Известные скульпторы и их скульптуры. Знаменитые и значимые скульптуры

Статуи являются важной частью человеческой истории и культуры. Все они разные и непохожи друг на друга, но все мы о них когда-то да слышали. Ниже представлен список десяти самых известных статуй в мире.

Писающий мальчик - символ Брюсселя, миниатюрная фигурка-фонтан 61 см высотой, сделанная из бронзы. Находится рядом с главной площадью Гран-Плас в столице Бельгии Брюссель. Точное время и обстоятельства создания этой статуи неизвестны. О её появлении существуют многочисленные городские легенды. По некоторым данным, она уже существовала в XV веке возможно, с 1388 года.


Русалочка - бронзовая статуя авторства Эдварда Эриксена, изображающая персонажа из одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена. Скульптура расположена на скале, на береговой линии променады Лангелинье в Копенгагене, Дания. Она имеет 1,25 м в высоту и весит 175 кг. Была открыта 23 августа 1913 года. Является одним из самых известных символов Копенгагена и всемирно известной туристической достопримечательностью. Согласно немецкому журналу «Шпигель », статуя, расположенная в гавани Копенгагена, всегда была копией, а оригинал хранится у потомков скульптора в неизвестном месте.


Мыслитель - бронзовая скульптура высотой 181 см французского скульптора Огюста Родена, над которой он работал с 1880 по 1882 год. С 1922 находится в коллекции музея Родена в Париже. Сейчас это одна из самых узнаваемых скульптур в мире. Кроме оригинала, существует ещё около 20 копий с гипса и бронзы, расположенные в разных городах по всему миру.


Родина-мать - известная статуя, расположенная на Мамаевом кургане в Волгограде, Россия. Была посвящена советским воинам, сражающимся в Сталинградской битве во время Второй мировой войны. Когда памятник был завершён в 1967 году, он являлся одним из самых высоких в мире в течение 22 лет (85 метров). Сама же фигура имеет длину 52 метра, меч – 33 м. Вся скульптура весит около 8 000 тонн.


Статуя Будды в Лэшане - статуя Будды близ города Лэшань в китайской провинции Сычуань. Имеет высоту 71 метр, что делает её одной из самых высоких статуй Будды в мире. Была высечена в скале на месте слияния рек Мин и Даду. Её строительство началось в 713 году под руководством китайского монаха Хай Тонга при династии Тан. Он надеялся, что Будда успокоит бурные воды, которые мешают судоходным судам, идущим по реке. Работы завершились через 90 лет.


Гигантские каменные головы ольмеков - ряд скульптур на побережье Мексиканского залива в Мексике, представляющий человеческие головы большого размера. Вырезанные из базальтовых валунов, они датируются как минимум 900 годом до н. э. и являются отличительным атрибутом древней мезоамериканской цивилизации ольмеков. Каждая из 17 известных статуй имеет характерный головной убор. Задняя часть памятников в основном плоская. Самая маленькая из голов весит 6 тонн, в то время как самая большая, по разным оценкам, - от 40 до 50 т.


Моаи - монолитные статуи, вырезанные из пород вулканического происхождения на острове Пасхи. Из более 900 существующих, большинство датируется периодом между 1250 и 1500 годами. Существует много гипотез о том, кто вырезал моай. Самые популярные из них говорят, что они были сделаны полинезийскими поселенцами. Обычный размер статуй - 3–5 м, вес менее 5 тонн. Самый большой моай - так называемый Паро, в высоту около 10 метров, весит 75 тонн.

Большой сфинкс


Большой сфинкс - монументальная скульптура сфинкса, находящаяся на плато Гиза в Египте, на западном берегу Нила, недалеко от современного Каира. Имеет длину 73 м и высоту 20 м. Была высечена из монолитной известковой скалы примерно в 2550 году до нашей эры по инициативе Хафра - сына Хеопса, четвёртого фараона Египта из IV династии.


