Картины ван гога и их описание. Самые знаменитые картины ван гога

«Звездная ночь» признана одной из самых удачных работ художника. Она создана в 1889 году, когда Винсент находился в лечебнице для душевнобольных. Шедевр размером 73,7 см x 92,1 см написан в стиле постимпрессионизма на холсте маслом.

Волшебный вид ночного неба над выдуманным городом лучше рассматривать на расстоянии. Художник часто писал картины в технике импасто, создавая крупные мазки, которые вблизи не складываются в цельное изображение.

На переднем плане расположены кипарисы, но главный элемент на картине - прекрасное звездное небо, кажущееся таким бескрайним по сравнению с маленьким городком.

Картина является частью нью-йоркской коллекции Музея современного искусства.

Подсолнухи

Художник создал эту известную картину в 1889 году. Она наполнена светом и эмоциями. Однако слишком яркие желтые цвета критики считают проявлением психического заболевания, которым уже тогда страдал гений.

Небрежно поставленные в вазу подсолнухи нарисованы жизненно, их хочется поправить в вазе. Они вызывают сильные чувства, словно пытаясь увести зрителя в иррациональный мир воспаленного воображения. Винсент говорил, что некоторые сюжеты подсказывает ему голос, звучащий изнутри, и ему приходится рисовать, чтобы заглушить эти звуки.

Картина написана на холсте маслом с использованием толстых мазков, создающих объемное изображение.

Произведение хранится в собрании филадельфийского Музея изобразительных искусств.

Ирисы

На замечательной картине Ван Гога, написанной в 1889 году в клинике для душевнобольных, изображен фрагмент поля с цветами, на котором ирисы являются основой композиции.

Стилистика произведения отличается от других его работ, мрачных и пессимистичных. Она жизнерадостная и легкая, похожая на технику японских гравюр тонкими контурами, оригинальным ракурсом и нереалистично прорисованными областями, заполненными одним цветом.

Объекты на картине статичны, но взгляд бессознательно устремляется в левую верхнюю часть. Особенностью картины является ее симметричная композиция, в которой ирисы расположены по средней линии, а цветы в левом верхнем углу сочетаются с землей.

Это гениальное произведение можно увидеть в Музее Гетти, находящемся в Калифорнии.

Ночное кафе

На картине, написанной в 1888 году, изображен интерьер кафе рядом с вокзалом города Арля.

Гениальная задумка заключается в том, что эмоциональное состояние, связанное с этим местом, передано с помощью цветовых акцентов. В будущем такой стиль назовут экспрессионизмом. Как пояснил Ван Гог, он хотел передать атмосферу нравственного падения пьяниц и безысходного одиночества с помощью зеленого цвета.

Красный цвет стен символизирует ужас и смятение, а желтый отражает спертую, удушливую, пропитанную сигаретным дымом обстановку.

Нечеткие силуэты и небрежные очертания предметов создают ощущение, будто на все происходящее в кафе зритель смотрит глазами одного из подвыпивших посетителей.

Цветущие ветки миндаля

В год своей кончины Ван Гог создал прекрасное произведение, отличающееся мягкостью и умиротворенностью. Эту картину художник посвятил своему новорожденному племяннику. Цветы миндаля олицетворяют начало новой жизни, так как распускаются одними из первых.

Композиция картины и характерные четкие контуры навеяны японскими мотивами. Винсент как-то признался брату, что считает эту работу самым главным своим шедевром.

Едоки картофеля

Грустная реалистичность этого произведения надолго оставляет ощущение отчаянной тоски и обреченности. Полотно написано в 1885 году и относится к начальному периоду творчества Ван Гога. На картине художник изобразил крестьянскую семью де Гроотов, с которыми часто общался.

Отражая суровую сельскую жизнь, Ван Гог использует мрачные цвета в зеленовато-коричневых тонах. Он пишет тяжелыми агрессивными мазками, изображая мозолистые рабочие руки и морщинистые задумчивые лица.

Картина наполнена глубоким символизмом. Тусклый свет лампы олицетворяет угасающую надежду, а решетки на окнах показывают, что из этого нищенского существования нет выхода. Задумкой Ван Гога было передать, что, несмотря на сложный быт, это честные и достойные люди.

