«Барышня крестьянка» особенности композиции. Анализ «Барышня-крестьянка» Пушкин В чем своеобразие композиции повести барышня крестьянка
Создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей: Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского. Попробуйте ее использовать для объяснения причины их плохих отношений. У Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского, казалось, было много общего: оба - русские помещики, вдовцы, постоянные жители деревенских усадеб. Один вырастил сына, другой - дочь, заботясь об их судьбах. Хлебосольны, особенно Иван Петрович, к которому постоянно съезжалось большое количество гостей. Они оба деятельны и предприимчивы.
Хозяйственные нововведения Ивана Петровича, основанные на отечественной манере ведения дел, приводят его к успеху, чем он очень гордится и противопоставляет себя англоману Григорию Ивановичу. Хозяйственные новации Муромского, наоборот, приводят к росту долгов и закладу имения в Опекунский совет. В целом, как показывает развитие сюжета повести, они оба амбициозные, но весьма добродушные люди. Амбициозность и стала причиной их неприязненных отношений. Берестов, как уже было сказано, жестко критиковал Григория Ивановича, тот остро реагировал и сердился на своего зоила (критика). Однако простой случай на
прогулке - падение Муромского с лошади - заставил их забыть прежние обиды, примириться, подружиться и даже почувствовать желание породниться. Конечно, мотивы каждого были весьма прагматичны. Муромский видел в Алексее Берестове богатого наследника, Иван Петрович ценил в Григории Ивановиче человека редкой оборотистости и имеющего большие связи, что может помочь Алексею в устройстве его служебной карьеры. Так что такой подход к жизни их тоже сближал.Нарисуйте групповой портрет уездных барышень. При его создании используйте то, что вы узнали в начале повести о Лизе Муромской.
Уездные барышни, среди которых была и Лиза Муромская, отличались сентиментальной и романтической настроенностью. Как правило, они воспитывались иностранными гувернантками. Пушкин с добродушным юмором описывает их (“Что за прелесть эти уездные барышни!”). Они судят о жизни по произведениям, прочитанным на французском языке. Вспомним, что Лиза во время приема гостей разговаривает с Алексеем по-французски. Благодаря романтическим книгам они вырастают мечтательными, чувствительными и ожидают любовных приключений. Событием считаются звон колокольчика приближающегося экипажа, поездка в город, посещение гостя. Но несмотря на эти странности, по мнению Пушкина, они обладают рядом достоинств благодаря жизни на свободе, в уединении. Немаловажное замечание делает автор об их самобытности, которая порой выгодно отличает их от столичных барышень, где характер света сглаживает индивидуальность и делает души однообразными. С горничными светские дамы общались как с наперсницами, что нельзя сказать о Лизе, для которой “Настя была в селе Прилучине лицом гораздо более значительным, нежели любая наперсница во французской трагедии”.
Внимание уездных барышень к Алексею, все их домыслы о нем подчеркивают их мечтательность, любовь ко всему таинственному и романтическому. И, видимо, Алексей, зная эти качества, вел себя в их обществе совсем по-другому, чем среди крестьянских девушек. Вместе с тем уездные барышни, судя по Лизе, могут быть находчивыми, предприимчивыми, знающими особенности деревенской жизни.
Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию. Завязка - принятие Лизой решения под видом крестьянской девушки познакомиться с Алексеем и начало осуществления этого плана. Кульминация - момент наивысшего напряжения, перелома, после которого действие движется к разрешению конфликта, к развязке. Таким моментом является сцена приезда Алексея в дом Муромского, “дабы откровенно с ним объясниться”, встреча с Лизой и узнавание в ней любимой Акулины. С этой сцены, представляющей момент наивысшего напряжения действия, начинается и разрешение конфликта, переходящего в развязку.
Повесть заканчивается словами: “Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку”. Попробуйте рассказать в нескольких словах о том, как вы представляете себе эту развязку. Чувствуете ли вы подсказку автора? Пушкин сюжетом повести утверждает, что не всегда обязательно давать подробную развязку. Она здесь очевидна и может быть хорошо представлена читателем самостоятельно. Каждый из вас представит ее по-своему. Но общее - это родительское благословение, начало которого положено восклицанием Муромского: “Ага! да у вас, кажется, дело совсем уже слажено…” - и дальнейшая счастливая судьба молодых.
