Демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе (11 класс). ЕГЭ по литературе: как лучше распределить время и на что стоит обращать внимание на экзамене

В настоящее время ЕГЭ по литературе не вошло в перечень обязательных испытаний по окончании школы. Однако результаты по данному госэкзамену необходимы для того, чтобы поступить на различные специальности российских высших учебных заведений. Это может быть филология или журналистика, телевидение, а также вокальное и актерское искусство. Наша статья подробно расскажет вам, что нужно знать, чтобы сдать литературу (ЕГЭ).

Особенности экзамена

В 2017 году активно ходили слухи о том, что структура выпускного испытания по литературе будет значительно преобразована. Но в сентябре этого же года стало известно, что данное тестирование претерпело минимальное количество изменений. Тем не менее в одном из своих интервью министр образования Ольга Васильева заявила, что на следующий год вступит в силу другая, уже более перспективная модель госэкзамена, которую разработали ведущие специалисты института педагогических измерений. Таким образом, из КИМов были исключены тестовые задания. Теперь по литературе? Давайте разбираться вместе.

Зачем убрали тесты?

На взгляд разработчиков, задания с выбором ответа для учеников не представляют никакой сложности. Они являются только лишним элементом для оценивания. В таких заданиях есть огромная доля вероятности угадать правильный ответ, а эксперты института педагогических измерений с этим в корне не согласны.

Кроме того, стало известно, что на экзамене по литературе выпускники больше не увидят вопросов и заданий открытого характера, где они должны дать ответ в виде одного слова или последовательности из цифр. Таким образом, выпускники теряют возможность набрать баллы за знание литературоведческих терминов. Поэтому троечники не смогут отделаться «малой кровью», сдав одну часть экзамена. В 2018 году от выпускников ждут демонстрации умения красиво и четко излагать собственные мысли.

Требования на испытании. Сочинения

Известно, что на экзамене по литературе необходимо написать несколько сочинений. Разработчики контрольно-измерительных материалов увеличили минимальный объем «главного» сочинения. В предыдущие годы этот объём составлял минимум 200 слов, но уже в 2018-м выпускник будет обязан составить текст на 50 слов больше, чем в предыдущие годы.

Специалисты института конкретизировали требования к мини-сочинениям на следующий год. Их объем должен составлять минимум 50 слов. Такое требование с 2018-го относится не только к вопросу об анализе текста, но и к сопоставительным заданиям. У будущих выпускников возникает естественный вопрос: «Что нужно, чтобы сдать литературу (ЕГЭ)?» Поэтому мы с вами плавно переходим к рекомендациям.

Как сдать ЕГЭ по литературе?

Для того чтобы на тестировании получить максимально во-первых, необходимо прочитать всю литературу, которая требуется для сдачи экзамена. Учтите, что на чтение вам понадобится много времени и сил. А какую литературу нужно прочитать, чтобы сдать ЕГЭ, мы расскажем чуть позже.

Во-вторых, в книжных магазинах в продаже есть огромное количество пособий, которые гарантируют сдачу ЕГЭ без особых знаний и усилий. Вы можете приобрести все эти сборники, но по факту реального успеха ждать не стоит. Однако если вы будете решать задания в этих книгах, то на экзамене вам будет гораздо легче отвечать на вопросы.

В-третьих, бытует мнение, что заинтересованный и грамотный преподаватель в силах научить своего подопечного всему необходимому для того, чтобы сдать экзамен. Заранее задавшись вопросом о том, как сдать ЕГЭ по литературе, ученики нанимают репетиторов.

В-четвертых, среди школьников и студентов существует огромное количество ритуалов и примет, которые якобы помогают сдавать экзамены. На деле ничего общего с реальным миром у этих обрядов нет. Но, совершая их, возможно, вы будете себя чувствовать на экзамене уверенней.

Опыт выпускников

Представляем вашему вниманию опыт студентов филологического факультета, которые дают рекомендации и объясняют, как сдать ЕГЭ по литературе. Как правило, 1 сентября одиннадцатиклассники отправляются в книжный магазин и покупают огромное количество сборников по данному предмету. Нынешние студенты советуют покупать сборники прошлых лет, так как структура контрольно-измерительных материалов фактически не меняется, а их цена намного меньше. Многие выполняют задания с такой частотой, как некоторые разгадывают сканворды. Есть школьники, у которых отсутствует теоретическая база, необходимая для написания сочинений. Но они составляют планы, куда выписывают тезисы. Со временем это входит в привычку, которую человек использует сегодня, обучаясь в институте.

