"Судьба человека": смысл названия рассказа Шолохова (сочинение). Сочинение на тему Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека

Написал рассказ «Судьба человека» в 1956-1957 годах, через много лет после окончания Великой Отечественной войны. В основу сюжета легла история обычного советского человека Андрея Соколова и пагубное влияние войны на его жизнь. Название художественного произведения, как правило, передает авторскую позицию или ключевую мысль. И в этом смысле, рассказ «Судьба человека» – не исключение.

Повествование в произведении ведется от первого лица, то есть от главного героя, который рассказывает постороннему человеку о своей жизни. Андрей Соколов принял встречного за шофера и угостил его табаком. Рассказчик сразу обратил внимание на глаза Андрея. Это были глаза «присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». А глаза, как известно, это зеркало души. Услышав о тяжелой судьбе Соколова, он понял, сколько страданий выпало на долю этого человека. Именно слово «судьба» в данном произведении является определяющим, поэтому оно положено в основу названия рассказа.

Как и тысячи других людей, Андрей столкнулся со всеми ужасами войны. Однако каждый человек по-разному переносит такие события: кого-то жизнь ломает, кого-то ожесточает, а кого-то делает сильнее. Потеряв всю семью во время Гражданской войны, Соколов не сдался, он сумел выучиться достойной профессии, создать новую семью. Андрей перебрался в Воронеж и некоторое время работал то плотником, то слесарем, а затем устроился шофером. Он женился на прекрасной девушке Ирине – воспитаннице детдома. У пары родилось трое детей: один сын и две дочери. Казалось бы, что еще нужно для счастья обычному человеку? Но снова вспыхнула война, и Андрея призвали в армию.

Годы службы во имя родины оказались самыми трудными. Андрей был не раз ранен, оказался в плену у немцев, скитался некоторое время по Германии, выполняя тяжелую работу, бывал в карцере, стоял лицом к лицу к лагерфюреру, но, ни разу не сдался, не упал духом. Сначала силы были на стороне немцев, но постепенно ситуация изменилась. Советские войска уверенно шли к победе, а к пленным, в свою очередь, стали лучше относится. Андрей был назначен шофером немецкого майора-инженера, от которого впоследствии смог сбежать. Оказавшись на родной земле, он в первую очередь написал письмо домой, но ответ пришел от соседа. Оказалось, что вся его семья, кроме сына, погибла от взрыва бомбы. Сын нашелся немного позже, но и он был убит немецким снайпером.

Вновь Андрей остался один. На всем свете не было ни одной родной души. В родные края возвращаться он не захотел, поэтому отправился к приятелю в Урюпинск. Это была бездетная чета, которая тепло его приняла. Через некоторое время Андрей столкнулся с маленьким беспризорным мальчиком Ванюшей , родители которого погибли во время войны. Несмотря на все испытания, через которые прошел Соколов, он сумел не ожесточиться. Взяв Ванюшу на воспитание, он подарил мальчику всю свою нерастраченную любовь и заботу. Он не просто подружился с ним, а заменил ему отца.

Таким образом, два осиротевших человека нашли друг друга и стали шагать по жизни вместе. Именно, усыновив такую же обездоленную душу, как он сам, Соколов смог постепенно вернуться к жизни. Неизвестно, как дальше сложилась их жизнь, так как рассказчик распрощался с Андреем и Ванюшей на берегу реки. Ясно одно, что судьба обычного человека, сумевшего найти в себе силы жить дальше после стольких тягот, заслуживает искреннего уважения.

М.Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (1956 - 1957)

В рассказе «Судьба человека» Шолохов исследует истоки героизма русского народа, сумевшего переломить ход самой страшной в истории человечества войны. Однако сегодня это произведение интересно не только воплощением лучших черт русского национального характера в образе Андрея Соколова, не только нетрадиционным, «негероическим» изображением войны, но и общечеловеческим, философским планом противостояния духовности и хаоса, народной вековой нравственности и кошмара бесчеловечности. В основе рассказа Шолохова – вера в человека, в его возможности, в то, что ему окажутся по плечу любые испытания.

