Жизненный путь Андрея Болконского в романе “Война и мир”: история жизни, путь исканий, основные этапы биографии. Сложный жизненный путь Андрея Болконского Пути искания андрея болконского анализ

Андрея Болконского, его духовные искания, эволюция личности описаны на протяжении всего романа Л. Н. Толстого. Для автора важны изменения в сознании и мироощущении героя, ведь, по его мнению, именно это говорит о нравственном здоровье личности. Поэтому все положительные герои «Войны и мира» проходят путь поиска смысла жизни, диалектики души, со всеми разочарованиями, утратой и обретением счастья. На наличие положительного начала в персонаже Толстой указывает тем, что несмотря на жизненные неурядицы герой не теряет достоинства. Таковы Андрей Болконский и Пьер Безухов. Общее и главное в их исканиях то, что герои приходят к мысли единения с народом. Рассмотрим, к чему привели духовные поиски князя Андрея.

Ориентация на идеи Наполеона

Князь Болконский впервые предстает перед читателем в самом начале эпопеи, в салоне Анны Шерер, фрейлины. Перед нами невысокого роста человек, с несколько сухими чертами лица, весьма красивый внешне. Все в его поведении говорит о полной разочарованности жизнью, как духовной, так и семейной. Женившись на красивой эгоистке, Лизе Мейнен, Болконский вскоре утомляется ею и полностью меняет свое отношение к браку. Даже друга Пьера Безухова он заклинает никогда не жениться.

Князь Болконский жаждет чего-то нового, для него постоянные выходы в свет, семейная жизнь - это замкнутый круг, из которого молодой человек норовит вырваться. Каким образом? Уходом на фронт. В этом уникальность романа «Война и мир»: Андрей Болконский, равно как и другие персонажи, их диалектика души, показаны в рамках определенной исторической обстановки.

В начале эпопеи Толстого Андрей Болконский - ярый бонапартист, восхищающийся военным талантом Наполеона, приверженец его идеи обретения власти через воинский подвиг. Болконский хочет заполучить «свой Тулон».

Служба и Аустерлиц

С приходом в армию начитается новая веха исканий молодого князя. Жизненный путь Андрея Болконского сделал решительный разворот в направлении смелых, мужественных поступков. Князь показывает исключительный талант в офицерстве, он проявляет смелость, доблесть и мужество.

Даже мельчайшими деталями Толстой подчеркивает, что Болконский сделал правильный выбор: лицо его стало другим, перестало выражать усталость от всего, исчезли напускные жесты и манеры. У молодого человека не было времени думать над тем, как себя правильно повести, он стал настоящим.

О том, какой Андрей Болконский талантливый адъютант, делает отметку сам Кутузов: великий полководец пишет отцу молодого человека письмо, где отмечает, что князь делает исключительные успехи. Все победы и поражения Андрей воспринимает близко к сердцу: искренне радуется и с болью в душе переживает. Он видит в Бонапарте врага, но в то же время продолжает восхищаться гением полководца. Он все еще мечтает о «своем Тулоне». Андрей Болконский в романе «Война и мир» - выразитель авторского отношения к выдающимся личностям, именно из его уст читатель узнает о важнейших сражениях.

Центром этого этапа жизненного пути князя является Проявивший высокий героизм, тяжело раненный, лежит он на поле битвы и видит бездонное небо. Тогда к Андрею приходит осознание того, что он должен пересмотреть жизненные приоритеты, обратиться к жене, которую презирал и унижал своим поведением. Да и некогда кумир, Наполеон, видится ему ничтожным человечишкой. Бонапарт по достоинству оценил подвиг молодого офицера, только вот Болконскому было все равно. Он мечтает только о тихом счастье и безупречной семейной жизни. Андрей решает окончить воинскую карьеру и вернуться домой, к жене, в

Решение жить для себя и близких

Судьба готовит Болконскому еще один тяжелый удар. В родах умирает жена, Лиза. Она оставляет Андрею сына. Князь не успел попросить прощения, ведь приехал слишком поздно, он мучим чувством вины. Жизненный путь Андрея Болконского далее - это забота о своих близких.

Воспитание сына, строительство имения, помощь отцу в формировании рядов ополчения - вот на данном этапе его жизненные приоритеты. Андрей Болконский живет в уединении, что позволяет ему сосредоточиться на своем духовном мире и поиске смысла жизни.

