Перикл. Афинская Демократия

В V веке до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин - богат он или беден, знатен или незнатен - способен участвовать в управлении государством. Власть в Афинах принадлежала демосу. Знаменитым вождём афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл.

Предыстория

Основы демократии (от греч. demos - «народ» и kratos - «власть», т.е. «власть народа») в Греции в VI в. заложили законы Солона (см. «Зарождение демократии в Афинах »).

Наибольшего расцвета демократия достигла в Афинах в V в. до н.э. Любой мужчина, достигший 20-летнего возраста мог участвовать в управлении государством (при этом не могли участвовать в управлении государством женщины и рабы).

Возвышение Афин началось после победы над персами (см. «Нашествие персов на Элладу »).

Законодательная власть

Народное собрание: могло участвовать все взрослое мужское население (только граждане), собирались 3-4 раза в месяц. Занимались решением государственных вопросов. Путем открытого голосования народное собрание избирало 10 стратегов. Тайным голосованием собрание принимало законы, решение об объявлении войны и т.п.Совет пятисот: в него входили граждане старше 30 лет, избирались путем жеребьевки на год. Члены совета заседали ежедневно и получали жалованье. Решения совета выносились на обсуждение Народного собрания.

Исполнительская власть

Должностные лица (кроме стратегов) избирались жеребьевкой на год. При Перикле была введена оплата труда магистратов, поэтому теперь ту или иную должность мог занять любой гражданин, независимо от имущественного статуса.

Судебная власть

Суд присяжных (гелиэя), в который каждые 5-6 лет избиралось 6 тыс. человек не моложе 30 лет.

События

443 г. до н.э. - Перикл впервые избран первым стратегом. Он занимал эту должность в течение 15 лет. Это была наиболее важная должность в государстве. Первый стратег был военачальником и руководил внешней политикой.

431-404 гг. до н.э. - Пелопоннесская война между Спартой и Афинами, в которую были втянуты большинство греческих полисов. Закончилась поражением Афин.

Участники

Перикл - афинский политический деятель и военачальник. При нем афинская демократия достигла расцвета. Инициировал постройку на общественные деньги зданий и храмов.

Анаксагор - философ, учитель Перикла. Был вынужден покинуть Афины из-за обвинения в безбожии.

Фидий - скульптор, руководил работами по скульптурному оформлению Парфенона на Акрополе.

Граждане - коренные афиняне, оба родителя которых были гражданами, имели право участвовать в управлении государством.

Переселенцы (метеки) - чужеземцы, живущие не в том полисе, в котором родились. Они платили налог за право жить в Афинах, не имели политических прав.

Рабы - жители, не имевшие никаких прав.

Заключение

Окончание Пелопоннесской войны и победа Спарты принесли мир ненадолго. В связи с недовольством по поводу главенства Спарты между греческими полисами вновь начались междоусобные войны, которые привели к ослаблению греческих городов.

Между тем Македонское царство - государство на севере Балканского полуострова - становилось все сильнее.

Афинская демократия при Перикле

Главным органом власти в Афинах было Народное собрание. В Собрании участвовали граждане, только мужчины начиная с двадцатилетнего возраста. Для решения государственных дел они собирались 3-4 раза в месяц на пологом холме в западной части города. Приходили ремесленники и торговцы, гребцы и лодочники Пирея, а также земледельцы, если только сельские работы не были в разгаре. Приходили богатые купцы и землевладельцы.

Народное собрание выбирало поднятием рук десятерых стратегов сроком на год. Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами. Пятнадцать раз, начиная с 443 года до н. э., Собрание выбирало Перикла (рис. 1) первым стратегом.

Тайным голосованием - подачей белых или чёрных камешков - Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Любой гражданин мог выступить в Собрании со своим предложением (например, принять новый закон). Однако голосовали не сразу: предложение должен был обсудить Совет пятисот. Лишь на одном из следующих Собраний гражданам сообщали результаты обсуждения. Причём независимо от того, одобрил Совет пятисот сделанное предложение или нет, его ставили на голосование.

Собрание распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов. Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором (Оратор - человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.) и умел говорить с демосом. «Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?» - спросил Перикл. «Да, да! Слишком много!» - раздались голоса. «Раз так, - продолжал Перикл, - то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: «Воздвигнуто Периклом на его собственные средства». Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек. «Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!» - зашумели граждане и утвердили отчёт Перикла.

За государственную службу платили деньги из казны. В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность - судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка - стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется белый боб, тот и считается избранным. (Бобы - плоды растений, например, фасоли.)

Занятие должностей было почётным. И никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки. Им было не до службы государству: суметь бы заработать себе на жизнь. Однако Перикл стремился к тому, чтобы все граждане участвовали в управлении и в судах. Поэтому по его предложению был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Вся жизнь Перикла была отдана государственным делам. Афиняне шутили, что в городе он знал только те улицы, что вели от его дома в Народное собрание и Совет пятисот. Первый стратег получил прекрасное образование. Знаменитый учёный Анаксагор был его учителем и другом. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна - это не боги, а огромные раскалённые камни. Среди друзей Перикла был творец «Антигоны» Софокл, создатель великолепных статуй Фидий, «отец истории» Геродот, описавший греко-персидские войны. Все эти люди собирались для учёных споров и бесед в доме первого стратега и его жены Аспасии - одной из образованнейших женщин Эллады.

Друзья Перикла помогали ему и в государственных делах. Фидию он поручил руководить возведением храмов и статуй в Акрополе. Софокл участвовал, уже не как поэт, а как воин, в морских походах. Геродот по предложению Перикла отплыл вместе с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию.

Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги из знати. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Боясь за судьбу учёного, Перикл помог Анаксагору покинуть Афины, не дожидаясь суда. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, Фидию пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности старого мастера.

При Перикле афинская демократия достигла своего расцвета. Афины были самым могущественным государством Эллады.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.

Тема урока: «Афинская демократия при Перикле»

Цели:
Познакомить с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии; формировать умения работать с текстом учебника и историческими документами, сравнивать и анализировать первоисточники, обобщать факты и формулировать выводы, аргументированно доказывать свою точку зрения; на примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости.
Планируемые результаты: предметные
: овладевать целостными представлениями об афинской демократии; применять понятийный аппарат исторического знания и премы исторического анализа для раскрытия сущности явлений периода афинской демократии;
метапредметные УУД
: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям срвременной жизни; формировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друна; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
личностные УУД:
обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать опыт демократического устройства в Афинах.
Оборудование:
проектор, мультимедийная презентация, фрагмент из художественного фильма «Республика Шкид» и научно-популярного фильма «Перикл», раздаточный материал для работы в группах, проект по теме «Перикл –человек и политик»
Тип урока
: урок открытия новых знаний.
Ход урока.

Организационный момент.

Мотивационно-целевой этап.

Стадия вызова
Сегодня на уроке вы будете заниматься исследовательской работой- проводить исследование. Для этого вам предстоит выступить в роли ученых- историков-исследователей. Труд ученого сложный, но интересен и увлекателен. Ведь ученые разгадывают тайны, ищут ответы на вопросы, разрешают проблемы. С проблемами ученые сталкиваются на каждом шагу.
Ваша первая проблема.
- Посмотрев отрывок из фильма определить:
- Какое явление общественной жизни вы будете исследовать.
Оно вам уже знакомо, но проведя исследование, вы пополните в этой области свои знания. Посмотреть отрывок из фильма «Республика Шкид». Перед просмотром фильма вступительные слова учителя: «Аббревиатура ШКИД расшифровывается, как школа- коммуна(интернат) имени Достоевского. В фильме рассказывается о событиях 20-х годов, которые происходят в школе для трудновоспитуемых подростков. Директор школы решает превратить школу-интернат в маленькое государство со своим гимном, гербом, своими законами управления. Созданное государство решено назвать «Шкид». Для того, чтобы исходя из фильма определить область вашего исследования, вам необходимо посмотреть фильм глазами ученого, т. Е. человека, который владеет научными понятиями, умеет анализировать и делать выводы.
---Просмотр фильма. - Какое явление общественной жизни, вам предстоит исследовать? Ответ учащихся- демократию. Учитель- Исследовать предстоит демократию. Идея демократии-народоправства пришла из глубины веков.
- В каком государстве
Древнего мира народ, так же, как и мы в настоящее время, избирал должностных лиц и таким образом, активно участвовал в управлении государством? Для того, чтобы ваше исследование было удачным, обратим внимание на понятия, которыми вы будете оперировать
. Слайд (аристократы, демос, метки, граждане,

архонты, ареопаг, тиран, стратег
)-учащиеся объясняют понятия передавая эстафету друг другу. -
Вспомним и узнаем
исторические личности Древней Греции, о которых у нас уже шла речь Слайд
(Аристофан, Софокл, Солон, Фемистокл, Мильтиад, Перикл)

- О ком
не шла речь на уроках? (о Перикле) - Но мы хорошо знакомы с деятельностью всех остальных героев, в частности_ Солона.
- Вспомним,
какой вклад внес Солон в историю Древней Греции.
Задание
выполняет ученик у доски. Составляется схема «Управление Афинским полисом до реформ Солона и после реформ Солона»
- Задание
всему классу- Сгруппируйте попарно исторические личности, выбрав критерий по которому их можно объединить. Каждую пару должно что-то объединять, что- в их деятельности есть общее. Неизвестный нам Перикл, тоже найдет себе пару
.

Слайд (Аристофан-Софокл-пьесы для театра, Фемистокл-Мильтиад-стратеги, Солон-

Перикл)

-Перикл
оказался в паре с Солоном и это не случайно. -
Какой вклад
вес Солон в историю Древней Греции?
Проверка задания у доски(схема).

- Что же объединяет Солона и Перикла? (Демократия)

- задание-
Сформулируйте тему нашего урока-исследования.
Афинская демократия при Перикле. Слайд.

- Что
бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы найти ответы?
Слайд
-план урока.
III.

Работа по теме урока. Стадия осмысления (развития смысла)

Прежде всего познакомимся с главным героем тех далеких лет- Периклом, а сделаем мы это заслушав проект по теме: «Перикл-человек и политик»
Слайд с заданием
классу по проекту: 1) Дата избрания Перикла 1-ым стратегом 2) Аргументы в пользу выдвижения Перикла кандидатом в стратеги. 443 г до н э Перикл избран 1-ым стратегом.
- Что
это за век? На протяжении уже нескольких уроков мы изучаем Афины 5 в до н э. -
Что
мы знаем об Афинах 5 в до н э? (Период возвышения, расцвета могущества Афин) Но это не единственная характеристи5а Афинского полиса, этого периода времени. Существуют 2 противоположные точки зрения на положение в Афинах 5 в до н э
. Слайд

