Главный штаб адмиралтейства. Главное адмиралтейство. Адмиралтейская крепость, построенная по чертежам Петра I

Отечественная война 1812-1814 годов существенно замедлила работы по перестройке Адмиралтейства. В общей сложности основные строительные работы заняли тринадцать лет, еще четыре года ушло на отделку здания. Полностью реконструкция завершилась к 1823 году.
По проекту Захарова оставался П-образный план сооружения с открытым к Неве обширным двором, здесь по прежнему строились корабли. Но если смотреть сверху, то видны два вытянутых П-образных корпуса, словно вставленные один в другой. Концы внутреннего и внешнего П замыкаются с обеих сторон павильонами–арками. Эти корпуса после перестройки предназначались для учреждений Морского ведомства (Адмиралтейского департамента, библиотеки, музея). Корпус, обращенный к Дворцовой площади, занимала резиденция Адмиралтейского департамента.

Корпус, обращенный в сторону «Медного всадника », резиденция Адмиралтейств-коллегии. Своими новыми парадными фасадами они были обращены к городу. Обе группы адмиралтейских зданий разделялись каналом, выходившим к Неве через арки двух симметричных павильонов, построенных, согласно проекту А.Д.Захарова.
Длина главного фасада Адмиралтейства составляет 415 метров, а каждого из боковых 172 метра. Главный фасад разделен на три части. В центре массивный прямоугольный объем, несущий ступенчатую башню. Башня увенчана шпилем с корабликом-этот мотив Захаров так же сохранил от Коробовского Адмиралтейства.
На башне Адмиралтейства были установлены часы, изготовленные на Ижорском заводе. В сооружении Адмиралтейства приняли участие лучшие скульпторы того времени: Ф.Ф.Щедрин, В.И.Демут-Малиновский, С.С.Пименов, И.И.Теребенев, А.А.Анисимов.
Тематически скульптура и рельефы в аллегорической форме раскрывают назначение здания и прославляют морское могущество России. Средоточием скульптуры стала центральная башня, несущая шпиль. Над входной аркой расположен главный рельеф-«Заведение флота в России», выполненный И.И.Теребеневым. На рельефе изображен бог морей Нептун, вручающий Петру I трезубец-символ власти над морем. Рядом-Россия в образе молодой женщины с рогом изобилия в руке. Здесь же-Минерва, Меркурий и Вулкан, славящие Россию. Россия несет русский флаг над волнами по которым в окружении морских божеств плывут корабли.
Над аркой ворот две аллегорические фигуры крылатых гениев Славы. В центре рельефа, обрамляющего арку-государственный герб.
С двух сторон арку фланкируют скульптурные группы-Морские нимфы, несущие небесные сферы, работы скульптора Ф.Ф.Щедрина. На парапете башни установлены статуи героев древности-Александра Македонского, Пирра, Аякса и Ахилла.

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге – один из известных и красивейших памятников Северной столицы.

Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I на острове между Невой и Мойкой (остров был назван Адмиралтейским). Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими.

Верфь была построена буквой «П», главный фасад имел длину 425 метров, боковые стены – 213 м. Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Вокруг периметра с 2-х сторон вырыты 2 канала. Для обзора противника вокруг здания был вырублен лес. Так появляется Адмиралтейский луг. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года.

Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года.

В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. Под корабликом находился позолоченный шар, внутри которого – золотая кубышка с образцами монет, отчеканенных В Петербурге. Сейчас Кораблик , Медный всадник и разведенный Дворцовый мост на фоне Петропавловской крепости являются символами Санкт-Петербурга.

Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались.

Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И.К.Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту.

Вначале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора А.Д. Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

У подножия башни по сторонам арки на гранитных постаментах стоят морские нимфы , несущие земную и небесную сферы. На фронтонах боковых портиков изображена греческая богиня правосудия Фемида, награждающая воинов и ремесленников. Над аркой центральной башни - две парящие Славы со склоненными знаменами . Над ними - барельеф «Заведение флота в России» , на углах первого яруса, на парапете башни, - фигуры древних героев – Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахиллес. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и другие. Наверху центральной башни - позолоченный купол с часами и восьмигранным фонариком с маленьким куполом, переходящим в шпиль высотой 23 метра. Реконструкция также проводилась в 1928, 1977, 1997-1998 гг.

