Не уходи, ириска! лучшая клоунесса ссср погибла на манеже. Татьяна кирилловна из «абвгдейки»: дорога в рай мне уже обеспечена Татьяна кирилловна из абвгдейки

ЧЕРНЯЕВА (в центре) с сегодняшними героями своей программы: учительницей Кристиной Алексеевной, учеником Гошей Пятеркиным, почтальоном Печкиным и клоунами Клёпой и Шпилькой

Глубоко верующая телеведущая по совету духовника не собирается венчаться с мужем

Вот уже больше 40 лет дошколят к телеэкрану приглашает незатейливая песенка: «АБВГДейка, АБВГДейка - это учеба и игра…» Несколько поколений малышей выросло на познавательных программах, которые готовит бессменная ведущая «АБВГДейки» - Татьяна Кирилловна ЧЕРНЯЕВА.

Татьяна Кирилловна, а правда, что вы на ТВ уже больше полувека?

Да, с 1964 года. В юности и не помышляла ни о чем подобном. После школы, которую я в родных Ессентуках окончила с золотой медалью, не знала, кем быть. Хотя мечтала стать актрисой. Но мама, которая, к слову, родила меня в 45 лет, была против. Впрочем, мои актерские амбиции позже оказались востребованы в «АБВГДейке». Там я играю саму себя - Татьяну Кирилловну.

Как попали на экран?

Старший брат агитировал меня поступать в авиационный институт. Мол, после Великой Отечественной не нужно расслабляться, а наоборот - надо ракеты строить. Увидела перед соответствующим вузом самолет на красивом постаменте и стала готовиться туда. Но быстро перегорела и отправилась в Орджоникидзе (ныне - Владикавказ. - Я. Г.), где успешно сдала экзамены в литературный вуз. Три года проучилась, и меня пригласили диктором на местный телеканал. Вскоре загорелась идеей продолжить учебу в Москве. Перевелась в МГУ на факультет журналистики. В столице в те годы оказалось очень легко попасть на Центральное телевидение.

Неужели?

Главное - верить, что у тебя получится. Я красиво причесалась и поехала на Шаболовку. Со своим удостоверением периферийной студии ТВ подошла к проходной и меня без проблем пропустили. Села в уголке и стала ждать в надежде, что обязательно что-то должно произойти. И точно! Вскоре ко мне подошел молодой человек, работавший осветителем в соседней студии: «Девушка, на какую передачу вы пришли?» Отвечаю: «Вообще-то я пришла на работу устраиваться». Спасибо этому парню, он познакомил меня с режиссером, который в свою очередь представил главному редактору молодежной редакции. В результате меня взяли помощником режиссера, дальше я стала редактором, а после окончания МГУ работала сначала спецкором, потом шеф-редактором, а затем руководителем редакции. Словом, прошла все этапы большого пути. Ну а потом в моей жизни, как огромный айсберг, появилась «АБВГДейка».

Как программе удается столько лет держаться на экране?

Мы уже почти 42 года в эфире. Наверное, секрет в том, что наша передача стала первой бесконечной мыльной оперой. Тогда еще был только «Кабачок «13 стульев». Но там работали на польском материале, а мы - чисто советский продукт, наши герои оригинальные, а не чей-то перепев. Клоун Клепа вместе с друзьями под руководством моей героини - учительницы Татьяны Кирилловны (потом меня повысили до директора школы) осваивают мир. Мы всегда были своими в доску для маленьких зрителей. За годы работы получили больше двух миллионов писем. Родоначальником нашей программы стал детский писатель Эдуард Успенский. Он в свое время говорил (и я с ним согласна), что дети на детей по телевизору не очень любят смотреть. А все потому, что себе подобных они встречают на каждом шагу. А вот на клоунов им смотреть интересно: те как будто и не взрослые, но уже и не дети, они могут ошибаться, попадать впросак, а это привлекает внимание. Вначале у нас были артисты-клоуны: Семен Фарада, Александр Филиппенко. Именно для них Успенский писал первые сценарии. Но потом их огромная нагрузка в театре и кино не позволила продолжать у нас сниматься. И мы собрали вторую команду клоунов, среди которых была Ириска (Ирина Асмус), Валера Левушкин и другие.

В этом году минуло 30 лет, как Асмус нет в живых.

