Что будет в экономике в году. Коротко о главном: российская экономика—2017. Снижение доходов населения


В начале 2017 г. Правительство России заявило о том, что в отечественной экономике отмечены положительные изменения важнейших экономических индикаторов – объем потребления электроэнергии увеличился на 2%, объем грузовых перевозок – на 4%, объем продаж автопрома – на 6,3%, индекс предпринимательской уверенности поднялся до максимальных значений с 2012 г.

ЦБ прогнозирует, что по итогам 2017 года рост экономики России составит 1,7-2,2%.

По мнению ученых, со второй половины 2016 г. экономика России вошла в фазу циклического подъема, которая будет продолжаться и в следующие два года.

Поэтому, если не будет каких-то сильных внешних шоков, российской экономике гарантированы положительные, хотя и довольно невысокие темпы роста.

Когда объявляется о том, что экономика начинает постепенно восстанавливаться, россиянам очень хочется верить и надеяться, что и в будущем в экономике все будет хорошо, а значит, жить им станет лучше.

Формирование позитивных экономических ожиданий чрезвычайно важно для экономики, потому что, действуя в соответствии со своими ожиданиями, участники экономической жизни способствуют претворению своих ожиданий в реальность.

Позитивные ожидания относительно экономической ситуации в России подкрепляются прогнозами ведущих мировых экономических организаций.

ООН в своем докладе «Экономическая ситуация в мире и перспективы на 2018 год» повысил темпы роста российского ВВП в 2017 г. с ранее ожидавшихся 1,1% до 1,8% и в 2018 году, соответственно, с 1,4% до 1,9%.

ЕБРР ожидает, что рост ВВР России в 2017 г. составит 1,8%, Еврокомиссия – 1,7%, ОЭСР – 1,9%, Всемирный банк - 1,7%.

Посмотрим на сложившуюся в нашей экономике ситуацию с разных сторон.

По данным Росстата, если считать возможным им полностью доверять, в России в первой половине 2017 г. ВВП повысился на 1,5%, на 2,5% выросли инвестиции. Снижение заработной платы в промышленности России до уровня, более низкого, чем в промышленности Китая, повысило конкурентоспособность отечественных товаров, что наряду с другими факторами способствовало увеличению объёмов внешней торговли.

Удалось остановить рост потребительских цен и тарифов, инфляция снизилась до рекордного уровня в 3,8 – 4%. Очень важно то, что замедление инфляции не только повышает покупательную способность населения, но и позволяет сделать дешевле кредитные ресурсы и, таким образом, повысить спрос на заемный капитал. Благодаря уменьшению процентных ставок в совокупности со снижением уровня инфляции объемы кредитования в России увеличились.

Несмотря на уход с рынка наименее эффективных предприятий из-за снижения спроса на их продукцию, безработица составила только 5,8%. Приостановилось падение доходов населения и распространение бедности.

Санкции и действия валютных спекулянтов не смогли обвалить курс рубля.

В ряде отраслей, включая такие как машиностроение, отрасли ОПК, сельское хозяйство, производство бытовых товаров началось активное импортозамещение. Во многом благодаря этому, как объявил Росстат, главными драйверами роста отечественной экономики стали не сырьевые отрасли, как это было прежде, а информационно-цифровые технологии, сельское хозяйство и оборонно-промышленный комплекс.

Особый оптимизм порождает умение наших граждан приспосабливаться к трудностям. Россияне смогли найти для себя новые виды экономической деятельности, хотя, нередко, и с меньшими доходами.

Это позитивный взгляд на ситуацию. Но есть и серьезные опасения. Прежде всего, они вызваны тем, что, несмотря на все меры, которые предпринимает Правительство, страна продолжает жить в условиях высокой зависимости от состояния мирового сырьевого рынка. Увеличение стоимости барреля нефти всего на $1 ежемесячно приносит российскому бюджету дополнительно 250 млн. долларов.

Многое в осуществлении на практике всех программ и планов по развитию отечественной экономики будет зависеть от ситуации в мировой экономике, и прежде всего в экономике США и Китая.

В значительной степени именно этим можно объяснить то, что Минэкономразвития смотрит на будущее российской экономики достаточно осторожно, ожидая рост ВВП в 2018 году на уровне 1,5% в условиях базового сценария развития. Базовый сценарий предполагает, что стоимость барреля нефти будет находиться в диапазоне 40-50 долларов.

Более оптимистический взгляд на экономическую ситуацию у Центра Стратегических Исследований Алексея Кудрина, который прогнозирует в 2018 г. экономический рост в 2,7%. Этот прогноз исходит из ожидания восстановления внутреннего спроса за счет кредитования и повышения доходов.

Однако последний фактор у многих экономистов вызывает сомнения, поскольку в первом полугодии 2016 года реальные зарплаты россиян снизились на 2,5%.