Статуя Христа-Искупителя - знаменитая статуя Иисуса Христа, построенная на вершине гранитной горы Корковадо в Рио-де-Жанейро, Бразилия. Была возведена между 1922 и 1931 годами и торжественно открыта для посетителей 12 октября 1931 года. Статуя высотой – 39,6 м (вместе с пьедесталом 9,5 м), и весом 635 т является одной из главных достопримечательностей Рио-де-Жанейро и Бразилии в целом. Ежегодно её посещает не менее 1,8 миллиона туристов.


Статуя Свободы - национальный памятник США, символ свободы, демократии и справедливости, одна из самых знаменитых скульптур в мире, часто называемая «символом Нью-Йорка и США». Является подарком французских граждан к столетию американской революции. Этот монументальный неоклассический объект был возведён в 1884–1886 годах по проекту Фредерика Огюста Бартольди, Густава Эйфеля (строительство) и Ричарда Морриса Ханта (пьедестал). Высота статуи - 93 м, общий вес - 204,1 тонны.

Поделится в соц. сетях

January 2nd, 2011

В мире существуют сотни тысяч скульптур, равно, как и картин. Однако считанные единицы являются всемирно известными или известными почти всем. Предлагаю сегодня вспомнить самые известные скульптуры мира, плюс вспомнить, кто их автор, и в какое время скульптуры были созданы. Естественно этот списк можно продолжать, но я традиционно ограничиваюсь десятью. Буду рад, если вы захотите какие-то еще скульптуры добавить в комментариях. Порядк топа естественно условный и субъективный.

О 10 самых больших скульптурных композициях можно прочесть

1 место. Венера Милосская

Статуя богини любви Афродиты была создана из белого мрамора в 130 году до н. э. (по другим данным чуть позже середины II в. до н. э.) Агесандром (или Александрос) Антиохийским. До этого приписывалась творчеству Праксителя. Скульптура представляет собой тип Афродиты Книдской (Venus pudica, Венера стыдливая): богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние (впервые скульптуру такого типа изваял Пракситель, ок. 350 до н. э.). Пропорции - 86х69х93 при росте 164см. Была найдена в 1820 г. на острове Милос (Мелос) - одном из Кикладских островов в Эгейском море крестьянином Йоргосом Кентротасом во время работы в земле. Скульптура была в удивительно сохранном состоянии, даже руки ее были на месте. Они были утрачены уже после находки. За обладание уникальной скульптурой разгорелся чуть-ли не военный конфликт между выкупившими ее французами, и турками (владельцами острова). В итоге едва не началась полномасштабная военная кампания. В итоге почти разбитая скульптура, без рук и базы с подписью автора была тайно вывезена с острова. С 1821 года Венера Милосская хранится в специально подготовленной для неё галерее на 1-м этаже Лувра. Страховая стоимость этой самой знаменитой скульптуры превышает 1 млрд. долларов.

2 место. Давид
Эта скульптуры была создана в бронзе, ее автор - Донателло (1386-1466). Рождением скульптуры считается 1440 год. Это одна из первых скульптур, изображающих человека в полный рост, который ни на что не опирается. Кроме того, это первая обнаженная скульптура, которая появилась после Античного периода. Скульптура изображает Давида с загадочной улыбкой, который смотрит на голову Голиафа, только что убил им.

Давид - мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор 5-метровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.
Статуя, предназначавшаяся для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом. Борьба 26-летнего скульптора Микеланджело Буонарроти за извлечение из бесформенной глыбы идеального человеческого тела продолжалась два года. Когда "Давид" предстал перед глазами изумленной публики то на миг показалось, что его воспринимают как живого.

3 место. Мыслитель.

«Мыслитель» (фр. Le Penseur) - одна из самых известных скульптур Огюста Родена, созданная в период от 1880 до 1882 года. Оригинал скульптуры находится в музее Родена в Париже, бронзовая копия скульптуры находится на могиле скульптора в Медоне, пригороде Парижа. Также скульптуры «Мыслителя» установлены у ворот Филадельфийского музея Родена, у ворот Колумбийского университета. Существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных по всему миру. Уменьшенная скульптура «Мыслителя» является фрагментом скульптурного портала «Врата ада». По замыслу автора скульптура изображает Данте, гениального создателя «Божественной комедии». Моделью для скульптуры (как и для многих других скульптур Родена) послужил француз по имени Жан Бо (фр. Jean Baud), мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей. В 1902 году статуя была увеличена до высоты 181 см.

