Примеры эгоизма в произведении герой нашего времени. Cочинение ««Эгоизм умерщвляет великодушие…» (По роману Лермонтова «Герой нашего времени»). Как относится Печорин к Вуличу

“Герой нашего времени” – история одной многогранной души. Это реалистический роман, в котором Михаил Юрьевич Лермонтов представляет жизнь типичного представителя общественности 30-х гг. XIX века. В образе главного героя, дворянина Печорина, сочетаются довольно разносторонние черты характера – любознательность, ум, сила воли, смелость и одновременно эгоизм, черствость, равнодушие, цинизм. Сосуществование в одной душе таких противоречивых качеств и описал в своем социально-психологическом романе М. Ю. Лермонтов.

На первый взгляд,

Молодой офицер Григорий Александрович Печорин предстает перед нами как абсолютно безнравственный человек. Уже в начале романа писатель характеризует героя из уст нескольких второстепенных персонажей, но понять всю глубину его характера удается лишь по мере развития событий. Благодаря монологам героя, в которых тот исповедывается перед самим собой, становится понятно, что душа Печорина намного глубже и сложнее, чем кажется. Автор дает читателю понять, что человека николаевской эпохи не стоит судить только лишь за его поступки. Писатель непрестанно напоминает о незаурядности героя, не давая читателю сформировать какое-то однозначное мнение о нем.

Светская жизнь в обществе тогдашней интеллигенции оказала сильное влияние на Печорина, пресытив и разбаловав его. Печорин оказался невостребованным в обществе, где главной целью в жизни считались развлечения. После подавления восстания декабристов в жизни российского общества действительно настала эпоха опустошенности. Любые смелые и новые идеи преследовались, общественная деятельность не поощрялась, попытки изменить что-либо строго пресекались, поэтому людям только и оставалось, что бездействовать. Но не всех устраивала бесцельная жизнь, проводимая в пороках. В образе Печорина писатель объединил и отобразил настроения образованных дворян того времени. Печорин получил достойное образование, воспитывался в кругах знати, у него был значительный потенциал, а значит, он мог бы сделать многое для общества. Но он ничего достойного не совершил. Всю свою энергию и жизненную силу, которая кипела в нем, Печорин потратил на достижение никому не нужных и бесполезных целей. Более того, поступки персонажа принесли много боли окружающим людям. Несмотря на эгоистичное поведение Григория, в душе он страдает. Для счастья ему нужно было обрести смысл жизни, который так сложно было найти в период застоя, ведь талантливые люди не были нужны описываемой эпохе.

Печорин мог бы служить обществу и творить, но обстоятельства сковывают ему руки, и он не находит своего места в жизни, ощущая себя лишним в ней. В результате мы получаем скрытного, озлобленного человека, который вызывает чувство сожаления. Стоит отметить, что писатель намекает на способность героя к искреннему сопереживанию, к бескорыстным отношениям. Через взаимоотношения с другими людьми автор раскрывает новые грани характера героя, обнажая трагические противоречия между потенциальными способностями Печорина и его поведением. Безысходность сделала Печорина эгоистом, но не его вина в том, что он оказался человеком не своей эпохи.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим...
  2. “Герой нашего времени” – первый реалистический социально-психо­логический роман в русской литературе, в котором внимание автора со­средоточено на раскрытии внутреннего мира...

«Самолюбие - это соль жизни», - утверждает Гончаров в своем романе «Обломов». Действительно, это чувство, которое очень часто путают с себялюбием, много значит для человека, для его судьбы. Чаще всего, для того, чтобы изменить свою жизнь, нам необходимы какие-то сильные эмоции, взрыв чувств, ураган.

Но ведь и для повседневной жизни, для того, чтобы не потеряться в ее беспросветной серости, в лабиринтах ее однообразности, люди нуждаются в постоянном движении, в соревновании. И именно самолюбие подталкивает нас, заставляет постоянно меняться,

Незаметно, но достаточно ощутимо в сравнении с прошлым. Самолюбие не позволяет человеку превратиться в безвольное существо, которому ни до чего нет дела. Самолюбие, безусловно, помогает человеку в достижении цели, в самосовершенствовании.