Проявляются прогрессивные взгляды молодого князя: он улучшает жизнь своих крепостных (заменяет барщину оброком), тремстам человекам дает статус Все же пока еще он далек от принятия чувства единения с простым народом: то и дело проскальзывают в его речи мысли о пренебрежении к крестьянству и простым солдатам.

Судьбоносная беседа с Пьером

Жизненный путь Андрея Болконского переходит в другую плоскость во время визита Пьера Безухова. Читатель сразу отмечает родство душ молодых людей. Пьер, находящийся в состоянии душевного подъема из-за проведенных в своих имениях реформ, заражает энтузиазмом и Андрея.

Молодые люди долго обсуждают принципы и смысл изменений в жизни крестьянства. С чем-то Андрей не согласен, наиболее либеральные взгляды Пьера на крепостных он не принимает вообще. Однако практика показала, что, в отличие от Безухова, Болконский сумел реально облегчить жизнь своих крестьян. Все благодаря его деятельной натуре и практичному взгляду на крепостной строй.

Все же встреча с Пьером помогла князю Андрею хорошо вникнуть в свой внутренний мир, начать движение к преобразованиям души.

Возрождение к новой жизни

Глоток свежего воздуха, изменение взглядов на жизнь произвела встреча с Наташей Ростовой - главной героиней романа «Война и мир». Андрей Болконский по делам обретения земель посещает имение Ростовых в Отрадном. Там он подмечает спокойную, уютную атмосферу в семействе. Наташа такая чистая, непосредственная, настоящая... Она повстречалась ему звездной ночью во время первого в своей жизни бала и тут же завладела сердцем молодого князя.

Андрей как бы рождается заново: понимает то, о чем ему говорил когда-то Пьер: нужно жить не только для себя и своей семьи, необходимо быть полезным всему обществу. Именно поэтому Болконский едет в Петербург, чтобы внести свои предложения в военный устав.

Осознание бессмысленности "государственной деятельности"

К сожалению, встретиться с государем у Андрея не получилось, он был направлен к Аракчееву, человеку беспринципному и глупому. Конечно, он не принял идеи молодого князя. Однако произошла еще одна встреча, повлиявшая на мировоззрение Болконского. Речь идет о Сперанском. Он увидел в юноше хороший потенциал для государственной службы. В итоге Болконского назначают на должность, связанную с составлением Кроме того, Андрей возглавляет комиссию по составлению законов военного времени.

Но вскоре к Болконскому приходит разочарование службой: формальный подход к работе не удовлетворяет Андрея. Он чувствует, что здесь выполняет никому не нужную работу, реальной помощи он никому не окажет. Все чаще Болконский вспоминает жизнь в деревне, где он был действительно полезным.

Изначально восхитившись Сперанским, Андрей теперь увидел притворство и неестественность. Все чаще Болконского посещают мысли о праздности петербургской жизни и отсутствии всякого смысла в своей службе стране.

Разрыв с Наташей

Наташа Ростова и Андрей Болконский были весьма красивой парой, однако им не суждено было пожениться. Девушка дала ему желание жить, творить что-то на благо страны, мечтать о счастливом будущем. Она стала музой Андрея. Наташа выгодно отличалась от других девушек петербургского общества: она была чиста, искренна, ее поступки шли от сердца, они были лишены всякого расчета. Девушка искренне любила Болконского, а не просто видела в нем выгодную партию.

Болконский совершает роковую ошибку, отложив свадьбу с Наташей на целый год: это спровоцировало ее увлеченность Анатолем Курагиным. Молодой князь не смог простить девушку. Наташа Ростова и Андрей Болконский разрывают помолвку. Виной всему - чрезмерная гордость князя, нежелание услышать и понять Наташу. Он опять такой же эгоцентричный, каким читатель наблюдал Андрея в начале романа.

Окончательный перелом в сознании - Бородино

Именно с таким тяжелым сердцем вступает Болконский в 1812 год, переломный для Отечества. Изначально он жаждет мести: мечтает встретить среди военных Анатоля Курагина и отомстить за свой несостоявшийся брак, вызвав его на дуэль. Но постепенно жизненный путь Андрея Болконского в очередной раз меняется: стимулом к этому послужило виденье трагедии народа.

