Факторы агломерации. Развитие городских агломераций. Крупные агломерации мира

Известно, что развитие городов влечёт за собой формирование и рост близлежащих территориальных поселений, которые формируют пригородную зону. В совокупности крупный город (например, в Российской Федерации - административный центр субъекта РФ) и пригородная зона образуют значительный по численности населения, объёмам производства и потребления элемент системы расселения и хозяйственной деятельности любого региона. Для крупных городов пригородные зоны имеют особое значение, т.к. их взаимодействие между собой с течением времени становится всё более тесным и разнообразным, а усиление этого взаимодействия способствует превращению города в агломерацию.

Агломерация (от лат. agglomerare - присоединять, накоплять) - компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в территориальном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями.

Определение, данное понятию «городская агломерация» В.Г. Давидовичем, звучит следующим образом: «наиболее развитая локальная группа городов и посёлков… со сложным переплетением тесных экономических, трудовых и культурно-бытовых взаимосвязей, с тенденцией срастания близко расположенных поселений».

Комплексное определение этому понятию дал Ю.Л. Пивоваров: «Агломерация - компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединённая в сложную локальную систему многообразными интенсивными связями - трудовыми, производственными, коммунально-хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными, природоохранными, а также совместным использованием разнообразных ресурсов данного ареала».

К основным элементам агломерации относятся центр, или ядро (обычно крупный город), и пригородная (периферийная) зона. Хотя по отношению к ядру пригородная зона выполняет вспомогательные и обслуживающие функции, они являются определяющими в формировании самой агломерации. А.?Н. Поносов так трактует понятие «пригородная зона» - это «территориальная зона, примыкающая к городской черте, являющаяся неотъемлемой частью города, установленная в соответствии с экономическими, пространственными, трудовыми, рекреационными связями и закрепленная комплексом административных, градостроительных документов».

Современный мир - пространство давно обжитое городскими агломерациями, и агломерационный путь развития - это естественный этап урбанизации. По данным ООН в начале ХХI в. в различных странах мира насчитывалось более тысячи таких агломераций, и в них сконцентрировалось более половины всего городского населения планеты. Кроме того, по мнению ООН, количество горожан к 2050 году вырастет в два раза и достигнет 6,4 млрд. человек. К 2015 году прогнозируется формирование более 900 агломераций с численностью населения более 1 млн. человек.

Основными признаками современных городских агломераций являются:

Компактность? компактное расположение населенных пунктов, главным образом городских;

Наличие транспортных коридоров, позволяющих обеспечивать взаимодействие различных видов транспорта и общность средств доставки населения и грузов;

Доступность (1,5-часовая), которая позволяет при наличии развитой системы транспортных коридоров расширить границы агломерации (при условии других факторов экономической целесообразности);

Концентрация промышленного производства и трудовых ресурсов, что на территории городской агломерации обязательно;

Высокая плотность населения? концентрация значительных масс населения вдоль транспортных коридоров;

Тесные экономические связи? комбинирование и кооперирование промышленных предприятий при производстве и потреблении промышленной и сельскохозяйственной продукции (показатель - более мощные грузопотоки в пределах агломерации по сравнению с внешними грузопотоками);

Тесные трудовые связи: часть работающих на предприятиях и в учреждениях одного поселения проживают в других поселениях, т.е. в пределах агломерации наблюдается взаимосвязанное расселение и происходят ежедневные маятниковые трудовые миграции между главным городом и поселениями пригородной зоны, а также между этими поселениями;

Тесные культурно-бытовые и рекреационные связи: учреждения или места отдыха одного или нескольких поселений частично обслуживают жителей других поседений, происходят ежедневные или еженедельные маятниковые миграции с культурно-бытовыми или рекреационными целями;

Тесные административно-политические и организационно-хозяйственные связи, которые реализуются посредством регулярных деловых поездок между поселениями агломерации по делам бизнеса, службы и общественной работы

Высокий уровень функциональной связанности? сближенность составляющих городскую агломерацию поселений и их функциональная взаимодополняемость; в большинстве случаев - соподчиненность поселений, находящихся в пределах агломерационного ареала (не только административно-правовая подчиненность, а и исторически и экономически сложившаяся зависимость);

Целостность рынков труда, недвижимости, земли;

Правовая самостоятельность поселений? нахождение поселений в пределах своих административных регионов, кроме самых теснопримыкающих;

Многокомпонентность? населенные пункты в силу объективных причин сращиваются (объединяются) в сложные многокомпонентные системы;

Динамичность, способность к быстрой адаптации к новым экономическим, социальным реалиям.

Наличие городов-центров, городов-лидеров с «центростремящимися» территориями (т.е. не просто наличие города-лидера, но и ярко выраженная связь близлежащих территорий, тяготеющих (миграция, товарные и иные потоки) к этому лидеру - «ядру»; при этом город-лидер имеет административные функции высокого уровня, способен по своему размеру и экономическому потенциалу формировать объединения (агломерации);

Территориально-отраслевой интерес? наличие двух «совмещенных» процессов: с одной стороны? город-центр стимулирует развитие городов-спутников, что является средством решения его собственных проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.), а с другой стороны - активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-финансовых групп) в использовании благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов. То есть действуют два начала: территориальное (исходящее от города, с комплексным подходом при устройстве территории) и отраслевое (преследует отраслевую выгоду, с меньшим вниманием к территориальным интересам).

В своем развитии агломерации проходят 4 этапа. На первом этапе агломерация представляет собой конгломерат достаточно близко расположенных урбанизированных территорий, объединенных преимущественно производственными связями. В таких так называемых «индустриальных агломерациях» отсутствует единый рынок труда, земли, недвижимости и других ресурсов, что не позволяет ее классифицировать как сформировавшуюся агломерацию. На втором этапе усиливаются устремленные к центру агломерации потоки маятниковой миграции, происходит формирование единого рынка труда агломерации. Третий этап - этап развитой агломерации характеризуется появлением единого функционально связанного пространства, причемосуществление ряда функций (производство, развлечение, потребление) центра (ядра) агломерации переносится на периферию, в города-спутники, получают развитие пригороды (субурбии), образуется единый рынок агломерации, агломерация становится важным узлом в территориальной структуре национальной экономики. Этап постиндустриальной агломерации отличается встраиванием агломерации в глобальные экономические процессы, развитием интеллектуальной городской инфраструктуры, появляется новая концепция общественного пространства (так называемого «третьего места»), наибольшее развитие получает так называемый новый «портфель ресурсов» (человеческий капитал, технологические и управленческие инновации, постиндустриальная экономика технологий, емкие и динамичные рынки).

Фазы формирования агломераций

Агломерация рынка труда

Агломерация рынков торговой, жилой и производственной недвижимости

Ряд функций ядра (потребление, развлечение, производство) перемещается на периферию. Там растет спрос на землю и инфраструктуру (тепло, электричество, водоснабжение, дороги)

Зрелая агломерация

Численность населения ядра увеличивается, а периферии - уменьшается. Но в целом население агломерации растет

Ядро растет, периферия также растет; сильная концентрация по всей агломерации.набирают силу процессы выноса промпредприятий из центра на периферию с одновременной их модернизацией, старые заводы банкротятся, а новые инвестпроекты реализуются в пригородных зонах. Рост зависимости от уровня развития транспортно-логистического модуля экономики города

Развиваются прямые связи между подцентрами города, возрастает емкость и разнообразие рынков - растут объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними - аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерно-освоенные территории.

Большинство российских агломераций - это агломерации первого и второго уровня (к примеру, Иркутская, Екатеринбургская, Ростовская, Вологодско-Череповецкая). На третьем этапе находится Санкт-Петербургская агломерация, в начале четвертой фазы - Московская агломерация.

Роль ГА на современном этапе развития

городской агломерация система развитие

Сегодня в мировой экономике городская агломераций - одна из основных форм модернизации и ускоренного развития и повышения конкурентоспособности территориальных образований и, следовательно, национальных экономик. На смену городу как точечной форме расселения приходят городские агломерации, производственные, трудовые, культурные и научно-образовательные связи которых обеспечивают достаточно высокий уровень развития производительных сил и способствуют формированию качественно новых условий развития экономики.

