Витязь на распутье. Васнецов В.М. «Витязь на распутье». Описание картины

История создания

Описание и анализ

Описание картины «Витязь на распутье» В. Васнецова

Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.

История создания

Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.

Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году - представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.

В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.

Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.

Описание и анализ

На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.

Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.

На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?

И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.

Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.

Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?

Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.

Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.

Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.

Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.

В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.

Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Сегодня – «Витязь на распутье» Виктора Васнецова . Тем более, что 15 мая по новому стилю у художника день рождения.

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882 г, холст, масло. 167x299 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Факт первый. Былинный

В середине 1870-х годов Васнецов стал увлекаться былинами и русскими сказками. Это отразилось и на творчестве набиравшего популярность художника. Он делает карандашные наброски ко многим своим будущим картинам. «Витязь на распутье» вдохновлен историей про Илью Муромца и разбойников. Как известно, былинный богатырь подъехал к камню, на котором были начертаны три варианты продолжения пути: стать женатым, богатым или сложить «свою буйну голову». Момент принятия богатырем решения и запечатлен на полотне.

Факт второй. Братский

Работа над картиной началась с нескольких набросков. Дальше пошли этюды, на которых сформировалась композиция картины. Художник долго работал над фигурой богатыря. В первых версиях Илью Муромца он срисовал со своего брата Аполлинария – кстати, тоже художника. Но Аполлинарий был молодым человеком не самых богатырских размеров. Пришлось продолжать поиски. Со временем богатырь стал более кряжистым и даже монументальным. Таким, каким он и представляется читателем былин.

Факт третий. Исторический

Первый вариант картины Васнецов закончил в 1877 году. Спустя год он показывал ее на передвижной выставке, и картина пользовалась успехом. Обращение к сюжетам былин тогда было в диковинку. Но этот сюжет долго не покидал Васнецова, поэтому он продолжил поиски. Финальный вариант сформировался только пять лет спустя, в 1882-м. Он не на шутку отличается от того, что демонстрировался на выставке 1878 года.

Факт четвертый. Художественный

За пять лет картина изменилась так, будто над ней работали разные люди. Если в первых эскизах витязь почти целиком повернут лицом к зрителю, то в варианте 1882 года он сидит к нему спиной. Затер Васнецов и дорогу, по которой пришел богатырь - она была видна в первых версиях. Это было сделано для того, чтобы показать: пути назад нет. Практически без изменений остались только камень, черный ворон, кости на земле и безрадостный болотистый пейзаж. Этот вариант картины сразу же был признан шедевром. Вскоре он попал в коллекцию к Савве Мамонтову – меценату, который оказывал серьезную поддержку многим художникам и Васнецову в том числе.

Факт пятый. Текстологический

Надпись на камне повторяет былинный текст. Причем Васнецов провел настоящее историческое исследование, сравнивая разные записи этой истории (их насчитывается несколько десятков). Установив, какая именно надпись должна быть на камне, Васнецов решил не выкладывать все карты на стол. Зритель видит слова «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». А вот продолжение фразы: «Направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти» уже не видны. Художник ловко спрятал их под мох.

Факт шестой. Загадочный

Внимательные зрители заметили на картине важную нестыковку. Дело в том, что в руках у Ильи Муромца изображено пехотное копье, которым не пользовались всадники. У этого копья есть «подток» - так называют окованный тупой конец. Он нужен для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конницы. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна. Почему Васнецов сделал такую ошибку – до сих пор загадка. Особенно если учитывать, что на остальных «былинных» полотнах художника копья у богатырей – нормальные.

Факт седьмой. Музейный

Версия картины 1882 года хранится в Государственном Русском музее. А первая версия 1878 года - в Серпуховском историко-художественном музее. Существует еще несколько «промежуточных» вариантов и эскизов, они находятся в частных коллекциях. Причем некоторые – за рубежом.

Факт восьмой. Производственный

«Витязь на распутье» стала первой работой из былинной серии Васнецова. Дальше художник создал еще несколько работ на эту тему. Особенно известны стали «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный » (1897).

Факт девятый. Богатырский

Илья Муромец еще несколько раз появлялся на полотнах Васнецова. Самый известный пример – картина «Богатыри», на которой в дозоре стоят еще и Алеша Попович с Добрыней Никитичем. А в последний раз этого былинного героя Васнецов изобразил в 1914 году. На картине «Илья Муромец» хмурый богатырь летит куда -то на своем коне. Время было суровое, военное, поэтому картина больше напоминает агитационный плакат: «Дадим отпор врагу». Кстати, в правой руке у Ильи хлыст, а в левой – вполне подходящее копье.

Факт десятый. Посмертный

Картина «Витязь на распутье» так прославила Виктора Васнецова, что когда художник умер в 1926 году, на его надгробии был использован именно этот сюжет. Кстати, его могила на Лазаревском кладбище в Москве позже была перенесена на Введенское кладбище. Старый погост городские власти решили уничтожить. Это была последняя развилка в жизни Васнецова.

