Когда появился азербайджанский народ. Национальный характер азербайджанцев и народов Южной Европы: сходства и различия. Язык и религиозная конфессия

(самоназвание — азер-байджанлылар, азерилер), народ. В Российской Федерации 335,9 тыс. человек. Основное население Азербайджана. Живут также в Иране и других странах. Язык азербайджанский огузской группы тюркских языков. Верующие — в основном мусульмане-шииты.

История

Азербайджанцы как нация начали формироваться после распада обширной Персидской империи.

Основой новой нации стали тюрки, жившие с ними огузы и кипчаки. Впоследствии в неё влились талыши, лезгины, часть курдов и других народностей. Значительная часть азербайджанцев живет в Иране. Религия - ислам шиитского толка. Главное блюдо азербайджанской кухни - плов. Главный музыкальный инструмент - саз.

Дословно слово “Азербайджан” переводится как душа огня или страна огня. В республике есть горы, из недр которых поднимается горючий газ, самовозгорающийся на поверхности. В этой части Земли удивительно богатая земля, на которой растет всё. Поэтому, шутят представители нации, предкам не надо было сильно напрягать извилины. Население издревле занимается ковроткачеством. Азербайджанцы - очень трудолюбивые и добросовестные люди с высоким пониманием чести. Они с гордостью перечисляют свой вклад в историю России.

Первое: в начале XX века после промышленной добычи бакинской нефти Российская империя вышла на ведущее место в мире по экспорту нефти. Второе: ректор Бакинского нефтехимического института Юсиф Мамедалиевизобрел топливо для пилотируемых ракет, благодаря которому СССР стал первой космической державой. Третье: геолог Фарман Салманов нашел тюменскую нефть, это позволило России стать мощной энергетической державой.

Первым азербайджанцем, вошедшим в историю области, был Чингиз Ильдрым. В 1929-34 годах он работал заместителем генерального директора ММК по строительству. «Наш человек возвел Магнитку», - гордо говорят азербайджанцы. В 1937 году Ильдрым был репрессирован…

В 70-х годах прошлого века азербайджанцев заносило на Южный Урал несколькими потоками. Первый - по линии МВД, молодых мужчин направляли служить в милицию. Большинство из них осталось в области. Вторая волна - коммерческая. Южане везли уральским женщинам цветы на 8 марта. Третий поток - сибирский. После того, как Фархан Салманов нашел нефть на севере Тюменской области, началась активная разработка месторождений, и из Азербайджана в Сибирь пошли эшелоны с его земляками (прибыло 600 тысяч человек!). Многие из них приезжали в командировку в Челябинскую область и оставались жить.

После распада СССР началась глобальная миграция азербайджанцев. У неё были две побудительные причины - экономическая и политическая. В республике стало жить очень тяжело, трудно было найти работу. Дети «страны огней» также бежали от политической неопределённости, не просматривалась перспектива, в их душе кровоточила и до сих пор кровоточит рана Нагорного Карабаха. В результате около трёх миллионов человек иммигрировали в нашу страну.

Этногенез

В этногенезе А. определяющее значение имели древние местные племена Атропатены и Албании Кавказской: маннеи, кадусии, каспии, часть мидян, албаны и др. В дальнейшем с аборигенами смешивались вторгавшиеся на терр. Азербайджана на протяжении веков разные племена и этнич. группы: киммерийцы, скифы, гунны, хазары, огузы, монголы и др. ираноязычные и тюр-коязычные компоненты. Формирование азерб. народности протекало в течение нескольких веков и в осн. завершилось в 11-13 вв. Присоединение Сев. Азербайджана к России избавило его от вторжений тур. и иран. захватчиков и способствовало вовлечению А. в русло капиталистич. развития. Во 2-й пол. 19 в. начался процесс консолидации азерб. нации. После установления Сов. власти в Азербайджане (апр. 1920), в ходе социалистич. строительства А. в СССР консолидировались в социалистич. нацию с высокоразвитыми экономикой и культурой.

Культура

Азербайджанский народ создал самобытную культуру: фольклор, литературу, изобразительное искусство, музыку и.т.п. С давних времён славятся изделия народных мастеров, развивающих такие традиционные промыслы, как ковроделие, златокузнечество, обработка дерева, камня и др.

Органически связанная с языком азербайджанская культура возникла в XIV-XV вв., материальная же оставалась традиционной и после тюркизации местного населения. Самостоятельная азербайджанская культура сохранила тесные связи с иранской и арабской. Они скреплялись общей религией и культурно-историческими традициями. По оценке Хавьера де Планола «азербайджанская материальная культура - результат мультисветского симбиоза, таким образом, тонкое сочетание местных элементов и кочевых вкладов». В XV веке формируются два центра азербайджанской культуры - Южный Азербайджан и равнинный Карабах, которые окончательно сложились в XVI-XVIII вв.

Язык

Язык - азербайджанский относится к юго-западной (огузской) ветви тюркских языков и обнаруживает сильное влияние персидского и арабского. На азербайджанском языке говорит около 95 % населения Азербайджана. В разговорном азербайджанском языке наблюдается значительное количество диалектов, которые объединяются в следующие группы: восточная, западная, северная, южная. Среди азербайджанцев распространены также русский (в Азербайджане, России, Грузии), персидский (в Иране).

Быт

Традиционные занятия городского населения - ковроткачество (подробнее см. также статью про азербайджанский ковёр, среди которых выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские), златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, начиная с XIX века - промышленность; сельского - земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры - пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века сельские татарыКарабаха (азербайджанцы) в основном вели кочевой и полукочевой образ жизни (в 1845 году более 80 %) в зависимости от времени года и состояния кормов для скота (весной - на горные пастбища, а осенью - к зимовникам, в более низменные места). Азербайджанская интеллигенция появилась в XIX веке.

