Спортивная психология: травма – трагедия или повод подумать? Как принять поражение с достоинством

Мы решили завести новую рубрику, в рамках которой раз в неделю психолог- консультант Константин Каракуца будет отвечать на волнующие нас вопросы. Первый выпуск посвящён проблеме из области мужской психологии - как пережить проигрыш любимой команды. Сезон в большинстве чемпионатов уже начался или вот-вот начнётся, так что, полагаем, наш материал окажется очень кстати.

Как пережить поражение любимой футбольной команды?

Ответ прост. Напиться с друзьями пива. Пойти искать болельщиков другой команды, чтобы набить им морду. Вернуться «на рогах» домой и устроить там скандал любимому человеку? С утра проснуться, пойти на работу или учёбу и там весь день и всем подряд рассказывать о том, какую неудачу вы вчера пережили и как злы на весь мир. Знакомая картина? Ну а теперь шутки в сторону, давайте попытаемся поразмышлять на эту тему более серьёзно.

Почему так тяжело пережить поражение? Ну, в большей степени это связано с процессом идентификации, а именно - с идентификацией себя с группой. Когда человек глубоко сочувствует какой-то футбольной команде, он может словно растворяться в том, что происходит с его любимцами. Нет больше Васи с пятого этажа, который учится на экономическом и играет на гитаре. Всё это неважно. Теперь внимание занято тем, что происходит на поле. И гол, забитый в «наши» ворота воспринимается как личное поражение. Этот гол забит не за сотни и тысячи километров отсюда. Нет. Этот гол забит вот здесь, на моей кухне, в мои ворота. И я готов кусать себе локти от досады, что я пропустил этот мяч.

Такая идентификация с любимой командой может усиливаться, когда вы находитесь непосредственно на стадионе или смотрите футбольную трансляцию в спортбаре с большим количеством других болельщиков. В этом случае начинаются особые групповые процессы, которым очень трудно противостоять. Вас могут захлестывать волны чувств, эмоций. Именно ради этого и собираются люди в подобных местах. Но одно дело, когда команда победила и вся эта толпа заражена чувствами бурного веселья и эйфории. Другое дело, когда случаются проигрыши. Тут уж как пойдёт. Либо все будут жаловаться друг другу и искать утешения у соседа, ища виновников поражения либо в порыве коллективного буйства начнут выплескивать досаду на первого, кто подвернётся под руку.

Этот гол забит не за сотни и тысячи километров отсюда.
Нет. Этот гол забит вот здесь, на моей кухне, в мои ворота.
И я готов кусать себе локти от досады, что я пропустил этот мяч.

Немного об агрессии. Зачастую насилие является следствием бессилия. Когда человек сталкивается с чем-то, на что он не может повлиять, или когда он чувствует себя загнанным в угол, в нём может просыпаться зверь, который готов рвать и метать, уничтожая всё на своём пути. Так вот, возвращаясь к теме проигрыша. Если любимая команда проиграла, мы не в силах с этим ничего поделать, и в связи с этим в душе может появляться чувство бессилия. Оно тем острее, чем больше вы слились воедино с командой, за которую болеете. Здесь можно предложить два варианта помощи самому себе в том, чтобы пережить такое поражение.

Во-первых, можно постараться вернуть себя с небес на землю. Нужно вспомнить, кто вы, зачем и почему. Например, это могло бы выглядеть так: «Да, они проиграли, но жизнь моя от этого не заканчивается. Вообще-то, у меня есть много чего ещё в жизни, есть учеба (работа), где я могу добиться успеха и чувствовать удовлетворение. У меня есть любимый человек (а если нет, то есть возможность и желание его встретить). У меня есть много других задач в жизни, которые стоят сейчас передо мной (купить машину, квартиру, поехать в путешествие и т. п.). Всё это требует от меня сил, и, решая эти задачи, я могу почувствовать себя победителем в своей жизни». Идея тут простая - помочь себе вернуться в свою собственную жизнь, не застревая в виртуальном мире, с которым вы напрямую не связаны.

И второй вариант заключается именно в поиске этой связи с миром игры, миром футбола. Что имеется в виду? Например, команда проиграла, и вы чувствуете досаду, не знаете, куда деть себя, свои силы и энергию. Тут полезно задать самому себе пару простых вопросов: как лично я могу помочь сейчас моей команде, что я могу для неё сделать?

