Значение элементов русского народного орнамента вышивки и ручного ткачества. Славянские узоры. Схемы

Народный орнамент ткачества и вышивки - древние письмена. Но в то же время это непривычная нам знаковая система передачи информации с жестко закрепленным значением каждого элемента, так как составляющие орнамента - всегда мифологический образ и целый комплекс представлений, с этим образом связанных. Возникшие у истоков времен, в глубинах пракультуры, где мышление еще не дифференцировано, орнаментальные символы в принципе одинаковы у всех народов мира, различаясь лишь видом графики или незначительными деталями. Так, известен случай, когда мексиканская ткачиха признала за свой национальный узор орнамент Архангельской губернии России. Элементы орнамента будут иметь разные названия (а иногда и смысл!) у разных народов, но везде будут обозначать близкий мифологический комплекс представлений, аналогичный архетип, оценка и осмысление которого могут быть полярно противоположными. Поэтому орнаментальную композицию нельзя читать как простую совокупность тех или других знаков: при ее расшифровке значение каждого символа приходится выбирать из ряда вариантов в зависимости от всех употребленных в ней элементов, а также цвета и места расположения, назначения орнамента, уточняющих те или иные оттенки описываемых образов.

Образы архетипов, лежащие в основе орнаментальных композиций, связаны с изображением двух основных схем космогонического процесса, известных древней мифологии.

Схема 1

Во времена, когда Небо и Земля не были еще отделены друг от друга , в центре Мирового Океана возвышалась Мировая Гора - Алатырь-камень русских народных заговоров и сказок - на вершине которой находился глубокий колодец, полный воды и ведущий в недра горы - потусторонний мир - где в подземном дворце - пещере - Лабиринте обитал Бог Земли - Подземного Мира - Медведь-Громовержец:

Большую часть времени Медведь спал во мраке и холоде, бдительно охраняя свое сокровище - огонь , в виде котла, полного расплавленного золота или драгоценного камня. Раз в году в Лабиринт, минуя водяной водоворот-туннель , спускалась Богиня Неба - Рогатая Оленуха: , окунала в золото свои рога и возвращалась назад в Небо. Жар и Свет, исходящий от рогов, топили снега и лед; вода проникала в Лабиринт и будила спящего Громовержца: .

Проснувшись, он сбрасывал медвежью шкуру , превращаясь в птицу , и бросался в погоню за похитительницей.

Настигнув беглянку, Бог Земли вступал с ней в брак, совершая грозу и проливая на Землю потоки животворных вод:

.

Могучие крылья поднимали огненные вихри , разносящие семена жизни в разные стороны: .

(Позднее вихрь трансформировался в самостоятельное божество ветра - Стрибога .)

Оленуха сбрасывала золотые рога, которые возвращались победителю как залог заключенного брака , и скрывалась в подземном дворце.

Лишенная тепла и света Земля покрывалась снегом и льдом. Гигантская птица засыпала, постепенно поростая шерстью и мехом, вновь превращалась в Медведя.

Нетрудно заметить, что данная схема описывает чередование полярных дня и ночи в северных широтах Земли с характерным для этого региона отсутствием солнечных затмений. Проникновение носителей мифа в средние и южные широты, столкновение их с явлением солнечного затмения и соприкосновение с жителями южных регионов развивает миф...

Однажды, когда Оленуха с огненными рогами уже поднялась в Небо, а Медведь еще не проснулся, из глубин Бездны (Пекельного Мира) выполз Дракон (Лев, Барс, Кот, Кабан...) , напал на беззащитную Оленуху, и, разорвав ее на куски, овладел Золотыми Рогами. Не умея обращаться с огнем, Зверь устроил мировой потоп, а затем едва не стал причиной мирового пожара, но проснувшийся Громовержец в жестокой борьбе одолел соперника, приковал его вечным стражем у входа во дворец и вернул огонь.

Останки Оленухи Громовержец полил мертвой и живой водой , отчего Рога проросли в Мировое Дерево , отделившее Небо от Земли. На ветвях этого дерева поднялись в небо Руно и Рога Оленухи, превратившиеся в Солнце , Луну и Звезды. Громовержец же мог теперь подниматься в Небо и спускаться на Землю по стволу и ветвям Дерева, соединяющего миры в образе Месяца: .

Чтобы несчастье не повторилось, с четырех сторон света им были поставлены стражи , призванные защищать Дерево от проникновения тварей из Бездны.

