Русская хандра: почему россияне несчастливы? Хандра или русская мура! Евгений онегин хандра

Короткий световой день, серое небо над головой и холодная погода мало кому нравятся, а для некоторых и вовсе могут стать причиной так называемой зимней депрессии.

Британская The Guardian озадачилась вопросами: что же это такое, зимняя депрессия, каковы ее настоящие причины и последствия и, самое главное, как избавиться от сезонного уныния и восстановить продуктивность?

Начиная с поздней осени и до ранней весны мы можем ощущать недостаток энергии, снижение работоспособности и активности в разных сферах жизни, приступы плохого настроения, переходящие в апатию, и постоянное желание спать и есть.

Что такое SAD

Согласно исследованиям, от 2 до 8% жителей северных стран страдают от этих симптомов настолько, что это становится реальной проблемой, потому что люди не могут нормально жить и работать. По-научному жесткая форма зимней депрессии является одной из разновидностей клинической депрессии, проявляющейся посезонно, и называется сезонным аффективным расстройством , сокращенно — SAD .

(Забавная игра слов: в английском языке sad значит «печальный. — Прим. «Полезного чтения» .)

В дополнение к классическим «депрессивным» эпизодам SAD характеризуется еще рядом симптомов. В первую очередь это хроническое «пересыпание» и избыточная тяга к потреблению углеводов , которая приводит к лишнему весу.

В общем-то эти симптомы диаметрально противоположны симптомам клинической депрессии, когда люди страдают от бессонницы или других нарушений сна и потери аппетита. Из-за этого SAD иногда ошибочно считают «легкой» версией депрессии, но на самом деле это просто немного другая версия того же самого заболевания.

За пределами клиники

«Люди, страдающие SAD, больны точно так же, как те, кто страдает от обычной депрессии. Однако важно помнить, что это состояние очень вариабельно, и есть огромное количество людей, которые испытывают так называемое субсиндромальное SAD», — говорит датский ученый Бренда Макмахон .

Кстати, субсиндромальное SAD распространено гораздо шире, с ним сталкивается уже 10-15% населения. Эти люди тяжело переносят осень и зиму и страдают от перечисленных выше симптомов, но у них нет клинической депрессии .

В северных широтах (кстати, авторы The Guardian трактуют их несколько иначе, чем принято у нас, и смело включают туда не только Скандинавию и Канаду, но и Соединенное Королевство. — Прим. «Полезного чтения» ) так или иначе симптомы SAD знакомы каждому третьему. В России мы часто называем такое состояние депрессией, но это, конечно (и к счастью), неправильно.

Речь не о форме клинической депрессии, а просто о периодических обострениях симптомов, таких как вялость, сонливость, пониженная продуктивность и одновременно повышенный аппетит . Eсть любопытная теория, объясняющая, отчего зимой нам так тоскливо .

Во всем, как обычно, «виновата» эволюция

Согласно этой теории, все неприятные симптомы SAD у здоровых в остальном людей являются следствием эволюционных процессов, которые активно шли несколько тысячелетий назад.

Дело в том, что примерно 80% страдающих «зимней печалькой» — это молодые женщины. Кстати, с возрастом, особенно у женщин, проявления SAD обычно идут на спад, и некоторые ученые считают, что это связано с поведенческими циклами наших далеких предков.

«Поскольку в легкой и средней форме симптомы наблюдаются у значительной части популяции, предполагается, что это древняя „привычка“ переключаться на режим экономии энергии в зимнее время, которая заложена в нас генетически, — считает доктор Роберт Левитан , профессор, специализирующийся на психическом здоровье. — Десять тысяч лет назад, во времена ледникового периода, снижать активность было полезно, особенно для женщин репродуктивного возраста, потому что беременность — это очень энергоемкая штука. Но сейчас мы живем в 24-часовом обществе и ожидаем от себя и от других постоянно высокого уровня активности. В этом-то все и дело. Однако мы так и не знаем, почему некоторые люди испытывают проблемы вплоть до потери работоспособности».

Сбои в системе

В биологический механизм SAD вовлечено сразу несколько систем, включая те, что отвечают за мотивацию, энергию и регулирование наших циркадных ритмов — 24-часовых циклов, регулирующих режим сна и бодрствования.

Например у тех, кто страдает тяжелыми формами SAD, замедляется выработка мелатонина — гормона, который контролирует наши сон и бодрствование.

