Роль картин природы в произведении тургенева "ася"

План сочинения — Образы природы в произведениях Тургенева

I. Вступление

Тургенев — признанный мастер пейзажа в русской лите­ратуре XIX века. Он не олицетворяет природу, как, например. Лермонтов или впоследствии Есенин, но показывает сложные взаимоотношения между человеком и природой.

II. Главная часть

1. Уже в ранних произведениях Тургенева — цикле «За­писки охотника» — образы русской природы являются важ­ной приметой тургеневского стиля. В этих произведениях автор тщательно выписывает пейзажи, на фоне которых ри­суются образы людей. Разнообразные картины природы (разное время дня и года, разная погода и т.п.) даны в рас­сказах «Лес и степь», «Бежин луг», «Бурмистр», «Свида­ние» и др. В «Записках охотника» образы природы стано­вятся важной составной частью образа родины, России. В рассказах этого цикла уже видны общие принципы пейзаж­ной живописи Тургенева: тщательная проработка деталей, восприятие природы как важной эстетической и нравствен­ной ценности, сложные взаимоотношения между человеком и природой.

2. В дальнейшем творчестве Тургенева природа имеет в основном две функции: создавать определенный эмоциональ­ный колорит, то или иное настроение и служить проверкой нравственного потенциала героя.

3. При помощи образов природы создается эмоциональ­ный тон произведения в повестях «Ася», «Первая любовь». «Вешние воды», в романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» и др. В «Асе», например, природа передает ро­мантическое настроение, в «Вешних водах» само заглавие го­ворит о параллели между «настроением» природы и эмоцио­нальным состоянием человека, в «Дворянском гнезде» и «Отцах и детях» природа создает элегическое, грустно- возвышенное настроение финала и т.п.

4. Поскольку природа была для Тургенева одной из высших эстетических и нравственных ценностей, отношение к ней того или иного персонажа отражало не только его характер, но и ав­торское отношение к нему. Наиболее последовательно этот принцип проводится в романе «Отцы и дети». Герои, которые симпатичны автору (Николай Петрович, Аркадий, Катя) наде­лены острым чувством природы, они чутко воспринимают пре­жде всего ее красоту и гармонию. Те же герои, к которым у ав­тора отношение отрицательное или двойственное, как правило, глухи к природе как эстетической ценности. Так, Павел Петро­вич вообще не способен эмоционально воспринимать пейзаж; утилитарно-практическое отношение к природе Базарова («природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник») обнаруживает нравственную и эмоциональную ущербность этого характера.

III. Заключение

Тургенева не зря называли и называют «певцом русской природы». Действительно, трудно найти в русской литературе другого писателя, для которого природа была бы столь важна

Повесть И.С. Тургенева “Ася” посвящена любви. Любовь наиболее полно раскрывает человека. А показать внутреннее состояние человека помогает описание природы.

Описания природы занимают в повести очень большое место. Они не только настраивают читателя на тонкое сопереживание, но и сопровождают каждое настроение, каждое движение души его героев.

Действие повести происходит в Германии, на величественной и красивой реке Рейн. Это не случайно. Автор специально поместил героев в это место, чтобы создать романтическую обстановку.

В первой главе мы встречаем героя повести НН, страдающего по какой-то «коварной вдове». Но эти страдания его так неискренни, так ненатуральны, что это замечает даже сам герой.

“ Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока…”

Напротив, описание вечернего городка наполнены искренностью, живостью, которая противопоставлена фальшивой любви героя.

«Я любил бродить тогда по городу; луна, казалось, пристально глядела на него с чистого небо; и город чувствовал этот взгляд и стоял чутко и мирно…»

Во второй главе НН встречает Асю. Описание Аси соседствует с описанием чудесного пейзажа Рейна. Это как бы подтверждает все сказанное об Асе.

«Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката».

Беседа НН с Асей и Гагиным, длившаяся целый вечер, тоже сопровождается романтическим пейзажем вечера, сначала раннего, потом постепенно переходящего в ночь.

