Арест пропагандиста репин описание картины. Картина "Арест пропагандиста" Репин И.Е. Все секреты написания картины. Нередко эскизы - даже у больших художников - несравненно лучше картин, написанных по этим эскизам

«АРЕСТ ПРОПАГАНДИСТА»

Из книги Долгополова И.В.
«Мастера: Новеллы о художниках»

«Личные мои отношения с Ильей Ефимовичем были дружеские. Работая заведующей техникой Петербургского комитета партии, я не раз обращалась к Репину за материальной помощью. В число моих обязанностей входили и финансы. Деньги были нужны для так называемого политического Красного Креста, то есть для оказания помощи политическим заключенным или ссыльным. Никогда Илья Ефимович не отказывал мне.
В бытность его уже академиком я пользовалась его мастерской в Академии художеств на Васильевском острове как явкой, то есть квартирой, куда в определенный день и час могли прийти ко мне по своим делам товарищи, нуждающиеся в чем-либо по части Петербургского комитета партии...»

Эти слова, написанные большевичкой Е. Д. Стасовой, окончательно разрушают легенду о мнимой аполитичности Репина.

Илья Репин Арест пропагандиста. 1880-89 гг.

Художник выставляет в 1891 году свою картину «Арест пропагандиста». Простое слово «выставляет» не очень правильно отражает суть дела. Картину не хотели разрешать к показу. Дело дошло до царя.

Репин вспоминал, что устроители выставки пригласили царя осмотреть экспозицию накануне вернисажа:
«Александр III все рассмотрел.-Репин пишет дальше: - Даже «Арест пропагандиста» вытащили ему, и тот рассматривал и хвалил исполнение, хотя ему показалось странным, почему я писал это так тонко и старательно».
Скажем прямо, что его величество что-то недосмотрел в картине, где изображен никто иной, как ниспровергатель его собственной власти.

Репин недвусмысленно писал:

«Невозможно, чтобы европейски образованный человек искренне стоял за нелепое, потерявшее всякий смысл в нашей сложной жизни самодержавие, этот допотопный способ правления годится только еще для диких племен, не способных к культуре».

Наконец выставка открыта.
Автор картины с удовольствием резюмирует:
«Моя выставка здесь делает большое оживление. Народу ходит много. Залы светлые, высокие, погода чудная, солнечная. Много студенчества, курсисток и даже ремесленников толпится в двух залах и рассыпается по широкой лестнице. «Арест пропагандиста» стоит, и от этой картинки, по выражению моего надсмотрщика Василия, «отбою нет». Жаль, зала выставки выходит на солнечную сторону и сторы темнят и портят свет. Вчера, в первый день открытия, было 500 человек».

Успех картины в Москве был настолько велик, что либеральная «Русская мысль» вынуждена была признать:
«Необыкновенно выразительна и сильное впечатление производит небольшая картина «Арест пропагандиста».

Для раскрытия политических убеждений Репина весьма характерна его встреча с рабочими Петрограда, описанная впервые в воспоминаниях участника этого события Н. Г. Руновского:

«Илья Ефимович очень подробно и живо интересовался условиями нашей работы, быта. Мы без всяких прикрас рассказали ему об условиях жизни рабочих, о их борьбе за свои права, о стремлении к знанию, о расправах свирепой царской реакции с рабочим движением. Илья Ефимович выслушал нас с глубоким вниманием и интересом. Нужно было видеть, с какой искренней взволнованностью и возмущением он говорил нам: «Как вы можете терпеть все это! Нет, так больше продолжаться не может!»
Мне очень ярко запомнились эти слова великого художника, свидетельствовавшие о том, что идея свержения царизма настоятельно назрела не только среди рабочих, но и совпадала с чаяниями лучших представителей интеллигенции».

Из статьи Германа Недошивина
«Образ революционера у Репина».

…В конце 70-х годов у Репина просыпается интерес к образу революционера. Интерес этот, конечно, в первую очередь питался напряженной борьбой народников с самодержавием в 70-е годы, борьбой, изобиловавшей примерами мужества и драматизма. Но примечательно, что здесь впервые в русском искусстве обнаруживается интерес к образу положительного героя демократического движения. Тем самым для социального жанра раскрывались новые возможности. Более того - жанр менялся в самом своем существе.

