Влияние социальной среды на общество. Социальная среда и личность. Формирование конвенционных значений

Становление личности человека происходит в социуме. Это два взаимосвязанных социальных феномена. Личность и не существуют отдельно. Они служат предметом пристального интереса и изучения всего комплекса социально-экономических дисциплин: истории, экономики, психологии, философии и социологии.

Как взаимодействуют личность и общество?

Кто является субъектом и объектом этого взаимного влияния? Каковы закономерности интеграции личности в социуме? Постараемся ответить на вопросы и обозначить современные подходы к природе отношений человека и окружающего его мира.

Человек как индивид

Рождение человека отражается посредством совокупности метрических показателей, которые в комплексе дают информацию об индивидууме. Рост, вес, состояние здоровья, национальность, место и дата рождения - это базовые характеристики, с которыми человек приходит в мир.

В процессе развития человек как индивид вступает во взаимодействие с внешним миром. И путь его развития так же индивидуален и неповторим, как его антропометрический портрет.

Каждый индивид имеет семью либо остается без нее, родился в экономически преуспевающем мегаполисе либо в глухой деревне - все это факторы социальной среды, оказывающие прямое влияние на формирование характера, взглядов, культуры и способа дальнейшей социализации.

В процессе становления в обществе индивид приобретает психологическую характеристику, привычки, взгляды, особенности манеры поведения. Он становится индивидуальностью в обществе. И только полное право на которое официально регламентировано совершеннолетием, превращает индивидуальность в личность.

Этапы социализации

Социализация - процесс интеграции индивида в обществе, в результате которого на каждом из этапов он приобретает качества полноправного его члена. Личность и социальная среда - динамические единицы. На всех этапах их взаимодействия либо отказа от взаимодействия происходит смена субъект-объектных ролей.

Можно выделить три этапа социализации личности:

  • Период вхождения в общество: освоение норм и требований, формирование коммуникативных способов взаимодействия с окружающим миром.
  • Период самоактуализации в обществе: определение личностных характеристик, своей позиции, статуса, социальных предпочтений.
  • Период интеграции: становление личности и активное взаимодействие социальной среды и личности.

Все три периода не имеют жесткой привязки к возрастным этапам и могут осуществляться синхронно в каждом возрастном периоде.

Вхождение в общество

Условно начало социализации можно отнести к возрастным этапам младенчества и детства. В этот период характерно приобретение начального опыта взаимодействия индивидуальности и общества. Факторы социальной среды прямо влияют на формирование отношения человека к миру.

Если это социально неблагополучная среда, то она может сформировать негативный сценарий поведения индивида и привести в дальнейшем к асоциальному образу жизни. Есть и иные примеры: если в период становления личности человек делает выбор не в пользу окружающей его негативной среды, он имеет все шансы изменить свое окружение.

В любом случае характеристика социальной среды налагает отпечаток на первоначальный опыт. Показатель уровня личности - свобода выбора. Каждый человек вправе следовать нормам общества в той мере, которая соответствует его личной природе.

Самоактуализация в обществе

В этот период происходит оформление позиции человека в обществе.

В подростковом возрасте, когда происходит переоценка окружающего мира и своего места в нем, идет активный процесс социальной самоидентификации, человек заявляет о себе и своем месте в обществе.

Это достаточно болезненный процесс для личности. Иногда и для ближнего окружения. Социальная среда и социализация личности в ней - двухсторонний процесс. Заявляя о своем месте, человек тем самым требует определить отношение других членов общества к себе, «отвоевать» у мира свое личное пространство. Часто это сопряжено с интересами других людей.

Умение договориться, найти общий интерес требуется и человеку, и обществу, заинтересованному в успешной адаптации и получении общественной пользы от нового члена сообщества.

Интеграция в социум

Самый важный период для общества и человека - этап интеграции, когда реализует себя уже состоявшийся человек. Личность и социальная средазаинтересованы друг в друге. Если на первом и втором этапах процесса вхождения в общество человек как индивид чаще выступал в роли объекта отношений, общество учило его быть своим членом, то в период интеграции выступает уже личность, с активной позицией субъекта социальных взаимодействий.

Что это означает?

  • Человек включен в производство, распределение и потребление общественного продукта.
  • Он реализует в полной мере права и несет ответственность за последствия своей деятельности перед обществом.
  • Определяет свою гражданскую позицию в государстве.

Таким образом, личность, не прекращая быть объектом социума, выступает в роли субъекта управления сообществом, в котором он социализировался, и оказывает на него влияние.

Условности этапов социализации

Все эти этапы социализации условны в своей горизонтальной исторической направленности. На каждом из этапов роль и статус личности могут изменяться, в разных условиях один и тот же человек может выполнять разные социальные роли и статусы.

Этап вхождения в общество может повторяться в любой период социальной зрелости индивида, при статуса либо социальной общности, профессионального сообщества и в иных подобных вариантах.

Не последнюю роль играет Если человек сменил место работы либо вступил в брак, то он вынужден заново пройти процесс социализации. Определить, в какой степени его удовлетворяет либо нет новая социально-культурная среда, и сделать выбор в качестве свободной личности.

Отношения личности и общества

Индивид при рождении становится индивидуальностью в процессе взаимодействия с другими людьми и формируется как социально значимый человек. Личность - это результат социальной эволюции, ограниченной опытом одного человека от индивидуума до полноправного члена общества.

Качество социальной среды является важной характеристикой для становления личности.

С другой стороны, чистое копирование и воспроизводство ценностей общества недостаточно для перспективы развития общества. И здесь заложен потенциал личности.

Свобода личности вынуждает изменять границы возможностей общества по обеспечению этого права. В этом и состоит назначение личности - совершенствование окружающего мира за счет активного участия как в способе производства благ, так и в архитектуре знания.

Роль и статус личности

Личность в обществе имеет определенный социальный статус - комплекс социальных характеристик, определяющих место в социальной иерархии.

В соответствии с ним формируется определенный социальный имидж человека и априорная форма отношения других людей к нему в условиях ограниченного социального круга.

В обществе каждый его член выполняет социальные роли. Это модель поведения личности, характерная для социального круга общества. Бывает, что индивидуальные достоинства человека становятся неприемлемыми чертами для общества. Например, гениальный человек - личность,крайне не удобная для ближнего окружения, его талант нивелирует интересы семьи, и он часто сложно выписывается в нормы ближнего окружения.

Социальная парадигма и свобода

Личность - это результат социализации индивида в общество. Зададим вопрос о том, всегда ли общество соответствует уровню свободы личности. И где критерии, насколько общество отвечает её интересам, и она должна ли следовать заданным этим обществом стандартам? Личность и социальная среда - где грань свободы в этом пересечении?

Общество - это живой организм. И, равно как и человек, имеет разную направленность - гуманную и антигуманную по отношению к её членам. История приводит для этого массу примеров.

Общество по отношению к конкретному человеку выступает как социальная парадигма, модель с заданными историей и временем величинами. Характеристика социальной среды значительно отличается в пределах социальной парадигмы.

Модель поведения

Модель советского общества в качестве социальной парадигмы задавала вектор строгого соответствия каждого члена общества государственным стандартам. Свобода была ограничена нормами коммунистической морали - быть как все. Собственно, это была заданная несвобода, в которую попадал при рождении человек. Личность, как в рисковала потерять либо голову, либо иные важные органы.

Судьба одиноких героев, которые не отказываются от права свободы выбора, увы, печальна. Но только они по праву и могут считаться личностями, поскольку главная характеристика этих людей - свобода выбора.