Но, к сожалению, часто случается так, что человек, какими бы благородными ни были его намерения, из самолюбия забывает о ближних. И тогда такое важное и порой необходимое чувство тратиться лишь на мелкие пошлости жизни, на ничего не стоящие глупости, да мало ли еще способов рассыпать соль. Но и не это самое страшное. Гораздо хуже, когда ко всему прочему прибавляется эгоизм.

Именно это низкое, отвратительное чувство является следствием себялюбия, растраченного самолюбия.

«Если ты ее не любишь, то зачем же ее преследовать, тревожить, волновать ее воображение?.. О, я тебя хорошо знаю!» - говорит княжна Вера Печорину в повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Она действительно прекрасно знала этого человека, до крайности эгоистичного, самовлюбленного и себялюбивого. И она вновь доказывает это в своем прощальном письме: «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразно».

Печорин не может любить, это человек, все действия которого направлены лишь на удовлетворение собственных потребностей. Никто не поспорит с тем, что он личность необыкновенная и сильная. Но нужна ли эта сила, когда она лишь для себя и ни кому дарить ее он не желает?

«В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так истинно привлекательно», - продолжает изобличать своего возлюбленного княжна. Да, слова эти из ее уст равносильны признанию в любви, но от этого не теряют они своей правдивости. Человек, в ком столько противоречий, ненависти к окружающим, не может быть великодушным, хотя бы потому что у него нет времени думать о ком-то, кроме себя. Такие люди и любить-то не умеют, потому что, любовь - это, прежде всего, самопожертвование, которое возможно лишь при великодушии.

Жизнь его сосредоточена на себе самом, на анализе собственных поступков и самосовершенствовании. Нередко Печорин наблюдает и за другими людьми. Но делая выводы из своих «опытов», этот человек лишь каждый раз убеждает себя, что мало на земле людей достойных. Он не утруждает себя вопросами нравственности. Зачем? Ведь все можно подчинить все разуму и подробному анализу.

«Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если можете… Прощайте…» –пишет доктор Вернер в последней своей записке Печорину после убийства Грушницкого. А «героя» нисколько не беспокоит тот факт, что он лишил человека жизни. По крайней мере, на страницах дневника это не находит отражения. Эгоизм его простирается настолько, что, боясь, побеспокоить свою совесть, он вполне спокойно закрывает глаза на свой грех. Без сомнений грех, пусть даже это и была дуэль.

Описывая встречу Печорина и Максима Максимыча, Лермонтов не только показывает нам сущность его «героя», но также и то, на что эгоизм этот способен: «Он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить».

«Мы простились довольно сухо. Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею… Поневоле сердце очерствеет и душа закроется».

А ведь при встрече со старым другом необходимо было не столько великодушие, сколько человеческая любовь и понимание, тепло души. Нет, Печорин не способен на такие чувства. Его эгоизм убил в нем все это.

«Герой нашего времени» - это повесть о крайне эгоистичном человеке, не способном на нечто человеческое. Печорин изучает людей, словно подопытных животных. И смеется над их слабостями, не понимая, что они-то и есть их главное оружие.

«Я давно уж живу не сердцем, а головою, Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия - пишет Печорин в своем дневника. И возможно, в этом и заключается причина его жесткости и неумения любить и сострадать людям. Человек, не испытывающий элементарного сочувствия к самому себе, не может быть великодушным к другим, потому что себя нисколько не жалеет.

«А право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!..» пророчествует Максим Максимыч. Действительно, эгоизм Печорина не оставляет ему надежды ни на понимание других людей, ни на снисхождение судьбы к его грехам. Он другим не прощал великодушно, ему также не простят.

Печорин – неоднозначная личность

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.

Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»). «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».

Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.

В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.

Тест по произведению

Центральной персоной произведения «Герой нашего времени» является Печорин. Именно о нем и пойдет речь.

Первое, что стоит сделать – разобраться с семантикой слова эгоизм. Эгоизм - это такой вид поведения, при котором человек свои интересы превозносит выше интересов других людей, себялюбие, попытка извлечь пользу и выгоду для себя, не смотря на потребности остальных. Антонимом данного слова является «альтруизм».