…Важно было найти сюжет, более близкий к сути избранной темы, сюжет, позволяющий раскрыть центральный, в основе героический образ борца-революционера. Естественна была мысль изобразить самое дело, работу революционера, столкнуть его с реальными обстоятельствами жизни. Так конкретизируется образ революционера как образ пропагандиста в деревне. Как же решить этот образ? Если даже у Репина и являлась мысль изобразить своего героя за пропагандой, то эту мысль он должен был по вполне понятным причинам оставить. Больше, чем кто-либо другой среди русских художников, Репин понимал законы живописного изображения. И что же может быть неизобразительнее, чем изображение тайной пропаганды на селе? Изображение «разговора» всегда опасный для живописи путь. К тому же при этом нельзя было бы раскрыть столкновение, борьбу враждебных сил, революционная борьба осталась бы вне пределов изображенного, и Репин идет к драматическому решению, к коллизии. Так, по-видимому, кристаллизуется замысел «Ареста пропагандиста», первая редакция которого возникает уже к 1878 году.

Илья Репин Арест пропагандиста. 1878 г.

В основе первого варианта «Ареста пропагандиста» (1878) лежит чисто сюжетное развертывание темы: рассказ. В центре - привязанный к столбу пропагандист, справа - становой, просматривающий бумаги, выброшенные на пол из раскрытого чемодана. В горницу набилось множество народу, активно и разнообразно реагирующего на событие. Композиция насыщена движением, сутолокой, перешептыванием. Однако весь этот «хор» картины лишь дополняет основной мотив изображения. Арестованный народник пристально и сурово вглядывается в лицо крестьянина в длинном армяке, стоящего перед ним рядом с молодой женщиной, сочувственно подперевшей голову левой рукой. Лица старика крестьянина мы не видим. Он стоит, заложив руки за спину, слегка расставив как бы в нерешительности, ноги. По его склоненной голове мы видим, что и он в свою очередь смотрит в глаза привязанному к столбу пропагандисту. Между фигурами пустота, еще более подчеркивающая безмолвную дуэль взглядов. Пропагандист-народник в решительную минуту, когда обрывается его дело и начинается «житие» грязных дорог и каторги, еще раз вглядывается в загадочное лицо того все-таки непонятного ему «мира», в который он пришел проповедовать свои идеалы. Здесь Репин с изумительной чуткостью психолога почувствовал тяжелую трагедию русского народничества. Однако в эскизе 1878 года эта тема осталась еще неразработанной, едва уловимой, смутно прорисовывающейся в образе двух противопоставленных друг другу фигур. Господствует же чисто ситуационное решение темы. «Арест» - второй вариант (после «По грязной дороге») повести о горькой судьбе революционера-борца. В обоих случаях избран момент гонения, ареста, ссылки, изображается человек, испытывающий тяжелые удары суровой судьбы.

Илья Репин Арест пропагандиста. 1879 г.

Таким образом, тема революционного героя изображается здесь под углом зрения горькой доли, на которую обрекает себя борец с самодержавием: он вызывает у зрителя сочувствие, сострадание. Женщины в «Аресте» смотрят на арестованного участливо, но это просто участие к «горемычному», «несчастненькому», столь известное старой русской литературе у русского крестьянина, а не чувство, заставляющее скорбеть о гибели своего. Образ революционера не получает еще здесь внутреннего обоснования; рассказана горестная повесть о том, на что он обрекает себя, но не звучит еще его психологическая, духовная, моральная сила, которая делает его, арестованного, сосланного, приговоренного к казни, победителем над темными силами самодержавного гнета. Но в противопоставленных друг другу фигурах уже звучит иная тема - тема внутренней коллизии, перед лицом которой повествование становится лишь средством и которая позволит раскрыть духовную силу и мужество революционера. Нужно было создать картину не о его доле, а о нем самом.

