Стоит ли отдавать ребенка в балет: плюсы и минусы занятия балетом. Просмотр полной версии

Балет – это особый, элитный вид хореографического искусства, секреты которого начинают познавать сызмальства. При этом, далеко не все родители, которые бы хотели, чтобы их ребенок занимался танцами, выбирают именно балет, ибо наслышаны о том, насколько небезопасными могут быть занятия и сколь много травм получают танцоры в процессе оных. В то же время, есть немало суждений о несомненной пользе балета, и потому настало время, чего же в балете больше, пользы или вреда.

Начнем с последнего. Если кто и может вам навредить в балете, то только вы сами. Рассуждения о повышенной травматичности этого вида хореографии – не домыслы, но травмы здесь в основном связаны с неаккуратностью и невнимательностью людей, которые занимаются балетом. Точно также травматичными мы можем назвать другие виды танцы, да и любую активность, подразумевающую выполнение резких, неестественных для обычного человека движений. Если правильно выполнять все наставления учителя танцев, если не стремиться сделать все здесь и сейчас, если проводить качественную разминку и танцевать в правильной одежде и обуви, риск получения серьезной травмы будет минимальным. Ну а легкие растяжения и ушибы – без этого не обойтись даже в повседневной жизни.

Теперь скажем несколько слов о пользе балета. Он делает наше тело гибким и грациозным, а наши движения пластичными. Занятия балетом помогают укрепить мышц тела, сделать эластичными связки, а также улучшить работу сердечнососудистой и дыхательной систем нашего организма. Это, в свою очередь, укрепляет здоровье. Кроме того, балет способствует развитию музыкального слуха и приобщает человека к мировой культуре, т.е. имеет воспитательную ценность, что особо актуально для подрастающего поколения. Балет укрепляет спину, формирует правильную осанку, вырабатывает особую, очень привлекательную походку, а также не допускает появления на теле лишних жировых отложений.

Балет - это нечто большее, чем облегающая одежда, плотные колготки и ношение специальной балетной обуви. Речь идет о развитии навыков танца благодаря самоотверженности и настойчивости человека. В статье описаны разнообразные преимущества балета для вашего здоровья.

Улучшает осанку

Балет - несомненная польза для осанки. Он помогает вам достичь постурального выравнивания. Каждое движение требует внимательности при его выполнении. Вы переносите себя с одной позиции на другую. Техника танца способствуют исправлению неправильного положения тела, вытягиванию плеч назад и удлинению шеи.

Вселяет уверенность

Балет начинается с врожденного желания заниматься профессиональными танцами и достигать значимых целей на этом нелегком пути. Исследование показало, что обучение технике танца увеличивает разнообразие постановки ног. Вы будете поражены собой, когда приобретете великолепную осанку.

Повышает гибкость

Гибкость не является обязательным условием для балета. Вы получаете ее путем многочисленных тренировок. Поскольку балет включает статическое и динамическое растягивание, выполнение подобных типов упражнений будет способствовать пластичности вашего тела.

Наращивает мышцы и улучшает ловкость

Верите или нет, но балет - это комбинация пилатеса и тренировки организма на выносливость. Он также подразумевает координацию дыхания. Выполняя приседания и прыжки, человек способствует укреплению своего тела. По мере того как танцор продолжает практиковать больше движений, он будет поддерживать целостность точной координации и моторные навыки.

Сжигает лишние калории

Вес вашего тела влияет на количество сжигаемых калорий при 90-минутной тренировке. Человек весом более 120 фунтов может сжечь около 200 калорий всего за 30 минут, что составляет около 600 калорий за сеанс.

Обеспечивает здоровое питание

Независимо от того, воспринимаете вы балет как увлечение или серьезную деятельность, вы не хотите чувствовать себя потолстевшим. Поэтому осознание того, что вы едите, будет чрезвычайно влиять на вас. Хорошо сбалансированная диета поддержит ваше здоровье и внешность.

Улучшает сенсомоторную производительность

Способность балансировать себя и реагировать на внешние раздражители указывает на то, как разработаны ваши сенсомоторные навыки. Участие в балетной или танцевальной программе повышает их, включая в работу оба полушария мозга.

Повышает когнитивную функцию

Овладение техникой танца бросает вызов вашему мозгу, заставляя синхронизировать ваши движения. Мета-анализ показал, что балетные и другие танцевальные интервенции являются полезными мерами по ограничению такой возрастной патологии нервной системы, как деменция.

Снимает стресс

Балет должен быть веселием и тренировкой для вашего тела. Учтите несколько ошибок при движениях и сосредоточьтесь на том, чтобы улучшить свою технику, и вы перестанете беспокоиться о внешних проблемах, которые не можете изменить.

Создает социальные связи

Присоединение к классу балета и взаимодействие с танцевальной группой способствует ведению более здорового образа жизни. Это отличная возможность подружиться с новыми людьми. Создание прочных социальных отношений снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний и болезней, связанных с ними.