Попробуйте порассуждать о том, как эпиграф повести связан с ее сюжетом. В любом произведении эпиграф обязательно связан либо с сюжетом, либо с идеей произведения, либо с характеристикой героев. Сюжет повести, в основе которого лежит переодевание, перекликается с эпиграфом. Взяв в качестве эпиграфа цитату из поэмы И. Ф. Богдановича “Душенька”, Пушкин подчеркнул, что зародившаяся в душе Алексея Берестова любовь к крестьянской девушке сильнее всех социальных предрассудков. Лиза-Акулина привлекла Алексея своей душевной красотой, природным умом, чувством собственного достоинства, естественностью поведения. Она и сама почувствовала сердечное влечение к нему, хотя начала игру из чистого любопытства, наслушавшись о приехавшем молодом человеке много таинственного.
Пушкин определил жанр произведения как повесть. Можем ли мы, обсуждая это произведение, употреблять термин рассказ?
“Барышню-крестьянку” рассказом назвать нельзя, рассказ - произведение малого объема, его содержание основывается на одном событии, случае из жизни героя или героев. Для повести характерны изображение ряда событий на протяжении значительного временного периода и достаточная сложность и развитость сюжета.
Глоссарий:
- создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей
- найдите важнейшие элементы композиции завязку и кульминацию
- сравнительная характеристика Берестова и Муромского
- попробуйте порассуждать о том как эпиграф повести связан с её сюжетом
- нарисуйте групповой портрет уездных барышень
Другие работы по этой теме:
- Как построена баллада? Найдите завязку, кульминацию и развязку. В балладе есть своеобразный пролог: бегство князя Курбского от Ивана Грозного. Есть в ней и завязка: решение...
- Перескажите подробно экспозицию повести. В экспозиции содержится предыстория событий, изображенных в художественном произведении. Она дает первое представление об обстоятельствах, в которых возникает то или иное...
- Дома двух помещиков Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского располагаются рядом, но помещики не ладят друг с другом. У вдовца Берестова есть сын Алексей,...
- Муромский Григорий Иванович Муромский – один из главных персонажей повести “Барышня-крестьянка”, отец Елизаветы, сосед и недруг Берестова И. П. Муромский рано овдовел и сам воспитывал...
- Лиза Елизавета Григорьевна Муромская (Бетси) – главная героиня повести А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка”, дочь помещика-англомана Григория Ивановича Муромского, возлюбленная Алексея. Лизе всего семнадцать лет. Она...
- Иван Петрович Иван Петрович Берестов – один из персонажей повести А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка”, помещик в Тугилове, отец Алексея, сосед англомана Муромского. Берестов, овдовевший помещик,...
- Барышня-крестьянка Повесть начинается с описания ведения хозяйства двумя соседями, Иваном Петровичем Берестовым и Григорием Ивановичем Муромским. Представляя этих персонажей читателю, автор обращается к приему антитезы,...
- Алексей Алексей Иванович Берестов – главный герой повести А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка”, сын родовитого помещика Ивана Петровича Берестова, друг Акулины (Лизы). Окончив университет, Алексей вернулся... .
А. С. Пушкин. Барышня-крестьянка. Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию
«Барышня крестьянка» особенности композиции повести Пушкина 1830 года определены в этой статье.
Композиция повести «Барышня крестьянка»
Экспозиция : Рассказ о старшем поколении дворян — Муромский и Берестов. Характеристика младшего поколения Алексея и Лизы.
Завязка : Настя, служанка Лизы, знакомится с А.Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.
Кульминация : Неожиданный приезд Алексея к Муромским, возможность застать Лизу в ее «обычном образе». Но Лиза появляется в образе модной светской барышней, очень напыщенной и он ее не узнает.
Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым- старшим. С этой сцены, представляющей момент наивысшего напряжения действия, начинается и разрешение конфликта, переходящего в развязку.
Развязка : Отсутствует. Повесть заканчивается словами: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку».