Отметим, что во многих университетах часто идет набор на курсы подготовки к ЕГЭ по различным предметам. Многие советуют посещать эти занятия. Как правило, нужно раз в неделю ходить на лекции, которые длятся примерно два часа. Работы перед экзаменом много: нужно постоянно писать и читать, чтобы прийти на занятия уже подготовленным. Кроме того, нередко приходят на помощь школьные учителя по литературе. С выпускниками педагоги делятся теоретическими материалами, а также опытом специалистов, которые проверяют экзаменационные работы. Таким образом, многие ученики сдают экзамен на сто баллов.

Несколько слов о списке художественной литературы

Как уже было сказано выше, список литературы, чтобы сдать ЕГЭ по литературе, немаленький. Опубликовывать этот список бессмысленно, так как он есть в каждом сборнике для сдачи экзамена. В любом случае вам необходимо знать древнерусскую литературу, а также тексты, написанные в XVIII, XIX и ХХ веках. Необходимо знать и понимать школьные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Фета, Некрасова, Тургенева, Толстого, Достоевского, Островского, Тютчева, Чехова, Бунина, Ахматовой, Цветаевой, Горького, Есенина, Пастернака, Мандельштама, Маяковского, Блока, Шолохова, Булгакова, Твардовского, Солженицына и других писателей, тексты которых входят в список художественной литературы, изучаемой на уроках с 5 по 11 класс.

Выводы

В начале этой статьи прозвучал вопрос о сложности сдачи экзамена. Ответить на него непросто, так как понятие сложности относительное. Для одних ребят тяжело писать сочинения, для других затруднительно анализировать художественный текст. В любом случае экзамен - это испытание, к которому нужно добросовестно готовиться, чтобы получить желаемый результат.

Благодаря нашей статье теперь вы знаете, как сдать ЕГЭ по литературе и что нужно делать, чтобы получить хороший результат. Помните, что педагоги, проверяющие сочинения, ждут от выпускников осознанного понимания проблемы и четкого видения позиции автора. Также аттестуемый должен ориентироваться в жанрах и литературоведческих терминах. Желаем успехов!

Подписка

    Структура экзамена и содержание КИМ

    По сравнению с 2016 году структура и содержание экзаменационной модели ЕГЭ по литературе не претерпела существенных изменений.

    Уровень подготовки экзаменуемого оценивается в ней по 8 различным разделам содержания школьного курса литературы:

  • Сведения по теории и истории литературы
  • Из древнерусской литературы
  • Из литературы XVIII века
  • Из литературы первой половины XIX века
  • Из литературы второй половины XIX века
  • Из литературы конца XIX - начала XX века
  • Из литературы первой половины XX века
  • Из литературы второй половины ХХ века

Экзаменационная работа состоит из 2 частей и предполагает сквозную нумерацию заданий. КИМ состоит из 17 заданий, которые отличаются друг от друга формой и содержанием.

Часть 1

Первая часть экзамена посвящена заданиям, которые предполагают анализ литературных произведений. Экзаменуемый должен хорошо владеть знанием содержания и структуры произведений школьной программы (герои, события, тематика, проблематика, художественные приемы, язык писатели и так далее). Помимо этого, необходимо уметь рассматривать произведения в разрезе широкого историко-литературного контекста.

В заданиях первой части представлены художественные тексты, при помощи которых проверяется не только знание содержания конкретных произведений, но и способность проводить анализ текста с учетом его родо-жанровой принадлежности.

В начале первой части экзаменуемому предлагается фрагмент эпического или драматического произведения, и к нему дается 9 заданий. В первых семи заданиях ответом служит слово, словосочетание или последовательность цифр. 8-9 задания требуют написания связного текста в объеме 5-10 предложений.

Во второй части экзамена представлен текст стихотворения или фрагмент лирической поэмы, и к нему дается 7 заданий. На первые четыре задания необходимо ответить словом, словосочетанием или последовательностью цифр. Последующие задания требуют написания текста.

Исходя из результатов ЕГЭ предыдущих лет, наибольшую сложность представляет задание № 4 (установление соответствия). Процент его выполнения находится на отметке 47%. Это говорит о том, что выпускники плохо владеют знанием сюжетной основы художественных произведений. Чтобы исправить ситуацию и хорошо выполнить задание, рекомендуется периодически повторять материал, сопоставлять изучаемые произведения с ранее изученными по различным аспектам анализа, отработать подход к выполнению данного типа заданий.

Многие старшеклассники также плохо справляются с заданием № 13, в котором необходимо самостоятельно найти в тексте средства художественной выразительности. Наиболее частыми причинами ошибочного выполнения таких заданий являются: незнание видов тропов и неумение различать их в тексте; уверенность в том, что в тексте обязательно должен присутствовать тот или иной элемент; попытки идентифицировать художественное средство при отсутствии его очевидных признаков.