И что же мы видим в поэме Лермонтова. Мы можем лицезреть эту неприкаянную, не знающую цели, корыстную душу главного героя. Изображение резко-негативных качеств героя не было самоцелью автора, он просто сделал все возможное, чтоб показать этот персонаж без приукрашиваний. Ничто не должно скрыться от глаз читателя.

Для Печорина все, окружающие его люди, просто карты в игральной колоде. Игрушки и только. Его целью является исключительно забава, невзирая на чувства и желания тех, кем он играет. Его неспокойная душа жестока, прямолинейна. Он словно ищет покоя, удовлетворения, но ничто в этой жизни на него не может так подействовать.

Он получает лишь временное затишье, а потом игра надоедает ему, и наш герой вновь оказывается в мучительных поисках развлечения.

Но, несмотря на это, нашего героя многие могут полюбить со всей искренность, что часто оказывается фатальным. Лишь только одна из женщин смогла пронести этот груз с достоинством – Вера. Эта женщина видит хорошее в герое, и видит все его недостатки. Его честолюбие, его пренебрежение и баловство с самыми серьезными аспектами этой жизни, будь то любовь и дружба, жизнь и смерть - все это, бесспорно, ранит ее. Но его обаяние, его мученичество от неудовлетворенности жизнью, его фатализм и воля неумолимо манят и лишь усиливают ее любовь. Вера знает отношение Печорина к себе: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно; без которых жизнь скучна и однообразна…» И эта цитата еще раз подчеркивает такой изъян героя нашего, как эгоизм.

Губительным оказывается интерес Печорина к Бэле. Этот интерес он называет любовью. И чтоб удовлетворить свои чувства он похищает ее из дома. Но чтоб завоевать любовь, мало человека оторвать от дома, и герой задается новой целью – покорить сердце Бэлы, что с успехом удается ему. Показательным в данном случае является диалог с Максимом Максимычем, который спросил у Печорина, для чего тот выкрал девушку, но что последовал ответ, полный недоумения: «Она ведь мне нравится.» Но и эта игрушка не приносит ему удовольствия, ведь любовь дикарки ничем не лучше любви светской барышни, и она так же наскучила ему.

В поэме мы видим пренебрежение Печорина даже к дружбе. Это бросается в глаза в эпизоде с Максимом Максимычем, с которым так много было пережито, который так хотел увидеть нашего героя, поговорить с ним. А в ответ на это получает лишь холодное, хотя и приветливое, рукопожатие. Подобное не может не ранить, но Печорин не замечает, какие шрамы остаются от его поступков в душах людей.

Ноя 17 2010

«Герой нашего времени» - первый в русской прозе «личный» (по терминологии, принятой во французской ) или «аналитический» роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (« и приключения»), а именно человека - его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри как процесс. Предмет художественного изучения Лермонтова - не типичное «дитя века», зараженное его болезнью, а личность, наделенная чертами героики и вступающая в борьбу со своим веком. Другое дело, что эта борьба носит трагический характер, - важно, что она предпринята. В этой редакции слово «герой» звучит без всякой иронии и, может быть, прямо намекает на декабристов («герои начала века»); в окончательной формулировке («Герой нашего времени») есть иронический оттенок, но падающий, конечно, не на слово «герой», а на слово «нашего», то есть не на личность, а на эпоху.

В этом смысле очень многозначителен уклончивый (но, в сущности, достаточно ясный) ответ автора на вопрос читателя о характере Печорина (в конце предисловия к «Журналу»): « - Мой ответ - заглавие этой книги. - Да это злая ирония! - скажут они. - Не знаю». Значит, это действительно отчасти ирония, но адресованная не к «характеру» Печорина, а к тому времени, которое положило на него свою печать. Никаких исторических глав в «Герое нашего времени» нет; есть только намек на то, что «болезнь», сказавшаяся у Печорина в эпизоде с Бэлой, распространена среди молодежи, причем вопрос об этом в самой наивной форме поставлен Максимом Максимычем: «Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, - продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, - вот вы, кажется, бывали в столице, и недавно: неужто тамошняя молодежь вся такова?»

