Заповедь «Не сотвори себе кумира» — от чего предостерегает Библия. Объяснение заповеди — не сотвори себе кумира

В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.

Десять Заповедей Христианства

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

  1. Не убивай.
  2. Не прелюбодействуй.
  3. Не кради.

Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Это значит:

Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это - благодаря Богу. Способность семени расти, травы - дышать, человека - жить - суть способности Божии. Все эти способности - собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Это означает:

Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, - имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему.

Это значит:

Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой - вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Это значит:

Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убивай.

Это значит:

Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того - на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, - лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не прелюбодействуй.

А это значит:

Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

А это значит:

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

А это значит:

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

А это значит:

Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?

Желание - это семя греха. Греховный поступок - это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

Христианское мировоззрение отличается от обычного житейского тем, что подчиняется определенной системе законов и правил. Все они описаны в священной книге — Библии. Для многих сегодня это просто устаревший литературный памятник, в котором описаны морально-этические нормы. Но есть и такие верующие , которые действительно стараются вникнуть в самую суть, внимательно разбирая каждое установление. Например, «не сотвори себе кумира» — что это значит?

Откуда взялись заповеди

Так называемый «декалог» (10 заповедей) приводится в нескольких книгах Ветхого Завета — а именно Исход и Второзаконие. Описана, также, история его появления. После того, как евреи бежали из египетского рабства, их предводителю Моисею было дано откровение от Самого Бога.

Во время того, как Бог проговаривал свои повеления на горе Синай, там поднялась сильная буря: дрожащую землю окутал густой дым, сверкали молнии, вокруг пылал огонь. И вся эта стихия подчинялась Господу, чей голос перекрывал ее.

Значение

Смысл 2-й заповеди становится полностью ясен, если хорошо понять первую. Она требует всецело посвятить свою жизнь Богу. А если человек на первое место ставит нечто другое — он делает из этого кумира, тем самым смещая главное (свою веру) на второй план. Получается, что эти два завета неразрывно связаны, не зря они идут друг за другом.

Почему Господь не хотел , чтобы кто-то сделал изображения других богов? Потому что Он является единственным творцом, повелителем вселенной, подателем жизни. Со стороны людей самонадеянно создавать изваяния, приносить им жертвы в надежде получить блага земные. Хотя для человека свойственно поступать именно так в тяжелые минуты — не прибегать к покаянию и молитве, а обращаться к ложным богам. Об этом подробно рассказано в Священном Писании.

Сегодня для многих верующих истуканов из прошлого заменили собственные страсти, порочные желания. Сугубый грех заключается в том, что большинство из них вовсе не желает перемен. Со временем это неизбежно ведет к ухудшению духовного здоровья. Страшно не то что христианин ошибается, а то, что он не желает видеть собственных недостатков, не хочет от них избавляться.

Грехи против этой заповеди

Если в древности люди наделяли сверхъестественными свойствами Солнце и Луну, природные стихии, то сегодня все намного сложней. Сейчас уже редко встретишь настоящих язычников, которые поклоняются каменным идолам (хотя и такое встречается). В современном мире в качестве кумиров могут выступать популярные личности. Молодежь пытается во всем их копировать, превозносит своих героев, а не Творца вселенной, как следовало бы .

Также чрезмерное пребывание у экрана телевизора является вредным для духовного развития — через это незаметно в душу входят страсти, которые современными героями экрана подаются как нечто нормальное.

Зачем создавать себе кумиров?

Иногда сложно понять , почему люди так упорствуют в грехе. Они считают для себя заповеди слишком обременительными. Дескать, жить и так тяжело, попробуй еще и выполнить все требования Библии. На самом деле Бог не хочет никого наказывать. Заповеди — это лишь правила духовной безопасности. Благодаря их соблюдению можно вести здоровую чистую жизнь, для которой и предназначены христиане.

Но намного проще оставаться инертным, жить так, как хочется и делать то, что доставляет удовольствие. Пусть даже оно преходящее, пусть будут тяжелые последствия. Словно маленький ребенок, душа требует того, что ей нравится. Люди занимаются самообманом, успокаивая свою совесть: «Я ведь никого не ограбил и не убил, значит — хороший!» Но ведь любой другой грех может быть губителен. Именно поэтому Бог и хочет, чтобы его любимые дети поступали так, как для них более полезно.