1 т зрения принадлежит современным историкам
: 5 в до н.э.- «золотой век Афинской демократии» - или «век Перикла». Историк А Боннар пишет «афинская демократия представляла наиболее полное осуществление демократии, какое когда-либо знал античный мир» -
Как вы понимаете точку зрения современных историков? (5
в до н э- время, когда афинская демократия достигла наивысшего расцвета, а проявлялось это в том, что все афинские граждане участвовали в управлении государством «Век Перикла» - т. к. лидером демократии был Перикл, именно ему принадлежала заслуга в том, что афинская демократия достигла наивысшего расцвета)
2 т зрения принадлежит современнику Перикла- Фукидиду.
Он так охарактеризовал положение в Афинах 5 в до н э: «По названию демократия, а в действительности господство первого человека
» Слайд

- Как вы
понимаете слова Фукидида? (На словах демократия, а на деле демократии вовсе нет, не народ управляет государством, а первый стратег в лице Перикла, который обладает неограниченной властью)
- Кто же прав?
(Может современные историки ошибаются, т к не были свидетелями тех далеких лет, и прав Фукидид, ведь он современник Перикла. А может Фукидид был врагом Перикла и оклеветал его, дал искаженную оценку положению в Афинах 5 в до н э.)
Задание
-Вам предстоит разрешить проблему, а для этого выступить в роли историков- исследователей. Анализируя источники, вы будете собирать факты о положении в Афинах в 5 в до н э и вносить их в схему-фишбоун
. Слайд

Всем учащимся раздаются листы со схемой.

1-ый документ
изучается в качестве примера вместе со всем классом.
Сайд.
В ваши руки попал важный письменный исторический источник- произведение литературы, трагедия Эсхила «Персы». Эсхил современник Перикла. В основе трагедии лежит не мифологический сюжет, а исторический- разгромное поражение персидского царя Ксеркса в морском сражении при Саламине. Эсхил не только описывает сражение, но
и сравнивает Грецию и Персию. Будучи историками вы многое знаете о персах. В частности -Как управлялась Персидская держава? - Какой была власть Дария 1? Зная данные факты, вы обращаете внимание на такие строки трагедии…
, Слайд 10
«-кто же, над афинянами господин? - не рабы они у смертных, неподвластны никому» - Что для вас, как историков означает данный ответ?
1) нет царей (записываем
данный факт в схему) - Кто же управлял Афинами при Перикле? (Обращаемся к документу учебник стр. 193. Найдите строки в документе, которые содержат ответ на данный вопрос. – все граждане участвовали в управлении) - Где собирались афиняне для решения государственных вопросов?
2) собирается Народное собрание
(записываем в схему данный факт) Ищем ответы на вопросы в п.1 учебника на следующие вопросы: -Как часто собиралось Народное собрание? -Кто принимал участи в нем
? Слайд 10-схема
состава народного собрания К выясненным вопросам з
адание
на проверку усвоенного. - представьте, что к вам, как специалистам обращаются с просьбой, объяснить сюжет картины современного художника «Народное собрание в Афинах»
Слайд 11, учебник стр.
- Кого выгоняет стражник с народного собрания? -Почему вы так решили? - Представьте, что мы оказались в Афинах 5 в до н э и я гражданка Афин, решила посетить Народное собрание. Что бы произошло? - Кто еще, кроме метеков, женщин не имел право посещать Народное собрание? - подведем итог: мы выяснили- в Афинах в 5 в до н э1) не было царей 2) созывалось народное собрание
, но
для того, чтобы разрешить проблему, которая стоит перед вами, только установить факт наличия народного собрания недостаточно
.
- В каком греческом полисе созывалось народное собрание, но демократическим назвать его нельзя? - Что же нам необходимо далее выяснить для решения проблемы? 1) Обладало ли народное собрание верховной властью? Или власть находилась в руках одного человека- Перикла? 2) Какие реформы проводит Перикл? 3) Какими правами, свободами пользовались граждане Афин ил вовсе были их лишены?

Работая в группах.

1-ая группа-
Изучая, документы, ищет ответ на вопрос- Обладало ли Народное собрание верховной властью?
2-ая группа-
Изучая документы, выясняет, какие реформы проводит Перикл и каковы их последствия?
3-тья группа-
Анализируя свидетельства современников выясняет, какими правами, свободами пользовались афинские граждане или их вовсе не имели? В группе каждый учащийся выполняет общее задание, а затем заслушивается отчет. Перед отчетом каждой группы класс
получает задание:

- Какой факт установила группа
о положении в Афинах и
записать его в схему.

1-ая гр.- факт, верховная власть в Афинах принадлежала Народному собранию.

Обобщение учителя после отчета 1-ой гр: Обращаемся к схеме, которая на доске.
До Перикла главной опорой существующего порядка являлся ареопаг. Он состоял из старейших, опытных людей принадлежащих к богатому классу. Ареопг следил за соблюдением порядка, исполнением законов и решений народных собраний.
Слайд.
Перикл лишил всех полномочий ареопаг передал его функции Народному собранию, т.о. верховная власть в Афинах стала принадлежать Народному собранию. Источником власти стал народ
. Записать в схему-Народ-источник власти.

2-ая гр.-факт, принят закон об оплате выборных должностей; равноправие граждан

Обобщение учителя:
По предложению Перикла афиняне приняли закон об оплате выборных должностей. Впервые у бедняков появилась возможность на деле участвовать в управлении государством. Все граждане уравнены в правах. Все независимо от материального положения могли участвовать в управлении государством, что являлось идеалом подлинной демократии. Каждый гражданин в течении жизни занимал то одну, то другую должность
3-тья гр.-факт, право граждан свободно высказывать свое мнение. Право критиковать

должностных лиц. Отчет должностных лиц перед народом.

