Серп, молот и красное знамя: так ли просты эти символы? Человек, который придумал Серп и Молот Что означает символ серп и молот

Личность его мало того, что малоизвестна, она еще и загадочна. Но в этой таинственности стоит попытаться найти ответ на глубинные истоки и смыслы самого символа, созданного художником в 33-летнем возрасте.

Родился в зажиточной и очень религиозной семье, сдававшей в наем дачные дома в подмосковном Пушкино. Детская страсть к рисованию привела Евгения Ивановича в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он учился в 1904 - 1912 годах. Камзолкин — член Общества Леонардо да Винчи (1906) и Московского Салона (1910). В училище ему пророчили большое будущее В. Серов, А. Архипов, К. Коровин, П. Корин. Но Евгений Иванович всю жизнь жил уединенно и загадочно. Во время учебы он не просто увлекается искусством Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии, но считался широко эрудированным и подлинным знатоком вопроса, что признавал его друг, такой авторитет, как Николай Альбертович Кун (1877 - 1940), автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» (1922). Художник много и плодотворно работал над так называемым египетским циклом своих живописных полотен. Известны картины того периода — «В битву», «Пир у царя Ассирийского», «Во имя Рамзеса», «Египтянка». Египет и Месопотамия в 1910 - 1920 годах оставались главной темой его творчества. Эти работы имели успех у публики и высоко ценились художественными критиками.

С 1918 по 1922 годы Е.И.Камзолкин - главный художник театра Замоскворецкого Совета рабочих и красноармейских депутатов. Здесь, в пустом зале, накануне 1 мая 1918 года он рисует символ мирного труда - перекрещивающиеся Серп и Молот. Большой русский художник Сергей Васильевич Герасимов засвидетельствовал миг рождения этого великого русского символа, :
«Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:
— А что если попробовать такую символику? — При этом он стал ходить по холсту. — Вот так изобразить серп — это будет крестьянство, а внутри молот — это будет рабочий класс.

Символ смычки рабочих и крестьян был в тот же день послан из Замоскворечья в Моссовет — и все другие эскизы были сразу же отвергнуты: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом...

Вот такими и перенесли серп и молот на государственный герб РСФСР художники А. Н. Лео и Н. А. Андреев, а затем и на государственный герб СССР — художник И. И. Дубасов.

К сожалению, имя автора символа вскоре забылось. Лишь к 30-летию Великого Октября в 1947 году любознательные журналисты разыскали его в подмосковном городе Пушкино в скромном бревенчатом домике с березами под окном. "Конечно, эту эмблему я рассматривал только как связанную с украшением первомайского праздника, — объяснял Евгений Иванович. — У меня и в мыслях не было, что впоследствии эмблема войдет в наш государственный герб как символ народной власти..."»

Евгений Камзолкин активно участвовал в художественной жизни страны. Исполнил панно "Мартеновский цех (масло, 1923) для 1-й Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве. В последующие годы писал тематические картины и пейзажи. В 1935-36 принимал участие в работе над проектом оформления ж.-д. вокзала Новосибирск- Главный. В 1921 году состоял на службе в отделе народного образования Моссовета в должности инструктора по рисованию детской колонии «Лесной городок». В 40--х годах Евгений Иванович отдал свою мастерскую под детскую музыкальную школу №1 и шефствовал над ней до конца жизни. Автор брошюры "Рабочий и крестьянский театр" (1919). Персональные выставки его произведений состоялись в 1938 и 1950 (Москва), 1965 (Пушкино). В 1983 в Пушкино была открыта мемориальная комната Е.И.Камзолкина.

Этот символ украшал советский красный флаг. Кроме того, серп с молотом был главной эмблемой Союза СССР и одним из символов коммунистического движения. Данный материал посвящается 100-летию Октябрьской революции.

…Точи для новой жатвы серп,
Храни для новой битвы молот!
В.Брюсов «Серп и молот», 1921

Итак, начнем с молота

В самом широком смысле он выступает символом ремесла и производительной деятельности. Этим орудием «вооружены» такие божества-громовержцы, как индийский Вишну и германо-скандинавский Тор. Молот часто символизировал удар грома и сверкание молнии. В мифологии многих народов молот был неотъемлемым орудием кузнеца, выступающего в качестве творца-демиурга; и тем самым наделялся магической способностью созидания.

Один из главных скульптурных символов Советского Союза, монумент Рабочему и Колхознице – также перекликается с античными памятниками

Метафорически молот олицетворяет творческую силу и вдохновение, которые живут в душе каждого человека. Эта сила помогает человеку преодолевать лень, пассивность, инерцию и пробуждает энергию и активность для реализации лучших качеств. Здесь стоит вспомнить, что бог-покровитель всех творцов Гефест всегда изображался с молотом в руках.