«День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь».

«Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно»

Тургенев говорит, что и переменчивый характер Аси очень близок к природе.

Описания гор, долин, мощного течения рек помогает автору показать сильную, безудержную любовь героини.

К пятой главе герой влюбился в Асю. С этого момента всё его внимание переключается на Асю, и он уже не замечает природу. Поэтому описания природы отсутствуют, даже когда НН сопровождает Гагина на зарисовку пейзажей.

Только к десятой главе, когда герой расстается с Асей, опять появляется описание природы. Герой плывет по «царственному» Рейну, но в его душе нет покоя.

«Я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце… поднял глаза к небу – но и в небе не было покоя…».

Это сравнение предвещает печальный конец повести.

Роль пейзажа в повести заключается в том, чтобы мы лучше поняли силу чувств героев, состояние их душ. Чтобы мы поняли, как сложны и непонятны бывают чувства людей, и надо учиться их понимать, чтобы стать счастливым.

Урок: Роль пейзажной зарисовки в повести И.С. Тургенева «Ася»
Цель: 1. Образовательная - расширить и углубить для учащихся понятие «пейзаж в
литературном произведении»;
2. Развивающая - формировать навыки анализа содержания художественного
текста;
3.Воспитательная - суметь увидеть красоту и одухотворённость природы,
оценить её влияние на внутренний мир человека.
Ход урока:
I. Слово учителя.
Мы заканчиваем разговор по творчеству И.С. Тургенева, подводим итоги бесед, споров по повести «Ася». Хотелось бы, чтобы важное замечание, сказанное на первом уроке о том, что писатель был человеком чутким к поэзии и красоте природы, не осталось незамеченным.
В повести «Ася» немало пейзажных зарисовок. Зная «золотое правило» единства художественного мира произведения, мы не можем не задаться вопросом: «Зачем писатель обращается к состоянию природы? Какую роль играют пейзажные зарисовки в повести «Ася»?

II. Сконцентрируем своё внимание на X главе повести. Прочитаем её. Она невелика.
(Подготовленный ученик читает главу наизусть).
- Не ошибаюсь ли я, называя данную главу пейзажной зарисовкой? Что такое пейзаж?
Утверждение, что X глава – пейзажная зарисовка, спорное. Но основное содержание главы посвящено описанию реки, неба, ветра, звёзд, пения соловья. Это соответствует определению пейзажа в литературном произведении.
На доске определение пейзажа.
Пейзаж (франц.) - (буквально – страна, местность) – картина природы, имеющая различное художественное значение. Пейзаж выступает частью всей изображаемой картины, соотносится с настроением действующих лиц.
Итак, вникнем в то, что изображает автор.
На что делается упор в описании природы?
- Река.
2) Что увидел Н.Н. на реке? Назовите конкретные слова.
- Царственная (эпитет) река; река понесла (олицетворение); тёмная, холодная глубина.
- Так ли река темна и холодна?
- Нет, в ней колышутся и дрожат звёзды, отражённые с небес.
«Тревожное оживление мне чудилось повсюду..». А это высказывание кажется совсем не о реке..
- Н.Н. облокотился на край лодки. Зачем?
- Вероятно, поближе рассмотреть состояние воды.
- Что же он увидел?
- Затронуто уже не столько зрение, сколько слух (шёпот ветра в моих ушах – олицетворение), тихое журчание воды за кормою. Также обострено обоняние, ощущение (свежее дыхание волны – и опять приём олицетворения). И всё. Ещё лишь упоминание о соловье, который запел на берегу.
- А что же дальше?
- Дальше до конца главы дано описание состояния самого героя. И только последнее предложение говорит о том, что «лодка всё неслась, и старик перевозчик сидел и дремал, наклоняясь над вёслами».