Она была моей подругой. Погибла Ира на манеже цирка в Гомеле, исполняя трюк. В этом городе у нее сын Андрей служил в армии. Отправляясь туда, Ирина говорила мне, что хочет пригласить всех его командиров с детьми на спектакль, чтобы Андрюше легче служилось. Она танцевала на абажуре под куполом цирка, а в конце номера затягивала ногу в петлю и вращалась вниз головой. И вот на машинке вращения винт внезапно открутился, и она рухнула с огромной высоты на глазах у полутора тысяч зрителей. Погибла на месте. Ее похоронили в родном Ленинграде. В этот момент я была в командировке и поехать проститься с Ирой не смогла. Спустя время мы были с «АБВГДейкой» на гастролях в Питере и после концерта поехали к ней на кладбище. Взяли все цветы, что нам надарили, и положили на могилу. Может, это и хорошо, что я не видела ее в гробу, а запомнила молодой, красивой, веселой женщиной.

Семейный обед

Когда «АБВГДейка» впервые вышла, как отреагировал ваш маленький сын Саша?

Ему тогда было шесть лет¸ и, конечно, я для него была просто мамой, а не учительницей с экрана, как для миллионов других детей. Сейчас Александру 47 лет, он продюсер, режиссер. В свое время на протяжении 11 лет работал генеральным директором «НТВ-кино». Сейчас у него своя телекомпания: снимают ролики, рекламу.

Ваш супруг тоже из творческих кругов?

Нет, Игорь - радиоэлектронщик. Всю жизнь в НИИ закрытого типа проработал, а сейчас на пенсии. В прошлом году мы справили 50-летний юбилей совместной жизни, золотую свадьбу. А познакомились мы за три года до женитьбы, когда я переводилась в МГУ, а он учился в Политехническом в Москве. Встретились на семейном обеде у общих знакомых. Свадьбу устроили дома, на ресторан денег, конечно, не было. А как романтично он ухаживал! Однажды переплыл на остров и собрал для меня там огромный букет из ромашек и васильков. Обратно потом греб одной рукой.

У вас много внуков?

Трое. Мы сейчас уже прадедушка и прабабушка. Говорят, если ты дожил до этого статуса, дорога в рай тебе обеспечена. Старшему внуку Игорю от первого брака сына 27 лет. Дочке Игорька - Ярославне, нашей правнучке, недавно годик исполнился. Еще у сына есть дочка Варвара, ей 16, и 5-летний сын Даниил от второго брака. Младший внук в США родился, там его записали как Даниэль.

Я знаю, вы очень религиозный человек.

Крестилась и пришла к богу в 45 лет. Причем никакая трагедия меня к Господу не привела. Просто почувствовала, что мне это необходимо. Потом выяснила, что все не случайно: мой прадед был из династии священников. В 90-е годы я сделала на ТВ проект «Суперкнига» о Библии, организовала несколько христианских спектаклей. За время безбожья мы многое потеряли. Все амбиции идут от зависти и гордыни. Мой духовник отец Антоний живет в четырехстах километров от меня, но я всегда могу ему позвонить, посоветоваться. Мы с мужем не венчаны, но батюшка мой говорит: «Расслабьтесь, спустя 50 лет брака это уже не надо. У вас и так все хорошо, живете с Богом».

Вы состоятельный человек?

Никогда не занимала денег, всегда жила по средствам. Сейчас у меня все есть: хорошая пенсия, зарплата. Я с удовольствием вожу машину. Причем за руль только в 53 года села и теперь получаю от этого огромное удовольствие. На досуге занимаюсь реставрацией мебели при помощи техники декупаж. В своем доме уже все перекрасила: комод, скамейки, табуретки, журнальный столик, даже потолок. Дарю свои работы друзьям.

Возьмите тонкий армянский лаваш, разрежьте на листочки размером сантиметров 15 на 15 (из одного листа лаваша таких выйдет штук восемь). Дальше смешайте сахарный песок с корицей. Возьмите замороженную вишню, в каждый лепесток положите шесть ягодок, а сверху чайную ложку смеси сахара с корицей, заверните конвертиком. И потом все это выложите на разогретую сковороду с растительным маслом. Там лаваш станет хрустящим, вишенка подтает, пропитается корицей, и штрудель получится очень вкусный.

