Отношения тургенева и полины виардо кратко очень. Великие истории любви: Иван Тургенев и Полина Виардо. В чужих объятиях

Русский фольклор утверждает, что некрасивых женщин не бывает, а бывает, пардон, мало алкоголя. Психологи рассуждают о тяге к дурнушкам по причине собственного комплекса неполноценности — аглифилии. Иван Сергеевич Тургенев и запоями не страдал, и классиком был признан еще в молодости. Почему же его так тянуло к Полине Виардо, чью внешность называли «чудовищным пейзажем»?

Это светлое чувство пришло к будущему знаменитому писателю еще в подростковом возрасте. Избранница — восемнадцатилетняя дочка жившей по соседству княгини Шаховской — Катенька была по-девичьи свежа, наивна и чиста. Целое лето он ходил за ней, словно собачонка, не смея слова молвить, не то что прикоснуться. Впрочем, как выяснилось, этот ангельский образ — не более чем первое творение поэтической натуры юного Тургенева. А на самом деле Екатерина Шаховская давно уже была одной из многочисленных любовниц … Тургенева-старшего. Он менял женщин, как перчатки, не стесняясь ни законной супруги, ни молвы.

Когда Тургенев-сын узнал, что его милая Катенька — одна из отцовских пассий, он был не просто в шоке, его сердце, как тогда выражались, разбилось вдребезги. Раньше он не смел поднять глаз на соседскую дочку, мнил её божественным созданием. Теперь ему было противно смотреть на нее, словно на раздавленную деревенской телегой лягушку…

Решив, что больше не полюбит никогда, юный Ваня впал в черную меланхолию. Его мать, женщина с большим житейским опытом, решила исцелить своего мальчика… народными средствами. Выбрала среди крепостных девушку помиловиднее, а главное, поздоровей, и отправила ее прямиком в парк, где имел обыкновение прогуливаться в тяжких думах Тургенев-младший.

Та оказалась девицей еще и смышленой, задумку хозяйки поняла без слов и совратила молодого барчука к взаимному удовольствию. Познав радости плотской любви, Иван окончательно оставил мечту о Любви с большой буквы «Л». Его первыми музами являлись не тонкие, аристократические натуры, а простые русские крестьянки.

В апреле 1842 года начинающий писатель стал отцом. Статная красавица с толстой косой ниже пояса, крепостная Авдотья

Иванова, родила ему дочь Пелагею. Мать Тургенева, посчитав, что дело зашло слишком далеко и, не дай Бог, сынок, как честный человек, надумает жениться, решила отправить его за границу — выбить очередную блажь из головы. Иван сопротивлялся, он уже строил планы тихой семейной жизни в деревенской глуши…

Чтобы хотя бы на некоторое время избавиться от матушкиных наставлений, Иван Сергеевич уехал в Санкт-Петербург. Попав после долгого перерыва в свет, он начал колебаться. Нет, его не страшил мезальянс, он и в необученной французскому и манерам бабе умел разглядеть Женщину. Но все же он чувствовал, что мало ему утех любви физической, мало спокойной жизни на лоне природы, даже несмотря на всем известное увлечение охотой. Тургенев, словно пятнадцатилетний мальчишка, все еще грезил о чувствах высоких, романтических. А его литературная ипостась жаждала Музы необыкновенной…

Как-то в один из ненастных осенних дней 1843 года начинающий писатель с друзьями отправился в оперный театр. И там на сцене он увидел Ее — Судьбу свою. Божественный, как описывали современники, «горький» голос Полины Виардо заворожил Тургенева. Он — любитель стройных станов и ликов нежных — не заметил ни ее сутулой спины и покатых плеч, ни грубых, почти мужских черт лица, выпуклых глаз и огромного некрасивого рта.

Однако не только внешность его избранницы, над которой за глаза издевался чуть ли весь белый свет, встала на пути у влюбленного писателя. Его мать резко осудила «связь с певичкой» и отказала ему в содержании, а его произведения пока не приносили достойного дохода. Его маленькую дочь отправили в холопскую, где она жила так же, как и все крепостные, в грязи и невежестве. Его обожаемая Полина, в девичестве Гарсиа, была замужем и весьма удачно — за директором Итальянского театра в Париже, известным критиком и искусствоведом Луи Виардо. Мало того — знаменитая певица совершенно не выделяла Тургенева из общей массы поклонников ее таланта. Впрочем, она вообще отличалась спокойным нравом и рассудительностью. Страстной Виардо становилась только на сцене.

Но разве могли все эти пустяки остановить саму Любовь, которая переполняла Тургенева?

«Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею. День, когда мне не светили ваши глаза, — день потерянный!» — такими письмами Тургенев буквально забрасывал возлюбленную. Когда дива уехала из России, он последовал за ней.

Он поселился в Париже, то снимая дома по соседству, то подолгу гостя в семействе Виардо. Луи не препятствовал встречам супруги с новым обожателем. Говорил, что считает Полину женщиной разумной и целиком полагается на ее порядочность. А может быть, он просто привык думать, что на его далеко не красивую жену никто не может польститься?

А с другой стороны, дружба с загадочным русским господином вскоре стала приносить немалые дивиденды. Иван Сергеевич, не считая, тратил на чету Виардо свои с каждым годом растущие гонорары. Их четверо детей стали ему как родные. Впрочем, как судачили в свете, «там у них уже не разберешь, где чьи». Сначала, когда Полина представляла Тургенева парижским знакомым: «Это наш русский друг!», те за спиной злословили: «Словно китайскую собачонку демонстрирует!». А потом все так привыкли, что уже было странно видеть порой Виардо без ее верного рыцаря.

Иногда Тургеневу приходилось покидать свет своих очей: из начинающего литератора он превратился в мэтра русской литературы, властителя дум тогдашней молодежи. Дела издательские и общественные звали его на родину. А кроме того, Ивана Сергеевича постоянно беспокоила судьба его дочери Пелагеи. В конце концов, он предложил любимой женщине взять девочку на воспитание в свою семью, и Виардо милостиво согласилась. Так Пелагея превратилась в Полинет, а Полина в ангела-хранителя, вырвавшего его ребенка из рук жестокосердной бабки. Сама Пелагея-Полинет тихо ненавидела приемную мать, будучи убежденной в том, что та забрала себе всю отцовскую любовь без остатка, но ничего не дала взамен.