Кутузов доверяет молодому офицеру командование полком. Князь полностью отдается своей службе - теперь это для него дело всей жизни, он настолько сроднился с солдатами, что они называют его «наш князь».

Наконец, наступает день апофеоза Отечественной войны и исканий Андрея Болконского - Бородинское сражение. Примечательно, что свое виденье этого великого исторического события и нелепости войн Л. Толстой вкладывает в уста князя Андрея. Он размышляет о бессмысленности стольких жертв ради победы.

Читатель видит здесь Болконского, прошедшего тяжелый жизненный путь: разочарования, смерти близких, предательство, сближение с простым народом. Он чувствует, что слишком многое теперь понимает и осознает, можно сказать, предвещает свою гибель: «Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа добра и зла».

Действительно, Болконский получает смертельное ранение и среди других солдат попадает на попечение в дом Ростовых.

Князь чувствует приближение смерти, он долго размышляет о Наташе, понимает ее, «видит душу», мечтает встретиться с любимой, попросить прощения. Он признается девушке в любви и умирает.

Образ Андрея Болконского - пример высокой чести, верности долгу Родине и людям.

Андрея Болконского тяготит обыденность, лицемерие и ложь, царящие в светском обществе. Эти низкие, ничего не значащие цели, которые оно преследует.

Идеалом Болконского является Наполеон, Андрей желает подобно ему, спасая других достичь славы и признания. Это его желание и есть тайная причина, по которой он отправляется на войну 1805-1807 гг.

Во время Аустерлицкого сражения князь Андрей решает, что пришел час его славы и бросается сломя голову под пули, хотя толчком к этому послужили не только честолюбивые намеренья, но и стыд за свою армию, которая начала бежать. Болконский был ранен в голову. Когда он очнулся, то начал по-другому осознавать окружающий мир, он, наконец, заметил красоту природы . Он приходит к выводу, что войны, победы, поражения и слава – ничто, пустота, суета сует.

После смерти жены князь Андрей переживает сильное душевное потрясение, он решает для себя, что будет жить для самых близких людей , но его живая натура не хочет мириться с такой скучной и обыденной жизнью, и в конце концов все это приводит к глубокому душевному кризису . Но встреча с другом и искренний разговор помогают отчасти его преодолеть. Пьер Безухов убеждает Болконского в том, что жизнь не кончена, что нужно дальше бороться, не смотря ни на что.

Лунная ночь в Отрадном и разговор с Наташей, а после встреча со старым дубом возвращают Болконского к жизни, он начинает осознавать, что не хочет быть таким «старым дубом». В князе Андрее опять появляется честолюбие, жажда славы и желание жить и бороться, и он отправляется на службу в Петербург. Но, Болконский, участвуя в составлении законов, понимает, что это не то, что нужно народу.

Наташа Ростова сыграла очень важную роль в духовном становлении князя Андрея. Она показала ему чистоту помыслов, которых нужно придерживаться: любовь к народу, желание жить, делать что-то хорошее для окружающих . Андрей Болконский страстно и нежно полюбил Наталью, но не смог простить измену, потому что решил, что чувства Наташи не столь искренни и бескорыстны, как он считал раньше.

Отправляясь на фронт 1812 г. Андрей Болконский не преследует честолюбивых намерений, он едет защищать Родину, защищать свой народ. И уже находясь в армии он не стремиться к высоким чинам, а воюет рядом с простыми людьми: солдатами и офицерами.

Поведение князя Андрея в Бородинском сражении – это подвиг, но подвиг не в том смысле, как мы его обычно понимаем, а подвиг перед самим собою, перед своей честью, показатель длинного пути самосовершенствования.

После смертельного ранения Болконский проникся всепрощающим религиозным духом, сильно изменился , пересмотрел свои взгляды на жизнь в целом. Он подарил прощение Наташе и Курагину, и умер с миром в сердце.

В романе «Война и мир» можно исследовать и воочию увидеть жизненный путь и духовное становление князя Андрея Болконского от светского, равнодушного и тщеславного к мудрому, честному и глубокому духовно человеку .