Пушкин сюжетом повести утверждает, что не всегда обязательно давать подробную развязку. Она здесь очевидна и может быть хорошо представлена читателем самостоятельно. Каждый представит ее по-своему. Но общее — это родительское благословение, начало которого положено восклицанием Муромского: «Ага! да у вас, кажется, дело совсем уже слажено… «- и дальнейшая счастливая судьба молодых.
Анализ сюжета повести "Барышня-крестьянка". Характеристика героев повести. Общий анализ произведения.Завязка сюжета пушкинской повести «Барышня-крестьянка»
схожа с фабулой известной шекспировской пьесы «Ромео и Джульетта». Главные герои обоих произведений любят друг друга и хотят быть вместе, несмотря на то, что их отцы враждуют между собой. Между тем, в отличие от шекспировских персонажей герои Пушкина успешно преодолевают все коллизии, и в итоге для них все завершается благополучно.
Сюжетообразующей линией повести является тема любви. Сын помещика Берестова Алексей, познакомившись с Лизой - дочерью живущего по соседству помещика Муромского, вскоре стал в нее «страстно влюблен»:
«Заклинал ее не лишать его одной отрады: видаться с нею наедине, хотя бы через день, хотя бы дважды в неделю», - не может молодой человек жить без девушки, поскольку «был уже влюблен без памяти».
Да и сама девушка, ответив молодому человеку взаимностью, «была не равнодушнее». Любовь побуждает обоих к частым встречам и вскоре приводит их к мысли о женитьбе.
Между тем отцы молодых людей недолюбливают друг друга. Так, Муромский «не ладил» с Берестовым и «поминутно находил случай его критиковать». В свою очередь, «ненависть к нововведениям была отличительная черта» Берестова, осуждавшего идеи «англомана» Муромского. Не любящий критику Муромский в ответ «бесился и прозвал своего зоила медведем и провинциалом». На этой почве между помещиками разгорелся конфликт.
Героям повести свойственно радушно принимать гостей. Так, Муромский радушно принимает в своем доме соседей, даже когда в качестве гостя выступает его давний соперник Берестов:
«Муромский принял своих соседей как нельзя ласковее».
Дочь Муромского Лиза также решается принять нежданных гостей, однако в том случае, что отец примет ее условия:
«Я приму их, если это вам угодно, только с уговором: как бы я перед ними не явилась, что бы я ни сделала, вы бранить меня не будете», - соглашается девушка с предложением отца.
Однако помимо стремления к принятию, героев охватывает и противоположное стремление - к отвержению. К примеру, Берестов грозит отвергнуть сына, если тот не примет его волю:
«Ты женишься, или я тебя прокляну, а имение... продам и промотаю, и тебе полушки не оставлю».
Однако Алексей отвергает предложение отца:
«Я не хочу жениться и не женюсь», - упорствует молодой человек.
Немало внимания в повести уделяется вопросам принадлежности персонажам чего-либо или кого-либо. Например, Берестову принадлежит немалое имущество:
«Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику, утроил доходы», - расширил свои владения помещик.
Для сравнения, дворовая девушка Настя подчеркивает свою принадлежность одной лишь своей хозяйке Лизе:
«Я ваша, а не папенькина», - заявляет девушка дочери Муромского.
При этом Настя обособляется от вражды между помещиками.
«А нам какое дело до господ! ... Старики пускай себе дерутся, коли им весело», - сторонится девушка господской ссоры.
Равным образом Лиза, познакомившись с Алексеем, поначалу держится обособленно:
«Лиза отпрыгнула от него и приняла вдруг на себя такой строгий и холодный вид», - принимает девушка недоступный вид.
В повести нередко отмечается идентичность поведения героев. Так, Алексей и Лиза испытывают идентичные чувства друг к другу - «возрастающую взаимную склонность».
«Нарядившись крестьянкою», Лиза стремится выглядеть идентично обычной поселянке:
«Она повторила свою роль, ... говорила на крестьянском наречии», -ведет себя героиня подобно крестьянке.