Обобщение учителя:
Занять должность было почетно, но не только. Это была и еще большая ответственность. Во время годичной службы должностное лицо находилось под прямым контролем народа. Народ мог досрочно отрешить его от должности, т.е.
существовала ответственность власти перед народом- записать в схему данный факт

Возвращаемся к проекту, заслушиваем до конца и отвечаем на вопросы: Слайд с

вопросом

- О ком заботился Перикл- о благе всего народа или личном благополучии?

Итак, вы собрали много фактов о положении в Афинах 5 в до н э. Давайте подведем

итог вашим исследованиям.

- Что мы узнали об Афинах 5 в до н э? -учащиеся называют факты, записанные ими в

схеме.

- Кто же прав, давая оценку положению в Афинах, современные историки или

Современник Перикла Фукидид?

- Что же мы можем сказать о афинской демократии при Перикле? Слайд с заполненной

схемой.

Обобщение учителя: 5 век до н э- «золотой век Афинской демократии».
Ни в одной стране древнего мира в управлении государством не принимало такого большого количества людей, как в Афинах при Перикле.
«Век Перикла» -
т к лидером демократии был Перикл. Такой чести он был удостоен потому, что укрепил демократию, при нем она достигла наивысшего расцвета. Перикл в переводе с греческого «окруженный славой». Действительно в Афинах не было человека, которого слушали так, как его. Но это не было тиранией. Он был первым из десяти выборных стратегов. Каждый год он слагал власть и отчитывался перед народом, как того требовал закон и каждый год народное собрание избирало его заново. Перикл правил не силой, а словом. Прав был Плутарх, который писал:
Слайд

«По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ

сам хотел того же».
Только когда Перикл умер, афиняне поняли какого замечательного руководителя они потеряли. Признали авторитет Перикла и его враги.
Задание-
Мы сейчас послушаем разговор друзей Перикла, который они ведут у постели умирающего Перикла, но разговор внезапно прерывается- Предположите какими были последние слова Перикла, произнесенные им при жизни?
Включить отрывок из фильма «Перикл», заслушав версии учащихся, просмотреть его до

конца со словами Перикла.

Учитель
: Идея народовластия- идея демократии возникла в древности, прошла через века и утвердилась во многих странах мира. Но афинскую демократию не следует переоценивать, назвать ее образцовой-идеальной мы не можем.
Задание группам- Выявить недостатки демократии в Афинах из документов.

10ая гр.- изучает данные статистики

2-ая гр.- работает с документом «Афинский философ Сократ»

3-тья гр.- изучает конкретный исторический факт

Заслушать отчет каждой группы

1-ая гр.-граждане-меньшинство населения Афин

2-ая гр.-на всегда можно было свободно высказывать свое мнение.

3-тья гр.-несовершенная система выборов (должность мог занять недостойный)

Учитель: Несмотря на недостатки афинская демократия сыграла огромную роль в

истории человечества. Принципы демократии, выработанные 25 веков назад

актуальны-важны и сегодня

-Какие? Слайд с принципами демократии.

IV. Закрепление изученного материала

3-тья стадия- Рефлексия

Последняя задача,
которую вы должны решить, являясь учеными-исследователями: -Вам необходимо проверить на наличие исторических ошибок текст песни «Жили греки в пятом веке». -Найдите в тексте факты, которые соответствуют действительности, и факты которые искажают историческую действительность.
Работа в группах
. Каждая группа проверяет свой куплет песни.
Домашнее задание:
п 40., составить схему «Управление Афинами при Перикле», проект Перикл, его друзья и враги»
Оцените работу на уроке (покидая кабинет): - кто пополнил свои знания, лучше стал

понимать историю, клеит белый боб на амфору, прикрепленную на доске. Кто ничего не

узнал-черный боб.

Задание группы № 1

Материал для изучения---- параграф 40 пункт 1. абзац 2-4

Составить схему: «Вопросы, решаемые Народным собранием», вставив

пропуски в предложение.

1)
Народное собрание…………………..сроком на 1 год ………………. …………………………… . Самой важной была должность ………………………………… ……………………………. . - Каким способом выбирали стратегов? (устный ответ) - Какие функции выполнял первый стратег? (устный ответ)
2)
Собрание объявляло………………………..и утверждало мирные……………………………. . - Каким способом? (устный ответ)
3
) Собрание принимало………………………….. . - Кто мог предложить закон для голосования? (устный ответ) - Каким способом они принимались? (устный ответ)

4
) Собрание распоряжалось …………………………… .
5
) Собрание утверждало………………………………….. …………………………… .
2.

Сделайте из схемы вывод, ответив на вопрос, и вставив пропуски в

предложение.

Вопрос: Обладало или нет верховной властью Народное собрание в Афинах?

Вывод: Важнейшие вопросы, связанные с управлением государства решались

афинянами на………………………… ……………….. , поэтому верховная власть в

Афинах принадлежала
……………………………………. ………………………………..
Задания второй группы.

Изучите документы, выясните какой закон был принят по предложению Перикла, и

каковы были его последствия.

1-ый ученик 1 документ
Перикл говорил:
« народ должен быть вполне независим от влияния богатых, должен

быть свободен от нищеты, нужды и забот, чтобы иметь возможность

заниматься государственными делами
через участие в судебных делах, совещаниях государственной думы, приобретать знания, образование и опытность»
Вопрос к документу:

К
акова точка зрения Перикла на вопрос о том, должен ли бедный человек иметь право и возможность участвовать в управлении государством или это только право и возможность богатых людей?

Перикл считал, что бедный человек, так же, как и богатый……………………. был

…………..право и возможность участвовать в управлении государством.

