. (В наше время опера Воскрешение Лазаря была закончена русским композитором Э.Денисовым и с успехом исполнена в нескольких странах.)

Шуберт сочинил шесть месс. В них тоже есть весьма яркие части, но все же у Шуберта этот жанр не поднимается до тех вершин совершенства, которые были достигнуты в мессах Баха, Бетховена, а позже Брукнера. Только в последней мессе (ми-бемоль мажор) музыкальный гений Шуберта преодолевает его отстраненное отношение к латинским текстам.

Оркестровая музыка. В юности Шуберт возглавлял студенческий оркестр и дирижировал им. Тогда же он овладел мастерством инструментовки, но жизнь редко предоставляла ему поводы писать для оркестра; после шести юношеских симфоний созданы лишь симфония си минор (Неоконченная) и симфония до мажор (1828). В серии ранних симфоний наиболее интересна пятая (си минор), но только шубертовская Неоконченная вводит нас в новый мир, далекий от классических стилей предшественников композитора. Как и у них, развитие тем и фактуры в Неоконченной исполнено интеллектуального блеска, но по силе эмоционального воздействия Неоконченная близка шубертовским песням. В величественной до-мажорной симфонии подобные качества выступают еще ярче.

Музыка к Розамунде содержит два антракта (си минор и си мажор) и прелестные балетные сцены. Серьезен по тону только первый антракт, но вся музыка к Розамунде – чисто шубертовская по свежести гармонического и мелодического языка.

Среди прочих оркестровых сочинений выделяются увертюры. В двух из них (до мажор и ре мажор), написанных в 1817, чувствуется влияние Дж.Россини, и в их подзаголовках (данных не Шубертом) указано: «в итальянском стиле». Интерес представляют также три оперных увертюры: Альфонсо и Эстрелла, Розамунда (первоначально предназначалась для раннего сочинения Волшебная арфа – Die Zauberharfe) и Фьеррабрас – наиболее совершенный образец данной формы у Шуберта.

Камерно-инструментальные жанры. Камерные произведения в наибольшей мере раскрывают внутренний мир композитора; кроме того, в них ярко отражается дух его любимой Вены. Нежность и поэтичность натуры Шуберта запечатлены в шедеврах, которые принято называть «семью звездами» его камерного наследия.

Квинтет Форель – это провозвестник нового, романтического мироощущения в камерно-инструментальном жанре; очаровательные мелодии и жизнерадостные ритмы принесли сочинению большую популярность. Пятью годами позже появились два струнных квартета: квартет ля минор (ор. 29), воспринимающийся многими как исповедь композитора, и квартет Девушка и смерть, где мелодичность и поэтичность соединяются с глубоким трагизмом. Последний шубертовский квартет соль мажор являет собой квинтэссенцию мастерства композитора; масштабы цикла и сложность форм представляют некоторое препятствие для популярности этого произведения, однако последний квартет, как и симфония до мажор, – абсолютные вершины творчества Шуберта. Лирико-драматический характер ранних квартетов свойствен и квинтету до мажор (1828), но он не может сравниться по совершенству с квартетом соль мажор.

Октет являет собой романтическое истолкование жанра классической сюиты. Употребление дополнительных деревянных духовых дает композитору повод для сочинения трогательных мелодий, создания красочных модуляций, в которых воплощается Gemutlichkeit – добродушно-уютный шарм старой Вены. Оба шубертовских трио – ор. 99, си-бемоль мажор и ор. 100, ми-бемоль мажор – имеют как сильные, так и слабые стороны: структурная организация и красота музыки первых двух частей покоряют слушателя, в то время как финалы обоих циклов кажутся чересчур легковесными.

Фортепианные сочинения. Шуберт сочинил множество пьес для фортепиано в 4 руки. Многие из них (марши, полонезы, увертюры) – очаровательная музыка для домашнего употребления. Но есть среди этой части наследия композитора и более серьезные произведения. Таковы соната Grand Duo с ее симфоническим размахом (притом, как уже говорилось, нет указаний, что цикл задумывался первоначально в виде симфонии), вариации ля-бемоль мажор с их острой характеристичностью и фантазия фа минор ор. 103 – первоклассное и широко признанное сочинение.

Около двух десятков шубертовских фортепианных сонат по своему значению уступают только бетховенским. Полдюжины юношеских сонат интересны главным образом поклонникам искусства Шуберта; остальные известны во всем мире. Сонаты ля минор, ре мажор и соль мажор (1825–1826) ярко демонстрируют осмысление композитором сонатного принципа: танцевальные и песенные формы сочетаются здесь с классическими приемами развития тем. В трех сонатах, появившихся незадолго до кончины композитора, песенно-танцевальные элементы предстают в очищенном, возвышенном виде; эмоциональный мир этих сочинений богаче, чем в ранних опусах. Последняя соната си-бемоль мажор – итог работы Шуберта над тематизмом и формой сонатного цикла.