4 место. Лаокон

«Лаокоон и его сыновья» - скульптурная группа в ватиканском музее Пия-Климента, изображающая смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Скульптура работы Агесандра Родосского и его сыновей Полидора и Афинодора является лишь мраморной копией второй половины I века до н. э. Оригинал был выполнен в бронзе в 200 г. до н. э. в г. Пергаме и не сохранился. Римская копия найдена 14 января 1506 года Фелисом де Фредисом в виноградниках Эсквилина, под землей на месте Золотого дома Нерона. Папа Юлий II, как только узнаёт о находке, сразу же посылает за ней архитектора Джулиано да Сангалло и скульптора Микеланджело Буонарроти. Сангало подтверждает достоверность находки со словами: «Это Лаоокон, которого упоминает Плиний». Уже в марте 1506 года скульптурную группу передают папе, который устанавливает её в ватиканском Бельведере.

5 место. Дискобол (метатель диска)
Известнейшая античная скульптура. То, что мы видим сейчас - это копии первой скульптуры, которая была отлита в бронзе. Сейчас же копия "Дискобола" (и такая копия - не единственная), воссоздана из мрамора. По все вероятности автором "Дискобола" был великий скульптор античности Мирон. Уже его современники отмечали "жизненность, силу дыхания в статуях Мирона". Он жил в 500–440 годах до н.э. Родился в Беотии, работал в основном в Афинах. Мирон первым воплотил идею движения в своём "Дискоболе". Изображён краткий перерыв между двумя движениями: замах назад и бросок вперёд. Благодаря этому возникает ощущение напряжения, статуя как бы движется. Если бы скульптор показал атлета в тот момент, когда диск срывается с руки, утрачен был бы смысл статуи. В этом миге между двумя движениями есть особая красота: образ одновременно и подвижен, и спокоен. Можно встать перед дискоболом и не бояться, что диск полетит прямо в тебя. Это впечатление создаётся благодаря равновесию, достигнутому Мироном. Правая рука, в противоположность левой, направлена назад, а лицо Дискобола обращено не вперёд, куда должен устремиться диск,а в обратную сторону. Возникает впечатление и движения, и неподвижности одновременно. Несмотря на то что он должен действовать, он как бы застыл в вечности. Здесь цель не просто показать движение само по себе, а показать его причастность к прекрасному. Возможно, именно поэтому лицо и голова Дискобола лишены индивидуальных черт и вообще малоподвижны: скульптор стремится изобразить не конкретного атлета – а идеального человека. Статуя "Дискобол", к сожалению, сохранилась только в древнеримских копиях. Лучшая по мнению специалистов, из них хранится во дворце Массими в Риме.

6 место. Поцелуй

Эта скульптура создана в мраморе французским скульптором Огюстом Роденом (1840-1917) в 1889 году. Скульптура «Поцелуй» - одно из самых знаменитых и любимых произведений Родена. Глядя на прильнувших друг к другу влюбленных, трудно представить себе более выразительное воплощение темы любви. Сколько нежности, целомудрия и одновременно чувственности и страсти в позе этой любовной пары. Тем не менее в основе этого замысла лежит весьма пикантная история. Дело в том, что скульптура изображает итальянскую аристократку, которая полюбила младшего брата своего мужа. А герои взяты из произведения Данте Алигьери "Божественная комедия). Моделью для «Поцелуя» послужила возлюбленная Родена Камилла Клодель. Эта красивая и умная девушка из хорошей семьи мечтала стать скульптором. Несколько лет Камилла была возлюбленной Родена, хотя он не прекращал жить со своей супругой Роз Бёре.

