Cемейные расстановки по Хеллингеру. Опасное одержание чужими ролями! Семейные расстановки по Хеллингеру: что это за метод

Как часто мы слышим не совсем понятные термины. Например, "расстановки по Хеллингеру" - что это такое? Начнем с того, что автор этого метода Берт Хеллингер - известный немецкий психолог, философ, педагог и практик. Его труды относительно молоды и направлены на решение человеческих проблем.

Что изучал Хеллингер?

Ученый сформулировал некоторые законы и закономерности, которые приводят к нежелательным событиям, конфликтам между супругами или коллегами. Хеллингер долго трудился над такими вопросами: «Как происходит перенимание чувств? Как влияет совесть (личная или семейная) на образ жизни личности? Существует ли система, управляющая отношениями?» На самом деле это лишь часть тем из целого списка учений Берта.

На сегодняшний день его расстановки становятся все более востребованными. С помощью этого метода большое количество людей смогли найти истоки своих неприятностей и искоренить их. Многие практикующие психотерапевты все чаще используют расстановки по Хеллингеру в своей работе с группами, семейными парами или индивидуально с личностью.

«Расстановка» - это место индивидуума в пространстве. Сам метод напоминает игру в шахматы. То есть каждому участнику присваивается определенная роль, которая отображает его подсознательный образ в ситуации, требующей проработку. Это может быть не только семейная ситуация, но и проблемы в коллективе, неудачи в бизнесе.

Метод расстановки по Берту Хеллингеру. Начало сеанса

Итак, к психотерапевту приходит мужчина с насущной проблемой. Для начала специалист ведет небольшую беседу с ним, в ходе которой решается, нужна ли ему расстановка или все гораздо проще. Ведь можно человека направить обычным житейским советом - и его жизнь войдет в привычное русло. Но когда ситуация осложнена, то с клиентом ведется более детальный разговор.

Для начала выделяется сама проблема. Например, в данном случае - мужчина пьет, жена его ежедневно «пилит» и считает, что все семейные проблемы связаны с алкоголизмом. Мужчина, в свою очередь, так не думает. Ведь до женитьбы он не употреблял так много спиртного.

Психотерапевт просит клиента рассказать о своем образе жизни. Расстановки по Хеллингеру требуют системного рассматривания проблемы. То есть важно понять, чем занят каждый из супругов целый день, какие у них отношениям в целом, из-за чего происходят конфликты. Наконец, являются личности сами собой в семейной жизни или играют чьи-то роли.

Специалист отдельно рассматривает родителей мужа и его жены. Как они вели себя друг с другом в семье? Если выяснится, что со стороны мужчины отец и мать жили душа в душу и проблем с алкоголизмом не было, то уделяется наибольшее внимание родственникам жены.

Предварительно разобравшись на первой беседе, специалист рекомендует мужчине прийти на следующий прием со своей супругой. Ведь корень зла скорее всего в ней, и избавиться от него без ее участия невозможно.

Ведь у той не сложилась семейная жизнь, и она все время задавала своей дочери установку: «Смотри, все мужчины одинаковые. Твой отец такой же, как и все. Выпивает, приносит домой копейки». С навязанными мыслями дочь подрастает и невольно замечает только негативные черты в окружающих мужчинах.

Все же девушка начинает встречаться с симпатичным ей парнем. Вскоре наша героиня выходит за него замуж, но через некоторое время ей кажется, что муж совсем не «ее человек». Что бы он ни сделал, все ей видится негативным.

Казалось бы, избранник не так плох, его положительные черты перевешивают недостатки. Но женщина продолжает сохранять внутреннюю агрессивность и на энергетическом уровне посылает ему негатив. Мужчина ловит этот сигнал, осознает, что партнерша его презирает, и постепенно начинает искать утешение в алкоголе. Это помогает ему забыться на некоторое время, однако проблема остается.

Следующие действия

Метод расстановок по Хеллингеру включает в себя проигрывание ролей. Психотерапевт предлагает семейной паре проиграть определенную ситуацию. Например, он просит женщину описать, как она ведет себя на рабочем месте. Пациентка комментирует свое служебное поведение, общение с коллегами, и обнаруживается, что на работе она «белая и пушистая».

Что меняется, когда она переступает порог дома? Почему одним своим внешним видом муж вызывает раздражение у женщины? Супруги проигрывают ссору сцены перед психотерапевтом. Жена говорит мужу свою обычную фразу: «Перестал бы пить, и все бы наладилось».

С этого момента специалист просит пару остановиться. Системно-семейные расстановки по Хеллингеру требуют вовремя сконцентрироваться на важном моменте. В случае этой пары - это время пришло.

Психотерапевт говорит семейной паре: «Давайте попытаемся понять источник проблемы, которая вынуждает одного из вас пить». Далее вычеркиваются все причины, способствующие этому. Например, исключаются: большие денежные проблемы, конфликты на рабочем месте у мужчины, проблемы со здоровьем. Что остается?

Пациент откровенно признается, что его угнетает вечное недовольство супруги, которая постоянно к чему-то придирается или, наоборот, молчит и избегает супружеской близости. В таком случае партнер страдает от нехватки женской энергии.

Часто из-за отсутствия любви к партнеру или из чувства обиды представительницы женского пола таким образом наказывают избранника. Свою энергию они активно сублимируют в заботу о детях или загружают себя домашними обязанностями. В то время как супруг старается получить какой-то позитивный настрой, употребляя спиртное. Возникает замкнутый круг.

В дальнейшем расстановки по Хеллингеру подразумевают глубинную проработку проблемы. В данном случае психотерапевт попробует внушить женщине мысль о необходимости искоренить установку, которую невольно задала ее мать.

Своим поведением жена провоцирует мужчину на распитие спиртных напитков, собственно, заставляет играть роль ее отца-алкоголика. Если наряду с этим у женщины все же есть некая обида на супруга, то в процессе сеанса предлагается избавиться от нее. "Важно освобождать себя от негатива", - подчеркивает Берт Хеллингер. Семейные расстановки предлагают немало техник на этот счет.

На самом деле весь процесс не так прост, как кажется на первый взгляд. В истории этой семейной пары специалисту предстоит наделить героев новыми «ролями», причем так, чтобы между ними происходил равномерный обмен энергиями.

Воздействие эгрегора на человека

После сеанса расстановки можно удивиться: «Как получилось, что я стал играть не свою роль в жизни? Почему я говорил чужими мыслями?» На самом деле мало кто задумывается над тем, действительно ли он занимается тем, чем хочет, и живет ли так, как сам этого желает.