Очень часто, подбирая дополнительные занятия для маленького ребёнка, родителям приходится делать выбор между секциями по физической подготовке и кружками, связанными с эстетическим воспитанием: музыкой, рисованием, танцами. Иногда бывает достаточно трудно организовать внешкольное посещение сразу нескольких секций и студий, поэтому зачастую отдаётся приоритет какому-то одному направлению – либо спортивным тренировкам, либо эстетическому воспитанию.

В то же время есть отличный способ полноценно совместить и спортивное и эстетическое развитии ребёнка – это занятия хореографией, или балетом.

Занятия балетом для детей предоставят замечательную возможность заложить основы для полноценного развития детского тела, обеспечат ребёнку правильную осанку, сделать его движения пластичными и скоординированными. Более того, занятия хореографией способствуют формированию правильных эстетических вкусов, музыкальности и хороших манер.

Мальчики или девочки?

Исторически сложилось так, что преимущества в балетном танце отданы женскому полу, однако, это скорее стереотип. Мальчики, занимающиеся балетом, более того, добившиеся в этом виде танцевального искусства серьёзных успехов, не редкость, особенно, в последнее время.

Поэтому не стоит отказываться от перспективы попробовать возможности своего ребёнка в хореографии, оперируя привычными шаблонами. Если мальчик музыкален, активно проявляет себя в танце и других видах творческих занятий, то, возможно, занятия балетом будут ему не только полезны, но и интересны.

Оптимальный возраст для начала занятий балетом

Как правило, преподаватели хореографии готовы работать с малышами, достигшими четырёхлетнего возраста. В этом возрасте дети уже могут осознанно подходить к заданиям, которые даёт педагог, выполнять определённые комплексы упражнений, способствующие растяжке и наработке мышечного корсета. В обучение малышей возраста четырёх лет не входит работа над сложными балетными па и танцевальными композициями.

На стандартном уроке хореографии малыши учатся различным видам танцевального шага, изучают базовые позиции рук и ног, используемые в классическом балетном танце, отрабатывают правильное положение корпуса во время танца, работают над развитием музыкального слуха. Все эти задания проводятся в игровой форме, при этом используются классические музыкальные произведения.

Пуанты, когда же?

Большинство девочек, выразивших желание заниматься хореографией, как правило, очаровано балетным танцем, героинями музыкальных сказок и постановок. В их представлении уроки хореографии – это замечательная возможность надеть красивое платье и пуанты (балетные тапочки) и превратиться в маленькую фею. Поэтому очень желательно, перед тем, как вы примете решение приобщить дочку к миру классического балета, объяснить ей, что для того, чтобы танцевать также красиво, как это делает фея в мультфильме или в сказке, нужно старательно и долго учиться под руководством педагога.

А танцы на пуантах, о которых грезят будущие балерины, начнутся не ранее 10 лет, это связано с особенностями формирования опорно-двигательного аппарата маленьких детей.

Балет, профессия или хобби?

Не секрет, что многие из нас в детстве посещали балетную школу или уроки хореографии, однако, далеко не все смогли добиться в этом танцевальном искусстве существенных успехов. Это вызвано тем, что профессионально связать свою жизнь с балетным танцем решаются не многие, и тому есть масса причин. Это и напряжённый график тренировок, и большие нагрузки во время выступлений, не оставляющие время на жизнь вне рамок балета – учёбу в общеобразовательной школе, хобби, общение со сверстниками.

Именно поэтому, многие, отучившись несколько лет в балетной школе, прекращают занятия. Стоит расстраиваться и говорить о том, что время, потраченное на занятия балетом, было использовано нерационально? Конечно, нет!

Ведь занятия балетом в детском возрасте практически на всю жизнь обеспечат ребёнка красивой осанкой и грациозной походкой, наделят безупречным музыкальным вкусом и любовью к искусству. Более того, хореографические навыки, полученные в детстве, сделают в дальнейшем лёгким и приятным обучение любым другим видам танца – будь это танцы народные или танцы современные, в стиле джаз-модерн.

Можно смело сказать, что уроки балета в детском возрасте будут очень полезны, и полностью оправдают затраты родителей на организацию этих занятий.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

О пользе хореографии для детей говорит эксперт:

Классическая детская хореография - одно из самых популярных дополнительных занятий для детей. О том, чтобы отдать ребенка на балет, взрослые задумываются, когда малыш подрастает до четырех-пяти лет. Однако многие не знают, что приводить малышей в студию можно гораздо раньше: уже с двух-трех лет.

Казалось бы, двухлетним малышам еще рано разучивать балетные па, но это не совсем так. О своем опыте раннего хореографического развития «Летидору» рассказала балерина, руководитель своей собственной хореографической студии Ксения Белая .

Несколько лет тому назад наша студия первой в Москве объявила набор на хореографию для малышей от двух лет. Это решение было связано с личной ситуацией: у моей двухлетней дочери обнаружили плоскостопие и вальгус, и я решила самостоятельно скорректировать проблему с помощью балета.

Чтобы добиться желаемого результата, я разработала специальную программу с учетом особенностей развития малышей. Я набрала небольшую группу и начала тренировки.

iconmonstr-quote-5 (1)

В результате все проблемы у дочки ушли всего за два месяца, у ровесницы дочки после занятий исчезла косолапость.