а) Андрей, стремясь выбраться из надоевшей ему светской и семейной жизни, собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг, понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона. (Из лекций: Горд, мечтает так же, как Раскольников - до Аустерлица, затем - душевный переворот. Человек просвещенных взглядов, посмеивался над Марьей.) Но вскоре в его душе происходит переоценка ценностей. То от чего он так старательно отгораживался – простая и тихая семейная жизнь - теперь представлялась ему желанным, полным счастья и гармонии миром. Дальнейшие события – рождение ребенка, смерть жены – заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных – единственное, что ему остается. Андрей пытался жить простой, спокойной жизнью, заботясь о сыне и занимаясь улучшением жизни своих крепостных:300 человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Но состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорили о том, что все преобразования не могли в полной мере занять его ум и сердце. (Из лекций: Андрей понял, что суть жизни состоит в том, чтобы любить и прощать, а прощать он не умел. Поэтому Андрей погибает.)

б) Образ Пьера представлен в произв.в процессе пост.развития. На протяжении всего романа можно наблюдать ход мыслей этого героя, малейшие колебания его души. Он ищет не просто жизненную позицию, но смысл жизни в целом. В начале романа он безвольной молодой человек, но затем происходит «масонский»период, где сохраняет множество моральных понятий. Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Безухова оно тоже стало решающим моментом. Герой принимает участие в сражении, поражается солдатам, которые идут на верную смерть, еще способны улыбаться, видит, как с хохотом они роют траншеи. Пьер начинает понимать, что человек не может владеть ничем, пока боится смерти. Тот, кто ее не боится, владеет всем. Герой осознает, что в жизни нет ничего страшного, видит, что именно эти люди, простые солдаты, живут истинной жизнью. Важным этапом в его жизни является встреча с Платоном Каратаевым. Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни. В нравственном очищении для Пьера заключается правда. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды, идет своим путем. Окончат. гармонии Пьер достигает в браке с Наташей Ростовой. Таким образом, Пьер познает главную истину: умение сочетать личное с общественным, свои убеждения с убеждениями других людей. Его аналитический ум, сопряженный с ярким эмоциональным восприятием мира, приводят его к обретению истины и смысла жизни.

(Из лекций: Платон Каратаев >>>> переоценка ценностей Пьером, смирение. Платон - выражение народной философской жизни, "Нужно любить жизнь всегда, даже когда страдаешь невинно!" (= Старец Зосима у Достоевского). Сон Пьера про учителя географии и мир >>>> жизнь человека имеет смысл только как часть жизни других людей.)

Пьер

Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя.

Пьер Безухов честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни . Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок : ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на своей дочери Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни . Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы .

В этот критический момент Пьер попадает в руки масона Баздеева. Этот «проповедник» ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно‑мистического общества, которое призывало к нравственному усовершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви . Это помогло ему направлять свои силы на благоустройство крепостных . Он освободил крестьян, учредил больницы, приюты, школы.

Война 1812 г. заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако, охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона : «или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона».

Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ . Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Вид оживленных и потных мужиков‑ополченцев, с громким хохотом и говором работающих на поле, «подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал до сих пор о торжественности и значимости настоящей минуты».

Если более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым , который, по мнению Толстого, является частицей народной массы . От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости , в общении с ним «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».

Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость ».

Примерный текст сочинения по Л. Н. Толстому

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.

К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" - Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами" портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно". Развернутый авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится.

Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным отношением. Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в общем то, благородный поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его героической мечтой.

Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался - простая и тихая семейная жизнь, - теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар - смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни - любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.

Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его.

Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть.

Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Жизненный путь Андрея Болконского

Личные судьбы и характеры героев освещаются в «Войне и мире» в связи с историческими процессами, в сложной системе связей и взаимоотношений в обстановке мирной и военной жизни.

Раскрыть внутренний мир человека, показать его подлинную сущность является для Л. Н. Толстого первостепенной художественной задачей. «Для художника, - говорит Толстой, - не должно быть героев, а должны быть люди».

Андрей Болконский с первых страниц романа выделяется как выдающийся человек своего времени. Толстой характеризует его как человека сильной воли и исключительных способностей умеющего обращаться с разными людьми, обладающего необыкновенной памятью, начитанностью. Его отличала особенная способность работать и учиться.

В начале романа помыслы Андрея Болконского состояли в достижении славы через воинский подвиг. В Шенграбенском сражении Андрей Болконский проявил мужество и храбрость.

«Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не" ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серы-"; ми облаками». И Андрею показались незначительными мечты о славе. Когда перед ним остановился Наполеон и сказал: «Вот прекрасная смерть», Болконскому, напротив хотелось жить. «Да и все казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с. тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить живущим». Андрей переоценивает свои взгляды. Он хочет тихой семейной жизни.

Князь Андрей вернулся из плена в Лысые Горы. Но судьба преподносит ему тяжелый удар: его жена умирает во время родов. Болконский испытывает душевный кризис. Он считает, что жизнь его кончена. Именно в этот период он временно пришел к ложной теории оправдания жестокости устройства жизни и к идее отрицания любви, добра. В споре с Пьером Безуховым он выражает эти мысли. Автор показывает, что под влиянием Пьера «... что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».

Мысль о том, что он может воскреснуть к новой жизни, любви, деятельности, неприятна ему. Поэтому, увидев на краю дороги старый корявый дуб, как будто не желающий расцветать и покрываться новыми листьями, князь Андрей грустно соглашается с ним: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» Ему тридцать один год, и все еще впереди, но он искренне убежден, что должен доживать свою жизнь, ничего не желая.

Когда он приехал по делам в имение Ростовых в Отрадное и увидел Наташу, его только встревожила ее неистребимая жажда жизни. «Чему она так рада?.. И чем она счастлива?-думал князь Андрей. Но после этой встречи князь Андрей иными глазами смотрит вокруг себя. - и старый дуб теперь подсказывает ему совсем другое». «Да где он?- подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная,... любовался тем дубом, которого он искал... Ни корявых пальцев, ни боля-. чек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно».

Теперь, воскреснув духовно, он ждет новой любви. И она приходит. В его судьбу входит Наташа. Они встретились на балу, первом в ее жизни. «Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке». Слушая пение Наташи, «почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой...». Князь Андрей в это время говорит Пьеру: «Никогда, не испытывал ничего подобного... - Я не жил прежде, теперь только я живу...»

отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться. Князь Андрей оказался слишком рассудочен, - он выбрал эту девушку, с этим радостно-счастливым оживлением, с этой жаждой жизни, понимавшую его, как никто до сих Пор, - и он не понял ее, что ей очень тяжело. Он много думал о своей любви и мало - о том, что чувствует она.

Узнав о ее увлечении Курагиным, он не может ее простить. Отказавшись простить, он опять думает только о себе. Так он остался один, со своим тайным горем и со своей гордостью, а тем временем наступил новый 1812 г., и в небе стоит странная яркая комета, предвещающая беду, - комета 1812 года.

Решающую роль в процессе внутреннего развития Андрея Болконского играет участие в общена- родной борьбе с врагом отечества. Жизненный путь Андрея Болконского тесно связан с жизнью армии, которая научила его понимать и любить простых людей. С самого начала Отечественной войны Болконский был в армии и отказался служить «при особе государя», считая, что только в рядах армии «можно служить с уверенностью, что ты полезен». Как офицер, «он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях. В полку его называли наш князь, им гордились, его любили».

После ранения в Бородинском сражении, при эвакуации Москвы раненый Андрей Болконский попадает в обоз Ростовых. В Мытищах происходит его встреча с Наташей.

Вей судьба Андрея Болконского связана с событиями общенародной жизни. Размышления Андрея " Болконского и его деятельность характеризуют его как истинного патриота и человека высоких моральных качеств, он ненавидит людей лживых, лицемерных, корыстолюбивых и карьеристов. Его жизнь и взгляды полностью включены в систему событий изображаемой исторической эпохи.

ПРОЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА I КУРСЕ «ПУТЬ ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО»

Цель: проследить путь идейных исканий князя Андрея Болконского, составить схему опорных положений.

Задачи:

1. Проанализировать период жизни князя Андрея с момента разрыва с Наташей до его смерти;

2. Отметить роль лирического отступления автора в передаче духовных переживаний лирического героя – отрывок наизусть Ч III, гл. 1, том 2.

II. Построение схемы.

1. Стремясь вырваться из заколдованного круга светской жизни, князь Андрей мечтает о личной славе в воинском подвиге.

2-4 Участие в Шенграбенском сражении (18050, несправедливая оценка подвига батареи капитана Тушина высшим военным начальством, подвиг самого князя Андрея на поле Аустерлица и тяжелое ранение – все это приводит его к разочарованию в своих мечтах о славе.

