Сублимированный - это качественный продукт, сохранённый на долгий срок благодаря высоким технологиям. Что такое сублимация

Лиофилизация, возгонка, молекулярная или сублимированная сушка - это один из способов сохранения скоропортящихся продуктов. Срок хранения таких продуктов практически не ограничен. Единственное условие - защита от влаги. Доступ света должен быть щадящим, то есть, чтобы сохранить цвет, их следует беречь от воздействия прямых солнечных лучей.

Что такое сублимация

Что значит сублимированный? Это биологический материал, из которого извлечена вода. Технологический процесс осуществляется следующим образом. Буквально, по терминологии физиков, лиофилизация - это переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, без промежуточной стадии. Противоположное сублимации явление, десублимацию, можно наблюдать в природе в виде инея и изморози. В качестве примера сублимации в естественных условиях можно назвать испарение (возгонку) элементарного йода, жидкая спиртовая настойка которого есть в каждой домашней аптечке. Йод в природе существует только в двух состояниях - твёрдом и газообразном, а в жидкой фазе при нормальных условиях не встречается.

Необходимость в новых методах сохранения биологических материалов

Первоначально нужда в долговременном сохранении продуктов возникла у военных и у медиков. Речь шла о сохранении донорской крови в виде сухой плазмы. Создание и сохранение вакцин, сывороток и крови не допускает добавления консервантов.

Развитие космической отрасли для жизнеобеспечения космических кораблей потребовало новых открытий в способах регенерации воды из влагосодержащих объектов.

Сублимация ягод и других растительных плодов земли

Лиофилизировать или сублимировать, что это значит в отношении ягод, фруктов и овощей? То же самое, что и в отношении всего вышеперечисленного. Это превращение твёрдого вещества в газообразное, минуя фазу жидкости. Процесс дорогостоящий, ибо требует больших энергозатрат. Фрукты, овощи и ягоды более чем на половину состоят из воды. При возгонке в вакуумной камере она полностью удаляется, но сначала плоды быстро, в режиме шока, замораживаются до температуры от -100 до -190 градусов Цельсия. При резкой заморозке внутриклеточная жидкость превращается в мельчайшие кристаллы и не разрывает мембраны клеток. При обычной заморозке жидкость расширяется и нарушает целостность пространства, в котором заключена. Сублимированный - это продукт, освобождённый от воды, но сохранивший свои полезные вещества и свойства. Более того, при такой сушке он полностью сохраняет свою форму, цвет и запах.

Характерные особенности продуктов молекулярной сушки

Сублимированные ягоды - что это такое и чем высушенные путём лиофилизации отличаются от высушенных традиционным способом? Тем, что они внешне выглядят так же, как и свежие. Из-за полной сохранности цвета и формы их можно принять за синтетические, однако, если их опустить в чашку с водой, они в течение 10-15 минут вберут в себя влагу и станут сочными, как только что сорванные с куста. При этом в продукт не добавлялся никакой краситель, консервант или ароматизатор. Вес сублимата, соответственно, в несколько раз меньше, чем у не обезвоженного продукта.

К недостаткам такого способа переработки можно отнести очень большие энергозатраты. Во-первых, это создание высокого вакуума, во-вторых, необходимость очень тщательной первоначальной обработки.

Сублимированный кофе

В начале прошлого века была изобретена технология производства растворимого, а затем и лиофилизированного кофе.

Произведённый путём возгонки, или сублимированный кофе, что это значит? Это означает кофе, сделанный из кофейного экстракта, который сначала был заморожен, а потом обезвожен в вакууме. Растворимый кофе получают из экстракта путём выпаривания без и замораживания и без применения вакуума. Сублимированный кофе, или, как его принято называть, «фриз-драйд», значительно дороже растворимого. Впоследствии именно из сублимированного стали делать гранулированный. Любители кофе всё же отдают предпочтение натуральному в зёрнах. Дело в том, что при возгонке или при изготовлении растворимого кофе он в значительной степени утрачивает аромат, за который его так ценят. Первоначально такая технология переработки кофейных зёрен была заказана для нужд американской армии, ведь в окопах неудобно молоть зёрна и заваривать напиток в турке. Необходимость в продукте, не требующем сложного приготовления и повышающем тонус, была велика.

Итак, сублимированный кофе, что это значит? Это значит, что напиток из переработанных возгонкой зёрен по-прежнему придаёт бодрость, однако не радует аутентичным кофейным ароматом и стоит довольно дорого, хотя на производство сублимированного и растворимого кофе идут самые дешёвые и непопулярные сорта. Лучший кофе продают в зёрнах.

Использование сублимата в кулинарии

Можно сделать однозначный вывод, что сублимированный - это такой продукт, который выручает во многих ситуациях и очень облегчает решение многих проблем. Из сублимированных фруктов и ягод можно готовить массу разнообразных блюд. Их можно использовать целыми, а можно размалывать в блендере и применять порошок. Им окрашивают и ароматизируют кремы и бисквиты.