Поэтому мы приняли решение оставить в расписании специальный класс для малышей, богатый игровыми элементами и импровизацией.

С тех пор и по настоящее время малышовые группы у нас очень популярны. При этом мы профильная хореографическая студия, такие классы предполагают не просто веселый и интересный досуг, но и помогают создать хорошую балетную базу на будущее.

Наш опыт показывает, что в два года с ребенком можно не только играть.

Что ребенку в два года дает хореография

Занимаясь хореографией, наши ученики учатся многому:

  • концентрации и навыку сохранять, фокусировать свое внимание на педагоге, задаче, упражнении;
  • координации своего тела;
  • фантазии и способности импровизировать, когда они изображают под музыку разных персонажей.

iconmonstr-quote-5 (1)

Двухлетние малыши после года занятий балетом могут похвастаться также формированием правильной осанки - когда лопатки стоят на своих местах, а животик подтянут.

Уходят или выравниваются ортопедические проблемы. Отдельно стоит сказать и о том, что балет в любом возрасте формирует эстетический вкус.

Наконец, еще одно преимущество групповых танцевальных занятий уже в два года - это знакомство с работой в коллективе, навык принятия информации от педагога. И, конечно, здоровая физическая нагрузка, развитие пластичности, знакомство с собственным телом и его возможностями - все эти плюсы от занятий сложно переоценить.

К тому же ранние занятия балетом дают возможность заложить хорошую базу для того, чтобы в дальнейшем эти полуигровые занятия вылились в увлеченность дисциплиной на более серьезном уровне.

Что важно знать родителям, которые отдают детей на балет в два года

Как понять, что ваш малыш готов к занятиям? Все очень просто. Если у вас растет маленький непоседа, который пританцовывает на месте, едва заслышав музыку, любит кривляться, изображать сказочных героев, то можете смело отводить его на пробный урок.

Приступая к занятиям, родителям нужно помнить, что от них тоже многое зависит, особенно в процессе адаптации. Это значит, что им нужно быть готовыми к тому, что ребенок не сразу испытает восторг от новой деятельности. Не все будет получаться сразу, порой дети будут капризничать, уставать, отказываться от урока. С этой ситуацией можно справиться, если набраться терпения, настраивать ребенка, планировать дни занятий таким образом, чтобы малыш успевал отдохнуть перед уроком.

Родителям важно следить за тем, чтобы ребенок приезжал не только готовым, но сытым и бодрым.

Нужно учитывать и то, что даже самый бойкий ребенок может просидеть первые несколько занятий на руках у мамы.

Моя дочь провела именно так свои первые четыре занятия, а сейчас она с радостью и удовольствием солирует на сцене.

Чтобы поддерживать в малышах увлеченность, я рекомендую повторять дома элементы упражнений. Например, можно попросить малыша научить вас каким-то простым па, дать ему почувствовать, что он уже разбирается в этом лучше вас.

Наконец, нужно отдавать себе отчет в том, что бывают и дети, которые не испытывают никакого интереса к танцам. Некоторые из них постепенно вовлекаются в процесс, некоторые - нет.

Если ваш ребенок пока относится к последней категории и после 8-10 занятий по-прежнему не испытывает никакого энтузиазма, мы советуем сделать паузу и попробовать еще раз через несколько месяцев или в следующем учебном году.


тансовщик

19.01.2009, 19:58

Добрый вечер!
Я очень многое слышал о балете. Многие говорят, что это помогает развитию ребенка. На ваш взгляд, стоит ли его отдавать на занятия балетом? У ребенка присутствуют, на мой взгляд, некоторые данные. ..

20.01.2009, 13:24

Сам я папа такого ребенка. В балет уже отдали, пока в школу искусств при музыкальной школе, но идут разговоры о более серьезном балетном образовании. Ничего пока не решили, есть еще время подумать.

Плюсы:
1) Хорошая осанка.
2) Здоровье (если заниматься без фанатизма) Пфу 3 раза.
3) Чувство ритма и чувство собственного тела.
4) Развитая гибкость
5) У дочери быстро появились друзья в отличии от общеобразовательной школы.
6) Общее музыкальное образование является частью хореографического. Есть возможность гибкой подстройки под желания ребенка. Кол-во "балетных" часов можно уменьшить и добавить больше музыки (хор, оркестр), но моя дочь особого желания к музыкальным предметам не проявляет.

Минусы:
1) Возить на занятия 3 раза в неделю в середине дня
2) ...
Других минусов пока не знаю.

20.01.2009, 14:05

Вспомнил, где умение танцевать сильно помогает во взрослой жизни:
Например, говорят, начинающие кататься на виндсёрфинге взрослые танцовщики (а также артисты цирка) имеют огромное преимущество перед другими начинающими за счет лучшего владения своим телом.

Дает ли гибкость тела более развитую гибкость мышления никто не изучал:-), но что в ней может быть вредного, если тренироваться, конечно, не до травм

тансовщик

20.01.2009, 18:58

Спасибо большое. а вы могли бы что нибудь посоветовать?