Заключение

Чтобы создавать кумиров , или ложных богов, необязательно строить языческие капища. Каждый время от времени поселяет идолов в своей душе. Но верующим нельзя оставаться в состоянии духовного застоя. Необходимо работать над собой — читать Слово Божией, укреплять веру. Только в таком случае человек захочет победить свои страсти. Это у него обязательно получится при наличии твердого желания!

В 2010 году выдающийся математик Григорий Перельман отказался от премии в $1 млн за решение одной из математических задач тысячелетия. Свой отказ он объяснил просто: «У меня есть все, чего я хочу». Четырьмя годами ранее он отказался от премии Филдса, которую в сфере математики принято приравнивать к Нобелевской. «Меня не интересуют деньги или слава. Я не хочу быть выставленным перед людьми, как животное в зоопарке, - заявил тогда Перельман. - Я не герой математики. Я даже не так и успешен, вот почему я не хочу, чтобы все на меня смотрели».

Каких только версий не строили тогда журналисты, пытаясь дать правдоподобное объяснение «странному» поступку гения! А ведь он всего-навсего верно исполнил вторую заповедь известного всем Декалога.

Слава, для которой создан человек, зачастую оказывается недостижимой именно потому, что мы в большинстве случаев ищем популярности, а не чести. Известность и признание, поклонники и премии оказываются самым серьезным врагом всякого рода таланта. Так что гению лучше было бы и совсем не знать их.

Существует философская притча о пользе подобной наивности. Однажды муравей повстречал на лесной тропинке сороконожку и заговорил с ней:

Ах! Как легка и грациозна твоя походка! Открой секрет, мне, колченогому рабочему муравью. Как ты успеваешь уследить сразу за всеми своими ногами? Должна же быть какая-то схема?

Сороконожка задумалась, посмотрела на свои ноги и... не смогла сдвинуться с места. Сначала это ее напугало, затем рассердило:

Отстань, невежа, со своими расспросами!

И, не обращая более внимания на поклонника, продолжила путь, перебирая лапами с ловкостью виртуоза, что вызвало у муравья новый приступ восторга.

Можно поставить маленький эксперимент и подшутить над приятелем, который умеет делать что-то мастерски, например, виртуозно играет на гитаре. Для этого достаточно попросить его объяснить, как он это делает. Пусть исполнит сложный пассаж медленно и осознанно. Забавно будет наблюдать его смущение, ведь сделать это практически невозможно - не проще, чем сохранить естественное выражение лица, глядя на себя в зеркало.

Попросить человека: «Скажи что-нибудь» - это верный способ заставить его замолчать. Высшие творческие акты относятся к числу тех действий, которые могут осуществляться во всей полноте лишь бессознательно. Их сложность и скорость слишком высоки для понимания. Так пушкинский импровизатор из неоконченного романа «Египетские ночи», способный в одну минуту сочинить великолепный экспромт на заданную тему, признается: «Всякий талант неизъясним... Никто, кроме самого импровизатора не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждою внешнею волею - тщетно я сам хотел бы это изъяснить».

Начинающий музыкант снова и снова проигрывает заданное упражнение с одной целью - заставить сознание заскучать от монотонности происходящего и отвлечь его от выполняемого действия. Как только «правая рука» перестанет «знать, что делает левая», появляется мастерство. В этом суть любого упражнения - будь то тренировка по боевым искусствам или обучение вождению автомобиля.

Практика психоанализа тоже исходит из этой особенности сознания и бессознательного. Врач, используя метод толкования сновидений или свободные ассоциации, выясняет содержание комплекса, который сформировался в бессознательном пациента и вызвал невроз. После того, как эта задача выполнена, психоаналитик приступает к лечению. Пациенту просто-напросто объясняют суть и происхождение работающего в нем болезненного механизма. Сознание человека обращается на этот механизм и блокирует его, точно так же, как вопрос муравья парализует сороконожку.

Однако любой метод может быть использован не только в благих целях. Так похвала, обращенная к таланту, и в особенности тонкая и предметная лесть, обращают сознание художника к тем механизмам в его душе, которые и привели к появлению шедевра. В результате наиболее яркие способности, составляющие творческую самобытность личности, оказываются заблокированы. Приступая к созданию нового произведения, такой человек сознательно пытается воспроизвести то, что вызвало наибольший восторг публики и начинает плохо подражать самому себе. Так наступает смерть мастера. «Премии только мешают, - говорил Хемингуэй. - Ни один сукин сын, получивший Нобеля, не написал после этого ничего путного, что стоило бы читать». Единственным средством, способным реанимировать талант, является «рецепт сороконожки». Нужно презреть популярность, забыть слова похвалы и вспомнить «первую любовь свою», как это делал пушкинский Сальери:

Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался - слезы
Невольные и сладкие текли.

Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музы ки, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался

Одной музы ке...

Премии и награды, популярность и всенародное поклонение, помимо прочего, разрушают плодотворную наивность и блаженное неведение таланта относительно его судьбы, лишая гений важного качества - дерзновения. Так, рассуждая о пользе и вреде истории для жизни, Фридрих Ницше замечал, что великие герои прошлого могут вдохновлять человека «деятельного и мощного», который «нуждается в образцах, учителях, утешителях и не может найти таковых между своими современниками». Но те же самые герои могут быть использованы и против души с яркой художественной индивидуальностью. «Бессильные и малохудожественные натуры», «кружась с необыкновенным усердием в какой-то идолопоклоннической пляске вокруг плохо понятого монумента», говорят: «Смотрите! Великое уже существует... Не обращайте внимания на тех, кто чего-то ищет, к чему-то стремится!»

Поэтому каждый художник должен помнить: кумир, сотворенный для тебя или из тебя, противодействует твоему таланту. И важнейшим жизненным принципом для тебя должна стать известная заповедь народа Израилева.

Господь предоставил своим творениям – людям свободу воли. Таким образом, человек сам может выбирать и в малом, и в большом, и в этом и свобода и трудность пути. Ведь человек может и вознестись до святости, и обречь себя на адские муки, особенно в современную эпоху, когда так много соблазнов. Более чем актуально рассмотреть слова не сотвори себе кумира: эта заповедь изначально дана Господом через Моисея.

Как известно, Библия включает в себя две части: Новый и Ветхий Завет, а Ветхий Завет является в свою очередь частью Талмуда, в частности представляет собой так называемое Пятикнижие Моисея, которое было записано пророком от Господа.

Свои заповеди на скрижалях Моисей излагает именно там. Православная традиция также использует эти заповеди, но, конечно, не зацикливается только на этом, они не являются пределом духовного развития, ведь православный также имеет и Новый Завет.

Интересно! Адрес и расписание богослужений в Божией Матери

История о том, как Моисей приносил скрижали, является довольно известной: по сути, скрижали, которыми сейчас пользуются и на которые ссылаются, являются вторыми, так как первые пророк разбил. К слову говоря, разбил во многом по причине рассматриваемой тут заповеди.

В период странствий по пустыне пророк взошел на гору Синай, а когда вернулся, увидел, как остальные сотворили себе золотого тельца и поклоняются ему. Собственно, в чем-то благодаря этому и появился запрет на то, чтобы создавать себе различных идолов для поклонения. Смысл в нем действительно нетрудно обнаружить, ведь евреи, о которых идет речь, имели пророка, который общался с Господом, но поддались искушению и пошли (в метафорическом смысле) совсем не той дорогой.

Важно! Чтобы людей уберечь, заповедь зафиксирована на скрижалях и теперь является частью кодекса поведения христианина. Конечно, нужно более подробно рассмотреть этот запрет.

Смысл запрета создания кумира

Сначала нужно рассмотреть более детально фразу, о которой идет речь. Ведь «не сотвори себе кумира» является кратким вариантом этой словесной формулы, а полная звучит вот так.

Эта заповедь дана в книге Исход, но также следует обратить внимание и на Второзаконие, где видим.

В христианстве также действует запрет на иконописное изображение Бога-Отца на иконах. Во многом этот запрет обуславливается указанными заповедями, а также простыми выводами формальной логики. Ведь если Господь, по сути, является сугубо духовным, то и изобразить нечто такое просто не представляется возможным, оперируя инструментами материального мира.

Итак, изначально значение этого запрета подразумевало собой стремление к отсутствию заблуждений у верующих. Невыразимое (Господь) является также неизобразимым, поэтому Его никак не нарисовать, не описать, хотя и возможно использовать какие-то сравнения и другие способы. Тем не менее, любые эти способы будут только вспомогательными, а самого Господа возможно только ощущать особым образом и приближаться к Нему взращиванием веры.