Целые ягоды добавляют в начинку для пирогов, в каши, из них делают полезные напитки. Например, чай с сублимированными ягодами малины при простуде гораздо более полезен, чем варенье или сушёные листья этого растения. В наших, российских природных условиях собранные в сезон ягоды сохранить не так-то просто. Сушить на солнце, как это делают в Средней Азии, мы не можем - температура не та, а при варке компотов или джемов, а также заморозке в обычном холодильнике, утрачивается большая часть полезных веществ.

Сублимированные ягоды, фрукты и овощи очень хорошо использовать для детского питания. Их можно размалывать и вводить в рацион небольшими порциями.

Сублимация - решение многих проблем

Сублимированные продукты подходят для формирования диетического стола при самых разных заболеваниях. Ведь ту же брюкву или тыкву зимой в магазинах не найти. А такие ягоды, как шелковица, жимолость, и многие другие жителям северных районов, никогда не удастся попробовать, ведь они из-за своей нежной структуры практически не транспортабельны. Вся надежда на лиофилизацию. Продукт сублимированный - это настоящая находка для человечества, подарок науки для всех людей.

Сублимация – это защитный механизм психики, отвечающий за снятие внутреннего напряжения, используя перенацеливание энергии на достижение результатов социально приемлемых целей, например в творчестве, в спорте, метафизике или религии. Сублимация в переводе с латинского (sublimare) означает возносить или одухотворять. Первоначально этот термин выражал нравственное возвышение. Впервые, это суждение изложил Зигмунд Фрейд в 1900 году. В социальной психологии этот защитный механизм психики ассоциируется с процессами социализации. Проблемам сублимации уделяется существенное значение в детской психологии, в психологии творчества, психологии спорта.

Сублимация что это? Этот термин может также означать:

— технологию удаления водяного льда вакуумным способом из свежих, замороженных продуктов, биологических материалов;

— обращение вещества из твёрдого в газообразное состояние без нахождения в жидком состоянии;

— в полиграфии это способ переноса изображения на разные поверхности: полиэстеровые ткани, металл, дерево, керамику;

— сублимация в психологии это трансформация либидозной энергии в творческую.

Сублимация по Фрейду

В соответствии с концепциями своей теории, Зигмунд Фрейд описывал защитный механизм психики, как отклонение от биологической энергии (полового влечения от его прямой цели и перенаправление его на социально приемлемые задачи).

Сублимацию Фрейд рассматривал, как исключительно «положительную» защиту, оказывающую содействие конструктивным занятиям, а также снятию внутреннего напряжения личности.

Подобная оценка сублимации присутствует в любой терапии, которая направлена не на избавление индивида от его внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного решения.

Метод сублимации широко применяется в . В разработанной Фрейдом концепции психоанализа, сублимация трактуется, как вид трансформации влечений (либидо). В настоящее время сублимация имеет несколько значений и понимается шире, но независимо от ее природы происхождения сублимацией называется перенаправление неприемлемых импульсов. Она может принимать самые разные формы.

Примеры сублимации :

— занимаясь хирургией можно сублимировать садистские желания;

— отдавая предпочтение изобразительному искусству, шуткам, анекдотам, можно сублимировать чрезмерное влечение к занятию интимом.

Повсеместно, ежедневно личность ожидают сюрпризы в виде разных проблематичных или перенапряженных ситуаций, нуждающихся в снятии напряжения.

Процесс сублимации помогает личности не игнорировать внутренние конфликты, а перенаправить энергию индивида на поиск путей в их разрешении. В этом выражается основная функция сублимации в психологии.

И ее энергия может трансформироваться в спорте, например в каратэ или в строгости воспитании собственных детей – применяя требовательность по отношению к ним. Эротизм может сублимироваться в дружбу.

Когда не способен дать выход своим инстинктивным влечениям, то он подсознательно ищет ту деятельность, тот род занятий, благодаря которым данные импульсы будут высвобождаться. Фрейд объяснял занятия творчеством каждой личностью именно благодаря защитному механизму психики.

Механизм сублимации трансформирует травмирующие, нежелательные, негативные переживания в разные виды востребованной и конструктивной деятельности. В течение всей деятельности Фрейд относил к сублимации некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, которые явно не направлены к половой цели это: интеллектуальное исследование, художественное творчество, с точки зрения общества ценные виды деятельности.

Итак, сублимация это в психологии защитный механизм психики, выполняющий функцию снятия внутреннего напряжения и перенаправление этого напряжения на социально значимые объекты.

Зигмунд Фрейд полагал, что всё, что человек называет «цивилизацией», возможно, возникло, вследствие механизма сублимации.

Психоаналитики утверждают, что многие выдающиеся произведения искусства выступают достижением сублимирующей энергии от , которые связанны с крахом и неудачами в личной жизни (зачастую потерянной или отвергнутой любовью, неудовлетворенным половым инстинктом и прочее).

В качестве примера Фрейд ссылается на Леонардо да Винчи, знаменитого живописца, инженера и учёного. Он практически создал немыслимое для одного человека. За что бы он ни брался, он добивался совершенства. Вместе с тем, у него было отмечено полное отсутствие интереса к интиму.