Здание Адмиралтейства занимали военно-морские и учебные учреждения, Морское министерство, Военно-морской штаб, училище корабельной архитектуры. Сейчас в здании Адмиралтейства располагается Военно-морской инженерный институт им.Ф.Э.Дзержинского

Во время Отечественной войны шпиль или купола были зачехлены, но здание Адмиралтейства все равно пострадало от обстрелов и бомб. Ленинградцы восстановили комплекс.

С Адмиралтейства, являющегося памятником раннего классицизма, началось зарождение флота в России, развитие судостроения и морского могущества России.

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Адмиралтейство (здание Главного Адмиралтейства) - комплекс зданий, в которых раньше располагалось Главное адмиралтейство Российской империи. Расположено на 2-м Адмиралтейском острове в Санкт-Петербурге, считается одним из шедевров архитектуры, памятником русского классицизма.

Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора.

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным самим Петром I. Санкт-Петербургское адмиралтейство было заложено 16 (5) ноября 1704 года, об этом сохранилась следующая запись:
Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен.

Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок, и в начале 1705 года на верфи были построены основные постройки и на эллиннгах были заложены первые корабли.


В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру были прорыты рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и эспланада - обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника. В первой постройке была реализована вертикальная доминанта с металлическим шпилем. Свободное от построек пространство простиралось до современной Малой Морской улицы.

10 мая (29 апреля) 1706 года состоялся первый спуск корабля на воду - был построен прам с 18 пушками.


Адмиралтейство на гравюре 1716 года

К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону реки Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по периметру двора был внутренний канал.

Канал вокруг адмиралтейства носил не только оборонительную функцию, но и транспортную - по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Он был интегрирован в сеть городских каналов, соединяясь с Адмиралтейским каналом. Канал был засыпан в 1817 году.

В 1711 году была произведена первая перестройка адмиралтейства. В ходе работ над воротами был установлен шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Х. ван Болосом. Под корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В ней помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с момента его основания. Этот шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.


Кораблик на шпиле Адмиралтейства - один из символов Санкт-Петербурга

Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, и во время ремонта был заменён на второй кораблик. При этом оригинальный кораблик Фон Болоса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год, и в 1886 году при очередном ремонте шпиля был снят и заменён на точную копию. Второй кораблик помещён в экспозицию Военно-морского музея. Вес кораблика - 65 кг, длина - 192 см, высота - 158 см.

Здание Адмиралтейства производило серьёзное впечатление на жителей той эпохи. Сохранилось описание этой аллеи камер-юнкера в свите герцога Карла-Фридриха Голштейн-Готторпского (запись в дневнике от 23 июня (4 июля) 1721 года):
На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта
.

Есть мнение, что прообразом кораблика Адмиралтейства стал первый русский военный корабль - фрегат «Орёл», построенный в 1667-1669 годах по указу Алексея Михайловича. Это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на шпиле Адмиралтейства не имел.

Существует легенда, что три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I. Так же существует легенда, что кораблик повторяет силуэт первого корабля вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга.

В 1732-1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла». На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, и на этой позиции он находится до наших дней.


Башня адмиралтейства. Архит. И. Коробов. 1730-е гг. Реконструкция

В 1740-х годах это пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний, ярмарок; здесь устанавливали карусели, балаганы, катальные горки.

Также было упорядочено пространство вокруг адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства.

До середины XVIII века пространство к югу от адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом. На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья.

Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века).

К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

Адмиралтейство на картине Б. Патерсена. 1803 год

К началу XIX века утилитарная архитектура адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) - сходятся к нему лучами. К востоку от адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с адмиралтейством.


Адмиралтейство в 1810-х, с литографии Барта

В 1806-1823 годах архитектор А. Д. Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад).


Александровский сад и Адмиралтейство

Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

В центре здания - монументальная башня со шпилем (архитектор И. К. Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии).

Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков - рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор - Ф. Ф. Щедрин). Над аркой - парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» (ск. И. И. Теребенев). На углах первого яруса - фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Внутри, в интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.


Адмиралтейство (внутри)

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор. В 1709-1939 годах в нём размещался Военно-морской музей.