Схема 2:

В начале времен Великая Богиня-Дева

упала в воды первозданного океана и нашла спасение на спине гигантского Змея (Ящера, Черепахи и т.д.):

Забеременев, она стала матерью двух сыновей-близнецов, один из которых был очень упрям (зол, жесток и т.д.), а другой справедлив (добр, сердечен и т.д.). Когда подошел срок рождения, упрямый ребенок, несмотря на предупреждения брата, проделал свой собственный выход из тела матери, умертвив ее, в то время как второй ребенок родился положенным образом. Душа Богини вознеслась на Небо по ветвям Мирового Древа, выросшего из ее тела, но так как с её смертью в мир вошло зло, - обитатели Небесного Мира окружили "пострадавший" участок пространства стражами, дабы смерть и зло не могли проникнуть в иные миры .

Родившиеся же братья-близнецы начали творить собственный мир, причем, один из них все время мешал другому - портя или разрушая сотворенное .

Вариантом этого же мифа выступает сказание о близнецах - брате и сестре, по неведению родства вступивших в любовную связь . Узнав о совершенном инцесте, один из них погибает (или брат убивает сестру), в результате чего мир оказывается осквернен.

К этому же типу относятся мифы о борьбе Девы-Солнца и Змея, или мифы о яростной Огнедеве-Солнце, мчащейся по небу на колеснице, запряженной двумя возничими .

***

Как бы ни возник этот мир, обитающим в нем людям традиционное мышление предписывало вести себя по образу и подобию сотворивших его прародителей-Богов: по раз и навсегда установленному образцу делались вещи, одежда, жильё, игрались свадьбы, оформлялись значимые события и даты. В орнаментальных композициях это отразилось употреблением одинаковых символов с разным значением в зависимости от их местоположения на одежде. Например, один и тот же знак "Орепей":
в зоне оплечья женского костюма будет читаться как мировая гора или Алатырь-камень с восседающим на нем Божеством: ;
в локтевой зоне как "предок" ;
на подоле - как вход в потусторонний мир , или также "предок".

Выделить изображения Богов позволяет характерный вспомогательный узор - изображение колесниц, в которых, по представлениям древних, Божества перемещались в пространстве. Везли эти колесницы возничии-животные, характерные для каждого Божества - змеи, птицы, кони, олени, звери...

С выделением новых Божественных ипостасей появляются оттенки в чтении тех или иных элементов орнамента, их графические изменения. Так, выделение из Архетипа Мирового Божества образов, персонифицирующих его отдельные качества - ветра (Стрибог), Грома (Перун), Водяного Царя (Водище), Владыки Потустороннего Мира - Сварги (Сварог), Божества Земли, Плодородия (Велес), Хранителя Зерна, Урожая, Зерновых Запасов, Плодоносящей силы Зерна (Яри), плодоносящего огня (Переплут, Ярило, Семаргл) - приводит к возникновению символов, в основе которых лежит один графический образ, подобно тому, как сами мифологические персонажи сохраняют общие свойства или атрибуты - способность управлять водами, вызывать вихрь, дождь и т.д., ковать, повелевать молниями:

С изменением ведущих социальных ролей в обществе - возникновением и развитием патриархального уклада - культурные герои меняют свою половую принадлежность и аналогично изменяется "половая" интерпретация символов:

А вот значение объединенного символа - восьмиконечного креста

остается прежним: соединение женского и мужского начала, монада, оплодотворенная яйцеклетка, жизнь и смерть - судьба. Не случайно с принятием христианства он получает народное название "Звезда Богородицы". Несколько выделяется интерпретация вследвствие варианта этого символа - . Ряд этнографов отмечает наличие в языках народов Северного Кавказа и Древней Скифии следов древнейшего представления о Вселенной как о пятиричной структуре: кроме привычных нам понятий трехмерного уровня - Небо, Срединный Мир, Земля (или Подземный Мир) - в ней присутствовали Пекло и Бок (Боковое пространство). Вместе с тем, древнейшие космогонические модели обычно характеризуют Вселенную как женское начало. Пятирядное пространство Вселенной - Великой Матери, раскинувшейся на четыре стороны света и порождающее Жизнь, - примерно так можно уточнить прочтение этого символа.