Арест пропагандиста

В 1880 году Репин начал писать "Арест пропагандиста". Он работал над ней долго, вплоть до 1892 года. Больших усилий стоила художнику работа над центральным образом. Репин искал натуру, собирая отдельные черты, присущие той или иной модели. Все внимание в картине сосредоточено на революционере. Он только что схвачен. Руки скручены на спине. Возле него суетятся сотские и урядники. Пропагандист словно еще силится высвободиться. Во всей его фигуре зритель чувствует скрытую энергию, волю к борьбе. Гневный взгляд его направлен в сторону мужчины, стоящего у окна. Волосы пропагандиста растрепаны, рубаха расстегнута. Особенно остро чувствуется героизм революционера при сравнении его образа с образом стоящего рядом урядника. Тот словно боится подойти к пропагандисту, дотронуться до него рукой. Вся фигура урядника с откинутой назад головой, предостерегающее движение рук, тупое лицо с красным вспухшим носом - все это делает его образ почти гротескным. Другие фигуры - производящие обыск становой пристав, канцелярист и агент, девушка, созерцающая это зрелище, явно сочувствующая арестованному, мужики, стоящие у окна и с опаской посматривающие на революционера, мужик, сидящий на лавке (возможно доносчик), - все эти персонажи с большим тактом дополняют главное содержание, до конца раскрывают сюжет, не споря с образом главного героя.
В "Аресте пропагандиста" самое событие требовало применения средств развернутого рассказа. Репин постарался сделать так, чтобы этот рассказ получил живописно-пластическое воплощение. Сохранив принцип построения бытовой жанровой картины, действие которой происходит в интерьере, тщательно выписав необходимые детали, Репин выделил композиционно фигуру революционера: он поместил его в центре холста, дав простор для его порывистого взгляда и ищущего выхода внутреннего движения. Художник собрал самые жаркие краски в фигуре пропагандиста (рыжие волосы, красная рубаха). Их оттеняет холодок льющегося через окно света. В "Аресте пропагандиста" Репин создает образ, типичный и для других его картин на революционную тему. В нем подчеркнуты героизм, внутренняя красота, сила, способность идти на подвиг. Но вместе с тем в этом образе звучит и трагическая нота: картина раскрывает одиночество революционера, его оторванность от тех, кому он отдает свою жизнь. В том, что именно так трактует Репин избранную им тему, сказывается особая зоркость художника, глубоко понимавшего окружающую действительность, свое время.

Картина Ильи Репина «Арест пропагандиста» посвящена событиям 1878 года, происходившим в Петербурге.

Став свидетелем расправы над «народными преступниками», вина которых заключалась лишь в том, что они не хотели подчиняться властям, Репин задумал написать данную картину. Начав работу в 1880 году, художник на протяжении 12 лет дорабатывал изображенное, добиваясь максимальной правдивости.

Главный герой расположен в самом центре картины, его взгляд суров и полон ненависти к тем, кто его арестовывает. Художнику удалось передать и его спокойствие, указывающие на несгибаемую волю и силу духа. Отличие его восприятия жизни от остальных подчеркнуто цветом его ярко-красной рубашки, контрастирующей с окружающим фоном. Дальнейшая судьба революционера мало кого из присутствующих интересует, собравшихся привело сюда скорее любопытство, чем сопереживание.

Таким образом «за революционную пропаганду» было арестовано около четырех тысяч человек. Многие участники «хождения в народ» еще до суда были сосланы. По данным архивных документов – 97 человек умерли или сошли с ума, и только малая часть была отпущена за отсутствием улик.

Ни один из осужденных не подал прошения о помиловании.

Судебное дело революционеров-народников, которое разбиралось в Петербурге в Особом присутствии Правительствующего сената получило название «Дело о пропаганде в Империи»

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Арест пропагандиста художника Ильи Репина на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Ильи Репина Арест пропагандиста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Ильи Репина на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ильи Репина. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Ильи Репина на натуральном холсте.

Илья Репин родился в семье военного поселенца. Склонность к рисованию проявилась в раннем детстве, когда в дом Репиных двоюродный брат отца принес акварельные краски. Первые уроки живописи одаренный подросток получил от живописцев родного города Чугуева: с 11 лет 2 года учился в школе топографов, после упразднения школы – в иконописной мастерской Бунакова.

Став востребованным художником в чугуевских окрестностях, в 16 лет получил предложение работать в кочевой иконописной артели.

Собрав заработанные деньги, в 19 лет Илья поехал в Петербург поступать в Академию художеств. Уже через месяц после поступления он за свои рисунки получает первые номера.

Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871).

В 1872 году Илья Ефимович женился на Вере Алексеевне Шевцовой, которую знал с детских лет.

В 1873 году Репин испытал первый настоящий успех благодаря выставленной картине «Бурлаки на Волге».

В том же году, когда родившаяся дочь немного подросла, семья Репина, имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже.

В 1876 году за картину «Садко» Репин получил звание академика.

Вернувшись в Россию, Репин в течение года - с октября 1876 по сентябрь 1877-го - жил и работал в родном Чугуеве, затем переехал в Москву, в 1878 году вступил в Товарищество передвижников.

Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен.

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название - «Речь Александра III к волостным старшинам»). Работа над картиной была завершена в 1886 году.

