Словарь для увеличения словарного запаса. Vocabulary. Способы расширения словарного запаса

Иногда эмоции захлестывают настолько, что вместо тысячи нужных фраз вы произносите короткое: «Слов не хватает». Дело в том, что мозг не успевает генерировать в достаточном количестве образы, которые можно быстро и легко перевести в словесную форму. Одной из частностей, почему так происходит, лингвисты считают недостаток слов. Сегодня поговорим о том, как увеличить словарный запас в общении и блистать в любом диалоге.

После очищения речи начинайте пополнять словарный запас для общения.


Способ 1: Синонимы в комментировании

Многие источники рекомендуют читать словарь синонимов. Идея интересная, но для расширения словарного запаса непригодная. Механическое чтение пополняет ваш пассив, что никак не помогает поддержать беседу. В нужный момент воспроизвести выученное слово мозг не сможет.

Проще всего тренироваться на практике. Если вы участник групп в социальных сетях возьмите за правило оставлять 10–15 длинных комментариев в день. В них активно используйте синонимы и необычные словосочетания. Вскоре вы легко будете оперировать этими словами в разговорной речи.

Способ 2: Книги и рецензии

Читайте больше книг: направленность неважна, главное, чтобы автор обладал чистым литературным языком.

Основные условия этого способа:

  1. Читайте вслух 15 страниц в день - задействуйте визуальную и слуховую память.
  2. Пересказывайте прочитанное через 2–4 часа.
  3. Пишите рецензию на листе бумаги - тренируйте кинестетическую память.

Ежедневно вы будете запоминать 5-7 новых слов.

Способ 3: Кроссворды

Разгадывание кроссвордов помогает развить концентрацию внимания. Оно эффективно, как йога, используемая для этой же цели. Подробней в этой

Чтобы расширить словарный запас, решайте один кроссворд в неделю объемом в 30 позиций. Разбивка по времени определяется индивидуально: вы можете разгадать весь кроссворд сразу или неторопливо смаковать его каждый день.

Способ 4: Фристайл

Известный российский репер Noize MC советует отличное упражнение, помогающее освободить сознание и понять, сколько новых слов появилось в активном словарном запасе. Выполнять упражнение просто: каждое утро начинайте с записи потока мыслей. Возьмите 3 листа бумаги и пишите все, что пришло в голову. Не пытайтесь призвать мысли искусственно или облагородить запись. Не ставьте запятые, точки, тире. Просто пишите слова. После передохните, выпейте Глицин D3 и займитесь насущными делами.

Мы не случайно упомянули про Глицин D3. Принятый утром, он обеспечивает энергией на целый день. Помогает сосредоточиться и выполнить дневные задачи со стопроцентной эффективностью.

Через 4–5 часов выделите время на анализ утреннего фристайла. Обведите слова, которые выучили недавно. Теперь, когда вы будете выполнять упражнение «Комментирование», описанное в первом способе, исключите эти слова и замените на новые. Если они появились в потоке сознания, значит, закреплены достаточно для того, чтобы блистать в любом диалоге.

Все способы направлены на быстрое увеличение словарного запаса в общении. Используйте их постоянно, и через полгода вы не узнаете свою речь. Хорошего дня!

Как известно, сначала было Слово. Очевидно, что с тех пор слов стало намного больше, благодаря чему мы сегодня можем читать и писать, формулировать свои мысли и добиваться максимальной точности передачи их смысла окружающим. Хотя время от времени приходится признать, что слова подводят. Часто ли вы произносите фразу «у меня просто нет слов!»? И не только потому, что эмоции действительно сильнее любых формулировок. Просто порой обычных и привычных слов действительно оказывается недостаточно. И тогда вам ничего не остается, кроме как увеличить свой словарный запас.

Или хотя бы расширить свой лексикон сообразно тем новым задачам, которые возникли перед вами и потребовали более богатого, развитого языка. Что бы это ни было – новая работа, необходимость выступить перед большой аудиторией или просто желание самосовершенствования - развивать свой словарный запас можно и нужно. Мы поделимся с вами эффективными способами улучшить словарный запас, причем без лишних слов (простите за каламбур, но для расширения словарного запаса без этого никак).