Временами Тургенев осознавал, что его положение третьего лишнего, робко сидящего на краешке чужого семейного гнезда, мягко говоря, ненормально даже для Европы, более раскрепощенной в нравах, нежели патриархальная Россия. Нельзя же всю жизнь положить на алтарь безответной платонической любви. Пора оставить пустые мечтания и вить собственное гнездо. Друзья и родственники постоянно это твердили. При этом все понимали, что вырваться из оков окаянной любви Тургенев сможет, лишь находясь вдали от Виардо, на родине.

Весной 1854 года Ивана Сергеевича познакомили с дочерью одного из его кузенов — Ольгой. Восемнадцатилетняя девушка — полная противоположность Виардо: юна, свежа, прекрасна, как сама весна. Кто не влюбился бы? И сердце писателя дрогнуло. Он даже стал подумывать о женитьбе. Но маниакальная страсть упорно не желала отпускать Тургенева. Едва он решился изменить свою жизнь, как его богиня приехала в Россию с новыми гастролями. И писатель, только-только начавший избавляться от ее пут, был вновь очарован. Он разорвал отношения с Ольгой и уехал из России вслед за Виардо…

Однако друзья писателя не сдавались и устроили ему еще одно знакомство. На этот раз в невесты писателю прочили сестру другого корифея отечественной литературы — Льва Николаевича Толстого — Марию. Тургенев писал: «Она очаровательна, умна, проста, я смотрел не нее, не отрывая глаз. Не буду скрывать, что поражен в самое сердце. На старости лет (четыре дня назад мне исполнилось тридцать шесть) я едва не влюбился».

Но зародившееся чувство так и осталось в зачаточном состоянии. Девушка не смогла вытеснить из его сердца «божественную Полину». Мария Толстая заметила уже после смерти Тургенева: «Если бы он не был в жизни однолюбом и так горячо не любил Полину Виардо, мы могли бы быть счастливы с ним, и я не была бы монахиней, но мы расстались с ним по воле Бога».

Тургеневу было уже за шестьдесят, когда он сделал последнюю попытку обзавестись собственной семьей. Начинающая актриса Мария Савинова полюбила мэтра настолько, что ее не пугали ни разница в возрасте, ни его непонятная личная жизнь. Он и сам себя давно уже не понимал, но ничего не мог поделать. В 1882 году он вновь уехал в Париж. Однако сделал отчаянную попытку освободиться от «полиномании» — взял с собой Савинову. В городе, где буквально все — от улиц до афиш — напоминало о Виардо, Мария чувствовала себя лишней и безумно ревновала. Но и оставить Тургенева она не могла. Иван Сергеевич был уже тяжело болен раком. В начале 1883 года его прооперировали. Однако из госпиталя он вернулся не к молодой невесте, а к Виардо…

Видно, только смерть могла их разлучить. Третьего сентября 1883 года Иван Сергеевич Тургенев скончался. Согласно завещанию, он — добровольный эмигрант — хотел быть похоронен в России. В последний путь на родину его сопровождала не родная дочь, а Клаудиа Виардо — дочь Полины.

МОЯ МОЛИТВА

Молю тебя, мой бог! Когда
Моими робкими очами
Я встречу черные глаза
И, осененная кудрями,
К моей груди приляжет грудь,
О, дай мне силу оттолкнуть
От себя прочь очарованье.
Молю - да жгучее лобзанье
Поэта уст не осквернит
И гордый дух мой победит
Любви мятежной заклинанье.

Тургенев и Полина Виардо.

Год 1843 остался навсегда памятным Тургеневу не только потому, что был первой заметной вехой на его литературном пути; этот год оставил неизгладимый след и в его личной жизни.

Осенью 1843 года в Петербург приехала итальянская опера, в которой выступала замечательно даровитая двадцатилетняя певица Полина Гарсиа Виардо.

Родившись в артистической семье, Полина Гарсиа почти ребёнком начала свою карьеру. Уже в конце тридцатых годов она с огромным успехом выступала в Брюсселе, в Лондоне, а восемнадцатилетней девушкой дебютировала на парижской оперной сцене в роли Дездомоны в опере Верди «Отелло», а затем в роли Ченерентолы в опере Россини.

Русские зрители сразу оценили бурную страстность и необыкновенное артистическое мастерство Виардо, диапазон её голоса и ту лёгкость, с которой она свободно переходила с высокой ноты сопрано на глубокие, ласкавшие сердце ноты контральто.

Услышав впервые Полину Гарсиа в роли Розины, Тургенев был покорен её талантом и с этого дня не пропускал ни одного спектакля приехавшей оперы.

Через некоторое время его друзьям и знакомые передавали друг другу, что Тургенев без памяти от игры Виардо. «Он теперь весь погружен в итальянскую оперу и, как все энтузиасты, очень мил и очень забавен», - писал Белинский Татьяне Бакуниной.

Говорили, что, узнав о новом увлечении сына, Варвара Петровна побывала на концерте, где выступала Виардо, и по возвращении домой, будто сама с собой говоря, ни к кому не обращаясь, сказала: «А надо признаться, хорошо проклятая цыганка поёт!»

Вскоре Тургеневу представился случай отправиться на охоту в обществе мужа Полина Гарсиа, Луи Виардо, а затем его познакомили и с самой певицей. Впоследствии Виардо шутливо рассказывала, что он был представлен ей как молодой помещик, превосходный охотник, хороший собеседник и посредственный стихотворец.

1 ноября - день, в который состоялось это знакомство, навсегда остался для него незабываемым.

«Я ничего не видел на свете лучше Вас … Встретить Вас на своём пути было величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благодарность не имеет границ и умрёт только вместе со мною», - писал Тургенев Полине Виардо из Петербурга.

С юношеских лет до последних дней жизни Тургенев оставался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву…

30 апреля 1845 года Варвара Петровна писала из Москвы: «Иван уехал отсюда дней на пять с итальянцами, располагает ехать за границу с ними же или для них».