Как показывает мировой опыт, объединение поселений в агломерацию превращает территорию в ареал устойчивого и динамичного роста со значительным социальным и экономическим эффектом. В ходе развития агломераций реализуется процесс перехода к экономике развития и в реальные сроки решаются такие критические проблемы для развития территории, как:

  • - повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного притока ресурсов развития;
  • - вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и закрепление в качестве «оператора» глобальных финансовых потоков в Российской Федерации;
  • - модернизация и интеграция коммунальных ресурсов для создания на объединенной территории новых предприятий и жилых домов;
  • - регулирование внутренней миграции (маятниковой, дневной, недельной) из малых и средних городов в региональные столицы;
  • - контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру; стабильное развитие городского центра через смену акцента на развитие «периферии»;
  • - прогноз потребности и сбалансированное развитие производственных, рекреационных и иных площадок.

Сегодня агломерирование становится ключевым инструментом развития страны и ее территорий, обеспечивающим высокое качество жизни населения, создающим комфортную среду для развития бизнеса и повышающим конкурентоспособность России как единого целого, связанного с опорным каркасом системы расселения, транспортной и энергетической инфраструктурой, высоким качеством жизни и ориентированным на инновационный сценарий развития.

Реализация проектов агломерации для городов - не дань моде, а объективная необходимость. При этом агломерация - это стратегический инструмент комплексного развития территории, от которого выигрывает и городской центр (решение городских проблем: вынос части производства, создание объектов транспортной и коммунально-хозяйственной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.) и окружение (более высокий уровень инженерно-технического, социально-культурного обслуживания и качества жизни). Целенаправленное развитие агломерации - важная составляющая в регулировании роста крупных центров, в управлении развитием систем расселения.

Агломерация рассматривается как единое социально-экономическое, инвестиционное пространство с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, совершенствования природно-экологического каркаса. Все муниципальные образования получают единую схему развития и такие главные преимущества, как:

  • · укрепление и подъем малых и средних городов, преобразование сельской местности;
  • · увеличение числа поселений, обладающих наиболее привлекательной средой в социальном отношении; возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах;
  • · предоставление жителям разных зон агломерации в полном масштабе доступа к трудовым, медицинским, образовательным, торговым, культурным и другим возможностям; более широкий выбор места работы;
  • · возможность реализации более крупных инфраструктурных проектов - энергомощностей, транспортных комплексов и связанного с ними сервиса, информационных коммуникаций, образовательной и инновацинной инфраструктуры;
  • · рост благосостояния населения, повышение возможностей образования и профессиональной самореализации при сохранении плюсов проживания в малом и среднем городском пространстве, что позволяет уменьшить миграционный отток населения;
  • · возможность более тесной и эффективной координации стратегий развития;
  • · связь пространственного и экономического развития;
  • · возможность создания «критической массы» для перехода на более инновационные сценарии развития;
  • · большая обоснованность запросов финансирования;
  • · уверенность инвесторов;
  • · более широкие возможности для маркетинга своих территорий.

В то же время для бизнеса интерес к агломерациям объясняется ростом конкурентоспособности, основанным на:

  • · высокой степени концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность;
  • · концентрации квалифицированных кадров, возможности ускоренного наращивания человеческого капитала;
  • · возможности установления тесных связей производства с наукой и учебными центрами;
  • · широком выборе финансовых услуг и большей доступности к инвестиционным ресурсам;
  • · максимально эффективном использовании систем производственной и социальной инфраструктуры.

Агломерация позволяет более эффективно структурировать инвестиционные проекты бизнеса и проекты развития территории, которые могут осуществляться на основе концессионных соглашений, как сервисные контракты, выстраиваться по приватизационно-инвестиционной модели или аренде с инвестиционными условиями. Сегодня такие модели могут быть привлекательными для бизнеса, если они обеспечиваются государственной поддержкой, включая предоставление гарантий, минимизирование рисков (риски лицензирования, тарифного регулирования, несогласованности концессионного законодательства с иными отраслями, ликвидации и банкротства муниципальных предприятий и вывода имущества из хозяйственного ведения муниципального образования и многие другие).

При этом сегодня становится выгодно инвестировать в агломерации, так как сразу виден эффект - снижение экономических издержек, расширение рынка труда и сбыта продукции и т.д. Практически любые проекты (от национальных до инфраструктурных и сетевых) реализуются в агломерациях с большим экономическим эффектом. А возможность применения инструментов ГЧП повышает привлекательность проектов.

Агломерация в международной практике всегда использовалась в качестве антикризисного инструмента для:

  • - сглаживания диспропорций в освоенности территории агломерации и укрепление агломерационных связей за счет создания новых производств на новых территориях, что создает более комфортную среду для развития бизнеса, обеспечивает повышение качества жизни;
  • - преодоления ограниченности территориальных ресурсов и возможных направлений во внешней зоне агломерации. Зачастую города не имеют резервов территории для дальнейшего освоения без реорганизации промышленных зон. Закрытие части промышленных предприятий даст возможность для реструктуризации территории под новые возможности рынка (связанные с перенастройкой мировой экономики);
  • - реструктуризации и модернизации градообразующей базы города, развития его «центральных» функций и производств, определяющих научно-технический прогресс. Ключевым проектом является создание делового центра города/агломерации;
  • - улучшения качества окружающей среды в городе за счет уменьшения концентрации промышленных производств, трансформации экономики в сторону постиндустриального экологически безопасного производства;
  • - развития сельскохозяйственного пояса агломерации и «импортозамещения» товарной линейки;
  • - решения проблем жилищного фонда, в т.ч. модернизации зон малоэтажной старой жилой застройки, ветхого/аварийного жилья, создания районов нового типа застройки;
  • - инфраструктурных проектов, транспортных, инженерных, которые становятся ключевыми факторами занятости населения на период кризиса.

Результаты формирования и функционирования агломераций за рубежом

Анализ результатов формирования и функционирования агломераций за рубежом позволяет сделать вывод о том, что этому процессу придается особое значение и выработаны достаточно эффективные в условиях других стран инструменты и механизмы государственной поддержки. Это обусловлено тем, что мировая экономическая система становится все менее устойчивой, а потому усиливается интерес к пространственным закономерностям экономической деятельности и новым механизмам использования пространства. Считается, что агломерации и формирование программно-целевых ТПК обладают значительным инновационным потенциалом. Этот потенциал может быть реализован при создании современных управляющих компаний, основанных на взаимодействии региональных (местных) органов власти и организаций с разными формами собственности, в т.ч. образованных на основе ГЧП.

Результаты формирования агломераций в России и перспективные проблемы

Россия - это «страна городов», которые являются узлами опорного каркаса страны, центрами системы расселения. В нашей стране импульсы к развитию (интеллектуальные, производственные, социальные и т.п.) всегда шли из мест наивысшей концентрации людского материала.

В России имеется 11 городов с населением более 1 млн человек. Из числа российского городского населения свыше 50% живут по существу в агломерациях. В РСФСР (1989) насчитывалось 76 ядер агломерации.

Процесс создания агломераций в России также стал объективным эволюционным процессом городского развития. По мере роста города, нарастания разнообразия осуществляемой им деятельности расширялась зона его влияния на прилегающие территории. Город достигал некоего порога постгородского развития и становился агломерацией. По этому пути, в большинстве случаев, спонтанному, шло формирование многих российских агломераций.

К 2025 году в России останется 11 городов-миллионников, в 10 из них будут проживать от 1 до 5 миллионов жителей, а в Москве - 12-15 млн. человек. По различным оценкам, в России выделяют от 12 до 50 потенциальных городских агломераций. Сами гигантские пространства России нуждаются в агломерациях, так как благодаря им осуществляется эффективное экономическое сжатие территории. К этому вынуждают необходимость стимулирования развития крупных городских агломераций, где возможна реализация коллективных проектов развития, сложная экологическая ситуация и т.д. К этому вынуждает и современная борьба за так называемый «ресурс развития» (человеческий капитал, инновационный капитал, современные социальные и производственные технологии), обеспечивающий устойчивость всей системы обеспечения жизнедеятельности.