Большой словарный запас, или как пополнить набор слов
Наука о языке использует для обозначения словарного запаса красивый термин: лексикон. И это название лучше передает суть понятия, ведь лексикон – это не просто «архив», беспорядочное накопление словарных единиц, а совокупность всех слов, которыми владеет человек, пользуется социальная группа или располагает язык. Здесь сразу требуется уточнение: владеть и пользоваться – это далеко не всегда одно и то же, в том числе по отношению к словам. Поэтому лексикон, или словарный запас, характеризуется видом:

  1. Активный словарный запас – то количество слов, которым вы пользуетесь постоянно, каждый день, в общении с близкими, коллегами и всеми окружающими, а также слышите по телевизору и вокруг себя и можете в любой момент использовать, не задумываясь о них специально. Активный словарный запас находит воплощение в вашей устной речи и письме, сообщениях в социальных сетях и т.п. Главный признак активного словарного запаса – это пассивность, с которой вы его используете, то есть отсутствие необходимости прилагать усилия, чтобы подобрать какое-то слово специально или припомнить его значение.
  2. Пассивный словарный запас – это все известные вам слова, включая те, значение которых вы понимаете, встречая в устных или письменных источниках, но никогда (или крайне редко) используете в своей речи. Разумеется, пассивный словарный запас намного (даже в несколько раз) больше активного. При желании и/или необходимости вы можете напрячь память и выудить из нее слова пассивного запаса. Но в повседневной практике это неиспользуемый «архив», и в этом смысле определение «запас» подходит ему как нельзя лучше.
  3. Внешний словарный запас – это понятие используются, как правило, в психолингвистике для обозначения неизвестных конкретному человеку слов, относящихся к специфическим отраслям знаний. Эти слова не будут поняты человеком, если он услышит их или встретит в тексте. Такое себе «слепое пятно», в зоне которого находятся, как правило, узкие профессионализмы, специальные термины, неологизмы, вычурные архаизмы и т.п.
Границы между разными видами словарного запаса зыбкие, размытые и постоянно колеблющиеся в ту или иную сторону. По мере взросления и интеллектуального развития человека его лексикон увеличивается: если первоклашка в среднем использует около 2000 слов (активный словарный запас), то к выпускному классу это количество увеличивается примерно до 5000 слов, и больше ему просто не нужно для повседневной жизни. Львиная доля приходится на активный словарный запас. Обладатели диплома о высшем образовании расширяют свой словарный запас приблизительно до 10 000 слов, но среди них уже намного большая часть относится к пассивному запасу, применяемому лишь изредка, по случаю.

Словарный запас эрудированных людей может насчитывать и 30 000, и 50 000 слов. Очевидно, что лишь малая часть из них относится к активному запасу, который применяется для повседневного общения с окружающими. Остальные слова можно счесть пассивным запасом, который эрудиты задействуют лишь в общении с такими же интеллектуалами или при чтении сложной литературы. При этом их пассивный словарный запас для большинства среднестатистических людей будет внешним лексиконом, то есть попросту неизвестным.

Как расширить свой словарный запас
Сфера деятельности, круг общения и образ жизни накладывают отпечаток, но даже невзирая на них каждый желающий может увеличить свой словарный запас. Даже сейчас, дочитав статью до этих строк, вы могли пополнить свой словарный запас новыми для себя лексемами (словами). И можете продолжить расширять словарный запас, взяв на вооружение проверенные временем и рекомендованные филологами упражнения по развитию словарного запаса:

