По тексту И.Бунина О, какая странная была эта ночь! (ЕГЭ по русскому). Сборник идеальных эссе по обществознанию О какая странная была эта ночь проблема

Как природа влияет на человека? Возможно ли гармоничное отношение между природой и человеком? Какова душа человека, когда он в единении с окружающим миром? Над этими вопросами задумываешься, когда читаешь текст Ивана Бунина.

Автор повествует о мужчине, который путешествовал на пароходе. Описывая состояние героя, Бунин рассказывает, что было что-то неземное, апокалиптическое в окружающем мире. И тогда, ночь, "спокойствие великой и безнадежной печали овладело" рассказчиком. И утром герой снова был полон бессознательной радости жизни, чувствовал благодарность за всё, что дарил окружающий мир.

И. Бунин убеждает нас в том, что природа оказывает огромное влияние на человека. "И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я ещё более любил и ценил утро", - пишет И. А. Бунин. Человек - это часть природы, и его состояние всегда связано с тем, что происходит в окружающем мире.

Особенно в наше время, время научно-технического прогресса, человек должен уделять больше внимания природе, ведь без нее не будет и нас.

В русской литературе немало примеров, когда человек находится в единении с природой. Первое произведение, которое мне бы хотелось вспомнить, - это повесть А. И. Куприна "Олеся". Главная героиня для писателя - идеал гармоничного человека. Выросшая на природе, не знающая людей, она не способна на низкие и подлые поступки. Её характер сформировался благодаря законам природы, а в ней, в природе, по мнению Куприна, всё справедливо и естественно. Такие люди, как Олеся, умеют видеть красоту окружающего мира, жить в гармонии с ней, руководствоваться не своими эгоистичными желаниями, а законами природы.

Второе произведение, о котором мне бы хотелось сказать, - повесть Эрнеста Хэмингуэя "Старик и море". В центре повествования представлена история взаимоотношений старого рыбака и его кормильца - моря. Писатель подчеркивает единение главного героя и природа. Глаза его голубые, как море, а руки мозолисты и в трещинах, как земля. Хотя герой и зарабатывает себе на жизни ловлей рыбы, делает он это с благодарностью и уважением. Поймав рыбу, он просит у неё прощение. Именно такое благородное отношение к окружающему миру и есть самое правильное, потому что мы - его неотъемлемая часть. Мы должны благодарить природа за щедрость, доброту и заботу.

В заключение мне бы хотелось сказать, что каждый человек должен относиться к окружающему миру с уважением и заботой. Природа открывает в человеке всё самое лучшее и благородное.

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Существование пресной воды - и не просто воды, а обширного озера, сравнимого по площади с Онежским - под огромным пластом чрезвычайно холодного льда только на первый взгляд кажется фантастичным. Географ и геолог князь Петр Кропоткин ещё в конце XIX века высказал предположение, что в толще больших и холодных сверху ледников температура, как и в других горных породах, с глубиной повышается.

В середине 1950-х годов с помощью сейсмических методов было установлено, что толщина ледников, расположенных в центральной части Антарктиды, достигает необычайно больших значений - до 4 км. Известный советский океанолог Н.Н. Зубов считал, что именно в удалённых от берега местах Антарктический ледниковый покров способен таять под собственным огромным весом, несмотря на очень низкую температуру воздуха и поверхности ледника.

В 1961 году исследователь льда И.А. Зотиков установил, что часть тепла, поступающего к основанию ледникового покрова из недр Земли, постоянно затрачивается на таяние придонного льда, невзирая на царящий на поверхности холод. В углублениях подлёдного ложа возникают резервуары воды - озера. Значение таких реликтовых озер невозможно переоценить - их воды несут в себе информацию о древней атмосфере планеты, масштабах вулканической деятельности в отдалённом прошлом Земли, в них сохранились бактериальные формы жизни, возраст которых, возможно, исчисляется сотнями тысяч лет.