Зигмунд Фрейд утверждал, что Леонардо стал исключительным потому, что у него без внутренней борьбы была полная сублимация полового влечения — либидо. Этим же Фрейд толковал собственную, аналогичную позицию и относил свою потрясающую работоспособность в сорок лет к результату полной, сознательной сублимации половой энергии. Зигмунд Фрейд, будучи атеистом, разделял иудейскую мораль о том, что интим «приличен» только для цели деторождения.

«Биографический психоанализ» демонстрирует, что многие известные произведения были созданы, когда у авторов отмечалась либо утрата любви, либо разочарование, либо отсутствие возможности встретиться с объектом страсти. Через творчество энергия находила свой выход. Фантазия в произведениях дорисовывала то, чего не хватало авторам в реальной жизни.

В психоанализе зачастую под сублимацией понимают смену душевных состояний: от горя к наслаждению, от тоски к радости. Так действует психологическая защита, видоизменяя энергию полового влечения в социально приемлемую цель.

Теория сублимации. Т. Адорно установил эффект сложного соединения любви и у людей к телевизионным героям и сделал вывод, что сублимационный эффект может умножить манипулирование . Ведь духовная жизнь личности во многом вырабатывается бессознательными предпочтениями. Например, человек ищет при просмотре телепередач не причину для развития аналитических способностей или художественных, глубоких впечатлений и вечных истин. Его тянет к просмотру передач благодаря воздействию психологических влечений. В этом прячется тайна раздвоенности сознания.

Рядовой телезритель, отвергая насилие в жизни, в экранных преступлениях находит для себя привлекательным зрелище, а также для него оно выступает искупительным освобождением от каждодневных переживаний и перенапряжений.

Однообразная, изнуряющая каждодневность неустанно зарождает в индивиде разочарование. Большинство его устремлений, надежд не сбывается, и вытесняются в сферу бессознательного. Все это пробуждает потребность в искусственной реализации обрушившихся замыслов, в абстракции от постылой реальности. Говоря другими словами, индивиду необходима психологическая компенсация, которую он находит в просмотре телепередач или за просиживанием в интернете.

Психологи уверяют, что, просмотры детективных, криминальных телепередач снижают число реальных преступлений, поскольку при просмотре дурные наклонности личности сублимируются.

Часто возникает такая ситуация, когда человеку нужно перенаправить свою нерастраченную энергию на что-то полезное. Люди нередко пытаются трансформировать свою излишнюю сексуальную энергию в какой-нибудь вид творчества. Это, в принципе, и называется сублимация.

Но все же давайте подробнее разберемся, что такое сублимация. Многие люди понятия не имеют, что означает данный термин. Под сублимацией понимается некая совокупность защитных действий психики, которые помогают человеку снять внутреннее напряжение с помощью перераспределения энергетического потока для достижения дальнейшего результата в какой-либо сфере деятельности.

Какой бывает

Сублимация состоит из следующих компонентов:

  • Перенаправление энергетического потока от того, что нам нравится, к тому, что имеет какое-либо весомое значение.
  • Преобразование эмоционального фона, который сопровождает процесс деятельности человека.
  • Трансформирование инстинктивных действий в форму, соответствующую пользе общественной жизни.

В каждой сфере деятельности данное понятие имеет хотя и похожие, но все же несколько отличающиеся значения. Например, в философии это перенаправление оставшейся энергии на возвышенные цели, уход от неприемлемых в обществе действий. был первым, кто начал употреблять данное понятие. Под термином сублимация Фрейд понимал преобразование сексуального желания во что-то прекрасное или в то, что связано с религией.

Также интересен подход такой науки, как психология. Психологи отмечают, что сублимация в психологии является неким механизмом работы нашей психики, который защищает нас от внутреннего перенапряжения. Следовательно, можно сделать вывод, что сублимация является защитным механизмом нашей психики. Сублимировать – означает преобразовывать свои в полезную для общества и себя самого деятельность.

Стоит сказать ещё несколько слов про понимание Фрейдом данного понятия. Он разработал свою концепцию, согласно которой сублимировать – означает перенос первопричины из источника любого процесса в другую целенаправленную деятельность. Сублимация, по Фрейду, предполагает, что все то прекрасное, что создано к настоящему времени, является результатом сублимированных действий.

Проявление у мужчин и женщин

Абсолютно у каждого живого существа есть в жизни свои предпочтения. И отсюда следует, что каждый преобразует различные энергетические потоки по-своему. Ученые в рамках изучения психологии провели опрос и выяснили, что женская сублимация имеет свои индивидуальные особенности.

Для представительниц прекрасной половины человечества нередко актуальна сублимация любви. Однако это не единственный вариант проявления. Вот ещё несколько примеров, куда женщина может направить свою энергию:

  • Прикладное творчество.
  • Занятия спортом и фитнесом.
  • Выполнение работы по дому (стирка, глажка, мойка посуды, уборка и так далее).
  • Обучение детишек.