Вопрос ---Имели возможность афинские бедняки участвовать в

управлении государством? Почему? –(устный ответ)
Но участие в управлении государством требовало много времени. Не все афиняне могли приходить на заседание народного собрания и суда. Бедняки должны были работать, чтобы заработать деньги на жизнь. Перикл считал это неправильным. Он хотел, чтобы даже самые бедные граждане участвовали в управлении, и нашел способ, как этого добиться.
2- ой ученик
2-ой документ. «Афинская полития» Аристотеля. « Жалованье получает во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут дополнительные обязанности, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.»
По предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным

на должность стали платить деньги из казны.

Вопрос к документу:
Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, для того чтобы бедняки получили возможность участвовать в управлении государством?
Ответ (продолжите предложение
Аристотель пишет о том, народ за участие в

собраниях, суде, Совете пятисот стал получать ………………..
.
Мы установили следующий факт:

При Перикле был принят …………….., по которому гражданам, …………………на

должность стали …………………… …………………….

Последствия закона

Это привело к тому, что любой гражданин, и богатый и….............................., знатный

и ……........................мог занять должность. Таким образом ………граждане стали

участвовать в управлении государством.

Задания 3 группы

Какими правами обладали граждане Афин

Проанализируйте свидетельства современников Перикла и сделайте

выводы-

1-ый ученик

Один современник Перикла писал: "В Народном собрании всякий, вставши,

подает совет, высказывает свое мнение будь то плотник, медник, сапожник,

купец, судовладелец, богатый,
бедняк, благородный, безродный.» После обсуждения граждане голосовали. За предложенное решение они бросали белый камушек, а против - черный.
Вопрос к документу:
Каким правом обладали граждане Афин?

Ответ(вставьте пропуски в предложение)-

Из документа мы установили, что афинские граждане имели право………………

высказывать……… …………………..

2-ой ученик

Документ № 2 учебник стр. 192 1-ый абзац (случай в Народном собрании)

Вопросы к документу---
1. Имели или нет афиняне право свободно критиковать должностных лиц государства, даже самых важных, а именно, первого стратега? Свой ответ подтвердите фактом из документа.
Ответ (вставьте пропуски в предложение) Афиняне…………….право

свободно критиковать должностных лиц государства,

даже…………………

Факт из документа назовите устно.
2. Должен был или нет первый стратег отчитываться перед Народным собранием о проделанной работе?
Ответ (вставьте пропуски в предложение)

Случай в Народном собрании говорит так же о том, что Первый

стратег, слагая свои полномочия……………….был

……………………….перед Народным собранием о проделанной

работе.

Задания 1 группы

Проанализируйте данные статистики и назовите недостаток афинской

демократии.

Всего
в Афинах проживало----
200 тысяч человек

Граждан
насчитывалось только
-------30-40 тысяч

Вопрос к данным статистики (ответить устно)
---Кто составлял большинство населения Афин?(Граждане или не граждане?)
Ответ-(продолжите предложение)

Управляла государством ………………. часть населения, так как участниками

Народного собрания могли быть только ……………………, а их

было………………………….

Вопрос:(

ответить на данный вопрос устно)
Кто кроме переселенцев не имел право занимать должность, быть участником Народного собрания?
Задания 3 группы

Найдите недостаток афинской демократии из факта.

Факт------
В Афинах существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность – судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка- стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется белый боб, тот и считается избранным.
Вопрос
-
В чем недостаток данной системы выборов, выборов путем

жеребьевки? Мог ли занять должность неспособный, недостойный

человек?

Ответить на данный вопрос устно.

Задания 2 группы

Найдите недостаток афинской демократии, изучив документ на стр. 194

«Афинский философ Сократ»

Вопросы к документу
----
1.
Всегда ли можно было свободно высказывать свое мнение в Афинах?
2.
Какой приговор суд вынес Сократу, который высказал свой, особенный взгляд на устройство мира?
Ответить на данные вопросы устно

1-ый куплет

Жили греки в 5 веке

Мудры были человеки.

В бога верили и в демократию.

И на общем на собрании

По всеобщему признанью

Выбрали Перикла, а не аристократию.

2-ой куплет

Руки подняли все дружно,

Сомневаться тут не нужно.

Очень образованный мужчина был,

Был оратором прекрасным,

Деньги тратил не напрасно

Статуи и храмы возводил.

3-ий куплет

Много раз был оклеветан,

Граждан не казнил при этом,

Справедливость и закон любил,

И пятнадцать лет подряд,

Избирался, говорят,

Самым первым демократом был.


Афинская демократия при Перикле

Выполнила учитель гимназии №14 г. Йошкар-Олы

Ширшова Любовь Алексаендровна



Демократия – власть народа

594 г. до. н.э.


  • Кто мог участвовать в народном собрании?
  • Как часто оно собиралось?
  • Каким образом проходило голосование?
  • Какие функции были у Народного Собрания?
  • Кто такой оратор?

«Он город любой мог связать иль оставить свободным,

И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.

В руках его все: и союзы, и власть, и богатство»

Перикл

443 г. до н. э. –

избран стратегом



Составьте схему управления Афинами, при Перикле.


Схема управления Афинами при Перикле

СОВЕТ

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ

НАРОДНЫЙ

ВОЙНА И МИР


  • Власть народа, равноправие граждан
  • Выборные должности
  • Отчетность должностных лиц перед народом
  • Плата за исполнение должностных обязанностей

  • Граждане - меньшинство населения Афин
  • Женщины не участвовали в управлении
  • Законы защищали только граждан
  • Жребий при голосовании (Должность может занять недостойный)

Проверь себя

1. Перикл начал управлять в Афинах:

А) в 420 г. до н. э.