В большинстве случаев выясняется, что ежедневные мысли, чувства и действия позаимствованы нами от окружающих людей: собственной семьи, коллектива и социума в целом. Другими словами, определенное энергоинформационное пространство (эгрегор) оказывает свое прямое влияние на личность.

Каждое общество (коллектив) подчиняется определенной системе ценностей. Влияние эгрегора может быть как положительным, так и отрицательным. Каждый вырабатывает свою систему ценностей. Например, церковный эгрегор стремится оказать влияние на людей посредством проповедей.

А любая террористическая организация создает свой эгрегор, манипулируя сознанием участников определенной теорией. Иногда более сильные личности могут создавать свои эгрегоры и оказывать влияние на окружающих. Такой индивидуум должен быть наиболее энергоемким, так как его задача - руководить и воздействовать, то есть управлять многими энергетическими потоками. Об эгрегорах подробно написано в одном из трудов Берта под названием «Расстановки по Хеллингеру». Книга повествует о том, что зачастую корень проблемы может находиться в жизненных ценностях, передающихся по роду.

Житейские истории

Семейный род - это система, у которой есть свои определенные задачи. А члены семьи (мать, отец, сын, дочь) - элементы, которые должны выполнять свои функции. Что происходит, если кто-то выбивается из системы? Например, сын не пожелал стать военным вопреки семейной династии. А отец очень хотел этого.

В таком случае функция сына может перераспределиться между другими членами семьи или же переиграться: дочь выходит замуж за офицера. Отец безумно счастлив, старается установить прочный контакт с зятем и делится планами на будущее о продолжении военной традиции.

Метод немецкого психотерапевта глубоко затрагивает проблему старшего и младшего поколений. Всем ли способна помочь расстановка по Хеллингеру? Отзывы об этом разные. Однако большинство согласны с тем, что родовые эгрегоры могут оказывать негативное влияние на потомков.

Например, молодая женщина глубоко несчастлива в браке. Казалось бы, все методы реанимации отношений безрезультатны, в семье царят грубость и насилие. Выход один - развод. Но старшее поколение этой женщины единогласно твердит: «В нашем роду не было разведенных. У нас это не принято и считается позором».

То есть родовой эгрегор этой женщины диктует ей свои устои и требует подчинения. Только полное переосмысление и отказ от роли «жертвы» поможет такой личности принять важное решение и начать новую жизнь.

Агрессия по наследству

Системные расстановки по Хеллингеру помогают многим семейным парам и отдельным личностям глубоко осознать истоки зла. Приведем простой пример проблемы, с которой довольно часто обращаются к психотерапевтам мужчины.

Итак, на прием к психологу пришел условный молодой человек. Он не мог понять своего поведения по отношению к женщинам. После многочисленных разводов он встал перед фактом - избранницы уходят из-за его немотивированной агрессии.

Во всех остальных областях жизни мужчина казался положительным. Во время беседы со специалистом, выяснилось, что мужчина когда-то "бессознательно" настроился на программу мщения. Как это возникло?

Как правило, в подобной ситуации выясняется, что пациент рос в семье, где отец был постоянно унижен и подавлен своей женой. Мальчик не мог оказать сопротивления своей матери, чтобы защитить отца. Таким образом, по мере взросления юноша выработал свой план (программу мщения).

Это привело к тому, что, находясь в отношениях с девушками, он периодически ощущал к ним лютую ненависть. Как только наступал подходящий случай, он вымещал на них свою злобу кулаками. Расстановка Берта Хеллингера должна показать мужчине, что эти чувства не принадлежат ему. Они навеяны и закреплены в сознании из далекого детства. А у клиента иная ситуация, да и у девушек иной характер, нежели у его матери.

И самое главное - он сможет стать счастливым только тогда, когда осознает это и начнет меняться. Это процесс постепенный. Многое зависит от природного темперамента личности. Одному достаточно 2-х сеансов, а другому потребуется несколько. Метод расстановки по Берту Хеллингеру уникален тем, что зная семейные системы (порядки), человек может не только избежать провалов в жизни, но и оградить от них будущее поколение.

Как работает групповой способ?

Речь пойдет о групповых сеансах. Феномен этих занятий заключается в том, что группа людей проживает роли действующих лиц в проблеме клиента. Ситуации могут быть разные: человек не может найти пару, постоянно болеет или испытывает финансовые затруднения, хотя для этого нет веских причин.

Метод расстановок по Хеллингеру сложно разъяснить детально, но происходит это по такому сценарию: между участниками распределяются соответствующие роли. И они начинают ощущать похожие эмоции обратившегося за помощью. Феномен получил термин «замещающее восприятие».

То есть происходит перенос внутренних образов с клиента на всех участников и на пространство, в котором проходит расстановка. Людей, выбранных на конкретные роли, называют «заместителями». Во время сеанса они вслух оценивают свое состояние, пытаясь восстановить проблемную ситуацию.

Системные расстановки по Хеллингеру помогают главному лицу распутать клубок своих конфликтных ситуаций, выстроить правильную иерархию и восстановить энергетический баланс. Работа выстраивается при помощи перемещения "заместителей" в поле расстановки благодаря различным ритуалам.

Сеанс можно считать удачным, если все участники не ощущают дискомфорта. И - самое главное - должно наступить физическое и психологическое облегчение у клиента. Метод расстановки по Берту Хеллингеру заставляет полностью активизировать разные уровни восприятия: эмоциональный, ментальный, аудильный, тактильный.

Что дает этот метод?

В результате индивид получает новый взгляд на свою проблему, приобретая иную модель поведения. Безусловно, самый лучший способ оценить методику - самому принять участие в групповом сеансе. Именно реальный опыт поможет узнать, как это работает на деле.

В наши дни многие уже слышали о таком методе, как расстановки по Хеллингеру. Отзывы отрицательные о нем тоже имеются. Но несмотря на это, популярность этого способа растет. Ведь диапазон сеансов достаточно развернут - это и психотерапия, и медицина, и педагогика, и даже эзотерика.

Вся информация, полученная в ходе сеансов, является конфиденциальной. Для того чтобы принять участие в групповой работе, должны присутствовать мотивация и осознанное желание. На сегодняшний день несложно найти группу расстановки по Хеллингеру. В Москве неустанно растет численность поклонников этого метода, так как он признан профессиональным.


Расстановка с помощью карт Таро

Наконец, мы подошли к той части, которая накладывает эзотерический отпечаток на метод немецкого психотерапевта. Дело в том, что не каждый человек может прийти в группу людей и открыто рассказать о своей проблеме. В таком случае личность может участвовать в групповом сеансе, но по его просьбе проходит скрытая расстановка. То есть клиент сам дозирует открытость информации. Прекрасный выход из этой ситуации - расстановка Берта Хеллингера с помощью карт Таро.