По окончании гастролей в Петербурге и в Москве итальянская опера стала готовиться к отъезду из России.

Со службой в департаменте министерства внутренних дел всё было покончено к этому времени. 10 мая из министерства был переслан петербургскому генерал-губернатору заграничный паспорт «для отставного коллежского секретаря Ивана Тургенева, отправляющегося в Германию и Голландию для излечения болезни».

Снова Кронштадт, потом пароход дальнего плавания, снова ветер и волны в безграничном просторе сурового Балтийского моря…

Не потому ли влекли его тогда к себе эти края, что рядом, за грядою гор, лежала родина Полины Гарсиа?

Потом он был в Париже и, по-видимому, получил приглашение погостить в имении супругов Виардо, расположенном в шестидесяти километрах к юго-востоку от Парижа. Местечко, носившее название Куртавнель, с его старинным замком, окружённым рвами, каналом, парком, рощицами, оставило незабываемое впечатление в душе Тургенева.

По возвращении из Франции он снова в Петербурге, в среде Белинского и его друзей. Литературная репутация Тургенева укрепляется день ото дня.

Готовясь предпринять четвертое и последнее путешествие в Санкт-Петербург, Полина уже около десяти лет поддерживает довольно необычные и не лишенные таинственности сердечные отношения с русским писателем Иваном Тургеневым. «Всего десять лет», сказали бы мы, зная, что эти отношения практически не остынут (несмотря на короткие периоды отдаления) до самой смерти писателя в 1883 году. Сколько пересудов вызвала эта «особенная дружба» при жизни госпожи Виардо, сколько было из-за нее переведено чернил после смерти певицы! Многие вопросы так и остаются без ответа. Можно ли представить, чтобы эта любовь с первого взгляда, захватившая Ивана (больше, чем Полину) в 1843 году, вылилась лишь в платонический роман длиной в сорок лет? Неужели возможно, чтобы мужчина влюбился на всю жизнь, зная, что эта любовь обречена быть односторонней, да еще сохраняя искреннюю, настоящую дружбу с мужем любимой женщины? Значит ли это, что Луи, Полина и Иван являют живое доказательство успешного, так сказать, бесконфликтного брака втроем с одним лишь условием: не допускать никакой двусмысленности? Попробуем в этом разобраться.

Полина Виардо познакомилась с Иваном Тургеневым, как мы говорили, в ноябре 1843 года. Она начинает свой первый петербургский сезон, и ей представляют князей, художников, писателей - целую свиту горячих поклонников. Иван, вместе с другими страстными почитателями новой звезды, не раз допущен в ее уборную. В ту зиму Полине 22 года, Ивану - 25. Рядом с ней, такой миниатюрной, он выглядит богатырем. Он красив, учтив, образован, чрезвычайно изысканно говорит на безукоризненном французском языке, как и подобает благовоспитанному молодому аристократу. В лице Полины Иван встретился с Францией, ее культурой и цивилизацией. Он немного напоминает Берлиоза: французский композитор увидел в своей жене Харриет Смитсон превозносимую им шекспировскую Офелию, Тургенев же идеализирует Францию, с детства в совершенстве владея ее языком, и переносит эту страсть на молодую певицу. Родина Полины, которая до тех пор была для него лишь интеллектуальным, почти абстрактным понятием, благодаря ей обрела конкретность, внезапно приблизилась, суля, быть может, радушный прием. Отныне он становится верным рыцарем этой слетевшей с небес музы, украшенной высокими достоинствами. После отъезда Полины его не оставляет желание навестить ее во Франции - оно исполнится летом 1847 года, когда он будет гостить у нее в Куртавнеле.

Тогда и начинается переписка - поток, почти не иссякающий в течение сорока лет, за исключением периодов, когда они живут в близком соседстве. Она похожа на дорогие XIX веку бесконечные эпистолярные отношения, которые поддерживали Жорж Санд, Мари дʼАгу, Бальзак, Берлиоз или Чайковский. Тот век много пишет, то комментируя значительные события литературной, художественной или политической жизни, то изливая душу или делясь мелкими повседневными невзгодами. Тургенев - один из тех людей высокой культуры, для которых переписка - не только способ прервать одиночество: сближая с десятками далеких собеседников, она представляет собой литературную форму, равноценную рассказу или роману. Тонкий рисовальщик, он часто дополняет письмо маленьким наброском пейзажа или шаржированным портретом. Анри Гранжар начинает предисловие к сборнику неизданных писем русского писателя Полине Виардо следующими словами: «Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) отправил многочисленным корреспондентам 6264 письма (включая записки), опубликованные с комментариями в так называемом академическом тридцатитомном русском издании его сочинений и писем… Эта корреспонденция, масштабы которой свидетельствуют о славе Тургенева, составляет, однако, лишь часть того, что он написал своим друзьям и знакомым в России, Европе и даже Америке…» Примем к сведению!

Иван любит писать. Более того, он неисправимый болтун. Когда в письме к Полине 14 мая 1850 года он обещает «рассказать все это вкратце», ему потребуется исписать мелким почерком пять-шесть листов. В искусстве синтеза он не силен. В письмах, адресованных его музе, поражают другие особенности. О каком бы периоде жизни и их отношений ни шла речь, он обращается к ней одинаково: вплоть до 1847 года просто «Сударыня», позже - «Дорогая госпожа Виардо» или «Дорогая добрая госпожа Виардо», что показывает, насколько для него была и будет важна забота о приличиях, в частности, по отношению к Луи. Он никогда не напишет «Дорогая Полина», что кажется вполне нормальным между добрыми друзьями. Полина, со своей стороны, всегда отвечает: «Дорогой Тургенев» или «Милый добрый Тургенев», а к концу 1860-х - «Милый Турглин». Характерная для европейски образованных литераторов XIX века черта - смесь языков присутствует в большинстве писем: он с легкостью переходит с французского на немецкий, испанский или английский. Поскольку в доме Тургеневых говорить по-русски категорически запрещалось, ему приходилось втайне практиковаться в родном языке со старым лакеем, а тем временем русский язык отстаивал свои права в литературе и в опере. Владея немецким наравне с французским и зная, что Полина прекрасно читает по-немецки, иногда он любит начать письмо приветствием: «Teuerste Freundin». Именно на немецком языке он чаще позволяет себе излить чувство с первых слов послания. Так, в письме от 13 октября 1848 года мы читаем: «Guten Tag, liebste, teuerste Frau, guten Tag, einziges Wesen!» Продолжая это письмо на следующий день, он не может удержаться и повторяет: «Еще раз здравствуйте, liebste, teuerste, einzige!» Та же восторженность 23 июля 1849 года: «Guten Morgen, liebstes, teuerstes, bestes Wesen! Gott segne Sie tausend Mal!»

