Творчество и краткая биография замятина евгения. Творчество Евгения Замятина – кратко Замятин личная жизнь


Замятин Евгений Иванович
Родился: 20 января (1 февраля) 1884
Умер: 10 марта 1937

Биография

Евгений Иванович Замятин (20 января 1884, Лебедянь, Тамбовская губерния - 10 марта 1937, Париж, Франция) - русский писатель, критик и публицист.

Отец - православный священник, мать - пианистка.

С 1893 по 1896 годы Замятин посещал Лебедянскую гимназию, а потом учился в Воронежской гимназии. В 1902 году, окончив гимназию с золотой медалью, записался на кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института:
«В гимназии я получал пятерки с плюсами за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского Политехникума.»

Четыре года спустя Замятин становится социал-демократом (большевиком) и принимает участие в жизни революционной студенческой молодежи. Тогда же он встречает свою будущую жену - Людмилу Николаевну Усову (1883-1965). Летом 1905 года при возвращении из поездки в Египет через Одессу был свидетелем восстания на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический». В 1906 году Замятина арестовали и выслали назад в Лебедянь. В том же году он нелегально возвращается в Петербург и заканчивает институт.

В 1908 году Замятин выходит из партии и пишет свой первый рассказ - «Один». Два года спустя начинающий автор преподаёт на кораблестроительном факультете, работает инженером и одновременно заканчивает рассказ «Девушка». В 1911 году Замятина высылают за нелегальное проживание из Петербурга. Евгений Иванович принуждён жить в Лахте, где он пишет свою первую повесть «Уездное». Это произведение привлекает внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе Горького. «На куличках» - следующая повесть Замятина - также получает хорошие оценки критиков.

Во время Первой мировой войны Замятин выступал с антивоенных интернационалистических позиций, за повесть «На куличках» в 1914 году был привлечён к суду и сослан в Кемь. В марте 1916 года, отбыв ссылку, Евгений Замятин был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Он был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», получившего после Октябрьской революции имя «Ленин». Во время командировки создаёт повесть «Островитяне» (1917) - тонкую сатиру на английский быт.

В сентябре 1917 года Замятин вернулся в Россию. В 1921 году организовал группу молодых писателей «Серапионовы братья». Её членами были Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Николай Тихонов и др. После революции печатается запрещённая ранее повесть «На куличках».

Во время Гражданской войны в России, оставаясь убеждённым социалистом, Замятин критиковал политику большевистского правительства. В частности, в марте 1919 года он вместе со многими известными деятелями искусства (А. А. Блок, А. М. Ремизов, Р. В. Иванов-Разумник, К. С. Петров-Водкин) был арестован во время спровоцированных левыми эсерами рабочих волнений на заводах Петрограда. Вопрос о его высылке дважды обсуждался на Политбюро.

В начале 1920-х годов Замятин создаёт роман «Мы». Советская цензура увидела в нём прикрытую издёвку над коммунистическим строем и запретила публикацию. Без согласия автора роман был издан на английском языке в Нью-Йорке в 1924 году, а затем на чешском (1927) и французском (1929) языках, после чего произведения Замятина перестали печатать в СССР. На волне жёсткой критики Замятин в 1929 году заявляет о выходе из Союза писателей, а в июне 1931 года пишет письмо И. В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу. Он получает положительный ответ (по ходатайству Горького) и в ноябре 1931 года уезжает - сначала в Ригу, затем в Берлин, откуда в феврале 1932 года перебирается в Париж.

Замятин пишет статьи для французских газет, основная тема - состояние современной русской прозы, а также искусства авангарда. Он продолжает работать над рассказами и киносценариями, в частности, в соавторстве с Жаком Компанезом пишет сценарий для фильма Жана Ренуара «На дне» (экранизации одноимённой пьесы Горького). В 1934 году - будучи эмигрантом, что беспрецедентно - был вновь принят в Союз писателей (по собственной просьбе, с одобрения Сталина), а в 1935 году участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации.

Замятин скучает по родине до своей смерти. Писатель скончался 10 марта 1937 года в Париже. Похоронен на Парижском кладбище в Тье (дивизион 21, линия 5, могила 36).