Как "работает" символика? Начнем с того, что любое графическое изображение имеет слабое торсионное поле, искривляющее окружающее пространство:

Энергетические (лептонные) модели (порча, сглаз и т.д.), попадая в зону искривленного пространства, либо отталкиваются или оказываются зафиксированными в зоне изображения, либо саморазрушаются в результате неравномерного искривления. Равномерная сетка из графических изображений на поверхности одежды или бытовых предметов, создаваемая при узорном тканье или вышивке, обеспечивает его энергетический эффект. При этом наиболее однородную сетку (и, следовательно, более сильный эффект) дает орнамент геометрического и геометризированного типа, в котором толщина всех линий одинакова (Справка: знаменитые Мезенские вязаные узоры всегда набирались по следующему принципу - в начале узора шел ряд из чередующихся 3-х петель употребляющихся цветов - орнаментальная сетка была изначально однородной). Другим важным принципом энергетической работы орнаментальной сети является принцип смены полярности в орнаментальной строке и в композиции в целом.

Вносит свою лепту и цвет. Например, на территории нашего Рязанского края ведущий элемент, по которому узор получал свое название, всегда выполнялся белым, а фоновое поле забивалось цветом, преимущественно оттенками красного; белый цвет орнамента пропускал к владельцу воздействие окружающих энергий или "отражал" негатив, как бы "переломленные" через призму формы и значения символа, рассеивая всё остальное; а фоновое поле - энергии определенной частоты...

Ну и, конечно, магическое значение символа...

В женском и мужском костюме можно выделить зоны соответствия Небу, Срединному Миру и Земле. В зависимости от расположения в конкретной зоне меняется магический эффект от нанесенного изображения.

Женский

Мужской

Кроме того, места нанесения наиболее плотной орнаментальной сетки совпадают с местами расположения крупнейших нервных сплетений человеческого организма, соответствующих основным энергетическим центрам или чакрам. Усиленно защищается зона сердечного центра - в буквальном смысле "с четырех сторон". Есть и еще одна тонкость - в женском костюме узор, расположенный по переду, всегда в первую очередь защищает его владелицу и ее ожидаемое дитя, а вот в мужском костюме - в первую очередь активно воздействует на окружающих (ту же женщину, к примеру), а собственно защитный узор идет со спины - этим и объясняется наличие "женской" символики на грудной вышивке мужских рубах, особенно праздничных, свадебных.

Откуда взялись символы? Почему у всех народов они практически одинаковы? Символы - это информация. Наиболее древние из них имеют геометрическую или же геометризированную форму. Предположим, что в её основе лежат сведения о каких-то вселенских процессах.

Существует любопытная схема представления о строении Вселенной у древних славян-русов, опубликованная А. Иваницким в эссе "Путями великого россиянина" (альманах "Славяне") и с сокращениями приведенная М. Шатуновым ("Русская Здрава", М., 1998, с. 159). Продолжим эту схему, достроив ее в соответствии с перемещением Солнечной эклиптики по небосводу с позиции земного наблюдателя относительно смены времен года (Рис. 1). Получим матрицу яйцевидной формы (в соответствии с русскими традициями назову ее "яйцом Рода") и посмотрим на это яичко с торцевой стороны (Рис. 2). Сравнив обе проекции с рисунками Леонардо да Винчи и спиралями "золотого сечения" Друнвало Мелхиседека (Д. Мелхиседек. "Древняя тайна цветка жизни", т.1, с. 229-230, "София", 2001г.), увидим, что Яичко объясняет их происхождение. А теперь соединим все три рисунка. Получилась матрица, в которой легко увидеть все известные нам элементы русского (и не только) орнамента, разделенные к тому же по принадлежности к Мирам Прави (проекция фронтальная), Нави (проекция боковая) и Яви (геометризированная форма спиралей "золотого сечения").

Мара Минина

У русских женщин не было европейского обилия тканей для создания одежды. Все, что было им доступно, это лен, хлопок и шерсть. Но все равно русским удавалось создавать из малого наряды удивительной красоты. И достигалось это благодаря орнаментам русского народного костюма. Орнамент в то время выступал не только в качестве украшения, но и в качестве оберега. Так, элементы народного костюма обогащали хранительной вышивкой и узорным ткачеством. Подобного рода обереги вышивались на краях одежды, а именно на подоле, манжетах и вороте. Это были расшитые письмена-идеограммы, защищающие человека от беды. Орнаменты выполнялись в определенных цветах, которые также имеют особое значение. Самым популярным цветом считается красный, который символизирует огонь, жизнь и кровь.

А подробнее...