Полина и впрямь в его глазах единственная - как женщина и как артистка, и он гордится ею, прочитав однажды статью Жюля Жанена, где автор называет ее «la Viardot»: «Что скажете Вы об этом la, означающем для женщины славу, как для мужчины - отсутствие Mr <г-н> перед фамилией?» Это значит также, что, кроме нее, Тургенев не удостаивает благосклонностью ни одного певца, ни одну певицу. Рядом с идеальной звездой любая другая кажется лишь бледной имитацией. Такова еще одна константа этой необъятной переписки, придающая ей своего рода забавный оттенок, тогда как в целом тон ее скорее серьезен. Приведем несколько показательных примеров, позволяющих судить об этом. В 1846 году итальянский сезон в Санкт-Петербурге продолжается без Полины Виардо. Это повод бросить тень на ее преемницу: «Госпоже Мольтини (прошлогодней), вы помните, перепадали время от времени кое-какие аплодисментики; этой же - ничего, ну буквально ничего; следует признать, таким образом, что более выдающаяся дура (извините за выражение) никогда не выходила на сцену Большого театра… Вообразите, что госпожа Мольтини вдобавок - подражает Вам! Вы можете это себе представить?» Одно за другим письма позволяют без труда разделаться по очереди со всеми соперницами Полины: госпоже Джули недостает вкуса и благородства, а в «Норме» она поет «Castadiva» так мелодраматично, «будто влюблена в луну»; мадемуазель Массон - «негодный большой плод, сырой и кислый»; госпожа Альбони в «Пророке» - «всего лишь школьница, драматизма в ее пении не больше, чем в моем сапоге. Она Вас рабски копирует… Одета, как Вы, - только на нее вдобавок накинули большой плащ того же цвета, чтобы скрыть ее толщину. Она начинает речитатив: хорошее произношение, голос тягучий, густой, но плавный и приятный на слух… Она неглупа, и ей неплохо удается извлечь выгоду из своей тучности, изображая мать вполне непринужденно». Едва намечается комплимент, критика тут как тут: «Мадемуазель Шредер - ее лицо приятно выглядит на сцене: игра никудышна, движения неуклюжи и однообразны, физиономия ничего не выражает, произношение неверное; голос кажется слабеньким, слабеньким, особенно в начале, но поет она очень хорошо, очень правильно, с большим вкусом и изяществом. Это было чересчур тонко для публики - и для окружавших ее крикунов».


Несколько примеров лишь доказывают безраздельное восхищение писателя госпожой Виардо в ущерб любой другой артистке и очевидную предвзятость, которую излишне комментировать. Но неумение Тургенева оценить крупных композиторов и заслуживающие внимания произведения современности не перестает удивлять. Объяснение прежде всего в том, что он едва ли не исключительно предпочитает сочинения и творцов прошлого, начиная с Моцарта. Это почти слепое пристрастие затрудняет подход к современным произведениям, особенно к тем, которые не исполняются Полиной. Восприимчивость Тургенева в музыкальной области несоизмерима с широтой взглядов его музы, постоянно открывающей новые шедевры, новые таланты. Удивительно в этом отношении непонимание им творчества Верди. Опера «Эрнани» в Санкт-Петербурге в 1846 году его почти не впечатляет, он с сожалением говорит о пошлости мелодий Верди; слушая через год «Ломбардцев» в Париже, он находит музыку в целом крайне скверной, а некоторые места - отвратительными; не менее язвителен отзыв о «Разбойниках» в Лондоне с охрипшей Дженни Линд, а в 1859 году в Петербурге он будет досадовать на то, что приходится опять слушать Верди, который, как он повторяет своей дорогой корреспондентке, в подметки не годится Моцарту: «Я довольно редко хожу в театр; там дают Верди или Флотова - вы согласитесь, что это не очень привлекательно. Однако недавно давали «Дон Жуана»; исполнение было скверным, но даже плохое исполнение не способно убить шедевр». С той же близорукостью судит он несколько лет спустя и о «Троянцах», а между тем опера Берлиоза практически получила путевку в жизнь в салоне Полины Виардо и затем исполнялась в Бадене летом 1859 года, прежде чем ее поставит Театр Лирик: «Это творение ученого и изобретательного импотента, он надсаживается, лезет из кожи вон, но ничего не в силах создать - одни пародии или какие-то причудливые вещи. Его основная цель - нечто большое и сильное (еще один симптом бессилия), но единственное, в чем он преуспел, - своего рода томная мечтательность, нервная и чувственная». Тургенев дойдет и до открытой критики главных сочинений Гуно («Фауста», «Ромео и Джульетты»), хотя, как мы знаем, он проводил прекрасные часы в Куртавнеле, поддерживая молодого композитора советами, ободряя его и восхищаясь им в период работы над «Сафо».

Читая эти строки, можно подумать, будто их автор - закоренелый ворчун, преждевременно состарившийся и готовый бранить все на свете. Очевидно, думать так - значит, забыть, с каким воодушевлением он рисует прекрасный пейзаж (таких великолепных картин природы полны его романы) или описывает достоинства человека, разделяет чужие горести, загорается великой целью или схватывает в живых набросках массу мелочей бытия. Ведь именно все это покорило Луи Виардо и побудило его принять русского писателя в круг своей семьи: он никогда не пытался оттолкнуть человека, который, казалось, давал ему все основания ревновать. Луи и Иван - прежде всего настоящие интеллигенты, которых волнуют одни и те же литературно- художественные впечатления. Тургенев обогащает толикой славянской фантазии более рациональную эрудицию Луи. Тот в свою очередь по-своему вдохновляет перо Ивана, и, что немаловажно, его строгий контроль благотворен для издаваемых во Франции переводов тургеневских романов.