Мужчины в свою очередь понятие сублимация любви используют намного реже, чем женщины. Именно в этом отличие мужчины от женщины. Для мужчин любовь редко стоит на первом месте. Но им также нужно куда-то расходовать свою энергию. Вот несколько примеров, на что обычно мужчины тратят большое количество энергии:

  • Построение своей карьеры.
  • Творчество, причем тут они могут добиться больших успехов.
  • Спортивная деятельность.
  • Хобби (рыбалка, охота).

Узнав, куда можно направить свою избыточную энергию, нужно научиться правильно её сублимировать. Давайте разберемся, как правильно перенаправить свой сексуальный энергетический поток.

Всем известно, что самая мощная и доступная — это сексуальная энергетика. Если у человека происходят некие положительные изменения в данной сфере, то он сразу ощущает, что его самочувствие улучшается, мир начинает казаться другим, ему хочется творить что-нибудь прекрасное и взаимодействовать с другими людьми, становиться проще.

Существует нечто, что может помочь трансформировать энергию в творчество. Такой феномен обычно называют музой или вдохновением. Честно говоря, ученые пока не разобрались, как именно происходит процесс преобразования энергий, некоторые из них даже полностью отвергают такую возможность. Однако никто не сомневается, что подобное происходит с людьми, и даже не по одному разу. Помните: сублимация сексуальной энергии очень важна.

Также важно сублимировать негативную реакцию – например, . В настоящее время существует множество способов для эмоциональной разрядки человека. Вот некоторые из них:

  • Перенаправление негативных эмоциональных действий на что-то неодушевленное. Это может быть подушка, бумага, бойцовская груша и так далее.
  • Довольно часто используются методы, которые применяются в . Только использовать их нужно очень аккуратно и лучше под четким руководством специалиста в данной области.
  • Нужно повысить свое самоуважение. Для этого можете проявить себя в любой сфере деятельности: спорте, искусстве, образовании, науке и других.
  • Воодушевляйте себя на подвиги.

Сублимация важна для каждого человека. Если он научится преобразовывать свою излишнюю энергию во что-то хорошее, ему всегда будет чем заняться. Ведь быть полезным обществу хочет быть каждый человек. Автор: Ольга Морозова

Что такое Сублимация? Значение и толкование слова sublimatsija, определение термина

1) Сублимация - (от лат. sublimus - возвышенный) - возвышение естественной жизни, ее одухотворение, преображение низшего в высшем. К примеру, в аскетике энергия страстей переключается на духовные цели, а в искусстве - на творчество. " Этика сублимации есть этика "благодати", а этика благодати есть этика религиозная. Вершина сублимации есть Theosis, обожение. Предел совершенства есть Абсолютное совершенство, или Бог" (Б.Вышеславцев). В томизме: преобразование естественных добродетелей, приобретенных по мере достижения нравственной зрелости, в истинные добродетели, связанные с верой, надеждой и любовью: "Совершенство добродетелей обеспечивается только добродетелями божественными, прежде всего любовью" (С.Свежавски).

2) Сублимация - (от лат. sublim возношу) - в психоанализе Зигмунда Фрейда (понятие введено им в 1900 г.) один из защитных механизмов, состоящий в переключении и преобразовании энергии психических влечений на возвышенные цели с заменой формы их удовлетворения. 3. Фрейд рассматривал С. как один из видов трансформации энергии влечений (либидо), противоположный вытеснению и поэтому считающийся наиболее желательным способом овладения сексуальным влечением. Пластичность сексуальных компонентов, выражаемая в их способности к С. в социальном отношении обуславливает возможность культурных достижений в самом человеческом обществе, основанную на трансформации энергии либидо. В психоанализе понятие С. позволяет объяснить феномены научной деятельности, художественного творчества, философского познания истины, основывая их на психических функциях человека и не покидая почвы психоаналитического пансексуализма. Механизм С. представляет собой процесс, ведущий к разрядке аффективной энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения, и включает в себя: 1) перемещение энергии от объекта инстинктивных влечений к объекту культурного предназначения; 2) трансформацию эмоций, сопровождающих всю человеческую деятельность (десексуализация и дезагрессификация); 3) освобождение от инстинктов и их диктата в психической деятельности; 4) облачение инстинктивного действия в социально приемлемую форму. 3. Фрейд в своем "Введении в психоанализ" подчеркивал особое значение С. в создании культуры и общества вообще. Путем С. феномен аффективного влечения с необходимостью превращает ся в эффект феномена культурного. Например, созерцание произведений искусства уводит энергию психических импульсов с сексуального объекта, и удовлетворение происходит в форме эстетического переживания. Вся психоаналитическая интерпретация литературы и искусства связана прежде всего с этим механизмом преобразования в художественное творчество внутрипсихических конфликтов, инфантильных комплексов и невротических симптомов. Психоаналитическая теория в целом рассматривает С. как одно из наилучших средств разрешения психических конфликтов, которые в противном случае привели бы к неврозу. Однако механизм С. может наблюдаться и во время проведения аналитической работы. Как утверждает К. Г. Юнг в " Проблемах души нашего времени", атмосфера, в которой разыгрывается драма исцеления и куда пациент насильственно втягивается, порождает стесненные отношения, которые приводят также и к необходимости "сублимировать". В процессе С., исходя из своих фантазий, поскольку действительность не удовлетворяет его желаниям, субъекту удается найти другой путь в реальный мир, вместо того, чтобы уйти от него. При благоприятных обстоятельствах личность, враждебная действительности, - если она, к тому же, психологически обладает художественным дарованием, т. е. может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, - избегает таким путем невроза и возвращается к действительному миру Там же, где, при существующем несогласии с реальным миром, нет этого драгоценного дарования, или же оно недостаточно, либидо, - следуя происхождению фантазий, - неизбежно приходит, по принципу регресса (лат. regressio - обратное развитие), к воскрешению инфантильных желаний (комплексов), а следовательно, к неврозу. Компенсаторная функция С. отмечалась еще А. Адлером, который ввел этот термин в теорию психоанализа с тем, чтобы обозначить функциональное уравновешивание чувства неполноценности. Компенсация (от лат. compensatio - возмещение) в С. происходит путем психологической приспособляемости к внешним условиям. Например, у невротика психическое чувство неполноценности этиологически соответствует физической неполноценности какого-нибудь телесного органа, давая тем самым повод к вспомогательной конструкции, т. е. С., состоящей в создании фикции (психологической уверенности), которая компенсирует психологическую неполноценность. При этом фикция, или "фиктивная линия поведения", составляет систему, суть которой заключается в стремлении к превращению любой возможной неполноценности в сверхценность. К. Г. Юнг видел в этом процессе аналогию саморегулирования психического аппарата, производимого посредством амбивалентного ориентирования сознания. Противоположная установка человеческого сознания (т. н. "компенсирующая противоположность ") может быть выражена по-разному: у Фрейда это - Эрос, у Адлера - Власть. Согласно Ф. Ницше, С. инстинкта происходит именно в воле к власти. С., т. о., есть механизм психической активности человека, появившийся вследствие противления, возникающего в отношении первобытной сексуальности, и подвигающий энергию либидо к трансформации в образы, десексуализированные и дифференцированные. Трансформация энергии либидо в символах культуры представляет собой суть процесса С., поэтому функция С. построена на принципе "экономии" (перераспределения) энергии влечения, согласованном с "экономическим бюджетом" либидо и его соответствующим размещением в пространстве человеческой культуры. А. В. Севастеенко