Другой гормон — серотонин , — регулирующий уровень тревожности и отвечающий за наше хорошее настроение, судя по всему, вырабатывается благодаря свету. Идеальным светом для запуска биологического механизма выработки серотонина является натуральный солнечный свет , которого как раз и не хватает в холодные месяцы. Недостаток солнечного света ведет к сбоям в системе.

Особенно это критично для людей с уже имеющимся недостатком серотонина в мозгу. Известно, что дефицит серотонина — главная физиологическая причина . В этом случае отсутствие достаточного количества света может стать последней каплей и привести к серьезному обострению заболевания.

Кстати, несмотря на то что сезонным аффективным расстройством чаще страдают жители северных широт, среди них встречаются настоящие счастливчики, которых никакое SAD не берет. И живут они в Исландии.

Судя по всему, исландцы генетически защищены от SAD, и дело не в условиях жизни в их довольно суровой с климатической точки зрения стране. Исследования показали, что, даже меняя место жительства (на другую северную страну, в данном случае речь идет о Канаде), исландцы намного реже испытывают симптомы сезонной депрессии.

Ученые опять же связывают эту национальную особенность с производством серотонина. Есть несколько версий гена, который отвечает за производство и действие этого гормона, и одна из этих версий действительно заставляет организм вырабатывать больше серотонина именно в зимнее время.

Как лечить

Что же касается лечения и профилактики SAD, то одним из наиболее популярных способов восстановить и поддерживать продуктивность в темное и холодное время является светотерапия , с помощью которой можно искусственно стимулировать выработку всех нужных гормонов в правильных пропорциях.

Конечно, светить обычной лампой себе в лицо малоэффективно, и продуктивность от этого вряд ли повысится. Речь идет об ультрафиолетовом спектре, который можно и нужно использовать, но с большой осторожностью.

Ученые утверждают, что грамотная светотерапия реально помогает людям с SAD раньше просыпаться и выводит их из состояния постоянной сонливости и углеводного переедания. Однако для тех, у кого SAD — не просто «зимняя печалька», а один из вариантов настоящей клинической депрессии, света будет недостаточно. Таким людям необходимо обратиться к врачу и подобрать комплексное лечение.

Поскольку огромное количество людей по всему миру диагностирует у себя сезонную депрессию, при этом вовсе не обязательно ее испытывая, это большой и перспективный рынок, растущий год от года. И, как на любом рынке, существует множество предложений разной степени технологичности: от специальных приспособлений до аминокислот. Однако, по мнению врачей, все это прекрасно и может быть использовано, но только как дополнение к основному лечению с помощью светотерапии и традиционных медикаментов.

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображен молодым повесой, соответствующим почти всем критериям высшего света, dandy не только по манере одеваться, но и по образу жизни. Однако светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум.

До «Евгения Онегина» противостояние человека и общества было показано А. С. Грибоедовым в его комедии «Горе от ума». Главное действующее лицо этого произведения, Чацкий, как и Онегин, недоволен обществом, в котором родился и живет. В отличие от Онегина, Чацкий в меру своих возможностей пытается изменить что-то в фамусовском обществе, громогласно критикуя его. Просветительские идеи Чацкого оказались неплодотворными, однако герой комедии все же действует, правда, словом. Онегин же, презирая свет, живет по его законам и не пытается ничего изменить. Он равнодушно скучает.

Автор показывает Евгения Онегина в разной обстановке - в театре, в кабинете, на балу, описывает его как «забав и роскоши дитя». Пушкин не ограничивается внешним описанием быта, обстановки, он открывает читателю внутренний мир Онегина. В душе героя свои конфликты, комплексы, парадоксы. Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?» Нет, «рано чувства в нем остыли...», «... разлюбил он наконец / И брань, и саблю, и свинец» и «...ничто не трогало его...». Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его «русской хандрой», подобной «английскому сплину». Это состояние - доминанта в характере Онегина.

Пушкин писал Плетневу: «Эй, смотри, хандра хуже холеры», - потому что холера поражает только тело, а хандра убивает душу. Не из-за этого ли впоследствии герой Лермонтова Печорин будет скрывать свою скуку? Как и у Онегина, в душе Печорина не будет радости, гармонии, благодати. В чем же причина этой болезни души? А. Григорьев в статье «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» высказал мнение, что хандра Онегина связана с его врожденным, природным критицизмом, присущим русскому здравому смыслу. А. Григорьев снял с общества ответственность за хандру и разочарование Онегина. Критик отметил, что критицизм Евгения и, следовательно, хандра происходят от его даровитости, а не от озлобленности, скептицизма, как у Чайльд-Гарольда.

