Внук сталина александр бурдонский личная жизнь дети. Судьба потомков Сталина: почему Александр Бурдонский отказался от фамилии деда. — Хорошие у вас отношения были

Биографии режиссеров часто выглядят куце до того момента, когда постановщики впервые выходят на сцену. В случае с Бурдонским ситуация обратная — он был сыном Василия Сталина и Галины Бурдонской и внуком Иосифа Сталина.

В детстве он был Сталиным до 13 лет, пока в 1954 году не сменил фамилию. Родился в Куйбышеве (теперь — Самара), в эвакуации, когда его родителям было всего 20 лет. Спустя четыре года они расстались, Бурдонской не разрешили оставить ребенка у себя, и его воспитанием занимался отец.

Одним из воспоминаний режиссера о том времени было то, что бил его за различные провинности. Александра определили в Калининское суворовское училище, но затем он свернул с дороги кадрового военного (на которой ему наверняка аукнулись бы фамилии отца и деда) и поступил в театральную школу при театре «Современник». А затем окончил режиссерский факультет в ГИТИСе.

Интересно, что военная и театральная стезя все равно переплелись в его жизни вместе.

В 1972 году он получает приглашение поставить в Театре Советской армии спектакль «Тот, кто получает пощечину» по Леониду . Постановка, одну из ролей в которой сыграл Владимир Зельдин, оказывается удачной, и Бурдонского приглашают остаться в театре — в нем он и проработал до самой смерти.

Как замечал сам режиссер, судьба уберегла его от участи царского ребенка — делать первые шаги в профессии ему довелось в то время, когда происхождение ему, мягко говоря, не помогало. Зато помогал талант — об этом говорит хотя бы то, что молодого выпускника ГИТИСа в 1971 году (то есть за год до перехода в Театр армии) позвал в Театр на Малой Бронной на роль шекспировского Ромео.

Однако великий режиссер и педагог увидела в молодом артисте режиссерскую жилку — и позвала его на ту самую постановку по Андрееву, которая определит его жизнь. И в которой, кстати, он работал с еще одной легендой Театра армии — уже довольно заслуженным к началу 70-х .

По постановкам Бурдонского в его родном театре можно читать краткий курс по истории российской и зарубежной драматургии. Здесь нет заезженных и затертых до блеска сочинений, но есть настоящая, весомая, со вкусом выбранная классика.

Например, «Дама с камелиями» по , «Приглашение в замок» Жана Ануя, «Орфей спускается в ад» Теннесси Уильямса, «Серебряные колокольчики» Ибсена, «Элинор и ее мужчины» . Из отечественных — эффектная «Васса Железнова» Горького, обязательная для каждого режиссера «Чайка» Чехова и его же «Безотцовщина» (спектакль получил название «Этот безумец Платонов»). Имел он чутье и на «моментальную» классику — поставил спектакль «С тобой и без тебя» по знаменитому стихотворному циклу .

В зрелые годы Бурдонский вернулся туда, где учился, — в ГИТИС, где преподавал артистам и режиссерам вместе с актрисой .

Театральные заслуги Бурдонского неоспоримы — он вовремя, и совсем не «по блату», стал и заслуженным (в предперестроечном 1985-м), и народным артистом (в штормовом 1996-м).

Вот только, несмотря на все свои попытки дистанцироваться от деда, он так и остался внуком Иосифа Сталина — по крайней мере, в глазах публики; о том, что Бурдонский — режиссер-мастер и отличный педагог, знают только театральные профессионалы. У него и интервью чаще брали не о спектаклях, а об отце и деде, да и в сообщениях о смерти его называют исключительно «внуком Сталина». Но это судьба всех потомков известных людей — на то, чтобы доказать свою отдельность от рода и индивидуальную исключительность, им приходится тратить в тысячу раз больше сил, чем их коллегам, не обремененным «происхождением». Хотя именно Бурдонский всю жизнь пытался.

Александр Васильевич Бурдонский прямой внук И. В. Сталина , старший сын Василия Сталина .

Он единственный из потомков Сталина опубликовал свою ДНК.