Творчество

Основная статья: Мы (роман)
В начале романа один из многих нумеров (так называют людей), инженер Д-503, с восторгом описывает основанную на математике организацию жизни в городе-государстве под властью всемогущего «Благодетеля». Он и не задумывается о том, что можно жить по-другому: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и «Благодетеля». Но после встречи с I-330 он входит в группу революционеров, стремящихся к продолжению революции и уничтожению существующего в городе строя.

По-видимому, на Замятина повлиял опыт, приобретённый во время пребывания в Англии в 1916-1917 годах. Последующие антиутопии английских писателей Джорджа Оруэлла («1984», опубл. в 1949) и О. Хаксли («О дивный новый мир», 1932) во многом аналогичны роману «Мы». Роман «Мы» повлиял также на Р. Д. Бредбери («451° по Фаренгейту», 1953).

На русском языке «Мы» вышел в 1952 году в США, в Издательстве им. Чехова (Нью-Йорк), в России - лишь в 1988 году.

В 1926 году БДТ в Ленинграде была поставлена пьеса «Блоха» по мотивам произведения Н. Лескова «Левша»; в МХАТе-2 также поставлены пьесы Замятина.

Последующие произведения Замятина, в том числе несколько пьес, не были допущены советской властью к отечественной публике.

Замятин - блестящий стилист, оказавший сильное влияние на многих русских писателей. Он писал в стиле «орнаментальной прозы» А. Ремизова, доведя её до сатирического, часто гротескного сюрреализма, который называл неореализмом. В стремлении 3амятина к ясным повествовательным структурам и математическим метафорам сказывается его инженерное образование.
- Вольфганг Казак

Романы

«Мы» (1920)
«Бич Божий» (незавершённый роман) (1935)

Повести

«Уездное» (1912)
«На куличках» (1913)
«Алатырь» (1914)
«Островитяне» (1917)
«Север» (1918)
«Ловец человеков» (1921)
Сборники рассказов|
«Сказки» (1914 - 1917)
«Бог»
«Петр Петрович»
«Дьячок»
«Ангел Дормидон»
«Электричество»
«Картинки»
«Дрянь-мальчишка»
«Херувимы»
«Большим детям сказки» (1917 - 1920)
«Иваны»
«Хряпало»
«Арапы»
«Халдей»
«Церковь божия»
«Бяка и Кака»
«Четверг»
«Огненное А»
«Первая сказка про Фиту»
«Вторая сказка про Фиту»
«Третья сказка про Фиту»
«Последняя сказка про Фиту»

Рассказы

«Один» (1908)
«Девушка» (1911)
«Три дня» (1913)
«Чрево» (1913)
«Студенческий сынок» (1914)
«Правда истинная» (1914)
«Кряжи» (1915)
«Африка» (1916)
«О святом грехе Зеницы-девы» (1916)
«Картинки» (1916)
«Мученица науки» (1916)
«Письменно» (1916)
«Глаза» (1917)
«Дракон»(1918)
«Мамай» (1920)
«Пещера» (1920)
«О блаженном старце Памве Нересте…» (1920)
«Я боюсь» (1921)
Арапы (1922)
Русь (1923)
Рассказ о самом главном (1923)
Видение (1924)
Буриме (1924)
О чуде, происшедшем в Пепельную Среду… (1924)
Краткая история литературы от основания и до сего дня (1924)
Общество Почетных Звонарей (1925)
Десятиминутная драма (1925)
Икс (1926)
Слово предоставляется товарищу Чурыгину (1927)
Ёла (1928)
Наводнение (1929, экранизирован дважды - «Зверь, выходящий из моря» и «Наводнение»)
Мученики науки (1929)
Эпитафии 1929 года (1929)
Часы (1934, экранизирован)
Лев (1935)
Встреча (1935)

Биография Евгения Ивановича Замятина насыщена и полна интересных фактов. Сколько бы государство «не ломало» писателя, его дух не сломился, поэт продолжал заниматься любимым делом и яро отстаивал свои позиции.

Евгений Замятин появился на свет 20 января (1 февраля) 1884 года в Тамбовской губернии, в городе Лебедяне. Отец работал священником и преподавал Слово Божие, а мать была пианисткой. В 4 года мальчик уже читал Гоголя и серьезную литературу вместо букваря.

В 1893 году родители отправили ребенка в Лебедянскую гимназию, где будущий поэт проучился до 1896-го. Потом семья переехала в Воронеж, и юноша закончил Воронежскую гимназию с золотой медалью в 1902 году. В школьное время Замятин отлично справлялся с гуманитарными науками, но математика ему не давалась.