Практически ни один эксперт не делает слишком позитивных прогнозов для экономики России, поскольку еще очень свежи вспоминания о том, как быстро ситуация может измениться в худшую сторону. Многие независимые аналитики и представители ряда мировых экономических компаний говорят о том, что ситуация в российской экономике может улучшаться, но процесс этот будет происходить очень медленно, сопровождаться скачками инфляции и нестабильностью положения во всех сферах.

В СМИ высказывается также опасение по поводу того, что излишний оптимизм государственной власти приведет к ошибочному выводу о том, что в российской экономике все хорошо, и она не нуждается ни в каких реформах.

В действительности структура экономики и ее научно-технологический уровень практически не изменились и не соответствуют современным требованиям.

С.А.Логвинов, проф. каф. «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при Правительстве РФ;
Е.Г.Павлова, доц. каф. «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при Правительстве РФ.

Итоги 2016 года практически подведены. По официальной версии Россия уже давно прошла дно, экономика растет уверенно, что Росстат подтверждает своими ноябрьскими данными. Объективно картина иная: Россия вступила в длительный период стагнации, хотя некоторые кризисные явления статистически и сглажены, речи о росте экономики не идет. 2017 год станет периодом пролонгации инерционного сценария развития, при котором власть будет придерживаться формулы «переждать и перетерпеть», использовать традиционные рецепты антикризисной программы в лучших канонах МВФ.

Какие прогнозы экономического развития были даны для России на 2017 год? Были даны прогнозы от тех, кто вторит власти, что в стране все идет в правильном направлении, мы выходим из кризиса. Были оценки и тех, кто постарался объективно, хотя и в сглаженной форме дать оценку экономической ситуации. Разберемся в прогнозах.


ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ. ИНЕРЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

По словам экономиста Saxo Bank Якобсена в российской экономике не ожидается непредвиденных поворотов. По его словам «в последние 20 лет здесь ничего не меняется, поэтому давать прогнозы по экономике России очень легко», экономических реформ как не было, так и нет. Все планы по реформам ограничиваются разговорами. Согласно его прогнозу рост ВВП будет нулевым, что, впрочем, не поставит под вопрос переизбрание Владимира Путина на новый срок.

Согласно прогнозу Всемирного Банка от ноября 2016 года в 2017 году экономика России вырастет на 1,5% при условии, что цены на нефть в среднем будут на уровне $ 55 за баррель, однако несмотря на этот относительно позитивный прогноз Всемирный банк указывает на то, что «этот всплеск роста, однако, вряд ли сможет переломить ситуацию с точки зрения построения более диверсифицированной экономики». Негативно повлияют на экономику санкции, сокращение финансовых резервов России, уязвимость экономики к внешним шокам. Однако банк надеется, что в 2017 году вновь возобновятся такие факторы роста, как инвестиции и потребительский спрос.

Прогнозы ЕБРР также показали, что к концу 2017 года возможна смена спада на небольшой рост. МВФ также прогнозирует восстановление экономики в 2017 году, но связывает он это только с ростом цены на нефть. Ожидаемый прирост ВВП может составить 1%. МВФ исходит также из такого фактора роста, как внутренний спрос, который согласно прогнозу должен перейти к восстановлению. Но здесь нужно понимать следующие факторы:

МВФ оперирует статистикой, предоставляемой российской статслужбой;

МВФ исходит из своих идеологизированных представлений экономической модели, которая игнорирует понятие национальных интересов.

Однако МВФ однозначно констатирует, что несмотря на призывы диверсифицировать экономику, чтобы ускорить темпы экономического роста, этого так и не произошло, потому рост вряд ли окажется устойчивым и будет основан на восстановлении цены на нефть.

Журнал «TheEconomist» прогнозировал рост на 0,7%. Он также отметил, что негативными факторами останутся структурные проблемы, низкий уровень инвестиций, ужесточение фискальной политики. Все это будет сдерживать прирост ВВП на уровне до 2% и в будущем. Журнал прогнозирует сохранение напряженных отношений с Западом, рост связей с Азией и отсутствие экономических реформ, хотя власть и попытается улучшить эффективность государственного управления. Но к реформам в сфере экономики это уже не имеет никакого отношения.


Таким образом, мировые структуры при прогнозе говорят скорее о конъюнктурном росте за счет нефти, и полностью отрицают рост за счет структурных реформ, поскольку последние так и остались всего лишь красивыми лозунгами президента.


ВАРИАНТ ВТОРОЙ. ОФИЦИАЛЬНЫЙ

Это сценарии развития экономики, разработанные государственными и окологосударственными структурами - Минэкономразвития, Банком России и прочими. Их своеобразие состоит в том, что они вариативны: обычно это набор нескольких сценариев, которые в совокупности могут покрыть все варианты развития. При таком прогнозировании уже сложно предъявить претензию, что-то вышло не так, отклонилось от прогноза. Среди всех сценариев за базовый, как правило, берется средний, являющийся пролонгацией трендов ушедшего года.