Ещё через некоторое время на картине, полученной со спутника, обозначилась крупная необычная форма рельефа в районе станции «Восток» - это на ледниковом щите проступали очертания огромного водоёма.

Благодаря исследованию учёных, в самом сердце студёного шестого континента, где зимой царит буквально космический холод, под многокилометровой ледяной толщей будет обнаружен уникальный реликтовый водоём - крупнейшее в Антарктиде озеро, названное впоследствии Восток. (249 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)

- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Существование пресной воды под огромным пластом чрезвычайно холодного льда возможно

2 - Ледниковый покров Антарктиды, толщина которого 4 км, способен таять под собственным огромным весом, несмотря на очень низкую температуру воздуха и поверхности ледника

3 - Растаявший придонный лёд образует озёра, несущие информацию о древней атмосфере планеты

4 - В Антарктиде обнаружено уникальное реликтовое озеро Восток

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) О, какая странная была эта ночь! (2) Был уж очень поздний, может быть, предрассветный час. (3) Пока мы пели, пили, говорили друг другу вздор и смеялись, здесь, в этом чуждом нам мире неба, тумана и моря, взошла кроткая, одинокая и всегда печальная луна, и воцарилась глубокая полночь, совершенно такая же, как пять-десять тысяч лет тому назад. (4) Туман тесно стоял вокруг, и было жутко глядеть на него.

(5) Среди тумана, озаряя круглую прогалину для парохода, вставало нечто подобное светлому мистическому видению: жёлтый месяц поздней ночи, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы и, как живой, глядел из огромного, широко раскинутого кольца. (6) И что-то апокалипсическое было в этом круге, что-то неземное, полное молчаливой тайны стояло в гробовой тишине. (7) Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.

(8) Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и прислонился к его перилам. (9) Подо мной был весь пароход. (10) По выпуклым деревянным мосткам и палубам тускло блестели кое-где продольные полоски воды - следы тумана. (11) От перил, канатов и скамеек, как паутина, падали лёгкие дымчатые тени. (12) В середине парохода, в трубе и машине, чувствовалась колоссальная и надежная тяжесть, в мачтах - высота и зыбкость. (13) Но весь пароход всё-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблём-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана. (14) Таинственно и совершенно беззвучно колеблясь, вода уходила в лёгкую дымку под месяц и поблескивала в ней, словно там появлялись и исчезали золотые змейки. (15) А когда я смотрел кверху, мне опять чудилось, что этот месяц - бледный образ какого-то мистического видения, что эта тишина - тайна, часть того, что за пределами познаваемого...

(16) Околдованный тишиной ночи, тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле, я отдавался в её полную власть. (17) На мгновение мне почудилось, что в невыразимой дали где-то прокричал петух...

(18) Если бы в этот час выплыла на месяц наяда, я не удивился бы...

(19) Не удивился бы, если бы утопленница вышла из воды и, бледная от месяца, села в лодку, спущенную около окон пассажирских кают...

(20) И невыразимое спокойствие великой и безнадёжной печали овладело мною. (21) Думал я о всех живших на этой земле, о людях древности, которых всех видел этот месяц и которые, верно, казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга, что он даже не замечал их исчезновения с земли. (22) Но теперь и они были чужды мне: я не испытывал моего постоянного и страстного стремления пережить все их жизни, слиться со всеми, которые когда-то жили, любили, страдали, радовались и прошли и бесследно скрылись во тьме времён и веков. (23) Одно я знал без всяких колебаний и сомнений, - это то, что есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью...

(24) Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идёт полным ходом и что в открытый люк тянет тёплый, лёгкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. (25) И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я ещё более любил и ценил утро. (26) А утро было ласковое и солнечное, ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом, и вода легко, проворно бежала и плескалась вдоль его бортов.

(По И. Бунину)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «О чём думал рассказчик ночью на палубе парохода, когда полностью «отдался» во власть тишины?»