Шолохов, используя прием «рассказа в рассказе», показывает самые трагические, эпохальные события ХХ века глазами обычного, рядового человека, воплотившего черты многих людей, не случайно рассказ назван «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова». Сюжетная основа рассказа – исповедь героя, осмысление своей судьбы, которая воспринимается читателем как воплощение судьбы самой России.

«Поначалу жизнь моя была обыкновенная», - так начинает Андрей Соколов свою исповедь. Действительно, обыкновенная жизнь обыкновенного человека, счастье которого держалось на труде и взаимной любви. С нескрываемым любованием герой вспоминает о своей жене Ирине («И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет!»), о славных, умных детях, о работе, тяжелой, но все же любимой, приносящей в дом достаток («дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке»). Эти извечные, общечеловеческие, общеродовые понятия – дом, семья, труд, любовь – стали духовными опорами Андрея Соколова на всю жизнь. И вдруг – как молния – строка: «А тут вот она, война». «Военный ураган невиданной силы» разметал человеческую жизнь: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Человек, с хрупкостью его судьбы и жизни, вступил в противостояние с ураганом войны. Уже колоссальность этого противостояния выявляет в Андрее Соколове образ эпического масштаба, обнаруживает его родство с героями Л.Н.Толстого с их «скрытой теплотой патриотизма».

Судьба избрала для Соколова самое горькое, что может выпасть на долю солдата, - плен. Казалось, невозможно сохранить человеческое достоинство там, где главная цель твоих врагов – доказать, что ты не человек. Столкновение Андрея с гитлеровцами – это борение между здоровой, веками выработанной народной нравственностью и миром разлада, смерти и разрушения. Сцена встречи Соколова с комендантом лагеря Мюллером становится символической: это духовный поединок, из которого Соколов выходит победителем. «Ты настоящий русский солдат», - услышать такое из уст врага многого стоит. Суть победы Андрея Соколова состоит не только в том, что он принудил самого Мюллера капитулировать перед человеческим достоинством русского солдата, а еще и в том, что он своим гордым поведением хоть на миг пробудил в фашистах что-то человеческое: «тоже рассмеялись», «поглядывают вроде помягче».

Судьба словно испытывает Андрея Соколова «на излом»: гибнут жена и дочери, в последний день войны смерть отнимает сына Анатолия. Страшным символом войны становится воронка от авиабомбы на месте родного дома. Горе, которое никогда уже не отпустит, запеклось на сердце невыплаканными слезами: «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» Если в столкновениях с фашистами Соколов сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаружил нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим. Пожалуй, самая главная победа Андрея Соколова в этой войне та, что он не ожесточился, не очерствел душой, не разучился любить, что он сохранил в себе человека. Потеряв все: дом, жену, детей – Соколов нашел в себе душевное тепло, чтобы отогреть Ванюшку – маленького человека, уже познавшего большое горе. Вот почему в конце исповеди появляется трагический образ человеческого сердца, принявшего в себя все беды мира, сердца, истраченного на защиту любви и жизни.

Символическими в обрамлении рассказа становятся также образы весны, дороги, отца и сына. Весна – это символ победы в страшной войне, победы жизни над смертью, это вечное продолжение и обновление жизни. Дорога – движение, судьба, вечный поиск и вечное преодоление. Отец и сын – вечная взаимосвязанность и любовь самых близких духовно людей. В финальных строках рассказах возникает эпическая, почти библейская картина: отец и сын идут по трудной дороге жизни, и нет конца этой вечно обновляющейся жизни, и всегда будет отец вести за розовую ладошку своего сына. Шолохов уверен, что и Ванюшка сумеет все вытерпеть, все преодолеть.

Вся бесконечная даль бытия, все драматические изломы истории ХХ века сжаты, сконцентрированы вокруг судьбы простого человека из народа, показаны в его восприятии; все трагедии исторического пути России прошли через человеческое сердце и отпечатались на нем неизгладимыми рубцами и шрамами. Простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных ценностей, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой убеждающий в их животворности – именно эта авторская идея делает и сегодня рассказ «Судьба человека» современным, актуальным произведением.

Слово судьба имеет несколько лексических значений. В словаре С. И. Ожегова сказано, что это:

Стечение обстоятельств, независящих друг от друга;
Доля, участь;
История существования чего-кого-либо; Будущее, то, что случится.