21.01.2009, 13:34

У нас тоже все началось с того, что в ребенке заметили способности к танцам. Мы пошли искать кружок танцев рядом с домом. Зашли в музыкальную школу на ул. Карпинского (Петербург), чтобы поинтересоваться о кружке танцев, а нам говорят: пишите заявление и идите на вступительные экзамены (сегодня последний день приёма).

Ребенок даже не успел испугаться как её 3 тёти начали тестировать на прыгучесть, римт и прочие параметры. Затем нужно было танцевать импровизацию под музыку.

Из разговоров родителей и педагогов было понятно, что бюджетные места уже все заняты теми, кто ходил на платную подготовку к поступлению, и отбор случайно зашедших шел в группу самоокупаемости.

В результате мою дочь взяли в группу самоокупаемости. Стоило обучение 3000 руб/месяц.
Отучившись первый семестр платно, дочь с этого Нового года была переведена на бюджет на освободившиеся там места

На собрании сказали, что они готовят детей серьезно. После обучения в их школе можно пытаться поступать в АРБ имени Вагановой.

тансовщик

21.01.2009, 19:16

Ох! Здорово! Это, на сколько знаю, лучшее училище России! И поступит туда очень, очень сложно.. Если вы туда поступите.... То примите мои поздравления!

22.01.2009, 12:55

неуказанные минусы профессионального обучения детей балету:
б) казарменная дисциплина
в) культ физиологии над мозгами
г) (само собой) травматизм
д) боль как повседневность (отсюда психические расстройства)
е) перспектива неразделенной любви к профессии...

И это "по мелочи"...

По-моему, лучше всё-таки бальные танцы...

22.01.2009, 13:41

22.01.2009, 21:48

пойти в балет - все равно, что жениться - все равно раскаешься... знаю и многих, кто не пошел (и даже был исключен) -все равно -любовь неистребима.
но еще -постоянное соперничество - это не для слабых.
в заключение - любимая цитата из Цискаридзе:

23.01.2009, 12:13

С другой стороны в простой жизни разве нет постоянного соперничества?

При профессиональном обучении математике, "перекос сознания" может быть в другую сторону, что может привести к болезням и как следствие ухудшению мыслительных способностей, ради которых физическая культура и "приносится в жертву". Полагаю, что обратная ситуация тоже сказывается не в пользу балета, т.к. для того, чтобы эффективно развивать свое тело, все-таки нужно уметь соображать.

Если же прийти к выводу, что ни на математику, ни на балет профессионально учиться не нужно, дабы личность была сбалансирована, то человек во взрослой жизни окажется неконкурентоспособным в обоих этих областях.
А если у него выраженные способности к чему-то одному? Тогда мы обрекаем ребенка сожалеть о том, что его не учили чему-то профессионально. Повезет, если выросший ребенок будет сожалеть в ключе того, что он в свое время не настоял на том, чтобы родители отдали его учиться в желаемую область профессионально...., а то могут сожалеть несколько иначе... :lol:

23.01.2009, 12:40

в заключение - любимая цитата из Цискаридзе:
"Балерина -балерине может пожелать одного - смерти!"

Да ну, это похоже на штамп (анекдот), которым танцовщики любят бравировать.

Есть аналогичные анекдоты (штампы) про программистов, например:
Жена: Сходи в магазин и купи один батон. Если будут яица, то купи 10.
Программист в магазине: У вас яйца есть?
Продавец: Есть!
Программист: 10 батонов пожалуйста... :lol:

Любой программист с большим удовольствием Вам его расскажет, но это не значит, что если человек - программист, то он такой же "идиот", как в этом анекдоте.

23.01.2009, 17:41

Да ну, это похоже на штамп (анекдот), которым танцовщики любят бравировать.

Ну да, попадаются и такие, которые стекла толченого вам в туфли подсыпят, будьте любезны...:-o

23.01.2009, 17:49

Вообще -же рискните... но при музыкальности, прыжке, шаге, подъеме, выворотности и т.д., потребны еще избыток здоровья и способность доминировать. А так - в процессе обучения еще и жесткий отбор действует - вдруг вырастет до 2 метров или растолстеет...

23.01.2009, 17:54

Ну да, попадаются и такие, которые стекла толченого вам в туфли подсыпят, будьте любезны...:-o

Это я тоже на балетном форуме читал, но подтверждения того, что это не единичный случай, (а м.б. "форумная утка") не видел.

Аналогично в ужасы общеобразовательной школы можно записать, подкладывание кнопок на стул острием вверх, и прочие "шалости" детей, не менее жестокие, чем подкладывание стекла в туфли.

С людьми (необязательно балетными) надо быть готовым ко всему. Иметь привычку трясти обувь перед одеванием, смотреть, куда садишься и вообще по сторонам смотреть. При попадании в засаду бить первым и быстро уносить ноги.... Мне казалось, что в обычной школе это все проходили? :lol:

23.01.2009, 18:02

Ну да, попадаются и такие, которые стекла толченого вам в туфли подсыпят, будьте любезны...:-oЛадно вам страсти-то разжигать. Чтобы толченого стекла подсыпали, - надо сначала научиться танцевать как Цискаридзе. И пиарить себя так же.