Внук Иосифа Сталина Александр Бурдонский: "Дед был настоящим тираном. Не могу видеть, как кто-то пытается придумать ему ангельские крылья, отрицая совершенные им преступления".

Внук Иосифа Сталина Александр Бурдонский: "Дед был настоящим тираном. Не могу видеть, как кто-то пытается придумать ему ангельские крылья, отрицая совершенные им преступления".

После смерти Василия Иосифовича осталось семеро детей: четверо собственных и трое усыновленных. Ныне из родных детей жив только 75-летний Александр Бурдонский - сын Василия Сталина от первой жены Галины Бурдонской. Он - режиссер, народный артист России - живет в Москве и возглавляет Центральный академический театр Российской Армии.

Александр Бурдонский встретился со своим дедом единственный раз - на похоронах. А до этого видел его, как и другие пионеры, лишь на демонстрации: в День Победы и в Октябрьскую годовщину. Пообщаться с внуком поближе вечно занятый глава государства желания не высказывал. Да и внук не слишком-то стремился. В 13 лет он принципиально взял фамилию матери (многие родственники Галины Бурдонской погибли в сталинских лагерях).

— Правда, что ваш отец — "человек шальной смелости" — отбил вашу маму у знаменитого в прошлом хоккеиста Владимира Меньшикова?

— Да, им было тогда по 19 лет. Когда отец ухаживал за мамой, он был — как Паратов из "Бесприданницы". Чего только стоили его полеты на небольшом самолете над станцией метро "Кировская", возле которой она жила... Умел покрасоваться! В 1940 году родители поженились.
Моя мама была жизнерадостной, любила красный цвет. Даже свадебное платье сшила себе красное. Оказалось, это дурная примета...

— В книге "Вокруг Сталина" написано, что ваш дед на эту свадьбу не пришел. В письме сыну он резко написал: "Женился — черт с тобой. Жалею ее, что она вышла за такого дурака". Но ведь ваши родители выглядели идеальной парой, даже внешне были так похожи, что их принимали за брата с сестрой...

— Мне кажется, мама любила его до конца своих дней, но им пришлось расстаться... Она была просто редкостным человеком — не могла прикинуться кем-то и никогда не лукавила (может, в этом была ее беда)...

— По официальной версии, Галина Александровна ушла, не выдержав постоянных пьянок, рукоприкладства и измен. Например, мимолетной связи Василия Сталина с женой известного кинооператора Романа Кармена Ниной...

— Кроме всего прочего, мама не умела приобретать друзей в этом кругу. Начальник охраны Николай Власик (воспитавший Василия после гибели матери в 1932 году), вечный интриган, пытался ее использовать: "Галочка, ты должна мне рассказывать, о чем говорят Васины друзья". Мать его — матом! Он прошипел: "Ты за это заплатишь".

Вполне возможно, развод с отцом и был платой. Чтобы сын вождя взял жену из своего круга, Власик закрутил интригу и подсунул ему Катю Тимошенко, дочь маршала Семена Константиновича Тимошенко.

— Это правда, что мачеха, выросшая в детдоме после того, как ее мать сбежала от мужа, обижала вас, чуть ли не голодом морила?

— Екатерина Семеновна была женщиной властной и жестокой. Мы, чужие дети, ее, видимо, раздражали. Пожалуй, тот период жизни был самым трудным. Нам не хватало не только тепла, но и элементарной заботы. Кормить нас забывали по три-четыре дня, одних запирали в комнате. Мачеха с нами страшно обращалась. Сестру Надю била жесточайшим образом — у нее почки были отбиты.

До отъезда в Германию наша семья жила зимой на даче. Помню, как мы, маленькие дети, ночью в темноте прокрались в погреб, набрали в штаны свеклу и морковку, зубами чистили немытые овощи и грызли их. Просто сцена из фильма ужасов. Поварихе Исаевне здорово попадало, когда она нам что-нибудь приносила....