7 место. Фемида, Юстиция или Леди Правосудие

Одна из наиболее известных скульптур мира. Автор не известен. Скульптура изваяна во множестве вариантов, ее не относят к какому-либо конкретному скульптору. Скульптура называется также "Слепое Правосудие" и "Весы Правосудия", есть и другие название. Дата появления подобных скульптур относится к античным временам, когда считалось, что за правосудием следит особая богиня.

8 место Пьета

«Оплакивание Христа» - первая и наиболее выдающаяся пьета, изготовленная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили об её авторстве). Фигуры Девы Марии и Христа в натуральную величину были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека. Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры созданы как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения. По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.
В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны. В 1972 году на статую напал со скальным молотком венгерский геолог, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор. Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи.

9 место. "Писающий" мальчик.

Писающий мальчик (нидерл. Manneken Pis; фр. Petit Julien) - одна из наиболее известных достопримечательностей Брюсселя, расположенная в непосредственной близости от Гран-плас. Это миниатюрная бронзовая статуя-фонтан в виде нагого мальчика, опорожняющегося в бассейн. Точное время и обстоятельства возникновения статуи неизвестны. По некоторым сведениям, статуя существовала уже в XV веке, возможно, с 1388 года. Одни брюссельцы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов. По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струёй мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы. Свой нынешний вид статуя приобрела в 1619 году благодаря мастерству Жерома Дюкенуа - придворного скульптора-маньериста, отца более известного Франсуа Дюкенуа. Начиная с 1695 года статую неоднократно похищали, в том числе это случилось и во время нахождения в городе наполеоновских войск (последний раз статую украли в 1960-е годы, после чего её в очередной раз заменили копией).
В мире существуют сотни копий "писающего" мальчика, а по количеству сувениров он давно является фигурантом книги рекордов Гинесса. Тем не менее художественное значение "Мальчика" не велико.

10 место. Русалочка

Русалочка (дат. Den Lille havfrue) - статуя, изображающая персонаж из сказки «Русалочка», Ганса Христиана Андерсена, расположена в порту Копенгагена. Скульптура 1,25 м высотой и весит около 175 кг. Автор - датский скульптор Эдвард Эриксен. Открыта скульптура 23 августа 1913 года. Изготовлена по заказу сына основателя пивоварни «Carlsberg» - Карла Якобсена, который был очарован балетом по сказке «Русалочка» в Королевском театре Копенгагена. Он просил прима-балерину, Эллен Цена, чтобы она была моделью для статуи. Балерина отказалась позировать в обнаженном виде и скульптор использовал её в качестве модели только для головы «Русалочки». Для фигуры «Русалочки» позировала танцовщица Эллен Прайс, будущая жена скульптора.

Русалочка стала одним из самых известных символов Копенгагена и всемирно известной достопримечательностью для туристов, о чем свидетельствует тот факт, что во многих городах установлены копии статуи.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Молчание великих статуй хранит множество секретов.

Когда Огюста Родена спрашивали, как он создает свои статуи, скульптор повторял слова великого Микеланджело: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». Наверное, поэтому скульптура настоящего мастера всегда создает ощущение чуда: кажется, что увидеть красоту, которая прячется в куске камня, способен только гений.

Мы в сайт уверены, что практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поделимся несколькими из них.

Рогатый Моисей

Микеланджело Буанаротти, «Моисей», 1513-1515 г.

Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, иудеям было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света - что лицо Моисея сияло, а не было рогато.

Цветная Античность

Август из Прима-Порта", античная статуя.

Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования учёных подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.

Страдания Русалочки

Эдвард Эриксен, «Русалочка», 1913 г.

Статуя Русалочки в Копенгагене - одна из самых многострадальных в мире: именно ее больше всего любят вандалы. История ее существования была очень бурной. Ее ломали и распиливали на куски множество раз. И сейчас можно еще обнаружить едва заметные «шрамы» на шее, которые появились от необходимости заменить голову скульптуры. Русалочка была обезглавлена дважды: в 1964 и 1998 году. В 1984 году ей отпилили правую руку. 8 марта 2006 года на руку русалке был водружен фаллоимитатор, а сама горемыка была забрызгана зеленой краской. К тому же, на спине красовалась нацарапанная надпись «С 8 марта!» В 2007 году власти Копенгагена объявили, что статуя может быть перенесена дальше в гавань, чтобы избежать дальнейших случаев вандализма и для предотвращения постоянных попыток туристов взобраться на неё.