3) Сублимация - (от лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Идея С. нашла отражение в произведениях писателей XVIII в. Г. Штиллинга и Новалиса, а также в работах А. Шопенгауэра и Ницше. В начале XX в. понятие С. стало широко использоваться в психоанализе. Согласно Фрейду, С. - это процесс переориентации влечения { либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, и преобразования энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Сквозь призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. В западной психиатрической генетике и философской антропологии неоднократно предпринимались попытки модификации и модернизации психоаналитического толкования С. П. Сцонди различает три ступени С., относя к ним "социализацию", т.е. перевод желаний в сферу профессиональной деятельности, "собственно С", связанную с индивидуальной жизнедеятельностью человека, и "гуманизацию" - высшую форму С, способствующую развитию человечества. У Шелера способностью к С. наделены все формы организации природного мира. Он вводит термин "сверхсублимация", понимая под ним "чрезмерную интеллектуализацию", свойственную современной культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. В настоящее время идеи С. находят отклик в работах ряда философов, психологов и искусствоведов, стремящихся объяснить отношения между биологическим и социальным, взаимосвязи между индивидом и обществом, этапы социализации личности, особенности протекания культурно-исторических процессов, природу и специфику художественного творчества.

4) Сублимация - - по непосредственный переход при нагревании твердого вещества (тела) в газообразное минуя стадию жидкости. Возгонка. В психологии, обществоведении и фантастике - замещение одних потребностей - другими, как правило, половых - работой.

5) Сублимация - термин псикоаиализа. Означает трансформацию склонностей и низших инстинктов е возвышенные чувства: так, например, сексуальние устремления могут «сублимироваться» в зсюлетические или религиозние уппремлении.

6) Сублимация - - переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс, в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Через это понятие 3. Фрейд объяснял те типы человеческой активности, которые не имеют видимой связи с сексуальностью, но порождены силой сексуального влечения: «Сексуальное влечение обеспечивает труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на другую, несексуальную, но психологически ей близ- кую, называется сублимацией». В психоанализе чаще всего речь идет о смене ду- шевных состояний, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению. Так работает защитный механизм психики, который преображает энергию сексуального влечения в социально одобряемую цель. В кон. 1950-х гг. амер. телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать младенца, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен опрос аудитории, чтобы выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с наслаждением «пеленали ребенка», «играли» с ним, приобщались к азбуке родительского чувства. Пример с телевизионным циклом способен обескуражить. Подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, отдает себе отчет в своих поступках. Здесь же обнаружилась иная картина. Оказалось, что зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации; он радуется и страдает, одержим подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое мышление, обусловливают его поступки. С. является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной активности и обеспечивает их энергетическую основу. Т. Адорно, обнаруживший эффект сложного сплетения любви и ненависти к телевизионным персонажам, пришел к выводу, что сублимационный эффект способен усилить манипулирование сознанием. Духовная жизнь человека во многом определяется тиранией бессознательного. Индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений. Он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. В этом факте и скрывается, по Адорно, тайна раздвоенности сознания. Отвергая насилие в качестве мыслящего объекта, рядовой зритель находит в экранных преступлениях привлекательное зрелище, искупительное освобождение от повседневных переживаний. Монотонная, изматывающая повседневность постоянно порождает в человеке чувство неудовлетворенности. Многие его стремления, ожидания не сбываются, и потому вытесняются в сферу бессознательного. Все это рождает потребность в фиктивном осуществлении рухнувших замыслов, в отвлечении от неприятной действительности. Грубо говоря, человеку нужна психологическая компенсация, и он находит ее в сюжетах массовой культуры. Психологи утверждают, что, когда на «голубых экранах» идут детективные, криминальные спектакли, число реальных преступлений снижается. Дурные наклонности, говоря языком психоаналитиков, сублимируются. О Гуревич П.С. Приключения имиджа. М, 1991; Психоанализ и культура. М., 1995; Энциклопедия глубинной психологии. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. М., 1998. П.С. Гуревич