Оба - любители охоты. Муж Полины проявляет свой охотничий талант во всех странах, где бы он ни бывал. Иван заразил его страстью к охоте в России - лучших мест для этого занятия не найти во всей Европе: только здесь охота непременно связана с приключением, бескрайним простором и возбуждающим риском. Одно из самых ранних писем Ивана к Луи относится к первому приезду четы Виардо в Санкт-Петербург и представляет собой не что иное, как приглашение поохотиться. Несколько лет спустя он хвалится перед Луи тем, что едет в самый дикий уезд Новгородской губернии, где ему обещают тридцать медведей: он же надеется встретить по меньшей мере трех!


© Т.Н. Нефф

Французский литератор, как мы знаем, пишет «Охотничьи воспоминания» - не просто перечисление трофеев, но еще и тонкое исследование нравов и психологии народов разных стран. Русский писатель - автор «Записок охотника»: книга, одна из лучших в его творчестве, состоит из ряда рассказов, ранее появившихся в прессе в виде продолжающейся публикации. Это наиболее острое разоблачительное произведение Тургенева сыграло в России роль, сравнимую с ролью знаменитой «Хижины дяди Тома» Бичер-Стоу в США. Рисуя отточенные портреты помещиков, крестьянок, простых мужиков, автор беспощадно, но вместе с тем сдержанно и беспристрастно раскрывает грубость повседневной жизни, бесчисленные несправедливости общества, которое все еще остается феодальным и покорно ждет, когда наступит торжество гуманности. Ламартин высоко оценивает «зоркий взгляд, всеотзывчивую душу» русского писателя. Спокойным тоном, почти не обнаруживая своих эмоций, он передает глубокие наблюдения над поступками и характерами: подобно тому как охотник выслеживает и изучает дичь, рассказчик будто под лупой рассматривает бытие беднейших людей, изгоев царского режима. Не стремясь создать памфлет, он показывает жалкое положение мужика и крепостного, их согнутые под бременем спины - то, что вскоре с такой силой драматизма будут изображать на своих картинах художники-передвижники. Писатель представляет вещи резко и прямо, в духе Мопассана, не смягчая их, но и не превращаясь в подверженного страстям политического трибуна: сдержанность, с которой он открывает перед нами действительность, усиливает впечатление. Кто читал тургеневские страницы, не забудет портреты этих отверженных. Трогательная Арина, с позором изгнанная барином за то, что дважды осмелилась просить позволения выйти замуж за любимого человека, в конце концов становится женой «откупившего» ее незнакомого мельника. Симпатичный кучер Кузьма, переименованный по барынину произволу, а затем разжалованный в рыболовы (мол, для кучера слишком неказист): теперь он вполне доволен тем, что вместо жалованья ему выдают харчи. Светящаяся кротостью дворовая девушка Лукерья, высланная господами на хутор, когда ее парализовало: она живет мечтами и по-доброму смотрит на все вокруг. Карлик Касьян - над его недостатком насмехаются, а в то же время побаиваются его, как и всех «юродивцев», которым русский народ приписывает таинственные способности знахарей и колдунов: образ бедного калеки воплощает всю драму крепостничества и фатализм мужика, против воли переселенного за сотню верст от родных мест.

Понятно, насколько близки Иван Тургенев и Луи Виардо в политическом отношении: оба считают себя участниками борьбы за социальный прогресс и развитие либеральных идей в среде, где либерализма очень мало. Луи, как нам известно, вечный борец за антиклерикальные и республиканские идеи. В периодических изданиях, им основанных или возглавляемых, в противостоянии Июльской монархии, затем Второй империи он занимает позицию, которая превращает его в маргинала парижского общества и создает немало врагов для его жены. После путешествия в Россию в 1844 году он выступил в «Охотничьих воспоминаниях» против крепостной зависимости миллионов людей как «антиобщественного, антирелигиозного, антигуманного положения вещей». Он одним из первых во Франции предсказал отмену крепостного права, ставшую реальностью в 1861 году: «Счастлив монарх, который прославит свое имя этим великим и святым делом! Пусть Европа смоет с себя пятно ужасного слова «рабство».

Ивана окружают люди, у которых либерализм в крови. Не случайно сближается он с Николаем Тургеневым - однофамильцем, но не родственником: тот был участником заговора декабристов (имевшего целью установить в России парламентаризм) до того, как жестокие репрессии Николая I подавили его в зародыше. Николай Тургенев, успевший вовремя уехать из России, в Париже ведет борьбу, разоблачая преступления царизма и сохраняя память о друзьях, уничтоженных или сосланных в Сибирь. Как и он, Иван Тургенев сражается за отмену крепостного права, и его литературное творчество станет важным звеном в этой великой и длительной борьбе. Царь Николай I, несмотря на жесткость, уже обдумывал план, который осуществит Александр II 3 марта 1861 года, положив конец нескольким векам рабства, хотя и не разрешив проблему нищеты простого народа. Тургенев, который освободил своих крестьян, не дожидаясь Манифеста, осознает, какую роль он сыграл: «Император Александр, - говорит он братьям Гонкур, - велел передать мне, что чтение моей книги было одним из важных побудительных мотивов его решения». Понятно, что он разделяет ликование семьи Виардо, когда происходит парижская революция 1848 года и рождается Вторая республика!

Искренний друг Луи, Тургенев вскоре становится нежным «крестным» для детей Виардо, которых любит не меньше, если не больше, чем собственную дочь, и все же его думы и чувства целиком сосредоточены на Полине, «дражайшей, любимейшей, единственной» - несравненном и недостижимом небесном светиле. Страсть, вспыхнувшая, как только они встретились во время первых русских сезонов госпожи Виардо, скорее односторонняя. Иван потрясен, но Полину окружают толпы обожателей, таких же учтивых, образованных и обворожительных, как он. В самом деле, замечает ли она его, выделяет ли среди других? По первым письмам, отправленным из Парижа в Россию с 1844 по 1846 год, этого не скажешь: Ивану чаще всего отвечает Луи, а Полина ограничивается припиской в несколько строк или дружеским приветом. К тому же именно летом 1844 года за ней особенно настойчиво ухаживает Морис Санд. Ее мысли далеко от Тургенева.

