Жизненный путь сатина и бубнова. Герои пьесы "На дне" Горького: характеристика, образы и судьбы. Кто жил в ночлежках

Пьеса М. Горького «На дне» знакомит читателя с судьбами бездомных нищих людей. Одних героев писатель описывает подробно, другие изображаются несколькими штрихами.

Судьба

Совсем недавно мужчина имел жену, был собственником, владел красильной фабрикой, продавал кожаные, меховые изделия. Предательство жены заставило бросить дело, уйти из дома. Сначала хотел наказать супругу, задумал от нее избавиться. Потом понял, что рискует, смирился, решил отступить. Сейчас он бездомный нищий, продающий шапки, картузы. Ему нечем оплачивать даже убогое существование в ночлежном доме Костылева.

Внутренний мир

Сорокапятилетний мужчина слепо подчиняется сложившимся обстоятельствам. Он убежденный фаталист, поэтому смирился, перестал искать выход. Герой считает ночлежку последним пристанищем. Смеется над надеждами окружающих. Однако любит представлять себя богатым человеком.

Бубнов жесток, эгоистичен, бессердечен. Ему незнакомо чувство жалости. Он игнорирует просьбу смертельно больной женщины соблюдать тишину. Цинично заявляет, что не мешает ей умирать. Равнодушно относится к смерти соседей. Смеется над романтическими рассказами Насти. Скептически отзывается о «праведной» земле, куда призывает отправиться Лука.

Бывший скорняк хорошо чувствует слабости, видит недостатки. В нем нет сострадания, поэтому его резкие правдивые высказывания больно ранят присутствующих. Любитель жестокой правды, Бубнов принимает ложь, если она принесет пользу, выгоду.

Речь героя насыщена афоризмами, что говорит о его незаурядном уме, сообразительности. Он спорит с Сатиным, не принимая высказываний о гордом звании человека. Смеется над сострадательной позицией Луки.

Маска равнодушия, цинизма скрывает романтическую натуру. Его душа тянется к музыке. Он мечтает открыть бесплатный трактир, где любой обездоленный сможет выпить, послушать песню, отдохнуть душой. Ему не чужды порывы неслыханной щедрости. Отдает накопленные деньги Сатину.

Тяжелые жизненные обстоятельства заставляют скрывать лучшие качества, делают человека слабым, уязвимым. Чтобы выжить, надо быть жестоким, равнодушным, спокойным. Человек — никому не нужный мусор, щепка, плывущая по течению, считает смирившийся герой.

В то время когда Горький писал свое произведение в стране по разным причинам люди опускались на дно в жизни. Были и люди, которые из разных жизненных ситуаций пытались извлечь выгоду и пользу. Все эти тягости жизни заставляли терять семью и своё жилье и дом. Благодаря этому многие жадные люди пытались нажиться на тех, кому в этой жизни повезло меньше. Они устраивали в грязных и сырых подвалах ночлежки, не задумываясь об их комфортных условиях. Здесь собирались и преступники, и изгои, и пьяницы.

В такой тяжелой ситуации мы видим второстепенного героя Бубнова. Рисуя портрет Бубнова в своей пьесе, Горький рассказывает о том, что тот когда-то был счастливым человеком, жил в хорошем доме и имел жену. Его богатство заключалось во владении красильной мастерской, которая позволяла ему жить довольно не бедно. Однажды его жена решила связать жизнь с мастером из мастерской и будучи подавленным и оскорбленным Бубнов теряет себя. Он пытается с помощью рукоприкладства доказать свою правоту миру. Но преданный и униженный, он сдается и пускает свою жизнь по течению реки. Жизнь выбрасывает за борт.

Нашего героя мы видим не глупым человеком, а полностью опустившим руки от бессилия. В его жизни исчезает смысл. Бубнов решает, что в его жизни ничего не поменять, так как такая ему предначертана судьба. Он из-за предательства в жизни опустился на то самое дно, о котором нам пишет писатель.

Тяжелое время заставляет Бубнова ночевать в ночлежке у Костылевых. Такая ситуация все равно показывает нам, что он намного честнее и на ступень выше по развитию многих посетителей этой ночлежки. Его взгляд до сих пор трезв и четок. Он может с точностью дать характеристику каждому постояльцу, хотя ему все равно на боль и мучения соседей.

