Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых. Долгая и блестящая жизнь балерины Матильды Кшесинской Кшесинская матильда биография краткая

Начитавшись о выходе в свет исторической драмы «Матильда» и написав изначально статью о польской актрисе Михалине Ольшанской, которая сыграла главную роль в этой кинокартине, мне захотелось узнать как можно больше о балерине Матильде Кшесинской, прототипе главной героини. Кто эта женщина, которая спустя более ста лет после своего двухлетнего (трехлетнего?) романа с Цесаревичем Николаем все так же остается от случая к случаю вспоминаемой и обсуждаемой нашими современниками? Ее имя полощут и склоняют все кому не лень, и я в том числе. Вот уже вроде и забыта была эта чернявая искусительница, но фильм «Матильда», снятый российским режиссером Алексеем Учителем, всколыхнул страсти по Матильде Кшесинской с новой, всепоглощающей все на своем пути силой.

Честно говоря, до того как я услышала о новом скандале вокруг любовной драмы Матильды и Цесаревича Николая, я даже не знала о существовании этой балерины. Балетом я не интересуюсь, а насчет личной жизни последнего Всероссийского Императора Николая II полагала, что единственной его женщиной была законная супруга Александра Фёдоровна. Нужно отметить, что я четыре дня подряд , как одержимая, читала мемуары, письма, дневники Матильды Кшесинской, Николая II, Александры Федоровны, всевозможные статьи о них. Мнения и факты везде разнятся, но сопоставив все данные, включив логику, становится понятно многое. Итак, Матильда Кшесинская влюбилась в Николая II, тогда еще Цесаревича Наследника. В те времена быть балериной означало иметь возможность стать любовницей высокопоставленных лиц, богатых аристократов, многие современники это называют социальным лифтом. То есть девушки из низших сословий стремились попасть в балетные училища, стать прима-балеринами, тогда вполне можно было бы отхватить себе богатого любовника, который купит вам дворец, осыплет драгоценностями, обеспечит безбедное существование. Порицалось ли тогда это в обществе или было обыденностью? Наверняка среди дам высших сословий и порицалось, но вот мужское население, конечно же, наслаждалось таким порядком вещей. То есть здание балета было чем-то таким наподобие нынешней сцены с поп-дивами или подиумом с моделями. Мужчины имели возможность рассматривать ножки балерин, любоваться их фигурками, у каждой уважающей себе балерины был богатый любовник. А как иначе? До сих пор, как и повелось ранее, российские, теперь уже эстрадные певицы, ищут себе богатых любовников, но теперь уже чаще они становящихся их законными женами. Все продажно и меня это все-таки огорчает. Но не подумайте, что Матильда Кшесинская шла в балерины для того, чтобы обзавестись богатым и влиятельным любовником, наша героиня выросла в артистической семье, ее отец и мать танцевали в балете, и девочка с детства не мыслила себя вне сцены. В семье было рождено немало детишек, но лишь одна Матильда была замечена в связях с аристократами, в частности с тремя Романовыми.

Многие историки мужчины искренне восхищаются Матильдой не только как прима-балериной, которая великолепно танцевала, но все-таки в первую очередь как девушкой способной соблазнить любого. Матильда Кшесинская не обладала внешность красотки, скажу более, если бы вы не знали, что перед вами знаменитая Матильда, разбившая не один десяток сердец, вы бы подумали, что это фотографии рядовой балерины XIX века. Когда женщины называют Матильду Кшесинскую некрасивой, коротконогой, кривозубой интриганкой, мужчины осекают их и и с восхищением говорят, мол, у нее была потрясающая энергетика! Скорее всего это так и было. Ведь с виду Матильда совершенно обычная, но наверняка обладала незаурядным магнетизмом.

Был ли до беспамятства Николай II влюблен в Матильду Кшесинскую или она была лишь кратковременным его увлечением? Ведь существуют не только дневники балерины, но и дневники самого Императора. Ну так вот, влюблен он был, но одновременно любил и свою невесту – принцессу Аликс – урождённую принцессу Викторию Алису Елену Луизу Беатрис Гессен-Дармштадтскую, которую впервые увидел двенадцатилетней девочкой, Наследнику на тот момент было 16 лет. Принцесса Аликс глубоко запала ему в сердце, в дневниках Николая все больше о ней. Но так как его и зазнобу сердца разделяло расстояние, виделись они крайне редко, но имели возможность переписываться. Николай мечтал стать супругом Аликс, он лелеял эту мечту целых 10 лет! Но Николай был все-таки простым смертным, да он был будущим Императором, его после смерти канонизировали, но ничто человеческое было ему не чуждо, а по сему, когда его начала соблазнять балерина Матильда Кшесинская, он устоять не смог, хотя по всему видно, что сопротивлялся очень долго и упорно, был крайне осторожен и не бросался в омут с головой, то есть вовсе хотел ограничиться разговорами до утра и поцелуями. Матильда же целенаправленно соблазняла царскую персону, лишь получив маленький намек на то, что нравится Николаю, она начала делать все для того, чтобы поселиться в его сердце. Из корыстных ли целей?

Матильда, или Маля, как звали ее близкие, определенно была безумно влюблена в Николая, хотя и слыла тщеславной, но и ведь и такие женщины способны потерять голову от любви! Она гуляла по тем же улицам что и он, она в упор смотрела на него во время своих выступлений, она буквально осыпала его своими флюидами, из кожи вон лезла, чтобы ему понравиться. И в конце концов ей это удалось. Одно время Николай даже писал в своих дневниках, что в сердце его живет две женщины – принцесса Аликс и балерина Матильда. Но все это длилось лишь несколько лет, дело в том, что Николай разъезжал по стране, бывал в долгих заграничных поездках и на это время его чувства к Матильде угасали, то есть с глаз долой из сердца вон, но стоило ему снова посетить балет, как он замечал насколько похорошела в его отсутствие Матильда. Балерина склоняла его к интимному продолжению романа, она настаивала и требовала, он же сопротивлялся как мог, так как считал, что вступив с Матильдой в более серьезные отношения, будет ответственен за ее дальнейшую судьбу и жизнь. Но разве не этого хотела сама Матильда? Иметь такого покровителя? Безусловно она была влюблена, будущий царь был красив, тут спору нет, да и потом, как на женщин действует осознание того, что можно войти в историю, возможно, как первой женщине одного из царей. На тот момент Матильда не знала, что это последний Всероссийский Император, а то бы еще сильнее из кожи вон лезла, чтобы добиться своего. Но не думайте, что все женщины содержанки не любят своих благодетелей.

Зачастую Николай был весьма прохладен, на письма Матильды отвечал редко, она ему весточку за весточкой строчила, а он не торопился с ответом, будучи в балете посматривал на других балерин, давал повод для ревности, все это распаляло Матильду, порою злило. Сама интимная часть романа длилась недолго, судя по анализу дневника самого Николая продолжалось это не более 3-4 месяцев. И если изначально будущего Государя Матильда Кшесинская воспламеняла и дико радовала, то потом он как-то плавно стал охладевать к ней, в конце концов все сошло на нет. Никаких терзаний о том, что он вынужден расстаться с Малечкой в его дневниках не было! Все его меты были устремлены к глубоколюбимой принцессе Аликс! Дневники и письма Николая II и его жены Александры Федоровны, наличие пятерых любимых детей, подкаблучничество царя, мечтавшего выбрать не управление страной, а спокойную размеренную семейную жизнь, говорит о том, что он был глубоко предан своей жене, любил ее, позволял ей многое, в конце концов ее неосознанные действия привели ко многим трагедиям. Вся царская семья погибла. Много глупостей было совершено.