Часть 2

Вторая часть экзамена предполагает ответ в виде полноформатного развернутого высказывания на литературную тему - другими словами, сочинения. На выбор предлагается три темы, охватывающие следующие периоды становления литературы: древнерусская литература, классика XVIII века и первой половины XIX века, произведения первой половины XIX и XX веков.

Экзаменуемый должен выбрать только один из предложенных вопросов и дать на него ответ в виде сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Благодаря работе такого типа выпускники могут выразить свое отношение к проблемам произведения, пониманию художественного своеобразия произведения, нюансам авторской позиции.

Советы по работе во время выполнения заданий ЕГЭ по литературе

Если вы тщательно подготовились к экзамену, то задания с кратким ответом не должны занять у вас много времени. Если какое-либо задание из базового уровня вызывает затруднения, то его лучше пропустить и возвратиться к нему позже. Вполне вероятно, что ответы на другие вопросы наведут вас на правильное решение.

Чаще всего экзаменуемые при выполнении заданий в развернутым ответом допускают ошибки из-за невнимательного прочтения задания и игнорирования его сути. Вместо того, чтобы дать прямой ответ на поставленный вопрос, выпускники начинают рассуждать "обо всем, и ни о чем": о значимости произведения, героях, их поступках и так далее. А между тем, от вас требовалось, например, выявить особенности конфликта произведения.

Залогом успеха на экзамене является отличное знание текстов произведений, умение составлять свой собственный текст аналитического характера.

Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету.

В демонстрационной версии 2010 года выделены три части, содержащие комплекс заданий для определения уровня подготовки выпускников по литературе.

В первой и второй частях предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу произведений, названных в обязательном минимуме содержания литературного образования. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с другим материалом курса.
Общая структура первых 2-х частей работы подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала.

Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют не только проверить знание учащимися конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности. Последнее задание каждой из первых 2-х частей работы предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи курса. Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Последняя (3-я) часть работы требует от учащихся полноформатного развёрнутого высказывания на литературную тему проблемного характера (таким образом, к отработанному в 1-2 частях литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса).

Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического (или драматического) произведения, состоит из 7 заданий с кратким ответом (В) и 2 заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема (С1, С2). При выполнении задания с кратким ответом от экзаменуемого требуется написание слова или сочетания слов. Задания с развёрнутым ответом. ограниченного объема (C1, С2) требуют написания связного текста в объеме 5-10 предложений.

Часть 2 предполагает анализ лирического произведения и включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развёрнутым ответом ограниченного объема (С3, С4). Общие требования к выполнению этих заданий те же, что и для части 1-й.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет учащимся выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.
В части 3 проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Выпускнику предлагаются 3 вопроса (C5.1 - С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 - по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII и первой половины XIX веков, 2 - по произведениям второй половины XIX века, 3 - по произведениям XX века. Выпускник выбирает только один из вопросов и даёт на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Вопросы проблемного характера указывают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме сочинения.

Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль учащихся, даёт им возможность выразить своё отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам.
Практика педагогических исследований показала, что выполнение работ такого типа требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

Тест ЕГЭ по литературе со­стоит из трех частей, каждая из которых имеет различную ценность для определения уровня подготовки выпускников но литературе.

В первой и второй частях учащимся предлагается вы­полнить задания, включающие вопросы к фрагменту текста произведений, названных в обязательном минимуме содер­жания литературного образования. Экзаменационные тесты ЕГЭ по литературе, в соответствии с требованиями ныне дей­ствующего Стандарта, должны проверять следующие знания и умения выпускников.

Знания:

  • содержания изученных литературных произведений;
  • основных фактов жизни и творчества писателей-клас­сиков XIX-XX вв.,
  • этапов творческой эволюции пи­сателей-классиков;
  • основных литературных методов, направлений, тече­ний, основных закономерностей историко-литератур­ного процесса;
  • сведений об отдельных периодах его развития;
  • основных теоретико-литературных понятий и терми­нов.
Умения:
  • анализировать и интерпретировать литературное про­изведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи;
  • выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературно­го произведения;
  • определять основные элементы содержания и художе­ственной структуры изученных произведений (темати­ка и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т.п.);
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, харак­теризовать особенности стиля писателя.
В тестах ЕГЭ по литературе проверяется, в какой степе­ни выпускники освоили такие виды деятельности, как
  • определение принадлежности литературного (фольк­лорного) текста к тому или иному роду и жанру, твор­ческому методу или литературному направлению (течению), историко-литературному периоду;
  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мо­тивов поступков героев, сущности конфликта и т.д.;
  • выявление художественных приемов и средств худо­жественной изобразительности, определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания про­изведения;
  • самостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает 17 заданий. Одинако­вые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенных частях работы, проверяю­щей навыки анализа того или иного типа текстов: эпичес­кого, лирического и драматического. В частях 1 и 2 эк­заменационной работы представлены два текста: фрагмент эпического произведения (роман, повесть, рассказ, новелла) или фрагмент драматургического произведения (коме­дия, драма) и лирическое произведение (фрагмент поэмы, стихотворение). С данными текстами соотносятся вопросы, помогающие проанализировать их художественные особен­ности. В этих же частях проверяется знание истории и теории литературы (это так называемые базовые задания). После того как выпускник ответит на предложенные во­просы типа В (с открытым ответом), ему предстоит отве­тить на вопросы типа С. Эти вопросы также закреплены за каждой из двух частей экзаменационного теста и со­ответственно пронумерованы С1-С4. Тип В включает 12 заданий, на которые ученик дает собственный краткий от­пет (слово или сочетание слов). Задания типа С1-С4 тре­буют краткого связного ответа (связного текста из 5-10 предложений).