Преобразуя пространство, молот символизирует победу над ним. Молот выступает главной преобразующей силой, главным инструментом для создания нового из того, что было раньше.

Серп – символ очень древний и не всегда однозначный

Это символ как плодородия и изобилия, так и смертельной «жатвы». Серп выступает атрибутом многих древних богов Луны и плодородия: вавилонского Мардука, греческого Кроноса, римского Сильвана, галльского Эзуса и других.

Для земледельческих народов орудие жатвы имело сакральный смысл. Так, например, в Древнем Египте праздник сбора урожая открывал сам фараон, срезая первый сноп золотым серпом для жертвенного подношения колосков нового урожая богу плодородия Мину.

Похожий ритуал существовал и у древних славян (отсюда и название месяца жатвы – «серпень»). Однако в славянском язычестве серп был одним из символов богини зимы и смерти – Мары. Мара «жнет колосья, собирая урожай», метафорически определяя для людей меру жизни и смерти.

Серп – неотъемлемый атрибут бога времени Сатурна (в греческой мифологии ему соответствует Кронос, а в славянской – Числобог). Олицетворяя орудие времени, серп разрушает прошлое для рождения будущего.

«Можно ли однозначно назвать серп орудием смерти? – задается вопросом исследователь Олег Хан. – Очевидно, что сбор урожая в каком-то смысле – смерть для колосьев, то есть смерть для чего-то материального, но продолжение жизни в новом качестве. Ведь в итоге колосья превращаются в хлеб, дающий жизнь, а оставшиеся семена идут на следующий посев».


Под серпасто-молоткастым флагом советские люди не только успешно созидали, но и отважно воевали

Если молот символизирует власть над Пространством, а серп – власть над Временем, то эти два орудия, изображенные вместе, олицетворяют победу человека над временем и пространством .

Интересно, что в античном пантеоне дочерью Кроноса, бога Времени и Реи, богини Пространства была Гестия (в римском соответствии – Веста), богиня Огня. Этот вечно горящий огонь, как и пролитую в боях кровь, символизировало алое знамя СССР.

Один из главных символов СССР – «Серп и молот» – известен каждому, в том числе – далеко за пределами так называемого «постсоветского пространства». И в этом нет ничего удивительного, ведь на протяжении многих десятилетий этой знак половине мира внушал страх и уважение, а другой половине – страх и неприкрытую ненависть.

«Серп и молот» – символ достаточно простой в конструктивном и семантическом плане. Серп олицетворяет крестьянско-фермерское хозяйство, а молот – заводских рабочих. Фактически речь идет о двух базисах экономики СССР – сельском хозяйстве и тяжелой промышленность. Как минимум, именно так эта эмблема разъясняется нам со страниц школьных учебников истории. Но все ли так очевидно?

Стоит обратить внимание на то, что молот – одна из древнейших геральдических эмблем, известных в Европе (в частности – Восточной) со Средневековья. Молот – символ ремесла, в определенном смысле – знак, воплощающий созидательный, творческий акт. Кроме того, молот также входит в базовую символику вольных каменщиков (масонов). При этом на гербе СССР символ серп и молот имеют строго определенную позиционную закономерность – серп всегда наложен на молот. Это значит, что молот является основой, предтечей, тогда как серп – вторичен. Но называются эти предметы в обратном порядке – в той последовательности, в которой они предстают перед созерцающим их человеком, сначала серп, потом молот.


В свою очередь серп европейскому символизму известен со времен Древнего Рима, где он был персональной эмблемой бога Сатурна (у греков – Кроноса), который отличался жестоким и мстительным нравом. Сатурн являлся богом времени и земледелия, он олицетворял неумолимость и непрерывность жизненных процессов. Серп в его руках выступал символом жатвы, и в определенном смысле– жертвы. Тут же стоит вспомнить, что не зря первые традиционные изображения смерти в облике скелета в хламиде снабжались вовсе не косой, а именно серпом. В традиционной европейской эзотерике до сих пор сохранилось понятие «серп юпитера», которое указывает на определенную и крайне негативную позицию этой планеты в отношении Земли. Но вместе с тем – это сакральный, почитаемый символ, ведь, к примеру, кельтские друиды собирали священную омелу специально подготовленным золотым серпом.