Брак с Верой Шевцовой продлился 15 лет. За эти годы Вера родила 4 детей, занималась их воспитанием, салонный образ жизни, к которому стремился Репин, был ей в тягость. Они разошлись в 1887 году, поделив детей: старшие остались у отца, младшие – с матерью. Семейная драма сильно повлияла на душевное состояние художника…

Как в годы супружества, так и после ухода из семьи Репин писал много портретов своих близких.

Весной 1888 года по рекомендации Василия Матэ в мастерскую Репина пришла учиться живописи Елизавета Званцева. Художник настолько сильно увлекся своей ученицей, что, по словам его самого, «искусство отошло куда-то». « Никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением», - признавался он в одном из писем.

Отношения были настолько мучительными, что Званцева даже сменила педагога, перейдя в мастерскую к Павлу Чистякову. Однако встречи продолжались до тех пор, пока в 1891 году Елизавета Николаевна, так и не завершившая учёбу в Академии, не покинула Петербург.

А второй женой Репина стала писательница Наталья Борисовна Нордман, писавшая под псевдонимом Северова. В конце 1900 года художник перебрался к ней в имение Пенаты, расположенное в Куоккале, взяв с собой портрет Званцевой, который висел в столовой художника до его последних дней.

В 1894 году Репин, уже получивший к тому времени звание профессора живописи, вернулся в Академию художеств в качестве руководителя живописной мастерской, с 1898 по 1899 был ректором академии.

С возрастом у Репина возникли проблемы с правой рукой: она перестала подчиняться художнику. Друзья, беспокоясь о здоровье Ильи Ефимовича, начали прятать от него кисти и карандаши; Репин, не желая отрываться от любимого дела, стал писать левой рукой. Когда ослабевшие, почти негнущиеся пальцы перестали держать палитру, художник скрепил доску для красок специальными ремнями, перебросил их через шею и продолжал работать. В последние годы он обращался к библейским сюжетам.

Жена Репина, Нордман, заболев туберкулезом, уехала из своего имения в одну из зарубежных больниц. Она умерла в 1914 году в Локарно, завещав, чтобы пожизненным владельцем усадьбы стал Илья Ефимович. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Ознакомившись с текстом завещания, Репин перечислил на счёт Академии 40 000 рублей, предназначенные для организации будущего музея.

После 1918 года, когда Куоккала стала финской территорией, Репин оказался отрезанным от России. В 1920-х годах он сблизился с финскими коллегами, сделал немалые пожертвования для местных театров и других учреждений культуры - в частности, подарил большую коллекцию картин Гельсингфорскому музею.

Общение с прежними друзьями было только заочным.

Дальнейшая переписка с друзьями свидетельствовала об угасании Репина.

После его смерти хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина, Вера Ильинична. Первый музей Репина, появившийся в 1940 году, просуществовал недолго: в 1944 году здание было разрушено. Архив, заблаговременно вывезенный из Куоккалы в Академию художеств, не пострадал. Сохранившиеся картины, письма, вещи стали основой при восстановлении усадьбы. Элементы оформления сада были воссозданы по рисункам Репина и воспоминаниям тех, кто бывал в Пенатах. Дом-музей был открыт летом 1962 года.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Ильи Репина не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее. Регулярно участвовал в выставках передвижников. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни - в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Там он и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей, воспоминаний и публикаций, но тема жизни и творчества художника далеко не исчерпана... »

О графических рисунках Репина

За свою долгую деятельность Репин рисовал неустанно. Карандаш - неразлучный его спутник и товарищ. По свидетельству близко его знающих лиц, он пользуется всяким случаем, чтобы рисовать: сидит ли он на каком-нибудь заседании, беседует ли с приятелем или знакомым на улице - всюду он зарисовывает в альбом или на лист бумаги. Работая над картиной или портретом, он опять попутно рисует; ищет на бумаге карандашом наиболее совершенного выражения своей идеи... »

Воспоминания современников Репина

Илью Ефимовича Репина я узнала, когда была еще ребенком, вероятно, лет семи, в то время, как он писал портрет моей матери, Поликсены Степановны Стасовой. Этот портрет висел у нас в квартире в Петербурге сначала на Малой Морской улице, а потом на Фурштадской, в кабинете отца над диваном. Направо от него, под углом, висел портрет дяди - Владимира Васильевича Стасова, писанный И. Е. Репиным в 1883 году, в течение трех дней в Дрездене. Кроме этих работ Репина, у моих родителей был еще один из первоначальных набросков к «Бурлакам»...