7) Сублимация - (от лат. sublimare возносить) - утончение, одухотворение. В психоанализе Фрейда - преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет психоанализ деятельность в области культуры; см. Ресублимация.

8) Сублимация - (лат. sublimo-возвышаю) - переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные). Согласно 3. Фрейду, С.- это процесс. заключающийся в том, что влечение (либидо) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую. Через призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки, развитие человечества. В западной философской антропологии (Шелер) способностью к С. наделены все формы организации природного мира, а человек является последним актом С. в природе. М. Шелер вводит термин “сверхсублимация”, понимая под ним “чрезмерную интеллектуализацию”, свойственную совр. культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. Теория С., считающая духовное преобразованной энергией первичных влечений, сводит в конечном счете социальное к биологическому и не может объяснить сложности и специфичности культурно-исторического процесса.

Сублимация

(от лат. sublimus - возвышенный) - возвышение естественной жизни, ее одухотворение, преображение низшего в высшем. К примеру, в аскетике энергия страстей переключается на духовные цели, а в искусстве - на творчество. " Этика сублимации есть этика "благодати", а этика благодати есть этика религиозная. Вершина сублимации есть Theosis, обожение. Предел совершенства есть Абсолютное совершенство, или Бог" (Б.Вышеславцев). В томизме: преобразование естественных добродетелей, приобретенных по мере достижения нравственной зрелости, в истинные добродетели, связанные с верой, надеждой и любовью: "Совершенство добродетелей обеспечивается только добродетелями божественными, прежде всего любовью" (С.Свежавски).

(от лат. sublim возношу) - в психоанализе Зигмунда Фрейда (понятие введено им в 1900 г.) один из защитных механизмов, состоящий в переключении и преобразовании энергии психических влечений на возвышенные цели с заменой формы их удовлетворения. 3. Фрейд рассматривал С. как один из видов трансформации энергии влечений (либидо), противоположный вытеснению и поэтому считающийся наиболее желательным способом овладения сексуальным влечением. Пластичность сексуальных компонентов, выражаемая в их способности к С. в социальном отношении обуславливает возможность культурных достижений в самом человеческом обществе, основанную на трансформации энергии либидо. В психоанализе понятие С. позволяет объяснить феномены научной деятельности, художественного творчества, философского познания истины, основывая их на психических функциях человека и не покидая почвы психоаналитического пансексуализма. Механизм С. представляет собой процесс, ведущий к разрядке аффективной энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения, и включает в себя: 1) перемещение энергии от объекта инстинктивных влечений к объекту культурного предназначения; 2) трансформацию эмоций, сопровождающих всю человеческую деятельность (десексуализация и дезагрессификация); 3) освобождение от инстинктов и их диктата в психической деятельности; 4) облачение инстинктивного действия в социально приемлемую форму. 3. Фрейд в своем "Введении в психоанализ" подчеркивал особое значение С. в создании культуры и общества вообще. Путем С. феномен аффективного влечения с необходимостью превращает ся в эффект феномена культурного. Например, созерцание произведений искусства уводит энергию психических импульсов с сексуального объекта, и удовлетворение происходит в форме эстетического переживания. Вся психоаналитическая интерпретация литературы и искусства связана прежде всего с этим механизмом преобразования в художественное творчество внутрипсихических конфликтов, инфантильных комплексов и невротических симптомов. Психоаналитическая теория в целом рассматривает С. как одно из наилучших средств разрешения психических конфликтов, которые в противном случае привели бы к неврозу. Однако механизм С. может наблюдаться и во время проведения аналитической работы. Как утверждает К. Г. Юнг в " Проблемах души нашего времени", атмосфера, в которой разыгрывается драма исцеления и куда пациент насильственно втягивается, порождает стесненные отношения, которые приводят также и к необходимости "сублимировать". В процессе С., исходя из своих фантазий, поскольку действительность не удовлетворяет его желаниям, субъекту удается найти другой путь в реальный мир, вместо того, чтобы уйти от него. При благоприятных обстоятельствах личность, враждебная действительности, - если она, к тому же, психологически обладает художественным дарованием, т. е. может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, - избегает таким путем невроза и возвращается к действительному миру Там же, где, при существующем несогласии с реальным миром, нет этого драгоценного дарования, или же оно недостаточно, либидо, - следуя происхождению фантазий, - неизбежно приходит, по принципу регресса (лат. regressio - обратное развитие), к воскрешению инфантильных желаний (комплексов), а следовательно, к неврозу. Компенсаторная функция С. отмечалась еще А. Адлером, который ввел этот термин в теорию психоанализа с тем, чтобы обозначить функциональное уравновешивание чувства неполноценности. Компенсация (от лат. compensatio - возмещение) в С. происходит путем психологической приспособляемости к внешним условиям. Например, у невротика психическое чувство неполноценности этиологически соответствует физической неполноценности какого-нибудь телесного органа, давая тем самым повод к вспомогательной конструкции, т. е. С., состоящей в создании фикции (психологической уверенности), которая компенсирует психологическую неполноценность. При этом фикция, или "фиктивная линия поведения", составляет систему, суть которой заключается в стремлении к превращению любой возможной неполноценности в сверхценность. К. Г. Юнг видел в этом процессе аналогию саморегулирования психического аппарата, производимого посредством амбивалентного ориентирования сознания. Противоположная установка человеческого сознания (т. н. "компенсирующая противоположность ") может быть выражена по-разному: у Фрейда это - Эрос, у Адлера - Власть. Согласно Ф. Ницше, С. инстинкта происходит именно в воле к власти. С., т. о., есть механизм психической активности человека, появившийся вследствие противления, возникающего в отношении первобытной сексуальности, и подвигающий энергию либидо к трансформации в образы, десексуализированные и дифференцированные. Трансформация энергии либидо в символах культуры представляет собой суть процесса С., поэтому функция С. построена на принципе "экономии" (перераспределения) энергии влечения, согласованном с "экономическим бюджетом" либидо и его соответствующим размещением в пространстве человеческой культуры. А. В. Севастеенко