  1. Общение – устное и письменное. Словарный запас – это, по сути, инструмент, которым вы пользуетесь с определенной целью (озвучить свои соображения, желания и выводы). Любой навык усиливается от активного применения и наоборот. Значит, для развития словарного запаса нужно пользоваться им как можно больше. Общаясь, вы увеличиваете свой словарный запас за счет двух приемов. Во-первых, перенимаете новые слова от своих собеседников. Во-вторых, стараетесь подобрать слова для более точных формулировок, тем самым переводя их из своего пассивного словарного запаса в активный. Можно сказать, что словарный запас растет пропорционально кругу общения. Поэтому не ограничивайте список собеседников и старайтесь включать в него разных, непохожих друг на друга людей. Разговаривайте с попутчиками в транспорте, продавцами-консультантами, коллегами, соседями, товарищами в спортзале и на курсах вождения, переписывайтесь на форумах и страницах соцсетей.
  2. Чтение. Книга (а также газета, журнал, интернет-СМИ и даже объявление на афишной тумбе) – неиссякаемый источник информации. В зависимости от задач, выбирайте классическую художественную, научно-популярную или специальную литературу и уделяйте чтению не меньше часа ежедневно. Чтобы улучшить словарный запас быстрее и эффективнее, читайте вслух. Проговаривание слов способствует лучшему запоминанию. Еще полезнее для развития лексикона читать непосредственно словари. К вашим услугам толковый словарь, словарь синонимов, словарь редких слов, орфографический словарь и множество других, специализированных справочников.
  3. Слушание. Если нет времени читать книги или болтать без особой цели, можно увеличить словарный запас с помощью прослушивания аудиокниг и песен. В этом случае происходит восприятие текста на слух, но вы не видите слов перед собой. Для людей-«аудиалов» этот способ подходит идеально. В аудиоформате можно найти практически любую книгу, от исторических романов до сборников афоризмов. Запишите ее в плеер и слушайте по дороге на работу, в автомобильных пробках и/или перед сном.
  4. Запоминание. Чтобы не только пополнить свой словарный запас, но и привести его большую часть в активное состояние, слова нужно не только узнавать, но и запоминать. Лучший способ запомнить что-либо – это повторить лично. Пересказывайте прочитанные и/или услышанные тексты, причем как можно ближе к тексту, стараясь сохранить авторский стиль и манеру изложения. Заучивайте стихи, тексты песен и определения специальных терминов. Это один из самых эффективных методов расширить словарный запас, используемый даже в школьном обучении.
  5. Изучение иностранного языка. Словарный запас не может и не должен ограничиваться одним языком – учите иностранные. Например, русский язык состоит примерно из полумиллиона слов, английский – 250 000 слов, японский – больше 50 000 слов. Чем больше новых языков вы изучаете, тем больше связей устанавливаете между ними и тем проще вам вызвать их из памяти в нужный момент.
  6. Ведение дневника. Допустим, по какой-то объективной или субъективной причине вы не можете позволить себе языковые курсы, у вас нет времени на чтение и желания на активную переписку. Тогда пишите для себя. Это не самый быстрый и действенный, но все же работающий способ увеличить словарный запас. Расширение лексикона происходит за счет необходимости формулировать все те мысли, которые обычно остаются в форме эмоций и побуждений. Чтобы перенести их на бумагу, вам придется подыскать подходящие слова, и наверняка для этого понадобится пассивный словарный запас.
  7. Лингвистические игры. Для увеличения словарного запаса придумано множество увлекательных приемов: например, кроссворды, шарады или другие головоломки. Разгадывая их, вы даже невольно интересуетесь новыми словами и их значениями. На курсах ораторского мастерства можно получить специальные задания для развития словарного запаса или отыскать их в учебниках. Это и составление эссе из слов одной части речи (только из существительных, только из глаголов и т.п.), и попытка использовать слова, начинающиеся на одну определенную букву, и многие другие упражнения, развивающие лексикон и разминающие извилины.
Обязательным условием того, чтобы улучшить свой словарный запас, являются активные и осознанные действия в этом направлении. Ваша речь – как часть тела, которая для развития требует постоянных тренировок. Если вы будете игнорировать и пропускать незнакомые слова, то у них просто не будет шансов попасть в ваш словарный запас. Поэтому есть только один путь постоянно увеличивать запас слов: встречая незнакомое выражение или слово, обязательно выясняйте его значение. Пользуйтесь для этого словарями, интернетом и расспрашивайте других людей. И тогда репутация Эллочки-людоедки вам не грозит, чего мы искренне желаем!

Обучение – это непрерывный процесс. Вы можете стать эрудированным человеком как в подростковом возрасте, так и в пенсионном возрасте, когда вам будет уже за восемьдесят, просто расширяя свой словарный запас. Выработайте привычки, которые помогут вам запоминать и использовать наиболее точные слова в вашем языке. И вам станет легче общаться, писать и думать. После того как вы прочтете более конкретные советы по расширению своего словарного запаса, дочитайте эту статью до конца.