Интересным фактом являются слова из Ветхого Завета, где Господь все-таки описывается и даже Сам повелевает людям создавать собственные образы или образы ангелов, которые тоже невыразимы. К примеру, дает указания по созданию образов херувимов в храме.

Участвуют в этом деле и пророки. Иезекиль видит херувимов с лицами, подобными львиным и человеческим.

Пророк Даниил описывает тот самый образ старца, который до сих пор активно эксплуатируется в культуре и формально может быть описан как «бородатый старец на небе».

Обратите внимание! Касательно видений пророков есть весьма любопытное и, главное, согласующееся с каноном мнение о явлении ветхозаветным пророкам в антропоморфном (человекоподобном) облике именно ипостаси Бога-Сына, которому и предстояло явиться в дальнейшем в мир.

Пророки и сами говорили о дальнейшем явлении Христа и могли взаимодействовать именно с Ним на тонком уровне, тогда как природа Бога-Отца оставалась невыразимой. Кстати, в связи с этим на иконах, где показан Господь Саваоф, используют краткие буквенные обозначения Иисуса Христа над этим изображением.

Конечно, эти образы являются в большей степени аллегорическими, и если и являлись пророкам именно таковыми, то представляли собой просто доступный способ выражения невыразимого.

К примеру, существует планетарная модель атома Нильса Бора, которая используется для восприятия этого феномена.

В действительности, конечно, атомы не выглядят как шарики, которые вращаются друг около друга по орбитальной траектории (ученые говорят о чем-то подобном облачным сферам и вообще трудным для восприятия структурах), но для простоты понимая, чтобы хотя бы как-то выразить этот феномен для усвоения человеческим умом, используется такая модель.

Современная эпоха запретов

Середина 17 века ознаменовалось в русском православии Никоновским расколом. Патриарх-реформатор ввел абсолютный запрет на изображение Бога-Отца, объяснив, почему нельзя представить Дух, которого никто не видел, в рисунке. Запрет действует до сих пор, и иконы с этим изображением не считаются каноническими, но отношение к ним довольно мягкое, так как они могут использоваться не для того, чтобы вводить верующего в заблуждение, но для того, чтобы рассказывать о вере и укреплять таковую.

В нынешнюю эпоху для православного нужно ясно понять, что значит отказ от создания кумиров не только в контексте предыдущих времен, но и в смысле работы по очищению собственной души.

Как рассмотрено ранее, в библейском смысле поклонение кумирам является созданием образа чего-то невыразимого или подменой поклонения Господу поклонением чему-то другому.

Из актуальных сейчас аспектов этой заповеди для верующих нужно отметить следующие:

  • чудотворение – многие православные начинают восхищаться различными чудесами, в том числе полученными от реликвий или святых подвижников, и поклоняются в итоге этому чуду или реликвии, но забывают об изначальном источнике, который только и заслуживает поклонения;
  • иконопочитание – является частью традиции, но нужно всегда помнить о главном: икона является только окошком, через которое смотрят в иной мир, через которое свет иного мира проникает на верующих, но никто разумный не станет поклоняться окну, просто куску древесины;
  • заблуждение – именно современная информационная эпоха предлагает массу объектов для поклонения от людей разной степени популярности до увлечений и хобби; конечно, никто не запрещает заняться чем-то негреховным и интересным, более того, полезно получать от таких дел радость, но нужно снова помнить об изначальном источнике этой радости и всей радости в мире вообще.

    Полезно! Как и когда можно попасть в храм Кизических

Важно! Духовный труд православного и предельная разборчивость требуются в религиозной практике. Даже из благостной иконы может быть сотворен кумир. Поэтому нужно всегда помнить значение этой заповеди, ставшей основной для распространенного фразеологизма, который активно используется и в повседневной речи.

Борьба с почитанием кумиров

Для православного существенная часть религиозного делания и духовной борьбы ведется во внутренней плоскости:

  • одержание верха над бесами, пороками и страстями;
  • преодоление собственной греховной природы, возвышение духа;
  • развитие веры, добродетелей, стяжание Святого Духа.

Эти аспекты (а также и другие) духовной практики не видны внешне. Сколько не создавай оптимальных условий для развития веры, всегда будут требоваться внутренние усилия и внутреннее развитие, для того чтобы достичь подлинных результатов. Поэтому изначально православному нужно поразмыслить даже не о том, как избавиться от поклонения кумирам собственной душою, но о том, почему следует избавиться от такой наклонности.

