План работы логопеда с родителями на логопункте. Перспективный план работы учителя - логопеда на логопункте доу. Общее родительское собрание

Статья посвящена взаимодействию логопеда с родителями в условиях дошкольного логопункта.

Дошкольный возраст – лучший период для коррекции речевых дефектов. Поэтому , как и игровая комната или музыкальный зал, должен быть в каждом детском саду.

Под чутким наблюдением профессионала в области логопедии малейшие нарушения речи ребят будут выявлены своевременно. Логопед точно определит, кому и над какими звуками нужно поработать, и создаст для каждого систему эффективных упражнений.

Однако вся эта эффективность будет сведена на нет, если в коррекционный процесс не включатся родители малыша. Но как объяснить папам и мамам, устающим после работы и домашних дел, огромную значимость занятий по коррекции речи ребёнка?

Сегодня мы расскажем, как сделать взаимодействие логопеда с родителями максимально продуктивным.

1. Знакомство.

Сформировав группу ребят с нарушениями речи, логопеду стоит индивидуально познакомиться с родителями каждого из них. Лучше, если при знакомстве будут присутствовать и мама, и папа малыша. Ведь если значимость коррекции речи поймёт лишь один из них, то есть риск, что второй будет постоянно «охлаждать его пыл» со словами: «Не так уж это и важно», «Как-нибудь само исправится». Задачу лучше донести до обоих родителей, чтобы в дальнейшем они не пререкались, а наоборот объединили свои усилия на благо ребёнка.

При знакомстве нужно быть предельно деликатным и употреблять поменьше профессиональных терминов. Многие чересчур чувствительные мамы воспринимают попадание ребёнка в логопедическую группу как трагедию. Лучше объяснить всё простыми словами, избегая выражений «патология», «дефект» и т.д.

2. Общее родительское собрание.

Когда контакт со всеми родителями налажен, нужно собрать их вместе в спокойной, дружественной обстановке.

Родительское собрание можно провести в два этапа:

I этап: Мотивация.

Можно предложить взрослым пофантазировать: кем станут их дети, когда вырастут? А затем обратить их внимание на то, какое огромное количество профессий требует чёткой дикции и хорошо поставленной речи: журналист, педагог, актёр, политический деятель и т.п. И даже если будущее занятие их сыновей и дочерей никак не будет связано с ораторским мастерством, всё же правильное выговаривание слов – это уверенность в себе и высокая самооценка. Конечно, и люди, не обладающие гладкой красивой речью, добиваются успеха. Но если есть возможность заранее устранить препятствие, почему бы не сделать это?

Затем специалист логопункта может подчеркнуть, что данный возраст – самый благодатный момент для формирования правильной речи. Сейчас звукопроизношение малыша можно сравнить с гибким молодым деревцем, пока ещё способным принять нужную форму. Но когда ребёнок покинет детский сад, «деревце» станет крепче и прочнее, и коррекция речи сильно затруднится.

II этап: Объяснение деталей.

Нужно рассказать родителям про упражнения в домашней тетради и порядок их выполнения. Важно подчеркнуть: домашняя тетрадь для занятий не должна ассоциироваться у малыша с мучениями или скукой. В упражнения можно внести элемент игры. Не стоит ругать ребёнка за то, что у него не получается. Зато поощрять за успехи нужно почаще.

3. Периодический контроль.

На этом взаимодействие логопеда с родителями не заканчивается. Специалист логопункта детского сада ни в коем случае не должен пускать домашние занятия «на самотёк». Родители должны чувствовать, что их усилия не напрасны. Как и самих детей, их стоит постоянно поощрять за успехи. Позвонив по телефону, можно рассказать им о замеченных улучшениях в речи малыша со словами «Вам уже есть чем гордиться», «Поздравляем с ещё одним «побеждённым» звуком».

4. Содействие воспитателей.

Воспитатель детского сада, являющийся авторитетом для родителей, способен сыграть важную роль в их взаимодействии с логопедом. Он может выступить своеобразным посредником между ними. Маме, пришедшей забрать ребёнка, он может ненавязчиво передать советы логопеда по работе с домашней тетрадью. И наоборот: родители могут в доверительной беседе поведать воспитателю о сложностях, о которых стесняются напрямую сказать логопеду. А обратную связь воспитатель позже передаст им в той же мягкой, ненавязчивой форме. Так удастся избежать типичного страха перед «врачом в белом халате» – образ, с которым часто ассоциируется логопед.

Ольга Владимировна Соколова,
учитель-логопед,
ГБОУ детский сад №605,
г. Москва

Разделы: Работа с родителями

На базе нашего детского сада «Солнышко» г. Заозерска Мурманской области логопункт функционирует всего лишь третий год. Срок,по моему мнению, не большой, но достаточный для того, чтобы на логопункте появилась своя, достаточно, устойчивая и планомерная система работы.