«Поцелуй» без поцелуя

Огюст Роден, «Поцелуй», 1882 г.

Знаменитая скульптура Огюста Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини», в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры,их обнаружил, а затем убил её муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Но на самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Переименование скульптуры в более отвлечённое - Поцелуй (Le Baiser) - было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

Секрет мраморной вуали

Рафаэль Монти, «Мраморная вуаль», середина XIX в.

Когда смотришь на статуи, покрытые полупрозрачной мраморной вуалью, поневоле задумываешься о том, как такое вообще возможно сделать из камня. Все дело в особой структуре мрамора, использовавшегося для этих скульптур. Глыба, которой предстояло стать изваянием, должна была иметь два слоя - один более прозрачный, другой более плотный. Такие природные камни сложно найти, но они есть. У мастера был сюжет в голове, он знал, какую именно глыбу ищет. Он работал с ней, соблюдая текстуру нормальной поверхности, и шел по границе, разделяющей более плотную и более прозрачную часть камня. В итоге остатки этой прозрачной части «просвечивали», что и давало эффект вуали.

Идеальный Давид из испорченного мрамора

Микеланджело Буанаротти, «Давид», 1501-1504 г.

Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, Агостино ди Дуччо, который безуспешно пытался с этим куском работать, а потом бросил его.

Кстати, Давид, веками считавшийся образцом мужской красоты, не так уж и совершенен. Дело в том, что он косоглаз. К такому выводу пришел американский ученый Марк Ливой из Стэнфордского университета, обследовавший статую с помощью лазерно-компьютерной техники. «Дефект зрения» более чем пятиметровой скульптуры незаметен, поскольку она водружена на высокий пьедестал. По мнению экспертов, Микеланджело намеренно наделил свое детище этим недостатком, поскольку желал, чтобы профиль Давида выглядел идеально с любой стороны.

Смерть, вдохновившая на творчество

«Поцелуй смерти», 1930 г.

Самая загадочная статуя на каталонском кладбище Побленоу носит название «Поцелуй смерти». Создавший ее скульптор до сих пор остается неизвестным. Обычно авторство «Поцелуя» приписывается Жауме Барба, но есть и те, кто уверен, будто памятник изваял Жоан Фонбернат. Скульптура расположена в одном из дальних углов кладбища Побленоу. Именно она вдохновила кинорежиссера Бергмана на создание картины «Седьмая печать» - об общении Рыцаря и Смерти.

Руки Венеры Милосской

Агесандр (?), «Венера Милосская», ок. 130-100 г. до н.э.

Фигура Венеры занимает почетное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашел ее в 1820 году на острове Милос. На момент обнаружения фигура была разломана на два больших фрагмента. В левой руке богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние. Осознав историческую значимость этой древней скульптуры, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, между носильщиками произошла драка, и обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части.

Прекрасное несовершенство Ники Самофракийской

Ника Самофракийская", II в. до н.э.

Статую Ники нашел на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора статуя на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед. Руки и голова богини безвозвратно утрачены. Неоднократно предпринимались и попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Интересно, что многократные попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны - все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своем несовершенстве.

Мистический Медный всадник

Этьен Фальконе, Памятник Петру I, 1768–1770 г.

Медный всадник - памятник, окруженный мистическими и потусторонними историями. Одна из легенд, связанных с ним, гласит, что во время Отечественной войны 1812 года Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства, в том числе и памятник Петру I. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со своей скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, - говорит ему Петр Великий, - но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!». Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

Планируя путешествие в Грецию , многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты , или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» - особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр .

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

Говоря о том, какая самая известная в мире скульптура, нельзя конкретизировать. Дело в том, что за всю историю человечества было множество гениев, каждый из которых оставлял свой след. Но есть статуи, радующие людей на протяжении не одного столетия. Они и заслуживают внимания.