Жизнь Екатерины с отцом — сплошные скандалы. Я думаю, он ее не любил. Скорее всего, чувств особых не было с обеих сторон. Очень расчетливая, она, как и все в своей жизни, просто просчитала этот брак. Надо знать, чего она добивалась. Если благополучия, то цель, можно сказать, была достигнута. Екатерина навезла из Германии огромное количество барахла. Bсе это хранилось в сарае на нашей даче, где мы с Надей голодали... А когда отец выставил мачеху в 1949 году, ей потребовалось несколько машин, чтобы вывезти трофейное добро. Мы с Надей услышали шум во дворе и кинулись к окну. Видим: "студебеккеры" цепочкой идут"...

— Приемный сын Сталина Артем Сергеев вспоминал, что, увидев, как ваш отец наливает себе очередную порцию алкоголя, сказал ему: "Вася, хватит". Тот в ответ: "У меня только два выхода: пуля или стакан. Ведь я жив, пока мой отец жив. А только он глаза закроет, меня Берия на другой же день на части порвет, а Хрущев с Маленковым ему помогут, и Булганин туда же. Такого свидетеля они терпеть не будут. А ты знаешь, каково жить под топором? Вот я и ухожу от этих мыслей"...

— Я был у отца и во Владимирской тюрьме, и в Лефортово. Видел загнанного в угол человека, который не мог за себя постоять и себя оправдать. И разговор его в основном был, конечно, о том, как выйти на свободу. Он понимал, что в этом не можем помочь ни я, ни сестра (ее не стало восемь лет назад). Его терзало чувство несправедливости содеянного с ним.

— Вы с двоюродным братом Евгением Джугашвили фантастически разные люди. Вы говорите тихим голосом и любите поэзию, он — громогласный военный, сожалеющий о добрых старых временах и недоумевающий, почему в ваше сердце "не стучит пепел этого Клааса"...

— Я не люблю фанатиков, а Евгений — фанатик, живущий именем Сталина. Не могу видеть, как кто-то обожает вождя и отрицает совершенные им преступления.

— Год назад еще один ваш родственник по линии Евгения — 33-летний художник Яков Джугашвили — обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой расследовать обстоятельства смерти его прадеда Иосифа Сталина. Ваш двоюродный племянник утверждает в своем письме, что Сталин умер насильственной смертью и это "сделало возможным приход к власти Хрущева, возомнившего себя государственным деятелем, чья так называемая деятельность оказалась не чем иным, как предательством государственных интересов". Будучи уверен, что в марте 1953 года произошел государственный переворот, Яков Джугашвили просит Владимира Путина "определить степень ответственности всех лиц, причастных к перевороту".

— Я не поддерживаю эту затею. Мне кажется, что такими вещами можно заняться только от нечего делать...Что случилось, то случилось. Люди уже ушли из жизни, зачем прошлое ворошить?

— По легенде, Сталин отказался обменивать своего старшего сына Якова на фельдмаршала Паулюса, сказав: "Я солдата на фельдмаршала не меняю". Сравнительно недавно Пентагон передал внучке Сталина — Галине Яковлевне Джугашвили — материалы о гибели ее отца в фашистском плену...

— Благородный шаг никогда совершить не поздно. Я врал бы, если бы говорил, что вздрогнул или у меня заболела душа, когда передали эти документы. Все это — дело далекого прошлого. И оно прежде всего важно для дочери Яши Галины, потому что она живет памятью об отце, который ее очень любил.

Важно поставить точку, ведь чем больше времени проходит после всех событий, связанных с семейством Сталина, тем труднее дотянуться до правды...

— Правда ли, что Сталин был сыном Николая Пржевальского? Известный путешественник якобы в Гори гостил в доме, где работала горничной мать Джугашвили — Екатерина Геладзе. Эти слухи подогревало удивительное внешнее сходство Пржевальского и Сталина...

В последний год жизни Василий Сталин начинал свой день со стакана вина и стакана водки

— Я не думаю, что это так. Скорее, дело в другом. Сталин увлекался учением религиозного мистика Гурджиева, а оно предполагает, что человек должен скрывать свое реальное происхождение и даже дату своего рождения окутывать неким флером. Легенда о Пржевальском, конечно, лила воду на эту мельницу. А то, что похож внешне, так, пожалуйста, ходят еще слухи о том, что Саддам Хусейн был сыном Сталина...