Звездная ночь над Роной

Вид на набережную реки Роны отображен на полотне в многообразии оттенков синего, перекликаясь с ярко-желтыми огнями города и бледно-желтыми звездами. Работа над картиной заняла у Ван Гога год и завершилась в 1888 году.

На синем ночном небе горит Большая Медведица и Полярная звезда, вдали лежит светящийся город, а на переднем плане вдоль реки неспешно прогуливается немолодая пара.

Ночные сюжеты всегда завораживали художника, восхищая красотой и таинственностью. Он использовал свою любимую технику, рисуя масляными красками на холсте большими объемными мазками.

Сейчас этот бесценный шедевр радует любителей живописи в Музее д’Орсе, расположенном в Париже.

Пшеничное поле с воронами

Картина считается последней работой гения, созданной за две недели перед самоубийством. Ван Гог передал беспокойство и попытки поиска верного пути. Атмосфера картины угрюмая и давящая.

Темное небо нависает над светлым желтым полем, на котором изображено распутье. Так художник выражал тревогу и нерешительность, рассуждая какую дорогу из трех предпочесть. А в небе грозно приближаются черные птицы, олицетворяя надвигающееся несчастье. Грубые беспорядочные мазки масляными красками формируют динамичное изображение, отражающее волнение и душевное смятение.

Оригинал произведения хранится в Музее Винсента Ван Гога, расположенном в Амстердаме.

Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой

Повздорив очередной раз с Гогеном, художник отрезал часть своего уха, затем был отправлен в лечебницу, где и был написан автопортрет. Эта сравнительно небольшая картина размером 51 x 45 см была создана в целях самоанализа.

Яркие цвета дисгармонируют друг с другом, а вид самого Ван Гога выражает осознание вины, усталость и муки от бессилия противостоять своему состоянию. Больше всего приковывает внимание взгляд Ван Гога, наполненный безумством и отрешенностью, устремленный в пустоту.

Картина представлена в Частной коллекции Ниархоса в Чикаго.

Дорога с кипарисом и звездой

Задумка написать картину с видом ночной природы и кипарисами возникла у Винсента в 1888 году в Арле, но осуществил он ее только через два года, незадолго до смерти.

Кипарисы очаровывали художника совершенством линий и формой. Предчувствие приближающейся кончины воплощено в метафоре, проецирующей человеческую жизнь в масштабы вселенной.

Справа на небе виден растущий месяц, слева - угасающая бледная звезда, практически исчезнувшая с полотна, а посередине растет кипарис, разделяющий их как грань между началом и концом существования.

Дерево такое высокое, что верхушка уходит за пределы холста, будто пытаясь дотянуться до бесконечности.

Красные виноградники в Арле

Выразительная природа юга Франции подарила Винсенту Ван Гогу великолепный сюжет. Сельские жители собирали виноград на фоне предзакатного солнца, в лучах которого виноградные листья отливали красным цветом, а небо казалось золотым.

Это яркое зрелище воодушевило гения своей красочностью и символизмом. Он рассматривал процесс сбора урожая как олицетворение цикличности природы и жизненной силы, проявляющейся в тяжелой работе.

Ван Гог использует чистые цвета, нанося их на холст контрастными мазками.

Желающие увидеть эту картину могут сходить в московский Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Ночная терраса кафе

Ван Гог демонстрирует мастерство цветопередачи в этой запоминающейся картине, созданной в 1888 году в Арле. В этот период художник часто отдавал предпочтение желтому цвету в своих работах.

Оживленное кафе вызывает радостные и светлые чувства. Теплой летней ночью в нем кипит жизнь. Ван Гог гениально изобразил ночь без применения черной краски.

Он передал темное время суток, используя синие оттенки, варьирующиеся от светло-голубого тона здания над кафе до темно-синих домов на заднем плане. Ярко-желтая терраса контрастирует с темным фоном, создавая эффект освещенности.

Полотно находится в нидерландском Музее Креллер-Мюллер.

Башмаки

Необычный сюжет для картины Ван Гог воплотил летом 1886 года, находясь в Париже. Он долго искал пару башмаков, подходящих для изображения на картине. Наконец Винсент нашел их на блошином рынке. Почищенные и отремонтированные для продажи, они принадлежали какому-то рабочему.