Бубнов после принятия такой тяжелой жизненной ситуации начинает считать, что истый характер проявляется только тогда, когда человек все теряет в своей жизни. Но несмотря на все это он остается циником и не хочет бороться за нормальное существование. Образ этого человека заставляет нас задуматься о том, что в любой ситуации необходимо быть человеком и не теряться, а идти вперед навстречу к лучшему будущему.

Вариант 2

В то время, как Горький написал пьесу «На дне», многие люди по разным причинам опускались на дно жизни. У них не было жилья, дома, семьи. В то же самое время существовали и другие люди, старающиеся из всего извлечь выгоду. Эти предприимчивые дельцы слегка обустраивали подвалы, заброшенные дома, и устраивали там ночлежки для бездомных босяков. Такие ночлежки напоминали больше притоны, где находили приют изгои общества, преступники, проститутки, пьяницы, и тому подобное отребье.

Одним из таких отщепенцев и был картузник Бубнов, второстепенный герой из пьесы Горького, обитатель ночлежки Костылевых. Бубнов когда-то был нормальным человеком, довольно состоятельным. Он был владельцем собственной красильной мастерской, имел дом, жену. После того, как его жена связалась с мастером из их красильни, Бубнов сначала кулаками доказывал свою правоту. Но после того, как дело чуть не дошло до смертоубийства, он пустил все на самотек. Сначала он еще пытался как-то устроиться в жизни, работал в какой-то компании. Но когда допустил ощутимую растрату, ему остался один лишь путь, на дно. Так Бубнов оказался в ночлежке у Костылевых.

Бубнов далеко не глупый человек, он разумно мыслит, но уже давно ко всему относится скептически. У него исчезли все мечты и стремления, Бубнов просто плывет по течению жизни, так как уверен в том, что он – жертва обстоятельств, таким был предначертан его жизненный путь. Он ничего не хочет менять в этой жизни, ему так удобнее. На самом деле, это прямолинейный и честный человек, по своему развитию стоящий на ступень выше некоторых обитателей этого притона. Он может дать яркую и точную характеристику каждому из постояльцев, ему хорошо известны их нравы и привычки. Вместе с этим, Бубнов равнодушный и циничный, ему чуждо сострадание и добродетель, ему глубоко плевать на боль и мучения ближних.

Бубнов убежден в том, что истинная сущность человека проявляется только тогда, когда человек лишается всего. По его мнению, как себя не приукрашивай, ничего не добьешься. А потом наступит время, когда с человека слетит все напускное, и без прикрас человек останется просто скотиной.

Может быть, к такому мрачному и скептическому отношению к жизни, его подтолкнула измена и предательство жены, может, что-то другое. Факт тот, что он стал фаталистом и циником.

Наверное, всегда надо находить в себе силы для дальнейшей борьбы, и не уподобляться мусору, плывущему по течению.

Сочинение про Бубнова

Любой персонаж каждого литературного произведения вызывает к себе определенное отношение со стороны читателя. По каждому герою можно составить определенный портрет и сделать соответствующие выводы. Точно также не составит особой сложности определить характеристику героя произведения М.Горького «На дне». Автор ярко и наглядно демонстрирует читателю картину быта в конкретной жизненной ситуации. В пьесе говорится о людях, которые оказались выброшенными за борт жизни. Нынешнее место их пребывания – подвал Костылева. Здесь нашли приют люди различных слоев, профессий и званий – от рабочих и крестьян до заезжих актеров и дворян.

Всех их объединяет одно – отсутствие жизненных перспектив и безоговорочное принятие своего жалкого существования. Среди них Бубнов занимает особое место. В своих взглядах на жизнь он не одинок: его точку зрения разделяет Барон. В то же время ему приходится сталкиваться и с противоположными мнениями в лице Луки и Сатина. Каковы же взгляды и убеждения Бубнова? Главная его идея – это невозможность человека пойти против обстоятельств и пересилить волю судьбы. По его мнению, сложившуюся ситуацию преодолеть нельзя. Если уж так написано на роду, то остается лишь один путь – смирение. Он не предпринял ни одной попытки сделать свою жизнь лучше. В 45 лет он считает, что его жизнь кончена, и здесь, в этом самом месте ожидает последний час его жизни. В своей правоте он убежден окончательно, и никто не в силах разубедить его. Автор характеризует Бубнова как человека равнодушного и циничного. Особенно ярко это видно в эпизодах с Анной: первый – где на просьбу женщины не шуметь Бубнов цинично замечает, что «шум - не помеха смерти», второй – когда Анна умирает, и герой не испытывает ни капли жалости, равнодушно отзываясь о ней.