(от лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Идея С. нашла отражение в произведениях писателей XVIII в. Г. Штиллинга и Новалиса, а также в работах А. Шопенгауэра и Ницше. В начале XX в. понятие С. стало широко использоваться в психоанализе. Согласно Фрейду, С. - это процесс переориентации влечения { либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, и преобразования энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Сквозь призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. В западной психиатрической генетике и философской антропологии неоднократно предпринимались попытки модификации и модернизации психоаналитического толкования С. П. Сцонди различает три ступени С., относя к ним "социализацию", т.е. перевод желаний в сферу профессиональной деятельности, "собственно С", связанную с индивидуальной жизнедеятельностью человека, и "гуманизацию" - высшую форму С, способствующую развитию человечества. У Шелера способностью к С. наделены все формы организации природного мира. Он вводит термин "сверхсублимация", понимая под ним "чрезмерную интеллектуализацию", свойственную современной культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. В настоящее время идеи С. находят отклик в работах ряда философов, психологов и искусствоведов, стремящихся объяснить отношения между биологическим и социальным, взаимосвязи между индивидом и обществом, этапы социализации личности, особенности протекания культурно-исторических процессов, природу и специфику художественного творчества.

По непосредственный переход при нагревании твердого вещества (тела) в газообразное минуя стадию жидкости. Возгонка. В психологии, обществоведении и фантастике - замещение одних потребностей - другими, как правило, половых - работой.

термин псикоаиализа. Означает трансформацию склонностей и низших инстинктов е возвышенные чувства: так, например, сексуальние устремления могут «сублимироваться» в зсюлетические или религиозние уппремлении.

Переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс, в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Через это понятие 3. Фрейд объяснял те типы человеческой активности, которые не имеют видимой связи с сексуальностью, но порождены силой сексуального влечения: «Сексуальное влечение обеспечивает труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на другую, несексуальную, но психологически ей близ- кую, называется сублимацией». В психоанализе чаще всего речь идет о смене ду- шевных состояний, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению. Так работает защитный механизм психики, который преображает энергию сексуального влечения в социально одобряемую цель. В кон. 1950-х гг. амер. телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать младенца, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен опрос аудитории, чтобы выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с наслаждением «пеленали ребенка», «играли» с ним, приобщались к азбуке родительского чувства. Пример с телевизионным циклом способен обескуражить. Подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, отдает себе отчет в своих поступках. Здесь же обнаружилась иная картина. Оказалось, что зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации; он радуется и страдает, одержим подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое мышление, обусловливают его поступки. С. является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной активности и обеспечивает их энергетическую основу. Т. Адорно, обнаруживший эффект сложного сплетения любви и ненависти к телевизионным персонажам, пришел к выводу, что сублимационный эффект способен усилить манипулирование сознанием. Духовная жизнь человека во многом определяется тиранией бессознательного. Индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений. Он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. В этом факте и скрывается, по Адорно, тайна раздвоенности сознания. Отвергая насилие в качестве мыслящего объекта, рядовой зритель находит в экранных преступлениях привлекательное зрелище, искупительное освобождение от повседневных переживаний. Монотонная, изматывающая повседневность постоянно порождает в человеке чувство неудовлетворенности. Многие его стремления, ожидания не сбываются, и потому вытесняются в сферу бессознательного. Все это рождает потребность в фиктивном осуществлении рухнувших замыслов, в отвлечении от неприятной действительности. Грубо говоря, человеку нужна психологическая компенсация, и он находит ее в сюжетах массовой культуры. Психологи утверждают, что, когда на «голубых экранах» идут детективные, криминальные спектакли, число реальных преступлений снижается. Дурные наклонности, говоря языком психоаналитиков, сублимируются. О Гуревич П.С. Приключения имиджа. М, 1991; Психоанализ и культура. М., 1995; Энциклопедия глубинной психологии. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. М., 1998. П.С. Гуревич

