Синтоизм традиционная религия японии. Религия японии

Япония - страна восходящего солнца. Многие туристы очень удивляются поведению, обычаям и менталитету японцев. Они кажутся чудными, не такими как остальные люди в других странах. Большую роль во всем этом играет религия.


Религия Японии

С давних времен, жители Японии верили в существование духов, богов, поклонение и тому подобное. Все это зародило религию синтоизм. В седьмом веке эта религия была официально принята в Японии.

У японцев нет жертвоприношений или же чего-то подобного. Абсолютно все основывается на взаимопонимании и дружеских отношениях. Говорят, что духа можно вызвать просто двумя хлопками в ладоши, стоя возле храма. Поклонение душам и подчинение низших высшим ни чуть не сказались на самопознании.

Синтоизм - это сугубо национальная религия Японии, поэтому в мире наверное и не найдешь страны, в которой она так хорошо процветает.

Учения синтоизма
  1. Японцы поклоняются духам, богам, разным сущностям.
  2. В Японии верят в то, что любой объект живой. Будь то дерево, камень или трава.

    Душа есть во всех предметах, японцы еще называют ее ками.

    Есть одно поверье среди коренных жителей, что после гибели, душа умершего начинает свое существование в камне. Из-за этого, камни в Японии играют большую роль и олицетворяют семью и вечность.

    У японцев, главным принципом является объединение с природой. Они пытаются слиться с ней воедино.

    Самое главное в синтоизме то, что там нет добра и зла. Это как нет полностью злых или добрых людей. Они не осуждают волка за то, что он убил свою добычу из-за голода.

    В Японии есть жрецы, которые «обладают» некими способностями и способны проводить ритуалы по изгнанию духа или его приручению.

    Большое количество талисманов и амулетов присутствуют в этой религии. Большую роль в их создании играет японская мифология.

    В Японии создаются различные маски, которые делаются основываясь на образах духов. Тотемы тоже присутствуют в этой религии, и все последователи верят в магию и сверхъестественные способности, их развитие в человеке.

    Человек «спасет» себя лишь тогда, когда примет правду неизбежного будущего и найдет умиротворение с собой и окружающими.

В связи с существованием ками в японской религии, у них есть и главная богиня - Аматэрасу. Именно она - богиня солнца, и создала древнюю Японию. Японцы даже «знают» как родилась богиня. Говорят, что богиня появилась на свет из правого глаза своего отца, из-за того что девочка светилась и от нее исходило тепло, отец ее отправил править. Еще есть поверье, что императорская семья имеет родственные связи с этой богиней, из-за сына посланного ею на Землю.

Как уже было сказано выше, один из вариантов перевода иероглифа «син» - это «ками». Суть синтоизма состоит в вере в существование ками. Но здесь, при попытке объяснить, кто же такие ками, религиоведы сталкиваются с проблемой, обусловленной особенностями религии синто. Ведь синто является по своему субъекту религией общинной, а по количеству почитаемых богов - политеизмом - «многобожием». На этой почве родилось знаменитое высказывание о том, что в Японии восемь миллионов божеств. В этом выражается особенность синто как религии политеистической - божеств ками множество.

Вторая сложность объяснения термина ками заключается в общинной субъектности синто. Особенностью общинных религий является то, что в них нет официально утвержденного и сведенного воедино подобия катехизиса («кредо»). Соответственно, нет и ясных определений отдельных понятий, что позволило бы выстроить их в четкую систему. Поэтому мы не находим в синто «канонического» определения тому, что есть ками. Вместе с тем, эта неопределенность - характерная черта для японской культуры. Это стремление избежать однозначности истолкования, оставляя тем самым возможность для бесконечного перелива смыслов и значений.

Вместе с тем, очевидно, что божественные сущности ками незримо присутствуют везде и всюду и участвуют во всём происходящем, они существуют повсюду, наполняя собой окружающий ландшафт и населяя человеческие дома. Ками буквально пронизывают окружающий мир. Но и здесь есть «подводные камни»: в синто нет чётких различий между людьми и ками. Люди, согласно синто, произошли непосредственно от ками, живут в одном мире с ками и могут переходить в разряд ками после смерти. Ками могут даже сливаться с людьми, примером чего выступает божественная личность императора. Ками в синтоизме характеризуются не только святостью, но и чистотой, поэтому люди, прежде чем приблизиться к ками, должны пройти обряд очищения, который можно провести и дома, и в святилище, и на улице.