Черняева Татьяна Кирилловна (р. 12 января 1943 года, г. Ессентуки) - журналист, телеведущая, художественный руководитель программы «АБВГДейка». Член Академии российского телевидения с 2007 года. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Лауреат премии профессионального признания «Лучшие перья России».

Биография

Окончив среднюю школу с золотой медалью, в 1968 году поступила на филологический факультет Северо-Осетинского педагогического института в городе Орджоникидзе. После окончания 3 курса перевелась в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова на факультет журналистики, который и окончила в 1970 году, получив специальность «литературный работник радио и телевидения».

В том же году приступила к работе на Центральном телевидении в должности помощника режиссёра.

Быстро сделав карьеру, в 1975 году стала телеведущей новой детской программы «АБВГДейка». Впоследствии совмещала эту работу с должностью руководителя редакции детских программ. Считает свою передачу едва ли не единственной неполитизированной программой советского телевидения. Для большинства телезрителей она - просто Татьяна Кирилловна из «АБВГДейки».

С 1997 по 1999 год - ведущая детской развлекательной телеигры «Меморина» на телеканале РТР.

С 2000 года - руководитель творческой мастерской программ для детей и юношества телеканала «ТВ Центр», продюсер «АБВГДейки» и правообладатель одноимённого бренда.

Татьяна Черняева - член Академии российского телевидения и член жюри российской национальной телевизионной премии «ТЭФИ» с 2007 года, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, «Отличник телевидения», «Отличник просвещения», лауреат премии профессионального признания «Лучшие перья России», художественный руководитель программы «АБВГДейка», которая названа «национальным достоянием» общественной организацией «Меценаты столетия».

Т. К. Черняева является членом Координационного совета Профсоюза работников телевидения России.

Всю свою творческую жизнь на телевидении Татьяна Кирилловна занимается проблемами детства и вопросами педагогики. Она является активным сторонником увеличения доли детских программ в сетках вещания российских телеканалов и увеличения государственного и частного финансирования российских детских телепроектов.

Личная жизнь

  • Муж - Игорь Петрович, инженер.
    • Сын - Александр, продюсер и режиссёр.
      • Внук - Игорь (род. 1989), студент ВГИКа.
      • Внучка - Варвара.

Татьяна любит путешествовать, готовить, встречаться со зрителями, водить машину; дружит с одноклассниками, однокурсниками, взрослыми и детьми, со спортсменами и инвалидами, а также «братьями меньшими». Является верующей христианкой.

В середине 1970-х годов на советском телевидении появилась программа «АБВГДейка» — передача для дошкольников, в которой маленьких зрителей в игровой манере обучали основам счёта, чтения и различным житейским премудростям.

Неизменной ведущей «АБВГДейки» была Татьяна Черняева , известная всей советской детворе как Татьяна Кирилловна. Состав её учеников-клоунов несколько раз менялся, но самым популярным стал тот, в который входили Клёпа, Лёвушкин, Юра и Ириска.

Весёлую и задорную клоунессу Ириску обожали и дети, и взрослые. Девочки слали письма на телевидение, в которых обещали, что, когда вырастут, тоже будут работать в цирке, как Ириска.

В 1985 году Ириска исчезла из передачи. Детям объяснили, что она «выросла, выучилась», и заменили её другим персонажем.

А через год в одной из центральных советских газет появился большой материал о трагедии на арене Гомельского цирка — артистка Ирина Асмус, выступавшая под псевдонимом «Ириска», погибла во время представления.

Цирк вместо балета

Ирина Асмус родилась 28 апреля 1941 года в Ленинграде, в самый канун войны. Несмотря на тяжесть военных и послевоенных лет, у маленькой Иры была большая и красивая мечта — стать актрисой. Правда, она не могла решить, что ей нравится больше — театр, эстрада или цирк.

В итоге Ирина выбрала… балет. Она решила поступать в хореографическое училище Большого театра. В приёмной комиссии оценили старание и талант девушки и объявили, что готовы принять её. «Но учтите, что с вашим маленьким ростом примой вам не стать», — предупредили Ирину.

Добровольно соглашаться на место в кордебалете, балетной массовке, гордая ленинградка не захотела. Она забрала документы и направилась в Государственное училище эстрадного и циркового искусства.