Шаги

Часть 1

Учите новые слова

    Читайте взахлеб. Когда вы окончите школу, вам уже не будут задавать упражнения на слова, и вообще уже не будет никакого домашнего задания, что в свое время заставляло вас учить новые слова. Можно и просто перестать читать. Но если вы хотите расширить свой словарный запас, составьте себе план чтения и придерживайтесь его.

    • Можно попробовать читать по одной книге в неделю или просто читать газеты каждое утро. Выберите подходящий для себя темп чтения, а также составьте программу чтения, которая будет вписываться в ваше расписание.
    • Каждую неделю старайтесь прочитывать как минимум одну книгу и пару журналов. Будьте последовательны. Вы не только увеличите свой словарный запас, но и будете в курсе дел, будете знать о том, что произошло. Вы расширите запас общих знаний и будете образованным, всесторонне развитым человеком.
  1. Читайте серьезную литературу. Поставьте перед собой задачу - читать столько книг, насколько у вас хватит времени и желания. Читайте классику. Читайте старые и новые художественные произведения. Читайте поэзию. Читайте Германа Мелвилла, Уильяма Фолкнера и Вирджинию Вульф.

    Читайте также интернет-источники и «низкопробную бульварную» литературу. Читайте интернет-журналы, эссе и блоги на различные темы. Читайте музыкальные обзоры и фэшн-блоги. Правда данная лексика не относится к высокому стилю. Но чтобы иметь обширный словарный запас, вам нужно знать и значение слова «внутренний монолог», и значение слова «тверкинг». Быть начитанным – это значит, быть знакомым как с творчеством Джеффри Чосера, так и с творчеством Ли Чайлда.

    Смотрите в словаре каждое слово, которое вы не знаете. Когда вы видите незнакомое слово, не пропускайте его с раздражением. Попробуйте понять его значение из контекста предложения, а потом посмотрите его в словаре, чтобы уточнить его значение.

    • Заведите себе небольшой блокнот и тут же записывайте в него все незнакомые слова, которые вам будут встречаться, чтобы потом проверить их значение. Если вы слышите или видите слово, которое вы не знаете, обязательно посмотрите его в словаре.
  2. Читайте словарь. Погружайтесь в него с головой. Читайте словарные статьи о тех словах, которые вам еще незнакомы. Для того чтобы сделать этот процесс более увлекательным, необходим очень хороший словарь. Поэтому поищите такой словарь, где даются подробные объяснения по поводу происхождения и использования слов, так как это поможет вам не только запомнить слово, но и получить удовольствие от работы со словарем.

    Читайте словарь синонимов. Ищите синонимы к словам, которые вы часто употребляете, и старайтесь использовать их.

    Часть 2

    Используйте новые слова
    1. Поставьте себе цель. Если у вас твердое намерение расширить свой словарный запас, поставьте перед собой цель. Старайтесь учить по три новых слова в неделю и использовать их в устной и письменной речи. Благодаря сознательным усилиям, вы сможете выучить несколько тысяч новых слов, которые вы будете помнить и использовать. Если у вас не получается правильно использовать то или иное слово в предложении, значит, оно не является частью вашего словарного запаса.

      • Если вы легко запоминаете по три слова в неделю, тогда повышайте планку. На следующей неделе попробуйте выучить 10 слов.
      • Если вы будете смотреть в словаре по 20 новых слов в день, вам будет трудно использовать их правильно. Будьте реалистом и расширяйте практический словарный запас, который вы на самом деле сможете использовать.
    2. Используйте дидактические карточки или самоклеящиеся листочки по всему дому. Если вы собираетесь взять за привычку учить новые слова, попробуйте несколько простых приемов запоминания, как будто вы готовитесь к тесту. Повесьте над кофеваркой стикер с толкованием того слова, которое вы надеетесь запомнить, и, так, вы сможете выучить его, пока будете делать себе чашку утреннего кофе. Прикрепите новое слово к каждому комнатному растению, и, таким образом, вы будете учиться, пока будете их поливать.

      • Даже когда вы смотрите телевизор или занимаетесь другими делами, держите под рукой несколько дидактических карточек и учите новые слова. Расширяйте свой словарный запас при любых обстоятельствах.
    3. Пишите больше. Начните вести журнал, если вы этого еще не делали, или заведите виртуальный дневник. Интенсивное сгибание мышц при письме поможет вам лучше запоминать слова.