На гербе СССР символ «Серп и молот» «накрывает» собой планету. Вроде бы речь тут идет о пресловутом «мировом коммунизме», но вверху – красная пентаграмма, а внизу – восходящее солнце, у которого 33 луча. И вновь невольно вспоминаются традиции вольных каменщиков, где 33 – одно из сакральнейших чисел, собственно – максимальный градус посвящения в масонстве – как раз тридцать третий. Именно эти, на первый взгляд – едва заметные совпадения, навели многих исследователей (среди которых можно отметить, в частности, А. Егазарова) на мысли о том, что у символа СССР «Серп и молот» был еще один семантический пласт, вероятно – гораздо более глубокий, чем тот, который выдавался за «официальную версию»…

Название нескольких населённых пунктов: Серп И Молот посёлок в Прокопьевском районе Кемеровской области. Серп И Молот деревня в Венгеровском районе Новосибирской области … Википедия

Косить и забивать, болт и мохнатка Словарь русских синонимов. серп и молот сущ., кол во синонимов: 1 косить и забивать (1) Словарь сино … Словарь синонимов

I Серп и молот в СССР, эмблема Советского государства, символизирующая мирный труд советских людей, братский нерушимый союз рабочих и крестьян, подчёркивающая, что вся власть в стране Советов принадлежит трудящимся. В связи с… … Большая советская энциклопедия

"Серп и молот" - СЕРП И МÓЛОТ московский металлургич. з д, осн. в 1883. В предвоен. годы освоен выпуск нержавеющих и жаропрочных марок сталей (особенно высококачественных), листового проката для брони, автомоб. обода и другие. В 1940 произведено стали 290 тыс. т … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Филат. назв. рис. водяного знака бумаги, использ. при печати почт, марки СССР 1950 № 1525. Единственный случай использ. такой бумаги для сов. почт, марок … Большой филателистический словарь

- … Википедия

Серп и молот - шутл. главный символ студенчества, студенческой жизни (т. к. главный «принцип» студентов «косить и забивать»). См. косить, забивать … Словарь русского арго

Серп и Молот - 403935, Волгоградской, Новониколаевского …

Серп и Молот (2) - 440525, Пензенской, Пензенского … Населённые пункты и индексы России

серп и молот - Государственная эмблема СССР, символизирующая власть трудящихся, союз рабочего класса и крестьянства, мирный труд … Словарь многих выражений

Книги

  • Серп и молот против самурайского меча , К. Е. Черевко. Книга известного япониста К. Е. Черевко - первое комплексное исследование военно-политической истории взаимоотношений СССР и Японии с середины 1920-х до середины 1940-хгг. Многие выводы и…

Символы - самый международный и вневременной язык. Мы видим их каждый день и примерно знаем, что они обозначают. Однако символы в ходе своей тысячелетней истории могли менять значение на противоположное.

Инь-ян

Время появления : По словам известного российского востоковеда, доктора исторических наук Алексея Маслова символизм инь-ян возможно был заимствован даосами от буддистов в I-III веках: «их привлекала буддийская рисованная символика - и в даосизме появилась своя «мандала»: знаменитые черно-белые «рыбки» инь и ян».

Где использовался : Концепция Инь-ян явлется ключевой для даосизма и конфуцианства, учение о инь-ян - одна из основ традиционной китайской медицины.

Значения : В «Книге перемен» ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и так далее.

Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» - «южный, солнечный склон горы». Позднее «инь» воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а «ян» - как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

Являясь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепция инь-ян раскрывает два положения, объясняющих природу Дао. Во-первых, всё постоянно меняется. Во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, таким образом, является баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой «окончательной победы», ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового

Маген Давид

Время появления : Достоверно известно, что гексаграмма широко использовалась ещё в Бронзовом веке (конец IV-начало III тыс. до н.э.) на обширой территории: от Индии до Ближнего Востока.

Где использовался : В Древней Индии гексаграмма называлась Анахатой или Анахатой-чакрой. Шестконечная звезда была известна на древнем Ближнем и Среднем Востоке. В исламской традиции, в Мекке главную мусульманскую святыню – Каабу – традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды.
Связывать шестконечную звезду с еврейством стали только в Средневековье, причем в средневековых арабских книгах гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах, и впервые изображения гексаграммы появляются в еврейских священных книгах именно в мусульманских странах, лишь в XIII веке добравшись до Германии. Шестконечная звезда встречается на флагах мусульманских государств Карамана и Кандара.

Существует предположение, согласно которому гексаграмма была фамильным символом рода Давида аль-Рои, жившего в Иране, одного из претендентов на роль Машиаха. Этим иногда пытаются объяснить происхождение принятого названия гексаграммы: маген Давид, или «щит Давида».

Семейство Ротшильдов, получив дворянский титул, включило маген Давид в свой фамильный герб. Генрих Гейне ставил гексаграмму вместо подписи под своими газетными статьями. Впоследствии она была принята в качестве символа сионистского движения.

Значения : В Индии гексаграмма Анахата символизировала чердечную чакру, перечение мужского (Шива) и женского (Шакти) начал. На Среднем и Ближнем Востоке гексаграмма была символом богини Астарты. Шестиконечная звезда включена в символику Каббалы: два наложенные друг на друга треугольника рассматриваются в качестве наглядного символа сфирот.

В двадцатые годы ХХ века Франц Розенцвейг трактовал маген Давид как символическое выражение своих философских идей о смысле иудаизма и отношениях между Б-гом, человеком и мирозданием.