Б) в 443 г. до н. э.

В) в 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность:

3. Перикл происходил из семьи:

А) аристократа

Б) торговца

В) ремесленника

4. Перикл думал:

А) о покорении персов

Б) о могуществе Афин

В) о создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

А) платили за государственную службу

Б) строили водопроводы

В) обучали женщин в школе


Задание. С помощью стрелок соотнесите органы управления и функции, которые эти органы выполняют.

Рассмотрение судебных дел и вынесение решений

Народное собрание

Обсуждение предложенных законов, наблюдение за порядком в городе

Стратеги

Объявление войны, заключение мира, утверждение законов, распоряжение казной

Совет пятисот

Народный суд

Руководство войском и флотом, ведение переговоров с другими государствами

В понятии современного мира при демократическом строе равными правами обладают все люди. Равны перед законом мужчина и женщина, политик и дворник, богатый и бедный, иностранец и коренной житель государства.

В древние времена, когда всему миру был присущ рабовладельческий строй, простой народ мечтал о равноправии. Тогда понятие «демократия» носило несколько иной характер. Наиболее близко к современному понятию данного термина приблизилась афинская демократия при Перикле. Его именем назван век его правления - Век Перикла.

Перикл

Перикл родился в знатной семье. Его мать Агариста происходила из одного из самых знаменитых в Афине родов - Алкмеонидов, а отец, Ксантипп, командующий афинским флотом, во время греко-персидской войны победил в боях при мысе Микале.

Перикл был здоровым и крепким ребенком, однако красавцем из-за непропорционально назвать его было сложно. Поэтому все художники и скульпторы изображали правителя исключительно в шлеме. А в комедиях ввиду этого недостатка ему дали прозвище «Луковицеголовый».

Так как Перикл принадлежал к знатной семье, он был хорошо образован и имел именитых наставников.

Отличное воспитание и образование сыграли важную роль в жизни Перикла. Он был хорошим оратором и всегда умел расположить к себе народ. Еще одним характерным отличием вождя афинского демоса было умение в любой ситуации сохранять спокойствие. Известна история, когда один из недовольных граждан шел за Периклом, сыпя оскорблениями, до самого дома, однако мудрый правитель не только не наказал обидчика, но и приказал своему слуге проводить наглеца до его жилища.

Как Перикл стал вождем афинской демократии

Свою карьеру Перикл начал с военных походов. Он избегал политической деятельности, поскольку боялся быть изгнанным из-за своей внешней схожести с правившим ранее тираном Писистартом. Политические оппоненты, пытаясь всячески приуменьшить его влияние, часто заостряли внимание народа на схожести голоса и манере говорить Перикла с тираном.

В связи с тем, что на то время в Афинах не было достойных политиков (кто-то умер, но большинство изгнали), Перикла все же избрали на высокие должности. Афинская демократия при Перикле повлияла и на личную жизнь вождя, ему пришлось отказаться от общения с аристократичными родственниками и встреч со знаменитыми друзьями.

Несмотря на большое количество врагов из аристократической партии, Перикл до конца своего правления придерживался демократического строя.

Управленческая политика Афин в эпоху Перикла

Демократия при Перикле, плюсы и минусы, которой вы сможете увидеть, прочитав данную статью до конца, имеет все же совсем не тот вид, в котором люди привыкли видеть ее сегодня.

Однако с приходом Перикла к власти у граждан Афин появилось значительно больше прав. Главным шагом в сторону народовластия была отмена Ареопага и передача его прав Народному собранию. Теперь простые граждане всех классов с помощью жеребьевки и голосования, собравшись, принимают все важные решения. Архонты - лишь исполнительные органы.

В Народное собрание входят все граждане Афин, исключением являются лишь крестьяне, которые отказываются покидать свои уделы ради участия в политической деятельности.

Рассмотрим основные признаки афинской демократии при Перикле, отмеченные Аристотелем.

Выборы должностных лиц

Должностных лиц ежегодно выбирает народ на общем собрании. Советы, в которые должны входить все филы, выбираются с помощью жеребьевки. Каждая фила выдвигает по пятьдесят кандидатов, одну из фил все тем же способом назначают Пританом. Пританы выбирают место, где будет происходить заседание собрания, подготавливают список вопросов, которые ежедневно рассматриваются на собрании совета, также Пританы выбирают людей, которые будут отвечать за войну и оборону страны. Главу Пританов тоже определяют жеребьевкой, выбранный имеет доступ к казне, всем государственным документам и печати.

Всего Пританы назначают четыре собрания, на основном собрании проверяется легальность выбранных властей, обсуждается защита и продовольственная экономика страны. На втором рассматриваются ходатайства и судебные иски. Третье и четвертое народное собрание нужны для рассмотрения остальных аспектов жизни страны.

Советы утверждают архонтов и других политических деятелей, выбранных Народным собранием.

Афинская демократия при Перикле, судебные процессы

Судебная власть также доступна простому народу, который постоянно присутствует в трибунале гелиастов.

Говоря о том, как развивалась рабовладельчиская демократия при Перикле, нельзя не отметить, что власть даже в таком узком направлении, как трибунал, была разделена между большим количеством людей.

Абсолютно любой гражданин Афин имел право обвинить недобросовестного политика, и тот представал перед народным трибуналом. После рассмотрения такого дела, если обвинения подтвердятся, государственный деятель должен быть снят с занимаемой должности и, возможно, даже изгнан, а его имущество продано на торгах.