В то же время для условий России:

  • - агломерация не является единственным путем развития крупных городов;
  • - агломерацию нельзя создать на пустом месте (нельзя развивать того, чего нет);
  • - агломерация «стягивает» на себя и без того ограниченные ресурсы: финансовые, людские, «обескровливая» периферию;
  • - агломерирование - это сложный процесс, когда его участники должны снять конфликт интересов и поставить общее выше частного (в России есть такая традиция);
  • - агломерация может иметь тяжелые последствия в плане ухудшения экологической ситуации в зонах расселения, если не придать этому процессу управляемый характер;
  • - агломерация может привести к упрощению системы расселения и ее сжатию.

Таким образом, риски формирования агломераций связаны с согласованием интересов и в основном затрагивают:

  • · снижение уровня бюджетной обеспеченности в городе-центре;
  • · усложнение решения социальных и бытовых проблем в «периферийных» городах;
  • · снижение (утрата) статуса локальных элит.

Среди ограничений на пути формирования агломераций в России можно назвать следующие:

  • - отсутствие специального правового регулирования. Законодательство не запрещает, но и не содействует этому процессу. А по отдельным вопросам заставляет изобретать «обходные пути» или действовать на основе коллективного соглашения;
  • - современный градостроительный кодекс вкупе с законом от 06.10.2003года № 131-ФЗ от создает преграды для городского развития: развитие города ограничено городской чертой и любое финансирование, выходящее за пределы города, рассматривается как нецелевое со всеми вытекающими правовыми последствиями;
  • - нет единства терминологии;
  • - отсутствует системный подход государства и стратегии в деле формирования агломераций и роли государства в их поддержке;
  • - нет институциональных условий: отсутствует эффективная, профессиональная инфраструктура поддержки и формирования агломераций как в национальном, так и региональном контекстах;
  • - агломерационная практика в России значительно опережает теорию; это происходит потому, что в стране (и это очень хорошо для формирования агломераций) присутствуют механизмы самоорганизации, используемые на практике вне зависимости от наличия методологической базы, а в силу действия объективных законов и на основе опыта работы и интуиции отдельных руководителей на местах.

Различные современные подходы к управлению социально-экономическими системами, применяемые в России, не обладают достаточной универсальностью, не отличаются единством методологии, что ограничивает их использование на практике. Такое разнообразие инструментов и рекомендаций требует нового осмысления и систематизации для выработки единой методологии управления. Содействие адекватному формированию агломераций как форме модернизации национальной экономики и комплексного инструмента развития должно стать важной государственной задачей на многие десятки лет. Тем более, что подверженность социально-экономических систем процессам самоорганизации позволяет задействовать в управлении ими как внешние, так и внутренние резервы и достигать намеченных целей в соответствии с национальными интересами.

Проблемы крупных российских городов определяются состоянием коммуникаций; жилья; транспорта; экологии; наличием земли для развития (ее отсутствием); правовыми ограничениями; дефицитом (или наличием) финансов для развития.

Сегодня города конкурируют за привлечение бизнеса, предлагая более благоприятные условия. При этом в некоторых из них уже возникают проблемы, связанные с тем, что возможные инвестиции не обеспечиваются имеющимся городским инфраструктурным потенциалом (дефицит энергоснабжения и водоснабжения, недостаток рабочей силы, отсутствие необходимых площадей для производственного и жилищного строительства, неразвитость транспортной сети).

Другой проблемой является оптимизация расселения жителей. Пока оно в значительной степени стихийно, а соответствующие разрозненные меры не приводят к должному результату.

Развитие агломерации связано с исчерпанием возможностей города для размещения производства, инфраструктуры и т.п., и необходимостью его развития на более широкой территориальной базе. Эти вопросы должны решаться комплексно с учетом перспектив развития прилегающих к городу территорий, в формате агломерации.

Другая «острая» проблема: сегодня происходит уменьшение людности средних и малых городов, а значит сокращение их экономического потенциала. Учитывая динамику оттока молодежи, эти города рискуют превратиться в поселения пенсионеров, а их трудовой потенциал будет представлен преимущественно малоквалифицированной рабочей силой. Соответственно, в этих городах сократятся и возможности для размещения современных производств.

Избыточное давление испытывает на себе городская инфраструктура. Города стали задыхаться в пробках, резко обострилась проблема подключения к коммунальным ресурсам новых предприятий и жилых домов, миграционная волна с трудом поддается управлению и т.д. Таким образом, существенным ограничителем для развития областных столиц стала недоразвитость или даже истощенность периферии. Стихийное, варварски дикое высасывание ресурсов из периферии должно уступить место целенаправленному и культурному возвращению ей возможности развития. Поэтому миссия городов по цивилизованному восстановлению и развитию периферии должна приобрести форму «портфеля» самых разнообразных проектов, инициируемых руководством (вернее, элитой) крупных городов и районов совместно с бизнесом при заинтересованном участии представителей региональной и федеральной власти.

В России насчитывается 20 формирующихся агломераций (протоагломераций) с населением 1 млн человек и более, еще 2 пороговые агломерации. Крупные групповые системы расселения (агломерации) отличаются динамичностью экономического развития, высокой концентрацией человеческих, производственных ресурсов, образовательного и научного потенциала, развитой инфраструктурой, обеспечивающей связь с национальным и глобальным рынками. Значение агломераций особенно важно на приграничных территориях, поскольку агломерации являются ключевыми точками геополитического влияния.

Рис. 1. Городские агломерации России


Крупные агломерации, располагаясь на значительной территории, способны организовать экономическую и социальную жизнь на большом пространстве вокруг себя. Предъявляя многократно возросший потребительский спрос к окружающим их территориям, агломерации превращаются в центры освоения и управления экономическим развитием регионов. Востребованность агломераций в России также связана с необходимостью повышения инвестиционной привлекательности территорий, созданием центров притяжения производств и инновационных технологий.

Одной из задач региональной политики в России должно стать повышение емкости региональных рынков и сжатие экономического пространства путем агломерирования территорий. Создание условий для появления и развития высоко урбанизированных территорий представляется приоритетным направлением территориального развития.

Предусмотренное в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. качественное изменение структуры экономической деятельности не может происходить в отрыве от целенаправленного преобразования территориальной структуры размещения производительных сил.

Таблица 1

Численность городского населения агломераций России Состав агломераций определен экспертным путем

Название агломерации

Численность населения

Название агломерации

Численность населения

Московская:

города - 81

  • 17,315,765
  • 15,386,703
  • 636,035

Саратовская:

города - 2

  • 1,117,188
  • 1,036,353
  • 33,818

Санкт-Петербургская:

города - 32

  • 6,229,871
  • 5,511,269
  • 170,208

Пермская:

города - 2

  • 1,143,832
  • 1,039,129
  • 4,523

Самарско-Тольяттинская:

города - 11

  • 3,170,141
  • 2,428,871
  • 125,902

Уфимская:

города - 2

  • 1,235,459
  • 1,064,705
  • 22,358

Екатеринбургская:

города - 11

  • 2,053,610
  • 1,914,926
  • 138,684

Красноярская:

города - 3

  • 1,155,477
  • 1,024,412
  • 36,985

Нижегородская:

города - 11

  • 2,097,222
  • 1,892,048
  • 36,106

Новокузнецкая (Кузбасская):

города - 7

  • 1,205,805
  • 1,096,395

Ростовская:

города - 6

  • 2,095,551
  • 1,703,226
  • 10.619

Краснодарская:

города - 3

  • 1,343,964
  • 976,675
  • 69,476

Новосибирская

города - 5

  • 1,997,313
  • 1,616,792
  • 119,323

Иркутская

города - 6

  • 1,081,386
  • 1,024,598
  • 16,447

Волгоградская:

города - 4

  • 1,517,398
  • 1,313,518
  • 102,237

Воронежская:

города - 3

  • 1,174,824
  • 906,206
  • 70,008

Казанская:

города - 5

  • 1,560,459
  • 1,311,748
  • 39,571

Владивостокская:

города - 7

  • 1,199,063
  • 1,102,210
  • 23,116

Челябинская:

города - 4

  • 1,534,763
  • 1,300,246
  • 22,174

города - 2

  • 1,260,889
  • 1.150 ,910
  • 31,203

Общее число городского населения в агломерациях? 44,562,960

Общее число городов в агломерациях - 201

Общее число пгт в агломерациях? 197

Доля агломераций в городском населении России? 42%. За 20 лет только 5 городов-ядер агломераций смогли увеличить свое население (Москва, Ростов-на-Дону, Казань, Красноярск, Краснодар), еще в трех численность жителей существенно не изменилась (Екатеринбург, Омск, Набережные Челны). Снижение численности населения в 14 городах-ядрах агломерации свидетельствует не столько об общей убыли населения, в том числе городского, сколько о том, что урбанизационные процессы замедлились, стихийное формирование новых агломерационных центров в сложившихся условиях представляется невозможным. Происходит переток трудовых ресурсов, и прежде всего, квалифицированных кадров из городов-ядер в г. Москву. Вместе с тем, очевидно, что статистические данные не отражают реального так называемого «дневного» населения в этих городах, являющихся центрами ежедневной маятниковой миграции.