Колода в этом случае служит инструментом для диагностики происходящего процесса. Клиенту задают вопрос: «В чем суть твоей проблемы?» Человек выбирает, не глядя, карту, и описывает то, что увидел на ней. «Заместители» выбираются также, следуя выбранным арканам.

Согласно своей проблеме, клиент с помощью подсказок ведущего показывает каждому участнику, где ему встать и что делать. Следующий этап - эмоциональное проживание ситуации. "Заместители" обмениваются впечатлениями: «Я сейчас подумал, что…», «У меня сложилось ощущение того…»

В этот момент клиент тоже включается в процесс. Он выслушивает мнения всех участников и становится на место того, кто задел его эмоции больше всего. И, уже исходя из новой роли, он произносит слова, которые считает важными.

Расстановка завершается опросом каждого участника. Несмотря на то что проигрывается проблема клиента, "заместители" тоже находятся под пристальным вниманием психотерапевта. Ему важно знать, как тот или иной человек чувствовал себя в чужой роли, что переживал и какие выводы сделал.

Также специалист может оценить по диагностике на картах - в полной ли мере удалось оказать помощь клиенту или система не полностью раскрыла ситуацию? Ведь заказчик сразу не в состоянии объективно оценить сеанс. Для этого ему понадобится время.

Индивидуальная расстановка

Возможно ли самому провести подобный сеанс? Не исключено. Ведь не у каждого есть возможность или желание работать в группе. В этом случае возможна расстановка по Хеллингеру самостоятельно.

Правда, для этого следует вплотную познакомиться с теорией метода Берта Хеллинга. И важно на профессиональном уровне разбираться в интерпретации карт Таро. Итак, проблема обозначена, а роль "заместителей" будут играть карты. Работа делится на три этапа.

Первый - следует выбрать карты: себя и "заместителей". Далее надо разложить остальные карты так, как подсказывает интуиция. Затем поочередно открыть и с каждой собрать информацию, сложив ее в общую картину.

Второй этап - зависит от поставленного вопроса. Если он касается семьи, то выкладывать карты предков следует сверху, потомков - снизу. По необходимости можно брать дополнительные карты, если возникают сомнения. Во время процесса необходимо перемещать "заместителей", как это происходило бы с реальными людьми. Рекомендуется прислушиваться к своим физическим и психологическим ощущениям.

Третий этап - завершение. Это происходит, когда личность испытывает удовлетворение от проигранной ситуации. По результату интерпретации только клиенту решать, проработал ли он свою проблему.

Малопосвященному человеку может показаться, что это был сеанс гадания. Но это далеко не так. Индивидуальный метод расстановки с помощью Таро показан только профессионалам. Остальным рекомендуется прибегать к этому способу под руководством квалифицированного психотерапевта.

Немецкий психотерапевт и теолог Берт Хеллингер рассматривал человека не только как личность, но и как часть семейной системы. Он был глубоко убежден, что индивидуум впитывает бессознательные сигналы близких людей и перенимает их реакции независимо от понимания. Личность становится звеном родовой цепочки, которая тянется через поколения. Это может стать причиной повторяющихся событий.

Расстановки по Хеллингеру: суть и особенности метода

Индивидуум находится в родовом поле, которое воздействует на него так же незаметно, но мощно, как электромагнитное. Оно живет по собственным законам:

  1. Принадлежность. Закон принадлежности гласит, что любой индивидуум является элементом системы. Сила воздействия группы людей на человека прямо пропорциональна тому, насколько он дорожит сообществом. Так, семья влияет больше всего.
  2. Иерархия. Этот закон вытекает из предыдущего. Важность человека в системе зависит от того, когда он в нее попал. Пример – традиция уважения к старшим.
  3. Получение-отдача. Каждый человек принимает и отдает блага. Таким образом он рассчитывается с собственными долгами. Если же влияние системы чересчур сильно, индивидуум может расплачиваться по счетам предков.

Нарушение этих законов кем-либо из предков приводит к дисбалансу, и тогда одно негативное событие может повторяться из поколения в поколение. Каждый из потомков пытается расплатиться за ошибки предков, что может проявляться в серьезных заболеваниях, трагедиях, негативных сценариях. Нередко такие явления называют родовым проклятием. Чтобы избавиться от него, нужна помощь психолога.

Как работает метод Берта Хеллингера?

Задача – прервать цепочку преемственности, чтобы освободить человека от влияния ошибок предков. Занятия в группах напоминают сценическую игру, где главные роли принадлежат заместителям – людям, которых назначают на место тех, кто отвечает за негативную ситуацию.

По сути, заместители в некотором роде медиумы: им приходится испытывать и транслировать чувства, не характерные для них лично, но важные для клиента, по запросу которого делается расстановка.

Пока длится занятие, клиент не должен обсуждать происходящее, также нежелательно анализировать. Он просто воспринимает и чувствует. Результаты работы довольно быстро проявляются в реальной жизни: ситуация разрешается как бы сама собой, причем это происходит наилучшим образом.

Какие проблемы клиентов можно решить при помощи семейных расстановок?

Семейные расстановки помогают разрешить ситуации, связанные с такими жизненными аспектами:

  • конфликты поколений, детей и родителей;
  • , поиск своего места в жизни;
  • поиск партнера, создание и ;
  • правильная постановка целей;
  • отношения в рабочем коллективе;
  • психосоматические заболевания.

В расстановке принимают участие люди, которым нужно разобраться с собственными проблемами, но в то же время они выполняют функции заместителей и помогают другим. Иногда занятия проводят не группе, а наедине с . Выбор методики лучше доверить специалисту.

Роль заместителя: мифы и правда

Официальная классическая психотерапия не признает семейные расстановки по Хеллингеру, так как механизм их работы недостаточно понятен. С другой стороны, метод эффективен и нередко дает лучшие результаты, чем признанные техники. Все это стало благодатной почвой для развития целой системы мифов вокруг расстановок.

Есть мнение, что заместитель в расстановках может подвергаться опасности. Это неправда, ведь, играя роль, человек сохраняет собственную индивидуальность, имеет личную точку зрения на саму ситуацию.

Основанием для опасений послужило то, что заместитель испытывает не свойственные ему эмоции, а иногда и физические ощущения. На определенные роли участников назначают интуитивно, на основании неуловимого сходства с главными действующими лицами. Как правило, у них есть похожие проблемы, поэтому расстановки идут на пользу всем.