Бубнову не знакомо такое чувство, как сострадание. Он не способен оказать моральную поддержку ближнему, проявить искреннее сочувствие. Ложь он оправдывает и лгунов не осуждает. Герой знает цену всем, кто присутствует в ночлежке, и нисколько не утаивает своего отношения к каждому из них.

С другой стороны, несмотря не все свои недостатки, Бубнов имеет собственную печальную историю, которая привела его к такой жизни. Ко всему прочему, он еще и мечтатель – нередко он предается фантазиям о том, что бы он делал и кем бы стал, если бы вдруг разбогател. А история его заключается в том, что раньше он был хозяином одной небольшой мастерской. Вскоре он узнал об измене жены с его помощником. Сначала он хотел проучить ее, но все же отказался от мести и покинул ненавистный дом.

На мой взгляд, Бубнов представляет собой сложного, неоднозначного персонажа, и читатель сам выбирает, как к нему относиться. Одни начнут испытывать к нему жалость, другие поспешат осудить. И поскольку, главный герой произведения вызывает неоднозначные чувства, относиться к нему строго положительно или строго отрицательно просто невозможно. В чем-то ему действительно можно посочувствовать, а что-то в его характере, словах и поступках не принять и даже осудить.

Каждый читатель после прочтения любого произведения может смело сделать вывод по какому-либо персонажу. Несложно выявить и то, какова характеристика Бубнова в пьесе «на Дне» М. Горького. Автор как можно точнее пытается показать и описать быт людей в определенной жизненной ситуации.

М. Горький в данном произведении показывает нам, как существуют люди, выброшенные, так сказать, за борт жизни. Все они разместились в подвале Костылева. Именно здесь можно встретить людей различных социальных групп: рабочие, дворяне, мещане, заезжий актер, крестьяне. Что же может объединять всех этих людей? Видимо, все они уже не видят никаких перспектив в своей жизни и уже давно смирились со своим бренным существованием.

Среди них всех особое внимание заслуживает Бубнов. В этой ночлежке у него есть как сторонники (Барон), так и люди с противоположным взглядом на жизнь (Лука и Сатин). В чем же заключаются убеждения и взгляды Бубнова? Его главная идея – бессилие человека перед сложившимися обстоятельствами. Он считает, что если уж и написано у нас на роду, что придется попасть в такую сложную ситуацию, то никак этого не избежать, придется лишь смириться с этим фактом. Он сравнивает людей с щепками, которые плывут по течению, не зная, куда оно приведет.

Бубнов в этой жизни ни к чему не хочет стремиться. Он даже не пытается хоть как-то изменить свою жизнь в лучшую сторону. На момент действия ему 45 лет, поэтому он думает, что жизнь его кончена, а ночлежка, где они все обитают, станет его последним пристанищем. Никто не может переубедить Бубнова в обратном, так как он свято верит в свою правоту. М. Горький даже характеризует его как равнодушного человека.

Стоит отметить, что главный герой не только равнодушно, но и цинично относится к людям. Например, когда Анна просит его вести себя потише, так как чувствует себя неважно, то Бубнов отвечает, что «шум – не помеха смерти…» После смерти Анны он также равнодушно и без малейшей жалости отзывается о ней.
Бубнов не приемлет даже такие чувства, как сострадание и моральная поддержка человека. Он не осуждает тех людей, которые лгут. Он считает, что если в этой лжи есть польза для человека, то это только приветствуется.

Главный герой знает цену каждому присутствующему в ночлежке и может сказать это напрямую, ничего не утаивая. Но, несмотря на все отрицательные качества, Бубнов любит мечтать о том, что бы он делал, если был бы богат.

Что же привело его в это место отчуждений? Раньше он был владельцем небольшой мастерской. Но в один момент он узнал, что жена нашла себе любовника в лице его помощника. Он сначала хотел отомстить ей за столько гнусное поведение, но затем передумал и решил уйти.