Творческий путь. Роль бытовой и народной музыки в художественном формировании Шуберта

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале, предместье Вены, в семье школьного учителя. Демократическая среда, окружавшая его с детских лет, оказала большое влияние на будущего композитора.

Приобщение Шуберта к искусству началось с домашнего музи­цирования, столь характерного для австрийского городского быта. По-видимому, с юных лет Шуберт начал овладевать и многона­циональным музыкальным фольклором Вены.

В этом городе, на границе востока и запада, севера и юга, столице «лоскутной» империи, смешивались многие национальные культуры, в том числе и музыкальные. Австрийский, немецкий, итальянский, славянский в нескольких разновидностях (украинский, чешский, русинский, хорватский), цыганский, венгерский фольклор звучал повсеместно.

В произведениях Шуберта, вплоть до самых последних, ощути­мо родство с многообразными национальными истоками бытовой музыки Вены. Бесспорно, господствующая струя в его творчест­ве - австро-немецкая. Будучи австрийским композитором, Шуберт много взял и от немецкой музыкальной культуры. Но на этом фо­не особенно устойчиво и рельефно проявляются черты славянского и венгерского фольклора.

В разностороннем музыкальном образовании Шуберта (он уже дома познакомился с основами композиции, с хоровым искусством, игрой на органе, клавире, скрипке) не было ничего профессиональ­ною. В эпоху зарождающегося эстрадно-виртуозного искусства оно оставалось патриархальным и несколько старомодным. Дейст­вительно, недостаточность виртуозной тренировки на фортепиано являлась одной из причин отчужденности Шуберта от концертной эстрады, которая в XIX столетии стала самым мощным средством пропаганды новой музыки, в особенности фортепианной. Впослед­ствии ему приходилось преодолевать свою робость перед больши­ми публичными выступлениями. Однако отсутствие концертного опыта имело и свою положительную сторону: оно компенсирова­лось чистотой и серьезностью музыкальных вкусов композитора.

Произведения Шуберта свободны от нарочитой эффектности, от стремления угодить вкусам мещанской публики, ищущей в искусстве прежде всего развлечения. Характерно, что из общего числа - примерно полторы тысячи произведений - он создал только два собственно эстрадных сочинения («Концертштюк» для скрипки и оркестра и «Полонез» для скрипки с оркестром).

Шуман, один из первых ценителей венского романтика, писал, что последнему «не было нужды предварительно преодолевать в себе виртуоза».

Существенна и неизменная творческая связь Шуберта с народ­но-бытовыми жанрами, которые культивировались в его домашней среде. Основной художественный жанр Шуберта - песня - искус­ство, бытующее в народе. Свои наиболее новаторские черты Шуберт черпает из традиционной народно-бытовой музыки. Песни, четырехручная фортепианная пьеса, обработка народных танцев (вальсы, лендлеры, менуэты и другие) - все это имело перво­степенное значение в определении творческого облика венского романтика. В продолжение всей жизни композитор сохранял связь не просто с бытовой музыкой Вены, но с характерным стилем вен­ского предместья.

Пятилетнее обучение в Конвикте *,

* Закрытое общеобразовательное учебное заведение, бывшее одновременно и школой придворных певчих.

с 1808 по 1813 год, значи­тельно расширило музыкальный кругозор юноши и на долгие годы определило характер его идейных и художественных инте­ресов.

В школе, играя в ученическом оркестре и дирижируя им, Шу­берт познакомился с рядом выдающихся произведений Гайдна, Моцарта, Бетховена, которые оказали глубокое воздействие на формирование его художественных вкусов. Непосредственное участие в хоре дало ему отличное знание и ощущение вокальной культуры, столь важные для его будущего творчества. В Конвикте же с 1810 года началась напряженная творческая деятельность композитора. И, кроме того, именно там, среди учащихся, Шуберт нашел близкую ему среду. В отличие от Сальери, официального руководителя по композиции, стремившегося воспитать ученика в традициях итальянской opera seria, молодежь сочувствовала исканиям Шуберта, приветствовала в его произведениях тяготение к национально-демократическому искусству. В его песнях и бал­ладах она чувствовала дух национальной поэзии, воплощение ху­дожественных идеалов нового поколения.

В 1813 году Шуберт ушел из Конвикта. Под сильным давле­нием семьи он согласился стать учителем и, вплоть до конца 1817 года, преподавал азбуку и другие элементарные предметы в школе своего отца. Это была первая и последняя служба в жиз­ни композитора.

В годы, связанные с тяготившей его педагогической деятель­ностью, творческий талант Шуберта развернулся с изумительным блеском. Несмотря на полное отсутствие связей с профессиональ­ным музыкальным миром, он сочинял песни, симфонии, квартеты, духовно-хоровую музыку, фортепианные сонаты, оперы и другие произведения. Уже в этот период в его творчестве ясно обозначи­лась ведущая роль песни. За один только 1815 год, Шуберт сочи­нил более ста сорока романсов. Он писал с жадностью, используя каждую свободную минуту, едва успевая заносить на бумагу обуревавшие его мысли. Почти без помарок и изменений он соз­давал одно законченное произведение за другим. Неповторимое своеобразие каждой миниатюры, поэтическая тонкость их настрое­ний, новизна и цельность стиля возвышают эти произведения над всем, что было создано в песенном жанре предшественниками Шу­берта. В «Маргарите за прялкой», «Лесном царе», «Скитальце», «Форели», «К музыке» и многих других песнях этих лет уже пол­ностью определились характерные образы и выразительные при­емы романтической вокальной лирики.

