Под лежачий камень вода не пойдет. Сан Ваныч - доступно о сантехнике. Вода не течет из душа. Сонник Вода течёт из душа. К чему снится Вода течёт из душа видеть во сне

Под лежачий камень и вода не бежит

(не течет)

Ср. Божья воля само по себе, а надо и меры принимать. Под лежачий камень и вода не бежит .

Салтыков. Пошехонская старина. 25.

Ср. Что даром-то так сидеть? Даром никто не накормит. Под лежачий камень и вода не течет .

Данилевский. Девятый вал. 1, 3.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "под лежачий камень и вода не бежит" в других словарях:

    Подъ лежачій камень и вода не бѣжитъ (не течетъ). Ср. Божья воля само по себѣ, а надо и мѣры принимать. Подъ лежачій камень и вода не бѣжитъ. Салтыковъ. Пошехонская старина. 25. Ср. Что даромъ то такъ сидѣть? Даромъ никто не накормитъ. Подъ… …

    Камень лежа мохомъ обростаетъ. Ср. «Отъ лѣни мохомъ обросъ» (отъ бездѣйствія). Ср. На одномъ мѣстѣ и камешекъ обростаетъ. Ср. Дьяконъ П. Ильинскій. Древнія пословицы. Рукопись XVIII в. Ср. Собр. Русск. пословицъ. 1770. Ср. Pierre qui roule… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Лежачъ камень мохомъ обростаетъ (иноск.) отъ бездѣлья человѣкъ киснетъ. См. Под лежачий камень и вода не бежит. См. Леженка … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (иноск.) от безделья человек киснет См. под лежачий камень вода не бежит. См. леженка … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Работы без заботы нет; а забота и без работы живет. Всякий уход не живет без забот (без хлопот). Легко, да заботно, измает пуще лому (тяжелой работой). Торговая баня всех моет, а сама вся в грязи. Любить хоть не люби, да почаще взглядывай! Мойся… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    ЖДАТЬ У МОРЯ ПОГОДУ

    ЖДАТЬ У МОРЯ ПОГОДЫ - кто Бездействовать в ожидании перемены обстоятельств. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) ничего не предпринимает, а лишь пассивно выжидает, надеясь на какие л. благоприятные изменения, рассчитывая на то, что трудности разрешатся сами… … Фразеологический словарь русского языка

    СИДЕТЬ И ЖДАТЬ У МОРЯ ПОГОДУ - кто Бездействовать в ожидании перемены обстоятельств. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) ничего не предпринимает, а лишь пассивно выжидает, надеясь на какие л. благоприятные изменения, рассчитывая на то, что трудности разрешатся сами… … Фразеологический словарь русского языка

    СИДЕТЬ И ЖДАТЬ У МОРЯ ПОГОДЫ - кто Бездействовать в ожидании перемены обстоятельств. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) ничего не предпринимает, а лишь пассивно выжидает, надеясь на какие л. благоприятные изменения, рассчитывая на то, что трудности разрешатся сами… … Фразеологический словарь русского языка

Хорватская сказка

В давние времена жил один крестьянин. Водилось у него кое-какое добро, но больше всего на свете дорожил он любимой женой. Встанут они, бывало, с зарей — и дружно за работу возьмутся. Трудились в поте лица и сводили кое-как концы с концами. Но недаром говорится, что горе да беда по людям ходят. Не прошло и года после свадьбы, как потерял несчастный муж единственное свое сокровище: умерла его дорогая жена.

Известно, что хорошая хозяйка - гордость любого дома и кто такой жены лишился, тому уж на нерадивую и смотреть тошно. Опустела изба у вдовца, остыл очаг, а сам он ходит теперь в грязной рубахе и в пир, и в мир, и в добрые люди. Ничего не поделаешь, пришлось ему подумать о женитьбе.

Невест на выданье — что орехов в лесу, а присмотрись к ним — и увидишь: девка красива, да прясть ленива. Надоело крестьянину выбирать себе невесту, и вот однажды решил он пойти в соседнее село и жениться на первой девушке, какая встретится ему на пути.

Когда-то в старину были мельницы с конской тягой. У околицы соседнего села стояла как раз такая мельница, и возле той мельницы вдовец увидел девушку — она дожидалась, пока мельник смелет ее зерно.

— Пойдешь за меня замуж, красная девица?- спрашивает он наудачу.

Девушка встрепенулась и пропела сладким голоском, будто медовых пряников наелась:

— Не знаю. Спроси матушку!