— Александр Васильевич, вам приходилось слышать предположения о том, что режиссерский талант вам достался от деда?

— Да, мне иногда говорили: "Понятно, почему Бурдонский режиссер. Сталин ведь тоже был режиссером"... Дед был тираном. Пусть кому-то очень хочется приделать ему ангельские крылья — они на нем не удержатся... Когда Сталин умер, мне было ужасно стыдно, что все вокруг рыдают, а я нет. Я сидел возле гроба и видел толпы рыдающих людей. Я скорее был этим испуган, даже потрясен. А что хорошего я мог к нему питать? За что благодарить? За искалеченное детство, которое у меня было? Никому не желаю такого.... Быть внуком Сталина — тяжкий крест. Никогда ни за какие деньги не пойду играть Сталина в кино, хотя сулили огромные барыши.

— А что вы думаете по поводу нашумевшей книги Радзинского "Сталин"?

— Радзинский, видимо, хотел во мне как в режиссере найти еще какой-то ключик к характеру Сталина. Пришел якобы меня послушать, а сам четыре часа проговорил. Я с удовольствием сидел и слушал его монолог. Но истинного Сталина он не понял, мне кажется....

— Художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов рассказывал, что Иосиф Виссарионович ел, а потом вытирал руки о накрахмаленную скатерть — он же диктатор, чего ему стесняться? А вот ваша бабушка Надежда Аллилуева, говорят, была очень воспитанной и скромной женщиной...

— Как-то в 50-е годы сестра бабушки Анна Сергеевна Аллилуева передала нам сундук, где хранились вещи Надежды Сергеевны. Меня поразила скромность ее платьев. Старая кофта, заштопанная под мышкой, поношенная юбка из темной шерсти, а с изнанки вся в заплатах. И это носила молодая женщина, о которой говорили, что она любила красивые наряды...

Накануне вечером ушел из жизни известный режиссер Александр Бурдонский

Накануне поздно вечером в одной из московских клиник не стало Александра Васильевича Бурдонского, режиссера Театра Российской армии, сына Василия Сталина, внука «отца народов». Вся его жизнь была преодолением обстоятельств его родства. Подробнее в материале «Реального времени».

Черный цыпленок на эскалаторе

Мы познакомились с Александром Васильевичем в октябре 1989 года, в одну из первых бесед он рассказал о документальном фильме, который когда-то видел на Московском кинофестивале. Это был фильм венгерских кинематографистов, рассказывающий о птицефабрике. Там по длинной ленте бежали желтые цыплята, и когда они добегали до автомата, он сбрасывал их в корзину.

Но вот на ленту попадал черный цыпленок, от также добегал до нужного места, и фотоэлемент не срабатывал: цыпленок был другого цвета. Трудно быть черным цыпленком, не таким, как все. Александр Васильевич изначально, по факту рождения, был «не такой, как все». Неслучайно, когда он окончил режиссерский факультет ГИТИСа, Юрий Завадский приглашал его в театр им. Моссовета на роль Гамлета, «черного принца». После долгих раздумий Бурдонский отказался.

В честь Суворова

Он родился 14 октября 1941 года в Самаре, тогда Куйбышеве, куда в эвакуацию был отправлен клан Аллилуевых-Сталиных. Его родители познакомились незадолго до войны, Василий Иосифович буквально увел у своего друга-хоккеиста его невесту - очаровательную блондинку Галину Бурдонскую. Ухаживал он красиво, например, мог подлететь к ее двору на небольшом самолете и сбросить букет цветов.

Отец вместе с другом-летчиком Степаном Микояном прилетели в Самару через пару дней - Василию Иосифовичу хотелось похвастаться сыном. Он назвал его Александром в честь Суворова и планировал для него карьеру военного.

Галина Бурдонская и Василий Сталин с маленьким Сашей. Фото bulvar.com.ua

Родители развелись практически сразу же после окончания войны, и Василий Иосифович в отместку бывшей жене не отдал ей детей и запретил даже видеться с ними. Однажды Александр Васильевич нарушил запрет и увиделся с матерью. Когда отец узнал об этом, последовало наказание: он «сослал» сына в Суворовское училище в Тверь.