Положение провинциального учителя становилось для композитора невыносимым. В 1818 году произошел болезненный разрыв с отцом в связи с тем, что Шуберт отказался от службы. Он начал новую жизнь, всецело посвятив себя творчеству.

Эти годы отмечены тяжелой непрекращающейся нуждой. Никакого источника материального дохода у Шуберта не было. Его музыка, получавшая постепенное признание среди демократиче­ской интеллигенции, исполнялась почти исключительно в частных домах и преимущественно в провинции, не привлекая внимания влиятельных лиц в музыкальном мире Вены. Так продолжалось десять лет. Только накануне смерти Шуберта издатели начали покупать у него мелкие пьесы, да и то за ничтожную плату. Не имея средств на наем квартиры, композитор большую часть време­ни жил у своих друзей. Оставшееся после него имущество было оценено в 63 флорина.

Два раза - в 1818 и 1824 годах - под давлением крайней нужды Шуберт ненадолго уезжал в Венгрию, в качестве учителя музыки в семействе графа Эстергази. Относительная обеспечен­ность и даже привлекавшая композитора новизна впечатлений, особенно музыкальных, которые оставили ощутимый след в его творчестве, все же не искупали тяжести положения «придворного слуги» и духовного одиночества.

И, однако, ничто не могло парализовать его душевные силы: ни нищенский уровень существования, ни болезнь, постепенно разрушавшая здоровье. Его путь был непрерывным творческим вос­хождением. В 20-х годах Шуберт жил особенно напряженной духовной жизнью. Он вращался в среде передовой демократиче­ской интеллигенции *.

* К шубертовскому кружку принадлежали И. фон Шпаун, Ф. Шобер, выдаю­щийся художник М. фон Швинд, братья А. и И. Хюттенбревнер, поэт Е. Мейергофер, поэт-революционер И. Зенн, художники Л. Купельвизер в И. Тельчер, студент Э. фон Бауернфельд, знаменитый певец И. Фогль и другие. В последние годы к нему примкнул выдающийся австрийский драматург и поэт Франц Грильпарцер.

Общественные интересы и вопросы полити­ческой борьбы, новейшие произведения литературы и искусства, современные философские проблемы находились в центре внима­ния Шуберта и его друзей.

Композитор остро ощущал гнетущую атмосферу меттерниховской реакции, особенно сгустившуюся в последние годы его жизни. В 1820 году весь кружок Шуберта получил официальное осуж­дение за революционные настроения. Протест против существовав­шего порядка откровенно выражен в письмах и других высказы­ваниях великого музыканта.

«Просто несчастье, как все теперь костенеет в пошлой прозе, и многие люди равнодушно взирают на это и даже чувствуют себя вполне хорошо, преспокойно катясь по грязи в пропасть», - пишет он другу в 1825 году.

«...Уж мудрое и благотворное государственное устройство позаботилось о том, чтобы художник всегда оставался рабом вся­кого жалкого торгаша», - говорится в другом письме.

Сохранилось стихотворение Шуберта «Жалоба народу» (1824), по признанию автора, сочиненное «в одну из тех мрачных минут, когда я особенно остро и болезненно почувствовал бесплодность и ничтожество жизни, характерные для нашего времени». Вот строки из этого излияния:

О юность наших дней, промчалась ты!
Растрачена впустую мощь народа,
И яркого все меньше год от года,
И жизнь идет дорогою тщеты.
В страданиях все тяжелее жить,
Хотя во мне еще остались силы.
Потерянные дни, что мне постылы,
Могли б великой цели послужить...
И лишь тебе, Искусство, суждено
Запечатлеть и действие и время,
Чтобы умерить горестное бремя...*

* Перевод Л. Озерова

И в самом деле, всю свою нерастраченную духовную энергию Шуберт отдал искусству.

Высокая интеллектуальная и духовная зрелость, достигнутая им в эти годы, отразилась в новом содержании его музыки. Большая философская углубленность и драматичность, тяготение к крупным масштабам, к обобщающему инструментальному мышле­нию отличают творчество Шуберта 20-х годов от музыки раннего периода. Бетховен, который еще несколько лет тому назад, в пе­риод безграничного преклонения Шуберта перед Моцартом, иног­да отпугивал молодого композитора своими исполинскими стра­стями и суровой, неприкрашенной правдивостью, теперь стал для него высшим художественным мерилом. Бетховенское - в смысле масштабов, большой интеллектуальной глубины, драма­тической трактовки образов и героических тенденций - обогатило непосредственный и эмоционально-лирический характер ранней шубертовской музыки.