Комплексный инвестиционный план - эффективный инструмент содействия формированию городских агломераций в современных условиях

Опыт Минрегиона России и более чем 150 муниципальных образований, участвовавших в программе 2009 ?2010 гг. по поддержке монопрофильных муниципальных образований, показал эффективность использования в целях городского развития так называемых «комплексных инвестиционных планов» (КИП). Это обоснованные мероприятия, четкое целеполагание на основе тщательной диагностики, программно-целевой подбор инвестиционных проектов, жесткая мотивация и обязательства сторон, сочетание интересов государства и бизнеса и т.п. Такие КИПы стали механизмом обоснованного и уверенного привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов, и практической модернизации городских экономик, кластерного развития и перехода на программно-целевой метод управления развитием.

Комплексные инвестиционные планы позволяют более успешно и согласованно концентрировать человеческие и материальные ресурсы всех уровней власти и бизнеса для решения задачи и уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе обеспечить ожидаемый результат. Это достигается использованием спланированных и взаимоувязанных мер и инвестиционных проектов, объединенных единым замыслом и обязательствами участников.

Опыт разработки таких планов (2009?2010 гг.) указывает на безусловную необходимость устранения определенных противоречий (ограничений), описанных выше и представляющих по существу проблемы, которые можно ликвидировать только с помощью агломераций (отсутствие территории развития, где может реализовываться инвестиционный проект, недостатки инфраструктуры, недостаток трудовых ресурсов, если не привлекать соседние территории и т.п.).

Применение КИП наряду с другими инструментами современной технологии устойчивого социально-экономического развития (стратегия, среднесрочные планы, схема территориального планирования и др.) создаст устойчивые предпосылки наращивания конкурентных преимуществ агломерации. Опыт Минрегиона России в этом деле по сравнению с другими министерствами и ведомствами сегодня является уникальным.

Пути содействия формированию адекватных городских агломераций в России и роль федерального центра

Механизмы управления развитием агломерации лежат главным образом в сфере инфраструктурного развития территорий и институциональной обустроенности основных рынков. Тем не менее, сегодня реализовать крупные межрегиональные инфраструктурные проекты и решать проблемы поддержания единого правового пространства в РФ весьма сложно. Необходимо решать комплекс вопросов административного характера, например, связанных с конфигурацией границ новых регионов и перспективами их объединения, разграничением полномочий и механизмами совместной реализации инфраструктурных проектов на территории нескольких субъектов федерации и т.п. Для этого нужен универсальный алгоритм решения новых нестандартных управленческих задач, таких, как система правил оптимального сочетания целеполагающего и административного управления социально-экономическими системами (экономика региона, градообразующие предприятия, крупные корпорации, региональные инвестиционные программы, государственные структуры, общественные организации и др.).

В рамках государственной системы поддержки формирования агломераций так или иначе придется решать задачи по устранению правовых и иных противоречий, в частности, по созданию избирательного механизма освобождения стоимости реализованного инвестиционного проекта в рамках формирования агломерации от ряда налогов. Например, можно разработать и внедрить механизм возмещения налога на прибыль от средств, вложенных в проект, после его вхождения в эксплуатационную фазу. На уровне региона при соответствующем изменении федерального законодательства можно подобным образом минимизировать для инвесторов суммы уплаченного налога на имущество организаций и налога на землю. Это должно решаться на федеральном уровне через координацию в общей системе государственного устройства. При этом основным требованием должны стать решения, основывающиеся только на интересах целого, а не его частей: развитие агломерации должно осуществляться путем развития всего агломерационного ареала (а не только города как ядра агломерации). Для полномочной федеральной структуры координация такого подхода не будет представлять особой сложности, но будет оправдана с государственной точки зрения и выполнения федеральных приоритетов развития страны и ее территорий.

Закрепление за содействием формированию городских агломераций приоритетного значения и определение ответственного координатора (в силу межведомственности формирующихся в рамках агломерации интересов) вытекает из Стратегии 2020 и пяти задач, выдвинутых президентом России для осуществления модернизации экономики страны.

В рамках работы по новому федеральному приоритету (поддержка формирования городских агломераций) необходимо акцентировать усилия на следующих направлениях:

  • · развитие экономических преимуществ агломераций;
  • · создание правовых основ и эффективной структуры управления агломерациями;
  • · обеспечение прав собственности;
  • · развитие транспорта и получение доходов от транспорта;
  • · обеспечение правильной структуры поселений;
  • · четкое определение роли городских центров в рамках агломерации;
  • · компетенция и полномочия различных институтов;
  • · развитие глобальной и региональной конкуренции.

Особо необходимо выделить направление «управление агломерациями». Для формирования современной агломерации имеются важные предпосылки, оно происходит в порядке естественного хода вещей, чаще всего вне зоны системного воздействия (пока оно не выстроено). Тем не менее, процессы, лежащие в его основе, представляются управляемыми. Это объясняет мотивы властных структур актуализировать и усилить доступные инструменты управления процессами формирования и развития современных городских агломераций - центров постиндустриальной экономики. Агломерация - это не сумма частей, а единый объект, который не должен формироваться спонтанно. Роль федерального центра - содействовать формированию агломераций с заданными свойствами, помочь определять такие их параметры, которые способствуют достижению как экономических, так и социальных, экологических целей, задать правовые рамки, обеспечивающие политическую стабильность, охрану прав собственника, создавать равные условия ведения бизнеса, пресекая нечестную конкуренцию и т.п.

Поэтому проблема городских агломераций, особенно в российских условиях? не столько экономическая проблема подтягивания государством определенных ресурсов. Это прежде всего проблема реализации внятной социальной политики, системно осуществляемой на корпоративном и региональном уровнях.

А. Нещадин – к. с.н., профессор МГУПБ

А. Прилепин – директор Департамента социально-экономических

проектов IMCMontan

- высокий уровень функциональной связанности

сближенность составляющих городскую агломерацию поселений и их функциональная взаимодополняемость; наличие интенсивных производственных, транспортных и культурных связей; в большинстве случаев – соподчиненность поселений, находящихся в пределах агломерационного ареала (не только административно-правовая подчиненность, но и исторически и экономически сложившаяся зависимость);

- целостность рынков

целостность рынков труда, недвижимости, земли

- правовая самостоятельность поселений

нахождение подчинённых поселений в пределах своих административных регионов кроме самых теснопримыкающих;

- многокомпонентность

населенные пункты объективно сращиваются (объединяются) в сложные многокомпонентные системы;

- динамичность

такие системы отличаются динамичностью в развитии, способностью к быстрой адаптации к новым экономическим, социальным реалиям;

При моноцентрической агломерации к вышеназванным признакам добавляется:

- наличие городов-центров

наличие городов-лидеров с «центростремящимися» территориями (т. е. не просто наличие города-лидера, но и ярко-выраженных близлежащих территорий, тяготеющими (миграция, товарные и иные потоки) к этому «ядру»;

город-центр сохраняет наличие административных функций высокого уровня, способен по размеру и экономическому потенциалу создавать объединения (агломерации);

-территориально-отраслевой интерес

одним из ключевых признаков городской агломерации – наличие двух «совмещенных» процессов: с одной стороны - город-центр стимулирует развитие городов-спутников, как средство решения своих проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т. п.), а с другой стороны – активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-финансовых групп) в использовании благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов. Т. е. действуют два начала: территориальное (исходящее от города, с присущим комплексным подходом при устройстве территории) и отраслевое (преследует отраслевую выгоду, недостаточно учитывая территориальные интересы);

Все вышеприведенные признаки агломерации обуславливают ее развитие как многоотраслевого, многофункционального центра национального значения со специализацией на наиболее прогрессивных отраслях народного хозяйства. Поэтому агломерацию необходимо рассматривать одновременно и как подсистему общей системы размещения производства и как подсистему общей системы расселения страны.