      • Пишите письма старым друзьям и описывайте все до мельчайших подробностей. Если ваши письма, как правило, короткие и простые, измените это: начните писать более длинные письма или электронные сообщения по сравнению с теми, которые вы писали раньше. Тратьте больше времени на составление писем, как если бы вы писали школьное эссе. Делайте обдуманный выбор.
      • Выполняйте больше письменных заданий по работе. Если вы обычно избегаете составления приказов, написания коллективных электронных сообщений или участия в групповых дискуссиях, измените свои привычки и пишите больше. К тому же вы, возможно, будете получать деньги за расширение своего словарного запаса.
    4. Правильно и точно используйте прилагательные и существительные. Самые лучшие писатели стремятся к краткости и точности. Приобретите толковый словарь и используйте самые точные слова в своих предложениях. Не используйте три слова там, где можно спокойно обойтись лишь одним. То слово, которое сокращает общее количество слов в предложении, будет весьма ценным дополнением к вашему словарному запасу.

      • Например, фразу «дельфины и киты» можно заменить одним словом «китообразные». Таким образом «китообразные» - это полезное слово.
      • Слово также полезно, если оно более выразительно, чем та фраза или то слово, которое оно заменяет. Например, голоса многих людей можно охарактеризовать как «приятные». Но если у кого-то очень приятный голос, тогда лучше сказать, что у него голос, «ласкающий слух».
    5. Не выставляйте это напоказ. Неопытные писатели думают, что они улучшат свою письменную речь, если в каждом предложении будут по два раза использовать функцию тезаурус в Microsoft Word. Но на самом деле это не так. Использование пафосной лексики и правильное написание слов сделают вашу письменную речь напыщенной. Но что еще хуже, так это то, что это сделает ваше письмо менее точным, чем более обычные слова. Грамотное использование слов – это характерная черта настоящего писателя и верный признак большого словарного запаса.

      • Вы могли бы сказать, что «железный Майк» -это «прозвище» Майка Тайсона, но слово «кличка» было бы более точным и подходящим в этом предложении. Поэтому слово «прозвище» менее полезно в вашем словарном запасе.

    Часть 3

    Совершенствуйте словарный запас
    1. Подпишитесь на рассылку «Слово дня» в одном из онлайн-словарей. Вы также можете завести себе календарь «Слово дня». Не забывайте каждый день читать слова на той странице, старайтесь запоминать слова каждого дня, а также использовать их в своей речи в течение дня.

      • Заходите на словообразовательные сайты (например, freerice.com) и расширяйте свой словарный запас, пока утоляете голод или делаете что-то еще полезное.
      • Есть очень много онлайн сайтов, посвященных составлению алфавитных списков необычных, странных, устаревших и трудных слов. Воспользуйтесь поисковой системой, чтобы найти эти сайты и учиться на них. Это прекрасный способ скоротать время, ожидая автобус или стоя в очереди в банк.
    2. Решайте словесные головоломки и играйте в игры со словами. Словесные головоломки – это прекрасный источник новых слов, потому что их составителям часто приходится использовать огромное количество малоупотребляемых слов, для того чтобы все слова поместились в их головоломки, и чтобы они были интересными для тех, кто их решает. Есть много разновидностей словесных головоломок, включая кроссворды, головоломки «Найди слово» и «Спрятанное слово». Наряду с расширением вашего словарного запаса, головоломки также будут способствовать улучшению навыков критического мышления. Что касается словесных игр, попробуйте такие игры, как Скрэббл, Боггл и Краниум, чтобы расширить свой словарный запас.

      Поучите немного латынь. Хоть и кажется, что это мертвый язык, но небольшое знание латыни – это прекрасный способ узнать о происхождении многих английских слов, и к тому же это поможет вам понять значение тех слов, которые вы еще не знаете, не посмотрев в словаре. В Интернете есть образовательные ресурсы по латыни, а так же огромное количество текстов (загляните в свой любимый магазин старых книг).