Уже в первой половине 20-х годов Шуберт создает инструмен­тальные шедевры, которые впоследствии заняли место в ряду самых выдающихся образцов мировой музыкальной классики. В 1822 году была написана «Неоконченная симфония» - первое симфоническое произведение, в котором романтические образы по­лучили свое законченное художественное выражение.

В раннем периоде новые романтические темы - любовная ли­рика, картины природы, народная фантастика, лирическое настрое­ние - воплощались Шубертом в песенном творчестве. Его инстру­ментальные произведения тех лет были еще очень зависимы от классицистских образцов. Теперь же сонатные жанры стали у него выразителями нового мира идей. Не только «Неоконченная симфо­ния», но и три замечательных квартета, сочиненные в первой поло­вине 20-х годов (неоконченный, 1820; ля-минорный, 1824; ре-минорный, 1824-1826), соперничают с его песней новизной, красотой и законченностью стиля. Поразительной кажется смелость мо­лодого композитора, который, безгранично преклоняясь перед Бетховеном, пошел по своему пути и создал новое направление роман­тического симфонизма. Столь же самостоятельной в этот период оказывается его трактовка камерной инструментальной музыки, которая уже не следует ни по пути квартетов Гайдна, служивших ему ранее образцами, ни по пути Бетховена, у которого в эти же годы квартет превратился в философский жанр, значительно отличающийся по стилю от его демократических драматизирован­ных симфоний.

И в фортепианной музыке в эти годы Шуберт создает высокие художественные ценности. Фантазия «Скиталец» (ровесница «Нео­конченной симфонии»), немецкие танцы, вальсы, лендлеры, «Му­зыкальные моменты» (1823-1827), «Экспромты» (1827), множество фортепианных сонат можно без преувеличения оценить как новый этап в истории музыкальной литературы. Свободная от схема­тического подражания классицистской сонате, эта фортепианная музыка отличалась небывалой лирико-психологической выразительностью. Выросшая из интимной импровизации, из бытового танца, она основывалась на новых романтических художественных средствах. Ни одно из этих творений не прозвучало с концертной эстрады при жизни Шуберта. Слишком резко расходилась глубо­кая, сдержанная фортепианная музыка Шуберта, проникнутая тонким поэтическим настроением, с развивающимся в те годы пианистическим стилем - виртуозно-бравурным, эффектным. Да­же фантазия «Скиталец» - единственное виртуозное фортепиан­ное произведение Шуберта - была настолько чужда этим требо­ваниям, что только аранжировка Листа помогла ей достигнуть популярности на концертной эстраде.

В хоровой сфере появляется месса As-dur (1822)-одно из самых оригинальных и сильных произведений, созданных в этом старинном жанре композиторами XIX века. Четырехголос­ным вокальным ансамблем «Песнь духов над водами» на текст Гёте (1821) Шуберт открывает совсем неожиданные красочно-выразительные ресурсы хоровой музыки.

Он вносит изменения даже в песню - область, в которой чуть ли не с первых шагов Шуберт нашел законченную романтическую форму. В песенном цикле «Прекрасная мельничиха» (1823) на тексты поэта Мюллера ощущается более драматическое и углуб­ленное восприятие мира. В музыке на стихи Рюккерта, Пиркера, из «Вильгельма Мейстера» Гете и других заметны большая свобо­да выражения и более совершенное развитие мысли.

«Слова скованы, но звуки, к счастью, еще свободны!» - сказал про меттерниховскую Вену Бетховен. И в творчестве последних лет Шуберт выразил свое отношение к мраку окружающей его жизни. В ре-минорном квартете (1824-1826), в песенном цикле «Зимний путь» (1827), в песнях на тексты Гейне (1828) с поражающей силой н новизной воплощена трагедийная тема. Насыщенная страстным протестом, шубертовская музыка этих лет одновремен­но отличается небывалой психологической глубиной. И все же ни разу ни в одном из поздних произведений трагическое мироощуще­ние композитора не перешло в надломленность, в безверие, в нев­растению. Трагическое в искусстве Шуберта отражает не бессилие, а скорбь о человеке и веру в его высокое назначение. Говоря о духовном одиночестве, оно выражает и непримиримое отношение к мрачной современности.

Но наряду с трагедийной темой в искусстве Шуберта послед­них лет отчетливо проявляются героико-эпические тенденции. Именно тогда он создал свою наиболее жизнеутверждающую и светлую музыку, проникнутую пафосом народности. Девятая сим­фония (1828), струнный квартет (1828), кантата «Победная песнь Мириам» (1828) - эти и другие произведения говорят о стремле­нии Шуберта запечатлеть в своем искусстве образы героики, обра­зы «времени могущества и деяний».

Самые поздние произведения композитора открыли новую не­ожиданную сторону его творческой индивидуальности. Лирик и миниатюрист начал увлекаться монументально-эпическими полот­нами. Захваченный открывавшимися перед ним новыми художест­венными горизонтами, он думал целиком посвятить себя крупным, обобщающим жанрам.