Ответы на эти вопросы могут быть разными. Всё зависит от ваших возможностей и творческого воображения. Например, вы могли бы поддерживать и развивать фан-клуб там, где живёте; могли бы организовывать какие-нибудь мероприятия или акции в интернете, которые как-то помогали бы вашей команде; или, например, подарили бы десять хороших и дорогих мячей футбольной секции, находящийся рядом с вами (с целью поддержки российского футбола и его развития в будущем). Вариантов может быть много. Когда вы направляете свою энергию на конкретное действие и стремитесь что-то сделать для того, чтобы в будущем ваша команда побеждала, это может приносить вам удовлетворение, давая чувство того, что вы, пускай и не так сильно, но всё же влияете на результат. Согласитесь, это лучше, чем ничего не делать, а только злиться или страдать от поражения.

Инструкция

Естественно, что успех в том или ином деле намного более предпочтителен, чем неудача, однако даже ошибки и поражения способны принести определенную пользу, если взглянуть на ситуацию под нужным углом. Впрочем, прежде чем начинать анализировать и осмысливать неудачные события, стоит сначала преодолеть эмоциональный кризис, практически всегда сопутствующий внезапному проигрышу.

В первую очередь нужно постараться убедить себя в том, что лишь очень ограниченное количество поражений относятся к так называемым необратимым событиям, изменить результат которых уже никогда не удастся. Вероятнее всего, ваш случай не будет попадать в эту категорию, а значит, об окончательном проигрыше говорить не стоит.

Следующий шаг – справиться с чувством обиды и несправедливости. Существует несколько способов принять существующий порядок вещей, не пытаясь обвинять в своих бедах высшие силы. Например, можно придерживаться оптимистичной концепции, утверждающей, что в конечном итоге все будут наказаны или вознаграждены сообразно своим поступкам. Подобный подход часто характерен для религий, поскольку позволяет их последователям мириться с проявлениями несправедливости в их жизни.

Более суровым вариантом взгляда на жизнь является подход, утверждающий, что ожидать высшей справедливости просто глупо, поэтому необходимо принять тот факт, что мир несправедлив и жесток, и строить свою жизнь, не рассчитывая на подарки от судьбы. Конечно, такая точка зрения более пессимистична, зато позволяет избавиться от ненужных иллюзий и воспринимать поражения как одну из неотъемлемых составляющих жизни.

Конечно, каждая неудача вызывает определенные негативные эмоции, но вам необходимо научиться справляться с ними как можно быстрее. Дело в том, что многие поражения на определенном этапе еще можно превратить в победы, если действовать достаточно разумно и быстро. Именно поэтому рефлексия – далеко не лучшая реакция на неудачу. Хорошим вариантом может стать умение «задвигать» переживания на второй план, по крайней мере, на время. Это позволит вам не только оперативно отреагировать на неприятную ситуацию, но и снизит накал эмоций к тому моменту, как вы сможете себе их позволить.

Одним из наиболее эффективных способов справляться с неудачами может стать планирование будущего. Речь не идет об эфемерных мечтаниях, нужно строить конструктивные планы. Не обязательно расписывать свою жизнь на годы вперед: список дел на неделю будет намного более полезен. Такой подход поможет вам не свалиться в депрессию, а также отнимет энергию, которую вы бы тратили на переживания.

В конце концов, если с проигрышной ситуацией ничего нельзя сделать, можно попытаться извлечь из нее определенный опыт. Делать это нужно не сразу после поражения, а спустя некоторое время, когда эмоции улягутся, и вы будете способны к аналитическому мышлению. Вполне возможно, что вы увидите цепочку причин, которые привели вас к проигрышу, а также найдете более удачные варианты действий для подобных ситуаций в будущем.