Из народных рядов выбирались архонты, к ним обращались с бытовыми жалобами (например, плохое обращение с детьми, не имеющими родителей) и с жалобами на государственных деятелей. С помощью жеребьевки девять архонтов выбирали судью.

Особо тяжкие преступления, такие как убийства, нанесение тяжких увечий и т.д., рассматривались в Ареопаге, где, как было сказано выше, постоянно заседала часть граждан, что существенно снижало возможность подсудимых подкупать судей.

Основы афинской демократии при Перикле - распределение управления каждой областью государственного механизма между как можно большим количеством граждан.

в эпоху Перикла

Несмотря на свою принадлежность к знати, Перикл старался всячески облегчить жизнь простого народа. Введя закон, согласно которому разрешалось принимать участие в политической деятельности и занимать высокие должности не только выходцам из богатых семей, но и гражданам среднего и бедного классов, вождь афинского демоса понимал, что, постоянно заботясь о своем финансовом состоянии, простой народ не сможет честно и рационально участвовать в управлении государством. Поэтому гражданам, занимающим должности в было решено давать выплаты из государственной казны.

Также афинская демократия при Перикле подразумевала социальные выплаты калекам и сиротам. Малоимущие граждане получали выплаты на покупку билетов в театр, который играл немалую роль в формировании менталитета народа.

Обеспечение афинян землей и работой

Мудрый глава афинского демоса понимал, что благосостояние народа нужно улучшать не только социальной финансовой помощью, но и обеспечением для свободных жителей Афин. Перикл ежегодно выдвигал масштабные проекты построек и других работ, дающих места различным ремесленникам. Благодаря такому подходу Афины стали культурным центром, знаменитым своими нереально красивыми постройками.

Ежегодно снаряжались шестьдесят тиер, в экипажи которых мог записаться любой афинянин и получать плату на протяжении службы.

Чтобы расширить границы Аттики, было решено создать на территории государств, входящих в афинский союз, поселения-клерухии, где любой гражданин Афин мог получить участок земли для обработки.

Как и любой другой строй, имела демократия при Перикле плюсы и минусы.

Среди недостатков его правления историки отмечают, что гражданами считались только те жители Афин, оба родителя которых имели афинское гражданство.

И конечно, стоит отметить, что принимать участие в политической жизни страны женщины права не имели.

Рабовладельческая демократия при Перикле (кратко)

Говоря о демократии того времени, несправедливо будет оставить без внимания вопрос рабовладения в Афинах.

Половина четырехсоттысячного населения Афин была рабами. Чаще всего подневольными становились военнопленные, которые не имели возможности внести за себя выкуп. Статус раба передавался по наследству, поэтому ребенок, рожденный рабыней, обречен был повторить судьбу своих родителей.

При Перикле видны даже в сфере рабовладения. Хозяевам было запрещено жестоко обращаться со своими рабами. Раб должен был быть накормлен и одет не хуже афинянина из бедного класса. Им разрешалось участвовать в различных религиозных праздниках, предоставлялась гарантия против грубости судей и политических деятелей. В случае жестокого обращения рабам предоставлялись убежища.

Всю грязную, домашнюю и сложную работу выполняли рабы. С позволения хозяев рабов нанимало государство для строительства зданий. Раб был обязан отдавать свою зарплату владельцу.

Тяжелый труд пленников на рудниках предполагала афинская рабовладельчиская демократия при Перикле, история этих несчастных редко имела счастливый конец.

При Перикле долговое рабство было отменено, так что отец мог продать в рабство своих дочерей только в случае уличения их в распутной жизни.

Конец правления Перикла

Перикла выбирали стратегом на протяжении пятнадцати лет.

Несмотря на то что положительно повлияла на государство афинская демократия при Перикле, события того периода, связанные с войной со Спартой, сильно подорвали авторитет бессменного стратега. И народ, забыв о благах, которые он принес государству, после ряда военных неудач и эпидемии чумы в Афинах обвинил Перикла во всех неудачах и хищениях и приговорил его к большому штрафу. Вскоре Перикл заболел чумой и умер.

Афинский государственный деятель Перикл (443–429 до н.э.) привлек средние и бедные слои афинских граждан к управлению государством. Впервые в европейской истории в государстве возникла истинная демократия – власть народа. Перикл ввел оплату должностей, наделил обедневших граждан землей в клерухиях – гражданских колониях. Однако политические права граждан имели немногие. Главную роль играл высший законодательный орган Народное собрание, в котором принимали участие 45 000 человек из 315 000 жителей Афин. Вне гражданского общества стояли женщины, метеки (лично свободные переселенцы) и рабы. Власть народа в Афинах сочеталась с авторитаризмом Перикла, подчинившего себе Народное собрание (умеренная демократия).

Родоначальники демократии – древние греки – собирались на агоре – городской центр (в переводе "я собираю"). Здесь проходили диспуты и беседы на политические темы. Демократия возникла именно из диспутов и бесед. Кто не приходил на общее собрание (а оно происходило через каждые 10 лет), платил штраф. Любой свободный грек имел право высказаться – о войне, мире, религии, налогах с гетер и т.п., – если он не был привлечен к уголовной ответственности. Если кто-либо голосовал за войну или повышение налогообложения, то эго значило, что прежде всего ему самому придется идти воевать и платить налоги. Это совсем не то же самое, что посылать на войну наемников или облагать налогом других людей. Принимаемые греками решения касались их самих.