Основными составляющими при формировании агломераций являются:

1. Структура поселений

2. Инфраструктура

3. Качество жизни и окружающей среды

4. Доступность (учитывается при подготовке стратегий землепользования)

5. Регенерация городских территорий

6. Управление

При этом наличие соответствующей инфраструктуры является основным требованием (предпосылкой) формирования агломерации в России. В свою очередь составляющими такой инфраструктуры являются:

· Транспортная (линейные объекты, морские и воздушные суда, аэропорты, здания, строения, сооружения). Перегрузка транспортных систем является прямой угрозой экономике. Интеграция транспортных систем создает преимущества для пользователей и бизнес-операторов. Управление потребностью в перемещении создает дополнительные возможности. Комплексная организация общественного транспорта становится все более важным для будущего агломерации;

· Социальная и общественная (образование, медицина, спорт, культура);

· Энергетика (электростанции, малая энергетика, сетевая инфраструктура)

Фазы формирования агломераций

В своем развитии агломерации проходят 4 этапа. На первом этапе агломерация представляет собой конгломерат достаточно близко расположенных урбанизированных территорий, объединенных преимущественно производственными связями. В таких так называемых «индустриальных агломерациях» отсутствует единый рынок труда, земли, недвижимости и других ресурсов, что не позволяет ее классифицировать как сформировавшуюся агломерацию. На втором этапе усиливаются устремленные к центру агломерации потоки маятниковой миграции, происходит формирование единого рынка труда агломерации. Третий этап – этап развитой агломерации – характеризуется появлением единого функционально связанного пространства, осуществление ряда функций (производство, развлечение, потребление) центра (ядра) агломерации переносится на периферию, в города-спутники, получают развитие пригороды (субурбии), образуется единый рынок агломерации, агломерация становится важным узлом в территориальной структуре национальной экономики. Этап постиндустриальной агломерации отличается встраиванием агломерации в глобальные экономические процессы, развитием интеллектуальной городской инфраструктуры, появляется новая концепция общественного пространства (так называемого «третьего места»), наибольшее развитие получает так называемый новый «портфель ресурсов» (человеческий капитал, технологические и управленческие инновации, постиндустриальная экономика технологий, емкие и динамичные рынки).

Фазы формирования агломераций

1 фаза

(Агломерация рынка труда)

2 фаза

(Агломерация рынков торговой, жилой и производственной недвижимости .

Ряд функций ядра (потребление, развлечение, производство) перемещается на периферию. Там растет спрос на землю и инфраструктуру (тепло, электричество, водоснабжение , дороги)

3 фаза

Зрелая агломерация

Численность населения ядра увеличивается, а периферии – уменьшается. Но в целом население агломерации растет

Ядро растет, периферия также растет; сильная концентрация по всей агломерации.
Ядро продолжает расти и наиболее высокая концентрация в пригородной зоне, агломерация продолжает расти
набирают силу процессы выноса промпредприятий из центра на периферию с одновременной их модернизацией, старые заводы банкротятся, а новые инвестпроекты реализуются в пригородных зонах. Рост зависимости от уровня развития транспортно-логистического модуля экономики города

Развиваются прямые связи между подцентрами города, возрастает емкость и разнообразие рынков – растут объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними – аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерно-освоенные территории»

Большинство российских агломераций – это агломерации первого и второго уровня (к примеру, Иркутская, Екатеринбургская, Ростовская, Вологодско-Череповецкая). На третьем этапе находится Санкт-Петербургская агломерация, в начале четвертой фазы – Московская агломерация.

Роль ГА на современном этапе развития (преобразований)

Сегодня в мировой экономике городская агломераций – одна из основных форм модернизации и ускоренного развития и повышения конкурентоспособности территориальных образований и, следовательно, национальных экономик. На смену городу как точечной форме расселения приходят городские агломерации, производственные, трудовые, культурные и научно-образовательные связи которой обеспечивают достаточно высокий уровнь раз­вития производительных сил и способствуют формированию качественно новых условий развития экономики.

Как показывает мировой опыт объединение поселений в агломерацию превращает территорию в ареал устойчивого и динамичного роста со значительным социальным и экономическим эффектом. В ходе развития агломераций реализуется процесс перехода на экономику развития и в реальные сроки решаются такие критические проблемы для развития территории, как:

Повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного притока ресурсов развития;

Вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и закрепление в качестве «оператора» глобальных финансовых потоков в Российской Федерации ;

Модернизация и интеграция коммунальных ресурсов для создания на объединенной территории новых предприятий и жилых домов;

Регулирование внутренней миграции (маятниковой, дневной, недельной) из малых и средних городов в региональные столицы,

Контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру; стабильное развитие городского центра через смену акцента на развитие «периферии»;

Прогноз потребности и сбалансированное развитие производственных, рекреационных и иных площадок.

Сегодня агломерирование становится ключевым инструментом развития страны и ее территорий, обеспечивающий высокое качество жизни населения, создающий комфортную среду для развития бизнеса и повышающий конкурентоспособность России как единого целого, связанного с опорным каркасом системы расселения, транспортной и энергетической инфраструктурой, высоким качеством жизни и ориентированной на инновационный сценарий развития.

Реализация проектов агломерации для городов – не дань моде, а объективная реальность. При этом агломерация – это стратегический инструмент комплексного развития территории, от которого выигрывает и городской центр (решение городских проблем: вынос части производства, создание объектов транспортной и коммунально-хозяйственной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т. п.) и окружение (более высокий уровень инженерно-технического, социально-культурного обслуживания и качества жизни).

Целенаправленное развитие агломерации – важная составляющая в регулировании роста крупных центров, в управлении развитием систем расселения.

Агломерация рассматривается единым социально-экономическим, инвестиционным пространством с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, совершенствования природно-экологического каркаса. Все муниципальные образования получают единую схему развития и такие главные преимущества, как:

· укрепление и подъем малых и средних городов, преобразование сельской местности;

· увеличение числа поселений, обладающих наиболее привлекательной средой в социальном отношении; возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах;

· предоставление жителям разных зон агломерации в полном масштабе доступа к трудовым, медицинским, образовательным, торговым, культурным и другим возможностям; более широкий выбор места работы;

· возможность реализации более крупных инфраструктурных проектов – энергомощностей, транспортных комплексов и связанного с ними сервиса, информационных коммуникаций, образовательной и инновацинной инфраструктуры;

· рост благосостояния населения, повышение возможностей образования и профессиональной самореализации при сохранении плюсов проживания в малом и среднем городском пространстве, что позволяет уменьшить миграционный отток населения;

· возможность более тесной и эффективной координации стратегий развития;

· связь пространственного и экономического развития;

· возможность создания «критической массы» для перехода на более инновационные сценарии развития;

· получение основания для финансирования;

· уверенность инвесторов;

· более широкие возможности для маркетинга своих территорий.

В то же время для бизнеса интерес к агломерациям объясняется ростом конкурентоспособности, основанным на:

· высокой степени концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность;

· концентрации квалифицированных кадров, возможности ускоренного наращивания человеческого капитала;

· возможности установления тесных связей производства с наукой и учебными центрами;

· широкий выбор финансовых услуг и большей доступности к инвестиционным ресурсам;

· максимально эф­фективном использовании систем производственной и социальной инфраструктуры .

Агломерация позволяет более эффективно структурировать инвестиционные проекты бизнеса и проекты развития территории, которые могут осуществляться на основе концессионных соглашений, как сервисные контракты, выстраиваться по приватизационно-инвестиционной модели или аренде с инвестиционными условиями. Сегодня такие модели могут быть привлекательными для бизнеса, если они обеспечиваются государственной поддержко й, включая предоставление гарантий, минимизирование рисков (риски лицензирования, тарифного регулирования, несогласованности концессионного законодательства с иными отраслями, ликвидации и банкротства муниципальных предприятий и вывода имущества из хозяйственного ведения муниципального образования и многие другие).