(от лат. sublimare возносить) - утончение, одухотворение. В психоанализе Фрейда - преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет психоанализ деятельность в области культуры; см. Ресублимация.

(лат. sublimo-возвышаю) - переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные). Согласно 3. Фрейду, С.- это процесс. заключающийся в том, что влечение (либидо) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую. Через призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки, развитие человечества. В западной философской антропологии (Шелер) способностью к С. наделены все формы организации природного мира, а человек является последним актом С. в природе. М. Шелер вводит термин “сверхсублимация”, понимая под ним “чрезмерную интеллектуализацию”, свойственную совр. культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. Теория С., считающая духовное преобразованной энергией первичных влечений, сводит в конечном счете социальное к биологическому и не может объяснить сложности и специфичности культурно-исторического процесса.

позднелат. sublimatio – возвышение, от лат. sublimo – высоко поднимаю, возвышаю) – в теориях ценностей означает возведение ценности от низшего к высшему уровню (напр., у Макса Шелера); в учении Фрейда – особый вид замещения или отклонения инстинктов от присущей им направленности, при к-ром первоначальной (обычно сексуальный) объект влечения замещается другим, более социально приемлемым. В психологию термин "С." ввел Фрейд в 1900. В психоанализе понятие С. используется для объяснения психологич. механизмов творчества и обозначает преобразование в этом процессе низших (большей частью подсознательных) влечений. Толкуя творчество как один из способов разрядки внутр. напряжений и конфликтов, Фрейд попытался объяснить его с позиций биологич. детерминизма; с этой т. зр. невроз у него выступал как результат провала С., а С. – как "удавшийся невроз". Очевидная узость такого объяснения породила дилемму: покончить с биологич. детерминизмом и признать свободу выбора и решения в творчестве или объявить его результаты лишь более утонченной и замаскированной формой выражения тех же осн. влечений (иск-во как "возвышающий обман"). Избрав второй из этих путей, авторы многочисленных фрейдистских сочинений по проблемам творчества утверждают наличие прямой связи между результатами творчества и небольшим числом вариантов осн. влечений и их патологич. отклонений. Напр., согласно работам Т. Рейка, творчество Гете, его "олимпизм" есть результат компенсации параноидного психоза, к к-рому Гете, как утверждают, был близок в юности; в основе творчества Достоевского – чувство вины, порожденное в детстве его враждебными импульсами по отношению к отцу (И. Нейфельд, Достоевский. Психоаналитич. очерк, пер. с нем., Л.–М., 1925). Большая роль в формировании художества придается компенсации им травм детского возраста (З. Фрейд, Леонардо да Винчи. Воспоминание детства, М., 1912). С этих позиций творчество выступает как вид самодеят. психотерапии. Психоаналитики провели много исследований для выявления условий С. и сопутствующих ей процессов. Общую схему сублиматорной деятельности предложил Э. Берглер, выделивший пять уровней С. с вводом и переключением ряда психич. механизмов. В рамках т.н. эгопсихологии, помимо процесса перенесения или замены объекта влечения, подчеркивается роль в С. преобразования самой энергии – превращение ее в форму, пригодную для выполнения специфич. функций Эго. Фрейд и особенно его последователи нередко связывают учение о С. с учением Платона об эросе. Но если в платонизме низшие формы бытия выводятся из высших, то у Фрейда, наоборот, высшие формы сводятся к низшим, к единственным для него реальным биологич. процессам. По словам М. Шелера, в учении о С. фрейдизм выявляет себя как инвертированный платонизм или как "игра на понижение"; учитывая тот реальный факт, что в творчестве принимают участие психич. и психосоматич. процессы разных уровней, фрейдистское учение о С. пытается свести это множество уровней к одному – влечениям и их материалу; при этом сам творч. акт как создание нового качества ускользает от прямого исследования. Лит.: Фрейд З., Бред и сны в Градиве, в кн.: Иенсен В., Градива, Одесса, 1912; его же, Я и Оно, пер. с нем., Л., 1924; Kris ?., Psychoanalytic explorations in art, N. Y., 1952; Bergler E. O., On a five-layer structure in sublimation, "Psychoanalytic Quarterly", 1945, v. 44, No 1. Д. Ляликов. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