Таким образом, каждый читатель самостоятельно решает, как относится к такому персонажу, как Бубнов. У некоторых он может вызвать жалость в связи с печальным положением его дел, другие, наоборот, осуждающе смотрят на каждое его слово.

Бубнов – картузник, один из обитателей ночлежки, где живет в долг. О своем прошлом рассказывает, что некогда был владельцем красильной мастерской, но жена его сошлась с мастером, и Б., чтобы остаться в живых, предпочел уйти. Звучащая в его речи метафора “сошедшей краски” обозначает нынешнее положение персонажей пьесы – “бывших” людей, лишившихся какой бы то ни было социальной роли. По поводу Луки Б. заявляет, что люди врут из желания “подкрасить душу”, а следует без стеснения говорить правду. Для Б. характерен бескрылый и несколько циничный фатализм. Он не признает моральной ответственности, заявляя, что у него нет совести, поскольку он “не богатый”.

Сочинение по литературе на тему: Характеристика образа Бубнова

Другие сочинения:

  1. Актер – один из обитателей ночлежки. Настоящее имя героя неизвестно; в одной из сцен он сокрушается, что “потерял имя”. Сценический псевдоним А. в прошлом – Сверчков-Заволжский. А. – пьяница, постоянно вспоминающий актерское прошлое и цитирующий различные литературные произведения. Появившемуся в Read More ......
  2. Бубнов вдумчивый и меткий на слово, он отрицает возможность всякой маскировки: “Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется”. Больше того, утверждает в себе и других “бедолагах”, лишенных “приукрашиваний”, обнажение человеческой сущности: “… все слиняло, один голый человек остался”. Горький не Read More ......
  3. Губошлеп – блатной авторитет, наставник Егора в его юности. “Весь он худой, как нож, собранный, странный своей молодой ненужностью, весь ушел в свои глаза. Глаза горели злобой”. Чувствует в Егоре живую душу, маету и ненавидит его за это. Единственный, к Read More ......
  4. Берг – немец, “свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный”. В начале романа поручик, в конце – полковник, сделавший неплохую карьеру, имеющий награды. Б. точен, спокоен, учтив, эгоистичен и скуп. Окружающие посмеиваются над ним. Говорить Б. мог только Read More ......
  5. Бегемот – один из подручных Воланда, предстающий в образе огромного черного кота. В Библии бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот – одно из традиционных наименований демона, приспешника сатаны. Б. в романе Булгакова комично сочетает Read More ......
  6. Щукарь – старый крестьянин. Образ персонажа придает комически-пародийное освещение основным драматичным событиям. Свое прозвище герой получил в детстве после того, как, пытаясь откусить крючок с удочки рыболова, сам попался на удочку. Во время раскулачивания Щ. треплет собака, разрывая на нем Read More ......
  7. Сатин Константин – один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. По его собственным словам, в юности он играл на сцене, хорошо плясал и был веселым человеком; но, убив человека, обманувшего его сестру, попал в тюрьму и совершенно изменялся. С. – карточный Read More ......
  8. Коровьев (Фагот) – один из подручных Воланда. Клетчатая одежда сближает его с традиционным образом Арлекина (мотив шутовства), а также вызывает ассоциации с чертом Ивана Карамазова из романа Достоевского. Характерная деталь облика К. – пенсне или монокль с треснувшим стеклом; ср. Read More ......
Характеристика образа Бубнова

И. Каплан

В произведении «На дне» Горький обобщил свои наблюдения над существованием людей, выброшенных за борт жизни. В подвале Костылёва нашли себе пристанище люди разных социальных групп: мещане и рабочие, крестьянин и дворянин, некогда разъезжавший в карете с гербами, и даже в прошлом актёр. Многие из них не видят для себя никаких перспектив в будущем и давно смирились со своим положением. Среди них особое место принадлежит Бубнову, взгляды которого противоположны воззрениям Сатина и Луки. Однако в ночлежке у Бубнова не только оппоненты, но и единомышленники. Это прежде всего Барон. По своей духовной опустошённости он превосходит Бубнова. Барон ничего не ждёт от жизни: «Всё уже… было! Прошло… кончено!..»