В 1902 году юноша поступил в Политехнический институт Санкт-Петербурга, на факультет кораблестроения, где математические дисциплины изучались в первую очередь. В 1905-м Евгений Иванович вступил во фракцию большевиков РСДРП и вместе со студентами участвовал в революционной жизни. За это будущего писателя арестовали, но вскоре отпустили благодаря стараниям мамы.

Летом 1905 года Замятин возвращался из Египта и стал свидетелем восстания на броненосце «Потёмкин». За это парня снова арестовали и выслали в Лебедянь. Позже он нелегально вернулся в Петербург и в 1908 году закончил университет. Молодой Евгений получил образование морского инженера. Следующие 2 года он работал преподавателем на факультете кораблестроения.

Книги

Замятин стал увлекаться написанием произведений в 1908 году, и тогда вышел его первый рассказ «Один», опубликованный в журнале «Образование». Параллельно он работал над еще одним рассказом – "Девушка". В 1911-м органы власти нашли поэта и за нелегальное проживание сослали его в Лахту. Там он написал первую повесть «Уездное», в которой раскрыл проблемы мира русской провинции. Критики и писатели заметили работу Замятина и положительно оценили ее.


Во времена Первой мировой войны, в 1914 году, поэт сочинил повесть «На куличках», где в ярких красках рассказал об ужасе быта военного отряда на Дальнем Востоке. За это власти привлекают его к суду и ссылают в Кемь. Через 2 года Замятина выпускают и отправляют в командировку в Англию. Там он работает по специальности главным проектировщиком российских ледоколов и руководит строительством. Параллельно написал книгу «Островитяне».

Евгений Замятин вернулся в Россию в сентябре 1917-го и через 4 года создал организацию молодых писателей «Серапионовы братья». После Октябрьской революции напечатали повесть «На куличках», которая в начале войны была запрещена.


В 1920 году поэт написал роман «Мы». Произведение не соответствовало советской цензуре, и его не опубликовали. Без согласия автора книга была напечатана в Америке на английском, чешском и французском языках. Роман-антиутопия повествует о жестком тоталитарном контроле над личностью. За рубежом произведение Замятина вызывало большой интерес, а в СССР критиковалось.

Советские власти писателя критиковали и травили, и в 1929 году Евгений Иванович написал письмо , в котором просит разрешение на выезд из страны. После согласия в 1932 году поэт переезжает в Париж, где становится автором французских газет. Основными темами были состояние современной русской прозы и искусство авангарда. Несмотря на популярность во Франции, в Советском Союзе его произведения не публиковались.


В 1934 году поэта снова приняли в Союз писателей СССР. Участники Союза продвигали коммунизм и боролись за мир и дружбу народов. В 1935-м Замятин принимал участие в антифашистском Конгрессе писателей и являлся членом советской делегации.

В библиографии советского писателя были 36 рассказов, особенно публике запомнилась «Пещера», написанная в 1920 году. Произведение создано в стиле Замятина и повествует о жуткой атмосфере каменного века. Евгений Иванович вдохновлялся обычными жизненными ситуациями и на их основании писал рассказы.


Еще одним значимым фантастическим рассказом стал «Дракон», который написан в 1918 году. Он прославился огромным количеством метафор, и читателю не сразу понятен смысл. Кажется, что рассказ предназначен для детей, но прочитав его несколько раз, читатель открывает совершенно другое значение. В произведении описан суровый период 1918 года, когда в России началась Гражданская война.

На протяжении 10 лет, с 1928 по 1937 годы, Евгений Замятин трудился над историческим повествованием «Скифы», но оно так и не было закончено. Последний роман «Бич Божий» стал значимым трудом писателя. В нем рассказывается о времени заката Римской империи, а самим Бичом Божьим стал вождь гуннов Аттилу.


Евгений Замятин, Виктор Ключарев и Людмила Замятина в ресторане гостиницы «Европейская»

Находясь в Париже, Замятин заметил, что кинематограф развивается, и попробовал себя в роли сценариста. Так вместе с Жаком Компанезом поэт написал сценарий для фильма «На дне». В мае 1935 года Евгений Иванович обращался на студию «Метро-Голдвин-Майер» и предоставил им четыре готовых сценария: «Плененный царь», «Большая любовь Гойи», «Бич Божий» и «Пиковая дама». Американцы не согласились на сотрудничество с писателем, и он пытался начать работу в других кинокомпаниях.