«Я более ничего не желаю слышать про песни, я теперь оконча­тельно принялся за оперы и симфонии», - заявил Шуберт по окон­чании своей последней, С-dur"ной симфонии, за полгода до конца жизни.

Его обогащенная творческая мысль находит свое отражение в новых исканиях. Теперь Шуберт обращается не только к венско­му бытовому фольклору, но и к народной тематике в более широ­ком, бетховенском плане. Возрастает его интерес и к хоровой музыке, и к полифонии. В последний год жизни он сочинил четыре крупных хоровых произведения, в том числе выдающуюся мессу Es-dur. Но грандиозные масштабы сочетались у него с тонкой де­тализацией, а бетховенский драматизм - с романтическими обра­зами. Никогда прежде Шуберт не достигал такой многогранности и глубины содержания, как в своих самых последних творениях. Композитор, сочинивший уже более тысячи произведений, стоял в год смерти на пороге новых грандиозных открытий.

Конец жизни Шуберта был ознаменован двумя выдающимися событиями, происшедшими, однако, с роковым опозданием. В 1827 году Бетховен высоко оценил несколько песен Шуберта и выразил желание познакомиться с произведениями молодого автора. Но когда Шуберт, преодолев застенчивость, пришел к ве­ликому музыканту, Бетховен уже лежал на смертном одре.

Другим событием был первый авторский вечер Шуберта в Вене (в марте 1828 года), прошедший с огромным успехом. Но через несколько месяцев после этого концерта, который впервые привлек к композитору внимание широкой музыкальной общественности столицы, его не стало. Смерть Шуберта, наступившая 19 ноября 1828 года, была ускорена длительным нервным и физическим истощением.

В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт - придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). Оставив капеллу в г., Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка , Моцарта и Бетховена . Первые самостоятельные произведения - оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор - он написал в г.

Почему Шуберт не завершил симфонию?

Иногда обыкновенному человеку трудно по­нять тот образ жизни, который ведут творческие люди: писатели, композиторы, художники. Их труд иного рода, чем работа ремесленников или счетоводов.

Франц Шуберт, австрийский композитор, прожил всего 31 год, но написал более 600 песен, много прекрасных симфоний и сонат, большое количест­во хоров и камерной музыки. Он трудился очень напряженно.

Но издатели его музыки платили ему мало. Нехватка денег все время преследовала его.

Точная дата, когда Шуберт сочинил Восьмую Симфонию си минор (Неоконченную) неизвест­на. Она была посвящена музыкальному обществу Австрии, и Шуберт представил две ее части в 1824 году.

Рукопись пролежала более 40 лет, пока ее не обнаружил венский дирижер и не исполнил ее на концерте.

Навсегда осталось тайной самого Шуберта, по­чему он не завершил Восьмую симфонию. Ка­жется, он был намерен довести ее до логического конца, первые скерцо были полностью закончены, а ос­тальные обнаружены в набросках. С этой точки зрения "Неоконченная" симфония - вполне законченное произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей.

Сочинения

Октет. Автограф Шуберта.

  • Оперы - Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьерабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в т. ч. Граф фон Гляйхен, и др.;
  • Зингшпили (7), в т. ч. Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне);
  • Музыка к пьесам - Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же);
  • Для солистов, хора и оркестра - 7 месс (1814-28), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовые сочинения, оратории, кантаты, в т. ч. Победная песнь Мирьям (1828);
  • Для оркестра - симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая до мажор, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая до мажор, 1828), 8 увертюр;
  • Камерно-инструментальные ансамбли - 4 сонаты (1816-17), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828?), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811-26), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др.;
  • Для фортепиано в 2 руки - 23 сонаты (в т. ч. 6 незавершённых; 1815-28), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827-28), 6 музыкальных моментов (1823-28), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы , лендлеры , немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812-27);
  • Для фортепиано в 4 руки - сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши и др.;
  • Вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения;
  • Песни для голоса с фортепиано , (более 600) в т. ч. циклы Прекрасная мельничиха (1823) и Зимний путь (1827), сборник Лебединая песня (1828).