Согласно ЦБ наиболее вероятный сценарий тот, при котором существенных колебаний на рынке нефти не произойдет и цена на энергоресурс останется на уровне 40 долларов за баррель. Это сценарий «адаптации субъектов экономики к изменению внешних условий», то есть ЦБ исходит из того, что в новом году не будет никаких структурных реформ и преобразований, страна продолжит развиваться инертно. Темп роста составит 0,5–1% с последующим ростом в будущем на уровне 1,5–2%, показатель инфляции должен уложиться в 4%. Но стоит отметить, что уже не первый год власти выбирают 4% в качестве таргета. ЦБ планирует смягчить денежно-кредитную политику в новом году, снизить ставки кредитования, что будет содействовать и потребительскому спросу, и инвестиционному. Резких колебаний курсов не прогнозируется.

Однако помимо этого серединного прогноза есть сценарий более и менее благоприятный. Но в обоих из них все расчеты строятся опять же на основе цены на нефть. При негативном варианте, когда стоимость нефти составит 25 долларов за баррель, ВВП упадет на 1–1,5%, а при цене в 55 долларов прирост ВВП может составить 1,2–1,7%.

Минэкономразвития также представил три варианта прогноза.

Базовый - это сценарий сохранения неизменных внешних факторов и сдержанной бюджетной политики. При нем прирост в 2017 году будет на уровне 0,6% (базовый сценарий). Инфляция при этом составит около 4%, но наибольший вклад в инфляцию внесет рост цен на продовольствие. Промышленное производство вырастет на 1,1%, что в основном будет обеспечено за счет государственного заказа. Курс доллара в среднем за год составит в данном сценарии 67,5 рублей за доллар. Для «базового +" внешняя обстановка будет более благоприятной: цена на нефть на уровне 48 долларов за баррель, прирост ВВП составит 1,1%. В целевом сценарии ставка идет на переход к инвестиционной модели развития, что будет содействовать росту экономики в 2017 году на 1,8%. Таким образом, при любом варианте развития потолок прироста ВВП на 2017 год составляет 2%. Кремль даже не думает менять ситуацию и довольствуется тем, что показатель ВВП едва преодолеет отрицательную отметку.

Говоря о том, насколько эти прогнозы могут быть реализованы, стоит отметить, что январские показатели этого года уже лучше прогнозных значений. Курс доллара сейчас составляет менее 60 рублей за доллар, в то время как среднегодовой по базовым прогнозам будет равен 67,5. Нефть сейчас стоит свыше 55 долларов за баррель, хотя по прогнозам 40. Если прогнозы будут иметь небольшую степень погрешности, то уже в скором времени стоит ожидать снижения цены на нефть и ослабление рубля. Но самое главное состоит в том, что независимо от того, были ли прогнозы даны западными структурами, или отечественными, все они исходят из того, что ничего в экономике меняться не будет, произойдет пролонгация курса, и никаких реформ.


ПРОГНОЗ ОТ ЦЕНТРА СУЛАКШИНА

В 2017 году на экономику России будут оказывать влияние те же негативные факторы, которые действуют на протяжении последних нескольких лет:

Никаких реформ и стратегии преобразования страны;

Сохранятся санкции, сдерживающие экономический рост страны. Это будет вызвано как невыполнением Минских соглашений, так и военной операцией России в Сирии, новые санкции будут вызваны хакерской активностью России;

Низкие цены на нефть, которые по примеру 80-х еще длительное время будут держаться на ограниченном уровне;

Кремль выберет стратегию развития по Кудрину, при которой ставка будет сделана не на стимулирование экономики, а на сдерживание роста за счет режима экономии;

Центральный банк будет занят вопросами обеспечения низкого уровня инфляции, попыткой довести ее до таргетного значения, чисткой банковского сектора;

Перед властью как и в предыдущий год остро будет стоять вопрос наполнения бюджета: объемы добычи нефти сократятся, если рост цен на нефть и будет, то весьма незначительный, бюджет будет нуждаться в новых источниках дохода, которые правительство рассчитывает получить за счет населения.

2017 год станет очередным периодом застойных явлений в российской экономике, когда идея трансформации экономики будет сведена к триумфальному возвращению к сырьевой модели, от которой впрочем никто и не отходил. Нефть немного подрастет, и это вселит оптимизм в государственную власть, для которой реформы страшнее медленного сползания в пропасть третьесортной страны, экономика которой явно не соответствует ни размерам государства, ни ее потенциалу.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Как Росстат оказался эффективнее Правительства в борьбе с кризисом

Экономические итоги 2016 года

Новогоднее обращение президента: российский формат

Подпишитесь на нас

Позитивные итоги 2017 г., в частности, возобновление роста реального ВВП, рост инвестиций в основной капитал во многом стали следствием выхода экономики из фазы циклического спада. Однако структурные и внешние факторы в 2018 г. не могут поддержать экономический рост. Для обеспечения устойчивого экономического роста новое правительство должно больше внимания уделять проведению структурных реформ, в числе которых бюджетный маневр, разгосударствление экономики и снижение регулирования внешнеэкономической деятельности.