Еще один распространенный миф гласит, что заместитель сообщает лишь о персональных переживаниях, не имеющих ничего общего с действующими лицами. Такое предположение было бы логично, если бы практика расстановок не опровергала его. Факт: клиент получает одинаковую информацию от разных заместителей.

В нашем Центре психологической помощи в Саратове вы можете к хорошему специалисту. Он посоветует методики, которые лучше всего помогут справиться с вашей проблемой. Позвоните и договоритесь о времени приема!

    Похожие записи

К методу системно-семейных расстановок относятся по-разному, чаще всего либо очень хорошо, либо очень плохо. Понять до конца, что собой представляет этот метод, можно только поучаствовав в расстановках по Б. Хеллингеру.

Человек, бывший участником на системно-семейных расстановках, убеждается в том, что это не просто метод групповой психотерапии. В расстановках много мистики, вещей, которые невозможно объяснить разумно. Они восхищают, удивляют и пугают.

Не все сообщества психологов признают системно-семейные расстановки научным методом психотерапии. Представители православной церкви, а также верующие психологи считают его оккультизмом и мракобесием. Сам автор метода – немецкий психотерапевт Берт Хеллингер (родился 16 декабря 1925 года) относит его к классу духовных практик. Автор разработал не только практический метод, но и целую теорию, поясняющую, почему и как системно-семейные расстановки работают.

Б. Хеллингер интегрировал несколько прогрессивных психологических теорий и вывел на этой основе новые знания. В частности, влияние на формирование теории семейных расстановок оказал транзактный анализ Э.Берна, то есть анализ взаимодействий, состояний, игр, в которые играют люди и их жизненных сценариев. Кроме того, к началу девяностых годов двадцатого века, когда Б.Хеллингер стал применять свой метод, семейная психотерапия уже применялась и была популярна. Психодрама Я.Морено и метод «Семейная структура» В. Сатир также легли в основу учения Б.Хеллингера и во многом схожи с ним.

В 2007 году Б.Хеллингер создал собственную школу, где и сегодня знакомит и обучает желающих с методом семейных расстановок.

Сомнений в том, что семья необычайно важна в жизни человека быть не может . В семье индивид появляется, растет, развивается, воспитывается, обучается, становится личностью. Индивид выживает благодаря семье. Но мало кто смотрит на семью, как на некую систему, хранящую не только знания и отношения настоящего времени, но и родовую память, некое поле рода.

Автор теории и его последователи обнаружили, что проблемы в жизни человека, вне зависимости от того, в какой сфере они возникают, являются последствием семейных травм. Травмы – это беды, случившиеся с семьей человека, причем не только после, но и до его рождения.

Чаще всего негативные события в жизни семьи стараются замолчать или вовсе скрыть . Не хочется вспоминать и рассказывать о тяжелой смерти (убийство, самоубийство, ранняя смерть, аборт), вынужденной иммиграции, разводе, горе-родственнике (алкоголике, отце, бросившем ребенка и тому подобное), периоде, когда семья бедствовала и голодала, о том, что дети не уважают родителей и так далее. Однако все эти события остаются и сохраняются в семейном родовом поле.

По Б.Хеллингеру, источник жизненных неурядиц – сокрытие семейной травмы и/или исключение одного из участников значимого травматического события из системы семьи. Дисбаланс семейной системы приводит к тому, что страдают нынешнее и последующие поколения, не имея возможности осознать причину своих бед.

Работая над личной проблемой в психотерапевтической группе, человек может обнаружить скрытую причину, узнать, что в далеком прошлом стало источником его сегодняшних несчастий и найти выход из сложившихся обстоятельств. После расстановок жизнь изменяется в течение нескольких месяцев кардинально, причем в отличие от других методов психотерапии, посетить группу семейно-семейных расстановок достаточно лишь один раз.

Как осуществляются расстановки по Хеллингеру

Расстановки по Б.Хеллингеру – метод системной семейной терапии, имеющий целью исправление негативных последствий динамических семейных травм.

Проводятся расстановки не только в психотерапевтических группах, но и в форме индивидуальной психотерапии по запросу клиента. Во втором случае участники группы заменяются предметами.

Клиент сообщает свою проблему психотерапевту, находясь в группе, после чего выбираются участники, которые будут «играть роль» членов семьи в расстановках, то есть будут их «заместителями». Далее начинается непосредственно сеанс психотерапии . Психотерапевт регулирует процесс, контролирует действия группы, направляет ход терапии, меняет количество заместителей и так далее.

Участниками семейной системы являются не только кровные родственники, но и люди, связанные с семьей значимыми отношениями. Кроме того, семья – это и ныне живущие, и не рожденные, и умершие люди, вне зависимости от того знает что-либо об их существовании человек или нет.

К семейной системе человека относятся:

  • родители,
  • дети,
  • браться, сестры,
  • супруги, возлюбленные, сексуальные партнеры,
  • другие кровные родственники,
  • люди, оказавшие влияние на семью, состоявшие с одним из ее членов в «отношениях жизни и смерти», это может быть как человек, спасший или существенно улучшивший жизнь кому-либо, так и тот, кто ее сделал невыносимой или отнял.

Получается, что члены психотерапевтической группы принимают на себя роль не только живых, но и мертвых, а также плохих людей (негодяев, насильников, убийц и так далее), участвуя в расстановке. Это во многом объясняет негативное отношение к методу расстановок как к оккультизму и негативному личному опыту, ведь каким-то образом чувства и эмоции чужих людей появляются у заместителя. Например, непросто быть заместителем абортированного ребенка или человека, умершего от голода.

Порядки любви

Проблемы возникают, если один из членов родовой системы нарушает законы семьи, порядок, необходимый для ее нормального функционирования и благополучия каждого ее члена. Законы, регулирующие жизнь рода, Б.Хеллингер назвал «порядками любви».

Три порядка или закона любви, которые нельзя нарушать:

  1. Принадлежность . Невозможно кого-то «вытеснить» из семьи. Каждый член системы имеет право на принадлежность. Если один член семьи отвергнут ею, другой его «заместит», будет вести себя так же как он или может повторить его судьбу, либо в семье начнутся проблемы, способствующие ее разрушению. Когда кто-то из семьи чувствует себя «как неродной», это может быть сигналом о нарушении закона принадлежности.
  2. Иерархия . Новая семья важнее старой. Когда у человека появляется своя семья, родители остаются «позади». Это совсем не означает, что ребенок должен забыть о своих родителях, но новая семья должна быть в приоритете.