Большая часть азербайджанцев в настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами.

Национальная одежда Азербайджанцев

Национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны. Женские платья имеют изящный силуэт и покрой, подчеркивая гибкие станы азербайджанских красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой.

Мужская одежда также очень своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не стесняет их стремительных движений.

Женскую одежду шили, в основном, из шелка и бархата, а мужскую из сукна и домашней кашемировой ткани.

Примечательный элемент костюма азербайджанцев — нижняя одежда. Она (и женская, и мужская) шилась из холщовой и хлопковой ткани. У богатых же красавиц — из шелка.

Азербайджан - страна на юго-востоке Кавказа. Много важных и интересных событий происходило на этих землях. И многое о них нам может поведать история. Азербайджан предстанет в исторической ретроспективе, открыв тайны своего прошлого.

Расположение Азербайджана

Расположена на востоке Закавказья. С севера граница Азербайджана имеет соприкосновение с Российской Федерацией. На юге страна граничит с Ираном, на западе - с Арменией, на северо-западе - с Грузией. С востока страна омывается волнами Каспийского моря.

Территория Азербайджана практически в равной мере представлена горными районами и низменностями. Этот факт сыграл немаловажную роль в историческом развитии страны.

Первобытные времена

Прежде всего узнаем о наиболее древних временах, в которые нам позволяет заглянуть история. Азербайджан был заселен ещё на заре развития человечества. Так, наиболее древний памятник пребывания неандертальца на территории страны датируется более 1,5 млн лет назад.

Самые значительные стоянки древнего человека обнаружены в Азыхской и Тагларской пещерах.

Древний Азербайджан

Первым государством, которое располагалось на территории Азербайджана, была Манна. Центр его находился в границах современного Иранского Азербайджана.

Название «Азербайджан» происходит от имени Атропата - наместника, который стал править в Манне после покорения её Персией. В честь него вся страна стала называться Мидия Атропатена, что позже трансформировалось в название «Азербайджан».

Одним из первых народов, который населял Азербайджан, являлись албаны. Данная этническая группа принадлежала к нахско-дагестанской языковой семье и была родственно близка современным лезгинам. В I тыс. у албанов появилось собственное государство. В отличие от Манны, оно располагалось на севере страны. Кавказская Албания постоянно подвергалась захватническим устремлениям Древнего Рима, Византии, Парфянского царства и Ирана. Некоторое время на значительных территориях страны смог укрепиться Тигран II.

В IV в. н. э. на территорию Албании, в которой до тех пор господствовали местные религии и зороастризм, из Армении пришло христианство.

Арабское завоевание

В VII в. н. э. случилось событие, которое сыграло решающую роль в истории региона. Речь идет об арабском завоевании. Вначале арабы покорили Иранское царство, от которого Албания была в а затем начали наступление на сам Азербайджан. После того как арабы захватили страну, сделала новый виток ее история. Азербайджан теперь стал навеки неразрывно связан с исламом. Арабы, включив страну в Халифат, стали проводить планомерную политику исламизации региона и быстро достигли своих целей. Южные в первую очередь подверглись исламизации, а затем новая религия проникла в сельскую местность и на север страны.

Но не все так легко складывалось для арабской администрации на юго-востоке Кавказа. В 816 году в Азербайджане началось восстание, направленное против арабов и ислама. Руководил этим народным движением Бабек, который придерживался древней зороастрийской религии. Главной опорой восстания были ремесленники и крестьяне. Более двадцати лет народ во главе с Бабеком боролся с арабскими властями. Восставшим даже удалось изгнать арабские гарнизоны с территории Азербайджана. Чтобы подавить восстание, Халифату пришлось консолидировать все свои силы.

Государство Ширваншахов

Несмотря на то что восстание было подавлено, Халифат с каждым годом слабел. У него уже не было сил, как прежде, контролировать различные части огромной империи.

Наместники северной части Азербайджана (Ширвана), начиная с 861 года, стали именоваться Ширваншахами и передавать свою власть по наследству. Номинально они подчинялись халифу, но фактически были полностью независимыми правителями. Со временем даже номинальная зависимость исчезла.

Столицей Ширваншахов была изначально Шемаха, а затем Баку. Государство просуществовало до 1538 года, когда было включено в состав персидского государства Сефевидов.

В это же время на юге страны существовали попеременно сменяющие друг друга государства Саджидов, Саларидов, Шеддадидов, Раввадидов, которые также либо не признавали власть Халифата вообще, либо делали это только формально.

Тюркизация Азербайджана

Не менее важной для истории, чем исламизация региона, вызванная арабским завоеванием, была его тюркизация вследствие нашествия различных тюркских кочевых племен. Но, в отличие от исламизации, этот процесс растянулся на несколько столетий. Важность этого события подчеркивают ряд факторов, которыми характеризуется современный Азербайджан: язык и культура современного населения страны имеет тюркское происхождение.

Первой волной тюркского нашествия стало вторжение огузских племен сельджуков из Средней Азии, которое произошло в XI веке. Оно сопровождалось огромными разрушениями и уничтожением местного населения. Многие жители Азербайджана, спасаясь, бежали в горы. Поэтому именно горные районы страны менее всего подверглись тюркизации. Тут господствующей религией стало христианство, а жители Азербайджана смешались с обитавшими в горных регионах армянами. В то же время оставшееся на своих местах население, смешиваясь с тюркскими завоевателями, переняло у них язык и культуру, но при этом сохранило и культурное наследие своих предков. Образовавшийся от этого смешения этнос стал в будущем именоваться азербайджанцами.