Об обществе и человеке

Человек - существо социальное, он не может осуществить свое предназначение вне общества.

Важный мотив прогресса - это личность и социальная среда, в которой смогла она осуществиться. Одна из известных форм признания обществом заслуг человека - присвоение звания лауреата Нобелевской премии. Это люди, чей личный вклад признан как социально значимый для прогресса общества. Это люди, не только достигшие грандиозных целей, но духовно богатые, независимые в своей способности быть свободными, достойные члены человеческого общества.

Альберт Эйнштейн, физик, автор теории относительности, сказал слова достойные: важнее, чем достижение успеха в жизни, постижение ее смысла. Очень актуальные на сегодня слова, если учесть, что Интернет замусорен способами «как стать успешным», и эта успешность измеряется величиной кошелька.

Великий ирландский драматург, человек с великолепным чувством юмора, говорил: добейся того, что хочешь, либо придется любить, что получишь. В этих словах глубокий смысл. Он призывает человека развивать окружающий мир, ставить достойные его цели и не ограничиваться тем, что общество готово дать.

О влиянии социальной среды на развитие личности человека

В современной науке уже давно не отвергается тот факт, что человек развивается под влиянием как своей природы, так и внешней среды.


Исследования генетиков показывают, что биологические предпосылки играют очень большую роль в становлении личности. С другой стороны, эксперименты и наблюдения психологов, социологов и антропологов показывают не менее важную роль влияния социальной среды на развитие личности человека.

Личность и социальная среда все время взаимодействуют. Меняя среду мы пытаемся влиять на личность, но всегда ли наше влияние приводит к положительным результатам?

Начнем с описания знаменитого Кэмбриджско-Сомервилльского исследования.

В 1935 г. американский психолог Ричард Кларк Кэбот (R. Cl. Cabot) разработал программу положительного воздействия на мальчиков в возрасте от 5 до 13 лет. При этом важно отметить, что достаточно многие из них считались неблагополучными, имеющими правонарушения, нарекания школы и социальных служб.

Были сформированы экспериментальная и контрольная группы. В каждую вошло по 250 мальчиков, все из рабочих семей, проживавших в густонаселенном районе штата Массачусетс. Распределение в них проводилось случайным образом, чтобы в дальнейшем можно было сравнить судьбу участвующих в эксперименте и подвергавшихся целенаправленному социальному воздействию (экспериментальная группа) с контрольной группой, на которую никакого влияния не проводилось.

Мальчики из экспериментальной группы в течение 5 лет находились под влиянием различных форм социальной помощи, а именно:

Два раза в месяц их посещали работники социальной службы и старались помочь им в решении их проблем, например, в улаживании семейных конфликтов.


Для половины участников были организованы занятия с репетиторами по школьным предметам.

Более ста мальчиков имели возможность находиться под медицинским и психиатрическим наблюдением.

У большинства была возможность общения с членами молодежных организаций: бойскаутами, Христианской ассоциациацией молодых людей, и другими.

Около 25% бывали в летних молодежных лагерях.

На протяжении пяти лет на мальчиков экспериментальной группы оказывалось различное положительное социальное воздействие. Использовались все средства, имеющиеся в распоряжении исследователей. Об этой программе хорошо отзывались – как ее сотрудники, так и большинство участников.

Потом в течение 40 лет (напомним, исследование началось в 1935 г.) проводилось наблюдение за участниками экспериментальной и контрольной групп. Всего были собраны данные о 95% участников. Целью наблюдений было изучение того, как эта программа повлияла на жизненные результаты ребят, которые в ней участвовали.

Результаты оказались неожиданными.

  • По уровню совершенных правонарушений, состоянию здоровья, профессионального успеха и удовлетворенностью жизнью, различий между контрольной и экспериментальной группами не было.
  • Более того! По таким показателям, как повторные правонарушения в зрелом возрасте, случаи алкоголизма, получение статуса служащих и специалистов, сравнение было в пользу контрольной группы. Это означало, что некоторым участникам социальная помощь нанесла определенный вред.
Проводимая пять лет работа с детьми и подростками не только не принесла пользы, но в чем-то отрицательно сказалась на дальнейшем жизненном пути некоторых участников эксперимента.

Объяснений этому есть несколько, например:
  • Факторы окружающей среды, способствующие антисоциальному поведению, оказались гораздо более значительными, по сравнению с влиянием проведенной программы. Вывод: необходимо улучшение общего социально-экономического статуса детей.
  • В том, что человек совершает антисоциальные или преступные поступки, большую роль играет случай.

    Но эти и другие интерпретации не объясняют, почему организованная помощь детям совсем не принесла пользу. Можно утверждать только одно: влияние среды, в которой они жили, не было преодолено. Все, что было сделано для детей, положительных результатов не принесло.

    Ведь если бы участие в эксперименте помогло бы хоть нескольким детям, то общий положительный итог был бы в пользу экспериментальной группы, но этого не произошло.

    А некоторым был причинен вред, о чем было сказано выше. Здесь опять существуют несколько возможных объяснений:

  • Кому- то из тех, кому оказывалась помощь, могло это не нравиться, вызывало отторжение.
  • Посещения специалистов могли восприниматься негативно не только теми, к кому они приходили, но и их окружением, что имело последствия.
  • Некоторые из тех, кому оказывалась социальная поддержка, слишком на нее надеялись в течение 5-ти лет, а потом испытали разочарование, когда все закончилось, что повышало их неуверенность в своих силах и в способности самостоятельно справляться с будущими проблемами.
  • Общение с людьми из другого социального слоя (репетиторы, сверстники в летних лагерях, медицинские и другие работники) могло вызвать у них отрицательные чувства по поводу реалий существующего мира и собственных перспектив.

    Что из этого верно? Неизвестно.

Но ясно одно: социальная среда в становлении личности не может недооцениваться.

Различные программы, которые, по мнению их разработчиков, вроде бы должны значительно влиять в позитивную сторону, могут быть не значимыми по сравнению с влиянием социальной среды на развитие и жизнь человека. А иногда оказывать прямо противоположный эффект, чем предполагалось в начале.

Кэмбриджско-Сомервилльское исследование дало еще один неожиданный повод для размышлений.

Среди мальчиков из контрольной группы были те, кто рос в достаточно благополучной домашней обстановке – отцы имели постоянную работу, матери успешно вели хозяйство. У других все было гораздо хуже – пьянство, безработица, иногда психические заболевания родителей и т.п.

Однако, через 40 лет выяснилось, что разница по показателям, характеризующих жизненные результаты (число случаев тюремного заключения, количество психических расстройств, уровень дохода, принадлежность к слою специалистов и служащих) между мужчинами из благополучных и неблагополучных семей была или маленькой, или совсем отсутствовала.

Получилось, что по ситуации в семье нельзя было предсказывать дальнейшие жизненные результаты людей.

Некоторые из членов контрольной группы сделали приличную карьеру, были хорошими семьянинами. Другие стали преступниками, хроническими безработными и пьяницами, проявляли агрессивность по отношению к своим близким. Но все это никак не соотносилось с обстановкой в их родительской семье.


Можно ли из этого сделать вывод, что семья почти никак не влияет на социализацию человека?


Нет, такой вывод делать нельзя. К тому же в процессе исследования не выявлялись «тонкие настройки» семейного воздействия, учитывались только внешние признаки.