тансовщик

26.01.2009, 19:05

27.01.2009, 02:08

Вы безусловно правы. но ведь может получиться и так. что ребенку это в итоге на столько надоест, что он будет проклинать всех и вся... как и я проклинал в свое время всех за то, что меня отдали не в ту область знаний. в которую мне бы хотелось...

Безусловно, главное слово за ребенком. Это просто психологическая подготовка к тому, что дочь сама захочет заниматься балетом, что очень вероятно.

У нас все родственники (технари) в шоке, от желания детей заниматься какими-либо искусствами. Мне родители не помогали в занятиях музыкой, и сам я это дело не осилил на таком уровне, чтобы претендовать на профессионализм. К тому же они "хитрили" все-таки предоставляя некую иллюзию выбора: хочешь быть музыкантом, на фортепиано заниматься уже поздно, можно пойти на духовые... далее следовало описание кучи минусов от игры на трубе (профболезни, перспективы, вернее их отсутствие, и прочий негатив)... К тому же не было секретом то, что я трубы медные/железные я как тогда не любил, так и сейчас не люблю, а про деревянные духовые я ребенком ничего не знал и опыта их слушания не имел..., сейчас осознаю, что все-таки на деревянные духовые стоило пойти...

В результате я сейчас инженер по образованию, но, получив это образования, я чувствовал себя не на своем месте... В конце концов я стал программистом, что скорее ближе к прикладному искусству, чем к науке.
Не то, чтобы я "проклинаю" своих родителей, но все-таки я считаю, что информацию по выбору жизненного пути ребенку надо давать максимально полную и без своих пристрастий...

28.01.2009, 05:09

Приветствую форумчан!
Очень животрепещущая тема - про и контра балета. Я пришла в балет, или, лучше сказать, к балету, довольно поздно и в довольно зрелом возрасте (20+). Конечно, я не танцую профессионально, но весьма плотно работаю в этой области. Пишу критики и пиар-статьи о балетных спектаклях и участвую в организации детско-юношеского танцевального конкурса. Кстати, добро пожаловать на наш сайт www.tanzolymp.com

Учить ли ребенка балету? ДА! Пытаться ли сделать из него, или, скорее, нее балерину? Вот тут ряд "но".

Классический танец дает массу плюсов:
- Сутуленький, косолапый, пухленький ребенок довольно быстро превращается в грациозное, тоненькое созданье с летящей походкой, отличной координацией и красивыми ногами (что в жизни женщине очень даже может пригодиться, даже если она не станет второй Лопаткиной)

Балетные дети вообще "не от мира сего", поражает, даже у малышей, удивительное упорство и трудолюбие. Вместо того, чтобы носиться во дворе или торчать перед компьютером, они точат батманы, и даже телевизор смотрят, лежа в шпагате, или "ломая" подъемы. Дурное влияние улицы исключено!

Балет - искусство элитарное, далеко не всем он доступен и понятен. Поэтому в общеобразовательной школе увлеченный балетом ребенок (особенно мальчик!:-o) рискует стать белой вороной с характерной "пингвиньей" походкой.

Огромный плюс - это дисциплина, прививаемая детям уже с младых ногтей. Те, которые приезжают к нам на конкурс - просто маленькие солдаты! Это очень помогает потом во взрослой жизни. И еще, у этих детей есть ЦЕЛЬ. Весьмя конкретная, осязаемая. Они хотят танцевать. На сцене. Выбор профессии сделан.

Русская балетная школа по прежнему очень ценится во всем мире. Профессия танцовщика не нуждается в словах, поэтому возможно трудоустройство во всем мире. Представляете, какой простор! Балетный народ - это особая каста, цыгане. Пару сезонов в Венгрии, потом в Германии, потом - Япония, Франция, Штаты, Корея... А на гастроли - в Испанию, Аргентину, Бразилию... И все оплачивается. И везде - друзья, коллеги, соученики, друзья друзей. И все друг другу помогают, и остановиться есть где, когда путешествуешь.

Профессиональное балетное образование требует огромных жертв, как от детей, так и от их родителей. Сначала невероятно трудно поступить в престижное учебное заведение. Требуются подготовительные занятия, работа над физическими недостатками, растяжка, выбор педагогов - не дай Бог испортят! Стоит педагогу недосмотреть, и ребенок "заваливает" стопы внутрь, а это в будущем приговор коленям, или еще что-нибудь неправильно поставит, и путь в ту же Вагановку, и профессиональное будущее закрыт! Потому, что переучивать - намного трудней, чем учить.