Скульптуры как правило, хранятся в музеях. Некоторые из них остаются на том месте, где их строил автор. И самая малая часть находится в частных коллекциях. На самом деле, они не должны быть чьими-то, так как представляют собой всемирное наследие. И каждый, кто захочет взглянуть на них, обязательно должен иметь к этому доступ.

Венера Капитолийская

Самая известная в мире скульптура, которая была создана тысячелетия назад - Венера Капитолийская. Она выполнена из мрамора во 2 веке. Ее прототипом считается статуя Афродиты, которая создавалась еще в 4 веке до н.э.

На ней изображена женщина, прикрывающая наготу руками. Скульптору удалось передать все смущение, которое испытывала натурщица (если таковая и была). Поэтому ее также называют «скромной Венерой». Рядом с женщиной стоит сосуд, на который сложено ее одеяние.

Скульптуру нашли довольно-таки поздно, в 1667 году. Затем в 1754 году передал ее в дар Существует распространенное мнение, что именно это изваяние Венеры считается самым любимым, поскольку оно полностью отражает ее грацию, изящность и красоту.

Давид Донателло

Самая известная в мире скульптура, создание которой датируется эпохой Возрождения - Давид, выполненная мастером Донателло. Свою популярность она набрала довольно-таки быстро. Это обусловлено тем, что в эпохе Возрождения она представляла собой первую обнаженную статую.

Скульптура выполнена из мрамора, на ней изображен юноша, держащий в руке меч. Под его ногами просматривается голова Голиафа. Но вычурная поза показывает насмешку автора. Да и свое орудие Давид держит вовсе не как воин. Он словно облокачивается на него, как на трость.

Начиная с рассматриваемой скульптуры, творчество Донателло приобрело определенные черты. Далее он создавал скульптуры только в собственном стиле, где присутствовала некая однородность и готика. Последующие творения автора также были популярными, но именно Давид вызвал ажиотаж среди любителей и критиков. Поэтому его можно считать шедевром Донателло.

Восставший и умирающий рабы Микеланджело

Не оставил человечество без шедевров и великий Микеланджело. Самая известная скульптура у него - Умирающий раб. Однако перед тем как создатель приступил к изваянию, он проделал много работы.

В 1505 году Микеланджело начал свой новый проект - создание гробницы папы Юлия II. Первоначально он планировал украсить мавзолей слишком большим количеством статуй (около 40), но его замыслам не суждено было сбыться. Работа была долгой (до 1545), но скульптур было намного меньше, и до сегодняшнего дня дошли только три. Основа гробницы - могущественный Моисей, у которого был титаническая сила и темперамент.

По бокам от нее должны были располагаться два раба. Первый, восставший, где изображено стремление молодого и сильного юноши к тому, чтобы разорвать свои путы. Второй - умирающий раб. В этом случае юноша всего лишь беспомощно повисал в своих путах.

Из этих двух статуй невозможно выделить какую-то одну. Они обе прекрасны.

Вольтер Жан Батиста Пигаля

В список "самые известные скульптуры мира" обязательно должен войти Обнаженный Вольтер. Его создал Жан Батист Пигаль, и он вызвал вокруг себя слишком большую шумиху.

Во-первых, скульптура выглядела слишком реалистично. Для того времени (1776) это был самый настоящий вызов критикам. Этот скульптурный портрет Пигаль создавал на протяжении 6 лет. Сначала он выполнил тело, его натурщиком стал старый солдат. Затем с бюста он перенес лицо.

Во-вторых, статуя не отображала совершенно никакой красоты и изыска. На ней изображено дряблое старое тело с обвисшей кожей, а лицо украшает насмешливая и ироничная улыбка.

Когда скульптуру выставили в Парижском Салоне, высшее общество отказалось ее воспринимать, возник громадный скандал. О работе мастера забыли. Только в 20 веке ее вспомнили, и шедевру отдали должное - Пигаль был оценен.