При этом сегодня становится выгодно инвестировать в агломерации, так как сразу виден эффект – снижение экономических издержек, расширение рынка труда и сбыта продукции и т. д. Практически любые проекты (от национальных, до инфраструктурных и сетевых) реализуются в агломерациях с большим экономическим эффектом. А возможность применения инструментов ГЧП повышает привлекательность проектов.

Агломерация в международной практике всегда использовалась в качестве антикризисного инструмента:

Одной из задач региональной политики в России должно стать повышение емкости региональных рынков и сжатие экономического пространства путем агломерирования территорий. Создание условий для появления и развития высоко урбанизированных территорий представляется приоритетным направлением территориального развития.

Предусмотренное в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. качественное изменение структуры экономической деятельности не может происходить в отрыве от целенаправленного преобразования территориальной структуры размещения производительных сил.

Численность городского населения агломераций России

№ п/п

Название агломерации

Численность населения

№ п/п

Название агломерации

Численность населения

Московская

города – 81

пгт – 72

Саратовская

города – 2

пгт – 1

Санкт-Петербургская

города – 32

пгт – 32

Пермская

города – 2

пгт – 1

Самарско-Тольяттинская

города – 11

пгт – 14

Уфимская

города – 2

пгт – 1

Екатеринбургская

города – 11

пгт – 23

Красноярская

города – 3

пгт – 3

Нижегородская

города – 11

пгт – 12

Новокузнецкая (Кузбасская)

города – 7

пгт – нет

Ростовская

города – 6

пгт – 1

Краснодарская

города – 3

пгт – 4

Новосибирская

города – 5

пгт – 10

Иркутская

города – 6

пгт – 2

Волгоградская

города – 4

пгт – 10

Воронежская

города – 3

пгт – 8

Казанская

город – 5

пгт – 5

Владивостокская

города – 7

пгт – 3

Челябинская

города – 4

пгт – 2

Омская

города – 2

пгт - 3

Общее число городского населения в агломерациях: 44,562,960

Общее число городов в агломерациях – 201

Общее число пгт в агломерациях - 197

За 20 лет только 5 городов-ядер агломераций смогли увеличить свое население (Москва, Ростов-на-Дону, Казань, Красноярск, Краснодар) еще в 3 численность жителей существенно не изменилось (Екатеринбург, Омск, Набережные Челны). Снижение численности населения в 14 городах-ядрах агломерации свидетельствует не столько об общей убыли населения, в том числе городского, сколько о том, что урбанизационные процессы замедлились, стихийное формирование новых агломерационных центров в сложившихся условиях представляется невозможным. Происходит переток трудовых ресурсов, и прежде всего, квалифицированных кадров из городов-ядер в
г. Москву. Вместе с тем, очевидно, что статистические данные не отражают реального так называемого «дневного» населения в этих городах, являющихся центрами ежедневной маятниковой миграции.

Комплексный инвестиционный план – эффективный инструменты содействия формированию городских агломераций в современных условиях

Опыт Минрегиона России и более чем 150 муниципальных образований, участвовавших в программе гг. по поддержке монопрофильных муниципальных образований, показал эффективность использования в целях городского развития так называемых «комплексных инвестиционных планов» – КИП (обоснованные мероприятия, четкое целеполагание на основе тщательной диагностики, программно-целевой подбор инвестиционных проектов, жесткая мотивация и обязательства сторон, интересы государства и бизнеса и т. п.). Такие КИПы стали механизмом обоснованного и уверенного привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов, и практической модернизации городских экономик , кластерного развития и перехода на программно-целевой метод управления развитием. Разработка КИП.

Комплексные инвестиционные планы позволяют более успешно и согласованно концентрировать человеческие и материальные ресурсы всех уровней власти и бизнеса для решения задачи и уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе обеспечить ожидаемый результат. Это достигается использованием спланированных и взаимоувязанных мер и инвестиционных проектов, объединенных единым замыслом и обязательствами участников.

Опыт разработки таких планов (гг.) вывел на безусловную необходимость устранения определенных противоречий (ограничений), описанных выше и представляющих по существу проблемы, которые возможно ликвидировать только с помощью агломераций (отсутствие территории развития, где может реализовываться инвестиционный проект, недостатки инфраструктуры, недостаток трудовых ресурсов, если не привлекать соседние территории и т. п.).

Применение КИП наряду с другими инструментами современной технологии устойчивого социально-экономического развития (стратегия, среднесрочные планы, схема территориального планирования и др.) создаст устойчивые предпосылки наращивания конкурентных преимуществ агломерации. Опыт Минрегиона в этом по сравнению с другими министерствами и ведомствами сегодня является уникальным.

Пути содействия формированию адекватных городских агломераций в России и роль федерального центра.

Механизмы управления развитием агломерации лежат главным образом в сфере инфраструктурного развития территорий и институциональной обустроенности основных рынков. Тем не менее, сегодня реализация крупных межрегиональных инфраструктурных проектов и решение проблем поддержания единого правового пространства в РФ представляют сложность. Необходимо решать комплекс вопросов административного характера, например, связанных с конфигурацией границ новых регионов и перспективами их объединения, разграничения полномочий и механизмы совместной реализации инфраструктурных проектов на территории нескольких субъектов федерации и т. п. Для этого нужен универсальный алгоритм решения новых нестандартных управленческих задач, как система правил оптимального сочетания целеполагающегося и административного управления социально-экономическими системами (экономика региона, градообразующие предприятия, крупные корпорации, региональные инвестиционные программы , государственные структуры, общественные организации и др.).

В рамках государственной системы поддержки формирования агломераций так или иначе придется столкнуться и решать задачи по устранению правовых и иных противоречий, в частности, созданию избирательного механизма освобождения стоимости реализованного инвестиционного проекта в рамках формирования агломерации от ряда налогов. Например, можно разработать и внедрить механизм возмещения налога на прибыль от средств, вложенных в проект после его вхождения в эксплуатационную фазу. На уровне региона при соответствующем изменении федерального законодательства можно подобным образом минимизировать для инвесторов суммы уплаченного налога на имущество организаций и налога на землю. Это должно решаться на федеральном уровне через координацию в общей системе государственного устройства. При этом основным требованием должны стать решения, основывающиеся только на интересах целого, а не его частей: развитие агломерации должно осуществляться путем развития всего агломерационного ареала (а не только города, как ядра агломерации). Для полномочной федеральной структуры координация такого подхода не будет представлять особой сложности, но будет оправдана с государственной точки зрения и выполнения федеральных приоритетов развития страны и ее территорий.

Выделение содействия формированию городских агломераций в качестве приоритета, за который может быть ответственно (координатор в силу межведомственности формирующихся в рамках агломерации интересов) проистекает из Стратегии 2020 и пяти задач Президента (модернизация экономики)

В рамках работы по новому федеральному приоритету (поддержка формирования городских агломераций) необходимо акцентировать усилия на следующих направлениях:

· Развитие экономических преимуществ агломераций;

· Создание правовых основ и эффективной структуры управления агломерациями;

· Обеспечение прав собственности;

· Развитие транспорта и получении доходов от транспорта;

· Обеспечении правильной структуры поселений;

· Четком определении роли городских центров в рамках агломерации;

· Компетенции и полномочиях;

· Развитии глобальной и региональной конкуренции.

Особо необходимо выделить направление «управление агломерациями». Формирование современной агломерации имеет под собой мощные предпосылки и происходит в порядке естественного хода вещей, чаще всего вне зоны системного (пока она не выстроена) воздействия. Тем не менее, процессы, лежащие в его основе, представляются управляемыми. Это объясняет мотивы властных структур актуализировать и усилить доступные инструменты управления процессами складывания и развития современных городских агломераций – центров постиндустриальной экономики.

Агломерация – это не сумма частей, а единый объект, который не должен формироваться спонтанно. Роль федерального центра – помочь формированию агломераций с заданными свойствами, помогая определять такие ее параметры, которые способствуют достижению как экономических, так и социальных, экологических целей, задать правовые рамки, обеспечивающего политическую стабильность, охрану прав собственника, создавая равные условия ведения бизнеса, пресекая нечестную конкуренцию и т. п.

Поэтому проблема городских агломераций, особенно в российских условиях - не столько экономическая проблема подтягивания государством определенных ресурсов. Это, прежде всего, проблема реализации внятной социальной политики, системно развертываемой на корпоративном и региональном уровнях.