С 1925 года в здании находится Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

Во время блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлён; укрытие было снято 30 апреля 1945 года. Реставрационные работы в здании проводились в 1928,1977 и в 1997-1998 гг.

В пост-советское время неоднократно возникали различные проекты по новому использованию помещений адмиралтейства. Так в 2006 году выдвигалось предложение переместить сюда, на ограниченную площадь, Центральный военно-морской музей, в здании которого правительство Санкт-Петербурга планировало открыть нефтяную биржу. Осенью 2007 года появилось предложение разместить в адмиралтействе командование Военно-морского флота после окончания ремонта в Адмиралтействе.

Интересные факты

В 1932-1933 годах в здании размещалась Газодинамическая лаборатория - первое в СССР конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.

Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда» и на знаке, вручавшемся выпускникам Ленинградского механического института.

При золочении Адмиралтейского шпиля в 1977 году в шар под корабликом, где установлен специальный ларец, положили проект Конституции СССР.

Узнайте еще больше про Санкт-Петербург:

Адмиралтейство одна главных достопримечательностей Петербурга. От шпиля Адмиралтейства начинаются три центральные улицы Петербурга: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект, отходящих от него тремя лучами. С самых удалённых мест этих улиц можно увидеть шпиль Адмиралтейства - один из символов города. За это в XIX веке Адмиралтейство шутливо называли Полярная звезда.

А все начиналось с Адмиралтейской судостроительной верфи. Верфь основана на берегу реки Невы 5 ноября 1704 года по приказу Петра I. Здесь строились одни из первых боевых кораблей русского флота. Изначально верфь выполняла и функции крепости с бастионами и была окружена земляными валами, а также рвом.

Через 11 лет по проекту зодчего И. К. Коробова был отстроен главный корпус, который увенчала башня с позолоченным шпилем. Здание Адмиралтейства, которое мы можем увидеть сегодня, уже третье с момента основания верфи. Его проект выполнил архитектор А. Д. Захаров. Реконструкция длилась долго: с 1806 по 1823г. Здание было возведено в классическом стиле, но архитектор смог сохранить шпиль и башню, ставшие впоследствии историческими памятниками.

Строительство Адмиралтейства началось по указу Петра I на противоположном от Петропавловской крепости берегу Невы - 5 ноября 1704 года.

Адмиралтейство строилось не только как верфь для производства кораблей, но и как крепость для оборонительных целей. Петербург родился в условиях ведения Северной войны, Адмиралтейство, так же как Петропавловская крепость служило для защиты территорий, отвоеванных у шведов. Петр I сам искал место для новой верфи, вместе с А.Д.Меншиковым они неделю провели в шлюпках, объезжая все бухты, и заливы невской дельты. Место выбрали наискосок от Заячьего острова и напротив Васильевского. Новую крепость-верфь расположили там, где Нева имеет наименьшую ширину-это позволило бы вести обстрел неприятеля прямой наводкой. Строительство длилось всего один год, 29 апреля 1706 года на воду был спущен первый 18-ти пушечный корабль.

Первоначально Адмиралтейство сооружалось традиционно, композиция напоминала московские промышленные сооружения, но в отличие от них Адмиралтейство не было замкнуто, а открывалось в сторону Невы.

Строительными работами руководил А.Д.Меншиков, которому помогали петербургский обер -комендант Брюс и олонецкий комендант Яковлев. Длина новой крепости-верфи составила 425 метров вдоль берега, ширина 213 метров.

Петр I лично участвовал в разработке проекта Адмиралтейства. Здание в плане представляет собой гигантскую букву «П», обращенную широким открытым двором к Неве.

Нижний ярус занимал Адмиралтейский приказ-предшественник Адмиралтейской коллегии и морского министерства. У невского берега были построены десять эллингов, стапеля для постройки кораблей, кузницы, сараи и др. С южной стороны вход украшала высотная постройка, в которой размещалась «государева контора».

Верфь-крепость была построена по всем правилам фортификации того времени.

Эллинги, мастерские, амбары, кузницы и другие здания, предназначенные для кораблестроения были окружены высоким земляным валом с пятью бастионами: три из них на середине и по концам длинной южной куртины, а два у Невы, на обеих оконечностях коротких куртин.