Там на вступительных экзаменах она исполнила страстный неаполитанский танец, спела песню «Бесаме мучо» и была принята без всяких оговорок.

Во время обучения Ирина снялась в картине «Новые похождения Кота в сапогах», которая в своё время была очень популярной. Ей достались сразу две роли — девочки Клавы и Чёрной пешки.

Ирина Асмус в фильме «Новые похождения Кота в сапогах», 1958 год Фото: Кадр из фильма

После травмы на манеже эквилибристка стала Джульеттой

После окончания училища Ирина стала работать в цирке как эквилибрист на першах в номере Леонида Костюка , который впоследствии много лет руководил Большим Московским цирком.

Перши — это длинные палки. Эквилибрист, «верхний», как говорят в цирке, влезает по першу, который держит его партнёр, под самый купол и там, на крохотном пятачке, демонстрирует различные трюки.

Эквилибр на першах — жанр весьма эффектный, но сложный и опасный. Во время одной из репетиций молодая артистка упала, получив серьёзную травму. Врачи запретили ей работу на высоте.

Тогда Ирина Асмус решила сменить амплуа, став драматической актрисой. Она поступила в студию при Ленинградском театре юного зрителя.

Там, однако, с ней поступили довольно неоригинально — с учётом маленького роста и опыта работы в цирке Ирину использовали как травести, то есть артистку, игравшую мужчин или детей. Асмус это очень быстро надоело, и она перешла в Театр имени Комиссаржевской.

Очень скоро театральные критики заговорили о появлении новой интересной актрисы. Ирина сыграла роли Джульетты, Золушки, принцессы Елизаветы в «Принце и нищем» и Раймонды в «Романтике для взрослых».

Свеча на ветру

Казалось бы, она нашла свою тропинку в искусстве. Но Ирину Асмус тянуло в цирк, где она в дни школьных каникул играла роль то Незнайки, то старухи Шапокляк.

Как-то раз в цирке на неё наткнулся известный драматург Александр Володин, хорошо знавший её по театру. «Ириска, а ты что здесь делаешь?» — воскликнул он. Окружающие заулыбались — так удачно подошло актрисе это новое имя.

Его Асмус и взяла себе, когда окончательно вернулась в цирк в амплуа соло-клоунессы.

Это был настоящий вызов — в цирке не так уж много успешных клоунов, выступающих не в группе или дуэте, а в одиночку, а уж соло-клоунесс практически нет вовсе.

Кадр youtube.com

Ириска смогла стать исключением из правил. Её номера были яркими и запоминались зрителям. В одном из них она изображала дрессировщицу змей, которая всё время отвлекается на телефонные разговоры. Змей шипел и возмущался, а публика заходилась в хохоте.

Самый известный номер Ириски назывался «Да будет свет!». Он не был уморительно смешным, но пробирал зрителей насквозь.

Расшалившаяся Ириска бегала по манежу, дула на прожекторы, и зал внезапно погружался в темноту. Был слышен вой вьюги, а в свете единственной свечи виднелась съёжившаяся, маленькая фигурка клоунессы. Огонёк свечи начинал гаснуть, и казалось, спустя секунду случится что-то страшное. Ириска начинала согревать огонёк своим дыханием, и постепенно он оживал, а затем оживали огни цирка. Клоунесса уходила за кулисы, бережно неся свечу в руках.

Школьники приносили Ириске дневники на проверку

Когда в 1978 году Ириску пригласили в «АБВГДейку», она была уже опытной и известной цирковой актрисой. Тем не менее именно работа на телевидении принесла ей оглушительную известность по всему Советскому Союзу.

Вместе с клоуном Клёпой, артистом Виталием Довганем, Ириска стала настоящим мотором программы. Партнёр Ирины Асмус по «АБВГДейке» Валерий Лёвушкин вспоминал: «Ириска с Клёпой, будучи более профессиональными на тот период времени людьми, быстренько текст разбрасывали между собой. В итоге, когда мы появлялись в кадре, Ириска щебетала, Довгань ей подыгрывал, а мы, как два болвана, тупо смотрели в камеру».

Популярность её не знала границ. Когда она отправлялась с цирком на гастроли, то детвора, узнав, в какой гостинице она живёт, собиралась под окнами её номера, крича: «Ириска! Ириска!»

