О. Е. Грибова. Технология организации логопедического обследования. Алгоритм проведения логопедического обследования Технология логопедического обследования дошкольников

А. Материал для исследования фонетической стороны pew.

1. Предметные картинки , содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце).

Картинки на звук О:

о вощи, о сы

до м, ко т

стекло , перо

Таким образом подбираются картинки на все звуки.

2. Речевой материал (фразы, предложения, тексты, стихи, потешки, чистоговорки, содержащие различные звуки).

Например: Звук О.

Игра «Один - много».

Установка логопеда: Я назову несколько одинаковых предметов, а вы назовете один такой же предмет, например: кольца - кольцо , зерна - зерно , стекла - стекло , седла - седло .

Измени слова по образцу:

звенья –

Игра «Попугай».

Установка логопеда. Повторите за мной слова: обувь, орден, отдых, ослик, осы, отпуск, область.

Вопрос взрослого: С какого звука начинаются эти слова?

Ответ детей: со звука О.

Игра «Слушай и хлопай».

Установка логопеда. Я буду называть слова, но как только ты услышишь в слове звук О - хлопни в ладоши. Давай попробуем, будь внимателен.

Логопед называет слова: ослик, мак, суп, нос, кит, стекло.

Цепочки слов:

рак, дом, мир, суп (хлопает 1 раз).

кот, шар, мяч, ток (хлопает 2 раза).

Логопед о бращается к ребенку: Вспомни слова со звуком О, которые я называла во время игр.

Ребенок должен назвать слова: нос, дом, кот, ток, ослик, стекло.

Логопед: Где находится звук О в слове? (В начале, в середине, в конце.)

Важно отметить, что при обследовании детей логопед использует игровые приемы, сюрпризные моменты. Все задания проводятся в игровой, занимательной форме.

Картинки с действием детей. Логопед предлагает рассмотреть картинку и рассказать, что делает Оля.

Ответ ребенка: Оля рисует дом.

Стихи. Звук О.

Установка логопеда. Слушай и повторяй.

О! - мы губы округляем.

О! - мы плавно напеваем.

О! - так звонко раздается.

Обруч, орден, остров, омут,

Окунь, отмель, осы, овод!

Логопед предлагает вспомнить слова со звуком О, которые были названы в маленьком стихотворении.

Ребенок называет: о бруч, о рден, о стров, о мут, о кунь, о тмель, о сы, о вод.

Количество названных слов зависит от того, сколько ребенок запомнил (от 1 до 8).

Логопед предлагает определить звук, с которого начинаются все эти слова, и назвать местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Важно отметить, что после каждого выполненного задания логопед дает эмоционально-положительную оценку, даже если результат отрицательный.

Например: Ты очень старался, молодец, хотя и не смог назвать звук, с которого начинаются все названные мною слова. Это звук О. Не переживай, мы попробуем услышать этот звук в словах в следующий раз.

Стихи:

Буква О как колесо.

Обруч круглый, слово О.

О у Олечки в очках, О у окуня в глазах.

Озеро кругло, как О,

Остров круглый, словно О,

Облако над ним кругло,

Омут в озере, как О.

Б. Материал для исследования фонематической стороны pew.

1. Картинки и речевой материал для определения способностей дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость; твердость - мягкость; свистящие - шипящие и т.д.

Для обследования фонематической стороны речи можно использовать альбом В.В.Коваленко, С.В.Коваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения детей».

В альбоме представлен словесный и иллюстративный дидактический материал по обследованию звукопроизношения детей.

В. Материал для исследования лексики и грамматического строя речи.

1. Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.

2. Картинки с изображением действий:

мальчик рисует;

девочка поливает цветы;

мама моет посуду;

бабушка вяжет носки;

мальчик играет с мячом;

девочка прыгает через скакалку и т. д.

3. Картинки с изображением разного количества предметов: стол - столы; шапка - шапки; ведро - ведра.

Игра «Один - много».

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительное множественного числа от существительного единственного числа.

Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар - шары; дом - дома; ведро - вёдра и т. д.

Логопед показывает картинку и называет: шар.

А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

Игра «Лови и называй».

Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Эта игра напоминает нам правила игры «Один - много».

Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.

4.

Игра «Большой - маленький».

Цель: Выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Красные кружки - большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».

Это? - показывает на маленький кружок. Ответ ребенка: кружок.

А это? - показывает логопед на большой круг.

Ответ ребенка: круг.

Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы - под кругом.

Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

Ответ ребенка: елка, шар, мяч;

елочка, шарик, мячик.

4. Картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина).

Ленточки - длинная, короткая.

Забор - высокий, низкий.

Веревка - толстая, тонкая.

5. Картинки с изображением двух и пяти предметов.

Игра «Назови, сколько».

Картинки перевернуты, Ребенок их не видит.

Цель: Выявить умениедетей согласовать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.

Ход: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Логопед предлагает назвать, что на карточке.

Это... (ребенок наугад называет любой предмет).

Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.

Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.

Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.

Перед тобой 4 карточки, но у меня есть еще и пятая, посмотри, - логопед предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. - Что на карточке?

Ответ ребенка: Кружки.

Логопед: Сколько кружков?

Ответ ребенка : Два.

Логопедкладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.

Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.

Образец: два мяча, две елочки... продолжай.

Логопед меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.

Логопед: Открой глаза и посмотри, что изменилось. Ребенок: Новая карточка. Логопед: Сосчитай, сколько кружков на карточке. Логопед предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.