Часть 1 соотносится с фрагментом эпического текста или с фрагментом пьесы и содержит 7 заданий с кратким от­ветом (базового уровня сложности). Здесь же присутствуют и 2 задания с развернутым ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение - С1, С2.

Часть 2 соотносится с текстом лирического стихотво­рения и содержит 5 заданий с кратким ответом (базового уровня сложности). Здесь же присутствуют и 2 задания с развернутым ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение - СЗ, С4.

Авторы экзаменационного теста по литературе для ЕГЭ предполагали, что «следование предложенному алгоритму работы позволяет учащимся выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (ана­лиз фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образ­но-тематические и стилистические особенности анализируе­мого текста, обобщить свои наблюдения».

Часть 3 проверяет, насколько глубоко и самостоятель­но учащиеся способны освоить литературное произведение, объяснить сложности историко-литературного процесса (это задания высокого уровня сложности). В этой части рабо­ты проверяется умение построить связное и содержатель­ное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Выпускнику предлагается 3 вопроса (С5.1-С5.3), охваты­вающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: по литературе XVIII века, по произведе­ниям первой половины XIX века, по произведениям второй половины XIX века, по произведениям XX века. Выпуск­ник выбирает один из вопросов и дает на него ответ, обос­новывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).

Часть 3 содержит 3 задания с развернутым свободным ответом (высокого уровня сложности), из которых учаще­муся необходимо выполнить только одно задание по его соб­ственному выбору. Их обозначение в работе: С5.1; С5.2; С5.3.

Состоят из двух частей : в первую часть входят задания с кратким ответом и задания, выполнение которых требует развернутого ответа в объеме 5 - 10 предложений . Вторая часть включает в себя 4 задания, из которых нужно выбрать одно и дать на него развернутый аргументированный ответ в виде сочинения объемом не менее 200 слов .

Все демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе содержат ответы ко всем заданиям,а также критерии оценивания для заданий с развернутым ответом.

В по сравнению с

Демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе

Отметим, что демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2003 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2004 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2005 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2006 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2007 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2008 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2009 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2010 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2011 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2012 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2013 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2014 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2015 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2016 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2017 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2018 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2019 год

Изменения в демонстрационных вариантах ЕГЭ по литературе

Демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе для 11 класса за 2003 - 2007 годы состояли из заданий трех видов: А - задания, в которых нужно выбрать один из предложенных ответов, В - задания, на которые требуется дать краткий ответ, С - задания, выполнение которых требует развернутого ответа.

В 2008 году из демонстрационного варианта ЕГЭ по литературе были исключены задания с выбором ответа.

В 2015 году в демонстрационном варианте по литературе была изменена структура варианта:

  • Вариант стал состоять из двух частей (часть 1 - задания с кратким ответом , часть 2 - задания с развернутым ответом ).
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.

В демонстрационных вариантах ЕГЭ 2016 - 2017 годов по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года изменений не было.

В демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2017 года были внесены следующие изменения:

  • Уточнены требования к выполнению заданий 9 и 16 (отменено требование обосновать выбор примера для сопоставления)
  • Введена четвертая тема сочинения .
  • Полностью переработаны критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом (8, 9, 15, 16, 17).
  • Максимальный балл за выполнение всей работы увеличен с 42 до 58 баллов .

В демонстрационном варианте ЕГЭ 2019 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2018 года уточнены критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом:

  • внесены исправления в оценивание заданий 8 и 15 (формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла, правила подсчёта фактических ошибок в критерии 2),
  • для заданий 9 и 16 в критериях 1 и 2 учтены возможные варианты изъянов в ответе,
  • для заданий 17.1–17.4 в критерий 4 добавлен подсчёт логических ошибок.

На нашем сайте можно также ознакомиться с подготовленными преподавателями нашего учебного центра «Резольвента»