Как-то Ирина шутки ради вышла на балкон и велела маленьким поклонникам после школы прийти и показать ей дневники с отметками. Спустя несколько часов на том же месте стояли довольные отличники и хорошисты, гордо держа перед собой дневники. Троечники и двоечники, сгорая от стыда, не решились предстать перед строгой Ириской.

Когда Ириску убрали из «АБВГДейки», это удивило не только детей, но и взрослых. За давностью лет трудно сказать, что и кому не понравилось. В цирке у Ирины Асмус тоже не всё было гладко — по какой-то причине её не включили в число артистов, отправлявшихся в заграничное турне.

Возможно, виной была зависть. Невероятная популярность Ириски многих раздражала, тем более что она по характеру предпочитала не сглаживать острые углы, не любила всевозможные компромиссы.

Кадр youtube.com

Артистку убила расклёпанная гайка

В конце апреля 1986-го ей должно было исполниться 45 лет. Возможно, впереди её ждал новый поворот в карьере. Драматический талант позволял вновь сменить амплуа, вернуться в театр, ещё раз попробовать себя в кино или на телевидении.

15 марта 1986 года, в субботу, на дневном представлении был аншлаг. Родители с детьми шли посмотреть на любимую Ириску.

В программе Ирины Асмус был эффектный трюк «Старушка на абажуре»: под самым куполом она вращалась вокруг своей оси. Как потом установила экспертиза, во время исполнения трюка отказала машинка для вращения, в которой оказалась расклёпанной гайка. Страховочный трос артистка перед исполнением вращения отстегнула сама, чтобы он не мешал движениям.

Ириска упала на манеж с большой высоты. Её тут же унесли за кулисы, куда срочно вызвали медиков. Но помощь врачей была уже не нужна: Ирина Асмус погибла мгновенно в результате многочисленных травм и вызванного ими внутреннего кровоизлияния.

Расследование пришло к выводу, что смерти артистки «способствовало халатное исполнение своих обязанностей должностными лицами ряда цирков, не выявивших своевременно грубое несоответствие аппарата техническому паспорту». Конструкцию машинки для вращения, погубившей Ирину Асмус, после трагедии в Гомеле было запрещено использовать.

Ирину Павловну Асмус похоронили в Ленинграде, на Большеохтинском кладбище.

В 1986 году не было ещё интернета, о трагедии в Гомельском цирке не говорили по телевидению, статью о гибели Ириски читали далеко не все. Для многих поклонников, больших и маленьких, Ириска осталась живой, смеющейся и жизнерадостной.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Татьяна Кирилловна Черняева
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Татьяна Кирилловна Генисаретская

Род деятельности:
Дата рождения:
Гражданство:

СССР 22x20px СССР → Россия 22x20px Россия

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:
Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Черня́ева Татья́на Кири́лловна (р. 12 января 1943 года , г. Ессентуки) - журналист , телеведущая , художественный руководитель программы «АБВГДейка ». Член Академии российского телевидения с 2007 года. Заслуженный работник культуры Российской Федерации . Лауреат премии профессионального признания «Лучшие перья России» .

Биография

В том же году приступила к работе на Центральном телевидении в должности помощника режиссёра.

Т. К. Черняева является членом Координационного совета Профсоюза работников телевидения России .

Всю свою творческую жизнь на телевидении Татьяна Кирилловна занимается проблемами детства и вопросами педагогики. Она является активным сторонником увеличения доли детских программ в сетках вещания российских телеканалов и увеличения государственного и частного финансирования российских детских телепроектов .

Личная жизнь

Татьяна любит путешествовать, готовить, встречаться со зрителями, водить машину; дружит с одноклассниками, однокурсниками, взрослыми и детьми, со спортсменами и инвалидами, а также «братьями меньшими». Является верующей христианкой .

Напишите отзыв о статье "Черняева, Татьяна Кирилловна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Черняева, Татьяна Кирилловна

«Старые» литовские Боги в моём родном городе Алитус, домашние и тёплые, как простая дружная семья...

Эти боги напоминали мне добрых персонажей из сказок, которые чем-то были похожи на наших родителей – были добрыми и ласковыми, но если это было нужно – могли и сурово наказать, когда мы слишком сильно проказничали. Они были намного ближе нашей душе, чем тот непонятный, далёкий, и так ужасно от людских рук погибший, Бог...
Я прошу верующих не возмущаться, читая строки с моими тогдашними мыслями. Это было тогда, и я, как и во всём остальном, в той же самой Вере искала свою детскую истину. Поэтому, спорить по этому поводу я могу только о тех моих взглядах и понятиях, которые у меня есть сейчас, и которые будут изложены в этой книге намного позже. А пока, это было время «упорного поиска», и давалось оно мне не так уж просто...
– Странная ты девочка... – задумчиво прошептал печальный незнакомец.
– Я не странная – я просто живая. Но живу я среди двух миров – живого и мёртвого... И могу видеть то, что многие, к сожалению, не видят. Потому, наверное, мне никто и не верит... А ведь всё было бы настолько проще, если бы люди послушали, и хотя бы на минуту задумались, пусть даже и не веря... Но, думаю, что если это и случится когда-нибудь, то уж точно не будет сегодня... А мне именно сегодня приходится с этим жить...
– Мне очень жаль, милая... – прошептал человек. – А ты знаешь, здесь очень много таких, как я. Их здесь целые тысячи... Тебе, наверное, было бы интересно с ними поговорить. Есть даже и настоящие герои, не то, что я. Их много здесь...
Мне вдруг дико захотелось помочь этому печальному, одинокому человеку. Правда, я совершенно не представляла, что я могла бы для него сделать.
– А хочешь, мы создадим тебе другой мир, пока ты здесь?.. – вдруг неожиданно спросила Стелла.
Это была великолепная мысль, и мне стало чуточку стыдно, что она мне первой не пришла в голову. Стелла была чудным человечком, и каким-то образом, всегда находила что-то приятное, что могло принести радость другим.
– Какой-такой «другой мир»?.. – удивился человек.
– А вот, смотри... – и в его тёмной, хмурой пещере вдруг засиял яркий, радостный свет!.. – Как тебе нравится такой дом?
У нашего «печального» знакомого счастливо засветились глаза. Он растерянно озирался вокруг, не понимая, что же такое тут произошло... А в его жуткой, тёмной пещере сейчас весело и ярко сияло солнце, благоухала буйная зелень, звенело пенье птиц, и пахло изумительными запахами распускающихся цветов... А в самом дальнем её углу весело журчал ручеек, расплёскивая капельки чистейшей, свежей, хрустальной воды...
– Ну, вот! Как тебе нравится? – весело спросила Стелла.
Человек, совершенно ошалевши от увиденного, не произносил ни слова, только смотрел на всю эту красоту расширившимися от удивления глазами, в которых чистыми бриллиантами блестели дрожащие капли «счастливых» слёз...
– Господи, как же давно я не видел солнца!.. – тихо прошептал он. – Кто ты, девочка?
– О, я просто человек. Такой же, как и ты – мёртвый. А вот она, ты уже знаешь – живая. Мы гуляем здесь вместе иногда. И помогаем, если можем, конечно.
Было видно, что малышка рада произведённым эффектом и буквально ёрзает от желания его продлить...
– Тебе правда нравится? А хочешь, чтобы так и осталось?
Человек только кивнул, не в состоянии произнести ни слова.
Я даже не пыталась представить, какое счастье он должен был испытать, после того чёрного ужаса, в котором он ежедневно, и уже так долго, находился!..
– Спасибо тебе, милая... – тихо прошептал мужчина. – Только скажи, как же это может остаться?..
– О, это просто! Твой мир будет только здесь, в этой пещере, и, кроме тебя, его никто не увидит. И если ты не будешь отсюда уходить – он навсегда останется с тобой. Ну, а я буду к тебе приходить, чтобы проверить... Меня зовут Стелла.
– Я не знаю, что и сказать за такое... Не заслужил я. Наверно неправильно это... Меня Светилом зовут. Да не очень-то много «света» пока принёс, как видите...
– Ой, ничего, принесёшь ещё! – было видно, что малышка очень горда содеянным и прямо лопается от удовольствия.
– Спасибо вам, милые... – Светило сидел, опустив свою гордую голову, и вдруг совершенно по-детски заплакал...
– Ну, а как же другие, такие же?.. – тихо прошептала я Стелле в ушко. – Их ведь наверное очень много? Что же с ними делать? Ведь это не честно – помочь одному. Да и кто дал нам право судить о том, кто из них такой помощи достоин?