См. также

Библиография

  • Конен В. Шуберт. - изд. 2-е, доп. - М.: Музгиз, 1959. - 304 с. (Наиболее подходит для начального ознакомления с жизнью и творчеством Шуберта)
  • Вульфиус П. Франц Шуберт: Очерки жизни и творчества. - М.: Музыка, 1983. - 447 с., ил., нот. (Семь очерков о жизни и творчестве Ш. Содержит самый подробный на русском языке указатель сочинений Шуберта)
  • Хохлов Ю. Н. Песни Шуберта: Черты стиля. - М.: Музыка, 1987. - 302 с., нот. (Исследуется творческий метод Ш. на материале его песен, даётся характеристика его песенного творчества. Содержит список из более 130 названий работ о Шуберте и его песенном творчестве)
  • Alfred Einstein: Schubert. Ein musikalisches Portrit, Pan-Verlag, Zrich 1952 (als E-Book frei verfügbar bei http://www.musikwissenschaft.tu-berlin.de/wi)
  • Peter Gülke: Franz Schubert und seine Zeit, Laaber-Verlag, Laaber 2002, ISBN 3-89007-537-1
  • Peter Härtling: Schubert. 12 moments musicaux und ein Roman, Dtv, München 2003, ISBN 3-423-13137-3
  • Ernst Hilmar: Franz Schubert, Rowohlt, Reinbek 2004, ISBN 3-499-50608-4
  • Kreissle, «Franz Schubert» (Вена, 1861);
  • Von Helborn, «Franz Schubert»;
  • Rissé, «Franz Schubert und seine Lieder» (Ганновер, 1871);
  • Aug. Reissmann, «Franz Schubert, sein Leben und seine Werke» (Б., 1873);
  • H. Barbedette, «F. Schubert, sa vie, ses oeuvres, son temps» (П., 1866);
  • M-me A. Audley, «Franz Schubert, sa vie et ses oeuvres» (П., 1871).

Ссылки

  • Каталог сочинений Шуберта, незавершенная восьмая симфония (англ.)
  • НОТЫ (!)118.126Мб, PDF-формат Полное собрание вокальных сочинений Шуберта в 7 частях в Нотном архиве Бориса Тараканова
  • Франц Шуберт: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Франц фон Зиккинген
  • Франц фон Хиппер

Смотреть что такое "Франц Шуберт" в других словарях:

    Франц Шуберт (значения) - Франц Шуберт: Франц Шуберт великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке. (3917) Франц Шуберт типичный астероид главного пояса, названный в честь австрийского композитора Франца Шуберта … Википедия

    (3917) Франц Шуберт - У этого термина существуют и другие значения, см. Франц Шуберт (значения). (3917) Франц Шуберт Открытие Первооткрыватель Фреймут Борнген (англ.) Дата обнаружения 15 февраля 1961 Эпоним Франц Шуберт … Википедия

    Франц Петер Шуберт - Franz Peter Schubert Литография Йозефа Крихубера Дата рождения 31 января 1797 Место рождения Вена Дата смерти … Википедия


ШУБЕРТ (Schubert) Франц (31.01. 1797 - 19.11.1828), – знаменитый австрийский композитор и пианист. Основоположник музыкального ро-мантизма. В песенных циклах Шу-берт воплотил духовный мир совре-менника – "молодого человека XIX в." Написал ок. 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И.В. Гете, Г. Гейне и др.), в том числе из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Форель» (1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры и др. Писал также произведения для гитары.

Имеется множество обработок произведений Шуберта для гитары (А. Диабелли, И.К. Мертца и других).

О Франце Шуберте и его творчестве

Валерий Агабабов

Музыкантам и любителям музыки будет интересно узнать, что Франц Шуберт, не имея в течение ряда лет дома рояля, пользовался при сочинении своих произведений главным образом гитарой. Его знаменитая "Серенада" имела в руко-писи пометку "для гитары". И если мы повнимательней вслушаемся в напевную и простую по своей искренности музыку Ф. Шуберта, то с удивлением заметим, что многое написанное им в песенном и танцевальном жанре, носит ярко выраженный "гитарный" характер.

Франц Шуберт (1797-1828) – великий австрийский компози-тор. Родился в семье школьного учителя. Воспитывался в венском конвинте, где обучался генерал-басу у В. Ружички, контрапункту и композиции у А. Сальери.

С 1814 по 1818 работал помощником учителя в школе своего отца. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей-поклонников его творчества (в их числе поэты Ф. Шобер и И. Майрхофер, художники М. Швинд и Л. Купильвизер, певец И. М. Фогль, ставший пропагандистом его песен). Эти дружеские встречи с Шубертом вошли в историю под названием "Шубертиад". Как учитель музыки дочерей графа И. Эстергази, Шуберт побывал в Венгрии, вместе с Фоглем ездил в Верхнюю Австрию и Зальцбург. В 1828 году, за несколько месяцев до смерти Шуберта, состоялся его авторский концерт, прошед-ший с большим успехом.

Важнейшее место в наследии Ф. Шуберта занимают песни для голоса с фортепиано (около 600 песен). Один из круп-нейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Шуберт создал новый тип песни сквозного развития, а также первые высоко-художественные образцы вокального цикла ("Прекрасная мельничиха", "Зимний путь"). Перу Шуберта принадлежат оперы, зингшпили, мессы, кантаты, оратории, квартеты для мужских и женских голосов (в мужских хорах и ор. 11 и 16 он использовал гитару в качестве сопровождающего инстру-мента).

В инструментальной музыке Шуберта, основанной на традициях композиторов венской классической школы, большое значение приобрел тематизм песенного типа. Им создано 9 симфоний, 8 увертюр. Вершинными образцами романтическою симфонизма являются лирико-драмати-ческая "Неоконченная" симфония и величественная героико-эпическая "Большая" симфония.