В своей деятельности выделяю основное направление – работа с родителями. Ведь задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

На сегодняшний момент существует множество нетрадиционных форм работы с родителями КВН, комплексные занятия с родителями, устные педагогические журналы, рукописные журналы, круглый стол, день открытых дверей, открытое занятие, создание развивающей среды в семье…)

В нашем учреждении работа учителя-логопеда с родителями включает в себя:

  1. Родительские собрания
  2. Консультации:
    • по итогам диагностики;
    • по итогам коррекционного обучения;
    • по организации работы логопункта;
    • методы и приемы постановки звуков у детей.
  3. Информационные выставки.
  4. Рукописная газета.
  5. Открытые занятия.
  6. День открытых дверей.

Так, например, газета «Пусть ваш ребенок говорит правильно», созданная самими родителями совместно с педагогом и детьми, помогает проводить пропаганду логопедических знаний среди родителей, дети которых не посещают логопункт в силу возрастных, либо каких-то других причин (см. Рисунок 1).

Родительские собрания – это действенная форма общения логопеда с родителями. Именно на собраниях у логопеда есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами коррекции речи у детей дошкольного возраста; помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе выполнения домашних заданий.Как показывает опыт, именно составление конспекта родительского собрания связано с различными трудностями. Иногда логопед не умеет грамотно выстроить беседу, найти для нее необходимое содержание и формы, выбрать методы активизации родителей. Педагоги с небольшим опытом работы иногда боятся, что родители им могут задать вопрос, на который они не знают ответа. Советую вам самим хорошо разобраться в проблеме, которую преподносите слушателям, подготовиться заранее к мероприятию. При подготовке целесообразно составить развернутый план, тезисы, подобрать яркие, показательные речевые примеры, составить собственные вопросы и т. д.

Рекомендую начинать учебный год со встречи, на которой необходимо осветить закономерности речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста. А уже в середине учебного года провести родительское, задействовав в этом ваших детей на тему: «Как выполнять домашнее задание логопеда?».

Тема: «Как выполнять домашнее задание логопеда?».

  1. Вступительное слово учителя-логопеда на тему: «Развитие мелкой моторики руки».
  2. Ознакомление родителей с прописями-раскрасками «Линии и фигуры».
  3. Практический показ артикуляционных упражнений детьми.
  4. Ознакомление родителей с комплексами артикуляционных упражнений для каждого звука (каждому родителю выдается лист с комплексами арт. упр.).
  5. Просмотр видеоматериала на тему: «Проведение индивидуального занятия с ребенком».
  6. Беседа о просмотренном материале.
  7. Решения.

Ход собрания:

1. Вступительное слово учителя-логопеда на тему: «Развитие мелкой моторики руки».

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором:

    • стимулирующим речевое развитие ребенка,
    • способствующим улучшению артикуляционной моторики,
    • подготовке кисти руки к письму
    • и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Но одной пальчиковой гимнастики мало, поэтому я рекомендую виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

  1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
  2. Игры и действия с игрушками и предметами:
    • раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т.д.,
    • нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку,
    • пришивание, застёгивание и расстёгивание пуговиц,
    • игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.
  3. Изобразительная деятельность:
    • лепка из пластилина и глины,
    • раскрашивание картинок,
    • обведение контуров,
    • штриховка,
    • рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой),
    • работа с ножницами,
    • поделки из природного материала и т.д.

Работа по развитию кистей рук проводите систематически по 3 – 5 минут ежедневно.

В начале дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, в начале выполняются пассивно, с вашей помощью, а по мере усвоения, дети переходят к самостоятельному выполнению.

2. Ознакомление родителей с прописями-раскрасками «Линии и фигуры».

3. Практический показ артикуляционных упражнений детьми, посещающими логопункт

Часто родители затрудняются в объяснении ребенку какого-либо артикуляционного упражнения. Сегодня наши ребята помогут вам в этом и продемонстрируют наиболее трудные упражнения. Дети показывают следующие упражнения:

  • «Чашечка»
  • «Грибок»
  • «Гармошка»
  • «Грибок+ветерок»
  • «Накажем непослушный язычок».

4. Ознакомление родителей с комплексами артикуляционных упражнений.

Родителям были розданы распечатки с комплексами артикуляционных упражнений на нужный для них звук (Приложение 1) . Обращаю ваше внимание на правила выполнения артикуляционных упражнений:

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

5. Просмотр видеоматериала на тему: «Проведение индивидуального занятия с ребенком» (Рисунок 2).

Вашему вниманию представлен отрывок индивидуального занятия с участием Ромы Степанова на тему: «Дифференциация р-л, с-ш».