Связь шестиконечной звезды с евреями окончательно утвердилась вследствие нацистской политики в Германии. Желтый маген Давид стал символом холокоста.

Кадуцей

Время появления : Достоверно время появления кадуцея неизвестно. Очевидно, что это очень древний символ. Он встречается и на памятниках Древней Индии и Древнего Египта, Финикии и Шумера, Древней Греции, Ирана, Рима и даже Мезоамерики.

Где использовался : Кадуцей - и сегодня один из самых распространенных в геральдике символов. В форме кадуцея был жезл глашатаев у греков и римлян (жезл Гермеса). Когда их посылали в неприятельский лагерь, кадуцей был ручательством их неприкосновенности.

В оккультизме кадуцей считается символом ключа, отворяющего предел между тьмой и светом, добром и злом, жизнью и смертью.

С XIX века изображение кадуцея часто используется в ряде стран (например, в США) как символ медицины, что является результатом распространённой ошибки по причине его сходства с посохом Асклепия.

Изображение кадуцея как атрибута бога торговли, традиционно используется в символике Торгово-промышленных палат ряда стран мира, в том числе и России.
До революции и в несколько периодов после неё перекрещённые кадуцеи использовались как таможенная эмблема.

Сегодня кадуцей, перекрещенный с факелом, входит в эмблему Федеральной таможенной службы и является одним из геральдических символов арбитражных судов, Федеральной налоговой службы РФ и Государственной налоговой службы Украины. С сентября 2007 года кадуцей используется в эмблеме российского Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В геральдике кадуцей использовался в исторических гербах следующих городов Российской империи: Балты, Верхнеудинска, Енисейска, Ирбита, Нежина, Таганрога, Тельшева, Тифлиса, Улан-Удэ, Феодосии, Харькова, Бердичева, Тального.

Значение : Стержень кадуцея символически связан с древом жизни, осью мира, а змеи - с циклическим возрождением Природы, с восстановлением универсального Порядка, когда он нарушается.

Змеи на кадуцее указывают на скрытую динамику в том, что внешне стабильно, символизируют два разнонаправленных потока (вверх и вниз), на связь неба и земли, Бога и человека (крылья на кадуцее также указывают на соединение неба и земли, духовного и материального) - все, что рождается на земле, приходит с неба и, после того как пройдет путь испытаний и страданий, обретет жизненный опыт, должно подняться к небу.

О Меркурии говорится, что он своим посохом - который с тех пор считается символом мира, согласия, - разделил двух дерущихся змей. Дерущиеся змеи - это беспорядок, хаос, их необходимо разделить, то есть различить, увидеть противоположности и объединить, преодолеть их. Тогда, объединившись, они уравновесят Ось мира, и вокруг нее из Хаоса будет создан Космос, гармония. Истина едина, и, чтобы прийти к ней, нужно следовать по прямой дороге, которую символизирует ось кадуцея.

Кадуцей в ведической традиции также трактуется как символ Змеиного Огня, или Кундалини. Обвиваясь вокруг центральной оси, змеи соединяются в семи точках, их связывают с чакрами. Кундалини, Змеиный Огонь, спит в базисной чакре, а когда в результате эволюции просыпается, восходит по позвоночнику по трем путям: центральному, Шушумне, и двум боковым, которые образуют две пересекающиеся спирали, - Пингале (это правая, мужская и активная, спираль) и Иде (левая, женская и пассивная).

Хризма

Время появления : Достоверно неизвестно, но исследователи предполагают, что ещё во время жизни апостолов, то есть в I веке. В христанских гробницах этот символ встречается с III века н.э.

Где использовался : Самое известное использование символа - на лабаруме, государственном знамени императорского Рима. Впервые символ был введён императором Константином Великим после того, как накануне битвы у Мульвийского моста (312 год) он увидел на небе знамение креста.

Лабарум Константина имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» (слав. «Сим побеждай», букв. «Этим побеждай»). Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. 320 года).

Значения : Хризма - монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) - Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы часто помещают греческие буквы α и ω. Они восходят к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».

Ряд позднейших исследователей разглядел в буквах Р и Х, заключенных в круг, древний языческий символ Солнца. По этой причине протестанты, как правило, не признают лабарум в качестве исконного христианского символа.

Время появления : Сам символ появился в период формирования слогового алфавита письма Девана́гари («божественное городское письмо»), то есть в VIII-XII веках.