Фортепианная музыка – важная область творчества Шуберта. Испытав влияние Бетховена, Шуберт заложил традицию свободной романтической трактовки жанра фортепианной сонаты (23). Фантазия "Скиталец" предвос-хищает "поэмные" формы романтиков (Ф. Лист). Экспромты (11) и музыкальные моменты (6) Шуберта – первые романтические миниатюры, близкие сочинениям Ф. Шопена и Р. Шумана. Фортепианные менуэты, вальсы, "немецкие танцы", лендлеры, экоссезы и др. отразили стремление композитора к поэтизации танцевальных жанров. Шубертом написано более 400 танцев.

Творчество Ф. Шуберта тесно связано с австрийским народным искусством, с бытовой музыкой Вены, хотя он редко использовал в своих сочинениях подлинные народ-ные темы.

Ф. Шуберт – первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший, по словам академика Б. В. Асафьева, "радости и скорби жизни" так, "как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей".

Журнал "Гитаристъ", №1, 2004

ШУБЕРТ (Schubert ) Франц (1797-1828), австрийский композитор. Создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров. Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов "Прекрасная мельничиха" (1823), "Зимний путь" (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. "Неоконченная", 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет "Форель" (1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.

ШУБЕРТ (Schubert ) Франц (полное имя Франц Петер) (31 января 1797, Вена - 19 ноября 1828, там же), австрийский композитор, крупнейший представитель раннего романтизма.

Детские годы. Ранние произведения

Родился в семье школьного учителя. Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам. В 1808-12 пел в императорской Придворной капелле под руководством выдающегося венского композитора и педагога А. Сальери, который, обратив внимание на талант мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии и оперы "Замок дьявола". Работая помощником учителя в школе своего отца (1814-18), Шуберт продолжал интенсивно сочинять. К 1814-15 относятся многочисленные песни (в том числе такие шедевры, как "Маргарита за прялкой" и "Лесной царь" на слова И. В. Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля.

Карьера музыканта

Тогда же друг Шуберта Й. фон Шпаун познакомил его с поэтом И. Майрхофером и студентом-юристом Ф. фон Шобером. Эти и другие друзья Шуберта - образованные, наделенные тонким музыкальным и поэтическим вкусом представители нового венского среднего класса - регулярно собирались на домашних вечерах музыки Шуберта, названных позднее "шубертиадами". Общение с этой дружелюбной и восприимчивой аудиторией окончательно уверило молодого композитора в его призвании, и в 1818 Шуберт оставил работу в школе. Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом И. М. Фоглем (1768-1840), который стал ревностным пропагандистом его вокального творчества. На протяжении второй половины 1810-х гг. из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни (в том числе популярнейшие "Скиталец", "Ганимед", "Форель"), фортепианные сонаты, 4-я, 5-я и 6-я симфонии, изящные увертюры в стиле Дж. Россини, фортепианный квинтет "Форель", включающий вариации на одноименную песню. Его зингшпиль "Братья-близнецы", написанный в 1820 для Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, однако принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама "Волшебная арфа", поставленная несколько месяцев спустя в театре Ан-дер-Вин.

Переменчивость фортуны

Годы 1820-21 были для Шуберта успешными. Он пользовался покровительством аристократических семей, завязал ряд знакомств среди влиятельных в Вене людей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке 20 его песен. Вскоре, однако, в его жизни наступил менее благоприятный период. Опера "Альфонсо и Эстрелла" на либретто Шобера была отклонена (сам Шуберт считал ее своей большой удачей), материальные обстоятельства ухудшились. К тому же в конце 1822 Шуберт серьезно заболел (судя по всему, он заразился сифилисом). Тем не менее этот сложный и тяжелый год был отмечен созданием выдающихся произведений, в том числе песен, фортепианной фантазии "Скиталец" (это практически единственный у Шуберта образец бравурно-виртуозного фортепианного стиля) и полной романтического пафоса "Неоконченной симфонии" (сочинив две части симфонии и набросав третью, композитор по неизвестной причине оставил работу и больше к ней не возвращался).

Жизнь оборвалась в самом расцвете

Вскоре появились вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" (20 песен на слова В. Мюллера), зингшпиль "Заговорщицы" и опера "Фьерабрас". В 1824 были написаны струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть - вариации на тему более ранней песни Шуберта "Смерть и девушка") и шестичастный Октет для духовых и струнных, созданный по образцу очень популярного в то время Септета соч. 20 Л. ван Бетховена, но превосходящий его по масштабам и виртуозному блеску. По-видимому, летом 1825 в Гмундене близ Вены Шуберт набросал или частично сочинил свою последнюю симфонию (так называемую "Большую", C-dur). К этому времени Шуберт уже пользовался в Вене весьма высокой репутацией. Его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали его новые песни, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-26 выделяются фортепианные сонаты A-moll, D-dur, G-dur, последний струнный квартет G-dur и некоторые песни, в том числе "Молодая монахиня" и Ave Maria. В 1827-28 творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки и 26 марта 1828 дал в зале Общества авторский концерт, который прошел с большим успехом. К этому периоду относятся вокальный цикл "Зимний путь" (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта - Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием "Лебединая песнь" (наиболее популярны "Серенада" на слова Л. Рельштаба и "Двойник" на слова Г. Гейне). Шуберт умер от тифа в возрасте 31 года; современники восприняли его смерть как потерю гения, который успел оправдать лишь небольшую часть возлагавшихся на него надежд.