После распада единого государства сельджуков на территории южного Азербайджана правила династия Ильдегезидов тюркского происхождения, а затем ненадолго эти земли захватили хорезмшахи.

В первой половине XIII века Кавказ подвергся монгольскому вторжению. Азербайджан был включен в состав государства монгольской династии Хулагуидов с центром на территории современного Ирана.

После падения династии Хулагуидов в 1355 году Азербайджан на непродолжительное время входит в состав государства Тамерлана, а затем становится частью государственных образований огузских племен Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Именно в этот период происходит окончательное формирование азербайджанской народности.

Азербайджан в составе Ирана

После падения государства Ак-Коюнлу, в 1501 году, на территории Ирана и южного Азербайджана образовывается мощное государство Сефевидов с центром в Тебризе. Позже столица была перенесена в иранские города Казвин и Исфахан.

Государство Сефевидов обладало всеми атрибутами настоящей империи. Особенно упорную борьбу Сефевиды вели на западе с набирающей мощь Османской империей, в том числе и на территории Кавказа.

В 1538 году Сефевидам удалось покорить государство Ширваншахов. Таким образом, под их властью оказалась вся территория современного Азербайджана. Иран сохранял контроль над страной и при следующих династиях - Хотаки, Афшаридов и Зендов. В 1795 году в Иране воцарилась династия Каджаров тюркского происхождения.

В то время Азербайджан был уже разделен на множество мелких ханств, которые подчинялись центральному иранскому правительству.

Завоевание Азербайджана Российской империей

Первые попытки установить контроль России над территориями Азербайджана были предприняты ещё при Петре I. Но в то время продвижение Российской империи на Закавказье не имело особых успехов.

Ситуация коренным образом изменилась в первой половине XIX века. В ходе двух русско-персидских войн, длившихся с 1804 по 1828 год, к Российской империи была присоединена практически вся территория современного Азербайджана.

Это был один из поворотных моментов, которыми пестрит история. Азербайджан с этих пор надолго был связан с Россией. Именно к временам пребывания в относится начало нефтедобычи в Азербайджане и развития промышленности.

Азербайджан в составе СССР

После Октябрьской революции наметились центробежные тенденции в различных регионах бывшей Российской империи. В мае 1918 года была образована независимая Азербайджанская Демократическая Республика. Но молодое государство не смогло выстоять в борьбе с большевиками, в том числе по причине внутренних противоречий. В 1920 году оно было ликвидировано.

Большевиками была создана Азербайджанская ССР. Первоначально она входила в состав Закавказской федерации, но с 1936 года стала полностью равноправным субъектом СССР. Столицей данного был город Баку. В этот период интенсивно развивались и другие города Азербайджана.

Но в 1991 году произошел распад Советского Союза. В связи с этим событием Азербайджанская ССР прекратила свое существование.

Современный Азербайджан

Независимое государство стало именоваться Азербайджанской Республикой. Первый президент Азербайджана - Аяз Муталибов, ранее бывший первым секретарем республиканского комитета Коммунистической партии. После него попеременно должность главы государства занимали и Гейдар Алиев. В настоящее время президент Азербайджана - сын последнего, Он вступил в эту должность в 2003 году.

Наиболее острая проблема в современном Азербайджане - это Карабахский конфликт, начавшийся ещё в конце существования СССР. В ходе кровавого противостояния между правительственными войсками Азербайджана и жителями Карабаха, при поддержке Армении, была образована непризнанная Республика Арцах. Азербайджан считает данную территорию своей, поэтому конфликт постоянно возобновляется.

Вместе с тем нельзя не отметить и успехи Азербайджана в построении независимого государства. Если в будущем эти успехи будут развиты, то процветание страны станет закономерным итогом общих усилий правительства и народа.

Приехав в Азербайджан, вы попадете в страну, где царит жаркое солнце, можно увидеть великолепные постройки (будь это памятники архитектуры или современные дома). И еще вас, без сомнения, покорят своим темпераментом азербайджанцы, которые входят в семью кавказских народов и по праву гордятся своей историей и культурой. Без них невозможно представить ни кавказский колорит, ни само постсоветское пространство.

Происхождение и история народа

Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и , населяющие этот регион.

Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими .

Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы .

Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.

Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.

Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.

И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в .

В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.

А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого это влияние исчезло.

Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному границы и государственно-правовую базу.

Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.

Язык и религиозная конфессия

Азербайджанский язык имеет тюркское происхождение, на его становление, к тому же, оказали влияние арабский и персидский языки. Однако их язык имеет и другие фонетические связи – лингвисты находят сходство в нем с кумыкским и даже узбекским языками.

В настоящее время на азербайджанском говорят около 99% жителей страны. Поскольку этот же язык распространен на севере Ирана и Ирака – это сближает этносы и позволяет аккумулировать культурные связи.

Что же касается их литературного языка, то он сформировался полностью лишь после того, как эти территории были присоединены к России. Однако еще до российского периода истории, литературный язык азербайджанцев постепенно развивался в Ширване и южных регионах Азербайджана.

Что же касается религии, то в своем большинстве они – мусульмане. Почти 90% тех, кто исповедует в Азербайджане ислам, являются шиитами, однако проживают здесь и те, кто относит себя к . Это – еще одно проявление персидского влияния.

Современная вера азербайджанцев может быть очень разной, поскольку в стране наблюдается полная толерантность по отношению к .