Но художник не бросился сразу рисовать с них картину. Надев их в дождливую погоду, он долго ходил по грязи и лужам. По возвращении домой Ван Гог запечатлел их на холсте в таком виде.

Гениальный живописец увидел в них не просто старую рухлядь, а воплощение тяжелого удела рабочих, сохраняющих благородство и достоинство. Позже эта картина стала предметом различных аналогий, в том числе применительно к жизни самого художника.

Церковь в Овере

Ван Гог весной 1890 года обосновался в деревне близ Парижа под названием Овер-сюр-Уазе, прожив там последние месяцы жизни.

Написанная на холсте маслом, церковь в готическом стиле занимает на картине главное место и отличается высокой детализацией всех элементов здания. На картине изображена женщина, идущая в сторону церкви. Она прорисована поверхностно, так как играет второстепенную роль.

Самая эффектная и противоречивая особенность - диссонанс между яркой солнечной поляной, покрытой травой, и темным ночным небом, что вызывает разногласия касательно времени суток, изображенных на картине.

Когда художник умер, картина была передана его другу Полю Гаше, затем хранилась в Лувре. Сейчас на нее можно полюбоваться в музее Орсе.

Вид на море у Схевенингена

Картина является одной из ранних работ художника, написанных красками. На ней Винсент запечатлел бурю, бушующую на море. Работа над произведением протекала в тяжелых погодных условиях: из-за сильного ветра постоянно поднимался от земли песок. Сделав набросок, Ван Гог завершил ее уже в помещении. Но мелкие частицы песка прилипли к картине, и их пришлось отчищать.

На холсте передано состояние природы во время бури: хмурые тучи, нависшие над морем, сквозь которые пробиваются маленькие лучики солнца, освещая волны. Силуэты людей и лодок кажутся размытыми из-за слабого освещения. Серо-зеленое небо и море почти сливаются, и лишь слегка выделяется желтоватый берег.

Картина входит в коллекцию амстердамского Музея Винсента Ван Гога.

— великий нидерландский художник, постимпрессионист. Ван Гог родился 30 марта 1853 года в Грот-Зюндерт. Умер 29 июля 1890 года в Овер-сюр-Уаз, Франция. За свою творческую жизнь создал большое количество картин, которые сегодня считаются шедеврами мировой живописи. Творчество Винсента Ван Гога невозможно переоценить, так как его искусство оказало огромное влияние на развитие живописи XX века.

За свою жизнь Ван Гог создал более 2100 произведений! При жизни художника его творчество не было так широко известно, как сегодня. Он жил в нужде и нищете. В 37 лет он совершил попытку самоубийства, выстрелив в себя из пистолета, после чего скончался. После смерти Винсента Ван Гога, ценители и критики живописи обратили на его искусство пристальное внимание; в разных городах мира стали открываться выставки картин художника и в скором времени он был признан одним из самых великих и самых влиятельных художников всех времён. Винсент Ван Гог сегодня входит в число самых узнаваемых художников мира. Некоторые из его картин считаются одними из самых дорогих произведений искусства мира. Картина «Портрет доктора Гаше» была продана за 82,5 миллиона долларов. Стоимость картины «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» в 1990 году составила от 80 до 90 миллионов долларов. Картина «Ирисы» был продана в 1987 году за 53,9 миллионов долларов.

В коллекции живописи Винсента Ван Гога есть большое количество картин, которые считаются невероятно дорогими, очень известными, а с культурной точки зрения — бесценными. Однако среди всех картин Ван Гога есть и самые знаменитые, которые являются не просто баснословно дорогими, но и настоящими «визитными карточками» этого художника. Далее вы можете увидеть картины Винсента Ван Гога с названиями, которые считаются наиболее известными.

Самые знаменитые картины Винсента Ван Гога

Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой

Автопортрет

Воспоминание о саде в Эттене

Едоки картофеля

Звёздная ночь над Роной

Звездная ночь

Красные виноградники в Арле

Луковичные поля

Ночная терраса в кафе

Ночное кафе

Короткая жизнь этого художника была подобна яркой вспышке молнии. Винсент Ван Гог прожил на свете всего 37 лет, но оставил после себя фантастически громадное творческое наследие: более 1700 работ, среди которых около 900 рисунков и 800 полотен живописи. на современных аукционах бьют все рекорды по стоимости, а ведь при жизни он сумел продать лишь одну свою работу, которая в пересчете на сегодняшние деньги принесла ему доход всего в 80 долларов. Противоречивая эмоциональная личность художника и его необычное творчество были непонятны для большинства современников.