Бурдонский никогда не видел деда, Сталин не интересовался внуками. Дед для него был символической фигурой на мавзолее, которую можно было видеть на демонстрациях. Не видела тестя никогда в жизни и Галина Бурдонская, хотя известно, что она даже после развода не попала под молот репрессий благодаря защите Сталина. Однажды он вызвал Берию и сказал ему: «Светлану и Галину не смей трогать!»

Когда Сталин умер, внука привезли на похороны деда, и он сидел возле гроба, глядя на длинную процессию идущих людей. Никаких эмоций кончина Сталина у него не вызвала. Вскоре был арестован отец, и Александра Васильевича вместе с сестрой Надеждой вернули матери.

Последние годы Василий Иосифович, фигура неоднозначная, трагическая, провел в ссылке в Казани. Здесь же он скончался при загадочных обстоятельствах. Бурдонский с сестрой приезжали в Казань на его похороны. Александр Васильевич потом вспоминал, что официально о смерти Василия Сталина не сообщалась, но весть об этом разнеслась по Казани, и проститься с ним пришло много народа. В его квартиру на Гагарина шли и шли люди, шли молча. Подходили мужчины в гражданской одежде, распахивали полы пальто, и под ними были видны ордена. Так фронтовики прощались с боевым генералом - смелым летчиком. Василий Сталин действительно был асом и на войне не прятался.

«Он же внук Сталина»

Бурдонский никогда не помышлял о карьере военного, с раннего детства он думал только о театре. Два его детских потрясения - это Галина Уланова, виденная в Большом театре, и Владимир Зельдин в спектакле «Учитель танцев».

Василий Сталин на церемонии прощания с отцом. Москва, Колонный зал Дома союзов, 6 марта 1953 года. Фото jenskiymir.com

Он решил поступить в ГИТИС, на режиссерский факультет. Курс набирала легендарная ученица Станиславского Мария Кнебель, чья семья пострадала от репрессий. Она потом рассказывала Александру Васильевичу: «Передо мной стоял внук Сталина, и я понимала, что сейчас могу решить его судьбу. Это длилось доли секунды, и я сказала себе: «Боже, о чем я думаю!.. Он же ни в чем не виноват». Бурдонский позже стал ее любимым учеником.

Он окончил ГИТИС, где учился в одно время и приятельствовал с будущим главным режиссером Камаловского театра Марселем Салимжановым, но не мог найти работу в Москве. Никто не хотел брать в штат внука Сталина. Помогла Мария Кнебель, она взяла его ассистентом на свою постановку «Тот, кто получает пощечины» в Центральный театр Советской армии. И после удачной премьеры Александра Васильевича взяли на работу в этот театр, которому он не изменил до конца жизни.

Помог «Взгляд»

Бурдонский никогда не афишировал своего родства со Сталиным. Его взгляд на деда всегда был взвешенным и объективным. Он принципиально никогда не ставил спектакли об Иосифе Виссарионовиче, хотя такие предложения были. И никогда не занимался политикой.

В годы перестройки он репетировал спектакль по комедии Эрдмана «Мандат», и спектакль, смелый по тем временам, пытались закрыть. Помог Александр Любимов, пригласивший режиссера в суперпопулярную тогда программу «Взгляд», тогда многие и узнали, что Александр Бурдонский - родной старший внук Иосифа Сталина.

Александр Васильевич был одним из ярких представителей романтизма в русском театре. Театр был самой большой любовью в его жизни. Он работал в русле русского психологического театра, не изменив ему ни разу. А на это сейчас уже нужна большая смелость. Его «Шарады Бродвея» или «Приглашение в замок» были безукоризненно стильными. «Дама с камелиями» - ностальгически-прекрасной. Постановки пьес Чехова подобны нежным ноктюрнам.

Театр был самой большой любовью в его жизни. Он работал в русле русского психологического театра, не изменив ему ни разу. Фото molnet.ru

Несколько лет назад Александр Бурдонский приезжал с гастролями в Казань, на его спектакли были аншлаги. Посетить могилу отца он уже не мог - непонятные «родственники» к этому времени уже перезахоронили прах генерала Василия Сталина в Москве.

Трудно быть «черным цыпленком». Трудно не впасть в искушение, почувствовав свою «особенность» в силу звездного родства, как и нелегко было выдержать годы ниспровержения Сталина и той нелюбви, что неумными людьми проецировалась на его родственников. Он выдержал все испытания достойно.

Татьяна Мамаева

Театральный режиссер.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (29.07.1985).
Народный артист России (21.02.1996).

Прямой внук И. В. Сталина, старший сын Василия Иосифовича Сталина (1921-1962) от первой жены Галины Бурдонской (1921-1990).
Он вспоминал: «Совместная жизнь у родителей не сложилась. Мне было четыре года, когда мама от отца ушла. Детей ей взять с собой не позволили. Нас разлучили на восемь лет».
В 1951-1953 годах учился в Калининском суворовском училище.
Позже поступил на актерский курс студии при театре "Современник" к Олегу Николаевичу Ефремову. В 1966 году поступил в ГИТИС (ныне РАТИ) на режиссерское отделение курса Марии Осиповны Кнебель, одновременно экстерном окончив школу и получив аттестат зрелости.
По окончании ГИТИСа в 1971 году его приглашает играть шекспировского Ромео Анатолий Эфрос в театр на Малой Бронной. Спустя три месяца Мария Кнебель зовет с собой своего ученика в Театр Армии ставить спектакль "Тот, кто получает пощечины" Леонида Андреева, в котором сыграли Андрей Попов и Владимир Зельдин. После осуществления этой постановки, в 1972 году главный режиссер ЦТСА Андрей Алексеевич Попов предложил А.В. Бурдонскому остаться в Театре Армии.

Режиссер Центрального академического театра Советской (Российской) Армии.
Поставил два спектакля в Малом театре и в Японии. Страна восходящего солнца увидела "Чайку" А. Чехова, "Вассу Железнову" М. Горького и "Орфей спускается в ад" Т. Уильямса.

Преподавал в ГИТИСе (РАТИ).

Был женат на своей однокурснице Дале Тамулявичюте (1940-2006), режиссере Государственного молодежного театра Литвы.

театральные работы

Спектакли, поставленные в ЦАТРА:
«Тот, кто получает пощечины» Л. Андреева
«Дама с камелиями» А. Дюма-сына
«Снеги пали» Р. Феденева
«Сад» В. Арро
«Орфей спускается в ад» Т. Уильямса
«Васса Железнову» М. Горького
«Ваша сестра и пленница» Л. Разумовской
«Мандат» Н. Эрдмана
«Условия диктует леди» Э. Элиса и Р. Риза
«Последний пылко влюбленный» Н. Саймона
«Британник» Ж. Расина
«Деревья умирают стоя» А. Касоны
«Дуэт для солистки» Т. Кемпински
«Шарады Бродвея» М. Орра и Р. Дэнем
«Арфа приветствия» М. Богомольного
«Приглашение в замок» Ж. Ануя
«Дуэль королевы со смертью» по пьесе «Смех лангусты» Д. Маррелла
«Та, которую не ждут…» по пьесе «Утренняя фея» А. Касоны
«Чайка» А.П. Чехова
«Элинор и её мужчины» Дж. Голдмена

МОСКВА, 24 мая — РИА Новости. Театральный режиссер, народный артист России и внук Иосифа Сталина Александр Бурдонский умер в Москве. Ему было 75 лет.

Как рассказали РИА Новости в Центральном академическом театре Российской армии, где Бурдонский отработал несколько десятилетий, режиссер скончался после тяжелой болезни.

В театре уточнили, что гражданская панихида и прощание с Бурдонским начнется в 11:00 в пятницу, 26 мая.

"Все будет происходить в его родном театре, где он работал с 1972 года. Затем состоится отпевание и кремация на Николо-Архангельском кладбище", — сообщил представитель Центрального академического театра Российской армии.

"Настоящий трудоголик"

Актриса Людмила Чурсина назвала смерть Бурдонского огромной потерей для театра.

"Ушел человек, который знал о театре все. Александр Васильевич был настоящим трудоголиком. Его репетиции были не просто профессиональными занятиями, а и жизненными размышлениями. Он много воспитал молодых актеров, которые его обожали", — заявила Чурсина РИА Новости.

"Для меня это личное горе. Когда умирают родители, наступает сиротство, а у меня с уходом Александра Васильевича наступило сиротство актерское", — добавила актриса.

Чурсина много работала с Бурдонским. В частности, она играла в спектаклях "Дуэт для солистки", "Элинор и ее мужчины" и "Игра на клавишах души", которые ставил режиссер.

"У нас было шесть совместных спектаклей, и начали уже работать над седьмым. Но случилась болезнь, и он сгорел за четыре-пять месяцев", — рассказала актриса.

Народная артистка СССР Элина Быстрицкая назвала Бурдонского человеком уникального таланта и железной воли.

"Это замечательный педагог, с которым мне случилось вместе преподавать десять лет в ГИТИСе, и очень талантливый режиссер. Его уход — большая потеря для театра", — заявила она.

"Рыцарь театра"

Актриса театра и кино Анастасия Бусыгина назвала Александра Бурдонского "настоящим рыцарем театра".

"С ним у нас была настоящая театральная жизнь в лучших ее проявлениях", — цитирует слова Бусыгиной телеканал "360" .

По ее словам, Бурдонский был не только великолепным человеком, но и "истинным служителем театра".

Бусыгина впервые столкнулась с Бурдонским при постановке чеховской "Чайки". Она отметила, что в работе режиссер порой был деспотичен, однако его "любовь сплачивала актеров в одну команду".

Как внук Сталина стал режиссером

Александр Бурдонский родился 14 октября 1941 года в Куйбышеве. Его отцом был Василий Сталин, а матерью — Галина Бурдонская.

Семья сына вождя распалась в 1944 году, однако развод родители Бурдонского так и не оформили. Кроме будущего режиссера, у них была общая дочь — Надежда Сталина.

С рождения Бурдонский носил фамилию Сталин, однако в 1954 году — уже после смерти деда — взял материнскую, которую сохранил до конца жизни.

В одном из интервью он признался, что видел Иосифа Сталина только издалека — на трибуне и лишь один раз воочию — на похоронах в марте 1953-го.

Александр Бурдонский окончил Калининское суворовское училище, после чего поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. Кроме того, он учился на актерском курсе студии при театре "Современник" у Олега Ефремова.

В 1971 году режиссера пригласили в Центральный театр Советской армии, где он занимался постановкой спектакля "Тот, кто получает пощечину". После успеха ему предложили остаться в театре.

За время работы Александр Бурдонский поставил на сцене Театра Российской армии спектакли "Дама с камелиями" Александра Дюма-сына, "Снеги пали" Родиона Феденева, "Сад" Владимира Арро, "Орфей спускается в ад" Теннесси Уильямса, "Васса Железнова" Максима Горького, "Ваша сестра и пленница" Людмилы Разумовской, "Мандат" Николая Эрдмана, "Последний пылко влюбленный" Нила Саймона, "Британик" Жана Расина, "Деревья умирают стоя" и "Та, которую не ждут…" Алехандро Касоны, "Арфа приветствия" Михаил Богомольного, "Приглашение в замок" Жана Ануйя, "Дуэль королевы" Джона Маррелла, "Серебряные колокольчики" Генрика Ибсена и многие другие.

Кроме того, режиссер поставил несколько спектаклей в Японии. Жители Страны восходящего солнца смогли увидеть "Чайку" Антона Чехова, "Вассу Железнову" Максима Горького и "Орфей спускается в ад" Теннесси Уильямса.

В 1985 году Бурдонский получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1996-м — народного артиста России.

Режиссер также активно участвовал в театральной жизни страны. В 2012 году он принял участие в митинге против закрытия Московского драматического театра имени Гоголя, который был переформатирован в "Гоголь-центр".