Также этот закон предупреждает о недопустимости переноса проблем прошлых отношениях на новые. Даже если мужчина и женщина не состояли в браке официально, но любили друг друга, они были семьей, после расставания каждый из них должен оставить проблемы в прошлом, если хочет быть счастливым.

В наше время нередко женщины и мужчины имеют несколько отношений до того, как найдут человека, с которым идут в ЗАГС, люди женятся и выходят замуж повторно, имеют детей от бывших возлюбленных и так далее. Чтобы ни было в прошлом, это нужно принять как часть жизни, не стыдиться и не скрывать.

  1. Баланс между тем, что берешь и отдаешь . Это закон равновесия и взаимопомощи. Не будет гармонии в семье, где один человек все время отдает свою любовь, силы, старается, идет на уступки, а второй лишь принимает даваемые ему блага, ничего не отдавая взамен. Чтобы отношения развивались, на добро нужно отвечать еще большим добром, взаимное желание членов семьи сделать счастливыми друг друга укрепляет систему.

Системно-семейные расстановки уникальны в своем роде. Несмотря на критику, психотерапевты, работающие по методу Б. Хеллингера, многим людям помогают разобраться в себе и решить проблемы, причем не только чисто психологические, но и связанные со здоровьем, благосостоянием, личной жизнью и работой.

В поисках информации о психологах для разбора мыслей, набрела на интересный метод о расстановках по Берту Хеллингера. Очень бы хотела разобраться в себе и уже ищу подходящего расстановщика. Очень бы хотелось "живых" отзывов - есть мнения что это страшно, мистика, вредно и даже называют участников зомби.

В последнее время все более набирает популярность метод психотерапии, который называется Системно-феноменологический подход Берта Хеллингера. Более простое название - "метод системных расстановок" или просто "расстановки". Многие терапевты используют расстановки или отдельные их элементы в своей работе, и как показывает практика, этот метод является очень результативным и позволяет во многих случаях решить довольно сложные задачи, или проблемы в области взаимоотношений, здоровья, карьеры и т.д. Наши специалисты также используют этот метод в своей работе, в связи с чем, я счел необходимым кратко рассказать самое важное об этом методе, что позволит получить о нем достаточно полное представление. При этом я постараюсь описать метод как можно более простым языком, избегая мудреных научных терминов.

Основа

Берт Хеллингер (род. 1925 г.) с 1980 годов стал выявлять закономерности, которые приводят к конфликтам между членами семей и к тяжелым последствиям. На этой основе он разработал свой подход и метод системной семейной расстановки. К его исследованиям также подключались его ученики, коллеги, последователи. Каждый из них внес что-то свое в этот метод, обнаружив действие законов и закономерностей за пределами семейных отношений, в самых разнообразных сферах жизни и человеческой деятельности.

Какие проблемы и задачи могут решать расстановки?

Методом расстановок в настоящее время решаются возникающие конфликтные ситуации в семейных отношениях, межличностных отношениях, в организациях и на предприятиях, определяются корни многих серьезных психических и физических заболеваний, травм, суицидальных наклонностей, несчастных случаев. Запросом на расстановку могут быть также финансовые проблемы, неопределенность в жизни и отсутствие интереса к ней, определение своего жизненного предназначения, отсутствие детей в семьях, наследственные заболевания и т.д. В общем, запросом на расстановку должно быть что-то важное, ищущее решения, ответа. В запросе должна быть энергия, желание достижения результата, и чем яснее цель и больше это желание, тем успешнее и эффективнее будет достижение. Любая жизненная ситуация, любая проблема обязательно имеет свои корни, и если решать проблему поверхностно, то она прорастет вновь рано или поздно. Действительно изменить ситуацию можно только там, где она возникла, и этот метод помогает найти и место и решение.

Всегда ли помогает расстановка?

Как показывает практика, расстановка помогает как минимум в два раза эффективнее, чем некоторые другие методы терапии, Однако не надо думать, что нашлось средство для 100% решения всех проблем. Во-первых, необходима работа клиента во время расстановки и после нее, т.к. успех зависит на 50% от терапевта, на 50% от клиента. Последний увидит, откуда проблема пришла в жизнь, как и что надо теперь делать, но само действие и вся ответственность целиком лежит только на нём. Кстати, это основной принцип успешной терапии: она будет успешной только в том случае, если клиент всю ответственность за все, что происходит в его жизни берете на себя на 100%. Если же он продолжает кого-то обвинять в своих проблемах и неудачах, не торопится на терапию, он просто отдаст свои деньги, получив временный видимый эффект, и жизнь его вернёт к тому уроку, который он проходил, испытывая страдания.

Во-вторых, причины страданий могут быть слишком тяжелыми, т.е. человек совершил поступок, последствия которого должен прочувствовать на себе, искупить его. И у судьбы на человека есть свои планы, которые она пока не будет менять. Например, тяжелые заболевания в виде рака или СПИДа, особенно в запущенной форме излечиваются редко, и тут бывает необходимым принять свою судьбу, что также иногда ведет к исцелению. Хочу тут уточнить, что принять это не значит опустить руки, это означает взять ответственность на себя и именно это зачастую дает необходимые силы.

Что такое расстановка и как она проводится

Одно из преимуществ этого метода в том, что он позволяет работать сразу с большим количеством людей, оказывая свое воздействие не только на клиента, чей запрос рассматривается, но и на всех присутствующих и наблюдающих за расстановкой. Поэтому терапия проводится в группах от 8-10 человек, верхний предел группы не ограничен. Оптимальное количество участников 30-50 человек.

Группа рассаживается, образуя круг. На один из стульев садится также терапевт, стул справа от него остается свободным – это клиентское место. Перед началом работы, как правило, присутствующие по кругу представляются и озвучивают то чувство, с которым они пришли на терапию и также свой запрос или проблему, которую они хотят разрешить. Если работа проводится не с определенным клиентом, оговоренным заранее, то клиент находится среди присутствующих. Терапевт определяет, в каком из озвученных запросов есть энергия и желание решить проблему. Клиент садится рядом с терапевтом и с ним ведется короткая беседа, направленная на уточнение запроса, при этом терапевт смотрит, куда направлен запрос клиента, откуда могла возникнуть проблемная ситуация. Также, при необходимости уточняются некоторые подробности из жизни клиента, его родителей и предков.