Здесь можно встретить и христиан, и последователей каких-либо других религий. Человек, проживающий на территории этой страны, имеет право сам выбирать, какому следовать, и воздействовать на его убеждения никто не вправе.

Территориальные вопросы эноса

Поскольку азербайджанцы – это очень разноплановый этнос, представители народа встречаются не только в данном регионе, но и в других странах мира. Более того, разделение их земель между Россией и Персией привело к тому, что сегодня их, проживающих в Иране, насчитывается от 15 до 20 млн человек. Это гораздо больше, чем население самого Азербайджана – там, по данным государственной статистики, проживает около 10 млн жителей.

Именно они оказали серьезное влияние на развитие здорового национализма в современном Иране. После Второй Мировой войны жители Азербайджанской республики в СССР и азербайджанцы Ирана получили возможность тесно общаться. Это внутреннее единение можно увидеть и сегодня.

Имеются тесные связи у азербайджанцев и в России. В 2000 году дагестанские власти включили азербайджанцев в число Республики Дагестан, хотя этот этнос здесь и отнесен к категории малочисленных. В основном, они проживают в южных частях республики, а именно в и его районе их проживает больше всего. В республике составляют не более 5% (а то и меньше) от всего дагестанского населения.

Серьезный конфликт возник в свое время у азербайджанцев с армянами, он касался территории Нагорного Карабаха, расположенного на востоке Армянского нагорья. Исторически эта территория относилась к , однако Парижская Мирная Конференция в 1920 году отнесла этот регион к Азербайджану.

С тех пор азербайджанцы Карабах считают своим, что и привело после распада СССР к территориальному конфликту, вылившемуся в полноценные военные действия обеих сторон.

Лишь в 1994 году Армения и Азербайджан заключили перемирие, хотя напряженная ситуация в данном регионе наблюдается и сегодня. Сколько бы азербайджанцы ни утверждали, что являются законными обладателями Нагорного Карабаха, не собираются признавать это.

Культура и традиции азербайджанского народа

Такой колоритный народ, как азербайджанцы, не может не иметь собственной культуры – а она уходит своими корнями в . К культурному наследию можно отнести не только их народные традиции, но и многие ремесла – здесь издавна было развито ковроткачество, художественная обработка камня и кости, а также были широко известны золотые изделия, созданные народными златокузнецами.

Говоря о культуре азербайджанцев, нельзя не вспомнить о таких традициях, как праздники и народные ритуальные действа. Прежде всего, это свадебные обычаи. Во многом похожа на те свадебные обряды, которые практикуются у других кавказских этносов. Здесь распространено не только обычное, но и предварительное сватовство, в процессе которого стороны заключают начальное соглашение о будущем союзе.

Во многом свадьба у азербайджанцев напоминает классические обрядовые . Лицо невесты здесь закрывается платком или тонким покрывалом, а свадебное застолье устраивается как в доме жениха, так и в доме невесты.

Не менее яркими бывают всегда и у азербайджанцев. Здесь не обойтись без национальных костюмов, а также без песен и зажигательных танцев.

Фольклорная азербайджанская музыка – это всегда использование этнических музыкальных инструментов . А современные мотивы во многом до сих пор напоминают , поэтому песни азербайджанцев отличаются особенной тональностью и во многом стилизовано под творчество ашугов.

Национальный колорит всегда прослеживается и в . Если рассматривать народный танец азербайджанцев, то нельзя не отметить его своеобразную ритмичность. Они могут быть или откровенно ритмичными, или плавными.

Именно на четком соблюдении ритма строится и весь рисунок танца, его структура. Те танцы, которые имеют корни в старинных традициях, нередко носят названия характерных для Азербайджана растений или животных. Существует немало видео, на которых они зажигательно исполняют свои .

Говоря о национальных костюмах азербайджанцев, нужно упомянуть их соотнесенность с культурно-географическим расположением самого региона. Мужчины носят кафтан-архалыг, а под него надевают нательную рубаху. Костюм мужчины подразумевает также и верхнюю одежду для холодов – ведь в предгорьях Кавказа в зимнее время может спасти только бурка или шуба из выделанных бараньих шкур.

Если посмотреть на фото азербайджанцев, то видно, что они нередко надевают черкеску с газырями .
Женский костюм не менее ярок и самобытен. Это верхнее и нижнее платья, а также обязательная чадра. Обязательным компонентом женской одежды всегда был пояс или кушак – такие пояса могли богато украшаться золотом и вышивкой, что могло многое сказать о статусе женщины.

Еще один обычай, касающийся внешнего вида женщин – это традиционное окрашивание волос и ногтей хной. Окрашивание хной также наследие влияния персидской культуры.

Азербайджанцы в России сегодня

В настоящее время азербайджанцы расселены далеко за пределами Азербайджана (стоит вспомнить иранских представителей этого этноса). Сегодня их общая численность составляет до 35 млн человек. Они могут встретиться в самых разных странах, включая не только государства постсоветского пространства, но и Турцию, Афганистан, страны Европы.

Что касается азербайджанцев, проживающих в России, то только в Москве их, по приблизительным оценкам, насчитывается около 60 тысяч. Проживают они также в Сибири, где первое место по их численности занимают Югра и Тюменская область.

На вопрос о том, почему азербайджанцы везде чувствуют себя как дома, можно ответить, что этот народ всегда был открытым, жизнерадостным и очень дружелюбным. Такого же отношения они ждут и к себе.

Композитор Узеир Гаджибеков, писатель Чингиз Абдуллаев, кинорежиссер Рустам Ибрагимбеков и многие другие.