Официальный комментарий:
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском,
психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Афоризмы и высказывания известных людей:
Величайшая победа - победа над самим собой.
Цицерон
Возможность того, что мы можем потерпеть поражение в бою, не должна мешать нам сражаться за дело, которое мы считаем справедливым.
А.Линкольн
Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения... Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.
Э.Хемингуэй
Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой.
Вольфрам

Социально-исторический аспект
Здесь речь пойдет о внешнем конфликте социальных групп, государств, о военных действиях и политической борьбе.
Перу А. де Сент-Экзюпери принадлежит парадоксальное, на первый взгляд, утверждение: «Победа ослабляет народ - поражение пробуждает в нем новые силы...». Подтверждение верности данной мысли мы находим в русской литературе.
«Слово о полку Игореве» - известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета - неудачный поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Главная идея - идея единства Русской земли. Княжеские междоусобицы, ослабляющие русскую землю и ведущие к разорению её врагами, заставляют автора горько печалиться и сетовать; победа над врагами наполняет его душу горячим восторгом. Однако о поражении, а не о победе рассказывается в этом произведении древнерусской литературы, ведь именно поражение способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя. То есть поражение стимулирует русских воинов на победы и подвиги.
Автор «Слова» обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая им об их долге перед родиной. Он зовет их защитить Русскую землю, «загородить полю ворота» своими острыми стрелами. И поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет и тени уныния. «Слово» так же лаконично и немногословно, как обращения Игоря к своей дружине. Это зов перед боем. Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем. Поэма о победе была бы поэмой торжества и радости. Победа - это конец сражения, поражение же для автора «Слова» - это только начало битвы. Битва со степным врагом еще не кончилась. Поражение должно объединить русских. Не к пиру торжества зовет автор «Слова», а к пиру-битве. Об этом пишет в статье «Слово о походе Игоря Святославича» Д.С. Лихачев.
Заканчивается «Слово» радостно - возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Итак, несмотря на то что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее Русской земли, в победу над врагом.
История человечества состоит из побед и поражений в войнах. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой описывает участие России и Австрии в войне против Наполеона. Рисуя события 1805-1807 годов, Толстой показывает, что народам эта война была навязана. Русские солдаты, находясь вдали от родины, не понимают цели этой войны, не хотят бессмысленно класть свои жизни. Кутузов лучше многих понимает ненужность этой кампании для России. Он видит равнодушие союзников, желание Австрии воевать чужими руками. Кутузов всячески оберегает свои войска, задерживает их продвижение к границам Франции. Это объясняется не недоверием к воинскому мастерству и героизму русских, а желанием уберечь их от бессмысленной бойни. Когда же сражение оказалось неизбежным, то русские солдаты показали свою всегдашнюю готовность помочь союзникам, принять на себя главный удар. Например, четырехтысячный отряд под командованием Багратиона под деревней Шенграбен сдерживал натиск врага, "в восемь раз" превосходящий его численностью. Это дало возможность продвинуться основным силам. Чудеса героизма показало подразделение офицера Тимохина. Оно не только не отступило, но нанесло ответный удар, что спасло фланговые части армии. Настоящим героем Шенграбенского сражения оказался мужественный, решительный, но скромный перед начальством капитан Тушин. Итак, во многом благодаря российским войскам была выиграна битва при Шенграбене, и это придало сил и воодушевления государям России и Австрии. Ослепленные победами, занятые в основном самолюбованием, проводя военные смотры и балы, эти два человека привели свои армии к поражению при Аустерлице. Вот и получилось, что одной из причин поражения русских войск под небом Аустерлица стала победа при Шенграбене, не позволившая дать объективную оценку расстановки сил.
Вся бессмысленность кампании показана писателем при подготовке высшего генералитета к сражению под Аустерлицем. Так, военный совет перед Аустерлицким сражением напоминает не совет, а выставку тщеславий, все споры велись не с целью достигнуть лучшего и правильного решения, а, как пишет Толстой, «...было очевидно, что цель... возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам-ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле».
И все же главную причину побед и поражений русских войск в противостоянии с Наполеоном мы видим при сопоставлении Аустерлица и Бородина. Говоря с Пьером о предстоящем Бородинском сражении, Андрей Болконский вспоминает причину поражения под Аустерлицем: "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение?.. Мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение,- и проиграли. А сказали мы это потому, что нам незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. "Проиграли - ну так бежать!" Мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, Бог знает, что бы было. А завтра мы этого не скажем". Л. Толстой показывает существенную разницу между двумя кампаниями: 1805-1807 и 1812 годов. На Бородинском поле решалась судьба России. Здесь желания спасти себя, равнодушия к происходящему у русских людей не было. Здесь, как сказано у Лермонтова, "и умирать мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой".
Еще одну возможность порассуждать о том, как победа в одной битве может превратиться в поражение в войне, дает исход Бородинского сражения, в котором русские войска одерживают нравственную победу над французами. Моральное поражение войск Наполеона под Москвой - начало разгрома его армии.
Гражданская война оказалась настолько значимым событием в истории России, что она не могла не найти отражения в художественной литературе. Основой для рассуждения выпускников могут быть «Донские рассказы», «Тихий Дон» М.А. Шолохова .
Когда одна страна вступает в войну с другой, происходят страшные события: ненависть и стремление защититься вынуждает людей убивать себе подобных, женщины и старики остаются одни, дети вырастают сиротами, уничтожаются культурные и материальные ценности, разрушаются города. Но у враждующих сторон есть цель - победить противника любой ценой. И у любой войны есть результат - победа или поражение. Победа сладка и сразу же оправдывает все потери, поражение трагично и печально, но оно является отправной точкой для какой-то другой жизни. Но "в гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан).
История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова, отразившая драматизм судеб донского казачества, подтверждает эту мысль. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Закономерен итог: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория...».