Личная жизнь

Личная жизнь российского поэта достаточно непримечательная.


Будучи студентом, Замятин встретил свою будущую жену Людмилу Николаевну Усову. Семейная пара почти не виделась из-за постоянных ссылок и переездов, и детей у них не было.

Смерть

Евгений Иванович Замятин скончался в 53 года, 10 марта 1937-го. Смерть пришла неожиданно, а ее причиной стала неизвестная тяжелая болезнь, которая мучила мужчину.


Писателя похоронили на парижском кладбище в Тье. В 1965 году умерла его жена Людмила. Ее похоронили рядом с мужем, а могилу сделали общей.

  • Евгений Замятин в молодости заложил свою золотую медаль в ломбард за 25 рублей.
  • Писатель спроектировал знаменитый ледокол «Невский», который получил новое название «Ленин» после Октябрьской революции.
  • Романы «1984» и «451 градус по Фаренгейту» были написаны под влиянием Замятина.
  • Творчество писателя началось не от желания, а от скуки во время пребывания в первой ссылке.

  • Евгений Иванович написал фантастический роман «Мы» в 1920 году, но в России его начали печатать только в 1988-м.
  • «Мы» стал первым в мире романом-антиутопией.
  • Замятин писал исключительно в стиле неореализма, и ученые не могли разобраться в смысле его произведений. Они были полны фольклорно-мифологической поэтикой, которую понимал только писатель. Это результат художественного сознания, которое сформировалось еще у его предков.

Библиография

  • 1908 – «Один»
  • 1911 – «Девушка»
  • 1912 – «Уездное»
  • 1913 – «На куличках»
  • 1917 – «Островитяне»
  • 1914-1917 – сборник рассказов «Сказки»
  • 1917-1920 – сборник рассказов «Большим детям сказки»
  • 1918 – «Дракон»
  • 1920 – «Пещера»
  • 1920 – «Мы»
  • 1935 – «Бич Божий»

Евгений Иванович Замятин – русский писатель, литературный критик и публицист. Писатель родился 1 февраля 1884 года в городе Лебедянь. Отец писателя был священником, а мать – пианисткой. Начальное образование Евгений получал в гимназии родного города, а затем в Воронеже. Блестяще окончив гимназию, в 1902 году он подал документы на кораблестроительный факультет Петербургского политехникума.

Вскоре стал участвовать в студенческой революционной жизни и записался в социл-демократы. В эти же годы он познакомился со своей будущей супругой – Людмилой Николаевной Усовой. В 1905 году он был арестован за большевистские агитации. На следующий год Замятина освободили и разрешили продолжить образование. Получив специальность морского инженера в 1908 году, он остался работать и далее на кафедре, а также занялся литературной деятельностью. Так, в журнале «Образование» появился его первый рассказ «Один».

В 1911 году был выслан из Петербурга и стал проживать в Лахте, где написал свою первую повесть «Уездное». Во время командировки 1916 года в Англию, Замятин написал «Ловец человеков» и «Островитяне».­ После окончания революции ему удалось напечатать повесть «На куличках». Вернувшись на родину, он организовал группу, состоящую из молодых писателей, в которую входили Федин, Зощенко, Тихонов, Каверин.

­Советская критика отрицательно относилась к работам Замятина. Особенно это отразилось на романе-антиутопии «Мы». Это произведение в дальнейшем повлияло на работы многих западных писателей, в том числе на Рэя Бредбери, Джорджа Оруэлла, Олдоса Хаксли. В России антиутопия «Мы» появилась в печати лишь в 1988 году. Большая часть последующих произведений Замятина также не была допущена в печать при жизни писателя. Последние годы писатель провел в Париже и много работал над сценариями. Умер Евгений Замятин 10 марта 1937 года в пригороде Парижа.

Евгений Иванович Замятин родился 20 января (1 февраля) 1884 г., в Лебедяни, в семье православного священника. Матерью будущего писателя была пианистка.

Сперва Евгений учился в местных гимназических классах. Когда ему исполнилось двенадцать лет, родители отправили его на дальнейшее обучение в Воронеж. В 1902 г. Замятин окончил гимназию, получив золотую медаль.

Несмотря на то, что он был гуманитарием по призванию, после окончания гимназии Замятин поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт, на факультет кораблестроения.