Рассматривая , как великую общность различных этносов, понимаешь, что азербайджанцы – это неотъемлемая часть народов этого красивейшего горного региона. И без Азербайджана история всего Кавказа будет неполной.

Расположенный с географической точки зрения на границе Европа-Азия Азербайджан в историческом прошлом закрепился на пересечении различных цивилизаций – Ахеменидской–Сасанидской, Римской–Византийской, Скифской–Хазарской, Тюркской–Огузской культур. Выгодное географическое расположение и богатая природа этого края еще в древности стала причиной превращения данной территории в густонаселенное поселение. С тех самых времен и по сей день Азербайджан попал в историю как страна, выделяющаяся высоким уровнем толерантности. Этот край является родиной Зороастризма, колыбелью Христианства на Кавказе, местом широкого распространения Ислама, территорией мирного совместного проживания различных этносов, местом взаимовыгодного симбиоза разнообразных культур. Исторические источники указывают, что этнический состав Азербайджана постоянно расширялся.

Сегодня Азербайджан выделяется своей этнической палитрой. Здесь, наравне с азербайджанскими тюрками, проживают такие этнические группы как горные евреи, курды, талыши, таты, молокане, ингилои, цахуры, авары, лезгины, хыналыги, будуглу, грызы. Представители всех вышеперечисленных этнических групп считают себя азербайджанцами. Одновременно они сохранили элементы специфической культуры. Данная культура отображается в быту, творчестве, кухне и различных обрядах этих народов.

Этнические группы

Евреи

Одним из самых древних народов на территории Азербайджана являются евреи. На сегодня евреи проживают в Баку, Сумгаите, а также на территории Губинского, Огузского и Гёйчайского районов. Расположенный в Губинском районе «Красный поселок» является самым густонаселенным горными евреями населенным пунктом в мире. Евреи в Азербайджане исторически были представлены горскими евреями. Моисей Каланкатуйский относит приход горских евреев на Кавказ к первому веку до н.э. Утверждения исследователей в этом вопросе рознятся. Согласно одной теории одна из самых древних еврейских общин – горские евреи, происходят из рода сыновей Израиля, переселенных шахами Ассирии и Бабиля с территории Палестины в Мидию. Их предки были первыми приверженцами иудаизма. Проживая в Мидии их племена переплелись с татами, в результате чего горские евреи разговаривают на татском языке, являющимся одним из диалектов фарси, содержащим слова из древнего еврейского и арамитского языков. Горские евреи Азербайджана делятся на 3 местные группы:

Губинские (губои) – Губинский район Азербайджана, в основном в «Красном поселке».

Ширванские (ширвони) – Северо-восток Азербайджана, бывшее село Мюджи Шемахинского района Азербайджана, а также город Баку.

Огузские – Огуз, Гянджа, Исмаиллы, Шемаха.

Талыши

Народ, проживающий на Юго-востоке Азербайджана, на территории Ленкоранского, Астаринского, Масаллинского и Лерикского районов Азербайджанской Республики, а также на севере Ирана. Разговаривают на талышском языке, входящем в состав Иранской семьи языков. Ученые бывшего союза считали талышей аборигенами. Они считали талышей потомками кадусов – одного из самых древних племен аборигенов Азербайджана. Но западные ученые сомневаются в правильности данного утверждения. По их мнению, приход талышей на территорию Азербайджана связан с именем полководца Чингисхана Талыша (XIII век). Материальная и духовная культура талышей не сильно отличается от азербайджанской.

Курды

На сегодня курды проживают в Азербайджане в райцентре Сядарякского района Нахичеванской АР, в селе Тейваз Джулфинского и селе Дарякенд Шарурского района. Также до армянской оккупации курды проживали в Лачинском (села Гаракечди, Чыраглы, Минкенд), Кельбаджарском (села Ахджакянд и Зар населяли полностью, в остальных жили смешанно), Губадлинском (село Зиланлы) районе Азербайджанской Республики. Разговаривают на курдском языке, входящем в состав Иранской семьи языков.

Таты

Малочисленный народ, проживающий в основном на территории Губинского, Хызынского и Хачмазского районов, а также в некоторых деревнях города Баку. По мнению некоторых исследователей, проживающие вдоль Западного берега Каспийского моря, от Апшерона до Дербента таты являются потомками переселенных на эти земли древних иранцев, и, вне всяких сомнений, являются одним из самых древних этнических слоев Ширванской территории.

Аварцы

Аварцы являются этническим меньшинством, населяющим в основном Загатальский и Балаканский районы Азербайджанской Республики. Разговаривают на аварском языке, входящем в состав северно-кавказской семьи языков. Аварцы сильно переплелись с азербайджанцами. На сегодня аварцы компактно проживают в поселке Габагчоль, селах Джар, Зильбан, Мазых, Беретбиня, Джинджартала, Катех, Мешяшамбул, Махамалар, Гёйямтала, поддерживая с азербайджанцами тесные родственные отношения. Исповедуют Ислам.

Шахдагские народы или Шахдагская национальная этническая группа

Составная часть азербайджанцев. Этносы, входящие в состав Шахдагской национальной этнической группы соответственно селам, в которых они проживают – Хыналыг, Грыз, Будуг и Рутул Губинского района Азербайджанской Республики, называются хыналыги, грызы, будуглу и рутулы. Несмотря на малочисленность этих сел, население каждого из них является отдельной этнической группой.

