Главные герои произведения л толстого кавказский пленник. Рассказ "Кавказский пленник" Л. Н. Толстого: анализ и характеристика героев. Характеристики главных героев

учитель русского языка и литературы МОУ

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

Жилин и Костылин.

Сравнительная характеристика героев

рассказа Л.Н.Толстого

«Кавказский пленник»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ


обобщить и систематизировать знание содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

формировать умение анализировать текст художественного произведения;

развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы;

учить сжато излагать повествовательный текст;

развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

продолжить работу по развитию культуры речи школьников

развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.


Человек сам отвечает за свою судьбу.

Л.Н.Толстой

Береги честь смолоду, а платье снову.

Сам погибай, а товарища выручай.

Пословицы


Вспомним прочитанное.

Композиция рассказа «Кавказский пленник»

действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями.

Экспозиция:

Завязка:

Развитие действия:

Кульминация:

Развязка:

Эпилог:

Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. В пути Жилин и Костылин отделяются от обоза.

Жилин и Костылин попадают в плен. Жизнь в плену у татар. Первый побег.

Второй побег из плена.

Жилин оказывается в своей крепости.

Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.


Характеристика литературного героя

Характер – это …

совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д.

Дать характеристику героя– это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Почему рассказ Л.Н.толстого называется «Кавказский пленник»,

ведь пленников двое?

В плен попадают два офицера,

но лишь один из них / Костылин / оказался по-настоящему «пленён».

Другой офицер / Жилин /сумел освободиться,

именно он – герой рассказа Толстого.

Сравним характер и поведение Жилина и Костылина,

т.е.дадим им сравнительную характеристику


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Происхождение, род занятий

Костылин

Смысл фамилии

Внешность

Русские дворянине, офицеры, участники кавказской войны.

Жилы кровеносные сосуды, сухожилия. Крепкий, выдержанный, жилистый, мускулистый.

Костыль высокая палка с поперечиной, на которую при хождении опираются хромые люди.

«Не велик ростом, а удал».

«Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Предусмотри-тельность

Костылин

Отношение к лошади

«Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь»…

«Жилин уж наперёд прикормил её (собаку)».

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».

«Лошадь под Жилиным была охотницкая (купил жеребёнком и сам выездил)».

«Матушка, вынеси, не зацепись ногой».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение во время встречи с татарами

Костылин

«Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».

Смелый, решительный, готовый скорее умереть, чем сдаться врагам живым.

Трус, не поддержал товарища.


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение в плену

Костылин

«Написал письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: Я уйду».

«Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит».

«А сам высматривает, выпытывает, как ему бежать».

Не унывал, занимался ремеслом, подружился с Диной, приучил собаку, думал, как сбежать, изучал окрестности. аула


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Мнение татар о пленниках

Костылин

Наблюдательность

«Джигит»

«Смирный»

«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».

«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение во время первого побега

Костылин

«Перепрыгивает с камушка на камушек да на звёзды поглядывает».

«Костылин всё отстаёт да охает».

Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше, выдаёт себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) .

Знает дорогу, ведёт за собой товарища, помогает ему.

«Бросать товарища не годится».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Подготовка ко второму побегу

Костылин

Выносливость

Смекалист, находчив: наделал игрушек для Дины, попросил её принести шест для второго побега.

Непротивление судьбе: «и слышать не хочет» о повторном побеге.

«Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади».

«…не годится товарища бросать».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Костылин

Добрый, думает о матери, жалеет её, надеется на себя, обдумывает побег.

Слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери

Раскис, упал духом.

Сумел прижиться в ауле

Работящий, не может сидеть без дела, мастер-рукодельник. Всем помогает, даже своим врагам – татарам.

Ему интересны другие люди, любит детей.

Не принимает других людей, думает лишь о себе, эгоист.

Великодушный, честный.

Способен на предательство, трус


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Почему так по-разному сложились судьбы героев?

Какие основные черты характера они проявили?

Жилин

Костылин

Стойкость, жизнелюбие, товарищество, нравственная сила и душевная красота.

Безволие, предательство, эгоизм, физическая и духовная слабость.


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого:

«Человек сам отвечает за свою судьбу»?