Близок к этому мнению был В. Г. Белинский, который считал, что «озлобленный ум - признак высшей натуры» и, следовательно, это знак того, что Онегин нравственно выше окружающих.

Евгений Онегин узнавал себя в душе «себялюбивой и сухой», читая роман, и страдал от этого поразительного сходства.

Дружба Ленского и Онегина показывает, что Евгений не бездушен. Он не демон, не «людская причуда», а обыкновенный человек, «добрый малый», каких на свете немало. Отличие Онегина от окружающих в том, что он не знает, что ему нужно, зато точно знает, что его не устраивает, и прежде всего то, чем довольна посредственная толпа.

Евгений Онегин предается хандре и... зевоте. Интересно, что Печорин, который, как Чацкий и Онегин, отвергает общество, борется с судьбой за каждую минуту радости и счастья. У Печорина и Онегина разные жизненные пути, но результат один - хандра и тоска.

Д. И Писарев в статье «Базаров» писал, что Онегин «слишком много и рано все взял от жизни, всем объелся». Критик утверждает, что Евгений «носит красивое разочарование». Однако с этим мнением можно не согласиться. Более вероятно, что хандра Онегина - это не поза, а добровольный тяжкий крест. Евгений несет его повсюду - в Петербурге, в деревне, в путешествии по России. Везде его преследует тоска, он тяготится жизнью. Онегин возвращается из путешествия и едет в Москву, где встречает изменившуюся Татьяну Ларину, бывшую соседку по деревне, чью любовь он отверг. Евгений Онегин кается в том, что не понял, не полюбил Татьяну («...как я ошибся, как наказан»), и в том, что на дуэли убил своего друга Ленского («окровавленная тень ему являлась каждый день»). В душе Онегина просыпается жажда понимания и нежности. Влюбленность в Татьяну излечивает Онегина от скуки «Ему припомнилась пора, / Когда жестокая хандра за ним гналась». Евгений может теперь мечтать, печалиться, радоваться - все это доступно только духовно здоровому человеку. .

Интересно сравнить Онегина еще с одним персонажем Пушкина - с Алеко из поэмы «Цыганы». Алеко уходит из «неволи душных городов» к цыганам, но все равно его преследует скука, и он «грусти тайную причину истолковать себе не смел». Его сердце остыло, хотя с ним Земфира и он свободен, как ветер. Алеко эгоистичен, и этим все сказано. Единственное, что его волнует, - его права, его свободы. Он говорит: «...я, не споря, / От прав своих не откажусь, / Или хоть мщеньем наслажусь». Так он й делает: за измену карает Земфиру и ее любимого, наказывает смертью. Интересно заметить, что на совести Онегина смерть близкого человека - Ленского, а Печорин убил на дуэли Грушницкого. Видимо, хандра и эгоизм могут привести к трагедии.

Старик сказал об Алеко: «Ты для себя лишь хочешь воли...» - это главный признак «русской хандры», черствости души, которая так губительна для окружающих.

Таким образом, в произведениях «Евгений Онегин» и «Цыганы» А. С. Пушкин развенчивает романтического героя, низводит его с пьедестала. Автор показывает, что «русская хандра» - это далеко не модная поза, не безобидное качество или состояние души, а страшный недуг, который ломает судьбы многим людям, а порой и губит других, тех, кто волею рока оказывается рядом.