В то же время ряд героев повести нередко держится отчужденно от прочих людей. Такова, например, «чопорная» англичанка мисс Жаксон, которая, по ее словам, «умирала со скуки в этой варварской России» с чуждыми ей культурными традициями.
В то время как «англоман» Муромский даже «поля свои обрабатывал... по английской методе», Берестов нарочито держится «по-русски», избегая всего чуждого народным традициям:
«На чужой манер хлеб русский не родится», - отмечается в повести.
Таким образом, персонажам повести присущи стремления к принадлежности, принятию, идентичности и любви. Названные потребности относятся к консолидирующему типу.
Между тем герои проявляют и противоположные склонности: к обособленности, отвержению, отчужденности, конфликтам.
Заметим, что персонажей отличает не только определенный набор стремлений, но и способы удовлетворения своих желаний. Героев также отличает степень совладания с собой.
Ощутив любовь к Лизе после первого же свидания, Алексей настолько поглощен страстью, что хочет вновь увидеть ее:
«Алексей был в восхищении, целый день думал он о новой своей знакомке; ночью образ смуглой красавицы преследовал его воображение», - преследует молодого человека образ девушки.
Алексей не знает, что в образе крестьянки Акулины имеет дело с Лизой, а потому отказывается жениться на дочери Муромского. Между тем отец Алексея, не догадываясь о чувствах сына, требует, чтобы тот оставил свое упрямство и женился на Лизе:
«Даю тебе три дня на размышление, а покамест не смей на глаза мне показаться», - грозит Берестов оставить сына без наследства.
Принимая Лизу за неграмотную поселянку, Алексей намерен применить полученные им в университете навыки для образования девушки, а потому берет ее под свою опеку:
«Да коли хочешь, я тотчас выучу тебя грамоте», - готов молодой человек наставлять Акулину.
Молодому человеку приятно опекать девушку:
«Я провожу тебя, если ты боишься», - заботится Алексей о Лизе.
Между тем сам Алексей не всегда самостоятелен в принятии решений:
«Мой долг вам повиноваться», - признает молодой человек свою зависимость от отца.
Алексей, по выражению дворовой девушки Насти, «за девушками любит гоняться». Действительно, уже на первом свидании, расположившись к Лизе, переодетой простой крестьянкой, он невольно удерживает девушку:
«Привыкнув не церемониться с хорошенькими поселянками, он было хотел обнять ее», а при прощании «удержал ее за руку».
Лиза, стремясь отделаться от возможных притязаний молодого барина, именует себя Акулиной, дочерью кузнеца:
«Акулиной, - отвечала Лиза, стараясь освободить свои пальцы от руки Алексеевой, - да пусти ж, барин; мне и домой пора».
По ходу повествования упоминается, что облик и манеры светских дам настолько идентичны, что они выглядят обезличенно:
«Навык света скоро сглаживает характер и делает души столь же однообразными, как и головные уборы», - царит единообразие в высшем обществе.
Вместе с тем ряд персонажей выделяется среди прочих особенностью своего облика. К примеру, по ходу повествования отмечается «особенность характера» уездных барышень, подчеркивающая «самобытность» их натуры. Равным образом Алексей, получивший университетское образование, выделяется необычными манерами в простой деревенской среде, а потому воспринимается местными барышнями как особенный человек:
«Носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии».
Проведенный анализ характеров персонажей
повести «Барышня-крестьянка» показывает, что героям присущи потребности консолидирующего типа. Персонажи различаются как видами устремлений, так и способами удовлетворения своих желаний, сопряженными с чертами характера.
В произведении подчеркиваются вопросы принадлежности чего-либо кому-либо. Всем персонажам, так или иначе, что-то принадлежит. При этом некоторые персонажи стремятся опекать других, тем самым лишая их самостоятельности. Подчас герои держатся обособленно, подчеркивая свою независимость.
Многих персонажей отличает принятие других людей. Вместе с тем герои отвергают в других то, что им приходится не по нраву. Подчас персонажи хотят удержать кого-либо возле себя, что вызывает у других противоположную реакцию - стремление отделаться от навязчивого обхождения.