Поступив, не расслабляться! Тут начинается борьба против отчисления. Балетные дети работают, как на галерах! Ведь помимо уроков классики, дуэта, пальцев (танца на пуантах), народно-характерных танцев, модерна, есть еще и общеобразовательная программа, музыка, и околобалетные предметы. И репетиции, если училище при театре (как Вагановка и МАХУ), то и участие в спектаклях. Кстати, общеобразовательные предметы страдают, и если вдруг ребенка отчисляют из училища, ему трудно приходится в нормальной школе. А когда приходит переходный возраст, то начинается война за форму, что чревато всякими анорексическо-булемическими гадостями. Закончить такое учебное заведение - счастье! Посмотрите статистику: конкурс на место около 200 человек (у девочек, мальчикам намного легче - их мало!), принимают человек 30, а выпускают - 7-15 артистов балета! И всего пару человек принимает на работу театр (например, Мариинка)

Нынешний балет требует нечеловеческих пропорций и исключительных данных. Балерина сейчас должна иметь очень длинные ноги, руки, шею, быть высокой, миловидной, при этом иметь нужный вес (меньше 50 кг.) Посмотрите на Захарову, Лопаткину, Полину Семионову, ту же Волочкову (ладно, с весом там проблемы). Даже Диану Вишневу несколько раз пытались отчислить, говорили, данных нет! Еще - абсолютная выворотность, шаг (анатомическая способность высоко поднять ногу), подъем, строение стопы, спина, и т.д., и т.п. И музыкальность, и актерские способности... И даже имея все это, есть риск всю короткую карьеру простоять в кордебалете. А карьера коротка!

Лишь выдающиеся могут рассчитывать на творческое долголетие. У многих около 30 - 35 становится ребром вопрос - что делать дальше? Травмы, проф. заболевания заставляют прощаться со сценой. И что делать? Вся жизнь была посвящена этому священному чудовищу - балету, а теперь??? Педагогика ведь не каждому дана, а начинать все с нуля мягко говоря, непросто.

Заработок танцовщика, если это не звезда, невысок. Несопоставим с физическими и эмоциональными затратами, а также с длительным сроком обучения. Свободного времени вне театра практически нет. Рабочий день зачастую с 10 до 22:30. На ногах! :lol:

Что-то расписалась я... Короче - если ребенок жить без танца не может, и данные есть - отдавайте в балет! Кстати, если спросить балетных, отдали ли бы они своих детей в балет, говорят - ни за что! А потом смотришь - танцуют детки...

Очень часто, подбирая дополнительные занятия для маленького ребёнка, родителям приходится делать выбор между секциями по физической подготовке и кружками, связанными с эстетическим воспитанием: музыкой, рисованием, танцами. Иногда бывает достаточно трудно организовать внешкольное посещение сразу нескольких секций и студий, поэтому зачастую отдаётся приоритет какому-то одному направлению – либо спортивным тренировкам, либо эстетическому воспитанию.

В то же время есть отличный способ полноценно совместить и спортивное и эстетическое развитии ребёнка – это занятия хореографией, или балетом.

Занятия балетом для детей предоставят замечательную возможность заложить основы для полноценного развития детского тела, обеспечат ребёнку правильную осанку, сделать его движения пластичными и скоординированными. Более того, занятия хореографией способствуют формированию правильных эстетических вкусов, музыкальности и хороших манер.

Мальчики или девочки?

Исторически сложилось так, что преимущества в балетном танце отданы женскому полу, однако, это скорее стереотип. Мальчики, занимающиеся балетом, более того, добившиеся в этом виде танцевального искусства серьёзных успехов, не редкость, особенно, в последнее время.

Поэтому не стоит отказываться от перспективы попробовать возможности своего ребёнка в хореографии, оперируя привычными шаблонами. Если мальчик музыкален, активно проявляет себя в танце и других видах творческих занятий, то, возможно, занятия балетом будут ему не только полезны, но и интересны.

Оптимальный возраст для начала занятий балетом

Как правило, преподаватели хореографии готовы работать с малышами, достигшими четырёхлетнего возраста. В этом возрасте дети уже могут осознанно подходить к заданиям, которые даёт педагог, выполнять определённые комплексы упражнений, способствующие растяжке и наработке мышечного корсета. В обучение малышей возраста четырёх лет не входит работа над сложными балетными па и танцевальными композициями.

На стандартном уроке хореографии малыши учатся различным видам танцевального шага, изучают базовые позиции рук и ног, используемые в классическом балетном танце, отрабатывают правильное положение корпуса во время танца, работают над развитием музыкального слуха. Все эти задания проводятся в игровой форме, при этом используются классические музыкальные произведения.

Пуанты, когда же?

Большинство девочек, выразивших желание заниматься хореографией, как правило, очаровано балетным танцем, героинями музыкальных сказок и постановок. В их представлении уроки хореографии – это замечательная возможность надеть красивое платье и пуанты (балетные тапочки) и превратиться в маленькую фею. Поэтому очень желательно, перед тем, как вы примете решение приобщить дочку к миру классического балета, объяснить ей, что для того, чтобы танцевать также красиво, как это делает фея в мультфильме или в сказке, нужно старательно и долго учиться под руководством педагога.

А танцы на пуантах, о которых грезят будущие балерины, начнутся не ранее 10 лет, это связано с особенностями формирования опорно-двигательного аппарата маленьких детей.

Балет, профессия или хобби?