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображается молодым повесой, соответствующим критериям света, dandy не только по одежде, но и по образу жизни. Но светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум.
До "Евгения Онегина" противостояние человека и общества было показано у А. С. Грибоедова в его комедии "Горе от ума". Главное действующее лицо этого произведения, Чацкий, как и Онегин, недоволен обществом, в котором живет. Но, в отличие от Онегина, Чацкий пытается изменить что-то в фамусовском обществе, критикуя его. Хотя просветительские идеи Чацкого оказались неплодотворными, герой комедии все же действует (словом). Онегин же, хотя презирает свет, все же живет по его законам, не пытается ничего изменить, а равнодушно скучает.
Автор показывает Евгения Онегина в разной обстановке - в театре, в кабинете, на балу, описывает его как "забав и роскоши дитя". Но Пушкин не ограничивается внешним описанием, он дает читателю внутренний мир Онегина. В душе героя свои конфликты, комплексы, парадоксы. Автор оценивает Евгения Онегина неоднозначно: "А был ли счастлив мой Евгений?" Нет, "...рано чувства в нем остыли", "...разлюбил он наконец / И брань, и саблю, и свинец..." и "...ничто не трогало его". Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его "русской хандрой", подобной "английскому сплину". Это состояние - доминанта характера Онегина.
Пушкин писал Плетневу: "Эй, смотри, хандра хуже холеры". Холера поражает тело, а хандра убивает душу. В душе Онегина нет радости, гармонии, благодати. В чем причина этой болезни души? Ап. Григорьев в статье "Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина" высказывает мнение, что хандра Онегина связана с его врожденным, природным критицизмом, присущим русскому здравому смыслу. Критик утверждает, что критицизм Евгения и, следовательно, хандра происходит от его даровитости, а не от озлобленности, скептицизма, как у Чайльд-Гарольда.
Белинский считал, что "озлобленный ум" - "признак высшей натуры" и знак того, что Онегин нравственно выше окружающих. Он узнавал себя в "душе себялюбивой и сухой", читая роман, и страдал от этого поразительного сходства.
Дружба Онегина и Ленского показывает, что Евгений не бездушен. Он не демон, не пародия, не "модная причуда", а обыкновенный человек, "добрый малый", каких на свете много.
Онегин не знает, что ему нужно, но точно знает, что его не устраивает то, чем довольна посредственная толпа.
Евгений предается хандре и зевоте. Интересно, что лермонтовский Печорин, персонаж произведения "Герой нашего времени", который так же, как Чацкий и Онегин, отвергает общество, в отличие от Онегина пытается взять у судьбы свою долю радости. У этих двух героев жизненные пути разные, но результат один - хандра, тоска и скука. Оба романа, "Евгений Онегин" и "Герой нашего времени", имеют открытый финал, как у самой жизни.
Писарев в статье "Базаров" писал, что Онегин "слишком много и рано все взял от жизни, всем объелся". Критик утверждает, что Евгений "носит красивое разочарование" в торжестве разума и просветительских идей, с помощью которых невозможно что-либо изменить в обществе.
Хандра Онегина - это не поза, а добровольный тяжкий крест. Евгений несет его повсюду: в Петербурге, в деревне, в путешествии по России. Везде его преследует тоска, он тяготится жизнью. Он возвращается из путешествия в Петербург, где снова встречает Татьяну, и все для него меняется. Он кается в том, что не понял, не полюбил Татьяну ("...как я ошибся, как наказан") и в том, что на дуэли убивает своего друга Ленского ("...окровавленная тень ему являлась каждый день"). В душе Онегина просыпается жажда любви, понимания. Влюбленность в Татьяну излечивает Онегина от критицизма ума.

    "Евгений Онегин" - вершина творчества А.С. Пушкина. В своей восьмой статье "Евгений Онегин" В.Г. Белинский писал: "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать...

    “Евгений Онегин” - первый реалистический русский роман. В нем изображено светское общество с его мыслями, действиями, законами. И хотя Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна - вымышленные герои, они предстают пред нами как живые. Пушкин сделал своих героев,...

    В лирических отступлениях поэт то погружается в воспоминания о днях своей юности, то обращается к злободневным общественным и литературным вопросам, занимавшим его мысли в годы создания «Евгения Онегина». Пушкин упоминает в романе целый ряд лиц, чем-либо...

    Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - это «энциклопедия русской жизни» пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, показана современная поэту действительность. Действие романа...

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображается молодым повесой, соответствующим критериям света, dandy не только по одежде, но и по образу жизни. Но светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум.
До “Евгения Онегина” противостояние человека и общества было показано у А. С. Грибоедова в его комедии “Горе от ума”. Главное действующее лицо этого произведения, Чацкий, как и Онегин, недоволен обществом, в котором живет. Но, в отличие от Онегина, Чацкий пытается изменить