В произведении неоднократно отмечается идентичность поведения некоторых героев, вплоть до их обезличивания. Вместе с тем подчеркивается и особенность характера ряда персонажей. При этом проявление народной самобытности противопоставляется модным заграничным веяниям как чуждому образу жизни.
Сюжетообразующая линия произведения основана на соотнесении противоположных тем: любви и конфликта. Главного героя всецело поглощают чувства к героине. При этом обстоятельства вынуждают героя, как тому кажется, оставить свои намерения жениться по любви. Между тем в итоге все возникшие между персонажами противоречия благополучно разрешаются.
Анализ персонажей характеристика сюжета повести Барышня-крестьянка.
— очень талантливый и творческий человек, которому удавалось писать замечательные не только стихи, но и прозу. Свои рассказы, свои повести Белкина у него создавались быстро и при этом они явились неким творческим опытом. В каждой повести была использована своя манера повествования, свой тип и замысел, чем и отличались рассказы дуг от друга. И вот сегодня мы изучили несколько шутливую работу, с замысловатым сюжетом. Произведение имеет счастливый конец и это Барыня-крестьянка Пушкина. Оно знакомит нас с двумя семьями, причем сюжет немного схож с сюжетом Шекспира Ромео и Джульетта, ведь и здесь есть две враждующие семьи. Перед прочтением произведения, давайте сделаем сравнительную характеристику Берестова и Муромского. Это соседи-помещики, они же и являются враждующими героями.
Характеристика Берестова и Муромского
Сравнительная характеристика поможет лучше увидеть отношение к жизни и укладу Берестова и Муромского. Так Муромский приверженец нового, западного. Свое имение обустроил на английский манер. Дочь свою величает по-английски, коверкая русское имя. Так у него дочка не Лиза, а Бетси. Это помещик, что владеет имением в Прилучине. Он любит тратить доходы направо и налево, его привлекают нововведения и при этом он больше живет в кредит, нежели по своим средствам.
Берестов — консерватор, его уважают. Ему противны нововведения и тема англомании в целом ему противна, вот поэтому ему и ненавистен сосед. Муромскому же ненавистна критика Берестова, поэтому его отношение к соседу также не из лучших. Простыми словами — это были враждующие семьи. Но все изменил один случай. Когда Муромского сбросила лошадь, Берестов, несмотря на неприязнь к соседу, помог ему, выручил и поддержал. С того дня их отношения в корне изменились. Завершая свою сравнительную характеристику, скажу что помещики Берестов и Муромский стали хорошими друзьями, при этом у них было и общее.
Они вдовцы, с детьми на руках. У Муромского — дочь, у Берестова — сын. Причем мы видим, как в рассказе между детьми зарождается светлое чувство, несмотря на вражду отцов. Правда, Лиза, чтобы познакомиться с Алексеем, переодевается в крестьянку, как советовала служанка Настя. В этом и была завязка произведения. Лиза под именем Акулины познакомилась с Алексеем, от которого все барышни были в восторге. Молодые люди полюбили друг друга, при этом Алексей полюбил Лизу в образе простой девушки. Кульминацией же был приезд Алексея к Муромским, однако девушке удается выкрутиться. Герой не узнает Акулину в лице Лизы. Но, все оказалось намного проще. Родители решают женить своих детей. Для Алексея это была ужасная новость, ведь любит он другую. Но, вовремя раскрытый Лизин маскарад, все меняет. Как-то парень увидел, как Лиза читает письмо, адресованное Акулине и все становится на свои места. Все счастливы и в этом развязка произведения.
Тема урока: «Повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
Цели урока:
1. Познакомить с повестью А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
2. Выявить жанровые особенности повести «Барышня-крестьянка».
3. Проверить внимательность учащихся в чтении большого произведения.
4. Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения
Задачи урока:
* Развивающая — развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
* Обучающая — развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
* Воспитывающая — воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.
Эпиграфы к уроку:
« Повести Белкина» — это драгоценный памятник
благородного образа мыслей и трогательного дружества.
А.С. Пушкин.
Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.
Ф.М. Достоевский.
Оборудование урока : компьютер, слайд-презентация, тексты произведения, словарь Ожегова, репродукции русских художников.
Новые слова: пейзаж, дворянство.
Дворянство — в феодальном и позднее в капиталистическом обществе: привилегированный господствующий эксплуататорский класс из помещиков и выслужившихся помещиков.
Пейзаж –1) вид какой-либо местности;
2) рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.
Ход урока:
I . 1.Литературная разминка. (Об авторе). Какому автору принадлежат произведения, отрывки из которых сейчас прозвучат:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
Жил старик со своею старухой
у самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Вот из моря вылез старый Бес:
«Зачем ты, Балда, к нам залез?»-
«Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить».
2. Слово учителя.
Да, это были отрывки из литературных сказок А.С. Пушкина. А как вы узнали, что это литературные, а не народные сказки? (Указан автор, они стихотворные.)
А сегодня мы с вами поговорим о его повестях. Обратимся к подсказке С.Г. Бочарова (написано на экране) —
«Это не случайный набор произведений, а цикл, части которого связаны друг с другом. Повести возникали как связанные взаимно, одна с другой, словно части естественного, тяготеющие к единству».
Оказывается, Пушкин написал свои повести не в той последовательности, в какой потом расположил их.
В “Повестях Белкина” (и в повести “Станционный смотритель”, и в повести “Метель”, и в повести “Барышня-крестьянка”) Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая её. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве.
Пушкин и эпоха Пушкина – 19 век. Что это было за время? Мы с вами жили в этой эпохе, изучая “Повести Белкина”. Пушкин подарил нам встречу с Самсоном Выриным, с героями повести “Метель”.
Обратимся к повести “Барышня-крестьянка”. Перечитаем страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, условно назовем которую – пушкинская.
Что вы знаете о первой половине 19 века?
(крепостное право, существует два класса: дворянство и крестьяне)
Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин предпочитал Михайловское, Болдино Москве и Петербургу. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось. О пушкинской эпохе мы много знаем из художественной литературы, мемуаров, исторических очерков.
Граф Минский и Самсон Вырин. Два полюса жизни – роскошь и бедность, материальное благополучие и нищета. Пушкин не случайно в повести “Станционный смотритель” показал трагедию маленького человека, рожденную временем крепостного права, узаконенного, позволившего сильным, богатым, удачливым ломать жизнь маленьких людей.
… Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное Судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без Закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого Владельца…
Деревня, 1812 г.
Но вот перед нами другое произведение, которое вошло в “Повести Белкина”. Произведение удивительно легкое, радостное. Новое для вас понятие.
Итак, ребята мы с вами встретили новое для вас понятие-повесть.
— Как мы озаглавим в тетради этот этап нашей работы?
(Жанровые особенности повести.) ПРЕЗЕНТАЦИЯ
II. Самостоятельная работа.
— Попробуйте сами сформулировать эти особенности повести как эпического жанра, основываясь на прочитанном материале.
(учащиеся работают самостоятельно; проверка, если необходимо, дописывают.)
Запись в тетради приобретает следующий вид:
1 В повести происходит много событий в жизни главного героя.
2. В повести много действующих лиц, но главных героев 1-2.
3. В повести одна сюжетная линия, связанная с главным героем.
4. Характер героя не меняется.
5. Повести могут быть лирическими, бытовыми, сатирическими, юмористическими, фантастическими, историческими и т.д.
6. Объем не имеет значения: повести бывают и большими и небольшими.
7. Важен образ повествователя.
III. Инсценирование отрывка повести. (Настя отпрашивается в гости в Тугилово).
А теперь, ребята, давайте пройдёмся по страницам повести «Барышня-крестьянка». Послушаем автора этой повести Ивана Петровича Белкина, познакомимся с некоторыми героями произведения.