Нравственно-философский и психологический аспекты
Победа - это не только успех в битве. Одержать победу, согласно словарю синонимов, - одолеть, осилить, побороть. Причем часто не столько противника, сколько себя. Рассмотрим ряд произведений с этой точки зрения.
А.С. Грибоедов «Горе от ума». Конфликт пьесы представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Он осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе: «Да и кому в Москве не затыкали рты обеды, ужины и танцы?». Он не признает чинопочитания и подхалимства: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели». Чацкий полон искреннего патриотизма: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Он стремится служить «делу», а не лицам, он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Оправдать Чацкого может его ослепленность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу». Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему...». Сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».
И.А. Гончаров так оценил финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость устоев фамусовского общества. Софья произносит: «Себя я, стен стыжусь!»
Поэтому поражение Чацкого - лишь временное поражение и только его личная драма. В общественном же масштабе «победа Чацких неизбежна». На смену «веку минувшему» придет «век нынешний», и взгляды героя комедии Грибоедова одержат победу.
А.Н. Островский «Гроза». Выпускники могут поразмышлять над вопросом о том, чем является смерть Катерины - победой или поражением. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к страшному финалу. Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского - один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой - ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон. «Ах, Варя, - жалуется она, - грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь. Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно, а от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открылся. Ее решение умереть, только бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, «потребность возникшего движения русской жизни». И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. Она умирает потому, что считает смерть единственным достойным исходом, единственной возможностью сохранить то высшее, что жило в ней. В мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых, укрепляет также реакция на ее смерть других героев пьесы. Например, Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил свое собственное мнение, впервые решился на протест против удушающих устоев своей семьи, вступив (пусть всего на миг) в борьбу с «темным царством». «Вы ее погубили, вы, вы...», - восклицает он, обращаясь к матушке, перед которой всю жизнь дрожал.
И.С. Тургенев «Отцы и дети». Писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений двух политических направлений. Сюжет романа построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями двух поколений, не находящих взаимопонимания. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшими. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорит Базаров. А Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...»). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.
Базаров - фигура трагическая. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. "Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен", - размышляет он.
Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них - испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.
И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился в женщину, которую высоко ценил. «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Герой переживает сильный душевный разлад. «...Что-то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.
Так все же - победил или проиграл нигилист Базаров? Кажется, что в испытании любовью Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.
А Анна Сергеевна формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но будет ли она счастлива?
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» - это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.
Идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка вынуждена торговать собой, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, "сверх-человеки" типа Магомета и Наполеона, а с другой - серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием - "тварь дрожащая" и "муравейник".
Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он "как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего". Герой разочаровывается в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к "тварям дрожащим".
Удивительно, но Раскольников и сам не желал бы оказаться теперь победителем. Ведь победить - значит нравственно погибнуть, остаться со своим душевным хаосом навсегда, извериться в людях, себе и жизни. Поражение Раскольникова стало его победой - победой над собой, над своей теорией, над Дьяволом, который завладел его душой, но не сумел навсегда вытеснить в ней Бога.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Роман этот слишком сложный и многогранный, множество тем и проблем затронул в нем писатель. Одна из них - проблема борьбы добра и зла. В «Мастере и Маргарите» две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима и Воланда - Сатаны в человеческом обличье. По-видимому, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия - в Москву 30-х гг. XX века. Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву. Добро и зло в этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий маг говорит: "Ну что же... они - люди как люди... Ну легкомысленны... ну что же... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... - и громко приказывает: "Наденьте голову". И тут же мы наблюдаем, как люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы.
Роман «Мастер и Маргарита» - об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он - о всепобеждающей любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.
Автору захотелось провозгласить: победа зла над добром не может стать конечным результатом общественно-нравственного противоборства. Этого, по Булгакову, не приемлет сама природа человеческая, не должен позволить весь ход цивилизации.
Конечно же, круг произведений, в которых раскрывается тематическое направление «Победа и поражение», значительно шире. Главное - увидеть принцип, уяснить, что победа и поражение - понятия относительные.
Об этом написал Р. Бах в книге «Мост через вечность» : «Важно не то, проиграем ли мы в игре, а важно, как мы проиграем и как благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным способом поражение оказывается победой».