Сергей Дробышевский, Сергей Синельников-Мурылев | 5 февраля 2018 14:59

В 2014–2015 гг. резкое негативное изменение условий торговли привело к потере валового внутреннего дохода России на 13–14% (в 2015 г.). Однако реальный валовой внутренний продукт снизился только на 2,5% (и еще на 0,2% – в 2016 г.). В 2017 г. российская экономика вернулась к положительным темпам роста реального ВВП (около +1,5%). При этом рост мировой экономики в 2017 г. оценивается в 3,6–3,7%, что уже близко к уровням благополучных нулевых годов. Положительные темпы роста отмечены практически во всех странах Евросоюза и в Японии. Вместе с тем вряд ли можно с полным основанием утверждать, что последствия кризиса 2008–2009 гг. преодолены в глобальном масштабе. А применительно к России – что мы вышли на новую траекторию устойчивого роста, и угроза новой рецессии, причем даже в краткосрочном перспективе, в 2018 или 2019 гг., – миновала.

В целом экономические результаты 2017 г. находятся в рамках ожиданий, причем, пожалуй, ближе к их верхней границе. Следует учитывать, что структурные темпы роста ВВП, зависящие от совокупной факторной производительности, имеющегося объема труда и капитала, в последние годы опустились до 1,0–1,5% в год. Поэтому в условиях сокращающейся численности экономически активного населения без повышения эффективности экономики рассчитывать на более быстрый рост трудно. Условия торговли хотя и улучшились (в частности, цены на нефть сорта Urals оказались в 2017 г. примерно на 25% выше, чем в 2016 г. – 53,1 долл./барр. против 41,9 долл. годом ранее), тем не менее они были хуже, чем в среднем за последние 10 лет. Иными словами, внешний сектор по-прежнему не мог внести заметный положительный вклад в темпы роста экономики.

Главным фактором роста, по нашему мнению, можно считать завершение отрицательной фазы делового цикла и возвращение к циклическому росту. Это как раз соответствует темпам роста экономики в 1,5–2,0% в год, наблюдаемым в 2017 г. Аналогичных значений экономического роста в России мы ожидаем и в 2018 г.

2017 г. и деловой цикл

Следует обратить внимание на некоторые особенности понимания делового цикла в современной экономической теории. Теория реального делового цикла предполагает влияние на экономическую динамику множества случайных, непредсказуемых шоков, которые «зашумляют» возможные циклические (в классическом понимании) колебания экономики и выделение фаз цикла становится условным и, как правило, проводится ex post с заметным опозданием (см., например, практику датировки бизнес-циклов Национальным бюро экономических исследований США.

Можно указать на ряд признаков, которые характерны как раз для фазы выхода экономики из нижней точки делового цикла.

Во-первых, это возобновление инвестиционной деятельности компаний. В 2017 г. картина с динамикой инвестиций в основной капитал выглядела заметно лучше ожиданий. По итогам первых трех кварталов 2017 г. индекс инвестиций в основной капитал составил 104,2% к соответствующему периоду 2016 г., и по итогам года инвестиции выросли в реальном выражении, по нашим оценкам, на 3,5–3,8%. Рост инвестиций является также следствием капиталовложений государства и компаний (как государственных, так и частных) в крупные проекты, такие как Крымский мост, инфраструктура к чемпионату мира по футболу, инфраструктура, транспорт и городская среда в Москве и некоторых других крупных городах.

Во-вторых, это изменение модели поведения населения в области сбережения. Несмотря на сокращение реальных располагаемых доходов населения в 2017 г. на 1,7% (преимущественно – из-за отсутствия индексации заработных плат бюджетников, социальных выплат и отрицательной переоценки валютных сбережений при росте номинального курса рубля), в прошлом году рост розничного товарооборота достиг 1,2%, в том числе примерно на 12% увеличились продажи легковых автомобилей, возобновилось расширение розничного кредитования, быстро растет объем выданных ипотечных кредитов.