  1. Он вспоминал прошлое.
  2. Автор думал о сути мироздания и о Боге.
  3. Он думал о потустороннем мире.
  4. О мощи и тяжести корабля.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «прогалина» (предложение 13).

  1. проталина
  2. Млечный Путь
  3. светлое место среди мрака
  4. остров в океане

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола .

  1. Но весь пароход всё-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблём-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещённой прогалине среди тумана.
  2. Одно я знал без всяких колебаний и сомнений, - это то, что есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью...
  3. Околдованный тишиной ночи, тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле, я отдавался в её полную власть.
  4. А утро было ласковое и солнечное, ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом, и вода легко, проворно бежала и плескалась вдоль его бортов.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОЗДНИЙ (предложение 2) согласный звук [д] является непроизносимым.
  2. В слове ЖЁЛТЫЙ (предложение 5) второй звук - [о].
  3. В слове ПОЛНОЧЬ (предложение 3) мягкость согласного [ч’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове ПЕЧАЛЬНАЯ (предложение 3) звуков столько же, сколько букв.

А5 Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

  1. удивительно
  2. замер
  3. выросшим
  4. вскочил

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё слышится глухой согласный звук?

  1. беззвучно
  2. исчезновения
  3. отдавался
  4. спущенную

А7 В каком слове правописание -НН- является исключением из правила?

  1. утопленница
  2. постоянно
  3. околдованный
  4. деревянным

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ОЦЕПЕНЕВШИМ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание БЕЗЗВУЧНО КОЛЕБЛЯСЬ (предложение 14), построенное на основе связи примыкание , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 7.

В4 Среди предложений 8-15 найдите предложение с обособленным приложением

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Думал я о всех живших на этой земле,(1) о людях древности,(2) которых всех видел этот месяц и которые,(3) верно,(4) казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга,(5) что он даже не замечал их исчезновения с земли.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 24.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

А когда я смотрел кверху,(1) мне опять чудилось,(2) что этот месяц - бледный образ какого-то мистического видения,(3) что эта тишина - тайна,(4) часть того, (5) что за пределами познаваемого.

В8 сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением и последовательным подчинением придаточных . Напишите номера этих предложений.

В9 Среди предложений 20-26 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью . Напишите номер этого предложения.

- - - Ответы - - -

А1-2; А2-3; АЗ-3; А4-3; А5-1; А6-2; А7-4.

Б1-застывшим, замершим; Б2-колеблясь без звука; Б3-месяц был близок, смотрел; Б4-10; Б5-3,4; Б6-4; Б7-1,2,3,5; Б8-21,24; Б9-26.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск...».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Смысл фразы

Русский язык красив и выразителен. В текстах авторы используют слова и их сочетания, которые отличаются образностью, привлекают внимание читателей своей красотой и оригинальностью.

Примеры

Примеры образных выражений из исходного текста (метафоры, эпитеты и др.).

(1)О, какая странная была эта ночь! (2)Туман тесно стоял вокруг, и было жутко глядеть на него. (3)Среди тумана, озаряя круглую прогалину для парохода, вставало нечто подобное светлому мистическому видению: жёлтый месяц поздней ночи, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы и, как живой, глядел из огромного, широко раскинутого кольца. (4)И что-то апокалипсическое было в этом круге … что-то неземное, полное молчаливой тайны стояло в гробовой тишине, - во всей этой ночи, в пароходе, и в месяце, который удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.

(5)Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и прислонился к его перилам. (6)Подо мной был весь пароход. (7)По выпуклым деревянным мосткам и палубам тускло блестели кое-где продольные полоски воды - следы тумана. (8)От перил, канатов и скамеек, как паутина, падали лёгкие дымчатые тени. (9)В средине парохода, в трубе и машине, чувствовалась колоссальная и надёжная тяжесть, но весь пароход всё-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблём-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещённой прогалине среди тумана. (10)Вода низко и плоско лежала перед правым бортом. (11)Таинственно и совершенно беззвучно колеблясь, она уходила в лёгкую дымку под месяц и поблескивала в ней, словно там появлялись и исчезали золотые змейки. (12)А когда я смотрел кверху, мне опять чудилось, что этот месяц - бледный образ какого-то мистического видения, что эта тишина - тайна, часть того, что за пределами познаваемого...