    Предупреждения

    • Имейте в виду, что вы можете использовать слова, которые другие люди могут и не знать. Это может создать барьеры в общении и взаимопонимании. Поэтому будьте готовы использовать более простые синонимы в различных контекстах, чтобы смягчить эту проблему. Другими словами, не будьте занудой.
  • Главное правило — всегда учите слова в контексте. Английские слова имеют множество значений. Контекст поможет вам определить, в каких случаях следует употреблять слово, а в каких оно неуместно
  • Читайте как можно больше! Про чтение мы подробнее говорили . Лишь добавлю одно — выделяйте каждый день как минимум 15 минут на чтение.
  • Используйте карточки (flashcards), с написанными словами, переводом. Можно пользоваться уже готовыми карточками или сделать самостоятельно.
  • Не учите слова в одном порядке. Чередуйте.
  • Если вы встретили незнакомое слово в тексте, постарайтесь догадаться о его значении из контекста, и только после этого обращайтесь к словарям.
  • Хорошую службу может состужить знание происхождения слов. Известно, что в любом языке очень много заимствований. Английский — не исключение. Многие слова пришли в английский из латыни, греческого и других языков. Знание заимствованных суффиксов или окончаний также помогут вам расширить ваш словарный запас.
  • На сайтах различных словарей вы можете подписаться на рассылку «A Word of the Day» (Слово дня). Каждый день вам будет приходить письмо с новым «словом дня», с примерами использования, и иногда даже с историческими фактами.
  • Используйте слово в своей речи 3 раза, и оно закрепится в памяти!

Почему, например, вы знаете слово «mother» или «beautiful»? Потому что:

  1. вы часто используете их в своей речи
  2. вы читали их много раз

Метод звуковых ассоциаций.

Метод звуковых ассоциаций — метод запоминания слов, в основе которого лежит подбор созвучных с иностранным словом слов родного языка.

Про этот метод заговорили еще в 70-80 годах прошлого века. И сейчас им активно пользуются многие люди. Может быть он будет полезен и вам.

Я лишь скажу о том, что данный метод мне также помогал запоминать многие слова, например, «convince» — убеждать, убедить (почему — то это слово мне никак не давалось). Так, чтобы запомнить это слово, я использовала метод звуковых ассоциаций, иначе говоря русскую фразу «коньяк с вином убедят кого угодно» = convince

Нам кажется, что ребенок осваивает язык так легко, естественно и без видимых усилий с его стороны (не то что мы, второй, например, язык – зубрим, зубрим, а результат ничтожный). Однако это не значит, что ребенок совершенно не прилагает никаких усилий, он работает всерьез: не ограничивается подражанием, а конструирует и моделирует, работает как квалифицированный лингвист, анализирует речь, которую слышит, а потом на бессознательном уровне выводит правила употребления языковых единиц.

Первое и основное условие развития речи у ребенка – он должен оказаться в языковой среде, и чем раньше это происходит, тем лучше для малыша (даже и на втором языке легче всего заговорить, если окажешься “в среде”, а еще лучше в стране, где все на нем говорят). “Лучше поздно, чем никогда” в случае развития речи “не срабатывает”, как раз наоборот, существует “критический возраст”, после которого человек никогда уже не сможет заговорить (в этом смысле Маугли был обречен на молчание).

Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием как в определенный период жизни, когда у него существуют максимальные возможности усвоения чего-либо. Замечательный итальянский педагог Мария Монтессори назвала такие периоды сензитивными. Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно. Знать об этих периодах взрослый должен для того, чтобы предоставить ребенку соответствующую окружающую среду для реализации его потребностей. Сензитивный период развития речи, по Монтессори, длится от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет. Пять-шесть лет и есть тот критический возраст, после которого даже попадание в языковую среду уже ничем не поможет.

Попав в языковую среду до шести лет, ребенок рано или поздно заговорит, если он здоров. Но это не значит, что не нужно ему помогать, от родителей потребуется помощь, тогда ребенок овладеет языком легко, словарь и грамматика его будут богатыми и разнообразными, так что он без труда сможет выражать свои мысли, читать книги.