Где использовался : «Ом» в качестве символа, обозначающего священный звук «Ом» используется в индуизме, джайнизме, буддизме, шиваизме, вишнуизме, йогических практиках. В настоящее время «Ом» уже стал частью попкультуры, его наносят в качестве принта на одежду, делают татуировки. «Ом» изображен на альбомах Джорджа Харрисона, мантра «Ом» звучит в припеве композиции группы The Beatles «Across the Universe» и в саундтреке к фильму «Матрица» в композиции Juno Reactor «Navras»

Значения : В индуистской и ведийской традиции «Ом» - сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы». Часто интерпретируется как символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы.
В индуизме «Ом» символизирует три священных текста Вед: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, сам по себе является священной изначально мантрой, символизирующей Брахман. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение - категории космогонии Вед и индуизма.

В буддизме три звука слова «Ом» могут олицетворять Тело, Речь и Ум Будды, Три тела Будды (Дхармакаю, Самбхогакаю, Нирманакаю) и три драгоценности (Будду, Дхарму, Сангху). Однако буддолог Евгений Торчинов отмечал, что слог «Ом» и подобные слоги («хум», «ах», «хри», «э-ма-хо») «не имеют никакого словарного смысла» и указывал, что эти слоги в отличие от других слогов мантр представляют собой в махаянской традиции «священную непереводимость».

Ихтис

Время и место происхождения : Изображения акронима ΙΧΘΥΣ (с греч.Иисус Христос Божий Сын Спаситель) или символизирующей его рыбы впервые появляются в римских катакомбах во II веке. О широком употреблении данного символа свидетельствует упоминание о нём у Тертуллиана в начале III века: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».

Где использовался : Акроним Ихтис стали использовать первые христиане, поскольку изображения Христа по причине гонений были недопустимы.

Значения : Символика рыбы связывалась в Новом Завете с проповедью апостолов, из которых некоторые были рыбаками. Иисус Христос в Евангелии от Матфея называл своих учеников «ловцами человеков», а Царствие Небесное уподоблял «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода». Ихтис также ассоциировался с Альфой из слов Иисуса Христа: «Я Есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний».

В конце XX века ихтис стал популярным символом среди протестантов в разных странах, а противники креационизма стали пародировать этот знак, наклеивая на свои машины знак рыбы со словом «Дарвин» и маленькими ножками.

Чаша Гигеи

Время и место происхождения : Древняя Греция. III-I тыс. до н.э.

Где использовался : Гигея в греческой мифологии была богиней здоровья, дочерью или женой бога врачевания Асклепия. От её имени произошло слово «гигиена». Часто она изображалась в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши фиалы. Змея была в греческой мифологии также символом богини Афины, которая нередко изображалась в виде Гигеи и наоборот.

Значения : В Древней Греции Гигея олицетворяла принцип справедливой войны за здоровье как свет и гармонию на всех планах. И если Асклепий начинал действовать, когда порядок нарушен, то Гигиея поддерживала порядок-закон, который царит первоначально.

Змея в древних традициях символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и способность гипнотизировать мелких животных и птиц.

Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача. В Средние века соединение изображений змеи и чаши на эмблеме использовалось аптекарями итальянского города Падуя, а уже позже этот частный фармацевтический символ превратился в общепринятый медицинский знак.

Чаша со змеей и в наше время считается символом медицины и аптечного дела. Однако в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевания считалась змея, которая обвивается вокруг посоха. Это изображение было принято в середине ВОЗ при ООН на I Всемирной ассамблее в Женеве в 1948 году. Тогда была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей.

Роза ветров


Дата возникновения : Первое упоминание – в 1300 году н.э., но ученые уверены, что символ старше.
Где использовался : Изначально роза ветров использовалась мореходами Северного полушария.
Значение : Роза ветров – векторный символ, придуманный в средние века для помощи мореходам. Роза ветров или компасная роза также символизирует четыре стороны света вместе с промежуточными направлениями. Тем самым она разделяет символическое значение круга, центра, креста и лучей солнечного колеса. В XVIII – XX веках моряки набивали татуировки, изображающие розу ветров, как оберег. Они считали, что такой талисман поможет им вернуться домой. В наше время розу ветров воспринимают как символ путеводной звезды.

Колесо с 8 спицами


Дата возникновения : около 2000 года до н.э.
Где использовался : Египет, Ближний Восток, Азия.
Значение : Колесо – символ солнца, символ космической энергии. Почти во всех языческих культах колесо являлось атрибутом солнечных богов, оно символизировало жизненный цикл, постоянное перерождение и обновление.
В современном индуизме колесо означает бесконечное совершенное завершение. В буддизме колесо символизирует восьмеричный путь спасения, космос, колесо сансары, симметрию и совершенство дхармы, динамику мирных перемен, время и судьбу.
Существует также понятие «колесо фортуны», которое означает череду взлетов и падений, непредсказуемость судьбы. В Герма­нии в Средние века колесо с 8 спицами связывалось с Ахтвен, магическим рунным заклинанием. Во времена Данте Ко­лесо Фортуны изображалось с 8 спицами противополож­ных сторон человеческой жизни, периодически повто­ряющихся: бедность-богатство, война-мир, безвестность-слава, терпение-страсть. Колесо Фортуны входит в Старший Аркан Таро, часто вместе с возносящейся и па­дающей фигурами, как колесо, описанное Боэцием. Карта Таро Колесо Фортуны продолжает изображать эти фигуры.