Песни Шуберта

Долгое время Шуберт был известен главным образом своими песнями для голоса с фортепиано. По существу, с Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой вокальной миниатюры, подготовленная расцветом немецкой лирической поэзии конца 18 - начала 19 вв. Шуберт писал музыку на стихи поэтов самого разного уровня, от великих И. В. Гете (около 70 песен), Ф. Шиллера (свыше 40 песен) и Г. Гейне (6 песен из "Лебединой песни") до сравнительно малоизвестных литераторов и любителей (так, на стихи своего друга И. Майрхофера Шуберт сочинил около 50 песен). Помимо огромного стихийного мелодического дара, композитор обладал уникальной способностью передавать музыкой как общую атмосферу стихотворения, так и его смысловые оттенки. Начиная с самых ранних песен, он изобретательно использовал возможности фортепиано в звукоизобразительных и экспрессивных целях; так, в "Маргарите за прялкой" непрерывная фигурация шестнадцатыми олицетворяет вращение прялки и одновременно чутко реагирует на все изменения эмоционального напряжения. Песни Шуберта исключительно разнообразны по форме: от простых строфических миниатюр до свободно построенных вокальных сцен, которые часто складываются из контрастных разделов. Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь" - по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.

В других жанрах

Шуберт всю жизнь стремился к успеху в театральных жанрах, однако его оперы при всех своих музыкальных достоинствах недостаточно выигрышны в драматургическом отношении. Из всей музыки Шуберта, непосредственно связанной с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе В. фон Чези "Розамунда" (1823).

Церковные композиции Шуберта, за исключением месс As-dur (1822) и Es-dur (1828), малоизвестны. Между тем Шуберт писал для церкви всю жизнь; в его духовной музыке вопреки давней традиции преобладает гомофонная фактура (полифоническое письмо не принадлежало к сильным сторонам композиторской техники Шуберта, и в 1828 он даже намеревался пройти курс контрапункта у авторитетного венского педагога С. Зехтера). Единственная и к тому же неоконченная оратория Шуберта "Лазарь" стилистически родственна его операм. Среди светских хоровых и вокально-ансамблевых произведений Шуберта преобладают пьесы для любительского исполнения. Серьезным, возвышенным характером выделяется "Песнь духов над водами" для восьми мужских голосов и низких струнных на слова Гете (1820).

Инструментальная музыка

Создавая музыку инструментальных жанров Шуберт, естественно, ориентировался на венские классические образцы; даже самые оригинальные из его ранних симфоний, 4-я (с авторским подзаголовком "Трагическая") и 5-я, все еще отмечены влиянием Гайдна. Однако уже в квинтете "Форель" (1819) Шуберт предстает абсолютно зрелым и самобытным мастером. В его крупных инструментальных опусах большую роль играют лирические песенные темы (в том числе заимствованные из собственных песен Шуберта - как в квинтете "Форель", квартете "Смерть и девушка", фантазии "Скиталец"), ритмы и интонации бытовой музыки. Даже последняя симфония Шуберта, так называемая "Большая", основана преимущественно на тематизме песенно-танцевального типа, который в ней разработан с подлинно эпическим размахом. Стилистические черты, ведущие свое происхождение из практики бытового музицирования, сочетаются у зрелого Шуберта с отрешенной молитвенной созерцательностью и внезапным трагическим пафосом. В инструментальных произведениях Шуберта преобладают спокойные темпы; имея в виду его склонность к неторопливому изложению музыкальных мыслей, Р. Шуман говорил о его "божественных длиннотах". Особенности шубертовского инструментального письма наиболее впечатляюще воплотились в его двух последних крупных произведениях - Струнном квинтете и Фортепианной сонате B-dur. Важную сферу инструментального творчества Шуберта составляют музыкальные моменты и экспромты для фортепиано; с этих пьес фактически началась история романтической фортепианной миниатюры. Шуберт сочинил также множество фортепианных и ансамблевых танцев, маршей, вариаций для домашнего музицирования.

Наследие композитора

До конца 19 в. значительная часть обширного наследия Шуберта оставалась неопубликованной и даже неисполненной. Так, рукопись "Большой" симфонии была обнаружена Шуманом только в 1839 (впервые эта симфония прозвучала в том же году в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона). Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850, а первое исполнение "Неоконченной симфонии" - в 1865. Каталог произведений Шуберта, составленный О. Э. Дойчем (1951), включает около 1000 позиций, в том числе 6 месс, 8 симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.