Основным элементом русского народного костюма была рубаха с обильно украшенным вышивкой воротом. Рукава рубахи обязательно должны были быть широкими и длинными, но у запястья обхваченные тесьмой. Поверх рубахи женщины носили . Он имел форму высокой юбки с бретелями и шился изо льна, шерсти и хлопчатобумажной ткани. В качестве декора применялись ленты, бахрома, тесьма и цветные полоски ситца. Третьим неотъемлемым элементом наряда была юбка. Стоит отметить, что замужние женщины носили поневу, которая отличалась от обычной юбки распашным фасоном с несшитым разрезом сбоку.

Не стоит забывать и о переднике. Женщины носили его поверх рубахи или сарафана. Передник, как элемент русского костюма, также оснащался богатым символическим орнаментом, олицетворяющим русские древние традиции и обереги, связанные с природой.

Завершающим элементом русского национального костюма был головной убор, который по тем временам был некой визитной карточкой. По нему можно было определить возраст и место, откуда прибыла женщина, и ее социальное положение. Девичьи головные уборы имели открытую макушку. Чаще всего использовались повязки и ленты. А вот замужние полностью закрывали волосы. Уборы украшались бусами, лентами и вышивкой.

Главным предназначением узора является украшение вещи, на которую этот элемент нанесен. О происхождении искусства орнаменталистики мало сведений, так как его использование началось за много веков до нашей эры. Орнаменты разных народов мира различаются индивидуальностью восприятия предметов и окружающей среды. У разных этносов одни и те же символы предстают по-разному.

Разновидности и мотивы

Украшение - это один из первых Но, несмотря на давнюю историю, оно является отличным декором многих современных вещей.

Орнаменты народов мира разделяют на четыре основные группы. Это:

  • построенные на геометрии фигур;
  • фитоморфного типа, которые состоят из изображений растений;
  • миандового типа - имеют вид целостной ломанной линии;
  • комбинированный или сюжетный узор.

Орнаменты народов мира включают такие мотивы:

  • пересечение линий в горизонтальном и вертикальном порядке, называемое тартаном;
  • совмещение одинаковых окружностей в форме четырех- или трилистника;
  • орнамент в виде каплевидного завитка - его называют пейсли или ;
  • изображение красивого пышного цветка отражается в дамаске;
  • изогнутая непрерывная линия, образующая окантовку большинства узоров, называется меандром.

Белорусский орнамент - особенности и неповторимость

Первоначальным смыслом белорусского орнамента была обрядовость. Среди основных особенностей древних узоров выделяют:

  • декоративность стилизации;
  • связь с предметами, на которые нанесена отделка;
  • большое количество ломаных линий и геометрических фигур;
  • конструктивность;
  • многообразность.

Множество геометрических фигур объясняется олицетворением сил природы и окружающего мира, которые охраняли человека. Орнаменты народов мира хоть и отличаются между собой, применяются для одних и тех же целей: украшения одежды, бытовых предметов, жилища, орудий труда. Количества повторений точек, треугольников, ромбов объясняют устройство общества. Число три - это Божественная Троица или небо, земля и подземный мир, четыре - времена года, пять - сакральность и т. д.

Белорусский орнамент содержит большое количество крестов, которые символизируют образ солнца, огня и справедливости.

На орудиях труда изображали символы плодородия, образ Роженицы в виде семени или ростков обозначал хороший урожай и богатство.

В большинстве обрядов использовались полотенца с орнаментами. Они изготавливались путем сочетания бело-серого рисунка и различного геометрического мотива. Большое значение имеет цвет выполнения узора: белый - символ чистоты и света, красный - богатство и энергия, черный - быстрота течения человеческого бытия.

Египет. Орнамент - специфичность и уникальность

К ранним формам изобразительного искусства Египта относится Он показывает разные предметы окружающей среды в виде пересечения линий и абстракции.

Основные мотивы включают:

Основным обозначением является который олицетворяет божественную силу природы, нравственную чистоту, целомудрие, здоровье, оживление и солнце.

Для описания жизни потустороннего мира использовали узор в виде алоэ. Множество растений, таких как терновник, акация, кокосовая пальма, являлись основами для изображения в орнаментальном искусстве Египта.

Среди геометрических линий следует выделить:

  • прямые;
  • ломаные;
  • волнообразные;
  • сетчатые;
  • точечные.

Основными характерными особенностями орнамента в Египетской культуре являются сдержанность, строгость и утонченность.