4-7. Он пытается обрести смысл жизни – в гражданской деятельности (работа в комиссии Сперанского), однако разговор с Аракчеевым и собственные наблюдения убеждают его, что и на этом поприще нет высокой гражданской цели.

Пересказ – анализ. Том 3, ч I, гл. 8.

1. Что приводит князя Андрея на войну 1812 года?

Князь Андрей считает необходимым вызвать Анатоля Курагина на дуэль, не подав к ней нового повода, чтобы не компрометировать Наташу. Едут в армию в надежде встретить там Курагина и, подав повод к дуэли, вызвать его.

2. Каково настроение князя Андрея в армии? В чем проявляется его единение с народом? Том 3, ч 2, гл. 24, 25.

Ч II, гл. 24 Князь Андрей в Князькове. Размышления о жизни. Приезд Пьера.

Ему ясно представляются три главных горя его жизни: его любовь к женщине, смерть отца и французская нашествие, захватившее половину России. Он живо представлял отсутствие себя в этой жизни. Возможность смерти показалась ему чем – то страшным и угрожающим.

Ч II, 25. Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка. Вывод Пьера о скрытой теплоте патриотизма.

Князя Андрея солдаты и офицеры полка называют ласково «наш князь». Андрей уверен, что успех зависит ни от распоряжения штабов, ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа. Он зависит от чувства, которое есть в каждом солдате. Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Поэтому князь Андрей служит не в штабе, а в полку вместе с солдатами и офицерами, т.к. все будет зависеть именно от них. Уверен, что если бы не было великодушия на войне, не было бы и войны, война не любезность, а самое гадкое дело в жизни. Надо понимать это и не играть в войну.

3. В следствие чего происходит примирение князя Андрея с жизнью, людьми и самим собой? Ч II, гл. 36-37.

Ч II, гл. 36. Полк князя Андрея в резерве. Понятие князя Андрея.

В двух шагах от Андрея упало ядро, он понял, что это смерть и новым завистливым взглядом посмотрел вокруг. «Я не хочу умирать, я люблю жизнь». Осколком разорвавшейся гранаты его ранило в живот.

Ч II, гл. 37. Князь Андрей и Анатоль Курагин в палатке для раненных. Примирение князя Андрея с людьми.

Князь Андрей встречает раненого, которому только что отрезали ногу. В нем он узнает Анатоля. Он вспомнил все, что было между ним и Курагиным, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой его учила княжна Марья – теперь были доступны его пониманию.

11-12. Только на Бородинском поле он, наконец, понимает, что смысл бытия – в единении с народом, в борьбе за свободу и счастье Родины.

Смертельное ранение приводит его к идее смирения и всепрощения.

12 – 15. Есть основания полагать, что если б автор оставил своего героя живым, то он был бы одним из тех, кто в 1825 году вышел бы на Сенатскую площадь в Петербурге.

Опорные положения темы:

«Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского».


III. Чтение отрывка наизусть

(том 2, ч III, гл. 1.) Том 1, ч 3, гл. 1-2; Том 2, ч 2, гл. 1-5, 10; ч 3, гл. 7-11; ч 5, гл. 1; ч 4, гл. 12-12, 15-20.

IV. Домашнее задание.

Том 3, ч 3, гл. 8 -11, 27-29, 34; Том 4, ч 1, гл. 9-13, ч. 2, гл. 11-14, ч 3, гл. 12-15

Образ Пьера Безухова.

Том 1, ч III, гл. 1-2 (женитьбы на Элен)

Том 2, ч II, гл. 1-5 (встреча с Баздеевым масонство)

гл. 10 (поездка по имениям)

ч III, гл. 7 – 11 (во главе масонства, сомнения, дневник)

ч IV, гл. 1

Том 3, ч I, гл. 19 (предназначение из Апокалипсиса)

ч III, гл. 8 – 11 (по дороге в Можайск)

гл. 27-29 (в оставленной Москве)

гл. 34 (спасение ребенка на пожаре, пленение)

Том 4, ч I, гл. 9-13 (плен, встреча с Платоном Каратаевым)

ч II, гл. 11 -14 (плен)

ч III, гл. 12-15 (каратаевщина)

ч IV, гл. 12 – 13 (свобода, болезнь, в Орле)

15 – 20 (Пьер – Наташа).