В названии рассказа Шолохова слово судьба употреблено в не­скольких значениях. Его можно рассматривать как историю Андрея Соколова, его участь, а также как стечение обстоятельств. В назва­нии заключен обобщающий смысл этого слова, как и слова человек. Ведь не случайно рассказ назван не по имени главного героя. Пи­сателю было важно показать человека, способного не покориться жизненным обстоятельствам

  1. Новое!

    Спустя двенадцать лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», главным героем которого является простой русский человек – Андрей Соколов. Личность Андрея Соколова М. Шолохов раскрывает, используя...

  2. Критика уже писала о своеобразной кольцевой композиции рассказа. Встреча автора-повествователя с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через весеннюю разлившуюся речку в начале и прощание в конце с мальчиком и чужим, но ставшим теперь...

    Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? М. В. Исаковский «Судьба человека» - это рассказ о том, как человек победил свою судьбу, и символом этой победы стал ребёнок. На фронте и в немецком...

  3. Новое!

    Психологический поединок Соколова с комендантом лагеря Мюллером занимает в рассказе центральное место, так как имен­но в этой ситуации Соколов сдавал экзамен на крепость и цель­ность своего характера. Именно в этом моменте сконцентрирова­лась вся прошлая...

  4. Русские писатели всегда обращали огромное внимание на проблему нравственного выбора человека. В экстремальных ситуациях человек показывает свои истинные качества, совершает определенный выбор. Так подтверждается право называться Человеком. Главный герой...

Как вы понимаете слово «судьба»? Прихо­дилось ли вам задумываться о судьбе какого-то человека, о судьбе целого народа, о собственной судьбе?

Словари толкуют судьбу в разных зна­чениях. Наиболее распространены сле­дующие: 1. В философии, мифологии — непостижимая предопределенность событий и поступков. 2. В обыденном словоупотреблении: участь, доля, сте­чение обстоятельств, жизненный путь. Православие противопоставляет идее судьбы Божественный промысел, Бо­жественное провидение, Божественную волю. С этой точки зрения вера в судьбу как в безличную силу исходит от суетнос­ти человека. Мне близко несколько эклек­тичное понимание судьбы как закономер­ной предопределенности свыше жизни от­дельного индивида или целого народа. Я, к примеру, не особенно верю в справед­ливость афоризма «Человек — кузнец своего счастья» («Мы — кузнецы, и дух наш молод, куем мы к счастию ключи!»). Жизненные обстоятельства, определяемые судьбой, часто оказываются сильнее собст­венных усилий и планов. Если говорить о судьбе нашей великой и многострадальной России, то ее уделом на протяжении всей истории были тяжелые, опустошительные войны, внутренние катастрофы, кровопро­лития, неудачные, не достигающие целей реформы. И все это наряду с теми огром­ными талантами, которыми судьба даро­вала нашу землю и которые помогают вы­живать даже в самых сложных обсто­ятельствах. Нашей судьбой стал героизм нашего народа, помогающий выстоять и победить в самых суровых испытаниях.

Признавая судьбу как предопределение свыше, нельзя стоять на пессимистиче­ских позициях и покорно ожидать, когда все свершится без нашего участия. Нужно действовать, учиться, совершенствовать свое духовное развитие, профессиональ­ное мастерство — и тогда судьба будет благосклонной.

В кратком словаре синонимов русского языка слову «судьба» даны такие синонимы: «доля», «удел», «жребий», «участь», «предопределение», «рок», «фатум». Смогли бы вы объяснить разницу между этими словами?

Слова «фатум», «рок» означают неиз­бежность исполнения предназначений судьбы, отсюда прилагательные «роко­вой», «фатальный» с некоей трагической коннотацией, т. е. окраской. Примерно с таким же оттенком употребляются сино­нимы «участь», «удел». «Жребий» может быть счастливым, он как бы выигрывает­ся тем или иным человеком у высших сил, которые проявляют к нему благо­склонность. «Предопределение» звучит торжественно, может быть как выраже­ние благосклонности, так и суровости, проявляемых к человеку или целому на­роду Божественными силами. «Судьба» же в этом ряду представляет собой более широкое понятие. Можно сказать о счаст­ливце баловень судьбы, можно опреде­лить неудачника как пасынка судьбы, можно эпитеты горькая и счастливая отнести к понятию «доля», но словосоче­тания завидный рок, великолепный фатум употреблять нельзя.

Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»? Почему не «Судьба Соколова»? Попро­буйте доказать, что это, название, данное автором, самое удачное.

В смысл названия рассказа вложено и философское и конкретно-историческое понимание слова «судьба». В годы тяже­лых испытаний для всего советского наро­да, в период Великой Отечественной вой­ны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его со­временников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского пле­на, потерю близких, погибших на передо­вой и в тылу, людей, не сломленных ду­ховно и физически, пытавшихся и с успе­хом бороться за победу, и сохранять свое человеческое достоинство, чтобы быть по­лезным «на всю оставшуюся жизнь». Та­ков Андрей Соколов, прошедший какие только можно испытания, с честью вы­шедший из них и после окончания войны, оставшись одиноким на всей земле, стре­мящийся поддержать только что начав­шуюся жизнь сироты Вани.

С другой стороны, в рассказе перед на­ми предстает трагическая в самом высо­ком смысле этого слова судьба человека, вышедшая за рамки времени создания произведения. Несмотря на потерю всего, слабое здоровье, тяжелые воспоминания и предчувствия, Андрей Соколов выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных святынь, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой утверж­дающий их незыблемость. Пройти через трагические события жизни и сохранить ее высокий нравственный смысл — вот судьба настоящего человека.

Составьте план рассказа и выделите в нем тот пункт, который указывает на кульминацию.

1. Встреча рассказчика с Андреем Соко­ловым и Ваней. Начало повествования.

2. Довоенная жизнь героя.

3. Прощание с семьей.

4. Пленение.

5. В церкви.

7. Противостояние Соколова и Мюллера.

8. Подвиг и освобождение.

9. Известие о гибели семьи.

10. Вести о сыне. Гибель сына.

11. Встреча с Ванюшкой.

12. Окончание рассказа. Прощание с рассказчиком.

Кульминационные моменты связаны с утверждением в драматических ситуаци­ях нравственного превосходства героя, простого человека, над своими противни­ками. Несомненно, в этом отношении по­казателен поединок его с Мюллером, предлагающим выпить перед смертью за победу немецкого оружия. Он не только принудил Мюллера отступить перед чело­веческим достоинством русского солдата, признать его, но и пробудить своим гор­дым поведением хоть на миг в том же Мюллере и в других сидящих за столом что-то человеческое: «рассмеялись», «по­глядывают вроде помягче». Кульминаци­ей жизни в плену можно считать и захват немецкого майора и освобождение. Одна­ко трагические события, и в этом особен­ности этого шолоховского произведения, не завершаются, а даже нарастают: он те­ряет семью, затем вроде бы обретает сына и хоронит его в самый день победы. Мо­жет, здесь и есть кульминация, верх всех несчастий, которые послала судьба че­ловеку? «И если в столкновениях с гит­леровцами Андрей сохранил свое чело­веческое достоинство, свою сопротивля­емость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаружил нерастрачен­ную чуткость, невытравленную потреб­ность дарить тепло и заботу другим». Та­ким образом, события личной трагедии, полное одиночество подготовили в качестве развязки сюжета встречу с маленьким Ваней, жизнь вдвоем с которым станет на­чалом новой жизни и новой судьбы Анд­рея Соколова.

Подготовьте рассказ о судьбе Андрея Соко­лова.

В качестве ответа на этот вопрос можно пойти путем пересказа содержания очер­ка по предлагаемому плану. Можно пред­ложить свое видение внешности героя, ос­новных эпизодов рассказа, характеристи­ки Андрея Соколова.

Покажите, чем вызвано активное включение в рассказ разговорной речи.

Перед нами судьба человека из народа, уроженца Воронежской области, просто­го рабочего человека, плоть от плоти чело­века Русской земли, любящего родину, свой народ. Он эмоционален, а эмоци­ональность обусловливает использование разговорной народной речи, обращение к крупицам народной мудрости, фольк­лору.

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.

Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова.

Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом.

М.А. Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь.

Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…» он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика.

Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни.

Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития.