Афганская война (1979—1989)

Об авторе: Никита Мендкович – эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА).

Проблемы вооруженного противостояния в Афганистане до сих пор активно обсуждаются в научной литературе. В частности, предметом дискуссий все еще являются потери в вооруженном противостоянии с участием советских войск с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. Ниже приведенный текст является попыткой обзора оценок существующих данных о потерях сторон-участниц конфликта.

Для начала можно констатировать, что несколько в лучшем состоянии находится статистика потерь советских войск, сражавшихся на стороне кабульского правительства. Уровень исходного учета потерь был достаточно высок: этому способствовала порядок в вооруженных силах СССР, нормы учета передвижения и убыли личного состава. К тому же, несмотря на политические перемены, затронувшие постсоветское пространство, сравнительно неплох уровень сохранности военных архивов, что позволило специалистам министерства обороны с высокой точностью оценить потери прошедшей войны.

Всего за период в войсках, находившихся на территории Афганистана, прошло военную службу 620 тыс. военнослужащих, включая 525,5 тысяч солдат и офицеров Советской Армии, 21 тысячу гражданских служащих, 95 тысяч представителей КГБ (включая пограничные войска), внутренних войск и милиции .

Общее число погибших за период более чем девятилетнего военного присутствия составило 15051 человек, из них — 14427 бойцов вооруженных сил, которые погибли как в результате боевых ранений, так и от несчастных случаев и болезней. Процент боевых потерь составляет 82,5%. В число безвозвратных боевых и небоевых потерь включены и лица, скончавшиеся в госпиталях, и лица умершие от последствий болезней уже после увольнения из вооруженных сил. Поэтому, видимо, эти данные о погибших практически полны, и следует оставлять без внимания более высокие оценки, встречающиеся в западной литературе: в представленную здесь статистику не вошли только лица, скончавшиеся до увольнения из армии при излечении в госпиталях вне территории ДРА .

В статистику безвозвратных потерь также не включены 417 человек, которые в период боевых действий пропали без вести или попали в плен. По состоянию на 1999 год не были возвращены на родину 287 человек.

Значительный вред советской группировке наносили и т.н. санитарные потери, включающие в себя лиц, выбывших из войны по состоянию здоровья. В них включаются как раненные в период боевых действий, так и заболевшие по причинам не связанным с ранами и контузиями. Для афганской войны был чрезвычайно высок уровень потерь связанных с «небоевыми» факторами: на их долю приходилось 89% санитарных потерь.

По оценкам американских исследователей 1990-х годов, 56,6% небоевых потерь приходились на долю инфекционных заболеваний, 15,1% — бытовых травм, 9,9% – дерматологических заболеваний, 4,1% — болезней легких. По данным Грау и Джоргенсена на всем протяжении войны до 1/4 личного состава группировки Советской Армии было небоеспособно. Как пишут авторы: «В октябре-декабре 1981 года, вся 5-я мотострелковая дивизия стала небоеспособной, когда более 3 тысяч человек одновременно заболело гепатитом» . Видимо, высокая заболеваемость связана с нехваткой чистой питьевой воды, перебоями с поставками новой одежды, создававшими проблемы со стиркой обмундирования, нетипичными для Европейской России, откуда происходило большинство бойцов, инфекционными заболеваниями. Из-за радикальной смены климата практически у всех вновь прибывших в страну бойцов через определенное время появлялись симптомы расстройства желудка. Были часты случаи дизентерии, гепатита и брюшного тифа.

Всего за время присутствия вооруженных сил в стране за медицинской помощью обращались 466 тысяч военнослужащих. Из них по причине болезни были уволены из вооруженных сил 11284 человека, из которых 10751 человек получил инвалидность.

Самые высокие безвозвратные потери Советской Армии относятся к периоду с марта 1980 по апрель 1985 г. Именно к этому времени относятся также самые высокие среднемесячные безвозвратные потери. Самые высокие среднемесячные санитарные потери (и, видимо, пик заболеваемости) относятся к маю 1985 г. — декабрю 1986 г.

Более сложна ситуация с потерями вооруженных сил ДРА, антиправительственных вооруженных формирований и мирного населения. Потери вооруженных сил, подчинявшихся Кабулу, известны по оценке А.А.Ляховского и составили с 1979 по 1988 год: 26595 человек – безвозвратных боевых потерь, 28002 – пропавших без вести, 285541 – дезертировавших. Аномально высокий уровень дезертирства отражен во многих мемуарных источниках и объясняется хаотичной мобилизационной политикой правительства ДРА и низким уровнем идеологической работы среди личного состава. Пик боевых безвозвратных потерь пришелся на 1981 год, когда афганские вооруженные силы потеряли 6721 человека убитыми. Пики потерь от дезертирства (более 30 тысяч человек в год) пришлись на 1982 и 1988 годы.

С одной стороны данный уровень потерь значительно выше, чем у советской стороны, что указывает на большую вовлеченность в боевые действия, однако здесь важно учитывать разницу в технической оснащенности и количестве и качестве работы медицинского персонала, что вело к большим летальным потерям.

В том, что касается потерь «моджахедов» и гражданского населения, ситуация еще более запутана. Точная статистика практически отсутствует. За период с 1980 по 1990 годы ООН зарегистрировала 640 тысяч смертей жителей Афганистана, из которых 327 тысяч человек пришлось на долю мужского населения страны . Однако эти данные заведомо неполны и могут считаться лишь нижней границей потерь населения.

Запутан, прежде всего, вопрос о численности отрядов оппозиции. Наиболее распространена в литературе оценка: от 20 до 50 тысяч человек постоянного состава, и 70-350 тысяч лиц, участвовавших их деятельности на нерегулярной основе . Наиболее аргументированной представляется оценка Крайла, который, со ссылкой на воспоминания сотрудников ЦРУ, утверждал, что США финансировали отряды численностью примерно 150 тысяч бойцов из 400 тысяч, действовавших в стране .

Сколько из них погибли? Автор не встречал в литературе, посвященной военной истории, каких-либо достоверных оценок. Их появление представляется маловероятным хотя бы из-за проблем идентификации принадлежности «нерегулярных моджахедов», документирования текущих потерь отдельных отрядов и централизованного учета этих данных, который вряд ли вообще проводился во время войны.

Видимо, потери оппозиционных отрядов можно учесть только в общей массе населения, оценки потерь которого сильно рознятся. Так, по состоянию на 1987 год, в Афганистане по данным USAID погибло 875 тысяч человек, по данным исследования «Гэллап» — 1,2 миллиона человек . Наибольшая оценка суммарных безвозвратных потерь населения, встречающаяся в литературе, – 1,5-2 миллиона человек, но автору они представляются завышенными. Численность беженцев традиционно оценивается в 5,7 миллионов человек в 1987 году и 6,2 миллионов – в 1990-м на территории Пакистана, Ирана и некоторых других государств . Впрочем, важно отметить, что заметная часть лиц, зарегистрированных в качестве «беженцев», были афганскими гастарбайтерами, стремившимися таким образом легализоваться за границей и надеявшимися получить гуманитарную помощь. Их численность была велика и в довоенный период, так в начале 1970-х с целью поиска работы Афганистан покинуло до 1 миллиона человек. Поэтому оценить реальные процент тех, кто вынужденно покинул Афганистан в период войны непросто.

Приведенные данные о численности сторон и потерях в конфликте 1979-1989 годов могут быть неполными, однако, на взгляд автора, они, по крайней мере, аргументированы в отличие от ряда явно завышенных оценок, которые используются при политических спекуляциях вокруг истории этой войны.

Разумеется, любые военные потери, особенно несознательных участников конфликта, а населения, проживающего на территории, где он развернулся, ужасны и с точки зрения простой этики не могут быть оправданными, и не может быть оправдана сама война как страшнейшее проявление насилия человека над человеком. Однако, как видно и из событий дня сегодняшнего, уровень развития общества и международных отношений все еще не исключает применения этого инструмента для разрешения противоречий между государствами. А значит – новых потерь и новых человеческих трагедий.


  1. Здесь и далее статистика советских потерь приводится по: Россия в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Под общей редакцией Г. Ф. Кривошеева. Москва: Олма-Пресс, 2001.
  2. Сообщение профессора кафедры термических поражений Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Владимира Сидельникова // РИА «Новости», 15 февраля 2007.
  3. L. W. Grau, W. A. Jorgensen Medical support in counter-guerrilla war: epidemiologic lesson learned in Soviet-Afghan war
  4. А. А. Ляховский Трагедия и доблесть Афгана
  5. United Nations Statistics Division
  6. J. B. Amstutz Afghanistan. The first five ears of soviet occupation. Washington D. C., 1986. P. 155-156.
  7. Д. Крайл Война Чарли Уилсона. Перевод с английского К. Савельев. М., 2008. С. 205.
  8. D. C. Isby War in a Distant Country: Afghanistan, Invasion and Resistance. London, 1989.
  9. М. Ф. Слинкин Афганистан: страницы истории (80-90-е гг. XX века). Симферополь, 2003. С. 119-120.
Фото: about.com

27-28 апреля 1978 года в Афганистане произошла Апрельская революция (Саурская революция). Поводом к восстанию стал арест лидеров Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). Режим президента Мухаммеда Дауда был свержен, сам глава государства и его семья были убиты. Власть захватили прокоммунистические силы. Страна была объявлена Демократической Республикой Афганистан (ДРА). Главой Афганистана и его правительства стал Нур Мухаммед Тараки, его заместителем — Бабрак Кармаль, а первым заместителем премьера и министром иностранных дел - Хафизулла Амин.

Новое правительство начало масштабные реформы, направленные на модернизацию страны. В Афганистане стали строить светское, социалистическое государство, которое ориентировалось на СССР. В частности, в государстве была уничтожена феодальная система землевладения (правительством была произведена экспроприация земли и недвижимого имущества у 35-40 тыс. крупных землевладельцев); было ликвидировано ростовщичество, державшее тысячи людей на положении рабов; было введено всеобщее избирательное право, женщины были уравнены в правах с мужчинами, учреждена светская система местного самоуправления, при поддержке со стороны государственных органов проходило создание светских общественных организаций (в том числе молодежных и женских); шла масштабная кампания по ликвидации безграмотности; проводилась политика секуляризации, ограничения влияния религии и мусульманского духовенства в общественно-политической жизни. В результате Афганистан из архаичного, полуфеодального государства стал быстро превращаться в развитую страну.

Понятно, что эти и другие реформы вызвали сопротивление бывших господствующих социальных групп - крупных землевладельцев (феодалов), ростовщиков и части духовенства. Не пришлись по вкусу эти процессы и ряду исламских государств, где также господствовали архаичные нормы. Кроме того, правительство совершило ряд ошибок. Так, не учли тот фактор, что религия за несколько столетий господства не только стала определять общественно-политическую жизнь страны, но и стала часть национальной культуры населения. Поэтому, резкое давление на ислам, оскорбило религиозные чувства людей, стало рассматриваться как предательство правительства и НДПА. В результате в стране началась Гражданская война (1978—1979).

Ещё одним фактором, который ослабил ДРА, стала борьба за власть в самой Народно-демократической партии Афганистана. В июле 1978 года Бабрак Кармаль был отстранён от занимаемой должности и отправлен послом в Чехословакию. Противостояние Нур Мухаммеда Тараки и его заместителя - Хафизуллы Амина, привело к тому, что Тараки потерпел поражение, вся полнота власти перешла к Амину. 2 октября 1979 года по приказу Амина Тараки был убит. Амин был амбициозен и жесток в достижении своих целей. В стране был развёрнут террор не только против исламистов, но и против членов НДПА, бывших сторонниками Тараки и Кармаля. Репрессии затронули и армию, которая была главной опорой Народно-демократической партии Афганистана, что привело к снижению её боеспособности, и так невысокой, массовому дезертирству.

Необходимо также учесть и тот фактор, что противники НДПА за пределами страны развернули против Республики бурную деятельность. Разносторонняя помощь мятежникам быстро расширялась. В западных и исламских государствах было создано огромное количество различных организаций, движений «общественности, обеспокоенной положением афганского народа». Они естественно стали оказывать «братскую помощь» страдающему под «игом» прокоммунистических сил афганскому народу. В принципе ничто не ново под луной, ныне аналогичные процесс мы наблюдаем в Сирийском конфликте, когда довольно быстро различными сетевыми структурами была создана «Сирийская освободительная армия», которая борется с «кровавым режимом» Башара Асада, путём террора и уничтожения инфраструктуры сирийского государства.

На территории Пакистана были созданы центры двух основных радикальных оппозиционных организаций: «Исламская партия Афганистана» (ИПА) во главе с Г. Хекматияром и «Исламское общество Афганистана (ИОА) под руководством Б. Раббани. В Пакистане также появились и другие оппозиционные движения: «Исламская партия Халеса» (ИП - Х), которая откололась от ИПА из-за разногласий Хекматияра и Халеса; «Национальный исламский фронт Афганистана» (НИФА) С. Гилани, который выступал за восстановление в Афганистане монархии; «Движение исламской революции» (ДИРА). Все эти партии были радикально настроены и готовились к вооружённой борьбе с республиканским режимом, создавая боевые отряды, организуя базы подготовки боевиков и систему снабжения. Основные усилия оппозиционных организаций были сосредоточены на работе с племенами, так как они уже имели готовые вооружённые отряды самообороны. Одновременно большую работу проводили в среде исламского духовенства, которое должно было настроить людей против правительства ДРА. На пакистанской территории в районах Пешавара, Кохата, Кветты, Парачинара, Мирамшаха, вблизи границы ДРА появляются центры контрреволюционных партий, их лагеря подготовки боевиков, склады с оружием, боеприпасами, амуницией, перевалочные базы. Пакистанские власти не оказывали противодействия этой деятельности, фактически став союзниками контрреволюционных сил.

Большое значение для роста сил контрреволюционных организаций стало появление в Пакистане и Иране лагерей афганских беженцев. Именно они стали главной опорной базой оппозиции, поставщиками «пушечного мяса». Лидеры оппозиции сосредоточили в своих руках распределение гуманитарной помощи, которая поступала из стран Запада, получив отличный инструмент контроля за беженцами. С конца 1978 года начинается засылка из Пакистана в Афганистан отрядов и групп. Масштабы вооружённого сопротивления правительству ДРА стали постоянно возрастать. В начале 1979 года ситуация в Афганистане резко обострилась. Вооружённая борьба против правительства развернулась в центральных провинциях - Хазараджате, где влияние Кабула было традиционно слабым. Против правительства выступили таджики Нуристана. Прибывшие из Пакистана группы начали набор в отряды оппозиции среди местного населения. Усилилась антиправительственная пропаганда в армии. Повстанцы стали совершать диверсии против инфраструктурных объектов, линий электропередач, телефонной связи, блокировали дороги. Против лояльных правительству граждан развернулся террор. В Афганистане стали создавать атмосферу страха и неуверенности в завтрашнем дне.

Понятно, что в этих условиях, афганское руководство с марта - апреля 1979 года стало просить СССР помощь военной силой. Кабул пытался втянуть СССР в войну. Такие просьбы были переданы через советского посла в Афганистане А. М. Пузанова, представителя КГБ генерал-лейтенанта Б. С. Иванова и главного военного советника генерал-лейтенанта Л. Н. Горелова. Также такие просьбы передавались через посещавших Афганистан советских партийных и государственных деятелей. Так, 14 апреля 1979 года Амин передал через Горелова просьбу предоставить ДРА 15-20 советских вертолётов с боеприпасами и экипажами для использования их в пограничных и центральных районах против мятежников и террористов.

Ситуация же в Афганистане продолжала ухудшаться. Советские представители стали опасаться за жизнь наших граждан и имущество СССР в Афганистане, а также за объекты построенные при помощи Советского Союза. Благо прецеденты были. Так, в марте 1979 года в Кабуле был похищен американский посол А. Даббс. Похитители - члены маоистской группы «Национальный гнёт», потребовали выпустить из тюрьмы своих товарищей. Правительство на уступки не пошло и организовало штурм. В перестрелке посол получил смертельное ранение. США свели практически все отношения с Кабулом к нулю, отозвали своих сотрудников. 15-20 марта произошёл мятеж в Герате, в нём приняли участие солдаты гарнизона. Мятеж был подавлен правительственными войсками. Во время этого события погибли два гражданина СССР. 21 марта был раскрыт заговор в гарнизоне Джелалабада.

Посол Пузанов и представитель КГБ Иванов в связи возможным дальнейшим обострением обстановки предложили рассмотреть вопрос о размещении советских войск для охраны сооружений и важных объектов. В частности, предлагалось разместить войска на военном аэродроме Баграма и аэропорте Кабула. Это позволяло иметь возможности для наращивания сил в стране, или обеспечить эвакуацию советских граждан. Также предлагалось направить в Афганистан военных советников и создать в районе Кабула единый ученый центр для более эффективного обучения новой армии ДРА. Затем появилось предложение отправить отряд советских вертолётов в Шинданд, чтобы организовать обучение афганских вертолётных экипажей.

14 июня Амин через Горелова попросил направить в Афганистан советские экипажи для танков и БМП для охраны правительства и аэродромов в Баграме и Шинданде. 11 июля Тараки предложил разместить в Кабуле несколько советских спецгрупп численность до батальона каждая, чтобы они смогли отреагировать в случае обострения ситуации в афганской столице. 18-19 июля в беседах с посетившим Афганистан Б. Н. Пономарёвым, Тараки и Амин неоднократно ставили вопрос о вводе в Демократическую Республику в случае чрезвычайной ситуации двух советских дивизий по просьбе афганского правительства. Советское правительство отклонило это предложение, как и ранее озвученные. В Москве считали, что афганское правительство должно само решить внутренние проблемы.

20 июля во время подавления мятежа в провинция Пактия погибли два советских гражданина. 21 июля Амин предел советскому послу пожелание Тараки - предоставить ДРВ 8-10 советских вертолётов с экипажами. Надо сказать, что к середине 1979 года ситуация на афгано-пакистанской границе резко обострилась. Число афганских беженцев выросло до 100 тыс. человек. Часть их была использована для пополнения рядов бандформирований. Амин снова поднимает вопрос о размещении советских подразделений в Кабуле на случай чрезвычайной ситуации. 5 августа в Кабуле мятеж вспыхнул в пункте дислокации 26-го парашютно-десантного полка и батальона «коммандос». 11 августа в провинции Пактика в результате тяжёлого боя с превосходящими силами повстанцев были разгромлены части 12-й пехотной дивизии, часть солдат сдалась, часть дезертировали. В этот же день Амин информировал Москву о необходимости скорейшего направления советских войск в Кабул. Советские советники, чтобы как-то «умиротворить» афганское руководство предложили сделать небольшую уступку - направить в Кабул один спецбатальон и транспортные вертолёты с советскими экипажами, а также рассмотреть вопрос о направлении ещё двух спецбатальонов (один направить для охраны военного аэродрома в Баграме, другой в крепость Бала-Хисар на окраине Кабула).

20 августа Амин в разговоре с генералом армии И. Г. Павловским попросил СССР направить в Афганистан соединение десантников и заменить расчёты зенитных батарей, прикрывавших Кабул, на советские расчёты. Амин сообщил, что в районе Кабула приходится держать большое количество войск, которые можно было задействовать для борьбы с повстанцами, если бы Москва направила в афганскую столицу 1,5-2 тыс. десантников.

Ситуация в Афганистане ещё более осложнилась после государственного переворота, когда всю полноту власти захватил Амин, а Тараки был арестован и убит. Советское руководство было недовольно этим событием, но чтобы сохранить ситуацию под контролем, признало Амина руководителем Афганистана. При Амине репрессии в Афганистане были усилены, он избрал насилие основным методом борьбы с противниками. Прикрываясь социалистическими лозунгами, Амин взял курс на утверждение в стране авторитарной диктатуры, превращая партию в придаток режима. Сначала Амин продолжал преследовать феодалов и ликвидировал всех противников в партии, сторонников Тараки. Затем репрессиям подверглись буквально все, кто выражал недовольство, мог быть потенциально опасен режиму личной власти. При этом террор приобрёл массовый характер, что привело к резкому росту бегства людей в Пакистан и Иран. Социальная база оппозиции ещё более возросла. Многие видные члены партии и участники революции 1978 года были вынуждены бежать из страны. При этом Амин пытался переложить часть ответственности на СССР, заявляя, что шаги афганского руководства предпринимаются якобы по указанию Москвы. Одновременно Амин продолжал просить направить в Афганистан советские войска. В октябре и ноябре Амин просил отправить в Кабул советский батальон для его личной охраны.

Необходимо также учесть влияние на руководство СССР таких факторов, как рост помощи афганской оппозиции со стороны США, Пакистана и ряда арабских государств. Появилась угроза выхода Афганистана из сферы влияния СССР и установления там враждебного режима. На южных границах Афганистана пакистанская армия периодически проводила военные демонстрации. При политической и военно-материальной поддержке Запада и ряда мусульманских стран к концу 1979 года повстанцы довели численность своих формирований до 40 тыс. штыков и развернуть боевые действия в 12 из 27 провинций страны. Под контролем оппозиции находилась почти вся сельская местность, около 70% территории Афганистана. В декабре 1979 гг. из-за чисток и репрессий среди командного состава армии, боеспособность и организация вооруженных сил были на минимальном уровне.

2 декабря Амин на встрече с новым советским главным военным советником генерал-полковником С. Магометовым попросил временно направить в Бадахшан советский усиленный полк. 3 декабря во время новой встречи с Магометовым глава Афганистана предложил прислать в ДРА подразделения советской милиции.

Руководство СССР принимает решение спасти «народную» власть

Перед советским руководством встала проблема - как быть дальше? С учётом стратегических интересов Москвы в регионе было принято решение не порывать с Кабулом и действовать сообразно ситуации в стране, хотя устранение Тараки было воспринято как контрреволюция. В то же время Москву обеспокоили данные о том, что с осени 1979 года Амин стал изучать возможности по переориентации Афганистана на США и Китай. Вызывал беспокойство и террор Амина в стране, который мог привести к полному уничтожению прогрессивных, патриотических и демократических сил в стране. Режим Амина мог критически ослабить прогрессивные силы Афганистана и привести к победе реакционных, консервативных сил, связанных с мусульманскими странами и США. Вызывали озабоченность и высказывания исламских радикалов, которые обещали, что в случае победы в Афганистане борьба «под зеленым знаменем джихада» будет перенесена на территорию советской Средней Азии. Представители НДПА - Кармаль, Ватанджар, Гулябзой, Сарвари, Кавьяни и другие, создали в стране подпольные структуры и начали готовить новый переворот.

Учитывала Москва и сложившуюся в конце 1970-х годов международную обстановку. Развитие процесса «разрядки» между СССР и США в это время затормозилось. Правительство Д. Картера в одностороннем порядке заморозило срок ратификации Договора ОСВ-2. НАТО стало рассматривать вопрос о ежегодном увеличении военных бюджетов до конца 20 столетия. США создали «силы быстрого реагирования». В декабре 1979 года совет НАТО одобрил программу производства и размещения в Европе ряда новых систем американского ядерного оружия. Вашингтон продолжал курс на сближение с Китаем, разыгрывая «китайскую карту» против Советского Союза. Было усилено американское военное присутствие в зоне Персидского залива.

В результате после долгих колебаний было принято решение о вводе советских войск в Афганистан. С точки зрения Большой Игры - это было полностью оправданное решение. Москва не могла позволить, чтобы в Афганистане одержали вверх консервативные силы, которые ориентировались на геополитических противников Советского Союза. Однако надо было не просто направить войска для защиты народной республики, что и сменить режим Амина. В это время в Москве жил Бабрак Кармаль, который прибыл из Чехословакии. С учётом того, что он пользовался большой популярностью среди членов НДПА, решение было принято в его пользу.

По предложению Амина в декабре 1979 года для усиления охраны резиденции главы государства и аэродрома в Баграме из СССР было переброшено два батальона. Среди советских солдат прибыл и Кармаль, который до конца месяца находился среди советских солдат в Баграме. Постепенно руководство ССР пришло к выводу, что без советских войск создать условия для отстранения от власти Амина будет невозможно.

В начале декабря 1979 года советский министр обороны маршал Д. Ф. Устинов сообщил узкому кругу доверенных лиц о том, что в ближайшее время может быть принято решение о применении армии в Афганистане. Возражения начальника Генштаба Н. В. Огаркова в расчёт приняты не были. 12 декабря 1979 года по предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС, в состав которой входили Андропов, Устинов, Громыко и Пономарев, Л. И. Брежнев принял решение об оказании Демократической Республике Афганистан военной помощи «путём ввода на его территорию контингента советских войск». Руководство Генштаба во главе с его начальником Н. В. Огарковым, его первым заместителем генералом армии С. Ф. Ахромеевым и начальником Главного оперативного управления генералом армии В. И. Варенниковым, а также Главнокомандующий Сухопутными войсками, заместитель Министра обороны СССР генерал армии И. Г. Павловский выступили против этого решения. Они считали, что появление советских войск в Афганистане приведёт к усилению повстанческого движения в стране, которое будет направлено в первую очередь против советских солдат. Их мнение не было принято в расчёт.

Указа Президиума Верховного Совета СССР или другого правительственного документа о вводе войск не было. Все приказы отдавались устно. Только в июне 1980 года пленум ЦК КПСС одобрил это решение. Первоначально предлагалось, что советские войска будут только помогать местным жителям защищаться от вторгнувшиеся извне банд, оказывать гуманитарную помощь. Войска должны были быть размещены гарнизонами в крупных населённых пунктах, не втягиваясь в серьёзные боевые конфликты. Таким образом, наличие советских войск должно было стабилизировать внутреннюю обстановку в стране и не допустить вмешательства внешних сил в дела Афганистана.

24 декабря 1979 года на совещании высшего руководства Министерства обороны СССР министр обороны Устинов заявил, что принято решение удовлетворить просьбу афганского руководства о вводе в эту страну советских войск «в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств…». В этот же день в войска направили директиву, где определялись конкретные задачи на ввод, и дислокацию на территории Афганистана.

В 1979 году советские войска вошли в Афганистан. На 10 лет СССР был втянут в конфликт, который окончательно подорвал его былое могущество. «Эхо Афгана» слышно до сих пор.

Контингент

Афганской войны не было. Был ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Принципиально важно то, что советские войска вошли в Афганистан по приглашению. Приглашений было около двух десятков. Решение о вводе войск было непростым, но оно все же было принято членами Политбюро ЦК КПСС 12 декабря 1979 года. По сути, СССР был втянут в этот конфликт. Недолгие поиски "кому это выгодно" однозначно указывают, прежде всего, на США. Англосаксонский след афганского конфликта сегодня даже не пробуют скрыть. Согласно мемуарам бывшего директора ЦРУ Роберта Гейтса, 3 июля 1979 года американский президент Джимми Картер подписал секретный президентский указ, санкционирующий финансирование антиправительственных сил в Афганистане, а Збигнев Бзежинский прямо говорил: "Мы не толкали русских вмешиваться, но мы намеренно увеличили вероятность, что они это сделают".

Афганская ось

Афганистан в геополитическом отношении является осевой точкой. Не напрасно на протяжении всей его истории за Афганистан идут войны. Как открытые, так и дипломатические. Начиная с XIX века между Российской и Британской империями ведётся борьба за контроль над Афганистаном, получившая название «Большая игра». Афганский конфликт 1979-1989 годов - часть этой "игры". Мятежи и восстания в "подбрюшье" СССР не могли остаться без внимания. Потерять афганскую ось было нельзя. К тому же Леонид Брежнев очень хотел выступить в образе миротворца. Выступил.

О спорт, ты мир

Афганский конфликт "совершенно случайно" вызвал в мире серьезную протестную волну, которую всячески подпитывали "дружественные" СМИ. Радиоэфиры "Голоса Америки" ежедневно начинались с военных сводок. Всеми способами людям не давали забыть, что Советский союз ведёт "захватническую" войну на чужой для себя территории. Олимпидаду-80 бойкотировало множество стран (в том числе США). Англосаксонская пропагандистская машина работала на полную, создавая из СССР образ агрессора. Афганский конфликт очень помог со сменой полюсов: к концу 70-х годов популярность СССР в мире была грандиозной. Бойкот США не остался без ответа. Наши спортсмены не поехали на Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе.

Всем миром

Афганский конфликт был афганским только по названию. По сути, была проведена излюбленная англосаксонская комбинация: врагов заставили воевать друг с другом. США санкционировало «экономическую помощь» афганской оппозиции в размере 15 миллионов долларов, а также военную - поставляя им тяжелое вооружение и обучая военной подготовке группы афганских моджахедов. США даже и не скрывали своей заинтересованности в конфликте. В 1988 году была снята третья часть киноэпопеи "Рэмбо". Герой Сильвестра Сталлоне на этот раз воевал в Афганистане. Нелепо скроенный, откровенно пропагандистский фильм даже получил "Золоту малину" и попал в Книгу рекордов Гиннеса как фильм с максимальным количеством насилия: в фильме содержится 221 сцена насилия и суммарно погибает более 108 человек. В конце фильма идут титры «Фильм посвящен доблестному народу Афганистана».

Роль афганского конфликта сложно переоценить. Ежегодно СССР тратил на него порядка 2-3 млрд американских долларов. Советский Союз мог себе это позволить при пике цен на нефть, который наблюдался в 1979-1980 годах. Однако в период с ноября 1980 год по июнь 1986 год цены на нефть упали почти в 6 раз! Упали, конечно, не случайно. Отдельное "спасибо" антиалкогольной кампании Горбачева. «Финансовой подушки» в виде доходов от продажи водки на внутреннем рынке уже не было. СССР по инерции продолжал тратит деньги на создание положительного имиджа, но внутри страны средства заканчивались. СССР оказался в экономическом коллапсе.

Диссонанс

Во время афганского конфликта страна пребывала в некоем когнитивном диссонансе. С одной стороны, все знали про "Афганистан", с другой - СССР мучительно старался "жить лучше и веселей". Олимпиада-80, XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов - Советский союз праздновал и радовался. Между тем, генерал КГБ Филипп Бобков впоследствии свидетельствовал: «Задолго до открытия фестиваля, в Пакистане были специально подобраны афганские боевики, которые прошли серьёзную подготовку под руководством специалистов ЦРУ и за год до фестиваля заброшены в страну. Они осели в городе, тем более, что деньгами их обеспечили, и стали ожидать получения взрывчатки, пластиковых бомб и оружия, готовясь к осуществлению взрывов в местах массового скопления людей (Лужники, Манежная площадь и другие места). Акции были сорваны, благодаря принятым оперативным мерам».

Какие были предпосылки или интересы у СССР для ввода ограниченного контингента советских вооруженных сил в Афганистан?

Когда советские вооруженные силы воевали в Афганистане и чем все закончилось?

Афганский тупик

25 декабря 1979 года СССР вступил в последнюю войну в своей истории. Официально объявлено, что 24 декабря 1979 года министром обороны СССР Устиновым Д.Ф. подписана директива №312/12/001, о том, что некоторые из подразделений Среднеазиатского и Туркестанского военных округов будут введены в ДРА, чтобы оказать помощь дружественному нам народу Афганистана и создать там условия, делающими невозможными всякие враждебные акции со стороны граничащих с ДРА государств.

История нежной дружбы двух соседних государств начинается ещё в 1919 году, когда Советская Россия первой в мире признала независимость Афганистана, оказывала военную и экономическую поддержку. Что, впрочем, не помогло. Афганистан как был, так и остался бедной феодальной страной, «застрявшей» в Средневековье. То, что успели построить советские специалисты, например аэропорт в Кабуле, автомобильные дороги, всё так и осталось.
27 апреля 1978 года произошла Саурская , провозгласившая Афганистан Демократической Республикой. Вооружённые исламские террористы, беспорядки в армии, внутрипартийная грызня - эти факторы никак не способствовали авторитету народного правительства. За происходящими в Афганистане событиями пристально наблюдали в Москве. Комиссия ЦК КПСС доложила Политбюро ЦК о том, что прямое вмешательство будет иметь негативные последствия. Получив из Кабула около двадцати просьб о помощи, «кремлёвские старцы» с ответом не торопились.

Решение о вводе ограниченного контингента советских войск приняли на секретном совещании только 12 декабря 1979 года. Начальник Штаба Огарков Н.В. оказался единственным, кто был против этого решения. Да и участия наших войск в боях с моджахедами не предусматривалось, на них возлагались функции охраны. Предполагалось, что миссия будет краткосрочной.


Причины ввода советских войск, на самом деле, не были тайной для мирового сообщества. Территориально соседом Афганистана являлся созданный не так давно Пакистан, принявший американскую помощь, выражавшуюся в финансовой поддержке, присутствию военных специалистов, снабжении оружием. Афганистан должен был стать «прослойкой», препятствующей появлению американцев в опасной близости от советских границ. Каждая из супердержав, СССР и США, свято блюла свои геополитические интересы, распространяя своё влияние на наибольшее число потенциальных сторонников.
25 декабря 1979 года в 15 часов 4 батальон 56 Гвардейской десантно-штурмовой бригады переправился по понтонному мосту через Амударью. Начался отсчёт потерям.
Всю историю войны можно разделить на несколько периодов. В Афганистан сразу было направлено около 50 тыс. военнослужащих и гражданских специалистов, поэтому первые 2-3 месяца занимались их размещением. Активные боевые действия начались в марте 1980 года и продолжались около пяти лет. В начале апреля 1985 года боевые действия проводят преимущественно подразделения правительственных войск и народной милиции, советские войска оказывают поддержку артиллерией, авиацией и сапёрными подразделениями. Готовится частичное выведение советского контингента из Афганистана. С января 1987 года проводится политика национального примирения. Подготовка к полному выводу советского военного контингента началась 15 мая 1988 года. Генерал Громов Б.В., командующий 40-й армией, последним покинул территорию Афганистана 15 февраля 1989 года. Для советских солдат война была окончена.


Были подсчитаны потери среди советских военнослужащих, которые составили 13 833 человека за время боевых действий 1979-1989 годов. Через десять лет появились более точные цифры безвозвратных потерь: среди военнослужащих Советской Армии -14 427 человек, сотрудников КГБ - 576 человек, сотрудников МВД - 28 человек. Пропавшими без вести или попавшими в плен считаются 417 человек.
Точное число афганцев, погибших во время войны, не названо до сих пор. Встречаются в печати такие цифры - 5 миллионов стали беженцами, а полтора миллиона афганцев погибли.
Теперь рассмотрим экономические потери . Ежегодно из бюджета страны выделялось 800 миллионов «вечнозелёных» американских долларов для поддержки правительства Демократической Республики Афганистан. Расходы на содержание 40-й армии и ведение военных действий составили 3 миллиарда долларов США ежегодно.
А в каких единицах можно посчитать тот смертный ужас родителей, дети которых попали на службу в Афган? Сколько декалитров слёз пролили матери, хороня своих мальчиков в цинковых гробах? Сколько энергии понадобится искалеченному 20-ти летнему пареньку, чтобы жить дальше? Но с уверенностью 99% можно утверждать, что афганская война стала самой большой ошибкой «кремлёвских мудрецов», ускорившей развал СССР.

Апрельская революция

В апреле 1978 года в Афганистане произошел переворот, позднее названный . К власти пришли афганские коммунисты - Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА). События развивались стихийно. Толчком к волнениям послужило убийство 17 апреля видного деятеля НДПА Мир Акбара Хайбара. На улицы вышли тысячи людей, требуя наказания убийц и отставки правительства. Чтобы пресечь беспорядки, президент Мухаммед Дауд распорядился арестовать всех вождей НДПА. Ответом на это стал военный переворот 27 апреля, в ходе которого Дауд был убит. Свергнувшие его офицеры освободили из заключения руководителей НДПА и передали им власть. Один из вождей партии, Хафизулла Амин, выступая с брони танка сразу после переворота, впечатляющим жестом показал толпе свои еще не снятые

Так, неожиданно не только для Советского Союза, но отчасти и для самой себя, НДПА оказалась у власти. Правительство возглавил писатель Нур Мухаммед Тараки, проводивший радикальные реформы: запрет на деятельность всех политических партий, земельная реформа с конфискацией земли, новое брачное законодательство. Все это вызвало недовольство самых различных слоев населения, трактовавших реформы как наступление на священные традиции и исламские ценности. Уже в июне 1978 года в партии произошел раскол, вылившийся в репрессии и преследования не только заговорщиков и их лидера Б. Кармаля, но и всех несогласных с режимом, в первую очередь духовенства, которое Н. Тараки заклеймил как «препятствие на пути прогрессивного развития страны».

Во внешней политике Афганистан начинает ориентироваться на СССР и укрепляет связи по целому ряду направлений: на учебу в СССР направляются афганские студенты, происходит строительство целого ряда промышленных объектов в Афганистане, расширяется военно-техническое сотрудничество. В то же время большинство стран региона восприняло революцию в Кабуле как угрозу. Саудовская Аравия расценила ее как «угрозу исламу и целостности исламского мира» и «коммунистической экспансии». США изначально отрицательно отнеслись к событиям в Кабуле, но продолжали дипломатические и даже экономические отношения. Однако после исламской революции в Иране в феврале 1979 года и убийства американского посла, США стремятся вернуть влияние в регионе и прекращают всяческие отношения с Афганистаном, ориентирующегося на СССР. С этого времени США начали оказывать помощь оппозиции вместе с Великобританией, Францией, ФРГ и Японией.

Внутрипартийная борьба. Приход к власти Амина

Через несколько месяцев и внутри правящей партии разгорелась острая борьба. В августе 1979 года вспыхнуло противоборство между двумя вождями партии - Тараки и Амином. В ходе встречи в Москве на высшему уровне, Тараки предупредили о готовящемся против него заговоре, на что он попросил прямой военной помощи со стороны Советского Союза, но получил мотивированный отказ. По возвращении Тараки в Афганистан произошло неудачное покушение на Амина, в ходе которого его убил личный адъютант. После этого Тараки сместили с поста, исключили из партии и взяли под стражу. Вскоре бывший премьер-министр скончался - по официальному сообщению, «после тяжелой продолжительной болезни». По другим свидетельствам, его убили, задушив подушками. Начались новые массовые репрессии против его сторонников и других инакомыслящих. Все эти события, особенно смерть Тараки, вызвали недовольство в Москве. Осуждение вызвали начавшиеся в Афганистане массовые «чистки» и расстрелы в партийной среде. В то же время непродуманная аграрная реформа принесла лишь отрицательные результаты, зрело недовольство в армии, приведшее к вооруженным выступлениям и случаям массового дезертирства и перехода на сторону оппозиции.

Также начали появляться оппозиционные нелегальные партии и организации в разных районах страны. В Пешаваре (в Пакистане) при покровительстве власти страны формируется целый ряд партий, имевших в том числе ярко выраженную исламскую направленность. Усилиями этих партий в 1978 году создаются военные лагеря для подготовки повстанцев с целью ведения боевых действий в Афганистане. На долгие годы эти лагеря станут своеобразными базами, на которых повстанцы могли беспрепятственно укрыться от советских и афганских сил, пополнить припасы, вооружение, переформироваться и снова начать нападения. К тому же достаточно легко можно было получить пополнения из рядов многочисленных беженцев, наводнивших Афганистан. В результате к концу 1979 года в стране развернулись крупномасштабные боевые действия, при этом вооруженные столкновения шли уже в 18 из 26 провинций Афганистана. Критическая ситуация в стране вынудила X. Амина, неоднократно обращаться за военной помощью к Советскому Союзу.

Ввод советских войск в Афганистан

Отношение к правящему режиму в советском руководстве было неоднозначным, радикальные реформы, сопровождавшиеся массовыми репрессиями, оттолкнули многих от власти. Близость Китая также настораживала СССР, из-за борьбы между странами за лидерство в социалистическом движении. В ответ на просьбы «законного правительства Афганистана», и ссылаясь на статью 51 Устава ООН о праве государств на самооборону от «внешней агрессии», 25 декабря 1979 года СССР начал вооруженное вторжение в Афганистан. Решение по этому вопросу было принято узким кругом членов Политбюро ЦК КПСС - , Д. Устиновым, А. Громыко, Ю. Андроповым и К. Черненко. Также созрел план по устранению независимого и склонного к авторитаризму Амина на ставленника СССР. 27 декабря произошел штурм президентского дворца Тадж-бек, подготовленный КГБ и ГРУ, в ходе которого Х. Амин был убит взрывом гранаты. После этого советские войска начали занимать все важнейшие пункты столицы, встретив сопротивление в здании МВД. Большинство казарм с афганскими силами было блокировано. Взяли они также тюрьму Пули-Чархи, из которой освободили ожидавших скорой казни противников режима. Среди них была вдова Тараки. Так закончилось стодневное правление Х. Амина.

Ставленником Москвы стал Бабрака Кармаль, бежавший в Чехословакию в 1978 году, а затем нашедший убежище в СССР. В 19 часов из Душанбе на частотах Кабульского радио прозвучало его обращение к народу, в котором он объявил о свержении Амина и провозгласил себя Генеральным секретарем партии. Ночью Кабульское радио передало: «Революционный суд приговорил предателя Хафизуллу Амина к смертной казни. Приговор приведен в исполнение». Бои в городе, начавшиеся около 18 часов, к утру 28 декабря затихли. Казалось, военная операция благополучно завершена. При этом присутствие советских войск и их участие в перевороте замалчивалось. Б. Кармаль попытался нормализовать обстановку в афганском обществе: из тюрем было выпущено около 10 тысяч членов партии, в 1980 году поднял над президентским дворцом новый национальный флаг, вернув ему традиционные цвета - черный, красный и зеленый - взамен целиком красного, учрежденного Тараки и Амином в октябре 1978 года, подтверждались права верующих и духовенства, закреплялась частная собственность. В 1981 году приняты меры по корректировке земельной реформы, правительство обещало компенсировать конфискованную землю.

Советские газеты теперь называли Хафизуллу Амина «агентом ЦРУ», писали о «кровавой клике Амина и его приспешников». На Западе ввод советских войск в Афганистан вызвал бурные протесты, поскольку Амин был главой государства, признанного в мире, и его убийство воспринималось как акт прямой агрессии. 14 января 1980 года Генеральная Ассамблея ООН потребовала вывода «иностранных войск» из Афганистана. За это решение проголосовали 104 государства. Более 50 стран приняло решение о бойкоте летней олимпиады, проходившей в Москве.

Гражданская война в Афганистане

Между тем в самом Афганистане стало усиливаться вооруженное сопротивление советским войскам. Против них сражались уже, конечно, не сторонники Амина, а противники революционной власти вообще. Многих возмущали неожиданные аресты самых разных людей - от мулл до торговцев. Но еще сильнее авторитет новой власти подорвала земельная реформа. Правительство попыталось отобрать землю у племенных вождей. Сельские жители с оружием в руках стали на защиту привычного им уклада жизни. Советская печать первое время утверждала, что никаких боев в Афганистане нет, и там царят мир и спокойствие. Однако война не утихала, и когда это стало ясно, в СССР признали, что в республике «бесчинствуют бандиты». Сторонники Б. Кармаля окрестили их «душманами» (врагами). Между тем борьба разворачивалась по всем правилам партизанской войны. Чтобы уничтожить повстанцев, советские войска стали наносить удары по селам, служившим им опорой. В результате в Иран и Пакистан переселилось свыше 5 миллионов афганцев - около трети населения страны. Повстанцы контролировали значительную часть территории Афганистана. Всех их объединял лозунг джихада - священной исламской войны. Они называли себя «моджахедами» - борцами за веру. В остальном программы повстанческих групп сильно разнились. Одни выступали под лозунгами революционного ислама, другие поддерживали свергнутого в 1973 году короля Захир Шаха. Пестрота повстанческих групп отражала также многообразие народностей и племен Афганистана.

«Ограниченный контингент» советских войск (40-я армия) не был готов к длительной войне с партизанами, охватывавшей все больше районов страны. Советские войска захватывали базы моджахедов, несли большие потери, штурмуя перевалы. Но партизаны уходили в Пакистан и Иран по горным тропам, пополняли свои ряды, и снова возвращались. Перекрыть все горные дороги было невозможно. Армия НДПА воевала против соотечественников неохотно. В армии существовала проблема с призывниками (большинство из них было из Кабула, остальные регионы фактически не подчинялись центральным властям) и с единством командования, раздираемого внутренними противоречиями. Если раньше к советским людям, или как их называли «шурави», в Афганистане относились дружественно, то теперь большинство населения - враждебно. Лидеры исламской оппозиции призвали афганцев начать джихад уже не только против кабульского режима, но и против «советского агрессора». В 1985 году большинство оппозиционных партий, базирующихся в Пешаваре, объединились. Помощь со стороны США и Саудовской Аравии возрастала год от года. В Афганистан направляются тысячи арабских наемников. Оппозиция создала на большей части территории Афганистана свою военно-политическую структуру - органы местной власти, называемые эмиратами или исламскими комитетами, фронты и вооруженные формирования.

Война в Афганистане стала одним из тяжелейших внешнеполитических кризисов, с которыми СССР столкнулся в 80-е годы. Москва была вынуждена наращивать военную мощь своего «ограниченного контингента», численность которого в этот период достигла 120 тысяч человек. Это вызывало соответствующую реакцию США и их союзников, методично расширявших масштабы военной и гуманитарной помощи афганской оппозиции. Однако ни одной из противостоящих в Афганистане сторон не удавалось добиться решающего перелома. Создалась тупиковая ситуация. Как для советского руководства, так и для его афганского союзника становилось все более очевидным, что кроме военного пути следует искать другие формы и средства выхода из тупика. В 1982 году по инициативе Москвы в Женеве начались афгано-пакистанские переговоры по мирному урегулированию афганской проблемы под эгидой ООН и при участии СССР и США. Однако в последующие годы Белый дом, прикрываясь миролюбивыми декларациями, на деле тормозил переговорный процесс. После прихода к власти в советском руководстве возобладало мнение о назревшей необходимости вывода войск. Против этого возражал Б. Кармаль. Под нажимом Москвы от Кабула требовали изменить политический строй в Афганистане с тем, чтобы расширить его социальную опору, но Б. Кармаль не собирался делиться властью и в 1986 году был смещен со всех постов.

Приход к власти Наджибуллы

В июне 1987 года были сделаны первые, пока символические, шаги к установлению мира. Новое кабульское правительство во главе с выступило с программой «национального примирения», предусматривавшей прекращение огня, приглашение оппозиции к диалогу и формирование коалиционного правительства. Предпринимались усилия по возрождению многопартийности. В апреле 1988 года прошли многопартийные выборы с многочисленными нарушениями, часть оппозиции их бойкотировала. Однако многопартийность, провозглашенная президентом Наджибуллой, оказалась для режима упущенным шансом - ни один из деятелей оппозиции не вошел ни в парламент, ни в правительство. В то же время предпринимались шаги к привлечению на свою сторону независимых полевых командиров, им оказывалась материальная помощь, передавалось оружие, частично это принесло свои плоды. 14 апреля 1988 года в Женеве представители Афганистана, Пакистана, СССР и США в присутствии Генерального секретаря ООН подписали соглашение о политическом урегулировании ситуации вокруг Афганистана. Афганистан и Пакистан обязывались не вмешиваться в дела друг друга, США - не поддерживать вооруженную борьбу против режима Наджибуллы. Советский Союз принял обязательство вывести войска из Афганистана к 15 февраля 1989 года. В этот день прямое участие СССР в Афганской войне прекратилось. Он потерял погибшими 14453 человека; пропали без вести и попали в плен 417 военнослужащих.

СССР продолжал оказывать поддержку режиму Наджибуллы, но после распада страны в 1991 году всякая помощь прекратилась, и в апреле 1992 года режим Наджибуллы пал. В Кабул вошли вооруженные отряды моджахедов. Однако борьба в стране на этом не прекратилась - начались межэтнические столкновения в Кабуле и других городах страны между моджахедскими группировками, которые впоследствии назвали «гражданской войной». В 1996 году к власти в Кабуле пришли талибы.