В-третьих, это снижение уровня неопределенности и рисков в экономике, в том числе благодаря последовательной экономической политике государства. В 2017 г. ЦБ РФ неоднократно понижал ключевую ставку, однако инфляционные ожидания снижаются значительно медленнее. Когда мы говорим об уровне реальных процентных ставок, правильнее их измерять не как разницу между номинальной ставкой и текущей инфляцией, а как разницу между номинальной процентной ставкой и ожидаемой инфляцией. Поэтому в 2017 г., по мере снижения ключевой ставки и при относительно стабильных высоких инфляционных ожиданиях, мы пришли к ситуации не высоких положительных, а фактически нулевых ожидаемых реальных процентных ставок, что понизило альтернативную стоимость денег в экономике и тоже стимулировало инвестиционную активность. Косвенным подтверждением улучшения ожидаемых условий ведения бизнеса в России можно также назвать перемещение России в рейтинге Doing Business на 35-е место (по сравнению со 120-м местом в 2012 г.).

Рост-2018: какие существуют риски

Если говорить об оценке ситуации в 2018 г., на данный момент мы видим значительное число рисков и ограничений, переходящих из года в год, которые препятствуют ускорению роста. В частности, хотя мы и ожидаем некоторого ускорения структурных темпов роста (ближе к 1,5–2,0% в год) вследствие увеличения инвестиционной активности предприятий и снижения неопределенности в экономике, продолжается сокращение численности экономически активного населения, а темпы роста совокупной факторной производительности без проведения серьезных структурных реформ остаются ниже, чем были в 2000-х годах. Наметившийся рост цен на нефть на рубеже 2017/2018 гг., продление соглашения ОПЕК+ позволяют нам пересмотреть в сторону повышения прогноз ожидаемых в текущем году цен на нефть с 50–52 до 55–60 долл./барр., однако вклад внешнеторговой составляющей в ВВП остается отрицательным. Кроме того, как показал опыт 2012–2014 гг., зависимость экономики в целом от уровня цен заметно снизилась.

Циклическая составляющая роста остается положительной, однако нам видится ряд ограничений темпов в 2018 г., что не позволит экономике в целом, если говорить об инерционном сценарии, расти быстрее, чем на 1,5–2,0% в год:

  • Завершение балансировки на рынке труда (отчасти «смазанной» вследствие сокращения численности экономически активного населения по демографическим причинам) и снижение стоимости труда в экономике. В 2015 г. после девальвации рубля и ускорения роста цен доля заработной платы в ВВП снизилась на 1,0–1,5 п.п. Однако за 2016 г. эта тенденция развернулась и к настоящему времени доля фонда заработной платы в ВВП превысила предыдущие максимумы. Иными словами, позитивный эффект от корректировки заработной платы полностью исчерпан, и издержки компаний на труд снова повышают себестоимость производимой продукции.
  • Рост инвестиций в основной капитал отчасти остается загадкой, так как статистика показывает сокращение доли прибыли компаний в ВВП, возобновление (после короткого перерыва во 2 полугодии 2016 г.) накопления остатков на депозитных счетах компаний в банках, отсутствие расширения банковского кредита нефинансовому сектору. В то же время с учетом эффекта акселератора текущий экономический рост через увеличение желаемого объема капитала должен привести к более высоким темпам инвестиций и в 2018 г.
  • Неопределенность (по крайней мере на протяжении I квартала) относительно будущей экономической политики правительства РФ после президентских выборов и, соответственно, возможного изменения делового и инвестиционного климата в России. Также на протяжении всего года неопределенность для инвесторов, вероятно, будет поддерживаться риском введения новых санкций со стороны США.
  • Усиление конкуренции на мировых рынках сырьевых товаров (не только углеводородов), что сдерживает возможности для наращивания физических объемов нашего экспорта, даже при повышающихся ценах на эти товары.
  • Исчерпание потенциала роста экспорта в сельском хозяйстве. Аграрный сектор экономики и переработка продуктов питания стали заметным фактором экономического роста в 2014–2017 гг. – сначала как реакция на введение продуктового эмбарго со стороны РФ, а потом – в результате благоприятных климатических условий и рекордных урожаев, завершения ряда крупных инвестиционных проектов в аграрном секторе, начатых еще до 2014 г. Однако с началом кризисных явлений число новых подобных проектов в этой сфере заметно снизилось, а без импорта используемых в сельском хозяйстве технологий наращивание урожайности также замедляется.

Что делать?

Таким образом, вопрос о повестке экономических реформ после выборов в марте 2018 г. и формирования нового состава правительства остается центральным пунктом как для ускорения структурных темпов роста, так и для преодоления имеющихся ограничений. По нашему мнению, сам факт принятия программы проведения структурных реформ может оказать позитивное влияние на ожидания экономических агентов, снижение неопределенности и улучшение бизнес-климата, достаточно для достижения в 2018 г. темпов роста реального ВВП не ниже 2,5%. Более высокие темпы роста также возможны и зависят от конкретной повестки и последовательности шагов правительства, скорости проведения преобразований и изменения внешней деловой и политической конъюнктуры.

