Семейный портрет Простаковых-Скотининых (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»). Сочинение «Семья Простаковых


Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» актуальна и по сей день. Одной из доминирующих тем произведения является получение образования. Указом Петра I все дворяне должны были освоить основы наук. И Митрофан не стал исключением. Но его семья не считает, что знания пригодятся в жизни. Поэтому Митрофан учится только для того, чтобы в будущем получать чины. Не придавая ценности знаниям, семья Простаковых видит смысл жизни в деньгах.

Думает, что с их помощью можно не только обеспеченно жить, но и добиться уважения.

Главному герою, Митрофану, присущи такие черты как лень, незаинтересованность в своем будущем и инфантильность. Данные качества часто встречаются у молодых людей и в наше время. Однако теперь без образования, без знаний обойтись еще сложнее, чем в восемнадцатом веке. Также юноша упрям – постоянно перечит матери. Недоросль глуп в математике и других предметах. Поскольку Митрофан не желает самостоятельно думать, он не способен решать поставленные задачи и постоянно обращается за помощью к матери.

Сама госпожа Простакова является одной из центральных фигур аристократического общества.

Она предстает перед читателями в основном с отрицательной стороны. Простакова безграмотна «Прочтите...сами... Я, благодарю бога, не так воспитана»), недоверчива («...ты мастерица, да лих не очень тебе верю»). Также героиня не хочет замечать в жизни то, что ей не нравится («Дядюшка...не воскресал»). Однако есть одна положительная черта в образе Простаковой – это забота о сыне («...грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку»). Ради своего чада мать семейства готова даже породниться с людьми, которых никогда не воспринимала с положительной стороны: известие о большом наследстве Софьи «толкает» женщину на мысль о свадьбе молодых людей. Ведь подобное событие смогло бы в будущем обеспечить роскошную жизнь и любимому сыну, и его родителям.

Однако в процессе разговора о письме, которое Софья получила от Стародума, выясняется, что не только Недоросль, но практически все герои неграмотны. Получается, что аристократия России времен Петра в большинстве своем игнорировала обучение и получение знаний, а это противоречило и противоречит нравственным представлениям цивилизованного общества о человеческих ценностях.

Таким образом, в лице семейства Простаковых Д. И. Фонвизин уличает и высмеивает «грамотеев» высшего света. Автор показывает неправоту тех, кто не способен осознать настоящую цену образования и тех, кто пылко защищает свое невежество. Хотя уровень знаний общества с момента написания произведения значительно возрос, до сих пор в России актуален вопрос учебы «ради диплома», ради карьеры, а не ради собственного развития. Поэтому комедия «Недоросль» еще долго будет звучать «на злобу дня».

Обновлено: 2017-03-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Главной темой комедии "Недоросль" (1782) является помещичий произвол, а главным параметром оценки героев – их отношение к крепостным крестьянам.

Действие происходит в поместье Простаковых, безраздельной хозяйкой которого является госпожа Простакова – в перечне имен автор ее одну именуется "госпожой", уже этим показывая ее характер: она действительно господствует в своем доме, нагло и деспотично, уверенная в своей безнаказанности, убежденная в свое праве распоряжаться крестьянами, как вещами.

Уже с самого начала пьесы сразу создается атмосфера дома Простаковых: она постоянно бьет и оскорбляет слуг, таким образом добиваясь повиновения: "С утра до вечера, - жалуется Простакова, - как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь". С языка Простаковой в разговоре со слугами не сходят грубые слова: скот, харя, канальи, старая ведьма. Еремеевна на вопрос, сколько ей полагается жалованья, со слезами отвечает: "По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день". Услышав, что дворовая девка Палашка больна, она возмущается: "Ах она бестия! Лежит. Как будто благородная!".

Простакова относится к слугам как к ничтожествам, но сама ведет себя как ничтожество, как только чувствует опасность: когда Правдин объявляет решение отдать Простакову под суд за ее отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Понятно, что никакого раскаяния она не ощущает, и, как только опасность миновала, снова становится прежней: "Простил! Ах, батюшка! Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке".

"Дворянин, - возмущается она, - когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства?" – она говорит об Указе о вольности дворянской, в котором шла речь об освобождении дворян от обязательной службы, понимая его как вольность делать вообще что заблагорассудится.

У Простаковой есть брат, Скотинин, но ясно, таких "Скотининых" еще очень много в России: "Не будь я Тарас Скотинин, - заявляет он, - если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою... а всякий убыток... сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду" – не случайно среди гостей Лариных в "Евгении Онегине" Пушкин выводит "Скотининых чету седую... с детьми всех возрастов".

До Фонвизина слово "недоросль" не имело осудительного значения – так назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет - возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. После комедии Фонвизина оно получило другой смысл.