Образец: 5 мячей, 5 елочек.

Г. Материал для исследования состояния связной реги.

1. Картинки с действием.

2. Сюжетные картинки.

3. Серии сюжетных картинок (2,3,4,5) для разных возрастных групп.

4. Серии картинок по сказкам: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

При подборе картинок, дидактического и речевого материала, заданий, игр и упражнений необходимо учитывать возрастные особенности, структуру речевого дефекта.

Полученная информация в период обследования заносится в блокнот, тетрадь, заготовленные бланки.

Готовясь к обследованию детей надо заранее подготовить:

Комплексную карту;

Бланки для заполнения результатов логопедического обследования;

Бланки анкет для родителей;

Листы для выполнения заданий детьми карандашом;

Бланки комплектования подгрупп (листа занятости) графика работы логопеда.

Продолжительность подготовительного периода -1-2 дня.

Важно отметить, что подготовительный материал, игры, упражнения и задания используются в период вторичного и заключительного обследования, т. е. 20 января и 20 мая.

II этап. Основной

Сроки. 16-17 дней.

Цель: Получить информацию о знаниях, умениях, навыках в соответствии с задачами общеобразовательной программы; уточнить логопедический диагноз.

Схема обследования.

Обследование проводит учитель-логопед.

Условие. Доброжелательное отношение к ребенку. Логопед учитывает особенности поведения ребенка в момент обследования, учитывает сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления.

Все задания предлагаются в занимательной игровой форме, независимо от результата. Тактика общения с ребенком - сотрудничество.

Схема обследования (проводит учитель-логопед):

1. Ознакомление с документацией. Медицинские справки.

2. Выяснение акушерского анамнеза и анализа развития ребенка: моторного, речевого, психического. .

Особое внимание обращают на следующее: предречевые вокализации (гуканье, гудение); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).

3. Объективное исследование ребенка.

3.1. Установление эмоционального контакта с ребенком, создание правильного отношения к обследованию; выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем.

3.2. Исследование невербальных функций: изучение психомоторики, тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции):

ладонь - ребро - кулак.

Отмечается наличие персевераций (стереотипное повторение действия), застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.

3.3. Исследование предметного гнозиса (знание, узнавание):

а) по контуру;

б) по пунктированию;

в) по наложению одного предмета на другой;

г) предметы с недостающими элементами.

3.4. Исследование мышления.

Расклад серии картин с учетом развития сюжета.

Выяснение причинно-следственных связей. Например: Почему весной из почек появляются на деревьях листочки?

Классификация, обобщения, выделение лишнего предмета из группы однородных.

Определение уровня смысловой целостности рассказа.

3.5. Исследование импрессивной речи.

Понимание связной речи.

Понимание предложений.

Понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов с различными приставками (пришел - ушел; вошел - вышел) и т. п.

Понимание слов (противоположных по значению, близких по значению).

3.6. Исследование фонематических процессов.

3.6.1. Фонематический анализ:

Выделение звука на фоне слова;

Выделение звука из слова;

Определение места звука в слове по отношению к другим звукам;

Определение количества звуков в слове;

Дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие и т.п.).

3.6.2. Фонематический синтез.

Составление слов из последовательно названных звуков (М, А, К -мак).

Составление слов из звуков, названных в нарушенной последовательности (М, К, А - мак). 3.7. Исследование экспрессивной речи.

3.7.1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата, исследование орального праксиса. Отметить параметры движений: тонус; активность; объем движения; точность выполнения; длительность; замена одного движения другим; добавочные и лишние движения (наличие синкинезии).

3.7.2. Состояние звукопроизношения:

изолированно;

в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных): са, ас, ста; в словах; в речи;

произношение слов различной слоговой структуры.

Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.

3.7.3. Исследование словарного состава языка.

Самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда:

солнышко какое? - теплое, яркое...

какие овощи растут на грядке? - огурцы... подбор синонимов, антонимов, родственных слов; выявление общих категориальных названий. Например: машина, автобус, трамвай - это? (транспорт). Отметить:

Соответствие словаря возрастной норме;

Наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, Местоимений, существительных;

Точность употребления слов.

При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем.

3.7.4. Обследование грамматического строя речи.

а) Состояние функции словоизменения:

Преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже;

Образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе;

Согласование с числительными (2 и 5).

б) состояние функции словообразования:

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных);

Образование названий детенышей животных;

Образование глаголов с помощью приставок.

3.7.5. Состояние связной речи. Воспроизведение знакомой сказке:

а) по памяти;

б) по серии картинок.

Сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Отметить:

Логическую последовательность в изложении событий;

Характер аграмматизма;

Особенности словаря.

3.7.6. Исследование динамических характеристик речи (тип, интонация, выразительность, наличие скандированной речи, запинки, заикание)

4. Логопедическое заключение.

Речевой диагноз: степень и характер нарушения устной речи.

Результаты обследования отмечаются не только при заполнении речевой карты, но и заносятся в комплексную диагностическую карту.

При заполнении таблиц заносится итоговая информация о речевом развитии ребенка с помощью условных обозначений:

синий кружок - низкий уровень;

зеленый кружок - средний уровень;

красный кружок - высокий уровень.

Логопедическое обследование. Предмет, объект, цель, задачи обследования.

Цель – выявить уровень сформированости всех компонентов языковой системы, а так же неречевых процессов, тесно связанных с речевыми (ВПФ, моторные функции).

В процессе обследования решается ряд задач:

Организационные и методические.

I. Организационные –зависят от конкретных условий проведения обследования (индивидуальное обследование, обследование в условиях логопункта, логопедической группы и др.).

В любом случае необходимо решение методических задач.

II. Методические:

– подобрать методики обследования

– подготовить лексический материал к каждому разделу обследования:

/общее развитие ребенка/обследование интеллекта/обследование общей и тонкой моторики рук/обследование ВПФ(психолого-педагогическая диагностика/нейропсихологические методики)/ обследование произносительной стороны речи: обследование звукопроизношения, фонематических процессов, слоговой структуры слова (Агранович, Бабина, Сафонкина, А.К. Маркова и др.)/обследование просодической стороны речи, мелодико-интонационной и темпо- ритмической ее стороны, обследование словаря и лексической системности/обследование грамматического строя речи/обследование связной речи/.

К каждому разделу обследования в логопедическом кабинете имеются в систематизированном виде методические пособия с лексическим, дидактическим, наглядным материалом.

*в логопедическом кабинете обязательно должна быть программа коррекционного обучения(Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова), где прописаны программные требования к обследованию и коррекции речи; общеобразовательная программа; специальные пособия и игры.

Методы обследования

1. Изучение и анализ медицинской и психолого-педагогической документации, анализ анамнестических данных.

Необходимо знать:

§ Неврологический статус ребенка (наличие или отсутствие признаков поражений ЦНС, наличие неврологических и психопатологических синдромов: церебрастенический синдром/гипертензионно-гидроцефальный синдром/ синдром двигательной активности. В наши дни часто в неврологическом статусе детей с ОНР просматривается СДА или СДВГА, алалический синдром.

§ Социальный статус семьи (полная/неполная семья)

§ Психологический статус (особенности ВПФ, заключение ставит психолог)

2. Метод наблюдения, беседы, опроса, анкетирование,

3. Метод логопедического обследования с применением различных методических приемов.

Специальные принципы обследования:

Ø Принцип развития - изучение истории возникновения данного дефекта;

Ø Принцип комплексного подхода – исследование речевых и неречевых процессов;

Ø Принцип системного подхода – в рамках этого подхода, речь рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных элементов (экспрессивная/импрессивная). Так при обследовании ребенка с моторной алалией мы обязательно включаем обследование импрессивной речи, при первичной моторной недостаточности страдает импрессивная речь и т. д;

Ø Возрастной принцип (при составлении карт обследования, подборе лексического материала, инструкций учитывается возраст ребенка;

Ø Онтогенетический принцип – при разработке содержания обследования, мы всегда опираемся на онтогенез, необходимо учитывать к какому возрасту формируются те или иные процессы;

–к 4- 5 годам формируются все звукопроизносительная система языка;

–в период от 3 до 4 лет может быть физиологическое косноязычие (смягчение звуков, замены, отсутствие р,л)

–к 4 годам формируются свистящие и шипящие, они могут недостаточно дифференцироваться в произношении.

– К 5 годам у ребенка формируется готовность к элементарным формам звукового анализа, выделение первого гласного и последнего согласного звука в слове.

Этапы обследования:

I. Ориентировочный этап – проводится предварительная беседа с мамой, изучается медицинская и психолого-педагогическая документация.

Цель: - установить возраст ребенка;

Установить социальный статус;

Неврологический и психологический статус;

Наличие отягощенности анамнеза различными вредоносными факторами.

II. Дифференцировочный этап – обследование интеллекта, слуха, с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, где ведущим является нарушение слуха, интеллекта, а речевая патология вторична (так необходим о отграничить моторного алалика(безречевого ребенка) от у/о или РДА, сенсорного алалика необходимо отграничить от ребенка с нарушениями слуха

Существуют методы дифференциальной диагностики детей с первичной речевой патологией от других категорий детей на основе изучения не только речевой, но и неречевой симптоматики /методы ППД/

III. Обследование неречевых процессов, тесно связанных с речевыми. Это высшие психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие, деятельность (работоспособность)). Проводится с помощью методик психологического и нейропсихологического обследования следующих авторов: методики психолого-педагогической диагностики С.Д. Забрамная, Левченко И.Ю., Т.Н. Волковская, Усанова О.Н. и т.д.

Методики нейропсихологического обследования А.Р.Лурия, адаптированные для детей дошкольного возраста: Цветковой Л.С., А.В. Семенович, Семерницкой, Ахутиной, Семаго Н.Я., Семаго М.М., Фотековой Т.А.

Обследование моторных функций –А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, М.М. Кольцова, Озерецкий, Ботт и др.

Л.В.Лопатина подробно описала методику обследования моторных функций у детей со стертой дизартрии.

IV. Обследование языковых компонентов (является спец. разделом обследования) и обоснование логопедического заключения. Авторы методик: Г.А.Волкова, Г.В.Чиркина, Т.А.Фотекова (Тестовая методика обследования речи), Е.Ф.Архипова «Стертая дизартрия у детей» (описана вся технология обследования речи).

Цель- выявить уровень сформированности всех компонентов языковой системы. К каждому разделу обследования в современных методиках предлагается балльная система оценки, которая отражает качество выполнения заданий обследования.

Безрукова О.А. предлагает двухбалльную систему оценки(0-1 балл), баллы суммируются по разделам обследования, вычисляются проценты успешности выполнения задания, по отношению к максимально возможному.

Уровни успешности выполнения задания по Т.А. Фотековой:

80%-100% высокий

60%- 79%- выше среднего

50%-59% средний

30%-49% –ниже среднего

30% и менее – низкий и очень низкий.

В настоящее время отмечается усложнение структуры дефекта, поэтому логопедическое обследование необходимо дополнять психолого-педагогическим обследованием, это позволяет более глубоко изучить сам дефект, разработать адекватную систему коррекционного воздействия.

Так, например: ребенок с ОНР (3 уровень) со стертой дизартрией – имеют нарушения внимания, памяти, низкую работоспособность, утомляемость. Такому ребенку необходимо комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение и логопедическая работа.

V. Заключительный или уточняющий этап - этап динамического наблюдения за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

В конце речевой карты пишется логопедическое заключение и план индивидуальной работы, который отражает основные разделы коррекционного воздействия.


определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Задачи:

Грибова О. Е. выделяет 5 этапов логопедического обследования.

1 этап. Ориентировочный.

2 этап. Диагностический.

3 этап. Аналитический.

4 этап. Прогностический.

5 этап. Информирование родителей.


1 этап.Ориентировочный этап;

3 этап.Основной;
4 этап.Заключительный (уточняющий этап).

Рассмотрим этапы логопедического обследовав которые предлагает

Грибова О. Е.

I этап. Ориентировочный.

Задачи первого этапа:

Сбор анамнестических данных;

Выяснение запроса родителей;

Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

.

Виды деятельности:

Изучение медицинской и педагогической документации;

Изучение работ ребенка;

Беседа с родителями.

:

Медицинская карта ребёнка;

Выписки специалистов;

Заключения специалистов.

:

Педагогическая характеристика;

Логопедическая характеристика;

Психологическая характеристика.

Изучение работ ребёнка .

К данному виду документации относятся:

Рисунки;

Творческие поделки.

Беседа с родителями.

Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребѐнка.

Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом);

II этап. Диагностический.

Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов:

Какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

Какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

Характер несформированности языковых средств.

Кроме этого, мы должны рассмотреть:

В каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании);

Какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

:

* педагогический эксперимент;

* беседа с ребенком;

* наблюдение за ребенком;

Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:

От возраста ребенка

От уровня развития речи );

От уровня психического развития ребенка;

).

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы и подходы , определяющие последовательность проведения обследования.

предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

. Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.

Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования.

Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение.

и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве.

Направления обследования:

Состояние связной речи;

Состояние словарного запаса;

Состояние грамматического строя речи;

Состояние звукопроизношения;

Обследование слоговой структуры слова;

Состояние артикуляционного аппарата;

Обследование фонематического восприятия;

III этап. Аналитический.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

:

Паспортная часть, в том числе и возраст ребёнка на момент обследования;

Анамнестические данные;

Данные о физическом и психическом здоровье ребенка;

Раздел, посвященный характеристике речи;

Логопедическое заключение.

IV этап.Прогностический.

На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы.

:

Индивидуальные занятия по индивидуальному плану;

Групповые занятия по определенной коррекционной программе;

Подгрупповые занятия;

Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ;

Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.

.

V этап. Информационный.

Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребёнка.

Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребёнка.

Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии;

Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку;

Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.

Рассмотрим этапы предлагают нам Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой .

I этап. Ориентировочный().

II этап. Дифференцировочный этап .

III этап. Основной.

Звукопроизношения,

Строения артикуляционного аппарата,

Дыхательной функции,

Просодической стороны речи,

Фонематического восприятия,

Понимания слов,

Понимания предложений,

Понимания грамматических форм,

Лексического запаса,

Грамматического строя языка,

Навыков построения предложения,

Грамматических изменений слов в предложении,

Грамматического оформления на морфологическом уровне,

Связной речи.

IV этап. Заключительный (уточняющий)..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на методическом объединении учителей – логопедов

От 18. 02. 2015года.

Подготовила учитель- логопед МБ ДОУ д/с КВ 2 категории «Золотой ключик» сл. Большая МартыновкаВетрова Марина Владимировна

Тема: «Технология логопедического обследования

детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования:
определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Задачи:
1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.
Грибова О. Е. выделяет 5 этапов логопедического обследования.

1 этап. Ориентировочный.

2 этап. Диагностический.

3 этап. Аналитический.

4 этап. Прогностический.

5 этап. Информирование родителей.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:
1 этап.Ориентировочный этап;
2 этап.Дифференцировочный этап;
3 этап.Основной;
4 этап.Заключительный (уточняющий этап).

Рассмотрим этапы логопедического обследовав которые предлагает

Грибова О. Е.

I этап. Ориентировочный.

Задачи первого этапа:

Сбор анамнестических данных;

Выяснение запроса родителей;

Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов .

Виды деятельности:

Изучение медицинской и педагогической документации;

Изучение работ ребенка;

Беседа с родителями.

Изучение медицинской и педагогической документации.

К медицинской документации относятся :

Медицинская карта ребёнка;

Выписки специалистов;

Заключения специалистов.

К педагогической документации относятся :

Педагогическая характеристика;

Логопедическая характеристика;

Психологическая характеристика.

Изучение работ ребёнка .

К данному виду документации относятся:

Рисунки;

Творческие поделки.

Беседа с родителями.

Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребѐнка.

Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом);

II этап. Диагностический.

Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов:

Какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

Какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

Характер несформированности языковых средств.

Таким образом, нас как логопедов будут волновать не только те недочеты, которые имеются у ребенка в речи, но и каким образом языковые средства сформированы к моменту обследования.

Кроме этого, мы должны рассмотреть:

В каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании);

Какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

Методы логопедического обследования :

* педагогический эксперимент;

* беседа с ребенком;

* наблюдение за ребенком;

* игра.

Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:

От возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);

От уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал );

От уровня психического развития ребенка;

От уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоенно не заученребенком ).

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы и подходы , определяющие последовательность проведения обследования.

1.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

2.Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному . Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.

3.Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования. При стандартном подходе, когда каждая проба усложняется по мере тестирования ребенка, ребенок обречен в большинстве случаев «упираться» в неуспех, что вызывает чувство негативизма, ощущение неизбежности ошибки, а это в значительной мере провоцирует снижение интереса к предъявляемому материалу и ухудшение демонстрируемых достижений.

4.От продуктивных видов речевой деятельности - к рецептивным. Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение.

5. Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Таким образом, последовательность процедуры можно сформулировать как от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной. Подобный подход позволит сократить время и силы, затрачиваемые на обследование, сделать обследование импрессивного языкового запаса целенаправленным.

Направления обследования:

Состояние связной речи;

Состояние словарного запаса;

Состояние грамматического строя речи;

Состояние звукопроизношения;

Обследование слоговой структуры слова;

Состояние артикуляционного аппарата;

Обследование фонематического восприятия;

III этап. Аналитический.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

В речевой карте, как правило, представлены разделы :

Паспортная часть, в том числе и возраст ребёнка на момент обследования;

Анамнестические данные;

Данные о физическом и психическом здоровье ребенка;

Раздел, посвященный характеристике речи;

Логопедическое заключение.

IV этап.Прогностический.

На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы.

Формы реализации индивидуальных маршрутов :

Индивидуальные занятия по индивидуальному плану;

Групповые занятия по определенной коррекционной программе;

Подгрупповые занятия;

Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ;

Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.

Логопедическое заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с ними на 5 этапе обследования .

V этап. Информационный.

Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребёнка.

Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребёнка.

Требования к информированию родителей:

Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии;

Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку;

Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.

Рассмотрим этапы предлагают нам Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой .

I этап. Ориентировочный(на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком ).

II этап. Дифференцировочный этап включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта .

III этап. Основной. Обследование всех компонентов языковой системы:

Звукопроизношения,

Строения артикуляционного аппарата,

Дыхательной функции,

Просодической стороны речи,

Фонематического восприятия,

Понимания слов,

Понимания предложений,

Понимания грамматических форм,

Лексического запаса,

Грамматического строя языка,

Навыков построения предложения,

Грамматических изменений слов в предложении,

Грамматического оформления на морфологическом уровне,

Связной речи.

IV этап. Заключительный (уточняющий). Включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания .

Используемые источники:

1.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. -- М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.

2.Российская Е.Н., Гаранина Л.А.Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ, 2003. - 104 с

3.http://logoportal.ru/logopedicheskie-tehnologii/.html

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста» Подготовила учитель- логопед МБ ДОУ д/с КВ 2 категории «Золотой ключик» сл. Б. Мартыновка Ветрова Марина Владимировна

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Задачи: 1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса; 2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения; 3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.

Грибова О. Е. выделяет 5 этапов логопедического обследования. 1 этап. Ориентировочный. 2 этап. Диагностический. 3 этап. Аналитический. 4 этап. Прогностический. 5 этап. Информирование родителей.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста: 1 этап. Ориентировочный этап; 2 этап. Дифференцировочный этап; 3 этап. Основной; 4 этап. Заключительный (уточняющий этап).

Рассмотрим этапы логопедического обследовав которые предлагает Грибова О. Е.

I этап. Ориентировочный. Задачи первого этапа: сбор анамнестических данных; выяснение запроса родителей; выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Виды деятельности: - изучение медицинской и педагогической документации; - изучение работ ребенка; - беседа с родителями.

Изучение медицинской и педагогической документации К медицинской документации относятся: - медицинская карта ребёнка; - Выписки специалистов; Заключения специалистов. К педагогической документации относятся: - Педагогическая характеристика; - Логопедическая характеристика; - Психологическая характеристика

Изучение работ ребёнка. К данному виду документации относятся: - Рисунки; - Творческие поделки. Беседа с родителями. - Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребёнка. - Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом); - Рекомендации для родителей.

II этап. Диагностический. Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов: - какие языковые средства сформированы к моменту обследования; - какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; - характер несформированности языковых средств.

Кроме этого, мы должны рассмотреть: - в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании); - какие факторы влияют на проявления речевого дефекта Методы логопедического обследования: * педагогический эксперимент; * беседа с ребенком; * наблюдение за ребенком; * игра.

Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть: от возраста ребенка; от уровня развития речи; от уровня психического развития ребенка; от уровня обученности ребенка.

Принципы и подходы. 1 . Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. 2 . Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. 3 . Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. 4 . От продуктивных видов речевой деятельности - к рецептивным. 5 . Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц.

Основные направления обследования речи детей дошкольного возраста Обследование диагностической связной речи и коммуникативных навыков Особенности коммуникативного поведения Специфика использования лингвистических и паралингвистических средств Обследование монологической связной речи Специфика построение текста Специфика использования языковых средств

Направление углубленного исследования при наличии показаний Обследование фонематического восприятия Грамматический строй Лексический запас Слоговая структура Звукопроизношение Двигательные функции и строение артикуляционного аппарата

III этап. Аналитический. Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы. В речевой карте, как правило, представлены разделы: - Паспортная часть, в том числе и возраст ребёнка на момент обследования; - Анамнестические данные; - Данные о физическом и психическом здоровье ребенка; - Раздел, посвященный характеристике речи; - Логопедическое заключение.

IV этап. Прогностический. На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы. Формы реализации индивидуальных маршрутов: Индивидуальные занятия по индивидуальному плану; Групповые занятия по определенной коррекционной программе; Подгрупповые занятия; Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ; Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.

V этап. Информационный. Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребёнка. Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребёнка. Требования к информированию родителей: - Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии; - Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку; - Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.

Рассмотрим этапы логопедического обследования предлагаемые нам Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой

I этап. Ориентировочный (на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком). II этап. Дифференцировочный этап включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта

III этап. Основной. Обследование всех компонентов языковой системы: звукопроизношения, строения артикуляционного аппарата, дыхательной функции, голосовой функции, просодической стороны речи, фонематического восприятия, понимания слов, понимания предложений, понимания грамматических форм, лексического запаса, грамматического строя языка, навыков построения предложения, грамматических изменений слов в предложении, грамматического оформления на морфологическом уровне, связной речи.

IV этап. Заключительный (уточняющий). Включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

Спасибо за внимание!







I.Ориентировочный этап Задачи первого этапа: Виды деятельности: Сбор анамнестических данных; Выяснение запроса родителей; Выявление предварительных данных об индивидуально- типологических особенностях ребенка; Изучение работ ребенка; Беседа с родителями. Изучение медицинской и педагогической документации;


Изучение медицинской и педагогической документации К медицинской документации относятся: К педагогической документации относятся: Медицинская карта ребенка; Заключения специалистов. Выписки специалистов; Характеристики на ребенка педагогов, работающих с ним; Школьный дневник






II.Диагностический этап. При взаимодействии логопеда и ребенка направленно на выяснение следующих моментов: Какие языковые средства сформированы к моменту обследования; Какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; Характер несформированности языковых средств.








Общие принципы и подходы определяющие последовательность проведения обследования. 1. Принцип индивидуального и индивидуального подхода. 2. От общего к частному. 3. От сложного к простому. 4. От продуктивных видов речевой деятельности- к рецептивным. 5. От экспрессивной языковой компетенции к импрессивной.




В речевой карте, как правило, представлены следующие разделы: Паспортная часть; Анамнестические данные; Данные о физическом и психическом здоровье ребенка; Раздел, посвященный общей характеристике речи; Специальное место для записи логопедического заключения.


IV. Прогностический этап Индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения. Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения. Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями. Занятия в условиях интеграции в сочетании с индивидуальными занятиями по индивидуальной программе. Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов.





Логопедическое обследование

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными.

Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста.

Логопедическое обследование включает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителя.

3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

5. Слух.

6. Зрение.

7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения.

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная - с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью; в) письменная речь - чтение и письмо.

11. Заключение.

Первые три пункта заполняются со слов матери, воспитателя, учителя, сопровождающих ребенка, и на основании представляемой документации. В случаях обращения взрослого человека указанные разделы заполняются со слов обратившегося.

Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка. Желательно, чтобы в ней были сведения о том, чем интересуется ребенок, как реагирует на свои речевые затруднения.

Данные обследования слуха и зрения желательно заполнить на основании представленных справок от отоларинголога и глазного врача. Если специалистов нет, то логопед должен сам проверить слух и зрение и установить (путем расспросов), в каком возрасте обследуемого отмечалось отклонение от нормы.

Состояние интеллекта - основной фактор при анализе речевого нарушения. Важно выяснить, что стоит на первом плане: тяжелое речевое нарушение, которое задерживает общее развитие ребенка, или умственная отсталость, которая задерживает и искажает речевое развитие.

Данные о строении органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости. Подвижность артикуляционного аппарата он устанавливает, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба), при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба), а также легкость перехода от одного движения к другому.

Прежде всего логопед должен выявить уровень развития интеллекта ребенка и подробно проанализировать его речь. Для выяснения этих вопросов существуют специальные приемы.

Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия, которые логопед будет использовать, он обдумывает и подбирает заблаговременно, учитывая при этом возраст ребенка.

Во время беседы логопед старается установить контакт с обследуемым, а также выявляет, как понимает ребенок его речь, пользуется ли он фразой, правильно ли произносит звуки. Установление контакта и сама беседа помогают логопеду получить представление об общем умственном и речевом развитии ребенка, о некоторых особенностях его личности.

Другим методическим приемом обследования будет активное наблюдение логопеда за ребенком в процессе его деятельности, которую организует логопед, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана. Большое значение имеют задания, связанные с процессами отвлечения и обобщения:

1) разложить ряд последовательных картинок, связанных между собой определенным содержанием, в порядке последовательности изображенных действий или событий; 2) классифицировать предметы (изображенные на картинках) по группам: посуда, мебель, игрушки, овощи, фрукты и т. п.; разложенные на столе картинки с изображением предметов, относящихся к разным группам, нужно рассортировать, объяснить, почему они объединены в одну группу, а затем назвать предметы одним словом.

Можно использовать и более простой прием классификации, который носит название "Четвертый лишний": из четырех предложенных картинок, одна из которых не подходит к остальным, нужно выделить и объяснить, почему она не подходит. Используются и настольные игры, например лото "Кому что надо?", или же картинки с вопросом: "Кому чего не хватает?"

В обеих задачах на классификацию ребенок с отклонением в развитии начинает группировать предметы по случайному, несущественному признаку. Так, он кладет морковь и куклу в одну группу, потому что "морковь и платье куклы красные", или объединяет нож и хлеб, так как ножом режут хлеб, и т. п.

Полноценное понимание речи - необходимая предпосылка для правильного пользования речью и для дальнейшего успешного обучения. Поэтому, приступая к обследованию ребенка, логопед изучает все стороны речи: импрессивную и экспрессивную ее стороны.

Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи), логопед ориентируется на то, как понимает ребенок:

а) названия различных обиходных предметов; б) обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, фрукты, овощи, транспорт и т. п.; в) фразу обиходного характера; г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст. При обследовании понимания речи не следует требовать от ребенка словесного ответа. Достаточно получить его с помощью жеста, отбора нужных картинок, мимикой, отдельными восклицаниями.

При обследовании экспрессивной стороны речи логопед изучает: а) словарь; б) грамматический строй; в) звукопроизношение; г) голос, его темп и плавность.

Наблюдая за речью ребенка, логопед определяет бедность или богатство его словаря. Для определения словарного запаса логопед подбирает необходимый дидактический материал, используя не только предметные картинки, но и сюжетные, которые позволят называть предметы и их действия, качество, положение в пространстве (для выявления употребления предлогов) и тд.

Обследуя словарь ребенка, следует обратить внимание на степень овладения им слоговой структурой слова (наличие сокращений слов вплоть до употребления одного слога из слова, перестановок внутри слова).

При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, элементарные, стереотипные или развернутые, свободные), особое внимание обращается на правильное согласование в глагольных и падежных окончаниях, правильность употребления предлогов. Для данного обследования логопед отбирает сюжетные картинки, ответы на которые требуют составления различных видов предложений: простого (Мальчик идет), простого распространенного - с употреблением дополнения прямого (Девочка читает книгу) или косвенного с употреблением предлогов (Книга лежит на столе). Для более глубокого анализа грамматического строя логопед может поставить перед ребенком дополнительные вопросы, требующие употребления единственного и множественного числа прилагательных.

Анализируя ответы детей, логопед обращает внимание на темп речи (слишком быстрый или слишком медленный, монотонность или выразительность речи), плавность или ее нарушение более или менее частыми и тяжелыми запинками - заиканием. При заикании могут отмечаться вспомогательные движения рук, ног, головы.

Для обследования звукопроизношения логопед подбирает предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов. Если ребенок неправильно произнес звук в слове, логопед предлагает произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком. Отмечается характер неправильного произношения звука: звук опускается, заменяется другим постоянно или только в некоторых словах, искажается. Если ребенок умеет произнести оба звука изолированно, но все же путает их, следует проверить, различает ли он их по слуху.

Для этого можно проделать следующие виды работ: а) повторить за логопедом сочетания звуков типа та-да и да-та; б) правильно назвать картинки (дом, том); в) правильно указать одну

из названных логопедом картинок, названия которых отличаются только смешиваемыми звуками (например, мишка - миска или крыса - крыша и т п) Со всей полнотой удается проверить различение сходных звуков в том случае, если ребенок знает буквы и умеет написать под диктовку слоги, слова, фразы с указанными звуками, так как нарушения устной речи (иногда даже уже преодоленные) находят то или иное отражение при обучении грамоте. Благодаря этому анализ нарушений письменной речи позволяет глубже выявить все нарушение в целом.

В случае затруднений в овладении грамотой необходимо проверить, как усваивает ребенок навыки чтения и письма в соответствии с программой.

В целях выявления наиболее характерных для каждого обследуемого сложностей в овладении письменной речью необходимо проверить не только навык письма, но и чтения. Так, в отношении чтения определить, как читает ребенок по буквам, слогам или целыми словами, правильно ли он понимает читаемый текст. Проводя письменную работу, логопед учитывает правильность списывания, письмо под диктовку и самостоятельное письмо, анализ ошибок на письме (ошибки на правила правописания, ошибки, искажающие структуру слова, и ошибки фонетического характера).

Материал для обследования письменной речи следует брать в соответствии с учетом этапа обучения ребенка.

Обследование речи логопед проводит в различных видах деятельности ребенка - игре, учебе, наблюдает его в общении с окружающими. В связи с этим удается выявить особенности личности ребенка и его поведения активный или пассивный, собранный, организованный, послушный или неорганизованный, избалованный, устойчив в игре, в работе или легко отвлекается, смелый, легко входит в контакт или боязлив, застенчив, осознает свои речевые затруднения, стесняется их или относится к ним безразлично.

В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.

Для проведения описанного обследования необходимо иметь хотя бы некоторый минимум пособий несколько наиболее любимых детьми игрушек (мишку, куклу, автобус, автомобиль и т. п.), 2-3 сюжетные картинки с простым, понятным содержанием, серию последовательных картинок, несколько серий предметных картинок, подобранных по различным категориям (одежда, посуда, овощи и т п.); предметные картинки, подобранные по наличию в их названиях проверяемых звуков, наборное полотно, кассу с буквами, 2-3 различных букваря, книги для чтения I, II, III классов, такие, как "Маленькие рассказы" Л Н Толстого, иллюстрированные сказки, несколько игр типа лото, домино.

Логопед должен учитывать, что неудачи школьного обучения создают у ребенка резко отрицательное отношение ко всем пособиям, применяемым в школе (буквари, книги для чтения и т. п.), и что употребление их при обследовании может вызвать отказ от выполнения предъявляемого задания. В таких случаях логопед должен уметь использовать самый разнообразный материал: литературные тексты различной трудности, букварные тексты, но оформленные в виде карточек, табличек и т п

При обследовании детских учреждений (детских садов, школ) применяется так называемое краткое, или ориентировочное, обследование. Оно помогает выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи. При включении детей в работу должно быть проведено полное обследование.

При кратком обследовании ребенку предлагают произнести знакомое стихотворение, предложение, в котором представлены по возможности все наиболее часто неправильно произносимые звуки, например. Старая бабушка вязала шерстяные чулки или Черный щенок сидел на цепи около будки (свистящие, шипящие, звонкие, р, л).

Планирование логопедической работы

При составлении плана логопедической работы каждый пункт плана должен быть обоснован данными обследования.

1 Логопед составляет общий план работы, т. е. намечает этапы работы и раскрывает их содержание.

2. Ближайший этап работы раскрывается более подробно. устанавливаются основные разделы работы, их последовательность, их соотношение между собой

3 Определяются формы работы в виде игры, урока (в связи с возрастом, интеллектом, характером, интересами ребенка).

4. Подбирается речевой материал к каждому занятию с учетом общей характеристики ребенка, состояния его речи, основной задачи каждого занятия

Схема логопедического обследования

1. Собеседование начинается с цели посещения, жалоб; родителей и ребенка.

2. Осуществляется ознакомление с педагогической документацией.

3. Выясняется акушерский анамнез и анамнез развития ребенка (моторный, речевой, психический). При этом особое внимание обращают на:

Предречевые вокализации (гуканье, гуление);

Появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз;

Качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношен ие).

4. Проводится объективное исследование ребенка.

4.1. Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, создаются правильные отношения к обследованию: выявляются интересы ребенка, его любимые занятия, игры, особенности представлений об окружающем.

4.2. Исследуются невербальные функции: изучается психомоторика, используются тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции), устанавливаются наличие персевераций, застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.

4.3. Исследуются сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в прямом и обратном порядке, звуковых рядов по ритму, ряды по сенсорным эталонам.

4.4. Исследуется предметный гнозис (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).

4.5. Исследуются буквенный гнозис и праксис (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами)

4.6. Исследуется мышление (расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно-следственных связей, определение уровня смысловой целостности рассказа).

4.7. Исследуется импрессивная речь - понимание связной речи, понимание предложений, понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, Дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, дифференциация глаголов с Различными приставками и т. п.), понимание слов (противоположных по значению, близких по значению).

4.8. Исследуются фонематические процессы. При этом проводятся:

♦ фонематический анализ - выделение звука на фон«И слова, выделение звука из слова, определение места звука в слове по отношению к другим звукам, определение количества звуков в слове, дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость-глухость, мягкость-твердость, 1 свистящие-шипящие и т. п.);

♦ фонематический синтез - составление слов из последовательно данных звуков, составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности;

♦ фонематические представления - придумать слово на определенный звук.

4.9. Исследуется экспрессивная речь. При этом проверке подлежат:

♦ строение и подвижность артикуляционного аппарата, оральный праксис. Отмечаются параметры движений - тонус, активность, объем движения, точность выполнения, длительность, замена одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкенезии);

♦ состояние звукопроизношения - изолированный вариант, в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных, в словах, в речи, произношение слов различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов;

♦ словарный состав языка - самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда, подбор синонимов, антонимов родственных слов, выявление общих категориальных названий.

Отмечаются: соответствие словаря возрастной норме, наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных, точность употребления слов.

При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем; i

♦ грамматический строй речи. Отмечаются: характер употребляемых предложений (однословные, двусловные и более), характер употребления предложно-падежных конструкций, состояние функции словоизменения, преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже, образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе, согласование с числительными, состояние функции словообразования, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных), образование названий детенышей животных, образование глаголов с помощью приставок.

4.10. Исследуется состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказки, составление рассказа по серии сюжетных картинок и др.): отмечается логическая последовательность в изложении событий, выясняется характер аграмматизма, особенности словаря.

4.11. Исследуются динамические характеристики речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание) и особенности голоса (громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый).

5. Анализируется состояние письменной речи.

5.1. Исследуется навык письма (по представленным письменным работам в школьных тетрадях):

♦ выявляются навыки звукового анализа и синтеза;

♦ отмечаются особенности звукового анализа и синтеза;

♦ отмечаются особенности слухоречевой памяти;

♦ проверяются слуховая дифференциация фонем;

♦ проверяется состояние динамического праксиса;

♦ определяется ведущая рука (пробы А. Р. Лурия на ле-ворукость и скрытое левшество);

♦ анализируются разные виды письменной деятельности (списывание, диктант, самостоятельное письмо);

♦ отмечаются особенности почерка;

♦ отмечается характер дисграфических и орфографических ошибок.

5.2. Исследуется навык чтения:

♦ выявляется умение правильно показать печатные и прописные буквы;

♦ отмечается способность правильно называть буквы;

♦ выявляется способность чтения слогов, слов, предложений, текста и отмечается характер допускаемых ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семантические замены);

♦ отмечается характер чтения (побуквенное, послоговое, слитное, выразительное);

♦ выявляется понимание прочитанного;

♦ отмечается отношение ребенка к чтению (любит или не любит самостоятельно читать).

6. Составляется логопедическое заключение (речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письменной речи.