Что-то в фамусовском обществе, критикуя его. Хотя просветительские идеи Чацкого оказались неплодотворными, герой комедии все же действует (словом). Онегин же, хотя презирает свет, все же живет по его законам, не пытается ничего изменить, а равнодушно скучает.
Автор показывает Евгения Онегина в разной обстановке – в театре, в кабинете, на балу, описывает его как “забав и роскоши дитя”. Но Пушкин не ограничивается внешним описанием, он дает читателю внутренний мир Онегина. В душе героя свои конфликты, комплексы, парадоксы. Автор оценивает Евгения Онегина неоднозначно: “А был ли счастлив мой Евгений?” Нет, “…рано чувства в нем остыли”, “…разлюбил он наконец И брань, и саблю, и свинец…” и “…ничто не трогало его”. Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его “русской хандрой”, подобной “английскому сплину”. Это состояние – доминанта характера Онегина.
Пушкин писал Плетневу: “Эй, смотри, хандра хуже холеры”. Холера поражает тело, а хандра убивает душу. В душе Онегина нет радости, гармонии, благодати. В чем причина этой болезни души? Ап. Григорьев в статье “Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина” высказывает мнение, что хандра Онегина связана с его врожденным, природным критицизмом, присущим русскому здравому смыслу. Критик утверждает, что критицизм Евгения и, следовательно, хандра происходит от его даровитости, а не от озлобленности, скептицизма, как у Чайльд-Гарольда.
Белинский считал, что “озлобленный ум” – “признак высшей натуры” и знак того, что Онегин нравственно выше окружающих. Он узнавал себя в “душе себялюбивой и сухой”, читая роман, и страдал от этого поразительного сходства.
Дружба Онегина и Ленского показывает, что Евгений не бездушен. Он не демон, не пародия, не “модная причуда”, а обыкновенный человек, “добрый малый”, каких на свете много.
Онегин не знает, что ему нужно, но точно знает, что его не устраивает то, чем довольна посредственная толпа.
Евгений предается хандре и зевоте. Интересно, что лермонтовский Печорин, персонаж произведения “Герой нашего времени”, который так же, как Чацкий и Онегин, отвергает общество, в отличие от Онегина пытается взять у судьбы свою долю радости. У этих двух героев жизненные пути разные, но результат один – хандра, тоска и скука. Оба романа, “Евгений Онегин” и “Герой нашего времени”, имеют открытый финал, как у самой жизни.
Писарев в статье “Базаров” писал, что Онегин “слишком много и рано все взял от жизни, всем объелся”. Критик утверждает, что Евгений “носит красивое разочарование” в торжестве разума и просветительских идей, с помощью которых невозможно что-либо изменить в обществе.
Хандра Онегина – это не поза, а добровольный тяжкий крест. Евгений несет его повсюду: в Петербурге, в деревне, в путешествии по России. Везде его преследует тоска, он тяготится жизнью. Он возвращается из путешествия в Петербург, где снова встречает Татьяну, и все для него меняется. Он кается в том, что не понял, не полюбил Татьяну (“…как я ошибся, как наказан”) и в том, что на дуэли убивает своего друга Ленского (“…окровавленная тень ему являлась каждый день”). В душе Онегина просыпается жажда любви, понимания. Влюбленность в Татьяну излечивает Онегина от критицизма ума.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображен молодым повесой, соответствующим почти всем критериям высшего света, dandy не только по манере одеваться, но и по образу жизни. Однако светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его Read More ......
  2. Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображается молодым повесой, соответствующим критериям света, денди не только по одежде, но и по образу жизни. Но светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум. До “Евгения Read More ......
  3. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт XIX века. Он создал огромное количество стихов, поэм, романов, но среди них своей необычной и великолепным содержанием отличается роман в стихах “Евгений Онегин”. В нем два главных героя – Онегин и Татьяна – Read More ......
  4. Роман “Евгений Онегин” – величайшее произведение А. С. Пушкина, которое он создавал восемь лет (с 1823 по 1831 год). В этом романе автор не просто передает картину жизни столичного дворянства того времени, он заставляет читателя погрузиться в атмосферу событий, стать Read More ......
  5. Роман “Евгений Онегин” – главное творение А. С. Пушкина. Именно здесь читатели увидели все стороны русской жизни, узнали живую и жгучую современность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных. Они услышали живую, разговорную, Read More ......
  6. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы Read More ......
  7. Каждый человек способен на любовь, только у каждого она своя. У кого-то она страстная и яркая, а у других она тихая, романтичная, спокойная. Онегин, как и любой другой человек, тоже способен любить. Всю свою молодость Евгений провел в обществе светских Read More ......
  8. Роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” стал значительным событием русской литературы 20-х годов 19 века. Уже само название произведения точно указывает на его главного героя. Онегин – светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание Read More ......
РУССКАЯ ХАНДРА