Каковы же взгляды и убеждения Бубнова? Он полагает, что человек бессилен противостоять сложившимся обстоятельствам. Они-то и определяют судьбу каждого. «Мудрость» героя выражена в лаконичных сентенциях: «Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки – прочь...» Люди, как щепки, во власти течения, которое неизвестно куда их занесёт. Люди не что иное, как мусор при строительстве дома. «Строят дом… а щепки – прочь...» По мнению Бубнова, «все люди на земле – лишние...»

Бубнов ни к чему уже не стремится, не предпринимает никаких попыток изменить своё положение. А ведь ему – сорок пять лет! Ночлежка, по всей вероятности, – его пожизненный дом.

Скептик и фаталист, Бубнов не верит в силы и возможности человека что-то изменить к лучшему. Он не сомневается в своей правоте. Всем его репликам сопутствуют авторские ремарки – спокойно. «Его самоуверенность в том, что он знает то, что знает, что ничем не рискует, ничем не обольщается и ни в чём не разочаровывается, создаёт ему устойчивость, трезвость, равновесие, спокойствие, в конечном итоге – равнодушие» (ЮзовскийЮ. «На дне» М.Горького. М., 1968. С.62).

Бубнов не только равнодушен к людям, но порой и циничен. Анна просит не шуметь: "… Дайте хоть умереть спокойно". Бубнов безучастно ответит: «Шум – смерти не помеха...»

Обитатели ночлежки по-разному отзываются на смерть Анны. «Отмаялась!» (отстрадала. – И.К.) – тихо скажет Лука. «Я иду… скажу… потеряла имя!» – слова Актёра. Он сам болезненно реагирует на то, что уже при жизни потерял своё имя.

«Ведь вот… хорошо, что она умерла… а жалко… Господи!.. Зачем жил человек?» – с болью скажет Наташа. У Бубнова никаких слов жалости, что умерла женщина всего тридцати лет, так и не испытавшая ничего хорошего, кроме существования впроголодь и побоев. «Кашлять перестала, значит» – такова реакция Бубнова. Вот и всё! А на взволнованный вопрос Наташи: «Зачем жил человек?» – холодно и бесстрастно заявит: «Все так родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?» Его ничего не взволнует.

Настя воодушевлена тем, что якобы в прошлом в неё был влюблён студент. Бубнов и Барон смеются над её выдумкой. «Молчите… несчастные!.. Разве… разве вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая». Бубнов грубо скажет Насте: «Раскрашивай, ворона, перья… валяй!» Он передразнивает Настю, насмехается над ней.

Чувство сострадания, поддержки человека чуждо Бубнову. Ему понятно, когда люди лгут, чтобы извлечь для себя какую-то пользу, а вот ложь Луки недоступна для его понимания. Лука как бы парирует бескрылые суждения Бубнова: «Вот… ты говоришь – правда… Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь...» И далее следует рассказ Луки о человеке, «который в праведную землю верил». И эта вера вселяла надежду. Лука убеждён, что мечта тешит, греет душу человека.

Рассказ Луки взволновал Пепла, Наташу. Ведь они тоже живут мечтой покинуть ночлежку, зажить иной жизнью, найти свою «праведную землю». Учёный, который развеял мечту о земле правды, привёл к гибели человека, уверовавшего в её существование. Пепел и Наташа с горечью реагируют на крах несбывшейся надежды, а Бубнов так ничего и не понял в «возвышенном обмане» Луки: «Всё – выдумки… тоже! Хо-хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!»

Горький не был доволен трактовкой образа Бубнова Лужским, актёром Московского Художественного театра. Он просил его в третьем акте сыграть Бубнова более тупым, чем это было исполнено. Известно, что писатель был также неудовлетворён игрой Москвина, в интерпретации которого Лука предстал не безучастным утешителем, а человеком внимательным к людям, желающим как-то облегчить их бремя буден. Ведь не случайно Сатин скажет о Луке: «Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал… Он врал… но – это из жалости к вам...» Образы великого реалиста оказались многомернее той идеи, которая была заложена при их создании. Искусство не давало тенденции овладеть собой, боролось со схемой, упрощением в показе сложных жизненных явлений. Ведь Бубнов не только скептик. Это человек, умеющий разбираться в хитросплетениях жизни, размышлять о её суровых приговорах.