6. Беседа о просмотренном материале.

  1. Что вы для себя извлекли полезного из этого отрывка?
  2. А вы так проводите свое занятие дома? Поделитесь опытом.

7. Решения.

  1. Организовывать занятие с ребенком дома в соответствии с рекомендациями логопеда.
  2. Развивать мелкую моторику рук в различных видах деятельности.

Каждая форма работы по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный и приятный «плод» - это, конечно же, достижения и успехи наших детей; это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними.

Желаем вам успехов при работе с родителями!

Полицковая Оксана
Леонидовна,

Перспективный план работы

учителя-логопеда логопункта

с родителями на 2015 -2016 учебный год

Срок выполнения

Участие в родительских собраниях

Причины речевых нарушений у детей, план работы на год, общие вопросы.

Организация работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Сентябрь

Результаты диагностики, индивидуальное планирование путей коррекции.

Сентябрь

(по четвергам)

Индивидуальные консультации для родителей

Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

(по четвергам)

Оформление папок для родительского уголка во всех возрастных группах

Речевое развитие ребенка 2 -3 лет.

Речевое развитие ребенка 3 -4 лет.

Речевое развитие ребенка 4 -5 лет.

Речевое развитие ребенка 5 – 6 лет.

Речевое развитие ребенка 6 – 7 лет.

Сентябрь-

Праздник осени.

Разучивание стихов и песен для праздника (с учетом специфики речевого дефекта)

Мастер – класс для родителей среднего и старшего дошкольного возраста

Сохраним свое здоровье и улучшим речь – обучение приемам массажа и самомассажа.

Оформление папок для родителей.

Тема “Логопедические занятия с детьми раннего возраста”.

Тема “Причины речевых нарушений у младших школьников”.

Индивидуальные

консультации

для родителей (подготовительной группы)

Особенности речевого развития ребенка по результатам диагностического обследования.

(по четвергам)

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста.

Играем в умные и полезные игрушки.

Новогодний

праздник

Пополнение информационных папок.

Использование приемов массажа и самомассажа.

Индивидуальные

(по четвергам)

Подготовка ко Дню Защитника Отечества.

Разучивание стихов и песен для праздника (с учетом специфики речевого нарушения).

Изучение состояния речи детей раннего и младшего дошкольного возраста и рекомендации родителям по развитию всех сторон речи (лексики, грамматики, фонетики). Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

(по четвергам)

Мастер – класс для родителей детей раннего возраста

Будем вместе играть – речь ребенка развивать.

Разучивание стихов и песен для праздника (с учетом специфики речевого нарушения).

Выставка учебно-методической литературы.

Работа над звукопроизношением в домашних условиях.

Индивидуальные консультации для родителей.

Показ индивидуальной работы для родителей по коррекции звукопроизношения, этапа автоматизации и дифференциации звуков речи.

Март (по четвергам)

Выступление на родительском собрании для вновь поступающих в ДОУ.

Тема “Особенности речи детей раннего возраста”.

Индивидуальные консультации для родителей.

Развитие фонематического слуха и слухового внимания детей, самоконтроль за звукопроизношением.

Апрель (по четвергам)

Родительские собрания.

Тема “Что такое готовность к школьному обучению?”

Тема “Школьные годы - чудесные”

Тема “Особенности речи детей 3-4 лет”

Тема “Особенности речи детей 4-5 лет"

Тема “Организация логопедической работы в старшей группе”.

Выпускной в подготовительной к школе группе.

Разучивание стихов и песен к празднику.

Показ приемов артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие дыхания и моторики, рекомендуемые

Готовность к школьному обучению.

Юлия Никульская
Годовой план учителя-логопеда на логопункте в ДОУ

Годовой план учителя- логопеда на логопункте в ДОУ на 2016-2017 год

Цель : Своевременное выявление и преодоления различных нарушений устной речи у детей дошкольного возраста. Профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Задачи МАДОУ «Детский сад №20» :

1. Совершенствование физической активности дошкольников, как условие полноценного развития и приобщения к здоровому образу жизни;

2. Создание условий опытной исследовательской деятельности в процессе эколого -педагогической работы дошкольного учреждения;

3. Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ.

Задачи :

1. Развитие и приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через коррекционно-развивающию работу на логопедических занятиях ;

2. Формирование у ребёнка правильного звукопроизношения в процессе экологического воспитания;

3. Осуществление учебно-воспитательной работы с детьми ОВЗ, оказание методической помощи родителям и педагогам.

Организационно-методическая работа

1 Подготовка кабинета к новому учебному году.

2 Комплектование логопедического пункта

3 Составление расписания непосредственной образовательной логопедической деятельности (подгрупповых, индивидуальных форм работы)

4 Планирование подгрупповой , индивидуальной непосредственной образовательной логопедической деятельности

В течение года

5 Ведение индивидуальных тетрадей детей

Еженедельно

6 Заполнение речевых карт

7 Заполнение журнала учета посещаемости детей

В течение года

8 Заполнение журнала первичного диагностического обследования

Оформление журнала консультаций логопеда для родителей и педагогов

В течение года

10 Отчет о проделанной коррекционной работе за учебный год

11 Составление календарного плана

Диагностическая работа

Обследование речи детей с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи .

При использование методического пособия

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Экспресс-обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

В. М. Акименко Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.

Т. Н. Волковская «Иллюстрированная методика логопедического обследования »

2 Сбор педагогических сведений о раннем развитии ребёнка

3 Динамическое наблюдение логопатов в течение года

В течение года

Коррекционно-развивающая работа с детьми

1 Коррекционно - развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия подготовительных групп, по следующим направлениям :

Устранение недостатков произношения;

Скорректировать недостатки речевого выдоха;

Развитие фонематического восприятия,

Смягчить нарушения подвижности органов артикуляции (артикуляционного аппарата, речевых органов) ;

Расширение и уточнение словаря по лексическим темам;

Развитие связной речи;

Развитие мелкой моторики

Литература :

“Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,

“Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей” Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,

Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой“Программа коррекционно-развивающей работы для детей с онр” Н. В. Нищевой.

В течение года

Работа с педагогами

1 Индивидуальные беседы по результатам логопедического обследования , разработка путей дальнейшего взаимодействия.

В течение года

2 Ведение тетрадей взаимодействия воспитателя и учителя – логопеда ;

В течение года

3 Беседа «Ознакомление воспитателей с результатами логопедической диагностики »

Сентябрь

4 Совместное мероприятие с инструктором по физической культуре «Весёлые старты с азбукой»

5 Семинар-практикум для воспитателей (конкурс) «Сам себе логопед » Ноябрь

6 Совместная утренняя гимнастика с музыкальным руководителем «Логоритмика » Декабрь

7 Консультация для педагогов «Нетрадиционные метод в логопедии - биоэнергопластика »

Консультация для педагогов «Особенности детей с ОВЗ»

9 Совместное мероприятие с педагогом психологом «Путешествие в Букваград»

10 Консультация для педагогов «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

11 Беседа «Ознакомление воспитателей с результатами логопедической диагностики »

12 Участие в праздниках, развлечениях, мероприятиях, проводимых в детском саду

В течение года

Работа с родителями

1 Подготовка консультаций для родителей подготовительной группы :

Каждый месяц

«Артикуляционная гимнастика – это весело, интересно и полезно!»

Сентябрь

«Родители – главные помощники логопеда »

«Причины нарушения речи»

«Играем пальчиками и развиваем речь»

«Обогащаем словарь детей»

«Развитие фонематического слуха»

«Что такое дизартрия?»

«Что такое дислалия?»

«Готовимся к школе вместе»

2 Буклет для подготовительной и старшей группы «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

3 Консультация для родителей старших и средних групп «Когда нужно обращаться к логопеду » Октябрь

4 Анкетирование родителей старших и средних групп «Кто такой логопед

5 Буклет для средних и младших групп «Речь на кончиках пальцев»

6 Проведение занятий в присутствии родителей на фронтальные и индивидуальные занятия с целью ознакомления с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей

В течение года

Понедельник

7 Посещение и выступление на родительских собраниях

В течение года

8 Выступления на родительском собрании «Что такое логопункт »

сентябрь

Индивидуальные логопедические занятия в присутствии родителей В течении года

6 Выступления на родительских собраниях по запросу воспитателей В течении года

7 Индивидуальное консультирование по запросу родителей и педагогов

В течении года

Оформление и комплектование кабинета

1 Пополнение учебно-методического комплекса.

В течение года

2 Пополнение учебно-дидактического комплекса

В течение года

3 Пополнение учебно-дидактического комплекса

В течение года

Информационно-просветительская работа

В течение года

Повышение профессиональной квалификации

1 Участие в МО учителей- логопедов .

В течение года

2 Участие в педсоветах, семинарах ДОУ, пед. часы

В течение года

Публикации по теме:

Давайте познакомимся. Я, Юдина Надежда Александровна. Образование: высшее, в 2015 году окончила ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический.

Аналитическая деятельность учителя - логопеда ДОУ. Аналитическая справка по результатам диагностики уровня развития речи детей логопедической группы МБДОУ № 207 «Солнышко» Анализ диагностики.

Годовой отчет учителя-логопеда Годовой отчет Учителя логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности Веревкина Т. Н. за 2015-2016 учебный год В.

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми имеющими ТНР (ОНР) Дмитриева Е. С. учитель-логопед.

Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Методическое.