Но можно предположить, что влияние социальной среды на развитие и жизнь человека может оказаться более значимым, чем какие-то проявления семейного благополучия.

Другими словами, влияние общества на развитие личности и на жизнь человека оказывается настолько сильным, что влияние отношений в семье на этом фоне может быть совсем малозначимым.

А вот еще одно исследование, проведенное совместно американскими и китайскими нейрофизиологами.

Обследовались носители английского и китайского языков.
Всем испытуемым давали задания:

  • Предъявлялись цифры арабского алфавита.
  • Необходимо было ответить, сколько будет 2+2.
Во время выполнения заданий у испытуемых фиксировалась методом МРТ активность разных участков головного мозга.

Выявилась следующая тенденция.

Мозг англоговорящих и носителей китайского языка при выполнении заданий работал по-разному (активировались различные его области, а одинаковые активировались с разной интенсивностью), т.е. цифры арабского алфавита имели отличающуюся биологическую шифровку у испытуемых, в зависимости от того, носителем какого языка они были. Аналогичная тенденция выявилась и при решении задачки - сколько будет 2+2.

Подчеркнем, что речь идет о тенденции. Были некоторые англоговорящие участники, у которых все было так же, как у носителей китайского языка, и наоборот. Но это были отдельные случаи.

Получается, что именно отличия в Восточной и Западной культурах оказывают влияние на развитие мозга, начинающееся с перинатального периода и продолжающееся, примерно, до 20 лет. Это проявляется на биологическом уровне даже при таких простейших умственных действиях, как распознавание цифр и выполнение элементарного арифметического действия.

Исследование показывает, что окружающая среда и в биологическом плане влияет на развитие человека. Отличия культурной среды могут проявляться не только в использовании разных языков, стратегиях обучения математике, в разных образовательных системах, но и во многом другом.

Есть еще много других нейрофизиологических исследований, показывающих, что влияние социальной среды на развитие человека проявляется даже на биологическом уровне.

Еще о средовом воздействии.

Продолжительное время считали, что генетическая предрасположенность человека, например, к депрессии, приводит к тому, что под воздействием определенных факторов среды у него обязательно возникнет проблема.

Но все оказалось сложнее. Новые исследования в области генетики показали, что одной из самых важных генетических характеристик человека является пластичность нервной системы, которая определяет, насколько он восприимчив к воздействиям внешней среды. Уровень пластичности задается набором генов.

Но один и тот же их набор будет подталкивать человека к депрессии, если он растет в неблагоприятной обстановке, и, наоборот, делать его более устойчивым, если он растет в благоприятных условиях.

Гены пластичности многофункциональны и их много. Разные их группы определяют пластичность психики по отношению к влиянию разных факторов окружающей среды. А вот будет ли оно положительным или отрицательным, зависит от условий этой среды.

Более подробно о влияния среды на мозг человека предлагаем прослушать интереснейшую лекцию одного из ведущих нейрофизиологов профессора Ю.И. Александрова

Мы попросили прокомментировать эту статью нашего консультанта, психолога с 30-ти летним стажем, специалистом по подростковому возрасту и детско-родительским отношениям Илью Базенкова.

Вопрос . Как вы можете прокомментировать результаты Кембриджско-Сомервильского исследования?


ИБ. Сразу скажу, что об этом исследовании раньше даже не слышал. В русскоязычной литературе оно описано в переведенной книге Л.Росса и Р.Нисбетта, других упоминаний о нем я не встречал. Более того, я спрашивал достаточно много коллег, среди которых доктора и кандидаты наук, и никто об этом исследовании не знал. Такой вот факт. Но благодаря помощи одного социолога, занимающегося проблемами криминального поведения, я получил много ссылок на зарубежные источники, ссылающиеся на это исследование. Получается, что для зарубежных коллег оно имеет большое значение.

Теперь по существу. Почему программа положительного социального воздействия не дала результатов, а в чем-то даже нанесла вред, я не знаю. Точнее, нафантазировать можно много, но вот будет ли это правдой?
Могу только сказать, исходя из личного профессионального опыта, что взрослые склонны переоценивать эффективность каких-то своих действий, направленных, по их мнению, на положительное влияние на ребенка или подростка.
Это относится не только к родителям, но и к учителям и другим специалистам, работающим с детьми и подростками. Я думаю, основная причина этого, что взрослые исходят из своих представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», пытаются свое собственное мировосприятие и систему ценностей перенести на детей. И результат часто бывает нулевой, а иногда и противоположный.

Что касается влияния окружающей среды на человека, так это давно известно. Что я здесь могу прокомментировать? Лучше слушайте лекции Юрия Иосифовича Александрова, их на Ютубе много. Только скажу, что родители могут в известной степени как-то организовывать среду, в которой обитает их ребенок – семейная обстановка, выбор школы, каких-то внешкольных учреждений.

Вопрос . Но ведь результаты этого исследования, касающиеся влияния семьи на дальнейшую жизнь человека, тоже совершенно неожиданные. Что можете сказать о них?

ИБ. Даже не знаю, что и говорить. Для меня они оказались просто невероятными. Ведь влияние семьи на развитие личности невозможно оспаривать. Все-таки семья – это очень важный элемент окружающей ребенка среды. С другой стороны, внешние признаки благополучия или неблагополучия в семье могут быть второстепенными.

Знаете, когда на консультациях приходится разбираться с тонкостями детско-родительских отношений, выясняются очень разные вещи, которые не лежат на поверхности. На мой взгляд, семья оказывает положительное влияние, когда ребенок в первую очередь ощущает себя в ней психологически безопасно. Я имею в виду не только ранний возраст, но и подростковый период.
Позволю себе сказать совершенно крамольную вещь. Даже если в семье что-то неблагополучно, например, пьянство, ссоры и даже иногда физические наказания, но при этом подросток не ощущает психологического насилия, то это может быть лучше для него, чем психологическое давление при внешнем благополучии. Но это отдельная и длинная тема.
В любом случае, влияние семьи играет большую роль в развитии личности человека. Возвращаясь к неожиданным результатам Кембриджско-Сомервильского исследования, могу только повторить, что семейная обстановка в нем определялось по исключительно внешним признакам, а это не дает оснований делать выводы о незначимости влияния семьи на дальнейшую жизнь человека.
Другое дело, что влияние среды на подростка, действительно, часто может перевешивать родительское влияние. Это связано с особенностями подросткового периода развития психики.

У меня предложение. Дайте мне пару недель, я более тщательно изучу англоязычные статьи на тему этого исследования, постараюсь найти коллег, которые с ним знакомы, и мы вернемся к этой теме.

Через две недели.

Вопрос. Ну как, можете что-то еще добавить к сказанному вами ранее?

ИБ. Почему проводимая с детьми программа дала такие результаты особо добавить нечего. Только одно. В одной англоязычной статье, посвященной анализу этого исследования, дается много интерпретаций. Но главное, о чем там говорится, то, что отрицательные результаты каких-то программ или исследований, как правило, не публикуются или их результаты совсем не оцениваются, как это было в Кембриджско-Сомервильском исследовании. Ведь для оценки результатов какого-либо воздействия необходима контрольная группа и лонгитюд (длительное наблюдение).

Что касается влияния семьи на развитие личности и дальнейшую жизнь человека. Все коллеги, которых я просил прокомментировать, сходились в одном – нельзя только по внешним признакам семейной обстановки делать выводы о ее влиянии на ребенка или подростка. В семье гораздо более важную роль играют тонкие механизмы взаимодействия родителей и детей, которые не всегда лежат на поверхности .