По нашему мнению, первоочередными шагами в области экономической политики, объявление которых может оказать позитивное влияние на ожидания, могли бы стать:

1. Бюджетный маневр, предусматривающий повышение удельного веса производительных расходов в том числе за счет оптимизации непроизводительных статей. В частности, Центр стратегических разработок предлагает нарастить производительные расходы бюджета к 2024 г. с текущих 11% ВВП до среднеевропейского уровня в 13,5–14,0% ВВП, тем самым преодолеть хроническое недофинансирование (как по международным меркам, так и по требованиям приоритетов внутренней политики) расходов, обеспечивающих долгосрочное развитие и являющихся приоритетными для граждан. При этом вкладывать следует только в те проекты и по тем направлениям расходов, которые имеют наибольшую готовность к структурным преобразованиям, чтобы обеспечить требуемую эффективность.

Для проведения бюджетного маневра без ухудшения ситуации с предоставлением общественных благ и социальных услуг, а также снижения различного рода поддержки граждан расходы расширенного правительства должны оставаться в ближайшие 6 лет на уровне не ниже 34,0% ВВП, а по федеральному бюджету – не ниже 16,5–17% ВВП, что среди прочего требует, по нашему мнению, некоторого смягчения бюджетного правила.

Согласно расчетам ЦСР, перераспределение ресурсов от непроизводительных расходов к производительным в результате «бюджетного маневра» могло бы повысить среднегодовые темпы роста на 0,5 п.п. на горизонте 3–5 лет, а в долгосрочной перспективе обеспечить до 1% дополнительного ежегодного роста.

2. Масштабное разгосударствление экономики. Это позволит сломать тенденцию к сужению пространства для частной инициативы, к эрозии цивилизованных имущественных отношений, к снижению возможностей реализации прав частной собственности (частного бизнеса) и конкурентных рынков в связи с экспансией госсектора де-юре и де-факто. Уменьшение доли государственного участия благотворно скажется на развитии российских финансовых рынков, позволит привлечь иностранные инвестиции, а также сформировать предпосылки для повышения качества корпоративного управления.

Немаловажным является и бюджетный аспект приватизации. В соответствии с бюджетными проектировками на 2018–2020 гг. предполагается проведение достаточно жесткой бюджетной политики: расходы федерального бюджета по итогам 2020 г. будут примерно равняться расходам в 2017 г., что означает их сокращение на 10% в реальном выражении (с учетом инфляции). При этом Россия остро нуждается в повышении инвестиций в человеческий капитал и инфраструктуру, которые должны стать приоритетными направлениями бюджетных расходов. Проведение приватизации позволит изыскать дополнительные ресурсы на финансирование данных направлений. В качестве альтернативы можно рассматривать повышение налоговой нагрузки на экономику, однако в условиях необходимости ускорения темпов экономического роста увеличение налогов вряд ли целесообразно.

3. Либералиазция регулирования внешнеэкономической деятельности. Несмотря на приоритет внутренних факторов роста, снижение зависимости от колебаний внешней конъюнктуры, открытость экономики России в большей степени будут способствовать возвращению инвесторов (в том числе и с российскими «корнями») в страну, деофшоризации экономики, чем «закрытие» экономики, введение различных ограничений на перемещение товаров, капитала и факторов производства. В части налогового администрирования работа Федеральной налоговой службы может быть поставлена в один ряд с лучшими примерами мировой практики, однако совершенствование деятельности Федеральной таможенной службы только началось. В целом, в части регулирования движения капитала, валютного регулирования мы, на наш взгляд, серьезно отстаем от развитых стран.

Необходимо быстрее переходить к единому механизму налогового и таможенного администрирования: таможенные платежи должны контролироваться (и проверяться правильность их начисления) не отдельно по каждой партии товара, пересекающего границу, а в контексте всей хозяйственной деятельности фирмы. Контроль на границе должен осуществляться на основе системы управления рисками (а не минимальной оценки стоимости товара) и установления в соответствии этим финансовых гарантий.

Важным вопросом является изменение системы валютного регулирования. Валютный контроль не нужен макроэкономически и должен быть заменен на налоговый контроль, а также контрольные мероприятия в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.

повысили прогнозы по рейтингу России, а Германия разрешила прокладывать «Северный поток - 2» в своих территориальных водах , с другой, конец года омрачили ожидания санкционных докладов и списков США . Сотрудники РАНХиГС и Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара) представили аналитический обзор "Мониторинг экономической ситуации в России" . В работе проанализированы факторы роста и падения российской экономики, подведены итоги 2017- го и даны рекомендации на 2018 год.