Хыналыги Среди малочисленных народов аборигенов Азербайджана хыналыги выделяются специфическими особенностями. Язык этого этноса входит в состав семьи Кавказских языков. В историко-этнографической литературе в связи с расположением в окрестностях горы Шахдаг называется «Шахдагским народом». Хыналыги являются одними из самых древних поселенцев на территории Азербайджана. Этот этнос обладает единственным в мире языком и поселением. Это значит, что в мире существует только одно село и язык хыналыг, и находятся они на территории Губинского района.

Грызлы Небольшая этническая группа, проживающая на севере Азербайджана, в некоторых селах Губинского и Хачмазского районов. Разговаривают на грызском языке, входящем в состав Нах-Дагестанскую языковую семью, группу лезгинских языков.

Рутулы Этническая группа на территории Азербайджана и России. Исповедуют принятый с приходом арабов на Кавказ в VII веке Ислам. Основной язык рутулский. Наравне с этим рутулы прекрасно говорят на языках стран проживания (азербайджанский и русский).

Будуглу Представители азербайджанской национальной этнической группы, выделяемой как «Шахдагская национальная этническая группа». Первым официальным документом, в котором упоминаются будуглу, является указ от 1607-го года повелителя Сефевидов шаха Аббаса I. Исторически будуглу разделялись на отдельные роды, мелкие и крупные семейные союзы, и по сей день носят имена этих родов. Как и другие горные народы, будуглу ведут оседлый образ жизни.

Лезгины

Один из кавказских народов, проживающих на территории Азербайджан и Дагестана. В Азербайджане лезгины компактно проживают в основном на территории Губинского, Гусарского, Хачмазского районов, а также в Баку, Гяндже, Сумгаите и Мингечевире, в Габалинском, Исмаиллинском, Огузском и Гёйчайском районах. Лезгины составляют 2,2% всего населения Азербайджана.

Молокане

На сегодня в Азербайджане молокане проживают в основном в Баку, Сумгаите, Шемахе, Исмаиллы, Гедабеке и Губе. Первые в Азербайджане молоканские общины появились в середине XVIII века. Они были сосланы сюда за несогласие с убеждениями православной церкви. В известном селе Ивановка Исмаиллинского района Азербайджана проживают представители рода, сосланных сюда из России молокан.

Ингилои

Проживают в основном на территории Гахского и Загатальского районов Азербайджана. Во времена шаха Аббаса I приняли ислам. В основном мусульманская и малая христианская часть этой группы говорят на южно диалекте грузинской группы языков. Основной сферой занятий проживающих на подгорных районах Большого Кавказа ингилоев является табаководство, зерноводство, виноградарство, скотоводство и выращивание Букоцветных растений.

Цыгане

Один из кочевых народов индоевропейского происхождения, встречающийся по всей территории Евразии. С целью предотвратить восстания местных племен шах Аббас I произвел переселение цыган на территорию Балакана. Проживают в основном на территории сел Шамбулбине, Гюлюзянбине, Мяликзаде. Балаканские цыгане являются персоязычными. Кроме этого цыгане проживают в Шемахе, Евлахе и Борчалы. Цыгане исторически вели кочевой образ жизни. Наравне с традиционным скотоводством и коневодством занимались кузнечным ремеслом, чинили и изготавливали различные сельскохозяйственные орудия труда, мелкие бытовые приборы.

Ассирийцы

Одна из этнических групп, проживающая на территории Азербайджанской Республики. Древние корни этой группы связаны с ассирийцами, жившими на территории нынешнего Ирана и Турции. На сегодня в качестве небольшой этнической группы проживают в Загатальской зоне Азербайджана.

Удины (Уди, Ути)

Один из малочисленных, коренных, аборигенных народов Азербайджана. Этот этнос населял провинцию Ути древней Кавказской Албании, а в XIX веке – несколько поселений в области Нуха (нынешний Шекинский район). На сегодня проживают в основном в селе Нидж Габалинского района и частично в райцентре Огузского района. На этнической карте мира этнос Уди находится в основном на территории Азербайджана. Удины являются одними из древних жителей Кавказа. Сохранивший собственные многочисленные древние элементы язык этого этноса входит в лезгинскую подгруппу Кавказских языков. Исторически удины поклонялись божеству Солнца и Луны, а в начале IV века приняли христианство.

Азербайджанские обычаи и традиции прошли большой путь, прежде чем сформировались в те их виды, которые знакомы нам сейчас. Много веков понадобилось для их формирования, и много событий, как положительных, так и отрицательных, стало причиной их возникновения. В азербайджанских традициях нашли отражение и различные религиозные мировоззрения людей, особенность их менталитета, влияние других культур. Многие из традиций в XX веке централизованное (советское) правительство республики пыталось искоренить, но никогда и ни у кого не получится уничтожить в человеке то, что является частью его. Именно поэтому многие древние традиции живы до сих пор.

После чаепития подаются вторые блюда, зелень и свежие овощи, а затем - сладости или довга. Брать еду левой рукой не принято. Рис берут щепоткой, некоторые блюда также считается не зазорно брать рукой или кусочком хлеба. В городских условиях трапеза обычно проходит по европейским стандартам, с присутствием столовых приборов и индивидуальных порций. В сельской местности, особенно если речь идет о каком-то общинном празднике, правила поведения за столом более вольные и неформальные.

Одной из главных особенностей азербайджанской кулинарии, как и любой восточной, является неповторимый аромат и острый вкус блюд. Такой удивительный эффект азербайджанской пище придают разнообразные специи. Особое внимание стоит обратить на шафран и сумах (барбарис в порошке). Первый стал неотъемлемым компонентом многочисленных пловов. А сумах подается к мясным блюдам. Кстати, другая отличительная особенность азербайджанской кулинарии — использование баранины. Из неё готовится долма, которая очень напоминает голубцы.