Источники.

1. Л. Росс, Р. Нисбетт Человек и ситуация: Уроки социальной психологии.

2.Марк Липси и др. Повышение эффективности программ ювенальной юстиции: новый взгляд на практическую деятельность (Improving the Effectiveness of Juvenile Justice Programs: A New Perspective on Evidence-Based Practice) (Вашингтон, округ Колумбия: Центр реформирования ювенальной юстиции, Университет Джорджтауна, 2010).

3. Zane, S. N., Welsh, B. C., & Zimmerman, G. M. (2015). Examining the iatrogenic effects of the Cambridge-Somerville Youth Study: Existing explanations and new appraisals. British Journal of Criminology, 56(1), 141

4.Нэнси Айзенберг и др. Осознанность появляется в детстве? (Conscientiousness: Origins in Childhood?) Developmental Psychology, 17 декабря 2012 года

5.Yiyuan Tang, Wutian Zhang, Kewei Chen, Shigang Feng, Ye Ji, Junxian Shen, Eric M. Reiman, Yijun Arithmetic processing in the brain shaped by cultures

6.Джей Белски, Майкл Плуесс. За пределами риска, устойчивости и дисрегуляции: фенотипическая пластичность и развитие человека (Beyond Risk, Resilience, and Dysregulation: Phenotypic Plasticity and Human Development), Development and Psychopathology 25, no. 4, pt. 2 (2013), 1243–61;

7.Джей Белски, Майкл Плуесс. Накопленная генетическая пластичность, родительское воспитание и саморегуляция в подростковом возрасте (Cumulative-Genetic Plasticity, Parenting, and Adolescent Self-Regulation), Journal of Child Psychology and Psychiatry 52, no. 5 (2011), 619–26.

| Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека

Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс

Урок 32

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.




Общее развитие и здоровье человека зависят от состояния окружающей его среды - природной, техногенной, социальной - и от его поведения в этой среде в повседневной жизни.

Ознакомимся более подробно с основными факторами социальной среды, которые оказывают влияние на социальное развитие человека и формирование его здоровья (при этом под здоровьем мы понимаем состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов).

Социальное развитие человека - это постепенная подготовка его к взрослой самостоятельной жизни. Уровень социального развития человека определяется уровнем его образования, получением определенных трудовых умении и навыков, умении и навыков общения с окружающими людьми в процессе жизнедеятельности.

Социальную зрелость человека принято определять рядом качеств. Это - завершение образования, приобретение определённой профессии, экономическая самостоятельность и способность жить самостоятельно .

В вашем возрасте постепенно перестраивается система отношений к другим людям, к себе и обществу в целом. У вас формируется новый уровень самосознания. Вы начинаете оценивать свои качества, ориентируясь на социально значимые для вас критерии и эталоны.

В вашем возрасте человек как раз находится на такой стадии развития, когда у него начинает формироваться интерес к профессиональной деятельности. Вы учитесь в общеобразовательном учреждении, где получаете систематизированные знания об окружающем мире, возможно, успешно увлекаетесь определёнными видами деятельности (моделирование, работа с техникой, бытовыми приборами и др.). Всё это является основой для вашей будущей профессиональной деятельности.

Ваше социальное созревание происходит в семье, при общении с близкими людьми; в школе, при общении с учителями и сверстниками; на улице, при общении с друзьями и знакомыми; на ваше развитие влияет прослушивание и просмотр радио- и телепередач.

Постепенно формируется ваш личный жизненный опыт , вы определяете своё место в окружающем мире и вырабатываете жизненные ориентиры.

Для того чтобы влияние окружающего мира не носило отрицательного воздействия на ваше развитие и здоровье, необходимо постоянно учиться определять, что принесёт вам вред, а что - пользу. Не следует быть неразборчивым при выборе знакомых, не следует всё подряд смотреть по телевизору. Ошибка в выборе может привести к нежелательным последствиям . Примеров тому в наше время более чем достаточно.

Проверьте себя

■ Что следует понимать под социальной средой?
■ Какие факторы окружающей социальной среды оказывают влияние на общее развитие человека?
■ Почему надо быть осторожным и осмотрительным при выборе компании сверстников? Обоснуйте свой ответ.

После уроков

Выпишите в дневник безопасности телепередачи, которые действительно помогают вам в обучении, саморазвитии и самосовершенствовании. Перечислите рядом с названием каждой телепередачи, какие новые знания и практические советы вы из неё получаете.

Приведите пример, как ошибка в выборе товарищей привела к нежелательным последствиям в жизни у одного из ваших знакомых (или знакомого вашего товарища). Запишите этот пример в дневник безопасности в виде небольшого рассказа (10 предложений) с обязательным выводом, в чём была ошибка главного персонажа.

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека







Психоактивными веществами называются химические вещества естественного или искусственного происхождения, употребление которых приводит к изменениям психического состояния человека. Это наркотические и токсикоманические вещества. Они вызывают пристрастие человека к ним. Распространение и применение наркотических веществ подлежит специальному контролю. Болезненное пристрастие к наркотическим веществам называется наркоманией, а к токсикоманическим веществам - токсикоманией.

В нашей стране незаконное употребление, изготовление, распространение, хранение наркотических веществ рассматриваются как уголовное преступление .

К токсикоманическим веществам относятся некоторые лекарства, средства бытовой химии (растворители, лаки, клеи и др.), алкоголь и никотин .

Злоупотребление психоактивными веществами - это потребление их с немедицинскими целями.

Если злоупотребление влечёт за собой болезненное состояние, то это - заболевание. Наркомания и токсикомания - это заболевания . В обоих случаях речь идёт о болезненном влечении к определённому веществу.

Наркомания и токсикомания развиваются постепенно , с нарастанием проявления болезни. Вначале употребление психоактивных веществ связано с желанием просто попробовать. Обычно употребление начинается с единичных случаев, затем становится всё более частым и, наконец, систематическим. Период эпизодических, единичных употреблений составляет начало болезни, а переход к регулярному приёму препарата (вещества) указывает на появление наркозависимости, т. е. глубокого заболевания. Главным признаком заболевания является влечение.

Влечение - это потребность в наркотике (или токсикоманическом веществе), которая проявляется как тяга к нему .

Как формируется это влечение? У каждого человека в головном мозге есть центр удовольствия, который обеспечивает хорошее настроение и реагирует на определённые поступки и поведение человека. Решили сложную задачу - получили удовольствие, встретились с друзьями - получили удовольствие, вкусно пообедали - тоже получили удовольствие. При этом удовольствие мы ощущаем благодаря имеющимся в организме человека специальным регулирующим веществам - нейроме- диаторам1. По своему составу нейромедиаторы 1 являются психоактивными веществами. Их концентрация в организме ничтожно мала. Они-то и обеспечивают получение удовольствия в результате жизнедеятельности человека.

1 Нейромедиаторы - химические вещества, молекулы которых способны реагировать с нервными клетками организма, вызывая их активность.

Совсем другая картина происходит после искусственного введения в организм психоактивных веществ (никотина, алкоголя, наркотиков).

Во-первых , организм не регулирует количество искусственно вводимых веществ, может возникнуть передозировка.

Во- вторых , получение удовольствия от искусственно введённых психоактивных веществ не требует от человека никаких усилий, а значит, ослабляет организм и делает его более восприимчивым к различным заболеваниям.

В-третьих , организм человека получает меньше удовольствия от своего естественного поведения.