После изменений условий торговли в 2014 году в результате присоединения Крыма и войны в Донбассе в течение трех лет ВВП РФ снижался. Только в 2017 году российская экономика вновь начала расти. Директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский заметил, что итоги года находятся в рамках «верхней границы» ожиданий экспертов. Рост ВВП на уровне 1,4-1,5%, темпы промышленного производства - 1,8%. Он связывает экономический подъем с возобновлением инвестиционной активности компаний. В обзоре говорится, что инвестиции выросли в реальном выражении на 3,5-3,8%. В качестве причин авторы называют капиталовложения государства и компаний в такие проекты, как Крымский мост, проведение чемпионата мира по футболу, развитие московской инфраструктуры и городской среды. Кроме того, положительно сказалось повышение потребительского спроса, вопреки снижению доходов населения на 1,7%. По данным экспертов, в прошлом году рост розничного товарооборота достиг 1,2%, увеличились продажи автомобилей, расширилось потребительское кредитование, увеличился объем выданных ипотечных кредитов.

«Рост цен на нефть в будущем вряд ли станет драйвером экономического роста» (Сергей Дробышевский)

Среди показателей, которые превзошли ожидания экономистов: цены на нефть и уровень инфляции. Одним из успехов прошлого года стало продление соглашения ОПЕК+. Благодаря снижению добычи основных экспортеров углеводородов на 1,8 миллионов тонн произошло повышение нефтяных котировок, а российский бюджет получил 0,7-1 триллиона рублей дополнительно. Нефть в прошлом году стоила на четверть дороже, чем в 2016-м. Однако Сергей Дробышевский подчеркивает, что цены 2017 года все равно были ниже, чем в среднем за последние 10 лет, то есть ниже тех, благодаря которым российская экономика прежде росла. Инфляция же достигла исторического минимума (в новейшей истории РФ) - 2,5% . По словам эксперта, это заслуга последовательной политики Центробанка. При этом инфляционные ожидания населения падают значительно медленнее (в 2017 году на уровне 8,7%). Разница между высокой ожидаемой инфляцией и низкой ключевой ставкой ЦБ тоже стимулирует инвестиционную активность. Улучшение условий для предпринимателей подтверждается перемещением России в рейтинге Doing Business со 120-го места в 2012 году на 35-е.

Еще один фактор подъема экономики в 2017 году - аграрный сектор и переработка продуктов питания. На сельское хозяйство и связанное с ним производство повлияли:

    Введение Россией продуктового эмбарго (как ответная мера на антироссийские санкции),

    Благоприятные климатические условия и рекордные урожаи,

    Государственная поддержка и крупные инвестиционные проекты.

Подобных успехов в аграрном секторе в 2018 году авторы обзора не ожидают: «Без импорта используемых в сельском хозяйстве технологий наращивание урожайности также замедлится». Специалисты Института Гайдара считают, что в российской промышленности сохраняется зависимость от импорта. Несмотря на девальвацию рубля и рост импортных цен, многие предприятия (40%) не готовы отказаться от импорта. Согласно опросам Института Гайдара, импортозамещению мешают:

    Отсутствие российского оборудования и сырья (так ответили 69% компаний),

    Низкое качество отечественных аналогов (37% респондентов),

    Недостаточная поддержка власти и завышенные цены на российские аналоги (10%).

Помимо замедления импортозамещения и сохранения роли импорта на российскую экономику будет отрицательно влиять сокращение экономически активного населения. Кроме того, после девальвации рубля фонд заработной возвращается к прежнему уровню, а доля прибыли компаний в ВВП уменьшается. Однако основной риск связан с санкционной программой США (на протяжении всего года будут публиковаться новые доклады). В этом году возможно непредсказуемое изменение делового климата в России, что вызывает дополнительные опасения потенциальных инвесторов. В "Мониторинге экономической ситуации в России" не исключается и угроза новой рецессии в 2018 или 2019 годах. Аналитики РАНХиГС и Института Гайдара пока не делают развернутых долгосрочных прогнозов, так как будущее российской экономики во многом зависит от решений правительства после президентских выборов. «Сейчас ориентиров дальнейшей политики пока нет», - отмечает Сергей Дробышевский.

Проанализировав тенденции в экономике России, авторы обзора рекомендуют в первую очередь перераспределить ресурсы бюджета с непроизводительных расходов на производительные. То есть преодолеть «хроническое недофинансирование» сфер, связанных с развитием инфраструктуры и человеческого капитала. Во-вторых, они предлагают снизить долю государственной собственности в экономике. По мнению экспертов, это положительно отразится на развитии российских финансовых рынков, привлечет иностранные инвестиции, повысит конкуренцию и роль частной инициативы. К тому же приватизация позволит найти ресурсы на финансирование производительных расходов. Третья рекомендация - это либерализация регулирования внешнеэкономической деятельности. Открытость, как сказано в обзоре, приведет к деофшоризации экономики и возвращению инвесторов (в том числе с российскими «корнями»).