III. Итак, пейзажная зарисовка невелика
- Что увидели мы, читатели?
- Небо, реку, отражение в реке.
- Пожалуй, перед нами обычная картина природы. Но так ли это для Н.Н.?
Докажите, что окружающая природа вызывает у него сильное волнение.
- «Глядя кругом я почувствовал тайное беспокойство на сердце..» «..но и в
небе не было покоя: испещрённое звёздами, оно всё шевелилось, двигалось,
содрогалось(олицетворение), «тревожное оживление мне чудилось повсюду – и
тревога росла во мне самом», «шёпот ветра в ушах, тихое журчание воды меня
раздражало, свежее дыхание волны не охлаждало меня»
- Герой абсолютно не спокоен, он очень взволнован, и поэтому совсем не случайно
следующее предложение: «Слёзы закипали у меня на глазах, но то не были слёзы
беспредметного восторга». Следом Н.Н. сам поясняет их причину. Как?
- « Что я чувствовал, было не то смутное, ещё недавно испытанное ощущение
всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит, когда ей кажется, что она
понимает и всё любит Нет! Во мне зажглась жажда счастья Я ещё не смел назвать его по имени, - но счастья, счастья до пресыщения – вот чего хотел я, вот о чём томился»
- Что же происходит?
Герой фактически признаётся сам себе, оформляет в своём сердце возникшую неодолимую потребность – жажду счастья, счастья до пресыщения. И сам же уточняет, что это уже не то смутное, ещё недавно испытанное ощущение всеобъемлющих желаний..»
Что же было создано автором такого, как он построил события, что у Н.Н. возникли такие движения души, оформилась такая мысль?
(Обратим внимание на начало главы)
- Где был и что делал Н.Н.?
- Весь день прошёл как нельзя лучше. Мы веселились как дети. Ася была мила и проста. Гагин радовался, глядя на неё. Я ушёл поздно.
Вывод: день был замечательный, насыщенный. Все остались довольны друг другом. В этой ситуации вполне может возникнуть то «ощущение всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит». Тем более, что именно в этот день произошло духовное сближение Н.Н. и Аси.
Во время пути домой в душе Н.Н. происходит качественная перемена – «в нём зажглась жажда счастья..»
- Что случилось по пути домой? Чем этот путь отличается от тех каждодневных путешествий, которые совершал Н.Н.?
- Н.Н. впервые не просто пересёк реку, а попросил перевозчика пустить лодку вниз по течению.
- Удивительным оказалось движение по реке. Оно коренным образом изменило состояние героя. Что он увидел?
- Река предстала перед ним во всём царственном великолепии. Она ожила. Герою повсюду чувствовалось тревожное оживление. И тревога росла в нём самом.
- Почему возникла тревога? (высказывание о реке, что это – сама жизнь.
Жизнь всякого человека можно сравнить с рекой, начало коей ощутимо для всех;
дальнейший же бег её и её назначение, когда она змеёй извивается по широким плоскостям, может различить один только Всевидящий. Сольётся ли она с соседними реками, увеличивая их объём, или примет их в себя? Останется ли она безымянной речкой; будет ли она питать своими мелкими водами вместе с миллионами других речек и рек какую-нибудь великую реку? Или из неё образуется новый Дунай или Рейн и потоки вод её явятся вечной пограничной линией на земном шаре, оплотом и водным путём для целых государств и материков? Мы этого не узнаем; нам известно лишь одно, что путь её лежит в Великий Океан.. (Т. Карлейль).
Впервые Н.Н. не пересёк эту «жизнь», занимая привычную для него позицию стороннего наблюдателя. Он оказался в «гуще самой жизни» - на середине Рейна. Всё в этой жизни «шевелилось, двигалось, содрогалось». Жизнь полна событий, нет в ней спокойствия, предсказуемости, равновесия. Всё это и вызывает тревогу у Н.Н.
Но в то же время познать все эти сложности и противоречия бытия – это и значит прожить жизнь. Почувствовав, как всё движется и живёт кругом, Н.Н. и сам вдруг ощущает жажду счастья, жажду жить в полную силу. Таким образом, именно состояние природы помогает герою понять себя, сформировать мысль, которая станет, возможно, основой его дальнейших действий.
И последнее. Какова роль перевозчика в этом отрывке?
- Он помогает перебраться через реку.
- А если рассмотреть на символическом уровне, предполагая, что река – это сама жизнь, а лодка – это движение в ней одного человека?
Н.Н. не в состоянии править своей судьбой. Для этого он не приспособлен. А в момент движения лодки по реке перевозчик дремлет, наклонясь над вёслами. Значит, лодка (жизнь Н.Н.) течёт по реке (жизни в общем смысле) произвольно. Нет управления своей судьбой, нет цели. Отсюда возникает предположение о личностной несостоятельности Н.Н.
А на вопрос: сможет ли он перестроить свою жизнь, взять на себя ответственность за судьбу Аси, стать для неё опорой, её героем, мы можем дать, вероятно, лишь отрицательный ответ.
IV. Вывод.
Таким образом, пейзажная зарисовка, которой посвящена X глава, приобретает большее значение, выходя за рамки пейзажа и его роли в художественном произведении.
В тетради необходимо в ходе или в конце беседы сделать следующие записи:
Роль пейзажной зарисовки.
Утверждение огромного влияния животворящей силы природы на душевный мир человека.
Герой почувствовал полноту жизненных ощущений.
В душе героя оформляется жизненно важная мысль, которая может стать основой его дальнейших действий.
Предположение о несостоятельности героя в решении своей судьбы.
Данный урок является прикладным в базовой системе уроков по изучению повести И.С. Тургенева «Ася», поэтому домашнее задание предполагает переход к новому блоку уроков по творчеству другого писателя (например, подготовить сообщение по биографии).