Бубнов знает цену каждому ночлежнику. Он не приемлет барских замашек Барона, который «и теперь – нет-нет да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, ещё». Он понимает, что Клещ свыкнется со своей участью, предвидит печальные последствия измены Пепла Василисе, которая «своего даром – не отдаст… баба – лютая». Предположения Бубнова оказались верны: Наташа искалечена, Пеплу грозит каторга.

Бубнов самокритичен, говорит о своих недостатках, не любит лжи: «Вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» С Медведевым, Василисой он ведёт себя независимо и с достоинством, ничего лишнего о Пепле, Наташе им не говорит. Сошлёмся на диалог Василисы с Бубновым:

Василиса (Бубнову).… Чтобы ноги его (Алёшки. – И.К.) здесь не было! Слышишь?

Бубнов. Я тут не сторож тебе...

Василиса. А мне дела нет, кто ты таков! Из милости живёшь – не забудь! Сколько должен мне?

Бубнов (спокойно). Не считал...

Василиса.… Если санитары придут да штраф наложат, я тогда… всех вас – вон!

Бубнов (спокойно). А чем жить будешь?

Что привело скорняка Бубнова в подвал Костылёва? В прошлом – хозяин небольшой мастерской, он был вынужден из-за семейных дрязг бросить нажитое и уйти в никуда. Его помощник стал любовником жены, и началась «большая война». Бубнов задумал «укокошить жену… Но вовремя спохватился...»

Среди многих обитателей ночлежки (крючники Татарин, Кривой Зоб) Бубнов зарабатывает своим трудом крохи на жизнь. Скорняк стал картузником. Он сидит на нарах, кроит и шьёт. Бубнов спускается с нар для того, чтобы купить нитки, необходимый материал для пошива картузов, попить чаю в трактире, и вновь за дело.

В пособии для учителя М.М. Голубкова «Максим Горький» (М., 1997) читаем: «Горький пытается определить, каковы те социальные обстоятельства, которые воздействовали на характеры героев… Но важнее для него воссоздать те социальные условия, обстоятельства «дна», в которых оказались герои теперь. Именно это их положение уравнивает бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым и вором Васькой Пеплом и формирует общие для всех черты сознания: неприятие действительности и в то же время пассивное отношение к ней» (с. 74). Противопоставление аристократ Барон – шулер Бубнов неточно. Шулер отнюдь не социальная принадлежность, а занятие: человек, применяющий мошеннические приёмы при игре в карты, вообще жулик. Но шулер-то аристократ Барон. Это он передёргивает карты, а Бубнов в карты не играет. Интересуется игрой в шашки и играет честно, не по-ноздрёвски. И в жизни он отнюдь не жулик.

В IV действии выявляется новая грань духовного облика Бубнова. Он весел, общителен. Быть может, рад, что освободился от своих постулатов. Возможно, сказалось его лёгкое опьянение. Не случайно острослов Алёшка скажет о нём: «Ты – только пьяный и похож на человека...»

Обстановка всё ж гнетёт Бубнова. Не «слинял» совсем, по его выражению, человек в ночлежке. Не только в IV действии, но и во II он тянется к песне, в словах которой выражено сокровенное:

Мнеихочетсянаволю… Эх!

Цепьпорватьянемогу...

В конце пьесы дают о себе знать симпатии Бубнова к Сатину: «Друг! Я тебя искал по всем трактирам-кабакам». Искал, по всей вероятности, чтобы сказать что-то важное для себя, доброе в адрес Сатина. В знак расположения к нему отдаст весь свой «капитал» – рубль с лишним. И на замечание Медведева: «Я – свидетель… отданы деньги на сохранение… числом – сколько?» – Бубнов отвечает: «Ты – верблюд… Нам свидетелей не надо...»

Оказывается, этот скептик не обделён мечтой: «Я, брат, угощать люблю! Кабы я был богат… я бы… бесплатный трактир устроил! Ей-Богу! С музыкой и чтобы хор певцов… Приходи, пей, ешь, слушай песни… отводи душу! Бедняк человек… айда ко мне в бесплатный трактир!» Здесь и щедрость души, и любовь к песне, и забота о нищем, обездоленном.