Экономика России в 2017 году входит в период восстановительного роста после двух непростых лет. Эксперты отмечают успехи в значительном снижении инфляции и увеличении ВВП. Они также отмечают об окончании переходного периода. Это означает, что процесс изменения плановой экономики на рыночную, который стартовал в конце 1980-х - начале 1990-х годов, практически завершён. Но правительству предстоит работа по структурным изменениям и снижению зависимости от нефте-газовых доходов.

Среди основных успехов 2017 года экономисты называют стабилизацию важнейших макроэкономических показателей, прежде всего инфляции.

Тем не менее, финансово-экономическому блоку ещё предстоит провести большую работу по структурным изменениям - импортозамещению и снижению зависимости России от стоимости углеводородов. Кроме того, эксперты отмечают неопределённую ситуацию в области инвестиций и благосостояния населения.

В 2017 году российская экономика вышла из рецессии и вернулась к умеренным темпам роста за счёт повышения цен на нефть и стабилизации основных макроэкономических показателей. Такие выводы содержатся в новом докладе Всемирного банка (ВБ). Эксперты прогнозируют рост ВВП России в 2017 и 2018 годах на уровне 1,7%, а в 2019 году этот показатель достигнет 1,8%.

Примечательно, что в своём предыдущем прогнозе мировые кредиторы были менее оптимистичны в оценках. Так, в уходящем году ожидался нулевой экономический рост, а в 2018 и 2019 годах он должен был составить 0,4% и 0,3% соответственно.

Позитивный прогноз отразился и на инвестиционных ожиданиях глобальных игроков. Россия поднялась на пять пунктов в рейтинге конкурентоспособных экономик мира. Такие данные привёл Всемирный экономический форум (ВЭФ) в своём рейтинге глобальной конкурентоспособности стран (Global Competitiveness Index, GCI). Среди 137 проанализированных государств Россия заняла 38-ю строчку. По словам координатора ВЭФ Алексея Праздничных, с 2012 года место страны в рейтинге выросло на 29 позиций.

Значительную часть своего выступления перед журналистами, президент России Владимир Путин во время ежегодной пресс-конференции, уделил вопросам экономики. «Экономика растёт, и это очевидный факт. На сегодняшний день рост ВВП и промпроизводства составляет 1,6%. Очень хорошие темпы демонстрируют автопром, химическая промышленность, фармацевтика, сельское хозяйство - под 3% роста будет в этом году», - подчеркнул глава государства.

Российский лидер пояснил, что экономический рост основан на преодолении «двух известных шоков» - падения цен на нефть и внешних ограничений.

«Наше развитие стало больше опираться на внутренний спрос, что важно для экономики. Мы вышли из рецессии в стадию уверенного развития. Инвестиции в основной капитал составляют 4,2% - это значит, что вложения в развитие в два раза превышают то, что мы видим сейчас», - рассказал Путин.

Экономисты утверждают, что на сегодняшний день особая роль в сдерживании инфляции принадлежит Центробанку. По мнению В. Бессонова, комплекс мер ЦБ привёл к снижению уровня этого показателя даже не до предполагаемой цели властей - 4%, а существенно ниже.

Для России переход к низкой инфляции - это точка запуска долгосрочного кредитного цикла, считает Орешкин. В качестве примера министр привёл ситуацию в экономике США в начале 80-х годов прошлого века. Тогда американский Федрезерв провозгласил политику борьбы с инфляцией, что привело к рецессии 1981-1982 годов. Но именно она запустила длинный кредитный цикл на 25 лет, который помог поддерживать экономический рост.

К важным событиям в 2017 году относятся первый выход властей на рынок внутренних займов после 35-летнего перерыва и третий по счёту в современной экономической истории выпуск новых банкнот.

Первый в новейшей истории выпуск народных гособлигаций не связан с намерением властей частично покрыть дефицит федерального бюджета. По словам замминистра финансов Сергея Сторчака, главная задача - повышение финансовой грамотности населения и расширение сберегательных возможностей россиян.

В начале октября Эльвира Набиуллина и генеральный директор «Гознака» Аркадий Трачук представили новые банкноты номиналом 200 и 2000 рублей.

Аналитики считают, что основные риски 2017 года, которые будут сохраняться в 2018-м, связаны с санкционным режимом. Один из них - вероятность оттока зарубежных инвесторов из российских гособлигаций.

По данным Минфина, доля иностранных инвесторов в ОФЗ сейчас составляет 33%. Ряд экспертов не исключают, что их отток негативно отразится на рубле и спровоцирует значительное ослабление российской нацвалюты. В 2017 году российские гособлигации лидировали на развивающихся рынках, впрочем, доходность ценных бумаг начала расти только с середины октября.

При этом некоторые эксперты довольно оптимистичны в своих валютных прогнозах на 2018 год. Максим Шеин ожидает, что российская нацвалюта останется в коридоре 58-62 рубля вплоть до второго квартала 2018 года.