Было ли увлечение Матильдой Кшесинской всего лишь маленьким эпизодом в жизни Николая II? Маля значила в его жизни ровно столько, сколько значит в жизни любого мужчины не первая любовь, а первая женщина. Все происходило по обоюдной влюбленности, а значит воспоминания оставались самыми светлыми, затем каждый пошел своей дорогой, естественно не печалясь о случившемся. Эта любовная связь открыла Матильде Кшесинской дорогу в высокопоставленным любовникам, она теперь на меньшее была не согласна и жизнь свою устроила отлично, прожила до 99 лет. Вышла замуж за Андрея Владимировича Романова – внука Александра II. Между прочим муж ее был младше на 7 лет и был горячо ею любим, но и своей первой любви она никогда не забывала. Всю свою сознательную жизнь Матильда Кшесинская была кокеткой, она соблазняла, играла мужчинами, многих сводила с ума. Всегда будут существовать такие женщины, одни их осуждают, вторые ими восхищаются, третьи теряют голову, едва приблизившись к ним.

На этом фото вы видите единственного сына Матильды Кшесинской и великого князя Андрея Владимировича Романова. Зовут этого элегантного парня Владимиром. Он никогда не был женат, потомства после себя не оставил.

На этом фото маленький Вова с мамой.

На этом фото Матильда Кшесинская слева, посредине ее старшая сестра Юлия, справа брат Иосиф.

На этом фото один из любовников Матильды Кшесинской - великий князь Сергей Михайлович Романов.

На этом фото царь Николай II со своей супругой Александрой Фёдоровной.

Взгляните на это фото, вот так в старости выглядела Матильда Кшесинская.


На этом фото Матильда Кшесинская со своим мужем Андреем и сыном Вовой.

За 13 лет до смерти Матильда Феликсовна увидела сон. Звонили колокола, слышалось церковное пение, и перед ней вдруг предстал огромный, величественный и любезный Александр III. Он улыбнулся и, протянув руку для поцелуя, сказал: "Мадемуазель, вы будете красой и гордостью нашего балета..." Матильда Феликсовна проснулась в слезах: это произошло больше семидесяти лет назад, на выпускном экзамене в театральном училище, - император выделил ее среди всех, а во время торжественного ужина усадил рядом с наследником престола, цесаревичем Николаем Александровичем. Этим утром 86-летняя Кшесинская и решила написать свои знаменитые мемуары, однако тайны ее очарования не смогли раскрыть даже они.

Есть женщины, к которым неприменимо слово "грех": мужчины прощают им все. Они ухитряются сохранить достоинство, репутацию и флер непорочности в самых невероятных ситуациях, улыбаясь переступают через общественное мнение, - и Маля Кшесинская была из их числа. Подруга наследника российского престола и любовница его дяди, бессменная хозяйка Императорского балета, менявшая директоров театров как перчатки, Маля добилась всего, чего хотела: она стала законной женой одного из великих князей и превратилась в светлейшую княгиню Романову-Красинскую. В Париже пятидесятых годов это уже мало что значило, но Матильда Феликсовна отчаянно цеплялась за свой титул: на то, чтобы породниться с домом Романовых, она потратила жизнь.

А сначала было имение отца, большой светлый бревенчатый дом и лес, где она собирала грибы, фейерверки по праздникам и легкий флирт с молодыми гостями. Девочка росла шустрой, глазастой и не особенно хорошенькой: маленького роста, с острым носиком и беличьим подбородком - старые фотографии не в состоянии передать ее живого обаяния.

По преданию, прадед Мали еще в молодости потерял состояние, графский титул и благородную фамилию Красинский: бежав во Францию от убийц, нанятых злодеем-дядей, мечтавшим завладеть титулом и богатством, утратив бумаги, удостоверявшие его имя, бывший граф пошел в актеры - и стал впоследствии одной из звезд польской оперы. Он дожил до ста шести лет и скончался, угорев из-за неправильно протопленной печки. Отец Мали, Феликс Янович, заслуженный танцовщик Императорского балета и лучший в Петербурге исполнитель мазурки, не дотянул и до восьмидесяти пяти. Маля пошла в деда - она тоже оказалась долгожительницей, и ей, как и деду, тоже было не занимать жизненной силы, воли и хватки. Вскоре после выпускного бала в дневнике юной балерины императорской сцены появилась запись: "А все-таки он будет моим!"

Эти слова, имевшие прямое отношение к наследнику российского престола, оказались пророческими...

Перед нами 18-летняя девушка и 20-летний молодой человек Она жива, бойка, кокетлива, он прекрасно воспитан, деликатен и мил: огромные голубые глаза, очаровательная улыбка и уму непостижимая смесь мягкотелости и упрямства. Цесаревич необычайно обаятелен, но заставить его сделать то, чего он не хочет, невозможно. Маля выступает в Красносельском театре - рядом разбиты летние лагеря, и зал заполняют офицеры гвардейских полков. После спектакля она кокетничает с толпящимися перед ее гримерной гвардейцами, и в один прекрасный день среди них оказывается цесаревич: он проходит службу в лейб-гусарском полку, на нем ловко сидят красный доломан и расшитый золотом ментик. Маля стреляет глазками, шутит со всеми, но адресовано это только ему.

Пройдут десятилетия, его дневники издадут, и Матильда Феликсовна станет вчитываться в них с лупой в руках: "Сегодня был у малютки Кшесинской... Малютка Кшесинская очень мила... Малютка Кшесинская положительно меня занимает... Попрощались - стоял у театра терзаемый воспоминаниями".

Она состарилась, жизнь подошла к концу, но ей по-прежнему хотелось верить, что будущий император был в нее влюблен.

Лучшие дня

С цесаревичем она была всего год, зато помогал он ей всю жизнь - со временем Николай превратился в прекрасное, идеальное воспоминание. Маля выбегала на дорогу, по которой должна была проехать императорская карета, приходила в умиление и восторг, заметив его в театральной ложе. Однако все это было впереди; пока же он строил ей глазки за кулисами Красносельского театра, и она во что бы то ни стало хотела сделать его своим любовником.

Что цесаревич думал и чувствовал, осталось неизвестным: он никогда не откровенничал с друзьями и многочисленными родственниками и не доверялся даже своему дневнику. Николай начал бывать у Кшесинской дома, потом купил ей особнячок, перезнакомил со своими братьями и дядьями - и к Мале зачастила развеселая компания великих князей. Скоро Маля стала душой романовского кружка - друзья говорили, что в ее жилах течет шампанское. Самым унылым из ее гостей был наследник (его бывшие сослуживцы рассказывали, что во время полковых праздников Ники умудрялся, всю ночь просидев во главе стола, не произнести ни слова). Впрочем, Малю это нисколько не огорчало, она только не могла взять в толк, зачем он постоянно рассказывает ей о своей любви к принцессе Алисе Гессенской?