Л.Н.Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия, повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Объясните смысл русских пословиц

« Береги честь смолоду, а платье снову»,

«Сам погибай, а товарища выручай »,

опираясь на прочитанное произведение

Чему научил вас рассказ

Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?


Почти каждый писатель-классик XIX века писал о Кавказе. Этот охваченный почти бесконечной войной (1817-1864) регион привлекал авторов своей красотой, непокорностью и экзотикой. Л.Н.Толстой не стал исключением и написал простой и жизненный рассказ «Кавказский пленник».

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусству всемирному».

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки. Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».
  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек. Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.
  3. Главная мысль

    Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности. Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

    Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

    Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.
  • Проблематика

    • Кавказская война продолжалась почти полвека, немало русских полегло в ней. А ради чего? Л.Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Она выгодна только высшим кругам, простым людям совершенно не нужна и чужда. Жилин, выходец из народа, чувствует себя в горном ауле чужим, но не ощущает враждебности, ведь горцы просто жили себе спокойно, пока их не завоевали и не стали пытаться подчинить себе. Автор показывает в положительный характер «хозяина» Жилина Абдуллу, который нравится главному герою, и его сострадательную и добрую дочь Дину. Они не звери, не изверги, они такие же, как и их противники.
    • Проблема предательства в полной мере встает перед Жилиным. Его предает товарищ Костылин, из-за него они в плену, из-за него не сразу сбежали. Герой – человек с широкой душой, он великодушно прощает сослуживца, понимая, что не каждый человек способен быть сильным.
    • Чему учит рассказ?

      Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.

      Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.

      Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Относил написанный в 1872 году для «Азбуки» рассказ «Кавказский пленник». Содержание его было навеяно воспоминаниями о реальном случае из жизни самого писателя. Во время службы на Кавказе он едва не попал в плен. Льву Николаевичу и ехавшему рядом с ним чеченцу чудом удалось спастись от преследовавших их горцев.

Особую привлекательность произведению придает образ Жилина - смелого и решительного русского офицера, сумевшего и в плену противостоять превратностям судьбы.

Место действия и главные герои

«Кавказский пленник» - рассказ о временах войны на Кавказе. Жилин получает письмо от матери, в котором она просит сына хоть ненадолго приехать домой. Ему дают отпуск, и офицер с обозом - в одиночку ездить было опасно - отправляется в путь. Время тянется медленно, потому вместе с другим военным, Костылиным, герой решает дальше добираться самостоятельно. Однако когда предусмотрительный Жилин поднимается на кручу, чтобы оглядеть местность, его замечают горцы. Костылин с ружьем бросает своего спутника, и главный герой остается в одиночестве. В первую же минуту он решает биться до последнего, как и подобает русскому офицеру. Сам бросается на татарина, но силы не равны. Раненый Жилин оказывается в плену. Вскоре туда же привозят Костылина.

В ауле

Татарин, которому достались русские офицеры, решил получить за них выкуп. Но Жилин знал, что матери денег найти негде, потому написал на конверте неправильный адрес, и стал думать, как выбраться из плена самому. Познакомившись с хозяйской дочерью, пленник начал делать для нее глиняных куколок. В благодарность Дина тайком приносила лепешки и молоко. Понравился все умеющий Жилин и татарам: одному часы починил, другому - ружье. Характеристика Жилина из рассказа «Кавказский пленник» дает понять, что это был человек трудолюбивый, привыкший во всем полагаться только на себя.

В отличие от Костылина, просто ждавшего, когда за него заплатят выкуп, главный герой деятелен. Он постоянно обдумывает план побега. Во время жизни в плену находит общий язык с горцами, завоевывает любовь девочки. Во время прогулок изучает местность и прикидывает, где находится русская крепость. Делает в сарае - там держали пленных - подкоп. Даже собаку хозяйскую прикормил. Предусмотрев все неожиданности, Жилин стал ждать подходящего момента.

Первый побег

Несмотря на предательство Костылина, герой решает взять его с собой. Удачно выбравшись из аула, офицеры в кромешной тьме пытаются найти дорогу. И здесь Жилин ведет себя мужественно. Он, невысокий да удалый, с изрезанными ногами, долгое время тащит на себе обессиленного грузного Костылина. И хотя таким образом за ночь не много смогли пройти, Жилин не бросил товарища.