Сам по себе термин «поражение» говорит о том, что вы участвовали в борьбе и не победили. Так бывает. А дальше все зависит о того, как вы оценили сложившуюся ситуацию. Ситуации ведь все равно, она просто имеет место. А вот вам может быть не все равно. Здесь все зависит от того, какое отношение к ней вы выбрали.

Вариант выбора 1. Вы выбрали сделать результат вашей борьбы суперзначимым. То есть вы допускали только один вариант - победу и больше ничего. И когда оказалось, что реальность не совпала с вашим сверхзначимым ожиданием, вы дали сильнейшую эмоциональную реакцию.

Эмоциональные реакции бывают двух видов.

Если ваше подсознание считает, что вы можете повлиять на ситуацию и изменить ее, то оно дает вам заряд энергии. Вы переходите в состояние возбуждения (раздражение, гнев), и идете бороться «за правду». Или, что гораздо хуже, вы никуда не идете, а сидите на месте и безуспешно пытаетесь погасить возбужденную в вашем теле энергию борьбы. В итоге вы «загоняете» эту энергию в эмоциональный блок, который потом будет много лет терзать вас, напоминая о вашем поражении.

Если же ваше подсознание приходит к выводу, что «поезд ушел» и что-либо изменить уже нельзя (например, желанная должность занята), то оно забирает у вас энергию, и вы проваливаетесь в полудепрессивное состояние, ощущая безысходность и бессмысленность жизни.

Это очень неприятное состояние, которое каждый переживал в личной жизни, когда, например, любимый человек внезапно разрывал с вами отношения. Те же состояния имеют место и на работе, когда внезапно разрушается то, что вы мысленно уже считали «своим», и жизнь без чего вам кажется пустой и бессмысленной.

Если не использовать специальных техник, то вы будете выбираться из этого энергетически «проваленного» состояния пару лет.

Что здесь можно изменить?

Вариант 2. Сделать другой изначальный выбор.

Собираясь добиться какой-то цели, можно изначально занять позицию «жизнь есть игра», и тогда вы, как спортсмен, морально готовы к любому исходы игры. Если вы проиграете, это, конечно, неприятно. Но это не основание на годы погружаться в депрессию и в состояние «вечно обиженного» желчного человека, которого когда-то незаслуженно обошли в его ожиданиях. Представьте себе, что футболисты или хоккеисты после каждого проигрыша уходили бы в депрессии. Каким бы был наш спорт? А он не такой. Сегодня проиграли, завтра - выиграем. И все, оснований для переживаний нет. Есть основания работать над повышением своего мастерства.

Это настрой, который вам нужно взять за основу на пути к вашей цели.

Но, допустим, вы про «Вариант 2» не знали и уже испытали то, что вы оцениваете как «поражение». Хотя это всего лишь реализация одного из возможных вариантов развития события. А вы оценили его как «поражение». Что можно сделать, чтобы побыстрее избавиться от последствий сильной эмоциональной реакции?