Для жениха невеста всегда найдется, но у крестьянина слово было твердо, и от своего решения отступиться он не захотел.

Пошел к матери той девицы, что возле мельницы помола дожидалась, а она ему и говорит:

— Девка у нас на выданье — это правда, да только скажу тебе начистоту: не приучена моя доченька ни овец пасти, ни стирать, ни обед готовить. Потом не пеняй на нас за то, что мы тебе кота в мешке подсунули.

— Смотри, сынок, — вмешался тут отец девицы, — набаловала мать свою дочку, только что в мед ее не обмакивала да в молоке не купала. Коли надеешься, что сумеешь сделать из нее хорошую жену, — ну что ж, тогда бери!

Жених и сам понял, какова невеста, едва она слово молвила, но говорит старику:

— Не велика беда! Есть у меня большая торба — покуда торба полна, молодуха будет сидеть сложа руки.

И тут вдовец показал старику большую пеструю торбу, доверху набитую всякой снедью — пшеничным хлебом, мясом, маслом, а что за секрет в той торбе заключен, так и не открыл. Только добавил, обращаясь к невесте:

— Твое дело следить, чтобы торба всегда была полна, а больше ни о чем не заботься.

И пошло тут веселье: отец до смерти рад сплавить свою лежебоку, да и мать радехонька, что пристроила любимую дочку, а жених доволен, что невеста согласилась лишь до тех пор бездельничать, пока торба будет полна.

На следующий день муж собрался в поле пахать, а молодуха осталась дом сторожить. Перед уходом муж повесил торбу на гвоздь и наказывает:

— Эй, торба! Пока ты полна, изволь всю работу по дому переделать!

И к двери, а жена его окликнула:

— Что же это ты, муженек, уходишь, а не говоришь, где мне взять обед и ужин?

— В торбе всякая всячина припасена — потрудись только ручки протянуть, моя голубка.

Вечером муж возвратился с пашни домой и видит — молодуха устроилась за печкой с кошкой на коленях, не поймешь, кто кому песни мурлычет.

А в доме беспорядок и запустение. Лентяйка спотыкается о метлу, а все равно к ней не притрагивается — с какой стати, если муж приказал торбе хозяйничать. Муж еще порога не успел переступить, а жена уж к нему с жалобой:

— Посмотри-ка, муженек, твоя торба даже в избе не подмела!

Крестьянин притворился, будто это ему в диковинку, разбушевался и давай лупить торбу:

— Ах ты, лентяйка этакая, все бы тебе на гвозде висеть!

Отхлестал он торбу как следует, а потом воскликнул, словно догадался о чем-то:

— Послушай-ка, жена, сдается мне, будто отощала наша торба…

— Так я же из нее брала себе еду и на обед, и на ужин!

— Вот потому, наверное, торба и была сегодня такая нерадивая, — сказал муж и вынул из нее ужин.

То же самое было и на второй, и на третий день. Муж все ругал и бил торбу, пока она и вовсе не опустела.

— Как же нам теперь быть? – забеспокоилась жена, когда подошло время обедать.

Муж будто тоже расстроился да встревожился, — мол, и у меня от забот голова кругом идет, а когда жена хорошенько проголодалась, сказал:

— Да-а, ничего, видно, нам другого не остается, как наполнить торбу доверху… А тогда можно и отдыхать.

— Что же нам делать?

— Придется потрудиться над торбой. Я ведь тебя предупреждал, когда пришел свататься, — набей торбу и гуляй себе на здоровье. Но после первого же обеда торба сильно похудела — ты и сама это заметила.

Тут муж показал своей жене, за какое дело ей в первую очередь приниматься. Пришлось молодухе и в доме прибрать, и скотину накормить, а муж свернул голову большому петуху и велел его зажарить. Потом достал муки и научил жену тесто замешивать, печку топить да хлеб печь. Когда все было готово, муж сложил хлеб и жареного петуха в торбу и говорит:

— Ну вот, теперь, женушка, можешь и посидеть сложа руки.

Пришла пора пшеницу жать. Крестьянин дал жене серп — ступай, мол, жни да снопы вяжи.

— Да я же не умею! — плачется молодуха.

— Научишься, не горюй, жена. Если любишь за печкой сидеть, люби и торбу битком набивать. Из пшеницы мука будет, из муки — лепешки, вот тебе и торба полна.

Поневоле приходится молодухе работать, да только больно уж ей не нравится, что запасы в торбе то и дело тают и надо их пополнять постоянно. И передала она своей матери: забери, мол, меня домой или мужа моего укроти.