Далее клиенту предлагается выбрать из числа присутствующих, заместителя для себя и для тех лиц, имеющих отношение к клиенту, которых определит терапевт (например, заместителей мамы и папы клиента). После этого клиенту предлагается расставить этих людей внутри круга так, как он это видит в своем представлении. Клиент берет сзади за плечи каждого из заместителей и размещает их каким-то образом внутри круга (согласно своему внутреннему образу), после чего садится на место. И вот тут начинается самое интересное, то, из-за чего расстановки называют мистическим процессом. Заместители, которых клиент разместил в поле, начинают испытывать те же чувства и эмоции, что и реальные люди, которых они сейчас замещают. Они начинают чувствовать по отношению друг к другу то, что чувствуют эти люди. Они могут видеть людей или события, имеющие отношение к этой ситуации, и тогда, терапевт, уточняя у клиента какие-либо детали, добавляет в расстановку заместителей этих людей или событий, которые в свою очередь начинают испытывать их чувства, эмоции и даже мысли. При этом не имеет значения, жив ли этот человек, которого представляет заместитель, или умер, так как поле проявляет в лице заместителя качества этого человека, его потребности и желания и т.д.

В ходе расстановки могут проявляться такие скрытые вещи, как количество абортов у женщины, наличие любовных связей вне брака и внебрачных детей, семейные тайны и тому подобное. В случаях, когда это возможно было выяснить и уточнить, подтверждается достоверность проявляемых событий. Терапевт, используя заместителей, направляет расстановку туда, откуда возникла причина проблемы и причина становится очевидной. Как правило, это происходит из-за нарушения определенных законов, неправильных действий, отторжения любви. После того, как причина проявляется, терапевт, пробуя различные варианты, ищет решение. При этом он меняет местоположение фигур в круге, расспрашивает их о чувствах и о том, как они при этом меняются. Конечный образ является решением для клиента, когда и он сам и все фигуры чувствуют реальное облегчение, избавление от тяжелого и гнетущего. Внутри клиента закрепляется внутренний исцеляющий образ – решение. И через некоторое время он начинает действовать в жизни. Принцип изменений в жизни таков: меняешься сам, меняется мир вокруг тебя. И расстановки очень наглядно демонстрируют, как этот принцип работает.

Через некоторое время после расстановки (или сразу) клиент чувствует, как его жизнь меняется, меняются люди и события, и приходит что-то совсем новое. И теперь уже он решает, как ему жить по-новому. В настоящее время наработан огромный практический опыт, когда в результате расстановки происходили удивительные, порой невероятные изменения в жизни участников.

При этом важно отметить, что результат расстановки оказывает влияние не только на клиента, но и на остальных участников. Похожие ситуации резонируют и дают свои результаты и у заместителей и у тех, кто наблюдает за расстановкой. Зачастую позитивный результат у присутствующих может быть даже больше чем у клиента.

Хочется также добавить, что расстановку лучше хоть один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать о ней, потому, что это действительно удивительный процесс очищения и избавления от негатива. И лучше всего об этом процессе расскажут собственные ощущения.

Всё новое - давно забытое старое...

История расстановок уходит корнями более 6000 лет назад, когда духовные учителя в некоторых религиозных направлениях, принимая своих учеников, ставили их на место того, с кем у ученика был конфликт, чтобы он мог прочувствовать того человека с кем конфликтует, его боль или обиду. Также в древней Греции, актеры перед выступлением приглашали специальных людей, которые вживались в роль персонажей и играли их чувства, эмоции, действия, а актеры наблюдали за своими героями, как будто они присутствовали тут и учились подражать им, перенимать их чувства, после чего они замечательно играли эти роли. Также история психологии и психотерапии может рассказать многое о том, как в различных техниках использовался подобный феномен перенятия чужих чувств. Некоторые терапевты использовали в своей практике этот феномен, проводили подобные расстановки, но до Б.Хеллингера не пытались систематизировать свои наработки и выделить в отдельный метод.

Мистика или наука?

Системные расстановки признаны официальным методом терапии. Феномен, который проявляется в ходе расстановки, связанный с перенятием чужих чувств, сейчас признается одним из научных явлений, вроде закона притяжения. Он просто принимается как нечто, пока необъяснимое, но при этом научное. Современная наука уже не стремится к тому, чтобы слепо отвергать непонятные ей явления (например, НЛО, привидения и т.д.) а пытается найти им объяснение. Ряд же разумных ученых обращаются к древним трактатам, где описаны все тайны и их причины, а также все открытые наукой явления и пока еще не открытые.

Кто может проводить расстановки?

Теоретически, для того, чтобы научиться проводить расстановки, можно, имея психологическое образование, пройти курсы повышения квалификации в сертифицированных заведениях, после чего, как можно больше нарабатывать практику (т.к. все расстановки очень индивидуальны и написать единый учебник, применимый ко всем случаям невозможно). При этом внешне можно даже стать довольно успешным в этой области.… Но не все так просто, как и везде, тут также существуют скрытые, но очень важные законы, несоблюдение которых может навредить и клиенту и группе и в итоге приведет к тяжелым последствиям для самого расстановщика.

Очень важна личность терапевта, проводящего расстановки. Это должна быть целостная личность, знающая цену, которую придется платить за свои ошибки и готовая к этому. Терапевт должен быть экологичен, т.е. понимать и уважать границы дозволенного, не пытаясь манипулировать людьми или использовать расстановки как метод наживы. Первичная его цель должна быть направлена на оказание помощи тем, кто ее ждет и просит. Нельзя вмешиваться «из добрых побуждений» туда, куда его не просят, в те области, куда пока его не зовут.

Расстановки влекут за собой серьезные изменения в судьбах людей, а за каждое такое вмешательство придется нести ответственность рано или поздно. Например, если человек не имеет достатка, и расстановщик увеличивает его достаток, при этом он должен дать знания о том, с чем была связана его нищета, иначе он сам станет нищим, чтобы пройти этот урок вместе со своим клиентом (который также вернется в свое состояние). То же самое касается вопросов здоровья, отношений и т.д. Как только терапевт берет на себя роль волшебника или Господа Бога, он автоматически берет на себя судьбу того, кому помогает. Причем, как правило, терапевт этого не замечает, если не имеет определенных качеств, не развивает их в себе. Тогда гордыня, жадность и прочие недруги незаметно проявятся в сердце, после чего придет разрушение на всех уровнях жизни. Сам терапевт, если он не дает глубокие знания причин страданий своему клиенту, или если он думает что он не инструмент, но сам решает проблемы, то он разделит страдания, взяв на себя часть судьбы клиента. А клиент, получив временное облегчение и передышку, снова вернется к своим урокам. Именно поэтому, к выбору терапевта необходимо подходить очень обдуманно, выяснив не только, сколько лет он занимается терапией, но главное, что это за личность, каковы его мотивы и цели, а также личностные качества.