Уроборос


Дата возникновения : первые изображения уробороса датируются 4200 годом до н.э., но историки считают, что сам символ возник гораздо раньше.
Где использовался : Древний Египет, Древняя Греция, Месоамерика, Скандинавия, Индия, Китай.
Значение : Уроборос – змей, пожирающий собственный хвост, символ вечности и бесконечности, а также цикличности жизни, чередования жизни и смерти. Именно так воспринимали уробороса в Древнем Египте и Древней Греции.

В христианстве символ изменил свое значение, так как в Ветхом Завете змей символизировал зло. Таким образом, древние евреи установили между уроборосом и змеем из Библии знак равенства. В гностицизме уроборос олицетворяет одновременно и добро, и зло.

Серп и молот


Дата возникновения : в государственной геральдике - 1918 год.
Где использовался : СССР и различные коммунистические партии мира
Значение : Молот со средних веков являлся ремесленной эмблемой. Во второй половине XIX века молот стал символом европейского пролетариата. В русской геральдике серп означал жатву и урожай, и часто использовался в гербах различных городов. Но с 1918 года эти два знака соединяются в один, приобретая новый смысл. Серп и молот стали символом правящего рабочего класса, союза рабочих и крестьян.

Момент создания символа был так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна «Мать партизана»: «Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал: - А что если попробовать такую символику? - При этом он стал ходить по холсту. - Вот так изобразить серп - это будет крестьянство, а внутри молот - это будет рабочий класс.

Серп и молот в тот же день послали из Замоскворечья в Моссовет, и там отвергли все другие эскизы: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом. Далее этот символ был перенесён на государственный герб Советского Союза, а имя художника было забыто на долгие годы. Вспомнили о нём лишь только в послевоенное время. Евгений Камзолкин жил спокойной жизнью в Пушкино и не претендовал на авторские отчисления за столь котируемый символ.

Лилия


Дата возникновения : в геральдике лилия используется с 496 года н.э.
Где использовался : Европейские страны, особенно – Франция.
Значение : По легенде, королю франков Хлодвигу ангел вручил золотую лилию после того, как тот обратился в христианство. Но лилии стали объектом почитания гораздо раньше. Египтяне считали их символом чистоты и невинности. В Германии верили, что лилия символизирует загробную жизнь и искупление грехов. В Европе, до эпохи Возрождения, лилия была знаком милосердия, правосудия и сострадания. Она считалась королевским цветком. Сегодня лилия – устоявшийся знак в геральдике.
Последние исследования показали, что геральдическая лилия, в ее классическом виде, на самом деле является стилизованным изображением ириса.

Полумесяц

Дата возникновения : приблизительно 3500 год до н.э.
Где использовался : серп полумесяца был атрибутом почти всех лунных божеств. Он был распространен в Египте, Греции, Шумере, Индии, Византии. После завоевания Константинополя мусульманами, полумесяц стал прочно ассоциироваться с исламом.
Значение : Во многих религиях полумесяц символизирует постоянное возрождение и бессмертие. Христиане почитали полумесяц как знак Девы Марии, а в западной Азии верили, что серп луны является знаком космических сил. В индуизме полумесяц считали символом контроля над умом, а в исламе – божественного покровительства, прироста и возрождения. Полумесяц со звездой означал рай.

Двуглавый орел


Дата возникновения : 4000-3000 год до н.э.
Где использовался : Шумер, Хеттское царство, Евразия.
Значение : В Шумере двуглавый орел имел религиозное значение. Он был солярным символом – одним из образов солнца. Приблизительно с XIII века до н. э. двуглавый орел использовался различными странами и княжествами в качестве герба. Двуглавого орла чеканили на монетах Золотой Орды, в Византии он был символом династии Палеологов, правившей с 1261-го до 1453-й год. Двуглавый орел изображался на гербе Священной Римской Империи. По сей день этот символ является центральным изображением гербов многих стран, в том числе – России.

Пентакль


Дата возникновения : первые изображения датируются 3500 годом до н.э.
Где использовался : Начиная с древних шумеров, этот знак использовала почти каждая цивилизация
Значение : Пятиконечная звезда считается знаком защиты. Вавилоняне использовали ее в качестве оберега от воров, евреи ассоциировали пятиконечную звезду с пятью ранами на теле Христа, а магам средневековой Европы пентакль был известен под названием «печать царя Соломона». Звезда до сих пор активно используется как в религии, так и в символике разных стран.

Свастика

Дата возникновения : Первые изображения датируются 8000 годом до н.э.
Где использовался : В Восточной Европе, Западной Сибири, Средней Азии, на Кавказе, в доколумбовой Америке. Исключительно редко встречается у египтян. Среди древних памятников Финикии, Аравии, Сирии, Ассирии, Вавилона, Шумера, Австралии, Океании свастика обнаружена не была.
Значение : Слово «свастика» можно перевести с санскрита как приветствие и пожелание удачи. Значений у свастики, как у символа, великое множество, но самые древние из них – движение, жизнь, Солнце, свет, благополучие.
Из-за того, что свастику использовали в фашистской Германии, этот символ начал стойко ассоциироваться с нацизмом, не смотря на изначальный символ знака.

Всевидящее око


Дата возникновения : 1510-1515 гг. н.э., но в языческих религиях символ, подобный всевидящему оку, появился гораздо раньше.

Где использовался : Европа, Азия, Океания, Древний Египет.
Значение : Всевидящее око - это знак всевидящего и всезнающего бога, который наблюдает за человечеством. В Древнем Египте аналогом Всевидящего ока являлся Уаджет (глаз Гора или око Ра), который символизировал различные аспекты божественного устройства мира. Всевидящее око, вписанное в треугольник, являлось символом масонства. Вольные каменьщики почитали число три как символ троицы, а глаз, расположенный в центре треугольника, символизировал сокрытую истину.

Крест

Дата возникновения : приблизительно 4000 г до н.э.

Где использовался : Египет, Вавилон, Индия, Сирия, Персия, Египт, Северная и Южная Америка. После зарождения христианства, крест распространился на весь мир.

Значение : В Древнем Египте крест считался божественным знаком и символизировал жизнь. В Ассирии крест, заключенный в кольцо, был символом бога Солнца. Жители Южной Америке считали, что крест отгоняет злых духов.

С IV века крест переняли христиане, и его значение несколько изменилось. В современном мире крест ассоциируется со смертью и воскрешением, а также со спасением и вечной жизнью.

Анархия

Сочетание «А в круге» использовалось еще в XVI веке европейскими алхимиками под влиянием каббалистической магии как первые буквы слов: «Альфа и Омега», начало и конец.

В современной традиции впервые было использовано в испанской секции 1-го Интернационала в качестве обозначения крылатой фразы известного анархиста Ж. Прудона « Анархия – мать порядка» по заглавным буквам «l’anarchie» и « l’ordre».

Пацифик

Знаменитый символ был разработан в 1958 году в Британии в разгар движения против ядерной войны как сочетание символов семафорной азбуки «N» и «D» (первые буквы словосочетания «nuclear disarmament» - ядерное разоружение). Позднее стал использоваться как символ всеобщего примирения и единства человечества.

Карточные масти

В классической (и самой современной) французской колоде символами мастей были четыре знака – черви, пики, бубны, трефы, в том виде, в котором они получили массовое употребление.

Древнейшая европейская колода – итальяно-испанская, перешедшая непосредственно от арабов изображала в место бубнов монеты, вместо пики – меч, вместо красного сердца – кубок, а вместо клевера – палицу.

К современному виду знаки мастей пришли путем постепенной эвфемизации. Так, бубны обозначили деньги как металлические погремушки (раньше бубны были ромбической формы), клевер ранее был желудем, форма пики напоминала листья, что и было отражено в немецкой колоде, а кубок претерпел сложную эволюцию от изображения розы до сердца. Каждая масть символизировала феодальные сословия: купечество, крестьянство, рыцарей и духовенство соответственно.

16.Якорь

Время появления : первые века нашей эры.

Где использовался : Всем известен символ якоря как морская эмблема. Тем не менее, в первые века новой эры якорь был тесно связан с христианством. Для ранних христиан, усматривавших в нем скрытую форму креста, якорь олицетворял надежду на спасение у осторожность, безопасность и прочность.

В христианской иконографии якорь как эмблема безопасности, является главным атрибутом св. Николая Мирликийского - покровителя моряков. Иное значение следует приписать якорю полулегендарного папы Климента (88?-97?). Согласно церковному преданию, в период гонений на христиан язычники навесили папе якорь на шею и утопили его в море. Однако морские волны вскоре расступились, обнажив на дне храм Божий. В этом мифическом подводном храме якобы и было обнаружено тело святого поборника веры.
Значения : Существует несколько значений якоря. Якорь является священным предметом, которому приносили жертвы, потому что он нередко был единственным спасением моряков. На монетах Греции, Сириии, Карфагена, Финикии и Рима якорь чаще других изображался как символ надежды.

В искусстве Древнего Рима якорь символизировал радость от возвращения домой после долгого странствия. На могилах I века изображение якоря ассоциировалось с образом церкви как корабля, который несет души по бурному житейскому морю.