Их связь была обречена с самого начала: цесаревич никогда бы не оскорбил жену связью на стороне. На прощание они встретились за городом. Маля долго готовилась к разговору, но так и не сумела сказать ничего важного. Она лишь попросила разрешения по-прежнему быть с ним на "ты", называть "Ники" и при случае обращаться за помощью. Этим драгоценным правом Матильда Феликсовна пользовалась редко, к тому же вначале ей было не до особых привилегий: потеряв своего первого любовника, Маля впала в тяжелейшую депрессию.

Цесаревич венчался со своей Алисой, и по московским улицам ехали кавалергарды и конные гвардейцы в золотых и серебряных латах, красные гусары, голубые драгуны и гренадеры в высоких меховых шапках, шли одетые в золоченые ливреи скороходы, катились придворные кареты. Когда на голову молодой надели венец, Кремль вспыхнул тысячами электрических лампочек. Маля не видела ничего: ей казалось, что счастье ушло навсегда и жить больше не стоит. А все между тем только начиналось: рядом с ней уже находился человек, который будет опекать ее двадцать лет. Расставшись с Кшесинской, Николай просил своего кузена, великого князя Сергея Михайловича, присмотреть за Малей (недоброжелатели говорили, что он попросту передал ее брату), и тот немедленно согласился: знаток и большой ценитель балета, он давно был влюблен в Кшесинскую. О том, что ему суждено стать ее оруженосцем и тенью, что из-за нее он так и не обзаведется семьей и будет рад отдать ей все (в том числе и свое имя), а она предпочтет ему другого, бедный Сергей Михайлович не подозревал.

Маля тем временем входила во вкус светской жизни и быстро делала карьеру в балете: бывшая подруга императора, а ныне любовница его брата, она конечно же стала солисткой и выбирала только те роли, которые ей нравились. "Дело о фижмах", когда из-за спора о неприглянувшемся Мале костюме подал в отставку директор императорских театров, всемогущий князь Волконский, еще больше укрепило ее авторитет. Рецензии, в которых шла речь о ее отточенной технике, артистизме и редком сценическом обаянии, Маля заботливо вырезала и наклеивала в специальный альбом - он станет ее утешением во время эмиграции.

Бенефис полагался тем, кто прослужил в театре не меньше двадцати лет, у Мали же он состоялся на десятом году службы - сцена была завалена охапками цветов, публика несла ее до кареты на руках. Министерство двора подарило ей чудесного платинового орла с бриллиантами на золотой цепочке - Маля просила передать Ники, что обычный бриллиантовый перстень ее очень расстроит.

На гастроли в Москву Кшесинская ездила в отдельном вагоне, ее драгоценности стоили около двух миллионов рублей. Отработав около пятнадцати лет, Маля покинула сцену. Пышно отметила свой уход прощальным бенефисом, а затем вернулась - но не в штат и не заключая контракта... Она танцевала только то, что хотела и когда хотела. К тому времени ее уже называли Матильдой Феликсовной.

Вместе со столетием заканчивалась прежняя жизнь - до революции было еще довольно далеко, но запах тления уже носился в воздухе: в Петербурге существовал клуб самоубийц, групповые браки стали обыденностью. Матильда Феликсовна, женщина безупречной репутации и незыблемого общественного положения, сумела извлечь из этого немалую выгоду.

Ей было позволено все: питать платоническую любовь к императору Николаю, жить с его кузеном, великим князем Сергеем Михайловичем, и, по слухам (скорее всего они были верны), состоять в любовной связи с другим великим князем - Владимиром Александровичем, годившимся ей в отцы.

Его сын - юный Андрей Владимирович, хорошенький как куколка и болезненно застенчивый, стал второй (после Николая) великой любовью Матильды Феликсовны.

Все началось во время одного из приемов в ее новом особняке, построенном на деньги сидевшего во главе стола Сергея Михайловича, - таких домов в Петербурге было немного. Робеющий Андрей ненароком опрокинул на роскошное платье хозяйки бокал красного вина. Маля почувствовала, что ее голова вновь идет кругом...

Они гуляли по парку, вечерами подолгу сидели на крыльце ее дачи, и жизнь была так прекрасна, что имело смысл умереть здесь и сейчас - будущее могло лишь испортить разворачивающуюся идиллию. Все ее мужчины были при деле: Сергей Михайлович оплачивал Малины счета и отстаивал ее интересы перед балетным начальством, Владимир Александрович обеспечивал ей прочное положение в обществе, Андрей же сообщал, когда на прогулку из своей летней резиденции выезжал император - Маля тотчас приказывала закладывать лошадей, подъезжала к дороге, и обожаемый Ники почтительно отдавал ей честь...

Вскоре она забеременела; роды прошли успешно, и четверо Малиных мужчин проявили трогательную заботу о маленьком Володе: Ники даровал ему титул потомственного дворянина, Сергей Михайлович предложил усыновить мальчика. Чувствовал себя счастливым и шестидесятилетний Владимир Александрович - ребенок был похож на великого князя как две капли воды. Очень переживала лишь супруга Владимира Александровича: ее Андрей, чистый мальчик, совсем потерял голову из-за этой распутницы. Но свое горе Мария Павловна несла так, как и подобает даме королевской крови: оба мужчины (и муж, и сын) не услышали от нее ни единого упрека.

Тем временем Маля с Андреем отправились за границу: великий князь подарил ей виллу на Кап"д"Ай (несколько лет назад она получила от Сергея Михайловича дом в Париже). Главный инспектор артиллерии заботился о ее карьере, нянчил Володю и все больше отходил на второй план: Маля по уши влюбилась в своего молодого друга; она перенесла на Андрея те чувства, которые некогда испытывала к его отцу. Владимир Александрович умер в 1909 году. Маля и Андрей горевали вместе (Марию Павловну передергивало, когда она видела негодяйку в идеально сшитом, красившем ее траурном платье). К 1914 году Кшесинская была невенчанной женой Андрея: он появлялся с ней в свете, она сопровождала его в заграничные санатории (великий князь страдал слабыми легкими). Но и о Сергее Михайловиче Матильда Феликсовна не забывала - за несколько лет до войны князь приударил было за одной из великих княгинь, и тогда Маля вежливо, но настойчиво попросила его прекратить безобразие - во-первых, он ее компрометирует, во-вторых, ей неприятно на это смотреть. Сергей Михайлович так никогда и не женился: воспитывал маленького Володю и не жаловался на судьбу. Несколько лет назад Маля отлучила его от опочивальни, но он все еще продолжал на что-то надеяться.

Первая мировая война не причинила вреда ее мужчинам: Сергей Михайлович имел слишком большие чины, чтобы попасть на передовую, а Андрей из-за слабого здоровья служил в штабе Западного фронта. Но после Февральской революции она потеряла все: в ее особняке расположился штаб большевиков - и Матильда Феликсовна ушла из дома в чем была. Часть драгоценностей, которую удалось спасти, она положила в банк, зашив квитанцию в подол любимого платья. Это не помогло - после 1917 года большевики национализировали все банковские вклады. Несколько пудов столового серебра, драгоценные вещицы от Фаберже, даренные поклонниками бриллиантовые безделушки - все разошлось по рукам обосновавшихся в покинутом доме матросов. Исчезли даже ее платья - позже в них щеголяла Александра Коллонтай.