Узоры народов мира: Норвегия, Персия, Древняя Греция

Норвежский узор полностью описывает климатические условия страны. Большое количество снежинок, капель, оленей используется для нанесения на теплые вещи. Геометрия линий создает удивительные рисунки, присущие только данной нации.

С удивительными узорами известны во всем мире. В Древней Персии это было самой дорогой семейной ценностью. Полотна передавались по наследству через поколения и трепетно хранились. Орнаменталистика характеризуется преобладанием синего и зеленого цветов, изображением разнообразных птиц, животных, в том числе и выдуманных, нашивками в виде ромбообразной рыбы, груши в форме капли.

Основой для формирования культуры орнаменталистики в Древней Греции стал меандр. Бесконечное повторение узоров символизирует вечность и бесконечность человеческой жизни. Древнегреческие обшивки отличаются широким изображением сюжетов и многообразностью. Характерными чертами этой культуры является украшение орнаментами с волнообразными и ломанными линиями ваз и посуды.

Разнообразие индийских узоров

Орнамент Индии характеризуется геометрическими и спиральными формами, он выражается в форме спирали, зигзага, ромба, треугольника. Из анималистики используются морды кошек и птицы.

Множество орнаментов в Индии наносят на тело с помощью хны. Это особая процедура, она означает духовное очищение. Каждая татуировка несет в себе определенный смысл.

Обычный треугольник символизирует мужскую активность, перевернутый - женскую милость. Значение божественности и надежды заложено в звезде.

Для изображения защиты, надежности и стабильности используют квадрат или восьмигранник.

Популярные орнаменты состоят из цветов, фруктов и растений, они обозначают радость, счастье, надежду, богатство и здоровье.

Узоры народов мира: Китай, Австралия, Монголия

Китайские орнаменты легко отличаются от других, они содержат крупные и пышные цветы, которые соединяются невзрачными стебельками.

Резьба по дереву представляет орнамент Австралии. Из них выделяют:


Узоры Монголии представлены в виде круга, который воплощает вращение солнца и небо. Для нанесения на одежду используют геометрические фигуры, которые называют молоточным орнаментом.

Основные мотивы:

  • плетенка;
  • стеганый матрас;
  • молоточный;
  • круговой.

Орнаменты народов мира отличаются разнообразием форм, в них отражается индивидуальность культур и восприятия внешнего мира.

Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы. Кроме того, орнамент неизменно придавал вещам нарядный и праздничный вид.
Для древнерусского орнамента на ткани наиболее характерны растительные, зооморфные, бытовые, культовые мотивы. По древнерусским рукописным книгам также можно проследить историю орнамента на Руси. Орнаменты в них украшали заставки к каждой главе и инициалы (первые буквы глав и псалмов). С XII века в книжном орнаменте появляются новые мотивы – грифоны, драконы и другие мифические чудовища, переплетенные ветвями, ремнями, запутавшиеся в своих хвостах и шеях до такой степени, что ничего невозможно разобрать.

Резьба по дереву также с давних времен отличалась разнообразием орнаментов. Выделяют несколько техник резьбы по дереву: геометрическая, ажурная и художественная. В геометрической резьбе, выполненной в виде выемок различной формы, часто присутствовали языческие символы, например, так называемые «розетки» и «сияния», обозначавшие солнце. Такие изображения часто встречались на бытовых предметах: прялках, посуде, кухонной утвари. Художественная резьба представляла собой настоящий рисунок по дереву и украшала стены дома, конек на крыше, крыльцо. Как и в текстильных орнаментах в резьбе по дереву были распространены растительные, зооморфные и культовые мотивы, которые в глубокой древности должны были защищать дом от злых сил, а позже превратились просто в элементы украшения дома.

После принятия христианства в конце X века на Руси стала распространяться византийская культура, которая отразилась, в первую очередь, на архитектуре, языке и орнаменте. Даже само слово «орнамент» латинского происхождения и переводится как «украшение». С XII века в древнерусский орнамент стали проникать элементы, характерные для итальянских, персидских, индийских, а во время татаро-монгольского нашествия и орнаментов. Смешение всех этих стилей в XVI-XVII веках породило особенный, характерный только для русского народа орнаментальный стиль.

В нем присутствуют как геометрические формы, так и разнообразные растительные узоры, изображения животных, существующих и мифических, фантазийные узоры из переплетающихся лент, веток, листьев, вьющихся растений, образующих, несмотря на всю свою запутанность, различные фигуры животных, птиц и людей. В разные века для украшения различных предметов (будь то одежда или рукописная книга, шкатулка или полотенце) использовались различные орнаментальные мотивы, некоторые из них были характерны только для своего времени, другие сохранились с древнейших времен до наших дней.