В-четвёртых , организм постепенно привыкает к принимаемой дозе психоактивных веществ и уже не может обойтись без постоянного их введения. Эта потребность и есть влечение к наркотику.

Вначале влечение к наркотику проявляется на уровне психической зависимости: наркотик нужен, чтобы восстановить нормальное психическое состояние. Если его не принять, будет плохое настроение, раздражительность, пониженная работоспособность, появятся навязчивые желания.

По мере дальнейшего развития наркомании или токсикомании влечение начинает проявляться на уровне физической зависимости, появляется болезненное влечение к психоактивному веществу. Без дозы препарата у человека происходит расстройство нервной системы и внутренних органов.

С появлением физической зависимости к наркотику начинают меняться поведение человека и его жизненные интересы. Главной заботой для него является утоление возрастающего влечения к наркотику.

В этом состоянии изменяется образ жизни человека, его поведение и отношение к окружающим. Человек на этой стадии наркомании становится несдержанным, озлобленным, подозрительным и обидчивым. Ему свойственно равнодушие к судьбе близких и к собственной судьбе.

Постепенно организм наркомана или токсикомана слабеет и дряхлеет физически. Ослабевают все защитные силы организма, вследствие чего возможно развитие любых заболеваний, инфекционных и неинфекционных. Резко, на 20-30 лет, сокращается продолжительность жизни наркомана, если это можно назвать жизнью.

Мы описали этапы развития заболеваний наркоманией и токсикоманией, заболеваний, на которые человек обрекает себя сам, добровольно, попробовав психоактивное вещество. Такова цена любопытства ощутить удовольствие от опьянения психоактивным веществом.

В подтверждение сказанного приведём отрывок из книги Сергея Баймухаметова «Сны золотые. Исповеди наркоманов». Вот одна из исповедей:

«Самое страшное в наркомании - психологическая сторона. Внутри у человека творится что-то ужасное. Как это передать?.. Я в дневниках писала: это чувство, будто человек попал в могилу. Вот он очнулся, видит, что он живой, у него есть ещё силы, а нет никакой возможности выбраться. Ты живой, но ты уже труп - примерно так. Когда „крыша" едет, тебе кажется, что за тобой, пятнадцатилетней девчонкой, спецслужбы следят, крысы выпрыгивают из-под ног, пауки висят гроздьями, - всё это в тебе, внутри, но в то же время как бы и внешне. Внутри- то ты всё понимаешь... Ну как объяснить?.. Вот сумасшедшие не знают, что они сумасшедшие. Есть же параноики, шизофреники, но они считают себя нормальными людьми. А когда „крыша" едет - ты всё понимаешь, на себя как бы со стороны смотришь и видишь. Но остановиться не можешь. Представьте себе, что вы, именно вы, начинаете на площади раздеваться догола, выкрикиваете какие-то глупости, кроете всех матом... Вы понимаете, что делаете что-то страшное, несовместимое с понятиями, несовместимое с вами, вы этого не хотите, но вы это делаете.

Вот что такое психоз, вот что такое состояние наркомана. Вся психика, мозг, душа, весь человек раздирается на две части, идёт на разрыв. Можно ли это выдержать?»

Специалисты отмечают, что первая проба наркотиков иногда происходит в 8-10 лет, но чаще всего в 11 -13 лет. В боль- шинстве случаев человек, начавший употреблять наркотики, уже не может избавиться от этой пагубной привычки.

Почему же всё новые и новые люди вступают на тропу добровольного самоуничтожения ?

Причин этому несколько, но главная из них: наркотики и их распространение приносит торговцам наркотиков огромные прибыли, исчисляемые миллиардами долларов. Ради этого они готовы на всё.

Для пропаганды наркотиков создана целая серия мифов:

■ наркотики бывают «серьёзные» и «несерьёзные», лёгкие;
■ наркотики делают человека свободным;
■ наркотики помогают решать жизненные проблемы.

Кроме того, у подростков и молодёжи формируется ошибочное мнение: даже если я попробую наркотик, я не стану наркоманом, я смогу преодолеть привычку и бросить употреблять наркотики в любой момент.

Всё это страшный обман, цель его - привлечь как можно больше подростков и молодёжи к потреблению наркотиков, заработав на распространении наркотиков огромные деньги.

Жестокая правда такова: если начал употреблять наркотики, то это навсегда. Считай, что обратной дороги нет.

Проверьте себя

■ Почему наркомания считается практически неизлечимым заболеванием?
■ Почему наркотики приносят их распространителям огромные прибыли? Обоснуйте.

После уроков

Найди в сети Интернет или в средствах массовой информации, в книгах из библиотеки пример того, как заболевание наркоманией молодого человека практически разорило его семью, так как затраты на врачей намного превысили те средства, которые потребовались бы ему на достойное существование в социальной среде. Подготовь сообщение на эту тему.

Тебя пригласили в компанию, где много ребят, которых ты раньше не знал. Один из них демонстративно курит сигареты с улыбкой на лице. На вопрос, какой сорт сигарет он курит, новый знакомый отвечает, что это лёгкая «травка». Неожиданно он предлагает присоединиться к нему, уверяя, что от пары затяжек вам станет хорошо и никакой зависимости от этой «травки» не бывает. Ваши действия?

  • АДАПТАЦИЯ
  • ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
  • ЧЕЛОВЕК
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ
  • ИНДИВИД

Главными компонентами адаптации являются новая социальная среда, новый коллектив, система учебных отношений и новая роль, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на процесс приспособления студентов. Процесс адаптации студентов имеет свои механизмы и осложнения.

  • Профессиональный стандарт педагога и качество подготовки: детерминанты современного образования
  • Формирование валеологической культуры будущих специалистов по социальной работе в вузе
  • Дихотомия социальной ответственности интеллигенции: социокультурный анализ
  • Роль родителей в формировании здорового образа жизни ребенка
  • Проблемы формирования патриотического сознания у подрастающего поколения

Рассматривая адаптацию как процесс и результат приспособления индивида к среде, необходимо отметить понятие «среда».

Окружающая среда - это:

  • сфера обитания и деятельности человечества;
  • окружающий человека природный и созданный им материальный мир.

Социальная среда является одним из факторов формирования и развития личности, этот факт признавался всегда. Психологи, социальные работники и педагоги на протяжении веков в процессе развития науки, культуры, общества изучали взаимовлияние и взаимодействие окружающей среды и человека. К. Д. Ушинский считал, что человек формируется под влиянием всего комплекса воздействий, связанных со средой.

Глубокой верой в человека, в его развитие и совершенствование проникнуты идеи русских демократов XIX В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и другие. Известно высказывание Белинского о том, что создает человека природа, но развивает и образует его общество.

Проблема среды широко разрабатывалась во второй половине 20-х – 30-х гг. Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий подчеркивали, что нужно изучать все факторы, формирующие индивида: и организованные, и стихийные. Среда и её влияние на человека изучалась и теоретически, и в форме конкретных исследований материальных, жилищных, бытовых и культурных условий жизни людей. Существует зависимость между экономическим и социальным положением семьи и уровнем образования, выявлялись специфические особенности жизни людей и влияние на их развитие. Делались различные попытки вносить в окружающую среду людей определенные изменения. Исследование среды велось с классовых позиций, о чем свидетельствуют термины: пролетарская, рабоче-крестьянская, обобществленная, интеллигентская и другая среда.