Изучая биографию Евгения Ивановича Замятина, следует знать, что летом 1905 г. он стал свидетелем восстания на броненосце “Князь Потемкин Таврический”.

Спустя год Замятина арестовали за “подпольную революционную деятельность” и выслали в Лебедянь. Но Евгений Иванович недолго оставался в ссылке. Спустя несколько месяцев он вернулся в Петербург и закончил институт.

Военные годы

Даты1914-1916 стали знаковыми в судьбе Замятина. Во время Первой Мировой войны Евгений Иванович занял антивоенную интернационалистическую позицию. За это он был объявлен властями пацифистом, что на фоне патриотический настроений было достаточно серьезным обвинением.

Замятина привлекли к суду и отправили в ссылку в Кемь. Там он пробыл до 1916 г. После этого Замятина командировали в Англию для строительства ледоколов. Находясь в Англии, Замятин разрабатывал проект ледокола “Св.Александр Невский”. После революции 1917 г., ледокол получил имя Ленина .

За месяц до Октябрьской революции, Евгений Иванович возвратился на Родину.

Годы Гражданской войны

По своим убеждениям Замятин оставался убежденным социалистом. Одновременно он выступал с беспощадной критикой большевиков. Он полагал, что методы террора недопустимы, и насилие не может быть искоренено еще большим насилием.

В марте 1919 г. левыми эсерами были спровоцированы волнения на петроградских заводах. Замятин был арестован. Одновременно арестовали его единомышленников – К. С. Петрова-Водкина, Р. В. Иванова-Разумника, А. М. Ремизова, А. А. Блока .

Творческий путь

Замятин был тесно связан с “Серапионовыми братьями”. Первые повести стал писать еще во время обучения в институте. Первым значимым произведением писателя является повесть “Островитяне”, написанная и изданная в 1917 г. По мнению некоторых критиков, это произведение является предтечей знаменитого романа “Мы”.

“Островитяне” – во многом гротескное произведение, описывающее жизнь и быт англичан. Писатель хорошо знал англичан и умышленно изобразил их не очень правдоподобно. Исследователи творческого наследия Замятина полагают, что в этой повести собраны все штампы об Англии, которые “дожили” и до наших дней.

В 1920 г. Замятин написал роман “Мы”, который вызвал огромный интерес за рубежом. Роман перевели и издали в Соединенных Штатах. В СССР это произведение не издавалось, но нещадно критиковалось.

Творчество писателя было достаточно плодотворным. Позже им были написаны такие пьесы, как “Блоха”, “Атилла”, “Общество Почетных Звонарей”.

Смерть

Другие варианты биографии

  • В 1929 г. Замятин вышел из Союза писателей. После этого его перестали публиковать на территории СССР. Замятин написал письмо Сталину , в котором кратко изложил причины, побудившие его эмигрировать, и попросил соответствующего разрешения. Прошение было удовлетворено.
  • В юношестве он заложил в ломбард свою золотую медаль, а выкупить не смог. Сумма заклада была по тем временам достаточно большой – 25 рублей.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Евгений Иванович Замятин родился 2 февраля 1884 года. Родился в краю, где “Русью пахнет” - среди тамбовских полей, в славной шулерами, цыганами, конскими ярмарками и крепчайшим русским языком Лебедяни, той самой, о которой писали Толстой и Тургенев. Гимназию он окончил в Воронеже. Частые встречи с русской провинцией продолжались и у взрослого Замятина. Но с тех пор, как в 1902 году будущий писатель стал студентом Петербургского политехнического института, Замятин - столичный житель, глубоко погруженный в культурную атмосферу времени.

Печать новейшей изощренной художественной культуры ложится уже на его ранние произведения. Много позже близко знавший его Константин Федин сказал, имея в виду это качество, об “европеизме” замятинского творчества как важной стороне его сущности. И однако на протяжении всего писательства этого “европейца”-художника больше всего влекла к себе захолустная Россия, городская и деревенская. Впитанная с материнским молоком, она осталась с ним на всю жизнь. Отсюда обильно черпал он для своих сочинений, благодарно приникал к этому роднику. Но уже в начале пути возникло и другое, гнетущее видение - замутненного родника, искаженного национального бытия. Впечатления от родины складывались в резко противоречивый образ. Непримиримое отношение к духовно-общественному состоянию России питали революционные настроения Замятина-студента. В “Автобиографии” 1929 года он рассказал о всплесках своей гражданской страсти в бурные 1905- 1906 годы. И о тяготении к самому радикальному, большевистскому образу мысли и действия.