Ах, эти русские народные узоры ! Как приковывает внимание их тонкая вязь, так отзывается что-то в душе! И кажется, что эти кружевные орнаменты источают дурманящий аромат древних тайн и мерцая, пытаются сто-то сказать. Увы! Не многие знают символичный язык славянских узоров, не многие понимают их многослойные образы, их значение. Славянские узоры прекрасны, как летняя соловьиная песня, но, верно, надо иметь какой-то душевный резонанс с наследием предков, чтобы услышать их негромкую музыку. В этой статье показывается, какие русские народные узоры и их значение были использованы в артели "Северная Сказка" при создании модели женского свитера с обережными узорами.

Истинная красота славянских узоров - в их значении

Славянские узоры подобны голографической картине - их надо рассматривать, расфокусировав зрение, переключая внимание то на темный рисунок, то на светлый. Смысл славянских узоров можно понять только объединяя в уме значение тёмного узора, который «говорит» от лица земного, явного мира, и значение светлого узора, который «говорит» от лица небесного мира, мира Прави. Кроме того, трактовка русских народных узоров изменяется в зависимости от места, где они находятся - ведь славянская одежда имела трехчастное деление (сохраняемое, кстати и в древних архаичных канонах мезенской росписи).

Подол одежды символизировал Небо, Мир Прави, рукава и горло были ритуально связаны с Землей, близкой к миру Нави, а между ними располагается пространство Яви. Теперь попробуйте представить, как изменится значение хотя бы одного славянского узора, при «передвижении» его «разным мирам». Невозможно постигать красоту и значение славянских узоров на бегу, впопыхах - нужен тонкий настрой, особое духовное состояние, в котором человек открыт зову сердца, зову природы.

Рассмотрим схемы вышивок. Так, на женском свитере с обережными узорами от «Северной Сказки», есть знак «звенчатый крест», символически связанный с Первопредком. Это мощнейший обережный знак, сила его держится на корнях Вашего родового дерева. Он присутствует во всех "трех Мирах" на нашем свитере (ниже можно будет посмотреть иллюстрации).

На подоле (помним, что это небесный мир) славянский узор Первопредок выполнен белым цветом, то есть символически связан с Небом. Это максимально сильное небесное покровительство Родных Богов, Первопредков славян. Далее, на груди, на территории явного мира, знак Первопредка уже красного (темного) цвета, это корни вашего рода, поддерживающее жизненный ствол Вашего родового дерева «здесь и сейчас», несущий в себе земную энергетику, И, наконец, третий раз знак Первопредка появляется на рукавах, вплетаясь в узор, оберегающий владельца одежды от преждевременного ухода в Навь. Здесь знак Первопредка именно красный (темный), земной, удерживающий.



Рассмотрим подробнее схемы славянских узоров

«Узоры – великие путешественники во Времени и Пространстве», - пишет Марина Качаева, чьи великолепные и вдумчивые исследования славянских узоров послужили основой символики женского свитера, выполненного в артели «Северной сказки».

Постараюсь как можно подробнее рассказать о этом свитере ручной работы, который даже профессиональные вязальщицы могут связать только за три недели.


Первое, что надо увидеть: Земля или Небо?



И, рассматривая общую схему славянского узора, оцените чего больше в нём – светлого или темного. Во всех обережных узорах этого свитера соблюдается равновесие темного(красного) и светлого(основного цвета), и только на большом обережном узоре на спине существует преобладание красного цвета Земли. Это означает, что этот предмет одежды, гармонизируя потоки мужской и женской энергии, все же дарит своей хозяйке чуть больше женственной мягкости, так необходимой в нашем жестоком мире.

В целом помните, что:

если темного больше – узор связывает своего владельца с земным миром живых, его предназначение – активизация физических процессов в организме и энергетике (назовем это трансовым эффектом);

если светлого больше (есть даже варианты «белая нить по белому») – то узор протягивает между владельцем и Небом свои мощные связующие нити. Такой узор помогает духовной работе;

если же узор включает в себя равное количество светлых и темных ниток, то его предназначение – гармонизация в целом системы Земля-Человек-Небо.

Второе, что надо увидеть: какие славянские узоры расположились на «Земле» и «Небе»

Рассмотрим внимательно узоры на одежде с историей от артели «Северная Сказка».

Небо (мир Прави)

Это подол нашего свитера. На нем есть узор темный, выполненный красными нитками, и светлый, основного цвета в равной пропорции (светлых и красных ниток равное число).



Что же говорит нам светлый узор, чья энергетика в этом месте максимальна?

Первое, что важно - «звенчатый крест» Первопредка . О его значении было уже сказано, просто получим удовольствие от созерцания этого прекрасного по своей геометрии славянского орнамента. Здесь этот символ «белый на Небе», что придает ему ключевое значение в этой орнаментальной вязи, символизируя покровительство самих Богов Прави. Возможно, сам Сварог присматривает за владелицей этого свитера? Тогда хозяйке обеспечена яркая, творческая, созидательная жизнь и хорошее здоровье - ведь Сварог, Верховный Бог-кузнец также и Бог Плодородия; он создал Синюю Сваргу - страну в небесах, где живут наши славные предки.

К нему воссылаются мольбы об изобилии плодов земных. Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром Богов. «Сварганить» до сих пор означает - чудесным, мастерским образом сотворить что-то новое, неизвестное ранее.

И, для гармонии столь сильной энергетики Небесного Первопредка, сама Богиня-Земля, Мать Сыра Земля, является нам в виде славянского символа «прорастающего зерна». Значение этого славянского узора - мощь Земли, сила животворящей энергии, сгусток земного, явного воплощения.

Так, встречаясь на этом подоле, высшие силы Земли и Неба благоприятствуют творению новой жизни. Не случайно, что этот орнамент в свитере от "Северной Сказки" закрывает чресла, оберегая самый центр женской силы.




Теперь сделаем мысленное усилие и переключим восприятие на рассмотрение темного (в нашем случае красного) узора.

Земная энергетика, максимально усиленная знаком «засеянного поля» , символически связанного с Великой Богиней Мать Сыра Земля, встречается здесь со славянским знаком «рогатая«, знаком Макошь, Богини Судьбы и Магии. Ее появление - дает новую глубину смыслу этого славянского узора.

В нем противостояние и объединение земного и небесного, стремление к простой, обыденной жизни и талант к женской магии.

А здесь уже невозможно понять эту «интригу», не копнув глубже непростые взаимоотношения двух самых важных женских покровительниц. Мать Сыра Земля покровительствует радости в простой обыденной жизни, а Макошь, Богиня Судьбы - таинственная спутница женской магии, гадания и ворожбы.

Русский народный узор «рогатая» связан с Макошь, так как ее влияние усиливается вместе с Луной. Саму Богиню Макошь изображали в «рогатом» головном уборе, да и традиционный головной убор славянских женщин - «кичка» была красивейшим украшением, имевшим явно выраженные рога в честь Макошь, Богини Судьбы и Магии.

  • Если хотите узнать об этом больше, прочитайте статью « »

Так, взаимодействуя «на Небе», две Богини пришли сюда, чтобы дать владелице этой одежды свою силу.

В целом, на схеме славянского узора этого подола мы видим сильное влияние Сварога и Макошь, Богов Прави, причем светлое влияние знака Первопредка столь сильно, что достаточно поддержки знака «рогатая», выполненного в красном, земном варианте.

Чтобы удерживать и даже противостоять этой светозарной энергии, на этом орнаменте два раза повторяется знак Богини-Земли, в белом и красном цвете, что в целом создает теплое оберегающее поле для хозяйки этой чудесной одежды.

Центральное поле этого узора обрамляют две полосы с узором «волны» - это символ воды, жизни, движения.



Земля (граница между Явью и Навью)

Навь - это нижний мир, в который уходит праведная Душа, присоединяясь к своим родным и становясь хранителем следующих поколений. Душа находится в мире Нави до своего нового воплощения. К сожалению, в Навь уходят и Души неправильно живших и несправедливо умерших. Их существование в Нави перерождает их в темных и ужасных навий, стремящихся вернуться в явный мир. Значение орнаментов в этом месте одежды очень простое - считалось, что узоры на рукавах не дают проникнуть злым, темным навьям в человека.

Какое же волшебное действие происходит прямо у нас на глазах, под чарующими глаз чудесными славянскими узорами?

Присматриваемся к орнаменту с белой, небесной энергетикой и видим «прорастающее зерно » Богини Земли. Этот знак был «на Небе», и теперь появился здесь, «на Земле». Такое овладение всем пространством этого знака сулит владелице этого свитера здоровье и прирост достатка.