Но Матильда Феликсовна никогда не сдавалась без боя. Она подала на большевиков в суд, и тот предписал незваным гостям осовободить недвижимость владелицы в кратчайшие сроки. Однако большевики из особняка так и не съехали... Приближалась Октябрьская революция, и подруга бывшего императора, а ныне гражданина Романова бежала на юг, в далекий от большевистских безобразий Кисловодск, куда чуть раньше перебрался Андрей Владимирович с семьей.

Перед отъездом Сергей Михайлович сделал ей предложение, но она его отклонила. Князь мог уехать с ней, но предпочел остаться - надо было уладить дело с ее вкладом и присмотреть за особняком.

Поезд тронулся, Маля высунулась в окно купе и помахала рукой - Сергей, не похожий на себя в длинном мешковатом штатском плаще, поспешно снял шляпу. Таким она его и запомнила - больше они не увидятся никогда.

Мария Павловна с сыном к тому времени обосновались в Кисловодске. Власть большевиков здесь почти не ощущалась - до тех пор пока из Москвы не приехал отряд красногвардейцев. Сразу же начались реквизиции и обыски, но великих князей не трогали - они были не страшны новой власти и не нужны ее противникам.

Андрей мило болтал с комиссарами, а они целовали Мале ручки. Большевики оказались вполне доброжелательными людьми: когда городской совет Пятигорска арестовал Андрея и его братьев, один из комиссаров отбил великих князей с помощью горцев и отправил из города с подложными документами. (В них говорилось, что великие князья путешествуют по заданию местного комитета партии.) Они вернулись, когда в город вошли казаки Шкуро: Андрей подъехал к дому верхом, в черкеске, в окружении охраны из кабардинской знати. В горах у него отросла борода, и Маля чуть не расплакалась: Андрей как две капли воды походил на покойного императора.

То, что произошло дальше, походило на затянувшийся кошмар: семейство бежало от большевиков в Анапу, потом вернулось в Кисловодск, затем снова пускалось в бега - и всюду их догоняли отправленные из Алапаевска письма Сергея Михайловича, убитого несколько месяцев назад. В первом он поздравлял Малиного сына Володю с днем рождения - письмо пришло через три недели после того, как они его отпраздновали, в тот самый день, когда стало известно о смерти великого князя. Большевики сбросили в угольную шахту всех находившихся в Алапаевске членов дома Романовых - они умирали несколько дней. Когда в город вошли белые и тела подняли на поверхность, в руке Сергея Михайловича был зажат маленький золотой медальон с портретом Матильды Феликсовны и надписью "Маля".

А потом началась эмиграция: маленький грязный пароход, стамбульская вошебойка и долгое путешествие во Францию, на виллу "Ямал". Маля и Андрей приехали туда без гроша и тут же заложили свою недвижимость - надо было приодеться и расплатиться с садовником.

После того как Марии Павловны не стало, они обвенчались. Местоблюститель российского престола, великий князь Кирилл, даровал Мале титул светлейшей княгини Романовой-Красинской - так она породнилась с болгарским, югославским и греческим царями, королями румынским, датским и шведским - Романовы были в родстве со всеми европейскими монархами, и Матильде Феликсовне случалось быть приглашенной к королевским обедам. Они с Андреем к этому времени перебрались в крошечную двухкомнатную квартирку в небогатом парижском районе Пасси.

Дом и виллу забрала рулетка: Матильда Феликсовна играла по-крупному и всегда ставила на 17 - свое счастливое число. Но оно не принесло ей удачи: деньги, полученные за дома и землю, а также средства, которые удалось выручить за бриллианты Марии Павловны, ушли к крупье из казино Монте-Карло. Но Кшесинская, разумеется, не сдалась.

Балетная студия Матильды Феликсовны славилась по всей Европе - ее ученицами были лучшие балерины русской эмиграции. После занятий великий князь Андрей Владимирович, облаченный в поношенный, протертый на локтях пиджак, обходил репетиционный зал и поливал стоявшие по углам цветы - это была его домашняя обязанность, больше ему не доверяли ничего. А Матильда Феликсовна работала как вол и не оставила балетный станок даже после того, как парижские врачи нашли у нее воспаление суставов ног. Она продолжала заниматься, превозмогая жуткую боль, и болезнь отступила.

Кшесинская намного пережила своего мужа, друзей и врагов - если бы судьба отпустила ей еще год, Матильда Феликсовна отметила бы столетний юбилей.

Незадолго до смерти она снова увидела странный сон: театральное училище, толпу воспитанниц в белых платьях, бушующий за окнами ливень.

Тут запели "Христос воскресе из мертвых", двери распахнулись, и в зал вошли Александр III и ее Ники. Маля упала на колени, схватила их за руки - и проснулась в слезах. Жизнь прошла, она получила все, что хотела, - и все потеряла, поняв в конце концов, что все это не имело значения.

Ничего, кроме записей, которые много лет назад сделал в своем дневнике странный замкнутый слабовольный юноша:

"Снова видел малютку М."

"Был в театре - малютка Кшесинская положительно мне нравится".

"Прощание с М. - стоял у театра терзаемый воспоминаниями..."

Источник информации: Алексей Чупаррон, журнал "КАРАВАН ИСТОРИЙ" , апрель 2000.

Матильда
Ольга 22.03.2006 04:43:42

Матильда - Истинная Любовь Великих мужчин. Таких женщин бояться, их готовы любить всю жизнь - но на расстоянии, тем самым мучая и себя и ее. Великие глупцы, поторявшие многое...


Имя: Матильда Кшесинская (Matilda Kshesinskaya)

Возраст: 99 лет

Место рождения: Лигово, Петергоф

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: прима-балерина, педагог

Семейное положение: была замужем

Матильда Кшесинская - биография

Великая балерина, обладающая уникальной техникой и воздействующая на своих зрителей танцевальными па как гипнозом. Она являлась заслуженной артисткой Его императорского Величества.

Детство, семья балерины


Матильда Феликсовна была рождена недалеко от северной столицы России. И мать, и отец примы были артистами Мариинского театра балета. Дед Ян виртуозно играл на скрипке, пел в опере столицы Польши. Ян пользовался благосклонностью короля Станислава Августа, который очень ценил его голос. А прадед Матильды Войцех передал гены великого танцовщика своей внучке. У балерины польские корни, её братья и сёстры, так или иначе, связаны с танцами.


Сестра Юлия – балерина, брат Иосиф – танцовщик. С детских лет маленькая Малечка уже умела танцевать, а с 8 лет уже числилась ученицей балетного училища. После окончания школы выступала на Мариинской сцене вместе со своей старшей сестрой. Она не покидала сцену с 1890 по 1917 год. Биография балерины была начертана Матильде с самого её рождения.