Митрофан – недоросль даже не потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательного от существительного, не потому, что он неучен – а потому, что он не хочет учиться, потому что он полностью у верен в том, что его слуги сделают для него все, что потребуется, а то, что потребуется добиться самому, он получил либо силой, либо лизоблюдством; он не подозревает о существовании как-либо обязанностей, включая долг перед государством. "Мы видим, - говорит о нем Стародум, - все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..".

Фонвизин противопоставляет отрицательным героям положительных, соответствующих его модели идеального гражданина: Стародума, Правдина, Милона и Софью. "Угнетать рабством себе подобных беззаконно", - заявляет Стародум. Тут следует отметить, что речь идет не об отмене крепостного права, а только о предотвращении злоупотребления им.

Еще более решительную позицию по отношению к произволу дворян занимает Правдин. Он служит чиновником в наместничестве - учреждении, созданном в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов. Главной своей задачей не только по должности, но и "из собственного подвига сердца" Правдин считает наблюдение над теми помещиками, которые, "имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно". Узнав о жестокостях и бесчинствах Простаковой, Правдин от имени правительства берет в опеку ее имение, лишая помещицу права самовольно распоряжаться крестьянами. В своих действиях Правдин опирается на указ Петра I 1722 г., направленный против помещиков-тиранов.

Следует заметить, что в реальности этот закон применялся крайне редко - развязка комедии Фонвизина выглядит как своего рода наставление правительству Екатерины II.

Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает им положение "недоросля" – после указа о вольности дворян многие из них предпочитали уже на законном положении избегать службы. Настроения Митрофана всецело разделяет его мать. "Пока Митрофанушка еще в недорослях, - рассуждает она, - пора его и понежить, а там лет через десяток, как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится". Митрофанушке противопоставляется Милон - образцовый офицер, который, несмотря на свою молодость, участвовал уже в военных действиях и обнаружил при этом "неустрашимость".

Стародум высказывает точку зрения автора. Само имя этого героя указывает на то, что его идеалы принадлежат Петровской эпохе, когда каждый дворянин службой должен был подтвердить свои сословные права. О долге, или, как говорили в XVIII в., о "должности", дворян Стародум вспоминает с особой горячностью. "Должность!.. Как это слово у всех на языке, и как мало его понимают!.. Это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем... Если б так должность исполняли, как об ней твердят... Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить... Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю".

Нравы семьи Простаковых. Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках? Каковы взаимоотношения между членами семьи? Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?

Слайд 13 из презентации «Недоросль и классицизм» . Размер архива с презентацией 3529 КБ.

Литература 8 класс

краткое содержание других презентаций

«А.С.Пушкин в лицее» - Успехи лицеиста А. Пушкина были очень скромны. Царскосельский парк играл большую роль в жизни поэта: Среди 30 мальчиков, принятых в Лицей, был и 12-летний Саша Пушкин. Царь был в гневе. Гогель-могель. Один из гувернеров обратил внимание на излишнюю веселость воспитанников. Лицейская дружба. И на уроках иногда давали такие задания. С первых дней лицейской жизни у воспитанников появились прозвища. В Лицее увлекались сочинительством.

«Недоросль Фонвизина» - Скольких губернаторов сумел обмануть городничий за время службы? Фенелон «О воспитании девиц». Задавай, что писать!». Какую сумму платила Простакова учителю математики за год работы? Литература - 15. Математика - 30. Потылица - затылок. «Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтобы ты кафтан пустил шире». Каково лексическое значение слова «потылица»? Литература - 40. Милон. Назовите конфликт эпохи, получивший отражение в комедии «Недоросль». 3 учителя.

«Куприн Гамбринус» - Как развивается антитеза живого и неживого в «Гамбринусе»? Первое представление о неоромантическом герое. Воспитывается в кадетском корпусе, затем в юнкерском училище. Какие жизненные обстоятельства и впечатления нашли отражение в творчестве Куприна? В качестве офицера служит в Подольской губернии. Одно произведение по выбору. Сюжет как средство характеристики героя. Письменно озаглавить части рассказа. Знакомство с биографией и творчеством писателя. Контраст внешнего и внутреннего состояния героя. Реализм и романтизм.

«Г.Р.Державин» - Архаичные слова. С.Ф.Голицин. Высокая лексика. Анализ оды «Осень во время осады Очакова» (кластер). «Кумир Державина 1/4 золотой, 3/4 свинцовый доныне еще не оценен». Метафоры. Козловский однодворец, живший в Тамбове, впоследствии писатель. Г.Р.Державин (1743 – 1816). Олицетворения. Эльвира Чернышова, выпускница 2008 года. Мифологические образы. Юрий Домбровский. Произведения Г.Р.Державина. Ходасевич В.Ф.

«Грин Голос и глаз» - Вступление. О форме и содержании в рассказе Александра Грина «Голос и глаз». Урок литературы в 8 классе. Почему в название темы использованы слова «форма» и «содержание»? Ж.Лабрюйер. Н.Заболоцкий. Проблемный вопрос. В.Лессинг. Голос глаз. Эпиграф. Почему А.Грин назвал рассказ «Голос и глаз», а не «Глаз и голос»?