Расширение словарного запаса

Любому человеку, говорящему на каком-то языке, нужен “строительный материал” – слова, из которых он и будет строить свои фразы. Чем он богаче, тем больше возможностей для комбинации, а это залог успешного общения: для каждого человека можно найти “свои слова”.
У ребенка сначала накапливается пассивный словарный запас – это те слова, которые ребенок знает, понимает, может различать на слух (первые 50 слов ребенок понимает примерно на пять месяцев раньше, чем сможет их произносить). Это нетрудно заметить, задавая ему вопросы, разговаривая, наблюдая за реакцией. И кроха обязательно вас удивит. Своим огромным словарным запасом (пассивным). Сначала он “сможет” найти названный вами предмет глазами, потом за ним потянутся его ручки, и, наконец, ребенок выполнит какое-то сложное действие или вашу команду. Покажет “глазки у зайчика”, постучит в дверь, или поднимет ножку, чтобы засунуть ее в ботинок. Это понимание и станет вашей первой наградой за многомесячные разговоры “как будто бы с самим собой”. Активный словарный запас – те слова, которые ребенок произносит, употребляет. Только побыв какое-то время в пассивном словаре, слово перекочевывает в активный словарь.

В ранний период формирования речи оценить точно словарный запас ребёнка очень сложно, поэтому оценки приблизительные.

В среднем к году ребенок произносит два-три слова, а в период от 18 до 24 месяцев жизни дети осваивают словарь объемом от 25 до 90 слов.

Существует минимум и максимум слов, который ребенок может освоить в определенный период.

Приведем таблицу освоения слов Е. А. Аркин:

Возраст максимум минимум
1.0-1.2 58 3
1.3-1.5 232 4
1.6-1.8 383 27
1.9-1.11 707 44
2.0-2.2 1227 55
2.3-2.6 1509 171
3.0-4.0 2346 598

Как помочь ребенку узнать новые слова, достичь максимума в расширении словарного запаса? Главное условие – общение с ребенком и расширение собственного словарного запаса. Ребенок с рождения обладает “впитывающим сознанием”, он готов подражать нам во всем.

Ребенок должен с рождения (а лучше еще в утробе матери) слышать речь, разную, много, и родители должны разговаривать не только между собой, хотя бы иногда (а лучше часто) речь должна быть организована специально для малыша, так ребенок гораздо быстрее сможет постичь структуру языка, на котором говорят его родители. Когда мы говорим с кем-то, кто хорошо нас понимает, мы спешим, недоговариваем фразы, “съедаем” окончания и т. д. А теперь представьте, что перед нами иностранец, который вообще пока еще мало что понимает… И наша задача не просто добиться от него понимания, а научить отвечать, выражать свои просьбы или протест словами, быть коммуникативно активными. Мы будем говорить медленно, четко выговаривая, простыми предложениями, подкрепляя свои слова действиями и жестами.
Общение можно и нужно совмещать с любым занятиями: прогулкой, обедом, игрой, купанием, одеванием. Не упускайте момент, когда ребенок сосредотачивается на каком-то объекте, чтобы словесно его прокомментировать или хотя бы проверить наличие в лексиконе нужного слова.
Внимание: звуки вашего голоса не может заменить телевизор или радио. Найдите время, чтобы в течение дня хотя бы раз (а лучше несколько) поговорить с малышом, обращаясь только к нему. Поверьте, он оценит такой диалог. Помните, дети немых родителей начинают говорить намного позже, ведь они позднее начинают добывать речевой материал. Однако не забывайте, что малыш слышит ВСЕ, в том числе, как вы разговариваете между собой, что говорит воспитательница в детском саду, соседка и т. д., поэтому не удивляйтесь, если ребенок повторит то, что он однажды услышал. Но “закрепится” слово только в том случае, если станет “активным”, “часто слышимым” (частота повторения при этом играет важную роль). Частотные слова быстрее попадают в активный словарь.

Называйте предметы и явления действительности

Называйте все, что попадается вашему крошке на глаза, даже если вы едете в машине, можете дать ему задание называть то, что вы видите за окном, помогайте, если это трудное задание. Усложните его, если малыш подрос и прекрасно справляется: попросите называть, например все зеленые предметы. Рассказывайте ребенку о животных и природе: “кто что ест”, “где живет”, “кто его детеныш”, “как разговаривает” и т. д., называйте продукты, части тела, одежду и т. п.
Вводите новые слова. Делайте это через “трехступенчатый урок”: сначала объясните, что это такое (например, три игрушки: собака, кошка, медведь), потом спросите, где (например, где кошка, а где медведь), если ребенок ответил правильно, переходите на третью ступень: это кто?, а если нет, вернитесь на первую, снова объясните, кто есть кто.