Медный Всадник Фальконса

Если вспомнить самые известные скульптуры России, то первым в голову придет Вообще это Но благодаря произведению Пушкина он известен под другим названием. Создавали его три французских скульптора, главой которых являлся Фальконс. По окончанию работы он выколол на изваянии на латинском языке слова о том, что памятник является его детищем.

В общей сложности скульптура создавалась на протяжении 15 лет. Согласно замыслу автора, она должна была отображать силу русского императора над природой и историей, его волю и талант реформатора. Надо сказать, что это удалось.

Уникальной чертой Медного Всадника является то, что он отливался полноценно, поэтому на его поверхности невозможно найти места стыков или сварки. А также скала, на которой он стоит, представляет собой самый большой монолит, когда-либо передвигавшийся человеком.

Сегодня все желающие могут посмотреть на Медного Всадника, который располагается рядом с Исаакиевским собором.

Мыслитель Родена

Самая известная равно как и самая узнаваемая, располагается в одноименном парижском музее. Это популярный «Мыслитель». На создание автора вдохновила «Божественная комедия». Соответственно, если бы не талантливый Данте, то и «Мыслителя» не существовало бы.

В 1880 году Роден получает заказ на масштабную работу под названием «Врата ада». По его замыслу, в нее будут входить несколько отдельных скульптур. Сам проект должен был украшать вход в музей. Но работа не была закончена. Однако некоторые изваяния Роден решил увеличить и представить миру по отдельности.

Так появился «Мыслитель». На скульптуре изображен мужчина, который застыл в сидячей позе на камне. Его упорный мыслительный процесс буквально виден каждому, кто на него посмотрит - настолько достоверно автору удалось передать эмоциональную окраску.

Чикаго и Пикассо

Если рассматривать масштабные и известные скульптуры мира, то нельзя обойти стороной ту, которая даже не получила названия. Она установлена в Чикаго и представляет собой своеобразный подарок этому городу от мастера Пикассо. Кстати, ее название именно так и звучит «безымянная скульптура».

В 1963 году американская компания заказала макеты статуи у Пикассо, которые были готовы через 2 года. После утверждения проекта приступили к строительству. Его финансировали две благотворительные компании, весь процесс обошелся в 352 тысячи долларов. Вес конструкции составляет 162 тонны, а высота - чуть более 15 метров.

Самому скульптору за планирование и обработку проекта предлагали 100 тысяч долларов. Однако Пикассо отказался, он очень настаивал на том, что хочет подарить эту конструкцию городу.

Две формы Генри Мура

Пожалуй, самая известная в мире скульптура Генри Мура - его «Две формы». Она была выполнена в 1936 году. Сам Мур - британский скульптор, который однозначно является величайшим мастером 20 столетия.

«Две формы» считаются потомком «Поцелуя». Однако они более изящны, в них просматриваются нотки современности, или, как ее называл сам творец, «новой эстетики».

Скульптура названа идеально, поскольку в ней действительно воплощены две формы. Кажется, будто они дополняют друг друга. Но также они не будут лишены смысла, если рассматривать каждую форму в отдельности. В этом и состоит весь Генри, от него тоже веет таинственностью, отчужденностью, как и от всех его работ.

К сожалению, в Российских музеях нет произведений Мура, однако здесь нередко проводятся выставки. Поэтому ознакомиться с его искусством и техникой все-таки возможно.

Заключение

Все известные скульптуры и их авторы отличаются между собой. Но о каждом из них точно можно сказать только одно. Все они подарили миру много нового. Искусство существовало всегда. Более того, многие талантливые мастера не были приняты в свое время. Их шедеврам пришлось ждать столетия, чтобы прославить создателя. Но в любом случае скульптура всегда находила свою аудиторию, свое признание.

Здесь перечислены далеко не все известные скульптуры. Фото многих шедевров можно увидеть на тематических сайтах. Однако они не способны отразить всего того изыска и красоты, которую хотели донести до народа скульпторы. Поэтому, если имеется возможность прикоснуться к прекрасному, то следует ею воспользоваться и вживую посмотреть на изваяния талантливых мастеров.