С окончанием революции совпало вступление Замятина в самостоятельную творческую жизнь. Выпускник института, инженер-кораблестроитель, он пробует силы в литературе начиная с 1908 года, позднее весьма иронически оценив эти первые пробы. Истинным началом его пути стала повесть “Уездное”, появившаяся в 1913 году. Она ознаменовала приход в русскую литературу большого мастера.

К этому времени Замятин уже не занимался политической деятельностью, хотя продолжал оставаться под полицейским надзором. Но неизменной была его общественно-критическая непримиримость. Вместе с тем изменялось, существенно осложнялось другое - отношение к историческим надеждам, вызванным прошедшей революцией. В этом смысле молодой литератор был не одинок.

Замятинский мир чаще всего напряженно-драматичен. Писатель - во власти мыслей о том в национальной жизни, что попрано, извращено, мыслей, которые внушала ему память о поражении первой русской революции.

Об этом автобиографический рассказ “Три дня”. Он далеко не из самых лучших у Замятина, однако характерен и многое объясняет. Писатель вспоминал о трех днях, прожитых в бытность студентом-практикантом рядом с “Потемкиным” - легендарным броненосцем, поднявшим знамя восстания на морском рейде у Одессы в июне 1905 года. События тех дней описаны, судя по всему, с дневниковой точностью. Но на них ложится и горький отсвет позднейших раздумий. Несостоявшееся обновление (ждали “самого неожиданного, самого удивительного”) - лейтмотив рассказа. В центре его - разгул мятущейся толпы, сначала восторженно приветствовавшей восставших, а затем отдающейся разрушительным инстинктам. Засилье мещанско-анархической стихии, российской “азиатчины”, губительной для живой жизни в стране, и становится одной из главных тем писателя.

Она ярко предстала уже в замятинском первенце, известной повести “Уездное”. Тут и давно знакомое, и новое. Разве не узнаем мы сразу эту русскую глухомань с ее “домовитым,., богомольным, степенным” народом, которому “с полной утробой сладко спится после обеда”, у которого “калитки на засовах железных”, который живет “вроде как во граде Китеже на дне озера... ничегошеньки у нас не слыхать, над головой вода мутная да сонная”? В повести Замятина есть и другое: приходят иные времена и кончается старинное житье. Исторический поток медленно просачивается и сюда. Но совладать ли ему с обитателями темных царств?

Поначалу кажется, что “герой” повести, звероподобный Ба-рыба, тупоумный невежда, угождающий лишь утробным своим инстинктам,- всего-навсего бытовое чудище из российского захолустья, но не слишком страшное. Но когда он пошел в рост, стал служить властям по части судебных лжесвидетельств (в том числе и политических), готовый к новым расправам, надел урядницкий китель, тогда повеяло жутковатым и зловещим от этой дремучей силы. Какую-то пугающую, уродливую монументальность приобрела она: “Будто и не человек шел, а старая воскресшая курганная баба, нелепая русская каменная баба”. Древняя каменная баба, воскресшая в уряднике! Этой многозначительной метафорой завершается “Уездное”. Она намекает на масштабы обобщения, заключенного и в главном образе, и во всем небольшом произведении. Здесь сходятся глубокое прошлое и настоящее. В слепой стихийной жестокости карателя революции, кем, наверное, станет Барыба (“Й-я им... У нас теперь смеяться с-строго не д-дозволяется...”), угадываются и дурные черты национального наследия.

Замятину была дана в избытке беспощадная зоркость художественного глаза по отношению к настоящему. Так написаны и другие его вещи о русской провинции. Среди них маленькая повесть “Алатырь” - превосходное сочинение, привлекающее отточенной цельностью художественной манеры. От начала и до конца оно выдержано в фарсовом ключе. Но по существу это трагифарс.

В какой-то музей восковых фигур, кажется сначала, попадаем мы с вами. Собрание нелепиц и аномалий являют изображенные здесь люди. Однако в них не одни курьезы, но и загубленные душевные возможности.