Отправившиеся в погоню горцы схватили обоих, но теперь уже бросили их в яму. Герой и здесь пытается сделать подкоп, да татары сразу заметили: землю некуда девать было. Так характеристика Жилина из рассказа «Кавказский пленник» показывает его жизненную стойкость и готовность в любой ситуации бороться до конца.

Освобождение

Бежать пленнику все же удалось. Помогла Дина. Когда в ауле почти не осталось мужчин, она спустила в яму длинный шест, по которому Жилин выбрался на землю. Костылин в этот раз рисковать не стал - его через месяц, обессиленного и больного, выкупили у татар родные.

С колодкой на ногах, превозмогая боль и усталость, офицер сумел за ночь добраться до своих. Уже перед самой крепостью его заметили горцы, но казаки вовремя подоспели на подмогу - кстати, именно так сумел спастись от плена и сам Л. Толстой. Таким образом, лучшие такие, какстойкость, мужество, готовность бороться в любой ситуации, природная доброта, мастерство, помогли главному герою не только выжить, но и найти путь к освобождению. Такова характеристика Жилина из рассказа «Кавказский пленник».

Главный герой: оценка автора и читателей

Л. Толстой симпатизирует русскому офицеру. Об этом свидетельствует и фамилия героя: Жилин - имеющий крепкую «жилу», т.е. выносливый, крепкий. И название произведения: в нем употреблено единственное число вместо множественного. Следовательно, Костылин, апатичный и полагающийся только на родных, в расчет не берется. И сам стиль рассказа: в повествовании о русском офицере, вроде бы, все просто, но за этой простотой скрываются истинный героизм и стойкость, свойственные русскому человеку.

Характеристика Жилина из рассказа «Кавказский пленник» может быть дополнена высказыванием В. Шкловского. Он отметил, что главный герой - хороший человек. И читателю, чтобы понять это, достаточно знать о нем то, что есть в произведении.

Признавая высокое значения рассказа Л. Толстого, С. Маршак поставил его в один ряд с лучшими произведениями, которые имеет мировая литература. «Кавказский пленник», по его мнению, - самый «совершенный образец маленькой повести для детей». А большое воспитательное значение рассказа, несомненно, связано с образом главного героя.

Название произведения: Кавказский пленник

Год написания: 1872

Жанр: рассказ

Главные герои: Жилин и Костылин - русские офицеры, Дина – черкесская девочка - подросток.

Сюжет

Жилин и Костылин служили на Кавказе во время военных действий. Однажды они решили отправиться в отпуск, и были взяты в плен татарами. Их хозяин потребовал, чтобы они написали родственникам письмо с требованием о выкупе. Жилин знал, что у его матери совершенно нет денег не только на выкуп, но и на жизнь, и писать не стал, а сам солгал, что написал, и стал высматривать пути к бегству. Проживая в татарском ауле, Жилин старался подружиться с людьми: делал глиняных кукол детям, играл с ними, что-то мастерил, что-то чинил, даже лечил людей. Люди к нему относились хорошо. И через некоторое время, когда мужчины отправились в набег, оба офицера сбежали из плена. Но Костылин был толстый, неповоротливый и ленивый, он не мог долго бежать, и хотя Жилин ему помогал и всячески поддерживал, он не смог убежать от погони, и их посадили в наказание в яму и заставили еще раз писать письмо с просьбой о выкупе. Дина очень привязалась к Жилину, приносила ему молоко и лепешки, вяленое мясо и старалась всячески помочь ему. Она спасла офицера из ямы и дала возможность ему сбежать из плена, а Костылин еще несколько месяцев находился в плену, пока не пришел выкуп из дома.

Вывод (мое мнение)

Великий Толстой приемом антитезы показывает судьбы двух молодых офицеров, один не смирялся с трудностями и любыми путями боролся с судьбой, а второй только плыл по течению. А, кроме того, Жилин и Дина – люди разных национальностей и культур, стали настоящими друзьями, во всем поддерживающими друг друга, тогда как Костылин ради спасения своей жизни был готов на все, даже на предательство.