Теперь же о биографии прославленного голландца написано множество книг, а его картины и рисунки занимают почетные места в самых престижных художественных музеях и галереях мира. Давайте вспомним творческий путь великого экспрессиониста и великолепные, не похожие ни на какие другие, картины Ван Гога.

Три творческих периода в жизни художника

Творческий путь Винсента Ван Гога условно делится искусствоведами на три периода: голландский (1881-1886 гг.), парижский (1886-1888 гг.) и поздний, продолжавшийся примерно с 1888 г. до момента смерти художника в 1890 году. Вот такая короткая творческая жизнь, длиной всего в 9 лет, была суждена этому человеку. Полотна, написанные в эти временные отрезки, весьма сильно разнятся между собой и сюжетами, и манерой письма. Хочется пояснить, что картины Ван Гога, названия которых указаны в этой статье, конечно, являются лишь малой частицей его огромного художественного наследия.

Винсент Ван Гог начал заниматься творчеством гораздо раньше 1881 года, но тогда его в основном привлекал графический рисунок. Он не получил профессионального художественного образования, хотя и пытался несколько раз учиться на художника. Но так и не смог побороть в себе бунтарский дух, его дарование не могло уложиться ни в какие академические рамки, что заставляло молодого Винсента бросать учебу и заниматься живописью самостоятельно.

Картины Ваг Гога голландского периода

Открыв для себя художник стал прежде всего писать людей, их суровый быт, тяжелую жизнь. Полотна этого периода совсем не похожи на яркие красивые творения Ван Гога, которые впоследствии и принесли ему оглушительную посмертную славу. Вот характерные работы тех лет: "Ткач", "Крестьянка". Цветовая палитра этих картин темна и мрачна, как и сам быт бедных людей.

Видно, как художник горячо сопереживает своим персонажам. Ван Гог обладал очень отзывчивой, доброй и сострадательной душой. К тому же он был очень религиозен, некоторое время даже служил христианским проповедником. Все заповеди Нового Завета он понимал буквально. Он ходил в самой простой одежде, скудно питался и жил в самых бедных лачугах. При этом он был выходцем из весьма состоятельной семьи и если бы захотел, мог бы продолжать семейное дело (торговля живописью и предметами искусства). Но не таков был Винсент Ван Гог, картины у него хорошо получалось писать, но не продавать.

Парижский период

В 1886 году Ван Гог навсегда покидает родную Голландию и приезжает в Париж, где пробует учиться живописи, посещает выставки модных живописцев, знакомится с творчеством импрессионистов. Моне, Писарро, Синьяка, Ренуара произвели на Ван Гога огромное впечатление и оказали немалое влияние на дальнейшее формирование его творческой манеры письма. Ван Гог начинает уделять большое внимание цвету, теперь его привлекают не только люди, но также пейзажи и натюрморты. Палитра художника становится более яркой и светлой, в работах парижского периода начинает проявляться талант Ван Гога как прекрасного колориста.

В работает как одержимый, впрочем, как и всегда. Вот некоторые типичные картины Ваг Гога, написанные в это время: " Море в Сент-Марье", "Букет цветов в голубой вазе", "Набережная Сены с лодками", "Натюрморт с розами и подсолнухами", "Ветка цветущего миндаля", "Огороды в Монмартре", "Крыши Парижа", "Портрет женщины в голубом" и т. д. Парижский период Ван Гога был очень плодотворным, в эти годы художником было написано около 250 живописных полотен. Тогда же Ван Гог знакомится с Гогеном, их дружба и творческий союз становится очень ценными для него. Но характеры двух творцов слишком непохожи. И все кончается ссорой, которая приводит Винсента к нервному срыву. Именно к этому тяжелому периоду жизни относится картина Ван Гога "Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой".