«Есенин 8 класс» - В первой поездке Сергея сопровождала мать. Поступление в церковную школу. Когда мне исполнилось пустили в галоп. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средней общеобразовательная школа № 10» г. Славгорода. Содержание. Осо­бенно любил слушать мое классное чтение. Первой поездке Сергея. Творческий проект по литературе. «Есенин жизнь и смерть». На все три года обучения была рассчитана и программа общеобразовательных дисциплин.

Комедия «Недоросль» – гениальное произведение Фонвизина, в котором драматург изобразил ярких, запоминающихся персонажей, чьи имена в современной литературе и эпохе стали нарицательными. Одним из главных образов пьесы является мать недоросля Митрофанушки – госпожа Простакова. По сюжету произведения героиня относится к отрицательным персонажам. Грубая, необразованная, жестокая и корыстная женщина с первой сцены вызывает негативное отношение, а местами и насмешку читателей. Тем не менее, сам образ является тонко психологичным и требует подробного анализа.

Судьба Простаковой

В пьесе воспитание и наследственность практически полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не становится исключением. Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, основной ценностью которых были материальные блага – ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к другим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность пойти на все ради выгоды Простакова переняла от своих родителей. А тот факт, что в семье было восемнадцать детей и только двое из них выжили – остальные умерли по недосмотру – вызывает настоящий ужас.

Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, недостатки ее воспитания со временем становились все менее заметными. Однако ей в мужья достался пассивный, глупый Простаков, которому проще прятаться за юбку активной жены, чем самому решат хозяйственные вопросы. Необходимость самой управлять целой деревней и старопомещицкое воспитание сделали женщину еще более жестокой, деспотичной и грубой, усилив все негативные качества ее характера.

Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недоросли». Митрофан – сын женщины, единственное ее утешение и отрада. Однако ни он, ни ее муж не ценят затрачиваемых Простаковой сил на управление деревней. Достаточно вспомнить всем известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан бросает свою мать, а муж способен только упрекнуть сына – Простаков также остается в стороне ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жалко, ведь ее бросают самые близкие люди.

Неблагодарность Митрофана: кто виноват?

Как уже было сказано выше, Митрофан был единственной отрадой Простаковой. Чрезмерная любовь женщины вырастила из него «маменькина сынка». Митрофан такой же грубый, жестокий, глупый и жадный. В свои шестнадцать лет он все еще напоминает маленького ребенка, который капризничает и бегает гонять голубей вместо того, чтобы учиться. С одной стороны, чрезмерная забота и огораживание сына от каких-либо забот реального мира может быть связана с трагичной историей семьи самой Простаковой – один ребенок не восемнадцать. Однако, с другой стороны, Простаковой было просто удобно, чтобы Митрофан оставался большим слабоумным ребенком.

Как становится понятно со сцены занятия по арифметике, когда женщина по-своему решает предложенные Цыфиркиным задачи, «собственная», помещицкая мудрость собственника для нее является основной. Не имея какого-либо образования, Простакова любую ситуацию разрешает поиском личной выгоды. Послушный Митрофан, который во всем слушался свою мать, также должен был бы стать выгодным вложением. Простакова даже не тратится на его образование – ведь, во-первых, сама прекрасно прожила без обременительных знаний, и, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну. Даже женитьба на Софье прежде всего пополнила бы сундуки деревни Простаковых (вспомним, что юноша даже до конца не понимает суть брака – он еще просто умственно и морально до этого не дорос).

В том, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери несомненно есть вина самой Простаковой. Юноша перенял от нее неуважение к родственникам и то, что нужно держаться того, у кого есть деньги и власть. Именно поэтому Митрофан не долго думая соглашается служить у нового владельца деревни Правдина. Однако основная причина все же кроется во всеобщем «злонравии» всего рода Скотининых, а также глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.

Простакова как носитель устаревшей морали

В «Недоросле» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.

Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.

Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни. Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.

Новаторство Фонвизина в изображении Простаковой

В «Недоросле» Простакова выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестоким, глупым, корыстным представителем старого дворянства и помещицких устоев. С другой стороны, перед нами женщина с трудной судьбой, которая в один момент теряет все, что для нее было ценным.

По канонам классицистических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене пьесы должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако, когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю ее жалко. Образ Простаковой в «Недоросле» не вписывается в шаблоны и рамки классицистических героев. Психологизм и нестандартное изображение сборного по сути образа (Простакова – это отражение целого социального пласта крепостной России 18 века) делает его новаторским и интересным даже для современных читателей.

Приведенное описание Простаковой поможет ученикам 8 и 9 классов раскрыть образ матери Митрофана в своём сочинении на тему «Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина»

Тест по произведению