Предварительный просмотр:

«РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ ПО ПОВЕСТИ И.С.ТУРГЕНЕВА «АСЯ»

Луканина Марина Юрьевна

учитель русского языка и литературы МАОУ лицей № 8 г.Томска

Швейцарский философ Анри Алигель не без основания считал, что пейзаж в искусстве представляет собой, прежде всего, состояние души художника. Бывают произведения, подчас даже не самые масштабные в наследии того или иного классика, в которых, однако, раскрываются многие идейные и творческие особенности писателя, звучат его любимые мысли, его восприятие обстоятельств и героев в них.

И.С.Тургенев был убеждён в том, что человек связан с природой «тысячью неразрывных нитей: он сын её». Об этом он позже скажет в рецензии на «Записки ружейного охотника» С.Т.Аксакова, но это убеждение возникает в самом начале поэтической деятельности - приобщение к жизни природы связывалось у него со стремлением к душевному равновесию. Писатель ратовал за «настоящие, тёплые и живые описания», в которых мельчайшие оттенки пейзажа подчинялись бы общему тону изображения, поэтому Тургенева привлекает природа уравновешенная, умиротворённая, кроткая, а не её стихийные, хаотические проявления, но, сколько скрытого драматизма содержат его пейзажные зарисовки - средство раскрытия характера персонажа. Повесть «Ася» стала таким произведением, в котором «история души человеческой», история любви дана через призму пейзажа. Являясь частью сюжетного строения, пейзаж играет здесь важную роль и в описании обстоятельств, происходящих в повести, кроме того, как и в поэзии, помогает понять внутренний мир Аси и господина Н.Н., выполняет функцию психологического параллелизма, и именно через описание пейзажа Тургенев передаст душевное и эмоциональное состояние главных героев.

Если у Ф.М.Достоевского пейзаж - это фон, на котором разворачиваются события, дополнительное средство для более выразительного изображения действующих лиц, то у Тургенева это, наряду с Асей и господином Н.Н., один из героев повести, другое «я» автора, помогающее понять и охарактеризовать внутренний мир, развитие души, характер персонажа. Писатель справедливо отмечал: «… везде видишь автора вместо природы; а человек только и силён тогда, когда он на неё опирается». Это замечание Тургенева - художника принципиально: не замещать природу собою, не уподоблять себе, а на неё опираться в поисках и обретении творческих сил.

В «Асе» формируется такого рода воззрение на природу, которое было бы «согласно с её истинным смыслом», а для этого нужно - «отделиться от самого себя и вдуматься в явления природы». Безусловно «живое наблюдение природы» - труднейший путь постижения её законов и единственно возможный для художника слова.

В начале повествования господин Н.Н. отделяет мир природы от мира людей, для него гораздо понятнее многообразие лиц: «… лица живые, человеческие лица – речи людей, их движения, смех – вот без чего я обойтись не мог», а вот природа для него непонятна, и на её красоту или таинственность он не может откликнуться, не может быть гармоничным ей. Примечательно и то, что герой не воспринимает окружающую красоту природы как единое целое, он не видит себя в ней – это красноречивая характеристика внутреннего содержания господина Н.Н., он явно не романтик, скорее, прагматичное и рациональное ему ближе.

Несмотря на скромность и непритязательность рейнского пейзажа, он величав и таинственен именно в своей простоте, хотя в толковании природы у Тургенева, множество отголосков народного понимания стихийных сил её, в которых нет «ничего ухищрённого и мудрёного». Пока только луна одиноко освещает и город, и господина Н.Н. Именно её свет в ночном небе отражается в спокойных водах Рейна. Не являясь частью природного мира, главный герой, тем не менее, любит смотреть на великую реку, а в будущем – в водной глади отразятся все перипетии его судьбы и любви. Не случайно упоминание о бумажном кораблике, который запускают местные ребятишки в большое плавание. Это символ любви господина Н.Н. и Аси, о которой пока ещё не говорится ничего, но предчувствие чего-то огромного и настоящего уже витает совсем близко.

Следующее утро молодого рассказчика, где господствует море солнечного света, шумного коммерша в саду и на улицах городка, наполненное весёлым шумом людей, «невинным кокетничаньем молодости» - всё это готовит появление той, чьим именем названа повесть.

Анна – Ася – «благодатная», «подарок бога», «рождённая заново» - значение имён не случайно. В дальнейшем автор всегда миловидную и грациозную Анну будет называть Асей, возможно, скоро её новое рождение, но какое: счастливое или… Смысл названий и имён у Тургенева всегда значителен. Не любящий русских за границей господин Н.Н. знакомится и сходится близко именно с русскими: «Мы живём за городом, - продолжал Гагин, - в винограднике, в одиноком домишке, высоко. У нас славно, посмотрите». Лейтмотив виноградника, впервые возникающий в этом контексте, а дальше сопутствующая ему узкая крутая тропинка – олицетворение отдалённости от всех, одиночества, жизненных испытаний главной героини, которые вскоре коснутся и господина Н.Н. Впоследствии этот лейтмотив станет главным и будет проходить через всё повествование.

Живописный контраст «алого тонкого света на зелёной лозе» зримо выделяет пока «холодное» сердце молодого рассказчика и буйную, живую, непосредственную в своей дикости Асю, получившую внешнюю атрибутику дворянки (шёлковое платье, проживание в господском доме, показное почтение слуг). Однако если говорить о психологии развития её души, то здесь девушка не была обделена. Мир природных сил и её чувств, эмоций всегда будут тесно соприкасаться. Ищущая, открытая для всего искреннего Ася найдёт отклик во всём окружающем её мире: «Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелёными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката. (…) Внизу было хорошо, но наверху ещё лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и лёгкий он перекатывался волнами…» Господин Н.Н. словно вновь открывает для себя всё, что вокруг него, но «прозрачность», сияние, чистота и глубина уже есть в Асе, в её будущем чувстве, и перекаты волн – это подвижность и изменчивость мятущейся героини, это те характерные черты натуры, которые поначалу будут тайной для молодого рассказчика, а разгадка окажется очень простой.

Вновь свет луны, освещающий и Рейн, и молодых людей, и жизненный путь, который для обоих не будет лёгким, свет, являющийся пророческим в судьбе Аси: «Я прыгнул в лодку и простился с новыми моими друзьями. Гагин обещал навестить меня на следующий день; я пожал его руку и протянул свою Асе; но она только посмотрела на меня и покачала головой. Лодка отчалила и понеслась по быстрой реке. Перевозчик, бодрый старик, с напряжением погружал вёсла в тёмную воду.

Вы в лунный столб въехали, вы его разбили! – закричала мне Ася».

Эта интересная и известная метафора, говорящая о будущей трагедии, о разбитой жизни и любви, является началом того «золотого моста через всю реку», который откроет душу и сердце господина Н.Н. для «пахучего воздуха», «свежести росы», « песен жаворонков», для всего того, чего раньше он не замечал. Пересечение героем реки – это предупреждение автора, наделённого богатым жизненным опытом, сам господин Н.Н., в силу возраста, ещё всего не понимает. Природа, живущая в унисон с Асей, теперь будет плавно вторгаться и в жизнь молодого рассказчика, мало того, но их общность осуществится и на уровне авторском, в том слое повествования, который равным образом принадлежит и рассказчику, и автору.

Дикая яблоня, крапива, акация – вот мир, окружающий Асю, понятный ей, частью которого она является; показателен и символ любви – ветка гераниума, брошенная из окна, словно возвращает нас в рыцарские времена; яркая, сочная сила чувства, которая со временем высохнет в буквальном смысле, но останется горьким напоминанием о той любви, которая встречается «раз в тысячу лет». Авторский взгляд оказывается гораздо глубже, герой-рассказчик выйдет к пониманию метафорической стороны событий только к финалу повести. Именно эта любовь всколыхнула душу господина Н.Н., и тот вдруг почувствовал «степной запах родины», увидел «грядку конопли» - и сразу возникла буря эмоций и мыслей в этом доселе весьма уравновешенном человеке: «Её степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле». И сразу же рождается риторический вопрос: «Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стороне, между чужими?» - ответ на него нам понятен благодаря Асе, кроме того, это отправная точка его любви к героине. А ведь это и мысли самого И.С.Тургенева. Время создания повести – 1857 год, готовится реформа 1861 года, время непростых споров, мнений, тревог. Писатель не может оставаться в стороне и вводит в повесть биографию Аси, дочери крепостной, и всё это на фоне великолепной реки, воздуха, пропитанного лунным сиянием, звуками вальса, любовью. Повесть наполнена психологическими деталями, которые точны и кратки по форме, но содержат глубинную характеристику героев, а потому для автора есть возможность такого повествования о них, которое Н.Г.Чернышевский назовёт «тайной психологией», примечательно и то, что лучшие пейзажи повести связаны с душевными переживаниями и движениями героев, наполнены их внутренней жизнью: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края» или «Вдали по Рейну бежал пароход. Мы принялись глядеть на него. (…) – Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг,- продолжала она. – А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?» Продолжение этих мыслей встретим у И.А.Бунина в «Чистом понедельнике».

Десятая глава – своеобразный Рубикон для молодого рассказчика, он открыт для любви, он желает её появления, и это чувство «всеобъемлющих желаний» вновь подчёркивают спокойные воды Рейна, звёздное небо, «шёпот ветра», и герой наблюдает за рекой, а уже плывёт в лодке вниз по течению, плывёт к чему-то долгожданному и, наверное, трагическому: «… тревога росла во мне самом».

Связь законов равновесия в природе с законами равновесия в произведении удивительна. Как есть свои изгибы, изломы, неожиданности, свои «вдруг» в природе, так они есть и в повести: переправа через Рейн, и первое и последнее любовное свидание закончилось традиционно – господин Н.Н. посчитал женитьбу на семнадцатилетней девочке, «с её нравом», глупостью, а «уж свататься в такую пору» (имеется в виду поздний вечер) – прямое нарушение светских условностей; « нужно дождаться следующего дня». Но следующий день не стал днём счастья, о котором, казалось, пел накануне соловей. Теперь уже любящий господин Н.Н. потерял свою любовь навсегда, открыв простую истину: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье».

Сразу же после публикации повесть стала центром внимания критиков. Н.Г.Чернышевский причислил Н.Н. к «лишним людям», обвинив в нравственной и общественной несостоятельности, П.А. Анненков, наоборот, увидел в подобном «слабом человеке» носителя основ нравственности и гуманности. Однако, оба критика заметили в тургеневском герое некоторую человеческую неполноту, слабость, безволие, не позволившие ему удержать любовь и стать счастливым.

Предпринятый анализ повести, рассматривающий роль пейзажа в раскрытии характера героя, позволяет глубоко понять структуру, а через неё и смысл произведения. Наше современное отношение к природе дополнено опытом сложных размышлений и творческих постижений И.С.Тургенева, одним из первых проникшего в диалектику трагедии и гармонии взаимосвязей человека и природы.

Литература:

  1. Тургенев И.С. «Ася», Москва, «Детская литература» 1980.
  2. Куприн А.И. «Гранатовый браслет», Новосибирск, «Западно-сибирское книжное издательство», 1985.
  3. Чернышевский Н.Г. «Русский человек на rendez-vouz. Размышления по прочтении повести Тургенева «Ася». «Атеней» 1858.

Анненков П.В. «О литературном типе слабого человека (По поводу рассказа г-на Тургенева «Ася». «Атеней» 1858.


План
Введение
Тургенев - один из лучших писателей, воспевших красоту родной природы.
Основная часть
В повести Тургенев описывает природу небольшого немецкого городка.
Общение героя с Гагиным и Асей происходит на фоне красивых пейзажей:
а) Ася любит крутые тропинки;
б) прощание героев при переправе через Рейн;
в) маленькая статуя Мадонны, выглядывавшая из ветвей
огромного ясеня, - еще один символ природы.
Заключение
Места, в которых разворачивается действия, напоминают героям о чужих трагедиях и дают повод задуматься о собственных чувствах и жизни.
И.С. Тургенев широко известен как один из лучших писателей, воспевших красоту родной природы. Чуткий и тонкий художник, Тургенев ярко рисует красоту даже самого простенького пейзажа, показывает, как красота природы влияет на душевное состояние героев.
В повести «Ася» И.С. Тургенев описывает природу Германии, на берегах Рейна, где развивается действие. Герой не любит, как он признается, красот природы: «необыкновенных гор, утесов, водопадов». Однако он не остается равнодушным к неброской прелести старинного городка и летнего вечера на берегу Рейна. «Я любил бродить тогда по городу: луна, казалось, пристально глядела на него с чистого неба; и город чувствовал этот взгляд и стоял чутко и мирно, весь облитый ее светом, этим безмятежным и в то же время тихо душу волнующим светом. Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом, ...виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград..., а воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко, что грудь поневоле все глубже и глубже дышала, и слово «Гретхен» ...так и просилось на уста». Этот пейзаж навевает на героя романтические мысли о любви, о счастье.
На фоне пейзажа гор, уютных домиков с черепичными крышами, обвитых виноградными лозами, происходит общение героя с Гагиным и Асей. Ася любит карабкаться по крутым тропинкам в развалинах старинной башни, и даже местная старушка восхищена ее ловкостью. А прощание героев при переправе через Рейн тоже наполнено таинственностью и романтическими мечтами: «лунный столб... тянулся золотым мостом через всю реку». Кстати, Ася тоже великолепно чувствует красоту и гармонию пейзажа: именно она кричит Н.Н.: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили».
Еще одним символом природы стала маленькая статуя мадонны с пронзенным сердцем, печально выглядывавшей из ветвей огромного ясеня на крутом берегу реки. Там любил сидеть, мечтая, герой, и мимо этого же места проезжает он, мысленно прощаясь с памятными для него местами. Как и скала, с которой, по преданию, Лорелея бросилась в воду от несчастной любви, эти места напоминают героям о чьих-то трагедиях и служат поводом задуматься о собственных чувствах и жизни.