Творчество Ван Гога в Арли

Постепенно шумный Париж начинает тяготить Ван Гога, и зимой 1888 года он отправляется в Прованс, в местечко Арле. Здесь ему предстояло написать свои самые гениальные творения. Прекрасная природа этих мест завораживает художника. Одно за другим он создает такие полотна, как "Пейзаж с дорогой, кипарисом и звездой", "Стога в Провансе", "Красные виноградники", "Оливковые деревья на фоне Альпилля", "Жатва", "Поле маков", "Горы в Сен-Реми", "Кипарисы" и множество других бесподобных пейзажей - шедевров постимпрессионистической живописи.

А еще он пишет бесконечные серии цветочных натюрмортов. Никто и никогда не рисовал цветы так, как Винсент Ван Гог. Картины - знаменитые "Подсолнухи" и "Ирисы" - были написаны им в Провансе. Художник переносит на холст бесконечные поля Прованса, наполненные чистым прозрачным воздухом, цветущие сады, кипарисы, роскошные оливковые рощи. В то же время он является еще и отличным портретистом. В Арле им было написано множество портретов и автопортретов.

Знаменитые "Подсолнухи"

Натюрморт "Подсолнухи" является одной из самых популярных картин Ван Гога. Большинству из нас это полотно известно по многочисленным репродукциям. А между тем, импрессионистом был написан не один этот натюрморт, а целый цикл из семи картин, на которых были изображены солнечные цветы. Но одна из работ погибла в Японии при атомной бомбардировке, другая была затеряна в одной из частных коллекций. Таким образом, до наших дней дошли только 5 живописных полотен из этой серии.

Вот эти картины Ван Гога. Описание и фотография репродукции, конечно, не могут передать всей прелести оригинала. И все-таки хочется посвятить "Подсолнухам" еще пару строк. Этот натюрморт просто брызжет солнечным светом! Ван Гог превзошел самого себя, найдя в желтом цвете множество оттенков. Некоторые исследователи считают, что в этом произведении проявилась душевная болезнь художника, о чем свидетельствует именно эта необычная яркость и насыщенность натюрморта.

Картина "Звездная ночь"

Картина Ван Гога "Ночь", вернее, "Звездная ночь", была написана им в Сен-Реми, в 1889 году. Это большой холст размером 73х92 см. Очень необычна цветовая гамма этого фантастического творения художника - сочетание голубого, небесного, темно-синего и зеленого цветов с разнообразными оттенками желтого.

Композиционной основой являются темные кипарисы на переднем плане, в долине лежит маленький незаметный городок, а над ним простирается бесконечное беспокойное небо с преувеличенно огромными звездами и светящейся луной, как будто закрученное в вихре Эту картину, как и большинство работ Ван Гога, нужно смотреть, отойдя на приличное расстояние, вблизи невозможно целостно воспринимать разрозненные крупные мазки.

Полотно "Церковь в Овере"

Картина Ван Гога "Церковь в Овере" также является одним из самых известных и популярных его произведений. Эта работа была написана в последний год жизни живописца, когда он уже был очень болен. Ван Гог страдал тяжелым психическим расстройством, что не могло не сказываться на его живописи.

Рисунок церкви, которая является центром композиции, выполнен волнистыми, дрожащими линиями. Небо - тяжелое, темно-синее - как бы нависает над церковью и давит на нее своей свинцовой тяжестью. Оно ассоциируется у зрителя с некоей нависшей угрозой, будит в душе тревожные чувства. Нижняя часть картины яркая, на ней изображена раздваивающаяся тропинка и трава, освещенная солнцем.

Стоимость картин

Как уже говорилось ранее, стоимость работ голландского постимпрессиониста очень высока. Но даже обладая огромной суммой денег, затруднительно будет купить полотно, автором которого является сам великий Ван Гог. Картины с названиями "Подсолнухи" в настоящий момент могут быть оценены в любую мега-большую сумму. В 1987 году одна из картин этого цикла на аукционе "Кристис" была продана за 40,5 млн долларов. С тех пор прошло немало времени, а потому стоимость этой работы могла вырасти во много раз.

Картина "Арлезианка" ушла с аукциона "Кристис" в 2006 г. за 40,3 млн, а "Крестьянка в соломенной шляпе" была куплена в 1997 г. за 47 млн долларов. Если бы художник мог дожить до наших дней, то был бы одним из самых богатых людей на земле, но он умер в нищете, даже не подозревая о том, как дорого оценят его творчество грядущие поколения.