Как правило, ками никак не обозначаются (статуя или изображение), они просто подразумеваются, а в особых случаях синтоистские священнослужители прибегают к специальным предписанным молитвам (норито), чтобы призвать ками к месту собрания верующих и передать им силу, исходящую от ками. Дом, в котором живет японская семья, сам по себе является священным местом, чему отчасти способствует и присутствие в нем ками. Две священные книги синто - «Кодзики» и «Нихонги» -являются важнейшими источниками сведений о верованиях древних японцев, но и они не могут дать в точности объяснение термину «ками».

«В целом словом «ками» именуются многочисленные божества неба и земли, о которых говорится в древних писаниях, а также их духи-тама, пребывающие в святилищах, в которых они почитаются. Именуют так также и людей. Птицы и звери, поля и травы и вся другая природа, все, что редко и необычно, то, что обладает исключительными качествами и внушает трепет, называется ками. Исключительное - это не только то, что почтенное, хорошее и благое. Дурное и странное тоже, если является исключительным и внушающим трепет, называется ками».

Эти литературные памятники не похожи на канонические книги других религий, прежде всего потому, что не являются религиозными книгами в буквальном смысле этого слова, а представляют собой летописно-мифологические своды. В них впервые были собраны и записаны сохранившиеся устные японские сказания, легенды и мифы о возникновении мира, о рождении первых божеств ками, о рождении Японского архипелага, о жизни и деяниях божеств, их подвигах, победах и поражениях в постоянном жизненном потоке.

«Отметим важный для правильного понимания дошедшей до нас редакции японских мифов факт - это собрание японских мифов появилось не в результате спонтанного народного творчества и не является творением гениального поэта. Это не было, говоря современным языком, частной инициативой. Японские мифы были собраны воедино и записаны по заказу государства».

Эти древнейшие рукописи к тому же являются в некотором роде сборниками ритуальных предписаний, ведь в религии синто ритуал - система символических действий, производимых во время отправления религиозной церемонии - это основа, сохранившаяся до наших дней почти без изменений.

Смысл синтоистских ритуалов заключается в восстановлении и укреплении связи между человеком и душой божества.

Самые важные ритуалы синто - это очищение (сайкой), жертвоприношение (синсэн), молитвы (норито) и возлияния (наорет). Наряду с ритуалами принято устраивать церемонии, среди которых мацури - наиболее яркие и пышные.

Догматика в синто занимает по сравнению с ритуалом весьма незначительное место, ведь первоначально в синто вообще не было никаких догм, и лишь со временем, под влиянием заимствованных с континента религиозных учений, отдельные священнослужители пытались создать догматы. Однако в результате возник лишь синтез буддийских, даосских и конфуцианских идей - они существовали независимо от собственно религии синто, основным содержанием которой до настоящего времени остаются обряды.

В отличие от других религий синто не содержит моральных установок. Место представлений о добре и зле здесь занимают понятия чистого и нечистого. Если человек "запачкался", т. е. совершил нечто неподобающее, он должен пройти через ритуал очищения. Действительным грехом в синто считается нарушение мирового порядка - цуми, и за подобный грех человек после смерти ведёт тягостное существование в Стране Мрака в окружении злых духов. Но развитого учения о загробном мире, аде, рае или Страшном Суде в синто нет: смерть рассматривается как неизбежное затухание жизненных сил, которые затем возрождаются вновь. Синтоистская религия учит, что души умерших находятся где-то неподалёку и ничем не отгорожены от мира людей.

От приверженца этой религии не требуется ежедневных молитв и частых посещений храма.

Вполне достаточно участия в храмовых праздниках и исполнения традиционных обрядов, связанных с важными событиями жизни, поэтому сами японцы нередко воспринимают синто как совокупность национальных обычаев и традиций.