Чем более наглядны ваши “уроки”, тем лучше. Если нет игрушек или настоящих предметов, используйте картинки, фотографии и т. п. Сравнивайте, находите сходство и отличия.
Подбирайте антонимы – слова с противоположным значением, или синонимы – слова с таким же значением. Расскажите малышу соответствующую сказку или скажите, что у вас игра “Наоборот” или “Такой же”. Можно, например, бросать мяч. Вы говорите слово, бросаете мяч, ребенок подбирает нужный ответ, возвращает мяч. Антонимы – узкий-широкий, гладкий-шершавый, легко-тяжело, холодно-жарко и т. п. Придумайте, например, как можно больше “приятных” слов для принцессы: красивая, очаровательная, милая, ненаглядная, неописанной красоты и т.д. Подбирайте сами синонимы во время игр: “собачка лает, кошка мяукает, корова мычит, баран блеет и т. д.”

Учите ребенка обобщать

В течение какого-то времени все слова используются ребенком как имена собственные, например, мячик для малыша, это именно этот конкретный маленький синенький мячик, а не мячик вообще, а киса – это только его плюшевый игрушечный котенок. При осмыслении значений слов у ребенка много трудностей: не так легко незрелому уму классифицировать предметы и явления. Мы о таких вещах просто не задумываемся, кошку с собакой не перепутаем, и наличие пяти одинаковых мячиков не поставит нас в тупик. Помогайте малышу разобраться: показывайте разные мячики или зайчиков, описывайте их свойства: “этот большой”, “этот маленький”, “этот зеленый”, сравнивайте, рассказывайте. Купите детскую энциклопедию, показывайте в ней картинки с разными породами собак и т. д. Разбирая покупки, раскладывая фрукты и овощи, называйте: “Это фрукты: яблоки, груши, апельсин, банан и т. д., а это овощи: морковь, лук, картошка и т. д.” На прогулке покажите транспорт, в зоопарке животных и пр. Обобщающее слово очень важно. Используйте карточки. Смешивайте их и просите выбрать только птиц (ягоды, мебель, одежду и т. д.)

Читайте и разыгрывайте сказки. В сказках встречаются архаизмы и историзмы: старче, светелка, столбовая дворянка, кичка, царские палаты, песнь, брег, чредой, лобызать, принцесса, маркиз, лучина и много других; слова просторечные и диалектные: простофиля, надобно, пуще, кабы, заплуталась, шныряет, зябла, пособи и т.д.

В сказках перечисляются, например, предметы обихода и кухонная утварь: сито, корыто, кадушка, ушат, скалка (“Федорино горе”), глаголы, обозначающие различные голоса животных (звукоподражательные глаголы): мяукать, хрюкать, крякать, квакать, мычать, реветь, чирикать, мурлыкать, ржать, жужжать (“Путаница”) и многое другое. Когда они стоят в “одном ряду”, ребенку легче разобраться. Есть в сказках и сравнения: “Но, как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга”, “и вы будете опять, словно солнышко, сиять” (“Федорино горе”); “бьет он волка, точно сваю”, “заревел медведь белугой” (“Терем-теремок”); “нежная и ясная, как прекрасный розовый лепесток” (“Дюймовочка”) и др., есть множество фразеологизмов впредь тебе наука, говорят тебе честью (“Сказка о рыбаке и рыбке”), уму-разуму учить, припустил во все лопатки (“Теремтеремок”).

Водите ребенка в музей. Позитивные эмоции, связанные с искусством, формируют и обогащают словарный запас детей, там можно показать предметы искусства, материалы (мрамор, бронза, дерево, фарфор и т.д.), рассказать об основных видах искусства (живопись, архитектура, скульптура, графика, декоративноприкладное искусство и т.д.), костюмах, музыкальных инструментах, о Красоте (удивительная, восхитительная, обворожительная, чудесная…).

Наталья Кулакова ,
кандидат филологических наук,
психолог,
победитель Санкт-петербургского конкурса
грантов для молодых ученых и специалистов,
мама троих детей
Центр Натальи Кулаковой «Солнечный круг».: Санкт-Петербург, ст.м. «Приморская», ул. Кораблестроителей, д.16, корп.2.