Полезное видео

Подведем итоги

Размышления о Господе, Его величии и неизмеримой благости являются великолепным инструментом в этом трудном деле. Ведь по большей части в кумире ищут какой-то идеал, источник радости и счастья, а большего идеала, чем Господь, не существует. Именно Он являет собой истину и тотальное блаженство. Именно Он есть источник всей радости, которую может ощутить человек, поэтому Единственный и заслуживает поклонения. К Нему и следует устремить движения и намерения собственной души.

Вторая заповедь гласит: «Не сотвори себе кумира». Мы постоянно создаем кумиры. Прежде всего, кумир для нас – мы сами. Обычная цель нашей жизни – это приготовить место на земле, достойное такого кумира, как мы. В этом проходят годы наших трудов и забот.
В душевном плане кумиры – те увлечения, из-за которых мы забываем Бога и теряем благодать. Все наши мечты и грезы – это беспрерывное созидание кумиров. Наша фантазия, как художник, рисует обольстительные картины кумиров для наших страстей. Кумиром может стать человек, и страстная влюбленность –это как раз создание кумира. Влюбленный похож на изготовителя идолов из обрубков дерева и осколков камней. Этих идолов, созданных его собственным воображением, он украшает, им поклоняется и служит.

Человек – образ и подобие Божие. Нам дана заповедь любить человека; но обожать человека – порой до состояния какого-то безумия – значит делать себе кумир из сгустка плоти и костей, который когда-нибудь обратится в тлен.

Кумиром могут быть деньги, которым человек в своем обольщении приписывает непобедимое могущество. Кумиром может быть наука: большинство ученых, полагающих, что силами науки можно спасти человечество, делают из нее для себя кумир, который противопоставляют Богу Живому, причем сами выступают в роли жрецов этого «божества интеллекта». Кумиром может быть искусство, которое служит не к славе Божией, а обожествлению этого мира и человеческих страстей.

Кумиром для родителей могут стать их собственные дети, ради которых они порой бывают готовы в буквальном смысле продать душу диаволу.

В одном месте Священного Писания написано: «Идолы – ничто», а в другом: «Идолы – бесы» . Сам по себе идол – духовный обман, пустота, но эту пустоту, этот духовный вакуум заполняют темные силы. Поэтому человек, привязанный больше к творению, чем к Творцу, находится под влиянием демонических сил.

Если сказать кратко, душевный план второй заповеди – проверка своего сердца: нет ли в нем чрезмерной привязанности или ненависти, которые отнимают место в человеческой душе у Самого Бога, когда, образно говоря, престол души добровольно отдается другому и на него взбирается невидимый зверь.

Интересно, как примитивные народы изображали своих богов. Их идолы имеют вид чудовищ, каких-то фантастических животных, с выступающими вперед клыками и загнутыми, как у хищных птиц, когтями. Если они имеют человеческий облик, то похожи на изображения демонов с выпученными глазами, оскаленными зубами; кажется, что эти идолы готовы броситься на свою жертву и растерзать ее на части. Идолы наших страстей так же отвратительны, страшны и безобразны, как божества африканских племен и жителей тихоокеанских островов. Как бы мы ни украшали их, но истинное лицо этих идолов беспощадно и жестоко, как у духов подземелья. Они мучают свою жертву, вонзают в нее свои когти, но ослепленной жертве все равно кажется, что они дороже всего на свете. Когда время испытания разбивает этих глиняных богов, то душа впадает в такую тоску, что ей уже представляется, что лучше умереть, чем видеть нищету и позор своих кумиров.

Христа нельзя ввести в пантеон. Благодать не может войти в душу, в которой царствуют страсти. Поэтому заповедь учит отрывать от сердца то, что ему дороже, чем Бог; отрывать с болью, как режут и прижигают пораженное гангреной тело.

В духовном плане вторая заповедь говорит о том, что дух человека должен быть храмом. В алтарь нельзя вносить ничего не священного, оно должно быть оставлено за его пределами. Когда во время сердечной молитвы возникают помыслы и образы, то чаще всего это прежние кумиры снова поднимают голову, снова зовут к себе. И в этом отношении заповедь не сотвори себе кумира говорит о необходимости в молитве отрешаться и отделяться от всего земного.

архм. Рафаил Карелин