В домах некоторых японцев до сих пор имеются домашние алтари - камидана. Вместе с тем, ничто не мешает синтоисту исповедовать любую другую религию или даже считать себя атеистом. На вопрос о религиозной принадлежности лишь очень немногие японцы отвечают, что они синтоисты. И всё-таки исполнение обрядов синто неотделимо от повседневной жизни японца с момента его рождения до самой смерти, просто в большинстве своём обряды не рассматриваются как проявление религиозности.

В настоящее время большинство синтоистских храмов Японии посвящено культу какого-либо одного ками, но вместе с тем существуют храмы, в которых почитаются несколько ками одновременно. Священники синтоистских храмов называются каннуси (дословно - «хозяин ками»). Вплоть до середины XIX в. все должности, связанные с отправлением синтоистского культа, были наследственными и передавались от отца к старшему сыну. Так возникли целые кланы священнослужителей - сякэ. Подготовкой священнослужителей синто занимаются два синтоистских университета: Кокугакуин в То-ио и Кагаккан в Исэ.

Синтоизм - комплекс верований, культов японцев, который часто называют исконной японской религией. Термин «синто» появился в средневековье (6-7 вв.) и обозначает «путь богов» .
Син, или ками, - это боги, духи, которые по представлениям древних японцев населяют весь окружающий человека мир небо, светила, землю, горы, реки и деревья. Любой предмет может быть воплощением ками, наиболее распространенным воплощением «божественной силы» является камень. Эти предметы - «синтай» (тело бога) обычно представляют собой символ святости и объект Поклонения.
Мифологическая традиция, содержащаяся в первых письменных памятниках Японии («Кодзики» , «Нихоп секи» и др.) , отразила сложный путь формирования системы синтоистских культов. В неё вошли как божества племён Северного Кюсю, пришедших в центральную Японию, так и боги обитавшего здесь аборигенного населения. Местные боги лишились своего приоритетного положения, верховным божеством стала богиня Аматэрасу (Ама-тарасу-о-миками) , «сотворившая» японский архипелаг и положившая начало «божественной» императорской династии.
В Синтоизме множество ками, но первостепенное значение для древних японцев имели родовые божества удзигами («удзи» -род, «ками» - божество) . Деятельность удзигами носила охранительный характер-, они покровительствовали жизни и деятельности членов рода. Почитались также божества - повелители разнообразных природных стихий - ураганов, землетрясений, тайфунов и снежных бурь, многочисл. боги локального значения (бог конкретной горы, леса, озера) , охранительная сила к-рых распространялась на окружающую местность и, как правило, превышала возможности главных божеств синтоистского пантеона.
Синтоизм отличается отсутствием как реального либо мифологического основателя, так и догматической базы. Каноны и строгая система обрядности не существовали и на начальном этапе формирования Синтоизма, когда произошло объединение разнородных культов природы, культов родовых и племенных божеств. Возникновение японского гос-ва способствовало объединению разных культов и созданию единой религ. системы. Хотя чёткой системы, исключающей неоднородность, создано не было, воздействие других проникших в Японию религий привело к появлению иек-рых общих внешних черт в деятельности разнородных храмовых объектов и в системе обрядности.
В центре синтоистского религиозного поклонения - культ предков с родословной до солнечной богини Аматэрасу. Поскольку мир человека не отделяется от мира ками, человек в нек-ром смысле тоже ками, и для него отсутствует задача поиска спасения в потустороннем мире. Спасение в вознесении благодарности ками и своим предкам и жизни в гармонии с природой, в постоянной духовной связи с божеством.
В известной мере предельная простота приобщения японца к Синтоизму, не требующая особой умственной работы в понимании догматов религии, в усвоении сложной религ. этики, стала основой необычайной стойкости этой религии, дошедшей из глубокой древности и сохраняющей свои позиции в совр. Японии.
В кон. 5 - нач. 6 вв. в Центральной Японии усилилась борьба между родами за главенство в общеплеменном объединении. В своём стремлении к власти влиятельный род Сога использовал буддизм, первые последователи к-рого прибыли в страну в 538 в составе посольства корейского гос-ва Пэкче. На Японские о-ва проникло и конфуцианство. Конфуцианская этическая программа с чётким делением общества и фиксацией в нём места и обязанностей каждого отвечала взглядам царской элиты и её аристократического окружения.
После победы Сога с сер. 6 в. начинается широкое распространение буддизма в стране, строительство буддийских монастырей и храмов.
Будды и бодхисатвы, вошедшие в пантеон Синтоизма как новые боги, наделялись японцами такими же магическими свойствами, что и ками, к ним обращались с конкретными просьбами - защитить от болезней, послать богатый урожай, уберечь от зла и т. д.
Синтоизм возник как религия земледельческой общины, был отражением её коллективных воззрений.