На бастионах были установлены корабельные пушки. Посередине внутреннего двора проложили поперечный канал, по которому корабли спускались на воду.

Перед крепостным валом вырыли сухой ров. В центре южной куртины были построены ворота со « шпицем». Через ров к воротам перебросили подъемный мост. С трех сторон было устроено пространство свободное от застройки для лучшего обзора окрестностей-гласис, который в народе называли Адмиралтейским лугом. Гласис простирался до самой реки Мьи и служил так же противопожарным целям.

Адмиралтейство

Адмиралтейская игла воспетая поэтом неразрывно связана с обликом города на Неве: . И ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла. Речь идет не о мифе, а об объективной реальности. Все 300 лет существования Петербурга прошли под сенью Адмиралтейского шпиля.

Адмиралтейство было задумано Петром как крупнейшая верфь на Балтийском побережье. В походном журнал царя от 16 ноября 1704 года существует запись: Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен. Чертежи Адмиралтейского дома утвердил лично Петр.

Строительство верфи началось не на пустом месте. До начала XVIII века на его месте находилось село Гагуево. Наличие обжитого пространства сильно упростило подготовительные и строительные работы. Уже в начале 1705 года на Адмиралтейской верфи были заложены первые корабли. 10 мая 1706 года на воду сошел десятипушечный парм.

Первое здание верфи было построено буквой П. Эту форму в дальнейшем повторяли и все последующие Адмиралтейства. Длина главного фасада составляла 425 метров, а длина боковых крыльев - 213 метров. Строительство судов велось посередине этого пространства.

Поскольку в первые годы существования Петербурга угроза шведского нападения была более чем реальна, Адмиралтейство было обнесено земляным валом с пятью бастионами и рвом. Территория перед рвом была расчищена для ведения артиллерийского огня. Это обширное пустое место, получившее в дальнейшем название Адмиралтейского луга, сыграло важную роль в формирование облика Петербурга. В XIX веке на его месте появились площади: Сенатская, Исаакиевская, Дворцовая. Адмиралтейская, Разводная. Первые три площади дошли до наших дней, на месте Адмиралтейской площади был разбит Александровский сад, а через Разводную площадь в начале XX века проложили проезд к Дворцовому мосту.

В 1711 году Адмиралтейство подверглось первой перестройке. В ходе этих работ голландский мастер Харман ван Болос установил первый в истории этого здания 72-метровый шпиль с корабликом-флюгером. Голштинский придворный Фридрих-Вильгельм фон Берхгольц писал в своем дневнике: На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта.

Кораблик ванн Болоса простоял на шпиле Адмиралтейства до 1815 года. Затем, в ходе ремонтных работ он был утерян и заменен на второй кораблик, который нес свою вахту до 1886 года. Во время очередного ремонта, второй кораблик был помещен в Военно-морской музей. На его место была установлена точная копия. Вес кораблика 65 кг, длина 192 см, высота 158 см.

Под корабликом находится шар. В 1864 году его сделали полым, устроив из него своеобразное хранилище. Внутри шара находится шкатулка, в которой хранятся сведения обо всех ремонтах шпиля, включая капитальные ремонты 1929 и 1977 годов, также хранится петербургские и ленинградские газеты периодов ремонта.

Адмиралтейство является центром грациозного ансамбля. Сияющий золотом адмиралтейский шпиль увенчан корабликом, ставшим своеобразным символом города, стоящего у порога Балтики.

Закладка Адмиралтейства произошла 5 ноября 1704 года. К 1706 году Адмиралтейство превратилось в крепость с пятью земляными бастионами. Первоначально это здание представляла собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы П.

Новое каменное здание Адмиралтейства возвели в 1732-1738 годах по проекту И. К. Коробова. Зодчий придал сооружению большую монументальность, отвечавшую его важному градостроительному значению.

В 1806-1823 годах по проекту зодчего А. Д. Захарова возвели третье, ныне существующее здание Адмиралтейства. В его облике в полный голос зазвучала тема морской славы России, могущества русского флота.

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения, ведавшие флотом. Адмиралтейская игла, которая упомянута в произведении Медный Всадник. запечатлена на медали За оборону Ленинграда. В годы Великой Отечественной войны шпиль был зачехлён, а сняли укрытие 30 апреля 1945 года.