Московская, Санкт-Петербургская, Самарско-Тольятинская, Екатеринбургская, Нижегородская, Ростовская, Новосибирская, Волгоградская, Казанская, Челябинская, Омская, Саратовская, Пермская, Уфимская, Красноярская, Новокузнецкая (Кузбасская), Краснодарская, Иркутская, Воронежская, Владивостокская. , Нижне-Камская (Набережночелнинская).

Тульско-Новомосковская (1,026,069 чел.) и Нижне-Камская (Набережночелнинская, 1,102,635).

Состав агломераций определен экспертным путем

Всплеск интереса к агломерациям в России обусловлен рядом причин, связанных с ролью городов в современном обществе, с возникновением новых процессов развития крупных городских систем. Сегодня, в посткризисное время, эта проблематика приобретает особо приоритетное значение, что связано с проведением в России новой территориальной политики, предполагающей формирование регионов, конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе, особенно в контексте ухода от сырьевой модели экономического роста.

В.В. Путин в статье «О наших экономических задачах» (январь 2012 года) отметил, что «освоение территории России надо начинать с земель вокруг крупных экономических центров. Расширение «агломерационного радиуса» наших городов в 1,5-2 раза увеличит доступную территорию в несколько раз. Это позволит полностью преодолеть ее дефицит, снизить стоимость жилых и производственных помещений на 20-30%. Это позволит также значительно поднять и доходность пригородного сельского хозяйства, и качество жизни работников аграрного сектора».

Специфика нашей страны, это - масштабность пространства, последовательность формирования государственной территории, степень освоенности, уровень социально-экономического развития и сформированности систем городов, пространственным рисунком расселения, ход урбанизации и т.д.

Данные Всероссийской переписи населения 2010 года, показывают, что Россия остается урбанизированной страной. Доля городского населения в 2010 году составила 73,7% (против 73,3 переписи 2002 г.). Численность населения при этом сократилась в 63, но в 20 регионах увеличилась, при этом внутрирегиональная динамика численности показывает, что областные центры по-прежнему активно интегрируют сельское население. Так, в Красноярском крае с 2002 г. численность населения сократилась на 137,8 тыс. человек (на 4,6%), в то время как количество жителей Красноярска за этот же период выросло на 65,3 тыс. (7,2%) - до 974,7 тыс. Городом-миллионником Красноярск стал в 2012 году.

Процесс урбанизации в России также имеет свои особенности, обусловленные слабым рынком земли и недвижимости, централизованным планированием. Переход к рыночным отношениям вызвал серьезные изменения в развитии городов. Так, спад промышленного производства привел к резкому росту безработицы, неполной занятости населения и бедности в крупных городах. В результате города стали местами концентрации социальных проблем. Кроме того, конец эпохи индустриализации и быстрое развитие сектора услуг положили начало этапу субурбанизации, который в России происходит более быстрыми темпами, чем в странах, где данный процесс происходил эволюционно.

Отличительной особенностью развития российских городов является маятниковая миграция: жители пригородов вынуждены искать работу в городе, а горожане, наоборот, начинают постепенно приобретать недвижимость за городом, где сохраняются обширные пространства, занятые дачными участками. Часть из них используется лишь в летний период, часть перестраивается и превращается в полноценные загородные дома, предназначенные для круглогодичного проживания.

В последние годы субурбанизация в России характеризуется наличием двух параллельных процессов. С одной стороны, дачные поселки перестают быть лишь местом летнего отдыха и источником продуктов питания, они начинают застраиваться домами для круглогодичного проживания. С другой стороны, наблюдаются активная застройка свободных земельных участков в пригородах коттеджами и образование поселений другого рода. Различие данных процессов заключается в том, что в первом случае речь идет в основном об индивидуальном жилищном строительстве, осуществляемом владельцами или арендаторами земельных участков для собственных нужд.

Российская субурбанизация также имеет свои особенности. Так, если в европейских странах городские жители, переезжая в пригороды, продавали свое жилье в городе, и загородный дом для них становился основным местом жительства, то в России, как правило, он становится вторым домом, поскольку, переезжая в коттедж, люди предпочитают сохранять городские квартиры.

Агломерационные процессы в России развиваются в нескольких направлениях. Среди официально заявленных проектов агломераций наиболее динамично развиваются и изучаются ситуации в центральной части России. В то время как Западная и Восточная Сибирь имеют иные масштабы пространств, иной рисунок городской сети. В Европейской части сеть городов охватывает почти все пространство, образуя агломерационные сгущения в главных узлах расселения. Из городских агломераций России, выделенных П.М. Поляном и Т.И. Селивановой более 80% находятся в Европейской части, где сеть городов охватывает почти все пространство, образуя агломерационные сгущения в главных узлах расселения.

Концентрация населения в агломерациях дает возможность использовать фактор численности населения как средство социально-культурного и торгового развития, потому что рост числа жителей, переваливающий за миллион, делает эти поселения инвестиционно привлекательными для прихода сюда крупных торговых сетевых структур, приносящих широкий ассортимент товаров и услуг. Каждый из городов агломерации в отдельности не способен обеспечить экономическую выгодность существования мощных развлекательных и культурных учреждений и, как следствие, разнообразие форм досуга, развлечений и информации, экономически привлекательную среду для малого бизнеса и т.п., и лишь объединение их в рамках единой структуры управления способно инициировать реализацию крупных инвестиционных проектов. Кроме того, агломерации создают более гибкий рынок рабочей силы, так как предоставляют отдельному человеку более широкий выбор мест приложения труда и стимулируют его к тому, чтобы переучиваться и адаптироваться к изменяющемуся балансу возникающих, «сжимающихся» и расширяющихся видов деятельности.

В настоящее время большой интерес вызывают перспективы формирования и развития крупных городских агломераций Сибири, поскольку потребность Сибири и Дальнего Востока в крупных центрах по сравнению с западной частью России гораздо больше. Так, в «Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации», указывается на то, что «для реализации экономического потенциала Сибири необходимо транспортное и энергетическое обеспечение комплексного развития всех крупных городов и агломераций (Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Омск, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул) как опорного каркаса расселения в «коридоре» от Поволжья до Дальнего Востока с учетом укрепления международного железнодорожного транспортного коридора между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, обустройства пограничных переходов на границе с Китаем, Монголией и Казахстаном».

Таким образом, городские агломерации - это сложный и комплексный объект, особенностью которого является наличие тесных экономических, социальных, экологических взаимосвязей между входящими в него территориями. Главные преимущества агломерации - возможность для всех ее жителей пользоваться услугами, доступными в крупных городах, и более широкий, чем в отдельном поселении, выбор места работы.

Уникальные стартовые позиции с точки зрения как социальной и экономической подготовленности территорий, так и протекающих там естественных процессов развития и объединения городских образований, имеют потенциальные сибирские агломерации.

Целенаправленное формирование современных городских агломераций в Сибири с высоким качеством урбанистической среды позволит замедлить процесс миграции населения в европейскую часть России и привлечь трудовые ресурсы из ближнего зарубежья. Именно сибирские города-миллионеры могут стать реальными «узлами» социально-культурного и экономического каркаса, соединяющего европейскую и азиатскую части страны. В этом смысле стратегии развития городских агломераций Сибири имеют не только региональный, но и государственный масштаб.

Агломерация существует уже сейчас. Строго говоря, агломерация - скопление населенных пунктов, главным образом городских, объединенных интенсивными производственными, хозяйственными и культурными связями. Это процесс в первую очередь демографический и экономический, он происходит независимо от наших пожеланий.

Первый признак, по которому можно утвердительно ответить на вопрос о существовании агломерации, - прочные экономические связи между городами. Второй - маятниковая миграция, то есть регулярное перемещение жителей из одного населенного пункта в другой и обратно, например на работу и учебу. Как известно, сейчас 12,2% ангарчан и 22% шелеховчан ежедневно приезжают в Иркутск на работу и учебу, а по крайней мере один раз в месяц бывают в Иркутске 48,7% жителей Ангарска и 72,3% жителей Шелехова. Сколько людей ежедневно приезжают в Иркутск из других пригородных населенных пунктов - Листвянки, Мегета, Большого Луга и других - пока неизвестно, известно только, что устойчивая маятниковая миграция существует.