Не секрет, что многие из нас в детстве посещали балетную школу или уроки хореографии, однако, далеко не все смогли добиться в этом танцевальном искусстве существенных успехов. Это вызвано тем, что профессионально связать свою жизнь с балетным танцем решаются не многие, и тому есть масса причин. Это и напряжённый график тренировок, и большие нагрузки во время выступлений, не оставляющие время на жизнь вне рамок балета – учёбу в общеобразовательной школе, хобби, общение со сверстниками.

Именно поэтому, многие, отучившись несколько лет в балетной школе, прекращают занятия. Стоит расстраиваться и говорить о том, что время, потраченное на занятия балетом, было использовано нерационально? Конечно, нет!

Ведь занятия балетом в детском возрасте практически на всю жизнь обеспечат ребёнка красивой осанкой и грациозной походкой, наделят безупречным музыкальным вкусом и любовью к искусству. Более того, хореографические навыки, полученные в детстве, сделают в дальнейшем лёгким и приятным обучение любым другим видам танца – будь это танцы народные или танцы современные, в стиле джаз-модерн.

Можно смело сказать, что уроки балета в детском возрасте будут очень полезны, и полностью оправдают затраты родителей на организацию этих занятий.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

О пользе хореографии для детей говорит эксперт:

Наша редакция заинтересовалась тем, кто и как танцует в Ташкенте. Мы просмотрели основные танцевальные направления города и побеседовали с их представителями, чтобы узнать, что происходит с танцевальной культурой города, какие у нее проблемы, куда она развивается и что ее ждет дальше?

Новая героиня, балерина ГАБТ им А.Навои Амина Бабаджанова, рассказывает о сложностях балета, новом здании большого театра и карьерном росте.

Как все начиналось

Я любила танцевать с самого детства – смотрела, как танцуют Майя Плисецкая, Галия Измайлова, наша народная балерина. В детском саду, например, всегда была в первых рядах и любила выступать. В десять лет я узнала о детском наборе в Хореографический институт, куда и поступила, пройдя все четыре тура отбора.

Конкретной задачи поступить у меня не было – была бы рада любому раскладу. Но, как выяснилось, данные для балета у меня самые подходящие, и я поступила. Восемь лет я училась, после чего устроилась на работу в театр им. Алишера Навои. Как и все, начинала в массе, спустя какое-то время доросла до солистки, ну и, конечно, дошла до ведущих партий. Танцевала в таких постановках, как «Эсмеральда», «Бахчисарайский фонтан», «Томарис», «Хумо», «Спартак», «Жизель», «1000 и 1 ночь», – везде были ведущие партии. Спектаклей было много, перечислить все сложно.




Уже пять лет как мы работаем во дворце Туркестан. Естественно, сократился наш репертуарный план. Остались «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и другие. Но все спектакли, вышедшие из репертуара, будут восстанавливаться, после того как мы вернёмся домой, в театр Навои.


Через тернии к звездам

Чтобы учиться в балетной школе, нужен сильный характер. Без него тяжело просто даже выстраивать отношения со сверстниками и другими студентами, постоянно присутствует конкуренция. Со слезами на глазах, несмотря на замечания педагогов и их недовольство, я ставила себе цель и добивалась своего. Были всякие неприятные мелочи между собой – например, однажды мне порвали костюм прямо перед выходом. Или однажды мне пришлось менять партнера за пять дней до спектакля, потому что предыдущий внезапно заболел. В нашем деле всегда нужно надеяться на себя, на свои силы, не опираясь ни на кого, кроме педагогов. Бывает, что человек не выдерживает такого психологического давления и уходит.





Конечно, подобные досадные мелочи бывают и сейчас, но я не реагирую на них – отнимает слишком много времени. Раз есть зависть, значит, я интересна остальным, им есть о чём поговорить. А я просто стараюсь делать свою работу.

Возрастной порог, или что балерине делать дальше

Наш стаж примерно 20 лет, и это очень короткий срок, который к тому же пролетает совершенно незаметно. Я уже проработала свои двадцать лет, но физически я ещё могу продолжать – мои данные позволяют, и я держу себя в форме. Я достаточно молодо выгляжу, у балерин есть такое качество. Но если балерина получает травму после двадцати лет постоянной практики – тяжело быстро восстановиться. И я считаю, если талантливая балерина пропустила практику и опыт через себя, она должна передавать свой опыт, знания и мастерство дальше, преподавать это ученикам. Потому что изучить всё самостоятельно сложно, а с помощью таких мастеров, которые прошли через всё, учиться гораздо проще.




Я планирую работать на сцене ещё лет пять, а может, больше. Секрет в том, чтобы выбирать дорогу правильно – брать роли, которые соответствуют возрасту. Я не буду Машенькой в «Щелкунчике», я буду играть ту роль, где можно выглядеть достойно, и пусть это будет мать, а не молодая девушка. К примеру, уже год я танцую мать Капулетте в «Ромео и Джульетте», и это очень драматичный образ. Зрелость балерины проявляется в таких образах.