Появление «орепия», конечно, тоже не случайно. Это знак Огнедевы, воплощающей в себе силу и жизненную энергию всего явного мира. И здесь, на «территории Земли» он является в виде варианта рисунка, который назывался «лабиринтом». Рассказывают, что тот, кто пройдет по спиралям гиперборейского каменного лабиринта, держа в голове очевидное намерение увидеть будущее, во время движения может почувствовать скрытую, но мощную силу, идущую от древних камней. Идущий как бы идет через миражи, сначала довольно размытые, но оставляющие ощутимую вибрацию во всем теле, неслышный мощный гул в ушах, мерцание света в глазах, небывалую сосредоточенность в мыслях. Мерный шаг, круги, мягкие повороты, сливаясь в сознании в какой-то новый по всем мыслимым ощущениям путь, приводят спрашивающего в центр. Вынужденная остановка - и ярким сполохом сверкнет перед мысленным взором путника божественное озарение, проникновение сквозь время и пространство.

Возможно, такое впечатление получит и тонкий знаток, рассматривая этот славянский узор на этом свитере.

Многое говорят о лабиринтах как о дверях в иной мир. Опасно, когда эти двери открыты, нужны особые обряды, чтобы приветствовать Предков и защититься от навьев. В этом узоре лабиринт Огнедевы крепко запечатан четырьмя замками и надежно хранит свою владелицу.

  • Если хотите узнать о лабиринтах больше, почитайте статью



Темный, красный узор, имеющий здесь максимальную силу, включает в себя «решетку» – дает нам новый смысл происходящего. Здесь Огнедева, которая небесной энергией запечатывала проход в нижний мир, предстает в образе светозарной Богини, несущейся в повозке, запряженной Прибогами. Как пишет Марина Качаева, «она мчится в огненной колеснице, запряженной парой Близнецов - лебедей или коней. Этому образу Девы соответствуют лунные культы, связанные с любовной магией». Внимательный знаток значения славянских узоров вспомнит, конечно, энергию Макошь, Богини Судьбы и Магии, наполняющую орнамент подола.

И, конечно, мощь и спокойствие "звенчатого креста", несущего вековую защиту Первопредка.

Здесь, на границе мира Яви и Нави он выполнен нитями красного, земного, женского цвета, он царит здесь, лучась своей обережной энергетикой. Все Матери Вашего рода стоят на страже, ограждая нежелательное проникновение темных навьев.

Обдумаем значение славянского узора в целом. Схема такова. Соединяясь и охраняя, знак Огнедевы в виде белого лабиринта и красный знак Первопредка блокируют нежелательную энергию от обоих начал - мужского и женского.

Одновременно, здесь заложен рост женского духовного начала (белый росток) и способность влиять на мужчин (красная Огнедева, дающая силу в любовной магии).

Третье: смотрим на узоры, охраняющие запястье и горло


На женском свитере от «Северной Сказки», так же, как и на мужском, расположен знаменитый «русский крест». Узоры в этом месте чрезвычайно важны, именно они удерживают Душу в теле. Русский крест – узор, состоящий из женских «ромбов» и мужских «крестов», причем именно в правильном цветовом решении – темный женский ромб и светлый мужской крест. Что тут долго говорить – получается, что этот узор, гармонизирующий женское и мужское начало, удерживает Душу именно силой Любви, которая составляет такую привлекательную часть нашей Явной жизни.


Четвертое: смотрим на мир Яви

Между подолом и рукавами-воротом пространство, символизирующего наш явный мир, в котором мы существуем на физическом плане. В славянской одежде здесь располагались узоры на груди и спине, и, что важно, вся одежда подпоясывалась поясом, желательно тоже узорчатым.

На свитере от артели «Северная сказка» в районе пояса уже сделана узорная обережная полоса. Рассмотрим ее сокровища повнимательнее.

На волне белой, мужской энергетики здесь расположилась Огнедева - в виде «орепия» охраняющая хозяйку уже от ненужных недоброжелателей явного, физического мира и она же, на белой колеснице в узоре "решетка ", дающая силу любить и быть любимой.


И посмотрите на женские силы, дарованные этими узорами - красная «рогатая», Макошь, Богиня Луны, Богиня Судьбы и Магии, повторенная два раза (в прямом и зеркальном варианте) обещает легкую, светлую судьбу в этой явной жизни.