Поскольку характер влияния среды зависел от качества, то исследователи тех лет, разрабатывая идеальную модель ее использования, видели среду здоровой, нравственной, целесообразной, рационально организованной и пр. Предполагалось, что эта среда должна питать идеалы, создавать хорошие доминанты, творчество, развивать самостоятельность, активность, вырабатывать навыки разумного дисциплинированного поведения и т. д.

Из выше сказанного И. А. Карпюк и М. Б. Чернова определяют понятие «социальная среда».

Социальная среда – часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и так далее.

Социальная среда – это объективно социальная реальность, представляющая собой совокупность материальных, политических, идеологических, социально-психологических факторов непосредственного взаимодействия с личностью в процессе её жизни и практической деятельности.

Основными структурными компонентами социальной среды являются:

  • общественные условия жизни людей;
  • социальные действия людей;
  • отношения людей в процессе деятельности и общения;
  • социальная общность.

Естественная социальная среда, окружающая человека, является внешним фактором его развития. В процессе социализации личности происходит превращение биологического индивида в социальный субъект. Это многогранный процесс, он непрерывный и продолжается на протяжении всей жизни человека. Наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Процесс социализации индивида происходит во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически на сегоднешний день они не все выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других – мало, о третьих – совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социальной среды условно можно объединить в четыре группы:

  1. Мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
  2. Макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных станах.
  3. Мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
  4. Микрофакторы – факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести:

  • способы вскармливания младенца и ухода за ним;
  • формируемые бытовые и гигиенические умения;
  • стиль и содержание общения;
  • элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур);
  • окружающие человека продукты материальной культуры;
  • методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;
  • последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

В процессе развития индивид ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую.

По мнению И. А. Карпюк и М. Б. Черновой, отношение человека к внешним социальным условиям его жизни в социуме имеет характер взаимодействия. Человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями видоизменяет, а вместе с тем и развивает самого себя.

Социальная среда выступает как макросреда (в широком смысле), т.е. социально-экономическая система в целом, и микросреда (в узком смысле) - непосредственное социальное окружение.

Социальная среда является, с одной стороны, очень важным фактором, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой стороны, необходимым условием успешного развития этого процесса. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе. Индивид в обществе может занимать одновременно несколько позиций. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования, то есть права и обязанности, и называется социальным статусом. Статусы могут быть врожденными и приобретенными. Статус определяется поведением человека в обществе. Это поведение называется социальной ролью. В процессе становления и развития личности могут освоиться позитивные и негативные социальные роли. Освоением личности ролевого поведения, обеспечивающего ему успешную включенность в социальные отношения. Этот процесс приспособления к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Таким образом, социальная среда оказывает большое влияние на социализацию личности посредством социальных факторов. Здесь можно выделить тот факт, что человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями видоизменяет, а вместе с тем и развивает самого себя. А способом гармонизации индивида со средой является стратегия социальной адаптации.

Список литературы

  1. Альбуханова- Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская - М.: Мысль, 1991. - 301 с.
  2. Волков, Г. Д. Адаптация и ее уровни / Г. Д. Волков, Н. Б. Оконская. - Пермь, 1975. - 246 с.
  3. Георгиева, И. А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: автореф. дис. канд. психол. наук. / И. А. Георгиева - Л., 1985. - 167 с.
  4. Завьялова, Е. К. Вестник Балтийской педагогической академии / Е. К. Завьялова - СПб., 2001 - 28 с.
  5. Ковалев, А. Г. Психология личности. / А. Г. Ковалев - М.: Мысль, 1973. - 341 с.
  6. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «академия», 2000. - 200с.
  7. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, В. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. - М: Педагогика-Пресс,

Тема: « Влияние социальной среды на здоровье человека». Интегрированный урок в 8 классе.

Задачи : сформировать у учащихся представление о влиянии на организм человека никотина, алкоголя, наркотиков; рассмотреть разные способы противостояния отрицательному давлению социальной среды; подготовить школьников к принятию взвешенных, разумных решений.

Оборудование : таблицы «Вред курения», « Вред алкоголя», плакаты «Действие алкоголя на мозг человека», «Состав табачного дыма», на доске плакат с эпиграфом к уроку « Каждая крайность - плод ограниченности ума и мелкости духа» (Бальзак).

Предлагаемый интегрированный урок проводился учителями биологии и обществознания в 8 классе. В его подготовке были задействованы все учащиеся. Школьники объединились в 2 группы и готовили сообщения по темам, предложенные учителями, некоторые дети подбирали иллюстративный материал, оформляли кабинет. Ребята по одному из групп представляла

« журналистов», брала интервью у курящих и некурящих школьников, используя вопросы: когда впервые ты закурил? Что ты испытываешь во время курения? После курения? Вредно курение или нет? Хотел бы ты бросить курить? ЧТО НЕ ПРИВЛЕКАЕТ ТЕБЯ В КУРЕНИЕ? УЧАСТНИКИ ЭТОЙ ЖЕ ГРУППЫ ГОТОВИЛИ ОТВЕТЫ НА ПИСЬМА ШКОЛЬНИКОВ.

ПЛАН УРОКА

I .Вступительное слово учителей биологии и обществознания, сообщение темы и целей урока.

II . Основная часть урока.

    Самостоятельная работа учащихся в группах по заданиям.

    Заслушивание сообщений учащихся.

    Разоблачение вредных привычек.

    Ответы « журналистов» на письма школьников.

    Практическая работа: « Курение как угроза жизни».

III . Заключительная часть урока. Выводы и обобщения.

IV . Домашнее задание.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Здоровье- не личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни- это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе, поэтому во многом наше здоровье зависит от нас самих – правильного питания, закаливания, занятий физкультурой, ухода за кожей и полостью рта, соблюдения рационального суточного режима.

Всякая неумеренность, невоздержанность доставляют человеку страдания, приводят к болезням, снижают его интеллект. Аристотель говорил о том, что у умных людей страсти согласуются с разумом. Хорошее расположение духа возникает от умеренности в наслаждениях. Недостаток и излишество обыкновенно переходят друг в друга и приводят нередко к физическим и моральным потрясением.

Физический, психический, моральный, экономический ущерб человеку и обществу наносят пьянство, алкоголизм, наркомания и такая вредная привычка, как курение. Все эти пороки сегодня широко распространены среди молодежи. Как уберечься от этих пристрастий? Как воздвигнуть вокруг себя стену, препятствующую проникновению в вас этих пороков? И возможно ли это когда столько соблазнов, когда нет видимых запретов? Оказывается это возможно, и сегодня на уроке мы попробуем доказать, что подростки могут разумно повелевать своими страстями.

II . Основная часть урока.

1. Самостоятельная работа учащихся в группах по выполнению заданий.

Задание для 1-й группы.

А. Прокомментируйте следующие слова: « Некоторые утверждают, что употребление 100 г алкоголя перед едой способствуют улучшению аппетита». Согласны ли вы с этим? Почему для людей, злоупотребляющих алкоголем, характерен сине-багровый цвет лица и носа?

Б. Русский психиатр Павел Иванович Ковалевский говорил о том, что пьянство есть величайшее зло для человека, общества, государства. Объясните, в чем заключается зло, приносимое пьянством: а) человеку; б) обществу; в) государству.

В. Во многих странах мира в поездах существуют вагоны для курящих и некурящих, в ресторанах - залы для курящих и некурящих. Как вы думаете, в чём причина принятия таких мер?

Г. Пользуясь учебником, выясните какое влияние оказывает алкоголь и никотин на сердце и сосуды человека.