(13)Околдованный тишиной ночи, тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле, я отдавался в её полную власть. (14)Если бы в этот час выплыла на месяц наяда, - я не удивился бы...

(15)И невыразимое спокойствие великой и безнадёжной печали овладело мною. (16)Думал я о том, что всегда влекло меня к себе, - о всех живших на этой земле, о людях древности, которых всех видел этот месяц и которые, верно, казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга, что он даже не замечал их исчезновения с земли. (17)Но теперь и они были чужды мне: я не испытывал моего постоянного и страстного стремления пережить все их жизни, - слиться со всеми, которые когда-то жили, любили, страдали, ликовали и прошли, умерли и бесследно скрылись во тьме времён и веков. (18)Одно я знал без всяких колебаний и сомнений, - это то, что есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью... может быть, та тайна, которая молчаливо хранилась в этой ночи…

(19)Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идёт полным ходом и что в открытый люк тянет тёплый, лёгкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. (20)Я быстро умылся и оделся и, так как по коридорам парохода громко звонили, сзывая к завтраку, распахнул дверь каюты и, весело стуча ярко вычищенными сапогами по трапу, побежал наверх. (21)Улыбаясь, я сидел потом на верхней палубе и чувствовал к кому-то детскую благодарность за всё, что должны переживать мы. (22)И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я ещё более любил и ценил утро. (23)А утро было ласковое, утро было солнечное, ясное бирюзовое небо весны и этого волшебного утра сияло над пароходом, и вода легко бежала и плескалась вдоль его бортов.

(По И. А. Бунину*)

* Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933).

Показать текст целиком

Правда ли, что природа может оказывать воздействие на душевный мир человека, влиять на его чувства, ощущения? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Иван Бунин – глубокий знаток поэзии, писатель, горячо любивший Россию, посвятивший ей немало проникновеннейших строк. Изумленно - созерцательное, восторженно-пытливое отношение к миру сопутствовало Бунину всю жизнь.

Всякий художественно одаренный человек постигает окружающий его мир, мир природы во многом при помощи художественного чувства. К Бунину это относится в особой степени. Наблюдательность и воображение – составляющие бунинского дара. Размышляя над вопросом влияния природы на человека, автор текста повествует о мужчине, который путешествовал на пароходе. Сначала он рассказывает о наступлении «странной ночи». И. Бунин использует следующие слова и выражения: «желтый месяц», «гробовая тишина», «неземное», «мистическое видение»…Главным героем овладело «спокойствие великой и безнадежной печали».

Далее автор описывает картину ласкового и солнечного утра. Меняются чувства и ощущения главного героя, он «снова полон бессознательной радости жизни». Таким образом, прозаик говорит о том, что такая проблема действительно существует в нашей жизни.

Авторская позиция прямо не выражена, но её можно проследить, если проанализировать чувства и ощущения главного героя текста. Автор считает, что природа оказывает огромное влияние на человека. «И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я еще более любил и ценил утро», - пишет И.А.Бунин. Автор текста констатирует, что он чувствовал к кому-то д

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

ЕГЭ по русскому языку. 2017 год. Вариант №4

Часть №1

Начало формы

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Непал - самая высокогорная страна в мире: именно здесь находится высочайшая гора Эверест и ещё семь из четырнадцати пиков планеты, чей «рост» достигает 8000 м. (2)Свыше 40% территории Непала расположено на высоте более 3000 м над уровнем моря, в то же время самая низкая точка находится на высоте всего 60 м. (3) <...> из-за этого перепада высот климат Непала отличается удивительным разнообразием: белоснежный покров гималайских вершин сменяется альпийскими лугами, а в пограничной с Индией зоне растут тропические леса.

1Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Непал - самая высокогорная страна в мире: именно здесь находится высочайшая гора Эверест и ещё семь из четырнадцати вершин планеты, чья высота достигает 8000 м.

2) В Непале белоснежный покров горных вершин сменяется альпийскими лугами и даже тропическими лесами.

3) Климат Непала, самой высокогорной страны на планете, отличается удивительным разнообразием из-за большого перепада высоты над уровнем моря на разных территориях государства.

4) Территория Непала по своим природно-географическим особенностям разделяется на высотные пояса, тянущиеся с запада на восток вдоль горной системы Гималаев.

5) Удивительное разнообразие климата Непала, самой высокогорной страны, вызвано большим перепадом высоты над уровнем моря на разных территориях государства.

2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Однако

Например,

Несмотря на это,

Очевидно,

Именно

3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫСОТА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ВЫСОТА́, -ы, мн. -оты, -от, -отам, жен.

1) Величина, протяжённость чего-н. от нижней точки до верхней. В. кирпичной кладки. В. прибоя. В. циклона.

2) Пространство, расстояние от земли вверх. Смотреть в высоту. Самолёт набирает высоту. Лететь на большой высоте.

3) Возвышенное место, возвышенность. Занять высоту.

4) Высокий уровень развития чего-н. Достигнуть новых высот. Овладеть высотами мастерства.

5) В математике: отрезок перпендикуляра, опущенного из вершины геометрической фигуры на её основание. В. треугольника.

6) Одно из основных свойств звука результат колебаний звучащего тела (спец.). Абсолютная, относительная в.

4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

столЯр

новостЕй

воспрИняла

насорИт

понЯвший

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Отчётливое звучание всех групп инструментов, великолепная РИТМИЧЕСКАЯ слаженность, эмоциональное разнообразие и выразительность свойственны этому оркестру.

Когда человек НАДЕВАЕТ очки, то и улучшение зрения происходит без перенапряжения цилиарной мышцы, мозг как бы «расслабляется».

Британские учёные выяснили, что самым НЕУДАЧЛИВЫМ днём недели является вторник, а не понедельник, как привыкли считать многие.

Неизвестный архитектор использовал ИСКУСНЫЙ приём, тем самым визуально увеличив территорию парка.

Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕСТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.

6В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

вдоль ПОБЕРЕЖИЙ

ШЕСТИСТАМИ письмами

подписанные ДОГОВОРЫ

ПОЛОЖИТЕ аккуратнее

НАИКРУПНЕЙШАЯ РЫБА

7Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б. нарушение в построении сложноподчинённого предложения

В. ошибка в построении предложения с однородными членами

Г. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Вопреки прогнозам аналитиков в этом году авиакомпании не только удалось сохранить объём перевозок на прежнем уровне, но также повысить его.

    Будучи закадычными друзьями, у Лёшки с Женькой просто не могло быть серьёзных ссор и недомолвок.

    Коспектирование - вторичный жанр научного стиля, который представляет собой письменную фиксацию основных положений читаемого или воспринимаемого текста на слух.

    Я знаю, что когда-нибудь придёт такое время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.

    Твои советы - это не только пустая трата времени, но и дерзость неслыханная.

    Следуя за А. С. Пушкиным, Ф. М. Достоевский показывает, что насколько маленький человек может быть велик своей душой, своими чувствами.

    Согласно правил о чередующихся корнях их нельзя проверять ударением.

    Просвещение и культура всегда будут синонимами: как в том, так и в другом наименовании заключена готовность к беспредельному познанию.

    Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.

8Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

н...визна

к...нтингент

опр...вдать

упл...тнение

нек...снительно

9Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

чре...мерный, и...ход

з...умный, с...мнение

пр...мета, пр...смирев

с...грать, вз...мать

пр...вратить, пр...лечь

10Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

кресл...це

запуг...вающий

пугов...чка

усидч...вый

рубаш...чный

11Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

возглавля...мый

застрел...шь

проржав...ло

закле...нный

посе...нный

12Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)С ЧЕМ было даже сличить им своего житья-бытья.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и (НЕ)ДОЛЖНО быть.

И вместо дороги на пути им вдруг попалась (НЕ)ИЗВЕСТНАЯ, но шумная и бурливая речка.

(НЕ)УДЕРЖАВШИСЬ, я упал под горой в густой и необыкновенно зелёный ельник.

Ключи до сих пор (НЕ)НАЙДЕНЫ.

13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог равнодушно вспоминать женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.

Я рассказал Ивану Петровичу всё, что случилось, и пожелал узнать его мнение (НА)СЧЁТ предопределения, (ТАК)КАК это было очень важно.

(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как на чувство.

14Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Стены в гости(1)ой были оклее(2)ы светлыми обоями с дикови(3)ыми узорами, столь сходными по стилю с серебря(4)ыми часами, повеше(5)ыми над дверью.

15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Луна скатывалась за горизонт и город медленно погружался в предрассветную сухую тьму.

2) Только слышится вой ветра в снастях да тихий гул моря.

3) А. А. Фет не только знаток и творец русской поэзии но и поэт-переводчик.

4) Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.

5) Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.

16Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Портрет В. Лопухиной (1) сочетающей в себе (2) красивую внешность и одновременно душевную пустоту (3) становится загадкой (4) скрывающей истинный замысел (5) художника.

17Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте (1) познакомить вас:
Онегин (2) добрый мой (3) приятель (4)
Родился на брегах Невы,
Где (5) может быть (6) родились вы
Или блистали (7) мой (8) читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.

(А. С. Пушкин)

18Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

С фотографий на Петра (1) глядели симпатичные улыбающиеся женщины и мужчины (2) грудь (3) которых (4) украшали ордена и медали.

19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)О, какая странная была эта ночь! (2)Туман тесно стоял вокруг, и было жутко глядеть на него. (3)Среди тумана, озаряя круглую прогалину для парохода, вставало нечто подобное светлому мистическому видению: жёлтый месяц поздней ночи, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы и, как живой, глядел из огромного, широко раскинутого кольца. (4)И что-то апокалипсическое было в этом круге … что-то неземное, полное молчаливой тайны стояло в гробовой тишине, - во всей этой ночи, в пароходе, и в месяце, который удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.

(5)Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и прислонился к его перилам. (6)Подо мной был весь пароход. (7)По выпуклым деревянным мосткам и палубам тускло блестели кое-где продольные полоски воды - следы тумана. (8)От перил, канатов и скамеек, как паутина, падали лёгкие дымчатые тени. (9)В средине парохода, в трубе и машине, чувствовалась колоссальная и надёжная тяжесть, но весь пароход всё-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблём-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещённой прогалине среди тумана. (10)Вода низко и плоско лежала перед правым бортом. (11)Таинственно и совершенно беззвучно колеблясь, она уходила в лёгкую дымку под месяц и поблескивала в ней, словно там появлялись и исчезали золотые змейки. (12)А когда я смотрел кверху, мне опять чудилось, что этот месяц - бледный образ какого-то мистического видения, что эта тишина - тайна, часть того, что за пределами познаваемого...

(13)Околдованный тишиной ночи, тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле, я отдавался в её полную власть. (14)Если бы в этот час выплыла на месяц наяда, - я не удивился бы...