ВИКТОРИНА
1. Как Муромский звал свою дочь по-французски? (Бетси)
2. Какое пирожное подавали на именинах у поваровой жены в Тугилово у Берестовых? (Пирожное бланманже синее, красное и полосатое)
3. В какую игру играли на именинах? (В горелки)
4.Что заказала Настя Трофиму пастуху? (Лапти)
5.Каким именем представилась Лиза на первой встрече с Алексеем Берестовым? (Акулина, дочь Василия-кузнеца)
6. Назовите фамилию, имя, отчество главных героев. (Берестов Алексей Иванович, Муромская Елизавета Григорьевна)
7. Мадам англичанка (мисс Жаксон)
8. Какое отношение имеют эти предметы к героям: карандаш и записная книжка? (Акулина училась грамоте)
9. Где была учреждена почтовая контора? (В дупле старого дуба)
10. Что носил Алексей? (Чёрное кольцо с изображением мёртвой головы)
11. Работа в группах. «Помогите героям повести попасть домой».
ТУГИЛОВО: Берестов Иван Петрович, Алексей.
ПРИЛУЧИНО: Муромский Григорий Иванович, Лиза, Настя, Мисс Жаксон, Акулина, Василий-кузнец.
Y . Продолжение введения нового материала.
1. Давайте перечитаем страницы этой повести и подумаем:
Какой художественный образ этой эпохи создал Пушкин в “Барышне-крестьянке”?
Беседа на восприятие произведения.
Где происходят события, изображенные в повести? (отдаленные губернии Берестовых, Муромских). Тугилово и Прилучино.
Какие картины провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.).
Кто из героев вам понравился больше всего и почему?
Что приятно удивляет нас во взаимоотношениях героев? (легкость, доброжелательность).
Какое чувство вызывает у вас финал повести?
Учитель: Мы прошлись по сюжетной линии произведения А.С. Пушкина, теперь давайте определять, повесть ли это.
— Много здесь сюжетных линий или одна? Докажите.
— Попробуйте выделить эпизоды в этой повести.
— Важное значение в литературном произведении имеют люди, их характеры. Давайте посмотрим, как Пушкин создает характеры действующих лиц. Возьмем главных героев. Кто они?
— Какие средства раскрытия характеров вы знаете?
— Есть ли в повести портреты героев, как они их характеризуют?
(Работа с текстом.)
— Какие поступки совершают герои, как они их характеризуют?
— Дают ли другие персонажи оценки героям, какие? Найдите в тексте.
— Как представлена Лиза в повести? (В двух лицах.)
— Что хотел сказать Пушкин таким приемом, как раздвоение героини?
(Любят человека, а не его положение в обществе.)
— Изменяются ли характеры героев?
— Есть ли в повести пейзажи, как они помогают понять героиню?
— Есть ли в повести художественные детали, характеризующие людей?
— А теперь самое главное: кто рассказывает читателю историю Лизы и Алексея? А.С. Пушкин? Присутствует ли он как действующее лицо? Найдите знак присутствия автора-повествователя. Итак, повесть входит в цикл «Повести Ивана Петровича Белкина». А.С. Пушкин не только их написал, но еще и выдумал автора-повествователя Белкина. Но мы с таким явлением в литературе уже встречались. Где? (У Гоголя.)
— А.С. Пушкин, конечно, чувствуется в тех точных и выразительных характеристиках — оценочных словах, которые он придает каждому персонажу.
2. Работа с текстом.
Найдите в тексте описание утра, рощи, где происходит свидание Лизы и Алексея Берестова. Выразительно прочитайте отрывок. (Заря сияла на востоке…)
Какие художественные средства использовал автор в описании.
Учитель рассказывает о русской природе, изображенной на полотнах русских художников Левитана, Поленова, Саврасова, Шишкина.
Какие краски использовал бы художник, рисуя это утро, рощу? (золотые, голубые, розовые)
Что такое пейзаж?
VI. Итоговое слово учителя.
— Почему повесть называется «Барышня — крестьянка»?
Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви, счастья,праздника).
Это было нормой жизни в ту эпоху? (Нет. Норма жизни – трагедия Самсона Вырина).
Значит, идеализировал эпоху? Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Нет, Пушкин не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.
VII. Рефлексия.
— Кто вам больше всех понравился в повести?
— Хотите ли вы познакомиться с другими повестями А. С. Пушкина?
VII I . Домашнее задание (вариативное)
1. Выбрать и записать словесные обороты, которыми автор характеризует Лизу, Алексея, Берестова и Муромского.
2. Иллюстрации понравившихся эпизодов повести.