В ответе автора, признающего, что «много есть людей, говорящих то же самое», есть замечательные слова: «нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастие, как порок». И затем - гениальная по лаконизму историко-литературная справка: «А все, чай, французы ввели моду скучать?» - спрашивает штабс-капитан. «Нет, англичане», - отвечает .

В помощь недогадливому читателю дан комментарий: «Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что был больше ничего, как пьяница». Печорин - не из тех, кто «донашивает» свою скуку как моду или кокетничает ею; об этом ясно сказано в предисловии к «Журналу»: «Перечитывая эти записки, я убеждался в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

По цензурным причинам не мог сказать яснее о прошлом своего , о причинах его появления на Кавказе (для 30-х годов этот край получил почти такое же значение ссылочного района, как Сибирь), о его политических взглядах. Понимающим читателям было достаточно, кроме приведенных намеков, того, что сказано в предисловии к «Журналу»: «Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе; в моих руках осталась еще толстая тетрадь, где он рассказывает всю жизнь свою. Когда-нибудь и она явится на суд света; но теперь я не смею взять на себя эту ответственность по многим причинам». Первая среди этих «важных причин» - конечно, цензурный запрет.

Характерно, что Лермонтов поселил Печорина на Кавказе, окружив особой, могучей природой и сделав его, как он сам говорит, «необходимым лицом пятого акта», когда он нужен для развязки «чужих драм». Он в непрерывном движении, и в каждом новом месте его ждет смертельная опасность. «Я приехал на перекладной тележке поздно ночью», - рассказывает Печорин в «Тамани». Не прошло и суток, как он чуть не погиб от рук «ундины»: «Слава богу, поутру явилась возможность ехать, и я оставил Тамань». Следующая начинается словами: «Вчера я приехал в Пятигорск»; проходит месяц - и Печорин оказывается перед пистолетом Грушницкого.

Судьба его сберегает («Пуля оцарапала мне колено»), но письмо Веры заставляет Печорина вскочить на коня и гнать его во весь дух в Пятигорск. После этого он едет в Кисловодск, расстается с Мери - и через час курьерская тройка мчит из Кисловодска. Далее Печорин - в крепости у Максима Максимыча («Бэла»), откуда он на две недели приезжает в казачью станицу - и чуть не гибнет от руки пьяного казака. А потом - Петербург, а потом - «Персия и дальше», а потом - смерть по дороге из Персии. Критика правого лагеря имела кое-какие основания удивиться такому беспокойному образу жизни и причислить Печорина к «миру мечтательному» (то есть утопическому).

За всем этим миром сердечных тревог и приключений чувствовались те «страсти», под которыми люди того времени понимали все «деятельные способности» человека. Недаром сам Печорин пришел к убеждению, что «страсти - не что иное, как идеи при первом своем развитии».

Социально-утопические идеи были общеевропейской идеологической основой развернувшегося в художественной литературе XIX века «психологизма». Дело тут было не в психологическом анализе самом по себе (это занятие - не для искусства, а для науки), а в той новой жизненной задаче, которая родилась в итоге общественных потрясений и военных катастроф. Человек стремится к счастью, то есть к удовлетворению своих страстей, к «гармонии».

Так оказалось, что « души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа» (предисловие к «Журналу Печорина») - боевой лозунг, содержание которого вовсе не ограничивается интимной сферой. Недаром «Герой нашего времени» был сразу воспринят как острый социально-политический . Для такого «личного» романа, каким был задуман «Герой нашего времени», проблема окружения имела особое значение: никто не должен равняться с героем или оспаривать у него первенство, но у него должны быть враги и хотя бы один друг, а кроме того, конечно, в его жизни и поведении со всей силой должен сказаться «недуг сердца» - порывы «пустых страстей», кончающиеся разочарованием или бессмысленной местью. Это было настолько важно и характерно, что чуть ли не каждая повесть цикла должна была содержать какую-нибудь любовную историю.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Эгоизм и индивидуализм в романе «Герой нашего времени» . Литературные сочинения!