Адмиралтейская игла не случайно включена А. С. Пушкиным в роман. Наряду с величественной скульптурой Петра Первого она символизирует величие России и Петербурга как составной её части. Такие грандиозные достопримечательности, как шпиль Адмиралтейства, ещё больше подчёркивают беспомощность маленьких людей перед великой державой.

Источники: www.elitario.ru, spb.infrus.ru, www.hellopiter.ru, www.ipetersburg.ru, likt590.ru

Проект полета на Марс глазами NASA

Орден чудаков

Тайна штата Нью-Джерси

Гигантские водовороты в океане

Путешествие на велосипеде

На сегодняшний день набирает полярность такой вид путешествий, как путешествие на велосипедах. Это отличный способ для тех, кто хочет сэкономить, а...

Бездуховность - как признак близкого Апокалипсиса

Начало нового витка в развитии – так, по крайней мере, обозначают рубеж окончания календаря майя, трактовавшийся как конец света, ...

Самые красивые города Италии

Что делать, если отпуск уже позади, а вы не успели вдоволь насладиться отдыхом и только ещё сильнее разожгли в себе...

Аномалии НЛО

Среди особенностей неопознанных летающих объектов важно отметить их способность внезапно появляться и становиться невидимыми для глаза человека. Случаев, когда наблюдаемые объекты...

Публикации раздела Архитектура

Адмиралтейство

П редлагаем вспомнить историю главной работы архитектора Андреяна Захарова вместе с Натальей Летниковой .

Шести лет от роду отец - адмиралтейский чиновник отправил Андреяна Захарова в училище при Академии художеств. Уже спустя два года мальчик получил свою первую награду за успехи - книгу, а за годы обучения собрал полный комплект медалей Академии и был отправлен в Париж. Во французской стороне молодой архитектор учился у автора знаменитой Триумфальной арки Жана Франсуа Шальгрена.

Вернувшись в Россию, Захаров взялся за недострой Академии художеств и преподавал в альма-матер. В 1799 году сам Павел I назначил Захарова главным архитектором Гатчины. Зодчий построил лютеранскую кирху Святого Петра , Горбатый и Львиный мосты. Андреяна Дмитриевича приглашали экспертом как архитектора и строителя-практика во все крупные проекты Петербурга.

Захаров разработал проект главного торжища России - Нижегородской ярмарки и Литейной мастерской для Академии художеств, проектировал для Кронштадта, Херсона, Ревеля, Архангельска. Знаменитые работы зодчего - Андреевский собор в Кронштадте, Екатерининский собор в Екатеринославле - нынешнем Днепропетровске, собор Александра Невского в Ижевске, Черноморский госпиталь в Херсоне, Кадетский корпус в Николаеве.

Вошел в историю Андрей Захаров как создатель одного из самых красивых архитектурных комплексов Санкт-Петербурга - Адмиралтейства . Перестройка началась в 1805 году. Захаров сохранил конфигурацию плана архитектора Ивана Коробова и представил Александру I два варианта реконструкции: эконом и масштабный.

В итоге старые корпуса были разобраны и построены новые. Величественные и парадные фасады длиной в 400 метров, богато украшенные скульптурами, гармонично сочетались с находящимся поблизости Зимним дворцом. Верфь, которая берет свое начало со времен Петра Первого, превратилась в ансамблевое здание, одно из главных украшений Санкт-Петербурга.

Вспомним 10 фактов из истории символа России - морской державы

1. Гонимые бурей . Первые суда Балтийского флота строили на верфи у рек Свирь и Сясь. Спускали на воду полсотни кораблей под присмотром Петра Первого, дошли по Ладожскому озеру лишь пять из них - помешал ураган. Царь решил основать верфь ближе к Балтийскому морю - у деревни Гавгуево. Стратегически удобное место: дорога для подвоза материала, широкая Нева для спуска кораблей, Петропавловская крепость на расстоянии пушечного выстрела.

2. Царь - архитектор и плотник . Авторство первого проекта верфи приписывают Петру Первому. Изначально здание было одноэтажной мазанкой в форме буквы «П» с внутренним каналом. «Заложили Адмиралтейский дом в Остерии и веселились…» - записал царь в своем дневнике в 1704 году. Сменил веселье тяжкий труд - строительство. Работали с пяти утра и до девяти часов вечера. Трудился на строительстве и сам Петр. Военная угроза со стороны шведов добавила Адмиралтейству земляной вал и функции крепости.