В Афинах высшую должность мог занять даже сапожник. Выбирали по жребию. не существовало бюрократии, служащих и государственного аппарата. Руководство страны не оплачивалось. Единственная доступная ему власть – сила убеждения. Перикл первым убедил всех греков в том, что надо платить за руководство государством. После этого руководящие должности могли занимать бедняки. Бесплатное руководство было по силам осуществить прежде всего богатым.

Греческая демократия охватывала не весь, а часть народа – около 1/10 всего населения. В Афинах не имели права голоса рабы, метеки (переселенцы) и женщины. Наиболее важные вопросы обсуждались Народным собранием (экклесия), здесь же принимались все законы. Исполнительную власть осуществляли избранные должностные лица – магистраты. Высшая судебная власть принадлежала суду присяжных (гелиэя). Демократия в Афинах означала право каждого гражданина избирать и быть избранным на любую должность в государстве.

Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным надо считать не то общество, которое начисто лишено классов, а то, где их три, и каждый, выполняя предписанные функции, занимает свое место в иерархии. Кстати сказать, Платон был недалек от истины: самыми стабильными и длительными считаются кастовое и сословные общества, где каждая страта занимала строго отведенное место в иерархии. Напротив, общества, где революционеры сметали всякие социальные барьеры и классовые перегородки, в скором времени распадались.

На языке современной социологии это называется:

1) пожизненным закреплением человека за своей профессией; 2) пожизненным закреплением человека за своим сословием; 3) ограничение либо запрещение как горизонтальной (профессиональной), так и вертикальной (межклассовой и межсословной) социальной мобильности. На этом основании мы вправе сделать вывод: Платон был сторонником закрытого общества.

Социологический практикум

С точки зрения политологии, Платон был сторонником уравнительного коммунизма, а с позиций социологии – закрытого общества (как мы только что выяснили). А как бы вы охарактеризовали взгляды нынешних российских членов КПРФ?

Именно греки придумали слово, которое сегодня стало для нас самым необходимым, – экономика, или "ойкономия", заведование домашним хозяйством, а также домострой, домоуправление. Первоначально ойкономия означала умение главы дома, отца фамилии, управлять этим домом, т.е. руководить женой, чадами и домочадцами. У Платона "ойкономия" приобретает еще и политический оттенок (управление полисом), а понятие "койнония" и вовсе социологический смысл. Оно обозначает не только семейный труд, но и человеческие взаимоотношения, т.е. человеческое общество.

Платон считал жесткое разделение общественного труда основой устойчивости общества и основным механизмом поддержания социального порядка (рис. 3.3). Общество пребывает в состоянии хаоса и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Общество, где каждый человек выполняет предписанные функции и занимает свое место в иерархии, надо считать стабильным.

Наилучшей формой правления Платон считал аристократию – власть избранных. В порядке снижения располагаются тимократия (власть воинов), олигархия (власть богачей) и демократия (власть народа), крайней формой которой является охлократия (власть толпы). Демократия является худшей формой правления потому, что из нее обычно вырас тает тирания, – наихудшая форма, при которой царят произвол и насилие. Ведь тиран приходит к власти как ставленник народа.

Рис. 3.3.

В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном – законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. К отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства.

2000 лет назад Платон говорил, что демократия ведет к анархии в обществе и правлению толпы

Обучать управлению государством надо всех граждан (кроме рабов) полиса. Участие в политической жизни предполагает наличие различных качеств – практического ума, способности к трезвой оценке обстановки, умения правильно владеть конкретными ситуациями, ораторских способностей, справедливости, опытности, бескорыстия и т.п.

И социализация, и воспитание продолжаются у Платона всю жизнь. Только не всем даются они в равной степени. Неучи опускаются па самое дно общество – в андеркласс (рабы, беглые, попрошайки, спившиеся, продажные и бездомные). Недоучки оседают в низшем классе, пополняя ряды ремесленников и крестьян. Хорошисты попадают в рыцарскую страту воинов, которые во все времена относились к аристократии. И, наконец, круглые отличники, а их всегда меньшинство, вырастали в мудрых правителей.

Он первым предложил технологию рекрутирования и воспитания государственных мужей. Платон считал, что править должны лучшие. Их необходимо не только правильно отбирать, но и правильно воспитывать, а главное – не допускать к частной собственности, которая извращает нравы людей. Частный собственник власти – эго олигарх, но не объективный ко всем гражданам мудрец.

Платон – величайший мыслитель всех времен, родоначальник политической теории и социологии.

Карл Поппер

Великий мыслитель мечтал о том времени, когда во главе государства будут стоять самые мудрые и просвещенные. И эти времена наступили. Во всех цивилизованных странах общество стремится поставить у руля самых образованных и просвещенных. Другое дело, что такое не всегда удается. Но и Платону, думается, это было бы не под силу, даже предоставь ему все возможности. Сегодня, как и предвидел Платон, высоко ценится не столько материальный капитал (денежное богатство, частная собственность), сколько интеллектуальный (знания, квалификация, воспитание). Разумеется, это еще не воплощение задуманного в жизнь, ведь Платон говорил о нравственных требованиях, предъявляемых к элите, а сегодня все говорят о духовном кризисе, в разной степени поразившем разные страны.

Такова в общих чертах социологическая теория правильного государства Платона, где он пытается ответить на вопрос всех вопросов: "Как правительству удержаться у власти и получить поддержку населения?" Платон был первым, кто задумался о сущности политики и организации политической жизни, кто попытался, обобщая главным образом собственные наблюдения, изучить их сущность (рис. 3.4).

Рис. 3.4. "Государство" Платона

  • Добренькое В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 2. С. 434.