Картины художника в России

В России картины Ван Гога можно увидеть в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, а также в Москве, в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. Всего в нашей стране насчитывается 14 работ Ван Гога: "Арена в Арле", "Хижины", "Утро", "Пейзаж с домом и пахарем", "Портрет г-жи Трабюк", "Лодки в дом ночью", "Арльские дамы", "Куст", "Прогулка заключенных", "Портрет доктора Феликса Рея", "Красные виноградники в Арле", "Пейзаж в Овере после дождя".

Безумец, отшельник, гений… какими только противоречивыми словами не определяли личность Винсета Ван Гога его современники. Это сейчас имя голландского художника известно многим, а его картины лидируют в рейтинге наиболее дорогих произведений искусства. Но при жизни дело обстояло совсем иначе. Одиночество и непонимание со стороны окружающих были постоянными спутниками Ван Гога. Он стал ярким примером человека, талант которого был оценен по достоинству лишь после его трагической смерти, такой же неординарной и двойственной, как и сам художник.

Парадоксально, что Ван Гог взялся за кисти для рисования далеко не в юном возрасте. Только последние семь лет его жизни были связаны с живописью. Это обстоятельство не помешало ему стать автором около 900 картин. Их внутренняя загадочность так и манит взгляды не только профессиональных ценителей искусства, но и простых обывателей. Окунемся и мы в таинственный мир картин Ван Гога, рассмотрев наиболее известные из них.


Ван Гог написал картину в апреле 1885 года. Это одна из ранних работ, в которой начал проявляться своеобразный стиль автора. Сюжет взят з реальной жизни — на полотне представлена семья бедных крестьян за ужином. Вся тяжесть их состояния передана художником тёмными красками. Пар от картофеля – единственное, что согревает их души. Тусклый свет от лампы, как неугасимый огонь надежды на лучшие, сближает родных. Вся глубина эмоционального состояния крестьян настолько тонко выражена Ван Гогом, что подсознательно вызывает чувство сострадания у зрителей.


Создание этого полотна происходило во время пребывания художника в психиатрической больнице небольшого города Сен-Реми. Замысел Ван Гога состоял в том, чтобы показать могущественную силу воображения человека – того состояния, которое насыщает обыденные вещи смыслом, глубиной, удивительными красками. Выполнена в жанре постимпрессионизма, картина изображает ночное небо, которое целенаправленно занимает главное место полотна. Автор акцентирует внимание на огромных ярко-желтых звездах, уходящем месяце и удивительных кипарисах, растущих на холме. Эта композиция поглощена в таинственный вихрь галактик, спокойствие и гармонию Вселенной. Лишь вдали видно очертание горы и сонный город. Таким образом Ван Гог тонко показывает контраст земного и небесного.

Не удивительно, что подобная тематика заняла особенное место в творчестве голландского художника. Неоднократно Ван Гог признавался родному брату, что глядя на звезды, он предавался мечтаниям, был близок к ним душой и сердцем.

Работа над картиной была окончена в июне 1889 года. В середине ХХ века творение Ван Гога было передано под покровительство нью-йоркского музея современного искусства, где и сейчас звездная ночь художника доступна для всеобщего обозрения.


Эта картина относиться к одним из последних творений Ван Гога. К концу 1889 года недуг полностью овладел мастером, но он упорно продолжал роботу с холстом и любимыми кистями. Предвещая свой неизбежный конец, великий художник искал успокоение в творчестве. Многие искусствоведы утверждают, что именно болезнь так сильно повлияла на Ван Гога, что он отошел от своей привычной манеры живописи. Картина наполнена новым состоянием – невесомости, легкости, что умело подчеркнуто цветовой гаммой.

Сюжет передает красоту природы – поля, усеянного разными цветами. Однако центральными в композиции предстают ирисы, что и объясняет название шедевра. Ван Гог выбрал необычный ракурс для ключевого объекта. Цветы расположены так, что кажется, зритель сам присутствует в поле и созерцает природу в живую. Теплые оттенки голубого придают картине умиротворённость и гармонию. В произведении невооруженным взглядом прослеживается влияние столь популярной японской живописи. Новшество Ван Гог соединил с привычным для него импрессионизмом, что обеспечило успех его работы.