Иван Жилин – это главный герой рассказа Толстого «Кавказский пленник». Иван – это русский бравый офицер, отбывающий службу на Кавказе, где в тот момент шла война. Молодой человек был среднего роста, знатного, но не богатого рода, холост. У Ивана была пожилая мать, которой он постоянно отсылал деньги. Он не был женат, но когда в очередной раз получил письмо от матери о том, что она нашла ему подходящую невесту, очень обрадовался.

Очередной отпуск закончился для него и его товарища Костылина трагично – они попали в плен к татарам, желавшим получить крупный выкуп за русских офицеров.

Несмотря на все тяготы и трудности нахождения Жилина в плену, он ведет себя как настоящий мужчина, истинный офицер. В отличие от Костылина, который оказывается на самом деле трусливым человеком, Иван отгоняет от себя грустные мысли, вынашивая план побега, не отчаивается и начинает заниматься привычными для него делами. То он своими руками делает татарским детишкам глиняные игрушки, занимается ремонтом оружия, даже оказал помощь в лечении одного знатного татарина. Жилин – добрый и трудолюбивый парень, он не может отказать в помощи человеку, которому плохо.

Татары предложили написать Ивану письмо матери, в котором он просит за себя выкуп. Но когда он узнал сумму, честно ответил, что такие деньги за него никто не заплатит. У нее их нет.

Со временем, несмотря на сильную неприязнь татар к русским, они начинают уважать этого честного, сильного духом и искреннего человека. Татарская девочка по имени Дина сильно привязалась к Ивану, стала считать его своим близким другом и часто приносила ему еду.

Приходит время, и Жилин совершает побег вместе с Костылиным и другими пленниками. Но эта попытка оказалась неудачной, их догнали и посадили в деревянных кандалах в колодец.

С больными, окровавленными ногами, измученный тяжелой жизнью в плену, Иван снова решается на побег. В этот раз ему помогла его подруга Дина. Она бросила в колодец длинный кол, с помощью которого Иван выбрался наружу.

Татары погнались за ним и почти нагнали его у казацкой крепости, но сильные казаки отбили Ивана у врагов. Он остался у казаков до самого конца войны. Костылина отпустили из плена, так как за него заплатили крупный выкуп родственники.

В своем рассказе «Кавказский пленник» автор раскрывает лучшие качества человеческого характера в одном человеке – Иване Жилине. Это настоящий патриот своего времени, любящий свободу и верующий в силу духа и победу своего народа. Несмотря на вражду между собой, Иван остается честным и отзывчивым даже по отношению к своему врагу.

Вариант 2

Одним из основных персонажей произведения является военный офицер Иван Жилин, который участвует в боевых действиях на Кавказе.

Писатель представляет Жилина в качестве молодого мужчины, имеющего дворянское происхождение из обедневшего знатного рода, являющегося единственным сыном у горячо любимой пожилой матери.

Во время поездки в очередной отпуск домой Жилин вместе с сослуживцем Костылиным попадают в плен к суровым татарам, которые планируют получить за русских офицеров значительный выкуп.

Находясь в плену, Жилин начинает продумывать варианты побега, при этом не раскисает в отличие от Костылина, постоянно ноющего и страдающего, и старается выполнять полезную работу: мастерит игрушки для маленьких татарчат, ремонтирует поломанное оружие и другие предметы, помогает в лечении знатного татарина, поскольку является разносторонним и трудолюбивым человеком.

На предложение татар о получении большой суммы денег за его освобождение Жилин честно и открыто отвечает, что его мать не в состоянии выплатить такой огромный выкуп, поэтому смысла обращаться к ней нет.

Татары, несмотря на вражду с русскими, привязываются к Ивану, ценя и уважая его смелость, доброту, искренность, а маленькая девочка-подросток Дина начинает относиться к Жилину как настоящему другу, жалея его и подкармливая.

Наконец Иван решается на побег, который заканчивается неудачно из-за толстого и неповоротливого Костылина, задерживающего пленников. Татары догоняют бежавших и помещают в колодец, заковав в деревянные кандалы.