Бубнов просит Кривого Зоба затянуть любимую: «Запою… заплачу!..» Перед нами другой Бубнов. Не равнодушный увалень, а человек, осознающий бедственное положение обитателей ночлежки. Организованный Бубновым «праздник души» был нарушен сообщением Барона: «Эй вы! Иди… идите сюда! На пустыре… там… Актёр… удавился!» Видавший виды герой потрясён. Об этом говорит его прерывающаяся речь. Ему трудно подыскать нужные слова, чтоб рассказать о случившемся.

Сообщение Барона вызвало недовольство Сатина: «Эх… испортил песню… дур-рак!» Ю.Юзовский считал, что эти слова относятся к Актёру: «Повесился Актёр, и Сатин как бы от имени всей ночлежки (?!) восклицает: «Испортил песню… дур-рак»» (ЮзовскийЮ. «На дне» Горького. С.118). На наш взгляд, не мог Сатин назвать сведшего счёты с жизнью Актёра дураком. Он хорошо относился к нему. Только Сатин обратил внимание на внезапный его уход из ночлежки. Возможно, у Сатина тогда зародилось подозрение: «Эй ты, сикамбр! Куда?» Ранее Сатин заметил подавленное настроение Актёра, объяснив это влиянием Луки: "… всё старик… навинтил Актёра". Слова Сатина в финале пьесы скорее, на наш взгляд, относятся к Барону. Его сообщение оказалось несвоевременным, нарушило приподнятое настроение обитателей подвала.

Несколько по-иному в театре-студии О.Табакова разыгран финал пьесы. Весть о гибели Актёра ошеломила бедняков. Все молча покидают ночлежку. Очевидно, хотят проститься с погибшим. Через некоторое время возвращается один Сатин. Потрясённый увиденным, он некоторое время сидит молча. Вдруг вскакивает и истерично кричит: «Дурак!» Это проявление боли за Актёра. Как он мог совершить такую непоправимую ошибку?! И данная реакция артиста в роли Сатина на гибель Актёра соответствует содержанию гуманистических монологов героя о Человеке.

Горький стремился придать речи персонажей пьесы определённость и выразительность. Вот почему писатель постоянно обращался к лаконичной и насыщенной смыслом пословице, афоризму. Этих крылатых выражений немало в языке Сатина, Луки, Бубнова. Помимо речений, напоминающих по своей структуре и смыслу пословицу, языку Бубнова присуща неожиданность словесных связей и некое благозвучие его реплик. Так, на приветствие Луки «Доброго здоровья, народ честной!» Бубнов отвечает: «Был честной, да позапрошлой весной...» Помимо иронии, ответ содержит внутреннюю рифмовку: честной – весной. На замечание Луки «Житьё ваше – о-ой» Бубнов парирует репликой: «Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё» (житьё – вытьё). Таких примеров рифмованных реплик у Бубнова немало: «Все хотят порядка, да разума нехватка» (порядка – нехватка); «И одна (дамка. – И.К.) – не бедна, коли умна...» (одна – бедна – умна).

Очевидно, и пословица «Кто пьян да умён, два угодья в нём» привлекла Бубнова своим благозвучием (умён – внём).

В монологах героя обнаружим выражения с подтекстом: «Здесь (в подвале Костылёва. – И.К.) господ нету… всё слиняло, один голый человек»; «Снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся»; «Вовремя уйти всегда лучше».

В высказываниях Бубнова как человека малограмотного немало просторечий: валяй, мелешь (болтаешь), рожа, всяко, тяпнуть (ударить), эдак, укокошить (убить), заливать (много пить), ротзаткнуть, айда (областное) и другие. В его речи не к месту употреблена частица -то (старик-то) и просторечная частица -ка (поди-ка).

Насыщенность речи Бубнова мыслью, чувство слова свидетельствуют о его уме, языковой одарённости и в то же время о противоположности воззрений героя взглядам Сатина и Луки. Бубнову не дано понять Сатина с его гордой верой в Человека, ему чужд Лука, стремящийся поддержать людей в их стремлении к лучшему.

Вопросы и задания

1. Как в афоризмах Бубнова сказались его общественные взгляды?

2. Что не приемлет Бубнов в Луке?

3. Что нового узнаём о Бубнове в IV действии? Противоречат ли изменения в его поведении характеру героя?

4. Приведите образные выражения в монологах, репликах Бубнова.