Широкую известность получили такие блюда, как кюфта-бозбаш (бульон с мясными тефтелями, картофелем и горохом), довга (суп из кислого молока) и, конечно же, люля-кебаб. Различные районы Азербайджана также могут похвастаться особыми способами приготовления пищи. Например, на северо-западе страны популярно блюдо хингал, которое очень похоже на пельмени. Его начинку делают из мяса, курута (высушенный творог) и жареного лука. Ленкорания знаменита цыплятами, фаршированными орехами, повидлом и луком. Кондитерские изделия можно поделить на две группы: печенье (шакер-луку, унланан, курабье) и пироги с ореховой начинкой, которые знамениты как пахлава. Самый распространенный национальный напиток - это щербет. Он готовится из лимона, шафрана, сахара, семян базилика и мяты, а также разных фруктов.

Не удивляйтесь, если первым блюдом, поданным к столу, будет чай. У азербайджанцев чаепитие давно превратилось в культурно-эстетическое достояние, которое имеет свои приемы и правила. После завершения чаепития подаются вторые блюда, свежие овощи и зелень, а в конце - довга или сладости. Многие блюда нужно употреблять с помощью рук, например, рис принято брать щепоткой. Азербайджанский обед может длиться около трех часов. Тем не менее, в городских условиях трапеза часто проходит по знакомым для иностранцев европейским стандартам.

Чайхана

Еще одна традиция, связанная с чайной церемонией. В отличие от стандартной среднеазиатской чайханы, где можно и попить чай, и плотно пообедать, в азербайджанской чайхане подается исключительно чай. К нему могут предложить только сладости и конфеты, но не еду. В современном понимании иностранного человека чайхану можно с уверенностью назвать клубом, причем исключительно мужским. Здесь обсуждают новости, дела, строят планы, вспоминают прошлое, а главное, поддерживают отношения. В известном смысле это заведение, призванное сохранять стабильность в обществе. Повздорившие днем соседи встречаются вечером в чайхане. И здесь, в кругу соседей, друзей, за стаканом чая они могут спокойно обсудить свои проблемы и найти взаимовыгодный выход из сложившейся ситуации.

Праздники

Из праздников, которые празднуются азербайджанцами, широко отмечаются курбан-байрам (праздник жертвоприношения), оруджлук (праздник поста). Наиболее широко отмечается новруз-байрам. Этот древний народный праздник нового года и весны. Его отмечают 21 марта - в день весеннего равноденствия. Готовятся к нему с конца зимы: ремонтируют квартиры, шьют новую одежду, но главное выращивают на тарелках пшеницу, проваривая затем её особым способом. Вечером в день праздника накрывают стол с богатыми яствами, чтобы год был богатый и плодородный. Во дворах разжигают маленькие костры, через которые прыгают под надзором старших ребятишки. Празднование Новруза является одной из интересных народных традиций Азербайджана. Новруз - праздник весны, наступления нового года. Азербайджанцы перед празднованием Новруза, отмечают ряд предыдущих дней, являющихся праздниками по случаю окончания Старого и наступления Нового года. Речь идет о четырех предпраздничных средах: Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода, стоячие воды приходили в движение. Во вторую - огонь, в третью - земля. В четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна.

Одежда

Что касается традиций в одежде, национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны. Женские платья имеют изящный силуэт и покрой, подчеркивая гибкие страны азербайджанских красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой. Мужская одежда также очень своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не стесняет их стремительных движений. Женскую одежду шили, в основном, из шелка и бархата, а мужскую из сукна и домашней кашемировой ткани. Примечательный элемент костюма азербайджанцев - нижняя одежда. Она (и женская, и мужская) шилась из холщовой и хлопковой ткани. У богатых же красавиц - из шелка. Женская одежда отличалась яркостью расцветок. Поверх рубахи надевали короткий, приталенный, со сборчатым подолом кафтан, а зимой - дополнительно еще стеганую безрукавку. Волосы женщины убирали в узкий прямой чехол, а на голову надевали невысокую шапочку с платком. Выходя со двора, особенно в городе, поверх платка накидывали еще шаль или особую длинную накидку - чадру. Обувью у мужчин служили кожаные постолы, мягкие сапоги и башмаки с загнутыми кверху носами. Женщины носили дома носки собственной вязки, иногда с подшитой кожаной подошвой, а при выходе из дома надевали туфли без задников с небольшим каблуком и острыми, загнутыми кверху носами. В условиях резкого социального неравенства в одежде разных социальных групп населения наблюдались большие отличия. Зажиточные мужчины носили одежду, сшитую из дорогих материалов - тонкого сукна, шелка; черкеску украшали нагрудными карманчиками, в прошлом служившими патронташами, газырями, и перепоясывали тонким кожаным поясом, отделанным наборными серебряными украшениями. Богатые женщины также шили одежду из дорогих тканей - шелка, парчи, бархата; носили широкий кожаный или бархатный пояс с т вычурными серебряными пряжками и в подвешенными монетами. Костюм их дополняли многочисленные ювелирные украшения - браслеты, монисто, бубенчики, перстни. В настоящее время, как мужчины, так и женщины носят одежду общеевропейского типа., Отдельные элементы национального костюма (папахи у мужчин, а у женщин - широкие юбки, шали, платки) можно встретить только в сельской местности, главным образом среди представителей старших возрастов.

Свадьба

Самые богатые национальными ритуалами и обрядами были и остаются свадебные церемонии. Начинаются они с предварительного оповещения...