Дело принимает иной оборот в 1845 и 1847 годах, когда Иван совершает первые путешествия во Францию. Его цель - познакомиться наконец со страной своих грез, а также вновь увидеть певицу, которая владеет его помыслами. Теперь он не затеряется в толпе петербургских верных рыцарей. Этот мужчина из плоти и крови, все такой же красивый и обольстительный, буквально у ее ног. Однажды он так и напишет: «Боже, я хотел бы расстелить всю мою жизнь, как ковер, под Вашими дорогими ногами, которые тысячу раз целую». Полина не остается равнодушной. В начале 1848 года очень недолго (и такое больше никогда не повторится) она передает письма Ивану через свою мать, без ведома мужа. Писатель отвечает немецкой фразой, которую госпожа Виардо изымет из публикации 1907 года: «Да будете Вы благословенны вовеки, благородное, дорогое и чарующее создание». К 1848 году относится единственный момент в жизни этих двух людей, когда можно представить себе со стороны Полины нечто большее, чем глубокая дружба, хотя нет никаких данных, позволяющих утверждать, что между ними была настоящая любовная связь. Одно ответное письмо Ивана по-немецки вызывает некоторое смятение: «Тысяча, тысяча благодарностей за… Вы знаете за что… Вы лучшая, дражайшая из женщин… Какое это было для меня счастье!» Через несколько дней он продолжает, опять по-немецки: «Дайте мне Ваши добрые руки, чтобы я мог их крепко сжать и долго целовать… Все, что только можно говорить и чувствовать, думаю, говорю и чувствую я теперь… Оставайтесь благосклонной к Вашему старому другу, неизменно верному и преданному». Восторженный период длится до июля 1849 года, и еще 26 июня он делает загадочную помету в записной книжке: «Первый раз с П.». После краткого пребывания в Куртавнеле он шлет письмо благодарности за оказанное гостеприимство; госпожа Виардо, будучи в преклонных летах, исключит из публикации и эти несколько строк по-немецки: «Сегодня я был весь день словно в каком-то волшебном сне… Все прошлое, все, все, что случилось, представляется моей душе так неодолимо, так непосредственно. Я принадлежу телом и душой моей дорогой повелительнице».

Весной 1850 года Тургенев находится в Куртавнеле, пока Полина гастролирует в Берлине и Лондоне. Именно тогда он изо дня в день наблюдает за созданием «Сафо». Его письма той поры - настоящие признания в любви к своей приемной семье: «Прощайте - прощайте; обнимаю вас всех, вас, Виардо, - будьте благословенны - дорогие мои добрые друзья, единственная моя семья, те, кого я люблю больше всех на свете». В самом деле, как мы далее убедимся, тепло этого очага компенсирует душевное одиночество человека, который рано потерял отца, переживает крайне конфликтные отношения с матерью и в тридцать два года называет себя стариком. Мать скрывала даже его настоящий возраст, и он считал себя годом моложе. Только в 1852 году, найдя книжечку с личными записями, он узнает, что родился 28 октября/9 ноября 1818 года - и сразу же становится на год старше: «Итак, мне исполнилось все тридцать четыре. Черт, черт, черт - так значит, я уже не молод, отнюдь, отнюдь - наконец-то!»

Его отношение к Полине - намного больше, чем просто нежная привязанность: для него самого она ангел-хранитель, для его дочери Полинетт - приемная мать, она его наперсница, возлюбленная, подруга, муза - все вместе. И даже больше! Как законченный идолопоклонник, он просит ее прислать ему в письме обрезки ногтей или засушенный цветок, который она носила в туфельке. Этот фетишизм вполне соответствует его натуре мазохиста, всегда готового уничижать себя перед другими, особенно перед своей богиней. Таков смысл процитированных строк, где он выражает желание расстелить свою жизнь, как ковер, под «дорогими ногами», целуя их «тысячу раз».

Возвращением Тургенева в Россию в июне 1850 года ознаменован конец первого периода отношений. Пламя страсти никогда больше не прорвется наружу в этой бесконечной переписке. Он по-прежнему романтически боготворит Полину, неподдельная привязанность ее к Ивану не слабеет (исключая легкое охлаждение 1857–1862 годов), брак втроем станет чем-то почти банальным в глазах парижского общества, но уже не вернутся те волшебные дни, когда душевные переживания Ивана, казалось, достигли исключительной, небывалой глубины. Впрочем, сами обстоятельства внесут ощутимые изменения в развитие этих отношений. Писателя призывают на родину семейные дела. Мать, женщина с тяжелым характером, не желает терпеть богемную жизнь Ивана и выгоняет его вместе с братом из родового имения Спасское. Ему приходится поселиться в унаследованном от отца Тургеневе. Сложности новой жизни, заботы, с которыми он сталкивается, в частности, устройство жизни дочери во Франции, оттесняют на второй план его музу, хотя она и остается для него вечной Консуэло, его утешением. В 1851 году написано всего четыре письма. В мае 1852 года Тургенева постигает новый удар судьбы. За то, что он публикует статью о Гоголе, называя его великим писателем (что при тогдашнем режиме считается крамолой), и осмеливается издать «Записки охотника», в которых нелестно изображено крепостное право, Ивана по высочайшему распоряжению на месяц сажают под арест в часть, а затем на три года ссылают в Спасское: удар жестокий, но такая кара несравнимо предпочтительнее ссылки в Сибирь. В итоге семейные неприятности и политические злоключения держат писателя против его воли вдали от госпожи Виардо целых шесть лет; однако ей удается прервать разлуку - всего один раз - во время последнего своего путешествия в Россию.