Если вы дали реакцию по «мужскому» типу: «козлы, всех урою», и теперь это раздражение вновь и вновь возвращает ваши мысли о проигрыше и в голове бесконечной чередой крутятся мысли на тему, что нужно было сделать, то выход тут очевиден.

Нужно убрать из вашего тела тот эмоциональный блок, который теперь управляет вашим поведением и вновь и вновь погружает вас во внутреннюю борьбу. Это всего лишь эмоциональный заряд, от которого можно быстро избавиться.

Можно сходить на два-три сеанса активного дыхания (холотропка, ребефинг), и он уйдет.

Можно походить к психологу, и он долгими беседами заберет энергию из вашего переживания. Или можно поработать с приемом «Самоодитинг», то есть самому себе пересказать ваше переживание во всех мельчайших подробностях. Раз пятьдесят перед зеркалом - и все пройдет.

Можно поработать с техникой прощения. На сайте «Помощник по самотрансформации» на странице «Шаг 1» вы можете посмотреть подробные инструкции о том, как пишется «Развернутая формула прощения». Потом там же можно записать свою формулу и там же поработать с ней с помощью приема «Эффективное прощение», который соединяет повторение фраз прощения с активным дыханием. В итоге вы заберете энергию из вашего переживания, и оно останется просто малозначимым воспоминанием об имевшем место когда-то событии. Вы сможете начинать двигаться к новым целям.

Другой вариант – когда по результатам оценки результатов борьбы вы ушли в полудепрессивное состояние. Это «женский» способ реагирования.

Зачем подсознание забирает у нас энергию, когда происходит событие, с которым мы категорически не согласны, но изменить его не можем? Оно защищает нас от неправильных поступков, которые могут угрожать вашей жизни («любимый ушел – я покончу с собой» - популярное развлечение в молодом возрасте).

Чтобы ваша энергия вернулась к вам, и вы снова начали двигаться к новым целям, нужно убедить организм, что вам «до фонаря» произошедшее событие. Что вы больше не оцениваете его как трагедию, а смотрите на него всего лишь как рядовую неудачу, которых бывает много.

Здесь тоже невредно поработать сначала с техникой прощения, но основное внимание нужно уделить замене имеющегося сегодня вашего убеждения «если я не займу эту должность, моя жизнь закончится» на что-то более позитивное. Например, на убеждение «я легко и спокойно воспринимаю любой результат моих усилий по занятию должности (здесь нужно указать, о какой именно должности идет речь)». А дальше это новое убеждение нужно загрузить в себя так, чтобы оно вытеснило уже имеющееся там.

Вы все слышали о работе с аффирмациями – приемом многократного повторения нужного вам позитивного утверждения. Или его многократным переписыванием. Это слабая техника, требующая слишком много времени, и не дающая нужного результата при приложении недостаточного количества усилий.

Я предлагаю использовать прием «Эффективное самопрограммирование» - он включает в себя мысленное проговаривание нужных вам установок в режиме активного дыхания.

Прием реализован на сайте «Помощник по самотрансформации» на странице «Шаг 2». На этой странице вы сначала записываете те установки, от которых хотите избавиться. Затем по определенным правилам записываете противоположные им позитивные установки. И затем в режиме активного дыхания загружаете их в себя.

Эта технология работает и дает достаточно быстрые результаты. Например, от сильнейшего переживания по поводу разрушения какого-то вашего ожидания, например, разрыва отношений можно избавиться всего за месяц-два работы по полчаса в день.

Более подробно об этой технологии вы можете почитать на сайте «Помощник по самотрансформации» под кнопкой «Читать» в книге «Начни жизнь заново. Четыре шага к новой реальности».

Так что инструменты для быстрого стирания ваших обычных реакций на ситуации, которые вы оцениваете как поражения, имеются. Нужно только их использовать. Обычно этого не происходит, поскольку большинство своих поступков люди совершают под действием привычных моделей поведения, не задумываясь об этом. А эти модели, в свою очередь, не подразумевают, что можно быстро выходить из переживаний. Наоборот, там записан алгоритм длительных эмоциональных реакций, который мы тупо отрабатываем.

Но это уже другая тема.