Идеальный возраст для балета

Приходить заниматься балетом после двадцати лет уже поздно. Потому что все связки становятся тугими, позвоночник не гнется так сильно, как необходимо. Самый поздний возраст для профессиональных занятий балетом – 14-15 лет, можно танцевать хотя бы характерные узбекские народные танцы. А в балет лучше идти с десяти лет, а то и раньше. Но никогда ничего не поздно, и если человек одарённый, а его тело гибкое и позволяет ему гнуться во все стороны, то преодолевать преграды будет гораздо проще.





Я не могу сказать, что достигла своего профессионального максимума. Думаю, я буду идти ещё дальше. Я прошла творческий путь на сцене как балерина, сыграв определенные роли, а сейчас учусь на педагога, чтобы передавать свои знания. Я могу оценивать, как танцуют другие артисты, так как я часто сижу в жюри. Если ты хочешь развиваться и совершенствоваться, предела нет. Можно всегда развиваться и совершенствоваться. У искусства нет границ.

Плюсы и минусы профессии

Практически всё зависит от педагога, который даёт балетное образование в начальных классах. Если он правильно ставит девочку, и её тело развивается по законам классических движений, то травм не будет. Если артист балета работает в полноги, он может упасть, споткнуться, получить вывих или ногу сломать, все, опять же, зависит от правильности движений. Если артист балета всегда делает движения как надо, в полную ногу, то травм можно избежать. Но если его природные данные не позволяют делать эту правильность завёрнутой, то болезненных ощущений не избежать.

Также многое зависит от партнёра. Бывает, что при поднятии и поддержке он может не словить балерину, но школа балета обучает всему, чтобы рисков не было.




Ну и, конечно, определенную роль играет физиология человека. Есть люди, которые не могут выдерживать такую нагрузку – у них болят ноги, появляется варикоз. Если проблем нет, то выдержать можно всё – и балет, и народные танцы, и на каблуках, и на пальцах, и в тапочках. Балерина должна танцевать только на пуантах – если после пуант резко перейти на тапочки, то работает уже другая группа мышц, и ноги могут болеть. Аналогично и на «характерках», это танец в туфлях на каблуках, – работает другая группа мышц. Поэтому в театре должны быть балерины характерные, на каблуках, балерины выступающие на пуантах или в тапочках. Хотя есть и универсальные, которым не принципиально, как и на чём танцевать.

Из плюсов – возможность танцевать в спектаклях образы с характером, где можно выразить судьбу героя, войти в этот образ и полностью прожить жизнь своего персонажа. И, выходя на сцену, я получаю удовольствие. Допустим, у Эсмеральды нежный, цыганский образ, у Томарис это женственность в сочетании с воинственностью. Я всегда наслаждалась спектаклями, которые проходили у нас на сцене. Мне нравилось испытывать выброс адреналина, энергии, получать удовольствие от танца.


О востребованности

Наша профессия востребована хотя бы потому, что на правительственных праздниках, типа Навруза или Дня Независимости, задействовано много танцоров, подготовка к ним продолжается около полутора месяцев. Кроме того, есть ещё всевозможные приёмы на праздниках Дня Конституции или Восьмого марта. На разных открытиях стадионов и гос.объектов нужен ансамбль, балет. В Узбекистане очень востребованы подобные танцы.

Плюс ко всему, на гастролях прославляется наша культура: в Китае, в Индии. К нам приезжают иностранцы, которые интересуются узбекскими танцами и отечественным балетом. Иностранцы иногда приезжают автобусами, что очень приятно. У нас билеты дешёвые, они приходят и смотрят. Совсем скоро откроется театр им. Алишера Навои, и весь уровень нашего балета будет подниматься. Будут восстанавливаться костюмы и декорации.

В балете существуют определённые категории, от которых зависит оплата: одиннадцатый разряд – самый высокий, но до него нужно дойти.

Где и как можно заниматься

В Ташкенте много студий, куда дети приходят заниматься хореографией, в возрасте от четырех до двадцати лет, а то и старше. Есть студия Галины Халматовой, она занимается с детьми, и они танцуют для себя. У Саиды Мансурходжаевой есть студия национального и классического танцев. В городе много людей, которым хочется развивать своё тело. Зачастую заниматься в студии – отличный вариант подготовки перед хореографическим училищем. И у нас в театре есть детская подготовительная студия «Солнышко».

Развитие балета в Узбекистане

Двигаться вперёд заставляет желание танцевать. И такой вид искусства, как балет – это нечто неземное, романтическое, классическое. Наш новый балетмейстер взялся за развитие балета. Стараются пригласить педагогов Мариинского театра, готовятся новые костюмы. Вскоре мы планируем открыть театр, и по этому поводу намечается грандиозный концерт с новыми костюмами. Одним словом, работа кипит.

И сейчас это стимул для всех – наш театр снова откроется, и мы вернёмся в свой родной дом. Потому что все сцены дворца Туркестан – концертные. Но мы благодарны руководству дворца Туркистон за то, что предоставили нам возможность заниматься и работать уже как пять лет. В том, чтобы заново открыть театр, задействован почти весь Узбекистан, вплоть до Министра культуры и Президента. На сегодняшний день культурному росту страны уделяется много внимания, и я надеюсь, это даст свои плоды. Вернутся уехавшие артисты, а балетное искусство снова вернется на свой уровень.