(15)И невыразимое спокойствие великой и безнадёжной печали овладело мною. (16)Думал я о том, что всегда влекло меня к себе, - о всех живших на этой земле, о людях древности, которых всех видел этот месяц и которые, верно, казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга, что он даже не замечал их исчезновения с земли. (17)Но теперь и они были чужды мне: я не испытывал моего постоянного и страстного стремления пережить все их жизни, - слиться со всеми, которые когда-то жили, любили, страдали, ликовали и прошли, умерли и бесследно скрылись во тьме времён и веков. (18)Одно я знал без всяких колебаний и сомнений, - это то, что есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью... может быть, та тайна, которая молчаливо хранилась в этой ночи…

(19)Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идёт полным ходом и что в открытый люк тянет тёплый, лёгкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. (20)Я быстро умылся и оделся и, так как по коридорам парохода громко звонили, сзывая к завтраку, распахнул дверь каюты и, весело стуча ярко вычищенными сапогами по трапу, побежал наверх. (21)Улыбаясь, я сидел потом на верхней палубе и чувствовал к кому-то детскую благодарность за всё, что должны переживать мы. (22)И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я ещё более любил и ценил утро. (23)А утро было ласковое, утро было солнечное, ясное бирюзовое небо весны и этого волшебного утра сияло над пароходом, и вода легко бежала и плескалась вдоль его бортов.

(По И. А. Бунину*)

* Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933).

20Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Находясь на пароходе в путешествии, герой наблюдал одну из обычных и привычных ночей, когда туман делает её похожим на мистическое видение.

2) Когда герой стоял на пароходе, ему казалось, что тишина, царящая вокруг, - тайна, часть того, что за пределами познаваемого.

3) Околдованный тишиной ночи, герой испытывал невыразимое спокойствие великой и безнадёжной печали, которое овладело им.

4) Пароход, на котором путешествовал герой, считался среди пассажиров кораблём-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещённой прогалине среди тумана.

5) Утром под влиянием ночного созерцания природы герой испытывал чувство бессознательной радости жизни и благодарность за прекрасные моменты.

21Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 3 представлено рассуждение.

2) Предложения 16-18 поясняют содержание предложения 15.

3) Предложение 19 включает описание.

4) В предложении 20 представлено повествование.

5) Предложения 9-11 содержат рассуждение.

22Из предложений 16–17 выпишите контекстные антонимы.

23Среди предложений 5–12 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

24 «Читая описание ночи, невозможно не восхититься красотой природы, красотой открывшейся взору писателя ночи. Автор очень точен в использовании тропов, в частности (А) ________ («МОЛЧАЛИВОЙ тайны», «ГРОБОВОЙ тишины» в предложении 4) и (Б)________ («как живой, глядел» в предложении 3; «словно там появлялись и исчезали золотые змейки» в предложении 11). Кроме того звучит и особая эмоциональность - об этом можно судить по тому, как часто используется приём - (В)________ (в предложениях 13,18,23). Повествуя о том, какие чувства вызывает у героя восприятие ночи, подчёркивая детали ночи, автор использует синтаксическое средство (Г)________ (предложения 8,11,15,16)».

Список терминов:

1) метафора

2) эпитет

3) разговорная лексика

4) лексический повтор

5) восклицательные предложения

6) противопоставление

7) ряд однородных членов предложения

8) цитирование

9) сравнение

Существование пресной воды – и не просто воды, а обширного озера, сравнимого по площади с Онежским – под огромным пластом чрезвычайно холодного льда только на первый взгляд кажется фантастичным. Географ и геолог князь Петр Кропоткин еще в конце XIX века высказал предположение, что в толще больших и холодных сверху ледников температура, так же как и в других горных породах, с глубиной повышается.

В середине 1950-х годов с помощью сейсмических методов было установлено, что толщина ледников, расположенных в центральной части Антарктиды, достигает необычайно больших значений – до 4 км. В известный советский океанолог Н.Н. Зубов считал, что именно в удаленных от берега местах Антарктический ледниковый покров способен таять под собственным огромным весом, несмотря на очень низкую температуру воздуха и поверхности ледника.