Впервые полотно было куплено за 300 франков французским искусствоведом Октавом Мирбо. В конце века «Ирисы» обрели статус самой дорогой картины, поскольку на аукционе она сорвала куш – работа Ван Гога была оценена в суму более 50 млн долларов.



Биографы Ван Гога повествуют, что тематика картины была избрана в порыве. Она связана с проживанием художника в городке Арль, что расположен на юге Франции. Это был трудный, но и самый продуктивный период его творчества.

Не пользуясь успехом как художник, Ван Гог не покидал надежды на создания той работы, которая должна была зажечь его звезду на небосклоне известных и востребованных мастеров. Однажды, возвращаясь вечером домой, он был пленен происходящем – люди, которые собирали урожай винограда, предстали в глазах Ван Гога, как фиолетовые и синие точки, потопавшие в ярком свете уходящего солнца. Этот миг автор решил запечатлеть в новом произведении и не ошибся.

На протяжении долгих лет картина считалась единственной работой, которая была продана при жизни художника. Она была приобретена за 400 франков Анной Бош во время выставки в Брюсселе. Позже «Красные виноградники в Арле» перешли во владение русского коллекционера Ивана Морозова. В наше время она экспонируется в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.


Эта картина еще раз показывает восхищение художника ночным временем суток. Она была написана в так называемый арльский период творчества, когда Ван Гог разрабатывал собственный стиль в живописи. Удивительным кажется факт, что при изображении ночного неба, художник совсем отказался от использования черной краски. Насыщенный желтый цвет, как-бы прорывает глубокую тьму ночи и пленит своим ярким сиянием.

Интересно, что Ван Гог воссоздавал ночь не в мастерской, как обычно делали его современники, а творил под открытым небом. По слухам, чтобы иметь возможность видеть свой холст, художник крепил к шляпе свечи и таким образом боролся с тьмой.


Следует отметить, что Ван Гог на протяжении своей творческой деятельности неоднократно обращался к жанру автопортрета. Результатом такого увлечения стала серия картин с собственным изображением. Однако именно «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» имеет свою неоднозначную предысторию. Исследователи творчества художника утверждают, что именно ссора с давним приятелем подтолкнула художника к нанесению себе телесных повреждений. Страдая душевной неуравновешенностью, Ван Гог не смог справиться с бурными эмоциями, и отрезал себе мочку уха. Собственно таким, усталым от болезни и отчаяния, известный художник представлен на полотне.

Он написал более 900 работ. Его биографию изучают в школе, а имя всегда на слуху. Винсент Ван Гог. Произведения этого художника бесчисленны и бесценны, но мы расскажем о самых известных и самых харизматичных картинах с названиями и описаниями.

Звездная ночь (1889)

Посмотрев на картину «Звездная ночь», вы сразу узнаете в ней Ван Гога. Художник работал над ней в Сан-Реми (городская больница), использовав обычный холст 920х730 мм.

Чтобы «понять» картину, на нее нужно смотреть издалека, это связано со специфическим стилем написания. Необычная техника позволила изобразить статичные луну и звезды так, словно они постоянно движутся.

Полотно удивительно тем, что все объекты на нем передаются или цветом, или характером мазка. Не линиями – длинными или короткими мазками. И только для изображения поселка использовались контуры. Видимо, чтобы подчеркнуть контраст небесного и земного.

«Звездная ночь» — это плод выздоравливающего разума художника. Брат Ван Гога упросил докторов дать возможность Винсенту писать для выздоровления. И это помогало.

Именно эту картину Ваг Гог написал по памяти, что для него совсем не характерно. Он любил натуру.

Из растений Ван Гог больше всего любил подсолнухи. Написал их 11 раз в несколько серий. Самые известные полотна с подсолнухами были написаны во второй «подсолнуховый» период, когда художник жил в Арле во Франции, — плодотворная эпоха для него.

В письмах к брату Ван Гог говорил, что пишет с большим рвением, и, конечно, пишет большие подсолнухи. Приходилось работать с самого рассвета и заканчивать холст быстро, потому что цветы тут же вяли.