С израненными, истертыми ногами, измученный пленом, но не сломленный духом, Жилин предпринимает новую попытку побега, тщательно подготовившись и воспользовавшись помощью Дины, опустившей для пленника в яму длинный кол.

Пустившись в погоню за отчаянным Жилиным татары, терпят неудачу, поскольку Ивану удается добраться до казачьей крепости, где остается служить до конца войны. Костылин же освобождается из плена, благодаря предоставленному родственниками большому выкупу.

Повествуя об одном из событий русско-кавказской войны, писатель раскрывает истинные патриотические качества настоящих русских офицеров, характеризующихся волей к свободе и неизбежной победе, способностью стойко переносить тяготы и лишения военного времени, не забывая о проявлении человеческого отношения к окружающим, в том числе и к противнику.

Сочинение про Жилина

Главный герой рассказа - русский офицер из обедневших дворян, с простым именем – Иван.

Действие происходит во время Кавказской войны. Иван Жилин, единственный сын у матери, получив от нее письмо, засобирался домой в отпуск, повидаться со старушкой. Во время пути Ивана и его спутника Костылина берут в плен татары с целью выкупа. Костылин безоговорочно отправляет письмо родственникам, что бы те привезли за него деньги. Жилин, зная, что его мать не имеет сбережений на выкуп, пишет заведомо неверный адрес. Торгуясь за сумму выкупа с татарами, хотя знает, что никто за него не даст и рубля, герой показывает свой характер, смелость перед лицом смерти.

Два пленника ведут себя по – разному. Костылин, и так показавший себя предателем в пути, падает духом, постоянно ноет, жалуется. Жилин же, наоборот, что бы отогнать грустные мысли, старается занять себя любым возможным делом. Он и часы своим мучителям чинит, и оружие. Заводит дружбу с девочкой Диной и дарит ей глиняных куколок.

За стойкий характер и умелые руки татары стали уважительно относится к Жилину, но жажда выгоды пересиливает в них человеческие качества. И только маленькая Дина жалеет пленника и подкармливает его потихоньку лепешками и молоком. Даже злая и вечно голодная дворовая собака прониклась любовью к Ивану.

Жилин все время продумывает различные варианты освобождения из плена. Первый побег закончился провалом. Толстый, неповоротливый Костылин, которого Жилин взял с собой, ныл и мешал идти быстрее. Ивану пришлось тащить его на себе. Татары догнали беглецов и посадили в яму, заковав ноги в деревянные колодки.

Попытка сделать подкоп так же потерпела неудачу – глину негде было складывать незаметно.

И тогда, в третью попытку, Дина помогает пленнику выбраться из ямы, опустив к нему длинный шест. За одну ночь, собрав все свои силы, с израненными ногами, в колодках, Жилин преодолевает большое расстояние и добирается до крепости казаков. Уже на подходе к крепости его чуть не догнали татары, кинувшиеся за ним в погоню, но казаки сумели отбить героя.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Поповича Письмо дедушке (описание)

    Мальчику предстоит написать письмо дедушке. На картине он ещё не пишет его, а только рассуждает, как начать и с чего. Первое, что я вижу на картине - это фотография дедушки, он выглядит строго, одет в костюм и шляпу.

  • Какой смысл содержит пословица: дело мастера боится? Есть, к примеру, дело, которое вас заинтересовало и хочется увидеть результат работы. Если результат получился и он понравился самому мастеру, это и значит, что ему подчинилось дело.

  • Семья Болконских в романе Война и мир Толстого сочинение

    Лев Николаевич Толстой отвел семье Болконских основную роль в своем романе-эпопее. Эта семья выглядит несчастливой, не умея найти общий язык, не столько друг с другом, сколько с отцом семейства.

  • Ларины в романе Евгений Онегин Пушкина (семья Лариных)

    Ларины живут в деревне, ведут спокойную размеренную жизнь. Это – отец, мать, две сестры. Про отца мы знаем только, что он умер к моменту написания романа. В прошлом он был военным

  • Критика о романе Тургенева Отцы и дети

    Первая публикация произведения вызывает неоднозначные и бурные мнения в кругу литературного сообщества, выражающиеся в отсутствии единогласия в оценке романа, доходящего до полярно противоположных суждений и полемик.