Формирование синтоизма синтоизм
(Основы религиоведения)
  • Национальные премии Японии
    Национальная премии им. Э. Деминга Данная премия учреждена в 1951 г. Советом директоров Японского союза ученых и инженеров в знак благодарности доктору Эдварду Демингу за развитие идей качества в Японии. Первоначально этой премией предполагалось отмечать заслуги отдельных ученых, специалистов...
    (Управление качеством)
  • Духовная культура Японии. Религии Японии
    Духовная культура Японии представляет собой сплав древнейших национальных верований с заимствованными извне конфуцианством, даосизмом и буддизмом. Синтоизм и его пять основных концепций Синтоизм - древняя японская религия. Практическая цель и смысл синтоизма состоят в утверждении самобытности...
    (История мировой культуры)
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ
    У целого ряда современных народов мира сохранились свои национальные религии, которые существуют в основном в границах определенного государственно-национального образования или в национальных общинах. Национальные религии в настоящее время значительно отличаются от тех родоплеменных верований, из которых...
    (Религиоведение)
  • Синтоизм и его пять основных концепций
    Синтоизм - древняя японская религия. Практическая цель и смысл синтоизма состоят в утверждении самобытности древней истории Японии и божественного происхождения японского народа. Религия синто носит мифологический характер, и поэтому в ней нет проповедников, таких как Будда, Христос, Мухаммед, канонических...
    (История мировой культуры)
  • Три направления синтоизма
    Синтоизм имеет три направления: храмовый, народный и сектантский. Многие синтоистские храмы первоначально возникли из родовых святилищ. Считается, что их благодать распространяется на окружающую местность. Каждая деревня, район города имеют свой храм, вместилище божества, которое покровительствует данной...
    (Религиоведение)
  • Синтоизм - национальная религия Японии
    Формирование синтоизма В VI-VII вв. на основе божеств племен Северного Кюсю и местных богов Центральной Японии сложился синтоизм (япон. «путь богов»). Верховное божество - «солнечная богиня» Аматерасу, от которой ведется родословная императоров Японии. В культе этой богини три «божественные...
    (Основы религиоведения)
  • Введение………………………………………………………………………….3
    Философия синтоизма…………………………………………………………..4
    История синтоизма………………………………………………………………8
    Мифология синтоизма………………………………………………………….13
    Культ синтоизма………………………………………………………………..17
    Заключение……………………………………………………………………...23
    Список литературы………………………………………………………….….24
    Введение

    Синтоизм, или синто, - это традиционная религия Японии, основанная на анимистических верованиях, то есть на вере в существование духов, а также в одушевленность всей природы.
    В настоящее время Япония является промышленно развитой страной с высокими технологиями, но в ней все также дорожат традициями и верованиями предков.
    В Японии сосуществуют три основные религии: синтоизм, буддизм и конфуцианство. Две последние религии были принесены в Японию из Китая, синтоизм же является развитием верований древних жителей Японских островов.
    Синтоизм в Японии исповедует большинство людей: синтоистские храмы насчитывают в этой стране около 109 млн. прихожан (население страны составляет 127 миллионов человек). Для сравнения: буддистские — 96 млн. адептов, христианские приходы — примерно 1,5 млн. человек. Около 1,1 млн. человек объединяют различные секты смешанного типа. Но подавляющее большинство японцев не ограничиваются приверженностью к какой-нибудь одной религии или верованию. При случае человек может зайти помолиться и в буддистскую пагоду, и в синтоистский храм, и в католическую церковь.
    Цель данной работы - раскрыть сущность синтоизма.
    Задачи:
    1. раскрыть основные философские идеи, лежащие в основе синтоизма;
    2. проследить историю формирования синтоизма как религии;
    3. раскрыть основные концепции мифологии синтоизма;
    4. описать основные ритуалы.