В 1961 году исследователь льда И.А. Зотиков установил, что часть тепла, поступающего к основанию ледникового покрова из недр Земли, постоянно затрачивается на таяние придонного льда, невзирая на царящий на поверхности холод. В углублениях подледного ложа возникают резервуары воды - озера. Значение таких реликтовых озер невозможно переоценить – их воды несут в себе информацию о древней атмосфере планеты, масштабах вулканической деятельности в отдаленном прошлом Земли, в них сохранились бактериальные формы жизни, возраст которых, возможно, исчисляется сотнями тысяч лет.

Еще через некоторое время на картине, полученной со спутника, обозначилась крупная необычная форма рельефа в районе станции «Восток» – это на ледниковом щите проступали очертания огромного водоема.

Благодаря исследованию ученых, в самом сердце студеного шестого континента, где зимой царит буквально космический холод, под многокилометровой ледяной толщей будет обнаружен уникальный реликтовый водоем – крупнейшее в Антарктиде озеро, названное впоследствии Восток.

(По материалам журнала «Вокруг света»)

Часть 2

(1)О, какая странная была эта ночь! (2)Был уж очень поздний, может быть, предрассветный час. (3)Пока мы пели, пили, говорили друг другу вздор и смеялись, здесь, в этом чуждом нам мире неба, тумана и моря, взошла кроткая, одинокая и всегда печальная луна, и воцарилась глубокая полночь, совершенно такая же, как пять-десять тысяч лет тому назад. (4)Туман тесно стоял вокруг, и было жутко глядеть на него. (5)Среди тумана, озаряя круглую прогалину для парохода, вставало нечто подобное светлому мистическому видению: желтый месяц поздней ночи, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы и, как живой, глядел из огромного, широко раскинутого кольца. (6)И что-то апокалипсическое было в этом круге, что-то неземное, полное молчаливой тайны стояло в гробовой тишине. (7)Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.

(8)Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и прислонился к его перилам. (9)Подо мной был весь пароход. (10)По выпуклым деревянным мосткам и палубам тускло блестели кое-где продольные полоски воды – следы тумана. (11)От перил, канатов и скамеек, как паутина, падали легкие дымчатые тени. (12)В середине парохода, в трубе и машине, чувствовалась колоссальная и надежная тяжесть, в мачтах – высота и зыбкость. (13)Но весь пароход все-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблем-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана. (14)Таинственно и совершенно беззвучно колеблясь, вода уходила в легкую дымку под месяц и поблескивала в ней, словно там появлялись и исчезали золотые змейки. (15)А когда я смотрел кверху, мне опять чудилось, что этот месяц – бледный образ какого-то мистического видения, что эта тишина – тайна, часть того, что за пределами познаваемого...

(16)Околдованный тишиной ночи, тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле, я отдавался в ее полную власть. (17)На мгновение мне почудилось, что в невыразимой дали где-то прокричал петух... (18)Если бы в этот час выплыла на месяц наяда, я не удивился бы... (19)Не удивился бы, если бы утопленница вышла из воды и, бледная от месяца, села в лодку, спущенную около окон пассажирских кают...

(20)И невыразимое спокойствие великой и безнадежной печали овладело мною. (21)Думал я о всех живших на этой земле, о людях древности, которых всех видел этот месяц и которые, верно, казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга, что он даже не замечал их исчезновения с земли. (22)Но теперь и они были чужды мне: я не испытывал моего постоянного и страстного стремления пережить все их жизни, слиться со всеми, которые когда-то жили, любили, страдали, радовались и прошли и бесследно скрылись во тьме времен и веков. (23)Одно я знал без всяких колебаний и сомнений, – это то, что есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью...

(24)Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идет полным ходом и что в открытый люк тянет теплый, легкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. (25)И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я еще более любил и ценил утро. (26)А утро было ласковое и солнечное, ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом, и вода легко, проворно бежала и плескалась вдоль его бортов.

(По И. Бунину)

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ: