Характеристика семьи Простаковых по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.). Какие отношения были в семье Простаковых? В комедии " Недоросль "

Что греха таить, одного помету.

Д. Фонвизин. Недоросль

Д. И. Фонвизин — не только великий драматург, но и передовой человек своего века. Он первым в истории дра-матургии выступил против жестокого угнетения народных масс, резко обличал самодержавие и реакционную полити-ку императрицы Екатерины II. «Сатиры смелый власте-лин», — называл Фонвизина Пушкин, и сегодня мы счита-ем автора бессмертной комедии «Недоросль» одним из наи-более прогрессивных писателей «сатирического направле-ния» русской литературы XVIII века.

В образах семейства Скотининых-Простаковых Фонви-зин очень выразительно изобразил грубость, жестокость, невежественность крепостников, неограниченный произвол помещичьей власти.

Тарас Скотинин гордится своей принадлежностью к «великому и старинному роду». Чем же он так велик? Глу-постью, скупостью, твердолобостью. Страшно, что из «во-семнадцати человек» детей у родителей Скотининых оста-лись только двое, остальные же «по власти господней, при-мерли». И это в то время, когда отец семейства всю жизнь копил деньги, однако же был так скуп, что умер голодной смертью, не тронув своих богатств. Главная отличитель-ная черта рода, по мнению Простаковой (урожденной Скотининой): «Нас ничему не учили... и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Свято выполняют этот завет брат и сестра — Тарас Скотинин и госпожа Проста-кова.

Скотинин «отроду ничего не читывал». Он боится наук и рад, что «бог меня избавил этой скуки». Жестокий, трус-ливый, самовлюбленный и самоуверенный, Скотинин не замечает своих пороков. Ему легко жить на свете, поскольку есть наука, которой он сам может научить кого угодно: он мастер угнетать, собирать оброк с крестьян и без того обо-бранных до нитки. Есть у Скотинина в жизни «смертная охота» — он любит свиней. Привольное житье свиньям у помещика, ведь с ними он обходится «не в пример лучше, нежели с людьми». Даже жениться Скотинин собирается поначалу не по любви к девушке и не из-за сомнительного богатства «сироты», а потому, что в ее деревне водятся круп-ные свиньи. Ограниченность помещика беспредельна, и он сам признается в причине своей странной привязанности: «Люди передо мною умничают, а между свиньями я сам всех умнее».

Сильно ли отличается от своего братца госпожа Про-стакова? Один из героев называет ее «презренной фурией», «госпожой бесчеловечной». Она деспотична и властолю-бива, несладко живется крепостным в ее доме. Она жалуется брату, что «все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем». Однако со своими домашними Простакова обращается ненамного лучше, чем с крепостными. Всем достается: и мужу, и брату, и учителям любимого сыночка Митрофанушки. Простакова невежественна и необразованна, она даже не умеет прочитать письма: «Я, благодаря бога, не так вос-питана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». Зато, не в пример своему достаточно просто-душному братцу, Простакова прекрасно умеет лицемерить, она ни за что не упустит своей выгоды: распоряжается как своим, имением своей свояченицы Софьи, оставшейся сиротой, ищет своему бестолковому сыну невесту побога-че. Видя, что ее планы рушатся, она даже готова приме-нить грубую силу по отношению к слабой девушке, насильно женить ее на сыне. Однако, встретившись с более сильными, чем она, заступниками Софьи, Проста-кова с готовностью бросается на колени и молит о прощении. Лесть, лицемерие, грубость и наглость в поме-щице не только смешны, но и страшны временами. «И преступление, и раскаяние в ней презрения достаточны».

Простаков — идеальный муж для такой деспотичной жены, как его супруга. Этот человек робкий и неуверен-ный, ни на что не имеет собственного мнения, «женин муж», как говорит он сам о себе. Жизнь его не прошла даром, ведь он научился беспрекословно слушаться Простакову и даже говорить то, что она думает. «Мать моя», — называет он жену. «Урод» и «рохля» — называет Простакова мужа. Такая вот семейная идиллия. Материал с сайта

А вот и Простаков-Скотинин-младшенький: Митрофа-нушка, недоросль. Вот уж достойный сын своих родителей! Бесконечно ленивый враль, трус, лицемер, грубиян, неуч — отличительные качества шестнадцатилетнего оболтуса. «Матушкин сынок», в умении наплевательски относиться к окружающим он пошел еще дальше родителей. Митро-фанушка — духовно опустошенный человек. Все его жиз-ненные интересы состоят в том, чтобы хорошо поесть и поспать. Он не умеет думать самостоятельно, несмотря на то, что он единственный в семье «ученый» человек. Однако «блеск» приобретенных им знаний настолько тускл, что становится смешно.

Очень много проблем затрагивает Фонвизин в своей комедии, задает много вопросов, которые и сейчас не утра-тили своей актуальности. Как мы относимся к другим людям? Как ведем себя в семье? Что важнее для человека: родословная, хорошее образование или доброе сердце? Как вести себя, встретившись с простаковыми, митрофанушками, скотиниными? Очень много вопросов, и очень важно, чтобы человек самостоятельно научился отвечать на них, дабы не походить на невежественных героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • цитаты из недоросля скотинина
  • отношение простаковой с братом и мужем
  • сочинение по комедии недоросль описание простаковой
  • как скотинин относиться к слугам
  • образ тараса скотинина фонвизин недоросль

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

В эпоху царствования Екатерины II была написана комедия «Недоросль». В то беспокойное время был век крепостничества, и практически все помещики угнетали и унижали своих крестьян. Это доказывают речи г-жи Простаковой: «Разве я не властна и в своих людях?», «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?» и Скотинина: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?».

В ту эпоху было множество таких дворянских семей, как Простаковы, подлых, двуличных и трусливых. Они пресмыкались перед старшими по чину и званию, но, как бы в отместку, тиранствовали и издевались над своими крестьянами. Крепостным жилось очень плохо: почти всё заработанное у них отнимали в виде оброка помещики, и почти всё они отрабатывали барщину у хозяев. Недаром многие крестьяне пытались бежать. И все эти зверства происходили почти в каждом поместье.

Центральная героиня комедии – г-жа Простакова. Её суть видна в речи, например, любимое ругательство – «скот». Она управляет хозяйством. Колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Но в образе Простаковой есть и хорошая черта, хоть и доведённая до абсурда. Эта «презлая фурия» очень любит своего сына и искренне заботится о нём. В конце пьесы, преданная Митрофаном, она становится униженной и жалкой. И нам тоже её жаль.

Простакова в семье главная, об этом свидетельствует хотя бы то, как Скотинин, Простаков и Митрофан представляются перед Стародумом: «Это я, сёстрин брат», «Я жёнин муж», «А я матушкин сынок».

Благодаря говорящим фамилиям, мы можем определить характер героев. Скотинин любит свиней и говорит, как на скотном дворе. Его речь переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью свиней. Например: «Да и своих поросят завести хочу», «Коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светёлку». И гордится этим: «Ну, будь я свиной сын, если…».

Речь положительных героев не столь ярка, и это в первую очередь связано с тем, что они не используют разговорные, просторечные фразы. Для книжной речи тех лет и речи образованных людей того времени было характерно отсутствие эмоций. Чёткость, правильность, однообразие – вот отличительные черты речевых характеристик положительных героев.

У таких семей, как Простаковы, нет будущего. Жизнь состоит из постоянного развития и движения вперёд, а они низкоразвитые, достигли своего совершенства, очень низкого по отношению к другим и, особенно, образованным людям.

Комедия «Недоросль» – гениальное произведение Фонвизина, в котором драматург изобразил ярких, запоминающихся персонажей, чьи имена в современной литературе и эпохе стали нарицательными. Одним из главных образов пьесы является мать недоросля Митрофанушки – госпожа Простакова. По сюжету произведения героиня относится к отрицательным персонажам. Грубая, необразованная, жестокая и корыстная женщина с первой сцены вызывает негативное отношение, а местами и насмешку читателей. Тем не менее, сам образ является тонко психологичным и требует подробного анализа.

Судьба Простаковой

В пьесе воспитание и наследственность практически полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не становится исключением. Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, основной ценностью которых были материальные блага – ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к другим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность пойти на все ради выгоды Простакова переняла от своих родителей. А тот факт, что в семье было восемнадцать детей и только двое из них выжили – остальные умерли по недосмотру – вызывает настоящий ужас.

Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, недостатки ее воспитания со временем становились все менее заметными. Однако ей в мужья достался пассивный, глупый Простаков, которому проще прятаться за юбку активной жены, чем самому решат хозяйственные вопросы. Необходимость самой управлять целой деревней и старопомещицкое воспитание сделали женщину еще более жестокой, деспотичной и грубой, усилив все негативные качества ее характера.

Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недоросли». Митрофан – сын женщины, единственное ее утешение и отрада. Однако ни он, ни ее муж не ценят затрачиваемых Простаковой сил на управление деревней. Достаточно вспомнить всем известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан бросает свою мать, а муж способен только упрекнуть сына – Простаков также остается в стороне ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жалко, ведь ее бросают самые близкие люди.

Неблагодарность Митрофана: кто виноват?

Как уже было сказано выше, Митрофан был единственной отрадой Простаковой. Чрезмерная любовь женщины вырастила из него «маменькина сынка». Митрофан такой же грубый, жестокий, глупый и жадный. В свои шестнадцать лет он все еще напоминает маленького ребенка, который капризничает и бегает гонять голубей вместо того, чтобы учиться. С одной стороны, чрезмерная забота и огораживание сына от каких-либо забот реального мира может быть связана с трагичной историей семьи самой Простаковой – один ребенок не восемнадцать. Однако, с другой стороны, Простаковой было просто удобно, чтобы Митрофан оставался большим слабоумным ребенком.

Как становится понятно со сцены занятия по арифметике, когда женщина по-своему решает предложенные Цыфиркиным задачи, «собственная», помещицкая мудрость собственника для нее является основной. Не имея какого-либо образования, Простакова любую ситуацию разрешает поиском личной выгоды. Послушный Митрофан, который во всем слушался свою мать, также должен был бы стать выгодным вложением. Простакова даже не тратится на его образование – ведь, во-первых, сама прекрасно прожила без обременительных знаний, и, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну. Даже женитьба на Софье прежде всего пополнила бы сундуки деревни Простаковых (вспомним, что юноша даже до конца не понимает суть брака – он еще просто умственно и морально до этого не дорос).

В том, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери несомненно есть вина самой Простаковой. Юноша перенял от нее неуважение к родственникам и то, что нужно держаться того, у кого есть деньги и власть. Именно поэтому Митрофан не долго думая соглашается служить у нового владельца деревни Правдина. Однако основная причина все же кроется во всеобщем «злонравии» всего рода Скотининых, а также глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.

Простакова как носитель устаревшей морали

В «Недоросле» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.

Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.

Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни. Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.

Новаторство Фонвизина в изображении Простаковой

В «Недоросле» Простакова выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестоким, глупым, корыстным представителем старого дворянства и помещицких устоев. С другой стороны, перед нами женщина с трудной судьбой, которая в один момент теряет все, что для нее было ценным.

По канонам классицистических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене пьесы должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако, когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю ее жалко. Образ Простаковой в «Недоросле» не вписывается в шаблоны и рамки классицистических героев. Психологизм и нестандартное изображение сборного по сути образа (Простакова – это отражение целого социального пласта крепостной России 18 века) делает его новаторским и интересным даже для современных читателей.

Приведенное описание Простаковой поможет ученикам 8 и 9 классов раскрыть образ матери Митрофана в своём сочинении на тему «Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина»

Тест по произведению

Проблема воспитания детей, наследия уготовленного стране, играло важную роль в обществе в старину и остаётся актуальна по сей день.

Члены семьи Простаковых чужие друг другу люди. Они совсем не похожи на крепкую, любящую семью. Госпожа Простакова груба, властолюбива, лицемерна. Она потомственная дворянка. Следуя образцу предков, барыня пользуется своей бесконтрольной властью над крепостными крестьянами, неоправданно жестоко к ним относится, подавая дурной пример сыну, она унижается пред власть имущими и знатными людьми, что выражает её рабскую сущность. Господин Простаков, полностью подверженный влиянию жены и подчинённый её слову, недалёк, апатичен, мягкотел. В отношениях родителей Митрофана царит неуважение, порождённое тотальным матриархатом, пренебрежением закона о подчинении жены, хранительница очага, мужу — главе семейства.

Митрофан ленивый, беспечный юноша 16-ти лет, ни к чему не стремящийся и не задумывающийся о собственном будущем. Он предстаёт занеженным маменькиным сынком. Зная, кто в доме хозяин, пользуется безграничной, слепой любовью матери для удовлетворения своих прихотей. Простакова же, ни в чём не ограничивает сына, видя его счастье в богатстве и праздности. Зная о сложностях государственной службы, она «позволяет» Митрофану насладиться последними беспечными годами жизни. Время проходит, дети растут, а родители, готовя их к тяжёлой взрослой жизни в соответствие со своими идеалами, нередко воспитывают по своему образу и подобию. Дети наследуют от родителей привычки, образ мысли и жизни.

«Злонравие» Митрофана есть прямое следствие дурных качеств его родителей. Всё окружение главного героя антидобродетельно, так откуда взяться у него чести, состраданию?

Кошелева Дарья, ученица 9«А» класса школы 1862

От администрации сайта

Успехи лицеиста А. Пушкина были очень скромны. Царскосельский парк играл большую роль в жизни поэта: Среди 30 мальчиков, принятых в Лицей, был и 12-летний Саша Пушкин. Царь был в гневе. Гогель-могель. Один из гувернеров обратил внимание на излишнюю веселость воспитанников. Лицейская дружба. И на уроках иногда давали такие задания. С первых дней лицейской жизни у воспитанников появились прозвища. В Лицее увлекались сочинительством.

«Недоросль Фонвизина» - Скольких губернаторов сумел обмануть городничий за время службы? Фенелон «О воспитании девиц». Задавай, что писать!». Какую сумму платила Простакова учителю математики за год работы? Литература - 15. Математика - 30. Потылица - затылок. «Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтобы ты кафтан пустил шире». Каково лексическое значение слова «потылица»? Литература - 40. Милон. Назовите конфликт эпохи, получивший отражение в комедии «Недоросль». 3 учителя.

«Куприн Гамбринус» - Как развивается антитеза живого и неживого в «Гамбринусе»? Первое представление о неоромантическом герое. Воспитывается в кадетском корпусе, затем в юнкерском училище. Какие жизненные обстоятельства и впечатления нашли отражение в творчестве Куприна? В качестве офицера служит в Подольской губернии. Одно произведение по выбору. Сюжет как средство характеристики героя. Письменно озаглавить части рассказа. Знакомство с биографией и творчеством писателя. Контраст внешнего и внутреннего состояния героя. Реализм и романтизм.

«Г.Р.Державин» - Архаичные слова. С.Ф.Голицин. Высокая лексика. Анализ оды «Осень во время осады Очакова» (кластер). «Кумир Державина 1/4 золотой, 3/4 свинцовый доныне еще не оценен». Метафоры. Козловский однодворец, живший в Тамбове, впоследствии писатель. Г.Р.Державин (1743 – 1816). Олицетворения. Эльвира Чернышова, выпускница 2008 года. Мифологические образы. Юрий Домбровский. Произведения Г.Р.Державина. Ходасевич В.Ф.

«Грин Голос и глаз» - Вступление. О форме и содержании в рассказе Александра Грина «Голос и глаз». Урок литературы в 8 классе. Почему в название темы использованы слова «форма» и «содержание»? Ж.Лабрюйер. Н.Заболоцкий. Проблемный вопрос. В.Лессинг. Голос глаз. Эпиграф. Почему А.Грин назвал рассказ «Голос и глаз», а не «Глаз и голос»?

«Есенин 8 класс» - В первой поездке Сергея сопровождала мать. Поступление в церковную школу. Когда мне исполнилось пустили в галоп. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средней общеобразовательная школа № 10» г. Славгорода. Содержание. Осо­бенно любил слушать мое классное чтение. Первой поездке Сергея. Творческий проект по литературе. «Есенин жизнь и смерть». На все три года обучения была рассчитана и программа общеобразовательных дисциплин.