Ирисы (1889)


Еще одна страсть мастера – ирисы. И еще один плод борьбы с болезнью в лечебнице. Полотно написано за год до смерти Ван Гога и названо им «громоотводом для моей болезни».

В первый раз картину продали Октаву Мирбо (искусствоведу из Франции) за 300 франков. Но в 1987 году «Ирисы» стала самым дорогим полотном в истории, оцененная в 53,9 млн. долларов.

Спальня Винсента в Арле (1889)


Удивительно, что именно полотна «из больницы» пользуются мировой известностью. «Спальня Винсента в Арле» — одна из них, созданная в Сен-Реми. Это не оригинал картины. Первая работа была испорчена и тогда Тео посоветовал своему брату Винсенту скопировать полотно прежде, чем пытаться восстановить исходник.

Было сделано две версии «Спальни», одна из которых стала подарком для матери и сестры.

Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой (1889)

Иногда автопортрет называют «с отрезанным ухом и трубкой». Полотно написано в Арле.

Как именно Ван Гог лишился мочки уха, неизвестно. Предыстория заключается в ссоре Ван Гога с Гогеном на фоне творческих разногласий. То ли ухо поранено в драке во время пьянки, то ли в сумасшедшем припадке Ван Гог сделал это сам. Ему 35.

Дом Винсента в Арле (Желтый дом) (1888)


Ван Гог не мог позволить себе комфортабельное жилье. Поэтому он снимал помещение в желтом доме. Здание находилось на центральной площади города и было очень ветхим. Здесь были созданы Подсолнухи и здесь планировалась «южная мастерская» — идея Ван Гога объединить художников под одной крышей. В частности, Ван Гог мечтал работать тут рука об руку с Гогеном.

Красные виноградники в Арле (1888)


Помните, мы говорили про «Ирисы» как самую дорогую картину в свое время? Полотно «Красные виноградники в Арле» известно тем, что является единственной работой, которая была продана еще при жизни художника.

Едоки картофеля (1885)


Винсент Ван Гог любил эту картину, и сам ее высоко оценивал, искренне называя своим шедевром.

Да, это не «Звездная ночь» и не «Ирисы», даже не «Подсолнухи», но «Едоки» написана через 2 дня после смерти пастыря Теодора Ван Гога, отца художника. Находясь в ссоре с родителем, Ван Гог не мог спокойно пережить утрату отца. Это должно было сказаться в картинах и рвениях мастера.

Крестьяне отчасти сами как картофель. Намеренно искаженные, чтобы была подчеркнута их провинциальность и неотесанность. Мировые искусствоведы соглашаются в том, что пока Ван Гогу не хватает опыта и мастерства. И даже при жизни художника работа был критично расценена другом Антоном ван Раппардом, который назвал «Едоков» несерьезным и небрежным полотном.


4 варианта полотна. Первый слева — рисунок. Нижний справа — законченный вариант.

Пусть это одна их работ начинающего Ван Гога, но столько вложенной молодой души вы не встретите ни в одной из его будущих работ.

Ван Гога удивляло, что доктор Гаше, обладая столькими знаниями в своей области, сам страдал от тоски и не мог справиться с тем, от чего спасал других.

Доктор Феликс Рей помогал Ван Гогу, пока тот был в больнице Арля. Считается, что портрет был написал в знак благодарности за лечение и поддержку.

Современники подтверждали, что портрет получился очень похожим, но сам Феликс Рей не питал особой любви ни к искусству, ни к своему портрету пера Ван Гога – полотно провисело у него в курятнике 20 лет, прикрывая дырку в стене.


Как и подсолнухи с ирисами, ботинки в творчестве Ван Гога представлены серией. Считается, что художник решил таким образом продолжить идею отражения жизни простых провинциальных крестьян, тех самых едоков картофеля.

Нет никаких сведений о том, с какой целью создавалась эта серия работ. И нет никакого сакрального смысла. Это просто поношенные ботинки сквозь призму видения признанного Ван Гога.

На этом у нас все. Надеемся, вы узнали немного больше про того, кого мы знаем как Винсент Ван Гог. Произведения великого художника – это картины с мировым именем. А у вас есть его любимое полотно?