Илья Репин.Отказ от исповеди
(Перед исповедью).
1879—1885. Холст, масло. 48 x 59. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В 1878 году, только переехав в Москву и поселившись в Большом Трубном переулке, Репин создает картину «Арест пропагандиста».

К работе над новым вариантом картины И.Е.Репин приступил в 1880, завершил ее в 1889; в 1892 художник внес в картину частичные изменения, переписав фигуру сидящего в глубине мужика и лицо девушки в проеме двери.

Графические эскизы картины, исполненные в 1879, находятся в ГТГ (бумага, графитный карандаш, растушка) и в ГРМ. Живописные этюды, исполненные в 1879, — в Музее личных коллекций ГМИИ и в РГОХМ, исполненный в 1883 — в Дальневосточном музее.

В общей сложности на картиной художник работал 14 лет. Варианты, наброски композиции, перемены в числе действующих лиц бесчисленны. Здесь любимая стихия Репина. Художник дышит революцией.

Видел ли он сцену, подобную той, что изображена на картине? Мы не знаем, возможно, и видел. Но участников этой сцены видел точно: жандармов; филера (старое название полицейского агента); следователя, читающего бумаги; дюжего дворника (недавнего крестьянина), который держит за плечи юношу студента; старых и малых, собравшихся в избе послушать слово правды. Видел Репин и усыпанный бумагами пол, вспоротую подкладку чемодана… А самое главное: знал и любил людей, подобных главному герою его картины, пропагандисту.

Прообразом главного героя был студент-естественник Николай Вентцель. Несколько его портретов – карандаш и масло – «предвидят» дальнейшую жизнь Николая Николаевича в живописи Репина.

Этот же изящный образ напоминает лицо заключенного в тюрьме, а может, и приговоренного к смерти из картины «Отказ от исповеди».

В первом номере журнала «Народная воля», который Репин прочел в Петербурге, в ноябре 1879 года, было напечатано стихотворение Николая Минского «Последняя исповедь». Приговоренный к казни отвечает священнику, вошедшему к нему, чтобы принять покаяние:

Пусть будет так! Услышь же ты, старик,
Предсмертное раскаянье мое!
Прости, господь, что бедных и голодных
Я горячо, как братьев, полюбил…
Я кафедру создам из эшафота
И проповедь могучую безмолвно
В последний раз скажу перед толпой!
Как надо жить, тебя не научил я,
Но покажу, как надо умирать.

1880—1889, 1892.
Дерево, масло. 34,8 x 54,6.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Шесть лет шла работа Репина над картиной. Но тему он будет продолжать еще очень долго. В 1913 году он напишет тот же сюжет акварелью и введет в изображение строку стихотворения, прочитанного быстро и тайно тридцать пять лет назад. Процитирует он на память почти точно: «Грех! Бедных и голодных, как братьев, я любил».

Закончив «Отказ от исповеди» в 1885 году, через год Репин дарит свое произведение поэту, вдохновившему его. Минский показал полотно Стасову, ведь именно Владимир Васильевич давал Репину читать тот журнал «Народная воля».

Стасов пишет: «Илья, я вне себя – не то что от восхищения, а от счастья! Я получил сию секунду Вашу «Исповедь». Наконец-то я эту вещь увидел, в то же мгновение выпросил, вымолил себе фотографию у Минского. Наконец-то, наконец-то я увидел эту картину. Потому что это настоящая картина, какая только может быть картина!!!.. Она для меня в первую секунду вступила в казнохранительницу всего, что только есть для меня дорогого и важного от искусства: «Бурлаки», «Крестный ход», «Не ждали»… Вот что мне от нынешнего искусства надо; это то, что мне от него дорого и бесценно!.. Только у Вас, Сурикова, да у Верещагина в целой Европе я нахожу те глубокие ноты, с которыми ничто остальное в искусстве несравнимо – по правде, по истинной перечувствованности до корней души. Я помню, как мы с Вами вместе лет десяток тому назад читали «Исповедь» и как мы метались, словно ужаленные и чуть не смертельно пораненные. Ну, вот у такого только чувства и бывают такие художественнее всходы потом. Все остальное без такого «ужаления» ложь, вздор и притворство в искусстве…»

В девяностых годах, когда Илья Ефимович уже будет хорошо знаком с поэтом Минским, тот напишет о Репине: «Всяким настроениям он предпочитает идеал подвига, не подвижничества, а именно подвига, протестующего, шумного, главное, несомненного, соединенного с очередной жертвой. Герои, изображенные Репиным, живут в мире освободительных идей… Это – просветители и преобразователи, это – борцы».