Еще одна повесть, “На куличках”, написана, казалось бы, о другом - о военной среде. Бог знает как далеко, на Дальний Восток, “к черту на кулички”, переносится на сей раз действие повести. Но прежде всего это иная, иносказательная отдаленность, точно такая, как в близкой мещанской провинции, от всего естественного и человеческого! Изображением психологических казусов трагикомического свойства “На куличках” сходится с “Алатырем”, а социальной злободневностью сближается с “Уездным”. Вслед за знаменитой купринской повестью “Поединок” сочинение Замятина живописует устрашающий тупик русского офицерского быта.

Перед революцией Замятин вынужден был уехать в Англию, где работал на судостроительных верфях с марта 1916 года до сентября 1917 года. Он был крупным инженером-кораблестроителем. Построенные им ледоколы “Ленин” и “Красин” пробивались к полюсу.

Он верил в будущее России и боролся за него. Он писал о застрявшем в сегодня прошлом и боролся с ним, мечтая о будущей жизни.

Из Англии Замятин привел ледоколы и повесть “Островитяне”. Она одна из лучших в его творчестве. Повесть посвящена Англии. Замятин увидел Англию новую, незнакомую. Это была Англия первой мировой войны, но портрет Замятина - обобщенный. Его Англия сатирическая, пародийная; англичане условны, гротескны. Лондон Замятина - город со свежевыстриженными газонами, город, в котором жизнь организована по часам, в котором даже собаке дают спокойно перейти улицу - она может оказаться породистой. Жизнь “островитян” расписана по минутам, люда похожи друг на друга так, что даже ошибаются. Это ненастоящая жизнь, фальшивая жизнь заводной куклы. Замятин сумел это разглядеть и описать.

В городе, изображенном писателем, существует строгая пуританская мораль, и есть жизнь, которая обтекает эту мораль. Это подчеркнуто названием повести.

Англия живет двойной жизнью.

Герой рассказа “Ловец человеков” (выражение “ловец чело-веков” взято из Евангелия и иронически переосмыслено) из того же английского цикла занимается тем, что вылавливает парочки, занимающиеся любовью в неположенных местах. Он шантажирует их и получает свои деньги. На мир наброшена паутина ложной нравственности. Герой вылавливает попавших в нее людей. Это обыкновенное дело. Торгуют страхом, торгуют стыдом.

Замятин вынес свой приговор старой царской России, он осудил и жизнь буржуазной Англии.

Взгляд Замятина - взгляд со стороны, резкий и точный. Он умел смотреть со стороны и чуть сверху. Он умел видеть вещи никем не замечаемые, видеть их заново, а это необходимое, но очень редкое качество в искусстве.

В России его называли “англичанином”, но английская у него была, пожалуй, только его трубка.

После революции Замятин не мог оставаться больше в Англии. Он возвращается в блокадный голодный Петербург. Голод был всеобщим, голодала вся страна. Замятин был с нами в это тяжелое время, он сам все это пережил и описал правдиво и точно в рассказах “Дракон”, “Мамай”, “Пещера”.

Рассказ “Пещера” построен пронзительно обнаженно в своей правдивости. В голодном Петербурге живут мужчина и женщина. У них ничего уже не осталось, кроме их любви и сбереженной, как последняя драгоценность, крошечной ложки настоящего чая. Они заваривают его и вливают в чай яд. Пьют и говорят о своей любви. Умирают они, улыбаясь.

Революция изменила Замятина, и он разрушил, сломал о колено свою ставшую уже привычной манеру. Рассказы “Икс” и “Рассказ о самом главном”, может быть, не самые лучшие в творчестве Замятина, но без них нельзя понять писателя, его позицию и его отношение к трудно и медленно рождающейся новой действительности.

Замятин революцию принял, но понял по-своему: как то, чего он ждал сам, как силу, способную уничтожить ту мертвую “уездную” жизнь “островитян”, из которой он сам вышел и с которой боролся. Он поверил в революцию как в силу, которая начнет новый этап жизни человечества.

Название “Рассказа о самом главном” говорит само за себя. Это главная для писателя попытка осмысления революции.

Видение Замятина расширяется до космических масштабов. Он вводит в повествование то, что мы называем сейчас научной фантастикой. В этих космических масштабах попытка осмысления писателя революции и всего происходящего после нее на Земле. Будущее взято в еще незавершенном виде, оно как бы скрыто, не родилось, этот плод еще вызревает, но скоро явится. В рассказе говорится о превращении червя в кокон. Он корчится на листе, не зная, что его ожидает.