3. Адмиралтейство в камне . Проект Ивана Коробова возник за ветхостью старого здания. В 1732 году Анна Иоанновна приказала заменить мазанковую башню на каменную. Коробов для пущей устойчивости намеревался шпиль понизить, но старые адмиралтейцы воспротивились, и новый проект символа морской державы предусматривал, что шпиль по-прежнему будет возвышаться над городом, но будет спускаться внутрь строения на 12 метров.

4. Придать Адмиралтейству величие . Над решением этой задачи трудился Андреян Захаров. Александр I решил создать Морское министерство и разместить ведомство в Адмиралтействе. Архитектор оставил от прежнего здания изящную башню со шпилем, придал строению Коробова более мощное звучание. В итоге Адмиралтейство лишилось бастионов, наружного канала. Зато щедрой рукой зодчего добавилась фигурная лепнина и скульптуры. Декор разрабатывал сам Захаров. А лестницу Адмиралтейства Карл Росси выбрал прототипом парадной лестницы Михайловского дворца.

5. Что скрывает шар? Во время реконструкции 1928 года в яблоке на вершине шпиля обнаружили газеты 1886 года. Добавили к находке свежую прессу - несколько номеров ленинградских газет. А в 1977 году - новую подборку газет и Конституцию СССР. Хранится в шаре и ларец со сведениями обо всех мастерах, проводивших ремонтные работы. Молва, как водится, заменила отчеты на золотые монеты и добавила драматизма - якобы открыть шкатулку невозможно: секрет механизма утерян.

6. Золото шпиля. 72 метра ввысь. «Адмиралтейская игла» - так стали именовать шпиль с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина. Это второй шпиль Петербурга - после Петропавловского собора. По легенде, на позолоту шпиля пошли дукаты, полученные Петром Первым от Соединенных провинций - 17,8 килограмма золота. Под шпилем Адмиралтейства располагались царские покои и трон с балдахином. В блокаду Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлен, и вновь он засиял над городом лишь 30 апреля 1945 года.

7. Парящий корабль. Один из символов Санкт-Петербурга. Автор флюгера - Ван Болос, обрусевший голландский мастер. Доподлинно неизвестно, какое именно из российских судов «воспарило» над городом. По легенде, три флага на первом кораблике были из чистого золота, а в носовой части хранилась личная буссоль, или компас, - Петра I. Менялся флюгер дважды - в 1815 и в 1886 году. Первый корабль был утерян, а второй, двухметровый и 65 килограммов веса, занял место в экспозиции Морского музея.

8. Адмиралтейский «трезубец». Три большие улицы встречаются в единой точке. Комиссия о санкт-петербургском строении 1738 года отвела Адмиралтейству градоообразующую роль. На шпиль был ориентирован не только Невский и Вознесенский проспекты. Средней «першпективой» стала нынешняя Гороховская улица. Так появилась трехлучевая система улиц, получившая морское название - «адмиралтейский трезубец».

9. Утерянные скульптуры. Европа и Азия, Африка и Америка у павильонов. Волга, Дон, Днепр, Нева у боковых входов. И еще двенадцать скульптур - месяцев года на фронтонах. При перестройке Исаакиевского собора в Адмиралтействе размещался временный храм, который так и остался в морском ведомстве. Нагие скульптуры античных богов не соответствовали такому соседству, и священнослужители вели против изваяний 40-летнюю борьбу. Фигуры «одели» и заменили на благопристойные. К примеру, вместо марта, апреля и мая - Вера, Надежда, Любовь.

10. Традиции Адмиралтейства. Адмиралтейская башня служила пожарной каланчой, а после наводнения 1777 года стала еще и сигнальной. На углах при подъеме воды вывешивали днем флаги, ночью - фонари и стреляли из пушки. При Екатерине II на башне в полдень ежедневно играл адмиралтейский оркестр. В качестве верфи Адмиралтейство перестало существовать в 1844 году, но спустя почти сто лет, во время блокады, здесь ремонтировали боевые корабли. Как в петровские времена, работали по 16 часов в день.