Задание для 2-й группы.

А. Подлежит ли ответственности юридическое ответственное лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения или под действием наркотиков?

Б. Какая мера ответственности может быть определена лицам, склоняющим к употреблению наркотических веществ несовершеннолетних подростков?

В. Как вы думаете, каким образом связаны наркомания и преступность?

Г. Можно ли к лицам, совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании, применять принудительные меры медицинского характера?

Проводится обсуждение вопросов, делается вывод: алкоголь, табакокурение, наркомания пагубно влияют на здоровье человека. Вредные привычки приводят к различным правонарушениям.

Учитель биологии . Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% - от работы медиков. Остальные 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

На продолжительность жизни людей влияют различные факторы – наследственность, окружающая среда, вредные привычки, образ жизни.

2. Заслушивание сообщений учащихся.

А. Человек и среда его обитания.

Человек - один из 3 млн. биологических видов, живущих на Земле. Однако он не только представитель живой природы, но и социальная личность. Среда обитания человека-совокупность всех условий живой и неживой природы, а также материальные и культурные ценности, созданные им же.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств, приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Чем разумнее использовать природные богатства, тем больших успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.

Так в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: « Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Человек в природе - это мощный экологический фактор, изменяющий облик планеты, ухудшающий качество окружающей среды, что является причиной возникновения и расширения таких заболеваний, как аллергические, онкологические. сложные социальные отношения людей приводят к распространению таких заболеваний, как алкоголизм, наркомания.

Б. Влияние факторов среды на состояние дыхательной системы человека.

Экологические факторы, а именно температура, влажность воздуха, его химический и бактериальный состав, скорость движения -оказывают непосредственное влияние на органы дыхания человека. С ними связана сезонность острых респираторных заболеваний. Причём влияние факторов окружающей среды в большей степени сказывается при ослаблении организма и снижении его защитных свойств. Наиболее опасные канцерогены, содержащиеся в воздухе,- асбест, бензопирен. Эти вещества входят в состав выхлопных газов автомобилей, табачного дыма и считаются причиной развития рака лёгких- наиболее опасного заболевания органов дыхания.

В. Влияние курения на сердечно-сосудистую систему .

Данные статистического обследования курящих и некурящих подростков в возрасте 15-17 лет говорят о том, что стаж курения до 5 лет существенно не влияет на частоту сердечных сокращений, однако величина артериального давления у курящих выше. Даже однократное курение вызывало у всех подростков учащение пульса (тем больше, чем меньше возраст), сохранявшееся в течение 15 мин. после курения. Ударный объём крови сразу после курения снижался у 15-летних подростков и повышался у юношей 16-17 лет. Ослабление кровотока у курящих подростков влияет на формирование и рост организма.

Г. Воздействие алкоголя на нервную систему человека.

Употребление алкоголя и наркотиков можно считать наиболее опасными социально- экологическими факторами. Их влияние следует рассматривать не только с позиции закономерности их воздействия на организм, но и с позиции нравственности, закона. Человек быстро избавляется от появляющейся зависимости. Особенно сильно страдает детский организм, его ещё не сформировавшаяся нервная система. Алкоголизм- серьёзное заболевание, обусловленное пристрастием к употреблению алкоголя и приводящее к полной психической и физической зависимости от него, к необратимым изменениям в организме (в первую очередь в нервной системе), к деградации личности.

Д. Физическая и психическая зависимость от наркотиков.

На человека воздействует социальная среда, в которой он живёт, - общество в целом, семья, знакомые, сослуживцы. Это происходит на протяжении всей его жизни. Малыши копируют взрослых, для подростков важно мнение сверстников. Влияние окружающих может быть положительным и отрицательным.

Одна из самых страшных бед нашего времени- употребление наркотических веществ. Наркомания, подобно раковой опухоли, развиваясь, задевает не только тело, но и душу. Чем позже распознаётся этот недуг, тем сложнее процесс лечения, который, к сожалению, не всегда приводит к полному выздоровлению. Не все молодые люди в полной мере осознают эту опасность, считая, что взрослые её сильно преувеличивают.

После выступлений делается вывод : вредные привычки влияют на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную систему человека, а также наступает физическая и психическая зависимость от них.

3. Разоблачение вредных привычек .

Учитель биологии . Одна из самых страшных бед нашего времени – употребление наркотических веществ. Наркомания, подобно раковой опухоли, развиваясь, задевает не только тело, но и душу. Чем позже распознаётся этот недуг, тем сложнее процесс лечения, который, к сожалению, не всегда приводит к полному выздоровлению.

Во всём мире отмечается парадоксальный факт: несмотря на все усилия в борьбе с наркотиками, осведомлённость молодёжи об истинных последствиях их употребления снижается. Это отчасти связанно с активным внедрением в сознание молодёжи ряда мифов о наркотиках.

Каждое объединение получило задание – разоблачить один из этих мифов.

Миф первый: попробуй, - пробуют все . Это неправда. Статистика показывает, что чаще всего жертвами подобной ложной аргументации становятся подростки, склонные к конфликтам, к лживости, с неуравновешенным характером. Такие личности не способны к целенаправленной деятельности, плохо учатся в школе. Они же впоследствии становятся и распространителями наркотиков, что неизбежно, поскольку только таким путём они могут обеспечить себя деньгами на наркотики.

Миф второй: попробуй, - вредных последствий не будет.

Доказано, что пристрастие к некоторым наркотикам может возникнуть и после 1-2 приёмов. Кроме того, индивидуальная чувствительность организма может привести к летальному исходу при первой же инъекции наркотика. В условиях подпольного, кустарного производства наркотиков невозможно избавиться от вредных примесей и точно дозировать вещество, что часто становится причиной тяжёлых отравлений.

Миф третий: попробуй, - если не понравится, то бросишь . Многие считают, что особых проблем не будет, поскольку человек, обладающий определённой волей, в состоянии немедленно и бесповоротно отказаться от наркотиков. При этом обычно находится свидетель, знакомый с тем, кто после периода серьёзного злоупотребления, проявив волю, прошёл через «ломку» и теперь вот уже месяц (два, тир) не употребляет наркотики. Это редчайшие случаи. Ведь при употреблении любых наркотиков, « лёгких» или « тяжёлых», прежде всего страдает воля. Происходит то, что наркологи называют энергетическим снижением: ослабляются именно волевые качества личности, снижается или теряется целеустремлённость - человек становится неспособным к продуктивной деятельности, часто прекращает учиться, теряет работу. Каждый должен знать, что медицина, к сожалению, оказывает малоэффективную помощь наркоманам. В её арсенале нет реальных средств подавления психической зависимости.

Миф четвёртый: о существовании « безвредных» наркотиков . Таковых не существует! Не все наркотики вызывают физическую зависимость, но все они даже при незначительном употреблении пагубно влияют на личность. Психическая зависимость часто развивается даже в случаях употребления таких «лёгких» наркотиков, как марихуана: ослабляется воля, утрачивается интерес к жизни, человека перестаёт волновать то, как он выглядит.

Учитель подводит итог выступлений школьников: каждый может стать объектом « доброжелателя», пытающегося привлечь к опаснейшему для человечества « занятию». В этом случае каждый человек должен быть готов решительно противостоять таким попыткам, должен знать, что «добрый» приятель, который будет убеждать попробовать «травку» просто из любопытства, дескать, если не понравится, тогда можно бросить, как правило, преследует самые корыстные цели, жёстко используя неопытного. Школьники должны помнить, что никто из погибающих наркоманов не собирался продолжать приём наркотиков, все хотели лишь попробовать, удовлетворить любопытство. Конец для них, как правило, трагичен: загубленная человеческая судьба, сама жизнь!

Подводится итог . Из сообщений мы узнали, что «безвредных» наркотиков не бывает, никто из наркоманов не собирался продолжать приём наркотиков, все хотели лишь попробовать. Но конец для них трагичен.

Учитель обществознания . Каждый может стать объектом внимания «доброжелателя», который попытается привлечь к опаснейшему для человека

« занятию». В этом случае каждый человек обязан быть готовым решительно отклонить такие попытки и помнить, что этот «добрый» приятель, как правило, преследует самые корыстные цели, жестоко используя неопытного.

На скамью подсудимых ежегодно попадают тысячи подростков. Два из каждых трёх преступлений совершаемые несовершеннолетними – имущественные: кражи, грабежи, разбои. Растёт число несовершеннолетних, осуждённых за распространение наркотиков. Примерно каждый юный преступник при совершении преступления находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Помните: каждое правонарушение-это деньги честных людей и они имеют право возмущаться действиями преступников по двум основным причинам: первая-преступник угрожает их жизни, здоровью, имуществу; вторая- это борьба с преступностью осуществляется за их счёт.

Вопрос . Как вы думаете, к чему приведёт отсутствие наркотиков у наркозависимого человека?

Предполагаемый ответ. Отсутствие наркотиков в организме приводит к страшным физическим страданиям. Нарастает слабоумие. Происходит износ организма, а затем - его гибель.

У человека на этой стадии остаётся в жизни один интерес – где и как добыть наркотики. А их требуется всё больше и больше.

Вопрос . Какова уголовная ответственность за преступления, связанные с наркотиками?

Предполагаемый ответ . На основе статьи 228. Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ. Наступает уголовная ответственность. Она предусматривает лишение свободы на срок от трёх до пятнадцати лет с конфискацией имущества, в зависимости от совершённого деяния.

Лицо, добровольно сдавшее наркотическое или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

4. Ответы «журналистов» на письма школьников. Ребята представляющие «журналистов» прочитали письма, сделали выводы в виде ответов на письма школьников.

Письмо первое : «Дорогая редакция! У нас во дворе есть футбольная команда. Мы часто играем в футбол, но большинство моих друзей курят и постоянно посмеиваются надо мной потому, что я не курю. Я считаю, что спорт и курение несовместимы. А совсем недавно друзья заявили мне, что если я не начну курить, то они перестанут меня уважать.

Может, мне начать курить? Я не знаю, как мне быть, как поступить. Сохранить своё здоровье или уважение друзей? Олег».

Ответ: « Дорогой Олег! Ты совершенно прав, что спорт и курение несовместимы, потому что эта вредная привычка пагубно влияет на организм человека. И, конечно, нужно выбрать здоровье. А друзья, которые ставят перед тобой подобный ультиматум, уже не друзья, ведь дружба не строится на каких-то условиях. И не переживай: настоящих друзей, которые разделяют твою точку зрения по поводу курения, ты обязательно найдёшь».

Письмо второе : « Дорогая редакция! Меня зовут Елена. Я учусь в 9 классе. Недавно поссорилась со своей подругой, а ведь мы дружили с ней с детства. Галя пригласила меня зайти к ней после школы. У неё дома собираются её новые приятели. Они курят и выпивают. В последнее время Галя изменилась. Она сказала мне, что я несовременная, а такие парням не нравятся.

Посоветуйте, как мне быть?

Ответ: « Елена, мы, корреспонденты местной газеты, советуем тебе, не брать пример со своей подруги. Ей только кажется, что она стала взрослой. На самом деле, если она не изменит своё окружение, в ближайшем будущем её ждут серьёзные неприятности. И не думай, что только такие, как Галя, нравятся молодым людям. Ты наверняка встретишь в жизни более достойных людей!».

    Прослушав письма и ответы на них, обсудили и сделали вывод, что если мы хотим быть физически и умственно развиты, нужно бороться за своё здоровье. Людей, которые разделяют такую точку зрения намного больше.

5. Практическая работа: « Курение как угроза жизни».

Цель занятия : в результате этого занятия учащиеся должны уметь описать физиологические последствия курения и влияние табачной смолы на живую ткань.

Задача : продемонстрировать учащимся, что смолистые вещества немедленно проникают в рот и лёгкие. Учителю нужно иметь необходимое оборудование, изготовить прибор для курения.

Оборудование: прозрачная пластиковая бутылка из-под моющего средства с колпачком; трубка с сигарету длиной 5-7,5 см.; шарик из ваты; пластилин; сигарета; спички.

Содержание занятия . 1. Подготовить прибор для курения. Для этого необходимо сделать: в крышке проделайте отверстие размером с диаметр трубки. Вставьте трубку и замажьте отверстие пластилином. Вставьте ватный шарик в отверстие с одного конца трубки, сигарету- с другого. Наверните крышку. Сжав бутылку, выдавите из неё воздух. Зажгите сигарету и начните медленно и равномерно ослаблять давление на бутылку .

Вопросы по проделанной работе :

Как выглядит ватный шарик после эксперимента? (При проникновении в ватный шарик никотина и других структур табачного дыма изменился цвет шарика)

Какую форму имеет пластиковая бутылка? (пластиковая бутылка сдавлена)

Как вы думаете, какой эффект оказывает курение на внутреннюю поверхность ваших лёгких? (Компоненты табачного дыма поражают просветы лёгочных альвеол, стенки которых состоят из поверхностно-активной плёнки, которая защищает лёгкие от действия инородных частиц.)

Задание . Прочитать статью «Курение как угроза жизни».(§ 29 учебника)

Вопрос. Подробно охарактеризуйте одно из заболеваний, вызываемых курением.

Примерный ответ . Главной причиной возникновения и развития «табачного» кашля становятся капли дёгтя, осевшие в лёгких. Они приводят к повышенному выделению секрета и слизи, связанному с отделением мокроты при кашле. Вместе с другими растворимыми в воде веществами никотин вызывает спазмы гладкой мускулатуры бронхов и снижает пропускную способность лёгких. Вследствие этого возникает постоянный воспалительный процесс – хронический бронхит и постоянный спазм лёгких – эмфизема лёгких. Оба эти заболевания являются типичными для курильщиков и постепенно приводят к лёгочной недостаточности: одышке, бронхиальной астме, ко всем серьёзным заболеваниям, связанным с систематическим нарушением газового обмена в организме и повышающим его податливость к различным инфекциям.

Вывод к работе : таким образом, курение однозначно сказывается на функциональном состоянии дыхания.

III . Заключительная часть урока. Выводы и обобщения.

Обобщающая беседа, в ходе которой школьники предлагают способы противостояния пагубным привычкам.

Предполагаемые ответы.

    Подростки должны больше времени уделять спорту.

    Чаще прибывать на свежем воздухе, ходить в походы.

    Рассказывать своим друзьям о вреде вредных привычках и к чему они могут привести.

    Изучать правовые аспекты, связанные с употреблением алкоголя, табакокурения, наркотиков.

Урок заканчивается словами учителя биологии. Будем мы здоровы или нет, зависит от нас с вами, от каждого из нас!!!

IV . Домашнее задание.

    Индивидуальное задание: выпустить санбюллетень «Наркотики и СПИД».