Апостол Павел в послании к евреям сравнивал надежду с безопасным и крепким якорем. Греческое слово «ankura» (якорь) ассоциировали с латинским выражением «en kurio», то есть «в Господе.
В изобразительном искусстве Ренессанса якорь также означает атрибут надежды. Особой популярностью в в ренессансной живописи пользовалась аллегорическая эмблема, которая изображает дельфина с якорем. Дельфин символизировал скорость, а якорь - сдержанность. Внизу эмблемы стояла надпись: «поспешай медленно»

Олимпийские кольца

Время появления : Олимпийская эмблема была впервые представлена в 1920 году на восьмых летних Олимпийских играх в Антверпене.
Где используется : Одна из самых узнаваемых символик во всем мире состоит из пяти колец, уникальность эмблемы состоит в простоте исполнения. Кольца расположены в W-образном порядке, цвета расположены в строгом порядке: голубой, черный, красный, желтый и зеленый.
Какие были значения : Есть несколько теорий происхождения и трактования эмблемы Олимпийских игр. Первая и основная версия гласит, что олимпийские кольца символически изображают единение пяти континентов, которое было придумано бароном Пьером де Кубертеном в 1913 году.

До 1951 года существовало убеждение, что каждый цвет соответствует отдельному континенту. Европа обозначалась синим цветом, Африка - черным, Америка красным, Азия желтым, зеленым - Австралия, но в 1951 году решили отойти от такого распределения цветов, чтобы отойти от расовой дискриминации.

Другая версия гласит, что идея пяти разноцветных колец взята у Карла Юнга. В период увлечения китайской философией он соединил круг (символ величия и жизненной энергии) с пятью цветами, отражающими виды энергий (воды, дерева, огня, земли и металла).

В 1912 году психолог ввел новый образ олимпийских соревнований, ведь по его мнению каждый участник олимпийских игр должен был владеть каждым из пяти видов спорта - плаванием(вода - синий цвет), фехтованием (огонь - красный цвет), бегом по пересеченной местности(земля - желтый), конным спортом (дерево - зеленый) и стрельбой (металл - черный)
Эмблема пяти колец скрывает глубокий смысл, который раскрывает сущность спорта. В нем заложена идея популяризации олимпийского движения,равноправия каждой страны-участницы, справедливого отношения к спортсмену, здоровой конкуренции.

Циркуль и Наугольник

Время появления : Генри Уилсон Койл в «Масонской энциклопедии» утверждает, что Циркуль и Наугольник в переплетении появились на печати ложи Абердина в 1762 году.
Где используется : При помощи циркуля и наугольника можно изобразить круг, вписанный в квадрат, и это является отсылкой к седьмой проблеме Евклида, квадратуре круга. Но не стоит считать, что Циркуль и Наугольник обязательно отсылают вас к математической задаче, скорее они символизируют стремление человека к достижению гармонии между духовной и физической природой.
Значения : В этой эмблеме Циркуль изображает небесный свод, а Наугольник - Землю. Небо символически связано с местом, где Великий Строитель Вселенной чертит свой план, а Земля - это место, где человек выполняет свою работу. Циркуль, совмещенный с Наугольником один из самых распространенных символов масонства.

Значения : Название «доллар» имеет не просто значение. В его названии лежит слово... «Йоахимсталер», монета XVII века, которая чеканилась в чешском городе Йоахимстале. Для удобства название валюты сократили до «талер». В Дании из-за особенностей языка название монеты произносили как «далер», а в Великобритании его трансформировали из в более привычный нам «доллар».

Если с названием все понятно, то происхождение значка $ по-прежнему остается загадкой. Наиболее похожей на правду считается следующая версия: испанское сокращение «P"s», когда-то обозначавшего валюту Испании, песо. От буквы P предположительно осталась вертикальная черта, это позволило увеличить скорость записи, а буква S осталась неизменной. Есть и конспирологическая версия, по которой две черты - это Геркулесовы столбы.

Марс и венера

Время появления : Известный знак Марса ♂и Венеры ♀ , заимстованный из астрологии ввел в обиход ботаник Карл Линней в 1751 году для обозначения пола растений. С этих пор эти два символа называют гендерными.
Где используется : Символ Венеры ♀ обозначает женское начало и используется для обозначения женщины, женского пола. Соответственно, символ Марса ♂ олицетворяет мужское начало.
Какие значения : Первые символы Марса и Венеры появились античности. Женский знак Венеры изображают как кружочек с крестиком, направленным вниз. Его называют «Зеркалом Венеры», этот знак символизирует женственность, красоту и любовь. Мужской знак Марса изображают как кружок со стрелкой, направленной вверх и в право. Марс означает силу бога войны, этот символ также называют “щит и копье Марса”Объединенные символы Венеры и Марса означают гетеросексуальность, любовь между представителями разных полов.