С экономической точки зрения агломерация - это крупные рынки, интересные для потенциальных инвесторов. Например, единый потребительский рынок, не зависящий от границ городов. Единый рынок труда и недвижимости. Если транспортные системы достаточно развиты, человек, который работает в Иркутске, может купить себе квартиру в Шелехове, на 30% дешевле, рядом с детским садом и аквапарком, а за покупками ездить в огромный мегаполис - и не испытывать при этом никаких неудобств.

Развитие агломерации - это формирование новых стандартов качества жизни на территории - таких, которые удержат здесь население и привлекут новых жителей.

Первый вывод, который может сделать деловой человек из планов агломерации: в каких-то районах Иркутска (а также Ангарска и Шелехова) жизнь начнет бить ключом, а в каких-то поутихнет. Изменятся транспортные потоки, какие-то районы станут более привлекательными для состоятельных граждан, какие-то - менее.

Вопрос о формировании и развитии городских агломераций в России вновь поставлен на повестку дня и вызывает оживленную дискуссию. С одной стороны, идея широко обсуждается во властных кругах, опередив по популярности некогда модную тему использования кластерного подхода как основного инструмента в развитии территории, а с другой – встречает волну негодования в среде экспертного экономгеографического сообщества.

Очевидно, у столь различных настроений по поводу возможностей управления развитием российских агломераций существуют серьезные фундаментальные основания. На наш взгляд, их можно охарактеризовать следующим образом: если властные структуры начинают рассматривать современную городскую агломерацию в качестве еще одного инструмента управления развитием социально-экономических процессов в России, то их оппоненты в большей степени склоны видеть в агломерации сложный феномен, сложившийся естественным путем. Участвуя в дискуссии, они вполне справедливо обращают внимание на внешние следствия развития агломерации, которые часто носят резко негативный характер – ухудшение экологической ситуации в зонах расселения, упрощение системы расселения и ее сжатие и т.п.

Между тем, представляется, что сегодня необходимо пересмотреть само понимание процессов агломерирования, сложившееся в экспертном сообществе. Устаревшее и редуцированное представление об агломерации приводит к недооценке ее положительных эффектов и значительного числа сфер, на которые она может оказать влияние и которыми руководствуются чиновники и политики, делая сегодня выбор в пользу концепции поддержки развития городских агломерации.

С уверенностью можно сказать – процессы формирования и развития городских агломераций в России носят иной характер, нежели они имели место в 1970-1980-е гг., когда в стране формировались так называемые «промышленные» городские агломерации. Последние складывались в условиях доминировавшей «фордистской» системы организации производства и преобладания в крупных городах административной и производственной функций. В СССР агломерации формировались по принципу удобного объединения групп производств (создающих связанные цепочки добавленной стоимости) и размещения вблизи центров производства необходимых трудовых ресурсов. Например, функциональная организация экономики Ленинграда в полной мере копировалась в каждом из его городов-спутников, с учетом изменения масштабов и административной субординации. Основной связывающей инфраструктурой являлась железная дорога, ориентированная, прежде всего, на перевозки грузов.

Такие агломерации действительно не представляют ценности с точки зрения новых экономических и социальных реалий.

Однако сегодняшний интерес к концепции городской агломерации связан с тем, что экспертами зафиксированы принципиально новые процессы развития крупных городских систем. Они напрямую связаны с вызовами, с которыми сталкивается бурно развивающаяся и обновляющаяся экономика России. Эти вызовы кратко характеризует укрупненное представление о механизмах роста экономики нашей страны в средне- и долгосрочной перспективе (см. рис. 1):

Для обеспечения устойчивых высоких темпов экономического роста Россия должна переходить к развитию на основе так называемого нового «портфеля ресурсов» (человеческий капитал, емкие и динамичные рынки, инновации, высокотехнологичные основные фонды и постиндустриальный тип организации производства). Городские агломерации являются локусами постиндустриальных процессов и в этой связи источниками будущей конкурентоспособности России в глобальной экономике. Поэтому интенсивное развитие крупных городских агломераций должно стать важной задачей в рамках стратегии развития РФ на долгосрочную перспективу.

В рамках исследования ЦСР «Северо-Запад» новых вызовов и процессов, развивающихся в Москве, Санкт-Петербурге и их агломерациях, были выявлены следующие важнейшие этапы развития крупных городских агломераций: (1) индустриальная агломерация, о которой мы уже упоминали; (2) агломерация трансформационного периода (в Западной Европе и США он протекал плавно в течение 1960-1970-х гг. и был связан с переходом к «распределенным» моделям организации производства, развитием сектора услуг и формированием предпосылок для складывания экономики постиндустриального типа, тогда как в России он оказался скоротечным и совпал с быстрой трансформацией всей социально-экономической системы страны в конце 1980-х - начала 1990-х гг.); (3) динамичная агломерация и (4) развитая постиндустриальная агломерация. Краткая характеристика каждого этапа представлена на рис. 2:

Фактически переход от индустриальной агломерации к постиндустриальной проходит три основных фазы. Эти фазы объединяют в себе комплекс реальных социально-экономических процессов (уже произошедших, либо протекающих в настоящий момент в Московской и Санкт-Петербургской агломерациях), изменяющий функциональную и пространственную структуру экономики территории и являющихся основанием для принятия важнейших инвестиционных решений со стороны федеральных и региональных органов власти.

Первая фаза развития предполагает агломерацию (укрупнение) рынка труда. В РФ катализатором трансформации рынка труда стал резкий спад промышленного производства. В наиболее жесткой форме он проявился в небольших промышленных городах. В результате сектор услуг на протяжении всех 1990-х гг. оставался практически единственным направлением, обеспечивающим одновременно рост занятости и адекватный уровень доходов для населения. Наиболее динамичными очагами развития сферы услуг стали центральные районы крупных городов, которые начали «пересобирать» управление потоками товаров, информации, капиталов и трудовых ресурсов.

Следствием этого стало увеличение трудовой маятниковой миграции в центры городов из пригородов: в Москве она резко увеличилась в конце 1980-х – начале 1990-х гг., в Петербурге – в середине 1990-х гг. - и сохраняется на высоком уровне и сейчас. При этом на трудовую маятниковую миграцию из пригородов в центр накладывается потребительская маятниковая миграция. В итоге «вылетные» автомагистрали и пригородные электропоезда мегаполисов перегружены, особенно в часы «пик». По некоторым оценкам, до 50% населения такого города как Гатчина (удаление от Санкт-Петербурга составляет десятки километров) ежедневно отправляется на работу в соседний мегаполис. Все это привело к формированию фактически единого, более мощного во всех отношениях рынка труда складывающейся агломерации.

Вторая фаза перехода к постиндустриальной агломерации состоит в формировании единых рынков торговой, жилой и производственной недвижимости. Ряд функций «ядра» города (потребление, развлечения, производство) перемещается на периферию и в подцентры – там растет спрос на землю и базовые инфраструктуры (тепло-, электро-, водоснабжение, а также автодорожную инфраструктуру). В Московской и Санкт-Петербургской агломерациях эти процессы протекали крайне интенсивно и привели к складыванию в короткий период времени мощных центров потребления как в ткани самих городов, так и в пригородах, непосредственно прилегающих к «вылетным» автомагистралям.

Характерной особенностью этой фазы является рост благосостояния населения и, как следствие, рост автомобилизации и мобильности жителей. Теперь они готовы не только совершать длительные поездки за город за покупками, но и более охотно меняют место жительства. В результате, Московская Кольцевая автодорога (МКАД) и Кольцевая автодорога (КАД) в Санкт-Петербурге выполняют не только и не столько функцию объездных автодорог, но являются фактически элементом единого транспортного каркаса агломераций: на МКАД и КАД складываются пояса торгово-развлекательных (ТРК) и логистических комплексов. Такие ТРК появляются и в основных горо, дах-спутниках. Новые заводы, ориентированные на рынок Москвы, производители размещают главным образом в Подмосковье, стремясь снизить, затраты на землю, недвижимость и трудовые ресурсы. С конца 1990-х гг. Москва и Подмосковье переживают бум комплексной жилой застройки. Примером схожих процессов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области является проект комплексной жилой застройки Кудрово.