Карьера

Самые известные партии были сыграны балериной: фея Драже, Одетта, Никия. Матильда танцевала балет «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу», срывая оглушительные овации. Она была знакома с П.И.Чайковским , получила статус примы-балерины. Танцовщица брала уроки у педагога Энрико Чеккетти, добиваясь выразительности движения рук, мягкости, пластики и чётких движений ног.


Русскому балету не были доступны многие танцевальные элементы, которыми покоряли публику итальянские танцовщицы. Матильда Кшесинская первая смогла выполнить на сцене 32 фуэте подряд. Многие спектакли были написаны специально для русской балерины, некоторые вернулись на сцену благодаря сильной технике Матильды.

Новаторство

Кшесинская сотрудничала с хореографами – новаторами, создаёт свой новый стиль. Позже принимает решение уйти из театра, после чего заключает договор о разовых выступлениях с высокой оплатой. Матильда всегда была за развитие русского балета и выступала против наличия в труппе театра иностранных балерин. Матильда в революционное время уезжает навсегда из родного города, потом перебирается в Кисловодск и Новороссийск, откуда направляется за границу. С этого момента у балерины начинается новая биография.


Балерина получила французскую визу и поселилась на своей вилле. Она владеет собственной студией балета в столице Франции. Кшесинская начинает заниматься педагогической деятельностью. Одной из её талантливых учениц была Татьяна Рябушинская. Балерина решает написать мемуары о своей жизни, о жизни своих близких людей. Сначала воспоминания увидели свет на французском языке, а намного позже, через 32 года их напечатали в России.

Матильда Кшесинская - биография личной жизни

В личной жизни балерины Кшесинской было много моментов, которые связаны с царской семьёй Романовых. Матильду считают любовницей Николая Александровича. Их связь длилась в течение двух лет. Цесаревич купил дом балерине на одной из набережных Петербурга, где проходили их встречи. Женщина была страстно влюблена в Николая, но оба понимали, что их любовь не сможет существовать долго. Так и произошло, так как будущий царь был помолвлен.


В жёны Николаю II прочили внучку королевы Виктории Алису Гессен-Дармштадтскую. Матильда имела отношения с великими князьями, от одного из них родился сын Владимир, получивший при рождении отчество Сергеевич. Сыну Кшесинской, по величайшему указу, дали фамилию Красинский и дворянский титул, тем самым признав его родство с великими князьями.


Сергей Михайлович очень любил свою Матильду. Исторические факты свидетельствуют о том, что когда доставали из шахт тела казнённых Романовых, в руке Сергея был зажат медальон с изображением знаменитой балерины. Но состояла она в браке с другим великим князем Андреем, который решил усыновить Вову. Женщина приняла православие и получила имя Мария. С приходом революционно настроенных масс у Кшесинской отобрали особняк, и она с ребёнком решает покинуть Родину.

Биография балерины в фильмах и книгах

О Матильде Феликсовне ходит много слухов, её жизнь вызывает интерес в связи с тем, что её имя упоминается наряду с коронованными особами. Поэтому к истории её творчества и личной жизни обращаются многие писатели и режиссёры. Борис Акунин не говорит напрямую о Кшесинской, но его героиня Снежинская является олицетворением знаменитой балерины. Алексей Учитель снял фильм «Матильда», в котором даже не скрывает имена реальных действующих лиц, рассказывая о Николае Александровиче и его любовнице.

Матильда Феликсовна прожила почти сто лет, её похоронили на одном из парижских кладбищ вместе с сыном и мужем. За тринадцать лет до смерти балерина увидела видение во сне со звоном колоколов и Александром III. Этот сон Кшесинская растолковала, как руководство к действию: она взялась за написание подробностей своей жизни. Теперь всё о жизни Матильды можно узнать из её мемуаров.

Она хотела славы – и добилась своего. Сперва это была скандальная слава – как у всякой молодой артистки, которая стала бы подругой наследника трона. Потом всем стали видны ее талант и мастерство, трудолюбие и упрямство.

В 1851 году Николай I выписал вместе с несколькими другими танцовщиками из Варшавы в Санкт-Петербург Феликса Кшесинского. Он был непревзойденным исполнителем мазурки – любимого танца Николая. В Петербурге Феликс Иванович женился на балерине Юлии Доминской, вдове балетного танцовщика Леде. От первого брака у нее было пять детей, во втором родилось еще четверо: Станислав, Юлия, Иосиф-Михаил и младшая – Матильда-Мария.

Родилась Маля, как ее называли дома, 19 августа 1872 года. Уже с самого раннего возраста она обнаруживала способности и любовь к балету – что неудивительно в семье, где почти все танцуют. А в четыре года она уже вышла на сцену главного театра Российской империи в балете «Конек-Горбунок». В сцене подводного царства от малышки, переодетой русалочкой, только и требовалось, что подойти к огромному бутафорскому чуду-юду киту и вытащить из открытой пасти кольцо.

В восемь лет ее отдали в Императорское театральное училище – ранее его закончила ее мать, а теперь там учились ее брат Иосиф и сестра Юлия. Впоследствии оба они с успехом выступали на балетной сцене.

Поначалу Маля занималась не особенно старательно – азы балетного искусства она давно изучила дома. В школе она скучала и даже подумывала бросить балет. Но тут девочка увидела танец итальянской балерины Вирджинии Цукки, приехавшей в Петербург на гастроли. Она поняла, к чему следует стремиться. А в пятнадцать лет, когда она попала в класс к Христиану Петровичу Иогансону, Маля не только почувствовала вкус к учению, но стала заниматься с настоящей страстью.

Через два года она с блеском исполнила кокетливый танец Лизы из балета «Тщетная предосторожность» – того самого балета, в котором она увидела Цукки, своего «гения танца». Это было на выпускном спектакле 23 марта 1890 года – дату она запомнила навсегда. Все знали, что на гала-концерте будет царская семья во главе с Александром III. После спектакля императору должны были по традиции представить тройку лучших учениц школы, куда вошла и Матильда. Только она должна скромно стоять в отдалении, поскольку была не в полной мере воспитанницей пансионата, а «приходящей».

Едва войдя в залу, где собрались выпускники, государь спросил: «А где Кшесинская?» Не веря своим ушам, она вышла из толпы. «Будьте украшением и славой нашего балета», – сказал император. Дальше еще более высокая честь – на торжественном ужине Александр усадил ее между собой и цесаревичем Николаем. «Когда я прощалась с Наследником, который просидел весь ужин рядом со мной, мы смотрели друг на друга не так, как при встрече. В его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения, хотя мы и не отдавали себе в этом отчета».

Все, что Матильде показалось чудом, провидением, все, что подпитывало потом ее чувства к будущему царю, было хорошо спланированной интригой двора. Наследник в ту пору был увлечен воспитывавшейся при английском дворе немецкой принцессой Алисой Гессенской, и это очень не нравилось его отцу. В политических интересах Николаю лучше бы было влюбиться в какую-нибудь французскую принцессу. Приняли решение отвлечь наследника.

Уже в первый свой сезон Кшесинская станцевала в двадцати двух балетах и двадцати одной опере. Роли были небольшие, но ответственные, и позволяли Мале блеснуть своим талантом. Но одного таланта для получения такого количества партий было мало – сыграло свою роль одно немаловажное обстоятельство: в артистку был влюблен наследник престола.

Они встречались при любой возможности – учитывая то, что Николай находился на военной службе и был связан множеством обязанностей при дворе, это было очень непросто. Николай купил для Кшесинской дом на Английском проспекте – до этого он принадлежал композитору Римскому-Корсакову. Матильда жила там вместе с сестрой Юлией.

Ее театральная карьера складывалась отлично. Первой большой ролью Кшесинской стала партия Мариетты-Драгониаццы, главная в балете «Калькабрино», затем была партия Авроры в «Спящей красавице». Критики хвалили дебютантку за смелый и техничный танец, но самой Кшесинской было ясно, что ее техника отстает от виртуозного совершенства Брианца и Леньяни. Тогда Матильда, не прекращая занятий с Иогансоном, начала брать уроки у итальянского танцовщика и педагога Энрико Чекетти. Это позволило ей не только приобрести совершенную технику, свойственную итальянкам, но и обогатить ее лиризмом, естественностью и мягкостью, характерными для русской классической школы. К этому добавились пантомимический талант, унаследованный от отца, и драматизм, позаимствованный у Вирджинии Цукки. В таком виде талант Кшесинской лучше всего соответствовал классическому балету конца девятнадцатого века и именно в нем смог развиться наиболее полно.

У нее не было многих качеств, присущих ее современницам и соперницам по сцене: ни красоты Тамары Карсавиной и Веры Трефиловой, ни утонченности и легкости гениальной Анны Павловой. Кшесинская была небольшого роста, крепкая, темноволосая, с узкой, затянутой в корсет талией и мускулистыми, почти атлетическими ногами. Но она обладала неисчерпаемой энергией, пикантностью, затмевающим всех блеском, шиком, несомненной женственностью и непреодолимым обаянием. У нее были превосходные, очень красивые зубы, которые Матильда постоянно демонстрировала в сияющей улыбке. Несомненными козырями были и врожденный практицизм, сила воли, удачливость и фантастическая работоспособность.

Роман Кшесинской закончился в 1894 году в связи с помолвкой наследника. О ней было объявлено 7 апреля 1894 года.

Приближались коронационные торжества, Императорский театр распределял роли для предстоящего парадного спектакля в Москве, а ей никакой роли в балете Дриго «Жемчужина» не предложили вовсе. Для самолюбивой артистки это было невыносимо. Она рассказала о своем горе великому князю Владимиру Александровичу. Вот как вспоминала Кшесинская о тех событиях: «Дирекция Императорских театров получила приказ свыше, чтобы я участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве. Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал. Дирекция своего прежнего решения не переменила бы… Я убедилась, что наша встреча с ним не была для него мимолетным увлечением, и он в своем благородном сердце сохранил уголок для меня на всю свою жизнь.»

Когда пришел «приказ свыше», балет «Жемчужина» был почти полностью готов, все роли распределены и срепетированы, но для того, чтобы включить Кшесинскую в этот спектакль, композитора Дриго срочно обязали написать новую музыкальную партию, а великому балетмейстеру Петипа пришлось ставить для нее специальное па-де-де. Понятно, что такие выходки быстро создали Кшесинской соответственную репутацию.

Интересно, что именно Кшесинская лучше всех поняла характер своего друга. Много лет спустя она писала: «Для меня было ясно, что у Наследника не было чего–то, что нужно, чтобы царствовать. Нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб он должен будет играть. Но никогда, конечно, я не убеждала его отказаться от Престола…»

Николай перед женитьбой поручил ее заботам своего друга и двоюродного брата, великого князя Сергея Михайловича. Тот стал не только официальным «покровителем» Матильды на следующие несколько лет, но и ближайшим ее другом.

В ноябре 1895 года Кшесинская получила давно заслуженное звание балерины, которое присуждалось лишь лучшим танцовщицам труппы. Но она выдвинулась не только благодаря благосклонности царской фамилии. Она была действительно чрезвычайно талантливой танцовщицей, с огромным упорством работавшей над собой. Любившая повеселиться и развлечься в свободное время, обожавшая приемы, балы и карточную игру, перед выступлениями Матильда преображалась. Вот как вспоминала о ней Тамара Карсавина: «Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе – усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза.

– О! Я просто целый день умираю от жажды, но не буду пить до выступления, – ответила на мой вопрос она».

Ее целью было стать первой балериной на российской сцене. Но тогда в русском балете безраздельно царили итальянские балерины. Соперничество с Пьериной Леньяни – балериной, впервые исполнившей на русской сцене 32 фуэте, – стало целью Кшесинской. Длилось их противостояние восемь лет.

Еще в 1893 году Леньяни показала россиянам доселе неведомый трюк. Кшесинская первой из русских балерин освоила это новшество. Причем по нескольку раз могла повторить фуэте на бис, что и по нынешним временам считается «высшим пилотажем». Уход Леньяни и возвышение Кшесинской до звания примы-балерины патриотически настроенные критики объявили окончательной победой русского балета.

Первое, что сделала новая прима, – поставила условие: она будет танцевать только три месяца в году, чтобы в остальное время жить в свое удовольствие. Такого себе еще никто не позволял. Затем Кшесинская добилась повышения жалованья ведущим артистам.

Репертуар Кшесинской быстро расширялся. Она получила ранее принадлежавшие итальянкам роли феи Драже в «Щелкунчике», ставшую одной из любимых партию Лизы в «Тщетной предосторожности», Терезу в «Привале кавалерии», заглавную роль в «Пахите». В каждой из этих ролей Матильда буквально блистала: она выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями – бриллиантами, жемчугами, сапфирами, подаренными ей очарованными великими князьями и самим Николаем.

С самого окончания училища Кшесинская мечтала станцевать заглавную партию в балете «Эсмеральда». Но когда она обратилась тогда к всесильному главному балетмейстеру Мариусу Петипа с просьбой об этой партии, он сослался на то, что Кшесинской не хватает личного опыта, необходимого для этой роли трагически влюбленной цыганки. Пережив разрыв с Николаем, Кшесинская была готова для роли Эсмеральды. Она станцевала Эсмеральду в 1899 году, и эта партия стала лучшей в ее репертуаре – никто ни до, ни после нее не танцевал этот балет с таким блеском и глубиной.

Другой крупный скандал был связан с костюмом для балета «Камарго». Леньяни танцевала русский танец в платье, сделанном по образцу костюма Екатерины Великой, хранящегося в Эрмитаже, – с широкой юбкой с фижмами, приподнимавшими юбку по бокам. При ее росте и фигуре такие фасоны противопоказаны – и Кшесинская заявила тогдашнему директору императорских театров, князю Сергею Михайловичу Волконскому, что не будет надевать фижмы. Тот настаивал на неизменности костюма. На премьере «Камарго» весь зал гадал, наденет ли Кшесинская фижмы. Она не надела. За это на нее был наложен штраф. Оскорбленная Кшесинская обратилась к Николаю. На следующий день штраф отменили, но Волконский подал в отставку. Следующим директором был назначен Владимир Теляковский. Он ни разу не решился спорить с Матильдой Феликсовной.

В 1900 году Кшесинская танцевала бенефис в честь десятилетия своего пребывания на сцене – в обход правил, согласно которым балеринам давали бенефисы только в честь двадцати лет и прощальный, перед выходом на пенсию. На обеде после бенефиса Кшесинская познакомилась с великим князем Андреем Владимировичем, двоюродным братом Николая. Они влюбились друг в друга с первого взгляда – хотя Кшесинская была старше его на шесть лет. Они часто встречались. Андрей приезжал к ней – на репетиции, домой, на дачу в Стрельне. Осенью 1901 года Матильда и Андрей отправились в путешествие по Европе. Они порознь приехали в Венецию, проехали по Италии, заехали в Париж… На обратном пути Матильда поняла, что беременна.

Тем не менее она продолжала выступления – до тех пор, пока удавалось скрывать растущий живот. В 1902 году закончила училище Тамара Карсавина, – и Кшесинская по просьбе великого князя Владимира Александровича взяла ее под свое покровительство. Передав Карсавиной несколько своих партий, Кшесинская занималась с нею до самых последних дней своей беременности.

18 июня 1902 года у Матильды родился сын Владимир. Роды были тяжелыми, мать и ребенка еле спасли. Через два месяца Кшесинская вышла на сцену.

В это время в Мариинском театре началась эпоха Михаила Фокина – балетмейстера, пытавшегося радикально обновить балетное искусство. На сцену пришли новые танцовщики, способные воплотить его идеи и затмить Кшесинскую – Карсавина, Вера Трефилова, гениальная Анна Павлова, Вацлав Нижинский.

Кшесинская была первой партнершей Нижинского и очень ему покровительствовала. Поначалу поддерживала она и Фокина – но потом взаимопонимание между ними исчезло. Балеты, которые ставил Фокин, не были рассчитаны на балерину типа Кшесинской – в них блистали Павлова и Карсавина, а Кшесинской идеи Фокина были противопоказаны. Они пытались сотрудничать, но ничего не получилось. Зато Дягилев организовал Кшесинской успешные гастроли в Англии – там она своим мастерством затмила партнера, Вацлава Нижинского.

Кшесинская продолжала выступления с неизменным успехом, но она сама понимала, что возраст у нее уже не тот. Перед началом каждого сезона она звала на репетицию сестру и подруг по театру, чтобы они честно сказали ей, можно ли ей еще танцевать. Но именно этот период стал одним из лучших в ее творчестве – с появлением у нее нового партнера, Петра Николаевича Владимирова, она словно обрела вторую молодость. Он закончил училище в 1911 году. Кшесинская влюбилась в него – может быть, это было одно из самых сильных ее увлечений за всю жизнь. Он был очень красив, элегантен, прекрасно танцевал. Чтобы танцевать с ним, Кшесинская специально решила выступить в «Жизели». Для балерины в сорок четыре года это была совершенно неподходящая партия, к тому же Кшесинская не умела исполнять лирико-романтические роли. Она впервые потерпела неудачу. Чтобы подтвердить свою репутацию, Кшесинская тут же решила станцевать свой коронный балет – «Эсмеральду». Еще никогда она не танцевала с таким блеском.

Андрей Владимирович, узнав о страсти Матильды, вызвал Владимирова на дуэль. Они стрелялись в Париже, в Булонском лесу. Великий князь прострелил Владимирову нос. Тому пришлось делать пластическую операцию.

Кшесинская могла бы танцевать еще долго, но революция 1917 года положила конец ее карьере придворной балерины. В июле 1917 года она покинула Петроград. Последним выступлением Кшесинской был номер «Русская», показанный на сцене Петроградской консерватории.

Ее дворец на Кронверкском (теперь Каменноостровском) проспекте был занят различными комитетами. Кшесинская обратилась с личным письмом к Ленину с требованием прекратить разграбление ее дома. По его разрешению Кшесинская вывезла всю обстановку дома, но самое ценное она сдала на хранение в банк – и в результате потеряла. Поначалу Кшесинская и Андрей Владимирович вместе с сыном и близкими уехали в Кисловодск. Сергей Михайлович остался в Петрограде, затем был арестован вместе с другими членами царской семьи и погиб в шахте в Алапаевске в июне 1918 года, а через месяц Николай вместе с семьей был расстрелян в Екатеринбурге. Кшесинская тоже опасалась за свою жизнь – слишком тесной была ее связь с императорским домом.

В феврале 1920 года она с семьей навсегда покинула Россию, отплыв из Новороссийска в Константинополь.

Петр Владимиров пытался уехать через Финляндию, но не смог. Он попал во Францию только в 1921 году. Кшесинская очень переживала, когда в 1934 году Владимиров уехал в США. Там он стал одним из самых популярных русских педагогов.

Кшесинская вместе с сыном и Андреем Владимировичем обосновались во Франции, на вилле в городке Кап дАй. Вскоре умерла мать Андрея, и по окончании траура Матильда и Андрей, получив позволение старших родственников, обвенчались в Каннах 30 января 1921 года. Матильде Феликсовне был присвоен титул светлейшей княгини Романовской-Красинской, а ее сын Владимир был официально признан сыном Андрея Владимировича и тоже светлейшим князем. Хотя денег было мало – почти все ее драгоценности остались в России, у семьи Андрея средств тоже было немного, – Кшесинская отклоняла все предложения выступать на сцене. В 1929 году, в год смерти Дягилева, Матильда Феликсовна открыла в Париже свою балетную студию. Одними из первых ее учениц были две дочери Федора Шаляпина – Марина и Дарья. Звезды английского и французского балета брали у нее уроки – Марго Фонтейн, Иветт Шовире, Памелла Мей… Дав первый урок в студии в апреле 1929 года, через несколько лет Кшесинская принимала уже сотню учеников. Весьма помогли развитию ее балетного класса другие мастера русской сцены, оказавшиеся за границей: Тамара Карсавина, Анна Павлова, Серж Лифарь, Михаил Фокин и многие другие. Впрочем, и самой Матильде Феликсовне энергии было не занимать – решив в 1936 году официально попрощаться со сценой, Кшесинская выбрала для этой цели лондонский Ковент-Гарден и так раззадорила холодную английскую публику, что та вызывала 64-летнюю приму 18 раз!

Вторую мировую войну Кшесинская с мужем и сыном пережила во Франции без особых невзгод (число учеников в школе, конечно, сильно сократилось, однако на скромное существование хватало). И хотя во время войны, когда студия не отапливалась, Кшесинская заболела артритом и двигалась с большим трудом, у нее никогда не было недостатка в учениках. Сильно поволновались лишь однажды, когда гестапо арестовало Владимира: он входил в кружок русских масонов, а для фашистов любая организация представляла потенциальную опасность. Кого-то из взятых по этому делу расстреляли, но молодой князь не пострадал.

Матильда Феликсовна не дожила лишь девяти месяцев до своего столетнего юбилея. Она умерла 6 декабря 1971 года. Похоронена Кшесинская на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем и сыном. На ней значится: Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская.

Д. Трускиновская

В первые Матильда Кшесинская вышла на сцену Мариинского театра в четыре года. Балерина, которую Александр III назвал «украшением русского балета», участвовала в дягилевских Сезонах и стала светлейшей княгиней Романовской.

«Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта»

Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье танцовщика Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской. В восемь лет девочка поступила в Императорское театральное училище. Кшесинская с легкостью повторяла сложные па и старательно занималась у станка. Ее сравнивали с порхающей по сцене бабочкой - и уже в девять лет дали роль в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот».

На старших курсах Кшесинская внезапно охладела к балету и даже решила бросить училище. Ее воодушевил танец итальянской балерины Вирджинии Цукки из балета «Тщетная предосторожность». Позже Кшесинская вспоминала: «Мне казалось, что я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой. Я сразу ожила и поняла, к чему надо стремиться». Через два года она с блеском повторила кокетливый танец на выпускном концерте.

На выпускном вечере Матильда Кшесинская познакомилась с цесаревичем Николаем, будущим Николаем II: сам Александр III пригласил ее за императорский стол со словами: «Будьте украшением и славой нашего балета». Вскоре наследник престола и юная балерина влюбились друг в друга. Их роман поощряла императорская чета, подарки для Кшесинской Николай покупал на деньги из специально созданного фонда.

Матильда Кшесинская. Фотография: wikimedia.org

Матильда Кшесинская. Фотография: marta-club.ru

Матильда Кшесинская. Фотография: wikiquote.org

В эти годы Кшесинская танцевала на сцене Мариинского театра. После ее дебюта в балете Петра Чайковского «Спящая красавица» придворный хореограф Мариус Петипа создавал партии специально для нее. Российские и европейские критики писали о ее безупречной технике и «идеальной легкости».

Цесаревич Николай старался не пропускать ни одного спектакля Кшесинской. Он подарил балерине особняк. Позже она вспоминала, как Николай танцевал в гостиной ее нового дома - исполнял партии Красной Шапочки и Волка из балета «Спящая красавица». Их роман закончился в 1894 году, когда умер Александр III. Через неделю после похорон император Николай II обвенчался с великой княжной Александрой Федоровной.

Матильда Кшесинская уехала на гастроли в Монте-Карло, затем в Польшу. В Варшаве ее ожидал триумф. «Газета Польска» писала: «Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта: то он отличается легкостью и мягкостью, то дышит огнем и страстью; в то же время он всегда грациозен и восхищает зрителя замечательною гармонией всех движений».

Когда балерина вернулась в Россию, в Петербурге готовились торжества по случаю коронации Николая II. Специально для Матильды Кшесинской Мариус Петипа включил в парадный спектакль партию «желтой жемчужины».

«Первая звезда русского балета»

В 1899 году Матильда Кшесинская исполнила партию Эсмеральды в балете Петипа. После премьеры сам хореограф, обычно сдержанный в оценках, назвал Кшесинскую первой звездой русского балета.

Матильда Кшесинская. Фотография: rusiti.ru

Балерина тщательно готовилась к каждому выступлению. Накануне спектакля она отказывалась от визитов и приемов, соблюдала жесткий режим и диету. В день постановки все время проводила в постели, практически без еды и воды. Кшесинская репетировала без отдыха и занималась дополнительно с итальянским хореографом Энрико Чекетти. Она первой среди русских балерин исполнила на сцене особый балетный трюк - 32 фуэте подряд. Репертуар Кшесинской быстро расширялся.

«Из всех балетов более половины лучших принадлежат ей. Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим».

Владимир Теляковский, театральный деятель

Матильда Кшесинская поддерживала своих талантливых коллег. Именно она настояла, чтобы Мариус Петипа уделял больше внимания Анне Павловой . Перед премьерой Тамары Карсавиной Кшесинская подарила ей свой сценический костюм. С будущей «незакатной звездой» Вацлавом Нижинским балерина оттачивала поддержки.

Прослужив в театре 10 лет, Матильда Кшесинская устроила свой бенефис (хотя по правилам первый бенефис полагался через 20 лет работы). На торжественном ужине балерина познакомилась с двоюродным братом Николая II князем Андреем Владимировичем. Между ними вспыхнул роман. Осенью 1901 года влюбленные отправились в путешествие по Европе, а на обратном пути Матильда Кшесинская поняла, что ждет ребенка.

Балерина танцевала на сцене, пока удавалось скрывать беременность. В июне 1902 года у Кшесинской родился сын Владимир, а через два месяца она уже вернулась на сцену.

В эти годы в Мариинском театре началась эпоха Михаила Фокина. Он экспериментировал с классической балетной хореографией, делая ее более эмоциональной и раскрепощенной: «Движения тела не должны опускаться до банальной пластики… танец обязан отражать душу». Кшесинская, академическая балерина, с трудом привыкала к нововведениям, но все-таки участвовала в постановках Михаила Фокина «Эвника», «Бабочки», «Эрос».

В 1911 году Сергей Дягилев пригласил Кшесинскую солировать в его балетной антрепризе. За пять недель лондонских гастролей Кшесинская выступила девять раз - в «Спящей красавице», «Карнавале», «Лебедином озере». В 1912 году Кшесинская выступала с дягилевской труппой в Вене и Монте-Карло.

Светлейшая княгиня Романовская

Во время Первой мировой войны Матильда Кшесинская выступала на фронте и в госпиталях, участвовала в благотворительных концертах. Последний раз она танцевала в России в 1917 году - свой любимый номер «Русская» на сцене Петроградской консерватории.

Матильда Кшесинская с сыном. Фотография: media.tumblr.com

Матильда Кшесинская. Фотография: blogspot.com

Матильда Кшесинская. Фотография: liveinternet.ru

После Революции особняк Кшесинской заняли большевики. Все, что было в доме - несколько пудов столового серебра, украшения от Фаберже, ценные предметы интерьера, - разошлось по рукам матросов. Балерина совершила невозможное: подала на большевиков в суд и выиграла его. Но имущество и особняк ей так и не вернули. Летом 1917 года Матильда Кшесинская с сыном оставили Петербург и уехали сначала в Кисловодск к Андрею Владимировичу, а потом все вместе - за границу. Они поселились в Провансе, там у балерины был собственный дом. Во Франции Кшесинская и великий князь Андрей Владимирович поженились, и балерина получила титул светлейшей княгини Романовской.

В Париже Матильда Кшесинская открыла свою балетную студию. Ее ученицами стали дочери Федора Шаляпина, Марина и Дарья, и будущие звезды английского и французского балета - Марго Фонтейн, Иветт Шовире, Памела Мей. Кшесинская много работала и не оставила преподавание даже после того, как у нее начался артрит. Она продолжала заниматься со своими ученицами, когда уже сама ходила с тростью.

Балетная школа была единственным источником дохода Кшесинской: в конце 40-х годов балерина увлеклась игрой в рулетку и чуть не разорилась. Ее называли «мадам семнадцать»: она всегда ставила на это число. Объясняли это тем, что именно в 17 лет она познакомилась с Николаем II.

В 1958 году Матильда Кшесинская побывала на выступлении Большого театра, который гастролировал в Париже. Артистка вспоминала: «Хотя я не хожу больше никуда… я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций».

Кшесинская прожила почти 100 лет и скончалась за несколько месяцев до юбилея. Она похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На ее памятнике выбита эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка Императорских театров Кшесинская».