Картина «Витязь на распутье» была написана В. М. Васнецовым под влиянием русской народной сказки «Илья Муромец и разбойники». Первые этюды к этому сюжету датируются началом 1870-х годов.

Первый вариант произведения был окончен в 1877 году, и через год автор представил его всеобщему обозрению на VI Передвижной выставке. В 1882 году увидел свет окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова.

В центре композиции находится фигура самого богатыря – Ильи Муромца. Сначала В. М. Васнецов задумывал развернуть фигуру воина к зрителю, но в окончательном варианте вид на витязя открывается со спины сбоку, и лица не видно.

Илья Муромец сидит на мощном боевом коне белого цвета и вооружен копьем, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел. Вся его фигура монументальна, она выражает уставшую решимость.

Задумчивость его позы отражается в склонившейся немного книзу голове, наклоненном вниз копье. Автор желает показать единство помыслов воина и его бравого коня: поза лошади повторяет фигуру Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на крепких ногах.

Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному», текст полностью повторяет былинный. Идущие за этой фразой слова, и так известные любому жителю России, автором в процессе переработки были спрятаны и частично стёрты.

Общее настроение картины подчеркивает мрачный задний фон. Болотистая местность, неприветливая тощая растительность, разбросанные по округе камни мрачных серых, зелёных и бурых тонов, а также разбросанные по земле кости и летающий над полем ворон делают понятным, что нелегко славному воину на чужбине. Он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Витязь на распутье», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

«На распутье» Иван Бунин

На распутье в диком древнем поле
Черный ворон на кресте сидит.
Заросла бурьяном степь на воле.
И в траве заржавел старый щит.

На распутье люди начертали
Роковую надпись: «Путь прямой
Много бед готовит, и едва ли
Ты по нем воротишься домой.

Путь направо без коня оставит –
Побредешь один и сир, и наг, —
А того, кто влево путь направит,
Встретит смерть в незнаемых полях…»

Жутко мне! Вдали стоят могилы…
В них былое дремлет вечным сном…
«Отзовися, ворон чернокрылый!
Укажи мне путь в краю глухом».

Дремлет полдень. На тропах звериных
Тлеют кости в травах. Три пути
Вижу я в желтеющих равнинах…
Но куда и как по ним идти?

Где равнина дикая граничит?
Кто, пугая чуткого коня,
В тишине из синей дали кличет
Человечьим голосом меня?

И один я в поле, и отважно
Жизнь зовет, а смерть в глаза глядит…
Черный ворон сумрачно и важно,
Полусонный, на кресте сидит.

Анализ стихотворения Бунина «На распутье»

Получив домашнее образование, Иван Бунин мечтает связать свою жизнь с литературой. Против воли родителей он покидает родовое имение и устраивается на работу в орловскую типографию простым корректором, надеясь, что со временем сможет здесь издать сборник своих стихов. Однако именно работа в газете помогла юному поэту открыть в себе дар публициста, и очень скоро Бунин стал сомневаться в том, каково же его истинное признание.

В 1900 году автор публикует стихотворение под названием «На распутье», в котором делится собственными сомнениями. Это произведением написано по мотивам русских былинных сказок, однако автор привносит в него свой, особый смысл, который легко угадывается между строк. Действительно, как и русские витязи, Бунин оказывается на жизненном распутье, и перед ним открывается сразу три дороги. Первая из них может сделать из 20-летнего молодого человека известного поэта, вторая сулит лавры публициста. Ну, а третий вариант – вернуться домой и стать управляющим в собственном имении. Как и в былине, каждая из дорог обещает автору смерть, и это неудивительно, потому что каждый человек рано или заканчивает свой земной путь. Однако Бунина в большей степени волнует не это, а то, насколько правильным окажется его выбор. Поэтому он обращается к ворону, сидящему на кресте-указателе, с просьбой помочь выбрать правильную дорогу. О том, насколько принятие подобного решения является для автора важным, можно судить по его душевному состоянию. «Жутко мне! Вдали стоят могилы…». Конечно, поэт утрирует свое внутреннее состояние, однако бесспорно что он действительно боится ошибиться в своем решении и не знает как же правильно поступить.

У Бунина слишком много советчиков, которые видят в нем разностороннего и достаточно одаренного человека. Родители и брат настаивают на том, чтобы он вернулся домой, гражданская супруга Варвара Пащенко видит в Бунине талантливого поэта. Сам же автор все чаще задумывается о том, чтобы начать писать рассказы.

В итоге первый вариант, который сулит «смерть в незнаемых полях», автор практически сразу же отвергает. Однако выбрать между прозой и поэзией он не в состоянии. Именно по этой причине сегодня Бунин известен как автор прекрасных стихов, однако еще более огромной популярностью пользуются его романы, повести и рассказы. «Жизнь зовет, а смерть в глаза глядит», — именно так объясняет свой выбор Бунин и нисколько не жалеет о том, что пошел сразу по двум дорогам.

Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем - куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.

История создания
Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.

Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году - представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.

В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.

Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.
Описание и анализ

На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.

Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.

На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей - «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?

И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.

Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.

Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?

Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.

Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.

Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.

Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.