    Философия синтоизма

    Синто - это национальная религия, обращенная только к японцам, а не ко всему человечеству.
    Слово «синто» состоит из двух иероглифов: «син» и «то». Первый переводится как «божество», второй означает «путь». Таким образом, дословный перевод «синто» - это «путь богов». В синтоизме боги, духи природы имеют большое значение. Считается, что в Японии восемь миллионов божеств - ками. К ним относят божественных предков японского народа, духов гор, рек, камней, огня, деревьев, ветра, божеств-покровителей отдельных местностей и ремесел, божеств, олицетворяющих различные человеческие добродетели, духов умерших. Ками незримо присутствуют везде и всюду, участвуют во всем происходящем. Они буквально пронизывают окружающий мир.
    Синтоизм сформировал у японцев особый взгляд на мир вещей, на природу, взаимоотношения. Этот взгляд базируется на пяти концепциях.
    Первая концепция утверждает, что все сущее являет¬ся результатом саморазвития мира: мир появился сам по себе, он хорош и совершенен. Регулирующая сила бы¬тия, согласно доктрине синто, исходит из самого мира, а не от какого-то верховного существа, как у христиан или мусульман. На таком понимании мироздания покои¬лось религиозное сознание древнего японца, удивлявше¬гося вопросам представителей других конфессий: «Какая у вас вера?» или того более — «Верите ли вы в Бога?»
    Вторая концепция подчеркивает силу жизни. Все, что естественно, согласно данному принципу, должно уважаться, не ува¬жается только «нечистое», но и всякое «нечистое» мо¬жет быть очищено. Именно на это направлены ритуалы синтоистских храмов, вырабатывающие у людей наклон¬ности к приспособлению, адаптации. Благодаря этому японцы оказывались способными принять почти любую новацию, модернизацию после того, как она очищена, скорректирована, согласована с японской традицией.
    Третья концепция утверждает единство природы и истории. В синтоистском воззрении на мир нет разделения на живое и неживое, для приверженца синто все живое: и животные, и растения, и вещи; во всем при¬родном и в самом человеке живет божество ками. Неко¬торые считают, что люди и есть ками, или, вернее, ками располагаются в них, или в конечном счете они могут впоследствии стать ками и т. д. Согласно синто, мир ками — это не потустороннее обиталище, отличное от мира людей. Ками объединены с людьми, поэтому лю¬дям не нужно искать спасения где-то в другом мире. Согласно синто, спасение обеспечивается путем слия¬ния с ками в повседневной жизни.
    Четвертая концепция связана с многобожием. Синто возник из местных культов природы, поклонения мест¬ным, родовым и племенным божествам. Первобытные шаманские и колдовские обряды синто начали прихо¬дить к известному единообразию только с V — VI вв., когда императорский двор стал брать под свой контроль деятельность синтоистских храмов. В начале VIII в. при императорском дворе был создан специальный департа¬мент по делам синто.
    Пятая концепция синто связана с национально-пси¬хологической основой. Согласно этой концепции, боги синто, ками, породили не людей вообще, а только япон¬цев. В связи с этим в сознании японца с самых первых лет жизни укореняется представление о том, что он при¬надлежит синто. Отсюда вытекают два важнейших фактора регуляции поведения. Во-первых, утверждение, что ками самым интимным образом связаны только с японс¬кой нацией; во-вторых, синтоистская точка зрения, согласно которой смешно, если иностранец поклоняется ками и исповедует синто — такое поведение неяпонца воспринимается как нелепость. Вместе с тем синто не удерживает самих японцев от того, чтобы они исповедо¬вали любую другую религию. Не случайно почти все япон¬цы параллельно с синтоизмом считают себя привержен¬цами какой-нибудь другой религиозной доктрины. В настоящее время, если суммировать количество японцев по принадлежности к отдельным конфессиям, то полу¬чится число, превышающее общее население страны.