Но в любом случае каждый сам выбирает, насколько он воспользуетесся этим советом. Ведь, в конце концов, это тоже право выбора и личная ответственность человека.

Около десяти лет назад я впервые увидела рекламу расстановок по Хеллингеру в российском информационном пространстве. Так как на тот момент я была в курсе содержательной части этого нового для нашей страны явления, я решила, что достаточно быстро эта практика естественным путём отойдёт в мир «оккультных услуг». Через год, обнаружив расстановки в прайсе нескольких достаточно крупных психологических центров, которые никак не ассоциируют себя с магией, я решила сходить туда и посмотреть, что же именно там делают и как профессиональные психологи себе объясняют правомерность применения этой практики.
Возможность появилась сама и очень быстро: на глаза мне попалось объявление о поиске так называемых «заместителей» - важных участников самого распространённого вида расстановки. Мы с мужем записались в «заместители», естественно, не сообщая ни о своей мотивации, ни о профессиональной принадлежности (справедливости ради: нас об этом никто и не спрашивал). Сразу оговорюсь: форматы проведения расстановок могут отличаться, но содержательно опираются на одну и ту же идею. И называться они могут по-разному: системные семейные расстановки, просто системные расстановки и ещё множество вариаций на тему. Приведённый ниже кейс служит для иллюстрации «работы» метода, а также материалом для критического разбора, который следует ниже.

Итак, расстановка проводилась для молодого мужчины. Он под руководством психолога, ведущего расстановку, назначил каждому из заместителей роль кого-то из членов его семьи (пока только живых) и расставил нас по комнате. Несколько расстановщиков остались без ролей. А дальше началась фантасмагория: «опытные заместители» (из числа сотрудников центра) начали сообщать о «тяжести в сердце», «щекотке в пятке» и прочих загадочных ощущениях от стояния рядом с кем-то или, напротив, из-за удалённости кого-то. И только мы стояли на своих местах и не испытывали ничего, кроме любопытства.
Потом каким-то непостижимым для меня путём один из «заместителей» (испытывавший острое желание излить любовь и сожаление клиенту) «оказался» абортированным ребёнком клиента, ещё несколько человек «оказались» давно почившими родственниками… начался спиритический сеанс. Потом произошло нечто, похожее на психодраму с мистическим уклоном. И завершилось всё это жёстким указанием расстановщика из разряда «встань и иди!».

Естественно, я задержалась, сообщила расстановщику свою профессиональную принадлежность и поинтересовалась тем, что это было, где он учился и как ему не стыдно. В ответ получила поток сознания «есть многое на свете, друг Горацио…» на тему существования ещё неизвестных науке явлений и неких полей, к которым надо подключаться для получения знаний.
Тогда я решила, что при таком уровне бредовости эта услуга сослужит хорошую службу клиентам: поможет им отличать действительно профессиональных психологов от шарлатанов, не имеющих никакого отношения к научному знанию.

Мне казалось очевидным, что разумный человек, прежде чем отдавать свои деньги за какую-либо услугу, погуглит о ней. При поиске информации про расстановки по Хеллингеру практически сразу находится, пожалуй, наиболее систематизированное в русскоязычном сегменте краткое описание методики: Веселаго Е.В. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. // Психотерапия. № 7, 2010. № 1, 2011. : [Электронный ресурс].

Прочтения этой статьи, на мой взгляд, достаточно, чтобы понять, что к психологии как науке данная методика не имеет никакого отношения ни в какой «реинкарнации». А нижеприведённый абзац (там же, с. 14) даёт понять, что и к понятию нормы в любом смысле расстановки имеют такое же отношение, как и к науке: «Хеллингер говорит, что его работа ― это не психотерапия, это практическая философия. Мне хочется добавить: “А также практическое богословие”. И в этой практике мы иной раз достигаем пределов: пугающих, неприемлемых, неправильных, “аморальных” движений (событий, историй). Ведь если нет ни плохого, ни хорошего и всё движется так, как оно движется, то как же быть, например, с ситуациями инцеста? Насилия, убийства, абортов? Фашизма, геноцида? Много раз свидетели расстановочной работы Хеллингера сталкивались с неприемлемым: например, в расстановке дочь, состоящая в сексуальной связи с отцом, говорит матери: “Мама, я рада делать это для тебя”. Через эту фразу, произнесённую в расстановке, приходит дух “зрячей” любви и примирения, связь открывает свой смысл и перестаёт быть нужной . Но при этом поднимается волна возмущения от защитников жертв насилия и жестокого обращения, от женщин, от мужчин, от социальных работников и многих других, в чьём понимании верной является идея защиты жертвы от насильника и соответствующего наказания для него ».

Но, судя по распространённости расстановок, практически полному отсутствию критики в русскоязычном сегменте Сети и научных источниках, проникновению методик уже в систему государственного образования и науки, этот вопрос остро нуждается в обсуждении.
Итак, метод системных семейных расстановок Берта Хеллингера получил широкое распространение во второй половине прошлого века как помогающая психологическая практика. Считается, что базовые принципы метода соответствуют системному и феноменологическому подходу, однако их трактовка осуществляется автором крайне неортодоксально. Исходя из системных предпосылок, Хеллингер предлагает рассматривать в терапии весь комплекс семейных отношений в их взаимосвязи и иерархии, включая межпоколенные (в том числе между живущими и уже умершими родственниками). Феноменологичность же метода подразумевает приоритет непосредственного субъективного опыта и ощущений участников расстановок.

По мнению сторонников метода, отношения, переживания и ощущения членов семейной системы находятся в некоем «поле», и, будучи помещёнными в соответствующие роли, совершенно посторонние люди как бы включаются в это поле и начинают воспроизводить характерные ощущения его членов, даже не обладая никакой предварительной информацией о них. Взаимодействуя с этими «заместителями», участник получает возможность отработать свои личностные проблемы и вопросы отношений с родственниками, коллегами по работе и даже абстрактными понятиями.