Мать разозлилась, как ведьма, и со всех ног бросилась к дочери. А зять свою тещу давненько поджидал и, как только увидел ее, схватил пилу и давай пилить дрова да сваливать их прямо под ноги себе.

— Эй ты, сумасшедший! Где это видано – себе под ноги дрова сваливать? — еще от калитки заверещала баба.

— А что, матушка, разве только сумасшедшие себе дрова под ноги сваливают? — кротко отвечает зять, будто не догадываясь, какая буря сейчас разразится.

Видит теща, что зять не в своем уме, и ринулась к дочке. Наговорила ей молодуха с три короба, а мать выслушала ее жалобы и давай зятя честить. Зовет его теща в избу, а зятя и след простыл. Они туда, сюда, наконец разыскали его на чердаке.

Разъярилась баба пуще прежнего:

— Ты что это забился за трубу, будто летучая мышь или сова какая!

— Ох, матушка, не браните меня! — заохал бедняк. — Это я от забот прячусь! Не знаю, куда схорониться, — они меня по пятам преследуют.

— Какие еще заботы, разрази тебя гром!

— Да вот пахать надо, а у меня один вол подох. Что мне теперь делать, горькому горемыке? Ведь пара волов нужна, с одного-то ярмо спадает и борозда вкривь ложится!

— А чем же ты, дурачина, жену-то кормить будешь, если не посеешь вовремя! — отчитывает его баба.

А зять навострил уши, молчит и слушает.

— Давай твоего вола, я тебя сейчас научу, как надо работать! — заорала на него теща.

Зять живо вывел вола в поле и плуг наладил. Баба тоже времени даром не теряет — влезла в ярмо вместе с волом и говорит зятю:

— Теперь рукоятки крепко держи, борозда-то и ляжет ровненько!

Зять слушается, а теща провела борозду почти до середины поля и говорит:

— Что ж ты разнюнился, раскис, словно прошлогодня кислая капуста? Впрягайся вместо меня, а жена пусть рукоятки у плуга поддерживает — и чтоб все поле было засеяно!

— Хорошо, матушка, — отвечает крестьянин. — Только повторите все это погромче, чтобы моя жена услышала.

— Да я с тобой, с непутевым, и разговаривать-то не стану, — огрызнулась баба и помчалась к дочери, а от нее прямой дорогой домой, чтоб глаза ее больше зятя не видели.

Возвратилась теща в свое село и по всем соседям разнесла, какой у нее зять растяпа, не может собственную жену хлебом обеспечить, только и знает, что со своей торбой носится. Прожужжала она уши всем соседям, а пуще всех своему старику, покуда не собрался он навестить зятя.

— Ну, сойдутся теперь две премудрые головушки! — насмехается баба.

Но старику и дела нет до ее насмешек. Зять ему сразу понравился, — видать, что работящий и бережливый хозяин, а свою жену и дочку старик уж до тонкости изучил. Вот и решил он своими глазами посмотреть на житье-бытье молодых. Приходит к деревне и видит, что зять пашет, а дочь вола ведет.

— Так, так, дети мои, — обрадовался дед, — дружно работайте и заживете безбедно.

Умно говорит старик, зять прямо не знает, куда его и усадить, а дочка сразу отцу жаловаться:

— Батюшка! Как брал он меня замуж, так обещал, что мне совсем не придется работать, а на деле, смотри, я в поле наравне с ним.

— Позволь, уговор был такой: отдыхай, пока торба полная! Так ведь, батюшка?

— Говорила я вам, какому сумасшедшему моя дочь досталась! Кто не верил — пусть сам убедится!

Этот сумасшедший на мне половину поля вспахал, да я в тот же день от него сбежала! А бедного моего деда три дня продержал и, уж наверное, запрягал его да по моей вспашке и пробороновал на нем и засеял. Так ему и этого показалось мало, он еще несчастному старику повесил ярмо на шею.

Тем временем дед подошел совсем близко, рассмотрели соседи, что у него на шее болтается, и покатились со смеху. А когда старик угостил их медовым питьем, все закричали, будто сговорились:

— Эй, баба, почаще бы на нас такое ярмо надевали!

На первый взгляд простое и понятное выражение "под лежачий камень вода не течет" имеет глубокий смысл и давнюю историю.

Я думаю, что не скажу ничего нового, если напишу о том, что наши предки славяне были язычниками. К сожалению, культурный слой дохристианской эпохи утрачен, а то, что дошло до наших дней - мало изучено.