Издательство «Издательство Ивана Лимбаха», Санкт-Петербург, 2017, пер. Н.Кисловой

Первой любовью Ивана Тургенева стала дочь княгини Шаховской - поэтесса Екатерина. Было это еще в юные годы: Тургеневу исполнилось 15 лет, а его возлюбленной 19 лет. Они жили в соседних имениях и часто ходили друг к другу в гости. Иван благоговел перед Екатериной, томился горячей юношеской влюбленностью и боялся признаться в своих чувствах. Вот только под очарование девушки попал и отец будущего писателя, Сергей Николаевич, и именно ему ответила взаимностью юная княжна. Это разбило сердце Ивана, и даже спустя много лет он описал события в повести «Первая любовь», воплотив в героине Зинаиде Засекиной образ Кати Шаховской. О том, что все герои произведения имеют реальные прототипы, автор никогда не скрывал, за что многие его осуждали. История, полная драматизма, действительно закончилась печально: Тургенев-старший после расставания с юной любовницей, вскоре умер - причем ходили слухи, что это было самоубийство, совершенное на фоне любовных злоключений. Екатерина спустя год вышла замуж за Льва Харитоновича Владимирова , родила ему сына и через шесть дней скончалась.

Белошвейкой Дуней Тургенев увлекся в 1843 году, вернувшись из заграницы. Вероятно, это было одним из мимолетных увлечений писателя, но оно имело серьезные последствия - через год Дуняша родила девочку. Дочь назвали Пелагея (Полина), и хотя Тургенев не признал ребенка официально, девочку не бросил. Она воспитывалась в семье Полины Виардо, возлюбленной Ивана Тургенева, писатель брал девочку с собой в заграничные поездки. Саму же Дуняшу в последствии выдали замуж.

Оперная дива стала страстной любовью писателя на сорок лет. Когда они познакомились, Тургеневу было 25 лет, Виардо - 22 года, но у всемирно известной певицы уже был муж. С ним-то и познакомился ан охоте Иван Сергеевич, а уж Луи Виардо представил своего нового товарища супруге. Когда гастроли певицы закончились, семейство уехало в Париж ... а вместе с ними уехал и Тургенев. Пылко влюбленный писатель уехал еще не был известен в Европе , но покинул родную страну без разрешения матери и без денег. Вернувшись в Россию , он вновь уезжает за границу спустя два года, узнав о гастролях Виардо в Германии , едет за ней и в Англию , и во Францию . Официального брака он заключить не могли, но Тургенев жил в семье Виардо, «на краю чужого гнезда», как говорил он сам. Своей семьи Тургенев так и не завел, даже его внебрачная дочь воспитывалась Полиной Виардо. И именно любимая женщина Тургенева, а не его внебрачная дочь, стала наследницей писателя.

Театральная актриса стала последней любовью Тургенева, продолжавшейся четыре года. Впервые писатель увидел ее на сцене, в спектакле по его собственной пьесе «Месяц в деревне». Мария, вопреки мнению режиссера, выбрала второстепенную роль Верочки и так ярко сыграла ее, что изумился сам Тургенев. После выступления он примчался за кулисы к Савиной с огромным букетом роз и воскликнул: «Неужели эту Верочку я написал?!» Актриса росилась Тургеневу на шею и поцеловала в щеку - это было проявлением теплых чувств, но на большее, чем просто уважение, Тургенев не мог рассчитывать. А он влюбился в Марию, о чем открыто признавался ей. Из-за этого несовпадения чувств встречи проходили достаточно трудно и были редкими, что компенсировалось частой перепиской, продолжавшейся четыре года. В письмах Тургенев не скупился на нежные фразы, для Марии же он был хорошим другом, которому она сообщила о предстоящем замужестве. Тургенев пожелал ей счастья, но своих трогательных мечтаний о ней не оставил, и когда брак Савиной временно расстроился, вновь начал планировать совместные поездки за границу. Им не суждено было воплотиться в реальность - умер писатель в кругу семейства Виардо, а Мария много лет спустя приходила в дом-музей Тургенева каждый день, чтобы оставить перед его портретом букет цветов. Будучи уже пятидесятилетней дамой, она вступила в официальные отношения с вице-президентом Театрального общества Анатолием Молчановым , с которым до этого долгое время жила в гражданском браке.

В 1843 году в жизни выдающегося писателя и поэта Ивана Сергеевича Тургенева произошло переломное событие. В дневнике он отметил: «Встреча с Полиной» и почему-то нарисовал рядом крест. Если б знал 25-летний литератор, что этот крест ему придется нести всю свою жизнь.

Полина Виардо

В 19-м веке в высшем свете не нашлось бы, пожалуй, ни одного человека, который не слышал хоть раз это имя - Полина Виардо. Выдающаяся оперная дива родилась в столице Франции в 1821 году. Ее отец - Мануэль Гарсиа - испанский певец и преподаватель музыки.

В семье было еще двое детей, которые тоже стали известными исполнителями (Мануэль Гарсиа-младший и Мария Малибран). Своим талантом они обязаны отцу, который передал, а затем правильно развил музыкальные способности.

Певческие данные юной Полины были настолько выдающимися, что в 16 лет она уже давала сольные концерты. А спустя два года сыграла на сцене Лондонского оперного театра в спектакле «Отелло» роль Дездемоны.

Девушка не обладала красивой внешностью, некоторые даже утверждали, что на нее совершенно невозможно смотреть анфас. Но стоило ей только запеть, как все восхищенно замирали. Голос был необыкновенной красоты, утонченный и полный чувства.

В 19-летнем возрасте Полина вышла замуж за композитора, директора Парижского оперного театра Луи Виардо. Он был старше на двадцать один год, но влюбился в супругу, как юноша. Нельзя сказать, что она тоже пылко относилась к мужу, скорее, позволяла себя обожать. Однажды девушка призналась в дневнике, что Луи скучен, как ночной колпак.

Полина жаждала чувств, страсти, хотела иметь возле себя, как она выражалась, «стадо поклонников».

Певица много гастролировала, в том числе и по России. Она часто приезжала в эту страну, выступала вместе с другими известными певцами. Своим талантом Полина вдохновила многих композиторов, которые писали произведения персонально для нее.

Среди них были:

  • Ф.Шопен;
  • К.Сен-Санс;
  • Г.Берлиоз;
  • Дж. Мейербер и др.

Кроме того, Виардо сама писала музыкальные произведения (оперу «Последний колдун»), составляла сборники.

Полина владела несколькими иностранными языками:

  • испанским;
  • русским;
  • немецким;
  • французским;
  • итальянским;
  • английским.