На мой взгляд, уже перечисленного должно было бы хватить для того, чтобы понять ненаучность и бесполезность «метода» расстановок, однако на тот случай, если у читателя ещё остались сомнения, остановимся чуть более подробно на наиболее одиозных положениях (постараюсь обойтись без узкоспециальных терминов).
Во-первых, в основе «механики» расстановок лежит так называемый феномен замещающего восприятия, когда заместитель начинает не просто представлять, а чувствовать и переживать то, что чувствует и переживает его реальный живущий или давно умерший прототип, черпая информацию напрямую из «информационного поля». Механизм этого замещающего восприятия и способа передачи информации между её носителем и его заместителем, впрочем, никак не формализуется и не объясняется - зато проверить и опровергнуть нельзя.
Во-вторых, здравая в принципе идея о том, что индивид не живёт в вакууме и на него влияют члены семьи (кстати, не только они, но и масса других социальных субъектов и агентов социализации), доводится здесь до абсурда и человек оказывается не просто связан, а тесно переплетён (и речь не о генетике!) в своей судьбе с судьбами предков - даже тех, о которых он не знает и никогда не мог узнать в принципе. В итоге утверждается, что он может проживать не свою судьбу и выполнять не свои задачи, поскольку сколько-то поколений назад образовалась психологическая проблема, которую так до сих пор и не решили. Ни современная психология, ни нейрофизиология не обладают научными объяснениями такого феномена, и способов проверить, действительно ли клиент мучается за грехи прабабушки, тоже нет.
Если убрать философскую и мистическую составляющую, то сама по себе техника расстановок, по сути, является попыткой проекции сознательных и бессознательных представлений клиента о структуре и характере межличностных отношений внутри семьи - и это могло бы иметь ограниченное практическое применение, но подобные методики уже существуют (например, психодрама), так что новизны, очевидно, удаётся достичь только путём мистификации и оперирования квазинаучными понятиями вроде «психической энергии», «информационного поля», «замещающего восприятия» и прочих. Но, может быть, ничего страшного в этом нет и пусть клиенты «расстановщиков» платят своеобразный «налог на невежество»?..
Отнюдь. Метод не является «этически нейтральным» и содержит несколько весьма опасных для клиента элементов.

Во-первых, самое простое возражение - в том, что использование «кривого» метода уводит вас с правильного пути и убеждённость в том, что корень проблем надо искать «вниз по генеалогическому древу», прислушиваясь к ощущениям, вызванным у вас чужими людьми, на которых возложены роли всевозможных родственников, помешает вам увидеть реальную проблему. Это в лучшем случае. В худшем - вы укрепитесь в своих заблуждениях и искажённом восприятии.
Во-вторых, неформализуемый метод с неверифицируемыми результатами оставляет чересчур широкий простор для работы «расстановщика» - и предъявляет крайне высокие требования к его профессионализму, этичности и способности к критической рефлексии. Что-то подсказывает мне, что у людей, практикующих (зачастую на коммерческой основе) ненаучный метод с мутными полуэзотерическими предпосылками, могут быть серьёзные проблемы с этими качествами. Более того, людям в пограничных состояниях опыт расстановок (в любой роли) может быть опасен провокацией развития полноценной психиатрии.

В-третьих, в своей основе идеи Хеллингера о «порядках любви» воспроизводят патриархальные модели гендерных и межпоколенческих отношений, фактически предписывая клиентам определённые (и довольно жёсткие) принципы восприятия и поведения. Нашумевшая интерпретация Хеллингером инцеста как вины матери в том, что она не удовлетворяла в достаточной степени сексуальных интересов своего мужа, в результате чего ему пришлось заняться сексом с дочерью, не только создаёт почву для культивирования чувства вины у матери (которая, возможно, по вполне логичным причинам отдалилась от мужа), но и принуждает жертву инцеста «принять с уважением» акт насилия над собой. Не говоря уже о том, что для самого насильника подобная интерпретация не даёт никакого шанса осознать свою ответственность за совершённое и отработать причины, которые привели к этому акту.

Я допускаю, что те психологи и педагоги, которые ссылаются на идеи Хеллингера и внедряют их в свою практику и учебные планы, не принимают всех положений «системно-семейной» терапии, но тогда это свидетельствует либо об их невежестве, либо о научной некомпетентности. Всё, что в расстановках «работает», не является специфическими особенностями расстановок, а вполне исчерпывается другими, вполне научными методиками. А то, что в них есть уникального, не является ни психологией конкретно, ни наукой вообще, и поэтому не работает и работать не может.

Тем не менее встречаются и те, кто «проходил» и кому «помогло». Почему же в их случае «сработало»?


Многим людям намного легче жить, считая, что они ни в чём не виноваты. Виновато «поле семьи» которое заставило, например, повторять судьбу изгнанного родственника. А чувство вины - одна из очень частых проблем, с которыми обращаются за помощью.
Так как в расстановках используются элементы из пунктов 2–4, существуют счастливчики, которым расстановки помогли и, возможно, даже сильно не навредили. Хотя вред в виде мифологизации сознания им однозначно причинён! Такой же вред причиняется и «заместителям». Говорить же о подтверждённой эффективности данного метода вообще не стоит, ибо нет ни одного исследования в этой области.

За ряд противоречивых высказываний и методов Хеллингера было исключили из Немецкой ассоциации системных расстановок его же бывшие последователи, но при этом продолжили заниматься расстановками, убрав имя Берта Хеллингера и спорные с точки зрения морали установки. Справедливости ради надо отметить, что нашлись и те специалисты, которые хоть и признают потенциал в этом эклектичном методе, но считают его небезопасным для пациентов.
К сожалению, в настоящее время расстановки получают всё более широкое распространение как услуга. Но самое ужасное - начинают занимать неприлично большое пространство в среде профессионалов, включаются в образовательные программы и практики, включаются в публикации, индексируемые РИНЦ.

Недавно я обнаружила расстановки в учебных программах некоторых государственных вузов, курсы по расстановкам, ведущиеся в АНО на базе государственных (sic!) психиатрических учреждений и позволяющие получить свидетельство государственного образца!
В своих попытках легитимации метода расстановок сторонники подхода не брезгуют и фальсификациями: так, статья о системной семейной психотерапии в русскоязычной «Википедии» написана явно адептами этой методики. Смелое утверждение о том, что «около 80 рандомизированных и контролируемых исследований смогли подтвердить, что системная и семейная терапия представляет собой эффективный и экономичный метод психотерапии, обладающий очень хорошим долгосрочным эффектом» ссылается на некоего Бернарда Шорна и его «труд» под названием «Научное исследование доказывает эффективность и долгосрочные успехи». Поиск в русскоязычном и англоязычном сегментах интернета не помог мне раскрыть таинственную личность этого человека. Ну и соответствующего труда я, естественно, тоже не нашла.

Ну и напоследок сообщаю вам, что всё большее распространение получают нынче расстановки для бизнес-систем, расстановки на курс валют и прочие экономические вопросы. Что лично у меня вызывает смешанные чувства: смешно, конечно, но… если люди бизнеса и банкиры начнут опираться в принятии решений на результаты оккультных практик, то что нас будет ждать в будущем?