Родственники жениха отсылают в дом девушки близкого родственника. Он должен сказать о намерении придти на сватовство. Бывает так, что в доме девушки не дают на это согласия. В таком случае самый уважаемый из рода жениха старается получить согласие у родителей девушки.

Чай в азербайджанской традиции является непременным атрибутом сватовства. У народа этой страны не принято говорить на прямую: мол, выдайте вашу дочь за нашего сына. О том, что в дом придут сваты, сообщается заранее, причем без большой огласки. В ходе же самого сватовства разговор ведется лишь намеками и полунамеками. А ответ дается также неоднозначно, и неазербайджанец такого ответа бы не понял. В общем, его дают посредством чая: если в чай, предложенный сватам, положили сахар, то надо готовиться к свадьбе. Если же сахар подали отдельно от чая, то это означает отказ.

Особенно интересны свадебные традиции Азербайджана . В этой стране существует много разных предсвадебных обычаев. Один из самых первых - это Хабар гёндярмя или оповещение о сватовстве. В случае если семья девушки не соглашается на сватовство, родственники юноши просят помощи у уважаемых людей, чтобы те помогли получить согласие. Также существует обычай малого сватовства, согласно которому невесту сватают мать юноши и другая близкая родственница.


У азербайджанцев существует Малое и Большое обручение. На первом обручении нет жениха, но родственники парня дарят невесте обручальное кольцо, платок и сладости. Через несколько месяцев наступает основное обручение. На это обручение девушке преподносят много подарков, за исключением туфлей. Самый интересный традиционный подарок - это «шах». Он являет собой свадебное украшение из ветки дерева, на которую крепят свечи, зеркало, парчу, фрукты и конфеты. Приданое невесты приносят в дом жениха за несколько дней до свадьбы.

Религиозное узаконивание брака проходит перед свадьбой. Обряд проводит Молла (представитель мусульманской мечети), которого благодарят деньгами и куском сахара. При этом обряде присутствуют только самые близкие родственники. Непосредственно свадьба («Той») может длиться до трех дней. Все гости высказывают добрые слова в адрес новобрачным и танцуют. Слева и справа от жениха находятся его ближайшие друзья (молодые). Мать жениха должна приготовить для них подарки. Главное, чтобы жених и невеста много танцевали.

Выбор имени

Выбор имён для новорожденных тоже можно выделить как обычай. Выбор имени обычно сопряжен с определенными трудностями. Представители доминирующего народа при выборе имени для ребенка более свободны. Выбор может быть остановлен на имени, рифмующимся с именем предыдущего ребенка, Без особого внимания к смыслу, имени прежнего представителя рода, или же просто на усмотрение родителя либо другого родственника.

Семья и семейный быт являются носителями богатой традиционной культуры этноса. Семейный быт азербайджанцев отличался большим числом патриархальных отношений. Мужчина - глава семьи - был полновластным распорядителем движимого и недвижимого имущества, исключая приданое жены. Дети воспитывались в строгом повиновении отцу и старшим мужчинам. Жена находилась в беспрекословном подчинении у мужа, а также свекрови и других старших женщин в доме мужа. В создании семьи, рождении и воспитании детей, жуховным и эмоциональном общении, организации досуга и отдыха, ведении омашнего хозяйства, заботе о пожилых рдителях и многих других аспектах семейной жизни проявляются и функционируют различные элементы традиционного образа жизни.

Танцы

Национальные танцы Азербайджана, а также настоящие уличные спектакли называют составным компонентом культуры этой страны. Одетые в национальные костюмы танцоры кружили вокруг прохожих и собирали вокруг себя толпы любопытных зевак. Одним из самых популярных является обряд «коса-косса» - танцы о приходе весны. Молодежь собиралась небольшими группами и устраивала веселые импровизации прямо на улице, получая от благодарных зрителей в награду разные сладости. Бросается в глаза отличие мужских танцев от женских. Азербайджанские танцовщицы вопроизводят танец, в большей степени, верхней частью туловища: головой, руками, корпусом. Девушки околдовывают зрителей плавными движениями рук, изгибом талии, озорной улыбкой и поворотами головы.

На Каспийском море аккуратно расположена скромная, но загадочная и гордая страна с прекрасным именем Азербайджан. Не отставая от прогрессивного общества, азербайджанский народ, возводя гигантские комплексы в столице и остальных густо населенных городах, разрабатывая проекты офисных точек, модернизируя нефтяные вышки, продолжает уважать духовное богатство наследия своих потомков. В Азербайджане и стар, и млад строго соблюдают национальные традиции. Здесь каждый человек с младенчества погружается в неповторимую атмосферу самобытности.


Традиции деторождения

Чтобы не допустить рождения больного ребенка, беременные азербайджанки стараются постоянно быть приветливыми и обходительными. Особенно полезно, согласно древним обычаям, задержать взгляд на красивых цветах, воде или небе. После рождения младенца сразу купали в соленой воде, чтобы ребенок был честным и смелым. Но при первом купании мать не должна быть с ребенком. Когда у малыша появлялись первые зубки, проводился особый обряд, при котором готовилось блюдо из 7 видов зерновых. После того, как ребенку исполнялся 1 год, ему начинали подрезать ногти и стричь волосы. Первые остриженные волосы и ногти принято хранить.

Перечисленные традиции Азербайджана - это далеко не полный перечень удивительных традиций этой страны. Посетив её, вы сможете на себе почувствовать всю многоликость народа, проживающего на этой территории. В любом случае знакомство с древними традициями азербайджанцев будет не только познавательным, но и полезным, а иногда и поучительным.