Эта талантливая женщина перевела некоторые произведения русской литературы на французский язык. Кроме того, она была заботливой матерью, родила и воспитала четверых детей. В 1863 году семья Виардо переехала в Баден-Баден из-за политики Наполеона, которую не разделял отец семейства.

Позже они снова вернулись в Париж, где Полина занялась преподавательской деятельностью в консерватории и организовала свой музыкальный салон.

Умерла певица в возрасте 88 лет в Париже в окружении любящих родственников.

Иван Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев родился в 1883 году в Орловской губернии. Его отец был кавалеристом и отличался красивой внешностью. Из-за распутной жизни и страсти к играм он быстро растратил состояние, поэтому был вынужден жениться на некрасивой, немолодой, но весьма богатой девице Варваре Лутовиновой, происходившей из древнего дворянского рода. Их далекие от идеальных отношения и не напоминали любовь.

В браке родилось трое сыновей, но отец продолжал вести вольный образ жизни и вскоре совсем покинул семью. Мать довольно противоречиво относилась к воспитанию детей. Она тратила большие деньги на их образование, нанимала лучших гувернеров. Но в то же время часто срывалась на детях и даже их била. Суровость ее характера легла в основу образа барыни в произведении «Муму».

Мать переехала в столицу с целью дать детям лучшее образование. Там Иван поступил в университет на словесное отделение. В то время он встретил свою первую любовь. Ей оказалась княжна Шаховская.

Вначале она проявляла благосклонность к юному поэту, вступала в переписку, но потом выяснилось, что и к чувствам его отца ветреная девушка отнеслась так же. Это повергло молодого человека в шок, ее образ впоследствии лег в основу произведения «Первая любовь».

После смерти сына Сергея мать решила переехать в Северную столицу. Там Иван поступил на философский факультет университета, а затем продолжил образование за рубежом. В 40-х годах молодой человек вернулся в Россию, где ему присвоили звание магистра.

В материнском поместье Иван соблазнил крепостную крестьянку и та родила дочь. Он даже хотел жениться, но мать была категорически против. Тогда крестьянку выдали замуж, а Иван уехал в Петербург. Дочь он смог признать только спустя двадцать лет.

В те годы Тургенев написал свои лучшие произведения:

  • «Записки охотника»;
  • «Рудин»;
  • «Дворянское гнездо»;
  • «Отцы и дети»;
  • «Дым»;
  • «Новь».

В 1860 году Иван Сергеевич стал членом Императорской академии наук. Затем ему было присвоено звание почетного доктора Оксфордского университета, а в 80-м стал почетным членом Московского университета.

В последние годы жизни писатель тяжело болел, врачами был поставлен диагноз «грудная жаба» (стенокардия). Тургенев скончался в возрасте 64 года во Франции.

Любовь с первого взгляда

История любви Полины Виардо и Тургенева до сих пор не изучена до конца и полна загадок. Конечно, творческим людям свойственно иметь постоянную влюбленность в разных лиц, что необходимо им для вдохновения. Но эти отношения отличались от многих других. Полина Виардо в жизни Тургенева впервые появилась в 1843 году. Писатель тогда слушал оперу с ее участием в Петербурге.

Это была действительно любовь с первого взгляда! Певица настолько очаровала молодого литератора, что он больше не мог ни о ком думать. Мечта была теперь только одна - видеть Полину, наслаждаться ее речами, быть рядом.

Он думал о ней в одиночестве, стремление увидеть ее было подобно потребности жить, дышать воздухом. Вдалеке от нее Иван просто задыхался. Конечно, писатель стал посвящать певице свои произведения.

И вот, наконец, произошло счастливое событие: муж Виардо на охоте познакомился поближе с Тургеневым и пригласил его в свой дом. Можно представить, каково было счастье молодого человека! Он был доволен только тем, что видит рядом с собой предмет своих воздыханий. А однажды он чуть не сошел с ума от счастья, когда Полина натерла ему виски одеколоном от головной боли.

Жизнь втроем (в семье Полины)

Потом семья Виардо уехала обратно в Париж. Тургенев бросил все и отправился за ними. Он поселился в доме друзей на непонятных правах. Но его это больше чем устраивало. Тургенев и Виардо общались подолгу каждый день, вместе сочиняли различные произведения (например, Полина написала оперу на либретто Тургенева).

Википедия, как и многие другие источники, говорят о том, что до сих пор непонятно, была ли телесная связь у Полины Виардо и Ивана Тургенева. Предположительно в то время, когда Луи парализовало, они жили как муж и жена. В 1857 году у Полины родился сын Поль. Появились слухи, что его отцом был Тургенев.

Отношение матери Тургенева к роману сына

Любовь писателя и певицы продолжалась в течение 40 лет. Мать Тургенева была очень разгневана, когда узнала об этом романе. Она грозила лишить сына наследства, если он не покинет эту «цыганку», как она называла Полину.

Но ничто не смогло заставить Ивана Сергеевича разлюбить и забыть свою Музу.

Иногда он находился в совсем бедственном материальном положении, потому что мать по три года не давала ему денег, но душа его пела, когда он был рядом со своей возлюбленной. Он говорил, что даже часа не может прожить без сияния ее глаз.

Продолжение романа в письмах (во время разлук)

Когда Иван Тургенев и Полина Виардо вынуждены были разлучиться, их общение продолжалось в переписке. До сих пор сохранились письма Тургенева к Полине Виардо. Они наполнены нежными, ласковыми чувствами, а иногда страстью.

В одном из писем литератор сообщает своей Музе, что, приехав в Россию, нашел в поместье родную дочь! Она уже стала довольно взрослой, и он теперь не знает, что с ней делать. Отцовство ему пришлось все же признать, поскольку девушка была очень похожа на Тургенева.

Затем писатель решил отправить Пелагею (так звали дочь) к своей Музе в Париж. Полина с радостью занялась ее воспитанием, и вскоре крепостная девушка превратилась в манерную и образованную мадемуазель Полинет.

Скончался Иван Сергеевич во Франции на руках у возлюбленной. Это ли не было счастьем для него: видеть перед смертью глаза своей Музы, наслаждаться ее ласками и словами. Скорее всего, он отошел в вечность, ощущая себя вполне счастливым человеком.