Тем не менее, до нас дошли камни, которые выполняли культовую роль в религиозных обрядах. Такие камни устанавливали в языческих храмах, на пересечении дорог, чтобы обозначить границы владений и т. п.

В данном случае нас интересуют те камни, которые использовали в храмах. Они были украшены интересной резьбой, которая несет смысловую нагрузку. Их использовали для совершения религиозных обрядов. Ну, а когда человек обращается к высшим силам? Как правило тогда, когда у него случаются проблемы. Так и наши предки приходили к вот таким вот камням, чтобы совершить обряд. Но нельзя быть потребителем - только брать. Милость славянских богов нужно заслужить добрыми делами, иначе - на их помощь можно не рассчитывать.


Вот и появилось выражение "Под лежачий камень вода не течет" , которое означает:

  • ленивый человек ничего не сможет добиться в этой жизни;
  • чтобы что-то иметь - нужно приложить определенные усилия.

Русский народ употребляет в своей речи огромное количество пословиц и поговорок. В них заключена мудрость веков. Люди с давних пор подмечали особенности человеческой натуры и выражали все в одной небольшой фразе, которая имеет глубокий смысл.

Самой распространенной темой, затронутой в сказках, былинах, пословицах и поговорках, является лень. Одной из самых известных и употребляемых пословиц можно назвать: «Под лежачий камень вода не течёт».

Вода символизирует у большинства народов движение и изменение состояния. Время и вода текут очень быстро. Человеческую жизнь можно сравнить с течением быстрой реки. Людей подхватывает течением и несёт вперёд. Они работают, стремятся к достижению своих целей, совершенствуются постоянно и непрерывно.

Но, если вдруг человек остановился, перестал совершать необходимые действия, которые помогали ему нестись с бурным потоком жизни, он превращается в камень. Неподвижный валун лежит посреди движущейся воды. Он ничего не делает, ни к чему не стремится, а просто находится там, где его оставили. Такой человек напрасно теряет время и не понимает, что жизнь быстротечна.

Чтобы добиться успеха в жизни, необходимо приложить усилия. Ничего не разрешится без вмешательства и труда со стороны самого человека. Невозможно достичь хорошего уровня жизни сидя или лёжа, сложив руки и ничего не предпринимая. Жизненные проблемы и сложности возможно разрешить лишь тогда, когда человек начинает двигаться в нужном направлении. Необходимо поставить перед собой цель. Следуя выполнению запланированного, шаг за шагом, человек получит желаемое.

Очень часто родители, стараясь защитить своих детей от сложностей реальной жизни, выполняют многие дела вместо них. Таким образом вырастают ленивые люди. Они будут «камнями», которые лежат и ждут, что всё сделается само собой. Но, чаще всего, без действий не бывает результата. Если кто-нибудь не выполнит за ленивого человека его работу, он ничего не получит в жизни и ничего не добьётся.

Нельзя оставаться «лежачим камнем». Надо двигаться по течению к достижению цели. Не нужно ждать, что всё придёт само, нужно работать и добиваться всего собственными силами. Помните, что «под лежачий камень вода не течёт».

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Кирилла Троекурова в произведении Пушкина Дубровский сочинение 6 класс

    Роман «Дубровский», является одним из наиболее ярких и самобытных произведе­ний Александра Сергеевича Пушки­на. В нем мастерски выписаны типичные характеры своего времени

  • Традиции и новаторство в поэзии Маяковского (в лирике, творчестве) сочинение

    Владимир Владимирович Маяковский участвовал в таком литературном движении как футуризм. Маяковского считают чуть ли не единственным, кто добился успеха в этой стези.

  • Иван Флягин в повести Очарованный странник Лескова характеристика образ

    Образ Ивана Флягина при кажущейся простоте и незамысловатости неоднозначен и сложен. Лесков, познавая тайны русского характера, ищет истоки святости в деяниях грешника, изображает правдоискателя, который совершил немало неправедных поступков

  • Сочинение Забавы осеннего ветра (4 класс русский язык)

    Осень – прекрасная пора. Она дарит нам незабываемые ощущения свежести, прохлады и напоминает об уходящих теплых деньках. Солнышко еще греет, но по-детски. Деревья одеваются в разноцветные яркие костюмы

  • Анализ рассказа Галоша Зощенко

    Рассказ Михаила Зощенко «Галоша» в большей степени относится к комическому жанру. В нем высмеивается бесполезная работа конторских служащих, которые кроме бумажной волокиты ничего больше не делают.